Поурочные разработки по литературе 7 класс меркин – Поурочные планы по русской литературе 7 класс | Русская литература
7 класс ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Н. В. ЕГОРОВА НОВОЕ ИЗДАНИЕ
Примечание. часов 1ч.
Тема урока п п 1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. 2. Предания как поэтическая автобиография народа. 3. Понятие о былине. Собирание былин. 4. Новогородский
ПодробнееПоурочно-тематический план:
«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание
ПодробнееРаспределение часов по темам.
Пояснительная записка. Учебный предмет «Литература» в современной школе имеет познавательнопрактическую направленность: он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения,
Подробнеелитературе 7 (надомное обучение)
литературе 7 (надомное обучение) 1.Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
ПодробнееРабочая программа по литературе
утверждаю согласовано рассмотрено Директор ГБОУ СОШ 2 Зам. директора по УВР на заседании МО /Л.И. Ахмерова/ /Т.Е. Семакова/ протокол -_1_ от «28» августа 2016 г. «28» августа 2016 г. «28» августа 2016
ПодробнееЛитература. 7 класс. 68 часов
Литература. 7 класс. 68 часов п/п Дата Вид урока Тема урока. Основное содержание 1 1. Тестирование Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы 2 Предания как поэтическая
ПодробнееПояснительная записка к рабочей программе
Пояснительная записка к рабочей программе Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе авторской программы литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение»,
Подробнеев 7 классе (заочное обучение)
Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (заочное обучение) Учебник: Литература 7 класс, в двух частях. Автор: В.Я. Коровина, Москва, «Просвещение», 2015 год Учебные триместры
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа (базовый уровень) по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, программы по литературе под редакцией В.Я.
ПодробнееРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Мейныпильгыно» РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ 7 КЛАССА Программу составил: учитель русского языка
ПодробнееПояснительная записка, 7 класс
Пояснительная записка, 7 класс Календарно-тематическое планирование составлено на основе общеобразовательного стандарта основного общего образования по литературе и «Программы общеобразовательных учреждений»
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.широкий Уступ Калининского района Саратовской области» /Кривошеева А.И/ ФИО 20 г. «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ с.широкий Уступ Калининского района
Подробнее Рабочая программа. 7 класс
Алтайский край Немецкий национальный район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская СОШ» РАССМОТРЕНО: на заседании МО и рекомендовано к утверждению Протокол от «25» августа 2014г.
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5- классов (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв,
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по литературе для 7 класса составлена на основе государственного образовательного стандарта основного общего образования, Программа разработана на основе авторской
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. ФЗ- 273, Федерального компонента государственного образовательного
Подробнееучебного предмета «Литература»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД 36» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного
ПодробнееТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
проверено зам. директора по УВР Семеренко С.С. утверждено директор школы Ликоровская Е.Н. Муниципальное казенное образовательное учреждение Троицкая средняя общеобразовательная школа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПодробнееПод редакцией В.Я.Коровиной
Название курса Класс Составители Цель и задачи курса «Литература» 10 «А», 11 «А» Под редакцией В.Я.Коровиной Главная цель программы: обеспечить развитие умения читать и анализировать художественные произведения
ПодробнееМБОУ «Никольская СОШ им. В.Т. Обухова»
МБОУ «Никольская СОШ им. В.Т. Обухова» Рассмотрено на заседании МО предметов гуманитарного цикла протокол 201г. Согласовано зам. директора по УВР Мешкова М.Р. 2016г. Утверждено Директором школы Мартыненко
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная учебная программа по литературе конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования
ПодробнееДополнительная литература:
Дополнительная литература: И.В.Золотарѐва, C/М.Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Веко», 2006г. Г.И.Беленький. Литература. 7 класс. М.: «Просвещение», 2007г. Н.В.Егорова. Поурочные
ПодробнееI. Пояснительная записка
I. Пояснительная записка 1. Основа содержания обучения предмета. Программа по литературе составляется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом
ПодробнееРабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
ПодробнееПрограмма подготовки к ОГЭ по литературе
Программа подготовки к ОГЭ по литературе Примерное календарно-тематическое планирование Наименование тем курса Виды деятельности Форма контроля Дата проведения План Факт 1. Основные теоретико-литературные
ПодробнееВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Количество учебных недель 4. Рабочая программа составлена из расчета 4 учебных недель. Настоящая рабочая программа рассчитана на 51 уч. ч. в соответствии с учебным планом школы; реализуется
ПодробнееДаты проведения. Материальнотехническое
урок а Содержание (разделы, темы) Колво часов Даты проведения Материальнотехническое оснащение план факт Введение ч Ноутбук, диск, Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
ПодробнееДело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное. Л.Н. Толстой
Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное. Л.Н. Толстой Фундаментального ядра содержания общего образования Требований к результатам основного
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс Кудинова Татьяна Михайловна, I ая квалификационная категория 206 год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе:. Федерального
ПодробнееПояснительная записка.
Оглавление: 1. Пояснительная записка стр. 2 2. Основное содержание программы — стр. 3 3. Календарно- тематическое планирование — стр. 4-7 4. Перечень учебно- методическое обеспечение — стр.8 1 Пояснительная
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11
ПодробнееАННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Уровень образования Разработчики программы Нормативно-методические материалы Реализуемый УМК Цели и задачи изучения предмета Литературное чтение Начальная школа (1
Подробнееdocplayer.ru
Разработки уроков — Личный сайт Бурлуцкой Елены Александровны
Разработки уроков соответствуют рабочей программе, составленной на основе авторской программы Г.С.Меркина. 2 часа в неделю
Урок 1. Художественная литература и её история.
Файл содержит конспект урока
Урок 1.rar
compressed file archive 21.9 KB
Урок 2. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».
Файл содержит конспект урока, презентацию, материалы для сообщений учащихся.
Урок 2.rar
compressed file archive 5.0 MB
Урок 3. Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета».
Файл содержит конспект урока, презентацию, материалы для сообщений учащихся.
Урок 3.rar
compressed file archive 9.1 MB
Урок 4. Песни о Степане Разине. Солдатские песни.
Файл содержит конспект урока, презентацию, материалы для сообщений учащихся.
Урок 4.rar
compressed file archive 8.2 MB
helena1.jimdo.com
Поурочное планирование 7 класс литература (по Коровиной)
Количество часов в год/неделю: 68/2
ПреданияЗадание 3 (стр. 10), чтение статьи В.П. Аникина «Былины» (стр. 11-15), вопрос и задание к ней (стр. 15)
3
Былины «Вольга и Микула Селянинович»
Задания 4, 6 (стр. 23), чтение былины «Садко», выполнение иллюстрации к былинам
4
Былина «Садко»
Задание 5 (стр. 35, к былине «Садко»), чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», вопросы и задания к ней (стр. 35)
5
Карело-финский эпос «Калевала»
Чтение статьи «Пословицы и поговорки» (стр. 42-43), задание 7 (стр. 49)
6
Пословицы и поговорки
Задания 3 (стр. 44), 4 (стр. 49), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч)
7
«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)
Задания 3-4 (стр. 54)
8
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Подготовка к письменной работе по произведениям фольклора и древнерусской литературы
9
Письменная работа
Чтение вступительной статьи В.И. Коровина о М.В. Ломоносове (стр. 65-66)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (2 ч)
10
М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (отрывок).
Чтение вступительной статьи В.И. Федорова о Г. Р. Державине (стр. 68-69), задания 3-5 (стр. 68)
11
Г. Р. Державин. Стихотворения «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи…».
Задание 3 (стр. 71, рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статей об А.С. Пушкине (стр. 72-75), задание 3 (стр. 76)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (28 ч)
12
А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»).
Задания 3 (стр. 76, рубрика «Развивайте дар слова»), 3 (стр. 77)
13
А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).
Чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина
14
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Составление устного рассказа «Памятник одному из героев «Песни…»» или создание киносценария по балладе А.С. Пушкина, чтение фрагмента драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов»
15
А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов».
Сочинение на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина»
16
А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель».
Вопросы и задания 5-6 (стр. 113), 1-2 (стр. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»)
17
Анализ эпизода повести «Станционный смотритель» (Самсон Вырин у Минского, стр. 107-109)
Задание 3 (стр. 113, рубрика «Обогащайте свою речь»), чтение вступительной статьи И.Л. Андроникова о М.Ю. Лермонтове (стр. 114-117), сообщение о жизни и творчестве писателя
18
М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Вопросы и задания 3-6 (стр. 135-136)
19
Проблема долга и чести в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Чтение статьи «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях» (стр. 136-138), выразительное чтение стихотворений поэта
20
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…».
Выразительное чтение одного из стихотворений наизусть, задание 4 (стр. 140, рубрика «Развивайте дар слова»), выполнение иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова
21
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Сообщение о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, чтение повести «Тарас Бульба»
22
Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба».
Вопросы и задания 2, 6 (стр. 210-211), составление словарика диалектных слов из повести
23
Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Составление устного рассказа характеристики одного из героев повести
24
Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Сочинение, чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», сообщения о жизни и творчестве писателя и по рассказам цикла «Записки охотника»
25
И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк».
Вопросы и задания 3, 5, 7 (стр. 223)
26
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Вопросы и задания 4 (стр. 225), 1-2 (стр. 226)
27
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».
Вопросы и задания 4-6 (стр. 245)
28
Н.А. Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…».
Чтение баллад А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»
29
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин».
Задание 9 (стр. 260), чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина
30
М.Е. Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Вопросы и задания 5-8 (стр. 274)
31
М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
Подготовка вопросов к викторине по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина
32
Викторина «Что? Где? Когда?» по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова- Щедрина
Сообщения о Л.Н. Толстом (Ясная Поляна, Хамовники в жизни писателя), чтение повести «Детство»
33
Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.
Чтение статьи Н.К. Гудзия «Как работал Толстой» (стр. 295-296), вопросы и задания 4,5, 7 (стр. 294-295), 1-2 (стр. 296)
34
Духовный мир главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство»
Задание 2 (стр. 296, рубрика «Обогащайте свою речь»), сообщение о жизни и творчестве А.П. Чехова, чтение рассказа «Хамелеон»
35
А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Вопрос и задание (стр. 304), вопрос 3 (стр. 305)
36
Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Вопросы и задания 4 (стр. 305), 1-2 (стр. 309), 3 (стр. 311), 4 (стр. 311, рубрика «Литература, живопись, театр, кино»)
37
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»
Создание киносценария по одному из рассказов А.П. Чехова, задания 2, 3 (стр. 313), 2-3 (стр. 316), выразительное чтение наизусть одного из стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе
38-39
«Край ты мой, родимый край…»
Чтение статей об И.А. Бунине (стр. 3-7), рассказа «Цифры», задание 2 (стр. 8)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (22 ч)
40
И.А. Бунин. Рассказ «Цифры».
Задание 3 (стр. 18)
41
И.А. Бунин. Рассказ «Лапти».
Сообщение о жизни и творчестве М. Горького, чтение повести «Детство»
42
М. Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни».
Вопросы и задания 4 (стр. 83), 1-2 (стр. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)
43
М. Горький. Повесть «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».
Задание 3 (стр. 88, рубрика «Обогащайте свою речь»)
44
Анализ эпизода повести М. Горького «Детство»
Задание рубрики «Литература и живопись» (стр. 83), вопросы и задания 1-3 (стр. 87-88)
45
Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изер-гиль»
Чтение рассказа Л.Н. Андреева «Кусака»
46
Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака».
Задание 5 (стр. 99), сообщение о жизни и творчестве В.В. Маяковского
47
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Выразительное чтение стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
48
В.В.. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Чтение рассказа А.П. Платонова «Юшка»
49
А.П. Платонов. Рассказ «Юшка».
Вопросы и задания 2, 4 (стр. 123)
50
А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Чтение статей о Б.Л. Пастернаке (стр. 139-141), вопросы и задания 1-3 (стр. 143)
51
Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме…», «Июль».
Чтение автобиографической статьи А.Т. Твардовского (стр. 144-146), статей «Из воспоминаний об А.Т. Твардовском», «Уроки Твардовского» (стр. 146-147), задания 2-3 (стр. 148)
52
А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль –макушка лета…», «На дне моей жизни…».
Задание 2 (стр. 149), чтение раздела «Час мужества» (стр. 150-158), задание 1 (стр. 158)
53
Час мужества
Задание 3(стр. 158, рубрика «Совершенствуйте свою речь»), чтение рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»
54
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади».
Чтение статьи «Из автобиографии» Е.И. Носова (стр. 168-170), рассказов «Кукла», «Живое пламя»
56
Е.И. Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя».
Чтение автобиографической статьи Ю.П. Казакова (стр. 180-181), статьи «Писатели и критики о рассказах Ю.П. Казакова» (стр. 181-182), рассказа «Тихое утро»
57
Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро».
Задания 3 (стр. 195), 2 (стр. 196), чтение главы из книги Д.С. Лихачева «Земля родная»
58
Д.С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная».
Задание рубрики «Обогащайте свою речь» (стр. 204), чтение рассказа М.М. Зощенко «Беда», задания 2, 5 (стр. 211)
59
М.М. Зощенко. Рассказ «Беда».
Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о родной природе, вопросы и задания 1 (стр. 213), 1,3 (стр. 219)
60
«Тихая моя Родина…». Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.
Чтение раздела «Песни на стихи русских поэтов XX века» (стр. 220-224), задание 3 (стр. 224), сообщения об И.А. Гофф, А.Н. Вертинском, о Б.Ш. Окуджаве
61
Песни на стихи русских поэтов XX века
Чтение раздела «Из литературы народов России» (стр. 225-227)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
62
Р. Бернc. «Честная бедность» и другие стихотворения.
Задание 3 (стр. 232), сообщение о жизни и творчестве о Дж. Г. Байрона
63
Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..».
Чтение раздела «Японские трехстишия (хокку)» (стр. 235-240), задание 2 (стр. 240)
64
Японские трехстишия (хокку)
Чтение статьи об О. Генри (стр. 241-242), задания 2-3 (стр. 242)
65
О. Генри. Новелла «Дары волхвов».
Чтение статьи о Р.Д. Брэдбери (стр. 249-251), рассказа «Каникулы»
66
Р.Д. Брэдбери. Фантастический рассказ «Каникулы».
Подготовка к итоговой контрольной работе, итоговые вопросы и задания (стр. 263-264)
67
Итоговая контрольная работа
68
Итоговый урок
Список литературы для чтения летом
infourok.ru
Поурочные разработки по литературе, 7 класс
Золотарева И. В., Аникина С. М.Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005, 368 с. — (В помощь школьному учителю)
Содержание
От авторов…………………………………………………………………………………………………….5
Сравнительная характеристика программ литературного
образования для 7 класса общеобразовательной школы…………………………………………5
Программа литературного образования под редакцией
Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого. VII класс (102 часа)……………………………………………11
Распределение материала по программам 68 и 102 часа…………………………………………………13
РАЗДЕЛ I.
ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 ЧАСОВ
Урок 1. Вводный……………………………………………………………………………………………13
Урок 2. «Вольга и Микула Селянинович»……………………………………………………………… 16
Урок 3. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»………………………………………………………….18
Урок 4. Развитие речи………………………………………………………………………………………22
Урок 5. Пословицы и поговорки………………………………………………………………………… 25
Урок 6. Древнерусская литература. «Повесть временных лет»…………………………………………27
Урок 7. Повесть о Петре и Февронии…………………………………………………………………… 30
Урок 8. М. В. Ломоносов. Оды…………………………………………………………………………… 34
Урок 9. Г. Р. Державин…………………………………………………………………………………… 36
Уроки 10-(11). В. А. Жуковский. «Лесной царь»……………………………………………………… 37
Урок 11. А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»)………………..41
Урок 12. «Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»)……………………… ….44
Урок 13. «Песнь о вещем Олеге»………………………………………………………………………… 50
Урок 14. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)……………………………………………….55
Урок 15. «Станционный смотритель»…………………………………………………………………… 59
Урок 16. М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте……………………………………………………62
Урок 17. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»………………………………………… 65
Вариант урока 17. Игра по «Песне про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»………………………………………………………………… 70
Урок 18. «Когда волнуется желтеющая нива…» «Молитва», Ангел»………………………………… 73
Урок 19. Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе…………………………………………………… 75
Уроки 20-(21). «Тарас Бульба»…………………………………………………………………………… 79
Урок 21. Отец и сыновья. Характеры главных героев………………………………………………… 82
Урок 22. Развитие речи…………………………………………………………………………………… 83
Вариант уроков 20-22. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя…………………………………………………… 84
Урок 23. И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Знакомство с рассказом……… 94
Урок 24. Природа в рассказе «Бежин луг»……………………………………………………………… 97
Урок 25. «Бежин луг». Анализ рассказов детей…………………………………………………………101
Вариант урока 25. Ночной рассказ «Бежин луг»……………………………………………………… 104
Урок 26. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»………………………………………………… 110
Вариант проведения уроков по творчеству Тургенева
(уроки внеклассного чтения) «Бирюк» И. С. Тургенева……………………………………… 113
Урок 27. Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе………………………………………………… 118
Урок 28. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая»………………………………………………… 120
Урок 29. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом»……………… 122
Урок 30. М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»……………………………… 127
Урок 31. Продолжение темы предыдущего урока………………………………………………………130
Урок внеклассного чтения. «Дикий помещик»………………………………………………………….134
Урок 32. Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе.
Главы из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др………………140
Урок 33. Продолжение знакомства с повестью «Детство»…………………………………………… 142
Урок 34. Развитие речи……………………………………………………………………………………145
Урок 35. А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон»……………………………………….145
Уроки 36-37. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»………………………………………………..151
Вариант 3-х уроков по творчеству А.П. Чехова
Урок 1. Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»………………………… 152
Урок 2. Приемы создания комического эффекта в сатирических рассказах………………………… 154
Урок 3. Развитие речи…………………………………………………………………………………… 155
Урок 38. И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»…………………………………………156
Урок 39. Стихотворения И. А. Бунина. Рассказ «Лапти»………………………………………………158
Вариант урока 39. Поэзия И. А. Бунина…………………………………………………………………159
Урок 40. «Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов ХIХ века о родной природе………………………………… 162
Урок 41. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе……………………………………………… 164
Урок 42. М. Горький. «Детство»…………………………………………………………………………166
Урок 43. М. Горький. «Данко»………………………………………………………………………… ..169
Урок 44. В. В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»……… 174
Урок 45. «Хорошее отношение к лошадям»…………………………………………………………… 179
Урок 46. Л. Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака»……………………………………… 181
Уроки 47-48. А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка»………………………………………… 182
Урок 49. «Неизвестный цветок»………………………………………………………………………… 184
Вариант уроков 48-49. Цветок доброты…………………………………………………………………184
Уроки 50-51. Урок развития речи по рассказам А. Платонова и Л. Андреева……………………… 187
Уроки 52-53. Ф. А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади»……………… 189
Урок 54. Е. И. Носов «Кукла». «Радуга» — сюжет, завязка, развязка……………………………… 191
Урок 55. Носов «Живое пламя». «Радуга»………………………………………………………………193
Урок 56. Ю. П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро»……………………………… 194
Уроки 57-58. А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Лирические стихотворения поэта…… 195
Урок 59. На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова и др………………….197
Урок 60. А. Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен……………………………………203
Уроки 61-(62). «Тихая моя родина…»……………………………………………………………………205
Урок 62. «Кто честным кормится трудом — таких зову я знатью!» (Р. Бернс. «Честная бедность)..207
Урок 63. «Властитель наших дум». (Д. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..»)…………… 209
Урок 64. Японские хокку (хайку) (трехстишия)……………………………………………………… 211
Вариант урока 64. Японские хокку (трехстишия)………………………………………………………214
Урок 65. Д. Олдридж. «Отец и сын»…………………………………………………………………… 217
Урок 66. О. Генри. «Дары волхвов»…………………………………………………………………… 218
Урок 67. В чем измеряется счастье?…………………………………………………………………………………………….220
Урок 68. Итоговый урок………………………………………………………………………………… 221
РАЗДЕЛ II.
ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ПРОГРАММЕ 102 ЧАСА
Урок 1. Вводный………………………………………………………………………………………… 222
Урок 2. Русские былины и их герои…………………………………………………………………… 223
Урок 3. Микула Селянинович — эпический герой…………………………………………………… 224
Урок 4. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»………………………………………………225
Урок 5. Былина «Садко».
Подготовка устного сочинения (по картине М. Васнецова «Богатыри»)……………………226
Урок 6. Развитие речи. Устное сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»……………… 227
Урок 7. Устное народное творчество. Русские пословицы и поговорки………………………………227
Урок 8. Пословицы и поговорки народов мира…………………………………………………………228
Урок 9. Отражение библейской мудрости в устном народном творчестве………………………… 229
Урок 10. Владимир Мономах — государь и писатель. Знакомство с его «Поучением»…………… 229
Урок 11. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». История создания…………………………… 230
Уроки 12-13. Подготовка и написание итоговой работы.
Сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе»…………… 231
Урок 14. М. В. Ломоносов……………………………………………………………………………… 232
Урок 15. «Ода на день восшествия…»……………………………………………………………………232
Урок 16. Знакомство с творчеством Г. Р. Державина………………………………………………… 233
Урок 17. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Урок-беседа………………………… 233
Урок 18. А. С. Пушкин. Этапы творческого пути………………………………………………………234
Урок 19. Романтические мотивы в поэме «Полтава»………………………………………………… 235
Урок 20. Образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава»………………………………………………… 235
Урок 21. Повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»………………………………………………… 236
Урок 22. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина………………………………………………236
Урок 23. «Песнь о Вещем Олеге»……………………………………………………………………… 236
Урок 24. Своеобразие жанра баллады………………………………………………………………… 237
Урок 25. Развитие речи. Урок-беседа по балладе……………………………………………………… 237
Урок 26. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»……………………………………………………………… 238
Урок 27. Урок внеклассного чтения по творчеству А. С. Пушкина………………………………… 238
Урок 28. Развитие речи. Урок анализа школьных сочинений………………………………………… 239
Урок 29. М. Ю. Лермонтов……………………………………………………………………………… 239
Урок 30. Поэма «Песня про купца Калашникова»………………………………………………………240
Урок 31. «Песня…» (2, 3 часть)………………………………………………………………………… 240
Урок 32. Кулачный бой на Москве-реке………………………………………………………………….240
Уроки 33-34. Развитие речи.
Подготовка к сочинению по поэме «Песня про купца Калашникова…»…………………… 241
Урок 35. Внеклассное чтение. А. К. Толстой «Князь Серебряный». Урок-беседа………………… 241
Урок 36-37. Природа в поэзии и живописи. Письменная работа по творчеству Лермонтова………242
Урок 38. Н. В. Гоголь…………………………………………………………………………………… 242
Урок 39. История создания повести «Тарас Бульба»………………………………………………… 243
Урок 40. Тарас Бульба и его сыновья……………………………………………………………………244
Уроки 41-42. Изображение Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»………………………… 244
Урок 43-44. Трагедия Тараса Бульбы…………………………………………………………………….245
Уроки 45-46. Работа над сочинением по повести «Тарас Бульба»
и анализ написанных сочинений……………………………………………………………… 246
Урок 47. И. С. Тургенев. Жизнь и творчество………………………………………………………… 247
Урок 48. Художественное своеобразие рассказа И. С. Тургенева «Бирюк»………………………… 247
Урок 49. Красота и богатство русского языка в цикле «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева…248
Урок 50. Образ человека и природы в стихотворениях в прозе И. С. Тургенева…………………… 248
Урок 51. Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»………………………………………………… 249
Урок 52. Подготовка к написанию сочинения. Сравнительный анализ
«Записок княгини Волконской» и поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»……………250
Урок 53. Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова………………………………………………………… 251
Урок 54. М. Е. Салтыков-Щедрин. Урок-лекция ……………………………………………………… 252
Уроки 55-56. Знакомство с сатирической сказкой
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»……………………………… 252
Урок 57-58. Урок-беседа. Сказка «Дикий помещик».
Письменная работа по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина ………………………………253
Урок 59. Л. Н. Толстой и Ясная Поляна…………………………………………………………………253
Урок 60-61. Повесть «Детство». История создания…………………………………………………… 254
Урок 62-63. Глава «Наталья Савишна»………………………………………………………………… 255
Урок 64-65. Подготовка и написание сочинения по повести Л. Н. Толстого «Детство»…………… 256
Урок 66. А. П. Чехов………………………………………………………………………………………256
Урок 67. Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник»…………………………………………………… 257
Урок 68. И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». История одной ссоры………………………………………257
Урок 69. Рассказ И. А. Бунина «Лапти»…………………………………………………………………258
Урок 70. «Край ты мой, родимый край…». Стихотворения о родной природе……………………… 259
Урок 71. Урок-лекция. Автобиографическая повесть Максима Горького «Детство»……………… 260
Урок 72. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство». Гуманизм Горького…260
Уроки 73-74. Урок-беседа по творчеству М. Горького…………………………………………………261
Урок 75. Сочинение-характеристика литературного героя……………………………………………..261
Урок 76. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»…………………………… 262
Урок 77. Рассказ Л. Андреева «Кусака»…………………………………………………………………262
Урок 78. Рассказ Л. Андреева «Петька на даче»……………………………………………………… 263
Урок 79. Ранняя поэзия В. В. Маяковского…………………………………………………………… 264
Урок 80. А. П. Платонов Рассказ «Юшка»………………………………………………………………264
Урок 81. Сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок»………………………………………… 265
Урок 82. Поэзия А. Твардовского……………………………………………………………………… 266
Уроки 83-84. Песни военных лет.
Литературно-музыкальная композиция по стихам и песням военных лет………………… 266
Урок 85. Рассказ Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»……………………………………………… 267
Урок 86. Красота родной земли. Рассказ Е. И. Носова «Кукла»……………………………………… 267
Урок 87. Рассказ Е. Носова «Живое пламя»…………………………………………………………… 268
Урок 88. Урок внеклассного чтения. «Искренность и доброта» театра А. Вампилова»…………… 269
Урок 89. Рассказ Ю. Казакова «Тихое утро» ………………………………………………………… 269
Урок 90. Рассказ В. Мирнева «Ночью»………………………………………………………………… 270
Урок 91. Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная». Своеобразие публицистического жанра…270
Урок 92. «Тихая моя родина…»………………………………………………………………………… 271
Урок 93. Поэзия Роберта Бернса………………………………………………………………………….272
Урок 94. Лирика Байрона…………………………………………………………………………………273
Урок 95. Своеобразие японской поэзии. Урок-лекция………………………………………………… 273
Урок 96. «Последняя шутка» Лягушонка……………………………………………………………… 274
Уроки 97-98. Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»………………………………………………… 274
Урок 99. «Я верю в благородства и достоинство человека»………………………………………… 275
Урок 100. О’Генри. «Дары волхвов»…………………………………………………………………… 275
Урок 101. Л. Пиранделло. «Черепаха»………………………………………………………………… 276
literature-edu.ru