cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как решать задачи физика 9 класс – Учебно-методическое пособие по физике (9 класс) на тему: Физика. Учимся решать задачи 9 кл.

Физика 9 класс. Законы, правила, формулы

Кинематика

Динамика

    Силы трения
  • Трение покоя
    Максимальная сила трения покоя (Fтр)max пропорциональна силе нормального давления (N) и зависит от характера взаимодействия соприкасающихся поверхностей тел, определяемого коэффициентом трения (μ)
    (Fтр)max=μ×N
    СИ: Н
  • Трение скольжения
    Сила трения скольжения (Fтр) пропорциональна силе давления (N), коэффициенту трения (μ) и направлена противоположно направлению движения тела.
    Fтр=μ×N
    СИ: Н
  • Коэффициент трения
    Коэффициент трения (μ) вычисляют как отношение модулей силы трения (Fтр) и силы давления (N).
    μ=Fтр/N
  • Движение тела под действием силы трения
    1) Путь (l), пройденный движущимся телом под действием силы трения до полной остановки (тормозной путь), прямо пропорционален квадрату начальной скорости (
    v0
    ) и обратно пропорционален коэффициенту трения (μ): , (g — ускорение свободного падения).
    2) Время (t) движения тела под действием силы трения до момента полной остановки (время торможения) прямо пропорционально начальной скорости (v0) и обратно пропорционально коэффициенту трения (μ):
    СИ: м, с
    Движение тела под действием нескольких сил
  • Условие равновесия тела (как материальной точки).
    Тело находится в равновесии (в покое или движется равномерно и прямолинейно), если сумма проекций всех сил (), действующих на тело, на любую ось (ОХ, ОY, O, …) равна нулю.
    ;
    ;

    СИ: Н
  • Движение тела по наклонной плоскости
    Ускорение тела, скользящего вниз по наклонной плоскости с углом наклона (α
    ) и коэффициентом трения тела о плоскость (μ), не зависит от массы тела и равно: , (g — ускорение свободного падения)
    СИ: м/с2
  • Движение связанных тел через неподвижный блок
    Ускорение двух тел, массами m1 и m2, связанных нитью, перекинутой через неподвижный блок, равно:
    , (g — ускорение свободного падения)
    СИ: м/с2
    Законы сохранения в механике
  • Импульс тела
    Импульс тела () — векторная величина, равная произведению массы (m) тела на его скорость ().

    СИ: (кг×м)/с
  • Импульс силы
    Импульс силы ( — произведение силы на время t её действия) равен изменению импульса тела.

    СИ: Н×с
  • Закон сохранения импульса
    Геометрическая сумма импульсов тел (), составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.

    СИ: Н×с
  • Механическая работа силы
    Работа (А) постоянной силы равна произведению модулей векторов силы () и перемещения () на косинус угла между этими векторами.

    СИ: Дж
  • Теорема о кинетической энергии
    Работа (А) силы (или равнодействующей сил) равна изменению кинетической энергии (Ek1 и Ek2) движущегося тела.
    ,
    где m — масса тела, v1, v2 — начальная и конечная скорости тела
    СИ: Дж
  • Потенциальная энергия поднятого тела
    Потенциальная энергия (ЕП) тела, поднятого на некоторую высоту (h) над нулевым уровнем, равна работе (А) силы тяжести (m×g) при падении тела с этой высоты до нулевого уровня.
    A=ЕП=m×g×h
    СИ: Дж
  • Работа силы тяжести
    Работа (А
    ) силы тяжести (mg) не зависит от пути, пройденного телом, а определяется разностью высот (Δh=h2-h1) положения тела в конце и в начале пути и равна разности его потенциальных энергий (EП2 и EП1).
    A=-(EП2-EП1)=-m×g×Δh
    СИ: Дж
  • Потенциальная энергия деформированного тела
    Потенциальная энергия (ЕП) деформированного тела (пружины) равна работе силы упругости при переходе тела (пружины) в состояние, в котором его деформация равна нулю.
    ЕП = ,
    где k — жесткость; х — деформация пружины.
    СИ: Дж
  • Закон сохранения полной механической энергии
    Полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения или силами упругости, остается неизменной при любых движениях тел системы.
    ЕК2П2К1П1=const

    СИ: Дж
    Движение жидкостей и газов по трубам
  • Закон Бернулли

    Давление жидкости, текущей в трубе, больше в тех частях трубы, где скорость её движения меньше, и наоборот, в тех частях, где скорость больше, давление меньше.
    ,
    где p1, v1, h1 — давление, скорость и вертикальная координата жидкости в одном сечении трубы; p2, v2, h2 — давление, скорость и вертикальная координата жидкости в другом сечении трубы;
    ρ — плотность жидкости; g — ускорение свободного падения.
    СИ: Па

Поделитесь с друзьями:

zadachi-po-fizike.electrichelp.ru

Решение задач. Видеоурок. Физика 9 Класс

Задача 1 посвящена закону всемирного тяготения.

Условие

Определите высоту, на которой сила тяжести будет в 3 раза меньше, чем на поверхности Земли (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация условия первой задачи

Решение

В условии указано, что сила тяжести должна быть в 3 раза меньше, чем на поверхности Земли. Сила F1 – это сила притяжения тела к Земле на поверхности Земли, а сила F2 на некоторой высоте.

Поскольку задача относится к закону всемирного тяготения, мы этот закон запишем, но сделаем это два раза. Первый раз – для тела, которое находится на поверхности Земли, а второй раз – для тела, которое находится на некоторой высоте относительно поверхности Земли. Итак, F1 – это сила притяжения тела массой m к самой Земле. Сам закон запишется следующим образом: 

Запишем теперь формулу для силы F2, которая соответствует силе взаимодействия между Землей и телом массой m на некоторой высоте h (рис. 2):

Рис. 2. Расстояние взаимодействия Земли и тела, поднятого на высоту

Из условия известно, что F

1 и F2 связаны зависимостью: . Теперь объединяем эти два уравнения в систему  и делим уравнения друг на друга

Чтобы сделать следующий шаг, понадобится извлечь квадратный корень из правой и левой частей.

Окончательный ответ получаем в формуле, которая определяет высоту:  .

Если теперь подставить все известные значения, то получим ответ: .

Пример оформления задачи:

Дано:

СИ

Решение:

 

 

.

Ответ: .

 

Найти: 

 

Эта задача хорошо показывает возможность определения высоты, на которую можно запустить спутник с таким расчетом, чтобы на него действовала сила тяжести определенного значения. Это является важным условием при исследовании движения спутников.

Задача 2 посвящена криволинейному движению.

Условие

Велосипедист движется по закруглению дороги, радиус закругления дороги 50 м, скорость велосипедиста 36 км/ч, масса велосипедиста 60 кг. Определите центростремительное ускорение велосипедиста, проходящего закругление дороги, и силу трения, которая действует на велосипед (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация к задаче 2

Решение

Найти требуется  и силу трения, которая действует на велосипедиста. Для этого в первую очередь переведем скорость в СИ . Обратимся к решению. Центростремительное ускорение определяется как отношение квадрата скорости к радиусу закругления дороги: .

Вычислим его:

Итак, мы определили центростремительное ускорение. Оно сообщается телу действием силы трения между колесами и дорогой, которая направлена к центру окружности. По второму закону Ньютона,  . Итак, .

Ответ:,  .

Пример оформления задачи:

Дано:

СИ

Решение:

 

 

 

Ответ: ,

 

Найти: 

 – ?

  – ?

 

 

Итак, переходим к заключительной, третьей задаче, которая будет посвящена прямолинейному движению.

Условие

Определите начальную скорость тела, которое, двигаясь вертикально вверх, через 2 с после начала движения достигло скорости 5 м/с. Определите высоту, на которой окажется тело, когда скорость его станет равна 5 м/с (рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация к задаче 3

Начнем с начальной скорости. Запишем уравнение скорости: . Вспомните, что ускорение свободного падения при решении задач мы принимаем равным . Теперь введем систему отсчета.

Рис. 5. Система отсчета, выбранная для решения задачи

Система отсчета связана с поверхностью Земли. Теперь совместим уравнение скорости с выбранной системой отсчета. Обратите внимание: относительно этой системы отсчета начальная скорость , направленная вертикально вверх, совпадает по направлению с осью .

Скорость  через 2 с, которая определена как 5 м/с, тоже направлена вертикально вверх. Ускорение свободного падения  направлено вертикально вниз. С учетом знаков получаем: . Подставляя известные значения, имеем: .

Отсюда получаем, что начальная скорость, т. е. скорость, с которой тело бросили вертикально вверх, будет равна . Таким образом, используя уравнение скорости и систему отсчета, мы определили начальную скорость. Следующий шаг: определение высоты.

Запишем уравнение движения в общем виде: .

Мы уже сказали, что начальная скорость направлена вертикально вверх, она будет со знаком плюс. Ускорение свободного падения направлено относительно оси вниз и будет со знаком минус. В этом случае мы получаем высоту, модуль перемещения вдоль прямой:

Ответ:  , .

Пример оформления задачи:

Дано:

Решение:

 

 ;

;

 

; ; 

;

 ;

 ;

;

 

Ответ:  , .

 

Найти:

 
 

 

Список литературы 

  1. Лукашик В.И. Иванова В.Е. Сборник задач по физике. 7-9 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  2.  Перышкин А.В. Сборник задач по физике: 7-9 класс. – М.: Экзамен, 2010.
  3.  Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Для 9-11 классов ср. школы. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: Справочник с примерами решения задач. – 2-е издание, передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «ru.solverbook.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «eduspb.com» (Источник)
  3. Интернет-портал «foxford.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Найдите ускорение свободного падения на поверхности Х, если ее масса равна  кг, а радиус – примерно 6100 км.
  2. На какой высоте над поверхностью Земли ускорение свободного падения уменьшится в 2 раза?
  3. Тело бросили  вер­ти­каль­но вверх со ско­ро­стью 2 м/с. Опре­де­ли­те вы­со­ту подъ­ема и время, за которое тело наберет максимальную высоту.

interneturok.ru

Занимательные фишки к урокам физики — 9 класс

Занимательные фишки к урокам физики — 9 класс

Дополнительно для 9 класса:

ЦОР — интересные материалы к урокам физики для 9 класса — смотреть
Физика Кормакова Н.А. — 9 класс. Опорные конспекты. Тесты. Контрольные работы — смотреть
Новые конспекты по физике для 9 класса — смотреть
Видеоуроки по темам 9 класса — смотреть
Диафильмы учебные по физике — смотреть
Задачи — смотреть
Видеоролики физике- смотреть
Тесты по темам физики — 9 класс — смотреть
Наглядные мультимедийные пособия к уроку — 9 класс — в разделе «медиа-1» и «медиа-2» в верхнем меню

На этих страницах, сгруппированных по темам школьной физики, изучаемым в 9 классе, вы найдете не только физические формулы и определения по теме урока, но и интересные заметки о природных явлениях и технических устройствах, подтверждающие теорию.

КИНЕМАТИКА


Механическое движение ………. смотреть
Перемещение ………. смотреть
Определение координаты движущегося тела ………. смотреть
Прямолинейное равномерное движение ………. смотреть
Продолжение темы «Прямол. равномерное движение» ………. смотреть
Прямолинейное равноускоренное движение ………. смотреть
Скорость прямолинейного равноускоренного движения ………. смотреть
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении ………. смотреть
Решение задач на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение ………. смотреть
Относительность движения ………. смотреть

ДИНАМИКА


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона ………. смотреть
Второй закон Ньютона ………. смотреть
Третий закон Ньютона ………. смотреть
Свободное падение тел ………. смотреть
Закон всемирного тяготения ………. смотреть
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах ………. смотреть
Криволинейное движение. Равномерное движение тела по окружности ………. смотреть
Искусственные спутники Земли (ИСЗ) ………. смотреть
Импульс тела. Закон сохранения импульса ………. смотреть
Реактивное движение. Реактивное движение в природе ………. смотреть
Реактивное движение в технике. Реактивные двигатели ………. смотреть
Закон Гука ………. смотреть

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ


Колебательное движение……… смотреть
Величины, характеризующие колебательное движение ………. смотреть
Затухающие и вынужденные колебания. Превращения энергии при колебательном движении ………. смотреть
Волны ………. смотреть
Длина волны. Скорость распространение волн ………. смотреть
Звуковые волны ………. смотреть
Интересное о звуковых волнах ………. смотреть
Интересные факты о звуковых волнах ………. смотреть
Занятно о звуковых волнах ………. смотреть
Распространение звука. Скорость звука ………. смотреть
Как бороться с шумом, и хорошо ли без него ………. смотреть
Отражение звука. Эхо ………. смотреть

ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ


Магнитное поле ………. смотреть
Определение направления линий магнитного поля ………. смотреть
Обнаружение магнитного поля по его действию на проводник с током ………. смотреть
Магнитная индукция. Магнитный поток ………. смотреть
Явление электромагнитной индукции ………. смотреть
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны ………. смотреть

СТРОЕНИЕ АТОМА. ЭНЕРГИЯ АТОМНОГО ЯДРА


Радиоактивность ………. смотреть
Радиоактивные превращения ………. смотреть
Состав атомного ядра. Ядерные силы ………. смотреть
Энергия связи. Дефект масс ………. смотреть
Деление ядер урана ………. смотреть
Ядерная цепная реакция ………. смотреть
Ядерный реактор ………. смотреть
Термоядерная реакция ………. смотреть


Любознательным

Жук-плавунец

Когда жук-плавунец быстро плывет по поверхности воды, волны образуются впереди него, сзади же волн нет или они очень слабые. Если жук плывет медленно, то волн вообще нет — ни спереди, ни сзади. Почему? При движении судов волны всегда возникают сзади. Чем отличается движение жука-плавунца от движения судна?

Оказывается…
На воде могут возникать волны двух типов: капиллярные волны, определяемые главным образом поверхностным натяжением жидкости, и гравитационные волны, обусловленные силой тяжести. Волны большой длины относятся ко второму типу, короткие волны — к первому. Ни те, ни другие волны не распространяются со скоростью меньше 0,23 м/с. Если жук-плавунец двигается медленнее, то волны вообще не образуются. Когда же он плывет с большей скоростью, образуются волны обоих типов. Групповая скорость капиллярных волн больше их фазовой скорости, поэтому эти волны оказываются впереди жука. Групповая скорость гравитационных волн меньше фазовой, поэтому они наблюдаются позади жука. Отчетливо видны лишь капиллярные волны, создаваемые жуком, гравитационные же можно заметить лишь при внимательном рассмотрении.

Источник: «Физический фейерверк» Дж. Уокер


class-fizika.ru

Прямолинейное равноускоренное движение. Примеры решениЯ задач по физике. 9-10 класс

Прямолинейное равноускоренное движение. Примеры решениЯ задач по физике. 9-10 класс

Задачи по физике — это просто!

Не забываем, что решать задачи надо всегда в системе СИ!


А теперь к задачам!

Элементарные задачи из курса школьной физики по кинематике.

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение. При решении задачи обязательно делаем чертеж, на котором показываем все вектора, о которых идет речь в задаче. В условии задачи, если не оговорено иное, даются модули величин. В ответе задачи также должен стоять модуль найденной величины.

Задача 1

Автомобиль, двигавшийся со скоростью 30 м/с, начал тормозить. Чему будет равна его скорость через 1 минуту, если ускорение при торможении равно 0,3 м/с2?

Обратите внимание! Проекция вектора ускорения на ось t отрицательна.



Задача 2

Санки начинают двигаться с горы с ускорением 2 м/с2. Какое расстояние они пройдут за 2 секунды?


Не забудьте в ответе перейти от проекции к модулю вектора ускорения!

Задача 3

Каково ускорение велосипедиста, если его скорость за 5 секунд изменилась от 7 до 2 м/с ?


Из условия задачи видно, что в процессе движения скорость тела уменьшается. Исходя из этого, определяем направление вектора ускорения на чертеже. В результате расчета должно получиться отрицательное значение вектора ускорения.

Задача 4

Санки начинают двигаться с горы из состояния покоя с ускорением 0,1 м/с2. Какую скорость будут они иметь через 5 секунд после начала движения?

Задача 5

Поезд, двигавшийся с ускорением 0,4 м/с2, через 20 секунд торможения остановился. Чему равен тормозной путь, если начальная скорость поезда 20 м/с ?

Внимание! В задаче поезд тормозит, не забудьте о минусе при подстановке числового значения проекции вектора ускорения.



Задача 6

Автобус, отходя от остановки, движется с ускорением 0,2 м/с2. На каком расстоянии от начала движения его скорость станет равной 10 м/с ?

Задачу можно решить в 2 действия.
Это решение аналогично решению системы из двух уравнений с двумя неизвестными. Как в алгебре: два уравнения — формулы для Vx и Sx, два неизвестных — t и Sx.

Задача 7

Какую скорость разовьет катер, пройдя из состояния покоя 200 метров с ускорением 2 м/с2?

Не забудьте, что не всегда все данные в задаче задаются числами!
Здесь надо обратить внимание на слова «из состояния покоя» — это соответствует начальной скорости, равной 0.

При извлечении корня квадратного: время может быть только больше 0!

Задача 8

При аварийном торможении мотоцикл, двигавшийся со скоростью 15 м/с, оставовился через 5 секунд. Найти тормозной путь.

Продолжение смотри здесь


class-fizika.ru

Как решать задачи по физике на свободное падение. Примеры решения задач по физике. 9-10 класс

Как решать задачи по физике на свободное падение. Примеры решения задач по физике. 9-10 класс

Задачи по физике — это просто!

Не забываем, что решать задачи надо всегда в системе СИ!


А теперь к задачам!

Элементарные задачи из курса школьной физики по кинематике.

Школьные задачи по физике на свободное падение подразделяются на:

1. падение тела вниз при начальной скорости, равной нулю (9 кл., 10 кл.)
2. движение тела, брошенного вертикально вверх (9 кл., 10 кл.)
3. движение тела, брошенного под любым углом к горизонту, включая бросок в горизонтальном направлении (10 кл.)

Свободное падение — это движение тела только лишь под действием силы тяжести.
И хотя в реальных земных условиях действует еще сила сопротивления воздуха, но в школьных задачах она не учитывается!

В задачах на свободное падение тело движется с ускорением свободного падения g , вектор которого направлен всегда также, как вектор силы тяжести Fт.

Движение под действием постоянной силы — это равноускоренное движение, поэтому исходными формулами для решения являются 3 основные расчетные формулы равноускоренного движения: для расчета скорости, перемещения и координаты тела.

В 9 классе используются обычно расчетные формулы скорости и перемещения:

В 10 классе к ним добавляется расчетная формула координаты тела:

Эти формулы надо запомнить!

Вместе эти формулы составляют систему уравнений, достаточную для решения задачи любой сложности.
Если начальная скорость в задаче равна нулю, то формулы упрощаются.

Например:

Но нет нужды запоминать упрощенные формулы, достаточно помнить 3 основные!

Помните, при решении задач используют расчетные формулы в проекциях векторов!
Обратите внимание, что в этих формулах нет «минусов»!
Минус может появиться при расчете, когда при подстановке числовых значений придется учитывать знак проекции вектора на ось!

Для решения простой задачи выбираем нужную формулу.
Потренируйтесь в преобразовании формулы, если надо найти величину, в нее входящую!

В более сложных задачах решаем систему из двух уравнений.
Обычно это выглядит, как решение задачи по действиям с использованием двух (трех) формул.

Иногда встречаются трудные задачи, когда решение по действиям не удается, тогда решаем систему из двух (или трех) уравнений, используя все свои накопленные знания по алгебре (решение систем уравнений).

В решении необходимо сделать чертежи:

1. для падения вниз

2. при броске вертикально вверх

3. при броске под углом

4. при броске в горизонтальном направлении


class-fizika.ru

Решение типовых задач по физике

Решение типовых задач по физике

Задачи по физике — это просто!

Как решать задачи по физике? ………… смотреть

СМЕШНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ ГРИГОРИЯ ОСТЕРА для тех, кто хочет посмеяться ………… смотреть

ФИЗИКА. 10-11 КЛАСС — ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИЗ УЧЕБНИКОВ МЯКИШЕВА

Здесь приведены примеры решения задач по физике для учащихся 10-11 классов из учебников «Физика. 10 класс» (авт. Мякишев, Буховцев, Сотский) и «Физика. 11 класс» (авт. Мякишев, Буховцев, Чаругин).

Физика — 10 класс

  • по теме «Равномерное прямолинейное движение» ………. смотреть

  • по теме «Сложение скоростей» ………. смотреть

  • по теме «Движение с постоянным ускорением» ………. смотреть

  • по теме «Движение с постоянным ускорением свободного падения» ………. смотреть

  • по теме «Кинематика твёрдого тела» ………. смотреть

  • по теме «Второй закон Ньютона» ………. смотреть

  • по теме «Закон всемирного тяготения» ………. смотреть

  • по теме «Первая космическая скорость» ………. смотреть

  • по теме «Силы упругости. Закон Гука» ………. смотреть

  • по теме «Силы трения» ………. смотреть

  • по теме «Силы трения» (продолжение) ………. смотреть

  • по теме «Закон сохранения импульса» ………. смотреть

  • по теме «Кинетическая энергия и её изменение» ………. смотреть

  • по теме «Закон сохранения механической энергии» ………. смотреть

  • по теме «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела» ………. смотреть

  • по теме «Равновесие твёрдых тел» ………. смотреть

  • по теме «Основные положения МКТ» ………. смотреть

  • по теме «Основное уравнение молекулярно-кинетической теории» ………. смотреть


  • по теме «Энергия теплового движения молекул» ………. смотреть

  • по теме «Уравнение состояния идеального газа» ………. смотреть

  • по теме «Газовые законы» ………. смотреть

  • по теме «Определение параметров газа по графикам изопроцессов» ………. смотреть

  • по теме «Насыщенный пар. Влажность воздуха» ………. смотреть

  • по теме «Внутренняя энергия. Работа» ………. смотреть

  • по теме: «Количество теплоты. Уравнение теплового баланса» ………. смотреть

  • по теме: «Первый закон термодинамики» ………. смотреть

  • по теме: «КПД тепловых двигателей» ………. смотреть

  • по теме «Закон Кулона» ………. смотреть

  • по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей» ………. смотреть

  • по теме «Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов» ………. смотреть

  • по теме «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора» ………. смотреть

  • по теме «Закон Ома. Последовательное и параллельное соединения проводников» ………. смотреть

  • по теме «Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи» ………. смотреть

  • по теме «Электрический ток в различных средах» ………. смотреть

Физика — 11 класс

  • по теме «Магнитное поле» ………. смотреть
  • по теме «Электромагнитная индукция» ………. смотреть
  • по теме «Механические колебания» ………. смотреть
  • по теме «Геометрическая оптика» ………. смотреть
  • по теме «Волновая оптика» ………. смотреть

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

7-11 класс

1. Механическое движение. 7 класс ………… смотреть

2. Средняя скорость движения. 7 класс ………… смотреть

3. Плотность. 7 класс ………… смотреть

4. Сила тяжести, вес тела, сила упругости. 7 класс ………… смотреть

5. Работа с векторами. Прямолинейное равномерное движение 9-11 класс ………… смотреть

6. Определение расстояния между двумя телами 9-11 класс ………… смотреть

7. Уравнения и графики прямолинейного равномерного движения 9-11 класс ………… смотреть

8. Расчетные формулы для прямолинейного равноускоренного движения 9-11 класс ………… смотреть

9. Прямолинейное равноускоренное движение 9-11 класс ………… смотреть

10. Прямолинейное равноускоренное движение (продолжение) 9-11 класс ………… смотреть

11. Уравнения и графики прямолинейного равноускоренного движения 9-11 класс ………… смотреть

12. Как решать задачи по физике на свободное падение 9-11 класс ………… смотреть

13. Свободное падение 9-11 класс ………… смотреть

14. Тело брошенное под углом к горизонту 10-11 класс ………… смотреть

15. Закон сохранения импульса 9-11 класс ………… смотреть

16. Количество теплоты 8-11 класс ………… смотреть

17. МКТ. Термодинамика 10-11 класс ………… смотреть

18. МКТ. Термодинамика (продолжение) 10-11 класс ………… смотреть

19. Законы идеального газа и уравнение состояния 10-11 класс ………… смотреть

20. Изопроцессы 10-11 класс ………… смотреть

21. Сила Ампера. Сила Лоренца 9-11 класс ………… смотреть

22. Магнитный поток. Магнитная индукция 9-11 класс ………… смотреть

23. ЭДС индукции 10-11 класс ………… смотреть

24. Индуктивность. Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока 10-11 класс ………… смотреть

25. Работа силы. Механическая работа и мощность 9-11 класс ………… смотреть

26. Работа силы трения 10-11 класс ………… смотреть

27. Работа силы тяжести 10-11 класс ………… смотреть

28. Движение по наклонной плоскости. Динамика 10-11 класс ………… смотреть

29. Движение по горизонтали под действием нескольких сил. Динамика 10-11 класс ………… смотреть

30. Движение связанных тел. Динамика 10-11 класс ………… смотреть

31. Движение по окружности 9-11 класс ………… смотреть

32. Механические колебания и волны 9-11 класс ………… смотреть

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ ИЗ СБОРНИКА БЕНДРИКОВА

для старшеклассников и студентов

1. Прямолинейное равномерное и равнопеременное движение ………… смотреть

2. Криволинейное движение (бросок под углом к горизонту, движение по окружности) ………… смотреть

3. Динамика прямолинейного движения ………… смотреть

4. Закон сохранения импульса ………… смотреть

5. Статика ………… смотреть

6. Закон сохранения энергии ………… смотреть

7. Динамика вращательного движения ………… смотреть

8. Колебания и волны ………… смотреть

9. Оптика ………… смотреть

10. Молекулярная физика и термодинамика ………… смотреть

11. Гидро- и аэродинамика ………… смотреть

Успехов в разборе «полетов»!



class-fizika.ru

Решение задач. Видеоурок. Физика 9 Класс

Представляем вашему вниманию практический урок по теме «Решение задач». Этот урок позволит подвести итог изученным ранее темам. Вместе с преподавателем вы рассмотрите решение задач: первая посвящена импульсу тела и импульсу силы, а вторая – закону сохранения импульса.

Данный урок подводит некоторый итог тем вопросам, которые мы уже рассмотрели. В первую очередь – это импульс и закон сохранения импульса.

Условие

Вдоль оси движется тело массой  со скоростью . Вдоль направления движения действует сила  в течение времени. Определите скорость тела после окончания действия этой силы.

Рис. 1. Иллюстрация к задаче 1

Решение

Для решения этой задачи в первую очередь важно вспомнить о том, что такое импульс.

Импульс тела равен произведению массы тела на его скорость:

Вспоминая, что импульс силы – это изменение импульса тела, запишем следующее выражение:

Рис. 2. Выбор системы отсчета

Теперь уравнение согласуем с выбранной системой отсчета. Сила  при проекции на ось  будет с положительным знаком, а значит:

Затем, преобразовав это уравнение, выделив из него ту скорость, которую нужно определить, запишем следующее выражение:

Ответ: .

Пример оформления задачи:

Рис. 3. Оформление решения задачи 1

Условие

Тележка с человеком на ней движется вдоль прямой со скоростью . Человек спрыгивает с тележки в горизонтальном направлении, противоположном направлению движения тележки, со скоростью  относительно Земли. Определите скорость тележки после того, как с нее спрыгнул человек (). Масса человека в 1,5 раза больше, чем масса тележки ().

Рис. 4. Иллюстрация к задаче 2

Решение

Рис. 5. Выбор системы отсчета

В первом случае и тележка, и человек едут вместе, значит, скорость у них одинакова. Для данной системы отсчета, связанной с осью , запишем следующее выражение:

Затем, когда человек спрыгивает с тележки, импульс этих двух тел можно записать следующим образом:

Знак минус показывает, что скорость человека направлена в противоположную сторону, а скорость тележки со знаком плюс будет направлена в ту же сторону, что и первоначальная скорость, т. е. вдоль оси .

Записав эти выражения для начального состояния и состояния после взаимодействия, воспользуемся законом сохранения импульса.

По закону сохранения импульса, импульс в первом случае будет равен импульсу во втором случае: ..

Запишем это соотношение: 

Скорость  и нужно определить. Выразим массу человека через массу тележки: 

Массу  мы можем вынести за скобку и сократить: 

Подставляя значения для скоростей, получаем ответ: .

Ответ: .

Эта задача хорошо иллюстрирует реактивное движение. Человек, который спрыгнул с тележки в противоположную сторону, увеличил скорость самой тележки. Не правда ли, это хорошо сочетается с тем, как из ракеты вырываются с некоторой скоростью газы и придают дополнительную скорость оболочке, т. е. самой ракете (рис. 6)?

Рис. 6. Реактивное движение

Список литературы  

  1. Лукашик В.И., Иванова В.Е. Сборник задач по физике. 7-9 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. Для 9-11 классов ср. школы. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: Справочник с примерами решения задач. – 2-е издание, передел. – X.: Веста: Издательство «Ранок», 2005. – 464 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «eduspb.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «physics.ru» (Источник)
  3. Интернет-портал «class-fizika.narod.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

1. Автомобиль резко затормозил после дорожного знака, и тормозной путь оказался равным 10 м. Нарушил ли правила водитель автомобиля, если коэффициент сопротивления движению равен 0,5, а дорожный знак был таким (см. рис)?

2. С плота массой 200 кг, который двигался со скоростью 1 м/с, прыгнул человек массой 70 кг в горизонтальном направлении со скоростью 4 м/с. Какой будет скорость плота после прыжка человека, если он прыгнул в противоположную сторону движения плота?

3. Определите, с какой скоростью должен лететь мяч массой 500 г, чтобы его импульс был равен импульсу пули массой 5 г, летящей со скоростью 600 м/с?

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *