Урок стили речи 7 класс разумовская – Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме: Урок по теме «Стилистический разбор текста»(УМК Разумовской М.М.)
Урок русского языка в 7 классе по теме:
План
урока русского языка в 7 «А» классе
учителя МБОУ СОШ № 7 Гуртовой Натальи Ивановны
(программа под редакцией М.М.Разумовской; авторы учебника: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.)
Тема урока: Стили и типы речи.
Тип – урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
2. Цель урока:
1) развитие эстетического восприятия природы, способности видеть и чувствовать её красоту;
2) закрепление навыков смыслового, типологического и стилистического анализа;
3) расширение и углубление представления о ключевых словах.
3.Планируемый результат:
1) познавательные УУД:
умение строить логическую цепь рассуждения;
находить доказательства;
2) коммуникативные УУД:
умение логично, точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
умение слушать одноклассников и вести диалог;
3)личностные УУД:
расширение словарного запаса учащихся;
способность к самооценке;
развитие моральных качеств личности.
4)регулятивные:
умение планировать последовательность действий и при необходимости изменять её.
4. Основные понятия: тема, идея произведения, стиль речи, тип текста , текстоведческий анализ.
5.Межпредметные связи: литература, ИКТ-технологии.
6.Ресурсы: доска, текст-отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь», мультимедийный проектор, С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», «Словарь синонимов».
п/п
Этапы урока
Формируемые понятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
1.
Организационный этап
Рефлексия
Регулятивные
(умение планировать свою деятельность)
Регулятивные
Сообщение учителя.
-На уроке мы будем работать с текстом, он у каждого из вас на столе.
-Что даёт нам работа с текстом?
-Какие формы текстоведческого анализа мы используем на уроках?
Как вы считаете, ребята, полезна ли на уроках русского языка работа с текстом?
Отвечают на вопросы учителя, предлагают свою последовательность частичного текстоведческого анализа.
Беседа по вопросам.
— Тема текста. Идея.
-Стиль речи. Тип текста.
-Составление плана.
-Работа над лексическим значением слов. Объяснение орфограмм ит.д.
22.
Целеполагание и мотивация.
Личностные (развитие и совершенствование речи, формирование высоких нравственных качеств)
Мы познакомимся с отрывком из рассказа А.П.Чехова «Степь». Это рассказ о наших родных местах. Как вы думаете, почему именно его я выбрала для работы на уроке?
Ответы на вопросы учителя:
— текст расширит наше представление о красоте Донской земли;
— научит нас более бережно относиться к природе родного края, любить свою малую родину.
33.
Актуализация знаний обучающихся.
Подготовка к работе на основном этапе.
Познавательные
( умение строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства)
Коммуникативные
(умение точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме)
Учитель предлагает прочитать текст вслух. Определить тему текста, идею, стиль речи, тип текста.
Текст читает подготовленный ученик.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы… и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой… в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы…
Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку… неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять…
Учащиеся читают текст, строят логическую цепочку рассуждения.
Тема текста — бескрайние степные просторы.
Идея – показать, как прекрасна наша земля, сколько красок и звуков переполняет её.
Стиль речи – художественный, отрывок из рассказа, произведения художественной литературы.
Тип речи – повествование с элементами описания.
События описываются в определённой последовательности, на что указывают глаголы: расстилалась, сливаются, выглянуло, принялось, поползла, засветилась, сбросила, улыбнулась и др.
Наряду с этим мы видим и элементы описания: широкая, бесконечная равнина, мельница, похожая на маленького человечка.
44.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Регулятивные (умение при необходимости изменять последовательность действий)
Какие трудности возникли? Что нужно знать каждому ученику, чтобы уметь работать с текстом?
Повторение основных лингвистических терминов : тема, идея произведения, стили речи, типы текста.
55.
Подготовка к построению проекта частичного текстоведческого анализа.
Познавательные (провести параллель между кадрами современной жизни и тем, что описано в тексте)
Ознакомление учащихся с автором текста, просмотр слайдов с изображением различных уголков.
Появилось ли желание подробнее поработать с текстом?
Учащиеся смотрят слайды, узнают знакомые места.
66.
Построение проекта частичного текстоведческого анализа текста.
Работа над пониманием содержания текста.
Регулятивные (умение планировать свою деятельность)
Коммуникативные (умение логично отвечать, слушать одноклассников, вести диалог)
Личностные (пополнение словарного запаса)
Задания по группам:
1 группа – докажите, что текст художественного стиля.
3 группа – работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова.
Объяснить лексическое значение слов: курганчиков, полутень, монотонную, ветряная.
4 группа – подобрать синонимы к словам: бесконечная, засветилась, перекликались.
(можно пользоваться «Словарём синонимов».
5 группа – найдите в тексте и понаблюдайте, наречий какого разряда в тексте больше, почему?
Поисковая деятельность.
Учащиеся выполняют задания:
На доске ученик записывает план :
1.Равнина, перехваченная цепью холмов.
2.Возвышенность без конца и без края.
3.Солнце принялось за работу.
4. Степная музыка.
5.Тихое пение женщины.
77.
Частичный лингвистический анализ текста (реализация построенного проекта)
Познавательные
(умение рассуждать логически, приводить доказательства, подбирать примеры)
Личностные
(умение оценить свои знания, устранить пробелы, вспомнить правила).
Коммуникативные
(умение логично, точно строить свой ответ)
Слово учителя.
Работая с текстом, мы не должны забывать о правилах орфографии, пунктуации, о других разделах языкознания. Поэтому я хочу предложить вам ещё несколько заданий.
Учитель предлагает прочитать на доске слова, объяснить их орфограммы, подобрать примеры слов с аналогичными орфограммами.
Дополнительные задания по тексту:
— начертите схему первого предложения третьего абзаца.
Учащиеся списывают слова. Объясняют орфограммы. Приводят примеры.
Ра.кинулся (в)далеке, (ни)как не разб.рёшь, утре(нн,н)яя (полу)тень, (ярко)жёлтая полоса, (где)то далеко, (не)ожиданно послышалось, скр.пучую музыку, и.чезает в лиловой дали, ветря(нн,н)ая мельница.
88.
Этап обобщения и систематизации знаний.
Познавательные
(умение выделять, сравнивать, сопоставлять)
Личностные
(формирование высоких нравственных качеств)
С какими трудностями сегодня на уроке столкнулись?
(составление вопросов)
Какое впечатление произвёл на вас предложенный текст?
Чему он вас научил?
Ответы на вопросы связным текстом.
Исправление недочётов в речи.
Этот текст очень понравился. Он учит нас любить родной край, бережно относиться к птицам.
99.
Этап контроля ,оценка всех УУД, формировавшихся на уроке.
Рефлексия.
Личностные
(способность объективно оценить свою работу и работу одноклассников)
Регулятивные
(саморефлексия)
Кто не доволен собой сегодня на уроке?
Кому из одноклассников вы посоветуете скорректировать свою работу на уроках русского языка?
Учащиеся отвечают на вопросы, ставят отметки в дневник.
Учащиеся открыты к осмыслению своих действий и самооценке.
110.
Этап информации о домашнем задании.
Регулятивные (умение выбрать задание по интересу)
Домашнее задание: создайте свой текст, посвящённый нашему посёлку как частичке донской земли (стиль моете выбрать самостоятельно).
infourok.ru
Урок+презентация по русскому языку «Стили речи» (7 класс)
Урок по русскому языку на тему: «Стили речи».
Цели урока:
1. Образовательные:
1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи.
3. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
2. Развивающие:
1. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
2. Закрепить умение определять стиль речи,составлять текст заданной тематики и стилевой принадлежности.
3. Воспитательные:
1.Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование: на доске схема , мультимедиапроектор, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.
Не владея топором, и дерева не срубишь,
а ведь язык — тоже инструмент, музыкальный инструмент,
и надобно учиться легко и красиво владеть им.
Максим Горький.
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в экспертную лабораторию, но не на экскурсию, а на работу. Знаете ли вы, чем занимаются эксперты? Конечно, и делают аргументированные выводы.
Посмотрите, наша лаборатория называется «Стиль». Как вы думаете, в какой области экспертами мы сегодня будем? СТИЛИСТИКА
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать
— Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема,
— Нужно стили речи знать!
Какова главная мысль стихотворения?
Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой — либо текст.
Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, написать статью или письмо, нужно знать, в каком стиле его оформлять.
Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким — либо текстом.
Актуализация знаний и самоопределение
Но так как вы еще не имеете специального образования, то мне необходимо провести экспресс-мониторинг ваших знаний.
Можно ли назвать это текстом? Определите стиль каждого предложения.
1)Знаете, я вот как-то раз в степи побывал…2) Степями принято называть равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата.3) Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…4) Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?..5) Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения.
Возьмите папку эксперта, достаньте лист актуализации знаний и самоопределения, укажите стиль каждого предложения. Проверьте себя и по результатам определите , в качестве кого вы сегодня будете выступать: эксперта или помощника эксперта.
Итак, к работе! У каждого из вас есть экспертный лист с текстом, в течение 5 мин. Вы работаете, записывая свои выводы. Затем заполняете экспертное заключение, обобщая работу всех экспертов.
Далее, выбираете представителя, который в течение 2-3 мин, выступает с выводами особенностям предложенного вам стилю речи. За работу! Желаю удачи!
1 группа. Лист экспертизы
Фамилия, имя эксперта_____________________________________
Стиль текста________________________________________________
Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________
Функция (Зачем?)___________________________________________________________
Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________
Языковые средства___________________________________________________________
Жанры_____________________________________________________________
2 группа
Лист экспертизы
Фамилия, имя эксперта_____________________________________
Стиль текста________________________________________________
— Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
— Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________
Функция (Зачем?)___________________________________________________________
Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________
Языковые средства___________________________________________________________
Жанры_____________________________________________________________
3 группа
Лист экспертизы
Фамилия, имя эксперта_____________________________________
Стиль текста________________________________________________
Пропал пудель по кличке Маркиз. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
Видевших собаку просим позвонить по телефону: 43-12-56
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________
Функция (Зачем?)___________________________________________________________
Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________
Языковые средства___________________________________________________________
Жанры_____________________________________________________________
4 группа
Лист экспертизы
Фамилия, имя эксперта_____________________________________
Стиль текста________________________________________________
Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, черный, серый, коричневый.
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________
Функция (Зачем?)___________________________________________________________
Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________
Языковые средства___________________________________________________________
Жанры_____________________________________________________________
5 группа
Лист экспертизы
Фамилия, имя эксперта_____________________________________
Стиль текста________________________________________________
Очень часто приходится наблюдать какую картину: бродячие собаки целыми стаями атакуют городские свалки. Ввалившиеся бока, грязная, скатавшаяся шерсть, а в глазах -тоска. Как они оказались на улице? Ответ прост: собаки стали не нужны своим прежним хозяевам, их выгнали из дома.
Люди, вспомните слова классика: «Мы в ответе за тех, кого приучили»!
Выводы по данному тексту:
Сфера применения (где?)___________________________________________________________
Функция (Зачем?)___________________________________________________________
Ведущая стилевая черта_____________________________________________________________
Языковые средства___________________________________________________________
Жанры_______________________________________________________
Сфера применения (где?)
Функция (Зачем?)
Ведущая стилевая черта
Языковые средства
Жанры
Итоги работы в группах — определение общих стилевых признаков
Афиширование результатов
Приглашаю представителей групп, а все остальные эксперты внимательно следят за выводами и обобщениями, сравнивают работу коллег с нормами классической стилистики, оценивание производится путем выставления + и – в листе оценивания результатов.
Задание:
Используя полученные на уроке знания, создайте текст из 4-6 предложений на тему «Зима». Стиль текста — ваш выбор.
Работаем 3-5 мин
Афиширование результатов
Рефлексия
3-5минут
Сегодня я узнал…
Для меня стало полезным…
Я смогу применить…
Я желаю…
Домашнее задание: повторить те сведения о стилях речи, которые, на ваш взгляд, нужно восстановить в памяти.
infourok.ru
«Стили речи. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля»
КГУ «Средняя школа №13»
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе на тему:
«Стили речи. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля»
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Оржеховская О.А.
г. Петропавловск. 2016 г.
Тема урока: Стили речи. Цель общения. Сфера применения. Признаки стиля.
Ссылка: календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе на 2015-2016 учебный год.
Цель урока:
— научиться определять признаки стилей, их сферу применения, цель общения.
Материал к уроку:
Маршрутный лист
Тексты разных стилей
Карточки с названиями разных стилей речи.
Таблицы.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Надеюсь, что все сегодня здоровы, готовы делать новые открытия, получая для себя полезные знания. Всем желаю удачи и надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.
1.Орфографическая разминка (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов):
Директива, прошляпить, гарантировать, сенсация, приколоться, интервью, инверсия, контингент, библиография, приоритет, эксперимент, неопровержимый, толерантность, препровождать, гипотеза, свершение, молекула, заявление, приватизация, чепуха, морфема.
1.1. Подведение к теме урока
— Я попрошу вас, ребята, выбрать по листочку из конверта. (на листочках написано: разговорный, публицистический, научный, официально-деловой, художественный) в соответствии с цветом формируются группы (5 групп по 3 ученика)
А какое слово объединяет эти понятия?( стиль)
Исходя из этого, попытаемся определить тему нашего урока (стили речи)
Зная тему, какие цели мы можем перед собой поставить?
— систематизировать знания о стилях речи;
— научиться определять стили речи текстов;
— выполнять стилистический анализ текста.
2.Определение позиции учащихся на начало урока с использованием дерева Блоба.
Актуализация прежних знаний
Язык обслуживает разнообразные стороны и сферы жизни: бытовое общение, официально-деловое общение, общественно-политическую сферу деятельности, науку, словесное художественное творчество.
Прием «Мозговой штурм»
— Что называется стилем языка? (стиль – система языковых средств и форм, используемых в конкретной сфере общения)
— Что называется стилистикой?
— Какие стили принято выделять в русском литературном языке?
1. Разговорный стиль
2. Официально-деловой
3. Научный
4. Публицистический
5. Художественный
Каждому стилю соответствуют определенные языковые средства и формы (жанры). Поэтому стиль можно узнать по языковым средствам, которые выбираются для того или иного общения.
Ознакомьтесь с маршрутным листом, в котором отражены виды работ и куда вы будете вносить оценки по каждому из них на уроке.
III. Информационно-операционный этап.
1) Составление кластера по материалам о выбранном стиле речи.
По окончании работы спикеры представляют свою работу остальным учащимся.
Каждый ученик готовит встречные вопросы спикеру по услышанному материалу.
Работу оценивает выбранный ученик в группе.
2) Сказка про Колобка в разных стилях (работа в группе)
У вас на столах лежат тексты про Колобка, вам необходимо выбрать текст, который относится к стилю названия вашей группы. Подготовить его выразительное чтение. Доказать к какому стилю относится. (Приложение 1)
3) Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)
Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в таблицу, слова, соответствующие стилю :
Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.
Проверка:
4) Индивидуальные задания «Угадай-ка стиль речи» (работа группы)
Нам некоторым учащимся было дано домашнее задание. Каждый из них выходит к доске, читает наизусть текст, сопровождая его рисунком. Все группы поднимают нужную табличку с названием данного стиля (Приложение 2)
5) Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)
Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.
Цели:1 – Обмен мыслями, впечатлениями
2 – Обмен деловой информацией
3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований
4 — Воздействие и передача информации, идей
5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей
Сфера общения:
1 – Словесно-художественное творчество
2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями
3 – Общение в научной среде
4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту
5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио
Проверка:
6) Выполнение теста «Стили речи» (индивидуально, затем взаимопроверка в паре)
IV. Рефлексия.
Определение позиции учащихся на конец урока с использованием дерева Блоба.
Оцени свою работу в группе по схеме:
0 – не работал, ленился
1 – работал нехотя, заставляли
2 – активно работал
3 – очень активно работал
V. Подведение итогов, выставление итоговых оценок за урок каждому члену группы
VI. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагается написать сказку в разных стилях речи, относящемуся к названию вашей группы.
Приложение 1
1.
Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.
Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.
— Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.
— Что за гнусную змею я пригрел в своем дому. Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь сюда — чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то! Объясняю по-английски: вери хангри – есть охота.
— Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого чудака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.
— Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь, мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?
Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.
— Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт? (разговорный)
2.
Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели.
Актуальна сегодня проблема беспризорных детей.
Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания?
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Может быть, поэтому Колобок сбежал из дому?
Молодому поколению свойственно стремление искать и находить лучшее, это стремление обогащает человека духовно. Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его.
О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес?
Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них, прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.
Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью. (публицистический )
3.
Дед Безымянный, проживающий по адресу: Тридесятое царство, Тридевятое государство, изба возле леса, предложил своей законной супруге — Старухе Безымянной выпечь на ужин сдобный продукт под названием «Колобок». Оценив обстановку, и пожаловавшись на отсутствие продуктов для приготовления сдобы, Старуха Безымянная дала отказ своему законному супругу. Гражданин Безымянный предложил гражданке Безымянной собрать остатки продуктов питания и приготовить запрашиваемый продукт из них.
Таким образом, гражданка Безымянная, не вправе отказать своему законному супругу, исполняет процесс приготовления выпечки.
В целях понижения температуры новоиспеченного в прямом смысле продукта и облегчения процесса его потребления в пищу, гражданка Безымянная оставляет выпечку в открытом помещении.
Однако, вопреки всем законам физики, и ведомый целью обрести свободу, продукт питания, меняет местоположение и оказывается в лесу.
Вышеупомянутая гражданка Безымянная не сразу обнаруживает пропажу, и поэтому не сообщает в соответствующие инстанции.
В это время, гражданин Колобок встречает гражданина Зайца. Гражданин Заяц, ведомый известными мотивами, совершает первое покушение на ожившую сдобу.
Однако, гражданин Колобок успешно отвлекает внимание гражданина Зайца, избегая тем самым дальнейших неправомерных действий со стороны нападающего на него.
Аналогичная ситуация происходит и с гражданином Волком и гражданином Медведем.
Однако, выбранная гражданином Колобком тактика не срабатывает на гражданке Лисе, которая ссылаясь на плохой слух, заставляет гражданина Колобка приблизиться, а затем, удостоверившись в том, что гражданин Колобок отрешился от реальности за своим пением и мало что замечает, выбирая уже не в первый раз свою тактику, гражданка Лиса исполняет свои угрозы, таким образом, нарушая статью 105 Уголовного кодекса РК и подвергая себя наказанию в виде лишения свободы сроком от 6 до 15 лет. (Официально-деловой стиль)
4.
Колобо́к — персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других.
Этимология слова:
Колобок — уменьшительное от колоб — «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок сомнительна.
Кулинарное изделие:
В 1610—1613 годах в Москве создавались «Росписи царским кушаньям». «Росписи» содержали перечень блюд, подаваемых в различные дни к царскому столу. В перечне упоминается блюдо Колоб, состоящее из 3 лопаток муки крупчатки, 25 яиц, и трех гривенок сала говяжьего. Лопатка — неизвестная ныне мера. (научный стиль)
5. Колобок.
(у моря синего поди).
Хоть в доме пусто уж лет двести,
Дед просит старую – Пойди,
По ко’робам да по сусекам
Муки на ко’лоб наскреби.
И та пошла по всем отсекам
И наскребла на две горсти’.
Взяла сметаны, замесила
Красивый круглый колобок.
Изжарив в масле, положила
Студиться в летний холодок.
А тот лежал, да и скатился
С окна на лавку и на пол,
К двери и в сени быстро смылся,
А там крыльцо уже и двор.
Скользнул в ворота, катит дальше,
Дорога манит и ведет.
Но заяц вдруг его лохматый
Встречает, на обед зовет.
— Не будешь мною ты обедать!
Тебе я песенку спою!
Я Колоб, я ушел от деда!
И от тебя я ухожу!
И вновь дорога под ногами,
Хоть ног и нету у него.
Но с волком (ладно не с волками!)
Ему встречаться суждено.
А серый хищник угрожает:
— Я съем тебя! – и колобок
Бесстрашно зверю отвечает:
— Не сможешь ты! Ведь видит Бог,
Что, пусть я создан из отходов,
Но смог уйти от всех врагов!
От зайца злого, как самоходок,
И от жестоких стариков.
Сказал – и дальше покатился,
Увидел волк лишь пыль столбом.
Но путь, что между сосен вился,
К берлоге вывел с ветерком.
Медведь герою повстречался
Опять угроза съесть его.
А колобок не растерялся,
Спел песенку и был таков.
Дорога стелется, струится –
Ровна, широ’ка и чиста.
Наш колобок за счастьем мчится,
Но повстречалась тут Лиса.
– Мой милый друг, куда спешишь ты?
– Бегу вперед!, — Зачем? Постой,
Не торопись. Дай мне услышать
Таланта голос золотой.
И вот герой поет ей песню
Про жизнь нелегкую свою.
Лиса же истекает лестью:
– Ах, жаль, что слышать не могу
Всех тонкостей большого дара,
Что встретишь в жизни только раз.
Уж слух не тот, я слишком ста’ра.
Напой еще хоть пару фраз.
А колобок и рад стараться,
Поближе к рыжей подкатил.
На нос пытается подняться,
Запел… И тут же съеден был!
Приложение 2
РИСУНОК К ОТРЫВКУ Н.В. Гоголя (наизусть)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!
РИСУНОК О ПРИРОДЕ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДВУХ ЛАСТОЧЕК (наизусть)
Мой сад с каждым днем увядает:
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
А помню я, как хлопотали,
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
РИСУНОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖИРАФА (наизусть)
Жираф – крупное животное, обитающее в саваннах Африки. У него своеобразный облик: маленькая голова, длинная шея, короткое туловище на высоких и тонких ногах. Жираф может достигать высоты до шести метров.
РИСУНОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ СОБАКИ (наизусть)
Объявление в газету.
Пропала собака! Приметы: цвет – белый с коричневым, на правой задней ножке – пятнышко.
Кличка – Бобик. Нашедших просим сообщить по телефону 3-82-06.
Вознаграждение гарантируем.
РИСУНОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИНОПЛАНЕТЯН (наизусть)
Начальнику миграционной службы
Северо-Казахстанской области
Петрову Дмитрию Сергеевичу
пришельцев с иной планеты
заявление.
Просим Вашего разрешения поселиться в Северо Казахстанской области и выдать нам удостоверения личности граждан республики Казахстан.
15 сентября 2013 года
Инопланетяне
Публицистический
Художествен
ный
Разговорный
Публицистический
Художествен
ный
Разговорный
Публицистический
Художествен
ный
Разговорный
Маршрутный лист
Ф.И. ученика(цы)___________________________
Задание
«2»
Не справились
«3»
Частично справились
«4»
Справились с недочетами
«5»
Справились полностью
1
Составление кластера
2
Работа с текстами про Колобка
3
Выборочный диктант
4
«Угадай-ка стиль речи»
5
Цифровой диктант
6
Итоговый тест
Итоговая оценка
Маршрутный лист
Ф.И. ученика(цы)___________________________
Задание
«2»
Не справились
«3»
Частично справились
«4»
Справились с недочетами
«5»
Справились полностью
1
Составление кластера
2
Работа с текстами про Колобка
3
Выборочный диктант
4
«Угадай-ка стиль речи»
5
Цифровой диктант
6
Итоговый тест
Итоговая оценка
infourok.ru
Урок русского языка в 7 классе . Текст. Стили речи.
Тема: Текст. Стили речи.
Цель: 1- Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом; владение полученной информацией, определение стиля и типа речи. Умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста.
2- Развитие творческих способностей учащихся;
3- Развитие умения работать в коллективе;
4- Через восприятие текста воспитывать негативное отношение к курению, прививать навыки здорового образа жизни.
Оборудование: Презентация; лист оценивания; толковый словарь;
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент.
У. Запишите число в тетради. Тема урока « Текст. Стили речи» (СЛАЙД1).Урок развития речи. Главной целью урока является закрепление сведений о тексте, его анализе. Начнем урок с работы с эпиграфом
(СЛАЙД 2)
Чтобы воспользоваться всеми его (русского языка) сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н. Добролюбов
У. Объясните смысл высказывания.
Д. Высказывают свое мнение.
У. Сегодня на уроке мы будем постигать тайны русского языка и начнем с орфографической работы.
2. Орфографическая работа.
На экране слайд с пословицами о здоровье.
Задание: Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Объясните правописание слов с пропущенными
орфограммами.
(Дети называют устно пропущенные орфограммы, раскрывают скобки, после чего записывают слова в тетрадь, далее учитель на экране показывает те же пословицы с заполненными пропусками и ученики проверяют написанное).
(СЛАЙД 3)На экране:
Какой темой объединены все предложения? Чистота здоровье укр…пляет, а воздержанность разум сохраняет. Мороза боят…ся – на двор (не)ходить. Будь добрым, что(бы) ж..ть долго. Б…льному все (не)мило.
У. Какой темой объединены все предложения?
Д. Здоровье.
У. Составляют ли эти предложения текст?
Д. Нет.
У. Почему? Что такое текст?
Ученики: (Митрофанов С., Шайдуров Кирилл)
(СЛАЙД 4)
Текст- это два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности.
3. Работа с текстом
На экране отрывок из повести Марка Твена « Приключения Тома Сойера» (СЛАЙД 5)
«1. После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что ему хочется научиться курить. 2. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. 3. Гек сделал трубки и набил их табаком. 4.Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. 5. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил: — Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уже давно научился бы.
6.- И я тоже,- подхватил Джо.- Плевое дело!…
7. Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть — чуть увядать, прерываться. 8. Паузы стали длиннее. 9. Пираты сплевывали все чаще и чаще…
10. Несмотря на все их усилия, им заливало горло. И каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. 11. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
У. Прочитайте выразительно отрывок из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»
У. Это текст?
Д. Да. Здесь предложения расположены в определенной последовательности и имеют общую мысль.
У. Давайте назовем тему текста. О чем этот текст?
Д. О том, как мальчик впервые попробовал курить. Тема: Табак впервые в жизни подростка.
У. Определите главную мысль отрывка (текста).
Д. Отрицательное влияние табака на детский организм.
У. Итак, все предложения объединены единой темой и общей мыслью. Это уже доказывает, что это текст. Продолжим анализ текста.
У. Определите стиль речи текста?
Д. Художественный стиль, т.к. взят отрывок из повести художественного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
У. Дайте определение художественного стиля, его признаки?(Метафоры!!!(Банщиков К.) А какие еще стили речи вам известны?
Д. Разговорный (Приловская), научный(Красносчек), официально-деловой(Ламбина), публицистический( Зубарева).
Составляется кластер
На доске:
Стили речи
У. Давайте посмотрим на практике ваше умение определять стили текста.
Выполнение упражнения 426.
Д. Выполняют сам-но, затем осуществляют взаимопроверку (СЛАЙД 6).
У. Молодцы!!! Возвращаемся к нашему тексту. Что еще вы знаете об особенностях текста?
У. Есть три типа речи текста.
У. К какому типу относится данный текст?
Д. Повествование.
У. Дайте определение типа речи « повествование»? (Московская А.)
Д. Повествование — сюжетно- организованный текст, сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях.
У: Какие типы речи вам еще известны?
Д. Рассуждение,описание(Гладких В.)
У. Далее работаем по вариантам
1 вариант(1 ряд)(Красносчек, Ламбина, Шайдуров)
2 вариант(2 ряд)(Московская, Приловская, Митрофанов)
3 вариант(3 ряд)(Банщиков, Гладких, Зубарева)
Задания: 1 вариант — Определите композиционные части данного
Текста. Запишите в тетрадь.
а) завязка – Мальчики после вкусного обеда решили
попробовать курить.
б) кульминация – Дым был неприятен, мальчиков тошнило, но они продолжали курить.
в) развязка – Несмотря на усилия мальчиков, они сильно
побледнели, вид у них был жалкий.
2 вариант – Отметьте и запишите ключевые слова и словосочетания.
После обеда, научиться курить, набил трубку табаком,
втягивать дым, тошнило, заливало горло, побледнели,
жалкий вид.
3 вариант – Составьте план текста.
1) Желание Тома научиться курить.
2) Друзья поддержали.
3) Первые ощущения от первой затяжки.
4) Неприятные последствия курения.
У. Дайте определение слова табак ( по словарю 1 ученик Красносчек С.)
Запишите в тетрадь. (СЛАЙД 7)
Давайте определим целевую направленность текста.
Д. Дышать табачным дымом опасно для здоровья человека.
У. Запишите это предложение в тетрадь.
4 Тест.
У. Давайте посмотрим, какие вы были внимательные во время работы с текстом. Предлагаю тест. Тест на слайде.((СЛАЙД 8)
Укажите номер правильного ответа в тетради.
1) Какая общая мысль объединяет прочитанный текст?
а) Хотя бы один раз в жизни человек пробует курить.
б) Отрицательное влияние табачного дыма на организм человека.
в) Научиться курить легко.
г) Курить нельзя, т.к. табак неприятен на вкус.
2) Определите стиль речи текста?
а) публицистический
б) разговорный
в) художественный
г) официально- деловой.
3) Определите тип речи.
а) описание
б) рассуждение
в) повествование с элементами описания
г) повествование.
4) Какое предложение текста является кульминационным?
а) 2
б) 5
в) 7
г) 10
5) В каком предложении есть метафора?
а) 1
б) 3
в) 6
г) 10
(СЛАЙД 9)
Проверка теста. На экране буквы Б, В, Г, Б, Г.
5. Итог урока.
У. Вернемся к началу урока, к орфографической работе. Если эти предложения не текст, тогда что это за предложения?
Д. Пословицы и поговорки о здоровье.
У. А какие пословицы и поговорки вы знаете? На дом вам было задание найти пословицы и поговорки, которые являлись бы пожеланием здоровья.
Сейчас мы проведем упражнение «Пожелание». Каждый из вас даст своему товарищу совет о здоровом образе жизни.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Дышать табачным дымом опасно для здоровья человека».
Урок окончен. Будьте здоровы.
Оценивание (тест, работа по вариантам,упр.426, индив. ответы, д/з)
Д самостоятельно выставляют себе отметку за каждое задание +
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии
Ответы
1
Стили и типы
2
Упражнение из учебника
3
Работа по вариантам
4
Тест
5
Д/З
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии
Ответы
1
Стили и типы
2
Упражнение из учебника
3
Работа по вариантам
4
Тест
5
Д/З
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии
Ответы
1
Стили и типы
2
Упражнение из учебника
3
Работа по вариантам
4
Тест
5
Д/З
infourok.ru
Открытый урок по русскому языку для 7 класса на тему: «Текст. Стили речи»
Урок 5. Тема: «Текст. Стили речи»
7 класс
Цель: актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «стили речи».
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование: на доске схема — «Кластер», учебник.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Закрепление пройденного материала. Фронтальный опрос по простому предложению. Работа у доски. Синтаксический разбор простого предложения: Вы правильно охарактеризовали стили речи. Запись на доске предложения: Вы правильно охарактеризовали стили речи, потому что владеете правилом. Чем различаются предложения? Делаем синтаксический разбор предложения.
Вступительное слово учителя:
Обратимся к теме нашего урока. Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать –
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, —
Нужно стили речи знать!
Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.
Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.
Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.
Повторение изученного материала о стилях речи.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).
Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?
Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.
Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения. В выполнении этого задания используйте опорную схему (у каждого ученика на столе лежит опорная схема):
Сфера употребления стиля.
Цель употребления стиля.
Лексические особенности стиля.
Характерные черты стиля.
Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:
Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!
Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?
Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).
Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).
После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.
Итак, внимание на доску!
Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:
«Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
«Ведь я — сочинитель» (Блок)!
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
«Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
«Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)
«Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
«На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
«Панихидный справляя пляс» (Есенин).
«Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)
«Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –
«Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
«До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)
Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели — воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» — это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» — это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.
Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.
Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.
Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..
Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.
Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?
Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.
Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.
Какие слова в тексте № 5 являются профессионализмами?
Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.
В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.
Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.
Ученики: Профессионализмами в этом являются такие слова, как бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, жгутик.
Учитель: Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.
Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?
Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Помогут достойно отнестись к данному бедствию,
Оценить справедливо это недоразумение!
Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.
Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.
Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?
Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.
Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?
Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.
Ребята, перед вами текст № 7:
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.
Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).
Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.
Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.
Выводы, обобщение.
Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластер «Стили речи» заполнен!
Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.
Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.
Домашнее задание: заполнить таблицу
Стиль речи | Особенности стиля | Сфера употребления |
kopilkaurokov.ru
Конспект к уроку русского языка «Стили речи» 7 класс | Уроки по Русскому языку
Конспект к уроку русского языка «Стили речи» 7 класс
15.05.2015 10500 0 Турспекова Айман ХамитовнаТип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Цели урока:
1. Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.
3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока. Актуальность этой темы:
Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока.
Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме.
Работать мы будем по следующему плану (на доске). Обратите внимание на с.р., а если успеем, то побываем в роли редакторов.
2. Фронтальный опрос.
Учитель:
– Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…
Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.
(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)
– Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют)
– Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему.
3. Проверка д/з:
(Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.)
Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу.
– Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:
На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:
Разговорный Научный Официально-
деловой Публицистический Художественный
Цель
(зачем?) Обмен мыслями, впечатлениями, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловой
информации Сообщение, воздействие на слушателей или читателей Воздействие на мысли и чувства
Сфера применения
(где?) Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги Официальная обстановка;
деловые бумаги Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях Художественная литература
Особенности Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей
Доклады учащихся:
Разговорный стиль
Основная функция разговорного стиля– общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.
Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.
К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы…
К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету «разг.”В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечноестолечко, вместо слова столовая– столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши”-ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький…
Научный стиль
Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля– доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.
Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.
Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.
Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морскиеглубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.
Деловой стиль
Основная функция делового стиля – точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.
Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением…
В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.
В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении
Публицистический стиль
Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации),выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля – функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным),а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.
В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;
разговорная: молодчик, шумиха;
термины: атмосфера, деликатничать…
Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.
Стиль художественной литературы
Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Учитель: Проверьте правильность заполнения таблицы. Самопроверка
Фронтальный опрос:
Учитель: Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
– Передача научной информации, термины (научный)
– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
tak-to-ent.net
План-конспект урока (7 класс) по теме: Урок по развитию речи в 7 классе на тему: «Особенности публицистического стиля речи».
Тема урока: «Особенности публицистического стиля речи»
Данный материал рассчитан на два часа.
Цели:
- Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь находить в тексте признаки публицистического стиля, строить стилистический анализ текста.
- Знать правила выразительного чтения, уметь выразительно читать анализируемый текст, развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
- Понимать необходимость владения публицистическим стилем, осознавать его значимость. Вызвать интерес к проблеме «Умение дружить».
Технологическая карта урока
Стадия вызова | Стадия осмысления | Рефлексия |
Работа над эпиграфом Формулирование темы и целей урока Лингвистическая разминка Приём «Корзина идей» | Приём «Верные и неверные предположения» Составление кластера Дифференцированная групповая работа Самостоятельная работа | Приём «А если бы …» Составление синквейна |
Ход урока
Урок №1
- Актуализация знаний. Работа над эпиграфами к уроку.
Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов двух талантливых людей: Владимира Алексеевича Солоухина, известного писателя, и Дмитрия Сергеевича Лихачёва, учёного-публициста. (Слайд №1.)
— О чём заставляют задуматься слова В. Солоухина?
— На что нацеливают нас слова Д. С. Лихачёва?
-Надеюсь, наш урок поможет вам глубоко осознать представленные высказывания.
2. Формулирование темы урока.
— Я попрошу вас сформулировать тему урока. Постараюсь помочь вам в этом, предлагая подсказки. Можете записывать свои версии в тетрадь.
- Стиль речи, тексты которого мы встречаем в газетах и журналах.
- Цель высказывания данного стиля – воздействие на читателей или слушателей.
- Этим стилем речи должны отлично владеть журналисты.
— Какова же тема нашего урока? (Предположения детей.)
-Запишем тему так: «Особенности публицистического стиля речи». (Слайд №2.)
— Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цели урока. (Версии детей.)
Демонстрация и чтение целей учителем. (Слайд №3.)
3. Лингвистическая разминка.
— Нам предстоит очень сложная работа, поэтому я предлагаю к ней немного подготовиться. (Слайд №4.) Прочитайте слова, соблюдая нормы ударения (по цепочке). (Затем — повторное чтение учителя.)
— Объясните значение представленных слов. (Слайд №5.)
— Проверим себя. (Слайд №6.)
— Подберите однокоренные слова к слову публицистический. Составьте словосочетания с названными словами. (Слайд №7.)
Проверим свои предположения. (Слайд№8.)
- Приём «Корзина идей».
— Я предлагаю заполнить нашу «Корзину идей» (иллюстрация «Корзины» или рисунок – на доске). Что же, по вашему мнению, входит в понятие «публицистический стиль»? (Учитель записывает предположения детей на доске.)
5.Изучение нового материала. Работа над статьёй учебника (стр. 80 -85). Прием «Верные и неверные предположения».
— Обратимся к статье учебника и проверим наши гипотезы. Для этого используем приём «Верные и неверные предположения». (Слайд № 9.) (Учитель читает предположения, затем ученики приступают к самостоятельному чтению статьи, проверяя на достоверность представленные утверждения, далее опровергают или подтверждают их словами текста статьи.)
— Корректируем нашу «Корзину идей», убираем (стираем) лишнее, добавляем (дописываем) отсутствующую информацию. Полученную схему (кластер) переносим в тетрадь. Предполагается красочное оформление кластера.
Урок №2
- Отработка материала на практике. Просмотр ролика «Выступление митрополита Кирилла на Рождественской ёлке» или выразительное чтение его речи, стилистический анализ текста речи митрополита. Дифференцированная групповая работа.
— Обратимся к просмотру видеоролика. Нам предстоит проанализировать представленный материал, поэтому будьте предельно внимательны. Сейчас вы увидите выступление митрополита Кирилла, ныне российского патриарха. В преддверии Рождества услышите поздравительную речь, обращённую к детям. (Перед просмотром видеоролика рекомендуется прослушать заранее подготовленное учеником сообщение о патриархе Кирилле.) (Просмотр видеоролика или выразительное чтение текста речи.)
После просмотра видеоролика учитель предлагает детям текстовый вариант речи митрополита, таблицу «Особенности публицистического стиля речи» (раздаточный материал – на каждого ученика). (см. Приложение к конспекту.) Затем учитель предлагает ребятам разделиться на три группы и определяет задание для каждой группы. Задания для групп — различной степени сложности, это необходимо учитывать при формировании групп.
1 группа определяет сферу применения речи, отвечая на вопросы:
- К какому жанру относится выступление?
- Где происходит выступление?
- К кому обращается оратор?
2 группа определяет тему и цель выступления, отвечая на вопросы:
- Чему посвящено выступление митрополита Кирилла? ( О чем оно?)
- К чему призывает оратор?
3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:
- Определите стилевые черты текста.
- Назовите языковые средства.
В помощь детям представляется таблица «Особенности публицистического стиля речи».
— Перед началом групповой работы я предлагаю вам прочитать текст выразительно, предварительно вспомнив «Правила выразительного чтения». (См. Приложение к конспекту.)
— О чем мы должны помнить, чтобы выразительно прочитать текст?
(Правила выразительного чтения можно разместить на слайде, у меня в кабинете они находятся на стационарном стенде.)
Самостоятельная подготовка выразительного чтения текста и его воспроизведение. Можно читать по небольшим фрагментам. Комментарии учеников и учителя по оцениванию выразительного чтения.)
Примерные результаты групповой работы.
1группа: Данное выступление относится к жанру ораторской речи. Свою речь митрополит Кирилл произносит на рождественском празднике. Он обращается к детской аудитории.
2 группа: Митрополит Кирилл рассуждает об умении дружить. Он призывает нас учиться быть хорошим другом.
3 группа: Речь митрополита актуальная, доступная. В ней используются обращения (Дорогие дети!), восклицательные предложения (И вот тогда отношения между людьми будут великим счастьем!), побудительные предложения (Учитесь давать друг другу!), риторический вопрос (А кого мы называем другом?), описательные обороты (христианские ценности), фразеологизмы (протягивать руку). Встречаем книжные слова (добро, благополучие), разговорную лексику (конфетка, задачка).
Результаты групповой работы фиксируем в тетради.
- Самостоятельная работа. Стилистический анализ текста. (Слайд №10.)
— Теперь мы собираем полученную информацию в единое целое и составляем стилистический анализ текста.
Учитель раздаёт каждому лист А4 с заготовленным заранее клише, ученикам нужно вписать необходимую информацию. В помощь им предлагаются собственные записи в тетрадях (результаты групповой работы), таблица «Особенности публицистического стиля речи», тексты с речью митрополита. (См. Приложение к конспекту.) Дети заполняют листы стилистического анализа текста, учатся его выразительно читать, затем воспроизводят получившийся текст (2-3 человека). Учитель и дети комментируют получившиеся работы.
- Итог урока. Рефлексия. Приём «А если бы …»,составление синквейна.
— Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?
— Составьте синквейн на тему «Дружба».
Проверка синквейнов.
Оценивание работы на уроке.
- Домашнее задание.
Подготовить стилистический анализ текста упр. 86. Понятия из этого текста мы проработали в лингвистической разминке. Или проанализируйте текст в жанре ораторской речи из журнала, газеты, интернета.
Приложение к конспекту урока
Приложение №1.
Особенности публицистического стиля
Жанры | Задачи речи | Сфера применения | Общие стилевые черты | Языковые средства, характерные для стиля |
Газетная и журнальная статья Репортаж Ораторская речь Выступление Рекламный текст | Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо | В устной речи – выступления. В письменной речи – в газетах и журналах. | Актуальность Эмоциональность Доступность Чётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме) | Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов. Совмещение книжных и разговорных слов. Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов. |
Приложение №2
Речь митрополита Кирилла
Дорогие дети!
Я всех хотел бы вас сердечно приветствовать с праздником Рождеством Христовым! Я пожелал бы вам непременно добра, здоровья, благополучия, потому что обычные люди друг другу на праздники желают именно этого. Счастье и благополучие – это тогда, когда человек обладает ценностью. И вот в Христианстве есть своё понимание ценностей. В отличие от светского мира, наши ценности – это не сундуки с золотом, это не богатство, это не слава. А христианские ценности – это то, что делает человека счастливым. И главная такая ценность – это любовь. И каждый из вас знает на опыте своей жизни, когда от папы и от мамы исходит любовь, радость – как прекрасно на сердце! Когда в семье мир и любовь – как замечательно и светло, какие прекрасные чувства посещают нас!
А вот для того, чтобы любовь была в нашей жизни, надо чему-то научиться. Дом и любовь начинаются с человеческого общения, с дружбы. А вот теперь давайте спросим: «А кого мы называем другом?» Что? Любого человека? Нет. Мы называем другом только того, кто нам помогает, кто протягивает нам руку во время трудностей, испытаний, кто помогает решить трудную задачку по арифметике, кто защитил нас от каких-то плохих людей. На кого мы можем опереться, тот и друг. А если опереться на человека не можем, он нам вовсе не друг. Значит, для нас близким становится тот человек, кто делает нам добро. Вот такого человека мы называем другом, и такого человека готовы любить. Ведь папу, и маму, и бабушку, и дедушку любим за то, что они отдают нам своё сердце.
Но человек счастлив тогда, когда у него есть друзья. А ведь друг ждёт от нас того же, что мы ждём от него. И мы должны помогать, уметь дарить, и мы должны от себя оторвать и дать другу. Вот когда человек способен отдавать другому то, чем сам обладает, он имеет друзей, и его сердце посещает любовь. Учитесь давать друг другу! Учитесь, может быть, от себя что-то оторвать, а другому передать: своё время, конфетку, внимание, помощь. И вот тогда отношения между людьми и будут великим счастьем! У нас будут крепкие семьи, и в них всегда будет любовь. У вас будет много замечательных друзей. Если мы друг другу будем помогать в России, какая же у нас будет прекрасная страна, какой будет крепкий народ, какое сильное государство! Нужно только научиться помогать друг другу. И тогда мы станем счастливыми.
Вот я и хотел бы это Рождество сопроводить пожеланием – уметь делать добро другим. В ответ на это добро мы будем получать много добра от людей. Но самое главное, мы будем получать добро от Господа нашего, который по нашей любви к другим и свою любовь на нас изливает.
Приложение №3
Стилистический анализ текста
Жанр анализируемого текста — ………………………………………. . Автор рассуждает о …………………………………………… . Он призывает нас ……………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………… .
Речь митрополита Кирилла ………………………………………………… . В ней четко выражена ………………………………………………… . В своём выступлении оратор использует обращение ( ………………………………), восклицательные предложения (………………………………………………….. …………………), побудительные предложения (……………………………… …………………………………………………………….), риторические вопросы ( ……………………………………………………………………). Митрополит в своей речи совмещает книжные слова (………………………… …………………) с разговорной лексикой (…………………………………….. ………………), использует описательные обороты (………………………………………………………………………………….) и фразеологизмы (…………………………………………………………………) .
Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к …………………………………… стилю.
nsportal.ru