cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

8 класс функции русского языка в современном мире – Урок Русский язык в современном мире 8 класс

Урок Русский язык в современном мире 8 класс

8 класс

Тема урока:

«Русский язык в современном мире».

Цель урока: знакомство учащихся с функциями русского языка в современном мире.

Задачи урока:

  1. Познавательная – дать понятие об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.

  2. Развивающая – развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

  3. Воспитательная – воспитывать чувство гордости за свой язык, за свою Родину.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Эпиграф урока:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К.Паустовский).

Оборудование урока: доска с записью темы и эпиграфа урока, компьютер, проектор, интерактивная доска для просмотра презентации.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Запись в тетрадях числа. Пропуск строки и запись эпиграфа

  1. Знакомство с учебником.

  1. Слово учителя.

— Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему – «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в 9 классе – синтаксисом сложных предложений. Так мы переходим от изучения наименьшей единицы языка – фонемы — к изучению самой крупной единицы языка – текста.

Для уроков нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, условные обозначения (с.2), оглавление, определим, что предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора (с. 227-230), как правильно произносить и писать слова (с. 231-234).

  1. Вопросы и задания.

— Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, а какие встретились впервые? (7мин)

3. Подведение к теме.

Для чего нужен русский язык?

Ответить на этот вопрос поможет сегодняшний урок. Запись темы

  1. Лекция о функциях русского языка в современном мире с использованием презентации.

— Задумывались ли вы, ребята, над вопросом, сколько на свете языков?

(слайд 2)

Учёные считают, что сегодня в мире более 5 тысяч языков и диалектов. Причём, хорошо изучены только около 500. Язык – живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. На сегодняшний день 140 языков считаются «умирающими».

-Как вы понимаете «умирающий» язык? (слайд3)

потому что на них с каждым годом говорит всё меньше людей.

-Какие языки –мертвые?

( древнегреческий и латинский, и вовсе считаются мёртвыми, поскольку на них никто не говорит. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки.)

Какое же место принадлежит в этой огромной системе русскому языку? Он является одним из самых распространённых языков на земном шаре, занимая пятое место в мире после английского, китайского, хинди и испанского. В настоящее время русский язык является родным почти для 164 миллионов человек. Свыше 114 миллионов владеют русским как вторым языком (преимущественно в государствах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).

(слайд4 конспект) История происхождения русского языка уходит в глубокую древность. Примерно во II – I тыс. до н. э. из группы индоевропейских языков выделился праславянский язык, просуществовавший до 7 века. Затем он распался на три ветви: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский языки), южнославянскую (болгарский, македонский, сербо-хорватский, словенский языки) и западнославянскую (чешский, словацкий, польский, верхне- и нижнелужицкий языки).

(Слайд 5 ) Как и у любого другого языка, у русского два назначения – служить общению людей и быть средством выражения мысли. Язык как средство общения – это мышление для всех, мысли вслух. Язык как

средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог. Эти две функции языка неразрывно связаны между собой.

(Слайд 6) Есть у языка и другие функции. Говорящий, как правило, не просто что-то сообщает, но и выражает своё отношение к тому, что говорит: радость, удивление, недоброжелательность, страх. Для этого в языке есть особые средства. Эта функция языка называется экспрессивной.

Ещё одна функция – поэтическая: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью, с помощью языка создаётся прекрасное.

Русский язык – родной язык русского народа. Он является государственным языком на территории Российской Федерации, то есть обслуживает потребности людей и в быту, и на работе, а также является официальным языком государства, науки, культуры.

На территории РФ существует 174 языка. И именно русский язык выполняет

функцию межнационального общения. Без такого общения были бы невозможны связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе.

В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а ныне Российской Федерации, которая является крупнейшим суверенным государством планеты. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в Организации Объединённых Наций, где русский, наряду с английским, арабским, испанским, французским и китайским языками является одним из рабочих языков. На нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

IV. Закрепление изученного.

(Слайд 7 конспект) Запишите кластер в тетрадь –справочник.

Выполним упр.1 (10 мин)

Выслушаем пересказы.

Выполним упр.3

VI. Задание на дом.

  1. Выучить таблицу-кластер о происхождении языка

  2. упр. 4

infourok.ru

Функции русского языка в современном мире. Видеоурок. Русский язык 8 Класс

На занятии узнаем о функции русского языка в современном мире. Рассмотрим несколько стихотворений, и на их примере увидим стремительное развитие языка. Поймем, что позволяет знание русского языка и какие возможности дает изучение русского языка в школе.

На уроке попытаемся понять, что такое современный русский язык и каковы границы современности для языка.

Современный язык – тот, которым мы пользуемся в общении и который понимаем без словаря. В лингвистике утвердилось мнение, что современный язык – это язык А. Пушкина и последующей эпохи (Рис. 1).

Рис. 1. Время появления современного русского языка

Рассмотрим два текста, которые по времени написания разделены 27-ю годами.

Отрывок стихотворения Г. Державина 1794 г. (Рис. 2).

Рис. 2. Отрывок стихотворения Г. Державина

В стихотворении идет речь о ласточке, есть слова, непривычные для нас, например: милосизая – приятная своей окраской; касаточка – милая, любимая; косицы – перья; зеницы – глаза.

Стихотворение А. Пушкина 1823 г. (Рис. 3).

Рис. 3. Стихотворение А. Пушкина

Это стихотворение мы понимаем сразу, разберем его подробнее (Рис. 4).

Рис. 4. Разбор стихотворения А. Пушкина

Слово наблюдаю означает непривычное для нас понятие. Таких почти понятных, привычных на слух слов у А. Пушкина много, но они не совсем то, к чему мы привыкли. Можно сделать вывод, что русский язык за 200 лет изменился.

Выражения, которые мы воспринимаем как устаревшие (Рис. 5).

Рис. 5. Устаревшие выражения

Орфографические и пунктуационные нормы того времени далеки от наших. Таким образом, термин современный русский язык имеет два определения (Рис. 6).

Рис. 6. Два определения современного русского языка

Язык движется вперед, и даже лексика ХХ века далека от нас, слова требуют дополнительного объяснения (Рис. 7).

Рис. 7. Устаревшие выражения

Лингвистические словари, справочники, описания не успевают за стремительным развитием русского языка.

Даже при том, что язык быстро изменяется, он остается консервативной системой, так как должен обеспечивать связь между поколениями.

Изучая язык, мы можем

(Рис. 8):

Рис. 8. Возможности, открывающиеся при изучении языка

На занятии мы поговорили о том, что такое современный русский язык, как он стремительно развивается и чему можно научиться, изучая его.

 

Домашнее задание

  1. Почему современный русский язык называют языком А. Пушкина?
  2. Вспомните слова из лексики ХХ века, которые были актуальны совсем недавно.
  3. Что нам дает изучения языка, какие горизонты открывает?

 

Список рекомендованной литературы

  1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс. М.: Просвещение, 2014.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др. Русский язык. 8 класс. Учебник. М., 2011.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 8 кла

interneturok.ru

Функции русского языка в современном мире (8 класс)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Урок русского языка на тему «Функции русского языка в современном мире» (8 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 им. И.П.Склярова»

Конспект урока русского языка

в 8 классе на тему:

«Функции русского языка в современном мире».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

высшей категории Гусева Лидия

Станиславовна.

Арзамас 2015

Тема урока:

«Функции русского языка в современном мире».

Цель урока: знакомство учащихся с функциями русского языка в современном мире.

Задачи урока:

  1. Познавательная – дать понятие об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.

  2. Развивающая – развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

  3. Воспитательная – воспитывать чувство гордости за свой язык, за свою Родину.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Эпиграф урока:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К.Паустовский).

Оборудование урока: доска с записью темы и эпиграфа урока, компьютер, проектор, интерактивная доска для просмотра презентации.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Запись в тетрадях числа и темы урока.

  1. Знакомство с учебником.

  1. Слово учителя.

— Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему – «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в 9 классе – синтаксисом сложных предложений. Так мы переходим от изучения наименьшей единицы языка – фонемы — к изучению самой крупной единицы языка – текста.

Для уроков нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, условные обозначения (с.2), оглавление, определим, что предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора (с. 227-230), как правильно произносить и писать слова (с. 231-234).

  1. Вопросы и задания.

— Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, а какие встретились впервые?

  1. Лекция о функциях русского языка в современном мире с использованием презентации. Учащиеся в тетрадях составляют план лекции.

— Задумывались ли вы, ребята, над вопросом, сколько на свете языков? Учёные считают, что сегодня в мире более 5 тысяч языков и диалектов. Причём, хорошо изучены только около 500. Язык – живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. На сегодняшний день 140 языков считаются «умирающими», потому что на них с каждым годом говорит всё меньше людей. А такие языки, как древнегреческий и латинский, и вовсе считаются мёртвыми, поскольку на них никто не говорит. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки.

Какое же место принадлежит в этой огромной системе русскому языку? Он является одним из самых распространённых языков на земном шаре, занимая пятое место в мире после английского, китайского, хинди и испанского. В настоящее время русский язык является родным почти для 164 миллионов человек. Свыше 114 миллионов владеют русским как вторым языком (преимущественно в государствах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).

История происхождения русского языка уходит в глубокую древность. Примерно во II – I тыс. до н. э. из группы индоевропейских языков выделился праславянский язык, просуществовавший до 6 века. Затем он распался на три ветви: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский языки), южнославянскую (болгарский, македонский, сербо-хорватский, словенский языки) и западнославянскую (чешский, словацкий, польский, верхне- и нижнелужицкий языки).

Как и у любого другого языка, у русского два назначения – служить общению людей и быть средством выражения мысли. Язык как средство общения – это мышление для всех, мысли вслух. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог. Эти две функции языка неразрывно связаны между собой.

Есть у языка и другие функции. Говорящий, как правило, не просто что-то сообщает, но и выражает своё отношение к тому, что говорит: радость, удивление, недоброжелательность, страх. Для этого в языке есть особые средства. Эта функция языка называется экспрессивной.

Ещё одна функция – поэтическая: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью, с помощью языка создаётся прекрасное.

Русский язык – родной язык русского народа. Он является государственным языком на территории Российской Федерации, то есть обслуживает потребности людей и в быту, и на работе, а также является официальным языком государства, науки, культуры.

На территории РФ существует 174 языка. И именно русский язык выполняет функцию межнационального общения. Без такого общения были бы невозможны связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе.

В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а ныне Российской Федерации, которая является крупнейшим суверенным государством планеты. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в Организации Объединённых Наций, где русский, наряду с английским, арабским, испанским, французским и китайским языками является одним из рабочих языков. На нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

IV. Закрепление изученного.

— Какое место занимает русский язык в системе языков?

— Каковы основные функции любого языка? Какая из этих функций, по вашему мнению, главная, какая возникла раньше другой? Аргументируйте свою версию.

— Назовите другие функции русского языка.

— Как вы понимаете «государственный язык»? Запишите определение в тетради.

— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?

— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?

V. Выразительное чтение.

— Прочитаем высказывания о русском языке из упр.3 (четыре человека).

— Какой общей мыслью объединены эти высказывания?

— Запишите понравившееся высказывание себе в тетрадь.

VI. Задание на дом.

  1. Подготовить пересказ статьи учебника (с.3-5).

  2. Прочитать раздел «Повторение изученного» (с. 6).

  3. Выполнить упр.4,5.

infourok.ru

Методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме: Функции русского языка в современном мире

Урок 1* (см. Примечание)

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК РФ.
РУССКИЙ ЯЗЫК – СРЕДСТВО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО
ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ И СТРАН СНГ.
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Цели: познакомить учащихся с содержанием учебной программы по русскому языку в 8 классе; создать положительный эмоциональный настрой; уяснить роль и место русского языка в современном мире.

Тип урока: вводный.

Ход урока

I. Знакомство с учебником (форзацы, оглавление, условные обозначения, перечень словарей).

II. Соблюдение единого орфографического режима (памятка вручается каждому учащемуся; он вклеивает ее в соответствующую тетрадь).

Памятка по ведению тетради по развитию речи
(для контрольных работ, рабочей тетради)

1. Вести записи необходимо аккуратно, буквы писать разборчиво.

2. Нельзя пользоваться корректором, все исправления делать ручкой.

3. В тетради можно писать только синей пастой.

4. Выделять морфемы, подчеркивать члены предложения, составлять схемы и делать другие пометы необходимо простым карандашом.

5. Расстояние между работами – две строки.

6. Дата пишется прописью.

7. После каждой письменной работы необходимо провести работу над ошибками.

8. Правильно оформлять титульный лист тетради (образец демонстрируется на доске).

III. Работа по упражнению 1.

Прочесть текст, выписать словосочетания-термины, называющие функции русского языка в современном мире; пересказать содержание текста, опираясь на выписанные словосочетания; устно ответить на вопрос: Каковы функции русского языка в современном мире?

IV. Работа с цитатами.

• Богатство языка есть богатство мыслей.

(Н. М. Карамзин.)

• Язык – инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки. Можно бы еще заметить, что посредственность как на одном, так и на другом инструменте нетерпима.

(П. А. Вяземский.)

• Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Н. В. Гоголь.)

• …Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке.

(А. П. Чехов.)

• Слова. Словесная стихия. В словах мы осознаем себя и весь доступный пониманию мир. Без слов нет человека, и нет слов без человека. Слова, язык – в равной мере принадлежащее всем, всеобщее достояние народа, нации.

(Ч. Айтматов.)

Задание: выразительно прочесть высказывания; пояснить основную мысль афоризма; высказать собственное отношение к нему; переписать понравившийся афоризм.

V. Работа по упражнению 4.

Разбить текст на 4 абзаца; прочесть их; из каждого абзаца выписать предложение, в котором выражена главная мысль.

VI. Индивидуальная работа по упражнению 3.

Разбить текст на 2 абзаца; сформулировать вопрос ко второму абзацу и дать на него ответ, используя содержание текста.

Домашнее задание: составить письменное высказывание, опираясь на слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку»; повторить орфограммы: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. Словарное слово: классика.

Памятка для работы над словарным словом

1. Записать правильно слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

2. Сделать морфемный разбор.

3. Дать лексическое значение (устно).

4. Составить со словом предложение.

5. Произвести морфологический разбор слова, опираясь на составленное предложение.

6. Написать слово крупно красными буквами на листе формата А4; если возможно, сделать к слову иллюстрацию.

nsportal.ru

Функции русского языка в современном мире

Сегодня мы рассмотрим роль и функции русского языка в современном мире.

От чего же зависит вхождение языка в «клуб мировых языков»?

Этому способствуют социальные и языковые факторы.

Рассмотрим эти факторы по порядку

С начала 11 века изучение русского языка начинает активно распространяться в странах Европы и Азии по восходящей линии. Его развитие прошло несколько этапов. Для того, чтобы успешно торговать с Россией и наладить с ней дипломатические связи, иностранцы постепенно начали изучать русский язык.

Систематическое изучение языка началось в 14-17 веках. До сегодняшних дней дошло несколько практических пособий по изучению русского языка и, главным образом, словари, составленные скандинавами, французами и немцами. Это были первые учебные пособия для иностранцев, желающих выучить русский язык.

В 18 веке Россия входит в состав европейских держав и отправляется в длительное временное путешествие как равная страна среди равных. Интерес к изучению русского языка со стороны других стран продолжает возрастать.

В 19 веке бурно развивающаяся классическая русская литература вызвала живой интерес мировой общественности. Возникло огромное количество желающих изучить русский язык в совершенстве, чтобы прочесть в подлиннике произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, Гоголя и других знаменитых писателей и поэтов.

20 век стал революционным в науке и искусстве. Советские ученые совершили настоящий прорыв в космонавтике и других отраслях науки. На русском языке был создан целый массив культурной и научной информации. Чтобы лучше познакомиться с достижениями советской науки, представители разных континентов с энтузиазмом продолжили изучение русского языка.

Русский язык – язык великого народа. Он уникален по своей структуре, так как развитие языка происходило на протяжении долгого времени и на очень обширной территории. Он базируется на языковом фундаменте праславянского и славянского языков.

Огромное влияние на русский язык оказали как западные, так и восточные языки. С течением времени русский язык стал богатым, разнообразным, упорядоченным.

Русский язык – язык великого народа

Именно эти качества позволяют ему быть средством межнационального общения многочисленных народов России.

В Конституции Российской Федерации (1993) написано, что русский язык является государственным языком на всей территории российского государства.

Белоруссия и Киргизия признали русский язык вторым национальным языком на своей территории.

Международным русский язык делает и принадлежность страны к мировым системам коммуникаций. Это радио- и телепередачи, космическая связь и многое другое.

Благодаря всем этим языковым и социальным факторам русский язык входит в шестерку официальных языков ООН. Кроме него сюда входят английский, испанский, китайский, французский, арабский.

Русский язык входит в шестерку официальных языков ООН

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме: Творческая мастерская. Функции русского языка в современном мире.

ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

                                                           Выполнила:

Курочкина С.А

учитель

                                                                                    русского языка

и литературы

МБОУ ООШ № 31

Г-к Анапа

Цель: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа.

Задачи: Способствовать развитию коммуникативной компетенции,  направленной на формирование культурных норм в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения;

                Способствовать самостоятельному решению проблемного вопроса самими учащимися;

                Учить делать собственные открытия.

       

I.Индукция. (мотивация)

-Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим очень интересную тему. А какую попробуйте определить, прочитав эпиграф к уроку.

                                                                     Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

                                                                Его душа и быт родной.      

                                П. Вяземский.

-Итак, какую же тему мы сегодня с вами будем рассматривать?

-Каким синонимом можно заменить слово «функция» в теме нашего урока?

Обязанность;

Роль;

Назначение.

-Давайте рассмотрим «Древо языков». Познакомимся с историей русского языка.

Слайд № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Язык возник в глубокой древности, в процессе трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями.

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены ещё древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом — носителем языка. Общество не может существовать без языка, как и язык вне общества. Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение прежде всего в словарном составе языка.

У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Считается, что на русском языке говорят около 250 миллионов человек.

Слайд 19

Русский язык изучается более чем в 90 странах мира. Для организации и руководства этой работой в 1967 году создана МАПРЯЛ (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Многие слова русского языка, русская научная терминология заимствуются другими языками мира, обогащая их лексику.

Слайд 20, 21, 22, 23.

II. Самоконструкция.

Отвечают на вопросы:

1)Чем вы можете объяснить распространение русского языка в мире?

          2)  В какую группу языков входит русский язык?

          3) Какие ещё языки, кроме русского, входят в группу восточнославянских языков?

          4) Чем обусловлена близость словарного состава этих языков?

5)        Почему некоторые русские слова звучат в других странах без перевода? Приведите примеры таких слов.

-Попробуйте сформулировать функции русского языка в современном мире.

1.Средство общения;

2.Средство выражения мысли;

3.Экспрессивная (способность выражения эмоционального состояния говорящего)

4.Поэтическая (использование особых художественных средств для создания произведений литературы)

5.Государственный язык;

6.Язык межнационального общения;

7.Мировой язык.

III. Социоконструкция. IV. Социализация.

Слайд 24, 25.

— Как вы считаете, почему В.И. Даль писал: «Язык есть вековой труд целого поколения»?

Составьте СИНКВЕЙН со словом «ЯЗЫК»

Язык.

Велик и могуч.

Обучает, помогает, вдохновляет.

Вопросы разные решает.

Язык — это труд.

V. Разрыв.

-Прочитайте высказывания русских писателей о «языке».

Выпишите затронувшие вас слова. Составьте лексический ряд на нашу тему «Русский язык».

-Какое самое точное?

«Язык есть вековой труд целого поколения» В.И.Даль.

«Язык – это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» А.И.Куприн

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, что разъединяет людей.» Л.Н.Толстой

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.» Н.Карамзин

  «Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа». Академик В. В. Виноградов

VI Творческое конструирование знания.

-Рассмотрим слово «язык» как концепт.

ЯЗЫК

  1. Средство говорения, средство общения.
  2. Толковый словарь живого великорусского языка В Даля.

Язык – мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознавания вкуса её. А также для словесной речи, или. У животных для отдельных звуков.

  1. Слово «язык» в народном творчестве. (Язык мой – враг мой. Мудрое слово – делу основа. Без языка и колокол нем. Язык до Киева доведёт. Языком не торопись – делом не ленись. Что на уме, то  и на языке. Язык проглотил. Язык без костей. Языком чесать и т.д.)
  2. Текстовый портрет слова «Язык».

 Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев

  1. Не спеши языком, торопись делом (Еврейская)

Рана от ножа залечится; перед раной, нанесённой языком, врач бессилен. (Китайская)

Сказать – язык горит, а не сказать – душа горит. (Узбекская)

У глупца – на языке, у мудреца – в руке. (Туркменская)

Всякая сорока от своего языка страдает (Украинская)

И на язык скор, и на руки спор. (Японская)

VII Афиширование. (Предоставление результатов деятельности. Выступление групп).

VIII Рефлексия.

-Что нового узнали?

-О чём стоит задуматься?

-Какое произведение И.С.Тургенева должны вспомнить?

-Почему язык – важное средство общения?

IX Домашнее задание.

-Напишите мини-сочинение на тему «Функции русского языка в современном мире».

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *