cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Русские народные частушки 8 класс – Book: Русские частушки

Частушки русские народные | Орловский русский народный хор

Частушки русские народные женские

Мой мил постыл
На печи застыл,
А я кругом бегаю,
Ничего не делаю.

На дворе баран орет,
Никто корма не дает.
Подожди, баран, орать,
Дай с Валерой постоять.

Гармонист — гармонист,
Рубаха зеленая.
Не у тебя ли, гармонист,
Хата развалёная?

Мой миленок, как теленок,
Только разница одна:
Мой миленок пьет из кружки,
А теленок из ведра.

На столе стоит стакан,
А в стакане лилия.
Меня милый записал
На свою фамилию.

На горе растет береза,
Под горой — рябиночка.
Мой миленок дзяофан,
А я хунвейбиночка.

Ох, залетка, дорогой,
Дорожила я тобой.
А теперь я дорожу,
С кем я время провожу.

Приходи ко мне, залетка,
Я дорожку покажу.
На кудрявые березки
Я по ленте привяжу.

Пойду плясать,
Дома нечего кусать.
Сухари да корки,
На ногах опорки.

Мой миленочек дурак
Не зовет меня никак.
Что же я за дурочка,
Что ни слово — Шурочка.

Я, бывало, ожидала
Вечера веселого.
А теперь я ожидаю
Расставанья скорого.

Гармонист, гармонист,
Хорошо играете.
Почему же, гармонист,
С нами не гуляете.

Гармонист играет,
Глазками моргает.
А я ему моргану
Не заметно никому.

Ухажер, ухажер,
Чтоб ты провалился.
Один вечер постоял
И то нахвалился.

Гармонисту за игру
Машину легковую,
Чтоб до дому довозил
Свою дорогую.

Гармонисту за игру
Пол-литра зеленого.
А залетке за измену
Яду отравленного.

Интересно было слушать
У залетки под окном,
Как родные отвечали:
«Обязательно возьмем».

Меня милый провожал
До куста орехова,
А от куста орехова
Я на попе ехала.

Стоит милый у ворот,
Широко разинул рот.
Я не долго думала,
Подошла и плюнула.


Мне мой милый изменил,
А я ему сказала:
В белых тапочках в гробу
Да я тебя видала.

Эх пол разобью,
Потолок разобью,
На доске остануся,
С милым не расстанусь я.

Не ругай меня, маманя,
Что сметану пролила,
Под окошком шёл Алёшка,
Я без памяти была.

У меня миленка два,
Два и полагается,
Один в армию пойдет,
А другой останется.

На Кавказе я была,
Шумно время провела,
До того я загорела,
Даже негра родила.

У меня миленка два
В том краю и в этом,
Одного люблю зимой,
А другого летом.

Лавка, лавочка поката,
Не садись со мной богатый.
Хоть и бедный, да милой
Сядь на лавочку со мной.

Мой милёночек не глуп,
Завернул меня в тулуп,
К стеночке приваливал,
Замуж уговаривал.

Я косила сенокос,
Накосила сена воз,
Разделила по клоку:
Клок корове, клок быку.

Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Я плясать пойду,
Хоть и маленькая.

Я не сею ,не пашу,
Занимаюсь я ушу,

Если милый будет драться,
В два приёма уложу.

Не смотрите на меня,
Что я худоватая.
Мама салом не кормила,
Я не виноватая.

Сидит Ванька у ворот,
Широко разинув рот,
А народ не разберёт,
Где ворота, а где рот.

Полюбила гармониста,
Заругала меня мать,
Не ругай меня, мамаша,
Развеселый будет зять.

Гармонист у нас хороший,
Гармонист у нас один,
Давай, девки, соберемся,
По разочеку дадим.

Я на печке сижу,
Ножки свесила!
Самогоночка течёт,
А мне весело!

Меня милый не целует,
Говорит: Потом, потом,
Прихожу, а он на печке
Тренируется с котом.

Я надену кофту рябу,
Рябую прерябую,
Пусть к миленку не подходят,
Морду покарябую.

Где мои семнадцать лет,
Где моя тужурочка,
Где мои три кавалера
Коля,Витя, Юрочка.

Меня милый разлюбил,
На козе уехал в Крым.
А я маху не дала,
На корове догнала.

Проводила милого
До города Владимира,

До владимирской горы,
Болит сердечко с той поры.

Меня милый не целует,
говорит — губастая.
Как же я его целую
Филина глазастого.

Меня милый не целует,
Говорит , что маленька.
Приходи , дурак большой,
Стану на завалинку.

Меня милый не целует,
Ах , какой он молодец,
Он свои большие губы
Бережет на холодец.

На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Всем мой миленький хороший,
Но росточком маленький.

Я тогда тебя забуду,
Дорогой мой, дорогой,
Когда вырастет на камушке
Цветочек голубой.

Не ходите девки замуж,
Замужем то каково,
Не дадут другого милого,
Смотри на одного.

Не ругай меня мамаша,
Что сметану пролила,
Мимо дома шел Алешка,
Я без памяти была.

Боевая, боевая,
Боевой остануся,
Но и горе тому будет,
Кому я достануся.

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Мы частушек много знаем
И хороших и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем — молодец!

Через пень, через колоду,
Через Райпотребсоюз,
Помогите выйти замуж-
В старых девках остаюсь.

А мне милый изменил,
Что же я поделаю?
Пойду к речке к проруби,
Вокруг нее побегаю.

Ой, солома, ты солома,
Ты солома белая,
Не рассказывай, солома,
Что я в девках делала.

Жду от дедушки мороза
Жениха богатого,
Он подарит без вопросов
Шубу мне лохматую.

Сера утка улетела,
Утенята крякали,
Я миленка рассчитала,
Только счеты брякали.

Скоро свет, скоро свет,
Скоро рассветает,
Скоро масленка пройдет,
Ну, кто нас покатает?

Повязала ленту бантом,
Ты зачем развязывал?
Я тебя любила тайно,
Ты зачем рассказывал?

Я девчонка боевая,
Боевая смелая.

Кто с моим миленком сядет,
Отбивную сделаю.

Мы с миленочком гуляли
По сырому клеверу.
Оба были без порток,
Привыкали к Северу.

Не смотрите на меня,
Смотрите на серьги.
Председатель мне купил
На колхозны деньги.

Я любила, ты отбила,
Так люби облюбочки.
И целуй после меня
Целованные губочки.

Я частушек много знаю
и могу смешить до слез,
только все их забываю —
распроклятый мой склероз.


www.orel-hor.ru

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Конспект урока литературы «Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр», 8 класс

Технологическая карта учебного занятия

План занятия № 2 по дисциплине «Литература» в 8 классе

Тема занятия: Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: беседа, работа с учебником.

Цели:

а) образовательные:

– отметить, каковы истоки искусства слова, какова роль народной поэзии в судьбах писателей, их творчестве; «тоска-кручина» как интонационная доминанта лирических песен;

– уточнить и пополнить литературоведческую лексику учащихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива;

б) развивающие:

– развивать общекультурную эрудицию;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;

– развивать эстетический вкус учащихся;

– продолжить работу по развитию мыслительных операций: отбор и анализ материала по заданным вопросам;

– продолжить работу над выразительным чтением  песен, обогащать
лексикон учащихся;

в) воспитательные:

– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;

– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;

– на основе сопоставления литературных и фольклорных произведений подвести учащихся к пониманию важности устного народного творчества в жизни народа.

Оборудование: учебник.

Ход занятия:

I. Организационный момент (1 – 2 мин.).

Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.

II. Проверка знаний (5 – 7 мин.).

Пересказ вступительной статьи (с. 3 – 4 учебника), с примерами из прочитанных стихотворений.

III. Подведение итогов проверки (1 мин.).

IV. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 мин.).

Сегодня мы приступим к изучению темы «Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр». Наша задача – отметить, каковы истоки искусства слова, какова роль народной поэзии в судьбах писателей, их творчестве; «тоска-кручина» как интонационная доминанта лирических песен; уточнить и пополнить литературоведческую лексику учащихся со значением «художественное своеобразие лирического произведения (песни)»: звукообраз, мелодика, лирическая проникновенность, исповедальность признания, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива.

V. Изложение нового материала (30 – 33 мин.).

1. Слушание народной песни «Среди долины ровныя…»

Среди долины ровныя

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,

Один у вас в глазах;

Один, один, бедняжечка,

Как рекрут на часах.

Ой, горько одинокому

Ведь деревцу расти.

Ой, горько, горько молодцу

Без милой жизнь вести.

Ни сосенки кудрявые,

Ни листья близ него,

Ни кустики зеленые

Не вьются вкруг него.

Одних я сам чуждаюся,

Другой бежит меня.

Все други, все приятели

До черного лишь дня.

Возьмите сребро-золото,

Все почести назад.

Мне родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!

2. Слово учителя.

Надеюсь, вы догадались, что наш литературный корабль направляется к причалу под названием «Лирические песни», и я, как лоцман из порта, помогу вам разобраться в особенностях этого порта.

Итак, мы начинаем свое путешествие по страницам русского фольклора.

– Что вам особенно близко и дорого в нем?

– Какие произведения народной поэзии показались вам самыми поэтичными и трепетными?

Действительно, песня! Мы только что прослушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя…» Песня поражает лирической проникновенностью, исповедальностью признания. Вспомните другие песенные строки народной поэзии.

– Что их объединяет?

– Как создается и живет народная песня?

В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или «каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, шлифуясь и изменяясь при этом. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты. Такой поэтессой, автором и хранительницей народных плачей («воплей») была простая крестьянка Ирина Андреевна Федосова (1831 – 1899). Вот что рассказал о ней М. Горький.

ВОПЛЕНИЦА

Давно я не переживал ничего подобного.

В чистеньком концертном зале, полном аромата смолистого, свежего дерева, было сначала очень скучно. Публики было мало, и публика была вся плохая – кафе-кабацкие завсегдатаи, которым днем нечего делать и которые от скуки лезут всюду, куда их пускают, «интернациональные дамы» из гостиниц, одетые с резким шиком, экспоненты, тоже изнывающие от безделья, кое-где среди них скромно ютятся серенькие фигуры учителей и учительниц, два-три студента, несколько журналистов с утомленными лицами и рассеянными взглядами… В общем – менее половины зала. На эстраде – высокий человек с черной бородой и в скверном сюртуке стоит, неуклюже облокотясь о что-то, вроде кафедры, и тусклым языком, ломаными, угловатыми фразами, скучно, длинно, бесцветно рассказывает о том, кто такая Ирина Андреевна Федосова. Это учитель Олонецкой гимназии Виноградов, человек, который знакомит Русь с ее неграмотной, но истинной поэтессой.

– Орина, – усердно надавливает он на «о», – с четырнадцати лет начала вопить. Она хрома, потому что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна – все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе «повопить» на похоронах, на свадьбах, а иногда и просто так, на вечеру… на именинах, примерно. С ее слов записано более 30000 стихов, а у Гомера в «Илиаде» только 27815!

Он с торжеством оглядывает публику и продолжает:

– Стих у нее – 5-стопный хорей. Первый, кто открыл ее для России, – преподаватель Петрозаводской семинарии Барсов. Он еще в 1872 году издал сборник ее стихов и причитаний, и этот сборник    был    удостоен    Уваровской    премии. Славянская-Агренева тоже издала два тома ее воплей, и в скором времени государственный контролер Филиппов, любитель и знаток древней русской поэзии, выпустил четыре тома импровизаций, причитаний, воплей, духовных, обрядных и игровых песен Федосовой. В ней – неисчерпаемый запас старины, и она еще многое перезабыла. Напевы ее воплей – самые характерные – записаны фонографом и хранятся в императорском географическом обществе.

Кажется, он кончил. Публика не слушала его.

– Орина Андреевна! – кричит он. Где-то сбоку открывается дверь, и с эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые, грубые башмаки. Лицо – все в морщинах, коричневое… Но глаза – удивительные! Серые, ясные, живые – они так и блещут умом, усмешкой и тем еще, чего не встретишь в глазах дюжинных людей и чего не определишь словом.

– Ну вот, бабушка, как ты, петь будешь или рассказывать? – спрашивает Виноградов.

– Как хочешь! Как угодно обществу! – отвечает старуха-поэтесса и вся сияет почему-то.

– Расскажи-ка про Добрыню, а то петь больно долго… Учитель чувствует себя совсем как дома: плюет на эстраду, опускается в кресло, рядом со старухой, и, широко улыбаясь, смотрит на публику.

Вы послушайте-тко, люди добрые,

Да былину мою – правду-истину!.. –

раздается задушевный речетатив, полный глубокого сознания важности этой правды-истины и необходимости поведать ее людям. Голос у Федосовой еще очень ясный, но у нее нет зубов, и она шепелявит. Но этот возглас так оригинален, так не похож на все кафе-кабацкое, пошлое и утомительно однообразное в своем разнообразии – на все то, что из года в год и изо дня в день слушает эта пестробрючная и яркоюбочная публика , что ее как-то подавляет этот задушевный голос неграмотной старухи. Шепот прекращается. Все смотрят на маленькую старушку, а она, утопая в креслах, наклонилась вперед к публике и, блестя глазами, старчески красивая и благородная и еще более облагороженная вдохновением, то возвышает, то понижает голос и плавно жестикулирует сухими, коричневыми маленькими руками.

Уж ты гой еси, родна матушка! –

тоскливо молит Добрыня, –

Надоело мне пить да бражничать!

Отпусти меня во чисто поле

Попытать мою силу крепкую

Да поискать себе доли-счастия!

По зале носится веяние древности. Растет голос старухи и понижается, а на подвижном лице, в серых ясных глазах то тоска Добрыни, то мольба его матери, не желающей отпустить сына во чисто поле. И, как будто позабыв на время о «королевах-бриллиантов», о всемирно известных исполнительницах классических поз, имевших всюду громадный успех, публика разражается громом аплодисментов в честь полумертвого человека, воскрешающего последней своей энергией нашу умершую старую поэзию.

– Теперь «вопль вдовы по муже»… – говорит Виноградов. Публика молчит. Откашлявшись, Федосова откидывается в глубь кресла и, полузакрыв глаза, высоко поднимает голову.

Лю-убимый ты мой му-уженька-а-а…

Сила страшной, рвущей сердце тоски – в этом вопле. Нота за нотой выливаются из груди поэтессы. В зале тихо… Смерть, кладбище, тоска…

– Я не могу этого слышать… не могу… – шепчет сзади меня дама в желтой шляпе и, когда я оборачиваюсь взглянуть на нее, прячет в раздушенный платок взволнованное бледное лицо…

Потом вопила девушка, выдаваемая замуж. Федосова вдохновляется, увлекается своей песнью, вся поглощена ею, вздрагивает, подчеркивает слова жестами, мимикой. Публика молчит, все более поддаваясь оригинальности этих за душу берущих воплей, охваченная заунывными, полными горьких слез мелодиями. А вопли – вопли русской женщины, плачущей о своей тяжелой доле, все рвутся из сухих уст поэтессы, рвутся и возбуждают в душе такую острую тоску, такую боль, так близка сердцу каждая нота этих мотивов, истинно русских, небогаты рисунком, не отличающихся разнообразием вариаций – да! – но полных чувства, искренности, силы – и всего того, чего нет ныне, чего не встретишь в поэзии ремесленников искусства и теоретиков его. (…)

Федосова вся пропитана русским стоном, около семидесяти лет она жила им, выпевая в своих импровизациях чужое горе и выпевая горе своей жизни в старых русских песнях. Когда она запела «Соберитесь-ка, ребятушки, на зеленый луг» – по зале раздался странный звук – точно на кого-то тяжесть упала и страшно подавила его. Это вздохнул человек – ярославский купец Канин, мой приятель, один из экспонентов выставки.

– Ты что?

– Хо-орошо! Так хорошо – слов нет! – ответил он, мотая головой и конфузливо отирая слезы с глаз. Ему под пятьдесят лет, – это фабрикант, солидный господин. Узнал свое, старое, сброшенное, расчувствовался старик. (…)

Русская песня – русская история, и безграмотная старуха Федосова, уместив в своей памяти 30 000 стихов, понимает это гораздо лучше многих очень грамотных людей.

Она кончила петь. Публика подошла к эстраде и окружила поэтессу, аплодируя ей, горячо, громко аплодируя. Поняли! Хороший это был момент. Импровизаторша – веселая и живая – блестит своими юными глазами и сыплет в толпу прибаутки, поговорки; толпа кричит ей вперебой:

– Хорошо, бабушка Ирина! Спасибо! Милая!.. (…)

С Всероссийской выставки… 1896 г.

3. Работа по учебнику.

3.1. Чтение статьи «Русские народные песни», с. 5 – 7 (до «Исторических песен»).

– Задание: выписать группы народных песен (из статьи).

4. Слово учителя с чтением рассказа Горького «О том, как сложили песню».

В 1929 году М. Горький писал своему биографу И. Груздеву: «У меня есть рассказ «О том, как сложили песню», это сделано «с натуры» в Арзамасе, песню сложила прислуга, соседи моего Хотяинцева, председателя Арзамасской земской управы…

Мною в 90-х годах были записаны десятки песен, несомненно, подлинно народных. Они погибли в жандармском управлении, а раньше – я утопил целую тетрадь записей в Керченском проливе. По сей день жалею: песен этих нигде нет у собирателей… Вот сколько написал я Вам. Это объясняется моей любовью к песнетворчеству народному, которое особенно значительно по словам и по музыке. Слова в подлинно народных песнях как жемчуга нанизаны, и нашим поэтам не худо бы почитывать сборники песен…»

М. Горький

КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ

Вот как две женщины сложили песню, под грустный звон колоколов монастыря, летним днем. Это было в тихой улице Арзамаса, пред вечерней, на лавочке у ворот дома, в котором я жил. Город дремал в жаркой тишине июньских будней. Я, сидя у окна с книгой в руках, слушал, как моя кухарка, дородная рябая Устинья, тихонько беседуют с горничной моего шабра, земного начальника.

– А еще чего пишут? – выспрашивает она мужским, но очень гибким голосом.

– Да ничего еще-то, – задумчиво и тихонько отвечает горничная, худенькая девица, с темным лицом и маленькими испуганно-неподвижными глазами.

– Значит – получи поклоны да пришли деньжонок, – так ли?

– Вот…

– А кто как живет – сама догадайся… эхе-хе…

В пруду, за садом нашей улицы, квакают лягушки странно стеклянным звуком; назойливо плещется в жаркой тишине звон колоколов; где-то на задворках всхрапывает пила, а кажется, что это храпит, уснув и задыхаясь зноем, старый дом соседа.

– Родные, – грустно и сердито говорит Устинья, – а отойди от них на три версты – и нет тебя, и отломилась, как сучок! Я то же, когда первый год в городе жила, неутешно тосковала. Будто не вся живешь – не вся вместе, – а половина души в деревне осталась, и все думается день-ночь: как там, что там?..

Ее слова словно вторят звону колоколов, как будто она нарочно говорит в тон им. Горничная, держась за острые свои колени, покачивает головою в белом платке и, закусив губы, печально прислушивается к чему-то. Густой голос Устиньи звучит насмешливо и сердито, звучит мягко и печально.

– Бывало – глохнешь, слепнешь в злой тоске по своей-то стороне; а у меня и нет никого там: батюшка в пожаре сгорел пьяный, дядя – холерой помер, были братья – один в солдатах остался, ундером сделали, другой – каменщик, в Бойгороде живет. Всех будто половодьем смыло с земли…

Склоняясь к западу, в мутном небе висит на золотых лучах красноватое солнце. Тихий голос женщины, медный плеск колоколов и стеклянное кваканье лягушек – все звуки, которым жив город в эти минуты. Звуки плывут низко над землею, точно ласточки перед дождем. Над ними, вокруг их – тишина, поглощающая все, как смерть.

Рождается нелепое сравнение: точно город посажен в большую бутылку, лежащую на боку, заткнутую огненной пробкой, и кто-то лениво, тихонько бьет извне по ее нагретому стеклу.

Вдруг Устинья говорит бойко, но деловито:

– Ну-кось, матушка, подсказывай…

– Чего это?

– Песню сложим…

И, шумно вздохнув, Устинья скороговоркой запевает:

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце…

Нерешительно нащупывая мелодию, горничная робко, вполголоса поет:

Беспокойно мне, девице молодой…

А Устинья уверенно и очень трогательно доводит мелодию до конца:

Все тоскою сердце мается…

Кончила и тотчас заговорила весело, немножко хвастливо:

– Вот она и началась, песня! Я те, милая, научу песни складывать, как нитку сучить… Ну-ко…

Помолчав, точно прислушавшись к заунывным стонам лягушек, ленивому звону колоколов, она снова ловко заиграла слоями и звуками:

Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые…

Горничная, плотно придвинувшись к ней, положив белую голову на круглое плечо ее, закрыла глаза и уже смелее, тонким вздрагивающим голоском продолжает:

Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную…

– Так-то вот! – сказала Устинья, хлопнув себя ладонью по колену. – А была я моложе – того лучше песни складывала! Бывало, подруги пристают: «Устюша, научи песенке!» Эх, и зальюсь же я!.. Ну, как дальше-то будет?

– Я не знаю, – сказала горничная, открыв глаза, улыбаясь.

Я смотрю на них сквозь цветы в окне; певицы меня не замечают, а мне хорошо видно глубоко изрытую оспой, шершавую щеку Устиньи, ее маленькое ухо, не закрытое желтым платком, серый, бойкий глаз, нос прямой, точно у сороки, тупой подбородок мужчины. Это баба хитрая, болтливая; она очень любит вылить и послушать чтение святых житий. Сплетница она на всю улицу, и больше того: кажется, все тайны города в кармане у нее. Рядом с нею, крепкой и сытой, костлявая, угловатая горничная – подросток. Да и рот у горничной детский; маленькие, пухлые губы надуты, точно она обижена, боится, что сейчас еще больше обидят, и вот-вот заплачет.

Над мостовой мелькают ласточки, почти касаясь земли изогнутыми крыльями: значит, мошкара опустилась низко, – признак, что к ночи соберется дождь. На заборе, против моего окна, сидит ворона неподвижно, точно из дерева вырезана, и черными глазами следит за мельканием ласточек. Звонить перестали, а стоны лягушек еще звучней, и тишина гуще, жарче.

Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели, –

задумчиво поет Устинья, сложив руки на груди, глядя в небо, а горничная вторит складно и смело:

Поглядеть бы на родные-то поля!

И Устинья, умело поддерживая высокий, качающийся голос, стелет бархатом душевные слова:

Погулять бы, с милым другом, по лесам!..

Кончив петь, они длительно молчат, тесно прижавшись друг ко другу; потом женщина говорит негромко, задумчиво:

– Али плохо сложили песню? Вовсе хорошо ведь…

– Гляди-ко, – тихо остановила ее горничная.

Они смотрят в правую сторону, наискось от себя: там, щедро облитый солнцем, важно шагает большой священник в лиловой рясе, мерно переставляя длинный посох; блестит серебряный набалдашник, сверкает золоченый крест на широкой груди.

Ворона покосилась на него черной бусиной глаза и, лениво взмахнув тяжелыми крыльями, взлетела на сучок рябины, а оттуда серым комом упала в сад.

Женщины встали, молча, в пояс, поклонились священнику. Он не заметил их. Не садясь, они проводили его глазами, пока он не свернул в переулок.

– Охо-хо, девушка, – сказала Устинья, поправляя платок на голове, – была бы я помоложе да с другой рожей…

Кто-то крикнул сердито, сонным голосом:

– Марья!.. Машка!..

– Ой, зовут…

Горничная пугливо убежала, а Устинья, снова усевшись на лавку, задумалась, разглаживая на коленях пестрый ситец платья.

Стонут лягушки. Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера. Цветисто догорает день. На полях, за отравленной рекой Тёшей, сердитый гул, – дальний гром рычит медведем.

(1915 г.)

5. Беседа-размышление по рассказу Горького.

– Какие переживания героинь рассказа вылились в песне? («Тоска-кручина» как интонационная доминанта песни.)

– Почему им захотелось сложить песню? Какую роль сыграла в этом окружающая обстановка? (Обратите внимание на бытовой фон рассказа–зарисовки города, на звуки, «которыми жив город в эти минуты». Какое впечатление складывается у вас о жизни в городе? Почему, по-вашему, Горький так много внимания уделяет бытовому фону рассказа?)

– Какими красками нарисована в песне природа? О чем грустят женщины, о чем мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?

(Текст песни из рассказа проецируется на экран)

Эх, да белым днем, при ясном солнышке,

Светлой ноченькой, при месяце …

Беспокойно мне, девице молодой,

Все тоскою сердце мается.

Ой, да ни зимою вьюги лютые,

Ни весной ручьи веселые

Не доносят со родной стороны

Сердцу весточку утешную.

Жаворонок над полями поет,

Васильки-цветы в полях зацвели,

Поглядеть бы на родные-то поля!

Погулять бы, с милым другом, по лесам!

– Как вы считаете, какие строки сочинила Устинья, а какие – горничная? Чем вы это объясните?

– По каким признакам вы отнесете эту песню к народным?

6. Исполнение   фольклорным  ансамблем   песни   «В   темном   лесе…» (с. 7 – 8 учебника) с последующим обсуждением: ваши открытия в композиции, интонации, лексике лирической песни, в ее стихе (лирическая проникновенность, лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива…)

7. Беседа.

– Почему устная словесность предшествовала книжной и письменной?

– Какова роль народной поэзии в судьбах писателей, в их творчестве? (Народные песни, обработанные поэтами и прозаиками, украшали  страницы  художественных   произведений.   К  плачам Ирины Андреевны Федосовой обращался Н.А. Некрасов, создавая в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ крестьянки. Их цитировали и слегка переделывали П.И. Мельников (Печерский) в романе «В лесах», М.М. Пришвин в очерках «В краю непуганых птиц» (гл. «Вопленица»). Мотивы народных песен отразились в стихах Кольцова. Помним мы и пушкинское: «Ах, умолчу ль о мамушке моей…» – благоговейные строки о няне, которой поэт обязан многими страницами своей поэзии, особенно сказками. А вот стихотворение великого английского поэта Уильяма Блейка «Вступление» («вступление» в собственное творчество!):

Шел я с дудочкой весною,

Занималася заря –

Мальчик в тучке надо мною

Улыбнулся, говоря:

«Песню мне сыграй про агнца!»

Я сыграл – развеселил!

«Ты сыграй-ка это снова!»

Я сыграл – он слезы лил.

«Дудочку оставь и спой мне

То, что прежде ты играл».

И пока я пел ту песню,

Он смеялся и рыдал.

«Выйдет книга неплохая –

Песни эти пусть прочтут», –

Молвил мальчик, исчезая…

Сразу взялся я за труд:

Для письма сломил тростинку,

Бросил в воду горсть земли –

Записал все песни детям,

Чтобы слушать их могли…)

– Как встретили эти строки? Почему они так подкупают?

– Откуда эта «бесхитростность»,  «простодушие»,  прямо-таки детские?

– Как построено стихотворение? Какие перемены происходят в сюжете его?

Почему мальчик просит «оставить дудочку» и «спеть снова», а в конце стихотворения говорит вдруг … о книге?

– И вновь хочется вспомнить Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…» Что открыли вам слова великого поэта? Почему он уподобил народную сказку поэме? Вынесли ли
вы такое же, «пушкинское», впечатление из народной сказки?

В заключение сегодняшнего урока предлагаю послушать еще одну песенную страницу народной поэзии.

Звучит фонограмма песни «Вдоль по улице метелица метет…» (с. 8 – 9 учебника).

– Как расцениваете эту фольклорную страницу? Сравните ее с другими песнями. Откуда в песне лиризм, мелодичность, отмеченные вами? Чей голос вы услышали в песне?

– Можно ли сблизить такую песню со стихотворением? Попробуйте определить ее стихотворный размер.

– Какие существуют группы народных песен?

– Что вам известно об обрядовом фольклоре?

– Каковы особенности лирических песен?

8. Слово учителя

ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества 2-й пол. 19 – 20 вв.

VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала  (1 – 2 мин.).

Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.

Сегодня на уроке

Повторили… 

Узнали… 

Учились… 

Наблюдали…

Познакомились…

Сделали вывод…

Кроме этого…

VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).

VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время (1 мин.).

Чтение лирических песен (с. 7 – 9 учебника), подготовленное чтение одной из них с обоснованием выбора.

IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

1. Литература: 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2009.

Подпись преподавателя:

 

nsportal.ru

Презентация к уроку литературы в 8 классе «Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки»

Презентация к уроку литературы в 8 классе «Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки». 

Цели урока:

• повторить жанры устного народного творчества;

•  показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;

• развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 8 классе «Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки» »

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Русские народные песни. Частушки

Урок литературы в 8 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

Цели урока:

  • повторить жанры устного народного творчества;
  • показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;
  • развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Вопросы и задания

  • Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это произведение.

Устное народное творчество

  • Вспомните, какие фольклорные жанры вам знакомы по предшествующим классам? Продолжите заполнять таблицу. При необходимости обратитесь к учебнику и Краткому словарю литературоведческих терминов, помещённому в конце 2-й части учебника (с. 388)

Устное народное творчество

Термин

Определение

Былина

Загадка

Примеры

Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях

Легенда

«Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»

Песня

Поговорка

Пословица

Предание

Прибаутка

Сказка

Скороговорка

Частушка

Прочитайте в учебнике (стр. 6-8) о русских народных песнях. Заполните пропуски в схеме

Группы русских народных песен

Устный анализ лирической песни по предложенному плану

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог её исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
  • Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
  • Повторы ____________________________
  • Олицетворения _______________________
  • Метафоры ___________________________
  • Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён».
  • Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
  • Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?
  • Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.
  • Постоянные эпитеты ____________
  • Повторы _______________________

Частушки

  • Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
  • Расскажите о своеобразии жанра частушек.
  • Как они исполняются?
  • Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
  • Определите, с какими темами связаны частушки.
  • В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?
  • В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
  • Повторы ________________________________
  • Эпитеты ________________________________
  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________

Рефлексия

НА УРОКЕ

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

Я ЗАТРУДНЯЛСЯ…

МОЁ НАСТРОЕНИЕ…

Домашнее задание

Стр. 13, № 1-2.

  • Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
  • Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о Пугачёве

Список использованной литературы

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Интернет-источники

  • Танец: http:// cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
  • Игра на гуслях: http:// fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
  • Игра на народных инструментах: http:// live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
  • Балалайка: http:// dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
  • Емельян Пугачёв: http:// www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png
  • Частушки: http:// ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
  • Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/- ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg

kopilkaurokov.ru

Лучшие русские народные частушки для детей

Русские частушки — удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек.

Как термин частушка была введена Г. И. Успенским в 1889г. Русские народные частушки были и остаются очень популярными как среди молодежи, так и среди взрослого населения. Частушки запевают на праздниках, на разных застольях, на детских утренниках. Множество частушек придумывается народом и сейчас. Они не отстают от времени и остаются одновременно и старыми, и современными.

Русские народные частушки часто исполнялись под балалайку или гармонь на одну мелодию, но могли звучать и без поддержки инструмента. Слушатели просто смеялись и хлопали в такт частушке.

Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Остаются частушки в репертуаре праздников у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.

Предлагаю вам почитать подборку наших лирических и плясовых частушек для детей. Пусть фольклор, созданный русским народом живет в детских сердцах. Вот некоторые русские частушки для детей:

Ходи, хата, ходи, хата,
Ходи, курица, хохлата,
Ходи, сени и порог,
И сметана, и творог.

Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.

Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!

Пошла курица в аптеку
И сказала «Кукареку!
Дайте мыло и духи
Чтоб любили петухи!»

С горки ехала Иришка —
Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!

Кабы, кабы да кабы
На носу росли грибы,
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.

Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила —
Накухарничала.

Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда;
Нас лягушки напугали —
Не пойдем больше туда.

Посылала меня мать
Загонять гусака,
А я вышла за ворота
И — давай плясака!

Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке,
Стал к окошку подъезжать
Не мог кошку удержать.

У меня на сарафане
Косолапы петухи;
Я сама не косолапа —
Косолапы женихи.

На дворе да по лужку
Бегают утята.
А я с печки босиком
Думала: ребята!

Я не тятькина
Я не мамкина —
Я на улице росла,
Меня курица снесла.

Если б девочки
Были рыбами,
За ними б мальчики
В воду прыгали.

На горе стоит
Большое здание.
Мне в любови счастья нет —
Одно страдание.

Трень брень дребедень!
Выступал бы целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!

Раз пошёл Алёша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»

Сидит Лешка за столом
Ковыряется в носу,
А козявка отвечает:
Все равно не вылезу!

Две лопатки у Егора,
А у Нины — формочки.
Я за это им язык
Высуну из форточки.

Я куличик испекла,
Угостила Ваню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.

Письму мышонка дед учил,
А вышли-то каракули.
Мышонок двойку получил.
И оба горько плакали.

Говорит лентяйке мать:
«Убери свою кровать!»,
А лентяйка: «Маменька,
Я же еще маленька».

Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Три часа под душем Юлю
Мыла бабушка потом.

Одевался Дима утром
И свалился почему-то:
Он засунул без причины
Две ноги в одну штанину.

Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла,
Увидал меня Трезор
Гавкнул он: «Какой позор!»

Кипятила молоко,
Отошла недалеко.
Подхожу к нему опять:
Молока уж не видать.

Народные частушки, веселые песенки, потешки  и прибаутки развивают детей, знакомят их с музыкальностью русского языка. Ритм и веселая мелодия зовет ребенка пританцовывать в такт частушке, а смысл заставляет хохотать. Вместе с потешками и пестушками следует знакомить малышей и с частушкой. Напевая частушку, вы можете показывать ребенку простые движения, а малыш будет повторять за вами.

Мы с товарищем плясали
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все-то рты разинули.

Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

Я подрос на сантиметр,
А Витёк — на целых пять.
А Лариска растолстела,
Целым классом не обнять.

Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.

Мышку в клетку я поймал
И там запер крепко,
Ведь без мышки не собрать
В огороде репку.

Грач мечтает о весне,
А рыболов — о карпе.
А сестреночка моя
Лишь о кукле Барби.

Как моей подружке
Прокололи ушки.
Ей идут сережки
Ну как Бабке-Ёжке.

От подружек-хохотушек
Столько шума-звона,
Как от сотни погремушек,
Даже от миллиона!

Рекомендую вам новое интересное видео, которое может быть очень полезным в ваших увлечениях!

gamejulia.ru

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЧАСТУШКИ | Лучшие частушки для детей

Русские частушки — уникальный фольклорный жанр народного творчества.
Частушками именуют краткие веселые песенки, в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Как отдельный жанр они стали выделятся в середине позапрошлого века. Русские народные частушки — традиционные напевы, которые популяризировались в начале двадцатого века. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.
В дошкольный период у ребенка закладывается фундамент для формирования зрелой личности. Малыш впитывает в себя всю информацию, которая ему подается, поэтому очень важно правильно подбирать развивающие игры. Они воспитывают дитя, знакомят с ценностями человечества, моральными, культурными, нравственными. Играючи, ребенок учится правильно расставлять приоритеты, адекватно вести себя в обществе. Именно в это время у чада появляется собственное мнение, на формирование которого сильно влияет авторитет родителей.


Пребывая в возрасте с 2 до 5 лет малыши очень любят слушать частушки,рифмованные строки, лучше всего под музыку. Проза воспринимается ими с меньшим энтузиазмом. Детки любят веселую музыку и смешные тексты в напевах. Тогда ребята и проявляют интерес к фольклору, созданному русским народом. В нем можно найти ответы на многие вопросы, возникающие у детей в процессе развития, также дети открывают для себя новую информацию, любопытные факты. Вот некоторые русские народные частушки :

Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.

— Га-га-га, — распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает!

У дверей на сундуке
Сидит Попка в колпаке.
Как напялили колпак –
Сам себя назвал «дурак»!

Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:
«Шибко вечером не пой!
Как услышу голос твой,
Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,
Ой, да боевая:
Столько знает анекдотов,
Сколько я не знаю!

А моя бабулечка
Самая затейница.
Если засмеётся — Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,
Весела да удала:
Я своим курносым носом
Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,
Я — неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!

***
Обожаем мы бабулю,
Она самый высший класс!
Все расскажет и покажет,
И всегда накормит нас!

Пирожки ее, котлеты,
Уплетаем за беседой!
И чайком напоит нас,
Наша бабушка сейчас!

Всю заботу и вниманье,
Подарила она нам!
Потому и воспитанье,
У нас просто на «ура!»

***
Бабушку мы поздравляем,
Нас она всегда поймёт.
Для нас бабушка — волшебник,
Даже песенки поёт.

***
Я к бабулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много-много лет
И храни Господь от бед!

***
А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.

Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.

При общении с новорожденными хорошо использовать потешки и пестушки. Их смысла детки пока не понимают, но приятные на слух рифмы помогают отвлечь внимание ребенка во время купания, одевания. Детский фольклор и в играх с чадом будет уместен.Общение очень позитивно сказывается на его психофизическом развитии. А если мама напевая что-то веселое будет двигать руками, малыш захочет повторять движения и будет расти активным. Данный фундамент необходимо закладывать с первых дней жизни ребенка.

Лучшие русские народные частушки для детей.
Следующая статья :
Бабки Ёжки поют частушки

вернуться на Главную страницу

ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:


bebi.lv

Частушки, смешные тексты частушек на различные темы, прикольные частушки


Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.

тема: народные частушки


С неба звездочка упала
На прямую линию.
Меня милый переводит
На свою фамилию.

тема: свадебные частушки


Не желаем тебе денег —
Заработаешь их сам,
Ведь не в деньгах, Вася, счастье,
Главное,чтоб дом стоял.

тема: частушки к юбилею


Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик
Тихо, Танечка, не плачь,
А то будешь там, где мяч.

тема: детские частушки


Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?

тема: школьные частушки


В нашей армии по моде
Одевают всех солдат.
Пишет мне жених Володя:
Каждый день дают наряд!

тема: военные частушки


Я с миленком целовалась,
Целовалась горячо.
Я еще бы целовалась,
Да болит влагалищо.

тема: матерные частушки


Сидит парень на заборе,
Ковыряется в носу,
А козюлька отвечает:
— Все равно не вылезу.

тема: прикольные частушки


Перхоть мужу извести
Ныне дело плевое.
А вот как бы нарастить
Что-нибудь толковое.

тема: медицинские частушки



anegdoty.narod.ru

Народные частушки на все случаи жизни. Задорно, забавно, разудалоЛьются песни над Доном

Ой, дайте сплясать,
Дайте притопнуть!
Неужели в этом зале
Перерубы лопнут?

Ой, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Всё равно плясать хочу!

Мой милёнок как телёнок,
Только веники жевать, —
Проводил меня до дома
И не смог поцеловать.

У меня милёнок есть,
Он красивый смолоду,
Его верхняя губа
Прикрывает бороду.

У меня милёнок лысый,
Ну, куда ж мне его деть?
Если зеркала не будет,
Буду в лысину глядеть.

Меня милый не целует,
Говорит: «Потом, потом».
Я иду, а он на крыше
Тренируется с котом.

У меня милёнка два,
Два и полагается.
Если первый не проводит,
Второй догадается.

Меня милый не целует,
Говорит: «Курносая».
Как же я его целую,
Чёрта длинноносого?!

Меня милый не целует,
Говорит: «Губастая».
Как же я его целую,
Чёрта головастого.

Ох, что ж ты стоишь,
Моё сердце томишь?
И сам меня не целуешь,
И другим не велишь.

Мой милёнок в армии
Служит в кавалерии.
Как такому дураку
Лошадей доверили?

Мой милёнок в армии,
Служит он в Германии.
Ой, боюсь я девочки,
Что женится на немочке!..

Полюбыла москаля,
А вин зубы выскаля.
Я —  до пэчи, вин —  за плэчи:
«Ой, хохлушечка моя!»

Идёт милый по базару
И всем улыбается,
Оказалось, зубы вставил –
Рот не закрывается.

Я сидела на мосту
На кирпичному,
Я махнула одному
Симпатичному.

Я сидела на мосту
На дырявому,
Я моргнула одному
Кучерявому.

На окошке два цветочка,
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает,
Только я да миленький.

Милый едет на машине,
А я еду на другой.
Милый машет мне платочком,
А я лентой голубой.

По бокам карманчики,
Чтоб любили мальчики,
А в карманчиках духи,
Чтоб любили женихи.

Я пою и всё пою,
А плясать стесняюся,
А вон парень там сидит
И мне улыбается…

Россошанские девчата
Экономию ведут:
Губы мажут солидолом,
А помаду берегут.

А мне милый говорил,
Что я некрасивая,
На себя-то посмотри, –
Как кобыла сивая!

А мне милый изменил,
На козе уехал в Крым,
А я маху не дала,
На собаке догнала.

Я свою соперницу
Отвезу на мельницу,
Там сотру её в муку
И лепёшек испеку.

Я иду, иду, иду
Соснами да ёлками,
Искололось моё сердце
Тонкими иголками.

Я иду, иду, иду,
Сирень срываю на ходу.
Какую ты себе нашёл,
Такого я себе найду.

Мой мил остыл,
На печи застыл,
Тулупом оделся
И то не согрелся.

У меня нет жениха,
Нету настоящего.
Не найдётся ли у вас
Парня подходящего?

Ой, ты Ваня-Ванюрок,
Ваня-Ванюратка,
Привязался ты ко мне
Хуже лихорадки!

Полюбила парня я,
Ох, какая красота!
Глаз совиный, нос орлиный
И усы, как у кота.

Я качалась на качелях,
Потеряла брошку.
А какое ваше дело,
Я люблю Серёжку.

Шла дорогою лесной.
Привязался чёрт за мной.
Думала, мужчина,
Что за чертовщина!

Подружка моя,
Что же ты наделала?
Я любила, ты отбила.
Я бы так не сделала…

Ой, дура, дура, дура ты,
Дура ты проклятая!
У него четыре дуры,
А ты будешь пятая.

У меня милёнок был,
Звали его Михаил.
Может, знаете такого –
С ртом разинутым ходил?

Моя милка от тоски
Проглотила три доски,
Через тридцать три недели
Из попы ящики летели.

В саду вишенки висят
По четыре да по пять.
Выйди, мама, посмотри,
Какой будет у вас зять!

Не спеши жениться, милый,
Походи по улице.
Ещё перина не готова,
Пёрышки на курице.

У меня милёнок есть –
Срам, по улице провесть,-
Лошади пугаются,
Извозчики ругаются.

Мы с милёнком расставались,
Оба горько плакали.
Его сопли, мои слёзы
На колени капали.

Милый в армию уехал,
Пролила ведёрко слёз.
На прощанье целовала
То его, то паровоз.

Петя мой, Петя мой,
А я – Петина.
Воровал Петя кур,
А я метила.

Я не вашего села,
Не вашего селения.
Не по-вашему пою,
Прошу извинения.

У милёнка моего
Стоит хата на краю.
Если милый мне изменит,
Разгонюсь и завалю!

Что ж ты милый не пришёл,
Аль рубахи не нашёл?
Ты бы мамкину надел,
Так со мной бы просидел.

До чего я уважаю
Туфельки с галошами.
У ребят такая мода,
Гнаться за хорошими.

Хорошо ты припеваешь,
Ещё лучше топаешь.
Посади тебя за стол,
Ты корову слопаешь.

Если вышла ты плясать,
То давай доказывать.
Сорок раз одно колено
Нечего показывать!

Когда милый уезжал,
Приказывал не гулять.
Он доехать не успел,
Я на парочку опять.

Полюбила лётчика,
Думала, летает.
Прихожу в аэропорт,
А он подметает.

Говорят, любовь не вредна.
Любовь очень вредная.
Посмотрите на меня,
Какая стала бледная…

Платье белое надела
Во пушистые цветы.
Оглянуться не успела,
Все ребята заняты.

Я хотела выйти замуж,
Мать корову не даёт,
А жених такой попался,
Без коровы не берёт.

Гармонист у нас хороший,
Гармонист у нас один.
Давай, девки, соберёмся,
По рублю ему дадим.

Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.

Хороша земля цветами,
А пшеница колосом.
И красива я собой,
И завлекаю голосом.

Я любила Вовку,
Целовала Вовку,
А теперь Вовку –
На мясозаготовку.

Я любила Юрку,
Целовала Юрку,
А теперь Юрку –
В собачую конурку.

У милого  милого
Голова куриная.
Как мороз трахнет,
Курятиной пахнет.

Я надела бело платье,
А по нём цветы цветут.
Вы не рвите их, ребята,
Они сами опадут.

Полюбила я его
И он вроде ничего.
А как гляну на штаны,
Он страшнее сатаны!

Что ж вы, девки, не поёте,
Милые соколики?
Или выпить захотели,
Черти-алкоголики?

Я любила бригадира,
С председателем спала,
На работу не ходила
И стахановкой была.

Я и так, я и сяк,
И другим манером.
Почему бы не сплясать
С таким кавалером.

Я и так, я и сяк,
Я и зайчиком,
Почему бы не сплясать
С таким мальчиком?

Я и та, я и сяк,
Я и белочкой.
Почему бы не сплясать
С такой девочкой!

Полюбила лейтенанта,
А потом майора,
А потом всё выше, выше
И дошла до вора.

Я любила лейтенанта,
А майор мне говорит,
У меня ремень пошире,
Можно тапочки пошить.

А мне милый изменил
У ракитова куста.
Он ушёл, а я сказала:
«Обезьяна без хвоста».

Если хочешь повидаться,
Приходи на бугорок,
Да бери буханку хлеба
И картошки котелок.

Голубая ленточка
Из кармана тянется.
Я кричала: «Милый, милый!»
Милый не оглянется.

Милый мой, идём до мой,
Зорька загорается.
Ой, мне рано ведь вставать,
Маменька ругается.

Дорогие девушки,
Не любите моряка.
Каждый день я ожидаю
Пароход издалека.

Милый в армию уехал
И сказал: «Не унывай,
Подыщи себе на время
И меня не забывай».

До чего я уважаю
Голубые небеса,
Потому что голубые
У милёночка глаза.

Ой, гора, гора,
Гора высокая.
Ох, любовь, любовь,
Ох, ты жестокая.

Мальчики-голубчики
Причесали чубчики,
Пригладили лобики
И сидят, как бобики.

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила.
У окошка шёл Серёжка,
Я без памяти была.

С неба звёздочка упала
На прямую линию.
Дима Валю переводит
На свою фамилию.

С неба звёздочка упала
Серебриночкой в лесу.
Милый любит иль не любит,
Обязательно спрошу.

Милый в армию уехал.
Я сказала точка.
Никого любить не буду
Эти два годочка.

Хорошо тебе, калина,
У тебя широкий лист.
Хорошо тебе, подруга,
Твой милёнок — гармонист.

У милёнка моего
Аккуратненький носок:
Восемь курочек садится
И девятый петушок.

У милёнка моего
Волосы волнистые.
Я его не заменю
На горы золотистые.

Меня сватали сваты
На сивой кобыле.
Барахло моё забрали,
А меня забыли.

Меня сватали сваты
Богатые-богатые:
Два кота, четыре кошки,
Все лохматые-лохматые.

Я любила, целовала
Своего милёнка,
На щеках две ямочки,
Как у поросёнка.

Я надела красно платье,
Новые ботинки.
Все ребята говорят,
Что я за картинка!

На мне кофта голубая,
На груди монисто.
Я советую, девчата,
Любить гармониста.

А мне милый изменил
И опять ко мне пришёл:
«Дорогая Ниночка,
Тебя лучше не нашёл!»

Серый камень, серый камень,
Серый камень – сто пудов.
Серый камень так не давит,
Как проклятая любовь.

Ты играй, гармонь моя,
Сегодня тихая заря.
Сегодня тиха зоренька,
Услышит чернобровенька.

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.

Я частушек много знаю
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

naseledushapoyot.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *