Клетка 7 класс урок: Конспект урока «Клетка» 7 класс
Строение растительной и животной клетки.
Вспомните, как называется наука о клетке?
С помощью каких приборов можно изучить внутреннее строение живых организмов?
Кто впервые увидел клетки под микроскопом?
Какие клетки- растительные или животные были открыты первыми и почему?
Рассмотрим общий план строения клеток.
По строению все клетки делятся на 2 типа : прокариоты и эукариоты ( знакомство с определениями по слайду)
Мы с вами знаем, что в любом живом организме есть специализированные органы и системы органов, выполняющие функции питания, дыхания, выделения, размножения.
А где у клетки аналогичные органы, где рот, желудок, мозг, легкие и т.п?
Эту функцию на себя взяли мельчайшие постоянные клеточные структуры, называемые органоидами
«Органоиды»
Клетка-эукариот имеет различные органоиды, и чтобы познакомиться с ними и их функциями мы с вами совершим увлекательное путешествие.
На вашем столе лежит карта-путеводитель, на которой часть данных отсутствует, именно, название органоида. Ваша задача по мере нашего путешествия заполнить эти пробелы.
А путешествовать мы будем по интерактивному пособию «Строение клетки»
(слайд 3)Карта-путеводитель.doc
Функцию «кожи» в клетке выполняет клеточная оболочка.
«Клеточная оболочка» (рассказ учителя по слайду)
Функцию «мозга» — ядро.
«Ядро» ( рассказ учителя по слайду)
Изучение хромосом позволило установить следующие факты:
— Во всех клетках любого организма число хромосом одинаково;
— В половых клетках вдвое меньше хромосом;
-У организмов, относящихся к одному виду, число хромосом в клетках одинаково.
Продолжим наше путешествие. Функцию среды в клетке выполняет «Цитоплазма» ( рассказ учителя по слайду)
Учитель: не забываем заполнять нашу карту.
Для роста и развития клетки нужны питательные вещества. Фабрикой по производству белков в клетке служат «Рибосомы» (рассказ по слайду)
Энергетическим и дыхательным центром клетки являются «Митохондрии».
Количество митохондрий в разных тканях неодинаково и зависит от функциональной активности клетки: их больше там, где интенсивнее синтетические процессы или велики затраты энергии. Так, митохондрий больше в клетках мышечной ткани нежели в покровной.
Главная магистраль в клетке «ЭПС» (рассказ по слайду)
Дополнение к слайду: на мембранах этих каналов находятся многочисленные ферменты, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.
Своеобразный склад органических веществ и одновременно «орган выделения» в клетке «Аппарат Гольджи» (рассказ по слайду)
Дополнение учителя к слайду: важнейшая функция комплекса Гольджи – выведение из клетки различных секретов (ферментов, гормонов), поэтому он хорошо развит в секреторных клетках. Здесь происходит синтез сложных углеводов из простых, созревание белков, образование лизосом.
Пищеварительную функцию в клетке выполняют «Лизосомы» (рассказ по слайду)
Клетка питается, растет, делится. Огромную роль в делении клетки принимает – «Клеточный центр» (рассказ по слайду)
Дополнение учителя. В клетках высших растений клеточный центр центриолей не имеет.
Т.о., мы с вами познакомились с основными органоидами общего значения, но есть ещё специальные органоиды. Так, например, пластиды и вакуоли у растений, органоиды движения некоторых животных и растительных клеток.
Выявим сходства и отличия между растительной и животной клетками.
Заполним таблицу ( слайд 5)
Урок биологии «Строение клетки»
Предмет: биология
Класс: 7
Тема урока: «Строение клетки».
Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.
Задачи:
-обучающая : познакомить учащихся со строением клетки, ее органоидами и их функциями.
-воспитательная: воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах.
-развивающая: развивать самостоятельность, интеллектуальность, логическое мышление школьников.
Методы и приемы, ФОПДу : «Кластер», «Тонкие и толстые вопросы», «Партнер по учебе» и др.
Ресурсы: диск с презентацией.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня урок открытия нового знания. А как мы узнаём новое?
Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс.
(Нужно учиться с удовольствием. Тогда всё будет понятно, и будет легче учиться. )
Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
А из чего состоит любой живой организм? ( из клеток). ( поговорить о клетках, о том, что все клетки состоят из частей – органоидов.) а с помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов?
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( увеличительные приборы.) с помощью них мы можем рассмотреть клетки живых организмов.
Давайте повторим прошлую тему.
Какой увеличительный пробор вы видите на слайде?
( лупа) Из каких частей она состоит? ( из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.)
Как называется этот увеличительный прибор?
( микроскоп)
Из каких частей он состоит? ( штатив, предметный столик, тубус, окуляр, объективы, зеркало, винты.)
(А для чего нам нужны все эти приборы? ( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально). )
Правильно!
Верно. ( рисунок клетки с органоидами).
Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10.
Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки?
Что вы не смогли сделать? ( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10)
Поднимите руки, кто смог назвать какие-нибудь части клетки?
Вы уверены, что назвали части клетки правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?
Что вы не можете сделать и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не достаточно знаем о строении клетки.)
Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)
3. Выявления места и причины затруднения.
Какое задание вы должны были выполнить? ( надо было назвать части клетки. )
Почему вы не справились с заданием? ( мы не знаем, из каких частей состоит клетка.)
Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроена клетка, построить эталон строения клетки, и научится определять органоиды растительной клетки.)
Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение клетки.)
Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких органоидов состоит клетка, создадим эталон для клеток всех растений, научимся его применять.)
План фиксируется на экране:
Найти органоиды растительной клетки в источниках информации.
Составить эталон строения растительной клетки.
Научиться применять эталон на различных рисунках растительных клеток.
4.Реализация построенного проекта.
Цель поставлена, план построен, давайте будем следовать данному плану.
Каким образом мы получаем новые знания? ( из книги, интернета)
У вас несколько групп. Каждой группе я раздаю карточки с таблицей, которую необходимо заполнить. У каждой группы свои органоиды клетки. Необходимо найти их на картинке и определить их функции.
Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях.
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | |
2.Ядро | |
3.Ядрышко | |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | |
5.Митохондрии | |
6.Вакуоли | |
7. Рибосомы | |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | |
9.Аппарат Гольджи |
1 ряд.
2 ряд.
3 ряд.
4 ряд.
После согласования на экране фиксируется эталон:
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | Обмен веществ между клеткой и окружающей средой. |
2.Ядро | контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам. |
3.Ядрышко | продуцируются иРНК и рибосомы ядра |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | а) фотосинтез; б) придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам; в) синтез крахмала, липидов, белков. |
5.Митохондрии | «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания. |
6.Вакуоли | места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки. |
7.Рибосомы | Синтез белка. |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | а) синтез липидов и углеводов; б) синтез белка. |
9.Аппарат Гольджи | Образование клеточных оболочек. |
Молодцы! Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться называть и находить органоиды у различных клеток растений.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Правильно, надо научиться называть органоиды растительной клетки, научиться применять новое знание. Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении растительной клетки по рисунку, используя эталон.
Вариант ответа.
Данная клетка состоит из следующих органоидов: ядро ( 2), ядрышко ( 1), вакуоль (4), хлоропласты (3).
Ребята соглашаются или не соглашаются.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Теперь вы выполните самостоятельную работу.
Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)
Это как раз последний шаг в нашем плане работы.
Задание. Соотнесите цифры от 1 до 10 (в эталоне) с предложенными функциями.
Функции:
А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.
Б. Образование клеточных оболочек.
В. придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам.
Г. Фотосинтез.
Д. синтез крахмала, липидов, белков.
Е. синтез липидов и углеводов.
Ж. синтез белка.
З. контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.
И. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.
К. «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.
Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:
1 – К;
2 – И;
3 – З;
4 – Ж;
5 – А;
6 – Б;
7 – В;
8 – Г;
9 – Д;
10 – Е.
У кого возникли затруднения?
В каком месте возникло затруднение?
Почему возникло затруднение?
Молодцы, вы разобрались со строением растительной клетки и смогли выполнить самостоятельную работу.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Тест по строению растительной клетки. ( работа с планшетками)
1.Клеточное ядро – важнейшая часть клетки т.к.:
1)Является центром наследственной информации;
2)Обеспечивает перенос питательных веществ в клетке;
3)Придает форму клетке и предохраняет ее от воздействий.
2.Зеленая окраска растений зависит от наличия в цитоплазме:
1) лейкопластов;
2) хлоропластов;
3) хромопластов.
3.Синтез липидов и углеводов в клетке осуществляет:
1) ядро;
2) рибосома;
3) гладкая эндоплазматическая сеть.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
(Узнать, как устроен цветок растения, построить эталон строения цветка, и научится определять части у цветов.)
Вы достигли цели? (Да.)
А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
1.Я знаю органоиды растительной клетки.
2.Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.
3.Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.
4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.
5.Я понял причину своих ошибок (если они были).
6.Я сегодня был активным на уроке.
7.Я сегодня был внимательным на уроке.
8.Я сам открыл новое знание.
9.Я доволен своей работой на уроке.
Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.
Спасибо за урок! До свидания!
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | |
2.Ядро | |
3.Ядрышко | |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | |
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | |
2. Ядро | |
3.Ядрышко | |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | |
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | |
2.Ядро | |
3.Ядрышко | |
4.Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | |
Органоид | Функция органоида |
1. Плазматическая мембрана | |
2.Ядро | |
3.Ядрышко | |
4. Пластиды: а) хлоропласты; б) хромопласты в) лейкопласты. | |
5.Митохондрии | |
6.Вакуоли | |
7.Рибосомы | |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | |
9.Аппарат Гольджи |
5.Митохондрии | |
6.Вакуоли | |
7.Рибосомы | |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | |
9.Аппарат Гольджи |
5. Митохондрии | |
6.Вакуоли | |
7.Рибосомы | |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | |
9.Аппарат Гольджи |
5.Митохондрии | |
6.Вакуоли | |
7.Рибосомы | |
8.Эндоплазматическая сеть: а) гладкая; б) шероховатая. | |
9.Аппарат Гольджи |
ПЛАН УРОКА ПО КЛЕТКАМ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ – ПОЛНЫЙ УРОК НАУКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 5Е клеточная мембрана, клеточная стенка, ядро, цитоплазма, митохондрия, хлоропласт и вакуоль. Каждый урок разработан с использованием метода обучения 5E, чтобы обеспечить максимальное понимание учащимися.
Следующий пост проведет вас через все этапы и упражнения из плана урока по клеткам растений и животных.
В начале урока класс проведет «Думай-пары-поделись», чтобы обсудить цель.
Преподаватель поможет развеять любые неверные представления о животных и растительных клетках. Некоторые могут заключаться в том, что все клетки имеют одинаковый размер и форму, растения не состоят из клеток и что некоторые живые части организмов не состоят из клеток.
Приблизительное время занятия: 20-30 минут
ИССЛЕДОВАНИЕ
Эта ориентированная на студентов лаборатория создана для того, чтобы учащиеся могли начать исследовать клетки животных и растений. Четыре станции считаются станциями ввода, где учащиеся изучают новую информацию о клетках животных и растений, а четыре станции являются станциями вывода, где учащиеся будут демонстрировать свое мастерство владения станциями ввода. Каждая из станций дифференцирована, чтобы бросить вызов учащимся, использующим другой стиль обучения. Вы можете прочитать больше о том, как я создал лабораторию станции здесь.
ИССЛЕДУЙ!
Учащиеся будут работать в парах, чтобы лучше понять клетки растений и животных. Учащиеся будут сравнивать две схемы растительных и животных клеток и попытаются определить различия и сходства. Студенты будут следовать шагам и записывать свои наблюдения в свой лабораторный лист.
ПОСМОТРИТЕ!
На этой станции учащиеся будут смотреть короткое видео, объясняющее клетки растений и животных. Затем учащиеся ответят на вопросы, связанные с видео, и запишут свои ответы в лист лабораторной станции. Например: Какова функция клеточной стенки в растительных клетках? Какую функцию выполняют хлоропласты в растительной клетке? Чем отличаются вакуоли в клетках растений и животных?
ИССЛЕДУЙТЕ!
Исследовательская станция позволит учащимся исследовать интерактивную веб-страницу, на которой учащиеся могут щелкнуть мышью, чтобы получить информацию об органеллах, находящихся в клетках растений и животных. Студентам будет предложено выполнить несколько заданий и записать ответы на своих лабораторных листах.
ПРОЧИТАЙТЕ ЭТО!
Эта станция предоставит учащимся одностраничное чтение о растительных и животных клетках. При чтении учащиеся поймут, чем они похожи и чем отличаются. Есть 4 дополнительных вопроса, на которые учащиеся должны ответить, чтобы продемонстрировать понимание прочитанного предмета.
ОЦЕНИТЕ ЭТО!
Станция оценки — место, куда учащиеся доказывают свое мастерство в изучении концепций, изученных в лаборатории. Вопросы составлены в стандартном формате с несколькими вариантами ответов. Вот некоторые вопросы: Какая органелла встречается только в растительных клетках? Какую функцию выполняет ядро в клетках растений и животных? Какая структура позволяет газам и питательным веществам входить и выходить из клеток? Какова функция вакуоли в растительной клетке?
НАПИШИТЕ ЭТО!
Учащиеся, способные ответить на открытые вопросы о лабораторной работе, действительно понимают изучаемые концепции. На этом этапе учащиеся будут отвечать на три карточки с заданиями: Какие две органеллы можно найти в клетках растений, которых нет в клетках животных? Опишите, что делает каждый из них. Откуда вы знаете, что растительные и животные клетки являются эукариотическими? Какова функция митохондрий в клетке?
ПОКАЖИ ЭТО!
Эта станция понравится вашим ученикам-зрителям. Учащиеся назовут и опишут 3 основных различия между растительной клеткой и животной клеткой.
ОРГАНИЗУЙ ЭТО!
Станция «Организация» позволяет вашим учащимся зафиксировать органеллы, найденные в клетках, и сопоставить их с их правильными функциями. Затем учащиеся определят, принадлежит ли органелла животным, растениям или обоим. После того, как студенты закончат свою организацию, учитель придет и проверит их понимание.
Расчетное время занятий для исследования: 1-2, 45-минутные уроки
ОБЪЯСНЕНИЕ
Занятия по объяснению станут намного более увлекательными для класса после того, как они закончат лабораторию исследовательской станции. Во время пояснительной части учитель будет устранять любые неправильные представления о клетках животных и растений с помощью интерактивной PowerPoint, опорных диаграмм и заметок. Урок животных и растительных клеток включает в себя PowerPoint с разбросанными по всему уроку заданиями, чтобы заинтересовать учащихся.
Студенты также будут взаимодействовать со своими журналами, делая заметки в PowerPoint. Если у вас есть учащиеся, которым нужны измененные заметки, уроки 5E оснащены всем необходимым, чтобы предоставить каждому учащемуся доступ к уроку.
Расчетное время изучения: 2–3 занятия по 45 минут
РАЗРАБОТКА
Уточняющий раздел метода обучения 5E предназначен для того, чтобы дать учащимся возможность выбора того, как они могут доказать свое владение концепцией. . Когда учащимся предоставляется выбор, «покупка» намного выше, чем когда учитель сообщает им проект, который им предстоит создать. Уточняющий проект позволит учащимся создать ряд различных проектных идей, начиная от создания доски объявлений и заканчивая разработкой модели.