Победа над фашизмом презентация 9 класс – Презентация на тему «Битва за Берлин» (9 класс)
Конспект урока на тему «Победа над фашизмом»
Тема: Победа над фашизмом.
Класс 9
Учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С.,Российская история XX — начало XXI в.: Учебник для 9-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2008г. (стр.256-264)
Программа: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа / Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2012 г.
Цели урока по линиям развития личности.
1-2 Линия: Картина мира в фактах и понятиях.
Научить выявлять главное в итогах II мировой и Великой Отечественной войнах.
3 Линия: Историческое мышление.
Научить объяснять причины, по которым СССР одержал Победу.
4 Линия : Нравственное самоопределение.
5 Линия: Гражданско-патриатическое саоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки» с гражданских позиций такому явлению как война.
Оборудование: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С.,Российская история XX — начало XXI в.: Учебник для 9-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2012г. (стр.256-264)
Раздаточный материал: карточки с вопросами и заданиями для групп. Использование средств мультимедиа.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
III. Актуализация знаний. Планирование деятельности.
IV. Выражение решения. Применение нового знания.
V. Закрепление изученного.
I Проблема урока: В чем выражается Цена Победы советского народа в Великой Отечественной войны?
I. Проверка домашнего задания
Учитель(наиболее типичные действия, фразы диалога)
Ученики
(ожидаемые действия, ответы)
Разминка
Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо с вами вспомнить материал предыдущих уроков. Поэтому мы сейчас с вами начнем урок с разминки и вспомним основные события в истории Великой Отечественной войны.
30 сентября -20 апреля 1941 г. – Битва за Москву
17 июля 1942 – 2 февраля 1943 гг. – Сталинградская битва
23 июня- 29 августа 1944 г. – освобождение Белорууссии
22 июня 1941 г. – Начало Вов
6 июня 1944 – открытие 2 фронта
8 сентября 1941 г.-27 января 1944 г. – Блокада Ленинграда
5 июля – 23 августа 1943г. – Курская Дуга
6-12 июля 1943 г. – Сражение под Прохоровкой
Проверка знаний по итогам двух конференций (Тегеранская и Ялтинская)
При помощи мультимедийной установки на экран выведены основные положения конференция, необходимо их правильно распределить по столбикам
Учитель переходит к объяснению материала – Берлинская операция
(На экране проецируются слайды штурма Берлина)
Данный видеоролик подготовлен группой учеников, которым было дано опережающее задание, для вхождения в тему урока.
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование и решение проблемы
Знакомство с текстами документов на стра.264. и его анализ:Какой главный вопрос интересует автором текста?
Чем измеряется «Цена Победы» по мнению авторов
Ответы обучающихся:
Вопрос о Цене Победы.
Людскими потерями.
Проблемный вопрос: В чем выражается «Цена Победы»?
Учитель приводит статистические данные о потерях граждан Советского Союза и Германии.
(обсуждение цифровых данных) – включение материала о воинах республики Башкортостан, города Стерлитамака
Вывод: Цена Победы выражается в людских потерях
Учитель зачитывает стихотворение М.Матусовского «Бессмертный подвиг»
(обсуждение данного стихотворения) —
Обучающиеся приводят примеры из жизни конкретных людей, в том числе воинах республики Башкортостан
Вывод: Цена Победы в подвиге солдат и тружеников тыла
Работа в группах: (по тексту учебника стр.260-262)
1 группа
Составить диалог глав Потсдамской конференции
2 группа
Составить Декларацию Потсдамской конференции
3 группа
Определите границы послевоенной Европы
Вывод: Цена Победы в том, что в результате Победы в войне СССР стала сверхдержавой
Учитель завершает урок рассказом о Победе над Японией.
обучающиеся просматривают видеоролик о Великой Отечественной войне.
V. Закрепление изученного.
Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за работу на урокеДомашнее задание: § 25, письменно выполнить задание № 2.
infourok.ru
Trojden | Победа над фашизмом: Данилов Д. Д.
— Объясни значение слов: тоталитаризм и его признаки, демократия.
— Раздели изученную тобой часть истории Второй мировой войны на этапы, укажи названия и границы каждого из них. (§ 11-12) Вспомни, какие чувства вызвала у тебя судьба Анны Франк, дневник которой ты читал на уроках литературы в 7-м классе. (Учебник «Путь к станции «Я»»)
1. «Новый порядок».
К середине 1942 года большая часть Европы, Северной Африки, Восточной Азии и Океании была подконтрольна фашистским странам-агрессорам. На этих территориях либо управляли зависимые от агрессоров правительства (Венгрии, Румынии, Болгарии, Словакии, Финляндии), либо всем заправляли немецкие, итальянские и японские оккупационные власти, с которыми сотрудничали местные организации фашистского толка. Граждане были лишены права избирать власти, создавать профсоюзы и партии, проводить забастовки. За их настроениями был установлен контроль оккупационных спецслужб. Лучшие земли, фабрики, шахты, рудники, нефтяные скважины перешли в собственность оккупантов и работали на их военное производство. Для местного населения был увеличен рабочий день, сокращена зарплата. В Германию принудительно вывозили молодых людей для работы на заводах и фермах вместо призванных в армию немцев.
По всей Европе, подвластной Третьему рейху, началась реализация расовых законов фашистов. Как утверждал Гиммлер, «господствовать должен немец» — представитель «высшей арийской расы», наделенный разумом, благородством и т.д. Те, кто по крови, внешнему облику не соответствовали «признакам чистокровного арийца» (славяне, цыгане и др.), считались «недочеловеками» — полуживотными. Оккупационные власти запрещали им получать образование, медицинскую помощь и объявляли главной обязанностью «труд на немцев и покорность». Немецкие власти разрешали своим солдатам без суда расстреливать «недочеловеков» за малейшее неповиновение. Специально организовав голод, «развивая технику уничтожения», фашисты начали «освобождать жизненное пространство от лишнего славянского населения». Это был геноцид — спланированное уничтожение людей определенной национальности. Евреев же расовая теория объявляла даже не «недочеловеками», а «вирусами-паразитами». Части СС и полицаи из местных жителей сгоняли евреев в закрытые городские кварталы — гетто. Потом всех поголовно — мужчин, женщин, детей — либо сразу расстреливали, либо отправляли в концлагеря. Всего нацистами было уничтожено свыше 6 млн европейских евреев (сейчас это называют холокост*). В концлагерях за колючей проволокой с номерами вместо имен оказались также миллионы военнопленных, коммунистов и антифашистов всех национальностей — русских, поляков, югославов, французов, немцев и т.д. Сначала изнурительной работой их превращали в ходячие скелеты, а потом травили в газовых камерах и сжигали в печах крематориев. Волосы погибших использовали для набивки матрасов, а пепел
* Холокост (англ. Holocaust, от греч. holokaustos) — букв. «сожженный целиком».
Фашист обыскивает поляка
Нацист определяет внешние признаки «арийца»
Еврейка с желтой звездой
Массовый расстрел
Советские дети перед отправкой в немецкий концлагерь
Заключенный концлагеря, бросившийся на колючую проволоку
Несмотря на аресты и казни, на оккупированных территориях, во Франции, Норвегии, Бельгии, Чехословакии, Польше, Югославии, Украине, Белоруссии, России, Китае, ширилось движение Сопротивления. Его организовывали либо либерально-демократические силы (генерал Шарль де Голль во Франции, Армия Крайова в Польше), либо коммунисты (партизаны СССР, Народно-освободительная армия Югославии во главе с И.Б. Тито, Армия Людова в Польше). Отряды подпольщиков и партизан убивали захватчиков и их пособников, взрывали мосты и военные эшелоны оккупантов, организовывали побеги заключенных, вели разведывательную деятельность. В горных районах Югославии, в лесах Белоруссии партизанам удавалось даже освобождать большие территории. Агрессоры были вынуждены направлять против партизан целые дивизии, снимая их с фронтов*. Против движения Сопротивления выступали те, кто сотрудничал с гитлеровскими властями. В Литве, Латвии, Эстонии, Западной Украине из местных националистов, противников коммунизма были сформированы особые отряды СС.
2. Начало перелома в войне: лето — осень 1942 года.
В течение 1942 года страны антигитлеровской коалиции наращивали свое военное производство и превзошли Германию и ее союзников как в количестве, так и в качестве военной техники. Британским военным морякам и летчикам удалось снизить потери своих транспортных конвоев от действий подводных лодок и авиации противника, что позволило снабдить армию всем необходимым. При этом до 1/3 военных материалов англичанам поставляли американцы. В США заводы активно переходили с выпуска холодильников и автомобилей на производство танков, самолетов, боевых кораблей, прочей техники и снаряжения. В результате полностью исчезла безработица, на заводы пришли тысячи женщин и афроамериканцев. Лучшие университеты США, исследовательские центры крупных компаний вели работы по совершенствованию имеющихся и созданию новых видов вооружения. С 1941 года ведущие ученые и инженеры были собраны в рамках секретного Манхэттенского проекта для разработки атомной бомбы (аналогичные работы велись также в фашистской Германии и в СССР). К середине 1942 года по закону о ленд-лизе американские морские конвои в кредит (с выплатой после войны) доставили в СССР сотни танков и самолетов, тысячи автомобилей, тонны продовольствия и стратегических материалов, без которых остановились бы предприятия, умерли бы от голода многие люди. Однако СССР самостоятельно обеспечивал себя основным вооружением, и оно было лучшего качества, чем у союзников (танк Т-34 и самолет-штурмовик Ил-2 были признаны лучшими в своих классах, а аналогов реактивных снарядов «катюша» не имела ни одна армия мира). Советское правительство требовало от союзников открытия второго фронта в Европе, чтобы отвлечь часть немецких сил от советско-германского фронта. Правительства Англии и США, связанные войной в Африке и на Тихом океане, всячески откладывали эту операцию.
Военное производство за все годы войны
США, СССР, Великобритания | Германия и ее союзники | |
Орудия и минометы | 1975,6 тыс. | 398,7 тыс. |
Танки и самоходные орудия | 231,6 тыс. | 46,3 тыс. |
Боевые самолеты | 398,7 тыс. | 89,5 тыс. |
В это время, с августа по ноябрь 1942 года, лучшая 6-я немецкая армия генерала Ф. Паулюса штурмовала Сталинград. В случае взятия города прерывался волжский водный путь, связывающий центральные районы СССР с южными. В войну с СССР готовились вступить Турция и Япония. Бойцы Красной армии обороняли каждый дом, каждый этаж, каждый заводской цех. Непрерывные бои превратили город в груду каменных развалин, в которых сражались и ежедневно гибли тысячи людей. 19 ноября 1942 года, когда до берега Волги немцам оставалось лишь несколько десятков метров, советские войска севернее и южнее Сталинграда перешли в контрнаступление. Эта операция привела к окружению и уничтожению в январе — феврале 1943 года армии Паулюса. Более 300 тыс. солдат немцы потеряли в Сталинградском котле. Их войска на Северном Кавказе, опасаясь окружения, стали спешно отступать. Известие о победе Красной армии в Сталинградской битве породило надежду на освобождение у жителей оккупированных территорий, тысячи новых бойцов стали вливаться в партизанские отряды.
Советские бойцы в Сталинграде
Бой под Эль-Аламейном: английские солдаты берут в плен экипаж немецкого танка
Несколько раньше в Северной Африке англичанам под командованием генерала Бернарда Монтгомери удалось остановить наступление немецко-итальянского корпуса Роммеля на Суэцкий канал. Собрав значительно превосходящие противника силы, 23 октября 1942 года в битве под Эль-Аламейном британцы всей своей мощью обрушились на вражеские позиции. Части Роммеля были отброшены далеко на запад, к границам Туниса. В ноябре 1942 года с другой стороны Северной Африки была высажена 250-тысячная англо-американская армия под командованием американского генерала Дуайта Эйзенхауэра. На его сторону перешли французские войска в Алжире и Марокко, подчинявшиеся до этого профашистскому правительству Франции. 250-тысячная итало-германская группировка в Тунисе была окружена и разгромлена.
Еще раньше, в июне 1942 года, на Тихом океане в битве у атолла Мидуэй сошлись авианосные соединения флотов Японии и США. Японцы, имевшие целью захватить Алеутские острова, намеревались предварительно уничтожить американские самолеты, базирующиеся у атолла Мидуэй. Американцам удалось расшифровать радиосообщения японцев и скрытно подвести к атоллу свою эскадру. В бою американцы потопили все 4 японских авианосца, уничтожили 261 самолет, потеряв при этом 1 американский авианосец и 147 самолетов. Военно-морской флот Японии утратил свое превосходство в центральной части Тихого океана.
Битва японцев и американцев у атолла Мидуэй. Соврем. рис.
Соотношение сил в двух переломных сражениях
Сталинградское сражение | Сражение у Эль-Аламейна | |||
Немцы и их союзники | Советские войска | Немцы и их союзники | Войска Британской империи | |
солдаты | 1 млн | более 1 млн | 104 тыс. | 195 тыс. |
орудия | 10 300 | 15 500 | 1219 | 2311 |
танки | 675 | 1463 | 489 | 1029 |
самолеты | 1216 | 1350 | 675 | 750 |
Определи по таблице, какое из двух сражений имело наибольшее значение. Свой ответ объясни.
Сталинградская битва, сражение под Элъ-Аламейном и у атолла Мидуэй определили начало коренного перелома на всех главных театрах Второй мировой войны — в Европе, в Северной Африке и на Тихом океане.
3. Завершение коренного перелома в войне: 1943 год.
В начале 1943 года немецкое командование попыталось снова перехватить инициативу. В Германии была проведена мобилизация в армию немецких рабочих, которых на заводах заменили военнопленные. На советско-германском фронте немцы планировали окружить и разгромить советские войска, сконцентрированные во фронтовом выступе, известном как Курская дуга. Около 1 млн немецких солдат, лучшие танковые дивизии СС, новейшие танки «тигр», самоходные орудия «фердинанд» были скрытно сосредоточены на этом участке. Однако благодаря данным своей разведки и разведки союзников советское командование смогло подготовить прочную оборону, узнать точную дату наступления. С 5 июля до конца августа 1943 года развернулась битва на Курской дуге. Две недели немецкие танки пытались прорвать оборону советских войск. Когда на одном из участков это отчасти удалось, из резерва была введена советская танковая армия. После крупнейшего в истории встречного танкового сражения 12 июля под Прохоровной (с обеих сторон до 1200 танков) немецкие войска начали отступать. Красная армия перешла в контрнаступление по всей Курской дуге и к декабрю 1943 года, форсировав Днепр, освободила юг России и большую часть Украины.
В дни Курской битвы, 6 июле 1943 года, англо-американские войска были переброшены из Африки для высадки в Италии. В стране вспыхнуло антифашистское восстание. Новое правительство Италии объявило о выходе из войны. Однако Муссолини с помощью немцев удалось восстановить свою власть на большей части территории страны. Новый итальянский фронт в Европе оказался малопротяженным, и немцы не перебросили сюда ни одной дивизии с советско-германского фронта. На Тихом океане во второй половине 1943 года американцы совместно с англичанами, австралийцами, новозеландцами, голландцами, господствуя на море и в воздухе, освобождали от японцев остров за островом, постепенно приближаясь к самому Японскому архипелагу. «Большая тройка» антигитлеровской коалиции — И. Сталин (СССР), У. Черчилль (Великобритания), Ф. Рузвельт (США) — на Тегеранской конференции в ноябре — декабре 1943 года подвела итоги совместной борьбы. Было принято решение открыть второй фронт во Франции весной 1944 года. Сталин заявил о готовности Советского Союза начать войну против Японии после победы над Германией. При этом от США и Великобритании требовалось признание расширения границ СССР на запад, произошедшее в 1939—1940 годах.
4. Победа над фашизмом: 1944-1945 годы.
В фашистской Германии была проведена тотальная мобилизация всех боеспособных мужчин от 16 до 65 лет. Тем не менее зимой — весной 1944 года Красная армия освободила Украину, отогнала немцев от Ленинграда, приблизилась к Прибалтике. 6 июня 1944 года англо-американские союзники наконец открыли второй фронт в Европе. Почти трехмиллионная армия вторжения во главе с американским генералом Д. Эйзенхауэром с Британских островов произвела высадку в Нормандии (Франция). Разведка союзников ввела в заблуждение немцев. Они ожидали десант севернее и не смогли помешать, когда с сотен кораблей под прикрытием тысяч самолетов на берега Нормандии в пяти разных местах высадились сразу пять пехотных дивизий, а в тылу немецкой береговой обороны на парашютах опустились еще три воздушно-десантные дивизии с легкими пушками и танками. Через несколько дней во Франции было уже более 1 млн союзных войск, которые превосходили немецкие силы по количеству солдат и танков в три раза, а по самолетам — в 60 раз. Во Франции начались восстания отрядов движения Сопротивления (коммунистов и либералов), подчиняющихся генералу Шарлю де Голлю. Еще до подхода союзников, 19-25 августа, они смогли освободить Париж. Под ударами коалиции немцы были вынуждены оставить Францию, Бельгию, большую часть Италии и к ноябрю 1944 года отвести свои войска на линию Зигфрида — к укреплениям на западных границах Германии. Все это время главные немецкие резервы уходили на новый Западный фронт. А на востоке Красная армия освободила Белоруссию, прорвалась на территорию Польши и на Балканы. В августе — сентябре 1944 года в Румынии и в Болгарии антифашистские восстания свергли зависимых от Гитлера диктаторов. Почти всю Югославию и Грецию освободили местные партизаны при поддержке Красной армии*. Немцы лишились румынской нефти, продовольствия и сырья бывших оккупированных территорий.
Американская пехота и танки высаживаются в Нормандии
Французский генерал Шарль де Голль в Нормандии
В том же 1944 году, отвоевав в тяжелых боях у японцев Марианские и Филиппинские острова, американские вооруженные силы приблизились к островам собственно Японии, перерезали морские коммуникации, связывающие ее с районами, откуда вывозились нефть и другое стратегическое сырье. Потеряв в морских битвах большинство авианосцев и линкоров, японцы уже не могли остановить американский флот. Однако у Японии сохранялась огромная сухопутная армия, размещенная в Китае, Маньчжурии и на самих островах, — миллионы солдат. В феврале 1945 года состоялась вторая встреча «Большой тройки» на Ялтинской (Крымской) конференции. По просьбе США и Англии Сталин дал согласие на вступление СССР в войну с Японией через два-три месяца после капитуляции фашистской Германии. Были оговорены сроки совместных операций по разгрому Германии и принципы послевоенного устройства.
Советский солдат в освобожденной Молдавии
Сталин, Рузвельт и Черчилль на Ялтинской конференции
Авианосец США в бою у острова Лейте. 1944 г.
Еще до начала Ялтинской конференции руководство Германии предприняло попытку разрушить антигитлеровскую коалицию. Для этого нужно было разгромить англо-американские силы в Европе, убедить их заключить мир «для совместной борьбы с большевистским нашествием» и перебросить все силы против СССР. Летом 1944 года начался обстрел Англии новым «чудо-оружием» — ракетами «Фау-2». Продолжались немецкие разработки атомной бомбы. В декабре 1944 года, когда нелетная погода парализовала деятельность англо-американской авиации, отборные части гитлеровской армии обрушились на союзников в районе Арденн. Под ударами танковых дивизий СС англо-американские войска отступали, сдавались в плен. Немецкие генералы уже мечтали о том, как «сбросят союзников в море». По просьбе У. Черчилля в январе 1945 года на восемь дней раньше намеченного срока в Польше начали наступление советские войска. Немецкое командование вынуждено было перебросить на Восток против СССР значительные силы, в том числе танковую армию СС. На Западе, встречая слабое сопротивление, англо-американские войска в феврале — апреле 1945 года очистили от немцев Нидерланды, Северную Италию, заняли Южную и Западную Германию,
Верхнюю Австрию. 25 апреля 1945 года на реке Эльбе американские войска встретились с советскими, которые к тому времени, преодолев ожесточенное сопротивление немцев, освободили Польшу, Словакию, Венгрию, начали штурм Берлина.
30 апреля 1945 года, когда советские воины, сражаясь с немцами в берлинских развалинах, приблизились к зданию Имперской канцелярии, в ее бункере покончил с собой глава «тысячелетнего» рейха — Адольф Гитлер. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Карлсхорсте (близ Берлина) представители поверженной Германии с одной стороны, и военные руководители СССР, США, Велико
trojden.com
Презентация по истории России для9- 11кл. «Великой Победе (1941- 1945)» посвящается.
Великой Победе посвящается…
(1941-1945 гг.)
Проект создала:
- Ризатдинова Р.И.-МОУ «Санаторная школа-интернат№2» для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Так начиналась война…
- 22 июня 1941 года, в четыре часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. От Балтики до Черного моря забушевал огненный смерч. Вся страна поднялась на защиту своего Отечества.1418 дней и ночей длилась одна из самых кровопролитных и разрушительных войн.
«Я только раз видала рукопашный.
Раз наяву и тысячу во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина.
Крупнейшие сражения Великой Отечественной войны.
- Битва за Москву (30.09.1941-2.02.1942г.г.)
- Сталинградская битва (17.07.1942-2.02.1943г.г.)
- Курская битва (5.07-23.08.1943г.)
- Битва за Берлин (16.04.-2.05.1945г.)
Битва за Москву
- Командующие: Жуков Г.К., Конев И.С.
- Попытки противника прорваться к Москве были сорваны.
- В результате контрнаступления(5-6 декабря) сов. войска отбросили противника на 150-400 км.
- Фашистская Германия потерпела первое серьезное поражение во II мировой войне.
- Битва способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.
- Подняла авторитет СССР и развеяла миф о непобедимости фашистов.
- В 1965г. Москве присвоено звание
- «Город-герой»
Сталинградская битва
- Командующие: Рокоссовский К.К., ВатутинН.Ф.
- Сталинградская битва — одна из крупнейших во II мировой войне.
- Продолжалась 200 дней.
- В результате Сталинградской битвы советские войска вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.
- Сталинградская битва внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей II мировой войны.
Курская битва
- Командующие: ВатутинН.Ф., Малиновский Р.Я.
- 12 июля в районе Прохоровки произошло самое крупное танковое сражение II мировой войны, в котором участвовали 1200 танков и самоходных орудий.
- Курская битва привела к дальнейшему изменению соотношения сил в пользу Советской армии, окончательно закрепила стратегическую инициативу в руках советского командования.
- В Курской битве с обеих сторон были втянуты огромные силы: более 4 млн. чел., св.69 тыс.орудий и минометов, более 13 тыс.танков,12 тыс. боевых самолетов.
- Победа в Курской битве стала одним из важных этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией.Впервые Москва салютовала победе в Курской битве.
Битва за Берлин
- Командующие: Жуков Г.К., Конев И.С., Рокоссовский К.К.
- Завершающая наступательная операция, проведенная 16.04-8.05
- Группировка советских войск насчитывала 2,5 млн. чел., около 42 тыс.орудий и минометов, свыше 650 тыс.танков.
- Советские войска нанесли несколько мощных ударов на широком фронте, уничтожив берлинскую группировку.
- 30 апреля над рейхстагом было водружено Знамя победы
- 8 мая в Карлхорсте был подписан акт о капитуляции Германии.
- День 9 Мая стал Днем Победы.
Маршалы Великой Отечественной войны
Жуков Г.К.
Мерецков К.А.
Рокоссовский К.К.
Конев И.С.
Говоров Л.А.
Малиновский Р.Я.
Города-герои
- Москва
- Киев
- Минск
- Брест
- Одесса
- Севастополь
- Волгоград
- Мурманск
- Тула
- Ленинград
- Керчь
- Новороссийск
- Смоленск
Война в работах скульптора Вучетича Е.В.
«Магнитка победила Рур»
Вклад Магнитогорска в разгром врага
Каждый второй танк, каждый третий снаряд были сделаны из магнитогорской стали.
За вклад в победу над фашизмом ММК был награжден орденом Ленина.
Герои – магнитогорцы:
30 тысяч магнитогорцев защищали Родину. 32 из них получили высокое звание «Героя Советского Союза»: Дема Л.В., Бибишев И.В., Зайцев К.С., Надеждин И.П., Павлов Н.П., Тарасенко И.И., Казаков А.Е. и другие…
Цена победы
Цена победы чрезмерно велика. В развалинах лежали 1710 городов, свыше 70 тыс.сел и деревень были сожжены. На фронте, в плену и на оккупированных землях погибли до 27 млн. чел.
Вечная память павшим!
Пусть не все герои- Те, кто погибли, Павшим – вечная слава!
Вечная слава!!!
Литература:
- Великая Отечественная война. Словарь- справочник, М, Издательство «Политическая литература», 1998 г.
- Энциклопедия «Великая Отечественная война», М, Аванта+, 2003 г.
- Слово о Магнитке. М, Издательство «Политическая литература», 1979 г.
- www.Rambler.ru
- www.Yandex.ru
intolimp.org
Урок истории в 9 классе по теме: «Суд над фашизмом»
Разделы: История и обществознание
Тема урока: “Суд над фашизмом”.
Цели урока:
- показать бессмертный подвиг советского народа, духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость в борьбе с фашизмом;
- сохранять и приумножать славные традиции стойкости, мужества и безграничной преданности Родине;
- воспитывать патриотизм, мужество, духовное Братство;
- сохранять связь поколений, развивать чувство осознанности безграничной силы духа и воли человека.
Оформление: на доске – плакаты “Фашизм – это человеконенавистничество”, “Фашизм – это презрение к другим народам”, “Фашизм – это культ грубой силы”, “Фашизм – это унижение человеческой личности”. В центре, у доски – стол судей, слева – обвинитель (на столах таблички с надписью страны, которую он представляет), справа – адвокат и скамьи и трибуна для выступления свидетелей. Представители прессы.
Ход урока.Вступительное слово учителя. Фашизм! Сколько горя, слёз, смертей он принёс миру. Человечество не знало тех ужасов, тех разрушений, которые принесли с собой фашисты.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Он ставит своей целью разжигать вражду, пропагандируя шовинизм и человеконенавистничество. Там где начинал господствовать фашизм, о людях забывали, об их достоинствах, об их уме, об их великих достижениях, если они действовали вопреки фашистским интересам. Вторая мировая война показала всю пошлость фашизма, человеконенавистничество, дикость, зверство, до отупения и т. п. За 6 лет Второй мировой войны погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые деяния фашизма и осудим его политику.
Звучит первый куплет песни “Священная война”.
Объявление: “Встать! Суд идёт!”
Входят судьи, обвинители и занимают свои места. Урок ведёт председатель суда (ученик).
Председатель:
Сегодня мы судим фашизм, судим преступников мира! Сегодня прошло почти 60 лет со дня победы над фашистской Германией. Все люди мира проклинают фашизм. Кто же его главари? Слово предоставляется обвинителю от Германии.
Выступает делегат от Германии: мы – представители той страны, откуда фашисты начали свои крестовые походы против народов всего мира, против свободы.
Мы, молодое поколение, не знали тех ужасов, которые выпали на долю старшего поколения. Мы осуждаем тех, кто допустил в нашей стране к управлению эту чёрную смерть. Её главарей.
Адольф Гитлер (1889–1945 гг.) – главарь германского фашизма. Во время Первой мировой войны – ефрейтор кайзеровской армии. В 1920 году возглавил фашистскую партию. Написал при помощи Гесса книгу “Майн кампф” (“Моя борьба”), в которой проповедовал антикоммунизм, расизм и милитаризм, излагал программу германского фашизма: война за “жизненное пространство” на востоке и установление мирового господства германского империализма. Гитлер и его сообщники развязали Вторую мировую войну.
Генрих Гиммлер (1900–1945 гг.) – один из инициаторов создания системы концентрационных лагерей. Агентура гестапо имелась на предприятиях, организациях, в жилых кварталах. Ей были представлены права без суда казнить “ государственных преступников”, заключать в концлагеря “правонарушителей”. К 1939 г. в Германии было арестовано около 225 тыс. человек (немцев). Гестапо проводило аресты и пытки мирных жителей, бесчеловечные казни тяжелобольных и ослабленных людей (“в жизненном отношении малоценном”), расстреливало военнопленных и партизан. Под руководством Гиммлера был разработан план “Ост”. Его суть – в политике геноцида, осуществляемой империалистами в разных районах земли. Источник этой политики – расовая ненависть. Фашисты стремились к захватам, установлению господства, так называемых, “высших” рас и истреблению “ низших” рас. Предполагалась в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31миллиона человек с территории Польши и западных районов СССР (80–85% польского населения, 65% населения Западной Украины, 75% населения Белоруссии, значительная часть населения Латвии, Литвы и Эстонии) и поселить на эти земли 10 миллион немцев. Оставшееся население подлежало онемечиванию. Ещё до начала выселения было задумано на оккупированных территориях уничтожить 5 – 6 миллионов евреев. Предполагалась истребить 30 миллионов русских.
Герман Геринг (1893–1946гг.) – летчик в период Первой мировой. Организатор провокации поджога рейхстага и массовых убийств советских людей на оккупированной территории. Инициатор создания гестапо (тайной государственной полиции), которая стала централизованной карательной организацией.
Звучит I куплет. “Бухенвальдский набат”. Все встают.
Председатель: слово просит представитель польского государства.
Обвинитель от Польши: 1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начало ВторойI мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. По данным органов СС, к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов, в апреле 1944 г. – 20 основных и до 1000 филиалов. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек. Состав узников увеличивался за счёт схваченных участников движения Сопротивления в оккупированных странах, военнопленных, государственных и политических деятелей, а так же мирных жителей.
Через эпидиаскоп смотрим таблицы и анализируем.
Фашистские лагеря смерти, созданные на территории СССР в годы Великой
Отечественной войны гитлеровскими оккупантами.
Название лагеря | Местонахождение | Количество погибших (тыс. чел.) | Страна | Всего погибших в стране человек |
Тростянецкий Гомельский Витебский Минский |
Около Минска Гомель Витебск Минск |
200 Около 100 Около90 Около 80 |
Белоруссия | 2 198 000 |
Яновский Славутинский Дарнитский Сыретский г. Хорол |
г.Львов. Хмельницкая обл. Киев Киев Полтавская обл. |
200 150 68 25 53 |
Украина | 4 497 000 |
Саласпилсский Даугавпилс |
Около Риги | 100 160 |
Латвия | 644 000 |
Панеряй Аметус Каунас ( 6 форт) (9 форт) |
Около Вильнюса | 100 60 35 80 |
Литва | 666 000 |
г. Нарва | 30 |
Эстония | 125 000 |
Фашистские лагеря смерти созданные на территории Западной Европы в 30–40-е гг. XX в.
№ | Название лагеря | Год создания | Страна | Количество филиалов | Фактически прошло через лагерь | Всего погибло пленных | Из скольких стран | Сколько нацио- нальностей |
1 | Маутхаузен | 1938 | Австрия | 49 |
335 т. |
110 т. |
15 |
20 |
2 | Майданек | 1941 | Польша | 10 |
1,5 млн. |
50 |
||
3 | Освенцим | 1940 | Польша | 45 |
4 млн. |
27 |
||
4 | Штутгоф | 1939 | Польша | 80 |
120 т. |
85 т. |
19 |
|
5 | Треблинка | 1941 | Польша | 1 млн. |
800 т. |
|||
6 | Дахау | 1933 | Германия | 250 т. |
70 т. |
24 |
||
7 | Равенсбрюк | 1939 | Германия | 100 |
130 т. |
93 т. |
27 |
|
8 | Бухенвальд | 1937 | Германия | 66 |
240 т. |
56 т. |
33 |
|
9 | Заксенхаузен | 1936 | Германия | 53 |
200 т. |
100 т. |
27 |
Председатель: слово предоставляется подлинному свидетелю зверств фашизма Бородину Филиппу Михайловичу 1912 года рождения, уроженцу села Курск-Смоленки Чебулинского района Кемеровской области.
Свидетель:
“Я был призван в армию в 1941 г. Во время обороны города Канев (пристань на р. Днепр, недалеко от Киева) с 9 по 15 августа советские войска, в которых я находился, 16 августа оставили г. Ород. В ходе отступления наших войск я попал в плен. Концлагерь находился прямо на территории музея Т.Г. Шевченко. Когда оказались в плену, состояние солдат было отвратительное. Люди уже были без еды 8–10 дней. Выжить удалось тем, что ели кору деревьев и коренья, которые добывали в лесу! Иногда вдоль дороги, по которой вели пленных, добрые люди оставляли хлеб, картошку, капусту. Их не страшил немецкий автомат.
Меню в лагере состояло из хлеба, картошки, пшена… Пили воду из лужи с грязью и кровью пополам. Спали на земле под открытым небом и в дождь и в снег. Ежедневно от холода погибало более 100 пленных. Лагерь представлял собой обнесённый колючей проволокой пустырь и вышку; пленным приходилось по месяцу и больше ожидать своей участи”.
Удар колокола.
Председатель: Из документов Нюрнбергского процесса следует рассказ свидетеля из Освенцима.
Небольшой польский городок, расположенный в 59 километрах от Кракова. Место болотистое, сырое, малярийная местность. Почти на 500 га расползлось по земле это чудовище – завод по умерщвлению людей. Этот лагерь был построен в мае 1940 года. Он был сделан из расчета на 10 тысяч узников, потом увеличился до 250 тысяч человек.
Там были граждане разных стран: американцы, поляки, французы, немцы – всего 27 национальностей. Ежедневно в лагерь пребывало 3 – 5 железнодорожных эшелонов, по 1500–3000 человек в каждом. Из каждого эшелона фашисты отбирали по 200–500 физически здоровых, трудоспособных людей для работы в лагерях, а остальных – сразу же направляли прямо в газовые камеры и крематории”.
Удар колокола.
Председатель: Слово для подверждения фашистских злодеяний предоставляется свидетелям из Чехословакии.
Гордон Яков, уроженец Вильнюса: “Меня привезли 22 января 1943 года. Всего в эшелоне было 3600 человек, всех остальных сожгли в крематории – в том числе мою жену Матильду, сына 4,5 лет, отца 73 лет и мать 64 лет”.
“В июне – июле 1944 года в крематории сжигали днем и ночью. Кроме огня из труб крематориев, горело 2 больших костра, которые горели огромным пламенем. Всю ночь были слышны вопли и крики, лай собак эсэсовцев. Так в один день уничтожили 500 детей” – профессор Пражского университета Бертольд Эпштейн.
Председатель: слово имеет обвинитель от Франции.
Профессор анатомии Клермон-Ферранского университета (Франция) Анри Лимузен вспоминает: “Нацисты очень часто производили над заключёнными опыты, которые влекли за собой смерть или в лучшем случае увечья и инвалидность.
– сотням заключённых делали прививки заразных
болезней;
– другие служили для опытов, насколько
человеческий организм может выдерживать холод;
– стерилизация, а затем кастрация;
– умерщвление людей в газовых камерах газом
“Циклон В”. С 1942 по 1944 гг. было уничтожено около 4
млн. поляков, русских, евреев;
– фашисты срывали у мёртвых золотые коронки с
зубов».
Председатель: слово для обвинения просит представитель из Англии.
“Преступления, совершённые в Гданьске, потрясли своей чудовищностью. Здесь были специальные камеры – хранилище для трупов, чаны и ванны для вымачивания и дубления человеческой кожи и т. д. Горы человеческих голов и черепов, гильотинированные и трупы, в ваннах куски уже “выработанной” человеческой кожи лежали в углах помещения. Кожа шла на перчатки, на абажуры для ламп, сувениры, разные поделки. Из человеческого жира изготовляли мыло. Одна производственная варка занимала от 3 до 7 дней. Чтобы получить 25 кг мыла, требовалось 70–80 кг человеческого жира (примерно 40 трупов).
В лагере Биркенау мы обнаружили огромный сарай, доверху забитый тюками. Из разорванного тюка вываливались густые пряди волос. Ещё и ещё…. Гитлеровцы использовали женские волосы в промышленном производстве – перерабатывали их в войлок и пряжу, из которых делали носки для подводников и железнодорожников”.
Председатель: история мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированной территории СССР. Так свидетельствует Муса Джалиль – человек, чья судьба словно вобрала в себя все ужасы, тяготы и горечь войны. Он был казнён в январе 1944 г. в Моабитской тюрьме. Читается стихотворение “Варварство”.
Председатель: из показаний свидетелей и потерпевших.
Из воспоминаний Федора Семёновича Пшеничного, уроженца п. Верх-Чебула Кемеровской области. “В 1941 г. воевал в звании лейтенанта стрелковой дивизии на Северо-западном фронте. Это было неподалеку от Спас-Демьянска, у села Медведки.
Бой был ночью, а когда утром отбили село, то увидели страшную картину: колодец, который весь до краёв был наполнен трупами изуродованных малолетних детей. Волосы вставали дыбом. Всё можно было ожидать от фашистских палачей, но такого зверства над детьми никто не мог себе представить”.
Председатель: Из архивных записей, представленных в книге С.Т. Кузьмина “Сроку давности не подлежит”.
Описываются события в городе Керчь. “Противотанковый ров. Здесь фашисты совершали массовое истребление советских людей. Целым партиями по нескольку сот человек привозили сюда мирных жителей города, расстреливали из пулеметов и автоматов. Семь тысяч граждан Керчи погибло в этом месте. В противотанковом рву были найдены трупы 245 детей. Пуховым платком закутала мать дочурку при расставании с жизнью. Харьков. На улицах и площадях трупы расстрелянных мирных жителей. Всюду следы ужасных злодеяний, совершенных гитлеровцами. Они сожгли госпиталь, переполненный тяжелоранеными красноармейцами. Здесь были обнаружены сотни трупов. Комиссия экспертов установила, что многих калек, безногих заживо сожгли. Киев в ноябре 1943 г.
Трудно охватить одним взглядом бесконечные штабеля трупов, раскинувшиеся на огромной площади пустыря. Вот и Бабий Яр – место массовых казней.
Просмотр и анализ таблицы “Массовые расправы фашистских оккупантов над гражданским населением на оккупированной территории”.
Наименование поселения | Страна | Число погибших |
Тютен (деревня) | Голландия | 666 чел. |
Орадур-сюр-Глан (деревня) | Франция | 600 чел. |
Ясеновский лагерь | Хорватия | 700 тыс. чел. |
Аблинг (деревня) Пирчупис (деревня) |
Литва | 42 чел. 119 чел. |
Аудрине (деревня) | Латвия | 245 чел. |
Девятый форт (ров) | Эстония | 80 тыс. |
Клоог (поселок) Лемматси (село) |
2000 12 000 |
|
Хатынь (деревня) | Белоруссия всего в 186 деревень | 149 чел. |
Керченский ров Красуха (деревня) |
7000 чел 280 чел. |
|
Бабий Яр | Украина | Более 100 тыс. |
Председатель: суд удаляется на совещание.
Выходит корреспондент: 7 млн. граждан нашей страны предъявили свои счеты фашистам.
Можете ли вы представить свои личные счеты гитлеровским бандитам?
Выступление учащихся о родственниках, погибших во время войны.
Заключительное слово учителя. Подводится итог о том, сколько в нашей области, районе, селе пропало без вести, погибло на фронте, в плену.
Вопрос | Район | Село |
Пропало без вести | 1318 | 55 |
Погибло на фронте | 1263 | 45 |
Погибло в плену | 41 | 7 |
Умерло от ран | 308 | 22 |
Объявляется минута молчания
Входят судьи. Председатель: встать, суд идёт. Для зачтения решения суда прошу всех встать!
На полях битв человечество уже вынесло свой приговор германскому фашизму. В огне величайших в истории человечества битв героической Советской Армией и доблестными войсками союзников были не только разгромлены гитлеровские орды, но утверждены высокие и благородные принципы международного сотрудничества, человеческой морали, гуманных правил человеческого общежития.
Капитуляция фашистской Германии ещё не капитуляция фашизма. Общая ненависть к фашизму, которая заставила все народы плечом к плечу драться в этой войне, эта ненависть должна и сейчас сохраниться в арсенале людских чувств. Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которые излечиваются просто солнцем и свежим воздухом…
Во имя священной памяти миллионов невинных жертв фашистского террора, во имя укрепления мира во всём мире, во имя безопасности народов в будущем – мы предъявляем подсудимым полный и справедливый счёт. Это – счёт всего человечества, счёт воли и совести свободолюбивых народов. Пусть же свершится правосудие!
Исполняется последний куплет песни “Бухенвальдский набат”.
Литература.
- Всекузбасская книга Памяти. Кемерово, 2000 г.
urok.1sept.ru
Вклад физиков в победу над фашизмом. Презентация
ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» УКП при ФКУ ИК-8
ВКЛАД УЧЁНЫХ-физиков
в дело великой Победы
(презентация)
Подготовила Г.Ф. Полещук
Начало Великой Отечественной войны
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов.
Широко известны слова нашего знаменитого авиаконструктора Семёна Алексеевича Лавочкина, сказанные им в лихие военные годы : «Я не вижу моего врага – немца-конструктора, который сидит над своими чертежами в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним.… Я знаю, что бы там не придумал немец, я обязан придумать лучше. Я соберу всю свою волю и фантазию, все мои знания и опыт, … чтобы в день, когда два новых самолета – наш и вражеский – столкнутся в военном небе, наш оказался победителем».
Истребитель Ла-5 обладал мощным двигателем, большой скоростью подъёма, огневой мощью, значительной высотой подъёма- более 11км.
Истребитель Ла-5
Истребитель Ла-2 ( конструкции С.А. Лавочкина )
* Самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны – Як -3, сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева; его высота полёта равна 12 км, для подъема на 5км ему требовалось всего 4,1мин.
Истребитель Як-3
* Пикирующий бомбардировщик ТУ -2, созданный в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева. Он развивал скорость до 570 км/ч; специальное оборудование позволяло ему прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета.
Академик Келдыш
Мстислав Всеволодович
Решил задачу флаттера – самопроизвольного разрушения крыла самолёта. Появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолётов.
Из воспоминаний летчика – трижды героя Кожедуба Ивана Никитовича.
В экстремальных ситуациях самолету удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную на несколько десятков километров в час .
Этот факт свидетельствует о большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику.
В конструкторских бюро танкостроения тоже полным ходом шла напряженная творческая работа. В 1943г. под руководством инженеров Ж. Я. Котина , А.И. Благонравова, Н.Л. Духова в очень короткие сроки был создан новый тяжелый танк ИС-2 массой 45 тонн; его технические характеристики в лучшую сторону отличались от параметров предшествующих моделей.
Тридцать лет Ж.Я. Котин возглавлял конструкторский коллектив Кировского завода, где под его руководством были созданы мощные танки Второй мировой войны, а в послевоенное время — трактора и вездеходы, среди которых известный в нашей стране и за её пределами трактор «Кировец» (К-700).
Жозеф Яковлевич Котин
ИС-2 был самым мощным и наиболее тяжело-бронированным из советских серийных танков периода войны: толщина брони была 90-120 мм,
развиваемая скорость — до 52 км/ч.
На базе этого танка в 1944г. было создано несколько тяжёлых самоходных артиллерийских установок, в том числе на гусеничном ходу – ИСУ-152,
что нанесло сокрушительный удар по
представлениям фашистов, о техническом
превосходстве их танков ( «пантер», «тигров») над нашими.
Николай Александрович Астров — ведущий разработчик лёгких
танков военного периода.
Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Н. А. Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода.
Для обеспечения плавучести танк был оснащен дополнительными поплавками, размещенными вдоль бортов корпуса. Развивал скорость на суше до 40 км/ч, а на плаву — до 6 км/ч.
Т-37А — советский малый плавающий танк .
T-34 — самый массовый средний танк Второй мировой войны
А.А. Морозов — главный конструктор КБ Уральского танкового завода
С началом войны работу по размагничиванию судов и защиту кораблей от магнитных мин возглавил профессор А.П. Александров. Под его руководством работали: И.В. Курчатов, Ю. С. Лазуркина, С. Е. Лысенко, П. Г. Степанова, К. К. Щербо
Анатолий Петрович Александров
А.Т. Качугин — автор множества патентов и закрытых разработок Минобороны
Разработал одну из модификаций
«зажигательных бутылок», «партизанскую мастику».
А.Ф. Иоффе — русский физик и организатор науки.
Разработал термоэлектрогенератор- источник питания для радиоприемников и передатчиков, которые использовались в партизанских отрядах. Термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, готовым к действию в любое время.
П.П. Кобеко – член-корреспондент академии наук.
Группа учёных, под руководством П.П. Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова ( ЕГО ПРОЧНОСТЬ, ХРУПКОСТЬ , ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ, УСЛОВИЯ ПРОЛОМА ) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
Над созданием гвардейского
миномёта БМ-13 «Катюша»
Трудились главный конструктор А.В. Костиков,
инженеры: В.Н. Галковский, И.И. Гвай, А.С. Попов,
А.П. Павленко, Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев и др.
Снаряд этого орудия представляет собой
пороховой реактивный двигатель. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивает на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров.
Испытания нового оружия произвели сильнейшее впечатление даже на видавших виды военачальников.
Там где только что виднелись мишени, уже крутились огненные смерчи, заливая далёкий горизонт багровым заревом .
Юрий Борисович Кобзарев
Установка, созданная в лаборатории Юрия Борисовича Кобзарева, позволяла обнаруживать технику противника на значительных расстояниях. Радиолокационные установки охраняли и воздушное пространство на подступах к столице нашей Родины
Китайгородский Исаак Ильич
Изобрёл пуленепробиваемое стекло для самолётов.
Примечательно, что учёные, которые работали в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, — фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество.
Академик С.И. Вавилов:
« Советская техническая физика … с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки.
Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».
Спасибо за внимание!
При подготовке презентации использовала ресурсы интернета:
http://www.myshared.ru/slide/460620/ «Вклад учёных-физиков в дело Великой Победы»;
http://lib2.podelise.ru/docs/60891/index-16841.html устный журнал учителя С.Е Тигановой, МКОУ Ровенская СОШ;
http://www.myshared.ru/slide/97829/, Сарахман И.Д., МБОУ СОШ№8, г. Моздок
http://go.mail.ru/search_images?q=6374087590153117897-самолёты ВОВ
http://go.mail.ru/search_images?q- танки
http://go.mail.ru/search_images?q= артиллерия
http://go.mail.ru/search_images?q=urlhash=9178051832004079041С.В. Ильюшин
http://go.mail.ru/search_images?q=urlhash=329221509537493708 С.А. Лавочкин
http://go.mail.ru/search_images?q=urlhash=8235685529586019002 А.Н Туполев
Журнал «Физика в школе»
Внеклассное мероприятие в 10 классе , учитель Павленко Нейля Булатовна.
kopilkaurokov.ru
Победа над фашизмом. Этапы Второй мировой войны
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: Завершающий период Великой Отечественной войны.
Слайд 1
Завершающий период Великой Отечественной войны.Слайд 2
Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. Германия СССР 5 млн. человек (236 дивизий и 18 бригад), свыше 6,3 млн. человек, 5,4 тыс. танков и штурмовых орудий, свыше 5 тыс. танков и САУ, до 55 тыс. орудий и минометов, свыше 95 тыс. орудий и минометов, Более 3 тыс. самолетов 10 тыс. самолетов Советские военные заводы производили танков в 7 — 8 раз, орудий в 6 раз, минометов почти в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем перед войной. Верховное Главнокомандование поставило перед Красной Армией задачу очистить советскую землю от врага, приступить к освобождению европейских стран от оккупантов и закончить войну полным разгромом агрессора на его территории.
Слайд 3
«Десять сталинских ударов» 27 января 1944 года первый крупный удар был нанесен по противнику под Ленинградом. Была прорвана блокада, а немецкие войска отброшены к Нарве и Пскову.
Слайд 4
«Десять сталинских ударов» В феврале — марте 1944 года крупное наступление советских войск было предпринято на Украине. В результате от оккупации была освобождена практически вся Правобережная Украина. В апреле — мае 1944 года завершился разгром немецких войск в Крыму. Если немцам потребовалось в 1941 — 1942 гг. 250 дней для того, чтобы оказаться в Севастополе, то советским войскам для его освобождения понадобилось всего три дня.
Слайд 5
«Десять сталинских ударов» 6 июня войска союзников начали грандиозную десантную операцию в Нормандии. Это означало открытие долгожданного второго фронта . Чтобы не дать немцам возможности перебросить войска на запад, 10 июня Красная армия начала летнее наступление на Карельском перешейке. Прорвав линию Маннергейма и заняв Выборг и Петрозаводск, советские войска вынудили Финляндию выйти из войны и начать переговоры о мире.
Слайд 6
«Десять сталинских ударов» Самым мощным было наступление наших войск в Белоруссии (операция «Багратион»), начавшееся 23 июня. Главный удар был нанесен на центральном направлении, где из-за обилия озер и болот противник не ожидал наступления. Особенно неожиданным для него был танковый прорыв советских войск на этом участке фронта. В результате немецкие войска были наголову разбиты в районе Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. В окружении оказалось до 30 дивизий противника. Освобожденной от врага оказалась не только вся Белоруссия, но и значительная часть Литвы и восточной Полыни. Рассеченной надвое оказалась и группа немецких армий «Север» в Прибалтике.
Слайд 7
«Десять сталинских ударов» В августе на южном направлении Красная армия разгромила в районе Кишинева немецко-румынские войска. В окружении оказались 22 дивизии противника, которые после отказа сдаться были уничтожены. В результате рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны оказалась выведена Румыния . Ее столица Бухарест была 31 августа занята советскими войсками. 8 сентября Красная армия перешла границу Болгарии. 20 октября совместными усилиями войск 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии был освобожден Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии.
Слайд 8
«Десять сталинских ударов» В сентябре — октябре 1944 года были освобождены от немцев основные территории Эстонии и Латвии, а 38 дивизий противника окружены и уничтожены южнее Риги. Осенью советские войска вышли на границу Венгрии и Чехословакии. Опасаясь выхода Венгрии из войны, Гитлер ввел свои войска в Будапешт. Но изменить ситуацию на фронте это уже не могло. Ударами с севера и юга Красная армия сомкнула кольцо вокруг венгерской столицы. В окружении оказалось почти 200 тыс. вражеских войск. Тогда же был нанесен удар по немецким войскам в северной Финляндии, после чего началось освобождение от немцев Норвегии.
Слайд 9
Крымская (ялтинская) конференция В условиях стремительно развивавшегося наступления Красной армии 4 — 11 февраля под Ялтой (Крым) состоялась вторая личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина , Ф. Рузвельта и У. Черчилля. Главными вопросами были уже не столько военные планы разгрома Германии, сколько послевоенное устройство мира. Были согласованы условия безоговорочной капитуляции Германии, оговорены условия ее оккупации и демилитаризации.
Слайд 10
Крымская (ялтинская) конференция Было принято решение о созыве учредительной конференции Организации Объединенных Наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн. Была принята также Декларация об освобожденной Европе, которая провозглашала, что при решении всех вопросов европейского развития после войны СССР, США и Великобритания должны согласовывать свои действия. СССР вновь подтвердил свое обещание вступить в войну против Японии через 2 — 3 месяца после разгрома Германии.
Слайд 11
Освобождение Европы от фашизма Тем временем наступление советских войск продолжалось. Зажатая в тиски войной на два фронта, Германия быстро теряла силы для дальнейшего сопротивления. Однако основные ее войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте, остававшемся главным. Командующие фронтами на заключительном этапе Великой Отечественной войны: И С. Конев, А. М. Василевский, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, К. А. Мерецков (сидят, слева направо), Ф. И. Толбухин, Р. Я. Малиновский, Л. А. Говоров, А. И. Еременко, И. X. Баграмян (стоят, слева направо). Борьбу против Германии вели 10 советских фронтов в составе 6,7 млн. человек, оснащенных 107,3 тыс. орудиями и минометами, 12,1 тыс. танков и САУ, 14,7 тыс. самолетов.
Слайд 12
Освобождение Европы от фашизма К началу апреля была освобождена территория Венгрии, Польши и Восточной Пруссии. Ра(вернулась битва за Берлин, который Сталин приказал взять любой ценой без помощи западных союзников. Па столицу Германии устремились войска 1-го Белорусского (маршал Г. К Жуков), 2-го Белорусского (маршал К. К- Рокоссовский) и I к) Украинского (маршал И. С Конев) фронтов общей численностью 2,5 млн. человек. 24 апреля кольцо советских войск вокруг Берлина сомкнулось. Для спасения столицы Гитлер стал снимать войска с Западного фронта, чем облегчил задачу англо-американских дивизий. Уже 25 апреля они соединились с советскими частями на Эльбе в районе Торгау.
Слайд 13
Освобождение Европы от фашистов 30 апреля 1945 г. бойцы 150-й стрелковой дивизии М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы. В тот же день покончил жизнь самоубийством Гитлер. Берлинский гарнизон капитулировал.
Слайд 14
Освобождение Европы от фашизма 7 мая 1945 года в 2 часа 40 минут по среднеевропейскому времени в Карлсхорсте под Берлином представителями стран-победительниц и гитлеровским военным руководством был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Актом предусматривалось, что безоговорочная капитуляция вступает в силу с 23 часов 8 мая. От СССР подпись под документом поставил маршал Г. К. Жуков. Со стороны Германии – генерал – полковник Альфред Йодль
Слайд 15
Крымская (ялтинская) конференция Но война для нашей страны завершилась лишь 9 мая, когда капитулировали остатки немецкой армии в Чехословакии. Этот день был объявлен Днем Победы. 24 июня, спустя ровно четыре года после начала войны, на Красной площади состоялся Парад Победы.
Слайд 16
Потсдамская конференция 17 июля — 2 августа 1945 г. в пригороде поверженного Берлина — Потсдаме — состоялась конференция лидеров держав-победительниц. Советскую делегацию возглавил И. В. Сталин, американскую — Г. Трумэн, английскую — У. Черчилль (а с 28 июля — его преемник на посту премьер-министра К. Эттли). Было решено сохранить Германию единым государством, провести меры по ее разоружению, полной ликвидации остатков фашистского режима (т. е. денацификацию). Для осуществления этой задачи было решено ввести на территорию Германии войска стран-победительниц (включая Францию), причем срок их пребывания не ограничивался. Решен был и вопрос о репарациях ( 10 млдр. марок) с Германии в пользу СССР как стране, наиболее пострадавшей от гитлеровской агрессии.
Слайд 17
Потсдамская конференция На конференции установили новые границы в Европе. Были признаны довоенные границы СССР, а территория Польши расширена за счет германских земель. Между Польшей и СССР была поделена также территория Восточной Пруссии, названная в документах конференции «постоянным источником военной опасности в Европе». Обсуждались и вопросы предстоящей войны союзников с Японией.
Слайд 18
Вступление СССР в войну с Японией Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.
Слайд 19
Вступление СССР в войну с Японией 2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал. От Японии акт о капитуляции подписали министр иностранных дел Мамору Сигэмицу и начальник Генштаба Ёсидзиро Умэдзу . От союзных держав акт подписал вначале верховный командующий союзных держав генерал армии США Дуглас Макартур , а затем другие представители, в частности, адмирал Честер Нимиц — от США, Брюс Фрэзер — от Великобритании, генерал-лейтенант К. Н. Деревянко — от СССР.
Слайд 20
Итоги Людские потери СССР – 26,5 млн. чел. Экономические потери СССР – 30% достояния страны. СССР отвлекал на себя 2/3 вооруженных сил Германии. В боях за европейские государства погиб 1 млн. русских солдат. Резкое возрастание международного влияния СССР. СССР – один из гегемонов мирового развития. Укрепление внутриполитической системы общества. После войны СССР более сильное государство, чем до нее. Увеличение территории за счёт Западной Украины, части Восточной Пруссии с Кенигсбрегом (Калининградом), Южного Сахалина, ряда Курильских островов, Тувы.
nsportal.ru