cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Олимпиады 8 класс литература – Олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему: Олимпиада по литературе для 8 класса с ответами

Олимпиада по литературе 8 класс, задания с ответами

На этой странице представлен комплект олимпиадных заданий по литературе, который можно использовать в качестве тренажера для подготовки учащихся 8 класса к участию в олимпиаде. Задания можно использовать для промежуточного контроля знаний учащихся и определения уровня их готовности к олимпиаде. Такую возможность оценит любой учитель.

Кроме этого, наш сайт поможет родителям, неравнодушным к успеваемости своих школьников. Олимпиадные задания для 8 класса дополняются правильными ответами, так что, даже если вы забыли содержание какого-то из программных произведений, вы все равно сможете проверить ребенка.

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. К жанру Устного народного творчества не относится:
А) рассказ
Б) частушка
В) предание
Г) сказка

2. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к

А) русской литературе XIX века
Б) древнерусской литературе
В) современной литературе

3. А. С. Пушкин писал о
А) восстании Степана Разина
Б) о восстании Емельяна Пугачева
В) о Гражданской войне

4. Мцыри – это
А) неслужащий монах
Б) беглец
В) каторжанин

5. Бой с барсом описал
А) А. С. Пушкин
Б) М. Ю. Лермонтов
В) Н. М. Карамзин

6. Идею «Ревизора» Гоголь взял
А) у А. С. Пушкина
Б) у М. Ю. Лермонтова
В) это история случилась с ним самим

7. “На севере диком стоит одиноко …” О каком дереве рассказывает Лермонтов в своем стихотворении?
А) о березе
Б) о плачущей иве
В) о сосне
Г) о дубе

8. Каким “цветкам степным” посвятил свое стихотворение А К. Толстой?
А) колокольчикам
Б) тюльпанам
В) василькам
Г) ромашкам

9.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?
А) сказка
Б) былина

В) народная песня
Г) поэма

10. Назовите героев исторических песен:
А) Ермак Тимофеевич
Б) Князь Потемкин
В) Емельян Пугачев
Г) М. И. Кутузов

Открытые вопросы

Вопрос 1
Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
а) Очумелов; б) Дефорж; в) Земляника г) князь Холмский; д) советник юстиции Кнап.

Вопрос 2
Кто был первым книгопечатником на Руси?

Вопрос 3
Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Вопрос 4
Определите стихотворные размеры.
А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.

Вопрос 5
Установите по приведенному ниже определению литературоведческий термин:
Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б Б А Б
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В А Г А,В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:а) А.П.Чехов «Хамелеон», б) А.С.Пушкин «Дубровский», в) Н.В. Гоголь «Ревизор», г) Н.М.Карамзин «Марфа-посадница…», д) Г.Х. Андерсен «Калоши счастья».
Ответ на вопрос 2: Иван Федоров
Ответ на вопрос 3: В. Васнецов
Ответ на вопрос 4: А — Ямб, Б — Хорей
Ответ на вопрос 5: Композиция

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Другие классы
Обновлено: , автор: Валерия Токарева

ruolimpiada.ru

Олимпиада по литературе 8 класс

Олимпиада школьников по литературе
2012-2013 учебный год

8 класс

Максимальное количество – 32 балла

Задания

Часть 1

1.

Тестовые задания по теории литературы

Выбрать определение жанра былины (обвести цифру правильного ответа)

1.Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси

2. Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или исторической личности

3. Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

Выбрать определение гиперболы

1.Один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

2. Один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

3.Один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака

Выбрать определение летописи

1.Биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью

2.Произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом.

3.Историческое повествование, которое велось по годам

4.Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях

3 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия


2 балла
(1 балл за название групп и 1 балл за верные исправления)

3. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

4 балла (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

4. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

  1. баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

5.Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.

    1. «На задних лапах я хожу ».

    2. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».

    3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

    4. «Избави, бог, и нас от этаких судей ».

    5. «Великий человек лишь громок на делах».

  1. баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

6.Определите автора, название произведения по данному отрывку:

а) «Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча? Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять».

б) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

в) «Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился. Хотя без слов,

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою…»

3 балла (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Часть 2. Творческое задание

1. Развернутый ответ на вопрос

Прочитайте фрагмент текста и ответьте на вопрос: Почему главные герои пьесы Д.И. Фонвизина носят столь «недворянские» фамилии: Простаковы и Скотинины?


Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

10 баллов (за развернутый аргументированный ответ)

Ответы:

1 вопрос

Былина — жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси;

Гипербола — один из тропов, чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

Летопись — историческое повествование, которое велось по годам.

2 вопрос

жанры

тропы

размер

рассказ, роман, басня, пословица, баллада, поэма

сравнение, метафора, аллегория, эпитет, олицетворение, антитеза, гипербола, инверсия

дактиль, хорей, анапест, ямб

3 вопрос

Самуил Яковлевич Маршак

Морис Метерлинг

Иван Андреевич Крылов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Василий Андреевич Жуковский

Иван Алексеевич Бунин

Роберт Льюис Стивенсон

Роберт Бернс

4 вопрос

а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

5 вопрос

  1. «Две собаки»

  2. «Кукушка и петух»

  3. «Лебедь, рак и щука»

  4. «Осел и Соловей»

  5. «Две бочки»

6 вопрос

  1. И.С. Тургенев «Бежин луг»

  2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

  3. М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

infourok.ru

Олимпиадные задания по литературе (8 класс)

Олимпиада по литературе в 8 классе

2015 год

I. Знание героев и авторов художественных произведений.

    1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

4) Княгиня Волконская.

2. Назовите авторов произведений.

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

II. Знание истории и теории литературы.

3. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» или «нет»:

Ритм–повторение однородных явлений через равные промежутки

Романтизм — это направление, к которому принадлежит поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Романтизм — это жанр, в котором написана поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Произведения А.Чехова «Хамелеон», И.Тургенева «Бежин луг» написаны в жанре повести

5. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол,на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин

6. Расставьте в правильной последовательности элементы сюжета:

эпилог, завязка, кульминация, экспозиция, развитие действия, развязка, пролог

7. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, —
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

8. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Ясная Поляна;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Нежин;

г) Тарханы;

д) Михайловское.

9. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

10. «Соедините» имена и фамилии писателей.

1) Михаил Юрьевич 1)Искандер

2) Фазиль 2)Чехов

3) Михаил Михайлович 3)Лермонтов

4)Антон Павлович 4)Фет

5) Афанасий Афанасьевич 5)Пришвин

III.Творческое задание.

  1. Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам:

орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе

2015 год

  1. Знание героев и авторов художественных произведений.

1.

1) А.П. Чехов «Хамелеон».

2) А.С. Пушкин «Дубровский».

3) Л.Н. Толстой «Детство».

4) Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 4 б.)

2. 1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)

II. Знание истории и теории литературы.

3.

Жанры размеры стихосложения Средства худ. выразительности

а) пословица а) ямб а) гипербола

б) рассказ б) хорей б) антитеза

в) басня в) анапест в) эпитет

г) поэма г) дактиль г) олицетворение

д) роман д) метафора

е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. – 3 б. + 1 б. за правильное название групп) (макс. – 4б.)

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» или «нет»:

Да

Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба — черты жанра, который называется ода

Да

Ритм–повторение однородных явлений через равные промежутки

Да

Романтизм — это направление, к которому принадлежит поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Да

Романтизм — это жанр, в котором написана поэма «Мцыри» М. Лермонтова

Нет

Произведения А.Чехова «Хамелеон», И.Тургенева «Бежин луг» написаны в жанре повести

Нет

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. –6б.)

5. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

Сравнение, эпитет, олицетворение

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 3 б.)

6. Расставьте в правильной последовательности элементы сюжета:

Пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 1 б.)

7. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Былина. 2) Житие. 3) Басня. 4) Пословица. 5) Загадка.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ (макс. – 5 б.)

8. а) Л.Н.Толстой, б) И.С.Тургенев, в) Н.В.Гоголь, г) М.Ю.Лермонтов, д) А.С.Пушкин.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 5 б.).

9. а) ямб, б) хорей.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. –2 б.).

10. «Соедините» имена и фамилии писателей.

1)Михаил Юрьевич Лермонтов, 2) Фазиль Искандер, 3)Михаил Михайлович Пришвин, 4)Антон Павлович Чехов, 5)Афанасий Афанасьевич Фет.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 5 б.).

Баллы за задания 1-7

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 3 балла.

3.Макс. количество – 4 балла.

4.Макс. количество – 6 баллов.

5. Макс. количество –3 балла.

6. Макс. количество – 1 балл.

7. Макс. количество – 5 баллов.

8. Макс. количество – 5 баллов.

8. Макс. количество – 2 балла.

8. Макс. количество – 5 баллов.

III.Творческое задание.

Оценка: 10 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу — 48.

infourok.ru

Олимпиада по литературе 8 класс

           Вариант 1                      Вариант 2

Задание 1.

Определите жанр произведения.

А) М. Горький «Детство»
Б) И. Тургенев «Бирюк»
В) П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Г) А. Твардовский «Василий Теркин»
Д) М.Ю. Лермотнтов. «Утес»

Задание 2.

Узнайте героя, укажите название и автора произведения.

А) Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Над морем город основался…

Б) Было что-то своё; особенное в складе смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита.

В) С пятнадцатилетнего возраста отдан я на руки стремянному Савельичу, за 1,5 трезва поведения пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.

Г) Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Д) Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил…?

Задание 3.

Определите стихотворные размеры.

А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…

Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.

Задание 4.

Соедините имена, отчества и фамилии русских писателей

Пушкин
Лермонтов
Гоголь
Некрасов
Тургенев

Николай Алексеевич
Николай Васильевич
Иван Сергеевич
Александр Сергеевич
Михаил Юрьевич

Задание 5.

Кто был первым книгопечатником на Руси?

Задание 6.

Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

      

Ответы к олимпиаде по литературе 8 класс

1.
А) повесть
Б) рассказ
В) сказ
Г) поэма
Д) стихотворение

2.
А) Петр I. «Медный всадник» А.С. Пушкин.
Б) Ася. «Ася». И.Тургенев.
В) «Капитанская дочка». (Петр Гринев). А.С. Пушкин
Г) (отец Вареньки) «После бала» Л.Н. Толстой
Д) (русский народ) «Размышления у парадного подъезда». Н.А. Некрасов.

3.
Размеры: А). — ямб; Б). — хорей.

5.
Иван Федоров.

6.
В. Васнецов.


           Вариант 1                      Вариант 2

eruditu.ru

Муниципальный этап олимпиады по литературе в 8 классе.

Олимпиада по литературе

8 класс

I. Знание текстов художественных произведений.

1.Герой какого произведения говорит «златое слово» и по какому поводу? (Максимальное количество баллов – 2 балла)

2. Кому из героев принадлежат слова. Укажите авторов и название художественных произведений, из которых приведены отрывки. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

2.1 «Мне здесь то удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали

и дванадесять язык прогнали».

2.2 «Здравы будьте, князья и дружина, заступая христиан от поганых полков! Князьям слава и дружине! Аминь…»

3. Узнай произведение по его финалу, назови автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

3.1 «Вот злонравия достойные плоды».

3.2 «- Вишь, поплелся! – пробормотал он, — да я его!..

Через полчаса он простился со мной на опушке леса».

3.3 «И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!..»

4. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев. (Максимальное количество баллов – 2 балла)

4.1 Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

4.2 …Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

II. Историко-литературные задания.

1.Что связывает Черную речку и гору Машук? (Максимальное количество баллов – 1 балл)

2. Назовите авторов произведений. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

2.1 «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь»

2.2 «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы»

2.3 «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III. Знание теории литературы.

1.Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

1.1 «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и…»

1.2 «Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться».

1.3 Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя…

2.Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?(максимальное количество баллов – 3 балла)

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

IV. Литература и другие виды искусства

1.В каких произведениях русской литературы центральной проблемой является искусство? (За каждый правильный пример – 1 балл)

V. Интерпретация художественного произведения.

Напишите рецензию на рассказ А.Грина «Словоохотливый домовой».

АЛЕКСАНДР ГРИН

СЛОВОХОТЛИВЫЙ ДОМОВОЙ

Я стоял у окна,

насвистывая песенку об Анне…

А. Хорнунг

I

Домовой, страдающий зубной болью, — не кажется ли это клеветой на

существо, к услугам которого столько ведьм и колдунов, что безопасно можно

пожирать сахар целыми бочками? Но это так, это быль, — маленький, грустный

домовой сидел у холодной плиты, давно забывшей огонь. Мерно покачивая

нечесаной головой, держался он за обвязанную щеку, стонал — жалостно, как

ребенок, и в его мутных, красных глазах билось страдание.

Лил дождь. Я вошел в этот заброшенный дом переждать непогоду и увидел

его, забывшего, что надо исчезнуть…

— Теперь все равно, — сказал он голосом, напоминающим голос попугая,

когда птица в ударе, — все равно, тебе никто не поверит, что ты видел меня.

Сделав, на всякий случай, из пальцев рога улитки, то есть

«джеттатуру», я ответил:

— Не бойся. Не получишь ты от меня ни выстрела серебряной монетой, ни

сложного заклинания. Но ведь дом пуст.

— И-ох. Как, несмотря на то, трудно уйти отсюда, — возразил маленький

домовой. — Вот послушай. Я расскажу, так и быть. Все равно у меня болят

зубы. Когда говоришь — легче. Значительно легче… ох. Мой милый, это был

один час, и из-за него я застрял здесь. Надо, видишь, понять, что это было

и почему. Мои-то, мои, — он плаксиво вздохнул. — Мои-то, ну, — одним

словом, — наши, — давно уже чистят лошадиные хвосты по ту сторону гор, как

ушли отсюда, а я не могу, так как должен понять.

Оглянись — дыры в потолке и стенах, но представь теперь, что все

светится чистейшей медной посудой, занавеси белы и прозрачны, а цветов

внутри дома столько же, сколько вокруг в лесу; пол ярко натерт; плита, на

которой ты сидишь, как на холодном, могильном памятнике, красна от огня, и

клокочущий в кастрюлях обед клубит аппетитным паром.

Неподалеку были каменоломни — гранитные ломки. В этом доме жили муж и

жена — пара на редкость. Мужа звали Филипп, а жену — Анни. Ей было

двадцать, а ему двадцать пять лет. Вот, если тебе это нравится, то она была

точно такая, — здесь домовой сорвал маленький дикий цветочек, выросший в

щели подоконника из набившейся годами земли, и демонстративно преподнес

мне. — Мужа я тоже любил, но она больше мне нравилась, так как не была

только хозяйкой; для нас, домовых, есть прелесть в том, что сближает людей

с нами. Она пыталась ловить руками рыбу в ручье, стукала по большому камню,

что на перекрестке, слушая, как он, долго затихая, звенит, и смеялась, если

видела на стене желтого зайчика. Не удивляйся, — в этом есть магия, великое

знание прекрасной души, но только мы, козлоногие, умеем разбирать его

знаки; люди непроницательны.

«Анни! — весело кричал муж, когда приходил к обеду с каменоломни, где

служил в конторе, — я не один, со мной мой Ральф». Но шутка эта повторялась

так часто, что Анни, улыбаясь, без замешательства сервировала на два

прибора. И они встречались так, как будто находили друг друга — она бежала

к нему, а он приносил ее на руках.

По вечерам он вынимал письма Ральфа — друга своего, с которым провел

часть жизни, до того как женился, и перечитывал вслух, а Анни, склонив

голову на руки, прислушивалась к давно знакомым словам о море и блеске

чудных лучей по ту сторону огромной нашей земли, о вулканах и жемчуге,

бурях и сражениях в тени огромных лесов. И каждое слово заключало для нее

камень, подобный поющему камню на перекрестке, ударив который слышишь

протяжный звон.

— «Он скоро приедет, — говорил Филипп: — он будет у нас, когда его

трехмачтовый «Синдбад» попадет в Грес. Оттуда лишь час по железной дороге и

час от станции к нам».

Случалось, что Анни интересовалась чем-нибудь в жизни Ральфа; тогда

Филипп принимался с увлечением рассказывать о его отваге, причудах,

великодушии и о судьбе, напоминающей сказку: нищета, золотая россыпь,

покупка корабля и кружево громких легенд, вытканное из корабельных снастей,

морской пены, игры и торговли, опасностей и находок. Вечная игра. Вечное

волнение. Вечная музыка берега и моря.

Я не слышал, чтобы они ссорились, — а я все слышу. Я не видел, чтобы

хоть раз холодно взглянули они, — а я все вижу. «Я хочу спать», — говорила

вечером Анни, и он нес ее на кровать, укладывая и завертывая, как ребенка.

Засыпая, она говорила: «Филь, кто шепчет на вершинах деревьев? Кто ходит по

крыше? Чье это лицо вижу я в ручье рядом с тобой?» Тревожно отвечал он,

заглядывая в полусомкнутые глаза: «Ворона ходит по крыше, ветер шумит в

деревьях; камни блестят в ручье, — спи и не ходи босиком».

Затем он присаживался к столу кончать очередной отчет, потом умывался,

приготовлял дрова и ложился спать, засыпая сразу, и всегда забывал все, что

видел во сне. И он никогда не ударял по поющему камню, что на перекрестке,

где вьют из пыли и лунных лучей феи замечательные ковры.

II

— Ну, слушай… Немного осталось досказать мне о трех людях,

поставивших домового в тупик. Был солнечный день полного расцвета земли,

когда Филипп, с записной книжкой в руке, отмечал груды гранита, а Анни,

возвращаясь от станции, где покупала, остановилась у своего камня и, как

всегда, заставила его петь ударом ключа. Это был обломок скалы, вышиною в

половину тебя. Если его ударишь, он долго звенит, все тише и тише, но,

думая, что он смолк, стоит лишь приложиться ухом — и различишь тогда внутри

глыбы его едва слышный голос.

Наши лесные дороги — это сады. Красота их сжимает сердце, цветы и

ветви над головой рассматривают сквозь пальцы солнце, меняющее свой свет,

так как глаза устают от него и бродят бесцельно; желтый и лиловатый и

темно-зеленый свет отражены на белом песке. Холодная вода в такой день

лучше всего.

Анни остановилась, слушая, как в самой ее груди поет лес, и стала

стучать по камню, улыбаясь, когда новая волна звона осиливала полустихший

звук. Так забавлялась она, думая, что ее не видят, но человек вышел из-за

поворота дороги и подошел к ней. Шаги его становились все тише, наконец, он

остановился; продолжая улыбаться, взглянула она на него, не вздрогнув, не

отступив, как будто он всегда был и стоял тут.

Он был смугл — очень смугл, и море оставило на его лице остроту

бегущей волны. Но оно было прекрасно, так как отражало бешеную и нежную

душу. Его темные глаза смотрели на Анни, темнея еще больше и ярче, а

светлые глаза женщины кротко блестели.

Ты правильно заключишь, что я ходил за ней по пятам, так как в лесу

есть змеи.

Камень давно стих, а они все еще смотрели, улыбаясь без слов, без

звука; тогда он протянул руку, и она — медленно — протянула свою, и руки

соединили их. Он взял ее голову — осторожно, так осторожно, что я боялся

дохнуть, и поцеловал в губы. Ее глаза закрылись.

Потом они разошлись — и камень по-прежнему разделял их. Увидев

Филиппа, подходившего к ним, Анни поспешила к нему. — Вот Ральф; он пришел.

— Пришел, да. — От радости Филипп не мог даже закричать сразу, но

наконец бросил вверх шляпу и закричал, обнимая пришельца: — Анни ты уже

видел, Ральф. Это она.

Его доброе твердое лицо горело возбуждением встречи.

— Ты поживешь у нас, Ральф; мы все покажем тебе. И поговорим всласть.

Вот, друг мой, моя жена, она тоже ждала тебя.

Анни положила руку на плечо мужа и взглянула на него самый большим,

самым теплым и чистым взглядом своим, затем перевела взгляд на гостя, не

изменив выражения, как будто оба равно были близки ей.

— Я вернусь, — сказал Ральф. — Филь, я перепутал твой адрес и думал,

что иду не по той дороге. Потому я не захватил багажа. И я немедленно

отправлюсь за ним.

Они условились и расстались. Вот все, охотник, убийца моих друзей, что

я знаю об этом. И я этого не понимаю. Может быть, ты объяснишь мне.

— Ральф вернулся?

— Его ждали, но он написал со станции, что встретил знакомого,

предлагающего немедленно выгодное дело.

— А те?

— Они умерли, умерли давно, лет тридцать тому назад. Холодная вода в

жаркий день. Сначала простудилась она. Он шел за ее гробом, полуседой,

потом он исчез; передавали, что он заперся в комнате с жаровней. Но что до

этого?.. Зубы болят, и я не могу понять…

— Так и будет, — вежливо сказал я, встряхивая на прощание мохнатую,

немытую лапу. — Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца; домовые

— непроницательны.

infourok.ru

Олимпиада по литературе школьный этап 8 класс

Олимпиада по литературе 8 класс (школьный этап)

2016-2017 учебный год

I. Знание текстов художественных произведений.

    1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

4) Эраст.

    1. О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.

  1. …Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

2) … Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали серебром, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.

3) … Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без луча солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…

II. Историко-литературные задания.

    1. Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

«Илиада» Гомера, «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 

    1. Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории  Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

 «Капитанская   дочка»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк  и  татарские  шаровары.

 «История  Пугачёва»

Незнакомец был  росту среднего, широкоплеч и  худощав. Черная борода его  начинала седеть. Он  был в верблюжьем армяке и  вооружён  винтовкою.  

5. Назовите авторов произведений.

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Фелица», «Памятник», » На взятие Измаила», «На победы в Италии».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

6. Назовите писателей по опорным словам, характеризующим их биографию и творчество:

1) Романтизм

Воспитатель Александра II

Баллады

Русский гимн

Перевод «Одиссеи»

«Сельское кладбище»

2) Тарханы

Байрон

Кавказ

Служба в армии

«Дума»

Дуэль

3) Волга

Петербург

Журнал «Современник»

«Я лиру посвятил народу своему»

Критика действительности

Умер в 1877 году

4) Детство в селе Спас-Угол

Царскосельский лицей

Организатор и чиновник

Журнал «Отечественные записки»

Сказки

Сатира

5) Сорочинцы

Малороссия

Петербург

Знакомство с А.С.Пушкиным

Пьеса о чиновнике

Произведения с фольклорными элементами

III. Знание теории литературы.

7. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) гипербола

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

8. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола — это…».

9. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1) Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, —
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
сзади крючок,
посередине спинка,
на спинке щетинка.

10. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол,на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю.Лермонтов.

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.Бунин

3) Печальная береза

у моего окна,

И прихотью мороза

разубрана она.

А.А.Фет

4) Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…

С.А Есенин

IV. Интерпретация художественного произведения.

 Как вы понимаете смысл этого стихотворения в прозе? Можно ли его назвать актуальным? Почему? Обоснуйте своё мнение, опираясь на свой жизненный или читательский опыт, напишите небольшое сочинение — рассуждение ( не менее 15 предложений)

 

И.С. Тургенев

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…

— А мы её… и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Ответы к олимпиаде по литературе 8 класс

2016-2017 год (школьный этап)

Знание текстов художественных произведений.

1.1) А.П. Чехов «Хамелеон».

2) А.С. Пушкин «Дубровский».

3) Л.Н. Толстой «Детство».

4) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (максимальное количество баллов – 8 )

2. 1) Андрий ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

2)Настя ( М.М.Пришвин «Кладовая солнца»)

3) Маруся (В.Г.Короленко «В дурном обществе»).

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (максимальное количество баллов – 6)

Историко-литературные задания.

3. 1).«Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век  до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

2).Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

3)Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).

4)Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 4 балла за правильный ответ (максимальное количество баллов – 16)

4. В «Истории  Пугачёва» дано деловое описание внешности  Пугачёва. Официально – деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов.

Описание внешности героя в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» — эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).

Оценка: по 4 балла за правильный полный ответ (максимальное количество баллов 8) В том случае, если учащийся называет правильно только стиль речи каждого из описаний, не указывая их особенности, задание оцениваются по 1 баллу за ответ.

5. 1) В.А. Жуковский

2) Г.Р.Державин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: по 2 балла за правильный ответ ( максимальное количество баллов- 6 )

6. 1) В.А.Жуковский

2) М.Ю.Лермонтов

3) Н.А.Некрасов

4) М.Е.Салтыков-Щедрин

5) Н.В.Гоголь

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (максимальное количество баллов 10)

Знание теории литературы.

7. Жанры размеры стихосложения Средства худ. выразительности

а) пословица а) ямб а) гипербола

б) рассказ б) хорей б) антитеза

в) басня в) анапест в) эпитет

г) поэма г) дактиль г) олицетворение

д) роман д) метафора

е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (3 б. + 3 б. за правильное название групп)

( максимальное количество баллов- 6)

8.Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении, с целью усиления выразительности сказанной мысли.

Оценка: 2 балла за правильный полный ответ ( максимальное количество баллов – 2) Неполный ответ оценивается в 1 балл.

9. 1) Былина. 2) Житие. 3) Басня. 4) Пословица. 5) Загадка.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (максимальное количество баллов – 10 )

10. 1) Сравнение. 2) Олицетворение. 3) Эпитет. 4) Метафора

Оценка: по 2 балла за правильный ответ ( максимальное количество баллов- 8)

Интерпретация художественного произведения.

1) Глубина понимания смысла произведения:

Понятен и проанализирован с примерами и комментариями — 3 балла

понятен, но не проанализирован -2 балла

Понятен частично частично — 1 балл

Не понятен — 0 баллов

( максимальное количество баллов- 3)

2) Обоснованность привлечения литературного материала (примеров из жизни)

Приведено не менее 2-ух примеров — 2 балла

Приведен 1 пример — 1 балл

Не приведено ни одного примера — 0 баллов

( максимальное количество баллов- 2)

3)Последовательность и логичность изложения

Выстроена четко и аргументированно- 2 балла

Выстроена, но есть недочеты в последовательности и логичности изложения- 1 балл

Не выстроена — 0 баллов

( максимальное количество баллов- 2)

4) Привлечение текста произведения

Текст привлекается обоснованно — 2 балла

Текст привлекается, но не комментируется -1 балл

Текст не привлекался — 0 баллов

( максимальное количество баллов- 2)

5)Умение делать выводы и обобщения

Вывод присутствует, сформулирован четко — 2 балла

Вывод подразумевается, но не сформулирован- 1 балл

Вывода нет — 0 баллов.

( максимальное количество баллов- 2)

6) Речевое оформление:

Стилевое единство работы:

На высоком уровне — 2 балла

Частично — 1 балл

Не наблюдается — 0 баллов

Точность формулировок и словоупотребления:

На высоком уровне /0-1 речевая ошибка — 2 балла

Частично /2-3 речевые ошибки — 1 балл

Не наблюдается / более 3-х речевых ошибок — 0 баллов

Речевая грамотность

0-1 речевая ошибка- 2 балла

2-3 речевые ошибки — 1 балл

Более 3-х речевых ошибок — 0 баллов

( максимальное количество баллов- 6)

7) Орфографическая и пунктуационная грамотность (ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки — 5 баллов

3 ошибки — 4 балла

4 ошибки — 3 балла

5 ошибок — 2 балла

6 ошибок -1 балл

7 ошибок и более — 0 баллов

( максимальное количество баллов- 5)

Максимальное количество баллов за задание — 20

Максимальное количество баллов за всю выполненную работу — 100

infourok.ru

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. (2*2 б.=4 балла)

    2. Дайте определение термину: «Гипербола — это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*4 б.=8 баллов).

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

       Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

    2. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены (12 баллов).

1)

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

2)

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

3)

Любишь кататься, люби и саночки возить.

4)

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

2-й уровень

2.1. Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы:

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10=20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

Всего 100 баллов

Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е. Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ  (макс. – 8 б.)

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури — социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3  балла  за правильный ответ (макс. – 12 б.)

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Комментарий к заданию

Автор размышляет в этом произведении над одним из вечных вопросов: «Если природа (живое существо) и человек способны одинаково чувствовать тревогу, боль, радость, тоску и т.д., то где та грань, которая их разделяет, делает чуждыми друг другу?» Именно благодаря глубине философского обобщения в этом произведении И.С. Тургенева обычная бытовая сцена превращается в серьезное размышление о жизни.

Повторы слов «тоже», «тот же», «та же», «то же» создают художественный образ тождественности эмоционального мира человека и животного.

Риторические вопросы, восклицательные предложения, многоточия, подача фраз отдельными блоками (внутренний монолог) делают «немую сцену», изображенную в произведении живой и эмоционально насыщенной.

Мотивы единичности и парности в тексте произведения взаимодействуют как художественный прием, благодаря которому писатель изображает два разных существа духовно близкими друг другу.

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *