cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 8 класс информация и знания – Презентация к уроку Информация и знания 8 класс. 2 урок

Информация и знания. Восприятие информации человеком. 8-й класс

Разделы: Информатика


Класс: 8.

Цель урока:

  1. Формирование опорной системы знаний по теме
  2. Первичное осознание нового учебного материала
  3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения

Задачи:

обучающие

  1. Формирование опорной системы знаний по теме Информация и знания. Ввести понятия «информация», «декларативные» и «процедурные» знания, «информативность», формы восприятия информации, язык – знаковая форма представления информации.

развивающие

  1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.
  2. Развитие логического мышления при анализе нового материала.
  3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.).
  4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий.
  5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

воспитательные

  1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач.
  2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.
  3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.
  4. Формирование системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
  5. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
    • привлечение яркого фактического материала,
    • опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,
    • побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, АРМ учителя, мультимедиа проектор, экран, маркерная доска, презентация PowerPoint к уроку.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие.

Ответить на вопросы по домашнему заданию.

Собрать тетради с письменным домашним заданием.

Озвучить тему урока, записать на доске (или на слайде презентации), ребята записывают в тетрадях число и тему урока. (Слайд 1)

II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний (этап актуализации знаний).

Фронтальный опрос по домашнему заданию (Слайд 2).

Вопрос учителя: Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.

Ответ ученика: Бухгалтер, программист, учитель, журналист, актер

Вопрос учителя: В чём отличие пользователя и программиста?

Ответ ученика: Пользователь работает на компьютере с готовыми программами, которые созданы программистами.

Вопрос учителя: Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.

Ответ ученика:

а) конструктор автомобилей на компьютере создает чертежи будущих машин;
б) писатель использует компьютер для создания рукописей своих произведений;
в) бухгалтер выполняет расчеты;
г) врач использует компьютер для диагностики болезней;
д) физик на компьютере проводит эксперименты и расчеты.

Вопрос учителя: Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

Ответ ученика: (в последнее время участились ответы «Сижу в социальных сетях», «Для работы», «Для получения различной информации»).

Вопрос учителя: Какие проблемы со здоровьем могут возникнуть у людей, которые нарушают санитарные нормы работы на компьютере (перечислить не менее трех)?

Ответ ученика: При нарушении санитарных норм работы за компьютером возможны: 1) ухудшение зрения, 2) искривление позвоночника, 3) головные боли, нарушение сна, 4) психологическая зависимость и т. д.

Вопрос учителя: Что такое информатика? Что изучает информатика?

Ответ ученика: Информатика – это наука, изучающая законы и методы работы с информацией с помощью компьютера.

Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «информация»?

Ответ ученика: Информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, от людей, с которыми общаемся.

Вопрос учителя: Что такое компьютер?

Ответ ученика: Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.

III. Этап открытия новых знаний. Рассказ учителя, диалог, беседа.

Что такое информация? Информация – это фундаментальное понятие в науке информатике и не только. Это понятие аналогично понятию «точка» в геометрии, всем понятно, что это такое, но строго научного определения невозможно дать, только можно описать этот объект.

Можно постараться дать наиболее точное определение понятию «информация», получится примерно следующее:

«Информация — это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».

(Слайд 3) В Википедии дано следующее определение «Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления».

Мы с вами договоримся, для нас

Информация – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

К этому слову человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:

«Средства массовой информации», «оперативная информация», «информационное сообщение». Ребята, приведите свои примеры таких словосочетаний. (Обсудить).

Цель сообщений – довести до нас сведения о каких-то событиях, о которых мы не знали до этого.

Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.

Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:

«Я знаю, что…Земля круглая».

«Я знаю, как…Сварить борщ». Учащиеся приводят примеры своих знаний, учитель на доске записывает их в два столбика:

Я знаю, что…   Я знаю, как…
…Земля круглая
…2х2=4
  …сварить борщ
…отремонтировать розетку

(Слайд 4) Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)
  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

Вернемся к сообщениям, с помощью которых мы получаем информацию в различной форме: устной или письменной речи, видеокадров и т. д. Некоторые сообщения пополняют наши знания, поэтому нам бывают интересны. Такие сообщения называются информативными (Слайд 5).

Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке.

Некоторые сообщения содержат информацию, которая нам уже известна или нам непонятна, на незнакомом языке или из непонятной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными.

Например, 2х2=4, сообщение на китайском языке для нас будет непонятно, следовательно неинформативно, «производная функции определяется как предел отношения приращения функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если таковой предел существует» определение будет для нас информативно в 11 классе.

Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.

(Слайд 6) Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств. Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.

Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске)

образную   знаковую
Запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения   Текст, речь (письменная и устная), числа, формулы, условные обозначения

Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

В основе речи лежит такое понятие, как «язык», не тот язык, который у нас во рту, а язык, как способ общения между людьми. (Слайд 7)

Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.

А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Всем детям с раннего детства нравятся книжки с картинками. А еще есть такая поговорка «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Рисунки, чертежи, графики, схемы облегчают восприятие текста. При изучении многих школьных предметов вы пользуетесь такой формой представления информации (Слайд 8).

Обсудить содержание слайда.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Фронтальная работа со всем классом (Слайды 9-11)

Ответьте на вопросы:

  1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
    а) Способом передачи сообщения
    б) Временем приема сообщения
    в) Наличием новых знаний и понятностью

  2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное
    а) А.С. Пушкин – великий поэт
    б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
    в) На улице сегодня замечательная погода.
    г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное
    (Сообщения те же)

  4. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают? (Приложение 2)
    а)  б)  в)  г)  д)  е)  ж)

  5. Что может означать запись 18-15 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда, ученика на уроке математики?

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению.

Запишите в дневники домашнее задание на следующий урок: §1, 2 (читать, учить определения), Д/з №2 (письменно) (Слайд 12)

Текст письменных домашних заданий выдан на прошлом уроке. Приложение 1

VI. Этап подведения итогов урока.

Объявить оценки за урок, оценить работу всего класса.

Литература:

  1. Cемакин И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 8 класса/ Cемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — 3-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. 3-е изд. испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

1.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) на тему: Конспект урока по теме «Информация и знания».

Цель: объяснить учащимся, чем отличаются понятия «информация» и «знания», дать определение понятий «правило» и «факт».

Задачи:

  • Рассмотреть какие формы знания выделяют;
  • Развивать логическое и образное мышление;
  • Формировать и воспитывать навыки активного общения на уроке.

Ход урока:

1. Орг. Момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим отличия «информации» и «знания», познакомимся с формами знаний.

Фронтальный опрос:

  • Что принимается за единицу информации?
  • Назовите наименьшую единицу информации?
  • Какие производные единицы информации вы знаете?
  • Что измеряется в килобайтах и мегабайтах, кроме текстовой информации?

3. Изучение нового материала

Информация играет в жизни людей огромную роль. Мы получаем ее с помощью органов чувств из окружающего мира. Посредством разговорного языка от других людей или из книг. Добываем в процессе деятельности.

Информация – это знания, которые человек получает из различных источников. Но не всякая информация является знанием.

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливало о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Сообщение, полученное человеком может, пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступной для получателя.

Информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта, знания получателя информации.

Знания

К фактам относятся знания об определенных явлениях (солнечные и лунные затмения), событиях, свойствах объектов и зависимостях объектов.

К правилам относятся знания о последовательности действий,   направленных на достижения некоторых целей.

Получение знаний или познаний реальной действительности – это ее отражение в сознании человека.

Формы познания

Чувственное

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств

Логическое

Человек воспринимает информацию с помощью абстрактно мышления

5. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

  • Чем является информация для человека?
  • Чем должно обладать сообщение, чтобы оно пополнило ваше знание?
  • Каким бывают формы познания?
  • На какие группы делятся знания?

§1. Информация и знания

Основные темы параграфа:

сообщения — знания — информация; классификация знаний; информативность сообщения.

Сообщения — знания — информация

К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. все то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация». Цель таких сообщений — довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.

Учеба в школе — это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:

—  Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.

—   Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро.

—        Я знаю, как перемножить две простые дроби.

—         Я знаю, как выращивать помидоры.

—       Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Классификация знаний

Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что…». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что значит «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях, свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).

Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными, Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

Информативность сообщений

Уже говорилось о том, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т. п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.

Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах».

Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен.

Отсюда можно сделать вывод: сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:

Москва — столица России;

Дважды два — четыре.

Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, если сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно тоже будет неинформативным. Сообщение 2*2 = 4 информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека. Теперь можно сделать окончательный вывод: Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными. Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.

Коротко о главном

Человек приобретает знания, получая сообщения из различных источников.

Знания человека можно разделить на две группы: декларативные («Я знаю, что…») и процедурные («Я знаю, как…»).

Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для человека новыми и понятными.

Вопросы и задания

1.Что такое «информация» для: каждого из нас?

2.Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.

3.Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.

4.В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком — нет? Приведите примеры обоих случаев.

§2.Восприятие и представление информации

Основные темы параграфа: восприятие информации; информация и письменность;

языки естественные и формальные; формы представления информации.

Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

через зрение мы получаем информацию в виде изображения;

через слух воспринимается информация в звуковом виде;

через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

через вкус — информация от вкусовых ощущений;

 через осязание — информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков, Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Сначала появилась речь, а уже потом — письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической, В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

 

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 1.2). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы.

 

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками, Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией, Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией.

Формы представления информации человеком:

  • текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр,                                         

 Итак Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются «информационными каналами» связывающими человека с внешним миром. Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными. Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме. Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

Вопросы и задания

1.Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2.Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3.Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4.Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5.Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования. 7.Что такое естественные языки, формальные языки?

nsportal.ru

Конспект урока по информатике 8 класс

Урок 2 Информация. Виды информации (8 класс)

Цели урока:

• составить представление об информации;

• освоить понятие «информационный объект»;

• различать виды и свойства информации.

Ход урока

Актуализация знаний

— Какой предмет мы будем изучать?

— Что изучает информатика?

— Почему возникла необходимость в новой науке?

— Знания, каких научных направлений легли в основу информатики?

Теоретическая основа урока

— Что Вы понимаете под информацией? (Обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т. д.)

— А теперь подумайте, почему явление одно, а называют ее разными словами? Наверно — потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.

— Давайте, понаблюдаем то, что мы видим за окном. Что вы можете сказать о природе? {Наступила осень.)

— Но, почему Вы решили, что наступила осень? (Листья желтые, по­холодало, постоянно капает дождь.)

— Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. {Но мы знаем, что все это означает, что наступила осень.)

— Поэтому и получается, что, то знание, которое мы извлекаем из ок­ружающей действительности и есть информация.

После обработки информацию можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информацией. Обработав и запомнив информацию, мы получим знания. Получается такая цепочка:

С
обранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называет­ся сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть потеряна, а часть обога­щена имеющимися знаниями человека.

Информация — это смысл, содержащийся в объектах окружающей дей­ствительности. Для того чтобы обладать информацией, необходимо извле­кать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генети­ческую информацию, и только благодаря этой информации от семечка бе­резы вырастает только береза. Для деревьев источником информации явля­ется воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может опреде­лить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.

Во всех этих примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации. Например: на небе появилась туча. Это признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, берет в руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации.

С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас сре­ды и выполнять определенные действия. Для нас более существенна та ин­формация, которая может пригодиться в учебной и трудовой деятельности. К такому выводу в свое время пришли и ученые разных направлений и стран. И первым шагом в усвоении информации стало ее представление удобное для хранения, сбора и передачи. Очень часто формы представле­ния информации называют видами информации и различают текстовую, символьную, графическую и музыкальную формы.

Одна и та же информация может быть представлена различными спосо­бами. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, числа, звука голоса. При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной. Различные спосо­бы представления информации позволяют описывать объективную дейст­вительность необходимыми для той или иной ситуации средствами. Для дальнейшего изучения нам будет интересно представление данных в такой форме, в какой будет возможно хранение и передача информации автома­тическими средствами.

Одним из главных достижений человечества стало создание письменно­сти. Когда окружающий мир стали описывать с помощью символов или зна­ков. Конечная совокупность знаков, использующаяся для хранения инфор­мации и оперирующая определенными правилами, называется алфавитом. Примерами алфавитов являются не только набор знаков русского или друго­го языков, но и язык жестов, математический набор символов. Предметы, использующиеся для хранения и передачи информации, называются носите­лями. Носителями информации является компьютерный диск, книга, бере­стяная грамота и т. д. Данные носители позволяют сохранять информацию.

Для передачи информации используются другие носители, основными из которых являются сигнал и знак. Знаки являются носителями смысловой информации в социальных и коммуникативных системах, сигналы — носи­телями информации в технических, социотехнических и биологических системах и средах. Различие между знаком и сигналом состоит в множест­венности смыслов (трактовки) знака для приемника информации и в одно­значности «трактовки» конкретного сигнала приемником информации в технических системах и средах.

Прагматический аспект знаков и сигналов состоит в том, что информа­ция может передаваться как знаками, так и сигналами, в зависимости от природы системы, в которой протекает информационный процесс. Для тех­нических устройств, сигнал и информация, которую он «несет» неразрыв­ны, т. е. приемник информации может единственно возможным способом декодировать (интерпретировать) поступающий сигнал, так что передавае­мая информация будет «адекватна» получаемой информации (в случае от­сутствия помех в канале связи).

Чего нельзя сказать о знаке как носителе информации. Одним и тем же знаком и/или определенной последовательностью небольшого числа различ­ных знаков можно отобразить смысловое (семантическое) многообразие ок­ружающего мира (например, в процессе письменной передачи информации).

Знаки делятся на: тонические знаки (материальные или графические подобия-копии объекта), индексы (отражающие признаки объекта) и сим­волы (графические объекты, в которых связь самого знака с объектом ус­ловна, знаки в какой-нибудь системе языка). Под знаком в данной работе понимается некий материальный или графический объект, выступающий в качестве заместителя объекта-оригинала, использующийся для хранения, обработки и обмена информацией об объекте-оригинале и обладающий множественностью трактовки. Знак отличается от сигнала своей семанти­ческой наполненностью. (Ч. Пирс).

Множественность или однозначность толкования знака или сигнала зави­сит от приемника информации. Если же знак рассматривать безотносительно к приемнику информации, тогда он может выступать в роли признака или симптома. (В отличие от знаков, сигналы могут быть дискретными или не­прерывными, однако последнее в базовом курсе информатики давать неже­лательно из-за несогласованности программ по физике и информатике.)

При дальнейшем рассмотрении курса школьной информатики мы чаще всего будем иметь дело с информационными объектами. Что собой пред­ставляет информационный объект? Это логически связанный блок инфор­мации, о каком-либо объекте действительности и выраженный с использо­ванием различных форм представления. Например, это может быть текст, сюжетный рисунок, музыкальный файл, фотография и т. д. В компьютер­ных системах приходится оперировать информационными объектами.

Подводя итог

• Информация отображает все многообразие окружающего мира, по­этому не может иметь одно определение.

• Информация — это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

• Для оперирования информация должна быть представлена соответ­ствующим способом.

• Одним из распространенных способов представления информации является алфавит.

• Носителями информации называют объекты, использующиеся как для хранения информации, так и для передачи информации.

• Носителями смысловой информации в социальных и коммуникатив­ных системах являются знаки.

• Носителями информации в технических, социотехнических и биоло­гических системах и средах являются сигналы.

Практическая часть

Отработка навыков работы на клавиатурном тренажере.

Домашнее задание

Выучить основные определения рассмотренных понятий; найти приме­ры видов знаков и сигналов в различных системах.

infourok.ru

Презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) по теме: Восприятие информации человеком, 8 класс.

Слайд 1

Восприятие информации человеком

Слайд 2

Новый материал 1.Сообщения — знания — информация.

Слайд 3

2.Классификация знаний Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что…». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что значит «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родил­ся в 1799 году), свойствах объектов (Байкал — самое глубо­кое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора). Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют дейст­вия для достижения какой-либо цели (как собрать радио­приемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

Слайд 5

3.Информативность сообщений информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т. п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным . Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.

Слайд 8

4.Восприятие информации Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: орган зре­ния, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, кожа орган осязания. • через зрение мы получаем информацию в виде изображения; • через слух воспринимается информация в звуковом виде; • через обоняние воспринимается информация в виде запахов; • через вкус — информация от вкусовых ощущений; • через осязание — информация в виде осязательных (тактильных) ощущений.

Слайд 10

5.Информация и письменность Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение. Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знако­мые дорожные знаки — это пиктограммы

Слайд 12

6.Языки естественные и формальные Человеческая речь и письменность тесно связаны с поня­тием «язык». Конечно, имеется в виду не орган речи, а спо­соб общения между людьми. Разговорные языки имеют на­циональный характер. Есть русский, английский, китай­ский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками. Естественные языки имеют устную и письменную формы. Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математи­ки; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Слайд 14

7.Формы представления информации

Слайд 16

Закрепление 1. Что такое информация для каждого из нас? 2. Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняш­ний день вы получали информацию. 3. Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете. 4. В каком случае сообщение содержит информацию для конк­ретного человека, а в каком — нет? Приведите примеры обоих случаев.

Слайд 17

Домашнее задание П.1,2 с.10-17

nsportal.ru

Информация и знания

Информация и знания. Восприятие человеком информации.

.

Урок в 8 классе.

Информация (от  лат.   informatio , разъяснение, изложение, осведомленность) – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

ЗНАНИЯ

Декларативные Процедурные

утверждения о определяют действия

явлениях, свойствах, для достижения цели

зависимостях (я знаю, как…)

(я знаю, что…)

СООБЩЕНИЯ

Информативные Неинформативные

сообщения, пополняющие сообщения, которые

наши знания (новые и не пополняют наши

понятные) знания (старые или

непонятные)

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

  • Зрение – изображения

2. Слух – звуки

3. Вкус – вкусовые ощущения

4. Обоняние – запахи

5. Осязание – тактильные ощущения

ЯЗЫК- это знаковый способ представления информации.

ЯЗЫКИ

Естественные Формальные

Русский, английский, Нотная грамота, азбука Морзе,

немецкий… язык математики…

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ:

  • Текст на естественном языке
  • Графическая форма
  • Символы формального языка

ВОПРОСЫ:

  • Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:

а) Способом передачи сообщения

б) Временем приема сообщения

в) Наличием новых знаний и понятностью

2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное

а) А. С. Пушкин – великий поэт

б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются

в) На улице сегодня замечательная погода.

г) Что б открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное:

  • Чтоб открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.
  • Земля круглая.
  • Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение делить на известный множитель.

4. Что может означать запись 15-10 с точки зрения продавца в магазине, машиниста электропоезда , ученика на уроке математики?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 1,2 (читать, учить определения).

videouroki.net

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Презентация к уроку №2 — 8 класс, учебник И.Г.Семакина

Урок 2

Автор: учитель информатики МБ НОУ «Гимназия №70» г. Новокузнецка

Шуткова Светлана Александровна

  • Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
  • Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире озеро.
  • Я знаю, как собрать радиоприемник.
  • Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.
  • Я знаю как перемножить две простые дроби.
  • Я знаю, как выращивать помидоры.
  • Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ

ДЕКЛАРАТИВНЫЕ

З Н А Н И Я

ЗНАНИЯ

Я знаю, что . . .

Знания:

  • о явлениях
  • о событиях
  • о свойствах объектов
  • о зависимостях

ПРОЦЕДУРНЫЕ

З Н А Н И Я

Я знаю, как . . .

Знания, определяющие действия для достижения какой-либо цели

ИНФОРМАТИВНОСТЬ СООБЩЕНИЙ

НОВИЗНА

ПОНЯТНОСТЬ

Принцип последовательности в обучении

Информативное сообщение содержит новые сведения, ранее не известные человеку.

Пример неинформативного сообщения: «Дважды два – четыре»

Новые

знания

Логическая связь

Сообщение несет информацию для человека (является информативным), если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному (новому), от простого к сложному. И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести новую информацию для человека.

Новые и понятные

сведения

! Информативное сообщение — сообщение, которое пополняет знания человека.

! Неинформативное сообщение — сообщение, которое не пополняет знания человека.

Оцените информативность сообщения

1. Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и нижнем пределах.

2. Москва — столица России.

3. Дважды два — четыре.

4. Öğreniyorum ve öğretiyorum.

Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными.

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств, которые являются информационными каналами, связывающими человека с внешним миром.

ЗРЕНИЕ

зрительные образы

ОБОНЯНИЕ

запахи

СЛУХ

звуковые образы

ВКУС

вкусовые ощущения

ОСЯЗАНИЕ

тактильные ощущения

ИНФОРМАЦИЯ И ПИСЬМЕННОСТЬ

символы слова фразы

символ + символ + . . . = слово слово + слово + . . . = фраза

Звуковая

письменность

иероглиф = слово фразы

Китайская (древне-шумерская, древне-египетская) письменность

Идеографическая

письменность

значок = слог слова фразы

Японское письмо

Слоговая

письменность

Пиктографическая

письменность

пиктограмма = понятие (сообщение)

Примеры: дорожные знаки, значки на рабочем столе Windows .

ЗНАКОВАЯ И ОБРАЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ОБРАЗЫ

ЯЗЫКИ

  • зрительные
  • звуковые
  • вкусовые
  • обонятельные
  • осязательные

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ФОРМАЛЬНЫЕ

ЯЗЫКИ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ

ЯЗЫК – это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

ФОРМАЛЬНЫЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

Письменность

Устная речь

фразы

фонемы

Формальный язык – это язык профессионального общения или определенной области знаний.

фонемы

фонемы

фонемы

слова

символы

  • математическая символика
  • нотная грамота (язык музыки)
  • шахматная нотация
  • языки программирования
  • . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Естественные (разговорные) языки имеют национальную принадлежность.

Примеры естественных языков: русский, английский, китайский, французский и пр. . . .

Формы представления информации человеком:

  • текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • графическая форма : рисунки, схемы, чертежи, графики, диаграммы;
  • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр.

Задания к уроку

1. К какому языку относятся знаки и что они означают?

Формальный язык дорожных знаков.

Знак СТОП.

Формальный язык дорожных знаков.

Знак Проезд запрещен.

Формальный язык.

Знак Курение запрещено.

Задания к уроку

2. Объясните, что означают жесты?

Внимание!

Приветствие

Одобрение

Задания к уроку

3. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он:

Кожа

Уши

Кожа

Уши, глаза

Язык, глаза

Уши, глаза

Задания к уроку (письменно)

4. Представьте в математической форме следующее утверждение:

Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то получится пять.

Задания к уроку (письменно)

5. Составьте таблицу способов символьного представления информации в перечисленных областях. Если знаков много, то напишите или нарисуйте некоторые из них.

Область применения Используемые символы (знаки)

Математика

Музыка

Человеческая речь

Химия

География

… (придумать самим)

Задания к уроку (письменно)

6. Фраза на некотором иностранном языке « каля маля» в переводе на русский означает «красное солнышко», «фаля маля баля» — «большая красая груша», «цаля баля» — «большое яблоко». Как на этом языке записать слова: груша, яблоко, солнышко?

Домашнее задание №2

Тема : Восприятие и представление информации

1. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он:

а) слушает оперу;

б) смотрит футбольный матч;

в) читает орфографический словарь;

г) выбирает букет цветов в магазине;

д) ест мороженое;

е) разговаривает по телефону;

ж) гладит кошку;

слушает по радио сообщение о курсе доллара?

2. При написании электронных писем для выражения эмоций часто используют так называемые смайлики. Например, 🙂 — улыбка, 🙁 — огорчение. Придумайте набор смайликов для выражения следующих эмоций: Удивление, Злость, Смех, Равнодушие.

3.Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию (почему)

а) Площадь ТИхого океана — 179 млн. кв. км.

б) Москва — столица России.

в) Вчера весь день шел дождь.

г) Завтра ожидается солнечная погода.

д) Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.

е) Dog — собака (по-английски).

ж) Ro do, my si, lot do may.

з) 2 * 2 = 4.

Домашнее задание №2

Тема : Восприятие и представление информации

4. Предположим, что на «марсианском» языке выражение « lot do may » означает «кот съел мышь» ; « may is »«серая мышь» ; « ro do »«он съел» . Как написать на марсианском языке «серый кот» ?

5. Из предложенного списка выбрать декларативные и процедурные знания:

а) Чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на ее цвет: если цвет красны, то раствор кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный.

б) Вашингтон — столица США.

в) Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину.

г) Для определения числа решений квадратного уравнения нужно вычислить его дискриминант: если он меньше 0, то решений нет; если он равен 0, то решение одно; если он больше 0, то решений два.

д) А.С. Пушкин — автор поэмы «Полтава».

е) Н. Винер — основатель кибернетики.

ж) Чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель и знаменатель.

з) Для удаления текущего файла с помощью Windows Commander нужно нажать клавишу F8.

и) Юрий Гагарин — первый космонавт.

videouroki.net

Конспект урока по информатике на тему Информация и знания (8 класс)


МБОУ « Кошки-Новотимбаевская основная общеобразовательная школа имени И. Я. Яковлева»
19051068070 «Информация и
знания»
00 «Информация и
знания»
00 Урок на тему :00 Урок на тему :

Урок информатики в 8 классе.
Учитель: Борисова Светлана Григорьевна.

ТЕМА : «Информация и знания»
Цель: расширять представления учащихся об информации.
(обобщить знания по теме, познакомить с видами информации, закрепить навыки классификации информации по способам получения и представления, совершенствовать информационную, исследовательскую и коммуникативную компетентность)
Задачи:
Воспитательные:
воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
воспитание дисциплинированности;
контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.
воспитывать культуру оформления изучаемого материала в виде опорного конспекта;
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о получении информации с помощью органов чувств; Познакомить учащихся с видами знаний: правилами и фактами;
организовать и направить познавательную деятельность учащихся на понимание сути информации, их свойств, способов описания
Развивающие:
Развитие памяти, внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся; развить информационную культуру и умения определять, к какому виду относится конкретное задание (логическое мышление).
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный
Форма проведения: урок
Методы обучения: иллюстративно-словесный (работа по электронному ресурсу)Оборудование: компьютеры, ЦОР Семакин
Способ проверки знаний: устный опрос
Иметь представление об информации.
Знать: виды информации и формы её представления.
Уметь: различать декларативные и процедурные знания; приводить примеры информационных и неинформационных сообщений; различных видов информации из области человеческ

weburok.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *