cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок русского языка в 7 классе страдательные причастия прошедшего времени – План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Урок русского языка «Страдательные причастия прошедшего времени» | скачать бесплатно

Содержание

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Страдательные причастия прошедшего времени»

Урок русского языка по теме «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени». 7-й класс

Тип урока: Презентация (Приложение 1)

Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-).

Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний.

Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов.

Ход урока:

Слайд 1 Тема

Слайд 2 Цель

Слайд 3 Проверка д/з

I. Взаимная проверка домашнего задания.

Параграф 17

а) вопрос:

— от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени (От основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов –вш-, -ш-).

б) Упр. 95

Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся, погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший, наладивший, осунувшийся, промокший, несший, объездивший, разраставшийся, повлёкший.

Слайд 4 Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме.
Исправьте предложения.

Слайд 5

II. Повторение

а) Вопросы:

— Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?

(Их спряжение)
— Вспомним спряжения глаголов. Какие глаголы мы относим к глаголам

II спряжения?

Все на -ить и глаголы-исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.

I спряжения?

б) Выборочный диктант.

Учащиеся выписывают глаголы, объясняя окончания.

В бездонную бочку воды не наносишь. Кашу маслом не испортишь. Потерянного времени не воротишь. Без правды и шагу не ступишь. Хлеб режут, а сахар колют. Что посеешь, то и пожнёшь. (Пословицы)

в) Вопросы:

— В написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных настоящего времени)

— Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

г) Работа по вариантам

Два ученика у доски по одному от каждого варианта. I вар.- причастия, образованные от глагола I спряжения; II вар. – причастия, образованные от глагола II спряжения.

Хвалящийся успехами, борющиеся с волнами рыбаки, строящийся стадион, пенящийся поток, дышащий зноем ветер, тающий снег, шепчущийся камыш, сеющий дождь, стелящийся туман.

тающий снег,
шепчущийся камыш,
сеющий дождь
стелющийся туман

строящийся стадион,
пенящийся поток,
дышащий зноем

Слайд 6

а) Составьте новое слово, взяв от данных слов указанные значимые части.
прекрасный, описать, доля, потчевать, борющегося, колющий. (Преодолевающий)

Слайд 7

б) Составьте с данным словом словосочетания (преодолевающий лень, человек преодолевающий, успешно преодолевающий)

, предложение.

в) Разберите синтаксически предложение.
Человек,/успешно преодолевающий свою лень/, может многого добиться. (Повест., невос., прос., распр., двусост., ослож. прич. оборотом)

Физминутка

Слайд 8

Ш. Изучение нового материала.

Параграф 18

а) Анализ материала на с.48 (работа с таблицей).

б) Чтение материала на с. 49

Слайд 9 Применяя данное правило, рассуждайте так:

Слайд 10 Рассуждение учащихся вслух и запись.

Образец: отправлять (I спр.) — отправляемый

  • прикрывать

  • решать

  • возводить

  • сооружать

  • оберегать

  • видеть

  • ранить

Слайд 11

IV. Упражнения на закрепление материала.

2. Работа с учебником.

Упражнение 102 устно «по цепочке»

3. Самостоятельная работа

а) Упражнение 105 (для средних и сильных учащихся)
б) Карточки для слабых учащихся

Слайд 12 Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.

Слайд 13

V. Игра «Корректор»

Слайд 14 Исправленный

Слайд 15 Итог урока:

Итог урока:

  1. С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке?

  2. В суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    -ем-, -им- пишется:
    буква е, если …
    буква и, если …

Слайд 16

Домашнее задание.

  • § 18

  • Упражнение 103

Образец: уважаемый коллективом, изучаемый школьниками

Список использованной литературы

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение» 2003. с.58

  2. Полежаева Е.А. Современные открытые уроки русского языка 7 класс. Ростов на Дону. Феникс. 2002. с. 24

infourok.ru

Урок русского языка в 7 классе на тему «Страдательные причастия настоящего времени»

Урок русского языка в 7 классе на тему «Страдательные причастия настоящего времени»

Цели:

1. Образовательные – изучение образования страдательных причастий настоящего времени, формирование навыка написания гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2. Развивающие — развитие речи учащихся, способностей сравнивать и анализировать языковые явления

3. Воспитательные — воспитывать любовь к изучению предмета.

Выборочный диктант: из данного перечня выпишите только страдательные причастия, распределяя их на две колонки: 1) страдательные причастия настоящего времени; 2) страдательные причастия прошедшего времени:

(1) Скачущие кони, (2) неизученная дорога, (3) программа выполнена, (4) раненный пулей боец, (5) слабо озаряемая, (6) рассматриваемый проект, (7) запущенный на Луну,

(8) лечащий врач, (9) услышанные шаги, (10) фаршированный мясом, (11) едва видимая, (12) заполняемый учителем, (13) растаявший снег, (14) рассказываемый сказочником, (15) возвращаемая учеником книга.

Ключ:

Страдательное причастие настоящего времени

Страдательное причастие прошедшего времени

1.

(5) озаряемая

(2) неизученная

2.

(6) рассматриваемый

(3) выполнена

3.

(11) видимая

(4) раненный

4.

(12) заполняемый

(7) запущенный

5.

(14) рассказываемый

(9) услышанные

6.

(15) возвращаемая

(10) фаршированный

Алгоритм образования страдательных причастий настоящего времени:

Суффиксы -ом-, -ем- — от глаголов I спряжения: читаемый, ведомый.

Суффикс -им- — от глаголов II спряжения: гонимый.

Для образования страдательных причастий настоящего времени нужно:

1. Поставить глагол в форму 3 лица множественного числа настоящего времени.

2. Отбросить окончание глагола.

3. Прибавить суффикс причастия, учитывая спряжение глагола:

Носить – носят – носимый.

Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:

Образец: гнать – гонят – гоним

ый.

(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.

Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

(1) Ученик, возвраща…щий книгу; (2) строители, восстанавлива…щие здание; (3) люди, возрожда…щие город; (4) собеседники, возобновля…щие разговор; (5) вода, враща…щая турбины; (6) хирург, опериру…щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.

Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:

(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.

Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:

(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:

Образец: гнать – гонят – гонимый.

(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.

Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

(1) Ученик, возвраща…щий книгу; (2) строители, восстанавлива…щие здание; (3) люди, возрожда…щие город; (4) собеседники, возобновля…щие разговор; (5) вода, враща…щая турбины; (6) хирург, опериру…щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.

Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:

(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.

Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:

(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

———————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:

Образец: гнать – гонят – гонимый.

(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.

Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

(1) Ученик, возвраща…щий книгу; (2) строители, восстанавлива…щие здание; (3) люди, возрожда…щие город; (4) собеседники, возобновля…щие разговор; (5) вода, враща…щая турбины; (6) хирург, опериру…щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.

Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:

(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.

Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:

(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

———————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:

Образец: гнать – гонят – гонимый.

(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.

Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

(1) Ученик, возвраща…щий книгу; (2) строители, восстанавлива…щие здание; (3) люди, возрожда…щие город; (4) собеседники, возобновля…щие разговор; (5) вода, враща…щая турбины; (6) хирург, опериру…щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.

Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:

(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.

Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:

(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

———————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: от данных форм инфинитива образуйте глаголы наст. вр. 3 л. мн. ч., а от них – стр. прич. наст. вр.; суффиксы причастий выделите:

Образец: гнать – гонят – гонимый.

(1) Решать, (2) слышать, (3) ненавидеть, (4) зависеть, (5) склонять, (6) слышать, (7) включать, (8) вводить, (9) подключать, (10) подсоединять, (11) внушать, (12) вселять, (13) вливать, (14) завлекать, (15) втягивать, (16) вносить.

Задание № 2: замените, пользуясь образцом, действительные причастия страдательными причастиями настоящего времени; суффиксы причастий выделите:

Образец: Воды, омывающие острова – острова, омываемые водами.

(1) Ученик, возвраща…щий книгу; (2) строители, восстанавлива…щие здание; (3) люди, возрожда…щие город; (4) собеседники, возобновля…щие разговор; (5) вода, враща…щая турбины; (6) хирург, опериру…щий больного; (7) разведчик, выполняя..щий задание.

Задание № 3: спишите, расставьте знаки препинания при обособленных определениях:

(1) Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе. (2) Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен. (3) Галикарнасский мавзолей причисленный к семи чудесам света очень интересен.

Задание № 4: замените придаточные предложения с союзным словом «который» на причастные обороты со страдательными причастиями:

(1) Это ш…девр архитектуры, который был возведен в IV веке до нашей эры. (2) На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен коло(н,нн)адой. (3) На многоступенчатой пирамиде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. (4) Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.

infourok.ru

Урок русского языка по теме «Страдательное причастие» 7 класс

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени. § 19.

7 класс.

Цель: познакомить учащихся со способами образования страдательных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласной в суффиксе страдательных причастий прошедшего времени и пропедевтически с правилом написания нн.

Оборудование урока: таблица образования причастий, составленная учащимися.

Ход урока.

Организационнный момент.

I. Опрос.

  1. Проверка упр. 106, назвать виды орфо­грамм на месте пропусков.

  2. Разбор предложения из домашнего задания.

  3. Индивидуальное задание: сделать синтаксический разбор предложения, обосновать постановку знаков. За окном, осве­щенным рассеянным светом, тускло серебрилось пшеничное1 поле.

  4. Выборочно-объяснительный диктант.

I группа учащихся выписывает действительные причастия и доказывает правиль­ность выбора, II группа находит страдательное причастие в от­рывке из стихотворения Н. Асеева «Лад» и склоняет его вместе с определяемым словом.

А приходит мне в голову лучшее из лучших:

пробирающийся сквозь иглы колючие солнечный лучик,

пробивающаяся между плит исхоженных молодая травинка,

выступающая от чувств восторженных на глазах слезинка.

  1. Чтение юмористической миниатюры Ф. Кривина, в кото­рой интересно и доступно излагается сложный грамматиче­ский материал о страдательном причастии прошедшего време­ни. В дальнейшем эта миниатюра может стать образцом для сочинений на лингвистическую тему.

«Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное Страдательное Причастие! Теперь оно причастие про­шедшего времени и все у него в прошлом. А ведь было время…

Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нем в качестве его дополнения.

  • Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!

Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему да­же этого.

  • Не говорите, не говорите!—развивает оно свою мысль.—Самое до­рогое, что у меня есть,— это два нн в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу же теряю одно н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите…

Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, слов­но это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А При­частие продолжает:

  • И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего вре­мени у нашего брата, Причастия, не бывает. А как прикажете жить без бу­дущего?.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Отвечая на вопросы, учащиеся приходят к само­стоятельному выводу.

  2. Чтение правила на с. 52-54 и выполнение упр. 108 с рас­суждением учащихся: «Глагол на -ять — значит, суффикс –нн-» и т. д.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Выборочный диктант. Выписать страдательные прича­стия прошедшего времени, объяснить способ образования.

МОСКВА — НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ГОРОД.

…Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь… Каждый ее камень хра­нит надпись, начертанную временем и роком, надпись богатую, обильную мыслями, чувствами и вдохновением для ученого, патриота и поэта!.. Как у океана, у нее есть свой язык, язык сильный, звучный!..

(По М. Лермонтову.)

  1. От данных глаголов (открыть, оживать, рисовать, блес­нуть) образовать возможные причастия, внести их в таблицу, начерченную на доске.

Причастия

ГЛАГОЛЫ

действ.

действ.

страд.

страд.

наст.

прошед.

наст.

прошед.

времени

времени

времени

времени

1. Переходные несовершенного ви­да

+

+

+

+

2. Непереходные несовершенного вида

Непереходные несовершенного вида

+

+

3. Переходные совершенного вида

+

+

4. Непереходные совершенного вида

_

+

_

_

  1. Игра «Кто больше?». Учитель называет причастие с су­ществительным, учащиеся объясняют, когда их можно употре­бить (при описании лица человека), и придумывают свои при­меры.

а) Сощуренные глазки, полуприкрытые глаза… б) Напряженный взгляд… в) Поджатые губы, прикушенная губа, сомкнутые губы..

Дополнительное задание: включить эти словосочетания в небольшой текст описания человека.

  1. Пока класс работает со словосочетаниями к теме «Порт­рет», один из учащихся делает на доске синтаксический разбор предложения Обвешанный водорослями камень кажется привя­занным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от берега, (М. Горький.)

  2. Индивидуальное задание: объяснить графиче­ски способ образования причастий потерянный, обещанный, разменянный, замешенный.

IV. Итоговый фронтальный опрос в конце урока: 1) Как об­разуются действительные и страдательные причастия прошед­шего времени? 2) Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени? А настоящего? |И в том и в другом случае учитывается спряжение глагола, от которого зависит написание гласной в суффиксе. Учащиеся приводят свои примеры.)

Анализ текста.

С дивной, сказочной быстротой залечил наш народ нанесенные войной раны. Поднялись из руии сожженные села и разрушенные города. Много угля дают стране возвращенные к жизни шахты Донбасса. Золотится хлеб на полях, за годы войны заросших бурьяном. Дымят трубы восстановленных заводов и фабрик.

(По М. Шолохову.)

Домашнее задание: § 19. Составить связный рассказ по таблице на с. 52. Упр. 110. Разобрать предложение Гулко била волною1 вздыбленная река, уже подернутая салом в про­токах и схваченная2 ледком у берегов.4

(В. Астафьев.)

videouroki.net

Конспект урока по русскому языку на тему «Страдательные причастия прошедшего времени» (7класс)

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени

Цели: показать способы образования страдательных причастий прошедшего времени; повторить правописание —н— и —нн— в прилагательных; развивать монологическую речь учеников.

Планируемые результаты: распознавать страдательные причастия прошедшего времени, образовывать страдательные причастия от разных глаголов, применять орфографическое правило при образовании страдательных причастий прошедшего времени; отличать причастия от прилагательных

Ход урока

I. Оргмомент.

Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия, порционное блюдо, обманные слова.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать об образовании страдательных причастий настоящего времени.

3. Подготовленный диктант (упражнение 123).

III. Самоопределение к деятельности.

1. Рассмотреть таблицу § 21 на с. 55.

2. Сопоставить данные этой таблицы с данными таблицы § 19 (с. 50).

3. Ответить на вопрос.

— Что общего в образовании действительных и страдательных причастий прошедшего времени и в чем разница?» (Страдательные причастия прошедшего времени, как и действительные причастия прошедшего времени, образуются от основ глаголов совершенного и несовершенного видов, но только переходных глаголов. Суффиксы прошедшего времени — —нн-, -енн- (-ённ-), -т-.)

4. Самостоятельное изучение теоретического материала § 19 (с. 52).

5. Вопросы на усвоение материала.

— Возможно ли образование страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида? Привести примеры, записать их в тетрадь.

— С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на —ать (-ять)?

— С помощью какого суффикса образуются страдательные причастия прошедшего времени от основ глаголов на —ить?

— Приведите примеры страдательных причастий прошедшего времени, образованные с помощью суффикса —т-. (Понятый, сжатый, увитый, сбитый, налитый и др.)

— Почему глаголы на —еть и —ить образуют страдательные причастия прошедшего времени одинаково, с помощью суффикса —енн-? (Потому что гласная основы инфинитива отсекается, суффикс присоединяется к последней согласной основы.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 124: комментированное письмо.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени не образуется от глагола приехать, потому что это непереходный глагол.

В некоторых страдательных причастиях прошедшего времени наблюдается чередование согласных: наградить — награжденный, победить — побежденный; возвратить — возвращенный; бросить — брошенный; вырастить — выращенный; взвесить — взвешенный; преобразить — преображенный; привести — приведенный; обидеть — обиженный; перевести — переведенный, а также добавление согласной «л»: углубить — углубленный; исправить — исправленный.

2. Упражнение 125: самостоятельная работа.

V. Словарная работа

Записать слова, помещенные в рамке (с. 56), составить с ними предложения.

Приведённый, переведённый.

VI. Повторение темы «Одна и две буквы —н в прилагательных»

Слово учителя.

В начале урока в объяснительном диктанте мы обозначали условия выбора одной и двух букв —н— в прилагательных. Потренируемся еще раз, подключая в задания страдательные причастия прошедшего времени.

Задание: записать слова под диктовку в три столбика:

1) прилагательные с суффиксом —н-;

2) прилагательные с другими суффиксами, содержащими —н-;

3) прилагательные с суффиксами, содержащими -нн-;

4) страдательные причастия прошедшего времени.

Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, костяной, станционный, карманный, муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный, тыквенный, диванный, каменный, клюквенный, забранный.

туманный

кожаный

оловянный

увешанный

старинный

гусиный

станционный

скошенный

карманный

костяной

дистанционный

подклеенный

диванный

муравьиный

тыквенный

смешанный

каменный

ветреный

клюквенный

забранный

— Проверим правильность заполнения таблицы, читая слова в столбиках и объясняя их правописание.

Домашнее задание

1. § 21.

2. Упражнение 127.

infourok.ru

Урок русского языка в 7 классе «Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времен»

Образование форм причастий и умение отличать действительные причастия от страдательных — две самые большие проблемы, с которыми сталкивается учитель на уроках русского языка в 7 классе. Подача материала в форме таблицы позволит структурировать материал, нагляднее показать сходства и различия причастий. также в ходе урока предусмотрены задания на повторение спряжения.  Учащимся предлагается освоить алгоритм образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времен, научиться выбирать суффикс для образования причастий

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе «Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времен» »

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времен

Цели:

  • Повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

  • Освоить алгоритм образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времен.

  • Научить выбирать суффикс для образования причастий

Орфографическая минутка

Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.

Объяснение нового материала

Фронтальный опрос

— Что такое причастие?

— Причастия могут быть …

— Какие причастия называются действительными?

— Какие — страдательными?

Работа с таблицей 

Глаголы

Суффиксы страдательных причастий наст. вр.

Страдательные причастия прошедшего времени

перех. несов. в.

спр.

Чита ют

Вед ут

I

— ем- (- ом-)

-енн-

-нн-

-т-

Гон ят

II

— им-

прочитать

улыбаться

решать

— Рассмотрите таблицу.

Закрепление

Правописание суффиксов причастий настоящего времени – упр.107

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени — 112

Списывание с изменением формы слова – упр.106

— Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени

Возводят – возводимый; строят – строимый; видят – видимый; наливают – наливаемый; решают — решаемый).

Беседа

— Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть?

— Почему? Докажите.

— А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать?

— Почему? Докажите.

Д/З: параграфы 11-14, упр. 111

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка в 7 классе «Страдательные причастия прошедшего времени»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Страдательные причастия прошедшего времени
Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2

Цель
Показать способы образования страдательных причастий прошедшего времени и пропевдически правописание –НН- в суффиксах причастий Повторить правописание –Н- и –НН- в суффиксах прилагательных Формировать монологическую речь

Слайд 3

Синтаксическая пятиминутка
Сделайте синтаксический разбор предложения и объясните постановку знаков препинания. За окном, освещенным рассеянным светом, тускло серебрилось пшеничное поле. Укажите причастие в предложении. Определите его время.

Слайд 4

Поэтическая пятиминутка
Выпишите из текста и докажите, что…: 1 вариант – действительные причастия 2 вариант – страдательные причастия А приходит мне в голову лучшее из лучших: Пробирающийся сквозь иглы колючие солнечный луч, Пробивающаяся между плит исхоженных молодая травинка, Выступающая от чувств восторженных на глазах слезинка. (Н.Асеев)

Слайд 5

Составим таблицу
Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени Страдательные причастия прошедшего времени
Сказать Читать -НН- -НН- Сказанное Читанный
Подсмотреть Решить -ЕНН- -ЁНН- Подсмотренный Решённый
Открыть Понять -Т- -Т- Открытый Понятый

Слайд 6

Объяснительный диктант
Запишите словосочетания, вставьте суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Разруш…ый землетрясением, погруж…ый в сон, принес…ый из дома, рассказа…ый другу, окры..ый перед гостем, вытка…ый мастером, сда…ый в утиль, сжа..ый рукой, произнес…ый вслух, разверну..ый флаг, заткну…ый за пояс, нареза…ый на дольки, склон…ый к столу, украш…ый к празднику.

Слайд 7

Словарь трудных слов
Магнит Движимый Слово движимый используется исключительно в речи литературных произведений. Составьте с каждым словом по 1 предложению.

Слайд 8

Домашнее задание
§ Упр.

lusana.ru

Урок русского языка в 7 классе по теме «Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени»

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Цель:

познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

— способствовать развитию умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее;

— воспитывать уважительное отношение к людям.

Тип урока: совершенствование знаний и способов действия

I. Организационный этап

II.Актуализация

1. Блиц-опрос

— Сколько спряжений у глагола?

— Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

— Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

2. Послушайте стихотворение и по памяти запишите глаголы-исключения.

Глаголы I и II спряжения

Ко второму спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая брить, стелить,

И еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е спрягать нельзя!

3. Распределительный диктант. Записать в две колонки глаголы I и II спряжения, выделить окончания.

Молчишь, пишешь, держит, знаешь, рисует, вертишь, читаешь, строит, летаешь, слышишь.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с параграфами 11, 12

— Сделайте вывод о связи между суффиксами причастий и спряжением глаголов. Закончите предложения.

Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения, имеют суффиксы __________________________.

Действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 2спряжения, имеют суффиксы _______________________.

Запомни!

Нельзя образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Обратите внимание!

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом –вш- сохраняется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола:

Засеять – засеял – засеявший.

Обидеть – обидел – обидевший.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Рабочая тетрадь, задание 39

Вставь пропущенные буквы, выдели суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Умира..….ие звезды, бодр.…..ий морской воздух, запах распуска…….ейся зелени, брезж……ий свет звёзд, сверка……ий снег, улыба……ееся детское лицо, утоля..…..ее боль лекарство, стро.…..ийся дом, приближа……аяся ночь, плыв.…..ие облака, развева……ийся флаг, вед……ая в сад дорога, переплыва……ий реку.

2. Рабочая тетрадь, задание 40

Образуй действительные причастия прошедшего времени, выдели суффиксы причастий.

Засеять – засеял – засеявший

Построить – построил – построивший

Разбросать — _____________________ — _____________________

Выкачать (нефть) — ___________________ — _____________________

Выкатить (бочку) — ___________________ — _____________________

Растрепать — _____________________ — _____________________

Развеять — __________________________ — _____________________

Выиграть — __________________________ — _________________

Оклеить — __________________________ — _____________________

Обдумать — __________________________ — _________________

Обидеть — __________________________ — _____________________

Спилить — __________________________ — _____________________

3. Рабочая тетрадь, 41

Выдели суффиксы причастий, вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.

Детские народные приметы и суеверия.

Нашед…ий гирю понесет тяжёлую утрату. Прыгну.….ий со шкафа летит недолго. Потеря……ий голову останется с носом. Столкнуться на узкой дорожке со спеш……им велосипедистом – дурная примета. Отцовский ремень вытянутый из брюк и сложенный вдвое, – верный признак приближа……ихся неприятностей. Шкаф упа……ий на спящего – к пробуждению. Утренний вопль брата обнаружи..….его свой портфель в аквариуме – к большой беде. Нашед…..его банку с краской не узнает родная мать.

4. Упр. 101

5. Беседа по вопросам:

От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?

— От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

— От глаголов какого вида нельзя образовать действительные причастия настоящего времени?

— От каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?

-Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

— От чего зависит написание гласной перед суффиксом -л- в действительных причастиях прошедшего времени?

V. Этап информации о домашнем задании.

§ 11, 12

Упр. 100

VI. Подведение итогов урока

VII. Этап рефлексии

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *