Химия лабораторные работы 8 класс: Лабораторные и практические работы по химии 8 класс, профиль химия и биология
Лабораторная работа 8 класс. Химия
ХИМИЯ
8 КЛАСС
ЛАБОРАТОРНЫЕ
ОПЫТЫ
ТЕТРАДЬ
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
2014-2015 уч.год
Лабораторная работа №1.1
Дата:
Изучение физических свойств веществ (металлов и неметаллов).
Цель: рассмотреть образцы простых и сложных веществ и охарактеризовать их физические свойства.
Оборудование, реактивы, материалы: образцы химических веществ: железо Fe, медный купорос CuSO4 ∙ 5H2O, сера S, нашатырный спирт NH4OH, алюминивая фольга Al, уголь C, пищевая соль NaCl, малахит Cu
Задание:
Рассмотрите образцы предложенных веществ, разделив их на простые и сложные вещества. Изучите физические свойства предложенных вам веществ и кратко запишите в таблицу.
Агрегатное состояние: твердое, жидкое, газобразное.
Цвет: серый, черный, без цвета.
Запах: есть резкий запах, запаха нет.
Растворимость в воде: хорошо растворимый, мало растворимый, не растворимый.
Температура: кипения, плавления.
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА | СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА | |||
НАЗВАНИЕ, ФОРМУЛА | ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА | НАЗВАНИЕ, ФОРМУЛА | ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА | |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №1.2
Физические и химические явления
Цель: на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений закрепить понятия о физических и химических явлениях, изучить сущность, признаки и условия химических реакций.
Оборудование, реактивы, материалы: пробирки, стеклянная палочка, спиртовка, вода, свеча, сахар, раствор сульфат меди CuSO
Задание:
В пробирку поместите 1 кусочек мела (карбонат кальция СаСО3). Добавьте в
пробирку соляную кислоту, чтобы ею покрылся кусочек мела. Что вы наблюдаете? Образуется ли новое вещество? Какими внешними признаками сопровождается данная реакция?
В пробирку налейте 2-3 воды. Вставьте пробирку в держатель, нагрейте воду до кипения. Поставьте пробирку в деревянный штатив и накройте холодным стаканчиком. Что наблюдаете?
Налейте в пробирку немного раствора сульфата меди, затем добавьте в пробирку гидроксида калия. Что вы наблюдаете?
Аккуратно поджечь спичками фитиль свечи, закреплённой на огнеупорной пластинке. Наблюдайте за горением свечи 1-2 мин. Аккуратно задуйте пламя свечи.
В пробирку добавляем хлорид аммония и гидроксида кальция. Затем слегка нагреваем. Что наблюдаете?
В пробирку добавляем несколько сахара и плавим в спиртовке. Что наблюдаете?
ДЕЙСТВИЕ | ЯВЛЕНИЯ | ВЫВОД |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №2
Опыты на признаки и типы химических реакций.
Цель работы: экспериментально осуществить реакции разных типов; исследовать условия и признаки химических реакций.
Оборудование и реактивы: спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками, штатив лабораторный, медная проволока Cu, малахит Cu2(OH)CO3, железные опилки Fe, раствор сульфата меди(II) CuSO4, раствор соляной кислоты HCl, раствор гидроксида натрия NaOH, фенолфталеин.
Задания:
Медную проволоку закрепить в держателе, внести в пламя спиртовки. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте условия и признаки реакции.
В пробирку поместите немного малахита, закрепите пробирку в лапке лабораторного штатива, прогрейте спиртовкой и начните нагревание малахита. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте условия и признаки реакции.
В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата меди(II) и поместите в раствор железные опилки. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте условия и признаки реакции.
В пробирку с карбонатом натрия прилили соляную кислоту. Что наблюдаете? Укажите тип реакции, отметьте условия и признаки реакции.
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №3
Изучение образцов природных веществ с различным видом химической связи.
Цель работы: повторить тему «Химические связи», изготовить модели молекул и кристаллов хлорида натрия, воды и графита.
Оборудование и реактивы: пластилин, спички (металлические стержни).
Ход работы:
изготовить модель кристаллика хлорида натрия:
— из желтого пластилина изготовьте четыре шарика, имитирующих ионы натрия
— из белого пластилина изготовьте четыре шарика, имитирующих ионы хлора
— используя спички, соедините шарики.
изготовить модель молекулы воды:
— из пластилина два небольших шарика одинакового размера и цвета (атомы водорода)
— один шарик другого цвета, 1,5 раза больше (атом кислорода)
— используя спички соедините шарики, чтобы угол между ними было 109 градусов.
изготовить модель графита:
— из пластилина изготовить 6 одинаковых шариков и стержней
— соедините шарики и стержни так, чтобы получился шестигранник
Зарисуйте собранные вами модели, сделайте вывод.
ВЕЩЕСТВА, ТИП ХИМИЧЕСКОЙ СВЯЗИ | ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА | МОДЕЛЬ МОЛЕКУЛЫ |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №4
Дата:
Получение кислорода.
Цель работы: получить кислород разложением пероксида водорода в присутствии катализатора и изучить его свойства.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, пробка с газоотводной трубкой, вата, лучинка, пробирка с пробкой, кристаллизатор с водой, стакан, перманганат калия KmnO4, пероксид водорода H2O2, оксид марганца (IV) MnO2.
Ход работы:
Опыт на пероксид водорода.
В сухую пробирку положите немного оксида марганца, и налейте 2 мл пероксид водорода. Для того, чтобы равномерно нагревалось добавьте в пробирку речного песка. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и укрепите в лапке штатива так, чтобы конец газоотводной трубки доходил почти до дна стакана.
Осторожно начинайте нагревать сначала всю пробирку, а затем только то место, где находится вещество. Через полминуты начинайте проверять тлеющей лучиной заполнение стакана кислородом. Сделайте вывод о способе обнаружения газа кислорода. Поясните, почему кислород можно собрать методом вытеснения воздуха?
Конец газоотводной трубки опустите в кристаллизатор с водой, поднесите к отверстию пробирки, заполненной водой, и когда кислород полностью вытеснит воду, пробирку плотно закройте пробкой под водой и выньте ее. Не забудьте: прежде чем прекратить нагревание, выньте конец газоотводной трубки из воды.
Опустите в пробирку тлеющую лучинку. Почему загорается лучинка? Поясните, почему кислород можно собрать методом вытеснения воды?
По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №5
Получение водорода в лаборатории и изучение его свойств.
Цель работы: получить водород взаимодействием соляной кислоты с цинком; изучить некоторые свойства газа водорода.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, спиртовка, пробирки, пробка с газоотводной трубкой, цинк Zn, раствор соляной кислоты HCl.
Ход работы:
1. Поместите в пробирку 2-3 гранулы цинка и прилейте 2 мл раствора соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Накройте газоотводную трубку пробиркой (вверх дном) и выждите несколько секунд, пока из пробирки вытиснится воздух.
2. Проверьте водород «на чистоту». Для опыта используется водород, собранный вытеснением воздуха. Не изменяя положения пробирки приемника, поднесите ее вплотную к пламени горелки или спички и резко поверните так, чтобы ее отверстие оказалось в пламени. Если вы услышите легкий звук, напоминающий “п — пах”, с водородом можно работать. Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
3. Изучение физических свойств водорода.
Рассмотрите пробирку с собранным водородом и отметьте его физические свойства: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, растворимость в воде, плотность по отношению к воздуху.
Запишите название опыта, ваши наблюдения и соответствующий вывод.
Изучение химических свойств водорода.
Рассмотрите пробирку, в которой проверяли водород на чистоту. Что наблюдаете? Откуда взялось данное вещество в пробирке, ведь вы взяли чистую и сухую пробирку.
Запишите название опыта, ваши наблюдения, составьте уравнение реакции, укажите его тип.
Что делали? | Что наблюдали? | Выводы |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №6
Свойства воды.
Цель работы: исследовать химические свойства воды.
Оборудование и реактивы: 3 пробирки, шпатель, спиртовка, держатель, 2 посуды с пробкой, вода, натрий Na, алюминий Al, медь Cu, оксид кальция CaO, красный фосфор P, раствор лакмуса или бумажный индикатор лакмуса.
Ход работы:
Взаимодействие воды с металлами
В три пробирки налить воды, и добавить металлы:
— 1 пробирку натрий
— 2 пробирку алюминий
— 3 пробирку медь
В какой пробирке реакция идет быстрее?
ПРОБИРКИ | МЕТАЛЛ | НАБЛЮДЕНИЕ | УРАВНЕНИЯ | ВЫВОД |
Взаимодействие воды с оксидами металла
— В колбу добавить немного оксида кальция и налейте воду. Что вы наблюдаете? Раствор среды испытайте с помощью индикатора лакмуса. Какое вещество вы получили?
— В колбу налейте 20-50 мл воды. В шпатель наберите немного красного фосфора и нагревайте до плавления. Внесите красный фосфор со шпателем в колбу, но не в воду. Как закончится горение выньте шпатель и закройте пробкой. Затем взболтайте колбу и определите раствор индикатором. Какое вещество вы получили?
ДЕЙСТВИЕ | НАБЛЮДЕНИЕ | УРАВНЕНИЯ | ВЫВОД |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №7.1
Изучение химических свойств кислот
Цель работы: исследовать, как воздействует кислоты на индикаторы, изучить химических свойств кислот на примере ортофосфорной кислоты.
Оборудование и реактивы: 9 пробирки, раствор соляной кислоты, раствор ортофосфорной кислоты, раствор лакмуса или лакмусовая бумага, метилоранж, фенолфталеин, вода.
Ход работы:
Воздействие растворов кислот на индикаторы
В три пробирки внесите по 5 капель раствора соляной кислоты. В первую пробирку добавьте 1-2 капли раствора лакмуса, во вторую раствора метилоранжа, а в третью раствора фенолфталеина. Как изменилась окраска индикаторов?
Проделайте то же самое на ортофосфорную кислоту и на воду.
РАСТВОРЫ | ЦВЕТ ИНДИКАТОРА | ||
ЛАКМУС | МЕТИЛОРАНЖ | ФЕНОЛФТАЛЕИН | |
ВОДА | |||
СОЛЯНАЯ КИСЛОТА | |||
ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА |
Взаимодействие кислот с металлами
В четыре пробирки положите разные металлы: в одну – гранулу цинка, в другую – железные опилки, в третью кусочек меди, в четвертую – кусочки алюминия. Во все пробирки налейте по 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? В каких пробирках происходит выделение газа? Напишите в таблице уравнения реакций взаимодействия кислот с предложенных металлами. Определите тип реакций.
Проделайте то же самое с ортофосфорной кислотой.
МЕТАЛЛ | СОЛЯНАЯ КИСЛОТА | ОРТОФОСФОРНАЯ КИСЛОТА |
Zn | ||
Fe | ||
Cu | ||
Al |
Какой из металлов не реагирует с кислотами? ……………………………………
Какой из металлов активнее всего реагирует с кислотами?………………………………
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №7.2
Изучение химических свойств оснований
Цель работы: изучить реакцию нейтрализации на примере взаимодействия растворимого основания с кислотой, изучить реакцию обмена взаимодействия нерастворимого основания с кислотой.
Оборудование и реактивы: пробирки, раствор соляной кислоты HCL, раствор гидроксида натрия NaOH , фарфоровая чашка, раствор сульфата меди CuSO4.
Ход работы:
В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. К раствору по каплям добавляйте раствор соляной кислоты, периодически взбалтывая содержимое пробирки. После обесцвечивания раствора потрогайте пробирку рукой. Какой вывод можно сделать о реакции? К какому типу реакций относится реакция нейтрализации. Полученный раствор вылейте в фарфоровую чашку и выпарите.
ДЕЙСТВИЕ | НАБЛЮДЕНИЕ | УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | ВЫВОД ПО РЕАКЦИИ |
Экспериментальным путем получите гидроксид меди, для этого в пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и столько же раствора сульфата меди. К полученному осадку добавьте раствор соляной кислоты да растворения осадка. Полученный раствор налейте в фарфоровую чашку и выпарите.
ДЕЙСТВИЕ | НАБЛЮДЕНИЕ | УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | ВЫВОД ПО РЕАКЦИИ |
Вывод:_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Лабораторная работа №7.3
Изучение химических свойств солей.
Цель работы: исследовать, как воздействуют соли на кислоты и на основания на примере сульфата меди и карбоната кальция.
Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирки, гидроксид натрия NaOH, раствор сульфата меди CuSO4, раствор соляной кислоты HCl, карбонат натрия Na2CO3, раствор серной кислоты H2SO4.
Ход работы:
В пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата меди и добавьте к нему раствора гидроксида натрия.
В пробирку положите твердого карбоната натрия и добавьте к нему раствора соляной кислоты.
ДЕЙСТВИЕ | НАБЛЮДЕНИЕ | УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ | ВЫВОД ПО РЕАКЦИИ |
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 4
Признаки химических реакций
Цель работы: научиться распознавать признаки химических реакций, соблюдать осторожность при работе с химическими реактивами, закрепить правила оказания первой помощи при попадании кислоты на кожу человека.
Продолжить отработку навыков составления уравнений химических реакций.
Оборудование: спиртовка, тигельные щипцы, пробирка, лучинка.
Реактивы: кусочки мрамора, медная проволока, разбавленная серная кислота; растворы хлорида железа (III), роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция.
Ход работы
1. Инструктаж по технике безопасности при работе с нагревательными приборами, реактивами и стеклянной посудой. Оказание первой помощи при попадании щелочи или кислоты на кожу, глаза.
2. Выполните опыты, предложенные в учебнике.
3. Оформите таблицу
Что делали | Наблюдения | Выводы и ответы на вопросы, уравнение и тип реакции |
Опыт 1. Прокалили медную спираль, держа её тигельными щипцами, в пламени до почернения. Прокалённую спираль опустили в пробирку с серной кислотой. Пробирку подогрели. | ||
Опыт 2. В пробирку положили кусочек мрамора. Прилили разбавленную соляную кислоту. Зажгли лучинку и внесли её в пробирку. | ||
Опыт 3. В пробирку налили 2 мл хлорида железа (III), затем несколько капель раствора роданида калия. | ||
Опыт 4. В пробирку налили 2 мл раствора карбоната натрия, затем несколько капель раствора хлорида кальция. |
4. Приведите в порядок своё рабочее место.
Читать онлайн (cкачать в формате PDF) — Щелкни!
<Вернуться> | <Пояснение: Как скачать?> Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Затем в новом окне сверху справа — СТРЕЛКА ВНИЗ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз.
Текст из книги:
ФгосЛ А.Д. Мшитюк ТЕТРАДЬ для ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ К учебнику Г,Е, Рудзитиса, Ф,Г. Фельдмана «Химия, 8 класс» учени класса школы AgNOs класс Учебно-методический комплект А.Д. Микитюк Тетрадь для лабораторных работ по химии К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» 8 класс Рекомендовано Российской Академией Образования Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА «2013 УДК 373:54 ББК 24.1я72 М59 Микитюк, А.Д. М59 Тетрадь для лабораторных работ по химии: 8 класс к учебнику Г.Е. Рудзи-тиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс» / А.Д. Микитюк. — М. : Издательство «Экзамен», 2013. — 78, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект») ISBN 978-5-377-06164-9 Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов учащихся. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях. Практический материал, представленный в пособии, поможет учителю перестроить свою работу согласно новым задачам и требованиям нового государственного стандарта. Кроме инструкций к лабораторным работам в пособие включен обширный дидактический материал для индивидуальной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома. Приказом № 729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях. УДК 373:54 ББК 24.1я72 Формат 70×100/16. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 1,55. Уел. печ. л. 6,5. Тираж 10 000 экз. Заказ № 8294/13. ISBN 978-5-377-06164-9 Микитюк А.Д., 2013 Издательство «ЭКЗАМЕН», 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие…………………………………………5 Лабораторный опыт 1 Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами— 6 Лабораторный опыт 2 Разделение смеси порошков железа и серы…………….9 Лабораторный опыт 3 Примеры физических явлений……………………….13 Лабораторный опыт 4 Примеры химических явлений……………………… 19 Лабораторный опыт 5 Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.23 Лабораторный опыт 6 Разложение основного карбоната меди(П)…………….27 Лабораторный опыт 7 Реакция замещения меди в соли меди(П) железом………32 Лабораторный опыт 8 Ознакомление с образцами оксидов………………….36 Лабораторный опыт 9 Взаимодействие водорода с оксидом меди(П)………… 39 Лабораторный опыт 10 Действие кислот на индикаторы. Качественные реакции кислот………………………………………. 43 Лабораторный опыт 11 Отношение кислот к металлам………………………47 Лабораторный опыт 12 Взаимодействие кислот с оксидами металлов………….50 Лабораторный опыт 13 Свойства растворимых и нерастворимых оснований …….53 Лабораторный опыт 14 Взаимодействие щелочей с кислотами………………..56 Лабораторный опыт 15 Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами….60 Лабораторный опыт 16 Разложение гидроксида меди(П) при нагревании……….63 о Лабораторный опыт 17 Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей……………………………………….66 Лабораторный опыт 18 Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей………………..69 Лабораторный опыт 19 Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода…………………………………..73 Лабораторный опыт 20 Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений………………………………………76 Предисловие Уважаемые учащиеся! Вы приступаете к изучению нового и увлекательного предмета — химии. При изучении химии, как и других естественнонаучных дисциплин, вы выполняете лабораторные работы. Данное пособие содержит 20 лабораторных работ базового курса химии. Проводя эксперимент, необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности. Их нужно повторять перед выполнением работы. Тетрадь включает в себя все этапы урока, на котором проводится лабораторная работа. Пошагово прописана инструкция по выполнению работ. Как любая контрольная работа, лабораторная работа требует специальной подготовки. Поэтому для домашней подготовки к лабораторной работе имеется комплект заданий под рубрикой «Вопросы и задания для подготовки дома». Так как дидактическая цель лабораторных работ — это изучение нового материала, то после работы предложено достаточно много разноуровневых заданий для самостоятельного выполнения. По окончании работы нужно сделать вывод. Он должен соответствовать цели эксперимента и содержать наиболее значимые сведения об изученных веш;ествах и процессах. Используя тетрадь, вы сможете приобрести практические умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием, веществами. В пособии отражены новые требования к результатам освоения химии в виде совокупностей не только предметных, но и метапредмет-ных и личностных результатов обучения. Акцент сделан на практическую направленность обучения, подчеркивается роль опыта, умений применять знания в различных ситуациях, в том числе в обыденной жизни. Лабораторный опыт 1 РАССМОТРЕНИЕ ВЕЩЕСТВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ_______________________ Вопросы и задания для подготовки дома !• Какие свойства вещества называют физическими свойствами? 2« Укажите, какие изменения происходят: а) со льдом при нагревании — ___________ б) с водяным паром при охлаждении — в) при наливании жидкой воды в сосуд г) при разбивании кусочков льда —_ д) когда из тучи идет дождь — ____ 3. Назовите 1-2 вещества: а) твердые при 25 °С, которые при нагревании (не выше 400 °С) плавятся б) жидкие при комнатной температуре (25 °С), которые при охлаждении не ниже -50 °С затвердевают — _________________________ в) летучие жидкости, которые в открытых сосудах улетучиваются (превращаются в пар) — ____________________________________ 4. Назовите белые вещества с числом букв в названии: а) 4; б) 5; в) 6. а) ___________________________________________________________ б) ___________________________________________________________ в) ___________________________________________________________ 5* Напишите по два сходных свойства и по два различия для вепцеств, представленных в таблице 1. Таблица 1. Сравнение свойств веществ Вещества Сходные свойства Различные свойства Сахар и соль 1. 1. 2. 2. Спирт и бензин 1. 1. 2. 2. Железные и медные 1. 1. стружки 2. 2. Кислород и углекислый 1. 1. газ 2. 2. 6. Почему горение, скажем бумаги, — не физическое свойство? 7• Назовите три физических свойства: а) бумаги —________________________ б) подсолнечного масла 8. Какое физическое свойство может отсутствовать у некоторых вепдеств: а) цвет; б) плотность; в) температура плавления; г) ковкость (свойство вепцества изменять форму при ударе, рас-плюпдиваться, не теряя цельности). Цели 1/чащихсл: !Ресианиви: Различать физические свойства веществ, уметь ими пользоваться в повседневной жизни. В пузырьках из бесцветного стекла с пробками — порошки или кусочки веществ и одна жидкость: а) поваренная соль; д) железо; б) сахар; е) медь; в) алюминий; ж) сера; г) цинк; 3) вода, Задание 1. Заполните таблицу 2. Следующие температуры плавления веществ в °С: О, 113, 185, 419, 660, 801, 1083, 1500 — впишите в соответствующий столбик таблицы 2, как вы считаете правильным. В графе таблицы «Плотность» для каждого из веществ укажите одно из двух предложенных значений: р = 1-3 г/см^ или р > 5 г/см^. Таблица 2. Физические свойства веществ Вещество Цвет Плотность Растворимость в воде (да/нет) Электро- проводность (да/нет) Температура плавления, X Поваренная соль Сахар Алюминий Цинк Железо Сера Вода Медь Задание 2. Каких веществ (по разнообразию) больше на земле — газообразных, жидких или твердых? Лабораторный опыт 2 РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСИ ПОРОШКОВ ЖЕЛЕЗА И СЕРЫ ___________________ Вопросы и задания для подготовки дома 1. Дайте определение понятия «смеси» (что это такое?). 2. На какие два вида подразделяют смеси? Каковы особенности каждого вида смесей? 3. Что знач
Практические работы.» Химия 8 класс»
Практическая работа № 8
«Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».
Цель работы: Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.
Оборудование: Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н2SO4 , Mg, CaO, BaCl2, CuSO4 NaOH, FeCl3, синий лакмус, спиртовка, держатель.
Алгоритм проведения работы:
1. этап: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н2SO4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl2 .
1. Налейте в пробирку 1мл серной кислоты и поочередно добавьте предложенные вещества (не забудьте опыт проводите в одной пробирке, промывайте), что происходит, объясните наблюдаемое.
2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции ионного обмена между взятыми веществами.
2. этап: Получите Cu (OH)2, проделайте реакции, характеризующие его свойства.
1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (2) и добавьте по каплям раствор гидроксид натрия, что происходит?
2. Полученный осадок голубого цвета разделите на две пробирки, в одну добавьте серную кислоту, другую нагрейте, что происходит, объясните наблюдаемое.
3. Составьте уравнение реакции ионного обмена между взятыми веществами.
3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl3 и CuSO4 .
1. Налейте в пробирку раствор хлорида железа (3) и добавьте по каплям раствор гидроксида натрия, что происходит?
2. Налейте в пробирку раствор сульфат меди(2) и отпустите железную скрепку, что происходит?
3. Составьте уравнение реакции ионного обмена между взятыми веществами.
Заключение: Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место.
Практическая работа № 9
«Решение экспериментальных задач».
Цель работы: Формировать умение решать экспериментальные задачи по теме: «Классы неорганических соединений», формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.
Оборудование: Штатив с пробирками, стеклянная палочка, MgCl2, Н2SO4 , BaCl2, CuSO4,
NaOH, Fe2О3, HCl, спиртовка, держатель.
Алгоритм проведения работы:
1. этап: Проведение химических реакций между следующими парами веществ:
А) серная кислота и хлорид бария
1. Налейте в пробирку 1мл хлорида магния и добавьте гидроксид натрия, что происходит, объясните наблюдаемое.
2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции ионного обмена между взятыми веществами.
Б) сульфат меди и соляная кислота
1. Налейте в пробирку 1мл хлорида магния и добавьте серной кислоты, что происходит, объясните наблюдаемое.
2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции ионного обмена между взятыми веществами.
В) хлорид магния и гидроксид натрия
1. Налейте в пробирку 1мл хлорида магния и добавьте нитрат серебра, что происходит, объясните наблюдаемое.
2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции ионного обмена между взятыми веществами.
( В каких случаях реакции доходят до конца?)
2. этап работы: Осуществить превращение:
оксид железа (3) → хлорид железа (2) → гидроксид железа (2).
1. Подумайте, какие реактивы вы возьмете для осуществления данного превращения, сколько реакций вы будете проводить (превращение проводите в одной пробирке).
2. Составьте уравнение реакций ионного обмена между взятыми веществами.
Заключение: Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место.
Лабораторная работа для 8 класса
Тема: Изучение физических и химических свойств оснований.
Цель: Познакомится с основаниями, изучить их свойства.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, стеклянная палочка, индикаторы, гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III), гидроксид меди(II).Таблица Менделеева, таблица растворимости.
ХОД РАБОТЫ
1.Рассмотрите выданные вам основания .Отметьте их физические свойства цвет, агрегатное состояние, укажите тип кристаллической решетки данных соединений.
2.Исследуйте растворимость этих веществ в воде, для этого в четыре пробирки поместите (объемом не более горошины) каждого вещества. Остерегайтесь попадания вещества на одежду! . В каждую пробирку налейте воды ( до ¼ пробирки).
Взболтайте содержимое пробирок (для чего?). Что наблюдаете?
3.Раствор гидроксида натрия и гидроксида кальция разделите на три части и к каждой из них добавьте по 2-3 капли индикаторов :лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина.
Что наблюдаете?
4.Добавьте фенолфталеин к отстоявшимся смесям гидроксида железа и меди.
Что наблюдаете?
5.Результаты исследования оформите в виде таблицы и сделайте выводы.
фенолфталеин
метилоранж
Вывод:
Лабораторная работа для 8 класса
Тема: Изучение реакций ионного обмена.
Цель: Экспериментально установить ,что происходит при щелочей и нерастворимых в воде оснований с кислотами ;закрепить знания о химических свойствах кислот.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, стеклянная палочка, гидроксид натрия, соляная кислота, гидроксид железа (Ш),гидроксид меди (II),серная кислота, фенолфталеин, предметные стекла, спиртовка, фарфоровая чашка; таблица растворимости и таблица Менделеева.
ХОД РАБОТЫ
1.Прилейте в пробирку 2 мл гидроксида натрия и 1-2 капли фенолфталеина. Почему изменилась окраска индикатора?
2.К 2мл раствора щелочи с фенолфталеином прилейте (предварительно отмерив в другую пробирку) около 1,5мл соляной кислоты .Обратите внимание на выделение теплоты-признак химической реакции (Какой? Экзо или эндотермической).Почему исчезла окраска индикатора?
Далее с помощью пипетки добавляйте кислоту по каплям ,встряхивая пробирку после каждой капли .Когда окраска индикатора исчезнет от капли кислоты ,добавление кислоты прекратить! Почему исчезла окраска индикатора?
3.Для исследования полученного раствора половину отлейте в фарфоровую чашку и выпарьте досуха .Что получилось?
4.Составьте реакцию .Напишите сокращенное и полное ионное уравнение. В чем смысл реакции нейтрализации ?Отметьте какие физические явления наблюдали в проделанных опытах.
5. В одну пробирку поместите гидроксид железа (III)(объемом не больше горошины),в другую гидроксид меди (II) ,затем добавьте в обе пробирки 1мл воды .Встряхните. Что наблюдаете? К какой группе относят исследуемые основания?
6.В пробирки с гидроксидом железа (III) приливайте небольшими порциями, в одну
соляную кислоту, в другую серную кислоту до полного растворения основания.
По каким признакам здесь можно утверждать что прошла химическая реакция ?
7.С помощью стеклянных палочек перенесите по 2-3 капли полученных растворов на предметные стекла и выпарите на огне горелки. Что получилось?
8.Составьте уравнения всех реакций. Молекулярные и ионные, где это возможно.
9.На основании проведенного исследования перечислите:
а) физические свойства гидроксидов железа и меди.
б) химические свойства этих гидроксидов.
10.Сделайте обобщенные выводы. Что общего в химических свойствах всех оснований ? В чем различие химических свойств растворимых и нерастворимых оснований. Что называется реакцией нейтрализации? Как вы это поняли.
-
Автор:
Габриелян О.С.Издательство:
Дрофа
ГДЗ(готовые домашние задания), решебник онлайн по химии за 8 класс автор Габриелян практическая работа 8 — вариант решения практической работы 8
Введение:
- §1. Химия — часть естествознания:
1
2
3
4
5
§2. Предмет химии. Вещества:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
§3. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека:
1
2
3
4
5
§4. Краткий очерк истории развития химии:
1
2
3
4
5
§5. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов:
1
2
3
4
5
6
§6. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы:
1
2
3
4
5
6
7
8
Глава Первая. Атомы химических элементов:
- §7. Основные сведения о строении атомов:
1
2
3
4
5
6
7
§8. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы:
1
2
3
4
5
6
§9. Строение электронных оболочек атомов:
1
2
3
4
5
6
7
8
§10. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов:
1
2
3
4
§11. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой:
1
2
3
4
5
§12. Ковалентная полярная химическая связь:
1
2
3
4
5
6
§13. Металлическая химическая связь:
1
2
3
4
Глава Вторая. Простые вещества:
- §14. Простые вещества-металлы:
1
2
3
4
5
§15. Простые вещества-неметаллы:
1
2
3
4
5
§16. Количество вещества:
1
2
3
4
5
§17. Молярный объем газов:
1
2
3
4
5
Глава Третья. Соединения химических элементов:
- §18. Степень окисления:
1
2
3
4
5
6
7
§19. Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения:
1
2
3
4
5
6
§20. Основания:
1
2
3
4
5
6
§21. Кислоты:
1
2
3
4
§23. Кристаллические решетки:
1
2
3
4
5
6
7
§24. Чистые вещества и смеси:
1
2
3
4
§25. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора):
1
2
3
4
5
6
7
Глава Четвёртая. Изменения, происходящие с веществами:
- §26. Физические явления в химии:
1
2
3
4
5
6
§27. Химические реакции:
1
2
3
4
5
6
§28. Химические уравнения:
1
2
3
4
§29. Расчеты по химическим уравнениям:
1
2
3
4
5
§30. Реакции разложения:
1
2
3
4
5
6
§31. Реакции соединения:
1
2
3
4
5
6
7
8
§32. Реакции замещения:
1
2
3
4
5
§33. Реакции обмена:
1
2
3
4
5
6
§34. Типы химических реакций на примере свойств воды:
1
2
3
4
5
Глава Пятая. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно — восстановительные реакции:
- §35. Растворение. Растворимость веществ в воде:
1
2
3
4
5
6
7
§36. Электролитическая диссоциация:
1
2
3
4
5
§37. Основные положения теории электролитической:
1
2
3
4
5
6
§38. Ионные уравнения:
1
2
3
4
5
§39. Кислоты, их классификация и свойства:
1
2
3
4
5
6
§40. Основания, их классификация и свойства:
1
2
3
4
5
6
§41. Оксиды, их классификация и свойства:
1
2
3
4
5
§42. Соли, их классификация и свойства:
1
2
3
4
5
§43. Генетическая связь между классами веществ:
1
2
3
4
5
§44. Окислительно-восстановительные реакции:
1
2
3
4
5
6
7
8