Русский язык 8 класс сжатое изложение упражнение 52 – Номер №52 — ГДЗ по Русскому языку 8 класс: Ладыженская Т.А.
ГДЗ по русскому языку для 8 класса Л.А. Тростенцова
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
Музыка- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
resheba.me
Конспект урока русского языка в 8 классе «Сжатое изложение»
Конспект урока русского языка в 8 классе «РР Изложение»
Дата: 21.11.2017
Учитель русского языка и литературы: Гусарова А.В.
Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
В. Штурмин
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
Актуализация полученных ранее знаний.
Учитель: Запишите в тетрадях дату и тему урока: Сжатое изложение. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.
Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.
(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?)
А что значит сжать текст?
Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)
Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?
Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)
Повторим приемы сжатия текста.
Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?
1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.
2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)
3. Слияние
Практическая работа на уроке.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова В. Штурмина, которая станут эпиграфом к нашему уроку.
Прочитайте их и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?
(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра.
Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)
Первичное знакомство с текстом.
Учитель вслух читает исходный текст.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.
Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.
(По Н.В.Беседину) 161 слово
3. Работа с презентацией «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА»
Учитель: Определим тему, основную мыслью, тип и стиль речи исходного текста.
(Тема прослушанного текста – о хлебе.
Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку.
В словах поэта В. Штурмина заключена мысль о ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!
Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический.
Языковой анализ текста.
Деление текста на микротемы.
Учитель: Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца.
(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
( 1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)
Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).
Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб»;
«Хлеб – посол мира и дружбы…»
( «…люди, преломившие хлеб», т.е. разделившие с кем-либо трапезу. Они должны были стать друзьями на всю жизнь.
«Хлеб – посол мира и дружбы…» — т.е. хлеб является символом мира между народами.
Учитель: Почему автор использует такие слова по отношению к хлебу: «хлеб-батюшка», «хлеб – кормилец»? ( Беседин бережно относится к хлебу, поэтому употребляет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «батюшка», «кормилец» — хлеб кормит людей.)
Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.
Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт честным трудом.)
Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)
Учитель: Определите 3 микротему исходного текста.
(Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей.)
Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.
Учитель: Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.
Учащиеся записывают слова и объясняют орфограммы, производят морфемный разбор некоторых слов.
(Издавна, преломившие, ценность, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, неразрывная, нравственным, ценность, совестливее, добрее.)
Учитель: Обращаю ваше внимание на пунктуацию в сложных предложениях.
Предлагаю провести пунктуационный разбор предложений из текста.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. (Бессоюзное сложное предложение. Между частями ставим двоеточие, так как 2 часть поясняет содержание 1)
Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. ( Сложносочинённое предложение. Между частями ставим запятую перед противительным союзом)
Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. (Сложноподчинённое предложение, соединённое подчинительным союзом.)
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.
Самопроверка работы
Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.
Подведение итогов урока.
Учитель:
— Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?
— Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание.
Произвести сжатие текста, полученного учащимися на карточках.
Приложение
1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
Найдите среди них главную мысль.
Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
Обдумайте средства связи между частями.
Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
Запишите получившийся вариант текста.
К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
Замены:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
замена прямой речи косвенной.
Исключения:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
Слияния:
Текст для прослушивания
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..
Хлеб, доставшийся даром ,не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара , тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.
(ПО Н.В.Беседину) 161 слово
Этапы деятельности по анализу текста
Этапы учебной деятельностиУчебная деятельность
1. Этап определения темы текста.
Ответ на вопрос: «О чем текст?»
Как определить тему?
Тема определяется различными способами:
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям героев (автора)
по заглавию текста
2. Этап определения идеи текста.
Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,
«Какую мысль хотел выразить?»
Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3. Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста.
Композиция текста – построение текста.
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.
4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы
Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.
Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.
5. Этап моделирования сжатого изложения
Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические
infourok.ru
Открытый урок по теме «Обучение сжатому изложению» (8 класс)
Обучение сжатому изложению в 8 классе.
Цели и задачи урока:
1.Обучающая: обучение приёмам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приёмы.
2.Развивающие: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы, выделять главное в информации, определять количество микротем в тексте.
3.Воспитывающая: воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.
Оборудование:
1.Памятки для учащихся.
2.Тексты с заданиями.
3.Мультимедийная презентация.
Формы работы:
— фронтальная
— групповая
— индивидуальная
Методы обучения:
— репродуктивный
— частично-поисковый
Ход урока.
1.Слово учителя:
Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя Вольтера «Прекрасная мысль теряет свою ценность, если она дурно выражена».
Давайте помнить об этом и выражать свои мысли в устной и письменной речи верно и красиво.
2.Цели и задачи:
1.Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста, повторять этапы работы по написанию сжатого изложения текста.
2.Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является
1)полноценное понимание исходного текста.
2)владение навыками сокращения текста.
3.Беседа с учащимися:
1.Чем отличается подробное изложение от сжатого?
Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей.
Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.
2.Какие основные приёмы сжатия текста вы знаете?
Обобщение и исключение.
3.Что можно обобщить?
Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца.
4.Что можно исключить?
Исключить из текста можно всё, что напрямую не относится к сути высказывания.
5.Работа с таблицей.
1. Исключение
• вводных слов;
• однородных членов предложения;
• повторов;
• однотипных примеров;
• риторических вопросов и восклицаний;
• цитат;
• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
• пояснений;
• рассуждений;
• описаний;
• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или объединение
• ряда предложений, связанных одной мыслью;
• частей предложений;
• конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
• ряда предложений, связанных одной мыслью;
• частей предложений;
• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
3. Замена
• однородных членов обобщающим словом;
• сложного предложения – простым;
• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
• прямой речи – косвенной;
• части текста одним предложением;
• части предложения местоимением и т.д..
4.Практическая работа.
Перед вами карточки с предложениями. Примените приёмы:
1.Обобщения.
2.Исключения.
5.Работа с памяткой для учащихся.
Повторим этапы по написанию сжатого изложения.
5.Вопросы учащимся:
1)Как определить тему?
— по началу текста
— по ключевым словам
— по ключевым эпизодам
— по поступкам или размышлениям героев (автора)
— по заглавию текста
2)Что нам помогает сформулировать идею?
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)
3)Что такое композиция текста?
Композиция текста – построение текста.
4)Что такое тезис?
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
5)Как соединить содержание микротем в текст?
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста.
7.Работа с текстом.
1. Прослушивание аудиозаписи текста для сжатого изложения (1 раз). Обратить внимание, что на экзамене текст будет прослушиваться 2 раза.
— Как можно озаглавить текст? Почему вы так считаете?
— Сколько микротем можно в нем выделить?
— Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?
— А вы читаете книги? А как вы думаете, книгу вытеснят со временем современные средства хранения информации?
2. Работа над сжатием текста, предложенным уч-ся в письменном варианте (каждому выдаются распечатки).
Полный текст
Сжатие текста
Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.
Книга – самое значительное изобретение за всю историю человечества. Изобретение телефона, самолета, атомного реактора, овладение электрической энергией стало возможно благодаря изобретению книги.
И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.
И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остается по-прежнему самым надежным носителем информации – долговечным аккумулятором знаний. Она просвещает людей, делает их добрее.
Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Многие думают, что изучать книгу можно и устно. Просветитель Кирилл сказал, что услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается из памяти. Слово прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен
Именно в книгах люди сохраняли свои наблюдения и мудрость. Наши предки говорили, что ум без книги – птица без крыльев. Ум без книги ограничен.
• Над сжатием первых двух микоротем проводится совместная работа, определяются приемы сжатия и зачитывается окончательный вариант.
• Над последними двумя микотемами работают уч-ся самостоятельно, по желанию зачитывая окончательные варианты.
8. Объяснение домашнего задания. Работа над сжатием изложения на оценку. Объясняются критерии оценивания текста на ГИА.
ИК 2
Сжатие исходного текста
Количество баллов
Экзаменуемый применил 1 или несколько
приёмов сжатия текста, использовав их
на протяжении всего текста.
3 б.
Экзаменуемый применил несколько
приёмов сжатия текста, использовав их
для сжатия 2 микротем текста.
2 б.
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов cжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста
1 б
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
0 б.
9. Заключительное слово учителя.
• При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
• Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:
1) соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;
2) соответствие последовательности микротем в работе экзаменуемого последовательности микротем в информации о тексте;
3) точность передачи информации в каждой из микротем. Желаю успехов на экзамене. Ни пуха ни пера!
(Самооценка деятельности учащихся).
10. Итоги урока.
Домашнее задание к уроку
Фамилия, имя, отчество ________________________________
Текст изложения
Сжатое изложение
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.
Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не «снился» самому лучшему телевизору.
Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16) Все чувства усиливаются и обостряются. (17) А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. (18) Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.
исходный текст | обобщение |
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. | Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере. У Серовых часто собирались представители разных видов искусства. |
исходный текст
обобщение
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
исходный текст | исключение |
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. | Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. |
исходный текст
исключение
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
исходный текст
исключение
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
исходный текст | обобщение |
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. |
исходный текст
обобщение
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
исходный текст | исключение |
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди. |
исходный текст
исключение
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
исходный текст
исключение
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Памятка для учащихся.
1.Определение темы текста.
Ответ на вопрос «О чём текст?»
2.Определение идеи текста.
Ответ на вопрос «Какую мысль автор хотел выразить?»
3.Определение структуры текста.
4.Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.
5.Моделирование сжатого изложения.
1. Исключение
• вводных слов;
• однородных членов предложения;
• повторов;
• однотипных примеров;
• риторических вопросов и восклицаний;
• цитат;
• деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
• пояснений;
• рассуждений;
• описаний;
• слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или объединение
• ряда предложений, связанных одной мыслью;
• частей предложений;
• конкретных, единичных фактов, событий, явлений;
• ряда предложений, связанных одной мыслью;
• частей предложений;
• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
3. Замена
• однородных членов обобщающим словом;
• сложного предложения – простым;
• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
• прямой речи – косвенной;
• части текста одним предложением;
• части предложения местоимением и т.д..
infourok.ru
Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. (Тростенцова Л. А., Запорожец А. И.)
%PDF-1.6 % 1155 0 obj > endobj 1162 0 obj > endobj 1163 0 obj > endobj 1164 0 obj >stream Acrobat Distiller 7.0 (Windows)PScript5.dll Version 5.2.22015-06-15T11:22:21+03:002013-11-19T12:36:46+03:002015-06-15T11:22:21+03:00application/pdf
prosv.ru
Конспект урока русского языка «Обучающее сжатое изложение»
Приложение
Конспект урока
Обучающее сжатое изложение (отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Страна за Онегой», упражнение № 52).
Цель обучающая: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи: 1) подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, понимания основной мысли; научить видеть структуру текста.
2) научить школьников писать сжатое изложение, используя основные приемы сжатия текста.
Цель воспитательная: воспитание чувства патриотизма, любви к «своей, малой» Родине.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.
У: Сегодня на уроке мы с вами подготовимся к написанию сжатого изложения по отрывку из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Прежде чем обратиться к тексту, давайте вспомним, какое изложение называется сжатым?
(Сжатое изложение – это воспроизведение текста, при котором исключаются второстепенные детали, но сохраняется основная мысль и основное содержание текста.)
У: Верно, при написании сжатого изложения, действительно, убирается второстепенная информация, а остается только главная. Значит, при анализе текста нам необходимо выделить главную информацию и второстепенные детали, которые мы сможем сократить. Необходимо помнить, что при написании изложения допускается замена лица, от которого ведется повествование.
2. Подготовительная работа к восприятию текста.
У: Перед вами отрывок из очерка К.Г.Паустовского «Страна за Онегой». Давайте вспомним, что же такое очерк?
(Очерк – это литературное произведение, где описываются какие-либо жизненные события.)
У: Действительно, К.Г.Паустовский рассказывает о своем путешествии по северным местам, о встречах с разными людьми.
3. Выразительное чтение текста учителем (упражнение № 52).
У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попытайтесь определить основную мысль и смысловые части в тексте.
Чтение текста.
Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.
В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.
Захарова не сразу согласилась петь. «Я пою, – сказала она, – когда Родина во мне затоскует». Я не понял. «Ну, как тебе это растолковать, желанный, – огорчилась Захарова. – Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине – и тот трепещет. И так-то сладко станет на сердце, затоскует Родина во мне, и я запою».
Я догадался. Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.
4. Беседа по содержанию текста.
У: Скажите, пожалуйста, какова же основная мысль текста?
(Автор рассказывает об одной сказительнице, с которой познакомился в одной из деревень, и с помощью ее образа говорит нам о необходимости любви к Родине.)
У: Верно. Запишите основную мысль в тетрадь.
У: Скажите, а кому предназначен этот текст?
(Нам – читателям.)
У: какова авторская задача в тексте?
(Помочь читателям вспомнить о своей Родине и задуматься о том, что необходимо любить то место, где ты родился.)
У: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор?
(Повествование и описание.)
У: А все ли слова в тексте вам знакомы? Кто такая сказительница?
(Рассказчица народных сказок, исполнительница былин.)
У: Что такое оконный наличник?
(Наличник – это накладная планка на оконном проеме,)
У: А что же такое валёк (катала вальком белье)?
(Валёк – длинный, плоский, слегка выгнутый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания белья при стирке.)
У: Что означает слово плат?
(Плат – это платок.)
У: Скажите, а как вы понимаете выражение: «Родина во мне затоскует»?
(Это когда человек вспоминает о своей Родине, думает о чем-то хорошем и ему хочется свои чувства как-то выразить.)
У: А правильно ли построена фраза с точки зрения русского языка?
(Нет.)
У: А как будет правильно?
(Я затоскую по Родине.)
У: Почему же автор использует выражение: «Родина во мне затоскует»?
(Потому что во фразе писателя Родина – это что-то внутри человека, а в первой фразе Родина существует отдельно.)
У: А в каком значении употреблены слова: тоска, затоскую в данном тексте?
(Любовь, любить.)
У: А как бы вы озаглавили данный текст?
(Любовь к Родине, тоска по Родине.)
5. Работа по сжатию текста.
У: Сколько микротем в данном тексте?
(Четыре.)
У: Озаглавьте каждую микротему. (План на доске и в тетрадях у детей.)
План | Главная мысль |
1.Приезд в деревню | |
2.Встреча | |
3.Рождение песни | |
4.Любовь к Родине |
У: Посмотрите, пожалуйста, отражает ли наш план основную мысль текста?
(Да, отражает.)
Первая микротема.
У: Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.
(Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.)
Записать в тетрадь (план).
У: Какие детали в этой части не важны для раскрытия основной мысли?
(Было холодно, цвела черемуха.)
У: Хорошо, а какой прием сокращения текста мы использовали?
(Исключение.)
У: Верно, мы убрали (исключили) второстепенную информацию, оставив только главную.
Вторая микротема.
У: Прочитайте второй отрывок в тексте. Выделите, пожалуйста, главное в этой микротеме, исключая второстепенные детали.
У: Но способ исключения можно использовать и по-другому. Для сжатия текста можно исключить второстепенные члены предложения (обстоятельства, определения). В каких предложениях мы можем это сделать?
(Почти в каждом предложении.)
У: Что же у вас получилось?
(Мне показали высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Старуха катала вальком белье. Она увидела меня и отложила валек, на котором были вырезаны узоры.)
Записать в таблицу.
Третья микротема.
У: Выразительно прочитайте этот фрагмент еще раз.
У: В этой части много предложений с прямой речью. Чтобы сжать такой отрывок, обычно используют прием обобщения. Попробуйте передать суть третьей части, не используя предложений с прямой речью. Расскажите, что происходит в этой части своими словами.
(Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Она огорчилась и растолковала мне, что для песни нужно особое настроение.)
Записать в тетрадь.
Четвертая микротема.
У: Прочитайте выразительно последнюю микротему. Найдите, пожалуйста, ключевые слова для понимания содержания этой части и выпишите их.
(Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение.)
У: Хорошо, а сейчас перечитайте фрагмент еще раз и, пользуясь ключевыми словами, устно перескажите эту микротему.
Пересказ, 2-3 человека.
У: Какие предложения мы можем упростить? Как заменить предложение с приложением?
(Оставить только горожане.)
У: Как можно изменить структуру последнего предложения?
(Исключить вводное слово, заменить сложное предложение простым.)
У: Что же у нас получилось?
(Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое горожане называют любовью. Это острое чувство требует немедленного выражения.)
6. Работа с языковыми средствами связи.
У: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?
(Нет, так как нет связей между частями текста.)
У: Верно, для того, чтобы получился текст, вы должны подобрать средства связи между частями текста. Это могут быть синонимы, местоимения, союзы. Запишем их в нашу таблицу.
7. Повторное чтение учителем текста.
8. Написание сжатого изложения.
У: Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить. Обратите внимание, что мы пишем изложение от 3 лица. Удачи вам!
План.
На доске и в тетрадях.
План | Главная мысль |
1.Приезд в деревню | Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой (писатель, автор, К.Г.Паустовский) |
2.Встреча | Мне показали высокую избу Захаровой с резными наличниками. Старуха катала вальком белье, но, увидев, меня отложила валек, на котором были вырезаны узоры (ему, автору, увидев гостя) |
3.Рождение песни | Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Захарова растолковала, что для песни нужно особое настроение (сказительница, она, писатель, автор) |
4.Любовь к Родине | Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение (К.Г.Паустовский, Захарова, сказительница, она, это означает, что). |
kopilkaurokov.ru
Урок в 8 классе «Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения-рассуждения «
ФИО автора материала: Шишкина Т.В.
Место работы МБОУ СОШ № 10 п.Моревка
Должность автора: учитель русского языка и литературы
Урок в 8 классе
Р.р. Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения-рассуждения на общественно значимую тему (2 часа)
Цели: развивать умение письменно сжато излагать прочитанный и услышанный текст; развивать умение сжимать текст, применяя 3 способа сжатия; развивать творческие способности учащихся, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное (элемент сочинения-рассуждения).
Оборудование: ноутбук, колонки, аудиозапись текста.
Орг.момент
Работа по теме урока
Беседа с учащимися.
Учитель: Ребята, наш век называют веком информации, как вы понимаете это? (Это значит, что очень много информации получает современный человек. Он должен много знать, быть информированным).
В какой форме представлена вся эта информация? (текст). Можно ли сохранить всю поступающую человеку информацию? (нет).
Как же поступить? (записать, зафиксировать).
Можно ли дословно зафиксировать получаемую информацию? (можно, но очень трудно) Что вы можете предложить? (запомнить только самое главное). Другими словами – сжать исходную информацию.
Как же можно сократить текст? (ответы детей «Способы сжатия текста»)
Учитель: Наша задача сегодня – продолжить учиться пересказывать текст сжато. Для этого надо внимательно прочитать или прослушать его, выделить основную мысль, найти самую важную информацию (самые важные предложения) и, применив приемы сжатия, пересказать исходный текст сжато. Напоминаю, объем вашего изложения должен быть не менее 70-ти слов.
На этом работа не закончится, т.к. затем вы выскажете свое мнение по теме, поднятой в исходном тексте. Отступив 1 строку от изложения, вы напишете небольшое сочинение-рассуждение.
2.Чтение текста (аудиозапись) + листочки с текстом на столах.
3. Беседа по тексту
— О чем текст?
— Какова его основная мысль?
— Как можно озаглавить текст?
— Сколько абзацев в тексте?
— Какие бы вы в нем выделили ключевые слова?
— Что нужно сделать для сжатия текста? (Определить основную мысль каждого абзаца и, сохранив её, исключая, обобщая или упрощая вторичную информацию, составить сжатый пересказ каждого абзаца.)
— Что остается без изменений? (Последовательность изложения, количество абзацев, осн.мысль всего текста и каждого абзаца.)
Учитель: Напоминаю вам, что при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте.
4. Работа над сжатием текста
— Основная мысль (микротема) 1-го абзаца?
— Основная мысль 2-го абзаца?
— Основная мысль 3-го абзаца?
1 | Грубость в языке – показатель слабости и невоспитанности человека. |
2 | Грубая речь – это дурной поступок, отражающийся, в первую очередь, на самом говорящем. |
3 | Надо учиться хорошей речи, потому что наша речь – показатель нашей личности, нашей культуры. |
5. Работа по сжатию текста.
Теперь применим приемы сжатия, сохраняя основную мысль абзаца. (Выбор материала из исходного текста и запись в рабочую тетрадь)
Над сжатием первой микоротемы проводится совместная работа, определяются приемы сжатия и зачитывается окончательный вариант. Запись тезиса (-ов) учащимися в тетрадь.
Над следующими двумя микотемами работают уч-ся самостоятельно, по желанию зачитывая окончательные варианты. Запись тезисов в тетрадь.
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
Сбор текстов у учащихся. Повторное прослушивание аудиотекста.
Работа учащихся в черновиках, редактирование.
Учитель: Помните, объем изложения не менее 70 слов!
Написание учащимися изложения.
Пока учащиеся пишут изложение, на доске записываю творческое задание:
Написать сочинение-рассуждение, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы с утверждениями Д.С.Лихачева?» (Письменно высказать согласие или несогласие, обосновав, свое отношение к утверждениям Д.С.Лихачева).
(Я согласен с Д.С.Лихачёвым, что… , потому что… .)
Домашнее задание: Выучить по памятке способы сжатия текста.
Приложение 1
Текст для изложения
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш дурной поступок, каждое наше дурное слово отражаются на окружающих и враждебны самому дорогому, что есть на свете, — человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.С.Лихачёву)
138 слов
Приложение 2
ПАМЯТКА ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
1. Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
2. Обобщение или объединение
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
multiurok.ru
Сжатое изложение. Кратко передайте содержание диалогов и прямой речи. Озаглавьте своё изложение так, чтобы в его названии отразилась основная мысль фрагмента из книги К. Паустовского. В Арле, в вечернем пустом кафе нас убедил в красоте нашего языка кёльнер — «гарсон» средних лет — типичный арлезианец с насмешливыми глазами. Он долго почтительно стоял недалеко от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем. — А почему вы это спрашиваете? — спросили мы в свою очередь гарсона. — Какой-то, — ответил он, — необыкновенно красивый язык. Я такого ещё никогда не слышал. Это венгерский? — Нет! — Польский? — Нет! — Чешский? — Нет! — Какой же всё-таки? — Это русский язык. — Погодите! — воскликнул гарсон и ушёл за перегородку. Оттуда он привёл другого гарсона — седеющего и благожелательного. — Вот! — сказал он и с торжеством показал нам своего товарища. Тот смутился…. — Я изучаю русский язык, — ответил седеющий гарсон с некоторой гордостью. — По старому учебнику… Но у меня нет практики в русском языке. Он неслыханно трудный. В Арле русские не бывают. За несколько лет вы первые. — Зачем же вы изучаете этот язык? — Он мне нравится, — ответил, смущаясь, гарсон.
Сжатое изложение. Кратко передайте содержание диалогов и прямой речи. Озаглавьте своё изложение так, чтобы в его названии отразилась основная мысль фрагмента из книги К. Паустовского. В Арле, в вечернем пустом кафе нас убедил в красоте нашего языка кёльнер — «гарсон» средних лет — типичный арлезианец с насмешливыми глазами. Он долго почтительно стоял недалеко от нашего столика, слушал наш разговор, потом подошёл и спросил, на каком языке мы разговариваем. — А почему вы это спрашиваете? — спросили мы в свою очередь гарсона. — Какой-то, — ответил он, — необыкновенно красивый язык. Я такого ещё никогда не слышал. Это венгерский? — Нет! — Польский? — Нет! — Чешский? — Нет! — Какой же всё-таки? — Это русский язык. — Погодите! — воскликнул гарсон и ушёл за перегородку. Оттуда он привёл другого гарсона — седеющего и благожелательного. — Вот! — сказал он и с торжеством показал нам своего товарища. Тот смутился…. — Я изучаю русский язык, — ответил седеющий гарсон с некоторой гордостью. — По старому учебнику… Но у меня нет практики в русском языке. Он неслыханно трудный. В Арле русские не бывают. За несколько лет вы первые. — Зачем же вы изучаете этот язык? — Он мне нравится, — ответил, смущаясь, гарсон.vipgdz.com