cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 7 класс биология тип плоские черви – Конспект урока по биологии «Тип плоские черви.» (7 класс)

Конспект «Тип Плоские черви» — УчительPRO

«Тип Плоские черви»

Плоские черви — двусторонне-симметричные животные. Часть из них — свободноживущие хищники, обитающие в морях и пресных водоемах, другие — паразиты позвоночных животных и человека, вызывающие различные заболевания. Размеры тела червей — от долей миллиметра до 10 м. Их тело удлиненное, вытянутое, сплюснутое в спинно-брюшном направлении. Тип включает три класса: Ресничные, Сосальщики и Ленточные.

Характерные черты типа:

1. Тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).
2. Двусторонняя симметрия тела, делящая тело на две зеркально подобные части.
3. Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок — мезодерму (трехслойные животные).
4. Стенку тела образует колено-мускульный мешок

. Тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.
5. Пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено соединительной тканью (паренхимой). Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.
6. Пищеварительная система состоит из двух отделов: 1) эктодермальной передней кишки, представленной ртом и мускулистой глоткой, способной у хищных ресничных червей выворачиваться наружу, проникать внутрь жертвы и высасывать ее содержимое, 2) слепо замкнутой энтодермальной средней кишки. Непереваренные остатки нищи выбрасываются через рот.
7. Выделительная система протонефридиального типа (с помощью протонефридиев жидкость из паренхимы направляется в каналы, открывающиеся выделительными порами наружу). Через выделительные поры выводится избыток воды и конечные продукты метаболизма (преимущественно мочевина).


8. Нервная система более концентрирована и представлена парным головным ганглием и отходящими от него продольными нервными стволами, соединенными кольцевыми перемычками. Такой тип организации нервной системы называется стволовым.
9. У всех плоских червей развиты органы осязания, химического чувства, равновесия, а у свободноживущих — и зрения.
10. Плоские черви — гермафродиты (за редким исключением). Оплодотворение внутреннее, перекрестное. Кроме половых желез (яичников и семенников), развита сложная система половых протоков, дополнительных желез. У пресноводных ресничных червей развитие прямое, у морских — с планктонной личиночной стадией. У паразитических червей (сосальщиков и ленточных червей) циклы развития сложные с наличием одной или нескольких личиночных стадий и сменой нескольких хозяев.


Таблица «Плоские черви»


Конспект урока «Тип Плоские черви«. Следующая тема: Тип Круглые черви

Тип Плоские черви

5 (99.57%) 141 vote[s]

uchitel.pro

Урок на тему «Тип Плоские черви. Белая планария». 7-й класс

Разделы: Биология


Цель: Изучить Тип Плоские черви.

Задачи:

1) Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации плоских червей
  • выявить черты высокой организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными
  • развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.

2) Воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;

3) Развивающие:

  • продолжить формирование работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы
  • совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблица “ Плоские черви”, раздаточный материал, учебник Захаров, Сонин “Биология. Многообразие живых организмов.7 класс”

Ход урока

I. Организационный момент: Вспоминаем тему прошлых уроков (был изучен Тип Кишечнополостные)

II. Проверка знаний: тест: (два варианта)

1 вариант

А1. Ответная реакция организма гидры на действие внешних раздражителей

  1. регенерация
  2. оплодотворение
  3. рефлекс
  4. почкование

А2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу

  1. моллюсков
  2. кишечнополостных
  3. ланцетников
  4. простейших

А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв

  1. одного
  2. двух
  3. трёх
  4. четырёх

А4. В состав эктодермы гидры не входит

  1. кожно-мускульные клетки
  2. стрекательные клетки
  3. нервные клетки
  4. пищеварительные клетки

А5. Между эктодермой и энтодермой гидры расположена

  1. опорная пластинка
  2. мезоглея
  3. гиподерма
  4. мезодерма

А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у гидры

  1. у рта и на подошве
  2. у рта и на стебельке тела
  3. у рта и на щупальцах
  4. у рта и на стенках кишечной полости

А7. К типу Кишечнополостные относится

  1. актинии
  2. асцидии
  3. офиуры
  4. голотурии

А8. Гидра обитает в

  1. пресных водоёмах с быстрым течением
  2. пресных водоёмах со стоячей водой
  3. опреснённых лиманах
  4. морях и океанах

А9. Самой крупной из известных медуз является

  1. цианея антарктическая
  2. корнерот
  3. крестовичок
  4. кассиопея

А10. Кишечная (гастральная) полость медуз

  1. простая мешкообразная
  2. разделённая на передний и задний отделы
  3. разветвлённая
  4. не выражена

В1. Выберите признаки относящиеся только к кищечнополостным животным

А) трёхслойное строение тела

Б) двусторонняя симметрия

В) двухслойное строение тела

Г) в цикле развития присутствует стадия полипа

Д) паразитирующие организмы

Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы мезодермы

2 вариант

А1. Образование молодых сифоидных медуз происходит в результате

  1. стробиляции
  2. почкования
  3. стагнации
  4. фрагментации

А2. Ранняя свободноплавающяя стадия развития медуз, вскоре после их образования, называется

  1. морулой
  2. эфирой
  3. нимфой
  4. планулой

А3. По способу питания медузы

  1. хищники
  2. паразиты
  3. фильтраторы
  4. растительноядные

А4. Коралловые рифы образуются

  1. в полярных морях
  2. в морях умеренных широт
  3. в тропических морях
  4. повсеместно в Мировом океане

А5. Для кораллов не характерно

  1. симбиоз с другими организмами
  2. образование стадии медузы
  3. почкование
  4. половое размножение

А6. Тело кишечнополостных

  1. не имеет клеточного строения
  2. состоит из одной клетки
  3. состоит из эктодермы, энтодермы и мезодермы
  4. состоит из эктодермы и энтодермы

А7. Лучевую симметрию имеет

  1. речная гидра
  2. планария
  3. ланцетник
  4. рачок дафния

А8. Стрекательных клеток нет у

  1. кольчатого червя нереиды
  2. гидры
  3. актинии
  4. медузы аурелии

А9. Ответная реакция на раздражение речной гидры возможна благодаря наличию

  1. нервной трубки
  2. нервной цепочки
  3. промежуточных клеток
  4. нервной сети

А10. Способность восстанавливать повреждённые и утраченные части тела либо целый организм из части называется

  1. дегенерация
  2. регенерация
  3. половое размножение
  4. рефлекс

В1. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны

А) обитание в толще морской воды 1) медузы

Б) обитание в полосе прибоя 2) коралловые полипы

В) образуют колонии

Г) не образуют колонии

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета

Ответы

1 вариант

А1А2А3А4А5А6А7А8А9А10
3
2
24231213

В1. В Г Е

2 вариант

А11А12А13А14А15А16А17А18А19А20
1213241142

В1. 1 А Г Е 2 Б В Д

Ниже предложены бланки ответов для учащихся, которые распечатываются и разрезаются

Кишечнополостные

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

Часть А

Номер вопроса12345678910
ответ          

В1 – три ответа в алфавитном порядке

III. Изучение нового материала:

1. Работа с текстом учебника: Учащиеся находят характеристику Типа Плоских червей. Учитель при необходимости дополняет.

Тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).

Впервые в животном мире у представителей этого типа развилась двусторонняя (билатеральная) симметрия тела, т. е. через тело можно провести только одну продольную плоскость симметрии, делящую его на две зеркально подобные части.

Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок — мезодерму. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.

Стенку тела образует колено-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.

Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток — паренхимой.Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.

2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом)

Системы органов белой планарии

Системы органоворганы
Пищеварительная системаРот, глотка, кишечник
Выделительная системапредставлена протонефридиями — каналами, слепо начинающимися в мезенхиме и по бокам тела;
Нервная система.состоит из одного-двух нервных узлов (ганглиев) в передней части тела и продольных нервных стволов, связанных поперечными кольцевыми перемычками
Органы чувств.Развиты слабо. Кожные реснички. Примитивные пигментные гдазки. Органы равновесия
Половая системаГермафродиты.Развиты половые железы и сложная система протоков
Дыхательная и кровеноснаяОтсутствуют.

3. Беседа с учениками об особенностях организации плоских червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении в плоских круглых червей по сравнению с кишечнополостными. В ходе беседы заполняется таблица:

Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей

Черты сходстваЧерты отличия
Пресноводная гидраБелая планария
1.МногоклеточныеДвухслойныеТрёхслойные
2. Хорошо развита регенерацияЛучевая симметрияДвусторонняя симметрия
3. Большую роль играет внутриклеточное пищеварениеНет органовЕсть ортанов
Диффузная нервная системаЛестничная нервная система
Нет кожно-мускульного мешкаЕсть кожно-мускульный мешок

4. Физминутка

5. Обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы общие признаки Плоские черви?
  2. Какие прогрессивные изменения произошли у Плоских червей в процессе эволюции?
  3. Чем сходны плоские черви и гидра?
  4. В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?

6. Закрепление материала

Дается задание на карточках. После выполнения задания идёт проверка.

Запишите номера названий органов и их частей, соответствующих определённой системе органов

Пищеварительная система_______________________

Выделительная система_________________________

Нервная система._______________________________

Половая система________________________________

1.Семенники

2. Ротовое отверстие

3. Глотка

4. Яичники

5. Кишка

6. Нервные стволы

7. Разветвлённые канальцы

8. Кожно-мускульный мешок

IV. Домашнее задание: Текст учебника до классов плоских червей

V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.

Представители Типа Плоские черви бывают свободноживущие и паразиты. Важнейшим их признаком является отсутствие полости тела, наличие двусторонней симметрии. Это трёхслойные животные. Имеет кожно-мускульный мешок Представители этого типа – гермафродиты.

13.02.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок+презентация по теме» Тип плоские черви»(7 класс)

Тема: Тип Плоские черви. Белая планария.

Задачи:

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

4.Познакомиться с новыми терминами: мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.

Средства обучения: Презентация урока, таблица « Плоские черви», ЦОР по биологии, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» — кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.

2.Индивидуальная устная проверка-опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.

Предполагаемый ответ:

  • Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

  • 1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

  • 2.клеточное строение

  • 3.гетеротрофное питание

  • 4.сходство процессов дыхания и питания

  • 5.сходство клеток внутреннего слоя с

  • строением простейших

Предполагаемый ответ:

  • Кишечнополостные животные:

  • 1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

  • 2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

  • 3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

  • 4. объекты опытов (регенерация и др.)

  • 5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)

Предполагаемый ответ:

  • 1.лучевая симметрия тела;

  • 2.двуслойность строения;

  • 3.наличие кишечной полости;

  • 4.примитивная нервная система;

  • 5.наличие стрекательных клеток;

  • 6.гетеротрофы, хищники;

  • 7.водная среда обитания

  • 8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.

II.Изучение нового материала

1.Общие сведения о Типе Плоские черви: двусторонняя симметрия тела, кожно-мускульный мешок. Объяснение понятия трёхслойность (рассказ учителя с использованием компьютерной презентации «Тип Плоские черви. Белая планария»).

2. Общие признаки плоских червей. Запись в тетради учащихся.

3. Места обитания, образ жизни и представители свободноживущих плоских червей в связи со средой обитания (сообщение учащихся с использованием слайдов из презентации урока

Сообщение учащегося (текст)

  • Планарии

  • Планарии — плоские черви (Platodes), которые принадлежат к классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria), к группе Triclada.

  • Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии — гермафродиты.

  • В северной и средней полосе СССР очень часто встречается молочно-белая планария (Dendrocoelum lacteum), самая крупная среди других (до 3 см), с совершенно белым телом, сквозь которое ясно просвечивает темный ветвистый кишечник (рис. 171). На голове можно различить пару глаз.

  • Еще более обыкновенна всюду в стоячих водоемах гораздо более мелкая бурая планария (Planaria torva) бурой окраски с закругленным головным концом, на котором также имеются два глаза. Часто встречается черная планария (Polycelis nigra) с закругленным головным концом, по краю которого сидит ряд глаз. Наконец, в текучих водах живет траурная планария (Planaria lugubris), также темного цвета, но отличающаяся своим характерным головным концом, который имеет вид тупого треугольника.

При ловле планарий следует захватить в сачок побольше водных растений, которые и подлежат внимательному осмотру

  • Тем не менее, начинающие очень часто не замечают планарий вследствие их малых размеров, неяркой окраски и медленных движений. Исключение представляет молочно-белая планария, которая обыкновенно бросается в глаза своим цветом. Чаще всего планарий можно найти на нижней стороне плавающих листьев кувшинки.

  • Ползая под водой по твердым предметам, червь движется вперед чрезвычайно плавно, медленно и равномерно, точно плывет, без всяких видимых усилий. Причиной такого своеобразного движения являются покрывающие тело животного реснички, которые невидимы невооруженным глазом. Планарии выделяют обильную слизистую массу, обволакивающую предметы, на которых они сидят. При движении реснички упираются в эту слизистую ленту, толкая тело животного вперед. Мелкие виды могут, кроме того, свободно плавать при помощи веслообразных ударов ресничек о воду.

  • Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки. Кишечник имеет чрезвычайно разветвленную форму, которую особенно хорошо можно наблюдать у молочно-белой планарии, если смотреть на нее в лупу в проходящем свете.

  • Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.

4. Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.

Общие признаки

Различия

Кишечнополостные

Плоские черви

5.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Появление тканей и органов. Половое размножение. Регенерация планарии.

Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам презентации)

III. Закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся по таблице «Внутреннее строение белой планарии».

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

1.

2.

3.

4.

Предполагаемая заполненная таблица:

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

1.нервная

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

2

пищеварительная

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

3. выделительная

Пламенные клетки,

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

4.половая

Семенники-трубчатые семяпроводы.

Парные яичники-яйцеводы

Размножение, увеличение численности

IV. Домашнее задание

1.Изучить § учебника, ответить устно на вопросы после §.

2.Выписать определения в тетрадь: «гермафродит», «паренхима», «кожно-мускульный мешок».

infourok.ru

Конспект урока по биологии на тему «плоские черви (7 класс)

  • Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

  • II. Изучение нового материала.

  • — Кто такие паразиты?

  • Паразиты(греч. Parasitos – нахлебник, тунеядец) – существа, питающиеся за счет других организмов растительного или животного мира (называемых хозяевами) и временно или постоянно пребывающие на них или в них.

  • Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

  • Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

  • 1) Работа с текстом. Заполнение таблицы «Общая характеристика классов плоских червей»

    Строение тела
  • Органы и системы органов

    1. Класс Ресничные

    1. Класс Сосальщики

    1. Класс Ленточные черви

    1. Среда обитания.

    1. Свободноживущие.

    1. Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре.

    1. Паразитируют в кишечнике человека и животных.

    1. Строение тела.

    1. Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты.

    1. Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы.

    1. Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики.

    1. Нервная система.

    1. Представлена нервными узлами, мозговыми ганглиями, нервными стволами.

    1. Отсутствует.

    1. Отсутствует.

    1. Органы чувств.

    1. Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки.

    1. Отсутствует.

    1. Отсутствует.

    1. Пищеварительная система.

    1. Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие.

    1. Есть кишка.

    1. Отсутствует.

    1. Выделительная система.

    1. Разветвленные канальцы, заканчивающиеся в паренхиме звездчатыми клетками.

    1. Хорошо развита.

    1. Хорошо развита.

    1. Дыхательная система.

    1. Дышат всей поверхностью тела.

    1. Отсутствует.

    1. Отсутствует.

    1. Кровеносная система.

    1. Отсутствует.

    1. Отсутствует.

    1. Отсутствует.

    1. Половая система.

    1. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники.

    1. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники.

    1. Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники. Образуется огромное количество яиц.

  • 2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

  • (Рассказ ученика о цикле развития печеночного сосальщика.)

  • Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У

  • сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей – 0,3 мм–7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

  • Схема развития сосальщика через смену хозяев и чередование поколений

  • Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение. Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина – позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь.

  • 3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

  • (Рассказ ученика о цикле развития бычьего цепня.)

  • Класс Ленточные черви.

  • Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.

  • Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

  • 4) Приспособления к паразитизму.

  • (Устная работа.)

  • 5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

  • Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

  • Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок. Обильная глистовая инфекция может закрыть общие желчные и кишечные протоки, что приводит к редким и затрудненным испражнениям.

  • Понос. Ряд паразитов, особенно протозойные, производят гормоноподобные вещества, ведущие к потере натрия и хлоридов, что, в свою очередь, приводит к частым водянистым испражнениям. Таким образом, понос при паразитической инфекции является функцией паразита, а не попыткой организма избавиться от присутствующей в нем инфекции или неправильного питания.

  • Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам. Проблема может усугубиться при потреблении трудно перевариваемых продуктов типа фасоли или сырых фруктов и овощей.

  • Гастрокишечный синдром. Паразиты могут раздражать и вызывать воспаление стенок кишечника, что ведет к целому ряду гастрокишечных симптомов и незначительному усвоению жизненно необходимых питательных и особенно жировых веществ. Такое малое усвоение ведет к твердому калу и избытку жира в кале.

  • Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах. Когда это происходит, человек испытывает боли, которые часто считают следствием артрита. Боли и воспаления суставов и мышц являются также результатом травмирования тканей, причиненного некоторыми паразитами, либо иммунной реакцией организма на их присутствие.

  • Аллергия. Паразиты могут раздражать, а иногда даже и пробивать оболочку кишок, что повышает риск проникновения в них крупных не переваренных молекул. Это может активизировать иммунный отклик организма в виде производства повышенных доз эозинофилов – одного из типов защитных клеток организма. Эозинофилы могут способствовать воспалению тканей организма, что приводит к аллергической реакции.

  • Проблемная кожа. Кишечные паразиты могут вызывать крапивницу, сыпи, экзему и другие кожные реакции аллергического характера. Язвы кожи, опухоли и болячки, папилломы и дерматиты могут быть результатом присутствия простейших микроорганизмов.

  • Анемия. Некоторые виды кишечных глистов присасываются к слизистой оболочке кишок и высасывают питательные вещества у хозяина. Находясь в большом количестве, они могут вызвать достаточно большую потерю крови, что приводит к недостатку железа (анемии). Анемию вызывает трихомонада и другие микропаразиты, которые питаются клетками крови. Трихомонада может питаться сперматозоидами, что вызывает импотенцию.

  • Гранулемы. Это опухолеобразные массы, обволакивающие разрушенные яйца паразитов. Чаще всего они образуются на стенках прямой и толстой кишки, но могут образовываться так же и в легких, печени, брюшной полости и матке.

  • Нервозность. Отходы обмена веществ и токсические вещества паразитов могут раздражать центральную нервную систему.

  • Нарушение сна. Частые пробуждения среди ночи, особенно между 2 и 3 часами ночи, тоже могут являться результатом попытки организма избавиться от токсических веществ через печень. Нарушения сна могут быть спровоцированы также ночным выходом некоторых паразитов через задний проход, что приводит к неприятным ощущениям и зуду. Одна из причин геморроя – развитие паразитов (остриц) под слизистой оболочкой прямой кишки.

  • Скрежетание зубами. Бруксизм – ненормальное скрежетание зубами, сжатие зубов и трение ими часто сопровождают паразитические инфекции. Эти симптомы особенно заметны у спящих детей.

  • Хроническая усталость. Симптомы хронической усталости включают в себя слабость, жалобы на гриппоподобные симптомы, апатию, депрессию, потерю концентрации внимания и плохую память. Эти симптомы могут быть вызваны паразитами, которые создают анемию, интоксикацию, недостаток питательных веществ в организме.

  • Иммунные нарушения. Паразиты ослабляют иммунную систему, понижая выделение иммуноглобулина А.

  • В числе ярких признаков присутствия паразитов в организме могут входить также следующие нарушения: увеличение веса, плохой привкус во рту и запах изо рта, астма, диабет, эпилепсия, чрезмерный голод, потеря веса, прыщи, мигрени и даже самые частые причины смерти: сердечно-сосудистые заболевания и рак. Например, профессор Хильда Кларк в своей книге «Лекарство от всех раков» утверждает, что многие раковые заболевания вызваны паразитом фасциолопис Буски. «Если пациента избавить от этих паразитов, то и опухоли тоже исчезнут».

  • — Как уберечь себя от заражения паразитическими червями?

  • Беседа с учащимися.

  • III. Закрепление изученного материала.

  • infourok.ru

    Урок биологии 7 класс по теме » Тип Плоские черви»

    Биология 7 класс урок 12

    Тема урока « Тип Плоские черви»

    Цели:
    дать общую характеристику типа плоских червей,

    изучить особенности их строения и жизнедеятельности; сформировать понятия о системах органов; раскрыть особенности строения ресничных червей на примере Белой планарии.

    Цель и ожидаемые результаты:

    Должны знать, понимать : понятие системы органов, общую характеристику типа плоских червей, классификацию типа плоские черви, особенности строения.

    Применять: Определять отличительные особенности между типом кишечнополостные и плоские черви.

    Анализировать: представителей типов кишечнополостных и плоских червей (Гидра, Белая планария)

    Синтезировать: учащиеся формулируют ответ на ключевой вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»


    Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, раздаточный материал, стикеры, учебник для 7 класса, 3-е издание, переработанное , авторы — К. Кайым, Р. Сатимбеков, А. Аметов , Ж.Кожантаева, Алматы «Атамұра», 2012 г.
    Тип урока: комбинированный.
    Форма работы : групповая

    Ход урока :

    Активные методы и формы обучения

    1. Распределение по группам « Фрукты» ( на столах лежат фрукты, учащиеся берут любой фрукт, который нравится, а затем учитель предлагает учащимся сесть по группам – яблоки, груши и тд..)

    2. Проверка знаний ( задание на слайдах)

    3. Запись темы в тетрадь.

    4. Задание для группы . Работа с текстом (раздаточный материал № 1) – 3 мин. Ответить на вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?».

    Изучение новой темы :

    1. Совместное обсуждение и постановка целей урока.

    2. Обсуждение критериев оценивания. Сегодня на уроке мы с вами работаем по- новому, используем листы самооценивания (раздать каждой группе )

    3. Работа с дополнительным материалом (раздаточный материал № 2) -5 мин.

    4. Работа с таблицей. Прочитать текст учебника – параграф 38 и заполнить таблицу (стр 149) Отвечают на ключевой вопрос «Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»

    5. Стратегия «Карусель» (по часовой стрелке идут в гости к соседней группе, изучают таблицу, ставят плюс- согласны , ! – не согласны, потому-что… ( 3 мин). Возвращаются и анализируют полученные результаты ( 3 мин.)

    1. Обратная связь – фронтальный опрос (за каждый правильный ответ ученик получает дополнительный балл)

    Как называется раздел зоологии, посвященный изучению паразитических червей ? ( гельминтология)

    1. Где встречается белая планария? (В канавах, ручьях, прудах, реках и озерах)
      2. Какова форма тела белой планарии? (Передний конец тупой. Задний конец тела заострен)
      3. Какова окраска белой планарии? (Тело планарии прозрачно. Окраска планарии кажется белой.)
      4. Что расположено на переднем конце тела? (На переднем конце сверху видны два темных глаза)
      5. Чем покрыто тело планарии? (Ресничками, слизью)
      6. Как передвигается планария? (Благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела)
      7. Как происходит газообмен у плоских червей ? ( Через всю поверхность тела)

    8. Как называется промежуточный клеточный слой ? ( мезодерма)

    9. Почему Плоские черви получили свое название? (Тело плоское , часто в форме листочка или ленты)

    10 . Почему представители типа плоские черви являются более высокоорганизованными организмами ?»

    Завершаем опрос ключевым вопросом и озвучивают 1 ответ от всей группы .

    Закрепление (слайд 11.12,13)

    Записываем домашнее задание – параграф 38, составить 3 вопроса по теме

    « Плоские черви»

    Оценивание: Ребята, а сейчас –оцените свою работу на уроке- дайте себе объективную оценку (заполняют лист самооценивания)

    Рефлексия «Мое мнение » на стикерах пишут «Хорошо ли я усвоил тему урока? Почему?»

    Раздаточный материал №1 (для всех групп)

    Черви-двусторонне-симметричные многоклеточные организмы. Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
    Трехслойные животные имеют органы .( Орган — часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (система органов — группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

    Плоские черви объединяют более 15 тысяч видов. Они живут в пресной и соленой воде. Ползая по камням. Растительным остаткам и листьям. Тело у них плоское, в форме листочка либо в виде ленты. Поэтому они и названы плоскими. У ленточных червей все тело, кроме цельной головной части , состоит из члеников. Плоские черви отличаются от кишечнополостных тем, что тело у них не двух-, а трехслойное. Между эктодермой и энтодермой появляется промежуточный клеточный слой – мезодерма, из которой образуются различные органы и системы органов. У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
    Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы.

    Раздаточный материал №1 (для всех групп)

    Черви-двусторонне-симметричные многоклеточные организмы. Двусторонняя симметрия характерна для подвижных животных. Органы тела лежат симметрично относительно плоскости, разделяющей тело на правую и левую половины. В связи с подвижным образом жизни обособляются передний и задний концы тела. На переднем конце сосредоточены органы чувств (зрения, обоняния, слуха и др.)
    Трехслойные животные имеют органы .( Орган — часть тела, имеющая определенное строение, расположение и выполняющая определенные функции). Органы объединены в системы органов (система органов — группа органов, выполняющих общие функции). Благодаря появлению органов и систем органов процессы жизнедеятельности усложнились.

    Плоские черви объединяют более 15 тысяч видов. Они живут в пресной и соленой воде. Ползая по камням. Растительным остаткам и листьям. Тело у них плоское, в форме листочка либо в виде ленты. Поэтому они и названы плоскими. У ленточных червей все тело, кроме цельной головной части , состоит из члеников. Плоские черви отличаются от кишечнополостных тем, что тело у них не двух-, а трехслойное. Между эктодермой и энтодермой появляется промежуточный клеточный слой – мезодерма, из которой образуются различные органы и системы органов. У всех типов червей имеется кожно-мускульный мешок. Это стенка тела, образованная кожным эпителием, образованным из эктодермы, и слоями мышц. Слои мышц расходятся в разных направлениях, что обеспечивает разнообразные движения животных. Под эпителием идет слой кольцевых мышц, под ним – слой продольных мышц, глубже – слой косых мышц. У некоторых червей развиты не все слои мышц.
    Мышечные слои развиваются из третьего зародышевого слоя – мезодермы.

    Раздаточный материал № 2 (для всех групп)

    Белая планария – представитель ресничных червей.

    Внутреннее строение и размножение белой планарии.

    Цель: изучить особенности внутреннего строения и размножения белой планарии как типичного представителя типа Плоские черви

    Тело планарии прозрачно. Сквозь кожно-мускульный мешок просвечивает кишечник. Окраска планарии кажется белой.
    Планария — достаточно подвижное животное. Она может ползать по субстрату благодаря сокращению мышц и биению ресничек на поверхности тела (они в лупу не видны) Плавности скольжения планарии по субстрату способствует слизь, выделяемая кожными железами. Она же способствует прикреплению к субстрату. Слизь ядовита, поэтому планариями никто не питается. Сами же прожорливые хищницы нападают на личинок комаров, водяных осликов и других водных беспозвоночных животных
    Кожно-мускульный мешок белой планарии имеет типичное строение.
    ^

     Пищеварительная система состоит из ротового отверстия в передней части брюшной стороны, глотки, которая может высовываться, и трех ветвей кишечника, которые ветвятся и заканчиваются слепо. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот. Несмотря на наличие кишечника, переваривание пищи происходит преимущественно в клетках, образующих его стенки. Основной пищей белой планарии являются мелкие рачки, но она также может питаться гидрами и другими беспозвоночными.

    ^ Нервная система представлена скоплениями нервных клеток в передней части тела – мозговыми ганглиями (нервными узлами). У планарии два нервных узла, соединенных между собой. Узлы расположены на головном конце тела. От нервных узлов отходят нервные стволы, которые тянутся вдоль тела. Нервные стволы образованы отростками нервных клеток ганглиев и нервными клетками, рассеянными вдоль стволов. Нервные стволы соединяются поперечными перегородками . От нервных стволов в бок отходят нервные ответвления. Такой тип нервной системы называется узловой.

    Выделительная система представлена системой каналов, залегающих в паренхиме. Каждый канал начинается особой крупной клеткой с пучком ресничек. Реснички колеблются, словно пламя свечи, поэтому их называют «ресничное пламя». В результате колебания ресничек ток воды с растворенными ненужными веществами из паренхимы попадает в каналец. Канальцы многих клеток соединяются в пучки, образуя трубочки. Они открываются наружу порой. Подобные органы выделения получили название протонефридии.

    Белая планария через протонефридии выводит не только продукты жизнедеятельности клеток, но и лишнюю воду (сравни с работой сократительных вакуолей простейших).

     Половые органы планарии представлены мужскими и женскими (гермафродит ). Мужские половые органы состоят из пузырьковидных семенников, от которых отходят семяпроводы. Семяпроводы сливаются и образуют семенной пузырь, от него начинается семяизвергательный канал. Женские органы состоят из двух яичников, лежащих в передней части тела, от которых начинаются яйцеводы. При оплодотворении две особи обмениваются спермой. Оплодотворение у белой планарии внутреннее. Это значит, что слияние половых клеток происходит в организме.
    Зигота покрывается плотными оболочками и преобразуется в кокон. Коконы прикрепляются к различным подводным предметам. Из них выходят молодые планарии, похожие на взрослых животных. Это так называемое прямое развитие, т.е. из яйца выходит не личинка, а маленькая планария. После откладки яиц взрослые особи погибают. Обратите внимание, что, несмотря на то, что планарии гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Это способствует большей изменчивости, повышает жизнеспособность молодых особей.
    Планарии могут размножаться бесполым путем, делясь поперечными перетяжками на несколько частей. Каждая часть регенерирует до целой особи.

    kopilkaurokov.ru

    Урок биологии в 7 классе по теме «Плоские черви

    урок биологии в 7 классе с использованием УМК Н.И. Сонина Тема урока: «Плоские черви — паразиты»

    Тема

    Плоские черви — паразиты

    Целевые ориентации урока

    Личностные:

    формировать познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы;.

    Предметные:

    сформировать знания о паразитических плоских червях, их образе жизни, развитии, размножениии и определить меры борьбы с ними, познакомиться с новыми терминами ипонятиями.

    Метапредметные:

    давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации.

    Тип урока

    Комбинированный

    Основное содержание темы

    Основные признаки плоских червей – паразитов; печёночный сосальщик – типичный представитель класса сосальщиков, особенности его размножения и развития; черты организации и жизнедеятельность ленточных червей; бычий цепень; вред наносимый плоскими червями и меры профилактики.

    Термины и понятия

    Кутикула, эндопаразиты, присоски, основной хозяин, промежуточный хозяин, финна, первичная полость тела, гермафродиты, половой диморфизм, паренхима, цикл развития

    Планируемые результаты

    Личностные

    — формирование познавательных интересов;

    — формирование личностного отношения к изучению материала;

    — осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

    — осознание ценности живых объектов.

    Метапредметные

    Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

    Регулятивные:ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, умение работать в группе, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

    Предметные

    Ученик должен знать:

    особенности строения плоских червей;

    понятия: первичная полость тела, гермафродиты, половой диморфизм, паренхима, цикл развития;

    Ученик должен уметь:

    составлять сравнительную таблицу; путём анализа материала восстанавливать недостающие части.

    Организация образовательного пространства

    Межпредметные связи

    Ресурсы

    Формы работы

    химия (химические вещества),

    физика (диффузия)

    Информационный материал: видеофрагменты, карточки с заданиями, рисунки учебника.

    Демонстрационный материал: таблицы по темам «Тип плоские черви», «Класс ленточные черви, класс сосальщики»

    Интерактивный материал: Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина (издательство ООО «Дрофа»)

    Раздаточный материал: карточки с биологическими задачами (Приложение 1), инструктивные карточки (приложение 2).

    фронтальная

    индивидуальная

    групповая

    ТЕХНОЛОГИЯ УРОКА

    I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание: Проверка готовности рабочих мест.Создание положительного настроя учащихся на урок.

    Учитель:А девизом нашего урока будут такие слова:

    Думать – коллективно!

    Решать – оперативно!

    Отвечать – доказательно!

    Аргументировать – старательно!

    Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Предлагает детям вспомнить пройденный материал, демонстрирует иллюстрации:

    — Ребята, давайте вспомним, каких животных относят к группе червей.

    — Каковы особенности жизни плоских червей.

    — Какое строение они имеют.

    — Какие классы различают в типе Плоские черви.

    — Каковы особенности строения и образа жизни ресничных червей.

    Учащиеся вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы.

    — Ребята, вы сказали, что в типе плоских червей различают 3 класса. Мы познакомились с одним классом «Ресничные черви».

    — Значит, сегодня мы будем знакомиться …

    Учащиеся: Называют: сосальщиками и ленточными червями.

    Учитель: Подводит детей к самостоятельной постановке цели и путей её достижения.

    — Как выдумаете, какое отношение к изучению темы нашего урока имеют предметы, лежащие на столе у учителя? (веревка, магниты, крючки, лупа)

    Думают, высказывают предположения, приходят к выводу, что паразиты имеют различные размеры и приспособления для удерживания в теле жертвы.

    Записывают тему урока в тетрадь.

    — А что вам известно о червях паразитах? Что бы вы хотели о них узнать?

    Высказываются. Задают вопросы, которые учитель записывает на доске.

    — Таким образом, вы сами сформулировали цель и задачи урока. На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в течение нашего урока.

    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    Учитель: Впервые с понятием паразитизм мы столкнулись при изучении представителей царства Прокариоты, но с таким количеством механизмов приспособлений к жизни внутри другого организма мы ознакомились при изучении темы «Плоские черви».

    Паразитизм – форма межвидовых отношений; сожительство разных организмов, один из которых является паразитом, а другой — хозяином. Различают наружный, внутренний, случайный (факультативный) и обязательный (облигатный) паразитизмы.

    От греческогоParasitos – нахлебник.

    Учащиеся:Записывают определение в тетрадь.

    Учитель демонстрирует отрывки видеоматериалов по данной теме.

    Для более детального ознакомления с явлением паразитизма учитель предлагает решить творческие ситуационные задачи.

    Деление класса на группы. Раздача карточек и с заданиями(Приложение 1).

    Краткие комментарии

    -изучить содержание соответствующего параграфа учебника;

    — вспомнить материал видеофрагментов;

    — выбрать спикера, который представит данный материал группам.

    Работа в группах Обсуждение результатов работы каждой группы, оформление органайзера.

    Класс заранее поделён на три группы. У каждой группы своя задача. Учащиеся в группе ведут обсуждение полученного задания («мозговой штурм»). Затем один из учащихся (спикер) рассказывает о совместном решении.

    Возможны краткие ответы: 1.Сдать анализ мочи кала на наличие азотосодержащих компонентов и яиц гельминтов в экскрементах. Симптомы указывают на воспаление печени.2. Диагноз – бычий цепень, что можно выявить по наличию яиц в мышечной массе животного. Необходимо направить указание о проверке всего поголовья скота той местности, откуда идёт поставка мяса. Данную партию уничтожить.3. Судя по источнику заражения речь идёт об эхинококке. Обследование всего поголовье на наличие гельминта, а также исследовать кожный покров собак.

    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    Согласно ответу на изобретательскую задачу группе выдаётся инструктивная карточка из Приложения 2.

    Каждая карточка содержит свой круг вопросов по данному случаю.

    Работа по группам с инструктивной картой.

    Примерные ответы.

    Инструктивная карта 1.

    1.Печёночный сосальщик.

    2.Этапы развития: 1(циста на траве) – 2(половозрелыйсосальшик в печени КРС) – 3(яйцо) – 4(яйцо в воде) – 5(плавающая личинка) – 6(половое размножение личинки без оплодотворения в теле прудовика) – 7(свободно плавающая личинка).

    3.Основным хозяином является КРС, а промежуточным – прудовик.

    4. На переднем конце тела и на брюшной стороне расположены ротовая и брюшная присоски, с помощью которых сосальщик удерживается в теле хозяина

    5.Возможно прерывание стадий 3 и 5 в развитии печёночного сосальщика, что не приведёт к его распространению. Необходима чистая питьевая вода для скота и хорошие луга для выпаса скота.

    Инструктивная карта 2.

    1.Это бычий цепень.

    2.Цикл развития: 1(яйцо на траве) – 2(личинка в пищеварительном тракте КРС) – 3(шаровидная личинка в кровотоке) – 4(финна с мясом КРС в пищеварительном тракте человека) – 5(членик со зрелыми яйцами в окр. Среде)

    отсутствуют стадии 3 – финны и 1 — яйцо.

    3.Хозяином является человек, промежуточный хозяин – крупный рогатый скот.

    4.Если удалить стадии 1 и 3, заболевания можно будет избежать.

    Инструктивная карта 3.

    1.Эхинококк.

    2.Основной хозяин – домашние животные, промежуточный хозяин – крупный и мелкий рогатый скот, человек.

    3. Поедая мяса павших животных или при их свежевании.

    4. Заражаются личинками в пузырчатой стадии (заражены лёгкие и печень).

    5.Стадии яйцо на траве и ливер заражённых животных требуют удаления из цепи для прекращения заражения.

    Учитель предлагает сделать выводы на основе выступления ребят по своим картам.

    Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

    IV этап. Рефлексивная деятельность:

    Обращение к ученикам: Для эмоционального финала детям предлагается «Ода паразиту». Ее сочинил человек, плохо знающий истинное лицо паразита, поэтому в его стихотворении так много ошибок. Сейчас мы проверим, сможете ли вы их обнаружить. На каждую замеченную биологическую ошибку откладывайте красную карточку. Будьте внимательны.

    Эх, нелегкая жизнь паразита!

    Жить в кишках — и не быть переваренным,

    Но спасает его плодовитость,

    Сложный цикл, природой подаренный.

    А такое простое строение,

    Уж, поверьте, совсем не от лени.

    Это зверь любопытный, внимательный,

    Слух отличный, хорошее зрение,

    И родитель с него замечательный,

    Он большое дает поколение.

    Всем сердцем он готов дружить

    И в симбиозе дружно жить,

    С хозяином везучим,

    Безграмотным, грязнущим.

    Он за пищу и кров всем признателен,

    И сумеет создать настроение,

    Он желает стать вашим приятелем,

    Дегенерации чудо-творение.

    Зачастую меняет хозяина,

    Сам ползет, выбирая себе.

    Приложите, ребята, старание:

    Не встречайтесь с глистами нигде!

    Учитель предлагает учащимся на пальцах показать количество замеченных ошибок, визуально определяет правильность выполнения задания, оценивает.

    V этап. Домашнее задание. Обязательно для всехтекст учебника

    По выбору: 1. Заполнить таблицу

    Пути заражения плоскими червями — паразитами

    Меры профилактики

    2. Составить синквейн

    3. Сделать презентацию

    .

    Приложение №1.

    Задача №1.

    К врачу обратились члены одной семьи, жители города Омска. У них наблюдались сходные симптомы заболеваний (повышенная температура тела, желтуха, боли в животе справа и тошнота). Из анамнеза выявлено, что они заболели месяц назад после того, как поели вяленную рыбу, которую сами выловили в Иртыше и приготовили. Какие обследования необходимо провести? Ваш предложенный диагноз?

    Задача №2.

    Во время санитарно – эпидемического контроля говядины на рынке в мясе обнаружены пузырьки величиной с горошину в количестве 8 – 10 штук на один дм. Каков диагноз ? каковы действия санитарного врача? Рекомендации по использованию мяса.

    Задача №3.

    В больницу поступил пациент с жалобами на желтуху, слабость, тошноту и изредка возникающую рвоту. При обследовании выявлено округлое образование в печени диаметром 7 см. Пациент по профессии пастух. Пасти стадо овец ему помогают несколько собак. Какие исследования необходимо провести? Ваш предположительный диагноз и тактика?

    Приложение №2.

    Инструктированная карточка №1

    1.О каком типе паразитических червей идёт речь?

    2. Обозначьте цифрами и подпишите этапы развития червя.

    3. Кто является основным хозяином, а кто промежуточным?

    4. Какие особенности строения червя определили такой способ жизнедеятельности?

    5. Удаление каких этапов будет препятствовать распространению червя?

    Инструктивная карточка №3.

    1. Представитель какого класса паразитических червей заразил эти организмы?

    2. Обозначьте цифрами и подпишите этапы развития червя.

    3. Кто, по вашему мнению, является главным, а кто — проме-жуточным хозяином?

    4. Какое звено необходимо исключить, чтобы предотвратить распространение.

    Инструктивная карточка №3.

    1.О каком типе паразитических червей идёт речь?

    2. Кто является основным и промежуточным хозяином?

    3. Что является основным источником заражения?

    4. Какой орган является основным источником заражения червя?

    5. Удаление каких звеньев цепи приведёт к предотвращению заражения паразитом?

    infourok.ru

    Урок биологии 7 класс Плоские черви.

    УРОК 40 . Многоклеточные животные. Тип плоские черви.

    Номер УЭ

    Учебный материал с указанием заданий.

    Руководство по усвоению учебного материала

    УЭ-0

    Цель: Знать классификацию животных (червей), их особенности. Знать основные понятия.

    Уметь добывать самостоятельно информацию, в соответствии с заданием. Уметь сравнивать и различать. Уметь выделять особенное, отличающее от других.

    Воспитывать познавательный интерес, стремление к новым знаниям.

    Прочти цели урока. Мысленно ответь на вопрос: Что из этого я смогу осуществить?

    УЭ – 1

    Контрольная работа. Смотреть задания на отдельном ресурсе1.

    Письменно. В тетради для контрольных работ. Ответить на вопросы (20мин)

    УЭ-2

    Тип плоские черви

    Класс ——— Класс сосальщики ——- ———

    Свиной цепень, планария, печёночный сосальщик, бычий цепень, ланцетовидный сосальщик, лентец широкий

    Задание для 1 варианта. Запишите классификацию, заполнив пробелы в предложенной схеме.

    Предложенный перечень распределите по столбцам, соответственно классам.(10мин)

    УЭ-3

    Общие признаки плоских червей.

    Задание для 2 варианта. Выпишите из параграфа ____ общие признаки плоских червей. (10мин.) Контроль учителя. Взаимообмен результатами между вариантами.

    УЭ-4

    Гельминтология

    Мезодерма

    Кутикула

    Основной хозяин

    Промежуточный хозяин

    Энтопаразаты

    экзопаразиты

    Найдите определение терминов.

    Найти и прочесть определения терминов. (3 мин)

    УЭ-5

    Подумай, какие цели достиг на уроке?

    Подумай, что не успел сделать, что не знаешь?

    Чему надо уделить большее внимание при подготовке домашнего задания?

    Домашнее задание. Выписать особенные признаки каждого класса плоских червей. Выучить термины и общие признаки.

    Рефлексия. Ответь на вопросы мысленно, осознанно (2 мин)

    Контрольная работа

    1 вариант

    1. Для каждого вида животного подберите соответствующий класс.

    Коралловый полип, амёба обыкновенная, малярийный плазмодий, губка, радиолярия лучевик, эвглена зелёная, инфузория-трубач, медуза-корнерот.

    2. Что общего между животными подцарства простейшие?

    3. В предложенных перечнях выделите лишнее слово

    А) ресничные, саркодовые, споровики, гидроидные полипы, жгутиковые.

    Б) одна клетка, пищеварительная вакуоль, эктодерма, сократительная вакуоль, порошица, клеточный рот, жгутик

    В) бодо, медуза, фораминифера, вольвокс, сувойка, радиолярия солнечник, валантидий

    Г) промежуточные клетки, сетчатая нервная система, щупальца, реснички, кишечная полость, железистые клетки.

    Д) гидра пресноводная, красный коралл, медуза цианея, лямблия, аурелия, крестовичок.

    Е) саркодовые, сцифоидные, коралловые полипы, гидроидные

    4. Каковы особенности животных класса сцифоидные, отличающие их от остальных киишечнополостных?

    УРОК 40 . Многоклеточные животные. Тип плоские черви.

    Номер УЭ

    Учебный материал с указанием заданий.

    Руководство по усвоению учебного материала

    УЭ-0

    Цель: Знать классификацию животных (червей), их особенности. Знать основные понятия.

    Уметь добывать самостоятельно информацию, в соответствии с заданием. Уметь сравнивать и различать. Уметь выделять особенное, отличающее от других.

    Воспитывать познавательный интерес, стремление к новым знаниям.

    Прочти цели урока. Мысленно ответь на вопрос: Что из этого я смогу осуществить?

    УЭ – 1

    Контрольная работа. Смотреть задания на отдельном ресурсе1.

    Письменно. В тетради для контрольных работ. Ответить на вопросы (20мин)

    УЭ-2

    Тип плоские черви

    Класс ——— Класс сосальщики ——- ———

    Свиной цепень, планария, печёночный сосальщик, бычий цепень, ланцетовидный сосальщик, лентец широкий

    Задание для 1 варианта. Запишите классификацию, заполнив пробелы в предложенной схеме.

    Предложенный перечень распределите по столбцам, соответственно классам.(10мин)

    УЭ-3

    Общие признаки плоских червей.

    Задание для 2 варианта. Выпишите из параграфа ____ общие признаки плоских червей. (10мин.) Контроль учителя. Взаимообмен результатами между вариантами.

    УЭ-4

    Гельминтология

    Мезодерма

    Кутикула

    Основной хозяин

    Промежуточный хозяин

    Энтопаразаты

    экзопаразиты

    Найдите определение терминов.

    Найти и прочесть определения терминов. (3 мин)

    УЭ-5

    Подумай, какие цели достиг на уроке?

    Подумай, что не успел сделать, что не знаешь?

    Чему надо уделить большее внимание при подготовке домашнего задания?

    Домашнее задание. Выписать особенные признаки каждого класса плоских червей. Выучить термины и общие признаки.

    Рефлексия. Ответь на вопросы мысленно, осознанно (2 мин)

    Контрольная работа

    2 вариант.

    1. Для каждого вида животного подберите соответствующий класс.

    Инфузория-туфелька, лямблия, дизентерийная амёба, гидра пресноводная, ушастая медуза, актиния, фораминифера, валантидий.

    1. Что общего между животными типа кишечнополостные?

    2. В предложенных перечнях выделите лишнее слово

    А) коралловые полипы, гидроидные, сцифоидные, саркодовые

    Б) стрекательные клетки, энтодерма, ложноножки, эктодерма, щупальца, кишечная полость, железистые клетки, подошва.

    В) амёба, цианея, аурелия, крестовичок, гидра пресноводная, красный коралл, медуза.

    Г) ресничные, саркодовые, споровики, сцифоидные, жгутиковые.

    Д) одна клетка, пищеварительная вакуоль, порошица, клеточный рот, жгутик, пищеварительно-мускульные клетки, сократительная вакуоль.

    Е) лейшмания, актиния, фораминифера, вольвокс, сувойка, раковинная амёба, валантидий.

    4. Каковы особенности животных типа саркодовые?

    multiurok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *