cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Лабораторная работа строение растительной и животной клетки 9 класс – Лабораторная работа «Строение клетки» 9 класс. ФГОС.

Лабораторная работа «Строение клетки» 9 класс. ФГОС.

Лабораторная работа № 1

Тема. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Цель: изучить….

Оборудование: световые микроскопы, готовые микропрепараты клеток.

Ход работы:

Задание № 1. Рассмотрите готовые микропрепараты клеток бактерий, растений и животных. Сделайте рисунки и подпишите главные части клеток. Сделайте вывод о том, чем отличаются клетки по строению.

Задание № 2. Выполни тестовые задания.

4

Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.

 

1) митохондрии

2) хлоропласты

3) клеточная стенка

4) рибосомы

5) вакуоли с клеточным соком

6) аппарат Гольджи

5

Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

 

1) их родства

2) общности происхождения организмов всех царств

3) происхождения растений от животных

4) усложнения организмов в процессе эволюции

5) единства органического мира

6) многообразия организмов

 

Вывод:

infourok.ru

Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клетки»

Лабораторная работа по теме: «Изучение строения растительной и животной клетки» разработана для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. Ценность лабораторной работы состоит в том, что она не только  вооружает учащихся необходимыми биологическими знаниями для жизни, но и полезнми умениями и навыкамисамостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки материала, позволяет развивать наблюдательность. Оформление результатов работы дисциплинирует учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Изучение строения растительной и животной клетки» »

Лабораторная работа

Тема: «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование:

  1. кожица чешуи луковицы,

  2. эпителиальные клетки из полости рта человека,

  3. микроскоп,

  4. чайная ложечка,

  5. покровное и предметное стекла,

  6. синие чернила,

  7. йод,

  8. тетрадь,

  9. ручка, простой карандаш, линейка,

Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.

Ход работы:

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3.

Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Сходства

Отличия

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

Животная

В ходе проведения лабораторной работы учащийся должен научиться: работать с микроскопом и изготовлять препараты; связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

kopilkaurokov.ru

Лабораторные работы для 9 класса по биологии

Лабораторная работа№1

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Цель работы:

закрепить знания о строении эукариотических клеток, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты разных тканей растений и животных, инструктивно-методические схемы.

Ход работы:

  1. Изучите строение клеток водоросли спирогиры. Зарисуйте несколько клеток, обозначьте основные структуры растительной клетки.

  2. Изучите строение клеток столбчатой паренхимы дорзовентрального листа. Выявите особенности строения клеток в связи с выплняемыми функциями.

  3. Изучите строение клеток крови земноводных.Зарисуйте несколько эритроцитов, обозначьте структуры животной клетки.

  4. Рассмотрите строение клеток

хрящевой ткани, выполните

необходимые подписи.

  1. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

Вывод: сделайте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Лабораторная работа № 2

Выявление изменчивости организмов.

Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости.

Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или

любого другого растения), линейка, карандаш.

Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100 образцов).

1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.

Результат занесите в таблицу:

Номер листовой пластинки

Длина листовой пластинки

2. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?

3. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.

Лабораторная работа №3

Морфологический критерий вида

Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.

Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

ХОД РАБОТЫ.

простые – сложные

тип жилкования

прикрепление на стебле

листорасположение

СТЕБЕЛЬ:

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся

ЦВЕТОК

СОЦВЕТИЕ

ПЛОД

Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).

Лабораторная работа №4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник

Ход работы:

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

infourok.ru

Лабораторные работы по биологии для 9 класса

Лабораторная работа № 1

Каталитическая активность ферментов в живых клетках

Цель работы: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках

Ход работы:

  1. В две пробирки налейте перекись водорода.

  2. В первую пробирку поместите сырой картофель.

  3. Во вторую пробирку поместите вареный картофель.

  4. Пронаблюдайте полученный результат. Заполните таблицу.

перекись водорода и сырой картофель

перекись водорода и вареный картофель

  1. Объясните свои наблюдения. Сформулируйте вывод.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №2

Изучение процессов плазмолиза и деплазмолиза в цитоплазме растительной клетки

Цель: сформировать знания о проницаемости клеточной мембраны и процессе обратимости плазмолиза, т.е. убедиться в переходе плазмолиза в деплазмолиз; закрепить умения работать с микроскопом, вести наблюдение и объяснять полученные результаты.

Ход работы:

1.Приготовь препарат кожицы лука. Рассмотри его под микроскопом. Обрати внимание на цитоплазму клетки. ( 1 наблюдение)

2.К краю покровного стекла приложи фильтровальную бумагу, чтобы удалить воду. С другого края накапай раствор соли. Какие изменения наблюдаются внутри клетки? (куда двигалась вода-в клетки или их них? Чем можно объяснить такое направление движения воды?) 2 наблюдение

Опиши и зарисуй увиденное.

1 наблюдение

2 наблюдение

3 наблюдение

3.Как называются изменения, которые ты наблюдал? Дай определения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем причина плазмолиза?

________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Удали раствор соли из препарата фильтровальной бумагой, а другого края на покровное стекло нанеси 2-3 капли воды. Что ты наблюдаешь? 3 наблюдение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделай выводы.

Какие функции клеточной оболочки и ее внутреннего слоя (плазматической мембраны) были выявлены при работе?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясни причины потери воды цитоплазмой

________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 3

Изучение строения растительной , животной и бактериальной клеток

Цель работы: выявить отличительные особенности строения клеток различных организмов, сравнить их между собой и найти черты сходства и различия в строении; закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом

Ход работы:

  1. Приготовь микропрепарат кожицы лука, бактерии сенной палочки. Рассмотри их под микроскопом.

  2. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток животных.

  3. Зарисуй клетки и обозначь видимые в световой микроскоп органоиды.

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

4. Сделай выводы:

А) о сходстве клеток и причинах: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) о различиях клеток:

Бактериальная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

В) объясни причины различия клеток_______________________________________________________________________________________________________________________________

Г) как шла эволюция бактерий, животных, растений?

Лабораторная работа № 4

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель работы: расширить и систематизировать знания о фенотипической изменчивости.

Ход работы:

  1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук)

  2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.

V

P

3. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

P

V

4. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №5

Изменчивость организмов

Цель: сформировать понятие изменчивость организмов; продолжить формирование умений наблюдать объекты, выявлять признаки изменчивости.

Ход работы:

1. Сравни 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды). Найди признаки сходства в их строении и объясни причины такого сходства

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Найди у исследуемых растений признаки различия. Какие свойства организмов обусловливают различия между растениями одного и того же вида?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

3. Сделай выводы о значении изменчивости для эволюции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 6

Изучение фенотипов местных сортов растений

Цель работы: расширить знания о задачах современной селекции.

Ход работы:

1. Рассмотрите пакетики семян различных сортов томатов, изучите агротехнические аннотации и изображения плодов.

2. Опишите особенности двух сортов, заполните таблицу.

Особенности сорта

№ 1

№ 2

Фенотипические признаки

Требования к почве

Сроки созревания

Агротехника

Вкусовые качества

Урожайность

Сохранность и транспортабельность

Устойчивость к болезням

3. Соответствуют ли данные сорта требованиям нашего региона? Какими методами он были получены? Почему для каждого региона нужны свои сорта? Сформулируйте вывод.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа№7

Морфологические особенности растений различных видов

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологический критерий вида; закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Ход работы:

1.Рассмотрите побеги двух хвойных растений.

2.В соответствии с перечисленными в таблице признаками кратко опиши побеги указанных растений.

3.Сравни шишки. Результаты занеси в таблицу.

Признаки

сравнения

Названия видов растений

Выводы по результатам сравнения

Какой видовой критерий характеризует сравнения

Сосна обыкновенная

Сосна кедровая

Количество хвоинок в пучке-укороченном побеге

Длина хвоинок

Длина, форма шишек

Величина, форма семян

4.Рассмотри растения одного семейства (по имеющимся гербарным экземплярам). Составь морфологическую характеристику растений каждого вида, опиши особенности их внешнего строения. Результаты занеси в таблицу.

5.Объясни установленные черты сходства и различия . Заполни таблицу.

Признаки

сравнения

Названия видов растений

Выводы по результатам сравнения

Какой видовой критерий характеризует сравнения

Особенности листьев

Особенности стебля

Особенности корней

Особенности строения цветка

Плод

6.Сделай выводы.

По каким признакам устанавливалась видовая принадлежность растений?

________________________________________________________________

Можно ли определить видовую принадлежность только по одному из критериев вида?

Лабораторная работа № 8

Изучение приспособленности организмов к среде обитания

Цель: выявить черты приспособленности организмов к среде обитания и их относительный характер

Ход работы:

1.Расссмотрите гербарные растения.

2.Определите среду обитания каждого из образцов.

3.Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.

4.Заполните таблицу.

Название вида

Среда обитания

Черты приспособленности к условиям среды

1

2

3

5. Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер?

Сформулируй вывод:

Лабораторная работа № 9

Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений

Цель работы: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений.

Ход работы:

  1. Рассмотрите гербарные растения.

  2. Выявите ароморфозы у предложенных образцов. Заполните таблицу.

Название вида

Особенности строения

Ароморфоз

1

Мох —

2

Хвощ —

3

Папоротник —

  1. Выявите идиоадаптации у предложенных образцов. Заполните таблицу

Название вида

Особенности строения

Идиоадаптации

1

2

3

  1. Каково значение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции? Сформулируйте вывод.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Лабораторная работа в 9классе.»Изучение строения клетки под микроскопом»

Лабораторная работа:» Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

Цель: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения 

1.Организационный момент.

2.Повторим строение микроскопа 

Алгоритм работы с микроскопом

1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой.

2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. 3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение.

4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.

5. Положить микропрепарат на предметный столик.

6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.

7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.

8. Привести микроскопом в не рабочее положение 

3.Задание. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом 

Сравните два микропрепарата. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” 

Клетка

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

Животная

Проверим! Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-” 

Клетка

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

+

+

+

+

Животная

+

+

_

_

Зарисовать растительную и животную клетку 

4.Вывод: что общего у животной и растительной клетки? Общие признаки: Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра. 2. Сходство процессов обмена веществ и энергии. 3. Единство принципа наследственного кода. 4. Универсальное мембранное строение. 5. Единство химического состава. 6. Сходство процесса деления клеток.  

Вывод: в чем отличие растительной клетки от животной? В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит 


5.Выберите верные утверждения! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка 

6.Проверь себя! Пластиды есть в животной клетке Ядро есть только в растительной клетке Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке Растительная и животная клетка имеют единый химический состав В растительной клетке плотная клеточная стенка 

infourok.ru

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Разделы: Биология


Цели:

  • Образовательная: формирование знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
  • Развивающая: формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей, умения сравнивать, обобщать, аргументировать свой ответ; развитие навыков работы со структурно-логической схемой; формирование познавательного интереса обучающихся к изучению цитологии.
  • Воспитательная: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за соотечественников, внесших вклад в развитие биологии.

Оборудование: таблицы «Животная и растительная клетка», раздаточные карточки, микроскопы, микропрепараты, рабочие листы.

Мотивация учебной деятельности: почему клетки отличаются?

Требования:

Ученик должен

  • Знать строение растительной и животной клеток в связи с выполняемыми функциями, их сходства и отличительные особенности;
  • Знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки;
  • Уметь определять по рисункам и на препаратах разные типы клеток;
  • Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Ход урока

Добрый день!

А что это значит? Значит день наш по-доброму начат.

День новых знакомств, впечатлений, А может и нового знанья рождение…

Приглашаю вас на торжественное открытие Лаборатории мысли. Право для открытия предоставляется обучающимся …

(фанфары)

Я вас поздравляю.

Давайте пожелаем друг другу удачи.Итак, в путь. Куда нас приведет мысль?

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (СТАДИЯ ВЫЗОВА)

17 век – век открытий, противоречий и взлетов в искусстве, науке, литературе.

17 век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время?

(звучат «Времена года» Вивальди)

Это шум весеннего ручейка, щебет птиц в голубом небе. Это тихий шелест листвы, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, мелодичная игра на флейте. В этом веке появились и прекрасные полотна с картинами природы.

В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Кого вы сможете назвать?

Роберт Гук. Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел…

Что увидел Роберт Гук? (ячейки, целлюлы, клетки)

О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Кто еще пытался проникнуть в сокровенные тайны природы?

Антони ван Левенгук. Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да, впрочем, что же я смогу увидеть в ней (без энтузиазма склоняется над микроскопом). О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить. Эти маленькие зверушки очень забавные, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, были очень счастливы в жизни… (на доску помещаются простейшие).

О чем нам поведал Левенгук? ( о простейших)

О, этот 17 век – век великих открытий, чудной музыки.

Много времени прошло с тех пор, на смену пришел 18 век, потом 19. Это время в науке было наполнено открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркинье, немцы М. Шлейден и Т. Шванн, наш соотечественник Карл Бэр внесли свой вклад в изучение законов природы.

(звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года»)

Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи 19 века, музыку П.И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» снова напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех ее частей. Природа, понятие жизни всегда прекрасны и в произведениях великих композиторов, в полотнах великих художников, в открытиях великих ученых биологов. Но все это – красота ощущаемая. А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и, может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы.

А чем же представлена внутренняя красота?

Представьте, что вы заглянули внутрь живого организма… (на доску помещаются разные живые организмы).

Из каких структур состоят организмы животных?

(из клеток)

Из каких структур состоят организмы растений?

Грибы?

Правильно, из клеток.
Возьмем, к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Так клетка, кажется мала!
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
В которой очень много загадок…

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями строения клеток растений и животных.

Формулирование темы урока.

Тема: «Особенности строения растительных и животных клеток».

Лабораторная работа.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Путеводителем в нашей лаборатории мысли станут рабочие листы, пробелы в которых вы будете заполнять по ходу урока. А задания дадут пищу для серых клеточек вашего мозга, как любил отмечать Эркюль Пуаро.

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Иногда организм представляет собой одну клетку, а иногда состоит из миллионов. А все ли клетки одинаковые?

Задание 1.

Составьте на доске и в тетрадях кластер «клетка».

Вы уже знаете о клетках многое. Изучили внутреннее строение клеток.

А все ли клетки имеют одинаковое строение?

У нас есть так называемое Древо предсказаний . Поместите на него органоиды, которые входят в состав клеток. У вас на столах есть листочки с этого дерева. Но помещаете лист, называя обязательно выполняемую функцию.

А все остальные в рабочих листах работают с таблицей, сопоставляя органоиды с их строением и выполняемой функцией.

Задание 2.

Используя текст учебника и стихотворение , установите соответствие между органоидами, их строением и выполняемыми функциями. Прокомментируйте свой ответ.

Органоид Строение Функции
1. Наружная цитоплазматическая мембрана   Барьерная, транспортная, рецепторная (восприятие сигналов из окружающей среды)
2. Ядро   Регуляция функций в клетке, хранитель наследственной информации
3. Пластиды   Фотосинтез, окраска частей растения, запасающая
4. Митохондрии   Энергетические станции клетки, участвуют в процессах аэробного клеточного дыхания.
5. Гранулярная эндоплазматическая сеть   Синтез белка
6. Агранулярная эндоплазматическая сеть   Синтез углеводов и липидов
7. Рибосомы   Свободные рибосомы синтезируют белок, необходимый для жизнедеятельности клетки, прикрепленные – белок, выводящийся из клетки, белки мембран и лизосом.
8. Лизосомы   Внутриклеточное переваривание ВМС
9. Клеточный центр   Сборка микротрубочек
10. Жгутики, реснички   Движение
11. Вакуоль   Тургор, окрашивание клеток
12. Опорный аппарат (микротрубочки, микрофиламенты)   Опора
13. Комлекс Гольджи   Синтез полисахаридов, модификация олигосахаридов. Сборка мембран из веществ.
14. Клеточный центр   Сборка микротрубочек
15. Центриоли   Участвуют в образовании базальных телец ресничек и жгутиков и в образовании митотического веретена

Обменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

А каждая ли клетка имеет все эти органоиды?

Задание 3.

Изучите строение клеток под микроскопом, используя инструкцию.

  1. Протрите готовый микропрепарат тампоном.
  2. С помощью зеркала наведите свет в отверстие в предметном столике.
  3. Закрепите микропрепарат на предметном столике с помощью зажимов.
  4. Опустите тубус.
  5. Рассматривая в окуляр объект, поднимайте с помощью винтов объектив.
  6. Рассмотрите микропрепарат. Выделите в нем основные части. Сравните с рисунками на раздаточном материале.
  7. Сравните строение растительной и животной клеток. Результаты оформите в виде таблицы.
Признаки Растительная клетка Животная клетка Грибная клетка
Клеточная стенка +
целлюлоза
+
хитин
Пластиды +
Крупная центральная вакуоль + +
Центриоли Только у низших + Не у всех
Запасное вещество крахмал гликоген гликоген

Сделайте вывод об отличительных особенностях растительной клетки и запишите его в рабочий лист.

Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы;
Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ;
В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток.

III. ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Задание 4 (работа по цепочке).

Правила этой работы:

  1. Говорят все.
  2. Право на молчание.
  3. Никакой критики.
  4. Не повторяться.

Докажите, что данная клетка является растительной.

А внимательным экспертом будет …

Задание 5 (работа по цепочке).

Докажите, что данная клетка является животной.

Задание 6.

Какие особенности строения сближают грибы с растениями?

Какие особенности строения сближают грибы с животными?

Задание 7 «Инсерт».

Найдите ошибки в тексте.

Этот органоид – важнейшая структура клеток эукариот. Представляет собой центр управления клетки и хранилище информации о ней. Имеет шарообразную форму, отделено от цитоплазмы оболочкой, состоящей из одной мембраны. Обычно этот органоид имеется в клетке в единственном экземпляре.

А этот органоид несет энергетическую функцию. Имеет свою генетическую систему. Этих органоидов в клетках мало. У этого органоида две гладкие мембраны.

Задание 8 «Развитие монологической речи».

  1. Любой живой организм состоит из…
  2. Все многообразие клеток можно разделить на 2 группы по наличию оформленного ядра: … и …
  3. Не имеют четко оформленного ядра …
  4. Ядро содержится в клетках …
  5. К прокариотам относятся… и …
  6. К эукариотам относятся…, …, …
  7. Растительная клетка покрыта…, а животная имеет …
  8. Запасным веществом животной клетки является…
  9. А растительные клетки запасают …
  10. Оболочки растительных , животных и грибных клеток отличаются по содержанию основного вещества.
  11. Оболочки растительных клеток содержат…, животных клеток — …, грибных -…
  12. Единый план строения всех клеток свидетельствует об их … и ….

Составьте рассказ «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток», заполнив пропуски.

Задание 9 «Мозговой штурм».

Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Клетка, организм, планета…

Как они похожи, как они таинственны и неизведанны…

Много работы предстоит современным ученым и ученым будущего…

И человеку нет конца пути…

Самооценка знаний обучающихся (СОБСТВЕННО рефлексия)

  • Я УЗНАЛ…
  • Я УМЕЮ…
  • У МЕНЯ ЕСТЬ ВОПРОСЫ…

Рекомендации по оцениванию.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №26, ТЕСТ

Есть просто храм.
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Завтрашний день будет таким, каким вы создадите его сегодня!

Удачи во всех ваших начинаниях! До свидания!

Презентация, Самоанализ урока.

4.05.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лабораторная работа по биологии на тему «Клетка»

Лабораторная работа № 1

Тема: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла.

Ход работы:

Краткие теоретические сведения

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки, кроме бактериальных построены по единому плану. Оболочки клеток впервые увидел в 16 веке Р.Гук, рассматривая срезы растительных и животных тканей под микроскопом. Термин «клетка» утвердился в биологии в 1665 году.

Клетка – это структурно-функциональная единица всего живого.

Основные положения клеточной теории

  1. Клетка – элементарная единица живого, основа строения живых систем.

  2. Новые клетки возникают только из родительских клеток. В настоящее время неизвестно ни одного случая зарождения живой клетки из неживой материи.

  3. Строение и химический состав клеток во многом одинаков для всех организмов. Различия в химическом составе не принципиальны.

  4. Многоклеточные организмы развиваются из одной клетки. Все ткани, органы и системы органов являются результатом такого развития, называемого онтогенез.

  5. Клетки имеют единое эволюционное происхождение. Они прошли длинный путь развития от одноклеточных безъядерных организмов к сложнейшим ядерным организмам, состоящим из миллиардов клеток.

1.Рассмотрите строение микроскопа.

Строение микроскопа:

1.Окуляр; 2.Тубус; 3.Объективы; 4.Зеркало; 5.Штатив; 6.Зажим; 7.Осветительный столик; 8.Винт.

2.Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

3.Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

4.Рассмотрите и зарисуйте грибную клетку

5.Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы.

Таблица «Сходства и отличия растительной и животной клетки»

Критерий

Растения

Животные

Грибы

Ядро

Пластиды

Оболочка

Запасное вещество

Вакуоли

Способ питания

4.Сделайте вывод о сложности их строения, сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Контрольные вопросы:

1.О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

3.Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *