cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

7 класс публицистический стиль – План-конспект урока «Публицистический стиль речи»(7 класс)

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Публицистический стиль речи и его особенности»

Муниципальное образовательное учреждение «Волосовская средняя общеобразовательная школа №2»

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Публицистический стиль речи и его особенности»

Журавлёва Евгения Ивановна

учитель русского языка и литературы

МОУ «ВСОШ №2»

г. Волосово, 2017

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

УМК (программа): УМК М.М. Разумовской

Тема урока: «Публицистический стиль речи и его особенности»

Тип урока: урок решения учебной задачи

Цели деятельности педагога: дать представление о публицистическом стиле, его признаках, способствовать формированию умения определить текст публицистического стиля, его признаки.

Технологии и методы

работы: элементы технологии проблемного обучения; методы частично- поисковый; практический, здоровья сберегающая, личностно-ориентированная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (приложение 1,2).

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Результаты

  1. Этап мотивации (самоопределения)

Слайд 1.

Работа с китайской пословицей.

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления».

Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный. Выслушав всех, учитель воспроизводит слайд 2.

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».

Учащиеся высказывают предположения, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

  1. Лингвистическая разминка

Запишите следующие словосочетания: стиль работы, стиль плавания, стиль одежды, стиль речи, стиль жизни.

- Что такое стиль?

Слайд 3

Происхождение слова стиль.

Стиль (лат. stilo) – палочка с заострённым концом для писания на покрытых воском дощечках.

С каким словосочетание мы будем работать на уроке?

Записывают словосочетания.

Стиль – многозначное слово.

  1. Формулирование темы урока

Я попрошу вас сформулировать тему урока. Постараюсь помочь вам в этом, предлагая подсказки. Можете записывать свои версии в тетрадь.

  • Стиль речи, тексты которого мы встречаем в газетах и журналах.

  • Цель высказывания данного стиля – воздействие на читателей или слушателей.

  • Этим стилем речи должны отлично владеть журналисты.

Запишем тему так: «Публицистический стиль речи и его особенности».

Записывают свои версии темы урока. Высказывают свои предположения.

Личностные: действие смыслообразования, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные:

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы.

  1. Целеполагание

Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цели урока.

Демонстрация и чтение целей учителем.

Ученики формулируют цели урока.

Регулятивные: целеполагание, планирование своих действий.

  1. Изучение нового материала

1. Подберите однокоренные слова к слову публицистический. Составьте словосочетания с названными словами. (Слайд №5 «Проверь себя».)

2. Что, по вашему мнению, входит в понятие «публицистический стиль»?

  • Где используется публицистический стиль?

  • Какова его основная цель?

  • Какие языковые средства используются в текстах публицистического стиля?

Проверим наши предположения.

3. Работа со статьёй учебника (с. 76,77 (возьмите на заметку).

4. Заполнение таблицы.

5 Проверь себя!

Записывают словосочетания: публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика.

Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика.

Высказывают свои предположения.

Заполняют таблицу.

Сравнивают, поверяют данные таблицы.

Познавательные:

общеучебные:

- выбор наиболее эффективного способа решения проблемы;

- умение структурировать знания;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

- анализ объектов;

- смысловое чтение текста научного стиля речи

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- решение проблемы

  1. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Выполняют упражнения.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

  1. Первичное закрепление

Работа с текстом «Что значит быть воспитанным?», стилистический анализ текста.

Ученики работают в парах с листами А4, ученикам нужно вписать необходимую информацию.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с таблицей)

  1. Самостоятельная работа.

Заполните таблицу.

Ученики работают самостоятельно на карточках, в которых необходимо вписать нужную информацию.

Познавательные: структурирование знаний.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй.

  • Тяжела ты, шапка Мономаха.

  • Повторение – мать учения.

  • Если день ничему не научился, зря прожил день.

  • Корень учения горек, да плод его сладок.

Выбирают пословицу, аргументируют свой выбор.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  1. Домашнее задание

Выучить особенности публицистического стиля (по таблице), упр. 194

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Приложение № 1

Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)


План стилистического анализа текста:

  1. Стиль речи______________________________________________

  2. Тема текста_____________________________________________

  3. Основная мысль, задача текста_____________________________

__________________________________________________________

  1. Тип текста______________________________________________

  2. Языковые средства_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приемы построения текста_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2

Приложение № 3 (презентация)

infourok.ru

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Публицистический стиль"

Урок 19. Публицистический стиль

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра

– Вспомним таблицу, которую мы с вами составили по материалам урока, посвященного стилям русского языка. Какие стили вам известны? Все ли они встречаются в бытовом общении? В книжной речи?

Выслушивает ответы, подводит учащихся к выводу о том, что разделение функциональных стилей лишено единого основания, так как оно базируется не только на формальных признаках, но и на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Сферы общения

Стиль

общение людей в быту

Разговорный

общение граждан в учреждении

официально-деловой

агитационно-массовая деятельность
(стиль газет, журналов, листовок и др.)

публицистический

научная деятельность (научные статьи, работы)

научный

словесно-художественное творчество
(стиль художественной литературы)

художественный

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обуча-

ющей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают,

что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и со-храняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

Выполняют элементарные физические

упражнения

Фронтальная

2. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Работа с информационным текстом (распечатанный раздаточный материал на партах). Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

– Сегодня мы подробно поговорим об особенностях публицистического стиля. Что мы уже о нем знаем?

Название стиля («публицистический») происходит от латинского слова «общественный» (в русском языке есть слово публика, одно из значений которого – люди, народ). Он (стиль) является ярким примером такой общественной функции языка, как воздействие, формирование общественно-политической мысли и характерен для периодической прессы, выступлений, докладов, статей, рецензий, заметок, очерков и т. п. В России начало становления стиля связано с перепиской Ивана IV с князем Курбским в XVI в. В это же время создавал свои памфлеты Иван Пересветов. Дальнейшее развитие стиль получил в XVIII веке в произведениях И. А. Крылова, Н. И. Новикова и др. Окончательное оформление публицистический стиль получил в XIX веке. Большой вклад в его развитие внесли В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский.

Цель любого текста, относящегося к публицистическому стилю, – донести общественно значимую информацию с одновременным воздействием на читателя, автору важно внушить определенную идею, повлиять на мировоззрение окружающих, побудить к определенным поступкам. Этой целью продиктовано своеобразие языка публицистического стиля. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств, использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать. Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развернутых комментариев. С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля. Для публицистического стиля также характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним,

определяют цель урока

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успе-ха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную

деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения

информации

3. Творческая практическая дея-

тельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися. Проверка работы по ключу на слайде.

Материалы для анализа текста
(см. Приложение к уроку)

– Ребята, я предлагаю вам, пользуясь материалами информационного текста и учебника, заполнить таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе на уроке.

Публицистический стиль

Цель
высказывания

Сфера
применения

Средства языка,
характерные
для стиля, примеры

Публицистический стиль

Цель

высказывания

Сфера

применения

Средства языка,

характерные

для стиля, примеры

1. Воздействие на слушателя, читателя.

2. Передача общественно значимой информации.

3. Побуждение к определенным поступкам, действиям

1. Выступления
политических и
об-щественных
деятелей.

2. Статьи, рецензии, заметки, очерки в газетах и журналах

Использование эмоционально окрашенной лексики, оценочной лексики,

сочетание стандартных и экспрессивных средств языка; включение в текст специальной лексики

– Обратите внимание на тексты, предложенные для анализа. Все эти тексты относятся к публицистическому стилю, хоть и написаны в разное время. Пользуясь таблицей, докажите это

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы

по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Уст-
ные сообщения,

ответы на вопросы, вопросы для уточнения

информации

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обсуждение

и анализ работ.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

Подводит к выводу о том, что в публицистическом стиле могут быть написаны тексты, преследующие разные цели: от размышлений на важные общественно-политические темы до попытки передать личные чувства.

Работа с текстом В. Пескова.

1. Какова цель автора данного текста?

2. Что значит любить Родину, по мнению В. Пескова?

3. Какие языковые средства использует автор этого текста?

4. Какое сравнение составляет основу текста?

5. Для чего журналист приводит такое сравнение?

6. К чему он призывает нас, читателей?

7. Прочитайте вслух ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их.

– Напишите изложение-миниатюру по данному тексту

Строят понятные для партнера высказывания, выполняют

задания под руководством учителя и самостоятельно

Групповая, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности

Задают вопросы для уточнения

информации,

выполнение упражнений

в тетрадях

Текст 1.

«…Писал ты, что я растлен разумом, как не встретишь и у неверных. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растленны разумом или я, который хотел над вами господствовать, а вы не хотели быть под моею властью, и я за то разгневался на вас? Или растленны вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Кого и чем я оскорбил? Это ли моя вина, что полтораста детей Прозоровского вам были дороже моего сына Федора? Вспомни и рассуди: как оскорбительно для меня вы разбирали дело Сицкого с Прозоровским и допрашивали, словно злодея! Неужели эта земля вам была дороже наших жизней? И что такое сами Прозоровские рядом с нами?.. Божиим милосердием, милостью Пречистой Богородицы, и молитвой великих чудотворцев, и милостью святого Сергия у моего батюшки и с батюшкиного благословения у меня была не одна сотня таких, как Прозоровский. А чем лучше меня был Курлятев? Его дочерям покупают всякие украшения, это благословенно и хорошо, а моим дочерям – проклято и за упокой. Много такого было. Сколько мне было от вас бед – не исписать».

(Послание Ивана IV Грозного А. М. Курбскому.)

Текст 2.

«Слово “прогресс” естественно должно было встретить особенную неприязнь к нему со стороны пуристов русского языка, которые возмущаются всяким иностранным словом, как ересью или расколом в ортодоксии родного языка. Подобный пуризм имеет свое законное и дельное основание; но тем не менее он – односторонность, доведенная до последней крайности… Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. Но противоположная крайность, то есть неумеренный пуризм, производит те же следствия, потому что крайности сходятся. Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица… Вот почему из множества вводимых иностранных слов удерживаются только немногие, а остальные сами собою исчезают... Говорят, для слова “прогресс” не нужно и выдумывать нового слова, потому что оно удовлетворительно выражается словами “успех”, “поступательное движение” и т. д. С этим нельзя согласиться. Слово “прогресс” отличается всею определенностию и точностию научного термина, а в последнее время оно сделалось ходячим словом, его употребляют все – даже те, которые нападают на его употребление. И потому, пока не явится русского слова, которое бы вполне заменило его собою, мы будем употреблять слово “прогресс”».

(В. Г. Белинский, «Взгляд на русскую литературу 1847 года».)

Текст 3.

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело… Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, буден целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях!».

(По В. Пескову.)

infourok.ru

Разработка и презентация урока по русскому языку на тему "Публицистический стиль" (7 класс)

Таблица № 1

Б)Эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении

В)Побудительные и вопросительные предложения

Г)Риторические вопросы

Д)Распространенные обращения

Е)Вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные предложения

5

Статья в журнале, газете, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, доклад, выступления по радио, телевидению, на собрании

Таблица №2

Клише

Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как:

1) его можно прочитать в (или он представляет собой статью в) _____________________________________________________________________________

2) написан он с целью сообщения значимой информации (или речь в нем идет о проблемах общественно значимых) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Автор привлекает (призывает, убеждает, обращает наше внимание) нас в том, что (на то, что) _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Для данного текста характерны _________________________________________________

4. Этот текс имеет следующие художественно-изобразительные средства (лексические особенности) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В данном тексте используются следующие синтаксические особенности публицистического стиля _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Клише

Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как:

1) его можно прочитать в (или он представляет собой статью в) _____________________________________________________________________________

2) написан он с целью сообщения значимой информации (или речь в нем идет о проблемах общественно значимых) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Автор привлекает (призывает, убеждает, обращает наше внимание) нас в том, что (на то, что) _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Для данного текста характерны _________________________________________________

4. Этот текс имеет следующие художественно-изобразительные средства (лексические особенности) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В данном тексте используются следующие синтаксические особенности публицистического стиля _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Клише

Данный текст можно отнести к публицистическому стилю речи, так как:

1) его можно прочитать в (или он представляет собой статью в) _____________________________________________________________________________

2) написан он с целью сообщения значимой информации (или речь в нем идет о проблемах общественно значимых) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Автор привлекает (призывает, убеждает, обращает наше внимание) нас в том, что (на то, что) _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Для данного текста характерны _________________________________________________

4. Этот текс имеет следующие художественно-изобразительные средства (лексические особенности) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В данном тексте используются следующие синтаксические особенности публицистического стиля _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Предложения(к карточке луч)

  • Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты.

  • Мы не должны уронить себя в глазах общественности. Вырвать с корнем равнодушие в человеке.

  • Все чаще наблюдается инфляция совести.

  • Здоровый, веселый, энергичный мир.

  • Золотое море пшеницы. Сколько сил и уменья вложено в него людьми!

  • Радуга, как огромное многоцветное коромысло, зависает над землей, и как же

празднично делается кругом.

Предложения (к карточке солнышко)

Риторические вопросы

Распространенные обращения

Вводные слова

Причастные и деепричастные обороты

Сложные предложения

Бесценного родного края?

Того, кто хочет нам добра.

  • Окружая себя камнем, бетоном, человек все же хочет природы.

.

Текст

Дадим мир планете Земля!

Мир – это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми.

Мир – это поля, покрытые не черным пеплом, а золотом спелых колосьев.

Мир – это смех детей и молчание пушек. Пушки пусть останутся только для праздничных салютов.

Разве кто-то будет против мира на Земле?

Словарик

Эпитеты – образные, красочные определения (Под голубыми небесами великолепными коврами…)

Сравнения- сопоставление одного предмета с другим ( Что, как, будто, точно, словно, как будто, чем…тем)

Метафора –переносное значение слова, содержащее скрытое сравнение (то, чего в жизни не бывает) – Горит восток зарею новой. Океан жизни.

Повтор – повтор одинаковых слов.

Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе.

Кто не слышал весеннего грачиного крика? (сравните: Всякий слышал весенний грачиный крик.)

Фразеологизм устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.(отложить дело в долгий ящик, играть первую скрипку…)

Словарик

Эпитеты – образные, красочные определения (Под голубыми небесами великолепными коврами…)

Сравнения- сопоставление одного предмета с другим ( Что, как, будто, точно, словно, как будто, чем…тем)

Метафора –переносное значение слова, содержащее скрытое сравнение (то, чего в жизни не бывает) – Горит восток зарею новой. Океан жизни.

Повтор – повтор одинаковых слов.

Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе.

Кто не слышал весеннего грачиного крика? (сравните: Всякий слышал весенний грачиный крик.)

Фразеологизм устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.(отложить дело в долгий ящик, играть первую скрипку…)

Словарик

Эпитеты – образные, красочные определения (Под голубыми небесами великолепными коврами…)

Сравнения- сопоставление одного предмета с другим ( Что, как, будто, точно, словно, как будто, чем…тем)

Метафора –переносное значение слова, содержащее скрытое сравнение (то, чего в жизни не бывает) – Горит восток зарею новой. Океан жизни.

Повтор – повтор одинаковых слов.

Риторический вопрос не требует ответа: содержание его заключено в самом вопросе.

Кто не слышал весеннего грачиного крика? (сравните: Всякий слышал весенний грачиный крик.)

Фразеологизм устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.(отложить дело в долгий ящик, играть первую скрипку…)

Упр. № 439 (характеристика текста по клише)

Упр. № 439 (списать текст, подчеркнуть языковые

средства публицистического стиля)

Упр. № 439 (1, 2, 3 задание к упражнению;

составить сложный план теоретического материала стр. 208)

Упр. № 439 (характеристика текста по клише)

Упр. № 439 (списать текст, подчеркнуть языковые

средства публицистического стиля)

Упр. № 439 (1, 2, 3 задание к упражнению;

составить сложный план теоретического материала стр. 208)

Упр. № 439 (характеристика текста по клише)

Упр. № 439 (списать текст, подчеркнуть языковые

средства публицистического стиля)

Упр. № 439 (1, 2, 3 задание к упражнению;

составить сложный план теоретического материала стр. 208)

Упр. № 439 (характеристика текста по клише)

Упр. № 439 (списать текст, подчеркнуть языковые

средства публицистического стиля)

Упр. № 439 (1, 2, 3 задание к упражнению;

составить сложный план теоретического материала стр. 208)


метафора

эпитет

лексический

повтор

фразеологизм

сравнение

термины в

переносном

значении

  • Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты.

  • Радуга, как огромное многоцветное коромысло, зависает над землей, и как же празднично делается кругом.

infourok.ru

Публицистический стиль речи: цель использования, сфера употребления, языковые особенности, 7 класс

Стилистика –

особый раздел языкознания, изучающий

стили речи и стилистические ресурсы,

наука об умелом выборе языковых средств

Функциональные стили речи

Разговорный стиль

Книжные стили

Научный

Официально-деловой

Язык художественной литературы

Публицистический стиль

ТЕМА УРОКА

Публицистический стиль речи:

цель использования,

сфера употребления,

языковые особенности.

ЦЕЛИ УРОКА

  • повторить сведения о стилях речи;
  • познакомиться с публицистическим стилем, его чертами и языковыми средствами;
  • научиться определять принадлежность текста публицистическому стилю.

Стили речи

Название

стиля

Задачи речи

общение ,обмен

впечатлениями,

мыслями

Сфера употребления.

(используется в…)

непринужденных

беседах

обычно со знакомыми

людьми

сообщение

информации,

указание

Стилевые черты (обычно высказывание бывает):

Жанры

деловых бумагах

инструкциях

законодательных

документах

- непринужденным

сообщение

научной информации

создание

художественного

образа ,

воздействие

на мысли и чувства

- свободным в выборе

слов и выражений

диалог

- официальным

- точным

научных трудах

выступлениях

на научные темы

художественных

произведениях

законы

протоколы

расписки

доверенности

счета

объявления

- бесстрастным

- обобщенно-отвлеченным

- подчеркнуто логичным

- точным

научная статья

учебная

литература

лекция

доклад

- образным

- эмоциональным

рассказ

повесть

роман,

стихотворение

Название

стиля

Разговорный

стиль

Задача речи

Сфера употребления.

(используется в )

общение,

обмен

впечатлениями,

мыслями

Официально-

деловой стиль

сообщение

информации,

указание

Стилевые черты

(обычно

высказывание

бывает):

непринужденных

беседах

обычно со знакомыми

людьми

Научный

стиль

Язык

художествен-

ной

литературы

сообщение

научной

информации

деловых бумагах

инструкциях

законодательных

документах

Жанры

- непринужденным

диалог

- официальным

- точным

- бесстрастным

- свободным в

выборе слов и

выражений

научных трудах

выступлениях

на научные темы

создание

художественного

образа,

воздействие на

мысли и чувства

законы

протоколы

расписки

доверенности

счета

объявления

- обобщенно-отвлеченным

- подчеркнуто логичным

- точным

художественных

произведениях

научная статья

учебная литература

лекция

доклад

- конкретным

- образным

- эмоциональным

рассказ

повесть

роман,

стихотворение

Из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова

  • Публиковать – обнародовать
  • Публичный – общественный
  • Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества
  • Публицист – писатель, журналист, пишущий об актуальных проблемах общества

Цель публицистического стиля

  • Сообщить информацию
  • В оздействовать на читателей, слушателей , повлиять на их мысли, чувства, поведение и поступки
  • Убедить в чем-либо, призвать к чему-то

Сфера употребления

В устной речи:

  • выступления на митингах, собраниях,

в передачах по радио и телевидению.

В письменной речи:

  • статьи в газетах, журналах.

Основные черты публицистического стиля

  • Актуальность
  • Призывность
  • Эмоциональность
  • Доходчивость
  • Четкость авторской позиции

Синтаксические средства языка

  • побудительные и восклицательные предложения;
  • риторические вопросы;
  • повторы;
  • однородные члены;
  • параллелизмы (сходное построение предложений текста).
  • вводные слова и словосочетания
  • короткие предложения (рубленая проза)

Лексические средства языка

  • литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.
  • антонимы
  • слова книжной и разговорной речи
  • слова и выражения, использованные в переносном значении.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

(1906-1999)

Советский и российский

филолог, искусствовед,

сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных

трудов, посвящённых

истории русской

литературы и русской

культуры.   

Учитесь говорить и писать (из книги Д.С. Лихачева «Земля родная»)

Учиться говорить и писать нужно все время. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Жанры

  • Заметка – краткое сообщение в печати.
  • Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
  • Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
  • Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
  • Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
  • Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Домашнее задание

  • П.8 упр.88 – доказать принадлежность текста публицистическому стилю речи

kopilkaurokov.ru

Урок развития речи. Публицистический стиль. 7 класс.

Цель: анализ текстов публицистического стиля.

Задачи: продолжить изучение публицистического стиля; учиться узнавать особенности стиля; учиться строить тексты публицистического стиля.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Публицистический стиль - один из видов книжных стилей. В 5 и 6 классах вы уже познакомились с ними. Назовите, какие книжные стили вы знаете. (Научный, художественный, официально- деловой). Публицистический стиль мы подробно не изучали, но вы помните, что он используется в газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, но радио и телевидение. Основная цель публицистического стиля - воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чем- то их убедить.

Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus - общественный. Подберите однокоренные слова к слову публицистический (публика, публиковать, публичный). Найдите в словаре значение слова публика. (Публика, -и, ж 1. Люди, находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров, а также вообще - люди, общество. Театральная п. Читающая п. На публику делать что - н.( напоказ; разг. неодобр.). 2. Общество или отдельные лица, объединенные по каким - н. общим признакам ( разг. шутл. или неодобр.). Знаю я эту публику - лентяи. Ну и публика!) (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., 1999, с. 630).

Итак, публика означает люди, общество.

  1. Анализ текстов.

- Прочитайте текст :

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже самый несильный ветер. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…

Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу- тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях !( В. Песков.) (Никитина Е.И., 1993, с.164).

Какое сравнение составляет основу текста? Для чего журналист создал такое сравнение?

Докажите, что этот текст принадлежит к публицистическому стилю. (Автор раскрывает общественно значимую тему - тему Родины; обращается к предполагаемым слушателям или читателям; призыв- обращение в виде побудительного предложения с частицей давайте.

Прочитайте вслух ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена их одинаковым началом.

Прочитайте текст и подготовьте его выразительное чтение.

Дадим мир планете Земля!

Мир - это твердая уверенность отцов и матерей, что их дети вырастут здоровыми и счастливыми.

Мир - это поля, покрытые не черным пеплом, а золотом спелых колосьев.

Мир- это смех детей и молчание пушек. Пушки мы оставили только для праздничных салютов.

Дадим мир планете Земля! ( А. Лиханов) (Никитина Е.И., 1993, с. 165).

. Как в тексте подчеркнута связь между его частями? (Автор использует слово мир в качестве повтора. Это слово присутствует в каждом предложении - абзаце текста и связывает его в одно целое)

. Напишите изложение - миниатюру этого текста.

Домашнее задание: найдите в любой газете примеры призывов- обращений и попробуйте объяснить их цель.

studfiles.net

Публицистический стиль - Русский язык

Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль»

Стили речи .

Публицистический стиль речи.

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.

Что такое

«стиль речи»?

Стиль - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.

Стили речи

Разговорный

Книжный

Официально -

деловой

Художественный

Научный

Публицистический

Этимология слова «публицистический»

  • от латинского publicus , что означает «общественный, государственный».

Однокоренные слова

публицистика публицист

публика

Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы

Автор произведений на общественно-политические темы

Задача публицистического стиля

  • Воздействие на читателя, слушателя,
  • Убеждение его в чем-то,
  • Внушение ему определенных идей,
  • Побуждение его к поступкам, действиям

Жанры публицистического стиля

  • Статья в газете, журнале,
  • очерк,
  • репортаж,
  • фельетон,
  • ораторская речь,
  • судебная речь,
  • выступление по радио, телевидению,

на собрании,

Для публицистического стиля характерны

  • логичность,
  • образность,
  • эмоциональность,
  • оценочность,
  • призывность.

Языковые средства публицистического стиля

  • эпитеты,
  • сравнения,
  • метафоры,
  • обращения,
  • риторические вопросы и восклицания,
  • разговорные слова,
  • фразеологические обороты.

Строение публицистического текста

  • Общественная проблема ( не забыть про обращение к публике! )
  • Пути её решения ( доводы, размышления )
  • Обобщения и выводы ( возвращается к проблеме ).

!!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем

Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник

  • «Лозунг». Проблема чистоты на улице.
  • Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать?
  • Вывод-призыв.

Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник

Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник.

Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту

Берегите природу! Берегите наш Мир.

Вывод: публицистический стиль речи…

  • Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв.
  • Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью.
  • Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
  • Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.

Мы – публицисты!

  • Задание: написать выступление-призыв на одну из тем
  • День Учителя – нужный праздник.
  • День Пожилого человека – особенный день.
  • «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..»

(о проблеме успеваемости)

4) «Возлюби ближнего своего» (о необходимости согласия и понимания между людьми)

multiurok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме: "Публицистический стиль"

        Выросла рябинка на обочине широкой городской улицы.

        Она выросла случайно, незаконно, пристроилась с краешку, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

        Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и красочно окрашенных. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали к прохожим свои добрые длинные листья.

        Шла мимо девочка.

        Увидела  рябинку, поахала.

        –  Возьму - ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревом не случится.

        И она была по-своему права.

        Ехал на машине усатый дядька.

         –  Ух ты... Прямо картинка. Шикарно!

        Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

        – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жены две-три ветки.

        Что ж, он был тоже по-своему прав.

        Под вечер шли студенты.    

        – Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример...

        Шел в сумерках влюбленный.

        –  Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

        На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.

        На другой день приехал хозяйственник.

         – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

        – Убрать. Срубить. А то весь вид портит.

        И он был по-своему прав.

        В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.  

                                                                (По Н.Соколовой)

 

Выросла рябинка на обочине широкой городской улицы.

        Она выросла случайно, незаконно, пристроилась с краешку, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

        Наступил август. Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и красочно окрашенных. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали к прохожим свои добрые длинные листья.  

        Шла мимо девочка.

        Увидела  рябинку, поахала.

        –  Возьму - ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревом не случится.

        И она была по-своему права.

        Ехал на машине усатый дядька.

         –  Ух ты... Прямо картинка. Шикарно!

        Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

        – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жены две-три ветки.

        Что ж, он был тоже по-своему прав.

        Под вечер шли студенты.    

        – Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример...

        Шел в сумерках влюбленный.

        –  Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

        На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... А Люсенька обрадуется.

        На другой день приехал хозяйственник.

         – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

        – Убрать. Срубить. А то весь вид портит.

        И он был по-своему прав.

        В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.  

                                                                (По Н.Соколовой)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *