cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Что такое культура речи урок в 8 классе – Урок по русскому языку в 8 классе «Что такое культура речи»

Урок по русскому языку «Культура речи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
 

Методическая разработка

«Культура речи»

 

Работу выполнила

Пушкина Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

2016 год


 

Культура речи школьников

Цели урока:

— познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

— установить зависимость человека между его речевой культурой и его общей культурой;

— воспитывать любовь и уважение к родному языку;

— формировать навыки речевого общения.

 

Ход урока

Учитель:

Главная особенность человека — это способность говорить. Именно

умение говорить, общаться при помощи слов является основой вза-

имоотношений в человеческом обществе. При помощи языка мож-

но выразить чувства, обменяться мыслями. Грамотное владение своим языком — признак культурного человека. Культурный чело-

век знает множество пословиц, поговорок. Смысл их всегда гораз-

до глубже, чем их буквальное значение. Я. Козловский писал:

«Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и закли-

нать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

Задание «Определение смысла выражения»: соединить устойчи-

вые выражения с их значениями».

Бить баклуши жить …. в оторванном о реальности мире

Витать в облаках … не использовать свои способности, не развивать

Ахиллесова пята … бездельничать, заниматься пустым делом

Зарыть талант в землю … уязвимое, слабое место человека

Козёл отпущения … человек, на которого сваливают чужую вину.

— А вы, ребята, какие крылатые выражения помните из басен И. А.

Крылова?

Ответы учеников.

У сильного всегда бессильный виноват.

А Васька слушает да ест.

Ларчик просто открывался. И т. д.

Учитель:

Умейте, ребята, правильно применять слова и обороты в различ-

ных ситуациях. Все формулы речи имеют свою историю.

При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «ЗДРАВСТВУЙТЕ», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.

Этому слову более трёх веков. Поэтому сокращённое небрежное

«здрасьте» теряет всякий смысл и свою добрую наполненность.

 

Чтение наизусть ученицей стихотворения А. Я. Яшина:

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!», «Добрый вечер!»,

«Доброй ночи!» — говорим.

… Не от тяги к суесловью

И сложилось не вчера

Это братское, с любовью

Пожелание здоровья,

Пожелание добра.

И живётся вроде лучше,

И на сердце веселей,

Коль другим благополучья

Пожелаешь на земле.

Учитель:

Ребята, слова «ПОЖАЛУЙСТА», «БУДЬТЕ ДОБРЫ» очень важны. Они, как волшебные ключи, открывают любые двери. И все люди с удовольствием выполняют твои просьбы.

— В каких ситуациях вы говорите эти слова?

Ответы учеников.

Учитель:

Никогда не забывайте говорить «СПАСИБО», если кто-то сделал тебе что-то хорошее. Неважно, кто тебе помог: родные, друзья,

малознакомые для тебя люди, соседи, — никогда не оставляй

хорошие дела без благодарности.

Задание ученикам:

— Вслушайтесь в слово «СПАСИБО» и попробуйте объяснить исто-

рию его происхождения.

Предположения — ответы учащихся.

 

Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Н. Кондратьева:

За что мы говорим «СПАСИБО»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Учитель:

Слово «ПРОЩАЙ» буквально означало «ОТПУСТИ МЕНЯ С МИРОМ»

Более мягкий вариант прощания — «ДО СВИДАНИЯ».

Человек, если он воспитан, должен извиниться, если допустил оши-

бку. Это нетрудно, а люди не будут держать зла. Не забывай говорить «ДО СВИДАНИЯ» при расставании с друзьями, знакомы-

ми, с гостями, с учителями и т. д. Каждое доброе слово — подарок

для любого человека. Н. В. Гоголь писал: «Дивишься драгоценности

нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как

сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой ве-

щи». Постарайтесь, ребята, применять слова речевого этикета не только в школе на уроках, в магазине, на экскурсии, нои дома, во дворе с друзьями, на перемене. Понаблюдайте, как будут меняться

в этих ситуациях ваши отношения со сверстниками и взрослыми в

лучшую сторону.

Учитель:

Язык — это наша история, наше богатство, культура. Это язык

А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, К. Г. Паустовского и

других великих писателей, хранителей красоты и образности вели-

кого языка. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,

этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

никами»,- писал Иван Сергеевич Тургенев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура и воспи —

танность. Эстетика речи состоит в её подчинённости определённым

законам, нормам произношения и ударения. Культура речи состоит

в ясности, эмоциональности, доступности, в чистоте. Каждый чело-

век должен следить за тем, что и как он сказал. Нельзя использо —

вать в речи слова, которые губят нашу речь, мешают ясно изъясня-

ться. Культура речи состоит в яркости, выразительноси, образности.

«Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, обла-

ков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть

великое множество хороших слов и названий»,- писал К. Г. Паусто-

вский.

Классный руководитель:

Вы наверняка слышали различные выражения, которые мы назы-

ваем «ЖАРГОНИЗМАМИ»: «клёвая тачка», «не вешай мне лапшу на

уши» и т. д. Это слова, ограниченные в своём употреблении опре-

делённой возрастной или социальной средой. Чистота нашей речи

при этом утрачивается, а значит страдает литературный язык, на ко-

тором тяжким, ненужным грузом висят «лохмотья» некачественной

речи. На уроках по теме «Жаргонизмы» мы с вами подробно гово-

рили об этом. К любому жаргонизму всегда можно подобрать лите-

ратурный эквивалент, и вы убедитесь, что разговаривать можно и на «чистом» языке, не засорённом нелитературными выраженини-

ями.

Большое значение для культуры речи имеют темп речи, интонация.

Очень важно владеть мимикой, жестами, которые помогают пере-

дать эмоциональную окраску, смысл сказанного. «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена», — писал французский философ Вольтер.

 

Выступления учеников: «Как мы говорим?»

Учитель:

Мудрое и доброе слово доставляет радость. А глупое, злое, не-

обдуманное, резкое — беду. «Словом можно приголубить, а можно

убить»,- звучит в народной мудрости. И это, действительно, так.

Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Примеры учащихся.

 

Беседа по вопросам.

Как связана культура речи с культурой чувств?

По каким признакам можно судить о культуре человека?

Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанно-

    стью человека?

    Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета при

      общении с друзьями?

      Учитель:

      Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умения

      говорить просто, образно, живо и грамотно, нужно учиться этому, выполняя различные задания, учиться анализировать различные

      жизненные ситуации.

       

      Учитель читает ученикам легенду:

      «Когда Ксанф попросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков и объяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее, а что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При

      помощи языка мы получаем науки и используем знания. При помо-

      щи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные

      вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы-

      полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, лас-

      ку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лу-

      чше языка».

      В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду са-

      мое худшее. И Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел сыскать тебе самое худшее.

      А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и ра-

      зочаровывают друг друга. Посредством языка можно лицемерить,

      лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей

      врагами. Он может вызвать войну. Он приказывает разрушать горо-

      да и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе

      и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что — нибудь хуже языка?!»

      Беседа по прочитанному.

      — Почему Эзоп по — разному отозвался о языке?

      — Как понять это противоречие?

      Учитель:

      Прав был Н. В. Гоголь, говоря о том, что все слова наши подобны

      жемчугу. И каждое слово драгоценно. Нужно только бережно отно-

      ситься к нему.

       

      Выполнение задания: превратить обычные слова в предложениях

      в яркие и праздничные.

      Предложения для изменения.

      День закончился, наступила ночь.

      Музыкант держит в руках флейту.

      Картофель созрел на поле.

      Видна звезда на небе.

      Варианты ответов учеников.

      Маленькая звезда, улыбаясь, смотрит на землю.

      И т. д.

      Запись текста для разбора.

      «Слово — это дело великое. Великое потому, что словом можно со-

      единить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно

      служить любви, вражде и ненависти. Берегись такого слова, кото-

      рое разъединяет людей».

      (Л. Н. Толстой)

      Задания по тексту.

      — К чему Л. Н. Толстой призывает?

      — Объясните знаки препинания в тексте.

      — Что общего в словах Л. Н. Толстого и мысли Эзопа?

      Учитель:

      Язык наш — средство общения людей. И от того, на сколько береж-

      но мы будем относиться к нему, не использовать в речи своей лек-

      сику, вредную и опасную для детей, будет зависеть ваша культура,

      культура вашей речи. Изменяется многое вокруг, поэтому изменя-

      ется словарный состав нашего языка, появляются новые слова. А. М. Горький писал: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обога-

      щается с быстротой поражающей». И мне хотелось бы, ребята, ещё

      раз обратить ваше внимание на слова Ивана Сергеевича Тургенева

      о русском языке, о значении нашего языка для каждого для нас.

      «… Это клад, это достояние, переданное нам нашими предшествен-

      никами …». Поэтому наша задача — беречь это клад и делать всё

      возможное и невозможное, чтобы не засорять его ненужными и

      грубыми словами.

      Учитель:

      И в заключении нашего разговора о роли языка, о культуре речи я

      хочу вам прочитать, ребята, ещё один отрывок. Это отрывок из кни-

      ги Л. В. Успенского «Слово о словах». Послушайте, пожалуйста.

      Чтение отрывка из книги:

      «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь чело-

      века неразрывно связана с языком.

      Ребёнок не научился ещё как следует говорить, а его чистый слух

      уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбель-

      ной песенки. Но ведь сказки, прибаутки — это язык.

      Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает

      его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узна-

      ёт о том, что не видели его глаза.

      Новый человек роднится с новыми мыслями, с теми, что сложились

      в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает

      возможность общаться с правнуками, которые будут жить спустя

      века … И всё это благодаря языку».

      Классный руководитель:

      Давайте сделаем вывод о том, что значит «культура речи».

      Необходимо задуматься все, насколько чиста ваша речь, ребята.

      Старайтесь не использовать ненужные слова в ущерб вашей пра-

      вильной и культурной речи. Вы заметите, что и окружающие привас будут стесняться говорить «грязно», так как считают вас культурны-

      ми и воспитанными людьми. А также грамотными и просвещён-

      ными. Всегда боритесь за чистоту родного языка, за культуру речи.

      Домашнее задание:

      Вспомнить все формулы речевого этикета. Познакомьтесь с допол-

      нительной литературой и оформите красиво все слова по блокам:

      ПРИВЕТСТВИЕ, ПРОЩАНИЕ, ЗНАКОМСТВО, ИЗВИНЕНИЕ,ПРОСЬБА,
      ОТВЕТ НА ИЗВИНЕНИЕ,

      Подведение итогов урока:

      — Ребята, вам понравился урок?

      — Что нового вы узнали?

      — Что было интересно?

      — С каким настроением вы уходите с урока?

      Давайте попробуем сложить слово «СПАСИБО» из разноцветных

      кружочков, которые лежат у вас на парте в конвертиках. Что полу-

      чится? Какой цвет будет преобладать? Радость и удовольствие!

      Всем спасибо за урок, ребята! Я очень рада нашей встрече сегодня!

      Будьте добры, ребята: не забывайте о культуре вашей речи. Будьте

      всегда культурными и воспитанными. Всего хорошего! Всего доб-

      рого! До свидания! До новых встреч!

       

      Литература

      1. Григорян Л. Т. «Язы к мой — друг мой». Москва, 1987 год.
      2. Вартьян Э. «Почему мы так говорим?»
      3. Л. В. Успенский. «Слово о словах».
      4. Куликов В. Л. «Воспитать себя». Москва, 1991 год.
      5. Орлов А. Б. «Самопознание и самовоспитание характера». Москва, 1987 год.
      6. Кон И. С. «Психология д оброго поступка». Москва, 1988 год.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Урок культуры речи «Доброе слово – что ясный день» 8 Класс

      МОУ СОШ с УИОП пгт НАГОРСК

      Урок культуры речи в 8 классе

      «Доброе слово – что ясный день»

      Урок разработала и провела

      учитель МОУ СОШ с УИОП пгт Нагорск

      Дымова Людмила Владиславовна.

      Задачи: образовательная – учить правильному общению;

      развивающая – развитие компетентностей: предметных: коммуникативной, культуроведческой; ключевых: рефлексивной, информационной, коммуникативной, технологической, проектной, социальной;

      воспитательная: воспитание доброго отношения к своим родным, одноклассникам, чужим людям.

      Тема нашего урока – «Доброе слово – что ясный день».

      Эпиграфом я выбрала древнерусский афоризм

      «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово».

      — Что значит для вас « доброе слово»?

      Ответы: — вежливое

      -слово поддержки

      — комплимент

      — доброжелательное

      — одобрительное

      — уважительное

      — приветливое

      — любезное

      — Все люди на свете испытывают потребность в общении. А где нужно прежде всего учиться общению? (В семье).

      — Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, умеющий общаться с родными, почти застрахован от всякого рода оплошностей в общении с посторонними, поскольку он привык следить за собой и своими словами.

      Грубое слово, брошенное в пылу гнева, больно ранит ваших родных, и если грубость становится нормой, в семье наступает разлад. В общем, в отношениях с близкими необходимо соблюдать те же правила, что и в отношениях с чужими людьми.

      — Найдите ошибки, допущенные ребятами в следующих репликах:

      • Мама, накорми меня, я очень голодный! (Отсутствует слово «пожалуйста»).

      • Мама, я поел и побежал на тренировку. (Отсутствует слово «спасибо»).

      — Многие не считают нужным загружать свою речь подобными выражениями. Подсчитайте, сколько раз в день вы произносите слова благодарности своим близким. Восточные мудрецы считают, что вежливость продлевает человеку жизнь, поэтому не забывайте почаще благодарить своих родителей и друзей.

      — Давайте учиться благодарить. За что мы должны благодарить? Поблагодарите родных или одноклассников за что-нибудь. (Учащиеся приводят слова благодарности).

      А теперь мы поговорим о приветствии. Здесь нужно знать несколько правил, прочитаем их в карточке (карточки лежат на каждой парте).

      Карточка.

      — Здороваясь, вежливый человек не должен цедить сквозь зубы: «здрасьте».

      — Здороваясь, мы приветствуем другого человека и на самом деле желаем ему здоровья. Не стоит хмуро сдвигать брови и произносить приветствие куда-то в сторону или бурчать себе под нос.

      — Тот, кому адресовано приветствие, должен видеть твоё расположение. Произнося приветствие, не забудь улыбнуться. Тебе тоже ответят улыбкой.

      — Некоторые мальчишки говорят друг другу при встрече вместо «здравствуй» «здорово» или «привет». Конечно, такая форма приветствия допустима, но среди множества вариантов это не самое удачное и красивое приветствие. Всегда можно подобрать что-нибудь другое.

      — Приветствуя кого-нибудь, не стоит излишне жестикулировать.

      — Девочкам не следует забывать, что пожимать при встрече руку должны только мужчины. Для девушки будет достаточно лёгкого кивка головой.

      — Прощаясь, не стоит бросать в спину уходящему знакомому или приятелю «пока», нужно обязательно сказать «до свидания». При этом нужно смотреть в лицо человеку, с которым прощаешься.

      — Здороваться и прощаться со взрослыми ребята должны первыми.

      — При этом необходимо следить за мимикой. Если ты будешь корчить рожи или гримасничать, вряд ли в следующий раз с тобой захотят общаться.

      — Не стоит также излишне злоупотреблять словами благодарности. Если ты через каждое слово будешь говорить «спасибо», «благодарю вас», «весьма признателен» это будет выглядеть слишком неискренне и наигранно. Вполне достаточно искренне поблагодарить за оказанную услугу.

      Пословицы

      — Слово пуще стрелы разит.

      — Доброе молчание лучше худого ворчанья.

      — Слово не обух, а от него люди гибнут.

      — Лучше недосказать, чем пересказать.

      — Кто языком штурмует, не много навоюет.

      — Лишнее говорить – себе вредить.

      — От одного слова – да на век ссора.

      — За худые слова слетит и голова.

      — Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

      — Слово выпустишь, так и крючком не втащишь.

      — Кстати промолчать – что большое слово сказать.

      — От приветливых слов язык не отсохнет.

      — Доброе слово лучше мягкого пирога.

      — Ветер головы разрушает, а слово – народы поднимает.

      Не забывайте, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Всё это метко подметил поэт В. Боков:

      Друзья мои, внушайте людям веру.

      И чаще говорите «Добрый день!»

      И следуйте хорошему примеру.

      Продляйте добрым словом жизнь людей!

      Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы о себе услышать. Говорите побольше любезностей, приятных слов, делайте комплименты.

      — Итак, что такое комплименты? (Красивые и приятные слова в адрес других).

      — Хороших слов заслуживает каждый. За что можно хвалить? (Учащиеся называют: за красивую одежду, причёску, серёжки, за сообразительность, за умение вовремя оказать поддержку, за способности…).

      — Старайтесь говорить приятные вещи не только когда требует обстановка, но и тогда, когда внутри тебя вспыхивает восхищение: это будут самые удачные комплименты, самая искренняя похвала.

      Говорить приятные слова очень тяжело, язык почему-то не ворочается – и упускается нужный момент. Умение говорить красиво и к месту приходит со временем или не приходит никогда. Если вам поручают сказать поздравительные или приветственные слова, не отказывайтесь и не ссылайтесь на неумение. Всему когда-нибудь приходит время научиться, и чем раньше, тем лучше.

      — А теперь давайте говорить друг другу комплименты. Обращаясь к человеку, называйте его по имени. Помните: имя – самое любимое слово человека. (Мальчики говорят девочкам приятные слова, девочки благодарят за комплимент).

      — Конечно же, общение приносит радость всем. Общаясь с людьми, мы чаще всего с готовностью откликаемся на просьбу друга помочь ему в чём-то. Чаще всего эти просьбы нас абсолютно не затрудняют, не утруждают, и мы соглашаемся с готовностью. Но вот друг попросил о чём-то в очередной раз, а нам захотелось сказать «нет», но, побоявшись его обидеть, мы согласились. В другой раз, в третий… И вдруг вы ловите себя на мысли, что совсем разучились произносить это коротенькое слово. И вы ещё не осознаёте, к каким последствиям это может привести.

      Вы должны уметь постоять за свои интересы, просто сказав «нет». Если вы не можете произнести это коротенькое слово тогда, когда захотите произнести его, вы теряете контроль над своей жизнью. Вы начинаете совершать поступки, при которых перестаёте себя уважать. Вы настолько отягощены деланием того, что не желаете делать, что у вас не остаётся ни сил, ни времени делать то, что вы желаете делать.

      Постоянно позволяя себя эксплуатировать, вы копите обиды на людей. Иногда после очередного «да» вы взрываетесь, но взрыв этот вызван не конкретным «да», а сотнями предыдущих.

      — И сейчас вы узнаете, в какой форме можно сформулировать отказ и как сказать человеку «нет», когда вы этого захотите.

      Я зачитаю описание нескольких ситуаций и задам вопросы к каждой из них, а вы напишете свой ответ. Он должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет».

      — Одноклассник просит в столовой одолжить мелочь на булочку. Но он вечно просит об этом и никогда не возвращает деньги. «У меня нет мелочи. Дай 50 копеек». Как отказать ему?

      — Вы дежурите по классу вместе со своей подругой. Она просит отпустить её – её срочно позвал учитель. Казалось бы, нет проблем. Но она всю четверть увиливает от дежурства под самыми благовидными предлогами. Как сформулировать отказ? (Учащиеся отвечают, ответы обсуждаются, отмечаются достоинства и недостатки формулировок).

      Как видим, сказать слово «нет» достаточно непросто, особенно, если не хотим, чтобы на нас обиделись. Можно воспользоваться некоторыми готовыми ответами применительно к конкретной ситуации.

      Запись в тетрадь: Запомните несколько форм отказа:

      — Нет, я не могу сделать это. У меня на этот день другие планы.

      — Нет, сегодня мне не хочется, я бы предпочёл…

      — Нет, для меня это невозможно, попроси кого-нибудь другого.

      — Нет, это не входит в круг моих обязанностей.

      — Нет, курить я не буду – не хочу, чтобы от меня был запах грязной пепельницы.

      — Нет, я слишком себя уважаю, чтобы опуститься до…

      — Давайте попробуем прорепетировать формулировки отказа. Ситуации будут разные: от простых до сложных. Итак…

      — Подруга просит одолжить на дискотеку новое платье. Оно ей очень к лицу, и ей обязательно нужно хорошо выглядеть, чтобы понравиться мальчику. У вас в руках просто её судьба. Как вы откажете?

      — Летом в лагере вы научились неплохо танцевать и хотите на дискотеке продемонстрировать это. Но вам кажется, что девчонки начнут хихикать. Вы делитесь сомнениями с одноклассниками, и они предлагают выпить немного вина – ну просто, чтобы расслабиться, чтобы нипочём были все насмешливые взгляды. Как вы сформулируете отказ?

      -Вы, конечно же, можете вспомнить не одну подобную ситуацию. Разделитесь по группам и предложите друг другу подобные задания (групповая форма работы).

      — Итак, надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы убедились, что коротенькое слово «нет» может решить важные для вас проблемы.

      — Ну а теперь мы обратимся к народной мудрости: к пословицам. (Смотри карточку). Прочитайте пословицы и объясните их значение.

      Делаем выводы по уроку. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке?

      — А для чего это мы делали? (Чтобы уметь общаться с людьми).

      — А для чего человеку нужно общение? (Чтобы жить).

      — Значит, что человеку жизненно необходимо? Вспомните тему урока. (Доброе слово).

      — Значит «доброе слово» теперь может иметь для нас другое значение. Какое?

      — Доброе слово – это наша долгая и счастливая жизнь.

      — Помните об этом, говорите только хорошие, добрые слова и живите долго и счастливо.

      doc4web.ru

      Урок развития речи в 8 классе «Составление диалога о культуре общения»

      Урок русского языка в 8 классе по теме «Развитие речи. Составление диалога о культуре общения» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

      Тема. Развитие речи. Составление диалога о культуре общения.

      Цель: повторить сведения о монологической и диалогической речи; закрепить навыки построения диалога; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.

      Основное содержание работы.

      1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

      2. Актуализация опорных знаний учащихся.

      Беседа.

      — Для чего людям нужна речь?

      — Какие формы речи существуют?

      — Подумайте, какая речь появилась раньше – устная или письменная. Свой ответ обоснуйте.

      — Что вы понимаете под монологической и диалогической речью?

      — Какие основные правила общения вам известны?

      Слово учителя.

      — А знаете, ребята, в языке тоже существуют свои законы. Первый и самый главный закон – закон гармонизирующего диалога, который говорит о том, что собеседник не пассивный объект, которому нужно передать информацию, на который нужно воздействовать, а активный участник общения. Задача говорящего – установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

      Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата. Этот закон гласит, что общение становится эффективным, если говорящий ориентирует адресата в речи и адресат вместе с говорящим движется от начала речи к её концу.

      Третий закон – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком создавал свою речь, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чём он сообщает или беседует. Только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Говорящий должен выразить свои эмоции в речи и сделать речь выразительной – экспрессивной.

      Четвёртый закон – закон удовольствия. Речь эффективна тогда, когда доставляет удовольствие слушателю. Удовольствие от общения возможно тогда, когда говорящий ставит цель доставить радость слушателю, сделать общение приятным.

      III. Постановка целей и задач урока.

      IV. Работа над развитием культурной речи учащихся.

      1. Учитель.

      — Подумайте над содержанием прослушанного текста. Озаглавьте его, определите тему и основную мысль.

      Жизнь человека в обществе это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов.

      Общение между людьми становится всё более интенсивным. Наш век уже стали называть веком общения. Основанием для этого послужило бурное развитие средств

      массовой коммуникации. Но это не только радио, телевидение, газеты, журналы, книги и т.д. Большое место в жизни человека занимают живые контакты с разными людьми.

      Общение есть прежде всего речевое взаимодействие людей, содержание которого, кстати, безгранично, как безгранично человеческое познание.

      (В.Дьяченко)

      (Ответы учащихся)

      Заглавие – Век общения.

      Тема – 20 век – век интенсивного человеческого общения.

      Идея – Поскольку в 20 веке происходит бурное развитие массовой коммуникации, его стали называть веком общения. Живые контакты с разными людьми занимают особое место.

      2. Работа над диалогом. Учащиеся составляют диалог под руководством учителя.

      На уроке русского языка состоялся интересный разговор, участниками которого стали все учащиеся.

      — Ребята, кто-нибудь задумывался над вопросом, что такое речь? – спросил Костя.

      — Конечно, ведь мы общаемся друг с другом, — ответила Нина.

      — И что же такое речь? – допытывался Костя.

      — Это общение друг с другом, — ответила с ходу Эллина.

      — А где мы встречаемся с этим понятием? – неожиданно спросил Эдгар.

      — В стенограммах и конспектах, диалогах и монологах, — ответил Витя.

      — А существуют ли требования к речи?

      — Конечно, речь должна быть образной, яркой, богатой, последовательной, выразительной.

      — А знаю правила общения, вдруг сказала Инна.

      — Мы их тоже знаем, — закричали ребята.

      3. Повторение сведений о хорошей речи.

      V. Домашнее задание. Используя материал урока, обсудите с товарищем по парте необходимость знания и соблюдения законов и правил общения, используйте в диалоге зашифрованные в криптограммах пословицы.

      Решив криптограммы (ключ – русский алфавит), вы сможете прочитать пословицы. Какие законы общения они отражают?

      Ответ: 1. Хорошую речь хорошо и слушать.

      2. Красно поле пшеном, а беседа – умом.

      infourok.ru

      Урок по русскому языку в 8 классе «Великий и могучий»

      КГУ «Ставропольская средняя школа»

      Открытый урок

      по русскому языку в 8 классе

      «Великий и могучий»

      (Урок повторения, обобщения и систематизации знаний учащихся)

      Подготовила: учитель русского языка и литературы

      Касьяненко Н.Г.

      2013-2014 учебный год

      Цель урока: Роль языка в жизни человека и общества. Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся.

      Задачи: Активизировать имеющиеся знания учащихся; совершенствовать коммуникативные умения; прививать интерес к изучению русского языка; развивать творческие и умственные способности, память, мышление, орфографическую зоркость, культуру речи, умение работать в парах, воспитывать любовь и интерес к русскому языку, формировать чувство патриотизма, бережное отношение к русскому языку.

      Оборудование: учебник, таблицы, опорные схемы, высказывания классиков о языке, кроссворд, карточки с заданиям.

      Ход урока:

      Эпиграф урока: Берегите чистоту языка как святыню! И.С. Тургенев.

      1. Организационный момент. Психологический настрой.

      1. Работа по теме урока:

      1. Вступительное слово учителя: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык великий и могучий. На нем говорят не только русские. В настоящее время знание русского языка стало первой необходимостью. В конституции РК сказано, что в нашей стране наравне с государственным языком функционирует и русский язык как язык межнационального общения.

      Русский писатель ХIХ века Иван Сергеевич Тургенев написал замечательное стихотворение в прозе, которое так и называется «Русский язык». Послушайте его:

      «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

      1. Как вы думаете, почему автор говорит о том, что русский язык могучий, правдивый и свободный?

      (Для ответа на этот вопрос используем материалы упражнения 1 из учебника. Абай «Слово 25»)

      Выполнение упражнения 1. (комментированное списывание).

      1. Стихотворение «Язык Согласия» А.Купчишин.

      (Наизусть читает ученица)

      1. Выполнение практического задания: произвести фонетический разбор слов великий и могучий (двое учащихся у доски).

      Класс работает в парах.

      а. Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении:

      Документ подписан директором.

      (3 раза, Документ подписан директором)

      b. Укажите, сколько раз встречается мягкий звук [з] в предложении:

      Зина обратилась с просьбой к Лизе.

      (3 раза, Зина обратилась с просьбой к Лизе.)

      c. Укажите, сколько раз встречается твёрдый звук [л] в предложении:

      Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали.

      (2 раза, Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали.)

      d. Укажите, сколько раз встречается звук [й] в предложении:

      « …постой,

      Бабушка, постой немножко,-

      Ей кричит она в окошко…»

      (4 раза «…постой,

      Бабушка, постой немножко,-

      Ей кричит она в окошко…» )

      e. Укажите, сколько раз встречается звук [а] в предложении:

      «…помолясь усердно Богу,

      Отправляется в дорогу…»

      (8 раз «…помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу…»)

      1. Задание по орфоэпии: расставьте правильно ударение.

      1. гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин. (гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин.)

      2. Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота (Молодежь, партер, портфель, процент, свекла, сирота)

      3. начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать (начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать)

      4. средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый (средствами, намерение, копировать, свободнее, шофер, оптовый, сливовый)

      5. квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный (квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный).

      1. Блиц-опрос (устно)

      1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи? ( Фонетика)

      2. Разговор двух или нескольких лиц? (диалог)

      3. Значимая часть слова, находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)

      4. Часть изменяемого слова без окончания? (основа)

      5. Имеет два спряжения? (глагол)

      6. Учит правильно говорить слова этот раздел науки о языке? (орфоэпия)

      7. Их ровно шесть? (падежи)

      8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения? (синтаксис)

      9. Слово, называющее того, к кому обращаются с речью? ( Обращение)

      10. Помогает произносить один слог в слове с большей силой, чем остальные? (ударение)

      11. Все слова языка образуют его словарный состав или иначе? (лексику)

      12. Пять, шесть, двое, третий – это? (числительное)

      13. В предложении выделяется волнистой линией? (определение)

      14. Ставится в конце вопросительного предложения? (вопросительный знак)

      15. Какой признак у глаголов был, есть и будет? (время)

      16. Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

      17. Как изменяются наречия? ( не изменяются)

      18. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

      19. Как еще называют главные члены предложения? (грамматическая основа)

      20. Оно имеет три лица? (местоимение)

      1. Работа по учебнику.

      Выполнить упражнение 17, стр. 11. Построить словообразовательные цепочки из данных ниже слов.

      1. Подобрать синонимы к словам

      1. Солдат, противник, шагать, печаль

      ( боец, враг, идти, горе).

      b)Заменить заимствованные слова синонимами:

      • Эксклюзивный (особый, единственный)

      • Ассорти (смесь, набор)

      • Приоритетный (главный)

      • Антракт ( перерыв)

      • Примитивный (простой)

      • Рандеву (встреча, свидание)

      • Дебют (первое выступление)

      • Контракт (договор)

      • Корректировать (исправлять)

      • Дефект (недостаток)

      • Контраст (противоречие)

      • Привилегия (преимущество)

      1. Объясните, что обозначают эти фразеологизмы?

      • Как снег на голову; (неожиданно)

      • Без царя в голове (необдуманно)

      • Ум за разум заходит (безвыходное положение)

      • Как курица лапой ( небрежно, некрасиво)

      • Рукой подать ( близко)

      • Кривить душой (обманывать)

      • Задирать нос ( зазнаваться)

      • Как рыба в воде (комфортно)

      • Время от времени ( иногда)

      • Куры не клюют ( много)

      • Встать с левой ноги (повезло

      1. Подобрать антонимы к записанным словам и вписать их в пустые клетки:

      д

      р

      у

      г

       в

      р

       а

       г

      с

      л

      а

      в

      а

       п

       о

       з

       о

       р

      б

      л

      и

      з

      к

      о

       д

      а 

      л 

      е 

      к 

      о 

      р

      а

      з

      л

      у

      к

      а

       в

      с 

      т 

      р 

      е 

      ч 

      а 

      о

      б

      в

      и

      н

      я

      т

      ь

       з

      а 

      щ 

      и 

      щ 

      а 

      т 

      ь 

      ф

      а

      л

      ь

      ш

      и

      в

      ы

      й

       н

      а 

      с 

       т

       о

       я

       щ

      и 

      й 

      р

      а

      д

      о

      в

      а

      т

      ь

      с

      я

       п

      е 

       ч

       а

      л 

      и 

      т 

       ь

       с

      я 

      8. Объяснительный диктант

      Определи, к какой части речи относятся слова в предложении.

      Снежное покрывало большое поле покрывало.

      Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

      Чем являются выделенные слова в предложении? Приведите примеры омонимов.

      1. Соедините пословицы

      • Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – потерял жизнь;

      • Кто хочет много знать, тому надо мало спать;

      • Бойся козла спереди, коня сзади, а злого человека со всех сторон.

      • Быть сильным – хорошо, быть умным – лучше вдвое.

      • Изучить второй язык – прожить другую жизнь;

      • По одежке встречают, провожают по уму.

      1. Задание по культуре речи.

      Сценка «Рецепт»

      Врач спрашивает пришедшую к нему на прием ученицу:

      — В каком классе учишься, девочка?

      — В восьмом «Бы»

      — «Бы»? не знаю такого класса, а дружно вы живете?

      — Жутко дружно, жутко весело.

      — Жутко и весело? А учитесь – то хорошо?

      — Порядок! Особенно мальчишки. Их учительница в пух и прах хвалит.

      — Порядок? В пух и прах хвалит? Да, болезнь серьезная.

      Туту врач не поможет.

      (Ответы учащихся: узкий кругозор, бедный словарный запас, «неуклюжая» речь, В таком случае человек лечит себя сам: читает классическую литературу, учит стихотворения, изучает словари)

      Часто мы слышим ошибочное употребление в речи глаголов положить и класть.

      • Я пообещал отцу, что по окончании работы положу инструменты в специальный ящик.

      • В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда клади свои вещи на отведенное для них место»

      • Закончив уроки, я собираю книги, тетради и кладу их в портфель.

      • Когда прочитаешь книгу, положи ее на прежнее место.

      • Для сохранения здоровья, не клади в еду много соли.

      1. Творческое опережающее задание: сочинение – эссе «Нет дороже языка, нет ценнее языка».

      Хафизова Алина: «…Русский язык сложен, разнообразен и красив. С помощью русского языка можно передать все, что чувствует человек: гнев, радость, счастье, печаль. Он помогает мне выразить мысли, передать чувства и настроение. Я горжусь тем, что русский язык – это мой родной язык.

      Ковач Вероника: «…Русский язык, как человек, может нарядиться в разные одежды. Строгий костюм у него для делового и публицистического стилей, нарядный, с яркими удивительными узорами – для художественного и разговорного. Но есть еще один стиль, в который не хочет и не может рядиться наш родной язык – это жаргонизмы. В такой неряшливой и грубой одежде неуютно ему и нам. Я призываю всех не облачать в этот наряд наш язык. Пусть он будет чистым, доступным и понятным для всех людей. Пусть он будет языком мира и согласия во всей Вселенной!»

      Тимофеева Екатерина: «…Я горжусь тем, что говорю на русском языке, знаю его и постоянно стремлюсь пополнять эти знания, ведь именно в русском языке заключается уникальность русского народа!»

      Калиматова Марет: «…Язык – это гордость и достояние любого народа и наша обязанность любить и почитать наш родной язык!»

      Гетьман Мария: «…Русский язык – это основа всей нашей духовной культуры, наш бесценный дар. Я многим ему обязана. Я уверена, что русский язык поможет мне найти достойное место во взрослой жизни.»

      Нуртас Асан: «…Любой язык по-своему богат и красив. Каждый житель нашей планеты должен беречь свой родной язык, несмотря на то, что его не используют твои друзья, одноклассники и знакомы»

      1. Домашнее задание: повторить раздел «Морфология», выполнить упражнение 36 стр.19. Найдите служебные части речи. Сделайте морфологический разбор.

      1. Итог урока. Комментирование оценок.

      2. Рефлексия.

      Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в челе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

      12

      videouroki.net

      Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Культура речи

      КУЛЬТУРА РЕЧИ

      Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. И.С. Тургенев
      «У меня ухи болят!..»«Бежи к ихнему дому!»«Кто звОнит?»
      ЖАРГОНИЗМЫ
      «Употребление жаргонной лексики,- пишет языковед Л.И.Скворцов,- засоряет и огрубляет разговорную речь».

      Болванка  — пустой CD-диск для записи информации.Прога — программа.Дрова — драйвер, прога, опеспечивающая взаимодействие других программ с принтером, сканером, видеокартой и др. устройствами.Мама (мать) – материнская плата.НЕПРИЕМЛЕМО ДЛЯ ЭРУДИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА…
      ЖАРГОНИЗМЫ
      ЯЗЫК АРГО
      Обычно язык заключённых, людей, нарушающих законы.Но возникает и среди мирных профессий:коробка- судно(у моряков), каркас дома(у строителей), танки ( у танкистов).
      СЛЕНГ
      Речь возрастных групп или групп по интересам. Раньше не влиял на литературный язык.
      Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п
      СЛОВО-ПАРАЗИТ «БЛИН»
      В конце XX века слово стало широко употребляться в разговорной речи. Начало совпадает с нецензурным, поэтому некоторые считают его грубым, бранным.
      Слово блин обычно является восклицанием и выражает широкий спектр чувств, например: удивление, радость, досаду, горечь, негодование.
      Блины — одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX в., в языческие времена. Слово «блин» — искаженное «млин» от глагола «молоть».
      ВИКТОРИЯ КАБАЛОВА-ВАТНИК
      Как народ у нас привык Засорять родной язык: В речь вбивает, словно клин, Это слово — «блин» да «блин»… «Блин», да что ж это такое? Блин — изделие мучное, И понятно всем вполне — Он уместен на столе, И особенно желанный,
      Если кушать со сметаной. Но зачем же нам, друзья, «Блином» речь пересыпать? Просто так туда, сюда… Ну, какая в нём нужда? «Блин» — понятие не ново, В речи лишнее же слово. Речь для каждого субъекта- Показатель интеллекта: Коль пустая голова — В речи — лишние слова. Не вбивайте в речи клин — Зря не повторяйте «блин»!
      КУЛЬТУРА РЕЧИ
      Культура речи- умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно.
      Понятие «языковая норма»-одно из ключевых в учении о правильности речи.
      *
      Основные языковыенормы
      Орфоэпическиенормы
      Лексическиенормы
      Грамматическиенормы
      Пунктуационныенормы
      Морфологическиенормы
      Синтаксическиенормы
      Нормыпроизно-шения
      Нормы слово-употреб-ления
      Постановка знаков препинания
      *
      Решите орфоэпические задачи:1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый
      РЕШИТЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
      4. В каком слове звуков больше ,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка5. В каком слове произносится звук Й ? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса
      В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ВМЕСТО СЛОВА ВОДНЫЙ НУЖНО УПОТРЕБИТЬ СЛОВО ВОДЯНОЙ
      1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.2.В заросшем пруду много водных жуков.3.Водные каналы стали очень популярными ,особенно среди молодежи.
      *
      ЛЕКСИКО — ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
      1).Определите лексическое значение паронимов:сытый- сытный, болотный- болотистый,оживают – оживляют , абонент-абонемент,будний- будничный, поступок- проступок.
      *
      КАКОЙ ВАРИАНТ ВАМ КАЖЕТСЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ? ПОЧЕМУ?
      Предоставить отпуск ввиду болезни.Предоставить отпуск вследствие болезни
      Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.
      Можно ли на деловую встречу одеть смокинг? А одержать поражение в споре можно?
      Смокинг можно только надеть на встречу. Одержать победу, потерпеть поражение – устойчивые словосочетания. Одержать можно только победу, а поражение же можно только потерпеть.
      *
      ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВАХ:
      договор, документ, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, столяр, досуг, обеспечение, квартал, средства.
      догово́р, докуме́нт, премирова́ть , ссу́да взята́, това́ры про́дали, узна́йте це́ну изде́лия, столя́р, досу́г, обеспе́чение, кварта́л, сре́дства.
      *
      ТИПЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК
      Ошибочное словообразование
      Трудолюбимый
      Ошибочное образование формы: существительного
      опытные бухгалтера
      прилагательного
      Более красивее. слаже
      числительного
      С пятистами рублями
      местоимения
      Ихнюю вещь
      глагола
      Махают руками
      *

      Контейнеры на погрузке ,пять килограммов , много народу, множество грузин ,все шоферы, несколько мандаринов , 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах ,в полутора часах езды.
      *
      СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
      Нарушение согласования сказуемого с подлежащим
      Четверо учащихся участвовало в игре.
      Нарушение управления
      Согласно приказа
      Нарушение согласования
      Видна пара окон , занавешенные шторой.
      Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
      Все были счастливы и веселые.
      Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов
      Я живу в Лермонтове и была счастлива.
      *
      В КАКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ НЕТ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК?
      1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.3. Поезд отправился согласно расписания.
      *
      ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ!БЛАГОДАРЯ ФИРМ…
      Благодаря фирме: Мы смогли получить кредит благодаря посреднической фирме.
      Благодаря фирму: Мы прощаемся, благодаря фирму за помощь в получении кредита.
      ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАММАТИКЕ
      «Полусонный в постелю с бала едет он» ( А.С.Пушкин об Онегине)«Он ещё в постеле» ( тогда постеля – ж.р., верно!)
      Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей. Л.Н.Толстой

      Спасибо за внимание!!! Презентацию подготовила Кирейшина Л.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

      nsportal.ru

      Конспект открытого урока «Культура речи»

      Конспект урока русского языка в 9 классе в форме деловой игры на тему:

      «Культура речи — культура общения»

      Цели урока:

      (образовательная) совершенствовать речевую культуру учащихся;

       (развивающая)  формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;

      (воспитательная) воспитывать  отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

      Педагогические технологии: игровые технологии, работа в группах

      Оборудование урока: на стенах развешены высказывания великих писателей, философов о слове и языке:

      1. «Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить». Н.М.А. Навои

      2. «Словом можно убить,

      словом можно спасти,

      словом можно полки за собой повести». В. Шефнер

      1. «Нет магии сильней, чем магия слов». А. Франс

      2. «Острое слово – холодное оружие». К. Кушнер

      3. «В ответ на бранные слова

      с улыбкой промолчи

      и сделай вид, что вообще

      таких не знаешь слов». Г. Остер

      1. «Слова – это то единственное, что остается на века». Э.Хэмингуэй

      2. «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно». Л. Толстой

      3. «Слова резвят язык, но часто режут уши». Т. Глушенко

      4. «Сквернословящая женщина – еще не мужчина. Но уже не женщина».
        Б. Тойшибеков

      5. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». И. Тургенев

      Звучит песня Григория Гладкова «О русском языке» в исполнении учащихся

      Русских слов глубокое теченье
      Дарит силу песенной строке.
      Ах, какое это наслажденье — 
      Говорить на русском языке!

      Колосится рожь в широком поле,
      Облака купаются в реке.
      Мы с тобой о радости и боли 
      Говорим на русском языке.

      Не померкнет подвиг наших дедов,
      Ордена горят на пиджаке.
      В майский день друг другу: «С Днём Победы!» —
      Говорим на русском языке.
      Вот малыш спешит за мамой следом,
      И ручонка в папиной руке.
      Он уже и с бабушкой, и с дедом
      Говорит на русском языке.

      Вспоминая белые берёзы,
      От родного дома вдалеке, 
      Мы, смахнув непрошеные слёзы,
      Говорим на русском языке.

      Паренёк с фамилией Гагарин
      Отправлялся в космос налегке.
      Он был первым. И из этой дали
      Говорил на русском языке.

      В Риме, Вашингтоне и в России, 
      И в английском тихом городке,
      Далеко и близко от России
      Говорят на русском языке.

      У костра звучит родное слово,
      И заветный томик в рюкзаке…
      Мы и завтра будем с вами снова
      Говорить на русском языке.

      Вступление

      • Сегодня мы с вами проведем деловую игру, посвященную очень важной проблеме — культуре речи. Для этого нам необходимо разбиться на 5 групп, каждая из которых будет выполнять определенные задания.

      Вопросы ко всем учащимся:

      • Что, по-вашему, включает в себя понятие «культура речи»?

      • Почему эта проблема так актуальна в последнее время?

      В последнее время мы видим падение уровня культуры речи из-за того, что в газетах, СМИ, телевизионных программах допускают все больше речевых и грамматических ошибок, не следят за своей речью.

      В связи с тем, что все озабочены данной проблемой, во всех вузах, независимо от специализации, введен специальный курс «Культура речи».

      Вывод: От того, насколько грамотно человек говорит, как высока его культура общения, зависит впечатление, которое он производит на окружающих! (слайд 2)

      Как вы правильно заметили, для культуры общения необходимо говорить правильно, грамотно, выразительно, быть вежливым.

      Сейчас мы вам предложим 2 очень распространенные ситуации, в которые может попасть каждый из вас, а кто-то и попадал неоднократно.

      1. Допустим, вы опоздали на урок, и он уже начался, к тому же произошла еще одна знакомая ситуация — забыли тетрадь. Ваши действия …

      (в данной сцене участвуют 2 ученика: 1- учитель, 2-ой — опоздавший ученик)

      1. Предположим, вам необходимо посетить районную библиотеку, а вы не знаете, где она находится. Поэтому вы спрашиваете прохожего незнакомого человека о том, как туда пройти….

      (участвуют 2 ученика: 1 — спрашивает, 2-ой отвечает)

      Участники игры анализируют действия учащихся

      Таким образом, мы вспомнили еще раз слова вежливого обращения, а главный вывод заключается в том, что в нашем языке нет слов-обращений к незнакомому человеку. Для того, чтобы к нему обратиться, необходимо использовать слова-извинения для привлечения внимания: простите, пожалуйста, будьте добры, извините, будьте любезны и т.п. Ни в коем случае нельзя говорить «женщина», «мужчина».

      Так как важнейшим качеством речевой культуры является грамотность, правильность произнесения слов, сейчас мы проверим, насколько вы правильно ставите ударения в словах.

      Каждый из 5 столов получает 3 предложения со словами, которые нужно правильно прочитать.

      1. Очень жаль, что Вы редко балуете нас своими новыми ролями.

      2. Наша компания заключила в этом году самое большое количество договоров.

      3. Кто бы мог подумать, что щавель — это травянистое растение — относится к семейству гречишных!

      4. Если ты несколько раз повторишь это правило, то обязательно вспомнишь его на экзамене.

      5. Наш кухонный стол можно будет поставить в середине комнаты.

      6. В цирк постоянно звонят и интересуются выступлением африканских слонов.

      7. Если включить в Вашу речь пословицы, поговорки, афоризмы, то она зазвучит ярче, станет образнее и красивее.

      8. Я только мельком взглянул на этих людей и понял, что у нас нет ничего общего.

      9. Обеспечение всеобщей безопасности — одна из главных задач в современном мире.

      10. В магазин привезли свеклу нового урожая.

      11. Украинский язык является родственным русскому.

      12. В домах в следующем квартале будут установлены новые мусоропроводы.

      13. Полине было завидно смотреть на чужое счастье.

      14. На день рождения сына мама купила несколько кремовых тортов.

      15. Мода — социальный феномен, который будет существовать во все времена.

      Необыкновенно важным для общения является богатство языка, богатый лексикон.

      Героиня известного романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Эллочка Людоедка обходилась всего 33 словами. Их она использовала для выражения самых разных чувств и эмоций.

      Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому замечательному произведению режиссером Л. Гайдаем, и увидим, как это было (Смотрим фрагмент).

      Да, это довольно смешно. А как вы думаете, что хотел сказать автор о своей героине, изобразив ее таким образом?

      (Она ограниченная, глупая, у нее примитивное мышление)

      Ну, конечно, наш с вами лексикон не в пример богаче Эллочкиного, но все же, уверена, многим не помешает его расширить.

      • Как вы думаете, что надо для этого делать? Что делает нашу речь богаче, образнее?

      • Синонимы.

      Давайте посмотрим фрагмент фильма «Осенний марафон» режиссера Данелии и увидим, как важно для лексического богатства использовать слова, близкие по смыслу, но отличающиеся оттенками значения.

      После просмотра:

      Каждой группе предлагается выполнить аналогичное задание:

      Подберите, пожалуйста, синонимы к словам: (слад 3)

      1. — ужасный

      2. — большой

      3. — красивый

      4. — добрый

      5. — маленький

      Кроме того, этой же цели — обогащению лексикона — служат фразеологизмы — устойчивые сочетания слов, а также пословицы

      Каждый стол получает задание вспомнить как можно больше фразеологизмов и пословиц со словами (слайд 4)

      1. нос

      2. глаза

      1. руки

      2. семь

      3. лоб

      Мы говорили о том, что украшает нашу речь, делает ее грамотной, выразительной, обогащает язык.

      А теперь поговорим о том, что его засоряет, от каких явлений нам нужно избавляться?

      — Жаргонизмы, сленг, ненормативная лексика, брань, нецензурные выражения, слова-паразиты. (слайд 5)

      Все эти явления, хотя и существуют в языке, но выходят за рамки русского литературного языка, поэтому в речи культурного, интеллигентного человека их должно быть как можно меньше и надо стараться от этого избавиться.

      Сейчас мы посмотрим фрагмент замечательного художественного фильма «Джентльмены удачи». По сюжету для поимки опасного вора-рецидивиста милиция обращается за помощью к заведующему детским садом, и ему приходится вместе с жуликами, сбежавшими их тюрьмы, попытаться напасть на след бандита. Я не буду пересказывать весь фильм, многие его, наверное, видели. Итак, фрагмент, иллюстрирующий применение жаргонизмов. (Фрагмент фильма)

      Естественно, жаргонизмы — это слова, употребляемые людьми той или иной социальной группы. Вы тоже их используете, т.к. принадлежите к молодому поколению. Давайте попробуем обойтись без них.

      Замените, пожалуйста, сленговые выражения в предложенных текстах стилистически нейтральными синонимами, литературными словами. (задания получает каждая группа)

      1. — Круто! Я попал на TV! Устроили такую тусовку! Было клево! Оттянулись не по-детски!

      2. — Да перестань тупить, ты не врубаешься. У меня сломалась тачка. Надо поставить ее на колеса.

      3. — В магазине перед кассой выстроился такой хвост! Кассирша выносила кому-то мозг. Пришлось наехать на обеих. Не слабо так.

      4. — Ты не догоняешь! Рванем ко мне! Мои предки уперлись на дачу, так что можно затусить на нашей хате. Будет прикольно!

      5. — Давай сегодня прошвырнемся по магазинам. Я вчера такую кофточку оторвала на распродаже. Полный улет! Можно закосить последний урок!

      Но самое отвратительное явление в языке — это нецензурная брань или, как это называли раньше, сквернословие.

      Цитата из Библии:

      «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, дабы оно доставляет благодать слушающим»

      Сейчас мат, как джин из бутылки, буквально вырвался на волю.По данным социологических опросов, в России используют ненормативную лексику 70% населения, независимо от социального и образовательного статуса, но при этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к использованию подобных выражений в общественных местах.

      Так как ни для кого не секрет, что это негативное явление существует, к сожалению, и в школьной среде, нам нужно решить две проблемы:

      Для чего применяется нецензурная лексика?

      • повышение эмоциональности речи;

      • снятие психологического напряжения, болевого шока;

      • демонстрация агрессии;

      • демонстрация отсутствия страха;

      • демонстрация раскованности, независимости говорящего;

      • демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

      • демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;

      • оскорбление, унижение адресата речи.

      Как бороться с этим уродливым явлением?

      • каждому самому следить за соей речью;

      • принять закон, запрещающий сквернословить;

      • прививать культуру речи;

      • не общаться с теми, кто ругается, сделать их изгоями

      С ненормативной лексикой борется и закон: (слайд 6)

      Ст. 130 «Оскорбление»

      1. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до 100 МРОТ или иного дохода либо обязательными работами на срок 120 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

      2. Оскорбление в публичном выступлении и СМИ — до 200 МРОТ, либо обязательными работами на срок 180 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев.

      Кодекс РФ об административных правонарушениях:

      Гл. 20 Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Статья 20.1 Мелкое хулиганство, т.е. нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу… влечет наложение административного штрафа от 50 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

      Сейчас мат слышен везде, начиная от семьи и заканчивая улицей, даже от людей состоявшихся. И причиной этого уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. «Невинная» привычка употреблять мат для «связки» слов — признак особой деградации человека, признак его духовного и нравственного разложения.

      Издревле мат именуется сквернословием — «скверно» (слайд 7)

      В словаре Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное; это нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина… нравственное растление».

      Так давайте всеми силами стараться избавиться от этого позорного явления.

      Заключение

      Сегодня мы поговорили об очень важных, на мой взгляд, проблемах, еще раз постарались понять, как важна речевая культура в человеческом общении. И закончить мне бы хотелось всем известным, но не устаревающим призывом, который принадлежит И.С. Тургеневу «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием» (слайд 8)

      Звучит песня о русском языке

      kopilkaurokov.ru

      Урок развития речи в 8 классе «Составление диалога о культуре общения»

      Урок русского языка в 8 классе по теме «Развитие речи. Составление диалога о культуре общения» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.

      Тема. Развитие речи. Составление диалога о культуре общения.

      Цель: повторить сведения о монологической и диалогической речи; закрепить навыки построения диалога; совершенствовать культуру устного и письменного речевого общения.

      Основное содержание работы.

      1. Организационный момент. Психологический настрой на работу.

      2. Актуализация опорных знаний учащихся.

      Беседа.

      — Для чего людям нужна речь?

      — Какие формы речи существуют?

      — Подумайте, какая речь появилась раньше – устная или письменная. Свой ответ обоснуйте.

      — Что вы понимаете под монологической и диалогической речью?

      — Какие основные правила общения вам известны?

      Слово учителя.

      — А знаете, ребята, в языке тоже существуют свои законы. Первый и самый главный закон – закон гармонизирующего диалога, который говорит о том, что собеседник не пассивный объект, которому нужно передать информацию, на который нужно воздействовать, а активный участник общения. Задача говорящего – установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.

      Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата. Этот закон гласит, что общение становится эффективным, если говорящий ориентирует адресата в речи и адресат вместе с говорящим движется от начала речи к её концу.

      Третий закон – закон эмоциональности речи. Этот закон требует, чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком создавал свою речь, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чём он сообщает или беседует. Только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Говорящий должен выразить свои эмоции в речи и сделать речь выразительной – экспрессивной.

      Четвёртый закон – закон удовольствия. Речь эффективна тогда, когда доставляет удовольствие слушателю. Удовольствие от общения возможно тогда, когда говорящий ставит цель доставить радость слушателю, сделать общение приятным.

      III. Постановка целей и задач урока.

      IV. Работа над развитием культурной речи учащихся.

      1. Учитель.

      — Подумайте над содержанием прослушанного текста. Озаглавьте его, определите тему и основную мысль.

      Жизнь человека в обществе это не только труд, но и множество встреч, диалогов, контактов.

      Общение между людьми становится всё более интенсивным. Наш век уже стали называть веком общения. Основанием для этого послужило бурное развитие средств

      массовой коммуникации. Но это не только радио, телевидение, газеты, журналы, книги и т.д. Большое место в жизни человека занимают живые контакты с разными людьми.

      Общение есть прежде всего речевое взаимодействие людей, содержание которого, кстати, безгранично, как безгранично человеческое познание.

      (В.Дьяченко)

      (Ответы учащихся)

      Заглавие – Век общения.

      Тема – 20 век – век интенсивного человеческого общения.

      Идея – Поскольку в 20 веке происходит бурное развитие массовой коммуникации, его стали называть веком общения. Живые контакты с разными людьми занимают особое место.

      2. Работа над диалогом. Учащиеся составляют диалог под руководством учителя.

      На уроке русского языка состоялся интересный разговор, участниками которого стали все учащиеся.

      — Ребята, кто-нибудь задумывался над вопросом, что такое речь? – спросил Костя.

      — Конечно, ведь мы общаемся друг с другом, — ответила Нина.

      — И что же такое речь? – допытывался Костя.

      — Это общение друг с другом, — ответила с ходу Эллина.

      — А где мы встречаемся с этим понятием? – неожиданно спросил Эдгар.

      — В стенограммах и конспектах, диалогах и монологах, — ответил Витя.

      — А существуют ли требования к речи?

      — Конечно, речь должна быть образной, яркой, богатой, последовательной, выразительной.

      — А знаю правила общения, вдруг сказала Инна.

      — Мы их тоже знаем, — закричали ребята.

      3. Повторение сведений о хорошей речи.

      V. Домашнее задание. Используя материал урока, обсудите с товарищем по парте необходимость знания и соблюдения законов и правил общения, используйте в диалоге зашифрованные в криптограммах пословицы.

      Решив криптограммы (ключ – русский алфавит), вы сможете прочитать пословицы. Какие законы общения они отражают?

      Ответ: 1. Хорошую речь хорошо и слушать.

      2. Красно поле пшеном, а беседа – умом.

      infourok.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *