Химия 8 класс соли таблица – Химические свойства солей и их получение в таблице (8 класс, химия)
Урок 25. Соли – HIMI4KA
В уроке 25 «Соли» из курса «Химия для чайников» узнаем, как правильно называть соли, их состав и научимся составлять химические формулы солей.
Как отмечалось в предыдущем уроке, в реакциях кислот с металлами выделяется простое вещество водород Н2. Кроме водорода, образуются и сложные вещества: ZnCl2, MgSO4 и др. Это представители класса широко распространенных в химии соединений — солей (рис. 102).
Здесь же мы рассмотрим состав солей, научимся составлять их формулы, узнаем, как называть соли.
Cостав солей
Сравним формулы кислот HCl и H2SO4 c формулами солей ZnCl2 и FeSO4. Мы видим, что в этих формулах одинаковые кислотные остатки Cl(I) и SO4(II). Но в молекулах кислот они соединены с атомами водорода Н, а в формульных единицах солей — с атомами цинка Zn и железа Fe. Значит, эти и другие соли можно рассматривать как продукты замещения атомов водорода в молекулах кислот на атомы металлов. Вещества, подобные ZnCl2 и FeSO4, относят к классу солей.
Соли — это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
В солях кислотные остатки соединяются с атомами металлов в соответствии с их валентностью. Для составления химической формулы соли необходимо знать валентность атома металла и валентность кислотного остатка. При этом пользуются тем же правилом, что и при составлении формул бинарных соединений. Для солей это правило следующее: сумма единиц валентности всех атомов металла должна быть равна сумме единиц валентности всех кислотных остатков.
Для примера составим формулу соли, в которую входят атомы кальция и кислотный остаток фосфорной кислоты PO4(III). Кальций проявляет постоянную валентность II, а валентность кислотного остатка PO4 равна III.
Названия солей
Соли образованы атомами разных металлов и различными кислотными остатками. Поэтому состав солей самый разнообразный. Давайте научимся давать им правильные названия.
Название соли состоит из названия кислотного остатка и названия металла в родительном падеже. Например, соль состава NaCl называют «хлорид натрия».
Если входящий в формульную единицу соли атом металла имеет переменную валентность, то она указывается римской цифрой в круглых скобках после его названия. Так, соль FeCl3 называют «хлорид железа(III)», а cоль FeCl2 — «хлорид железа(II)».
В таблице 10 приведены названия некоторых солей.
Соли — это вещества немолекулярного строения. Поэтому их состав выражают с помощью формульных единиц. В них отражено соотношение атомов металлов и кислотных остатков. Например, в формульной единице NaCl на один атом Na приходится один кислотный остаток Cl.
По химической формуле соли можно вычислить ее относительную формульную массу Mr, а также молярную массу M, например:
К солям относится не только поваренная соль (NaCl), но и мел, мрамор (СаСО3), сода (Na2CO3), марганцовка (KMnO4) и др.
Краткие выводы урока:
- Соли — сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и кислотных остатков.
- Соли образуются при замещении атомов водорода в молекулах кислот на атомы металлов.
- Соли — вещества немолекулярного строения.
Надеюсь урок 25 «Соли» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.
himi4ka.ru
Химические свойства солей — урок. Химия, 8–9 класс.
1. Соли являются электролитами.
В водных растворах соли диссоциируют на положительно заряженные ионы (катионы) металлов и отрицательно заряженные ионы (анионы) кислотных остатков.
Например, при растворении кристаллов хлорида натрия в воде положительно заряженные ионы натрия и отрицательно заряженные ионы хлора, из которых образована кристаллическая решётка этого вещества, переходят в раствор:
NaCl→Na++Cl−.При электролитической диссоциации сульфата алюминия образуются положительно заряженные ионы алюминия и отрицательно заряженные сульфат-ионы:
Al2SO43→2Al3++3SO42−.2. Соли могут взаимодействовать с металлами.
В ходе реакции замещения, протекающей в водном растворе, химически более активный металл вытесняет менее активный.
Например, если кусочек железа поместить в раствор сульфата меди, он покрывается красно-бурым осадком меди. Раствор постепенно меняет цвет с синего на бледно-зелёный, поскольку образуется соль железа(\(II\)):
Fe+CuSO4→FeSO4+Cu↓.
Видеофрагмент:
взаимодействие сульфата меди(\(II\)) с железом |
При взаимодействии хлорида меди(\(II\)) с алюминием образуются хлорид алюминия и медь:
2Al+3CuCl2→2AlCl3+3Cu↓.
3. Соли могут взаимодействовать с кислотами.
Протекает реакция обмена, в ходе которой химически более активная кислота вытесняет менее активную.
Например, при взаимодействии раствора хлорида бария с серной кислотой образуется осадок сульфата бария, а в растворе остаётся соляная кислота:
BaCl2+h3SO4→BaSO4↓+2HCl.
При взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой образуются хлорид кальция и угольная кислота, которая тут же разлагается на углекислый газ и воду:
CaCO3+2HCl→CaCl2+h3O+CO2↑⏟h3CO3.
Видеофрагмент:
Взаимодействие кислот с солями |
4. Растворимые в воде соли могут взаимодействовать со щелочами.
Реакция обмена возможна в том случае, если в результате хотя бы один из продуктов является практически нерастворимым (выпадает в осадок).
Например, при взаимодействии нитрата никеля(\(II\)) с гидроксидом натрия образуются нитрат натрия и практически нерастворимый гидроксид никеля(\(II\)):
NiNO32+2NaOH→NiOh3↓+2NaNO3.
Видеофрагмент:
Взаимодействие нитрата никеля(\(II\)) с гидроксидом натрия |
При взаимодействии карбоната натрия (соды) с гидроксидом кальция (гашёной известью) образуются гидроксид натрия и практически нерастворимый карбонат кальция:
Na2CO3+CaOh3→2NaOH+CaCO3↓.
5. Растворимые в воде соли могут вступать в реакцию обмена с другими растворимыми в воде солями, если в результате образуется хотя бы одно практически нерастворимое вещество.
Например, при взаимодействии сульфида натрия с нитратом серебра образуются нитрат натрия и практически нерастворимый сульфид серебра:
Na2S+2AgNO3→NaNO3+Ag2S↓.
Видеофрагмент:
Взаимодействие сульфида натрия с нитратом серебра |
При взаимодействии нитрата бария с сульфатом калия образуются нитрат калия и практически нерастворимый сульфат бария:
BaNO32+K2SO4→2KNO3+BaSO4↓.
6. Некоторые соли при нагревании разлагаются.
Причём химические реакции, которые протекают при этом, можно условно разделить на две группы:
- реакции, в ходе которых элементы не изменяют степень окисления,
- окислительно-восстановительные реакции.
A. Реакции разложения солей, протекающие без изменения степени окисления элементов.
В качестве примеров таких химических реакций рассмотрим, как протекает разложение карбонатов.
При сильном нагревании карбонат кальция (мел, известняк, мрамор) разлагается, образуя оксид кальция (жжёную известь) и углекислый газ:
CaCO3⇄t°CaO+CO2↑.
Видеофрагмент:
Разложение мела при нагревании |
Гидрокарбонат натрия (пищевая сода) при небольшом нагревании разлагается на карбонат натрия (соду), воду и углекислый газ:
2NaHCO3⇄t°Na2CO3+h3O+CO2↑.
Видеофрагмент:
Разложение гидрокарбоната натрия |
Кристаллогидраты солей при нагревании теряют воду. Например, пентагидрат сульфата меди(\(II\)) (медный купорос), постепенно теряя воду, превращается в безводный сульфат меди(\(II\)):
CuSO4⋅5h3O→t°CuSO4+5h3O.
При обычных условиях образовавшийся безводный сульфат меди можно превратить в кристаллогидрат:
CuSO4+5h3O→CuSO4⋅5h3O
Видеофрагмент:
Разрушение и образование медного купороса |
Аналогичная химическая реакция протекает, когда к гемигидрату сульфата кальция (жжёному гипсу) при помешивании добавляют воду. Получившаяся кашица быстро застывает в результате образования дигидрата сульфата кальция (гипса):
CaSO4⋅0,5h3O+1,5h3O→CaSO4⋅2h3O
Видеофрагмент:
Застывание гипса |
Б. Окислительно-восстановительные реакции разложения солей.
Окислительно-восстановительные процессы протекают при разложении нитратов.
Например, при термическом разложении нитрата калия образуются нитрит этого металла и кислород:
2KN+5O−23⟶t°2KN+3O2+O2↑0
Видеофрагмент:
Разложение нитрата калия |
Разложение перманганата калия в лабораторных условиях можно использовать для получения кислорода. При разложении этой соли, кроме кислорода, образуются манганат калия и оксид марганца(\(IV\)):
2KMn+7O−24⟶t°K2Mn+6O4+Mn+4O2+O2↑0
www.yaklass.ru
Решебник по химии 8 класс Соли Габриелян Тема 21 онлайн читать
Тема 21. Соли
Часть I
1. Признаки солей:
— сложные вещества;
— состоят из положительных ионов металла и отрицательных ионов кислотного остатка.
2. Способ образования названий солей.
3. Дополните таблицу «Кислоты».
4.
5.
6. Каждой соли кислородсодержащей кислоты соответствуют основание и кислота, а также оксиды металла и неметалла:
7. Дополните таблицу «Соли и соответствующие им гидроксиды и оксиды».
Часть II
1. Поиграйте в «крестики — нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы солей.
Разделите все приведённые выше соли на растворимые и нерастворимые. Напишите их названия.
2. Составьте формулы солей по названиям.
1) Фосфаты натрия, кальция, алюминия:
3) Сульфиты калия, бария, цинка:
2) Нитраты меди (II), железа (III), серебра:
3. Расставьте заряды ионов в следующих соединениях и степени окисления химических элементов.
4. Установите соответствие между формулой соли и её названием.
5. Установите соответствие между формулой соли и её применением или свойством. Из букв, указывающих правильный ответ, вы составите название одного из самых древних связующих материалов на основе сульфата кальция: гипс.
6. Запишите формулы солей и соответствующих им гидроксидов (кислот и оснований), оксидов и простых веществ.
Для каждого варианта составьте формулы бинарных соединений, которые могут быть образованы простыми веществами. Напишите их названия.
7. Вычислите количество вещества, которое составляют 222 кг хлорида кальция. Сколько ионов каждого вида будет содержать это количество? Какова массовая доля хлора в соли?
8. Придумайте условие задачи по теме «Соли». Запишите решение.
Дана соль CuCl2 массой 270 г, найти количество вещества этой соли.
gdzkurokam.ru
Урок химии по теме «Состав кислот. Соли.» (8 класс)
Урок химии
по теме «Состав кислот. Соли»
Образовательные задачи:
Знать состав кислот, солей;
Определение кислоты и соли.
Уметь составлять химические формулы солей, давать им название, сравнивать по составу кислоты и соли.
Воспитательные задачи:
Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учеников.
Формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, уметь выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
Оборудование:
Образцы кислот и солей.
Ход урока:
1. Учитель знакомит учащихся с темой урока и его задачами, с порядком проведения урока.
2. Изучение новой темы.
I. Состав кислот.
Кислоты – это одни из важнейших продуктов химической технологии, которые находят широкое применение. Чтобы разумно использовать вещества, прежде всего необходимо знать их состав, строение и свойства.
Составьте уравнения химических реакций железа с соляной кислотой и серной кислотой. Вспомним один из способов получения водорода в лаборатории.
К доске выходит ученик и составляет уравнения химических реакций. Класс помогает ему в ответах.
Кроме соляной и серной кислот существуют еще большое количество различных кислот (смотрим и работаем с таблицей № 1)
Учитель демонстрирует на столе кислоты,
Таблица № 1
Формулы некоторых кислот и кислотных остатков.
Название кислоты
Формула кислоты
Кислотный остаток и его валентность
Название соли
Соляная кислота
НСl
С1 —
Серная кислота
H2SO4
SO4 =
Сульфаты
Сернистая кислота
Н2SО3
SO3=
Сульфиты
Азотная кислота
НNО3
NO3 —
Нитраты
Ортофосфорная кислота
Н3РO4
РO4=
Ортофосфаты
Сероводородная кислота
H2S
S =
Сульфиды
Угольная кислота
Н2СО3
СOз=
Карбонаты
Кремниевая кислотаН2SiO3
SiO3 =
Силикаты
Бромоводородная кислота
НВr
Br —
Бромиды
Фтороводородная кислота
HF
F —
Фториды
Иодоводородная кислота
HI
I —
Иодиды
Фронтальная беседа с классом:
Теперь посмотрите на формулы кислот.
Из чего состоят кислоты?
Дайте определение — что такое кислоты?
Теперь посмотрим на уравнения химических реакций железа с соляной и серной кислотами. И даем полное определение кислотам.
Как узнать валентность кислотного остатка?
Посмотрим на уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислотами и ответим на следующий вопрос: Разрушаются кислотные остатки в ходе химических реакций?
II. Классификация кислот.
По составу кислоты делят на кислородосодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, — на одноосновные, двухосновные и трехосновные” Ученики работают с таблицей № 2.
Таблица № 2
Кислоты
Бескислородные
Кислородсодержащие
HCl, HBr, HY (одноосновные)
H2S (двухосновная)
HNO3 (одноосновная),
H2SO4 (двухосновная),
H3PO4 (трехосновные)
III. Закрепление изученного материала.
1. Выполним работу №1 по группам: 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа.
Цель:
Сформировать умение определять валентность кислотного остатка по формуле кислоты.
1. В приведенных формулах кислот подчеркните кислотный остаток, обозначьте римской цифрой величину его валентности:
Задание 1 группы
азотная кислота – НNО3
серная кислота – H2SО4
ортофосфорная кислота – НзРО4
метафосфорная кислота – НРО3
Задание 2 группы
сероводородная кислота – H2S
хлорная кислота – НClO4
соляная кислота – НС1
мышьяковая кислота – Н3АsO4
Задание 3 группы
сернистая кислота – Н2SО3
бромоводородная кислота – НВr
кремниевая кислота – Нг8Юз
пирофосфорная кислота – Н4Р2О7
2. Проверьте правильность ответов внутри группы.
3. Проверяем правильность ответов каждой из групп.
IV. Изучение новой темы.
1. Соли, состав, название.
А) Состав солей.
В результате взаимодействия металлов с кислотами образуются соли. Вспомним реакцию железа с кислотами.
FeCl2, FeSO4.
Дайте определение соли?
Демонстрируем образцы солей.
Б) Название солей.
Класс работает с таблицей № 1.
В) Составление формул солей.
2. Что такое валентность химических элементов?
V. Закрепление изученного материала.
Работа 2 (по группам)
1 ряд – 1 группа,
2 ряд – 2 группа,
3 ряд – 3 группа.
Цель: Выработать умение составлять формулы солей по валентности металла и кислотного остатка.
1. Заполнить клетки таблицы формулами солей, образованных указанными кислотами и металлами.
2. Под формулами солей укажите их названия.
Задание № 2 для первой группы
А)
Формула металла
Формула кислоты
HCl
H2SO4
HNO3
H3PO4
K (I)
Al (III)
Б) по названию составьте формулы солей: сульфид натрия, карбонат кальция, силикат калия, нитрат хрома (II)
Задание № 2 для второй группы
А)
Формула металла
Формула кислоты
HCl
H2SO4
HNO3
H3PO4
Ag (I)
Cu (II)
Б) по названию составьте формулы солей: иодид кальция, сльфит калия, силикат лития, сульфат хрома (III).
Задание 2 для третьей группы
А)
Формула металла
Формула кислоты
HCl
H2SO4
HNO3
H3PO4
Fe (II)
Fe (III)
Б) по названию составьте формулы солей: карбонат натрия, бромид магния, сульфид калия, сульфат марганца (II).
3. Проверьте правильность ответов внутри группы.
4. Проверяем правильность ответов каждой из групп.
VI. Домашнее задание: п.21, в. 2 с.112
§ 32. Состав и классификация кислот.
§ 33. Состав, название солей.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа. 2007.
VIII. Подведение итогов урока.
Учитель объявляет оценки классу и отдельным ученикам.
infourok.ru
1. |
Химические формулы солей
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
Номенклатура средних солей
Сложность: среднее |
2 |
3. |
Составление названий средних солей
Сложность: среднее |
3 |
4. |
Классификация солей
Сложность: лёгкое |
1 |
5. |
Составление химических формул средних солей
Сложность: сложное |
4 |
6. |
Составление названий кислых, основных и комплексных солей
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Составление названия кристаллогидрата соли
Сложность: сложное |
1 |
8. |
Составление химических формул кислых, основных и комплексных солей
Сложность: среднее |
3 |
9. |
Распознавание соли по её внешнему виду
Сложность: среднее |
3 |
10. |
Растворимость солей
Сложность: лёгкое |
1 |
11. |
Составление уравнений реакций по химическим свойствам солей
Сложность: среднее |
4 |
12. |
Уравнения реакций по химическим свойствам солей
Сложность: среднее |
4 |
13. |
С чем может реагировать соль?
Сложность: среднее |
4 |
14. |
Применение солей
Сложность: лёгкое |
1 |
15. |
Способы получения средних солей
Сложность: среднее |
2 |
16. |
Образование солей в реакциях обмена
Сложность: среднее |
5 |
17. |
Способы получения кислых, основных и комплексных солей
Сложность: сложное |
5 |
18. |
Расчёт по уравнению реакции, если исходное вещество содержит примеси
Сложность: среднее |
5 |
19. |
Расчёт формулы кристаллогидрата и составление его названия
Сложность: сложное |
5 |
20. |
Соли в природе. Названия минералов и горных пород
Сложность: среднее |
2 |
21. |
Названия солей, встречающихся в природе
Сложность: среднее |
2 |
22. |
Распространение солей в природе
Сложность: лёгкое |
3 |
www.yaklass.ru
Молекулярная формула | Название кислоты | Сила | Кислотный остаток и его заряд | Название солей | Соответствующие оксиды |
HCl | соляная или хлороводородная | сильная | -Cl- | хлориды | — |
h3 S | сероводородная | слабая | -HS- =S2 — | гидросульфиды сульфиды | — |
HI | йодоводородная | слабая | I (I) | йодид | — |
HBr | бромоводородная | слабая | Br (I) | бромид | — |
HF | фтороводородная (плавиковая) | слабая | F (I) | фторид | — |
h3SO4 | серная | сильная | -h3SO4 — =SO4 2 — | гидросульфаты сульфаты | SO3 |
h3SO3 | сернистая | слабая | -HSO3 — =SO3 2 — | гидросульфиты сульфиты | SO2 |
HNO3 | азотная | сильная | -NO3 — | нитраты | N2O5 |
HNO2 | азотистая | слабая | -NO2 — | нитриты | N2O3 |
h3SiO3 | кремниевая | слабая | =SiO3 2 — | силикаты | SiO2 |
h3CO3 | угольная | слабая | -HCO3 — =CO3 2 — | гидрокарбониты карбонаты | CO2 |
h4PO4 | фосфорная (ортофосфорная) | слабая | -h3PO4 — =HPO4 2 — =PO4 3 — | дигидрофосфаты гидрофосфаты фосфаты | P2O5 |
Ch4COOH | уксусная | слабая | Ch4COOH- | ацетаты | — |
HClO4 | хлорная | сильная | ClO4 (I) | перхлорат | Cl2O7 оксид хлора (VII ) |
HClO3 | хлорноватая | слабая | ClO3 (I) | хлорат | Cl2O5 оксид хлора (V) |
HClO2 | хлористая | слабая | ClO2 (I) | хлорит | Cl2O3 оксид хлора (III) |
HClO | хлорноватистая | сильная | ClO (I) | гипохлорит | Cl2O оксид хлора (I) |
HMnO4 | марганцевая | слабая | MnO4 (I) | перманганат | Mn2O7 оксид марганца (VII ) |
nsportal.ru
Для учащихся 8 класса — Сайт lysakovaen!
«Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность».
(Бернард Шоу)
Пусть зимний день с метелями
Мне навевает грусть.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть!
Динамическая таблица Менделеева
Игра «Таблица Менделеева» — жми на картинку и играй!
Таблица с русскими и латинскими названиями химических элементов
ХЭ таблица.png
Portable Network Image Format 9.3 KB
Естественные семейства элементов
Зависимость свойств элементов от атомног
JPG Image 135.2 KB
Примеры составления молекулярных и структурных формул
Составление структурных формул 8 кл.gif
Graphic Interchange format 12.5 KB
Правила определения валентности
РАЗДАТОЧНЫЙ валентность 8 класс.doc
Microsoft Word Document 35.5 KB
Изменение цвета индикаторов в различных средах
Изменение окраски кислотно-основных инди
Microsoft Word Document 39.5 KB
Таблица растворимости
Таблица растворимости солей, кислот и ос
Microsoft Word Document 43.0 KB
Важнейшие классы неорганических соединений
Опорный конспект Классы неорган соед.doc
Microsoft Word Document 92.5 KB
Таблица с названиями кислот и их кислотных остатков
кислоты и остатки.doc
Microsoft Word Document 59.0 KB
Оксиды и соответствующие им гидроксиды
Раздаточный ОКСИДЫ 8 класс.doc
Microsoft Word Document 87.0 KB
Опорная схема Генетическая связь между классами неорганических соединений
Генетическая связь.jpg
JPG Image 110.5 KB
Опорная схема «Оксиды»
ОС Оксиды 8 кл.docx
Microsoft Word Document 88.0 KB
Опорная схема «Основания»
ОС Основания 8 кл.docx
Microsoft Word Document 76.5 KB
Опорная схема «Кислоты»
ОС Кислоты 8 кл.docx
Microsoft Word Document 60.1 KB
Определение степеней окисления
1.png
Portable Network Image Format 431.7 KB
Составление формул по с/о
2.png
Portable Network Image Format 383.1 KB
Опорная схема «П/гр Азота»
ОС пгр Азота.docx
Microsoft Word Document 81.8 KB
Опорная схема «Азот»
ОС Азот простое вещество.docx
Microsoft Word Document 62.9 KB
Опорная схема «Аммиак»
ОС Аммиак.docx
Microsoft Word Document 51.2 KB
ЭХ ряд активности металлов, таблица и закономерности
ПАМЯТКА ЭХ ряд Ме.doc
Microsoft Word Document 74.0 KB
ОЭО
Относительные электроотрицательности эле
Microsoft Word Document 43.5 KB
Металлы
доп мат-л по Ме.doc
Microsoft Word Document 2.0 MB
Тривиальные названия некоторых веществ
Кислоты и их кислотные остатки
Экзамен по химии за 10 класс
Экзамен ХИМИЯ за 10 класс.doc
Microsoft Word Document 58.5 KB
ВАЖНЕЙШИЕ альфа АМИНОКИСЛОТЫ.doc
Microsoft Word Document 44.0 KB
Онлайн тест для учащихся 10 и 11 класса
Интерактивный мультимедиа учебник по органической химии
Химия в таблицах и схемах 1
Хим в табл и сх1.zip
Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB
Химия в таблицах и схемах 2
Хим в табл и сх2.zip
Compressed Archive in ZIP Format 1.5 MB
Химия в таблицах и схемах
Хим в табл и сх1.zip
Compressed Archive in ZIP Format 1.3 MB
Краткая характеристика самостоятельных работ учащихся
Виды самостоятельных работ.docx
Microsoft Word Document 13.0 KB
Требования к оформлению реферата
Требования к оформлению реферата.doc
Microsoft Word Document 40.5 KB
Требования к оформлению презентаций
Требования к презентациям.doc
Microsoft Word Document 235.0 KB
lysakovaen.jimdo.com