cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Односоставные и двусоставные предложения 8 класс – Односоставные предложения — урок. Русский язык, 8 класс.

Односоставные предложения — урок. Русский язык, 8 класс.

Предложения делятся на двусоставные, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, и односоставные, грамматическая основа которых состоит только из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.

 

Односоставные предложения, как и двусоставные, могут быть распространёнными и нераспространёнными.

 

Односоставные предложения делятся на две группы:

  • с главным членом — подлежащим,
  • с главным членом — сказуемым.

Пример:

«Тишина». «Ночь». «Какая ночь!» «Дым костра».

«Вечереет». «Цыплят по осени считают» (Пословица). «Откройте дверь!»

Односоставные предложения с главным членом — подлежащим

Назывные (номинативные) предложения — это такие односоставные предложения, в которых главный член, подлежащее, обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочетанием числительного с существительным. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы, названные главным членом, существуют.

Пример:

«Первое сентября». «Школа». «Торжественная линейка».

Назывные предложения с частицами вот, вон имеют указательное значение.

Пример:

«Вот моя деревня;
Вот мой дом родной»... (И. Суриков)

Односоставные предложения с главным членом — сказуемым

Односоставные предложения с главным членом — сказуемым неодинаковы по структуре сказуемого. Выделяются три вида:

 

1. определённо-личные предложения.
2. Неопределённо-личные предложения.
3. Безличные предложения.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.

Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме \(1\)-го или \(2\)-го лица изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении. В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо.

Пример:

«Иду (я), смотрю по сторонам». «Держите (вы) вора!»

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом.

Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме \(3\)-го л. мн. ч. настоящего или будущего времени, или в форме мн. ч. прошедшего времени, или глаголом условного наклонения.

Пример:

«В дверь осторожно постучали (пр. вр.)». «Звонят (наст. вр., \(3\)-е л.)»! «Разрешили бы (усл. накл.) мне сесть за руль»...

3. Безличные предложения

Безличные предложения называют действие или состояние, которое совершается без участия действующего лица. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

Пример:

«Вечереет». «Скучно, мама». «Об этом надо знать всем».

  

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

  

Безличный глагол; безличный глагол \(+\) инфинитивСветает. Мне не спится. Мне не хочется есть
Личный глагол в безличном значенииТерпко пахнет полынью. На улице таяло
Слова состояния; слова было, стало \(+\) слово состоянияТемно и страшно. Мне стало грустно
Слова нет, не было; краткое причастиеВ классе нет никого. В кабинете накурено
Инфинитив; слова надо, можно, нельзя... \(+\) инфинитивНам не забыть таких сражений... (М. Лермонтов) Нам надо спешить

 

Некоторые учёные выделяют четвёртый тип односоставных предложений — обобщённо-личные. Эти предложения называют такое действие, которое относится к широкому кругу лиц.

Пример:

«Прожитых лет не воротишь» (И. Сурков).

«Дни поздней осени бранят обыкновенно...» (А. Пушкин)

«На чужой роток не накинешь платок» (Пословица).

К обобщённо-личным предложениям относят пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

Источники:


Гаврилина М. «Русский язык: 8 класс. Практика». 2006. — 372 с.

www.yaklass.ru

Виды односоставных предложений. Таблица с примерами.

Двусоставные предложения

Главным отличием двусоставного предложения от односоставного является  наличие подлежащего и сказуемого. То есть в нем имеются оба главных члена.

Примеры:

Сегодня Роман не выполнил домашнее задание.

Наступила осень.

Отогревшись, божья коровка выползла на камень.

Односоставные предложения

Имеют лишь один из главных членов предложения. Они имеют законченную мысль и понятны вне текста.

Примеры:

Берег озера.

Вечерело.

Зимой поеду в горы.

Виды односоставных предложений схема и таблица с примерами

Односоставные предложения делятся на две группы в зависимости от того, какой из главных членов присутствует. Если это подлежащее, то оно будет назывным, если сказуемое, то тогда может быть одним из 4-х видов: определённо-личное, неопределённо-личное, безличное и обобщённо-личное (последний вид выделяется не всеми лингвистами, иногда говорят о значении обобщённости у определённо-личных и неопределённо-личных предложений).

Схема видов односоставных предложений.

Итак, есть пять видов:

В нашей общей таблице мы объединим все виды.

Односоставные предложения. Таблица с примерами.

В речи односоставные и двусоставные предложения вступают в синонимические отношения: мы можем передать одну и ту же мысль разными синтаксическими конструкциями, то есть синтаксическими синонимами.

Например:

Наступил вечер. (Двусоставное).

Вечер. (Односоставное назывное).

Вечереет. (Односоставное безличное).

Односоставные предложения видео

Конспект урока 8 класс

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Тема:

Предложения двусоставные и односоставные (разных видов) как синтаксические синонимы.

Цели урока:

  • обобщение изученного материала по односоставным предложениям;
  • отработка умения определять виды односоставных предложений, употреблять в речи двусоставные и односоставные, разных видов в качестве синонимичных конструкций;
  • развитие умения работы в парах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний. 

  1. Проверка домашнего задания.

    Ученик у доски заполняет таблицу «Виды односоставных предложений», приводит примеры.

    В это время – проверка письменного домашнего задания: выборочно несколько работ проверяет учитель; один ученик читает вслух, все проверяют.

    Ответ учащегося по таблице (класс участвует: приводят примеры из домашнего задания, придумывают свои).

    Создание проблемной ситуации:

    -Для чего используются в речи односоставные предложения?

    -Можно ли заменять двусоставные односоставными (и наоборот)? Будет ли при этом меняться значение?

    Это – тема нашего сегодняшнего урока.

    (Объявление темы, обратить внимание на организацию работы на уроке: работа в парах).

  2. Задания (распечатаны по количеству пар):

    (Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)

    Ответы по карточкам:

    Вариант 1: Мне хочется научиться кататься на коньках. Пете вчера нездоровилось. Детям не хочется возвращаться домой из лагеря.

    Вариант 2: В лагере из-за угрозы эпидемии запрещено навещать детей. Было приказано объявить карантин. Рекомендовано  всем пользоваться  марлевыми повязками.

    Вариант 3: Снег укрыл озимые.- Снегом укрыли озимые. – Снегом укрыло озимые. Песок потушил огонь. – Песком потушили огонь. – Песком потушило огонь. Взрыв уничтожил здание.- Взрывом уничтожили здание. – Взрывом уничтожило здание.

    Вариант 4: В окно дует. В трубе воет. Где-то грохочет.

    Вариант 5: Тебе весело. Тебе видно надпись? Можно мне позвонить?

    Вариант 6: Вам меня не убедить. Тебе на собрании выступать первым. Нам бы побеседовать с тобой перед уроком.

    На выполнение заданий отводится 3-5 минут. 4-е и 5-е задания можно дать более слабым ученикам, 3-е – сильным. При проверке один ученик из пары записывает один пример на доске, второй – читает все предложения, отвечает на вопрос об их значениях. Класс записывает пример с доски.

    Учащиеся делают вывод: в языке существуют синонимические конструкции – односоставные и двусоставные предложения, они имеют различия в оттенках значений, и это надо учитывать.

  3. «Конструктор»: из двух простых предложений строим одно сложное (продолжение работы в парах).

    Два ученика выходят к доске и записывают по одному предложению, которые диктует учитель. Подчеркивают главные члены, определяют вид (двусоставное или односоставное, если односоставное, то какое именно). Строим сложное: один ученик записывает (и с ним весь класс), объясняя встретившиеся орфограммы, второй строит схему и записывает его характеристику.

    Образец:


    Середина января. – односоставное, назывное. Все предложение является подлежащим.

     На полях почти нет снега. – односоставное, безличное. Сказуемое состоит из двух слов: нет снега.
    Середина января, а на полях почти нет снега. [  ], а  [  ].
    Сложное, состоит из двух простых, 1-е – односоставное, назывное, 2-е – односоставное, безличное.

    Вот новое здание детского сада. Рядом с ним строят стадион.

    Луну закрыло огромным лохматым облаком. Начался проливной дождь.

    Утром поедешь в город. Обязательно купи сборник сканвордов.

    Поздняя осень. Вечереет и тянет прохладой.

    Подводим учащихся к разрешению проблемной ситуации, к выводу: какую роль играют односоставные предложения в речи, для чего они используются?

    (Создают разнообразие форм выражения мысли; нет повторения сходных конструкций; речь становится яркой и выразительной).

  4. Наблюдения над приемами создания выразительности в художественном тексте (отрывки предварительно записаны на закрытой части доски).

    Подуло холодком

    От подступившей тучи.

    И чернотой ее

    В природе все затмилось.

    Вдруг молнии копье,

    Блеснув, переломилось.

     

    За рекой осыпается лес.

    Пожелтело за лесом болотце.

    И в осенней лазури небес

    Журавлиная ниточка вьется.

    Посмотри и послушай, мой друг,

    Как кричат эти мудрые птицы,

    Улетая на солнечный юг,

    Чтоб на север потом возвратиться.

    О чем эти стихи? Какой художественный прием в них используется? (Метафора). Какие предложения используются? (Односоставные и двусоставные, в первом отрывке –  безличное, во втором – безличное как часть сложного

    ).

    Вывод по уроку:

    использование односоставных предложений делает речь ярче и выразительнее, помогает избежать повторений, поэтому мы находим их в художественных текстах; при использовании синонимичных предложений нужно быть внимательными, так как меняются оттенки значений.
  5. Итоги урока, оценивание, рефлексия.

    Домашнее задание: упр. 141 (подготовка к уроку развития речи). Прочитайте текст. Почему он так называется?  Выполните задания:

    Текст упражнения 141

olgadyachenko.ru

Конспект урока русского языка в 8 классе "Односоставные и двусоставные предложения. Виды односоставных предложений"

ТЕМА: «ОДНОСОСТАВНЫЕ И ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

Фундаментальное понятие: порядок и хаос

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала и закрепления первичных знаний.

ОБЩАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для формирования умения различать односоставные и двусоставные предложения, типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам.

ТДЦ:

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ:

  • развитие критического мышления учащихся;

  • развитие информационной компетентности учащихся;

  • развитие навыка самостоятельной работы по овладению новым материалом; умения ставить перед собой учебную задачу и решать её; оценивать свои знания;

  • совершенствование умения выполнять тестовую работу.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично-поисковый, исследовательский

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: сочетание индивидуальной и фронтальной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ: урок проводится в режиме технологии развития критического мышления

ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ФОРМА ДИАГНОСТИКИ: самоконтроль

Ход урока

Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть

не может, а один человек этого не знает

(Альберт Эйнштейн)

  1. Орг. момент Слово учителя. Создание положительного настроя.
    Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам Эйнштейна: «Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает». Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке всё решает 99% пота и только 1% таланта. Потрудимся!

Записываем число, вид работы в тетради.

  1. Вызов. АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Учитель: Перед вами на доске набор предложений. Они хаотично расположены. Задача: привести предложения в порядок.

Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал.

Гроза утихла.

Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!

Ты хочешь знать, что делал я на воле?

Ты перенесть меня вели в наш сад!

Потом его в степи без чувств нашли.

Кто видеть мог?

Лунный блеск.

Благодарю Вас!

Учитель: При этом возможны разные варианты классификации: по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по структуре.

Затем учитель предлагает свой порядок предложений – по количеству главных членов.

  • Вопрос к классу: По какому принципу предложения разделены на две группы?

  • Запись темы урока.

  • Задание классу: Попробуйте сформулировать цель урока. (Научиться отличать односоставные предложения от двусоставных).

  • Учитель дополняет: Наша задача сегодня - посмотреть, какие виды односоставных предложений бывают, научиться их определять, понаблюдать за этими предложениями в текстах, попробовать самим составить односоставные предложения.

  • Вопрос к классу: Для чего нам это необходимо? И самое главное – без изучения этой темы нельзя будет понять следующую.

  1. Осмысление: ученики анализируют материал, выдвигая различные гипотезы. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО.

  • Задание классу: Найдите главные члены предложений, расположенных на доске. Сделайте вывод (односоставные предложения – это предложения с одним главным членом: подлежащим или сказуемым)

  • Задание классу: на карточке в первом задании даны предложения, отметьте номера только тех, которые являются односоставными. Что для этого нужно сделать?

  1. Шесть лет войны запомнил шар земной.

  2. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

  3. Героя в бой водила песня.

  4. Танк, почерневший в объятьях пожара.

  5. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

  6. Пахнет вербой и смолою.

Результаты проверяем по ключу: 2,4,5,6

Задание классу: пользуясь параграфами … вашего учебника, сверните информацию в таблицу:

Вид односоставного предложения.

Способ выражения грамматической основы

Пример

Задание классу: на карточке в задании № 2 даны односоставные предложения. Определите их вид. Что для этого нужно сделать? Создание алгоритма.

 

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

3. Определяем форму глагола.

1) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)

2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев)

3) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)

  1. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)

  2. Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья. (А. Фет)

  1. Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

Текст №1. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Постройте треугольник по стороне, прилежащему к ней углу и высоте, проведенной к этой стороне. В решение запишем:

  1. Построим угол ХАY, равный данному углу hk.

  2. Затем отложим на луче АХ отрезок АВ, равный данному отрезку P1Q1

  3. Для построения вершины C искомого треугольника заметим, что расстояние от точки С до прямой АВ должно равняться P2Q2.

Текст №2. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

Приезжай, милый дедушка. Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сиротину несчастную, а то меня тут колотят. А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков.

( А. П. Чехов «Ванька»)

Текст № 3. Задание: определите стиль текста. Найдите односоставные предложения, определите их вид.

Картина рассказывает о людях Ленинграда в суровые дни блокады. Глядишь на картину и мысленно представляешь голодный и холодный Ленинград 1942 года, его гордых защитников. Они собрались в зале филармонии послушать музыку. Переносишься воображением сюда, в зал. Концерт в осаждённом Ленинграде. Измождённые лица людей. Всматриваешься в них и поражаешься способности измученных голодом и холодом людей зачарованно слушать музыку. Она покорила этих суровых людей. Смотришь на картину и чувствуешь могучее дыхание оркестра, покорившее зал.

Вывод: односоставные предложения используются во всех стилях речи, придают речи краткость, экспрессию, динамику, живые разговорные интонации, выносят на первый план действие, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.

  1. Рефлексия. Итак, вернёмся к эпиграфу урока. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? Выполним тест.

  1. Определённо-личное предложение – это односоставное предложение…

    1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

    2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

    3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

    4. С одним главным словом – подлежащим.

  1. Неопределённо-личное предложение – это односоставное предложение

  1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

  2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

  3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

  4. С одним главным словом – подлежащим.

  1. Безличное предложение – это односоставное предложение …

  1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

  2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

  3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

  4. С одним главным словом – подлежащим.

  1. Назывное предложение – это односоставное предложение …

  1. Со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени;

  2. Со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица;

  3. Со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего;

  4. С одним главным словом – подлежащим.

  1. Найдите определённо-личное предложение.

  1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)

  2. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)

  3. Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

  4. По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)

  1. Найдите неопределённо-личное предложение.

  1. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)

  2. Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

  3. Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)

  4. Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)

  1. Найдите безличное предложение.

    1. Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

    2. Не спится, няня. (А. Пушкин)

    3. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

    4. Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)

  1. Найдите назывное предложение.

  1. Вот старый глухарь с облинялым крылом в кусту завозился. (Н. Некрасов)

  2. Вот мельница. (А. Пушкин)

  3. Вот капля, как шляпка гвоздя, упала… (И. Бунин)

  4. Подойти к брату было страшно. (М. Горький)

  1. Укажите верную характеристику предложения: Люблю ранним утром побродить по лесу.

  1. Определённо-личное

  2. Неопределённо-личное

  3. Обобщённо-личное

  4. Безличное

Сравните результаты с ключом:

  1. 2

  2. 1

  3. 3

  4. 4

  5. 1

  6. 3

  7. 2

  8. 2

  9. 1

Учитель: Посмотрим на предложения, которые в начале урока мы пытались привести в порядок. Найдите односоставные предложения. Определите их вид.

Учитель: Оцените свой уровень усвоения новой информации и сформулируйте для себя домашнее задание.

  1. Я понял тему и умею определять виды односоставных предложений.

  2. Я понял тему, но затрудняюсь в определении видов односоставных предложений.

  3. Я не понял тему и не умею определять виды односоставных предложений.

  1. Учить таблицу, составить свои примеры односоставных предложений.

  2. Учить таблицу, выполнить тестовые задания № 5-9.(или карточка № 5)

  3. Учить таблицу, разбирать данные в учебнике примеры.

Повсюду лунный блеск.


1. Люблю дымок спалённой жнивы.
2. Восхищаешься чугунным узором оград.
3. Красуйся, град Петров!
4. Ведут ко мне коня.
5. Потом его в степи нашли.
6. Нет уз святее товарищества.
7. Вам не видать таких сражений.
8. Раннее утро.

 

 

infourok.ru

Тренировочные и тестовые задания "Односоставные и двусоставные предложения"(8 класс)

Односоставное и двусоставное предложение (8 класс)

Упражнение 1. Пройдите путь от станции к станции: 1. «Двусоставные и односоставные предложения», 2. «Предложения определенно – личные», 3. «Предложения неопределенно – личные», 4. «Безличные предложения», 5. «Назывные предложения». Начните движение с привокзальной площади станции «Двусоставные и односоставные предложения»( т.е изучите теоретический материала, выполните тренировочные задания).

Станция «Двусоставные и односоставные предложения»

Задание 1. Изучите теоретический материал и выполните упражнение.

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, оба эти члена предложения необходимы для понимания смысла предложения. Например: Молодые деревья раньше желтеют. (Пришв.)

В односоставном предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), второй главный член не нужен для понимания смысла предложения. Например: Пойте и любите наши песни!(М.А.)

Задание 2. Определите двусоставное или односоставное предложение

  1. Кипела вода штормовая.(Жар.)

  2. О камни плещется зеленая вода. (Гриб.)

  3. Слышите громовые раскаты?(А.Собол.)

  4. Буду ждать в погоду, в непогоду.(Бун.)

  5. Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.(Смел.)

  6. А сороки- белобоки поскакали по полям(К.Ч.)

  7. Храбрость-это до конца осознанная ответственность.(Павл.)

  8. На землю влажно ложатся сумерки апреля.(Дуб.)

  9. Осторожно штору приоткрою.(М.А.)

  10. Июнь. Пора экзаменов.

Станция «Предложения определенно – личные»

Задание 1. Изучите теоретический материал и выполните упражнение.

Определенно – личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа (я, мы; ты, вы). Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на лицо и число местоимений, подлежащее в таких предложениях не обязательно, например: 1) Иду вперед с надеждою веселой(Барат.) 2) Не спугни очарованье этих тихих вечеров.(Матус.) 3) Не забывай родные дали, родных небес простор и высь.(Матус.) 4) Уважайте в себе и других человеческую личность.(Пис.). Определенно – личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

Задание 2. Определите вид простого предложения, укажите, чем выражен главный член предложения

  1. Почитай, когда будет время, хорошо? А потом, если захочешь, поговорим. (Гайд.)

  2. Посмотри, милый друг, на сады, на широкие нивы.(Долм.)

  3. Без совести и при большом уме не проживешь.(М.Г.)

  4. Тополь рукой мохнатой в наше стучит окно.(Матус.)

  5. Обожаю всяческую жизнь.(Маяк.)

  6. Старайся дать уму как можно больше пищи. (Л.Т.)

  7. Синь то дремлет, то вздыхает. (Ес.)

  8. Несите твердою рукой святое знамя жизни новой.(Плещ.)

  9. Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех.(Исак.)

  10. Еще люблю, еще томлюсь

Перед всемирной красотою

И ни за что не отрекусь

От ласк, ниспосланных тобою. (А.Фет)

Станция «Предложения неопределенно – личные»

Задание 1. Изучите теоретический материал и выполните упражнение

Неопределенно – личные предложения это односоставные предложения со сказуемым –глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего, прошедшего и будущего времени, например: 1) Спали коротко, крепко, чутко, много думали, ели мало.(М.А.) 2) Что новенького в газете пишут?(Шол.)В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

Задание 2. Определите вид простого предложения, укажите, чем выражен главный член предложения

  1. Помнят всегда и везде победный год наш сорок пятый.(Долм.)

  2. Возьмут какую-нибудь тряпку, лоскутик,…куклу сделают - ай-ай, бай-бай.(Гайд.)

  3. Шум умножился. Били в набат.(П.)

  4. Лишь горсть дождинок обронила скупая тучка на лету.(С.См.)

  5. Ночной грозы угомонился гром.(Дуб.)

  6. Шумят на просторе весенние воды.(Саян.)

  7. Пете уже разрешали гулять возле дома.(В.Кат.)

  8. День и ночь на корабле бдительно следят за состоянием погоды.(Гонч.)

  9. Его везли из крепости, из Бреста.(Сим.)

  10. Родины себе не выбирают.(М.А.)

Станция «Безличные предложения»

Задание 1. Изучите теоретический материал и выполните упражнение

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например: 1) Опалило ивушку грозою(Шв.) 2) Стемнело. Подмораживает .Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным, составным глагольным или составным именным.

Безличные предложения разнообразны не только по своей форме, но и по значению. Часто они сообщают о различных состояниях природы или людей и животных, например: 1). Совсем замело. 2) Меня знобит. В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающее, кто именно испытывает то или иное состояние.

Безличные предложения чаще всего употребляются в живой речи.

Задание 2. Определите вид простого предложения, укажите, чем выражен главный член предложения.

  1. Золотым лучом деревню облило.(А.Майк.)

  2. Становилось все светлее и светлее.(Л.Т.)

  3. Мне не сиделось.(Гайд.)

  4. Запахло сыростью.(Гайд.)

  5. В туманной дали не видно земли. (Жар.)

  6. А рядом кто-то сидел и мечтал(Матв.)

  7. Я воспитан природой суровой.(Заб.)

  8. Когда вечереет и смеркается, подмораживает и дует в окно, хочется сесть с самоваром у камина и мечтать о теплом солнце и радостном утре.

  9. И хотя не спится, но приятно само ощущение покоя. Просто легко дышится.

  10. Нельзя жить только старой славой. (Н.О)

Станция «Назывные предложения»

Задание 1. Изучите теоретический материал и выполните упражнение

Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.

Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем, например: 1) Июнь. Пора экзаменов. 2) Рассвет. Красные лучи солнца.

С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд.(Н.)

Назывные предложение употребляются преимущественно в художественной литературе , в газетных и журнальных статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно вначале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку, например: Яркие голубые дни. Синее море. Знойный полдень.

Задание 2. Определите вид простого предложения, укажите, чем выражен главный член предложения

  1. Жаркий день поздней осени.(Кор.)

  2. Комната, все еще называемая детской. Май. Скоро рассвет.(А.Ч.)

  3. Едем бором, сосновыми лесами.(Бун)

  4. Ласковый ветер апреля летит по дорогам земли.(Исак.)

  5. Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря! Заря! (А.Фет)

Односоставные предложения. Проверочный тест

1. Найдите односоставные предложения

А. Приветствую тебя, родной Ямал.

Б. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.

В. Уже не свидимся больше.

Г. Оленеводам повезло.

2.Найдите односоставные безличные предложения

А. Срочно выполни это поручение!

Б. Сильный ветер раскидал скирды сена.

В. На небе не было еще видно первых звезд.

Г. Раненому было значительно лучше.

3.Найдите определенно – личное предложение

А. Грохотало на земле и на небе.

Б. Морщины не сотрешь с лица.

В. Видишь ли вдали ту карликовую березку?

Г. Тишина. Полоска света.

4.Найдите неопределенно – личное предложение

А. Не гляди с тоской на дорогу…

Б. В лесу было тихо.

В. На снегу были заметны волчьи и заячьи следы.

Г. В юности часто стремятся кому-нибудь подражать.

5.Найдите обобщенно-личные предложения

А. Пашню пашут, так руками не машут.

Б. В городе уцелели все дома.

В. Снявши голову, по волосам не плачут

Г. В переднем углу – печка.

6.Найдите безличные предложения

А. Нет, ребята, спать пора.

Б. Снег шершавый, кромка льда.

В. Нужно было разрушить эту страшную таинственность.

Г. Впрочем, в городе и воды – то нет.

7.Найдите определенно – личные предложения

А. И проснулся он до срока с чувством редкостным.

Б. Дай ему мой заячий тулуп.

В. И не каждый день сбивают из винтовки самолет.

Г. Прошу не умничать, -сказал я своему дядьке.

Односоставные предложения. Самостоятельная работа

1 вариант

1.Подчеркните грамматическую основу. Определите вид простого предложения

1.Отыскать эту аллейку оказалось нелегко.

2.Окно закроем, холодом и ветром вагон проветрив.

3.Жаркий день поздней осени.

4.Травою запахло душистою.

5.С некоторых крыш не успели сбросить снег.

6.России суждено сказать новое слово.

7.Не хочется забывать вчерашний длинный день.

8.Пете уже разрешали гулять возле дома.

9.Не спугни очарованья этих тихих вечеров.

10.Его везли из крепости, из Бреста.

2. Укажите сложное предложение с односоставным предложением.

1.Воздух так чист, что видна каждая веточка.

2.А туман до того затопляет окрестность, что хоть лодку бери и плыви к нему.

3.Было тепло и, несмотря на большое количество людей, очень тихо.

4.Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

  1. вариант

1. Подчеркните грамматическую основу. Определите вид простого предложения

1.О жизни думать не устану.

2.Спали коротко, крепко, чутко, много думали, ели мало.

3. Стук сосулек непрочных и веских.

4.Опалило ивушку грозою.

5.Нет ничего счастливей беспричинного счастья.

6. Быть грозе великой.

7. Пронесем сквозь года нашим песням верность!

8.День и ночь на корабле бдительно следят за состоянием погоды.

9.Человеку холодно без песни.

10.Нельзя жить только старой славой.

2. Укажите сложное предложение с односоставным предложением

1.По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

2.В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, перешел на философский факультет.

3.Помню время, когда работа на заводе приостановилась и отец уехал из дому искать счастье.

4.Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства

infourok.ru

Типы односоставных предложений. Односоставные предложения в отличие от неполных

Цель урока – рассказать о разновидностях односоставных предложений, их особенностях и структуре.

Односоставными называются предложения, у которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена. Односоставные предложения разделяются на две группы: предложения с главным членом – подлежащим и предложения с главным членом – сказуемым.

Если говорить точнее, то главный член предложений первой группы сходен с подлежащим, а главные члены предложений второй группы похожи на сказуемое двусоставного предложения.

Рис. 1. Группы простых предложений (Источник)

Типы односоставных предложений

В определенно-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.

Глагол 1-го л. ед. ч. изъяв. накл. – Снова вижу знакомый город.

Глагол 2-го л. ед. ч. изъяв. накл.– Помнишь тот осенний вечер?

Глагол 1-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Не забудем вашей доброты.

Глагол 2-го л. мн. ч. изъяв. накл. – Зайдете завтра за зарплатой?

Глагол 2-го л. ед. ч. повелит. накл.– Думай хорошенько!

Глагол 1-го л. мн. ч. повелит. накл. – Пойдемте в кино!

Глагол 2-го л. мн. ч. повелит. накл. – Зайдите ко мне обязательно!

Эти предложения сообщают о действиях или других признаках человека, и человека определенного. Личное окончание глагола уже несет информацию о субъекте действия, поэтому обозначать ее другими средствами не нужно. Именно поэтому, несмотря на то что слово, обозначающее субъект действия, в предложении отсутствует, определенно-личные предложения являются полными, поскольку информации, содержащейся в них, достаточно для понимания смысла предложения без привлечения дополнительного контекста.   

Думаю, что видел привидение.

  1. Думаю – определенно-личное предложение, сказуемое выражено глаголом 1 лица, ед.ч.,
  2. что видел привидение – двусоставное неполное – видел – так как подлежащее выражено глаголом прош. вр. ед. ч.

В неопределенно-личных предложениях главный член выражается глаголом 3-го лица мн. числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени в изъявительном наклонении и аналогичной формой условного наклонения глагола.

Глагол 3-го л. мн. ч. изъяв. накл. – В городе много говорят о местных привидениях.

Глагол 3-го л. ед. ч. повелит. накл. – Пусть говорят!

Глагол мн. ч. прош. вр. изъявит. накл. – Вам звонили из деканата.

Глагол мн. ч. условн. накл. – Если бы мне заранее сказали, я бы подождал.

В неопределенно-личных, как и в определенно-личных предложениях, сообщается о действии человека, но при этом в центре внимания находится само действия, а субъект его не важен, он неопределенный – либо вообще неизвестен, либо неинтересен, неважен.   

В дверь постучали – какие-то неизвестные люди;

Вам звонили из деканата – сотрудники деканата.

Неопределенно-личные предложения надо отличать от неполных двусоставных предложений, у которых сказуемое стоит в тех же формах.

Мы хотели дозвониться, но нам не ответили. Тогда снова стали звонить.

  1. Мы хотели дозвониться, но нам не ответили. Предложение сложносочиненное, первая часть – двусоставное, полное, нераспространенное; вторая часть – односоставное, неопределенно-личное, полное, распространенное.
  2. Тогда снова стали звонить. Предложение двусоставное, неполное (из контекста ясно, что стали звонить мы), распространенное.

В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое может относиться ко всем вместе и к каждому в отдельности. Субъект такого действия называется обобщенным.

В обобщенно-личных предложениях главный член выражен

* глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения (то есть по структуре такие предложения похожи на определенно-личные предложения):

Лучше скажи мало, но хорошо.

Что имеем – не храним; потерявши – плачем.

Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим. (К. Прутков)

*или глаголом в форме 3-го лица множественного числа изъявительного наклонения (такие предложения похожи на неопределенно-личные).

После драки кулаками не машут. (посл.)

Снявши голову, по волосам не плачут. (посл.)    

Главный член безличного предложения выражен глаголом в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения или в условном наклонении).

Формальной особенностью безличного предложения является то, что в него не может быть введена форма именительного падежа существительного или местоимения.

Глагол 3-го л. ед. ч. изъявит. накл. – Веет прохладой и сыростью.

Глагол ср. рода. ед. ч. прошед. вр. изъявит. накл. – Хотелось чего-то праздничного, яркого.

Глагол ср. рода. ед. ч. условн. накл. – Если бы только повезло мне сегодня, я бы учился на одни пятерки!

Ввиду важности темы, представим подробнее способы выражения главного члена.

Способы выражения главного члена:

- безличный глагол: Светает;

- личный глагол в значении безличного: От нее пахло чудесными духами;

- неопределенная форма глагола: Я выйду в пять, чтобы не опоздать;

- глагол «быть» и слово «нет» в отрицательных предложениях: Выхода нет;

- именная часть сказуемого может быть выражена кратким страдательным причастием и наречием: Как много было сделано! Становилось свежо;

- глагол в безличной форме + инфинитив: Уже стало темнеть;

- глагол-связка «быть» в безличной форме + слово категории состояния + инфинитив: Всем было жаль уезжать;

- сочетание слов надо, можно, пора, необходимо + инфинитив: Можно уходить.

Главный член назывного предложения выражается формой именительного падежа имени существительного или словосочетанием, содержащим слово в именительном падеже.

Деревня. Речка. Танюша. Горе. Громкий плач.

В назывных предложениях сообщается о существовании, наличии чего-либо.

 

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Тесты Односоставные предложения (Источник). 

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Розенталь Д.Э. и др. Справочник (Источник). 
  2. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина (Источник). 
  3. Все об односоставных предложениях (Источник). 
  4. Презентация «Односоставные предложения» (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Посмотрите презентацию «Односоставные предложения» (Источник). Составьте небольшой рассказ об односоставных предложениях (устно).
  2. Сделайте тесты (Источник). 

interneturok.ru

Односоставные предложения 8 класс

Повторение односоставных предложений

Цели урока:

  1. Закрепить представление об односоставных предложениях с главным членом сказуемым.

  2. Отработать навыки различения двусоставных и односоставных предложений.

  3. Развивать речевую культуру учащихся.

  4. Прививать интерес к искусству, живописи.

Ход урока:

І. Организационный момент

Задача учителя-обеспечить благоприятную обстановку для работы на уроке.

ІІ. Слово учителя

Задача учителя- обеспечить восприятие и первичное запоминание изученного. Сегодня на уроке мы повторим сведения об односоставных предложениях, приведем примеры их употребления в речи, выполним упражнения, решим тест по теме.

Правило. Предложение-основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или читающему. Для предложений характерна смысловая и интонационная законченность, так как они представляют собой отдельные высказывания. Простые предложения по строению грамматической основы бывают двусоставные и односоставные.

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов-подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного члена (подлежащего и сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

По форме главного члена односоставные предложения делятся на две основные группы:

  1. С главным членом-сказуемым,

  2. С главным членом-подлежащим.

Сравните, например: 1) Вечереет. Морозит и 2)Вечер.Мороз.

Как и двусоставные, односоставные предложения могут быть нераспространенными и распространенными; сравните,например: Морозит и С утра морозит; Вечер и Тихий вечер.

ІІІ Работа по таблице

Какие предложения называются определенно-личными? Определенно-личные предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица. Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определенно указывают на лицо и число местоимений (я,ты,мы,вы), подлежащее в таких предложениях не обязательно,например:1)Люблю грозу в начале мая.2)Уходим завтра в море.3)Не из Москвы ли будешь?4)Чему смеетесь?Над собой смеетесь!5)Выберите себе книгу по вкусу.6)Пойдемте в сад.Не жалею,не зову,не пачу...Определенно-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

2.Какие предложения называются неопределенно-личными? Неопределенно-личными предложения-это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени, например:1) Что новенького в газетах пишут?2)В дверьпостучались.В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые их производят. Они мыслятся неопределенно.Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

3.Какие предложения называются безличными? Безличные предложения-это односоставные предложения со сказуемым, при которым нет и не может быть подлежащего, например: 1)Уже совсем стемнело.2)Скоро светать будет. 3)На дворе было тихо.

Безличные предложения разнообразны не только по своей форме, но и по значению.Часто они сообщать о различных состояниях природы или людей и животных,например:1)На улице холодно.2) Мне холодно.

Безличные предложения чаще всего употребляются в живой разговорной речи.

4.Какие предложения называются обобщенно-личными? Обобщенно-личные предложения-это односоставные предложения, которые имеют обобщенное значение.К ним относятся пословицы.Например:После драки кулаками не машут. На сердитых воду возят.

  1. Какие предложения называются назывными? Назывные предложения это такие односоставные предложения,котрые имеют один главный член-подлежаще.Они сообщают о том, что какие-нибудь явление или предмет существуют в настоящем. Например:Ночь.Улица.Фонарь.

Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях и очерках.С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж,обстановку,например:1)Ночь.Землянка.Фитилек разгорелся еле-еле.2)Яркие голубые дни.Синее море.Вечер был тихий,легкий.

Вывод. Односоставные предложения чаще всего используется в живой разговорной речи.Только назывные предложения характерны для художественной литературы и публицистики.

ІV Обьяснительный диктант

Определите вид односоставных предложений.

  1. С кем поведешься, от того и наберешься.Обобщенно-личное предложение.

  2. Мне некуда больше спешить. Безличное предложение.

  3. Жди меня. Определенно- личное предложение.

  4. За двумя зайзами погонишься-ни одного не поймешь. Обобщенно-личное предложение.

  5. Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка. Определенно- личное предложение.

  6. На тебя заглядеться не диво. Безличное предложение.

  7. Что стоишь качаясь,тонькая рябина? Определенно- личное предложение.

  8. Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное предложение.

V Осложненное списывание

Перепишите, заменяя глаголы в форме 1-го лица глаголами в форме 2-го лица.Помните, что в глаголах 2 лица единственного числа в окончании пишеться Ь.

На место рыбалки я обычно приезжаю заранее.Ночую у знакомых.Утром просыпаюсь в чистой комнате беленького мазаного домика.Солнце слепит глаза.Жмурюсь от яркого света.Ненадолго снова засыпаю.Потом встаю.Прицеплю на спину рюкзак.Прощаюсь с гостеприимными хозяевами.Нетерпеливо шагаю к густым камышовым зарослям.

На место рыбалки ты обычно приезжаешь заранее.Ночуешь у знакомых.Утром просыпашься в чистой комнате беленького мазаного домика.Солнце слепит глаза. Жмурюсь от яркого света.Ненадолго снова засыпаешь.Потом встаешь.Прицепляешь на спину рюкзак.Прощаешься с гостеприимными хозяевами.Нетерпеливо шагаешь к густым камышовым зарослям.

VІ Редактирование

Переделайте двусоставные предложения в синонимичные безличные.

Образец 1.Дым щиплет глаза.-От дыма щиплет глаза.

1.Перец жжет язык.(От перца жжет язык).2.Ожог стянул кожу.(От ожога стянуло кожу).3.Из щелей дует ветер.( Из щелей дует).4.В траве что-то шуршит.(В траве шуршит).5.Вдали гремел гром.( Вдали гремело).

Образец 2.У меня были тетради и карандаши.- У меня не былио тетрадей и карандашей.

  1. На базаре были помидоры,апельсины,мандарины,яблоки.( На базаре не было помидоров, апельсинов,мандарино,яблок).2. Вокруг школы были зеленые насаждения.( Вокруг школы не было зеленых насаждений).

VІІ Тестовая проверка

  1. Укажите назывное предложение.

А)День сменяет ночь.

В)Я люблю эту ночь.

С)Темная ночь.

2.Тип односоставного предложения:В дверь постучались.

А)назывное;

В)определенно-личное;

С) неопределенно-личное;

3. Укажите определенно-личное предложения:

А) Тишина.Полоска света.

В)Предчувствую отрадное свидание.

С)В глазах у меня потемнело.

4.Выделите односоставное безличное предложение.

А)Необыкновенно тихо было в лесу.

В)Печь не пролежишь.

С)Большой костер развели на берегу, против поселка.

5. Какое предложение является полным?

А)На столе-ваза с цветами.

В)Побывали в Крыму и на Кавказе.

С)Созвучение полное в природе.

6. Односоставные предложения,действие которых относится к обобщенному лицу,а сказуемое выражено глаголом 2 и 3 лица называются ...

А)обобщенно-личными;

В) определенно-личными;

С) неопределенно-личное;

VІІ Рефлексия

На уроке мы говорили об отличительных особенностях односоставных предложений, приводили примеры.Урок поможет вам в подготовке к ЕНТ.

Восточная мудрость гласит: «Приобретать знания-храбрость,преумножить их-мудрость,а умело применять-высшее искусство». Я желаю вам храбрости, мудрости и высшего искусства.

ІХ Домашнее задание

Записать 5 пословиц с односоставными предложениями.

infourok.ru

"Предложения двусоставные и односоставные. Виды односоставных предложений". 8-й класс

Разделы: Русский язык


Цели:

  • дать представление об односоставных предложениях и их классификации; совершенствовать умения учащихся различать односоставные и двусоставные предложения и уместно употреблять их в речи; повторить знания учащихся о видах сказуемого, главных и второстепенных членах предложения;
  • содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления и монологической речи;
  • содействовать развитию любви к творчеству А.С. Пушкина, вниманию к поэтическому слову.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Организация учащихся с целью подготовки их к восприятию нового материала.

2. Проверка домашнего задания

Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с юных лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк; но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

А.Н. Плещеев

– Найдите примеры инверсии в этом четверостишии. С какой целью она здесь используется?

чтить тебя привыкли – привыкли чтить тебя
и дорог нам твой образ благородный – благородный образ дорог
в памяти народной – в народной памяти

(Инверсия использована для ритмической организации стиха и как изобразительное средство языка.)

– Выделите грамматическую основу и охарактеризуйте её. Составьте схему предложения на доске.

Мы привыкли чтить – подлежащее «мы» выражено личным местоимением; составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола «привыкли» в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, множественного числа и глагола-инфинитива.

Образ дорог – подлежащее «образ» выражено именем существительным; составное именное сказуемое состоит из глагола-связки «быть» в нулевой форме и именной части, выраженной кратким прилагательным.

Ты смолк – подлежащее «ты» выражено личным местоимением; простое глагольное сказуемое «смолк» выражено глаголом  в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.

Ты не умрёшь – подлежащее выражено личным местоимением «ты»; простое глагольное сказуемое выражено глаголом в форме изъявительного наклонения, будущего простого времени, 2-го лица, единственного числа.

3. Подготовка к восприятию новой темы

1) Беседа с элементами лингвистического анализа текста

– Какому русскому поэту посвящены строки А.Н. Плещеева? (А.С. Пушкину.)
– Сформулируйте основную идею этого стихотворного отрывка. (Имя А.С. Пушкина всегда будет в памяти народной.)
– Как вы думаете, почему творчество А.С. Пушкина так свято и дорого русскому народу? (Поэзия сопровождает нас с рождения, в стихах Пушкина мы находим подтверждение собственным мыслям и чувствам.)
– Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске.
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснётся к нему.
– Объясните орфографию и пунктуацию в данном предложении.
(Учащиеся проводят орфографический и пунктуационный разбор высказывания.)
– Сегодня на уроке мы будем часто обращаться к поэзии А.С. Пушкина. Вспомните, в какое время года талант поэта расцветал с наибольшей силой? (Осенью.)
– Почему? (Осенняя природа – источник вдохновения.)
Вспомните строки, посвящённые этому времени года.
(Учащиеся приводят примеры из стихотворений А.С. Пушкина.)

2) Синтаксический разбор предложения

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.

Предложение повествовательное невосклицательное утвердительное, сложное, сложносочинённое:

  1. односоставное, распространённое, полное неосложнённое;
  2. двусоставное, распространённое, полное, осложнено распространённым обращением и распространённым согласованным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

– Составьте схему данного предложения.

– Найдите в предложении синонимы к словам:

бранить – «ругать»;
блистать – «сверкать»

– Почему А.С. Пушкин называет красоту осени «тихой»?

4. Целеполагание

– Мы приступаем к работе над односоставными предложениями и их видами. Задача нашего урока – научиться различать виды односоставных предложений, совершенствовать умения сопоставлять односоставные и двусоставные предложения.

5. Работа над новым материалом.

1) Работа с таблицей (Приложение 1)

– На какие группы по характеру грамматической основы делятся предложения? (Односоставные и двусоставные.)
– Какие предложения называются двусоставными? Какие – односоставными?
Все односоставные предложения в зависимости от того, какой главный член предложения составляет их грамматическую основу, делятся на 2 группы:

  • с главным членом предложения – сказуемым;
  • с главным членом предложения – подлежащим.

– Обратите внимание на терминологию. Какие виды односоставных глагольных предложений можно выделить?

а) Определённо-личные: нет подлежащего, но оно подразумевается вполне конкретно.

– Вспомните, какая морфема играет большую роль в согласовании слов в синтаксических конструкциях? (Окончание.)
– На какие формы указывает данное окончание? С какими местоимениями соотносится? (1-го и 2-го лица единственного и множественного числа)

б) Неопределённо-личные: не важно, кто производит действие, сказуемое выражено глаголом в форме 3-го лица, множественного числа, изъявительного и повелительного наклонений или формой прошедшего времени.

в) Безличные: нет и не может быть подлежащего, в таких предложениях чаще всего говорится о состоянии природы и человека.

г) Как называются предложения с одним главным членом – подлежащим? (Назывные или номинативные.)

2) Выборочное списывание

– Выпишите только односоставные предложения.

1. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. 2. Ведут ко мне коня. 3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. 4. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 5. Татьяне грустно. 6. Вот опальный домик.

– Какие виды односоставных предложений вы выписали?
– Определите, о каком виде односоставных предложений мы не говорили сегодня на уроке? (Обобщённо-личные.)
– Как вы думаете, о чём нам говорит этот термин

3) Тестирование

Фамилия, имя учащегося  
Предложения Виды предложений
1. Наша ветхая лачужка и печальна и темна…  
2. Сижу за решёткой в темнице сырой…  
3. Мороз и солнце!  
4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!  
5. Мне грустно и легко.  
6. И на обломках самовластья напишут наши имена!  
7. Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
 
8. Потом его в степи без чувств нашли.  

Учащиеся определяют виды указанных предложений.

Фамилия, имя учащегося  
Предложения Виды предложений
1. Наша ветхая лачужка и печальна и темна… двусоставное
2. Сижу за решёткой в темнице сырой… определённо-личное
3. Мороз и солнце! назывное
4. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! определённо-личное
5. Мне грустно и легко. безличное
6. И на обломках самовластья напишут наши имена! неопределённо-личное
7. Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
двусоставное
8. Потом его в степи без чувств нашли. неопределённо-личное

6. Подведение итогов

– Какова была тема сегодняшнего урока? Что нового вы узнали о структуре односоставных предложений?

7. Домашнее задание: упр. 115 , материал учебника.

15.04.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *