7 класс факультативный курс по русскому языку – Рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему: Разработка факультативного курса по русскому языку в 7 классе
Элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему: Факультатив по русскому языку для учащихся 7 класса
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | зам. директора по УВР | директор школы |
Протокол №___ | ______(Т.П.Бураменская) | ______(О.В.Волобуева) |
от ______2014г | от _________ 2014 г | от ___________ 2014 г |
Программа факультативного курса
по русскому языку для 7 класса
« Секреты орфографии »
Составила: Даянова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2014
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
— расширить и углубить полученные ранее знания;
— систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Основные методы и приёмы работы:
— лекция;
— беседа;
— объяснение учителя;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— работа с тестами;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;
— обсуждение, диалог;
— работа по карточкам;
— написание и редактирование орфографических диктантов;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
— находить в словах изученные орфограммы,
— обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
— находить и исправлять орфографические ошибки;
— правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Содержание тем учебного курса:
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных — «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
— находить в словах изученные орфограммы,
— обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
— находить и исправлять орфографические ошибки;
— правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами
Литература
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. — М., 2003.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
- СПб, 2000.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1987.
- 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
- Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
- Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
- Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
- Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
- Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
- Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
- Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | Содержание занятия |
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 5.09 | Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? | |
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 12.09 | «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. | |
Тайна фонемы. | 19.09 | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). | |
Ударение под гласной может сделать букву ясной. | 26.09 | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. | |
5 | Коварные словарные слова. | 3.10 | Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). |
6 | Орфографический словарь – наш главный помощник. | 10.10 | Работа со словарем. |
7 | Проверь себя. Тест №1. | 17.10 | |
8 | Опасные согласные. | 24.10 | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. |
9 | Звонкие и глухие согласные | 31.10 | Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения. |
10 11 | Разделительный Ъ Разделительный Ь | 14.10 21.10 | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. |
12 13 | Слитно, раздельно, через дефис | 28.10 | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. |
14 15 | Не с разными частями речи | Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. | |
16 17 | Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий Н в кратких причастиях | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на – О (-Е). | |
18 | Способы образования сложных слов. | Способы образования сложных слов. | |
19 | Решение орфографических задач. | ||
20 | Проверь себя. Тест №2. | ||
21 | История образования и написания числительных | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». | |
22 | Правописание местоимений | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом | |
23 | Орфографические головоломки. | Работа по карточкам | |
24 | Классификация приставок | Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Буквы З и С на конце приставок. | |
25 | Приставки ПРЕ- и ПРИ- | Приставки ПРЕ- и ПРИ-. | |
26 27 | Правописание корней с чередующимися гласными | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | |
28 | Проверь себя. Тест №3. | ||
29 | Правописание личных окончаний глагола | Правописание гласных в личных окончаниях глагола. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | |
30 | Правописание падежных окончаний существительных | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. | |
31 | Правописание суффиксов самостоятельных частей речи. | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. | |
32 | Комплексный анализ текста | Работа с текстом. | |
33 34 | Значение орфографии в русском языке | Обобщение принципов орфографии. Сочинение – рассуждение .Редактирование работ в соответствии с требованиями ГИА. |
Литература
- Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. — М., 2003.
- Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
- СПб, 2000.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1987.
- 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
- Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
- Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
- Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
- Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
- Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
- Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. – М., 1992.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. – Л., 1963.
- Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. – М., 2003.
- Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). – Л., 1971.
- Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии и пунктуации. – СПб, 2003.
- Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из опыта работы. – М., 1982.
- Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. – М., 1971.
nsportal.ru
Программа факультатива по русскому языку (7 класс)
Данная программа по рассчитана на 34 учебных часа и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 7 классе. Благодаря данному курсу семиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.
Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.
Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2003 г.
Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи:
овладение основными текстоведческими понятиями;
развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
контрольное списывание;
сжатие исходного текста;
редактирование текста;
составление текста по образцу;
составление обрамлений к рассказу;
восстановление частей текста;
составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
анализ текста художественного и публицистического стилей;
конспектирование, тезисирование;
работа с научной и публицистической литературой;
составление схем, таблиц алгоритмов.
Ожидаемые результаты:
в результате изучения курса учащиеся
овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;
получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;
научатся работать над сжатием исходного текста;
смогут проводить различные виды анализа текста.
Содержание программы
1. Язык и речь (5 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (7 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стили речи (15 ч.)
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
5. Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезисирование. Аннотирование. Редактирование.
Литература для учителя:
Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. – М., 2001.
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2009 г.
Литература для учащихся:
Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. – М., 2009
- Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). – М., 1992.
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Журавлев А.П. Звук и смысл. – М., 1991.
Мокиенко В.М. Образырусской речи. – Л., 1986.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Календарно-тематическое планирование курса
Текст и его основные понятия (7 ч.)9.
Текст.
Текст. Признаки теста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. План текста. Виды плана.
Уметь различать широкие и узкие темы. Составлять различные планы к любому из предложенных текстов.
10.
Микротема и абзац.
Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация.
Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно читать текст, определять микротему абзаца.
11.
Контекст. Подтекст. Затекст.Контекст. Подтекст. Затекст.
Знать основные понятия.
12.
Средства связи предложений в тексте.
Местоимения. Лексические повторы. Синонимы. Смысловые средства связи. Служебные части речи как средства связи предложений в тексте.
Знать средства связи предложений в тексте и уметь находить и определять их.
13.
Типы связи
Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи.
Знать типы связи. Уметь определять их в тексте, составлять текст с использованием каждого из типов.
14.
Основная мысль текста.
Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.
15.
Текст как целостное композиционное единство.
Работа над анализом текста (отрывок из произведения А.И. Куприна «Белый Пудель»).
Умение анализировать текст, аргументировать свою точку зрения.
Стили речи (15ч.)
16.
Стили речи.
Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Знать стили речи и их основные признаки. Уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения.
17.
Публицистический стиль.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля.
Уметь анализировать текст публицистического стиля.
18.
Публицистический стиль.
Проблема и аргументы в текстах публицистического характера.
Уметь определять проблему в текстах публицистического стиля, находить аргументы.
19.
Публицистический стиль.
Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Знать правила написания рецензии, уметь составлять сочинение-рецензию.
20.
Художественный стиль речи и его структура
Художественный стиль. Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте.
Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля.
21-22.
Сжатие текста художественного стиля.
Приемы сжатия. Составление текста по образцу.
Знать приемы сжатия текста. Уметь сжимать текст в соответствии с правилами.
23-24.
Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
Структура сочинения рассуждения. Рецензия на написанное произведение.
Умение составлять собственное развернутое рассуждение на одну из заданных тем.
25-27.
Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в художественном тексте.
28-29.
Научный стиль речи.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.
Уметь составлять высказывание на лингвистическую тему.
30.
Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение
Знать о типах речи: повествовании, описании, рассуждении. Уметь использовать все типы в устной и письменной речи.
Система работы над текстом (4ч.)
31.
Основные виды работы с текстом.
Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста.
Уметь выполнять основные виды работы с текстом.
32-33.
Виды анализа текста.
Лексико-семантический, лингвистический, сопоставительный анализ текста. Схема анализа.
Знать схему анализа текста. Пути анализа произведения.
34.
Комплексный анализ поэтического текста.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору)
Уметь анализировать текст.
35.
Комплексный анализ прозаического текста
Анализ рассказа А.Платонова (по выбору).
Уметь анализировать текст.
infourok.ru
Программа факультативного курса 7 класс Живой язык
Факультативный курс по русскому языку «Живой язык» предназначен для учащихся 7-х классов разного уровня усвоения учебного материала и рассчитан на 17 часов. Он позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
Цель факультативного курса – совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
Повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5 – 7 классы, систематизировать и обобщить полученные знания.
Совершенствовать универсальные учебные действия.
Заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком.
Совершенствовать орфографические, пунктуационные, коммуникативные навыки учащихся
Формы работы: сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.
лекция;
беседа;
создание учебной ситуации;
анализ текстов различных стилей и типов;
решение тестовых задач;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
работа на компьютере;
написание диктантов
В конце изучения программы факультативного курса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Введение. Дорога к письменности (1ч)
Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать цели и задачи факультативного курса, понимать важность занятий для развития общей культуры, грамотности и коррекции знаний по русскому языку
-уметь вести диалогическую и монологическую речь, аргументировать свой ответ, решать тестовые задачи
Основные принципы русской орфографии. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Ударение-волшебник.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по данной теме
— уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме
Запомни, как писать! Орфографический словарь — наш главный помощник.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по данной теме
уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
Непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; б) двойные согласные. Понятие о непроизносимых согласных. Сочетания согласных звуков: вств, здн, нтск, стл, стн и др. Правила проверки непроизносимых согласных. Слова – исключения. Лишний согласный в слове. Исторические изменения в слове. Буква щ и сочетания согласных: шч, жч, сч, зч, здч. Анализ состава слова.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данной теме, определения морфем,
уметь видеть и находить орфограмму, подбирать проверочное слово, объяснять орфограмму, пользоваться словарём, составлять алгоритмы решения данных задач, решать тесты;
видеть непроизносимую согласную в слове;
уметь подбирать проверочное слово;
знать слова-исключения;
уметь анализировать морфемный состав слова;
стремиться избегать орфографических ошибок;
повышать орфографическую грамотность
Самостоятельные части речи. Частица НЕ. Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, наречиями на –о, — е, причастиями и деепричастиями. Трудные случаи. Дефисное и слитное написание сложных слов
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данным темам, отрицательное значение частицы НЕ, двойное отрицание, части речи, их морфологические признаки
уметь видеть орфограмму, применять правило, определять часть речи, видеть противопоставление с союзом, работать с текстом, справочной литературой, составлять опорные схемы и конспекты, пользоваться алгоритмом решения данной задачи, решать тестовые задания различных типов;
уметь различать части речи;
знать и понимать правила написания частицы НЕ с разными частями речи;
уметь применять правила на практике;
развивать орфографическую грамотность
а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем; б) в отглагольных частях речи.
Самостоятельные части речи. Наречие. Имя прилагательное. Отглагольные прилагательные. Причастия. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н, НН в отглагольных прилагательных и причастиях. Краткие прилагательные и причастия. Н, НН в наречиях.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данным темам, смысловое значение суффиксов, части речи, слова с «ложными» суффиксами, краткие формы прилагательных и причастий
уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи, приводить примеры на данную орфограмму, подбирать аргументы, формулировать выводы, находить и использовать информацию, решать тестовые задания различных типов;
знать и понимать правила написания н, нн в различных частях речи;
уметь различать части речи;
уметь выполнять морфемный анализ слова;
уметь применять правила на практике;
совершенствовать орфографическую грамотность
Сложные слова. Имена существительные, прилагательные, наречия. Иноязычные слова.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь применять изученные правила на практике
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Дробные и собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории числительных, правила написания и склонения числительных
уметь правильно употреблять в речи числительные, разграничивать разряды числительных, грамотно писать имена числительные
Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. Правописание местоимений.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории местоимений, правила написания и склонения местоимений
уметь правильно употреблять в речи местоимения, разграничивать разряды местоимений, грамотно писать
Орфографический словарь – наш помощник. Орфографические задачи, тесты, ребусы, кроссворды. Занимательная орфография.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся
уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
углубить знания по теории;
видеть в слое безударную гласную;
уметь правильно подбирать проверочное слово;
уметь пользоваться орфографическим словарём;
осознавать причины своих орфографических ошибок;
совершенствовать и развивать орфографическую грамотность
На –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную
б) при- и пре- в) написание некоторых слов иноязычного происхождения. Морфемика. Важность морфемного анализа слова. Приставки. Правописание приставок пре-, при-. Правописание слов, близких по звучанию слов с приставками пре-, при-. Заимствованные слова с пре-, при-.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данным темам, морфемы в слове, изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, значение приставок
уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги, применять правила на практике, различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. владеть навыками работы с книгами, справочной литературой, словарями;
различать морфемы в слове;
знать и понимать правила написания приставок;
уметь определять значение приставки и лексическое значение слова;
развивать орфографическую грамотность;
— пользоваться орфографическими словарями
а) проверяемых ударением б) не проверяемых ударением в) чередующихся гласных Развитие орфографической грамотности. Несколько простых советов. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова. Подготовительные тренинги. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Причины ошибок. Орфографические словари. Чередование А – О. Корни: гар/гор, зар/зор, кос/кас, клан/клон, лаг/лож, мак/мок, равн/ровн, плав/плов, раст/ращ/рос, скак/скоч, твар/твор. Слова – исключения. Чередование Е – И. Корни: бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит. Слова — исключения
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и неп
infourok.ru
КТП факультативного курса по русскому языку 7 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование факультативного курса по русскому языку
«Секреты орфографии. Причастие и деепричастие».
Тема урокаТип урока
Вид контроля
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Планируемые результаты по ФГОС УУД
Дата
предметные
метапредметные
личностные
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 час)
1
Вводное занятие. Морфологическая викторина.
Урок систематизации ЗУН
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретическими сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника), личные наблюдения учителя, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал.
Систематизация сведений о морфологических признаках частей речи. Участие в коллективном обсуждении проблем, стремление аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать.
Знать: морфологические признаки частей речи.
Уметь доказывать принадлежность слова к той или иной части речи.
Регулятивные: учится обнаруживать
и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи,.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает
на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
6.09.
2017
2
Понятие о причас-тии. Как распо-знать причас-тие?
Урок сообщения новых знаний; форми-рования умений и навы-ков
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретическими сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника), личные наблюдения учителя, контрольные срезы, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал.
Знакомство
с понятием
«причастие». Повторение известных учащимся морфологических признаков прилагательных
и глаголов. Свойства прилагательных и глаголов у причастий.
Знать: характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола
и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия
в предложении.
Уметь: различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять синтаксическую роль причастия в предложении, доказывать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает
на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
13.
09
3
Причастие – глагольная форма или самостоятельная часть речи?
Урок сообщения новых знаний; форми-рования умений и навы-ков
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретическими сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника), личные наблюдения учителя, контрольные срезы, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал.
Повторение известных учащимся морфологических признаков прилагательных
и глаголов. Свойства прилагательных и глаголов у причастий.
Знать: характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола
и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия
в предложении.
Уметь: различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, доказывать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает
на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенст-вовать имеющиеся.
20.
09
4
Причаст-ный оборот
Урок сообщения новых знаний; форми-рования умений и навы-ков
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретически-ми сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника), личные наблюдения учителя, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал.
Знакомство
с понятием
«причастный оборот», его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми, нормы согласования причастия с определяемыми словами.
Участие в коллективном обсуждении проблем, стремление аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать
Знать: определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением), условия выделения причастного оборота на письме.
Уметь: находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (необходимые действия, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает
на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
27.
10
5
Правопи-сание причастий
Комби-нированный урок
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретическими сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника), личные наблюдения учителя, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал.
Углубление знаний учащихся о грамматических признаках причастия, сходных с грамматическими признаками прилагательного.
«Блокнот трудных орфограмм»
Знать: о склонении полных причастий, условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий.
Уметь: согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, действует по плану; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область, представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает
на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
04.
10
6-8
Правописание НЕ с причастиями. Трудные случаи
Урок сообщения новых знаний; форми-рования умений и навы-ков
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету,
личные наблюдения учителя, контрольные срезы, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал.
Освоение орфограммы
«не с причастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила правописания не с причастиями.
Знать условия выбора слитного
и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.
Уметь: правильно писать не с причастиями, разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями.
Регулятивные: учится обнаруживать
и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
необходимые действия, действует по плану; совершенствует критерии оценки и пользуется ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; записывает выводы в виде правил; по заданной ситуации составляет короткие цепочки правил; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает
на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
11.
10
18.
10
25.
10
9
Тест по теме «НЕ с причастиями»
Урок
контроля ЗУН
по теме
Уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретическими сведениями и по уровню выполнения практических заданий).
Опорный учебный
материал.
Определение уровня изученного материала. Проверка
и тематический контроль знаний, умений, навыков.
Знать: материал изучаемой темы, Уметь: различать виды причастий, способы образования причастий, их правописание.
Регулятивные: учится обнаруживать
и формулировать учебную проблему; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений.
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности.
15.
11
10-11
Правописание действительных причастий
Урок сообщения новых знаний; форми-рования умений и навы-ков
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретически-ми сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника), личные наблюдения учителя, контрольные срезы, ответы на вопросы
Опорный учебный
материал. Знакомство
с образованием действительных причастий настоящего времени; совершенствование навыков нормирован-ного употребления гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
«Блокнот трудных орфограмм»
Знать условия
выбора гласных
у (ю) и а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Уметь: правильно выбирать и писать гласные у (ю)
и а (я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний
Регулятивные: учится обнаруживать
и формулировать учебную проблему совместно с учителем, планирует необходимые действия, действует по плану; совершенствует критерии оценки.
Познавательные: самостоятельно отбирает для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники; сопоставляет и отбирает информацию.
Коммуникативные: учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, самостоятельно используя приемы изучающего чтения на различных текстах, а также приемы слушания; учится искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
22.
11
29.
11
12-13
Правописание страдательных причастий
Урок сообщения новых знаний; форми-рования умений и навы-ков
Мини-раз-мышления, уровень знаний по предмету
(определяется по уровню владения теоретическими сведениями и по уровню выполнения практических заданий учебника)
Опорный учебный
материал
Знакомство
с образованием страдательных причастий настоящего времени; совершенствование навыков нормированного употребления гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Участие в коллективном обсуждении проблем, стремление аргументировать собственную позицию, доказывать ее, убеждать. «Блокнот трудных орфограмм»
Знать условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Уметь: правильно выбирать и писать гласные е и и
в суффиксах страдательных причастий настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний
Регулятивные: учится обнаруживать
и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует
необходимые действия, действует по плану; совершенствует критерии оценки и пользуется ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; записывает выводы; по заданной ситуации составляет короткие цепочки правил; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Личностные: оценивает ситуацию
на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.
06.
12
infourok.ru
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему: Факультативный курс «Секреты орфографии».
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ярцевская
средняя школа №10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/_Арсентьева И.И./ Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» МС МБОУ СОШ № 10 Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Утверждено» Приказом №_____ от «____»_________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Секреты орфографии»
7 класс
Арсентьева И.И., высшая категория
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Класс 7
Количество часов
всего 17, в неделю 0,5
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
и составлена на основе авторской программы. Авторы – Арсентьева И.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 10
Факультативный курс рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомит учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-9 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Просвещение, 2008 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
— расширить и углубить полученные ранее знания;
— систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее:
1. Дорога к письменности – 1час
2. Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии – 1 час
2. Фонетика. Орфография – 4 часов
3. Словообразование. Морфемы. Орфография. – 5 часов.
4. Морфология — 4 часа.
5. Обобшение – 2 часа.
Основные методы и приёмы работы:
— лекция;
— беседа;
— объяснение учителя;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— работа с тестами;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;
— обсуждение, диалог;
— работа по карточкам;
— написание и редактирование орфографических диктантов;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны знать:
— основные орфографические правила;
— определения единиц языка, встречающихся в курсе;
— схемы разборов слова.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
— находить в словах изученные орфограммы;
— выделять морфемы слова;
— обосновывать свой выбор;
— правильно писать слова с изученными орфограммами;
— находить и исправлять орфографические ошибки.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание занятия | Кол-во часов | Работа на уроке | Дата | ||
план | факт | |||||
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма | 1 | ||||
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1 | ||||
Фонетика. Орфография (4 ч.) | ||||||
3. | Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Правописание безударных гласных) | 1 | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). Правописание безударных гласных | |||
4. | Коварные словарные слова. Орфографический словарь – наш главный помощник. | 1 | Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). Работа со словарем | |||
5. | Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки» | 1 | Парные и непроизносимые согласные. Различение звонких — глухих. Тренировочные упражнения. | |||
6. | Правописание Ъ и Ь | 1 | Разделительные Ъ и Ь. Функции Ь в слове. Орфографический анализ текста. | |||
Словообразование. Морфемы. Орфография (5 ч.) | ||||||
7. | Приставки — труженицы (классификация и правописание приставок) | 1 | Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящим от смысла слова). Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы и И после приставок. Тренировочные упражнения. Составление орфографических диктантов. | |||
8. | Классификация и правописание суффиксов. | 1 | Правописание суффиксов различных частей речи. Тестовая работа. | |||
9, 10. | Кто командует корнями? ( Орфограммы в корне) | 2 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Гласные после шипящих и ц. Нахождение ошибок, редактирование текста. | |||
11. | Функции окончания и его правописание. | 1 | Правописание окончаний изученных частей речи. Определение роли окончания в слове. Орфографическая работа. | |||
Морфология (4 ч.) «Именные» части речи -3 ч. Глагол – 1 ч. | ||||||
12. | Загадки существительных и прилагательных (Значения и морфологические признаки, правописание) | 1 | Работа с этимологическим и орфографическим словарями. Тестовые задания. | |||
13. | История образования и написания числительных | 1 | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». | |||
14. | Что вместо имени у нас? (О правописании местоимений) | 1 | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом. | |||
15. | Всё о глаголе. (Значение, синтаксическая роль, морфологические признаки, правописание) | 1 | Тренировочные упражнения. Морфологический разбор глагола. | |||
Обобщение и систематизация изученного (2ч.) | ||||||
16. | Волшебный клубок орфограмм | 1 | Работа с текстом. | |||
17. | Значение орфографии | 1 | Обобщение принципов орфографии. |
Литература для учителя:
1. Бабайцева В.В. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
2. Бондаренко Н.М., Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., Просвещение.,1997.
3.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
4. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
5. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
6. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
7. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
9. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
Литература для уч-ся:
1. Варатьян Н.Г. Путешествие в слово. Спб.,2001.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.
2. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
4. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
nsportal.ru
Рабочая программа факультатива по русскому языку.7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива «Правила русской орфографии и пунктуации»
7 класс
Автор-составитель:
учитель Халепа Екатерина Владимировна_
Программа факультатива «Правила русской орфографии и пунктуации» разработана в связи с
невысоким уровнем грамотности учащихся 7 класса;
с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;
подготовка к успешной сдаче ГИА.
формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 7 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно- грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается как этап основного учения, имеющий морфолого- орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (2009г). Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно- углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель программы:
Обеспечить условия для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико- синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
Содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
Способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем факультативного курса — 34 часа.
Количество часов в неделю — 1 час.
Формы, виды занятий.
Курс «Правила русской орфографии и пунктуации» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия. Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый;
Словесно-наглядный, практический;
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения. После изучения курса учащиеся должны
знать
~ правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
~ условия, от которых зависит написание;
~ норму, действующую при данных условиях;
~ последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
~ приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
~ правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
~ правильно писать сложные слова,
~ правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
~ правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
~ правильно писать не с разными частями речи;
~ ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
~ ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.
Содержание программы.
Раздел программы
Количество часов
1
Правописание гласных и согласных корня.
4
2
Правописание приставок.
2
3
Правописание форм глагола.
5
4
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
6
5
Правописание н и нн в различных частях речи.
4
6
Правописание не с разными частями речи.
5
7
Правописание служебных частей речи.
2
8
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
5
Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных. Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глагола. Употребление мягкого знака в глагольных формах.
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-. Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными. Написание не с причастиями. Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов. Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Пунктуация в сложных предложениях.
Календарно-тематическое планирование
п/пТемы занятий
Кол-во часов
Дата проведения
п/пТемы занятий
Кол-во часов
по плану
по факт.
1 четв.
1
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.
1
8.09
2
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
1
15.09
3
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
1
22.09
4
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.
1
29.09
5
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с.
1
6.10
6
Приставки пре-/при-.
1
13.10
7
Правописание личных окончаний глагола.
1
13.10
8
Употребление мягкого знака в глагольных формах.
1
20.10
9
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.
1
27.10
Пчетв.
10
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (- ющ-), -ом- (-ем-), -им-.
1
10.11
11
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
1
17.11
infourok.ru
Факультатив по русскому языку для 7 класса по теме «Секреты орфографии»
Факультатив по русскому языку
« Секреты орфографии »
7 класс
Учитель: Безуглова А.В.
«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»
РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса.
Данный факультатив позволит не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
— расширить и углубить полученные ранее знания;
— систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
— лекция;
— беседа;
— объяснение учителя;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— работа с тестами;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;
— обсуждение, диалог;
— работа по карточкам;
— написание и редактирование орфографических диктантов;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
РАЗДЕЛ II
Содержание программы
Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых гласных.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание согласных — «фонемные « и « нефонемные» правила.
Правописание ъ и ь.
Правописание приставок.
Удвоенные согласные.
Орфограммы в окончаниях слов.
Орфограммы в суффиксах.
РАЗДЕЛ III
Календарно – тематическое планирование
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Секреты орфографии»
5.Коварные словарные слова.
1
6.
Орфографический словарь – наш главный помощник.
1
7.
Проверь себя. Тест №1.
1
8.
Опасные согласные.
1
9.
Звонкие и глухие согласные
1
10.
11.
Разделительный Ъ
Разделительный Ь
2
12.
13.
Слитно, раздельно, через дефис
2
14.
15.
Не с разными частями речи
2
16.
17.
Н и НН в суффиксах прилагательных,
причастий
Н в кратких причастиях
2
18.
Способы образования сложных слов.
1
19.
Решение орфографических задач.
1
20.
Проверь себя. Тест №2.
1
21.
История образования и написания числительных
1
22.
Правописание местоимений
1
23.
Орфографические головоломки.
1
24.
Классификация приставок
1
25.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
1
26.
27.
Правописание корней с чередующимися гласными
2
28.
Проверь себя. Тест №3.
1
29.
Правописание личных окончаний глагола
1
30.
Правописание падежных окончаний существительных
1
31.
Правописание суффиксов самостоятельных частей речи.
1
32,33
Комплексный анализ текста
2
34,
35.
Значение орфографии в русском языке
2
РАЗДЕЛ IV
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
В результате изучения курса «Секреты орфографии» учащиеся должны знать\уметь:
— находить в словах изученные орфограммы,
— обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
— находить и исправлять орфографические ошибки;
— правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
РАЗДЕЛ V
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Использованная литература
1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. — М., 2003.
2. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 – 7 классы. –
3. СПб, 2000.
4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1987.
5. 4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л., 1990.
6. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – М., 2002.
7. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.,2004.
8. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. – СПб, 2004.
9. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов. – М., 1984.
10. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1996.
11. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М., 2001.
infourok.ru