cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Описание картины васнецова три богатыря 7 класс описание – Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, 7 класс описание

Содержание

Сочинение по картине Васнецова Богатыри Три богатыря 4, 7 класс описание

Над картиной «Богатыри» художник В.М. Васнецов работал около 20 лет. Это монументальное большое полотно занимает почетное место в Третьяковской галереи. Она была куплена ее основателем почти сразу после создания.

На картине изображены 3 всадника. Это богатыри, герои русских былин: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они выехали в дозор, остановились в поле, чтобы осмотреться, нет ли где поблизости врагов. Небо пасмурное: облака видны и белые, и серые. За спинами богатырей видны холмы, покрытые зеленью, густой лес. Все они все сидят на конях в доспехах. На каждом одета кольчуга, шлем с бармицей, на ногах штаны и сапоги.

По центру сидит Илья Муромец. Он широк в плечах, серьезен. Он приложил к глазам руку, чтобы увидеть вдалеке врагов. Вооружен он копьем, щитом и палицей. Его вороной конь стоит на небольшом возвышении, что указывает на Илью как на лидера этой группы. Конь под ним очень красивый, с густой гривой, закинутой на один бок. По правую руку на белом коне сидит Добрыня Никитич. Он не так широк в плечах, как Илья, но настроен решительно: он держит щит и уже достает из ножен меч. Смотрит он в ту же сторону, что и Илья. Слева на буром коне сидит Алеша Попович. Он моложе своих товарищей, стройней, у него нет бороды. Его взгляд тоже направлен вдаль, но выглядит он более неуверенно. Вооружен он луком и стрелами, но также можно заметить прикрепленные сбоку гусли. На мой взгляд, художник таким образом хотел подчеркнуть молодость этого богатыря, который на привале будет развлекать своих старших товарищей музыкой.

Данная картина изображает не просто богатырей, защитников земли русской, но и олицетворяет черты русского характера. Образ Ильи Муромца говорит об основательности, опыте, мудрости, дальновидности. В образе Добрыни Никитича преобладает стремление защищать родные земли от неприятеля, готовность дать отпор. Алеша Попович олицетворяет поэтическое, творческое начало в русском характере, мягкость и чуткость.

Сочинение описание картины Три богатыря (Богатыри) Васнецова

Я вижу (и все видят, кто не слепой) на этой сказочной картине – трёх богатырей. Картина эта немного тёмная. Надвигается там буря! Это какой-то очередной враг идёт на матушку-землю русскую!

Но богатыри уже готовы, ведь у них: меч, булава, копьё, лук и стрелы… Почти всё это уже в руках. И они не побоятся этим воспользоваться!

У богатырей красивые кони. Тот, который конь в центре, черный, но одна нога у него (задняя) белая. И на морде белое пятно. Прямо, как у нашего кота! Два других коня – белый и рыжий. У коней красивая сбруя. Наверное, это лошади.

Хвосты и гривы раздувает. На картине есть ветер. В картине то есть.

Сами богатыри очень модные. Самый старший – молодой дедушка в темно-зелёном. Самый молодой в красной рубахе с длинными рукавами. А ещё у него красные сапоги! Средний справа (средний по возрасту,  а правый по месту на картине, если смотреть из неё) выглядит хорошо. Вот если бы не зелёные сапоги! 

За богатырями вижу лес и поле. Красиво. Поле похоже на огонь, на пожар… Перед героями совсем маленькие елочки. Надеюсь, они не пострадают в бою. Не будут растоптаны ёлочки.

Богатыри выглядят сурово. Только  левый как-то странно смотрит. С таким удивлением… Будто сейчас как скажет: «Это вы пришли с нами биться?! Да ну вас в лес!» Наверное, все враги ничто перед отечественными богатырями!

Классная картина. Красивая и такая суровая. С такими продвинутыми богатырями матушке-земле русской нечего было бояться!  Вот так-то.

Вариант 3

Васнецов является признанным художником в России. Его работы уже на протяжении долгих лет завораживают взгляды многих зрителей. Над одной из своих монументальных картин «Три богатыря» художник трудился почти двадцать лет.

На полотне изображены могучие защитники русской земли. Они оберегают территорию родного государства от вражеских нападений. Поза, в которой изображает богатырей автор говорит об их полном спокойствии, но это обман зрения. На самом деле они в любой момент готовы двинуться в бой. Имена героев известны многим с самого раннего детства — это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Взгляд героев уверен и решителен.

Центральным героем предстает Илья Муромец. Его достаточно простой облик говорит о происхождении из крестьянской семьи. В его арсенале мощное боевое копье, которое уже неоднократно приносило победу. Выражение лица у Ильи грубое с настороженным взглядом. Конь под стать своему наезднику имеет величественный вид.

С левой стороны едет Добрыня Никитич. Он из княжеского сословия. Его доспехи очень дороги с вставками из настоящего золота. Конь — преданный помощник, который не единожды побывал в сражениях. Он красив, могуч и резв. Взор Добрыни суровый. В руках его меч готовый к бою.

Алеша Попович самый младший из троицы. Он является сыном служителя церкви и как настоящий воин не желает бросать в беде родную землю. Несмотря на молодость его храбрость и решительность нисколько не уступает опытным войнам. В его руки художник вложил холодное оружие — лук, стрелы которого способны пронзить любую цель с дальнего расстояния. У Алеша романтическая натура, которую можно определить по наличию музыкального инструмента — гуслей. Конь его имеет рыжий окрас.

Природная зарисовка в картине создает налет тревоги. За спинами богатырей виднеются нависшие грозовые тучи. Развивающиеся конские гривы и трава говорят о наличии ветра. При первом взгляде на картину можно подумать, что герои стоят как вкопанные, это происходит засчет их монументальности, которую создает художник. На самом деле каждый из них стоит на чеку и судя по оружию, которое у всех наготове, богатыри в любую минуту сорвутся с места.

Описание для 7 класса

На картине изображен огромный витязь на коне, а рядом двое преданных друзей богатырской наружности. Огромный витязь, прикрывший рукой глаза, Илья Муромец. Он пристально оглядывает холмистые окрестности в поисках врага. На правой руке висит мощная булава. И конь под ним чёрный, как сатана, огромный. У него мощные копыта. Это порода называется «владимирский тяжеловоз». Не каждое животное сможет выдержать богатырский вес. В левой руке у Ильи огромное длинное копьё и мощный щит. Не каждый мужчина может с ними управиться, одетый в шлем и боевые доспехи. Это под силу только русскому богатырю.

Справа от Ильи его соратник — Добрыня Никитич. Он восседает на белом коне, не таком мощном, как конь Ильи Муромца. В правой руке он держит меч, в левой — круглый красный щит. У коня дорогая сбруя. Головы у витязей прикрыты остроконечными железными шлемами, похожими на луковки православных церквей.  У Ильи и Добрыни бородатые лица, что указывает на их возраст. Они уже не мальчики, а взрослые мужчины. У русских людей так было принято. Мужчины носили бороду.

Слева от Ильи Муромца на гнедой лошадке восседает Алёша Попович. Это самый молодой витязь. В правой руке он держит огромный лук, с левой стороны виден колчан со стрелами. Его лицо не так грозно, как лица его друзей. Он лукаво улыбается. Чтобы ни случилось, он и в походе не расстаётся с музыкой. У его лошадки к седлу приторочены гусли.

Богатыри, как пограничники, вышли на защиту рубежей Руси. Добрыня Никитич, чтобы быть повыше и лучше разглядеть окрестности, взобрался на невысокую каменную возвышенность. Богатыри уверенно сидят в седле, и выбить их оттуда, особенно Илью, вряд ли кому удастся. Каждый из них по-своему индивидуален. А вместе — они сильны и непобедимы.

Художник с помощью описания природы передаёт тревожность обстановки. Дует ветер, он треплет гривы коней. На переднем плане пожелтевшая трава, на дворе начало осени. И только ёлки и зимой, и летом стоят зелёные. Вдали виднеется темное — зелёное пятно хвойного леса. На небе бело-серые облака. Куда они плывут, известно одному лишь ветру.

Художник чётко прописал все детали, картина похожа на фотографию. Эти трое молодцов-удальцов внушают уверенность, что во время их патрулирования не то, что человек, мышь не проскочит. Граница на замке.

3, 4, 6, 7 класс

Описание настроения картины Богатыри — Три богатыря

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Заросший пруд Поленова

    Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил

  • Сочинение по картине Зимний пейзаж Питера Брейгеля Младшего

    Необыкновенный простор мыслей, четкость штрихов, динамика, жизнелюбие, собственное видение разгара зимних забав – то, из чего соткано полотно Питера Брейгеля Младшего под названием «Зимний пейзаж».

  • Сочинение по картине Яблонской Хлеб 5 класс

    Татьяна Николаевна Яблонская, знаменитая художница Советского Союза. Но ее превосходные работы были известны, и за границей от чего художница имела колоссальную популярность в то время. Зрителю очень нравилось лицезреть работы Яблонской

  • Сочинение по картине Комарова Наводнение 5 класс

    На картине изображен зайчишка, который спасается от паводка. Он еще не успел сменить зимнюю шубку на весеннюю. Стихия застала его врасплох. Скорее всего, ни о чем не подозревавшее животное, спокойно спало своей тесной

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина 9 класс

    Пушкин изображён в домашней обстановке. На нём свободный домашний халат коричневого цвета с тёмным отворотом. Под ним надета белая рубашка, воротник поднят. Поверх воротника повязан тёмный атласный шарфик.

sochinimka.ru

Сочинение по картине Васнецова Богатыри (Три богатыря) описание 2, 4, 7 класс

Богатыри (Три богатыря)

Перед нами картина В.М.Васнецова «Три богатыря». На ней изображены исполинские фигуры могучих богатырей, которые известны всем нам: Добрыни Никитича, Илья Муромца и Алеши Поповича. Они предстают перед нами на переднем плане вместе со своими верными конями на небольшом возвышении.

Посередине мы видим Илью Муромца. Приложив руку ко лбу, он смотрит вдаль и старается что-то разглядеть, прищуривая глаза. Одной рукой он держит копье и щит, другой булатную палицу, холодное оружие ударно — раздробительного действия. Богатырь сидит на своем могучем черном коне, длинная грива которого развивается на ветру. Вместо упряжки на этом коне, мы видим огромную металлическую цепь, что свидетельствует о его силе.

Слева от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич. Он возвышается на своем светло-сером коне, вынимая меч из ножен. В другой руке он держит щит, а шлем надвинут на самые брови, глаза слегка хмурятся. Длинная борода спускается на мощную грудь. И так же как и другие богатыри Добрыня вглядывается вдаль поля. 

На правой части картины мы видим Алешу Поповича, самого молодого из всех богатырей. В руках он держит лук со стрелами, на одном боку у него колчан, на другом у него гусли. За спиной виднеется щит. Во взгляде Алеши мы видим неподдельный интерес, ожидание боя и смелость, готовность показать свою силу. Лицо Алеши нетронуто морщинами и щетиной.  А его русый конь меньше других коней, как и его всадник меньше других богатырей.

Пейзаж картины многое говорит нам.  Богатыри стоят на равнине, которая плавно переход в невысокие холмы. На переднем плане картины виднеются маленькие елочки и мелкая трава. Небо пасмурное и мрачное, тучи стремительно наплывают. Такая погода создает тревожное состояние и предупреждает богатырей об опасности и близости боя.

Сочинение по картине Богатыри Три богатыря Васнецова 7 класс

Виктор Михайлович Васнецов русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее узнаваемым и известными произведением художника является картинка «Богатыри», над которой он работал около двадцати лет.

На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».

Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень. Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле. Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.

Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь. Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли. Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.

Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.

Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа. Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость. В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.

Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

Описание 3

Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох. В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати. На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.

Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.

Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.

С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч. Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.

Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.

Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.

2, 3, 4, 7 класс

Другие интересные картины

Интересные сочинения по картинам

Богатыри (Три богатыря)

sochinite.ru

Описание картины «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова, история картины

Богатыри. (Три богатыря) — Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3×446


   Картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

   На картине «Богатыри» изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович — знаменитые герои народных былин.

   Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.

   Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

   В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов — это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. «Матёр человек Илья Муромец» — говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. «А конь под Ильёй лютый зверь» — продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

   Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах — величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

   Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

   Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

muzei-mira.com

«Три богатыря» описание картины | KtoiKak.com

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 годаона была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

«Три богатыря» описание картины Васнецова

Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин). Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины — 295х446 см.

Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица.  Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени.

Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова, тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сравнении со своими товарищами он молод и строен. Безбородое лицо по-юношески миловидно. На боку у Алёши Поповича колчан, а стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды.  

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Картина В.М.Васнецова «Богатыри» – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.

Интересные факты «Три богатыря»

  • Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.
  • В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.
  • Картина послужила поводом для большого количества анекдотов и сценических миниатюр

ktoikak.com

Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова «Богатыри» в 7 классе

Республика Марий Эл

Килемарский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Визимьярская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока русского языка

в 7 классе

Тема урока:

«Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

Конспект урока подготовлен

учителем русского языка и литературы

Петровой Татьяной Афанасьевной

пос. Визимьяры, 2016

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Цели: Познакомить учащихся с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», подготовиться к написанию сочинения-описания.

Задачи:

  1. Обучать воспринимать содержание картины, её композицию, детали, выражать своё отношение  к изображённому на картине; точно употреблять слова и словосочетания в тексте;

  2. Развивать умение писать сочинение по картине ,

  3. Воспитывать любовь к своему Отечеству, гордость и уважение к её защитникам.  

План работы на уроке:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. История создания картины (индивидуальное задание)

  3. Былинные богатыри (индивидуальные доклады)

    1. Илья Муромец

    2. Добрыня Никитич

    3. Алеша Попович

  4. Рассмотрение репродукции

    1. Рассмотрение героев по отдельности

      1. Илья Муромец

      2. Добрыня Никитич

      3. Алеша Попович

    2. «Оживление» картины

    3. Рассмотрение героев в единстве

    4. Пейзаж

  5. Словарная работа

    1. Работа со словарем

    2. Работа с орфограммами

  6. Составление плана сочинения

  7. Объяснение домашнего задания

  8. Подведение итогов урока

  1. Вступительное слово учителя.

Мы приступает к сочинению-описанию по картине В.М.Васнецова «Богатыри». На этом уроке мы с вами познакомимся с картиной, а на следующем – приступим к написанию сочинения.

«Богатыри» — самая знаменитая картина В.М. Васнецова. Он был первым художником, кто с такой изобразительной силой отразил в живописи поэтический мир русского фольклора — мир героических событий, волшебных сказок, легенд и бережно хранимых народом преданий.

Какие его картины на сказочные темы вы знаете? (Это, конечно, «Аленушка» и «Иван-царевич на сером волке», «Спящая царевна» и «Ковер-самолет», «Царевна-лягушка» и «Царевна Несмеяна», и многие другие). 

  1. История создания картины (индивидуальное задание)

Первый набросок картины «Богатыри’ Васнецов сделал в 1871 году. А позже, в -1876 году в Париже, когда ощутил острую тоску по Родине, на глазах у ошеломленного В.Д. Поленова написал эскиз будущего шедевра.

Большой холст для картины Васнецов заказал в 1881 году, когда окончательно оформился его замысел. С образами богатырей у него ассоциировались мощные дубы росшие в парке поленовского имения Абрамцево. Васнецов вспоминал, что, когда он любовался «кряжистыми великанами», невольно пришла на ум мысль: «Это ведь наша матушка-Русь… Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия». Завершена картина была только к 1898 году.  Картины «Богатыри» отличается очень крупным размером — 295,3 х 446 см (то есть примерно 3 х 4 метра !). Картина написана маслом на холсте. На данный момент картина «Богатыри» находится в Государственной Третьяковской Галерее.

  1. Былинные богатыри (индивидуальные доклады)

— Давайте посмотрим на репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри». Кто изображен на этой картине? Реальны ли эти персонажи? (Действительно, в Древней Киевской Руси во времена князя Владимира были поставлены богатырские заставы. Зорко стерегли на заставах храбрые воины врага. Нужно было охранять родину от хазар, печенегов, половцев, тревоживших Русь своими набегами).

— В центре картины – остановившиеся посреди степи богатыри. А кто такие богатыри? (Богатыри – это физически сильные люди, отважные воины. Они вступают в битву с врагами Русской земли, их победа имеет решающее значение для всего Русского государства).

— Как зовут богатырей, изображенных на картине? Каких еще богатырей земли Русской вы знаете?

    1. Илья Муромец

— Какими подвигами прославился Илья Муромец в былинах?

— Что мы знаем о происхождении Ильи Муромца?

Работая над картиной, В.М.Васнецов тщательно изучал не только былины, но и летописи. Нет ни в одной из них упоминания об Илье Муромце. Однако известно, что в пещерах Киево-Печерского монастыря почивают нетленные мощи святого инока. Житие этого святого не написано, но сохранилось имя – Илья Муромец. День его памяти приходится на 1 января.

б. Добрыня Никитич

О Добрыне Никитиче остались воспоминания в летописи. Он – победитель Змея Горыныча, Батыя. Добрыня очень сильный (это мы можем увидеть на картине Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змием»), хотя и уступает в силе Илье Муромцу. Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. Строгий, справедливый, благородный, Добрыня был сподвижником русского князя Владимира, крестителя Руси.

Благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест. Так Васнецова отразил исторический факт, почерпнутый из летописных известий, что Добрыня был сподвижником святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Образ Добрыни был особенно близок В. М.Васнецову, неслучайно ему он придал черты собственного облика. 

в. Алеша Попович

Алёша Попович – самый молодой богатырь. Прозвище его говорит о том, что он из семьи священника. Летописи упоминают о двух разных богатырях – Алексее и Александре Поповичах. Один из них служил князю Владимиру и получил за храбрость золотую гривну, другой погиб во время битвы на реке Калке. Былины говорят о том, что врага побеждает он не столько своей богатырской силой, сколько ловкостью, хитростью, находчивостью. Однажды сказал Алеша Тугарину Змеёвичу, что позади него войско, а когда тот обернулся, то Алеша убил его. Весельчак и балагур, Алеша — мастер попеть и поиграть на гуслях, приворожить сердца молодушек.

При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Былины говорят о том, что эти богатыри — крестовые братья, это значит, что заключили они договор побратимства, обменялись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу. 

  1. Рассмотрение репродукции

Всмотритесь в лица богатырей. Не наложила ли война отпечаток жестокости на их лица? Не уподобились ли они бездушным машинам, которые стремятся только к одному – убивать врагов? (Нет, их лица открытые, эмоциональные. Богатыри переживают за Родину, за людей, которые живут на Руси. Но они не жаждут убийств ради победы. Всем известно, что для недопущения кровопролития они использовали красноречие и хитрость).

— А какими будут лица богатырей, если представить их вне напряженного момента?

Далее при рассмотрении каждого богатыря, пейзажа ученики самостоятельно записывают ряды слов, которые пригодятся при написании сочинения (одежда, характер, действия героев и пр.).

    1. Рассмотрение героев по отдельности

      1. Илья Муромец

В центре на исполинском вороном коне – Илья Муромец. Приложил он десницу к челу, зорко всматривается в даль. Илья – самый могучий богатырь. Кто вспомнит, как называется предмет, висящий на его руке и сколько он весит? («Палица булатная сорока пудов»). С какой удивительной легкостью держит Илья палицу, рука его не сгибается от этой тяжести. Красное древко огромного копья кажется тонким на фоне мощной фигуры богатыря. Илья – самый старший, опытный богатырь. Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. В лицо Ильи Муромца Васнецов вносит новые черты красоты и большой одухотворенности. Это прекрасное открытое, честное лицо, выражающее благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Черные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые, орлиные очи зорко вглядываются вдаль.  Мягко вьющиеся из-под шишака седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжелую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса…. Художнику удалось выразить эту тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи.  Выразительны и объединены в целостную красочную гамму цветовые соотношения плотных суровых тонов желтого, темно-синего, серого и черного, которыми написаны кольчуга, вооружение, одежда и вороная масть богатырского коня.  


2) Добрыня Никитич

По правую руку от Ильи Муромца находится Добрыня Никитич.

На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения. Сверкает серебром его кольчуга и щит заморской работы украшенный жемчугами. Огромный меч готов выхватить Добрыня из золотых ножен.

Красавец белый конь (в былинах его называют ласково «Белеюшко») Стоит в нарядной сбруе с золотыми украшениями. Ветер растрепал его густую гриву, распушил хвост. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич. На груди его заметен крест. Так Васнецова отразил исторический факт, почерпнутый из летописных известий, что Добрыня был сподвижником святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Образ Добрыни был особенно близок В. М.Васнецову, неслучайно ему он придал черты собственного облика. В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность. Сочен цвет зеленых сафьяновых сапог Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема. 

3)Алёша Попович

По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь, Алеша Попович

По сравнению с Ильей Муромцём его облик отмечен чертами тонкости и изящества Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу. Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря. В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.
Вооружен Алеша легче: в руках его тугой лук да стрелочка каленая, открывается рукоятка меча, видны и «гусельки яровчатые» у весельчака и балагура, умельца играть и петь. Ярко-рыжий его конь не такой мощный, как у других богатырей, к чему-то внимательно прислушивается, принюхивается. И пусть он уступит другим богатырским коням в силе, но зато уж, наверняка, превзойдет их в легкости и стремительности бега. 

б.Предположительные действия богатырей и их коней

Чтобы лучше понять картину, давайте её «оживим». Скажите, какие действия выполняют персонажи картины?

Острые орлиные глаза Ильи Муромца вглядываются вдаль. Чуткое ухо коня тоже что-то слышит. С какой удивительной легкостью держит он палицу, рука его не сгибается от этой тяжести. Наклонив голову, Бурушка-косматушка искоса смотрит в сторону, где что-то не в порядке, готовится нести тяжеловесного Илью в полном боевом вооружении навстречу опасности. В другой руке Ильи Муромца тяжелое копье. Спокойный и рассудительный, он словно преграждает путь воинствующему Добрыне Никитичу, уже готовому к защите родных земель. Он, видимо, услышал шум первым, потому что уже наполовину вытащил саблю из ножен и снял щит с плеча, переместив его к груди. Заплетённая в косы длинная густая грива коня развевается от внезапного порыва ветра. Светло-серый ясно слышит шум, пытаясь понять, что же это там, вдалеке.

Алеша Попович, большеглазый чернобровый молодец с хитроватым выражением лица, пока немного расслаблен, щит все ещё за плечами, но рука уже легла на тетиву, наверно, замышляет Алеша Попович что-то хитрое, смертельно-губительное для врага. Его рыжий конь, наклонив голову, пытается оценить степень опасности и освобождает место для того, чтобы богатырю было легче стрелять.  

в)Рассмотрение богатырей в единстве

При всей непохожести характеров и обликов богатырей на картине они составляют единое целое. Здесь они вместе, все трое, а значит сила их необорима.

Чем важно такое удивительное единство? Что оно символизирует? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, какое значение для Руси имели подвиги каждого из богатырей, совершенные ими отдельно. Победа любого из них над врагом спасала Русь. 

В лице богатырей объединяются перед лицом общего врага все сословия времен «былинной Руси»; то есть того времени, когда на поле брани решался вопрос, быть или не быть Руси православной, существовать ли стране, которая никогда не стремилась к мировому господству, господству, к покорению и уничтожению других народов, стране, в которой никогда не было полководцев типа Чингисхана или Наполеона. Напротив, русскому государству на всем протяжении его истории выпала огромная и ответственная задача — охранять свою святую православную веру, оберегать святыни духа, защищать Христову правду от наступления злых сил, рвущихся к мировому господству. 


г)Пейзаж

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго. Это луг и перелески. Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей.

Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, темно-зеленые могучие холмы, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины.

Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции. Живопись картины крепка и выразительна.

Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщенности красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей.

  1. Словарная работа

    1. Работа со словарем

Все ли мы знаем, каково лексическое значение слов: чело, мощи, инок, гривна, яхонт? (Работа со словарем)

  1. Работа с орфограммами

На доске записаны слова. Объясните, какие орфограммы в них необходимо знать. (Тревожность былинного времени, зорко всматриваются вдаль, клубящиеся тучи, упоминания в летописях, украшен жемчугами, из семьи священника, стрелочка каленая, гусельки яровчатые, объединяются перед лицом врага).

  1. Составление плана сочинения

Для описания картины нужно продумать ответы на следующие вопросы:

 1. Кто такие богатыри?

 2.Как художник передает особенности исторической эпохи, когда существовали богатырские заставы?

 3.С помощью каких приемов художник показывает мощь богатырей, создает их монументальные образы?

 4.Образ Ильи Муромца: внешний вид, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь;

 5.Образ Добрыни Никитича: внешний вид, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь;

 6.Образ Алеши Поповича: внешний вид, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

Итогом работы должен стать вывод о единстве богатырей, символизирующих непобедимость Святой Руси. В качестве эпиграфа можно взять слова В.М. Васнецова: «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь». 

  1. Объяснение домашнего задания

Домашнее задании: ответить на поставленные вопросы, подготовиться к написанию сочинения.

  1. Подведение итогов урока

-Понравилась ли вам картина?

-Что нового узнали на уроке?

Список использованной литературы:

  1. Л.Н. Воронихина, Т.М. Михайлова. Русская живопись XIX века. Книга для чтения с комментарием и словарем. Учебное издание. Русский язык. М., 1990; 

  2. И.В. Долгополое. Мастера и шедевры. В 3 т. Т. 2. М., 1987; 

  3. И.М. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное, творчество. Учебник для фил. спец. ун-тов. 2-е изд., испр. и доп. Высшая школа. М., 1983; 

  4. Э.В. Кузнецова. Исторический и батальный жанр. Беседы о русской и советской живописи. Кн. для учителя. Просвещение. М., 1982.

Использованные материалы и интернет-ресурсы:

  1. Методическая страница. Лариса ВЕРЕЩАГИНА. УРОК ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ». Электронный ресурс: http://www.sch2262.ru/words/metod_3.htm

  2. Описание картины «Богатыри» из книги «Русские художники. Монографии»: Электронный ресурс: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie.html
    @Сайт www.literaturus.ru

infourok.ru

Разработка урока по теме «Описание картины В.М.Васнецова «Богатыри»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ : ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ В.М.ВАСНЕЦОВА « БОГАТЫРИ»

7 класс. 2 учебных часа.

(Интегрированный урок: русский язык и литература)

СОЧКИНА ВАЛЕРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА,

учитель русского языка и

литературы

МОУ «Оршинская СОШ»

Тверская обл., Калининский р-он

ЦЕЛЬ: подготовить к сочинению-описанию с элементами

повествования; формирование умения собирать

материалы к сочинению.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:1) создание устных текстов-описаний с опорой

на зрительные образы;

2) использование синонимов и изобразительно-

выразительных средств в собственной речи.

Развивающие: 1) развитие образного мышления, эстетического

вкуса.

Воспитательные: 1) приобщение обучающихся к миру живописи и

литературы;

2) воспитание чувства патриотизма, интереса к

героическому прошлому русского народа,

уважения к защитникам Отечества.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД:

Личностные: 1) Формировать способность к самооценке на основе

критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: 1) Извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблицы, репродукция картины) .

2) Преобразовывать информацию из одной формы в

другую (на основе репродукции, плана составлять

текст).

3) Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли.

Регулятивные: 1) Принимать самостоятельно решение и действовать

в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: 1) Уметь формулировать собственное мнение,

аргументировать его;

2) Уметь слушать, принимать чужую точку зрения,

быть готовым корректировать свою точку зрения.

3) Уметь пользоваться собранным материалом в

устной и письменной форме

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

  1. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ.

После изучения на уроках литературы темы «Былины» учащим-ся даётся домашнее задание: прочитать героические былины и

заполнить таблицу в тетради ( исследовательская работа).

Илья Муромец

Добрыня Никитич

Алёша Попович

1.Место рождения

2.Родители

3. Подвиги

4. Особенности

4. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ( Краткий рассказ об авторе картины).

Имя Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926 гг.) стоит в ряду тех имён, которые составляют гордость русского народа. Расцвет его творчества падает на вторую половину 19 века. Особенностью В.М.Васнецова явилось то, что своё творчество художник посвятил

изображению былинных и сказочных персонажей и таких исторических лиц и событий, которые нашли отражение в русском фольклоре.

Крупнейшее произведение В.М.Васнецова «Богатыри» было задумано художником ещё в 70-х годах 19 века, а закончено лишь в 1898 г. «Богатыри» венчают творчество Васнецова. Вот они во всём величии затаённой силы, беспредельной мощи, веры в правое дело.

5.РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ.

6. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ КАРТИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ

ТАБЛИЦЫ.

— Кто такие богатыри?

Владимир Иванович Даль так давал объяснение этого слова: «Богатырь- человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

-Назовите имена богатырей, изображённых на картине.

-Что вы узнали о них из былин? (Проверяем, как учащиеся заполнили таблицу, делимся собранной информацией, вносим дополнения).

Илья Муромец.

Место рождения. Село Карачарово под городом Муромом.

Родители. Иван Тимофеевич, Ефросинья Поликарповна.

Подвиги. Победил Соловья-разбойника, Калина-царя,

побил силу великую под городом Черниговом,

очистил дорожку прямоезжую от 40 тысяч

разбойников, спас 12 богатырей из погребов глубоких.

Особенности. Самый главный богатырь, получил силу и меч-кладе-

нец от Святогора, правдивый (говорит всем правду в

лицо), защитник вдов и сирот, обладает чувством

собственного достоинства, которым не поступится

даже перед князем , но обиды забывает, когда нужно

защищать родную землю.

Добрыня Никитич.

Место рождения. Рязань.

Родители. Никита Романович, Омела Тимофеевна.

Подвиги. Победил Змея Горыныча, освободил полоны русские,

племянницу князя Забаву Путятичну, взял дань за 12

лет с царя Батура.

Особенности. Правая рука Ильи Муромца, обладает необычайной

силой, но успехов добивается не столько благодаря

силе, сколько одарённости: он и песню сложит, и на

гуслях сыграет, и умное слово скажет. Он лучше всех

стреляет из лука, обыгрывает в шахматы своих про-

тивников. Грамоте обучен (читает по-церковному), и

в бою смел, и на пиру весел. Да и нрав Добрыни

спокойный, ласковый, никогда он грубого слова

не скажет, никогда зря не обидит. Известен Добрыня

и как человек исключительного «вежества» — умения

обходиться с людьми, он тонкий дипломат. Добрыня

честный и добрый богатырь, ненавистник лжи, при-

творства и хитрости. Он не только выразитель силы

народа, но и носитель его культуры.

Алёша Попович.

Место рождения. Ростов.

Родители. Поп Леонтий.

Подвиги. Победил Тугарина Змеёвича и Идолище Поганое.

Особенности. Самый молодой богатырь. Он грамоте не учился,

за книги не садился, а учился с малых лет из лука

стрелять, коней укрощать. В борьбе с врагами

пользуется не столько силой, сколько смекалкой и

хитростью. Его отличают удаль, натиск, находчи —

вость. Любит прихвастнуть своими подвигами,

иногда неблагоразумен, лукав, но молод и жизне-

радостен, не упускает случая потешиться над сво-

ими врагами.

— Как вы думаете, откуда появились Добрыня, Илья, Алёша?

Они пришли из былин.

— А может, они когда-нибудь жили?

Да, эти богатыри, или, точнее, люди, похожие на них, когда-то

существовали. Послушайте о прототипах этих героев. (Выступления учащихся с сообщениями)

Илья Муромец.

Былинные богатыри, которых изобразил на своей картине

В.М.Васнецов, имели вполне реальные прототипы. О том, что прототип Ильи Муромца существовал в действительности, учёные узнали из записей некоего Эриха Лясоты. На рубеже 16-17 веков он

был послан германским императором с дипломатическим поручением к запорожцам, а по дороге заезжал в Киев. Там ему показали гробницу Ильи Муромца в главном храме Киевской Руси – Софии Киевской. Сама могила в то время была уже разграблена.

Слово «мур» и его производные на Руси означали землю, камень, стену. Из этой же группы и слово «муром» — крепость. Таким образом, имя Илья Муромец было расшифровано как «Илья из пограничной крепости». Возведённая им система оборонительных сооружений впервые прикрыла от набегов печенегов всю Южную Русь. Это и объясняет, почему так велика была популярность Ильи Муромца.

Добрыня Никитич.

Меньше всего сложностей у учёных было с определением прототипа Добрыни Никитича. Добрыня — заметная фигура во многих летописях. Он крупный русский полководец и политик конца 10 века,

дядя Владимира, брат его матери Малуши. Летопись вспоминает о

Добрыне довольно часто. Так, например, сообщается о том, как Добрыня помог своему племяннику Владимиру укрепиться князем в Новгороде. Он посоветовал новгородцам просить на княжение Владимира, а те сочли его совет благоразумным. В 970 году Святослав посылает своего младшего сына княжить в Новгороде, а регентство вручает Добрыне, и тот много лет правит городом.

В 980 году Владимир становится великим князем Киевским и назначает Добрыню посадником в Новгороде.

Алёша Попович.

У былинного Алёши Поповича целых два прототипа. Из былин мы знаем: Алёша прославился тем, что победил двух чудовищ –Тугарина Змеёвича и Идолище Поганое, которые посягнули на независимость Руси. Учёные даже определили даты обоих подвигов.

День гибели Тугарина Змеёвича – 19 июля 1096 года. Тугарин – фигура фантастическая; вроде бы человек, но великан. «Роста трёхсаженного, шириной в два охвата, промеж глаз калена стрела умещается. Он пойло пьёт – по ведру берёт, по целому быку он закусывает». По былинам, ещё и наполовину змей. Наука давно сблизила былинного Змея Тугарина, несмотря на элементы фантастики в его облике, с конкретным историческим лицом – половецким ханом Тугарканом, убитым во время его похода на Русь.

Его звали Змеёвичем, потому что он принадлежал к династии Шару-канидов, которая полтора века участвовала в набегах, терзавших Русь, а имя Шарукан в переводе с половецкого означает «змей». Имя Змей у половцев было не бранным, а похвальным, русские переосмыслили его. Тугаркан Шаруканид превратился у русских в Тугарина Змеёвича. Но если Змей Тугарин – человек, то и победитель его тоже человек. Кто же этот русский богатырь? Имя его нашлось в летописях. Это некий ростовский богатырь Александр Попович. В старину имя Алёша было уменьшительным не только от Алексея, но и от Александра. Поповичем он прозывался потому, что был сыном ростовского попа. Однако по духовной части не пошёл, стал княжеским дружинником и отличился в сражениях, поэтому имя его и попало в летописи.

Идолище Поганое тоже существо необычное. «Ездило Идолище под облаком, шибало свою палицу стопудовую»,- вот как представляет его былина. Идолище было убито в 1095 году. Учёные обратили внимание на тот факт, что Алёша в былине убивает Идолище не на поле брани, а в княжеском дворце. Такой случай произошёл в 1095 году в Переславле. Сражённым во дворце чужеземцем, как повествует летопись, был знатный половчанин по имени Итларь. Изначально былины называли его пренебрежительно Итларище. Но шли столетия, и имя половчанина изменилось на Идолище, что превратило реальную историческую фигуру в сказочный персонаж. Человек, сразивший Итларя, также назван в летописи — это боярский сын Ольберг Ратиборович. Он занимал в дружине князя не последнее место. Гораздо позже язы-ческое имя Ольберг вышло из употребления и было заменено в былине на сходное христианское имя Алёша.

Проникнув в поэтическую основу народного эпоса, В.М.Васнецов

возродил в картине «Богатыри» облик Древней Руси, образы истинно национальные, исполненные красоты и мощи.

А теперь представим себе древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее утро. Из ворот выезжает могучий всадник на таком же могучем коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На нём…

— Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу? (Рассказ

учащегося, сопровождаемый показом слайдов).

Снаряжение богатыря.

Основное вооружение богатыря – меч и щит. Всем вам хорошо знакомо слово МЕЧ – обоюдоострый клинок. Вначале он был рубя-щим и колющим оружием. Мечи конников делались с изогнутым концом. В одной из былин об Илье Муромце читаем : «А тут мечом Илюша подпоясался». Как понимать эти слова? Можно ли подпоясаться мечом? Подпоясаться мечом, естественно, нельзя.

Меч можно было лишь подпоясать, то есть привязать к ремню.

Один из предметов воинского вооружения — ЩИТ. Это средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский

обычай связан со щитом? Укрепление щита в стене неприятеля является символом победы над врагом. Щит в древности(10-13 века) имел форму эллипса и изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест-накрест проходили металлические полосы (обычно железные). Оковывались и края щитов. В центре щита укреплялась выпуклая металлическая бляха, которая называлась УМБОНОМ. К концу 14 века деревянные щиты заменились круглыми металлическими щита-

ми. К началу 16 века эти щиты вышли из употребления. Из чего были сделаны щиты, которыми пользовались русские богатыри? Щиты бо-

гатырей были не деревынные, а из слоновой кости. Возможно, что

щиты отдельных знатных людей и могли изготавливаться из дорогих

материалов, в частности, и из кости.

Ещё один предмет воинского вооружения – ЛУК со СТРЕЛАМИ .

ЛУК – вид оружия ( простой лук представлял собой симметрично

обточенную палку из твёрдой и гибкой породы дерева – вяза, ясеня).

В былинах со словом лук часто использовался постоянный эпитет РАЗРЫВЧАТЫЙ. С чем это связано? Определяет качество лука его крепость. Хороший лук при опускании натянутой тетивы способен

разрывать воздух и издавать резкий звук. Чехол для лука называется

НАЛУЧ. Сумка для хранения стрел – КОЛЧАН. Богатырь обязательно возьмёт с собой в дорогу лук с налучием и стрелы с колчаном. Каким

одним словом можно назвать все эти предметы? СААДАК.

Тело богатыря защищала КОЛЬЧУГА – рубашка, сплетённая из

железных колец для предохранения тела от поражения металлическим оружием. Колец в кольчуге было очень много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг. Знаете ли вы синонимы к слову кольчуга? Её ещё называли ПАНЦИРЕМ, БАЙДАНОЙ.

Голову богатыря защищал ШЛЕМ – один из распространённых

видов воинских металлических наголовий древности. Навершие на шлеме (ШИШАК) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку; сила удара уменьшалась, и лишь

в редких случаях дело оканчивалось смертью человека. Обычно воин получал лишь контузию, что называлось ОШЕЛОМИТЬ, то есть «нанести неожиданный удар». Сейчас это слово имеет несколько иное значение – «крайне удивить, внезапно озадачить». Чем шлем русского богатыря отличался от шлема зарубежного рыцаря? Основная особенность русского шлема – его коническое окончание, называемое НАВЕРШИЕМ. К шлемам прикреплялись металлические сетки БАРМИЦЫ, закрывавшие уши, шею, плечи.

Непременные атрибуты богатырского снаряжения: КОПЬЁ

или РОГАТИНА, ПАЛИЦА, БУЛАВА. КОПЬЁ- колющее металлическое оружие на древке. Наконечник копья железный или булатный (стальной) 15-20 см длиной. Разновидность копья с более широким, тяжёлым, обоюдоострым наконечником – РОГАТИНА. ПАЛИЦА —

деревянная дубина с утолщённым концом. БУЛАВА – усовершенство-

ванная палица (палица булатная, или стальная): на коротком древке укреплена металлическая головка в виде шара. Служила для поражения защищённой шлемом головы воина.

7. УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

8. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.

План сочинения по картине.

1. Вступление ( о художнике).

2. Основная часть:

а) Передний план (ближе к зрителю):

Богатыри : внешний вид – позы, лица, одежда, вооружение.

Чем похожи богатыри? Что их отличает?

infourok.ru

Пишем сочинение по картине Три богатыря: описание и характеристика

Наиболее известным сокровищем мировой живописи, народным шедевром, хранящимся в собрании Третьяковской галереи, считается картина Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». На полотне художник изобразил трех былинных богатырей Руси, имена которых известны каждому россиянину. Работа над созданием картины продолжалась почти 30 лет и была завершена в 1898 году. Ее приобрел коллекционер и меценат Павел Третьяков.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Мой мир

Описание этапов работы

Знаменитый русский художник В.М. Васнецов написал огромное количество картин на фольклорную тематику, где за основу сюжета приняты народные сказки, легенды, предания.

При любом упоминании его имени тут же перед глазами встают Иван-царевич верхом на Сером Волке, нежно обнимающий Елену Прекрасную, тоскующая у пруда Аленушка, строгий и величественный Илья Муромец.

Возвращение в список контрольных материалов такой формы, как сочинение, порождает потребность у школьников приобретать навыки приемов его написания.

Сочинение по картине известного художника – один из распространенных способов обучения выполнению подобных заданий, который применяется специалистами-педагогами. Письменную работу по картине ученики должны написать во время обучения на средней ступени школы.

Как пишется сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

Согласно правилам, сочинение-описание по картине обязательно включает:

  • общее описание художественного полотна;
  • отдельные характеристики каждого из трех богатырей;
  • описание природы в качестве отдельного самостоятельного персонажа.

Начать следует с небольшого вступления, где обозначить тему и цель будущей работы. Можно кратко остановится на обстоятельствах создания художественного полотна и его авторе.

В первой части сочинения необходимо дать подробный ответ: кто изображен на картине Васнецова «Три богатыря». Сочинение-описание по картине Васнецова должно содержать краткую историческую справку о создании холста. Выглядит этот раздел следующим образом:

Свою картину, служащую визуальным олицетворением истинного русского духа, Виктор Михайлович писал под впечатлением от былинного устного народного творчества. Эксперты считают ее пиком творчества художника. Работа заняла определенный временной промежуток. Существуют несколько предварительных набросков, включая знаменитый набросок маслом, подаренный Поленову, владельцу художественной мастерской.

Это интересно: Описание осеннего пейзажа: сочинение по картине Левитана Золотая осень

Центральными фигурами холста являются три могучих богатыря. Это главные герои народного эпоса, русских сказок, мультипликационных и художественных фильмов:

  • Илья Муромец,
  • Добрыня Никитич,
  • Алеша Попович.

Автор достаточно ярко передал основные особенности характеров легендарных богатырей. Их основные черты прослеживаются в большинстве разнообразных фольклорных источников. Повествование можно поделить на три раздела, каждый из которых будет посвящен одному из богатырей.

Илья Муромец

На картине Васнецова богатыри расположены в центральной части полотна, посредине — фигура самого известного героя, которому посвящено значительное число былин и сказаний – русского богатыря Ильи Муромца.

Он взрослее, опытнее, мощнее физически двух других воинов. Илья Муромец — выходец из простого крестьянского народа не может похвастать богатым снаряжением.

НА картине мы не увидим на нем богато украшенных наручей или дорогой кольчуги. Простые рукавицы, старенькие пыльные сапоги – свидетельствуют о небольшом достатке.

Зато Илья Муромец невероятно силен и хорошо вооружен: мощные копье со щитом, тяжелая палица, свисающая с руки, массой явно превосходящая классическую пудовую мерку, большой колчан со стрелами – сомнительно, что все это сможет удержать изнеженный юноша.

Под стать всаднику богатырский конь. На него Илья Муромец явно тратит все имеющиеся средства: конская сбруя изготовлена из металла, а не обычной кожи, хороша и богата. Илья уверенно сидит на коне, но в то же время, несколько расслабленно: стремена висят свободно. Но зритель чувствует, что достаточно малейшего сигнала об опасности, как русский богатырь бросится в смертный бой. Илья Муромец на картине не спеша осматривает окрестности, заслонив глаза рукой от солнечных лучей.

Конь вместе со всадником составляют своеобразный монумент, символизирующий единство народа, готового биться за Русь с потенциальными захватчиками. Грозное спокойствие всем своим видом демонстрирует Илья Муромец.

Важно! Сочинение призвано подчеркнуть основное сходство былинного воина Ильи Муромца с духом народным, который сломить трудностями невозможно.

Добрыня Никитич

По правую руку от Ильи Муромца художник поместил богатыря, который является выходцем из других социальных слоев – Добрыню Никитича. У Васнцова он примерно одного возраста с Ильей Муромцем, хотя многие народные сказания предпочитают говорить о молодости и горячности Добрыни. Княжеские корни богатыря подразумевают определенный уровень благосостояния.

Добрыня щеголяет дорогими нарядами. Притягивают взгляд шитый золотом кафтан, добротные новые сапоги и богатый шлем, снабженный защитной сеткою. Золотом украшены цепь и крест православный, ножны с рукоятью меча богатырского. Щит красного цвета, декорированный сверкающими заклепками, тоже должен стоить дорого.

Это интересно: Повесть Гранатовый браслет: анализ произведения

Меч Добрыня Никитич держит наполовину вынутым из ножен: он не потратит ни одной лишней секунды, если придет нужда обороняться. Хорош также белый рысак с роскошной гривою. Оба они напряженно ожидают беды, в любой миг готовы пуститься вскачь.

Сочинение про Добрыню и его подвиги можно написать отдельно. Это сам по себе интересный образ русского фольклора.

Алеша Попович

С правой стороны холста, по левую руку от Ильи Муромца, красуется самый молодой и романтичный из героических русских воителей. Это приемный сын обычного ростовского батюшки, которого народ кличет Алешей Поповичем.

Нет в нем той физической мощи былинной, которая характерна для его собратьев. Но зритель невооруженным глазом отмечает, что храбрости, находчивости со смекалкой молодому человеку не занимать.

Основными чертами, характеризующими Алешу Поповича, являются не столько сила, сколько ловкость и хитрость. Смотрит молодой богатырь вдаль, вроде бы, мечтательно, но лук всегда держит в боевой готовности.

Рядышком виднеются гусли, чьи струны парень с удовольствием перебирает во время редкого отдыха. Алеша внешне красив. Одежда на нем достаточно дорогая.

Важно! Несмотря на нарочитую лиричность облика, чувствуется, что у Алеши Поповича несгибаемая воля, сила духа и преданность родной земле такая же, как у его товарищей — Ильи и Добрыни.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.

У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Завершение

Сочинение по картине можно дополнить важной мыслью о том, что художник Васнецов воплотил на ней мечту русского народа о мудрых и справедливых правителях, а также отважных и сильных защитниках. Именно такими являются Илья Муромец и Добрыня Никитич. Территория, заселенная русичами, длительное время привлекала внимание варварских племен, осуществлявших периодические набеги с целью грабежа. Но любые вражеские нападения достаточно успешно отражали княжеские дружины, разоренные селения вновь восстанавливались, Русь восставала из пепла.

uchim.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *