Функциональные разновидности языка 8 класс – Функциональные разновидности языка — Русский язык
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Функциональные разновидности русского языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Функциональные стили речи» (изучение с использованием Интернет-ресурсов).Цельданного элективного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знаний по культуре речи и стилистике за курс 5 – 8-х классов, а также знаний, полученных в 9-м…
эссе «Функциональные стили русского языка при его официальном использовании в качестве государственного языка РФ единство или смешение?»эссе о единстве и смешении функциональных стилей…
Обобщение по теме «Функциональные разновидности речи»Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов к определённой функциональной разновидности языка . …
Обобщение по теме «Функциональные разновидности речи»Урок в 8 классе по УМК С.И. Львовой. Обучающиеся должны научиться устанавливать и обосновывать принадлежность текстов к определённой функциональной разновидности языка . …
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС…
Функциональные разновидности языкаКлассификация функциональных разновидностей языка…
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела «Язык и речь.Функциональные стили речи»Материал представляет собой разарботку раздела программы»Язык и речь.Функциональные стили речи» ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО…
nsportal.ru
Урок по разновидностям языка в 8 классе
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Словарный диктант
Давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, точь-в-точь, бок о бок, мало-помалу, нимало, никак, нисколько, ничуть, почтальон, возражение, квитанция, подлинный, вдребезги, галерея, медленный, внимательный, священный, нечаянный, аккуратный, невиданный, неслыханный. (Проверяем сразу)
3. Изучение нового материала
Начертим схему в тетрадь или опорный конспект (у кого есть).
Анализ текста у. 22.
Составление высказывания о чертах публицистического стиля на основании теоретического материала с. 18-19 (дома записать в опорные конспекты).
У. 23 задание 2 письменно.
Лингвистический диктант.
Задание: по лексическому значению определите слово и запишите его.
Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью)
Совокупность литературных произведений в области какого-нибудь вида искусства, характеризующихся определенными сюжетными и стилистическими признаками. (Жанр)
Литература, посвященная актуальным проблемам в жизни общества. (Публицистика)
Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)
Вопрос, не требующий ответа. (Риторический вопрос)
Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника)
Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж)
Анализ текста публицистического стиля
Домашнее задание
У. 24 письменно. С. 21 теоретический материал в опорные конспекты.
Сделать анализ текста публицистического стиля (по выбору).
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка» 8 класс
Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »
8 класс /по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова/
Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи
Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________
Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________
Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________
Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ____________________________________
Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________
Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________
Общественно-политическая ,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________
Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________
Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________
Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________
Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________
Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________
Задание 2.
Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка : постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.
Официально-деловойПублицистический
Язык художественной литературы
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.( 1 вариант)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.
Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний,приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.
Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. — С. Довлатов
Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий
Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. Сервантес.
План стилистического анализа текста
Экстралингвистический анализ текста.
Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.
Вид речи (монолог, диалог, полилог).
Форма речи (устная или письменная).
Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Сфера применения функциональной разновидности языка.
Лингвистический анализ текста.
Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.
Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.
Особенности синтаксических средств и их стилистическая роль.
Средства создания образности и экспрессивности текста.
Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)
III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.
infourok.ru
6 Функциональные разновидности (стили) русского литературного языка
Стили речи-професиональное разновидность,которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: повседневной общение, официально-деловой, наука,художественную творчество.
1 разговорно-бытовой стиль
Ф-я:бытовое общение, обмен информации по бытовым вопросам
Сфера:повседневная бытовая жизнь
Стилевые черты:простота речи,конкретность,эмоциональность,использование мимики,жеста.
Основные языковые средства:Простая лексика,эмоциональность,фразеологизмы,неполные предл.
Жанры: беседа,разговор,бытовой рассказ,смс,сообщение,агент,письмо…
2 публицистический стиль
Ф-я: воздействие на слушателя или четателя для агетации и пропаганды общественно-политических идей в газетах,журналах,рекламах ..
Сфера: общественные места, газета, журнал, телевидение..
Стилевые черты: актуальность тематики, страстность, яркость изложения, доходчивость,открытая оценочность,призывность.
Основные языковые средства: общественно-политическая лексика,высоко торжественная лексика,экзотизмы, варваризмы,фразиологизмы,военная терминалогия,архаизмы.
Жанры:Газетные жанры,телевизионные, рекламные, коммуникативные,араторские ж.
3 Научный стиль
Сфера: область науки и техники, учебный процесс
Стилевые черты: доходчивость,точность,краткость.
Основные языковые средства: термины, фразеология,клище,
Жанры: статья, монография, учебник, рецензия, обзор, аннотация, реферат, научный комментарий текста, лекция, доклад на специальную тему и др.
4 Художественный с.
Сфера:книги,журнал..
Функций:эстетическая:изоброжение и воздейсвие на чувства,мысли читателя и слушателя.
Стилевые особенности:эмоциональность,скрытность,оценочность,художественный образность.
Языковые средства:нейтральные слова,просторечие,термины,переносные з.с.,изобразительные средства(эпитет,троп,олицотворение,сравнение,фигура).
7 Типы текстов
1 Повествование
Содержание-описание событии в определенной последовательности.
Композиция-завязка,развитие,кульминация,развязка.
Разновидность данного типа-изобразительное,иоформативные.
2 Описание
Содержание-описание признаков,предметов,явлений,животных итд.
Композиция-общее представление,отдельные признаки предмета,авторская оценка.
Разновидность данного типа-*описание предмета,человек(какой он?)*описание места(где он находится?)*описание сост окружающей среды(каково здесь?)*описание сост лица(каково ему?)
3 Рассуждение
Содержание-утвержедние или отрицание какого-либо явлении,факта,понятия.
Композиция-Тезис(мысль треб докозат-ва,опроверж)
Обоснование(аргументы,факты,докозательство)
Вывод
Разновидность данного типа—
1рассуждение-доказательства(почему так,а не иначе?что из этого следует?)
2рассуждение-обьяснения(что это такое?обьяснение)
3рассуждение-размышления(как быть?что делать?раздумка чего либо)
8 Разговорный стиль
Разговорная разновидность литературного языка — это самостоятельная и самодостаточная система внутри общей системы литературного языка, со своим набором единиц и правилами их сочетания друг с другом, используемая носителями литературного языка в условиях непосредственного, заранее не подготовленного общения при неофициальных отношениях между говорящими.
Ф-я:бытовое общение, обмен информации по бытовым вопросам
Сфера:повседневная бытовая жизнь
Стилевые черты:простота речи,конкретность,эмоциональность,использование мимики,жеста.
Основные языковые средства:Простая лексика,эмоциональность,фразеологизмы,неполные предл.
Жанры: беседа,разговор,бытовой рассказ,смс,сообщение,агент,письмо…
studfiles.net
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему: «Стили речи»
Голубевой О.А.
Урок русского языка в 8 классе
1. Название модуля: «Функциональные разновидности языка. Стили речи.»
- 2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать умение определять стиль речи, к которому относится текст.
научиться различать стили речи и определять жанровые особенности текстов;
развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения ;
воспитывать сознательное отношение к языку как средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- 4. Банк информации: а) входной контроль.
- Уровень А.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся: Продолжите определения:
Повествование — это_____________________.
Описание — это ________________________.
Рассуждение — это ____________________.
Уровень В.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся. Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.
Основная мысль, тема, микротема; описание, повествование, рассуждение; последовательная и параллельная. | Типы речи; содержание высказывания;способы связи предложений в тексте. |
Ответ.
1. Основная мысль, тема, микротема — содержание.
2. Описание, повествование, рассуждение — типы речи.
3. Последовательная и параллельная — способы связи предложений.
Уровень С.
Цель:выявить усвоение материала предыдущего урока.
Методический комментарий для учащихся. Свяжите по смыслу понятия из левой и правой колонок.
Согласование, управление, примыкание; описание, повествование, рассуждение; последовательная и параллельная; глагольные, именные, наречные;основная мысль, тема и микротема. | Виды словосочетаний; типы связи слов в словосочетании; содержание высказывания; типы речи; способы связи предложений в тексте. |
Ответ.
1.Согласование, управление, примыкание — типы связи слов в словосочетании.
2.Описание, повествование, рассуждение — типы речи.
3. Последовательная и параллельная — способы связи предложений в тексте.
4. Глагольные, именные, наречные — виды словосочетаний.
5. Основная мысль, тема и микротема — содержание высказывания.
б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Методический комментарий к стихотворению:
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Какие стили речи упоминаются в стихотворении?
3. Используя материал стихотворения, попробуйте рассказать о каждом стиле речи.
СТИЛИ РЕЧИАртисты говорят в гримерной,
Твой друг беседует с тобой –
Стиль это просто … (разговорный),
А не какой-нибудь иной.
Рассказ читаешь или стих,
Роман, поэму, пьесу –
Знай, в них … (художественный) стиль,
Стиль очень интересный.
Еще есть стиль… (публицистический) –
Статей в журнале политическом,
Газетных очерков, заметок –
Запомни также стиль и этот.
А биографию открой – … (официально-деловой).
А правила когда мы учим,
Употребляем стиль … (научный).
В.А. Синицын
Методический комментарий к таблице:
1. Рассмотрите таблицу.
2. 2. Охарактеризуйте названные стили по следующим параметрам:
– сфера использования;
– цель использования;
– языковые средства; – жанры.
Стиль | Разговорный | Официально-деловой | Публицистический | Научный | Художественный |
Сфера использования | Общение в быту | Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой | Агитационно-массовая деятельность | Научная деятельность | Литературно-художественное творчество |
Цель использования | Общение, обмен мыслями, впечатлениями. | Передача информации. | Воздействие на читателей и слушателей. | Сообщение , объяснение научных результатов. | Пробуждение у читателей мыслей и чувств. |
Языковые средства | Нейтральные и сниженные языковые средства, просторечные слова,слова с переносным значением, обращения,повторы,слов,неполные предложения. | Нейтральные языковые средства, слова в прямом значении, стандартные выражения. | Нейтральные, высокие,торжественные слова и фразеологизмы, риторические вопросы, восклицания, повторы. | Специальные слова, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции. | Все языковые средства. |
Форма реализации (жанры) | Диалог | Устав, кодекс, протокол, указ, приказ и др. | Статья, очерк, выступление, памфлет, фельетон. | Монография,статья, диссертация, отзыв, рецензия, аннотация, учебник, лекция. | Проза, поэзия, драма (которые делятся на соответсвующие жанры). |
в) закрепление нового материала.
Уровень А.
Задание1.
Цель: научиться различать научный и разговорный стиль речи.
Методический комментарий для учащихся: Выпишите ответы совы в два столбика: 1. В научном стиле. 2. В разговорном стиле.
В это самое утро прилетела Сова, чтобы узнать, как поживает ее друг Кристофер Робин.
– Слушай, Сова, – сказал Кристофер Робин, – до чего здорово! Я живу на острове!
– Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными, – сказала Сова.
– Что, что?
– Дождик был, – пояснила Сова.
– Да, – сказал Кристофер Робин, – был.
– Уровень паводка достиг небывалой высоты.
– Кто?
– Я говорю – воды кругом много, – пояснила Сова.
– Да, – согласился Кристофер Робин, – очень много.
(А.Милн)
Ответ.В научном стиле | В разговорном стиле |
Атмосферные условия в последнее время были несколько неблагоприятными. | Дождик был. |
Уровень паводка достиг небывалой высоты. | воды кругом много, |
Задание 2.
Цель: научиться определять особенности публицистического стиля.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания.
Вопросы и задания:
1. Найдите в фельетоне Г.Рыклина речевые штампы, выпишите их.
2. Устно объясните, в каком стиле речи штампы допускаются, а в каком нет?
3. Почему автор использует штампы в таком жанре, как фельетон? Какую цель он перед собой ставит?
СОВЕЩАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В одно прекрасное утро на лужайке недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона. Получалась любопытная картина, которая не могла не оставить неизгладимое впечатление.
(Г.Рыклин)
За сравнительно небольшой отрезок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона; картина, которая не могла не оставить неизгладимое впечатление.
Устный ответ.
Речевые штампы допускаются в официально-деловом стиле, но не допускаются в публицистическом (к которому относится жанр фельетон).
Автор фельетона использует речевые штампы для создания иронии, т. к. фельетон — юмористический жанр.
Задание 3.
Цель: научиться строить текст в официально-деловом стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тесту.
Вопросы и задания:
1. Объясните, почему данный документ вызывает смех.
2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.
Настоящим довожу до Вашего сведения, что мною, учеником 9-го класса Ивановым Александром Сергеевичем, проживающим в кв. 85 дома № 110 по ул. Молодежной, сегодня, 18 апреля, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 42 горпромторга на сумму 33 (тридцать три) рубля 21 копейка.
Ответ.
Мама, я сегодня купил продукты на оставленные мне деньги.
Уровень В.
Задание1.
Цель: научиться различать художественный и разговорный стили речи.
Методический комментарий для учащихся: «Переведите» диалог с литературного языка на разговорный. Запишите новый вариант текста в разговорном стиле.
– Скажите, пожалуйста, который час?
– Сейчас половина седьмого.
– Может быть, вы знаете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?
– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.
– Очень вам признателен.
– Не стоит благодарности.
Ответ.
— Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?
– Сейчас половина седьмого.
– Вы не скажете, на какой путь прибывает пригородный поезд до Ростова?
– Да, конечно. Он прибывает на третий путь.
– Большое спасибо.
— Пожалуйста.
Задание2.
Цель: научиться строить текст в научном стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тексту.
Вопросы и задания:
1. Вы прочитали задачу по математике, которую составил ученик 5-го класса. Правильно ли он это сделал?
2. Какие ошибки, связанные с незнанием стилей русского языка, он допустил?В каком стиле должен быть составлен текст?
3. Исправьте ошибки, допущенные мальчиком. Запишите задачу так, как она могла быть помещена в учебнике математики.
Мы с семьей отправились в путешествие на машине. За два дня наш автомобиль прошел 480 км. Ух и здорово же было! За первый день мы проехали 280 км. Остановились на ночлег на берегу красивой реки, у раскидистой ивы. Мы ужинали у костра, пели песни под гитару, искали на ночном небосклоне Млечный Путь, знакомые нам созвездия. На следующий день нам осталось проехать… Все было хорошо, да, жалко, мало!Сколько же еще нам оставалось проехать?
Ответ.
Мы с семьей отправились в путешествие на машине. За два дня наш автомобиль прошел 480 км. За первый день мы проехали
280 км. Сколько км нам осталось проехать во второй день?
Задание 3.
Цель: научиться строить текст в официально-деловом стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тесту.
Вопросы и задания:
1. Объясните, почему данный документ вызывает смех.
2. Найдите ошибки, исправьте их соответственно официальному стилю и запишите получившийся вариант.
1. Заявление служащей начальнику.
Дорогой Иван Иванович!
Отпустите меня на три дня в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители старенькие, сами не справятся, да и мне стыдно будет, что я не смогла помочь им.
С приветом, Ксения Петрова.
25 сентября 2010 г.
Ответ.
Уважаемый Иван Иванович!
Прошу предоставить мне неоплачиваемый отпуск сроком на три дня по семейным обстоятельствам.
Петрова К.С.
25 сентября 2010 г.
Уровень С.
Задание1.
Цель: научиться определять особенности разговорного стиля речи.
Методический комментарий для учащихся: Письменно укажите особенности разговорного стиля речи.
– Я на автобусе, вы тоже?
– Нет, мне сейчас в магазин муки купить .
– Может, все-таки со мной на двадцатом?
– Нет-нет, надо еще сына с музыки забрать, он здесь занимается.
– Ну, до свидания !
– Счастливо!
Ответ.
Сфера использования: общение в быту.
Цель: используется в общении с окружающими людьми.
Языковые средства: общеупотребительная(обиходно-бытовая ) лексика.
Синтаксис: Простые короткие предложения, неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения, повторы слов, слова-предложения, свободный порядок слов, нарушение логической последовательности речи.
Задание2.
Цель: научиться различать научный и художественный стили..
Методический комментарий для учащихся: Сравните два текста о дожде. Определите, к какому стилю относится каждый из них.
Письменно докажите свою точку зрения.
1. Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6–7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.
2. Сумерки и шум дождя за окном располагали ко сну.
Весь день шел дождь порывами, переходя то в ливень, то в изморось.
Ответ.
Первый текст относится к научному стилю, т. к. :
1. Для него характерны логичность изложения, информативность, точность, отвлеченность и обобщенность.
2. Цель: сообщение научной информации о природном явлении. Сфера употребления: наука.
3. Тип текста: описание дождя.
4. Подобный текст может использоваться в научной работе, статье, учебнике, лекции, монографии, рецензии.
5. Лексика: Использование слов стилистически нейтральных (общеупотребительных), общенаучных (встречающихся в языке разных наук ), узкоспециальная лексика ( термины), употребление слов в прямом значении .
Второй текст относится к художественному стилю, т. к.:
1. Для него характерны Образность и использование изобразительно-выразительных средств речи.
2. Цель: создание художественных образов, эмоционально-эстетическое воздействие на воображение и душу читателя.
3. Сфера употребления: Используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать живую картину, изобразить данное атмосферное явление, передать читателю эмоции автора.
4. Лексика и синтаксис: использование изобразительно-выразительных средств, эмоционально-экспрессивная лексика.
Задание 3.
Цель: научиться строить текст в официально-деловом стиле.
Методический комментарий для учащихся: Ответьте на вопросы, выполните задания к тексту.
Вопросы и задания:1. На чем основана шутка писателя В.Ардова? Какие языковые приемы он использует для создания юмористического эффекта?
2. Напишите данное объявление в соответствующем официально-деловом стиле. Расскажите об основных особенностях такого рода объявлений.
Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с каковыми и таковые.
(В.Ардов)
Ответ.Испорченные учащимися учебники будут у них изъяты.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
Цель: контроль усвоения полученных знаний.
Методический комментарий для учащихся. Выполните задания теста:
(А) За этой пестрядью не было видно черт его лица.
(Б) Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза.
(В) Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь частое сито.
(Г) Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть.
Задание 1.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) АБВГ;
2) БГВА;
3) ВГБА;
4) ГВАБ.
Задание 2.
Определите тип речи.
1) Повествование;
2) рассуждение;
3) описание;
4) рассуждение и повествование.
Задание 3.
Определите стиль речи, к которому принадлежит данный отрывок:
1) Разговорный.
2) Официально-деловой.
3) Публицистический.
4) Художественный.
Ответы: 1 — 2; 2 — 3; 3 — 4.
Уровень В.
Цель: контроль усвоения полученных знаний.
Методический комментарий для учащихся. Выполните задания теста:
А) Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты.
(Б) А над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив.
(В) А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.
(Г) И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон.
Задание 1.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) БАВГ;
2) ВАГБ;
3) БГАВ;
4) АГБВ.
Задание 2.
Определите тип речи.
1) Повествование;
2) рассуждение;
3) описание;
4) рассуждение и повествование.
Задание 3.
Определите стиль речи, к которому принадлежит данный отрывок:
1) Разговорный.
2) Официально-деловой.
3) Публицистический.
4) Художественный.
Задание 4
Как можно озаглавить данный отрывок:
1.Река.
2. Вечная красота.
3. Зеленые луга.
4. Синеватые холмы.
Ответы: 1 — 1; 2 — 3; 3 — 4; 4 — 2.
Уровень С.
Цель: контроль усвоения полученных знаний.
Методический комментарий для учащихся. Выполните задания теста:
(А) Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер.
(Б) Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков явлений действительности.
(В) Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.
(Г) Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого.
Задание 1.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) АБГВ;
2) БГАВ;
3) ВАГБ;
4) ГВБА.
Задание 2.
Определите тип речи.
1) Повествование;
2) рассуждение;
3) описание;
4) повествование и рассуждение.
Задание 3.
Определите стиль речи, к которому принадлежит данный отрывок:
1) Художественный.
2) Официально-деловой.
3) Научный.
4)Публицистический.
Задание 4
Как можно озаглавить данный отрывок:
1. Форма как признак предмета.
2. Явления действительности.
3. Понятие как форма мышления.
4. Признаки предмета.
Задание 5.
В каком предложении получившегося текста содержится основная мысль:
1. В первом.
2. Во втором.
3. В третьем.
4. В четвертом.
Ответы: 1 — 2; 2 — 2; 3 — 3; 4 — 3; 5 — 1.
kopilkaurokov.ru
Контрольная работа по теме «Функциональные особенности русского языка», 8 класс
Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности русского языка»
8 класс
Задание 1.Перечислите основные функции языка —
Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль (стили) речи
Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для …
Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность — основные особенности …
Речевые штампы и клише используются в …
Широкое применение тропов, фигур речи характерно для …
Преобладание именных частей речи над глагольными (использование отглагольных существительных) — признак …
Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов (инверсии), предложений с рядами однородных членов характерно …
Общественно-политическая, книжная лексика используется в …
Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности — основные особенности …
Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача …
Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в …
Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков …
Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача
Задание 3. Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка: постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.
Официально-деловой | Научный | Публицистический | Язык художественной литературы |
Задание 4. Произведите стилистический анализ текста.
Вариант 1
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… (Н.В. Гоголь.)
Вариант 2.
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.
Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. ( Д.С.Лихачёв.)
infourok.ru
Методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме: Контрольная работа по теме «Функциональные стили речи» 8 класс ( по учебнику С.И.Львовой В.В.Львова)
Контрольная работа по теме: «Функциональные разновидности языка »
8 класс /по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова/
Задание 1.Перечислите основные функции языка- ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Закончите предложения, указывая стиль(стили) речи
Неофициальная, непринуждённая обстановка характерна для __________________________________
Художественная образность, эмоциональность, экспрессивность- основные особенности ______________________________________________________________________________________
Речевые штампы и клише используются в ______________________________________________________________________________________
Широкое применение тропов , фигур речи характерно для ____________________________________
Преобладание именных частей речи над глагольными(использование отглагольных существительных)- признак______________________________________________________________
Использование восклицательных предложений, риторических вопросов, обращений, обратного порядка слов(инверсии),предложений с рядами однородных членов характерно ______________________________________________________________________________________
Общественно-политическая ,книжная лексика используется в ______________________________________________________________________________________
Обобщённо-отвлечённый характер изложения, логичность, точность конкретность, отсутствие образности- основные особенности _______________________________________________________
Сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции – задача ______________________________________________________________________________________
Эмоционально-оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика используется в ______________________________________________________________________________________
Употребление единственного числа в значении множественного является одним из признаков ______________________________________________________________________________________
Воздействие на читателя, формирование определённого отношения к тем или иным проблемам жизни, побуждение к действию – задача ___________________________________________________
Задание 2.
Распределите данные ниже слова в соответствии с их принадлежностью к той или иной разновидности языка : постановление, заметка, учебник, повесть, законы, расписка, справочное пособие, интервью, драма, роман, репортаж, научная монография, заявление, автобиография, энциклопедическая статья, отзыв, басня, пословица, характеристика, объявление загадка, публичное выступление, научный доклад.
Официально-деловой | Научный | Публицистический | Язык художественной литературы |
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.( 1 вариант)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. …Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба… Н.В. Гоголь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Произведите стилистический анализ текста.(2 вариант)
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки…
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь — это не одномоментность существования.
Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
…Дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать всё то , что делает нашу жизнь осмысленной и одухотворённой. / Д.С.Лихачёв/
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Напишите мини-сочинение по одному из высказываний,приведённых ниже. Объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания. Свою точку зрения аргументируйте.
Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык — это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять. — С. Довлатов
Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
По сути, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов
Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай что говоришь. Клавдий
Говорить не думая — все равно что стрелять не целясь. Сервантес.
План стилистического анализа текста
Экстралингвистический анализ текста.
Автор и адресат речи; предмет речи; тема текста; цель автора.
Вид речи (монолог, диалог, полилог).
Форма речи (устная или письменная).
Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Сфера применения функциональной разновидности языка.
Лингвистический анализ текста.
Стилистические функции и особенности лексико-фразеологических средств текста.
Особенности и стилистические функции словообразовательных средств текста.
Особенности синтаксических средств и их стилистическая роль.
Средства создания образности и экспрессивности текста.
Индивидуальность слога (приемы, отступления от норм и т.п.)
III. Вывод: функциональный стиль текста, подстиль, жанр.
nsportal.ru