Урок литературы песнь о вещем олеге 7 класс – План-конспект урока литературы (7 класс) по теме: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге» | скачать бесплатно
Урок литературы по теме «А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»». 7-й класс
Разделы: Литература
Цель: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив её с летописными источнивами.
Задачи:
- Проанализировать характеры персонажей баллады, рассмотрев взаимодействие характера человека и его судьбы, раскрыв особенности художественно-поэтического изображения в балладе Пушкина, сравнив ее с летописным повествованием.
- Развивать навыки аналитической работы с разнородными текстами и справочной литературой,
- Формировать у учащихся ценностные ориентиры, воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Тип урока: урок-исследование
ФОПД – эвристическая беседа, работа в группах, коллективная работа, индивидуальное выполнение заданий учащимися.
П.С.: учитель – ученики собеседники
М.О: словесно-наглядный, частично-поисковый, исследовательский.
Средства: иллюстрации к поэме В. Васнецова, карта – Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI–XI вв., литературоведческий словарь, книги Карамзина, произведения А.С.Пушкина, текст летописи, фонохрестоматия 7 класса, м-м презентация урока. (Приложение 1), таблица «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» (Приложение 2).
Теория литературы: жанр, летопись, поэма, баллада.
Словарная работа:
или поле брани – поле битвы.Слово учителя. Сегодня на уроке знания по истории помогут вам понять содержание, смысл произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Знания по русскому языку и литературе – оценить художественное своеобразие этого произведения. (Приложение 1, слайд 1)
I. Актуализация знаний учащихся (слайд 2, 3, 4)
Ответы на вопросы учителя:
- Вспомните, кто такой вещий Олег?
- За что его назвали вещим?
- Сообщение ученика «Олег и его время»
Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».
По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.
- Когда появились летописи?
- Как называется первая русская летопись?
II. Работа с текстами исторических документов (Отрывок из «Повести временных лет» и «Истории…» Карамзина Н. М.) (слайд 5, 6)
Какой из этих двух документов вдохновил Пушкина на создание «Песни…»?
Учитель: В 1820году Пушкин, сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называли могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге и захотел о нём написать. Так появилась «Песнь…»
III. Прослушивание фонозаписи А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».
Песнь – древний способ прославления. За что же славит поэт князя?
IV. Анализ произведения
Вопросы для беседы с классом:
1. В каком жанре написана «Песнь…»? ( слайд 7, 8)
Жанр стихотворения | Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе. воителю слава – отрада; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. У брега Днепра лежат благородные кости… …смертию кость угрожала из мёртвой главы гробовая змея … выползала… |
«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму
баллады: – в основе лежит исторический факт – тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы – композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы) |
Запись в тетрадях учащихся (слайд 8):
Баллада – лирическое стихотворение с напряжённым, острым сюжетом (легендарным, историческим, фантастическим). Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с самой судьбой. Часто присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, трагически неразрешимого.
2. Что общего и чем различаются друг от друга жанры летописи и баллады?
(Общее: рассказывают об одном историческом событии.
Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст. В балладе используются средства художественной выразительности. В летописи нет.) (слайд 9)
Летопись | Баллада | |
Действие | «И повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде» | «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться
настало нам время… Купайте, кормите отборным зерном… И князю другого коня подвели…» |
Характер
Волхва |
–нет – «И рече ему кудесник один…» |
«Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному…» |
Характер Князя |
–нет – Олег же посмеяся и укори кудесника, река: «То ли неправо глаголют волъсви, но всё то льжа есть…» |
«Олег усмехнулся – однако чело И взор омрачилися думой» «Могучий Олег головою поник И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый безумный старик…» |
3. Определите стихотворный размер.
Размер стихотворения. | Стихотворение состоит из 17 шестистиший.
Трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Четверостишие с перекрёстной рифмовкой и двустишие с парной (смежной) рифмовкой |
4/3 – стопный амфибрахий |
4. 1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над произведением, которое назвал «Песнь…» и пишет Александру Бестужеву:
«Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». (слайд 10)
Что поэтического увидел Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»? Что является темой произведения? (слайд 11)
Тема | Исторические реалии: Твой щит на вратах Цареграда… На тризне уже недалёкой… Покорный Перуну старик одному… |
История гибели князя Олега Тема рока, предопределённости, неизбежности судьбы. Главная тема – тема судьбы. Тема отношений поэта и власти, которая в реальной жизни для поэта стала роковой. |
5. В чём заключается идея стихотворения?
Идея и идейно-эмоциональная оценка | Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе. …примешь ты смерть от коня своего…. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», –писал поэт Александру Бестужеву | Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему
проведению. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба. Верность чувству долга может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия. |
6. Назовите главных и второстепенных героев произведения. (слайд 12)
Герои стихотворения | Князь по полю едет на верном коне, идёт вдохновенный кудесник, с дружиной своей, отроки-други возьмите коня, пирует с дружиною, князь Игорь и Ольга. | Главные герои – Олег и его верный конь, кудесник. Второстепенные герои – Ольга, Игорь, дружинники, слуги. |
7. Определение композиции и сюжета произведения. (слайд 13)
На сколько частей можно разделить произведение? (На три части
План
- Предсказание кудесника и прощание с конем.
- «Пирует с дружиною Вещий Олег…»
- «На холме у брега Днепра…»)
Определение основных элементов сюжета.
– Назовите завязку действия. (Встреча с мудрым старцем.)
– Назовите кульминацию в развитии действия. (Исполнение предсказания.)
– Что вас поразило в последнем заключительном эпизоде?
– Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
Вывод: События «Песни…» содержат в себе много таинственного, и каждый читатель разгадывает её по-своему.
V. Исследование эпизода «Предсказание кудесника»
Класс поделен на три группы: историки, литературоведы, лингвисты. Работа рассчитана на10 минут.
Задания группам (слайды 14, 15, 16, 17)
1 группа
Историки –
Выразительное чтение 1, 2 строф «Песни…»
Кто такие хазары? О каком событии напоминают выражения «цареградская броня» и
«щит на вратах Цареграда»?
Какое событие произошло раньше – поход на хазаров или взятие Царьграда? Какое
историческое несоответствие вы заметили?
2 группа
Литературоведы –
Выразительное чтение 3, 4, 5строф «Песни…»
Где происходит встреча вещего Олега с кудесником?
Когда происходит эта встреча? (определите время употреблённых глаголов) Почему
Пушкин использует глаголы настоящего времени изъявительного наклонения и глаголы
повелительного наклонения?
3 группа
Лингвисты
Выразительное чтение 6, 7 строф «Песни…»
Что обозначают слова «броня», «Перун», «пращ», «сеча», «по бранному полю»,
«волхвы»?
С какими словами употребляется слово «вещий»? Какой смысл вкладывает Пушкин в
эти выражения?
Выступление учащихся с результатами исследования.
VI. Назовите какие художественно-изобразительные средства использовал Пушкин при создании произведения «Песнь о Вещем Олеге» (коллективная работа) (слайд 18, 19)
Художественно-изобразительные средства | – отмстить неразумным хазарам, могучий Олег, вдохновенный кудесник | Эпитеты |
– грядущие годы таятся во мгле… | Метафоры | |
– как чёрная лента, вкруг ног обвилась… и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана… | Сравнения | |
–И волны, и суша покорны тебе; | Олицетворение | |
– с волей небесною | Инверсия | |
И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… И холод, и сеча ему ничего. Но примешь ты смерть от коня своего |
Градация |
VII. Выводы урока (слайд 20)
«Песнь о Вещем Олеге» дополняет содержание летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Вещий Олег наделён душевной привязанностью к коню. Над его чувствами не властно ни время, ни даже смерть коня. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба.
Именно это делает Олега лицом поэтическим. Вслушайтесь в последние строки стихотворения:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят,
Дружина пирует у брега.
Бойцы вспоминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
В них выражена надежда на преодоление горечи утраты. Верность долгу может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.
VIII. Домашнее задание (слайд 21)
- Выучить наизусть «Предсказание кудесника» или «Расставание с конем»
- Проанализировать эпизод «Прощание с конем» в летописном источнике и балладе (8, 9, 10 строфы)
Литература:
- Азарова Н.М
16.07.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок литературы А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 7 класс
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 7-й класс
Цели и задачи урока:
познакомить с балладой и ее особенностями,
Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для «Песни о вещем Олеге».
Обучать навыкам анализа текста.
Форма: комбинированный урок.
Ход урока
1. Вступительное слово об А. С. Пушкине.
Удивительный Александр Сергеевич… Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс.
2. Сообщение целей урока.
3. Историческая справка о князе Олеге. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания “ Песни о вещем Олеге”.
Что вы знаете о жизни Древней Руси?
Кто такой вещий Олег?
Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.
Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
В основу произведения положен текст древнерусских летописей.
4. Знакомство с литературоведческими понятиями.
Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Летопись – погодово?й, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.
5. Прослушивание баллады.
6. Словарная работа.
Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке
Царьград – ныне Стамбул
Кудесник, волхв – волшебник, чародей
Перун – Бог грома и молнии
Жребий – судьба, участь (устар.)
Курган – могильный холм устар.)
Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего
Вещий – предвидящий будущее.
7. Беседа с учащимися. Анализ баллады.
Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.
Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет.
Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?
1) Встреча Олега с кудесником.
2) Прощание с конем.
3) Смерть Олега.
Проведём анализ этих эпизодов.
1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег?
Как назван кудесник?
Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.
– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт.
– Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?
2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня?
Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?
3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”.
Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
8. Чтение отрывка из летописи “Повесть временных лет”. – Каким же изображается князь Олег в летописях?
9. Сопоставительный анализ баллады и летописи.
– «Песнь…» написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?
– В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.
11. Проверочная работа.
12. Выводы по теме урока.
Кому из героев “Песни о вещем Олеге” вы бы поставили памятник? Как бы он выглядел?
Какова основная мысль произведения?
13. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из баллады.
infourok.ru
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 7 класс
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». 7-й класс
Цели и задачи урока:
- познакомить с балладой и ее особенностями,
- Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для «Песни о вещем Олеге».
- Обучать навыкам анализа текста.
Форма: комбинированный урок.
Ход урока
1. Вступительное слово об А. С. Пушкине.
Удивительный Александр Сергеевич… Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс.
2. Сообщение целей урока.
3. Историческая справка о князе Олеге. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания “ Песни о вещем Олеге”.
Что вы знаете о жизни Древней Руси?
Кто такой вещий Олег?
Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.
Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
В основу произведения положен текст древнерусских летописей.
4. Знакомство с литературоведческими понятиями.
Баллада – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Летопись – погодово?й, более или менее подробный рассказ о событиях. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.
5. Прослушивание баллады.
- Какое чувство осталось после прослушивания баллады?
- Какой эпизод произвел наибольшее впечатление?
6. Словарная работа.
- Хазары – племя, обитавшее на юге Росси в x веке
- Царьград – ныне Стамбул
- Кудесник, волхв – волшебник, чародей
- Перун – Бог грома и молнии
- Жребий – судьба, участь (устар.)
- Курган – могильный холм устар.)
- Тризна – обрядовые действия и пиршество в память умершего
- Вещий – предвидящий будущее.
7. Беседа с учащимися. Анализ баллады.
Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, “Песнь…” – это баллада, она, как и всякий жанр, имеет свои характерные черты.
Это обращение к историческому прошлому, таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет.
Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?
1) Встреча Олега с кудесником.
2) Прощание с конем.
3) Смерть Олега.
Проведём анализ этих эпизодов.
1) Образ князя Олега вступает в “Песню…” торжественно, величаво. Как здесь назван Олег?
Как назван кудесник?
Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.
– На чьей стороне автор, кому ближе по духу? Кудесник спокоен, смел и независим, именно таким, по мнению Пушкина, должен быть поэт.
– Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?
2) Прощание с конем – один из самых драматичных эпизодов. Почему Олег так любил коня?
Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?
3) О своем товарище Олег вспоминает через много лет, когда уже “кудри их белы, как утренний снег”. Известие о смерти коня настолько печалит князя, что это подтверждается и противостоянием стати и эпитета: “Могучий Олег головою поник…”.
Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
8. Чтение отрывка из летописи “Повесть временных лет”. – Каким же изображается князь Олег в летописях?
9. Сопоставительный анализ баллады и летописи.
– «Песнь…» написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?
– В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.
11. Проверочная работа.
12. Выводы по теме урока.
Кому из героев “Песни о вещем Олеге” вы бы поставили памятник? Как бы он выглядел?
Какова основная мысль произведения?
13. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из баллады.
nsportal.ru
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «Песнь о вещем Олеге»
МБОУ «Красногвардейская гимназия»
Урок литературы, 7 класс учитель: Н.П.Бугуцкая
Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
этНаименование
этапа
Дидактические цели этапа
Время
Методы и ср-ва обучения
1
Организационный
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологически подготовить учащихся к общению на уроке
2
приветствие, психологический настрой
2
Актуализация опыта учащихся
Обеспечить мотивацию учения; актуализировать субъект-ный опыт учащихся; обеспечить включение учащихся в сов-местную деят-ть по определению целей урока
7
Повторение
3
Изучение нового материала
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоми-нание учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, приводящих к определенному содержательному выводу, обобщению; обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения ИМ
5
Слово учителя
4
Применение знаний и способов деят-ти
Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деят-ти на уровне их применения в различных ситуациях; самосто-ятельное применение знаний
10
Работа в группах
5
Обобщение и систем-я знаний и способов деят-ти
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся; создать условия для освоения фундамен-тальных идей
5
Выступление групп
6
Контроль и самоконтроль
Выявить качество усвоения знаний и способов действий; определить недостатки в знаниях и способах действий; установить причины выявленных недостатков; развивать оценочные навыки
Самооценка, взаимооценка
7
Коррекция
Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий
2
Рекомендации
8
Информация о д/задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/задания
2
Объяснение
9
Подведение итогов урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
2
Выводы
Высказывания учащихся
10
Рефлексия
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деят-ти, обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Цель и задачи урока:
Познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
Выявить художественную идею баллады.
Выявитьразличия между летописным фрагментом и произведением Пушкина.
Формироватьнавыки выразительного чтения, чтения наизусть, лексической работы, работы с учебником, терминами, самостоятельной работы в группе.
Развить нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слов предопределение, судьба.
Прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
Оборудование: презентация, аудиозапись баллады
Теория литературы: баллада, летопись
План урока
1.Орг этап
2.Актуализация опорных знаний
3.Проверка д.з
4.Изучение новой темы
А)слово учителя
Б)инд-ые сообщения уч-ся
В)слушание аудиозаписи
Г)знакомство с планом
5.Работа в группах
6Выступление групп
6.Итоги урока. Рефлексия
7Домашнее задание.
Конспект урока
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
В этом году у вас состоялась встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным.
Задания:
А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?
Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам
( можно цитировать строчки из произведений):
— стихотворения-… «Тучи», «Узник»
— поэмы-… «Медный всадник», «Борис Годунов»
-повести-… «Станционный смотритель», «Метель»
-баллада-… «Вещий Олег»
-драмы-… «Борис Годунов»
Проверка домашнего задания
Чтение наизусть стих «Туча»
Вывод: туча – живое существо, несущее многие печали. В образах тучи и бури нашли отражение социальные потрясения и невзгоды, которые пришлось пережить поэту.
4.Сообщение темы, формулирование учащимися целей урока
Раз мы знакомимся с новым произведением, какова же цель сегодняшнего урока? (усвоить содержание произведения)
А еще? (отработать навык выразительного чтения текста, познакомиться с новым жанром, уметь находить отличия этого жанра от другого).
Изучение новой темы
Слово учителя:
А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. В историческом прошлом поэт искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.
«Песнь о Вещем Олеге», написано на основе летописной легенды.
Беседа с классом:
-Что такое летопись? (жанр древнерусской литературы, историческое повествование о событиях в хронологической последовательности)
Основной вид заглавия летописи в лучших её списках читается так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начапервеекняжети и откуда русская земля стала есть»
Опираясь на летописные источники, Пушкин воссоздаёт эпоху княжения Олега в «Песне о Вещем Олеге»
— Кто он, князь Олег? (Подготовленные учащиеся рассказывают летописные эпизоды, связанные с жизнью князя Олега.Рассказ учеников сопровождается показом презентации.)
6. Сообщения уч-ся.
Ученик 1:
В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир.
Скрывши своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию.
Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят.
Ученик 2:
Под 907 годом рассказывается о походе Олега на Константинополь.
Когда Олег пришёл к «Цесарюгороду» с 2000 «кораблей», греки заперли (цепью) гавань и затворили городские ворота.
Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег. И войска его произвели сильное опустошение в окрестностях города. «…разбила многи палаты и церкви, пленников посекаху ,мучаху, расстреляху, и инамнога зла творяху Русь Грекам, ели коже раткий творят».
И велел Олег воинам своим «колёса изделати» и поставить на них корабли. Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу.
Видя это, Греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь.
Олег остановил воинов, и (греки) вынесли ему съестные припасы (братьно) и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено. Испугались Греки и сказали:
— Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.
(Следует пояснить, что христианский святой Димитрий был патроном города Салуня, греческого по управлению, но славянского по населению своей области.)
Взяв с Греков дань «на 2000 кораблей, по 12 гривне на человек, а в корабли по 40 муж», Олег велел своим воинам готовиться к отплытию:
-Нашейте для Руси «т.е. для варягов) паруса шелковые, а для Славян «крапиньны» ( из тонкого полотна).
Так и сделали «И повеси щит свой в вратах, показал победу, и поиде от Цесарьграда». Когда надулись паруса, шёлковые у Славян и крапиньны у Славян, то ветер разодрал их. И сказали Славяне:
— Возьмём мы свои толстины, не даются Славянам эти паруса.
И пришёл Олег в Киев, принеся с собою золото и шёлковые ткани, и овощи, и вина, и всякие предметы роскоши( «всяко узорочие»).
И прозвали люди Олега «вещим», ибо были язычники и невежды: «И прозваша Олега вещим, бяхуболюдие погани и новегласи»
Слово учителя:
Вопрос классу:
— Как вы думаете, почему Олега прозвали «вещим»?
Одной из летописных новелл, относящихся к истории Олега, воспользовался А.С.Пушкин в балладе «Песнь о Вещем Олеге». Послушайте.
Рассказ ученика 3.
Однажды кудесник предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег разлучился с этим конём на веки. Пршёл с тех пот большой период времени, и Олег узнал, что конь издох.Он отправился на то место, гдележали кости коня, наступил на череп коня и сказал с насмешкой: «От этого ли черепа мне назначена смерть?».
В это время выскочила оттуда змея, ужалила его в ногу, и он скончался.
Это опять несомненная легенда, которая исторической действительности не отображает, а повторяет выраженную былину. В Скандинавии пели об этом богатыре по имени Орвар — Одд, у которого был конь Факси. Сюжет этой песни тот же, что и в рассказе об Олеге, только из конского лба там выскакивает не змея, а ящерица.
Учитель:
«Песнь о Вещем Олеге» Пушкин написал в жанре баллады.
— Что такое баллада?
(Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера . Черты, характерные балладе: в балладах поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)
4. Слушание аудиозаписи.
Знакомство с планом
1 План.
Князь Олег собирается отомстить врагам за набеги
Он встречает кудесника – предсказателя.
Кудесник предсказывает князю Олегу смерть «от коня»
Князь отдает коня на содержание своим слугам.
Пир через много лет, когда князь уже стал седым.
Князь решает проведать останки своего коня.
Смерть Олега от укуса змеи
Поминки по князю Олегу.
5. Работа в группах.
Задание для 1 группаы:
1.Найти и выразительно прочитать строфы, соответствующие пунктам плана 1,2,3
2.Объяснить значение устаревших слов:
Вещий
Волхвы
Жрецы
Кольчуга
Кудесник
Хозары
Броня
3.Охарактеризовать Олега
-С кем изображён князь Олег? (Вместе с дружиной)
-Почему художник изобразил Олега на фоне дружины,
(Олег силён дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было.
Задание для 2 группы:
1.Найти и выразительно прочитать строфы, соответствующие пунктам плана 5,6,7
2.Объяснить значение устаревших слов:
Перун
Сеча
Тризна
Секира
Попона
Ретивый
Ковыль
3.Охарактеризовать кудесника.
-На фоне чего изображён кудесник? (На фоне природы)
Почему художник изобразилкудесника-на фоне природы?
(Кудесник силён связью с силами природы)
Слова для справок:
Вещий – пророческий, предвидящий будущее
Волхвы – название языческих жрецов у славян
Жрецы – служители божества, магические действия жрецов назывались волхвованием, они могли предсказывать будущее
Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел
Кудесник – волшебник, колдун, чародей
Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Перун – бог грома и молнии у древних славян.
Сеча – сражение (противники секут друг друга мечами, шашками, саблями)
Тризна – похоронный обряд у древних славян, поминальная трапеза
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Попона – специальное покрывало для лошади от холода
Ретивый – быстрый, резвый
Ковыль – тонкая шелковистая степная трава
Выступление групп.
Дополнительные Вопросы
4) К кому в большей степени относится слово «вещий»?
5) На чьей стороне автор? (На стороне кудесника)
6) В 1822 году Пушкин находится в Южной ссылке. Почему поэт обращается к далёкой старине? Мало интересного давала современность? – История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение труднейших проблем.
— Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Участь , предначертанная человеку. Судьба
— Какова же главная мысль произведения?
7) Особенностью содержания баллады является обилие средств художественной выразительности: эпитеты, олицетворение, сравнение, метафора – найдите в тексте.
( эпитет-царьградская броня; олицетворение- ковши кипят, годы таятся, дожди моют; сравнения- змея-лента; метафора- товарищ, слуга – к коню)
11. Итоги урока
В чем же главное отличие летописного сказания от произведения Пушкина?
— Урок хочется закончить этими словами (слайд 12)
Судьба не перестаёт с тобою проказить.
Не сердись на неё, не ведает бо,
что творит.
Представь её огромной обезьяной,
которой дана полная воля.
Кто посадит её на цепь?
Ни ты, ни я, никто.
Делать нечего,
так и говорить нечего…»
А.С.Пушкин
7. Итог урока. — Что понравилось и запомнилось на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание – отрывок из баллады выучить наизусть, выписать средства худож.выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения
Приложение
Карточка
Задание для 1 группы:
1.Найти и выразительно прочитать строфы, соответствующие пунктам плана 1,2
2.Объяснить значение устаревших слов:
Вещий
Волхвы
Жрецы
Кольчуга
Кудесник
Хозары
Броня
3.Охарактеризовать Олега
-С кем изображён князь Олег?
-Почему художник изобразил Олега на фоне дружины?
Карточка
Задание для 2 группы:
1.Найти и выразительно прочитать строфы, соответствующие пунктам плана 6,7
2.Объяснить значение устаревших слов:
Перун
Сеча
Тризна
Секира
Попона
Ретивый
Ковыль
3.Охарактеризовать кудесника.
-На фоне чего изображён кудесник?
Почему художник изобразилкудесника на фоне природы?
Слова для справок:
Вещий – пророческий, предвидящий будущее
Волхвы – название языческих жрецов у славян
Жрецы – служители божества, магические действия жрецов назывались волхвованием, они могли предсказывать будущее
Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел
Кудесник – волшебник, колдун, чародей
Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Перун – бог грома и молнии у древних славян.
Сеча – сражение (противники секут друг друга мечами, шашками, саблями)
Тризна – похоронный обряд у древних славян, поминальная трапеза
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Попона – специальное покрывало для лошади от холода
Ретивый – быстрый, резвый
Ковыль – тонкая шелковистая степная трава
Слова для справок:
Вещий – пророческий, предвидящий будущее
Волхвы – название языческих жрецов у славян
Жрецы – служители божества, магические действия жрецов назывались волхвованием, они могли предсказывать будущее
Кольчуга – рубашка из металлических колечек, которая защищала от ударов меча и стрел
Кудесник – волшебник, колдун, чародей
Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец.
Перун – бог грома и молнии у древних славян.
Сеча – сражение (противники секут друг друга мечами, шашками, саблями)
Тризна – похоронный обряд у древних славян, поминальная трапеза
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Попона – специальное покрывало для лошади от холода
Ретивый – быстрый, резвый
Ковыль – тонкая шелковистая степная трава
1 группа
- Имя учащегося
взаимооценка
самооценка
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
7
8
2 группа
- Имя учащегося
взаимооценка
самооценка
Оценка учителя
1
2
3
4
5
6
7
8
infourok.ru
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Конспект урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге «- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Брасовского района Брянской области
Локотская средняя общеобразовательная школа №3
Конспект
урока литературы по теме «Песнь о вещем Олеге «- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Семяниной Елены Александровны
2015 год
Тема: «Песнь о вещем Олеге «- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»
Цель урока: сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для » Песни о вещем Олеге «, проследить, как решается тема судьбы в балладе.
Задачи урока:1) знакомство с балладой А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге », сопоставление баллады и летописи;2) совершенствование умения анализировать произведение; 3) воспитание интереса к литературе и истории.
Ход урока.
Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой …
А. С. Пушкин.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке литературы.(Слайд1)
Я с детских лет язык России
По сказкам Пушкина учил.
Он свет мечты неугасимой
Навек мне в сердце поселил.
Град утопал в осенней ночи,
И дождь, и снег, и мрак густой…
Мне виделись Татьяны очи,
Полтавы полдень золотой…
Олег дружинников сзывает,
В бой Пугачев ведет людей,
Волшебной сказкой озаряет
Мне детство Пушкин чародей.
А “буря мглою небо кроет…”,
Но солнце верилось – взойдет…
День брезжит новою зарёю –
К нам Русь на выручку идет!
Та книга до сих пор со мною,
Меня отец учил по ней
Любить Россию всей душою,
Её язык, её людей.
(Р. Братунь)
2. Сообщение темы урока, постановка целей урока.
Александр Сергеевич Пушкин, всей душой любящий Россию, глубоко интересовался историей своего народа, много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Из этой любви и интереса поэта к истории родились многие произведения, в том числе “Песнь о вещем Олеге”. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».(Слайд2) (Запись темы.) Эпиграфом к уроку станут слова самого Александра Сергеевича Пушкина ( слайд3) « Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой». Какие задачи перед собой поставим?
3. История создания произведения. (Слайд4)
Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве богатом памятниками старины.Там он посетил один из курганов на берегу Днепра, который называют могилой Олега. Читая » Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.
Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу:
» Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Поэт использует текст древнерусской летописи «И вспомнил Олег коня своего…» для создания собственного художественного произведения.
4. Работа с летописным источником.
-Ребята, а мы знакомы с этим летописным источником?
-Дайте определение летописи .(Слайд 5)-запись в тетрадь
-Кратко перескажите содержание летописного памятника.
— Каким же изображается князь Олег в летописях? (Слайд6)- запись в тетрадь
5. Постановка проблемного вопроса.
— Вернемся к теме урока. Что взволновало Пушкина и подвигло его к написанию собственного произведения о вещем Олеге?
-Можем ли мы точно дать ответ на этот вопрос, не познакомившись с текстом Пушкина?
6. Словарная работа.
-Прежде чем читать произведение, обратимся к значению некоторых слов, употребленных в тексте. Их значение вы выясните сами, поработав в группах.Вам нужно соотнесите слово с его правильным толкованием.
Волхвы — название языческих жрецов у славян.
Жрец — служитель божества.
Вещий — пророческий, предвидящий будущее, мудрый.
Перун — верховный бог древних славян, бог грома и молнии.
Тризна — обрядовые действия и пиршество в память умершего у древних славян.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Слайд 7
7. Чтение » Песни о вещем Олеге «.
-Познакомимся теперь с текстом Александра Сергеевича.(Слайд8)
8. Восприятие и оценка баллады учащимися.
-Какое чувство осталось после прослушивания баллады?
— Какой эпизод произвел наибольшее впечатление?
9. Определение темы произведения.
-О чем или о ком это произведение?
О Вещем Олеге Его коне Кудеснике | Тема частично совпадает с названием |
10. Беседа с учащимися. Анализ баллады.
-Что вы можете сказать о жанре произведения? Определяет ли его сам автор?
Песнь? Это=песня?
(Слайд 9) Песнь — высокое, торжественное звучание, память о прошлом.
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для пения.
В Древней Руси сказания пелись под аккомпанемент гуслей. Мы представляем себе сказителя, который на княжеском пиру поёт песнь о вещем Олеге.
Торжественная неторопливость речи дает возможность сделать вывод о традициях оды. Однако в отличие от оды здесь не воспевается правитель и его великие дела, здесь рассказывается о человеке и его судьбе. С другой стороны, произведение обращается к историческому прошлому, содержит таинственный, иногда фантастический ход событий, напряженный сюжет. Что это? Баллада.(Слайд10)
11. Сопоставительный анализ баллады и летописи.
— В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.
(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись — прозаическое произведение, баллада — поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности.
Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)
Физкультминутка.
12. Анализ «Песни о вещем Олеге»
-Какие ключевые эпизоды можно выделить в балладе?(Слайд11)
1) Встреча Олега с кудесником.
2) Прощание с конем.
3) Смерть Олега.
— Произведение А.С.Пушкина нашло отражение в искусстве. Так Виктором Михайловичем Васнецовым были созданы иллюстрации к произведению.
— Остановимся на эпизоде встречи Олега с кудесником.(Слайд 12) Как здесь назван Олег? (Могучий владыка.)
— Как назван кудесник? (Вдохновенный старец, мудрый.)
— Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.
(Князь выше кудесника, так как в его руках власть, но какая? Мирская. Кудесник выше по божьей воле, он все знает, даже то, что князю знать не дано. Олег, конечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъезжает к нему, называет » любимцем богов «, спрашивает о будущем, но обращается к нему снисходительно: « Не бойся меня».)
— На чьей стороне автор, кому ближе по духу?
(Кудеснику. » Волхвы не боятся могучих владык «. Для Пушкина поэзия и пророчество — понятия родственные. По его мнению, поэту дан божественный дар пророчества, вложенный свыше «вещий язык», » жало мудрыя змеи». Словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей.)
— Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?
(Слова кудесника открывают всевластие Олега: ему подчинены и коварные силы природы, и самое смертельное оружие. Внезапность приговора заставляет Олега в первый момент не поверить ему («Олег усмехнулся «). Горькая ирония слышится в самой ситуации, ведь Олег обещал в награду кудеснику коня. Оказалось, что он обещал то, что не в силах сделать.)
«вещий» Светлое чело Дивная изба | Автор | Вдохновенность Любимец богов Мудрый старец | |
Князь Олег | Диалог | Кудесник | |
Восседает в седле, неуважение к Кудеснику, власть, сила, непобедимость | Иллюстрации | Стоит гордо, подняв голову, неподкупность, бесстрашие | |
Дайте характеристику князю Олегу… | Князь Олег: Смелый Бесстрашный Уверенный в себе Сильный |
-От чего же омрачилось чело князя? (от смерти, предсказанной кудесником)
Не в бою, не от ран, как воин
Не от старости, как положено,
А бесславная смерть от коня.
— Почему он хочет обмануть судьбу, верит ли он кудеснику?
Внешне – нет, но в душе…
— Каким он образом пытается обойти судьбу?
— Анализ эпизода » Прощание с конем «. (Слайд 13)Этот эпизод — один из самых драматических в » Песне…». Перечитайте его.
-Почему Олег так любил коня?
(» Верный друг, товарищ, слуга «, послушный его воле Князь привязан к коню ,как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой..)
-Такое отношение к коню- примета времени.
В старину конь – в прямом смысле был боевым соратником человека. Для Олега – он товарищ, слуга, с кем вместе прожита славная жизнь.
-Каким предстает перед нами Олег в этом эпизоде? (В сцене прощания с конем Олег показан как тонко чувствующий и переживающий человек. Вся сцена пронизана тонким лиризмом, наполнена обращениями, эпитетами. Это свидетельствует об авторской симпатии к Олегу.)
— Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?
(Вспоминает вместе с » минувшими днями «, » битвами».)
-Именно это делает образ Олега поэтическим. (запись)
(Слайд14)Почему же так горько заканчивается произведение? (Ответы)
— Мы подошли к главным вопросам. Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
(Князь наказан за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу. Он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось.)
-Почему это важно? Что волнует Пушкина? Какая тема здесь проступает?
10. Беседа с учащимися. » Тема судьбы в балладе «.
-Подумайте, что такое судьба? От кого или от чего зависит судьба человека?
-В.И. Даль дает следующее определение слову «судьба»: » Участь, жребий, рок, доля, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть.»
-Вопрос о судьбе человека — это вопрос вечный. К теме судьбы в своем творчестве обращались многие русские писатели и поэты. Не исключение и А.С. Пушкин. Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)
-Пушкина действительно волнует тема судьбы. Своему другу Вяземскому он писал: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего…».
-Для Пушкина это сокровенный мотив, так как в его жизни были события, заставившие его поверить в предопределение судьбы.
Сообщение учащегося.
Известная в то время в Петербурге гадалка А.Ф. Кирхгоф напророчила поэту ряд событий, которые стали таинственным образом сбываться. Для Пушкина это послужило поводом очень серьезно отнестись к ее нему предсказанию трагического характера: поэт проживет долго, если в год своего 37-летия избежит встречи белого человека на белой лошади. (Убийца Пушкина Жорж Дантес был высоким светловолосым, служил в кавалергардском корпусе и носил парадный костюм белого цвета, ездил на белой лошади.)
12. Выводы по теме урока.
-Подобно вещему Олегу, Пушкин пытался спорить с судьбой, избегая встречи с «белыми людьми». Баллада А.С. Пушкина — размышление поэта о роли судьбы в жизни человека.
-Вот какая она необычная — «Песнь о вещем Олеге»! Но это далеко не все её тайны, о них разговор на следующем уроке. ОЦЕНКИ
13. Домашнее задание. (Слайд 15)
Написать сочинение — миниатюру «Роль судьбы в жизни человека» с опорой на текст Пушкина и другие художественные произведения
14. Подведение итогов урока.
Федор Михайлович Достоевский сказал когда-то: “У нас все от Пушкина”. И был совершенно прав, потому что именно Пушкин явился создателем русского литературного языка, потому что именно Пушкин стал основоположником исторической литературы в России. Гений Пушкина не превзойден, потому что Пушкин – это сама Россия.
Лишь за одну судьбу я поручусь:
Поэт, хранимый памятью народа,
Он будет жив, пока пребудет Русь
Покуда живы Честь, Любовь, Свобода
(демонстрируется портрет Пушкина кисти В.А.Тропинина)
nsportal.ru
Конспект урока 7 класс Литература А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге
Литература, 7 класс
Урок № 14 Дата ______________
Учитель Ковач Т.Н.
Тема урока: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомиться с понятием «баллада», с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания (выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне – были язычниками, а все, что окружало, — камни, травы, реки – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из наиболее почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, оружие. Воина хоронили с конем – верным другом и спуником воинской жизни, большую часть которой воин Древней Руси проводил в седле. В честь покойника совершалась тризна – пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами, или колдунами, кудесниками (от «чудо»). Они верили, что волхвы обладают способностью соврешать чудеса: управлять силами природы, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).
4. Работа над темой урока
— подготовка к глубокому и правильному восприятию художественного содержания «Песни о вещем Олеге» (просмотр видео)
— виртуальное справочное бюро
Знакомство с понятием БАЛЛАДЫ (карточки по одной на парту)
Баллада – это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит необыкновенная история; сюжетное стихотворение с острым, напряженным сюжетом. По происхождению баллада связана со сказанием, преданием, легендой или историческим событием.
Балладой называется «Песнь о вещем Олеге». А кто такой Олег?
Что означает слово «вещий»?
Князь Олег правил в Киеве, который в IX – XII веках являлся столицей Киевской руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запрсивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.
5. Работа с содержанием «Песни о вещем Олеге»
— чтение учителем «Песни о вещем Олеге»
— просмотр видеоролика
— составление таблицы «Порядок следования событий в балладе.
Порядок следования событий в балладеКомпозиционные части баллады
1
Появление героев
1
Экспозиция
2
Предсказание кудесника
2
Завязка
3
Разлука с конем
4
Возвращение Олега с дружиной на Родину
3
Развитие действия
5
Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
6
Появление змеи
4
Кульминация
7
Гибель князя
5
Развязка
8
Тризна по Олегу
6
Концовка
6. Подведение урока. Рефлексия
7. Оценивание.
8. Домашнее задание
1. Выучить отрывок из «Песни о вещем Олеге»
2. Прочитать «Песнь о вещем Олеге» самостоятельно
infourok.ru
Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: Разработка урока на тему:»А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе»
Урок с использованием информационно-коммуникативных технологий
«А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе»
7 А класс
Автор: Хисматова Тамара Фанзеловна,
учитель родного языка и литературы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
2014г
Пояснительная записка к уроку русской литературы
Тема. А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.
Учитель: Хисматова Тамара Фанзеловна, учитель родного языка и литературы
Образовательная: познакомить учащихся с балладой А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учеников.
Развивающая: развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанного произведения
Воспитательная: воспитывать уважение к прошлой истории Отчизны; прививать любовь к чтению.
Задачи: 1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их возраста полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и чувств;
2. Приучить детей понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтении основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;
Класс: седьмой
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ с. Камышла Самарской области
Медиапродукт: презентация 28 слайдов (среда PowerPoint)
Продолжительность урока – 40 минут
Продолжительность использования презентации и диафильма на уроке: 12-15 минут
Тип урока: знакомство с новой темой.
Предназначение: для изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
портрет писателя, выставка книг писателя, диафильм.
Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, при индивидуальной работе.
Метод обучения: словесно-логический, поисковый, практический
Методические приемы: рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.
Подготовительная работа: дети получили задания:
Выразительное чтение баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Комментарий — пояснение
Мультимедийная презентация разработана в редакторе PowerPoint. Слайды и действия на слайдах сменяются по щелчку мыши. В план-конспекте урока отмечены слайды, соответствующие каждому этапу урока. В конспекте урока выделены курсивом места перехода с одного слайда на другой.
Преимущество данной презентации заключается в том, что:
- Презентация сопровождает все этапы урока.
- Презентация дает возможность наглядно показывать словарную работу, иллюстрации к тексту и т.д., что избавляет от необходимости использовать на доске громоздкие картинки и иллюстрации, дает возможность сразу же закрепить полученные знания с помощью всевозможных эффектов на слайдах.
- При использовании презентации гармонично сочетаются различные формы и методы работы: наглядный, т.е. показ, фронтальный опрос, словесный метод и др.
Для использования проекта необходимо:
- Компьютер с установленным пакетом Microsoft Office, в частности, компонентом PowerPoint версии 2007 года.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Музыкальное сопровождение с аудиозаписями — для использования здоровье сберегающих технологий.
Источники информации:
- Книги с произведениями А. С. Пушкина.
- Поурочные разработки по литературе 7 класс. И. В. Золотарева, Н. В. Егорова, 2010
- По материалам статьи В.Г. Маранцмана «Изучение творчества А.С. Пушкина». М., 2011.
- Иллюстративный материал.
Урок выстроен в виде системы заданий, охватывающей различные виды творческой деятельности. Задания систематизированы по тематике и уровням сложности. Обучающиеся выполняют работу, определяя для себя свой уровень.
Им предлагается обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ребенку.
Следующий уровень — это творческое задание. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков.
На уроке используются презентация и диафильм. Презентация состоит из 28 слайдов (среда POWER POINT). Это позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором решения вопросов. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.
Использование презентации и диафильма оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.
Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.
Цель урока: познакомить учеников с летописным источником произведения Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.
Задачи: 1. Изучить произведение так, чтобы учащиеся с возможной для их возраста полнотой увидели богатство выраженных поэтом мыслей и чувств;
2. Приучить детей понимать поэтическую речь, слышать звучания стиха, передавать в своём чтении основное настроение произведения и собственные переживания, вызванные им;
Методические приемы: рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.
Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса, репродукции картин В.М.Васнецова к «Песне о вещем Олеге», диафильм, мультимедийный проектор, экран, компьютер; портрет писателя, выставка книг писателя.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Выразительное чтение отрывков поэмы Пушкина «Медный всадник».
2. Чтение мини-сочинений по одной из иллюстраций к поэме. (Вариант: устный рассказ по иллюстрации к поэме «Эпизод из музейной экскурсии»).
3. Реализация индивидуального задания: сообщение «Пушкин и Петр I».
II. Слово учителя (Слайд 1,2)
Обратимся к еще одному произведению Пушкина на историческую тему — «Песнь о вещем Олеге», в котором он интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу «Песни…» положен текст древнерусских летописей. Послушайте, как звучала история князя Олега на древнерусском языке.
III. Чтение «Сказания о смерти Олега от коня»
Учитель читает и комментирует фрагмент летописи (стр. 79 учебника).
Комментарии:
1. Перевод фрагмента летописи на современный русский язык
«Некогда Олег в осеннее время вспомнил о коне своем, от коего ему предрекли умереть волхвы и кудесники. И сказал ему один кудесник так: «Князь! Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него-то тебе и будет кончина». Олег в уме своем принял намерение такое: «Если так и есть (как говорил кудесник), то не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Но, вспомнив коня, Олег призвал старшего конюха и спросил его, говоря: «Конь, которого тебе дал для сбережения, где ныне? Ибо хочу его видеть». Отвечал старейшина конюхов: «Уж он умер». Олег тогда рассмеялся и, укоряя волхвов и кудесников, которые ему предрекали от коня сего умереть, сказал: «Всегда они говорят ложь, ведь ныне видим, что конь уже умер, а я жив». И повелел Олег себе седлать коня, доехав до того, хотя бы на кости его посмотреть. Доехав же до места, где лежали кости и череп конский, сойдя со своего коня на самые кости, со смехом и руганием сказал: «От этого ли черепа мне умереть?» И Олег ступил ногою на череп, попирая, и вот внезапно из оного черепа выникнувшая змея ужалила его в ногу, отчего разболелся и умер. Люди же над ним великий плач сотворили, по обычаю погребли его на горе, Шелковица именуемой, где могила его и до наших дней слывет Олеговой могилой».
2. Из истории написания произведения
Пушкин бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге. Пушкина поразил этот эпизод летописи. «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического», — писал поэт Александру Бестужеву. 1 марта 1822 г. Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге», которое начинается с описания другого похода Олега — похода на хазар.
IV. Работа с картой «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI—XI вв.» ( Слайд 3 )
Учитель:
Представить, где и когда происходили события, упомянутые в летописи и в произведении Пушкина, нам поможет карта. Напомним, что на месте столицы Византийской империи — Константинополя, а по-русски — Царьграда, сейчас расположена столица Турции — Стамбул. Прочитаем первый абзац вступительной статьи учебника к «Песни….» (стр. 79-80) и рассмотрим карту.
V. Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, просмотр диафильма
Диафильм создан в 1972 г.
Автор: А. С. Пушкин
Художник: В. Бордзиловский
Музыка: Гавриила Попова
Читает: Александр Водяной
VI. Словарная работа (Слайды 10-23 )
Хозары(или хазары) – народ, некогда живший в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Нива – большое поле, засеянное и возделанное человеком.
Кудесник – волшебник, колдун, жрец языческого культа.
Мольба — страстная просьба.
Волхв — служитель языческого культа, жрец, прорицатель, мудрец.
Чело – перед кокошника; лоб; начало чего-либо.
Отрада – утешение
Отрок – младший член дружины князя Древней Руси, служивший при его дворе.
Попона – покрывало, накидываемое на круп лошади для ее защиты от переохлаждения и насекомых.
Курган – разновидность погребальных памятников. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой.
Вал – очень высокая волна.
Пращ – метательное холодное оружие, представляющее собой верёвку или ремень, один конец которого свёрнут в петлю, в которую продевается кисть пращника.
Ретивый – усердный и исполнительный.
Секира – топор
Комментарий:
Остальные незнакомые ученикам слова объяснены в примечаниях к тексту. Поясним, что в древней Руси существовал обычай во время похоронного обряда — тризны — убивать коня почившего воина и хоронить вместе с ним.
VII. Выразительное чтение баллады (2-3 ученика) (Слайды 7-9)
VIII. Беседа по вопросам
Вопросы:
— За что славит поэт князя?
— Что поэтического видит Пушкин в происшествии, которое стало основой «Песни…»?
— Как вы понимаете слова:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен»?
Комментарий:
Прочитаем второй абзац вступительной статьи учебника к «Песни….» (стр. 80).
— Как эти слова связаны с событиями в жизни поэта во время
написания баллады? (Сообщается о ссылке Пушкина, его размышлениях о свободе поэта, родственного в своем пророческом даре древним волхвам.)
— В каком жанре написана «Песнь …»? (В жанре баллады.) (Слайды 5,6 )
— Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?
(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись — прозаическое произведение, баллада — поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.)
— Что вас поразило в балладе? Какие эпизоды взволновали более всего?
— Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?
— Какое значение имеет последняя строфа баллады?
— Отметьте в пушкинском тексте характеры Олега и волхва и средства их передачи.
Индивидуальная работа на интерактивной доске (ученик с овз)
Тест
- Жанр, в котором написана «Песнь о вещем Олеге»
а) ода;
б) баллада;
в) дума.
2. Сюжет стихотворения взят Пушкиным:
а) из древнерусской летописи;
б) из германского эпоса;
в) из древнерусской былины.
3. «Песнь о вещем Олеге» написана:
а) высоким стилем, с использованием славянизмов;
б) низким стилем, с использованием просторечных слов,
в) нейтральным языком, присущим всем стилям.
4. В разговоре с волхвом князь Олег проявил себя как человек:
а) трусливый, опасающийся за свою жизнь;
б) смелый, отважный, принимающий вызов судьбы;
в) надменный, насмешливый, не доверяющий чужому мнению.
5. Слово «чело», «пращ», «вещий» являются:
а) архаизмами;
б) диалектизмами;
в) славянизмами.
6. Фраза «твой щит на вратах Цареграда» напоминает читателю:
а) о поражении князя Олега под Царьградом;
б) о том, что Олег повесил свой щит на ворота Царьграда в знак победы над греками
в) о победе Олега в войне с турками в X веке.
7. Царьград сейчас носит название:
а) Константинополь;
б) Стамбул;
в) Царьград.
8. Предложение: «…И кудри их белы, как утренний снег / Над славной главою кургана…»
— содержит:
а) сравнение;
б) антитезу;
в) олицетворение.
Ключ
Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады. (Слайд 4)
(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)
«Повесть временных лет» | «Песнь о вещем Олеге» |
1.Князь вспомнил своего коня. | 1.Князь едет в поход против хазар. |
2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва. | 2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе. |
3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти. | 3.Диалог князя и кудесника. |
4.Он поехал взглянуть на кости коня. | 4.Прощание с конём. |
5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея. | 5.Князь пирует с дружиной. |
6.он умер и был похоронен на горе Щековице. | 6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти. |
7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит) | |
8.Князь едет взглянуть на кости. | |
9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём. | |
11.Гробовая змея. | |
12.Тризна по Олегу. |
Подведение итогов сравнения.
— Сделайте вывод: в чем смысл этого произведения?
-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?
Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.
(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, — гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)
-Сумел ли князь изменить свою судьбу?
(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)
События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».
На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?
-Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?
(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)
— Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?
(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)
Физкультпауза
Литературу любим мы, друзья, | Руки – вверх, потом – направо |
IX. Работа с иллюстрациями (Слайды 24-26 )
Вопросы:
— Какой эпизод «Песни…» иллюстрировал В. Васнецов?
— Такими ли вы представляли себе героев баллады?
— В чем особенность композиции рисунка? Какова роль композиции?
X. Подведем итоги урока. (Слайд 27)
1. Что нового узнали на уроке?
2. Что понравилось и запомнилось на уроке?
3. Составление синквейна:
Баллада
Загадочная, непредсказуемая
Интригует, заставляет задуматься
Помни от судьбы не уйдешь
Рок
1822 год. Южная ссылка. Почему Пушкин обращается к далекой старине?
История повторяется. Люди, обращаясь к истории, решают важные проблемы из современной жизни. Это страшные горькие уроки. Это решение трудных проблем.
Какая проблема могла волновать ссыльного Пушкина? Есть ли ответ в тексте?
В устах волхва: свобода, независимость, неподкупность.
Мы уже с вами говорили о независимости поэзии и о духовной свободе поэта от мирской власти царей. Но поэт должен быть патриотом своей страны и использовать свободу в «ее интересах».
XI. Домашнее задание по группам
1. Подготовить выразительное чтение баллады.
2. Выучить фрагмент баллады наизусть.
3. Подготовить устный рассказ на тему: «Памятник одному из героев «Песни…»
nsportal.ru