cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока антигитлеровская коалиция 9 класс: Конспект урока по истории на тему «Антигитлеровская коалиция» ( 11 класс)

Конспект урока на тему: Антигитлеровская коалиция.

Урок№ 50.Тема урока: Формирование антигитлеровской коалиции. Атлантическая хартия.

Дата:

Класс:10

Цели:  выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником. Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом. Патриотическое и нравственное воспитание.

Планируемые результаты: предметная: учащиеся смогут уяснить исторические условия и основные этапы формирования антигитлеровской коалиции и её роль во Второй мировой войне; итоги и цену победы в Великой Отечественной войне. Метапредметная: учащиеся узнают суть и значение международных конференций; продолжат отрабатывать навыки анализа документов и других источников информации. Личностные: продолжат развивать умения решать проблемные вопросы и делать выводы; на основе итогов Великой Отечественной войны воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая  тетрадь.

Любая война есть непонимание.

Английский историк Т.Карлейль

Любая война есть непонимание.

Английский историк Т.Карлейль

Основные понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Декларация Объединенных Наций

                                                                Ход урока.

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация (устный опрос по д/з)

3.    Изучение нового материала

   План.

1. Понятие антигитлеровской коалиции.

2. Этапы формирования антигитлеровской коалиции.

3.Ленд-лиз.

3. Значение антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

Антигитлеровская коалиция – военно-политический союз во главе с СССР, США, Великобританией против Германии и ее союзников в период Второй мировой войны.

   Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

  22 июня началась Великая Отечественная война. Отношение к данному событию у лидеров крупнейших держав было различным.

Попробуем проанализировать высказывания мировых политиков и определить лидерам каких стран они принадлежат.

Документ №1.

“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.

Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

Документ № 2.

“За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран.

.

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…

Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.

Вопросы: Что имел в виду Черчилль, говоря — Какое прошлое исчезает?

Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

О каких уроках Черчилль говорит в своем выступлении?

Документ №3.

“Если будет побеждать Германия, то необходимо помогать Советскому Союзу, а если Германия – то наоборот; и пусть они убивают как можно больше”.

Вопрос: Какую позицию занимает сенатор США? Как Вам кажется, почему?

Какие общие выводы можно сделать на основе данных документов.

Национальные и идеологические интересы и различия уходят на второй план перед опасностью фашизма.

  Хотя некоторые политики продолжали преследовать свои цели и интересы.

   Дело в том, что Британия к этому времени потерпела серьёзное поражение в Африке, на Крите и в Греции. Немецкая авиация подвергла Лондон бомбардировкам. Сохранялась возможность высадки немецкого десанта на Британские острова. Германский агрессор создал угрозу важнейшим сферам британского колониального господства на Ближнем Востоке. Британское руководство понимало, что в одиночку с таким соперником не справится, поэтому готово было пойти на сотрудничество с СССР.

   Америка не находилась под прямой угрозой со стороны Германии. Но правящие круги США видели активизацию германских операций в Атлантике и экономическую экспансию в Западное полушарие. Для американского руководства была неприемлемой перспектива мирового господства нацистского рейха.

   Интересы США и Великобритании совпадали в том, чтобы сохранить занятость главных сил немецко-фашисткой Германии на советско-германском фронте, получить, таким образом, дополнительное время для укрепления своей безопасности.

22 июня 1941 г. после нападения Германии на СССР английский премьер-министр У. Черчилль, известный своей антисоветской позицией, выступил по радио и заявил о поддержке СССР в его борьбе с фашистской агрессией.

24 июня 1941 г. с таким же заявлением выступил президент США Франклин Делано Рузвельт.

«Вынужденное вступление СССР в войну с Германией ускорило объединение антифашистских сил».

Антигитлеровская коалиция была, с одной стороны, союзом народов против фашистских государств, а с другой — союзом государств с различным социально-экономическим строем.

Этапы формирования антигитлеровской коалиции.

Дата

Суть

Итог

12 июля 1941 г.

подписание в Москве по инициативе Советского правительства соглашение между правительствами СССР и Великобритании «О совместных действиях в войне против Германии».

В нем предусматривалось, что оба правительства взаимно обязуются оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в войне против гитлеровской Германии.

14 августа 1941 г.

на о.Ньюфаундленд У.Черчилль и Ф.Д. Рузвельт подписали Атлантическую хартию.

Заявляли об основных целях и принципах Антигитлеровской коалиции

В сентябре 1941 г. СССР присоединился к Атлантической хартии.

29 сентября – 1 октября 1941г

Московская конференция представителей трех держав.

Договоренности о размерах военных поставок из США и Англии

1 января 1942 г.

26 государств в Вашингтоне подписали Декларацию Объединенных наций.

Использование ресурсов для борьбы против членов Тройственного пакта

Не заключать сепаратного мира с врагами

26 мая 1942 г.

советско-английский «Договор о войне против Германии и ее сообщников и сотрудничестве и взаимной помощи после войны»

Эти два договора окончательно установили принципы отношений между лидерами СССР, США и Великобритании.

 

11 июня 1942 г.

советско-американский договор «О принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии».

 

К октябрю 1942 г. Антигитлеровская коалиция оформилась.

 

   С ноября 1941 года закон США о ленд-лизе распространяется на СССР.

Ленд-лиз (англ.- давать взаймы) – это система передачи США взаймы или во временное пользование военной техники, оружия грузовиков, продовольствия, медикаментов странам – союзникам по антигитлеровской коалиции .

  Советский Союз кроме вооружения получил из США паровозы, вагоны, продовольствие, одежду.

   Доставка грузов осуществлялась в 1941–1942 гг. по Североатлантическому пути (через Исландию, Норвежское, Баренцево, Белое моря).

   Этот путь был самым опасным, т.к. на море и с воздуха караваны сопровождались постоянными атаками противника. Таким трагическим событиям посвящено произведение В.Пикуля “Реквием по каравану РQ -17”.

  В дальнейшем были освоены другие менее опасные, но не такие короткие пути поставок грузов в СССР. Тихоокеанский (через Владивосток, Петропавловск-Камчатский), Транссибирский (через Аляску и Чукотку), Трансафриканский (через Индию, Иран, Ирак).

   Главный поток грузов пришелся на 1943 и 1944 гг., т. е. на время завершения коренного перелома в войне.

  В счет погашения долга СССР поставлял хромовую марганцевую руды, платину, золото, пушнину. В послевоенные годы велись переговоры о расчетах по ленд-лизу, но единого мнения выработано не было. По существу вопрос остаётся открытым и сейчас.

Роль ленд-лиза по-разному оценивается советскими и западными политологами.

Давайте познакомимся с различными точками зрения по данной проблеме.

Работа с документами.

Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.

“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

Значение антигитлеровской коалиции.

l  В рамках Антигитлеровской коалиции впервые в истории было обеспечено политическое и военное сотрудничество государств, принадлежащих к различным экономическим и политическим системам

l  Подтверждалась правота идеи коллективного отпора агрессорам

l  Соглашения и договоренности, достигнутые в годы Второй мировой войны, послужили основой послевоенного устройства в Европе и мире (создание ООН)

 

Антигитлеровская коалиция сыграла важную, определяющую роль в достижение победы над Германией и ее союзниками.

4.    Рефлексия

5.      Домашнее задание- стр.145-148 чит., отв. На вопр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документ №1.

“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.

Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

Документ № 2.

“За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. .

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…

Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.

Вопросы: Что имел в виду Черчилль, говоря — Какое прошлое исчезает?

Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

О каких уроках Черчилль говорит в своем выступлении?

Документ №3.

“Если будет побеждать Германия, то необходимо помогать Советскому Союзу, а если Германия – то наоборот; и пусть они убивают как можно больше”.

Вопрос: Какую позицию занимает сенатор США? Как Вам кажется, почему?

 

Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.

“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

Документ №1.

“Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.

Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

Документ № 2.

“За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран..

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…

Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.

Вопросы: Что имел в виду Черчилль, говоря — Какое прошлое исчезает?

Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

О каких уроках Черчилль говорит в своем выступлении?

Документ №3.

“Если будет побеждать Германия, то необходимо помогать Советскому Союзу, а если Германия – то наоборот; и пусть они убивают как можно больше”.

Вопрос: Какую позицию занимает сенатор США? Как Вам кажется, почему?

 

Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.

“В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

“К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

“Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

Вопросы к документам.

1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

«Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (1941–1943)

Цели урока

На основе событий и документов углубить знания учащихся об антигитлеровской коалиции; выяснить роль антигитлеровской коалиции во II мировой войне в 1941–1945 гг.; способствовать пониманию необходимости объединения усилий в борьбе с опасным противником.

  • Продолжить развитие аналитических способностей учащихся через работу с историческим документом.
  • Патриотическое и нравственное воспитание.
  • Оборудование

    Карта “Вторая мировая война”.

  • Пакет документов.
  • Использование ИКТ (презентация “Антигитлеровская коалиция во II мировой войне. 1941–1943 гг.”).
  • CD-ROM , “От Кремля до Рейхстага”.
  • Основные понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, Атлантическая хартия, Декларация Объединенных Наций, Пёрл-Харбор.

    Основные даты: 14 августа 1941 г., 7 декабря 1941 г., 1 января 1942 г., 30 ноября 1943 г..

    План изучения нового материала.

    1.Отношение глав ведущих капиталистических стран к нападению Германии на СССР.

    2. Создание АГК.

    3. Ленд-лиз.

    4. Вопрос об открытие второго фронта. Тегеранская конференция.

    Занятие рассчитано на 2 часа.

    1. Вступительное слово учителя.

    Вторая мировая война – это война коалиций, одна из которых сложилась до начала войны (Антикоминтерновский пакт), а вторая – Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией.

    Мы должны проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом.

    22 июня началась Великая Отечественная война. Отношение к данному событию у лидеров крупнейших держав было различным.

    Попробуем проанализировать высказывания мировых политиков и определить лидерам каких стран они принадлежат.

    (ИКТ, слайды №2, 3, 4)

    Документ №1.

    “Когда начнется операция Барбаросса мир затаит дыхание и не сделает никаких комментариев”.

    Вопрос: Почему Гитлер был уверен в том, что его действия не будут осуждены?

    Документ № 2.

    “За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен… Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с её щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с её искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран..

    Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима…

    Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем…

    Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

    Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни”.

    Вопросы: Что имел в виду Черчилль, говоря — Какое прошлое исчезает?

    Почему изменилось отношение Черчилля к СССР?

    О каких уроках Черчилль говорит в своем выступлении?

    Документ №3.

    “Если будет побеждать Германия, то необходимо помогать Советскому Союзу, а если Германия – то наоборот; и пусть они убивают как можно больше”.

    Вопрос: Какую позицию занимает сенатор США? Как Вам кажется, почему?

    Какие общие выводы можно сделать на основе данных документов.

    Национальные и идеологические интересы и различия уходят на второй план перед опасностью фашизма.

    Хотя некоторые политики продолжали преследовать свои цели и интересы.

    Дело в том, что Британия к этому времени потерпела серьёзное поражение в Африке, на Крите и в Греции. Немецкая авиация подвергла Лондон бомбардировкам. Сохранялась возможность высадки немецкого десанта на Британские острова. Германский агрессор создал угрозу важнейшим сферам британского колониального господства на Ближнем Востоке. Британское руководство понимало, что в одиночку с таким соперником не справится, поэтому готово было пойти на сотрудничество с СССР.

    Америка не находилась под прямой угрозой со стороны Германии. Но правящие круги США видели активизацию германских операций в Атлантике и экономическую экспансию в Западное полушарие. Для американского руководства была неприемлемой перспектива мирового господства нацистского рейха.

    Какой вывод можно сделать на основе данного материала?

    Интересы США и Великобритании совпадали в том, чтобы сохранить занятость главных сил немецко-фашисткой Германии на советско-германском фронте, получить, таким образом, дополнительное время для укрепления своей безопасности.

    2. Рассказ учителя с презентацией.

    По рассказу учителя составить хронологию создания антигитлеровской коалиции.

    Первым шагом на пути к АГК стало подписание англо-советского соглашения о совместных действиях в войне против Германии – 12 июля 1941 г.

    В документе не указывались ни сроки, ни размеры помощи.

    Началом взаимодействия СССР и Великобритании стал совместный ввод войск в Иран.

    Как вы думаете, почему этот регион становится объектом внимания и для СССР, и для Германии. (Германское руководство имело планы захвата иранской нефти создать плацдарм для наступления на СССР с юга, создать угрозу британским владениям в Индии и на Ближнем Востоке).

    Основой АГК стала Атлантическая хартия, которую подписали США и Великобритания во время встречи в июле 1941 г.

    В Атлантической хартии США и Великобритания подчеркнули, что

    • не стремятся к территориальным приобретениям, переделу земли;
    • после окончательного уничтожения нацистской тирании установится мир, который даст возможность всем людям жить, не зная страха, нужды.

    В сентябре СССР также присоединился к Атлантической хартии (слайд №5).

    В декабре 1941 года театром военных действий становится Тихоокеанский регион.

    7 декабря эскадра японских кораблей нанесла удар по военно-морской базе США, располагавшейся на Гавайских островах в бухте Пёрл-Харбор.

    Таким образом, США становится активным участником II мировой войны.

    В январе 1942 была подписана Декларация Объединенных Наций (26 стран).

    Основные положения Декларации (слайд №6).

    Употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов Тройственного пакта и союзных с им государств, с которыми данные правительства находятся в состоянии войны.

  • Сотрудничество с участниками Декларации.
  • Отказ от заключения сепаратного перемирия или мира с противниками.
  • Таким образом, в начале 1942 года была создана антигитлеровская коалиция, основой коалиции была необходимость уничтожения фашизма в мире.

    Ядро антигитлеровской коалиции составили СССР, США, Великобритания, Китай.

    Заметную роль играли британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия. В борьбу с Германией после поражения Франции вступили силы патриотического движения под руководством генерала Шарля де Голля.

    Прямые вооруженные действия вели 25 государств, в апреле 1945 в состоянии войны в Германией и Японией находились 50 государств.

    3. Работа учащихся с документами.

    С ноября 1941 года закон США о ленд-лизе распространяется на СССР.

    Ленд-лиз (англ.- давать взаймы) – это система передачи США взаймы или во временное пользование военной техники, оружия грузовиков, продовольствия, медикаментов странам – союзникам по антигитлеровской коалиции (слайд № 7).

    Советский Союз кроме вооружения получил из США паровозы, вагоны, продовольствие, одежду.

    Доставка грузов осуществлялась в 1941–1942 гг. по Североатлантическому пути (через Исландию, Норвежское, Баренцево, Белое моря) (слайд 9).

    Этот путь был самым опасным, т.к. на море и с воздуха караваны сопровождались постоянными атаками противника. Таким трагическим событиям посвящено произведение В.Пикуля “Реквием по каравану РQ -17”.

    В дальнейшем были освоены другие менее опасные, но не такие короткие пути поставок грузов в СССР. Тихоокеанский (через Владивосток, Петропавловск-Камчатский), Транссибирский (через Аляску и Чукотку), Трансафриканский (через Индию, Иран, Ирак) (слайд № 8).

    Главный поток грузов пришелся на 1943 и 1944 гг., т. е. на время завершения коренного перелома в войне.

    В счет погашения долга СССР поставлял хромовую марганцевую руды, платину, золото, пушнину. В послевоенные годы велись переговоры о расчетах по ленд-лизу, но единого мнения выработано не было. По существу вопрос остаётся открытым и сейчас.

    Роль ленд-лиза по-разному оценивается советскими и западными политологами.

    Давайте познакомимся с различными точками зрения по данной проблеме.

    Работа с документами.

    Документ №4. Н.Верт. Роль помощи союзников.

    “В Советском Союзе всегда существовала тенденция к недооценке союзнических поставок по лед-лизу. Если верить “Военной экономике СССР в период Великой Отечественной войны” эти поставки составили 4 % от общего объема производства в СССР во время войны.

    Союзники обвиняли СССР в “неблагодарности”, поскольку в своей пропаганде он полностью обходил молчанием иностранную помощь. Со своей стороны Советский Союз подозревал союзников в намерении подменить материальным взносом открытие второго фронта. Так, вторым фронтом в шутку советские солдаты прозвали американскую тушенку.

    В действительности же поставки позволили советской экономике уменьшить негативные последствия специализации на военном производстве”.

    Документ № 5. Д. Тредгольд. Россия в двадцатом веке.

    “К концу 1941 г. СССР в результате нацисткой оккупации потерял более чем половину предыдущего производства угля и стали, фактически всё шарикоподшипниковое производство и почти половину своих железных дорог, не говоря уже о сорока процентах своего населения. По этим причинам союзническая помощь носила решающее значение, особенно в 1942–1943 гг. ”.

    Документ №6. П.Сакун. Ленд-лиз: дела и люди.

    “Поставки по ленд-лизу составили в среднем 4% произведенной в нашей стране во время войны промышленной продукции. Это сравнительно небольшая доля по отношению к огромным потерям и затратам ССР в войне с гитлеровской Германией. Однако нет сомнения, что ленд-лизовские поставки сыграли немалую роль в нашей победе. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашисткой Германией. Это вселяло дополнительную уверенность в победе над врагом, и в этом смысле значение ленд-лиза, вообще антигитлеровской коалиции неоценимо”.

    Вопросы к документам.

    1. Как оцениваются поставки по ленд-лизу исследователями разных стран?

    2. Какой фактор американской помощи советским народом оценивался достаточно высоко?

    3. Какие факты позволяют иностранным исследователям говорить о решающем значении поставок по ленд-лизу?

    4. Рассказ учителя с использованием ИКТ и видеофрагмента.

    Об открытии второго фронта западными державами И.В. Сталин заговорил уже летом 1941 г.

    “Немцы считают опасность на Западе блефом и безнаказанно перебрасывают с Запада свои силы на Восток, будучи убеждены, что никакого второго фронта на Западе нет и не будет. Немцы считают вполне возможным бить своих противников поодиночке: сначала русских, потом англичан…

    Я думаю, что существует лишь один путь выхода из такого положения: создать уже в этом году второй фронт где-либо на Балканах или во Франции, могущий оттянуть с Восточного фронта 30–40 немецких дивизий(слайд № 10).

    В течение 1942 года эта проблема обсуждалась на переговорах в Лондоне и Вашингтоне.

    Советская делегация настаивала на открытии второго фронта в 1942 г. во Франции.

    Позиция глав США и Великобритании была различной. Рузвельт, в отличие от Черчилля, настроен был положительно.

    Черчиллю удалось склонить Рузвельта к высадке англо-американских войск в Северной Африке, что не устраивало СССР.

    В 1943 г. англо-американский десант был ориентирован на Средиземноморье и на Тихоокеанский бассейн.

    Вопрос об открытии второго фронта стал основным во время встречи глав государств СССР, США, Великобритании в Тегеране.

    Тегеранская конференция, 28 ноября – 1 декабря 1943 г. (слайды №11, 12).

    Основной вопрос конференции – вопрос об открытии второго фронта.

    По данному вопросу было принято решение – открыть второй фронт в мае 1944 г. в Северной Франции.

    На конференции поднимался вопрос об участии СССР в войне против Японии, о судьбе Германии и Польши. Так как вопросы были спорными, единого решения по ним не было принято.

    Конференция показала единство союзников в главном – добиться полной победы над общим врагом.

    Завершающая часть урока. Подведение итогов.

    Перед учащимся ставятся вопросы.

    1. Как вы понимаете, “СССР воюет за нас и вместо нас”?

    2. Какую роль сыграла антигитлеровская коалиция в 1941–1943 гг.?

    Литература.

    1. Великая Отечественная война (энциклопедия для школьников).1941–1945. М.,Олма-пресс, 2005.

    Вторжение в Советский Союз

    Узнайте о роли Советского Союза в планах нацистов относительно «космоса и расы».

    Последнее обновление:

    Чтение

    Английский — США

    • История
    • Холокост

    В своих показаниях для USC Shoah Foundation переживший Холокост Джек Арнел описывает то, что он увидел в 12-летнем возрасте, когда нацисты оккупировали Вильно, Литва, в 1941 году.

    Подробнее

    В своих показаниях для USC Shoah Foundation Джек Арнел, переживший Холокост, описывает то, что он увидел в 12-летнем возрасте, когда нацисты оккупировали Вильно, Литва, в 1941 году.

    Подробнее

    Территории в составе Советского Союза имели решающее значение для планов нацистов по приобретению Lebensraum, или главного «жизненного пространства» для «арийских» немцев. Когда континентальная Западная Европа находилась под жестким контролем Германии, Гитлер был готов к войне с Советским Союзом летом 1941. Для Гитлера, по словам историка Венди Лоуэр, «конечная цель этой Vernichtungskrieg (разрушительной войны) против Советского Союза состояла в том, чтобы создать «Райский сад» из недавно завоеванных территорий на Востоке». 1 Германия планировала колонизировать западные части Советского Союза, особенно богатые ресурсами земли Украины, поскольку она колонизировала Вартегау в Польше. Это предполагало изгнание якобы низших «рас» славян и евреев, которые там жили, и поселение на их место этнических немцев. 2

    Гитлер отдал приказ о вторжении в Советский Союз под кодовым названием «Операция Барбаросса» 22 июня 1941 года, преднамеренно нарушив пакт о ненападении, который две страны подписали двумя годами ранее. Вторжение было крупнейшей немецкой военной операцией Второй мировой войны. Победы в битвах приходили быстро до конца 1941 года, когда Германия завоевала контролируемую Советским Союзом Польшу, страны Балтии и Украину. Через месяц после начала вторжения Гитлер описал свое видение земель, которые Германия отвоюет у Советского Союза:

    Немецкий колонист должен жить на красивых просторных фермах. Немецкие службы будут размещены в великолепных зданиях, губернаторы — во дворцах. . . . Чем для Англии была Индия, тем для нас будут территории России. Если бы я только мог заставить немецкий народ понять, что это пространство значит для нашего будущего! Колонии — ненадежное владение, но эта земля в полной безопасности наша. Европа — это не географическая единица, это расовая единица. 3

    С точки зрения нацистов, чтобы сделать Европу «расовым образованием», операцию «Барбаросса» нужно вести как «расовую войну» против еврейской и славянской «рас». Поэтому, по словам историка Ричарда Эванса, немецкие офицеры считали себя «не просто офицерами, но и лидерами расовой борьбы против «еврейского большевизма [коммунизма]»»9.0031 4 В мае 1941 года немецкий генерал Эрих Хёпнер отдал своим солдатам следующие приказы:

    .

    Война против России является основной частью борьбы немецкого народа за существование. Это старая борьба немцев со славянами, защита европейской культуры от московского, азиатского потопа, защита от еврейского большевизма. Эта борьба должна быть направлена ​​на то, чтобы разбить сегодняшнюю Россию в руины, и, следовательно, она должна вестись с невиданной жестокостью. 5

    В результате этих и подобных приказов других немецких генералов многие советские военнопленные (военнопленные) были расстреляны сразу же после захвата в нарушение давних международных соглашений. В июле 1941 года генерал Герман Райнеке, офицер, отвечающий за дела заключенных в Верховном командовании вооруженных сил, разрешил силам безопасности проверять советских военнопленных на наличие «политически и расово неприемлемых элементов». Кто были эти «элементы»? Это были «интеллигенты», «фанатичные коммунисты» и евреи. Их казни не происходили в лагерях для военнопленных. Вместо этого заключенных перевели в отдаленный район и расстреляли.

    Не все советские военнопленные были казнены. Но многие другие умерли в лагерях для военнопленных в результате недоедания и голода, а также от сыпного тифа и других болезней, которые не лечили. На приведенной ниже диаграмме показан процент смертей в лагерях для военнопленных разных стран.

    Гибель военнопленных в лагерях для военнопленных во время Второй мировой войны

    6

    Советские военнопленные, удерживаемые немцами

    57,5%

    Британские военнопленные, удерживаемые немцами

    3,5%

    Немецкие военнопленные, удерживаемые Советами

    35,8%

    Немецкие военнопленные, удерживаемые англичанами

    0,03%

    Немецкие военнопленные, удерживаемые французами

    2,58%

    9000 2 Немцы вели свою «расовую войну» не только против советских солдат, но и против советских граждан. Нападения на гражданское население осуществлялись четырьмя подразделениями СС, известными как айнзатцгруппы, которые следовали за немецкой армией, продвигавшейся на восток вглубь Советского Союза. Каждая из четырех частей имела свою закрепленную территорию: часть А служила на севере, часть Б — на центральнорусском фронте, часть С — на севере Украины, часть D — на юге Украины, на Кавказе и в Крыму. У каждого был приказ убить любого, кого нацисты считали «врагом государства», в том числе сотни тысяч евреев, чиновников Коммунистической партии СССР, синти и рома и других. По словам историка Дорис Берген, «официально их целью было обезопасить завоеванную территорию, борясь с большевизмом и предотвращая партизанскую войну. Фактически летом 19 г.41, они стали интерпретировать свою основную работу как резню всех евреев, включая женщин, детей и стариков». 7 (См. литературу, «Мобильные истребительные отряды» и «Резервный полицейский батальон 101» в Главе 9.)

      • 1Венди Лоуэр, Создание нацистской империи и Холокост в Украине (Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2005), 13.
      • 2 Венди Лоуэр, Строительство нацистской империи и Холокост в Украине (Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2005), 24.
      • 3Адольф Гитлер и др., Застольные беседы Гитлера, 1941–1944: Его личные беседы (Нью-Йорк: Enigma Books, 2008), 21.
      • 4 Ричард Дж. Эванс, Третий рейх в состоянии войны (Нью-Йорк: Penguin Press, 2009), 176.
      • 5 Ричард Дж. Эванс, Третий Рейх в состоянии войны (Нью-Йорк: Penguin Press, 2009), 176.
      • 6Найл Фергюсон, «Захват и убийство пленных в эпоху тотальной войны: на пути к политической экономии военного поражения», War in History 11, no. 2 (2004): 186.
      • 7Дорис Л. Берген, Война и геноцид: краткая история Холокоста, 3-е изд. (Lanham, MD: Rowman & Littlefield, 2016), 195.

      Джошуа Рубенштейн, автор и сотрудник Гарвардского центра изучения России и Евразии им. Дэвиса, подробно описывает отношения между нацистской Германией и Советским Союзом за десятилетие до Второй мировой войны.

      Подробнее

      Джошуа Рубенштейн, автор и сотрудник Гарвардского центра российских и евразийских исследований им. Дэвиса, подробно описывает отношения между нацистской Германией и Советским Союзом за десятилетие до Второй мировой войны.

      Подробнее

      Вопросы связи

      1. Какую роль в планах нацистов относительно «расы и космоса» играла территория, контролируемая Советским Союзом в начале 1941 года?
      2. Как Гитлер пытался убедить своих слушателей в важности своего плана для Советского Союза?
      3. Как вы думаете, в чем разница между «географическим образованием» и «расовым образованием»? Как отношение к Европе как к «расовому единству» повлияло на то, как немцы обращались с советскими солдатами и гражданскими лицами после вторжения в Советский Союз?
      4. Каким правилам или стандартам должна следовать страна при обращении с военнопленными и гражданскими лицами? Почему существуют такие правила и стандарты? Какие могут быть последствия их нарушения?

      Больше подобных Учебные ресурсы Обучение и события

      Использование стратегий из «Facing History» похоже на пробуждение.

      — Клаудия Баутиста, Санта-Моника, Калифорния,

      Пивной путч (Мюнхенский путч)

      • Цитировать