cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация балет ярославна 7 класс – Презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему: Балет «Ярославна», В.И.Тищенко

Презентация к уроку по музыке (7 класс) на тему: Балет «Ярославна», В.И.Тищенко

Тема Урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко (7 класс)

Цель: Познакомить детей с балетом «Ярославна»,  творчеством композитора Б.И.Тищенко, сравнить и проанализировать в чем отличие классического построения балета от современного.  Прослушать отрывки из балета.

Задачи:

— развивать навыки музыкального восприятия произведений;

— воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

— закрепить понятие балет, программа спектакля.

— повторить сюжет литературного произведения «Слово о полку Игореве»

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока  (Слайд 1)

У: Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и  композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.

У: Что такое балет?

Дети: – музыкально-драматическое произведение, действие в котором передается с помощью танца и пантомимики. Классическом балета в программе мы можем увидеть па-де-де – танец вдвоем, па-де- труа – танец втроем.

У: Запишите себе в тетрадь особенности классического построения балета. ( Слайд второй )

Особенности современного балета.(слайд 3)

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с таким балетом «Ярославна». В основе постановки этого балета лежит произведение «Слово о полку Игореве»

У: Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Лихачев писал: Каждая эпоха находит в нем свое и новое.

  Давайте вспомним, о чем это произведение?

Дети:  Князь Игорь со своим войском собирается идти на Кончака против половцев,  жена его Ярославна отговаривает его, но князь  со своим сыном Владимиром уходят. Проигрывают сражение  князь попадает с сыном в плен. В это время Брат Ярославны …………

    Композитор Борис Иванович Тищенко написал музыку к балету «Ярославна».   (Слайд 4)

  Этот композитор родился в Ленинграде  23.3.1939 — 10 декабря 2010 года,

       В своем  творчестве  он По-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.  И в этом мы сегодня убедимся.

   В этом балете все по новому.

       В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.  

Вот что он говорил о своем детище (слайд 5)

    Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль! (Не думаю, что это завышенная самооценка.)

Как же создавался этот балет.

    Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но  сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно.

          Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

   В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

           Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

 Балет «Ярославна»:  (конспект) Слайд6.7.8.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

 2. Привычных па –де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев. В 1 действии звучит мужской хор  «Стон Русской Земли»

4. Приглашены не артисты а лучники, которые изображали половцев, они

    танцевали  вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.

У: Балет «Ярославна» — балет в 2 актах, (слайд 8.9.10.11)

В основе балета — подлинное событие рус. истории 12 в.: окончившийся поражением поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Важнейшие эпизоды — «Сборы в поход», «Жёны русские», «Поход», «Затмение», «Окружение», «Вторая битва», «Плен», «Плач Ярославны», «Побег», «Призыв к единению».

       Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.  

У: Сейчас мы послушаем Вступление к балету, так открывается 1 действие. Негромко звучит голос пастушьей свирели, мелодия которой напоминает протяжную русскую народную песню.

Слушание Вступление

У: Как развивается мелодия, какую картинку она рисует. Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

Ответы детей: 

У: После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли»

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчеркивает эмоциональное состояние героев.

Слушание

У: Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской Земли»

Ответы детей:

У: О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

     Ключевые фрагменты текста „Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В „Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: „Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же»». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В „Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь („Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.

У: Именно этими произведениями начинается балет «Ярославна»

Вывод: (Слайд 12,13,14)

Обобщение:

  1. Назовите  особенности современного балетного спектакля.
  2. Кто написал балет «Ярославна»
  3. Почему автор назвал так свой балет.
  4. Как открывается 1 действие.

Домашнее задание:

Что хотел сказать автор словами в финале оперы:

 Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!  Свои размышления записать в тетрадь.

Ярославна, балет в трех действиях по «Слову о полке Игореве», соч. 58, (1974)

1. Действие I (36:21)

Вступление, Стон русской земли, Усобица, Убитый, Плач по убитому,

Ярославна, Святослав, Игорева дружина, Сборы в поход, Слава Игорю,

Ярославна с Игорем, Начало похода, Затмение

2. Действие II (23:54)

Вступление, Продолжение похода, Степь, Первая битва с половцами,

Игры с половецкими девушками, Ночь перед второй битвой,

Ночные предчувствия, Вежи половецкие, Идол

3. Действие III (29:57)

Вступление, Кличи, Стрелы, Вторая битва с половцами, Степь смерти,

Плач Ярославны, Игорь у половцев, Побег Игоря, Мальчик – пахарь,

Возвращение, Призыв, Молитва

nsportal.ru

Презентация урока для интерактивной доски по музыке (7 класс) на тему: Презентация балет «Ярославна» Б.И. Тищенко

Слайд 1

Борис Иванович Тищенко (1939 – 2010)

Слайд 2

Судьба Ярославны, жены Игоря, отразила нечто большее, чем судьба одной русской женщины. Ярославна — живой символ Русской земли, которая незримо присутствует с князем на чужбине, укрепляя в нём решимость любой ценой вырваться из плена. Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей в окружении женского хора, подчёркивает лирическую направленность образного строя спектакля. Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы до монгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах Русской земли». Балет проникнут болью и гордостью за русский народ, мужественно боровшийся с врагами.

Слайд 3

Вступление

Слайд 4

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню — Ярославну. Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен. Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Они по-речевому выразительны, но при этом и изобразительны. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем — пение птиц. Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины ,

Слайд 5

Стон русской земли

Слайд 6

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев. В партитуру балета введены хоры — низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра, а иногда звучат в кульминационные моменты как концентрированное выражение эмоций. Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации, в которой соединены переменность размера, свойственная русскому причету или духовному стиху, с двухголосием, в котором оба голоса поют свои мелодии в разных ладах. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Слайд 7

Первая битва с половцами

Слайд 8

Стрелы

Слайд 9

Оркестровые эпизоды «Вежи (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности. Это эмоциональное состояние усиливается заунывным остинатным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

Слайд 10

Плач Ярославны

Слайд 11

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен. Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета. В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

Слайд 12

Молитва

Слайд 13

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения — стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

Слайд 15

Разработала: Тарасова Н.Н. учитель музыки, МАОУ лицей №21, город Иваново. Использованная литература: Учебник по музыке 7 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Поурочные разработки по музыке 7 класс, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.

nsportal.ru

Презентация — Балет «Ярославна»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Балет «Ярославна»
Выполнила: ученица 8 «б» класса Петухова Екатерина.

Слайд 2

Композитор б.И.Тищенко.
Музыку балета сочинил композитор из Санкт- Петербурга Борис Иванович Тищенко ( 1939-2010). Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, самоотверженности, верности.

Слайд 3

Борис Иванович Тищенко — один из крупнейших русских композиторов ХХ века. В творчестве тяготел к драматичности и эпичности, большинство сочинений — крупного масштаба. Продолжал традиции симфонизма Д. Д. Шостаковича. Нередко в качестве пианиста выступал с исполнением собственных сочинений. Родился 23 марта 1939 года в Ленинграде. В 1957 году окончил Музыкальное училище при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу Г. И. Уствольской, в 1962 году — ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. Занимался по композиции у В. Н. Салманова, В. В. Волошинова и О. А. Евлахова. Обучался у Д. Д. Шостаковича в аспирантуре (1965), посвятил ему впоследствии Симфонии № 3 и 5. Как пианист в консерватории учился у А. Логовинского. 9 декабря 2010 года скончался от рака на 72-м году жизни. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. Лауреат Международного конкурса молодых композиторов «Пражская весна»

Слайд 4

Слайд 5

Балет «Ярославна»
І действие открывается небольшим оркестровым вступлением. Негромко и одиноко звучит голос пастушьей свирели. Пение малой флейты создаёт атмосферу глубокой старины, вызывая представление об одном из древнейших предков нынешних духовых инструментов- звучащем тростнике. После вступления звучит мужской хор « Стон Русской земли». Мужской и женский хоры, поют подлинный текст « Слова о полку Игореве».

Слайд 6

Музыка звучит, как неторопливое эпическое повествование,за котором встаёт образ древнего летописца. Хоры комментируют происходящее, исполняя текст « от автора» . Они играют важную роль в драматургии действия: звучат в кульминационных моментах балета, подчёркивая различные эмоциональные состояния его героев, сопровождая пантомимические монологи и диалоги персонажей произведения.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

lusana.ru

Презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме: Презентация к уроку 7 класс «В музыкальном театре Балет»

Слайд 1

Балет Единство музыки и танца Выполнила: Тычинина Е.В. Учитель музыки МКОУ СОШ №2 им. Н.Д. Рязанцева

Слайд 2

Балет (фр. Ballet — танцую) вид сценического искусства, основным выразительным средством которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец

Слайд 3

Балет возник в эпоху Возрождения в XIV-XV вв. в Италии. В это время начинают различать бытовые танцы как часть уклада жизни , предназначенные для развлечения, и сценические танцы.

Слайд 4

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

Слайд 5

Традиции танца развивались в Китае В Индии В Древней Греции

Слайд 6

Придворный балет Балет зародился в конце XV века в Италии, где князья нанимали профессиональных мастеров танца для постановки пышных зрелищ, чтобы произвести впечатление на знатных гостей. Помимо элементов драмы, эти представления включали величавые танцы, шествия в исполнении придворных дам и кавалеров. Став супругов французского короля, итальянка Екатерина Медичи привезла во Францию и моду на диковинные балеты.

Слайд 7

Популярность придворных балетов клонилось к закату, когда 1643 г. На французский престол взошёл Людовик XIV . Новый король не только возродил угасающую традицию, но и принимал живое участие: в спектаклях, пока не слишком растолстел для танцев. Даже его льстивое прозвище пришло из балета « Ballet de la nuit », где он выступил в роли Короля-Солнца

Слайд 8

Романтический балет В начале XIX века все виды искусства, в том числе и балет, оказались под мощным влиянием романтизма, как художественного течения. Возродился интерес к фольклору и фантазии. Ярким проявлением романтизма в балете стали спектакли «Сильфида» и «Жизель». Примерно тогда же балерины начали танцевать на кончиках пальцев – стали на ПУАНТЫ.

Слайд 9

Классический балет В 1847 г. Французский танцовщик Мариус Петипа был приглашён ведущим солистом в балетную труппу Санкт-Петербургского театра. К тому времени он успел поставить несколько балетов в Западной Европе, но только в 1862 году осуществил первую балетную постановку в России – «Дочь фараона». Дебют оказался настолько успешным, что ему тот час же предложили должность балетмейстера, на которой он достойно прослужил 40 лет.

Слайд 10

Балет в России Первый балетный спектакль в России состоялся 8 февраля 1673 г. При дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Приображенское . Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.Дидло . Дидло усиливает роль кордебалета, утверждает приоритет женского танца.

Слайд 11

Балетные спектакли Читая программу балетного спектакля, зрители могут встретиться с такими французскими словами, как па-де-де (танец вдвоём), па-де-труа (танец втроём), гран-па (большой танец), Так называют отдельные номера балета. А красивым итальянским словом адажио, называющим темп музыки, в балете называют медленный лирический танец главных героев.

Слайд 12

Современный балетный спектакль во много отличается от классического. Он может включать в себя ритмопластические танцы, пантомиму, элементы акробатики, светозвуковые эффекты, оригинальные декорации и костюмы. Этого требует новый музыкальный язык современного балета.

Слайд 13

Спасибо за внимание

nsportal.ru

Презентация к уроку по музыке (7 класс) по теме: В музыкальном театре. Балет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:»Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.» 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:»Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.»Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г…

Методическая разработка урока музыки «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Урок музыки — 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че…

Конспект урока по теме «В музыкальном театре. Балет «Ярославна»

Конспект урока по музыке для 7 класса с презентацией, материалами к уроку (либретто балета, биография композитора)….

Конспект урока по теме «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

Конспект урока по музыке по программе «Музыка. 5 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская»….

план-конспект урока музыки «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл…

Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме «В музыкальном театре. Балет»

презентация…

Самоанализ урока музыки в 5 классе по теме:»Путешествие в музыкальный театр.Балет.»

Этот материал поможет учителям музыки при составлении самоанализа урока как  в раделе программы 5 класса «Музыкальный театр», так и частично при солставлении самоанализа по другим темам программы…

nsportal.ru

Балет «Ярославна» — Музыка — 7 класс

Б А Л Е Т

«Я Р О С Л А В Н А»

Презентация к уроку в 7 классе.

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Г. Санкт-Петербург

Особенности современного балета

Музыкально- драматическое произведение, действие в котором передается средствами танца, пантомимике, пения, ритмопластические танцы, акробатика.

Оригинальные декорации, светозвуковые эффекты, костюмы.

Борис Иванович Тищенко 23.3.1939 – 10.12. 2010

Балет

«Ярославна»

Название балета не случайно. Образ Ярославны- это символ Родины-матери,святой веры, само отверженности, верности.

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Имя Ярославны стало синони мом женской верности и решительности. Его прославили в веках летописцы Древней Руси. Поэтому не удивительно, что к этому образу неоднократно обращаются поэты, художники , композиторы.

Балет — «Ярославна», как и опера Александра Порфирьевича Бородина, написан по мотивам литературного памятника России XII века «Слово о полку Игореве».

Интересно, что по замыслу автора в самые важные моменты в действие включается хор.

Как в древнегреческой трагедии он комментирует, участвует в действии, подражает звукам природы. Оркестр в балете дополнен хоровой партией, построенной на русских фольклорных интонациях.

Вступление к балету открывает одинокий голос

флейты–пикколо.

Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню — Ярославну.

Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо.

Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.

Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем — пение птиц.

Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины.

Стон русской земли

Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.

В партитуру балета введены хоры — низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра.

Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.

Первая битва с половцами

Оркестровые эпизоды «Вежи» (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности.

Это эмоциональное состояние усиливается заунывным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески»,

отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.

Плач Ярославны

В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.

Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.

В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».

Молитва

Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!»)

звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения

— стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.

multiurok.ru

Презентация по теме:»БАЛЕТ «ЯРОСЛАВНА»» | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Презентация по теме:БАЛЕТ «ЯРОСЛАВНА»Бессонова Ю.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы» Орловский филиал Орел 2014 Композитор балета Б.И. Тищенко Родился 23 марта 1939 года в Ленинграде. В 1957 году окончил Музыкальное училище при ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова, в 1962 году — ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. Обучался у Д. Д. Шостаковича в аспирантуре (1965), посвятил ему впоследствии Симфонии № 3 и 5. Воспитал ряд известных композиторов. Написал произведения в самых различных жанрах. В творчестве тяготел к драматичности и эпичности, большинство сочинений — крупного масштаба. 9 декабря 2010 года Б. Тищенко скончался. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище. Первая часть балета Первая часть вводит слушателя в круг образов симфонии. Ее мелодические линии, проводимые отдельными инструментами оркестра, пронизаны подлинно русскими мотивами. Постепенно отдельные линии–тембры сочетаются вместе, доводя напряжение до высшего накала, и в этот момент композитор предписывает всем инструментам оркестра импровизировать на группу заданных нот, исполняемых в произвольном ритме и артикуляции в течение точно указанного времени. Вторая часть балета Вторая часть — новый этап развития. Манера изложения тематического материала становится более жесткой, импульсивной. В этой части важная роль отведена ударным, представленным в симфонии большим набором инструментов, включая неизвестные, например, ferro flescibile (гибкая стальная полоса, наподобие пилы; звук извлекается путем удара одним исполнителем, в то время как второй периодически ее сгибает и разгибает). Третья часть балета  С самого начала устанавливается особое, не нарушающееся на протяжении всей части состояние, связанное со стенаниями, жалобами. К струнным подключаются сначала медные духовые, потом деревянные, затем ударные инструменты и фортепиано, также выполняющее ударные функции. Звучание достигает своего апогея в совместной импровизации всего оркестра. Внезапно импровизация прерывается, и к инструментам оркестра присоединяются человеческие голоса — сопрано и баритон, звучащие за сценой. Их вступление воспринимается как новая краска оркестра. Четвертая часть балета Четвертая часть симфонии повторяет основное построение первой части и сохраняет тот же тип изложения, но в несколько сокращенном виде, как бы возвращаясь к изначальному повествованию. Пятая часть балета Пятая часть начинается с изложения новой, еще нигде не звучавшей темы у гобоя. Ее постоянное возвращение к устойчивому звуку, неторопливое движение и значительная протяженность снимает эмоциональное напряжение и подводит итог симфонической драмы.

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *