cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Итоги второй мировой войны история 9 класс – Итоги Второй мировой войны кратко по пунктам, дата окончания и результаты

Итоги Второй мировой войны кратко по пунктам, дата окончания и результаты

В сентябре 1945 года окончилась Вторая мировая война, продлившаяся шесть лет, затронувшая множество стран, унесшая миллионы жизней и навсегда изменившая ход истории. В нашей статье подведем ее итоги.

Последствиями изнуряющих вооруженных столкновений Второй мировой стали огромные людские потери (около 70 млн), колоссальные материальные затраты (4 трлн долларов), многочисленные разрушения (десятки тысяч городов). Что было оплачено этими жертвами, выясним, рассказав кратко об итогах Второй мировой войны по пунктам:

Рис. 1. Парад победы в 1945.

Логичным итогом окончания войны явилось осуждение сторонников нацистского режима. Международный военный трибунал заседал в Нюрнберге (Германия). 403 судебных слушания проводились с 20.11.1945 по 01.10.1946. Оправданы были только трое подсудимых, остальные признаны виновными в преступлениях разной степени тяжести (вынесены приговоры от 10 лет заключения до повешения).

Рис. 2. Нюрнбергский процесс.

Кроме обозначенных итогов, уделим внимание последствиям (в т. ч. далекоидущим) для конкретных стран. Они представлены отдельно в виде таблицы результатов Второй мировой войны:

Чтобы впредь не допустить повторения подобных ужасающих военных столкновений, главы крупных государств-победителей в течение Второй мировой (с 1942) разрабатывали структуру специальной организации, названной «Объединенные нации». В июне 1945 был подписан устав организации, а дата 24 октября, когда документ вступил в силу, официально считается Днем ООН.

Рис. 3. Генеральная Ассамблея ООН.

Что мы узнали?

Ознакомившись со статьей, мы узнали об итогах Второй мировой войны, окончившейся 2 сентября 1945 года безоговорочной победой антигитлеровской коалиции. Определили, каких результатов добились крупные страны-участницы военного конфликта.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 695.

obrazovaka.ru

Урок истории для 9 класса Тема: «Великая Отечественная война: итоги и уроки».

Вступительное слово учителя Сегодня на уроке мы повторим и обобщим ранее изученный материал на основе просмотра презентации, посвященной истории ВОВ.

Попытаемся осознать всю опасность нависшей над нашей Родиной в связи с вероломным нападением фашистской Германии, осмыслить и понять историческое значение победы СССР в ВОВ.

Кадры, которые вы сейчас увидите, напомнят вам о подвигах советских людей во имя Родины, ради защиты всего того, что им было дорого и свято.

Пожалуйста, внимательно всмотритесь, вслушайтесь и вдумайтесь в предлагаемый материал и после просмотра выскажите свое отношение к войне.

Война — жесточе нету слова,

Война — печальней нету слова,

Война — она такое дело,

о ней не вспоминать нельзя.

1-й слайд (вой сирены, лучи прожекторов)

2-й слайд Огненная летопись Великой Отечественной…1941-1945 гг.

Огненная летопись Великой Отечественной…

Коснемся бережно ее незабываемых страниц.

Вспомним дорогу к Победе.

Год 1941-й. Июнь. Накануне.

3-й слайд. Накануне. Мирным трудом завершался на советской земле субботний день 21 июня 1941 года. В цехах умолкали станки, на широких колхозных полях колосились хлеба.

В школах страны уже прошли выпускные экзамены, и вот он, долгожданный выпускной бал. Счастливые выпускники встречали первый рассвет новой взрослой жизни, пели, смеялись, строили планы на будущее. Они еще не знали, что их планам не суждено, будет сбыться.

Какою все дышало тишиной

Что вся земля спала казалось

Кто знал, что между миром и войной

Каких то 5 минут осталось

Незаметно пролетел короткий субботний день, и наступила короткая летняя ночь. Этой ночи суждено было стать рубежом между миром и войной. Часы отбивали последние минуты мирной жизни

(метроном)

4-й слайд. Вторжение

5-й слайд. «Родина-мать зовет!» Плакат И. Тоидзе.(фонозапись песни «Вставай страна огромная».)

Для советских людей 22 июня 1941 г. стало черным днем календаря.

Началась самая кровопролитная, самая жестокая война из всех, которые знало человечество.

6-й слайд. На экране — кинофрагмент «Начало войны» на фоне продолжающейся песни «Вставай страна огромная» Гитлер рассчитывал с легкостью победить Советский Союз. Еще в декабре 1940 г. он подписал план ведения войны под кодовым названием «Барбаросса». Планом предусматривался разгром СССР в ходе молниеносной войны, максимум за 5 месяцев.

7-й слайд. Идет война народная На защиту своей страны поднялся весь народ. К 1 июля в Красную Армию было мобилизовано более 5 млн. человек. Граждане не призывного возраста уходили на фронт добровольцами. Немецкие войска встретили упорное сопротивление Красной Армии.

8-й слайд. Незабываемый сорок первый 1941-й … После поэты назовут его «сорок трудным», «сорок горестным», «сорок памятным». Да, он был таким… В первых сражениях Советская Армия понесла большие потери в людях и технике. Многие погибли в то утро, даже не поняв, что началась война.

9-й слайд. Крепость ведет бой. Брестская крепость спала спокойным, мирным сном, когда прогремел первый залп фашистской артиллерии. Страшное это было пробуждение.

Бойцы и командиры, заснувшие накануне в предвкушении завтрашнего воскресного дня отдыха, с его развлечениями, с традиционным футбольным матчем, внезапно проснулись среди огня и смерти.

Рушились и горели дома, люди гибли в огне и под развалинами, с криками метались обезумевшие женщины с детьми и падали, пораженные осколками. Враг рассчитывал: будет смятение, паника, капитуляция. Нет! Не дрогнул гарнизон. Он начал упорную, ожесточенную борьбу.

Не раз, не второй

и не сотый от крепости немец отбит

Уже как пчелиные соты все стены,

А крепость стоит,

и шли на проход самоходки,

Горели земля и кусты…

Бинтов не хватало-

Обмотки пришлось разорвать на бинты.

Целая фашистская дивизия стояла под стенами Брестской крепости и ничего не могла с ней поделать.

Гитлеровское командование не раз обращалось к защитникам крепости с предложением сдаться в плен. «Рус, сдавайся! Сопротивление безнадежно!» И всякий раз все предложения врага отвергались.

  • День проходил за днем, одна атака фашистов сменялась другой, а крепость все держалась.

Живых мучила жажда, кончались патроны, а крепость все держалась.

— Боец пытается зачерпнуть каской воду.

Именно так и было! Вода была на вес золота. Берегли воду для раненных и ребятишек. Попытались вырыть колодец — не вода там, а жидкая грязь. Процеживали, чтобы хоть губы смочить…

-Десятки самолетов бомбили крепость почти, беспрерывно, а она все держалась и держалась.

Настоящей героиней показала себя Александра Васильевна Печерникова, жена политрука роты. В первый же час войны у нее на глазах в кроватках погибли маленькие дети. Собрав всю волю, Александра Васильевна встала рядом с мужем и била фашистов. Два последних патрона они оставили себе …

-А медсестра Вера Хорецкая? Скольким солдатам сумела она помочь! И погибла, прикрыв собой раненого пограничника.

— Каждый день тянулся словно год … Налет за налетом, атака за атакой… Старший политрук Николай Васильевич Нестерчук под шквальным огнем пробрался в штаб, где находились женщины и дети. Он сказал им: «Родные! Мы решили стоять здесь насмерть, до последнего патрона. Но вас мы больше не в силах защитить. Возможно, фашисты вас пощадят, вам удастся выжить и вырастить детей. Расскажите им тогда, как сражались за Родину их отцы…».

  • Гитлеровцы рассчитывали стремительным ударом с ходу захватить Брестскую крепость. Но противник овладел крепостью лишь после того, как почти все защитники героически погибли.

  • 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости.

Отдельные герои Бреста сопротивлялись в подвалах крепости до зимы.

10-й слайд Ленинград Несмотря на героизм и самопожертвование советских солдат и офицеров, остановить врага в первые недели войны не удалось. Дали о себе знать многие ошибки, допущенные государственным и военным руководством накануне войны. Немецкая группа армий «Север» в сентябре была остановлена у стен Ленинграда.

Слушай, страна, говорит Ленинград!

Сквозь гром всех сражений и гул канонад.

Не сумев захватить город, гитлеровское командование решило уничтожить его артиллерийским огнем, воздушными бомбардировками, покорить его защитников голодом. Немцы разбомбили часть продовольственных складов. На город было обрушено 100 тыс. авиабомб и 150 тыс. снарядов. Это была норма смерти, а норма жизни — хлеб — измерялась 125 граммами хлеба в день.

Блокада принесла и другие тяжелейшие испытания. В январе 1941 г. из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление и водопровод. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы. Люди умирали от голода и холода. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Но, тем не менее, в городе продолжали работать заводы и производить для фронта самолеты, танки, минометы и снаряды. Вызовом врагу было и то, что 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные дни.

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда.

Слава вам, которые в сраженьях

Отстояли берега Невы

Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!

11-й слайд Битва под Москвой. На столицу фашисты нацелили главный удар, сюда были брошены лучшие, отборные части. Фронт неумолимо приближался, кое-где врагу удалось подойти к Москве на 25 км. В Куйбышев (ныне Самара) переехали большая часть правительства и иностранные посольства. По планам Гитлера немецкие войска должны были войти в город до 7 ноября и именно в этот день торжественно пройти по Красной площади. Уже были отпечатаны приглашения. Целый железнодорожный вагон с наградами «героям взятия Москвы» дожидался своего часа.

Военный парад на Красной площади состоялся, но не гитлеровских, а советских войск, с которого они сразу уходили прямо на фронт.

За годы войны 220 летчиков совершили тараны. На сегодняшний день история ВОВ не назвала ни одного примера, когда бы фашистский самолет таранил советский или направил горящий самолет на наши войска. Нет таких примеров! И они еще хотели победить!

В битве за Москву был раз и навсегда развеян миф о непобедимости фашистской армии.

12-й слайд Тыл — фронту. Война шла всенародная. Победу добывали не только фронтовики, но и оставшиеся в тылу женщины и дети. Они заменили у станков, на колхозных полях своих мужей, старших братьев и отцов, ушедших воевать. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь дать фронту как можно больше танков, самолетов, оружия, боеприпасов. Лозунг «Все — для фронта, все — для победы!» стал для них не парадной фразой, а сутью жизни. Каждый день войны был подвигом миллионов.

13-й слайд Волжская твердыня Переломный момент войны — Сталинград.

200 дней и ночей длилось жестокое сражение в городе Сталинграде.

200 дней и ночей великого подвига советского народа.

  • В одном из боев бессмертный подвиг совершил связист Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении поврежденной линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи, и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

  • Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. Например, в 284-й стрелковой дивизии инициатором движения снайперов стал старшина Василий Зайцев. Он лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Немецко-фашистское командование, чтобы уничтожить его доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера Василия Зайцева. Прославился же он не только храбростью и снайперским мастерством. Крылатые слова Василия Зайцева: «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет!» — стали девизом сражающегося города.

14- слайд Контрнаступление Под Сталинградом фашистов ждал полный разгром. Наступавшие с севера и с юга наши войска соединились, и в кольце окружения оказалось крупная группировка противника. Сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.

А в потрясенной Германии — был объявлен трехдневный траур.

15-слайд Хатынь На 52 км Москва-Витебск, в тихую погоду далеко слышен тревожный перезвон колоколов. Здесь была деревня Хатынь. Жили и трудились люди. Растили детей. Трагедия произошла утром 22 марта 1943 г. карательный батальон СС окружил деревню. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. В дыму задыхались и плакали дети. Под напором обезумевших от ужаса людей рухнули двери сарая. Фашистские автоматчики открыли огонь.

В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей.

Расправившись с людьми, палачи сожгли их дома. На месте тихой лесной деревни осталось пепелище да сиротливо торчащие трубы. На месте сожженной деревни был сооружен мемориальный комплекс. На месте каждого дома, словно одинокая печная труба, поднимается ввысь стела, увенчанная колоколом.

На территории комплекса захоронены урны с землей, взятой со 185 навсегда исчезнувших с лица земли населенных пунктов Белоруссии, уничтоженных фашистами вместе с жителями.

16-й слайд Страшные слова — фашистская неволя, (песня «Бухенвальд»)

Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти» через них прошли 18 млн. человек, из которых погибло 11 млн. чел. В лагерях Польши в день умирало 4600 чел. Горы трупов. Склады обуви уничтоженных людей — ботинки, туфельки, даже пинетки младенцев. Их горы. Склад волос — рассортированных по цвету и упакованных в тюки. Склад очков — и тоже гора.

9 месяцев в первые дни 1946 г. продолжался Нюрнбергский судебный процесс над главными военными преступниками. Суду были предъявлены тысячи документов и вещественных доказательств (ящики с кусками мыла из человеческого жира, изделия из человеческой кожи — женские туфельки, портфели, абажуры). И все они об одном: фашисты — варвары, преступники, убийцы!

17-й слайд Незабываемое. На будущее у гитлеровцев был детально разработан план под названием «Ост» — план уничтожения народов СССР. Он предусматривал за 25-30 послевоенных лет физическое уничтожение до 30 млн. человек, выселение за Урал свыше 50 млн. чел. Была установлена норма уничтожения по национальностям: украинцев 65%, белорусов 75%, русский народ уничтожить полностью, чтобы он не был больше в состоянии помешать установить немецкое господство в мире. «Славяне призваны работать на нас. Когда же мы перестанем в них нуждаться, они могут преспокойно умирать. Поэтому система здравоохранения и прививки в отношении их излишни.

Образование опасно. Вполне достаточно если они смогут считать до 100… Каждый образованный человек — это будущий враг. Мы господа. Мы превыше всего».

Ни виселицы, ни газовые камеры и массовые расстрелы не могли сломить волю народа к борьбе с захватчиками. И в фашистских лагерях люди продолжали борьбу, создавали подпольные организации, поднимали восстания.

18-й слайд Партизанский фронт В партизаны уходили только добровольцы. Уходя, в партизаны, они были готовы к трудностям. Но то, что пришлось испытать на самом деле, невозможно было представить. Против партизан, вооруженных стрелковым оружием, действовали танки, авиация, артиллерия.

Подрывники. Они часами ждали в снегу, под дождем или в болоте, чтобы улучшить момент и взобраться на насыпь. Попав в окружение, питались корнями болотных трав. Кинжалами скоблили березовую кору, в болотной воде размачивали и ели. Крепкие морозы. Снега по пояс. Негде обогреться. Костров разводить нельзя. Все измучены. А война не давала передышки. Каждый день бои».

19-й слайд Партизанской тропой Некоторые отряды, как, например, отряд Ковпака, превращались в крупные партизанские армии и совершали рейды по тылам врага.

Они шли ночами, прячась в болотах с рассветом. Начинался день, и они не знали — доживут ли до вечера. Однако пуще всего была обида. Такая обида! По своей земле идти тайком, прятаться. Но ни дня, ни часа фашистские захватчики не чувствовали себя хозяевами оккупированной ими советской земли. Партизаны пускали под откос воинские эшелоны врага, уничтожали мосты, взрывали важные военные объекты.

20-й слайд Огненная дуга Вскоре после Сталинграда Гитлер заявил, что должен наверстать то, что было упущено зимой. Фашисты разработали операцию «Цитадель». Они хотели окружить наши войска на Курской дуге и после этого начать наступление на Москву.

И хотя на Курской дуге немцы сосредоточили огромные силы и бросили в бой лучшие и новейшие машины: танки “Тигр”, “Пантера”, “Фердинанд” операция «Цитадель» окончилась для фашистов полным крахом.

Не их оружие, а наше, в конечном счете, оказалось лучшим — это знаменитая 34-ка.

Не только земля, но и небо над Курском полыхало огнем. 9 вражеских самолетов сбил в одном поединке над Курской дугой советский летчик Александр Горовец.

История авиации не знала подобного….

А, Алексей Маресьев, летчик, который после ампутации обеих ног, вновь стал летать и в бою под Орлом в период Курской битвы сбил 3 фашистских самолета. Разгром немецких армий под Курском и выход к Днепру завершили коренной перелом в ходе войны.

21-й слайд Освобождение Европы 1944 г. стал годом решающего наступления Красной Армии по всему фронту. Это был год полного освобождения всей территории страны от захватчиков. Государственная граница СССР была полностью восстановлена. Но война еще не была окончена, военные действия были перенесены на территорию Польши, Румынии, Болгарии и Венгрии. Темп наступления нарастал.

В 1945 г. советские войска освободили Австрию, значительную часть Чехословакии, одержали победу в Восточной Пруссии.

22-й слайд Берлинская операция Из воспоминаний Маршала Советского Союза Г.К.Жукова: «В течение всей войны мне пришлось быть непосредственным участником многих крупных операций, но битва за Берлин была особой, ни с чем не сравнимой операцией. Предстояло разгромить крупнейшую группировку немецко-фашистских войск и взять столицу фашистской Германии, за которую враг наверняка будет драться смертным боем».

Берлин. Весна. Развалины. Ограды. Окраины. Подвалы. Бункера.

На площадях сражения раскат Бомбоубежищ затхлая прохлада.

На перекрестках улиц баррикады, Она пришла, желанная пора,

И в тупиках орудия стоят. Близка за все минувшее награда.

23-й слайд Безоговорочная капитуляция. И вот настал долгожданный день. В ночь с 8 на 9 мая в пригороде Берлина Карлхорсте подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Война окончена. Победа!

24-й слайд Великая Победа. Долгих 4 года шел солдат к Берлину. 4 года лишений, горя, страданий. 4 года напряженного труда в тылу. Вместе с тем это были годы мужества и героизма на фронте, беззаветной любви и преданности своей Родине.

25-й слайд Герои Советского Союза — наши земляки. Мужественно и без колебаний шагнули в огонь войны 9 000 наших земляков, в том числе 385 женщин. Они сражались на всех фронтах и во всех родах войск. За мужество и храбрость, умение побеждать, 8 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза, а житель села Черновка Демидов Константин Петрович стал полным кавалером орденов Славы трех степеней, что приравнивается к званию Героя Советского Союза.

Их имена увековечены в названиях улиц, сел и поселков района, где они родились, учились, работали, откуда ушли на фронт. Более 4 тысяч наших земляков не вернулись в свои родные деревни и села. Они похоронены на полях сражений. Но память о каждом сохранена и увековечена в «Книгах памяти».

26-й слайд Мир спасенный помнит Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Ни одна страна в мире за всю свою историю не имела таких потерь. Страна лишилась около 27 млн. своих граждан.

Помните!

Покуда сердца стучатся — помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

27-й слайд Ради жизни на земле Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз. Источниками его победы являются:

отечественный, справедливый характер войны, чувство патриотизма,

сплочение всех национальностей, окрепшая в войне сила Красной Армии, талант ее полководцев (Жуков, Рокоссовский, Конев, Василевский и др.), единство фронта и тыла,

воля к победе, сила духа, сила характера нашего народа.

28-й слайд Вечная память павшим за Родину… Метроном (минута молчания)

27 миллионов погибших, из 18-летних погиб каждый третий,

ежедневно погибало 15 тысяч человек, если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет. Склоним же головы перед теми, кто на поле боя или на трудовом посту в грозное время сражений отдал свою жизнь за нашу Родину.

Минутой скорбного молчания. Давайте павших помянем.

29-й слайд Вечная слава. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Самого высокого звания — Герой Советского Союза — удостоены свыше 11тыс. человек. Среди них — 76 женщин и 4 подростка, которым было по 14 лет, а всего за годы войны более 7 млн. человек были награждены орденами и медалями СССР.

Сквозь пот и кровь, через огонь и воду

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад

Отстаивая право на свободу,

К победе шел Россия твой солдат

И не сломила, сердце не сгубила

И душу не растлила нам война

Видать не человеческая сила

Ему солдату русскому дана.

Историческое значение победы СССР в войне с Германией трудно переоценить.

Была сохранена государственность СССР.

Был разгромлен фашизм. Усилилась политическая роль СССР в мире.

Итоги победы: сохранение свободы и независимости СССР;

освобождение стран Европы от фашизма; разгром фашизма.

Мои мысли о войне. Мы прослушали и посмотрели кадры кинохроники о войне. В начале урока вам было предложено подумать над тем, что ….

Сейчас перед вами бумага, карандаши, кисти, краски. Каждому предоставляется возможность в наиболее эмоциональной для него форме выразить свой ответ на вопрос. Кто-то из вас напишет короткое эссе, кто-то четверостишие, умеющие рисовать могут отразить ответ в рисунке. Если вы видите ответ на поставленный вопрос в цвете, подберите ту краску, которая поможет остальным представить ваш эмоциональный настрой. На выполнение этой работы вам даётся 8 минут.

На данном этапе каждый учащийся выбирает для себя наиболее комфортную и подходящую его эмоциональному настрою форму ответа на поставленный в начале урока вопрос

Подведем итоги.

Кто бы хотел выразить свое отношение к сегодняшней теме, сюжету, герою? Это могут быть суждения, эмоции, образы.

Вопросы

  • Какие подвиги героев ВОВ произвели на вас особенно большое впечатление?

  • В чем вы видите истоки их героизма?

Заключительное слово 70 лет назад отгремели залпы ВОВ. Мы не хотели войны, мы стремились ее избежать, но она ворвалась в каждый дом, она унесла миллионы жизней, обернулась трагедией для каждой третьей семьи.

На защиту Отечества встали миллионы. Враг был силен и беспощаден. На фронте и в тылу, в партизанских отрядах и в подполье день за днем советские люди ковали Победу.

Говорят о войне все известно. Считают так, понятно, люди не воевавшие. Если даже представить невозможное, что историки собрали все документы, изучили в тонкостях ход военных операций, написали хронику каждого военного дня. И тогда останется необозримый мир человеческих судеб и чувств, потрясенных войной. И при этом самое важное — неутолимый интерес к событиям тех дней. Жажда знать! Знать правду о войне.

Я надеюсь, что наш сегодняшний урок нашел неравнодушный отклик в ваших юных сердцах.

Обращение Цените жизнь! Любите жизнь! Всеми силами берегите нашу Землю. Защитите ее от пожара войны! Берегите мир!

infourok.ru

Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: итоги Второй мировой войны

Слайд 1

Итоги Второй мировой войны Учитель истории и обществознания: Есина Ольга Владимировна

Слайд 2

1. Актуализация знаний. Вспомните. А1 . Сотрудничество государств по поддержанию мира и подавления актов агрессии называется: 1) изоляционизм 2) политика «умиротворения» 3) политика «большой дубинки» 4) система коллективной безопасности

Слайд 3

ответ 4) система коллективной безопасности

Слайд 4

О создании какого военного союза идет речь? Более обещающими выглядели перспективы сотрудничества с Италией. Сразу после подписания Японией пакта с Германией в 1936 г. Муссолини и его министр иностранных дел… информировали МИД Японии, что Италия готова обсудить аналогичное соглашение с Японией . 1) Антанты 2) Тройственного союза 3) Священного союза 4) «Берлин — Рим — Токио»

Слайд 5

Ответ 4) «Берлин — Рим — Токио»

Слайд 6

В результате Мюнхенских соглашений к Германии была присоединена: 1) Польша 2) Эфиопия 3) Австрия 4) Судетская область

Слайд 7

Ответ 4) Судетская область

Слайд 8

О чем идет речь в отрывке из документа? Народ Чехословакии глубоко возмущен и решительно протестует… против насилия, которое совершается над ним и его страной… Почти миллион чехов должен попасть под господство Третьей империи. 1) о доктрине Монро 2) об аншлюсе Австрии 3) о Мюнхенском сговоре 4) об Антикоминтерновском пакте

Слайд 9

ответ 3) о Мюнхенском сговоре

Слайд 10

О попытках создать систему коллективной безопасности в Европе в 1930-е гг. свидетельствует: 1) создание Лиги Наций 2) подписание Рапалльского договора 3) заключение советско-французского договора 4) подписание советско-германского пакта о ненападении

Слайд 11

ответ 3) заключение советско-французского договора

Слайд 12

Итоги Второй мировой войны масштабы человеческих потерь и разрушений: В войне погибло более 46 млн. чел.!, в том числе 12 млн. в лагерях смерти: СССР потерял более 26 млн., Германия – ок . 6 млн., Польша – 5,8 млн., Япония – ок . 2 млн., Югославия – ок . 1,6 млн., Венгрия – 600 тыс., Франция – 570 тыс., Румыния – ок . 460 тыс., Италия – ок . 450 тыс., Венгрия – ок . 430 тыс., США, Великобритания и Греция – по 400 тыс., Бельгия – 88 тыс., Канада – 40 тыс. Материальный ущерб оценивается в 2600 млрд. долл.

Слайд 13

Людские потери

Слайд 14

Людские потери

Слайд 15

Людские потери

Слайд 16

Итоги Второй мировой войны 1. Страшные последствия войны усилили общемировую тенденцию к сплочению ради предотвращения новых военных конфликтов, потребность в создании более эффективной системы коллективной безопасности, чем Лига Наций. Ее выражением стало учреждение в апреле 1945 Организации Объединенных Наций.

Слайд 17

Вторая мировая война имела важные политические последствия. Ушла в прошлое система международных отношений, рожденная Великим кризисом 1929–1932. Была разгромлена группировка агрессивных фашистских держав, ставивших целью не только передел мира, но установление мирового господства путем ликвидации других государств как самостоятельных политических единиц, порабощения целых народов и даже уничтожения ряда этнических групп (геноцид)!

Слайд 18

Геноцид — порабощения целых народов и даже уничтожения ряда этнических групп

Слайд 19

Итоги Второй мировой войны 2. исчезли два исторических очага милитаризма – германский (прусский) в Европе и японский на Дальнем Востоке.

Слайд 20

Итоги Второй мировой войны 3. Возникла новая международная политическая конфигурация, основанная на двух центрах притяжения – чрезвычайно усилившихся в результате войны СССР и США , которые к концу 1940-х возглавили два противоборствующих блока – Западный и Восточный (система биполярного мира).

Слайд 21

Итоги Второй мировой войны Коммунизм как политический феномен утратил свой локальный характер и стал почти на полвека одним из определяющих факторов мирового развития.

Слайд 23

Кардинально изменилось соотношение сил внутри Европы: 1. Великобритания и Франция утратили статус общеевропейских гегемонов, который они приобрели после Первой мировой войны. 2. В Центральной Европе граница между германскими и славянскими народами вернулась на Одер, к рубежу начала 8 в. 3. Социально-политическая жизнь западно-европейских стран значительно полевела: резко усилилось влияние социал-демократических и коммунистических партий, особенно в Италии и Франции.

Слайд 24

Вторая мировая война инициировала процесс распада мировой колониальной системы. Рухнули не только японская и итальянская колониальные империи. Ослабла и гегемония Запада над остальным миром в целом. Поражения колониальных держав на полях сражений в Европе (Франция, Бельгия, Голландия в 1940) и в Азии (Великобритания, Голландия, США в 1941–1942) привели к падению авторитета белого человека, а тот значительный вклад , который зависимые народы внесли в победу над фашизмом, способствовал росту их национального и политического самосознания!.

Слайд 25

Положение Японии Ликвидация очага агрессии в Европе определила исход второй мировой войны, однако Япония оставалась еще опасным противником. Она рассчитывала вести затяжную войну. В распоряжении Японии имелось свыше 7 млн. человек, 10 самолетов и около 500 кораблей. При планировании боевых действий на Дальнем Востоке союзное командование исходило из того, что заключительная фаза войны против Японии будет осуществляться в стратегическом взаимодействии с вооруженными силами Советского Союза. К августу 1945 г . были захвачены Филиппины, восточная часть Бирмы и остров Окинава. Союзные войска вышли на ближайшие подступы к Японии, в ноябре 1945 г. предусматривалась высадка на остров Кюсю, а в марте 1946 г. на Хонсю. 26 июля 1945 г. правительства США, Англии и Китая направили Японии ультиматум, который был отвергну т.

Слайд 26

6 августа 1945г. американцы взорвали первую атомную бомбу над японским городом Хиросима .

Слайд 27

70 тыс. мирных жителей сгорели заживо.

Слайд 28

9 августа американцы нанесли новый преступный удар — приморский город Нагасаки (20 тыс. погибли). Взрывы атомных бомб, по мнению американского правительства, должны были поднять авторитет как единственного обладателя нового мощного оружия. Однако взрыв не произвел ожидаемого воздействия даже на правящие круги Японии. Их больше беспокоила позиция Советского Союза по отношению к Японии. И не напрасно, 8 августа 1945 г. СССР, выполняя свои союзнические обязательства, объявляет о вступлении в войну с Японией.

Слайд 29

Положение Японии В ходе 24 — дневной военной компании (9 августа – 2 сентября) была разгромлена Квантунская армия (генерал О. Ямада ) противника в Маньчжурии, освобождены Корея, Юж . Сахалин и Курильские острова.

Слайд 30

Япония Видя катастрофу Квантунской армии 14 августа правительство Японии приняло решение капитулировать, оно оказалось не в состоянии вести борьбу. 2 сентября 1945 г . в Токийской бухте на американском линкоре «Миссури» Япония подписала акт о полной и безоговорочной капитуляции. Этим актом закончилась вторая мировая война антигитлеровской коалиции со странами фашистского блока.

Слайд 31

Политическая карта мира во второй половине XX века Комментарий учителя

nsportal.ru

Разработка урока для 9-го класса «Итоги и уроки Второй мировой войны»

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Познакомить учащихся с основными вопросами повестки дня международных конференций глав государств Великобритании, СССР и США в Тегеране, Ялте, Потсдаме.
  • Сформировать понятия на конструктивном уровне.
  • Научить учащихся анализировать исторические документы.
  • Ознакомить учащихся с деятельностью международных военных трибуналов по осуждению лидеров фашистского режима в Германии и организаторов японской агрессии.
  • Выявить причины создания ООН и значение этой организации для утверждения международно-правовых норм, осуждающих агрессию.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Основные понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация, международно-правовые нормы, международные военные трибуналы, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности, принцип единогласия, право «вето».

Даты:

  • 28.11-1.12.1943 г. – Тегеранская конференция.
  • 4-11.02.1945 г. – Ялтинская (Крымская) конференция.
  • 17.07-2.08.1945 г. – Потсдамская конференция.
  • Апрель-июнь 1945 г. – учредительная конференция в Сан-Франциско, создание ООН.
  • Ноябрь 1945 г.–октябрь 1946 г. – Международный военный трибунал в Нюрнберге.
  • Май 1946-ноябрь 1948 гг. — Международный военный трибунал в Токио.

Персоналии: У.Черчилль, Ф.Рузвельт, И.Сталин, К.Эттли, Г.Трумэн.

Ход урока

В-1

  1. Укажите дату начала второй мировой войны:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Укажите события, соответствующие коренному перелому в ходе войны:
    А) взятие Берлина советскими войсками.
    Б) битва на Курской дуге.
    В) битва под Москвой.
    Г) Сталинградская битва.
  3. В первый день Великой Отечественной войны патриарший местоблюститель Русской православной церкви Сергий выступил с обращением, в котором:
    А) Осудил тех, кто перестал верить в Бога;
    Б) Призывал всех встать на защиту страны;
    В) Просил власти открыть храмы.
  4. Укажите дату Потсдамской конференции:
    А) 28.11 – 1.12.1943 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.
  5. Первой жертвой второй мировой войны стала:
    А) Польша;
    Б) Чехословакия;
    В) Австрия.

В-2

  1. Укажите дату начала Великой Отечественной войны:
    А) 22.06.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    Г) 1.09.1939 г.
  2. Самое крупное в истории человечества танковое сражение состоялось:
    А) под Прохоровкой;
    Б) под Орлом;
    В) под Котельниковым.
  3. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции открыли второй фронт:
    А) в июне 1941 г.
    Б) в июле 1942 г.
    В) в июне 1944 г.
  4. Укажите событие, произошедшее на завершающем этапе Великой Отечественной войны:
    А) взятие Берлина советскими войсками.
    Б) битва на Курской дуге.
    В) битва под Москвой.
    Г) Сталинградская битва.
  5. Отказ одной из сторон выполнять договор называется:
    А) репатриация;
    Б) денонсация;
    В) дислокация.

В-3

  1. Укажите дату вступления во вторую мировую войну США:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Японские города, оказавшиеся жертвами атомной бомбардировки авиацией США:
    А) Токио и Осака;
    Б) Саппоро и Нагоя;
    В) Хиросима и Нагасаки.
  3. Второй фронт был открыт на территории:
    А) Нормандии;
    Б) Бельгии;
    В) Голландии.
  4. 28.07.1942 г. И.Сталин издал приказ № 227, который вошел в историю под фразой:
    А) «Только вперед!»
    Б) «Ни шагу назад!»
    В) «Не отступать!»
  5. Укажите дату Тегеранской конференции:
    А) 28.11 – 1.12.1943 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.

В-4

  1. Укажите дату битвы под Москвой:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Первый Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся:
    А) 9.05.1945 г.
    Б) 2.09.1945 г.
    В) 24.06.1945 г.
  3. Что не соответствует понятию блицкрига?
    А) быстрое продвижение войск в глубь территории противника;
    Б) роль главной ударной силы отводится танковым и механизированным соединениям, которые обходят и окружают войска противника;
    В) авиация не только оказывает непосредственную поддержку своим войскам, но и наносит удары по стратегически важным объектам в глубоком тылу противника, высаживает десанты для их захвата;
    Г) ведутся затяжные бои на истощение сил противника.
  4. Образованный 30.06.1941 г. Государственный Комитет обороны возглавил:
    А) Молотов;
    Б) Сталин;
    В) Берия.
  5. Укажите дату окончания второй мировой войны:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 2.09.1945 г.

В-5

  1. Укажите дату Сталинградской битвы:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.
  2. 5 мая 1939 г. наркомом иностранных дел СССР был назначен:
    А) Жданов;
    Б) Литвинов;
    В) Молотов.
  3. Термин «коллаборационист» подразумевает:
    А) активист фашистской партии;
    Б) лицо, участвующее в поддержании порядка на оккупированной территории, сотрудничающее с оккупантами;
    В) лицо, участвующее в движении Сопротивления оккупантам в годы второй мировой войны.
  4. Укажите дату Ялтинской конференции:
    А) 28.11 – 1.12.1943 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 4 – 11.02.1945 г.
  5. Что из перечисленного не имеет отношения к провалу плана «молниеносной войны» против СССР в 1941 г., срыву плана «Барбаросса»?
    А) крупномасштабные поставки оружия и боеприпасов по ленд-лизу из США и Англии;
    Б) недооценка германским командованием мобилизационных возможностей СССР;
    В) партизанское движение на оккупированной территории, создание новой промышленной базы на востоке страны.

В-6

  1. Укажите дату окончания Великой Отечественной войны:
    А) 9.05.1945 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Укажите событие, ознаменовавшее конец мифа о непобедимости вермахта:
    А) взятие Берлина советскими войсками.
    Б) битва на Курской дуге.
    В) битва под Москвой.
    Г) Сталинградская битва.
  3. Что из перечисленного не относилось к особенностям политики германских властей на оккупированных территориях?
    А) запрещение деятельности всех партий, кроме фашистской;
    Б) массовое перемещение населения в сельскую местность, отмена денег;
    В) вывоз в Германию рабочей силы на принудительные работы;
    Г) выявление и уничтожение в лагерях смерти еврейского населения.
  4. Кому из политических деятелей принадлежит фраза, сказанная в 1941 г.: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру, и, таким образом, пусть убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах»?
    А) У.Черчиллю;
    Б) И.Сталину;
    В) Г.Трумэну.
  5. «Линией Маннергейма» в 1939 г. называли:
    А) политику Финляндии;
    Б) линию компартии Финляндии;
    В) Финские оборонительные укрепления на Карельском перешейке.

2 сентября 1945 года II мировая война закончилась. Она продолжалась 6 лет и унесла более 60 млн. человеческих жизней, материальный ущерб от войны в 12 раз превысил ущерб, нанесенный в годы первой мировой войны. Каковы же были её итоги?

Давайте посмотрим, какие вопросы решались странами-союзницами антигитлеровской коалиции на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях. Для этого каждый из вас должен заполнить в тетрадях таблицу: «Международные конференции глав государств Великобритании, СССР, США». Распределите обязанности между членами группы.

I группа – Тегеранская конференция.

Дата

Участники

Рассматриваемые вопросы

Проблема второго фронта

Польский вопрос

Германский вопрос

Иранский вопрос

Японский вопрос

28.11-1.12.1943 г.

У.Черчиль – Великобритания
И.Сталин – СССР
Ф.Рузвельт — США

Черчилль и Рузвельт дали обещание открыть второй фронт не позднее мая 1944 г.

Сталин настаивал на расширении территории Польши за счёт германских земель, на установлении западной границы Польши по рекам Одер и Нейсе.

Рузвельт за расчленение Германии; Черчилль – за создание Дунайской федерации с включением части германских земель; Сталин – за сохранение единой Германии.

Принято решение об оказании помощи Ирану и выводе войск союзников с его территории после окончания войны.

Предполагалось лишить Японию её колониальных владений, передать Китаю Маньчжурию и Тайвань, предоставит независимость Корее.

II группа – Ялтинская (Крымская) конференция.

Дата

Участники

Рассматриваемые вопросы

Польский вопрос

Германский вопрос

Японский вопрос

4-11.02.1945 г.

У.Черчиль – Великобритания
И.Сталин – СССР
Ф.Рузвельт — США

1. Западную границу Польши определили по рекам Нейсе и Одеру. Западная Украина и Западная Белоруссия оставались в составе СССР.
2. Сталин согласился признать польское Временное правительство национального единства, которое должно было провести в Польше свободные выборы.

1. Определены зоны будущей оккупации Германии войсками СССР, Великобритании, США, Франции. Берлин выделялся в особый район, который должен быть оккупирован войсками 4-х держав (хотя входил в зону оккупации СССР).
2. Управление Германией должно осуществляться Контрольным Советом союзников, включающим главнокомандующих оккупационных войск.
3. Определена сумма репараций с Германии в размере 20 млрд. долларов.
4. Достигнута договоренность о разоружении и роспуске германских вооруженных сил, контроле над военной промышленностью, запрете нацистской партии и наказании военных преступников.

СССР обязался вступить в войну с Японией не позднее трех месяцев после разгрома фашистской Грмании на условиях присоединения к СССР Курильских островов, Южного Сахалина, права на аренду Порт-Артура и совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Манчжурии.

III группа – Потсдамская конференция.

Дата

Участники

Рассматриваемые вопросы

Польский вопрос

Германский вопрос

Японский вопрос

17.07-20.08.1945 г.

У.Черчиль \ К.Эттли – Великобритания
И.Сталин – СССР
Г.Трумэн — США

Границы Польши определены в соответствии с достигнутыми на Ялтинской конференции договоренностями.

1. Согласованы общие принципы политики:

  • демилитаризация;
  • денацификация;
  • демократизация.

2. Советскому Союзу передавалась территория бывшей Восточной Пруссии с г.Кенигсбергом.

Подтверждены условия вступления СССР в войну с Японией.

Учитель показывает на карте зоны оккупации Германии и Австрии по решениям Крымской и Потсдамской конференций.

П Репарации – возмещение побежденным государством ущерба государству-победителю.

Демилитаризация – разоружение, запрещение какому-либо государству иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы свыше установленного количества.

Денацификация – искоренение нацизма, уничтожение национал-социалистической партии в Германии, предотвращение всякой нацистской милитаристской деятельности или пропаганды.

Принятые после завершения II мировой войны международно-правовые документы имели огромное значение для последующего мирового развития.

С одной стороны, это Устав ООН, содержащий основные принципы международных отношений. Учредительное собрание по созданию Организации Объединенных Наций проходило в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 г.

С другой стороны, это Нюрнбергский и Токийский трибуналы, установившие принцип личной ответственности лидеров за пренебрежение к международным обязательствам, за попрание норм гуманности. Международный трибунал над фашистскими лидерами проходил в любимом городе Гитлера – Нюрнберге, где в свое время проходили съезды нацистской партии, он длился почти год – с ноября 1945 по октябрь 1946 г. Международный трибунал над японскими военными преступниками проходил в городе Токио в мае-1946 – ноябре 1948 гг.

1 слайд: Фото подсудимых в Нюрнберге.

Какие же обвинения были предъявлены преступникам? Прочтите выдержки из исторических документов, лежащих у вас на столах. Проанализируйте их и сделайте выводы о характере обвинений.

2 слайд: Приговоры

Посмотрите на экран и проанализируйте данные документа о вынесенных приговорах.

Какие меры наказания были вынесены преступникам?

В результате геноцида фашистов были уничтожены миллионы людей различных национальностей! Но больше всего пострадали евреи.

3 слайд: Геноцид фашистов

Вопрос классу:

  • Какой вывод мы можем сделать, гладя на эти данные?
  • Можем ли мы сказать, что нацисты намеренно истребляли отдельно взятый народ?
  • Что такое геноцид?

П Геноцид – это меры, направленные на истребление целого народа.

Следующей жертвой геноцида должны были стать русские!

4 слайд: Цена победы

И сегодня эта цифра продолжает расти, т.к. обнаруживаются все новые и новые захоронения периода II мировой войны.

В настоящее время уже начитывается 27 млн погибших людей из числа русского населения.

5 слайд: Потери во второй мировой войне по странам.

В настоящее время, к сожалению, человечество стало забывать о последствиях II мировой войны и о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Не уважительно относиться к прошлому и людям, которым мы должны быть благодарны за то, что живём сейчас! Ярким примером тому могут служить события, произошедшие в январе 2007 года в Эстонии. Где на государственном уровне решался вопрос о сносе всех памятников Советской эпохи, символизирующих тоталитаризм. К числу оных был отнесён памятник Солдату-освободителю!

В заключении я предлагаю вам посмотреть фото-ряд по событиям второй мировой войны.

6–8 слайды. Звучит песня «Мы за ценой не постоим» в исполнении Ольги Аросьевой. (приложение 3)

Домашнее задание: заполнить таблицу «Итоги II мировой войны».

Страна

Территориальные решения

Военно-политические решения

Германия

 

 

Япония

 

 

Италия

 

 

Румыния

 

 

Венгрия

 

 

Финляндия

 

 

Австрия

 

 

Приложение 1. Презентация

Приложение 2

Приложение 3

29.04.2009

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация — Итоги Второй Мировой войны. 9 класс. Всеобщая история.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Итоги Второй Мировой войны. 1939 – 1945 г. г. История. 9 класс. Курносов Ю. Б. – учитель истории. Антигитлеровская коалиция− объединение государств и народов, боровшихся во Второй Мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Начало антигитлеровской коалиции исторически связывается с заявлениями правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него фашистской Германии, длительными переговорами правительств трех держав о взаимной поддержке и совместных действиях. Наиболее значимые события в ходе действия коалиции — Московское совещание (1941), Декларация двадцати шести (1942) Тегеранская конференция (1943), Ялтинская конференция (1945). В Антигитлеровскую коалицию входили: Польша, Великобритания, Франция (с 1939 года) , СССР (с 1941 года) , США (с 1941 года) , Китай, Австралия, Канада, Югославия, Нидерланды, Норвегия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Чехословакия, Бельгия, Греция, Эфиопия, Дания, Бразилия, Мексика, Монголия, Люксембург, Непал, Панама, Аргентина, Чили, Куба, Перу, Гватемала, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская республика, Албания, Гондурас, Сальвадор, Гаити, Парагвай, Эквадор, Сан-Марино, Турция, Уругвай, Венесуэла, Ливан, Саудовская Аравия, Никарагуа, Либерия, Боливия. В ходе войны к ним присоединились некоторые государства, вышедшие из нацистского блока: Иран (с 1941 года) , Ирак (с 1943 года) , Италия (с 1943 года) , Румыния (с 1944 года) , Болгария (с 1944 года) , Венгрия (в 1945 году) , Финляндия (в 1945 году) . Вторая мировая война явилась самым крупным военным конфликтом в истории человечества. В ней участвовало более 60 государств с населением 1,7 млрд. человек; военные действия шли на территории 40 из них. Общая численность сражавшихся армий составила 110 млн. человек, военные расходы – 1384 млрд. долларов. Огромными оказались масштабы человеческих потерь и разрушений. В войне погибло более 46 млн. человек, в том числе 12 миллионов в лагерях смерти: СССР потерял более 26 миллионов, Германия – около 6 миллионов, Польша – 5,8 миллионов, Япония – около 2 миллионов, Югославия – около 1,6 миллионов, Венгрия – 600 тысяч, Франция – 570 тысяч, Румыния – около 460 тысяч, Италия – около 450 тысяч, Венгрия – около 430 тысяч, США, Великобритания и Греция – по 400 тысяч, Бельгия – 88 тысяч, Канада – 40 тысяч. Материальный ущерб оценивается в 2600 млрд. долларов. Страшные последствия войны усилили общемировую тенденцию к сплочению ради предотвращения новых военных конфликтов, потребность в создании более эффективной системы коллективной безопаснос

univerfiles.com

Trojden | Вторая мировая война: Алексашкина Л. Н.

1. Начало войны

Ранним утром 1 сентября 1939 г. германские войска вторглись в Польшу. Геббельсовская пропаганда представила это событие как ответ на произошедший накануне «захват польскими солдатами» радиостанции в приграничном немецком городке Глейвице (впоследствии выяснилось, что инсценировку нападения в Глейвице организовала немецкая служба безопасности, использовав переодетых в польскую военную форму немецких заключённых-смертников). Германия направила против Польши 57 дивизий.

Великобритания и Франция, связанные с Польшей союзническими обязательствами, после некоторого колебания объявили 3 сентября войну Германии. Но противники не спешили ввязываться в активную борьбу. По указанию Гитлера немецкие войска должны были в этот период придерживаться на Западном фронте оборонительной тактики, чтобы «максимально щадя свои силы, создать предпосылки для успешного завершения операции против Польши». Не начинали наступления и западные державы. 110 французских и 5 британских дивизий стояли против 23 немецких, не предпринимая серьёзных боевых действий. Это противостояние неслучайно назвали «странной войной».

1 При изучении данной темы необходимо использовать материал по истории Великой Отечественной войны, имеющийся в учебнике по отечественной истории.

Оставленная без помощи Польша, несмотря на отчаянное сопротивление её солдат и офицеров захватчикам в Гданьске (Данциге), на Балтийском побережье в районе Вестерплатте, в Силезии и других местах, не могла сдержать натиск немецких армий.

6 сентября немцы подошли к Варшаве. Польское правительство и дипломатический корпус покинули столицу. Но остатки гарнизона и население защищали город до конца сентября. Оборона Варшавы стала одной из героических страниц в истории борьбы против оккупантов.

В разгар трагических для Польши событий 17 сентября 1939 г. части Красной армии пересекли советско-польскую границу и заняли приграничные территории. В советской ноте в связи с этим было сказано, что они «взяли под защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии». 28 сентября 1939 г. Германия и СССР, практически разделившие территорию Польши, заключили договор о дружбе и границе. В заявлении по этому случаю представители двух стран подчёркивали, что «тем самым создали прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе». Обеспечив таким образом новые границы на востоке, Гитлер обратился на запад.

9 апреля 1940 г. немецкие войска вторглись в Данию и Норвегию. 10 мая они перешли границы Бельгии, Голландии, Люксембурга и начали наступление на Францию. Соотношение сил было примерно равным. Но немецкие ударные армии с их сильными танковыми соединениями и авиацией сумели прорвать фронт союзников. Часть разбитых войск союзников отступила к побережью Ла-Манша. Их остатки были в начале июня эвакуированы из Дюнкерка. К середине июня немцы захватили северную часть территории Франции.

Французское правительство объявило Париж «открытым городом». 14 июня он был сдан немцам без боя. Герой Первой мировой войны 84-летний маршал А. Ф. Петэн выступил по радио с обращением к французам: «С болью в сердце я говорю вам сегодня о том, что надо прекратить борьбу. Сегодня ночью я обратился к противнику для того, чтобы запросить его, готов ли он искать вместе со мною… средства положить конец военным действиям». Однако не все французы поддерживали эту позицию. 18 июня 1940 г. в передаче лондонской радиостанции Би-би-си генерал Ш. де Голль заявил: «Разве сказано последнее слово? Разве нет больше надежды? Разве нанесено окончательное поражение? Нет!

Военные действия в Европе (01.09.1939 г. — 22.06.1941 г.)

Выступление Ш. де Голля 18 июня 1940 г.

Листовка с обращением генерала де Голля «Ко всем французам!»

Франция не одинока! …Эта война не ограничивается лишь многострадальной территорией нашей страны. Исход этой войны не решается битвой за Францию. Это мировая война… Я, генерал де Голль, находящийся в настоящее время в Лондоне, обращаюсь к французским офицерам и солдатам, которые находятся на британской территории… с призывом установить контакт со мной…

Что бы ни произошло, пламя французского сопротивления не должно погаснуть и не погаснет».

22 июня 1940 г. в Компьенском лесу (там же и в том же вагоне, что и в 1918 г.) было заключено франко-германское перемирие, на этот раз означавшее поражение Франции.

На оставшейся неоккупированной территории Франции создавалось правительство во главе с А. Ф. Петэном, выразившее готовность сотрудничать с германскими властями (оно располагалось в небольшом городе Виши). В этот же день Ш. де Голль объявил о создании комитета «Свободная Франция», цель которого — организовать борьбу против оккупантов.

После капитуляции Франции Германия предложила Великобритании начать мирные переговоры. Британское правительство, во главе которого в тот момент стоял сторонник решительных антигерманских действий У. Черчилль, отказалось. В ответ Германия усилила морскую блокаду Британских островов, начались массированные налёты немецкой бомбардировочной авиации на английские города. Великобритания со своей стороны подписала в сентябре 1940 г. соглашение с США о передаче британскому флоту нескольких десятков американских военных кораблей. Германия не сумела добиться намеченных целей в «битве за Британию».

Ещё летом 1940 г. в руководящих кругах Германии определилось стратегическое направление дальнейших действий. Начальник генерального штаба Ф. Гальдер записал тогда в своём служебном дневнике: «Взоры обращены на Восток». Гитлер на одном из военных совещаний заявил: «Россия должна быть ликвидирована. Срок — весна 1941 года».

Готовясь к осуществлению этой задачи, Германия была заинтересована в расширении и укреплении антисоветской коалиции. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония заключили военно-политический союз сроком на 10 лет — Тройственный пакт. Вскоре к нему присоединились Венгрия, Румыния и самопровозглашённое Словацкое государство, а спустя несколько месяцев — Болгария. Было также заключено германо-финляндское соглашение о военном сотрудничестве. Там, где не удавалось установить союз на договорной основе, действовали силой. В октябре 1940 г. Италия напала на Грецию. В апреле 1941 г. немецкие войска оккупировали Югославию и Грецию. Хорватия стала отдельным государством — сателлитом Германии. К лету 1941 г. почти вся Центральная и Западная Европа находилась под властью Германии и её союзников.

2. 1941 год

В декабре 1940 г. Гитлер утвердил план «Барбаросса», предусматривавший разгром Советского Союза. Это был план блицкрига (молниеносной войны). Три группы армий — «Север», «Центр» и «Юг» должны были прорвать советский фронт и захватить жизненно важные центры: Прибалтику и Ленинград, Москву, Украину, Донбасс. Прорыв обеспечивался силами мощных танковых соединений и авиации. До наступления зимы предполагалось выйти на линию Архангельск — Волга — Астрахань.

22 июня 1941 г. армии Германии и её союзников напали на СССР. Начался новый этап Второй мировой войны. Её главным фронтом стал советско-германский фронт, важнейшей составной частью — Великая Отечественная война советского народа против захватчиков. Об этой войне рассказывают учебники отечественной истории. Вспомним о её событиях, имевших решающее значение для всего хода Второй мировой войны. Прежде всего это сражения, которые сорвали немецкий план молниеносной войны. В их ряду можно назвать много боёв — от отчаянного сопротивления пограничников, Смоленского сражения до обороны Киева, Одессы, Севастополя, осаждённого, но так и не сдавшегося Ленинграда.

Крупнейшим событием не только военного, но и политического значения явилась битва под Москвой. Наступления германской группы армий «Центр», начатые 30 сентября и 15—16 ноября 1941 г., не достигли поставленной цели. Москву взять не удалось. А 5—6 декабря началось контрнаступление советских войск, в результате которого противника отбросили от столицы на 100—250 км, были разгромлены 38 немецких дивизий. Победа Красной армии под Москвой стала возможной благодаря стойкости и героизму её защитников и искусству полководцев (командовали фронтами И. С. Конев, Г. К. Жуков, С. К. Тимошенко). Это было первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне. У. Черчилль в связи с этим заявил: «Сопротивление русских сломало хребет германских армий».

Вооружение

Германские войска

Советские войска

Численность войск

1 708 000

Около 1 100 000

Количество танков

1170

774

Количество артиллерийских орудий и миномётов

Около 13 500

7652

Количество самолётов

615

1000

Важные события произошли в это время в Тихом океане. Ещё летом и осенью 1940 г. Япония, воспользовавшись поражением Франции, захватила её владения в Индокитае. Теперь она решила нанести удар по опорным пунктам других западных держав, прежде всего своего главного соперника в борьбе за влияние в Юго-Восточной Азии — США. 7 декабря 1941 г. более 350 самолётов японской морской авиации совершили нападение на военно-морскую базу США Пёрл-Харбор (на Гавайских островах). За два часа была уничтожена или выведена из строя большая часть боевых кораблей и авиации американского тихоокеанского флота, число погибших американцев составило более 2400 человек, раненых — свыше 1100 человек. Японцы потеряли несколько десятков человек. На следующий день конгресс США принял решение о начале войны против Японии. Спустя три дня Германия и Италия объявили войну США.

Пёрл-Харбор. 7 декабря 1941 г.

Разгром немецких войск под Москвой и вступление в войну Соединённых Штатов Америки ускорили формирование антигитлеровской коалиции.

Даты и события

12 июля 1941 г. — подписание англо-советского соглашения о совместных действиях против Германии.

14 августа — Ф. Рузвельт и У. Черчилль выступили с совместной декларацией о целях войны, поддержке демократических принципов в международных отношениях — Атлантической хартией; в сентябре к ней присоединился СССР. 29 сентября — 1 октября — британо-американо-советская конференция в Москве, принята программа взаимных поставок вооружения, военных материалов и сырья.

7 ноября — на СССР распространён закон о ленд-лизе (передаче Соединёнными Штатами Америки вооружения и других материалов противникам Германии).

1 января 1942 г. — в Вашингтоне подписана Декларация 26 государств —«объединённых наций», ведущих борьбу против фашистского блока.

3. На фронтах мировой войны

Война в Африке. Ещё в 1940 г. война вышла за пределы Европы. Летом этого года Италия, стремившаяся сделать Средиземное море своим «внутренним морем», попыталась захватить британские колонии в Северной Африке. Итальянские войска заняли Британское Сомали, часть Кении и Судана, а затем вторглись в Египет. Однако к весне 1941 г. британские вооружённые силы не только выбили итальянцев с захваченных ими территорий, но и вступили в Эфиопию, оккупированную Италией в 1935 г. Под угрозой оказались также итальянские владения в Ливии.

По просьбе Италии в военные действия в Северной Африке вмешалась Германия. Весной 1941 г. немецкий корпус под командованием генерала Э. Роммеля совместно с итальянцами начал вытеснять британцев из Ливии, блокировал крепость Тобрук. Затем целью наступления германоитальянских войск стал Египет. Летом 1942 г. генерал Роммель, прозванный «лисом пустыни», овладел Тобруком и прорвался со своими войсками к Эль-Аламейну.

Западные державы оказались перед необходимостью выбора. Они обещали руководству Советского Союза открыть в 1942 г. второй фронт в Европе. В апреле 1942 г. Ф. Рузвельт писал У. Черчиллю: «Ваш и мой народы требуют создания второго фронта, чтобы снять бремя с русских. Наши народы не могут не видеть, что русские убивают больше немцев и уничтожают больше вражеского снаряжения, чем США и Англия, вместе взятые». Но данные обещания расходились с политическими интересами стран Запада. Черчилль телеграфировал Рузвельту: «Не упускать Северную Африку из поля зрения». Союзники объявили, что открытие второго фронта в Европе вынуждены перенести на 1943 г.

В октябре 1942 г. британские войска под командованием генерала Б. Монтгомери начали наступление в Египте. Они нанесли поражение противнику под Эль-Аламейном (захвачены в плен около 10 тыс. немцев и 20 тыс. итальянцев). Большая часть армии Роммеля отступила в Тунис. В ноябре американские и британские войска (численностью 110 тыс. человек) под командованием генерала Д. Эйзенхауэра высадились в Марокко и Алжире. Германо-итальянская группа армий, зажатая в Тунисе наступавшими с востока и запада британскими и американскими войсками, капитулировала весной 1943 г. В плен попали, по разным подсчётам, от 130 тыс. до 252 тыс. человек (всего в Северной Африке воевали 12—14 итальянских и немецких дивизий, тогда как на советско-германском фронте сражались свыше 200 дивизий Германии и её союзников).

Боевые действия в Северной Африке (1942—1943 гг.)

Боевые действия в Тихом океане. Летом 1942 г. американские военно-морские силы нанесли поражение японцам в сражении у острова Мидуэй (были потоплены 4 крупных авианосца, 1 крейсер, уничтожены 332 самолёта). Позже американские части заняли и отстояли остров Гуадалканал. Соотношение сил в этом районе боевых действий изменилось в пользу западных держав. К концу 1942 г. Германия и её союзники вынуждены были приостановить продвижение своих войск на всех фронтах.

4. «Новый порядок»

В нацистских планах завоевания мира заранее предрешалась судьба многих народов и государств.

Гитлер в своих секретных заметках, ставших известными уже после войны, предусматривал следующее: Советский Союз «исчезнет с лица земли», за 30 лет его территория войдёт в состав «великогерманского рейха»; после «окончательной победы Германии» произойдёт примирение с Англией, с ней заключат договор о дружбе; в состав рейха войдут страны Скандинавии, Пиренейского полуострова и другие европейские государства; Соединённые Штаты Америки будут «надолго исключены из мировой политики», в них будет проведено «полное перевоспитание расово неполноценного населения», а населению «с немецкой кровью» дадут военную подготовку и «перевоспитание в национальном духе», после чего Америка «станет германским государством».

Уже в 1940 г. стали разрабатываться директивы и инструкции «по восточному вопросу», а развёрнутая программа покорения народов Восточной Европы была изложена в генеральном плане «Ост» (декабрь 1941 г.). Общие установки заключались в следующем: «Высшей целью всех мероприятий, проводимых на Востоке, должно быть укрепление военного потенциала рейха. Задача состоит в том, чтобы изъять из новых восточных районов наибольшее количество сельскохозяйственных продуктов, сырья, рабочей силы», «оккупированные области предоставят всё необходимое… даже если последствием этого будет голодная смерть миллионов людей». Часть населения оккупированных территорий должна была уничтожаться на месте, значительная часть — переселяться в Сибирь (планировалось уничтожить в «восточных областях» 5—6 млн евреев, выселить 46—51 млн человек, а оставшиеся 14 млн человек низвести до уровня полуграмотной рабочей силы, образование ограничить четырёхклассной школой).

В завоёванных странах Европы нацисты методично претворяли свои планы в жизнь. На захваченных территориях проводилась «чистка» населения — уничтожались евреи и коммунисты. Военнопленные и часть гражданского населения направлялись в концентрационные лагеря. Сеть из более чем 30 лагерей смерти опутала Европу. Страшная память о миллионах замученных людей связана у военного и послевоенных поколений с названиями Бухенвальд, Дахау, Равенсбрюк, Освенцим, Треблинка и др. Только в двух из них — Освенциме и Майданеке — было уничтожено свыше 5,5 млн человек. Прибывшие в лагерь проходили «селекцию» (отбор), слабые, в первую очередь старики и дети, направлялись в газовые камеры, а затем сжигались в печах крематориев.

«Селекция» в концлагере Освенцим

Путь в газовую камеру

Из свидетельства узницы Освенцима француженки Вайян-Кутюрье, представленного на Нюрнбергском процессе:

«В Освенциме было восемь кремационных печей. Но с 1944 г. этого количества стало недостаточно. Эсэсовцы заставили заключённых вырыть колоссальные рвы, в которых они поджигали облитый бензином хворост. Трупы сбрасывали в эти рвы. Мы видели из нашего блока, как спустя примерно 45 минут или час после прибытия партии заключённых из печей крематория начинали вырываться большие языки пламени, и на небе возникало зарево, поднимавшееся над рвами. Однажды ночью нас разбудил страшный крик, и на следующее утро мы узнали от людей, которые работали в зондеркоманде (команде, обслуживавшей газовые камеры), что накануне газа не хватало и поэтому ещё живых детей бросали в топки кремационных печей».

В начале 1942 г. нацистские руководители приняли директиву об «окончательном решении еврейского вопроса», т. е. о планомерном уничтожении целого народа. За годы войны были убиты 6 млн евреев — каждый третий. Эта трагедия получила название Холокост, что в переводе с греческого означает «всесожжение». Приказы германского командования о выявлении и вывозе еврейского населения в концлагеря по-разному воспринимались в оккупированных странах Европы. Во Франции вишистская полиция помогала немцам. Даже папа римский не осмелился осудить проводившийся немцами в 1943 г. вывоз евреев из Италии для последующего уничтожения. А в Дании население скрывало евреев от нацистов и помогло 8 тыс. человек перебраться в нейтральную Швецию. Уже после войны в Иерусалиме была заложена аллея в честь Праведников народов мира — людей, которые рисковали своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного безвинно осуждённого на заключение и смерть человека.

Для жителей оккупированных стран, не подвергшихся сразу уничтожению или депортации, «новый порядок» означал жёсткую регламентацию во всех сферах жизни. Оккупационные власти и германские промышленники захватили господствующие позиции в экономике с помощью законов об «ариизации». Мелкие предприятия закрывались, а крупные переключались на военное производство. Часть сельскохозяйственных районов подлежала германизации, их население принудительно выселяли в другие области. Так, из граничивших с Германией территорий Чехии выселили около 450 тыс. жителей, из Словении — около 280 тыс. человек. Для крестьян вводились обязательные поставки сельскохозяйственной продукции. Наряду с контролем за хозяйственной деятельностью новые власти проводили политику ограничений в области образования и культуры. Во многих странах подвергались гонениям представители интеллигенции — учёные, инженеры, учителя, врачи и т. д. В Польше, например, гитлеро

trojden.com

Вторая мировая война. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс. — Объяснение нового материала

Комментарии преподавателя

1 сен­тяб­ря 1939 года Гер­ма­ния на­па­ла на Поль­шу, ис­поль­зуя за­ра­нее раз­ра­бо­тан­ный во­ен­ный план под ко­до­вым на­зва­ни­ем «Вайс». Это со­бы­тие при­ня­то счи­тать на­ча­лом Вто­рой ми­ро­вой войны.

Рис. 1. На­па­де­ние Гер­ма­нии на Поль­шу

3 сен­тяб­ря Ан­глия и Фран­ция объ­яви­ли войну Гер­ма­нии, т. к. были свя­за­ны с Поль­шей до­го­во­ром о вза­и­мо­по­мо­щи, но фак­ти­че­ски не пред­при­ня­ли ни­ка­ких бо­е­вых дей­ствий. Такие дей­ствия вошли в ис­то­рию как «Стран­ная война». Гер­ман­ские вой­ска, ис­поль­зуя так­ти­ку «блиц­кри­га» мол­ние­нос­ной войны, уже 16 сен­тяб­ря про­рва­ли поль­ские укреп­ле­ния и вышли к Вар­ша­ве. 28 сен­тяб­ря сто­ли­ца Поль­ши пала.

После по­ко­ре­ния сво­е­го во­сточ­но­го со­се­да гит­ле­ров­ская Гер­ма­ния об­ра­ти­ла свои взоры на север и запад. Свя­зан­ная с СССР до­го­во­ром о нена­па­де­нии, она не могла раз­ви­вать на­ступ­ле­ние на со­вет­ские земли. В ап­ре­ле 1940 года Гер­ма­ния за­хва­ты­ва­ет Данию и вы­са­жи­ва­ет де­сант в Нор­ве­гии, при­со­еди­няя эти стра­ны к Рейху. После по­ра­же­ния ан­глий­ских войск в Нор­ве­гии пре­мьер-ми­ни­стром Ве­ли­ко­бри­та­нии ста­но­вит­ся Уин­стон Чер­чилль – сто­рон­ник ре­ши­тель­ной борь­бы с Гер­ма­ни­ей.

Рис. 2. Немец­кий танк в Скан­ди­на­вии

Не опа­са­ясь за свой тыл, Гит­лер раз­во­ра­чи­ва­ет вой­ска на запад, с целью по­ко­ре­ния Фран­ции. На про­тя­же­нии 1930-х гг. на во­сточ­ной гра­ни­це Фран­ции со­зда­ва­лась укреп­лен­ная «Линия Ма­жи­но», ко­то­рую фран­цу­зы счи­та­ли непри­ступ­ной. Счи­тая, что Гит­лер будет на­сту­пать «в лоб», имен­но зде

www.kursoteka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *