cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Русский язык дидактические материалы 8 класс: Дидактический материал по русскому языку, 8 класс

Дидактический материал по русскому языку, 8 класс

Этот сборник адресуется для учащихся 8-х классов.

Анализируя типичные ошибки, допущенные при изучении программного мате-риала, наметились тенденции в постановке преподавания русского языка, используя тренировочные упражнения. Предложенные задания помогут учащимся отработать самые трудные темы, изучаемые в 8 классе.

Программа 8 класса построена на сложном теоретическом материале, поэтому знанием правил - обязательное условие. Без этого невозможно работать по практическим заданиям.

Многие темы детям покажутся простыми, потому что они их изучали в 7 классе. Но «старые» темы не только повторяются, но и углубляются.
Исследование степени подготовленности учащихся в процессе обучения производится в разных направлениях, осуществляется контроль:

- за усвоением знаний теоретического материала по русскому языку;
- за сформированностью орфографических и пунктуационных умений;

- за овладением речевыми умениями.

Понимание теоретического материала проверяется в процессе его воспроизведения в связных ответах на грамматическую тему, в процессе решения практических лингвистических задач.

Усвоение теоретических сведений может быть проконтролировано и при помощи письменных работ, к числу которых относятся дополнительные задания к текстам, работа по исправлению и дополнению текстов, карточки для индивидуального опроса, тестирование.

В сборник вошли упражнения по наиболее трудным темам. Только тренинг поможет запомнить сложные случаи орфографии, а впоследствии научить грамотному письму.

Хотелось бы, чтобы данный сборник помог учащимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

Сборник упражнений

1


Операц…я, ш…фер, авиац…я, лучш…е, репутац…я, ц…кнуть, больш…й-пребольш…й, покрылись пыльц…й, воробуш…к, галч…нок, декламац…я, ш…колад, деш…вый, ещ…, ж…ванный, сигнализац…я, ж…лоб, ж…сткий, жж…т, зарниц…, заж…г, изнемож…нный, изоляц…я, ц…корий, инфекц…я, порос камыш…м, копч…ный, крыж…вник, одеж…нка, куриц…н.

2

Доволен удач…й, ш…рстка, учащ…нный, хорош…, ц…вилизация, ж…лудь, ц…ган, пш…нный, продукц…я, ш…л меж…й, ш…рник, ц…клон, под туч…й, за рощ…й, ц…пленок, ц…рк, ц…ркуль, ц…стерна, коллекц…я, щ…лочь, ц…фра, ч..рт, ч…порный, ш..в, ш…пот, ш…мпол, с врач…м, ш…рох, лиш…н, щ…голь, энц…клопедия, щ…ки, интеллигенц…я, ч…рствый, кумач…вый.

3

Р…стислав, зам..реть, пол…жение, ск…кать, соприк…саться, соч…тание, обр…внять края, л…житься, прик…сновение, ум…рать, выг…рки, зар…сли, отд…рать, отл…жения, расст…латься, прил…жить, обм…кнуть сухарик, зар…сло, вым…ченный, сл…жжение, душеразд…рающий, прол…жить, пор…авняться с ним, разл…гать, уп…раться, самовозг…раемый, возл…жить, бл…стает, выт…р, выпл…влять, утв…рь, соб…ирть, неудачное ср…внение, покл…нение, г…рючий, жук-пл…вунец, к…сательная, пл…вцы, уст…лать.

4

Расстила…щийся туман; терп…щие бедствие; ла…щая собака; скач…щие кони; знач…щийся по списку ученик; постукива…щему малышу; журч…щий ручеек; по бушу…щему мору; желте…щие березы; беле…щий парус; мел…щий муку работник; распуска…щийся бутон; хлопоч…щая хозяйка; желте…щей листвой; держ…щийся за поручни пассажир.

5

Подстриже(н,нн)ные волосы, стриже(н,нн)ые под машинку волосы, писа(н,нн)ая красавица, исписа(н,нн)ые листы, краше(н,нн)ый масля(н,нн)ной краской пол, фасова(н,нн)ые товары, груже(н,нн)ая арбузами баржа, некоше(н,нн)ая трава, лома(н,нн)ая линия, маринова(н,нн)ые грибы, кипяче(н,нн)ое молоко, рва(н,нн)ый рукав, ране(н,нн)ый боец, жела(н,нн)ый друг, нечая(н,нн)ная встреча, копче(н,нн)ные продукты, пече(н,нн)ый картофель, жаре(н,нн)ые в масле грибы, моще(н,нн)ая булыжником улица, зашифрова(н,нн)ые записи, провяле(н,нн)ая рыба.

6

Вставь пропущенные буквы и знаки препинания, раскрой скобки. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении

Тамань самый скверный городишко из всех пр…морских городов России. Грушницкий юнкер. Вернер человек замечательный по многим причинам. Замок собачка верная: (не) лает (не)кусает…ся а (не) пускает в дом. Иван Федоров был первым извес…ным русским типографом. Жизнь пр…красна и удивительна. Монгольский жаворонок лучший певун центрально(азиатской) пустыни. Эвкалипт гигант р…стительного мира. В Австралии… он достига…т высоты (двадцати)(пяти)этажного дома. Горный хрусталь это прозрачная кристаллическая (разно)видность кварца. Вода краса всей природы. Звезды великолепны. Дуб дерево крепкое. Михаил Васильевич Ломоносов был сыном рыбака с далекого севера. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.

7

Найди в предложениях приложения. Вставь пропущенные дефисы.

Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.

8

Определите тип односоставных предложений.

Еду, еду в чистом поле. ______________________
Меня в классе считают нелюдимым.____________
Шило в мешке он не утаит.____________________
Сядем здесь, у этой ивы.______________________
Снявши голову, по волосам не плачут.__________
Смеркается.________________
В воздухе уже пахнет весной.__________________
Первые шаги весны.___________________
Бродишь часами.______________________
Погода – первый сорт.__________________
Снега в долине.________________________

9

Вставьте пропущенные знаки препинания.

Я пошел в сад а оттуда в поле.
Горы становились все выше тропинки все круче.
На востоке виднелась цепь снеговых гор на западе леса.
После окончания института я оказался во Владимире а Петя в Ярославле.
Я переехал речку на лодке а они на пароме.
Телеграмма пришла вечером а письмо через два дня.
Я навестил во Владивостоке своего приятеля а сестра нашу тетю.

10

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Перед глазами ехавших расст…лалась уже широкая бе…конечная р…внина перехваче…ая цепью холмов. Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки зат…нули в траве свою скрипучую моното…ую музыку. (Не)далеко от холма маленькая речка ра…ползалась в лужицу; г…рячие лучи и раскале…ая почва жадно выпивая ее отнимали у нее силу но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такое(же) реч…нкой, потому(что) шагах в ста от холма по ее течению зеленела густая пышная осока. Тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком.

11

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

Почти все птицы глухари сойки с…ницы зябл…ки питают…ся семенами деревьев. На Алтае можно увидеть все бел…снежные горы с(их) ледн…ками альпийские луга и бурные реки с кристально(чистой) водой др…мучие леса степи. Вокруг Солнца вращают…ся девять больших планет Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун и Плутон. В лесах и степях в океанах и пресных водах всюду на земле есть жизнь. Опера тесное содружество разных видов и…ку…тва литературы музыки живописи.

12

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.


Мой пр…ход я это мог заметить несколько смутил пр…сутствующих. В это жаркое летнее утро это было на исходе июля разбудили нас ранее обыкнове…ого. Крупные красивые птицы их всего было трина…цать летели тр…угольником. Рано утром я только что успел встать ко мне пр…бежал сын. Ты хлопец может быть не трус да глуп. Глазами кажется хотел бы всех он с…есть. Ты сказывают петь великий мастерище. В эту минуту если говорить открове…о и я очень испугался. Ты я вижу славный малый. Оба старичка (по)старинному обычаю (старо)светских помещиков очень любили покушать. Это (по)моему был (не)умес…ный вопрос и я (на)него (не)ответил. Лошадка к исти…ому моему уд…влению бежала очень (не)дурно.

13

Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскрой скобки.

Уже над ельником из(за) вершин колючих сияло золото вечерних облаков когда я рвал веслом густую сеть пл…вучих болотных трав и водя…ых цветов. То окружая нас то снова расступаясь сухими листьями шумели трос..ники; и наш челнок шел медле…о качаясь меж топких берегов извилистой реки. Шумит на дворе (не)погода а в доме давно уже спят; к окошку вздохнув подхожу я – чуть виден чернеющий сад. Дождь бьет барабаня по крыше хрустальные люстры дрожат. За шкапом проворные мыши в бумажных обоях шумят.

14

Замени косвенную речь прямой.

Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо что тот уже не знал, как ее выручить.

Наконец выдернувши ее потихоньку он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город.

Ну ты я думая устоишь подумал про себя Чичиков и произнес тут же, что, из уважения к Плюшкину, он готов принять даже издержки по купчей на свой счет.

Из предосторожности и вместе с тем желая несколько поиспытать его, сказал он, что недурно бы совершить купчую поскорее, потому что де в человеке не уверен: сегодня жив а завтра бог весть.

Чичиков постарался отказаться от такого ликерчика сказавши, что уже и пил и ел.


№ 15


Раскройте скобки.


Обращение гумма(н,нн)о, ошибки исправле(н,нн)ы, друзья образова(н,нн)ы, история безнравстве(н,нн)а, речи проникнове(н,нн)ы и торжестве(н,нн)ы, девочка собра(н,нн)а и организова(н,нн)а, девочка весела и взволнова(н,нн)а, собрание хорошо организова(н,нн)о, дерево срубле(н,нн)о, их взгляды очень ограниче(н,нн)ы, малыши измуче(н,нн)ы дорогой, следы зайцем запута(н,нн)ы, друзья начита(н,нн)ы и образова(н,нн)ы, дерево слома(н,нн)о ветром, его поведение гума(н,нн)о, преступление доказа(н,нн)о, очарова(н,нн)а красотой.

№ 16

Грамотная реч…, острый меч…, двухлетний малыш…, гореч… воспоминаний, до следующих встреч…, дымится печ…, пуститься вскач…, маленькая доч…, решение задач…, слышиш… плач.., напряч…ся, напроч… оторвать, утеш…тесь, не пореж… палец, вертиш…ся, от неудач…, много различных кож…, несведущ… в делах, медведь неуклюж…, сорняк живуч…, береш…ся за дело, сильный смерч…, уютный коттердж…, положительный персонаж…, взгляд угрожающ…, не разруш…те дом, нет контролерш…, такой ловкач…, большой тираж…, не проч… поехать, открыть настеж…, взять реванш…

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс Политова
Предисловие 6
Функции русского языка в современном мире 7
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Фонетика и графика. Орфография
Морфемика и словообразование 9
Лексикология и фразеология 9
Морфология и синтаксис 11
Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных,
причастий и наречий 11
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи 13
Строение текста. Стили речи 15
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание
Строение словосочетаний 18
Виды связи в словосочетании 19
Грамматическое значение словосочетаний 21
Предложение
Строение и грамматическое значение предложений 22
Интонация предложения 23
Характеристика человека 23
Простое предложение
Порядок слов в предложении. Логическое ударение 24
Двусоставные предложения

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее 26
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое 28
Составные сказуемые 30
Составное глагольное сказуемое 30
Составное именное сказуемое 33
Тире между подлежащим и сказуемым 36
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Дополнение 39
Определение 40
Приложение 41
Обстоятельство. Основные виды обстоятельств 42

Инфинитив в роли второстепенного члена 42
Синтаксический разбор двусоставного предложения 43
Повторение 46
Ораторская (публичная) речь 46
Односоставные предложения
Основные группы односоставных предложений
Односоставные предложения с главным членом — сказуемым 47
Предложения определённо-личные 47
Предложения неопределённо-личные 48
Безличные предложения 50
Односоставные предложения с главным членом — подлежащим 55
Назывные предложения 55
Синтаксический разбор односоставного предложения 55
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях 57
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие об однородных членах 58
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них 59
Однородные и неоднородные определения 60
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 61
Синтаксический разбор предложения с однородными членами 64
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами 64
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Обособленные определения и приложения 66
Обособленные обстоятельства 73
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Обособление уточняющих членов предложения 77
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами 79
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами 81
Повторение 83
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение и знаки препинания при нём 88
Вводные слова и вводные предложения.
Знаки препинания при них 91
Вставные конструкции 95
Повторение 99
СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Предложения с прямой речью.
Знаки препинания в них 100
Диалог 105
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной 106
Цитаты и знаки препинания при них 108
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Синтаксис и морфология 110
Синтаксис и пунктуация 113
Синтаксис и культура речи 114
Синтаксис и орфография 116

Тест по русскому языку (8 класс) по теме: Дидактический материал по русскому языку 8 класс

Тест по русскому языку 1 ЧЕТВЕРТЬ -  8 КЛАСС

  1. В каком варианте ответа представлено словосочетание?

1) около дома            2) наступила ночь        3) бить баклуши        4) первый снег

.2. Найдите словосочетание со способом связи «управление».

1) рубить дрова                     2) с нашим другом          

3) идти не оглядываясь         4) собираться уехать

3.В каком варианте ответа представлено словосочетание с подчинительной связью?

1) день и ночь                          2) работает на заводе        

3) перед городом                4) солнце встало

4. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) говорил громко                2) в другую сторону

3) написал повесть                4) любимый всеми

5. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег,  из веселой компании, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти

6. Укажите, чем выражено подлежащее: Мы с товарищем принялись за работу.

1) местоимением        2) существительным        3) словосочетанием        4) глаголом

7. Какое предложение является простым?

1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

2) Стаял рыхлый снег в апреле, и в лазури птицы пели.

3) Сколько сел и деревень ни проезжали, Пугачева знали всюду.

4) Пурга прекратилась, что нас всех обрадовало.

8. Укажите, чем выражено подлежащее: Подойти к зверю было страшно.

1) причастием          2) словосочетанием          3) глаголом         4) существительным

9.  В каком предложении простое глагольное сказуемое?

1) Пискнула лесная мышь, зашуршала в траве, в листьях и снова сдавленно пропищала.

2) Стали отчетливо уже видны стволы берез и плоскость земли.

3) Шаг его был тверд, уверен, все тот же, прежний, с легкой матросской развальцей.

4) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку.

10. В каком предложении простое глагольное сказуемое?

1)  Каждый из нас на своем корабле капитан.

2)  Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

11. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) В синем небе звезды блещут.

2) Листик за листиком падают с липы на крышу...

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Дело казалось необыкновенной важности.

12. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

13. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей.

2) Не дожидаясь остальных, Рудин начал рассказывать.

3) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

4) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

14. В каком из предложений нужно поставить тире?

1) Незаконченное дело что конь о  трёх подковах.

2) Простота есть необходимое условие прекрасного.

3) Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет.

4) Быть поэтом  значит петь раздолье.

15.  В каком из предложений нужно поставить тире?

1) Война есть безумие.

2) Мой долг  предупредить тебя об опасности.

3) Два сапога пара.

4) Бедность не порок.

Дидактический материал по русскому языку в 8 классе

Дидактический материал по русскому языку. 8 класс.

Карточка. Обособленные члены предложения. 8 класс.

Задание. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Я шёл пешком и (1) поражённый прелестью природы(2) поминутно останавливался(3) надеясь запомнить её.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) 1, 2, 3

2. В глубоких балках между (1) поросшими редким кустарником (2) обрывами ещё лежат (3) напоминая об ушедшей ночи (4) влажные тени.

1) 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 4

3. На горизонте море слилось с синим небом и крепко спит (1) отражая в себе прозрачную ткань облаков (2) не скрывающих собой золотых узоров звёзд.

1) 1 2) 2 3) 1, 2 4) нет знаков

4. Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную деревянную церковку (2) наивно глядевшую на меня (3) с высокой кручи.

1) 1 2) 1, 2 3) 2 4) 1, 2, 3

5. Избы стояли (1) угрюмо нахохлившись (2) и ветер беспощадно трепал (3) обнажённые ветви берёзы.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2 4) 1, 3

6. Стёкла (1) запотев за ночь (2) закрывали одинокую берёзовую ветку (3) день и ночь стучавшую в окно.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 3

7. Обгоняя нас (1) бежали (2) шурша по мостовой (3) высохшие за лето (4) листья клёна.

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4

8. Поэт заставлял меня смотреть и на море (1) сизой тучей лежавшее внизу (2) и на последний жёлтый цветок (3) выросший на каменистой дороге (4) и на далёкий водопад (5) казавшийся издали прядью (6) брошенных на отвесные скалы нитей.

1) 1, 2, 3, 6 2) 3, 4, 5 3) 1, 6 4) 1, 2, 3, 4, 5

9. Сам Андерсен говорил, что легче всего писал сказки (1) оставаясь наедине с природой (2) особенно в то время (3) когда отдыхал в лесах Зеландии (4) почти всегда окутанных неплотным туманом.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3

10.В каком предложении есть обособленные члены? ( Знаки препинания не расставлены.)

1. Сквозь редкие деревья виден был залитый лунным светом двор.

2. Облака оседая снежными холмами на рёбрах гор летят к западу.

3. Он увидел сворачивающуюся влево дорогу и на ней ехавшую к развилке крытую санитарную машину.

4. Вы в залу входите танцуя.

11. В каком предложении нет обособленных членов? ( Знаки препинания не расставлены.)

1. На этих покрытых теперь морем горах могли сохраниться остатки древней жизни.

2. Солнце ещё не вошедшее в силу греет бережно и ласково.

3. Люди же измученные стали как камни.

4. Он работал не покладая рук.

Дидактический материал по русскому языку в 8 классе.

Карточка по теме: «Синтаксис и пунктуация». 8 класс.

Задание. Списать, расставить недостающие знаки препинания.

1. Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви .

2. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

3. Всё в тающей дымке холмы перелески.

4. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.

5. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

6. Друзья мои прекрасен наш союз !

7 Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы !

8. Я вернусь к тебе Россия .

9. Журавль по словам охотников сильная птица .

10. Ум направленный на одно отрицание бледнеет сохнет .

11. Книги это корабли мысли странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

12. Закон живущий в нас называется совестью.

13. Отдохнув за день соловьи начинали свой вечерний концерт.

14. Мы стояли на берегу любуясь морским пейзажем.

Дидактический материал по русскому языку в 8 классе.

Карточка по теме: «Синтаксис и пунктуация». 8 класс.

Задание. Списать, расставить недостающие знаки препинания.

1. Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви .

2. Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

3. Всё в тающей дымке холмы перелески.

4. Зелёная долина горы в белых шапках всё было залито солнцем.

5. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.

6. Друзья мои прекрасен наш союз !

7 Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы !

8. Я вернусь к тебе Россия .

9. Журавль по словам охотников сильная птица .

10. Ум направленный на одно отрицание бледнеет сохнет .

11. Книги это корабли мысли странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

12. Закон живущий в нас называется совестью.

13. Отдохнув за день соловьи начинали свой вечерний концерт.

14. Мы стояли на берегу любуясь морским пейзажем.

Дидактические материалы по русскому языку для 8 класса
hello_html_m319a81c4.gifhello_html_11308a4a.gifhello_html_m1b8b07a3.gifhello_html_m1b8b07a3.gifhello_html_m4dd42f72.gifhello_html_6af19bc3.gifhello_html_m72e393c7.gifhello_html_m72e393c7.gif

8 класс. Второстепенные члены предложения. Теория и практика.

  1. Продолжи теоретическое утверждение:

  1. Определение, выраженное именем существительным, называется……..

  2. На вопросы косвенных падежей отвечает…………….

  3. Прямое дополнение выражается……………..

  4. Согласованное определение сочетается с……….

  5. Обстоятельство образа действия отвечает на вопросы………..

  6. В предложении Ветер становился сильнее, порывистее, свирепее. нет обстоятельства.

  1. В предложении ниже укажи особенности всех членов предложения:

Например: Зари ( косв.доп.,р.п.) прощальные (соглас.) лучи вдали (место действ.) померкли(простое глаг.).

Шепота ветвей, журчанья вод в реке уже не слышно.

Согласованные и несогласованные определения. Приложение.

  1. ДА? или НЕТ?

  1. Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в числе, времени, лице.

  2. Несогласованные определения могут выражаться именами существительными, личными местоимениями, наречиями, неделимыми словосочетаниями, инфинитивом.

  3. Несогласованные определения связаны с поясняемым словом управлением или примыканием.

  4. Приложение выражается только именем существительным.

  5. Приложение обозначает действие определяемого слова.

  6. Приложение и определяемое слово выражаются существительными в разных падежах.

  7. Если приложение и определяемое слово выражены нарицательными именами существительными, то между ними ставится дефис (черточка).

  8. В выражении «Варвара-краса» черточка ставится, потому что приложение стоит после определяемого слова.

II. Расставь знаки при приложении в предложениях, указывая причину их постановки:

1.Девочки подростки, сидя на заборе, весело пели песню.

2.Разлилась Волга матушка, превратившись в море.

3.Старик паромщик обещал придти к полудню.

4.Матрос Кошкин первым заметил вражеский катер.

5.Поэт Пушкин поразил своей лирикой.

Практическая работа в 8 классе. Обособление определений и приложений.

Задача: закрепить знания об условиях обособления определений и приложений; совершенствовать умение применять правило обособления приложений и определений; контроль усвоения темы.

ЗаданиеI. 1.В данной таблице перечислены условия обособления определений и приложений. Каких условий не хватает? Запиши эти условия в пустую колонку.

2. Какие условия обособления используются в данных ниже предложениях? Укажи номера этих предложений в тех, колонках, в которых этот приём использован.

Определение и приложение относятся к личному местоимению.

Согласованные определения или приложения имеют добавочное обстоятельственное значение.

Приложение относится к собственному имени существительному и уточняет его, при этом стоит после него.

  1. Подгоняемая шестами лодка наша хорошо шла по течению.

  2. Худенький низенький быстрый в рваной фуфайке и широких штанах он был настоящим хозяином побережья.

  3. Мичурин вывел за свою жизнь более трехсот новых плодовых сортов способных сопротивляться суровому климату Севера.

  4. Дымов русый кудрявый без шапки и с расстёгнутой на груди рубахой казался красивым и необычайно красивым.

  5. Взыскательный художник Крылов кропотливо работал над каждой строкой.

  6. Егоровна добрая старуха теперь сделалась его нянькою.

  7. Движимый интересом и любовью к человеку Миклухо-Маклай захотел изучить его в первобытном состоянии.

  8. Эта пелена струистая яркая и обманчивая иногда притекала из дали почти к самому берегу реки.

  9. Моего одноклассника как самого любознательного и неугомонного приняли в отряд юных пограничников.

  10. Сестра Лена студентка Московской консерватории по классу скрипки писала о своих успехах.

  11. От деревьев освещенных косыми солнечными лучами ложатся длинные серые тени.

Задание II. Из данных ниже предложений выпиши только обособленные определения и приложения. В каком предложении ( №…) обособления нет?

  1. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба.

  2. Как одному из руководителей областного подполья Ивану Федоровичу надлежало находиться при отряде базировавшемся в лесу возле станции Митякинской.

  3. Весь день большой и значительный Батманов провел в непрерывном действии.

  4. Посыпался дождь. Сначала редкий он быстро перешёл в крупный плотный лившийся с неба тонкими струйками.

  5. Очень богат русский язык словами относящимися к временам года и к природным явлениям с ними связанным.

  6. Все звёзды мелкие и крупные были ярки и чисты.

  7. Усталые и продрогшие ребята вяло тянулись по раскисшей дороге.

  8. Лютикова как депутата городского совета хорошо знали все жители Краснодона.

Задание III. Определи, вместо каких цифр необходимо поставить знаки препинания.

  1. Отодрав (1)лист от расходной книги(2) она продиктовала повару (3) Харитону(4) единственному кистеневскому грамотею(5) письмо(6) которое в тот же день(7)и отослала в город на почту.

  2. Отец Клавы(1) заведующий хозяйством(2) управления(3) был непосредственным начальником отца(3)Вани(4) Александра Фёдоровича Земнухова.

  3. На стеблях(1) раскрылатившихся под солнцем(2) трав (3)на ростках(4) возмужалых хлебов(5) дрожала (6) нанизанная стеклярусом роса.

Задание lV. Из перечня слов выпиши те, которые пишутся с НН:

Вычерче..ый, некоше..ые луга, кова..ая подкова, жизне..ый путь, свежезамороже..ая рыба, безветре..ый день, серебр..ый иней, решё..ая задача, глин..ный сосуд, революцио..ый плакат, звери..ые тропы.

Тест Виды односоставных. Определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

А1.Какие из утверждений являются неверными?

1. Односоставные предложения - это предложения с одной грамматической основой.

2. Определённо-личные предложения так называются потому, что в них при сказуемом легко

угадывается отсутствующее подлежащее.

3. Сказуемое в определенно-личных предложениях выражено глаголом в форме 2,3лица.

4. К сказуемому неопределнно-личного предложения можно подобрать любое местоимение

1,2,3 лица множественного числа.

А2. Какое из предложений является определенно-личным?

  1. Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после грозной сечи.

  2. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.

  3. Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё.

  4. Мне принесли твое письмо утром.

А3. Какое из предложений является неопределенно-личным?

  1. Часто хожу на сие место и почти всегда встречаю там весну.

  2. В декабре темнеет рано.

  3. Девы готские у края моря синего живут.

  4. На школьном крыльце шумели, шутливо толкались и громко хохотали.

Грамматическая основа предложения.

1.В указанных ниже предложениях выдели грамматическую основу, надпиши, чем выражены главные члены предложения. Расставь недостающие знаки препинания.

  1. Мы с ним служили вместе в одном полку в одной роте в одном взводе.

  2. Тайга самый огромный на земле лес.

  3. Сосны пихты кедры и ели.

  4. Тропа выбита звериными лапами и копытами.

  5. Ноги то тонут в о мху то скользят по упругой хвое.

  6. Белочки да бурундуки основные обитатели верхнего яруса деревьев.

  7. Высушенные листки Иван-чая заваривают и получают крепкий и вкусный напиток.

2. Дополни схемы: Виды сказуемого

Составное глагольное Составное именное

Именная часть

Вспомогательный глагол

+ +

3.Найди ошибки в распределении сказуемых по колонкам. Запиши правильный вариант.

Составные именные сказуемые

Составные глагольные сказуемые

Был рад подсказать

Решил отпроситься

Хочу стать инженером

Должен ответить

Был первым

Оказался назначенным

Продолжили рисовать

Зайти побеседовать

Считался артистом

Обязан зайти

Откликнулся помочь

Стал отвечать

Был удивлён

Стал вторым запевалой

Назвался родственником

Хотел бы удивить

Должен был казаться чудовищем

Приказал отъезжать

4. Синтаксический разбор предложений.

а) Сколько раз приходилось ходить в лес просто на прогулку.

б) Идёшь тогда с пустыми руками и душа спокойна.

в) Я продолжать жить в этом городе испытывая нужду и одиночество.

План разбора:

-утвердительное – отрицательное

-по цели высказывания

-по интонации

-по составу:

Простое Сложное, из ..ГО

-односоставное-двусоставное 1ГО-однос/двусост, распр/нераспр, полное/неполн, осложн.

-распростр/нераспростран. Связаны 2ГО- …………………

-полное-неполное 3ГО- …………………

-осложнено….

Вводные слова и вставные конструкции

Определи вставные конструкции в предложении.

  1. Как важно сегодня завтра уже может быть поздно увлечь человека прекрасной задачей овладеть всей полнотой культуры.

  2. Ежегодно и это стало доброй традицией в Москву приезжают совершенствоваться в русском языке зарубежные преподаватели русского языка.

  3. Боярышник сам жёлтый ягоды красные хорошеет с каждым днём.

  4. Поэт Асеев живший рядом писал стихи о героической Испании это было во время испанских событий о древнем небе Барселоны.

  5. Наконец и ещё ныне с самодовольством вспоминаю эту минуту чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.

  6. Когда я была совсем маленькая мне не было пяти лет я не умела ещё читать меня однажды взяли в театр на праздничный утренник.

  7. На краю глухой маленькой деревушки Выгорь это название деревеньки и теперь осталось в моей памяти отец остановил лошадь.

  8. Орешник в некоторых местах его называют лещиной широколистный кустарник который выгоняет свои стебли до вершины деревьев.

  9. Огни маяка кажутся далёкими словно случайными.

  10. Тетерев я считаю много умнее куропатки.

  11. Довольно давно больше десяти лет назад я решил написать трудную но как я тогда думал да и сейчас думаю интересную книгу.

Какие знаки нужны?

  • Подъезжая к лесу 1 увидел он соседа своего 2 гордо сидящего верхом 3 и4 поджидающего зайца.

  • Кстати 1 сам он 2 видимо 3 не знал о случившемся. Всё 4 что мы принесли 5 оказалось 6 кстати.

  • День такой яркий 1 что даже с отмели видно 2 как за версту3 сверкает рыбья чешуя 4 словно серебряная.

  • Вода в круглых окнах-колодцах 1 казалась 2 неподвижной 3 но 4 если приглядеться то можно было увидеть 5 как из глубины оконцев все время поднимается тихая струя 6 и в ней вертятся сухие листики брусники.

Вставные конструкции. Комплексная работа

  1. Найдите вводные и вставные предложения, расставьте знаки препинания.

  1. Таких рассказов я, человек неопытный и в деревне «живалый» как у нас в Орле говорится наслушался вволю.

  2. Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, я тогда работал в Сибири было бы необычайным ослепительным счастьем.

  3. Лишь ранняя смерть от туберкулёза Белинскому было едва 37 лет предотвратила заточение его в казематы Петропавловской крепости.

  4. Появление автопортрета кажется впервые у Матвеева в 1729 году было среди людей, склонных к самоуничижению делом весьма неслыханным.

  5. С того первого спектакля это была опера «Демон» и начал расти во мне актёр.

  6. Потом это было очень большим шагом Анна Сергеевна увидела возможность завести правильное преподавание.

  7. Посланный Петром Первым, Беринг вместе с Чириковым открыл Берингов пролив между Азией и Америкой подвиг Дежнёва и Попова тогда не был известен достиг Аляски.

  8. Но однажды это было месяцев через пять после свадьбы Дмитрий Сергеевич возвратившись с урока нашёл жену в каком-то особенном настроении духа.

  1. На месте каких цифр нужно поставить знаки препинания?

  1. Вареньке 1 должно быть 2 стали скучны эти речи 3 и она запела вполголоса 4 рассматривая берег 5 потускневшими глазами.

№________________________________

  1. Нельзя 1 видите ли 2 лечит какую-нибудь тяжелую болезнь 3 заочно 4 не видавши 5 самого больного. №______________________________

  1. Данные предложения дополни вставными конструкциями. Запиши эти предложения и расставь знаки препинания.

  1. Взрослый кедр (……….) живет более ста лет.

  2. Прихвастнуть он любил (………..)может и тут что приплёл для красного словца.

  3. Татьяна, состоявшая (………) в должности прачки, была женщина лет двадцати восьми.

  1. Несчастье (……….) нисколько его не изменило а напротив он стал ещё крепче и энергичнее.

  2. Студент испугавшийся вероятно последствий (…. ….) извинился перед преподавателем.

  1. Запиши данный текст. Расставляя знаки препинания и обозначая конструкции, выделенные запятыми.

hello_html_1d8afc60.gif

  1. Ответь на вопрос: когда вставные конструкции отделяются скобками, а когда- тире.?

Материал (русский язык, 8 класс) по теме: Дидактический материал по русскому языку за курс 8 класса

 МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области 

Дидактический  материал для уроков русского языка в 8 классе

подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск

2012 год.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

в 8 классе

 №1.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи

слов в словосочетаниях. Приведите примеры словосочетаний из данных предложений.

 

На утиное озеро я шёл по пыльной дороге, спускался в овраги, поднимался на пригорки, проходил реденькие сосновые боры. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.

2.В данном  предложении объясните знаки препинания, произведите указанные виды разбора

Кричат в кустах коростели, и бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, и заря дотлевает над далями и туманами.

 №2.

1.Простое предложение. Деление простых предложений по строению грамматической основы, по цели высказывания и интонационной окраске. Дайте общую характеристику указанных простых предложений.

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом! Позади молодой осинки высится старый лес. Я нагибаюсь и поднимаю с земли свежие листья.        

              У меня зазвонил телефон.

             -Кто говорит? – Слон.

             - Откуда?- От верблюда.

2. В данном предложении объясните знаки препинания, произведите все виды разбора.

   

   Наступила ночь, и я долго шёл под гудящими в тумане сводами горного бора, склонив голову.

 №3.

1.Подлежащее. Способы его выражения. В указанных предложениях найдите подлежащее.

    Наступило роковое послезавтра.

   Разговаривать с ним было наслаждением.

   Приезжий был невысок ростом.

   Утром его хо-хо-хо раскатилось по всему дому.

   Наступает хмурое утро.

   Я в город уеду.

   Пятеро спорили

.

2.В данном предложении объясните знаки препинания, произведите все виды разбора

.

 За снежными полями на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

 № 4.

1.Простое и составное глагольные сказуемые и способы их выражения. В    данных предложениях найдите ПГС и СГС

 Он принялся читать газету.

 Я вышел на платформу подышать.

 Меня просили уехать из города.

 Он не упускал случая взять верх в споре. Кто-то догадался сбегать за    доктором.

.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал ничего.

 №5.

Составное именное сказуемое. В данных предложениях найдите составные именные сказуемые.

Вдали показался дымок поезда.

Лодка показалась мне ненадёжной.

Он явился без предупреждения.

Его приезд явился для меня сюрпризом.

Сыр делается из молока.

От долгого хранения сыр делается ломким, сухим.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая.

№ 6.

1.Тире между подлежащим и сказуемым. В данных предложениях объяснить постановку тире.

 Компьютер – это электронная машина.

 Курить – здоровью вредить. Наша задача – хорошо учиться.

 Москва – столица России.

 Он геолог. Руки как лёд. Бедность не порок.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.

№ 7.

1.Второстепенные члены предложения, способ их выражения. В данных предложениях укажите, какими частями речи  выражены второстепенные члены предложения.

 Сквозь деревья сверкнула вода, и вскоре дорога привела к большому озеру. Озеро это было без берегов. Сквозь желтоватую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.

Московский поезд отправляется. Поезд на Москву отправляется.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

По обеим сторонам дороги торчали голые камни, кое-где из-под снега выглядывали кустарники.

№ 8

1.Приложения. Кавычки и дефис при одиночных приложениях. В указанных предложениях найдите приложения.

 Не забудет народ – победитель беззаветных героев своих.

 Вечная слава героям, павшим за Родину – мать.

 Мы читаем удивительную сказку «Соловей».

 Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения

Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал долину совершенно.

.

№ 9

1.Основные виды односоставных предложений, их общие и отличительные признаки. В данных предложениях найдите односоставные разберите их.

Жду команды пилота. Молча пьём за друзей, не пришедших с войны. Его везли из крепости. Тянет холодом зимних ночей. Лес. Палатка. Плеск речной волны. Вечер. Дождь. Унылое ненастье.

 

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор  предложения.

 Перед бором, уходя вниз, расстилался луг, пестреющий цветами.

Билет №10.

1.Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами, пунктуация при них. В данных предложениях найти однородные члены

Озеро обступили старые липы и осокори. Здесь было безветренно и сумрачно. Все лето я занимался сбором трав и цветов.

2.Призведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Солнце садится в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу.

№11.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. В данных предложениях объясните знаки препинания. Составьте возможные варианты предложений, объясните знаки препинания.

       И кочи, и моховые болта, и пни – всё хорошо под сиянием лунным.

       Всё: дорога, крыши домов, деревья и кусты – было покрыто недавно  выпавшим снегом.                

       Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

 Весной и летом, осенью и зимой я часто ходил на Бисеру, наблюдал жизнь птиц, живущих на её берегах, любовался цветами.

№ 12.

1.Обращение. Назначение обращения

В. данных предложениях найдите обращения Выделительные знаки

препинания при обращении.

Прекрасны вы, поля земли родной.

О Волга, после многих лет я вновь принес тебе привет.

В каждом сердце возникает, и томит, и увлекает образ твой, весна!

Опять я ваш, о юные друзья! Я жду тебя, мой запоздалый друг.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Луна выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки.

.

 № 13.

1.Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите знаки препинания, укажите их значение.

Это было совершенно очевидно. Очевидно, с удалением от моря мы вступили в «озеро холодного воздуха».

Вы сегодня пришли кстати. Всё казалось ему давно знакомым…Серебряный месяц, казалось, весь растопился и разлился. За лесом видно село. За лесом, видно, находится село. Ученик верно ответил.                             Ученик, верно, уже ответил.

 

2.Произведите синтаксический разбор предложения и указанные виды разбора.

   Птицы заливались в проснувшемся лесу, пологие лучи солнца проникли между стволами сосен.

№ 14

1.Обособленные определения и приложения. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите обособленные определения и приложения, объясните знаки препинания.

 Темная туча, закрывавшая всё небо, ушла.

 Мы отыскали берлогу медведя под корнями вывороченной ели.

 Травка стояла и глядела в лицо маленького человека, освещенного   лучами заходящего солнца. Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула её щеку.

Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий.

Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

Плотник, он прижился и здесь. Смышленые звери, бобры строят плотины.

2. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Землю кропит мелкий дождь, предвестник осени.

 № 15

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите обособленные обстоятельства, укажите, чем они выражены.

Снег шёл весь день, не переставая.

Машина, переваливаясь с боку на бок, пробиралась по разъезженным песчаным колеям. Я остановился, любуясь звездным небом.

Луна, склоняясь к горизонту, краснела и увеличивалась. Молча мерцая, звезды говорят нам о бесконечных тайнах.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

 Тишина и тайна реяли над этой поляной, молчаливо прощавшейся с умирающими звёздами.

 

№ 16.

Обособление уточняющих членов предложения .Знаки препинания при них. В данных предложениях найдите уточняющие члены предложения, объясните знаки препинания.

  Обоз расположился в стороне от деревни, на берегу реки.

  На прибрежном песке, неподалеку, лежал поваленный плетень

  В темной дали ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

  Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.

  Там, на перекате, звенели водяные струи.

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Спокойная вода, негромко шурша, лизала мокрый песок.

 № 17.

Способы передачи чужой речи. В данных предложениях укажите, каким способом передана чужая речь.

          Мой брат говорил маме: «Позвони, как приедешь»

          И я говорил: «Позвони, мы будем беспокоиться».

          Мы с братом просили маму, чтобы она позвонила нам как приедет.

          Жду твоего звонка, мамуля» - поддерживала нас сестра.

         Учитель спросил: «Что такое счастье?».  «Счастье – это мир», -     ответили дети. Учитель говорил с детьми о счастье. По словам детей, счастье – это мир.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

           

          Из окон низеньких домов струился свет и длинными косяками ложился      на блестящую землю.

            № 18.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. В данных предложениях объясните знаки препинания

«Завтра идем в поход», - сказал учитель. Ребята восторженно закричали: «На Бисеру! С ночёвкой!».

«Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил».

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

      Июньское солнце жарило безжалостно, в воздухе плавал тополиный пух.

 № 19.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. В данных предложениях объясните знаки препинания.

«Петя, тебе понравился фильм?» - спросил дедушка.

Дедушка спросил у Пети, понравился ли ему фильм.

«Кажется, будет дождь», - сказала Мария. Мария предположила, что будет дождь.  «Безусловно, погода изменится», - говорит Никита. Никита утверждал, что погода изменится. «Откройте окно», - попросила сестра. Сестра попросила, чтобы открыли окно.

Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

       Пруд уже замерз, но речка ещё шумела в своих пушистых берегах

 №20.

1.Цитаты, знаки препинания при них. Включите в текст предложения с цитатами.

В своём стихотворении поэт вспоминал умершую уже няню:

              Вот опальный домик,

              Где жил я с бедной нянею моей.

              Уже старушки нет…

Зима в стихотворениях Пушкина, по словам В.Г. Белинского, «облита блеском роскошной поэзии»

« Природа, - утверждал Михаил Пришвин, - есть родина всех талантов..»

2.Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения

. Лисица не замечала меня, я не отрывал от неё взгляда, любуясь красивым зверьком.

 ЛИТЕРАТУРА

1.Программа по русскому языку 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, М.»Просвещение», 2007 год

2. Учебник «Русский язык», 8 класс, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М. «Просвещение», 2007г.

3Л.А.Тростенцова, М.Х.Шхапацева « Пунктуация без секретов», М.»Дрофа» 2002г.

4.И.А.Мартьянова. Русский язык. Трудные случаи разбора предложения. Издательство «Эксмо», 2007г.

5, Сборник задач и упражнений по русскому языку, М.»Просвещение», 1989г.

.

Материал по русскому языку (8 класс) по теме: Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8-м классе

1 вариант

1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

  1. Н…где в Подмосковье вы (не) увид…те такого изобилия густых трав п…левых цветов, как под Звенигородом. 2. Здесь в деревн… Духино провел свои последние семь лет жизни Михаил Пришвин писатель и пут…шествен…ик.

3. Его дом ут…пающий в зелени стоит на пр…горк… . 4. С круглой тер…ас…ы открывает…ся широкая панорама реки заречные дали тихие и ласковые. 5. Сюда в дом пр…обретен..ый писателем утомлен…ым скитаниями врывались восп…минания об увлекательных пут…шествиях. 6. О них он рассказывал реб…тишкам часто приходивш…м к нему. 7. В саду ра…саживались на ск…мейке сделан…ой самим Пришвиным. 8. Ребята конечно просили рассказать о приключениях. 9. Присев к ним и глядя на шумящие верхушки деревьев писатель всп…минал  (не) выдуман..ые истории о своей жизни… уд…влявш…й всех. 10. Рассказывал как появилась у него страсть к пут…шествиям как в детстве даже пытался бежать в Америку. 11. Но не просто (не) поседлив…сть звала его в дорогу а неуемное желание увидеть (не) видан…ое и выразить словами (не) п…вторимую прелесть природы.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите стиль и тип речи.

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

         а) жизнь                                  в) зелени

         б) писатель                             г) прелесть  

5. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Укажите номера предложений с уточняющими членами предложений.

7. Укажите номер предложения с обособленным приложением.

8. Выписать из предложения №6 словосочетание со связью примыкание.

9. выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

          а)                  

         б)

         в)

10. выпишите из предложений № 4-5 примеры 2-х  средств художественной выразительности

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8-м классе

2 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

         1. Здесь (на) верху всегда дул холодный ветер стекавший с ледника на равнину. 2. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше, чем всюду. 3. Видно н…какая жизнь (не) могла долго переносить дыхание пропасти. 4. Ущелье напом…нало камен…ую реку. 5. Казалось какая (то) сила бушевавшая здесь в стародавние времена вымела наружу россыпи чугун…о (серых) скал. 6. Сторона скалы обращен…ая к горам была п…крыта слоем желтого налета. 7. Трава то(же) не хотела здесь р…сти.

        8. Бе…порядочно нагр…можен…ые валуны (не)сколько отступали от края пропасти а может были кем (то) нарочно сброшен…ы. 9. Они образовали (не) большую площадку. 10. Её дальний край обрывался в бездну. 11. От туда  (не)торопливо клубясь выползал желт…ватый туман. 12. Сквозь него в…днелся против…положный берег и (не) широкий подвесной мост. 13. Внизу под мостом зияла (не)смерен..ая глубина. 14. Н…кто наверное по своей воле (не)спускался туда и (не) смог бы конечно поднят…ся обратно. 15. А (с) верху смотрели горы вел…чавые.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите стиль и тип речи.

4. В каком слове все согласные звуки твердые?

    а) жёлтого

    б) конечно

    в) площадку

     г) своей

5. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами

6. Укажите номер(а) предложений с уточняющими членами предложений.

7. Укажите номер(а) предложения(й) с вводными словами.

8. Выписать из предложения №4 словосочетание со связью управление.

9. Выпишите из текста примеры слов соответствующие схемам:

    а)

    б)

    в)

10. Выпишите из предложений №3- 5 примеры 2-х средств художественной выразительности

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8-м классе

4 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

          1. Было ран...ее утро. 2. Накрапывал дождь. 3. Т...лега в...ехала в

в...ковой сосновый лес. 4. В тр...ве что (то) б...лело.

          5. Я соск...чил с телег... нагнулся и увид...л д...щеч...ку заросшую в...юнком. 6. На ней была надпись ч...рной краской. 7. Я отвёл мокрые стебли в...юнка и проч...тал почти забытые слова В разны годы под вашу сень Михайловские рощи являлся я

         8. Возница улыбнувшись об...яснил Отсюда нач...нает...ся земля Александра Сергеевича

          9. Потом я натыкался на такие д...щеч...ки в самых (не) ожидан...ых

местах в (не) кошен...ых лугах над Соротью на песчан...ых к...согорах по дорог... из Михайловского в Тригорское на б...регах озёр Маленец и П...тровское. 10. Из тр...вы из вереска из сухой земл...ники (ото) всюду звуч...ли простые пушкинские строфы. 11. Их слушали только листья птиц... да бледное застенч...вое псковское небо.

          12. Я из...ездил почти всю страну видел много мест уд...вительных и ...жимающих сердце но н... одно из них (не) обл...дало такой внезапной л...рической силой как Михайловское.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите стиль и тип речи.

4. В каком слове все согласные звуки мягкие?

             а) листья б) почти в) дощечки г) увидел

5. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами.

6. Укажите номер(а) предложений с обобщающим словом, выпишите обобщающее слово(а).

7. Укажите номер(а) предложения(й) с обращением.

8. Выписать из предложения № 10 словосочетание(я)  со связью примыкание.

9. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

        а)        

        б)

        в)

10. Выпишите из предложений № 10-12 примеры 2-х средств художественной выразительности.

90000 Russian Language is Difficult Even for Native Speakers 90001 90002 One of top 5 questions I get in emails from my readers is "How to learn Russian?" Russian is indeed one of the most difficult languages ​​to learn because of grammar, pronunciation and exceptions to the rules. But guess what ?! We, Russians, study our language for 10 years in school, yet very few people do not make grammar mistakes when they write or speak. 90003 90004 My Own Experience With The Russian Language 90005 90002 I am told that my Russian is really good, and I like to agree with those people.:-) I think that is because my mom taught me to how to read when I was 3,5 years old. Reading a lot helps, because you remember how words are spelled on some subconscious level and have a good source to expand your active vocabulary. However, even after so much reading, I still do make punctuation errors every now and then. 90003 90002 Russian is very difficult for even the most deliberate speaker / writer of the language. Yet, it is sometimes painful to hear fellow Russians make "lazy" use of the language (not caring about declension, proper use or spelling of words).We do notice mistakes and, in general, are not tolerant to them. Some time ago one of my friends started a discussion on Facebook about mistakes we hate most and, it became the longest discussion thread I have ever seen. 90003 90002 On the other hand, we are absolutely delighted to see non-native Russian speakers attempt to learn and practice the language. We are not only tolerant and forgive any mistakes in that case, but also try to help our foreign friends in any way we can. 90003 90004 How Russians Learn Russian? 90005 90002 As any other people, we learn to speak from our parents in an early age and build the active vocabulary from books, TV and being immersed in the Russian-speaking environment.90003.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *