Урок в 6 классе язык речь общение фгос – Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Язык, речь, общение. Ситуация общения
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Язык, речь, общение. Ситуация общения
Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.
Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.
Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений III. Самоопределение к деятельности
Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)
Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?
Какие формы речи вам известны?
Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)
Может ли человек жить без общения с другими людьми?
От чего зависит наше общение друг с другом?
Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь — это язык в действии, конкретное применение, использование языка.
Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
— Сформулируйте тему урока. (Язык — важнейшее средство общения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).
Упр. 4, 5 — устное выполнение.
3. Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-
тарии учителя.
— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)
Ситуация общения — те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.
4. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.
5. Упр. 8, 9, 11 — подготовка к выразительному чтению, об-
суждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение
каждого задания.
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа
— Чем различаются язык и речь?
Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
Назовите компоненты речевой ситуации.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 12 — коллективное выполнение.
2. Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к вы-
полнению домашнего задания.
VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).
Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.
infourok.ru
Конспект урока «Общение» (6 класс)
Дата
Класс
Тема. Общение
Цель урока:создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.
Задачи:
• Обучающая:Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
• Развивающая:Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
• Воспитывающая:Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
• Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
• Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
• Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Тип урока:комбинированный
Средства обучения:учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ
Цель: Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке!
Прежде, чем мы начнем новую тему, скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Как вы усвоили эту тему проверим с помощью игры «Да-нет».
II. Проверка домашнего задания
Игра «Да-нетка» Ответьте «да» или «нет» (карточки)
1. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения (да)
2. Чувства не являются основой для межличностных отношений (нет)
3. Не обязательно в межличностных отношениях понимать другого (нет)
4. Толерантность – это признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей. (да)
5.Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.(дА)
Поменяйтесь работа и проведем взаимопроверку. (Слайд1).
А еще скажите, что такое деятельность? Какие виды деятельности вы знаете? Мы с вами рассмотрели три вида деятельности, а сегодня познакомимся еще с одним видом деятельности, а с каким, ответите на этот вопрос после просмотра фрагмента мультфильма «Лунтик»
III. Изучение нового материала
1. Создание мотивации.
Фрагмент мультфильма «Лунтик»
Вопросы классу:
— Скажите пожалуйста что делают герои мультфильма?
— Как называется процесс, когда кто-то с кем-то разговаривает о чем либо?
Назовите тему нашего урока.
Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ» (Слайд 3)
(записывают дату и тему в тетради)
Сегодня мы познакомимся с четвертым видом деятельности – общением.
Скажите, а что мы должны узнать и поянть сегодня на уроке?
Учащиеся формулируют
План урока: (Слайд 5)
1. Понятие общения.
2. Способы общения.
3. Правила общения.
4. Роль общения в жизни людей
Значит какая цель нашего урока?
Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. (Слайд 4)
Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение.А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»?
Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.
Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать.
Понятия озвучиваются
Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”
В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.
Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.
Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 66, найдите определение общения. (читают вслух).
Общение –взаимные деловые и дружеские отношения (Слайд 7). Давайте запишем это определение в тетрадь.
Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)
О каких способах общения вы узнали?
Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).
Запишем это в тетрадь(Слайд)
Давайте посмотрим как это работает на практике.
Задания группам:
Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.
Контролирует выполнение работы учащихся в группах.
1-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение
2-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке
1-я группа
Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
2-я группа
-Изобразить певца
-Изобразить человека, который одевается
-Радостного человека
Вы все поняли, что хотели сказать нам ребята? А с помощью чего это поняли? А к какому выводу можно прийти?В общении можно учитывать вербальную и невербальную информацию.
Какой способ вам больше нравится? Вы правы.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.
(Слайд 8)
Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку.Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.()
С помощью какого способа общения мы проводили физминутку (вербального и невербального)
(Вернулись к плану). Как вы думаете, может мы можем вычеркнуть еще один пункт нашего плана? Какой?
Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)
И мы сейчас с вами выработаем свои правила общения.
Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу. Правила общения с родителями (Слайд 9), правила общения с друзьями(Слайд 10).
Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.
Ноеще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому:
“Попробуйте
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться.
Не криать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить”. (Слайд 11)
Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Мы можем вычеркнуть еще один пункт плана. Что мы еще не узнали из нашего плана? А сами можете выполнить четвертый пункт. Скажите для чего мы общаемся? Какую роль играет общение в жизни людей.
Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.
Итог урока:
Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?
Тогда нам остается закрепить полученные знания с помощью метода «Синквейна», которая даст возможность заработать дополнительные баллы.
Проверка (Слайд 14) (подсчет общих баллов и выставление оценок) (Слайд 15)
Всего баллов:
Поднимите руку – у кого оценка 5, у кого – 4, у кого – 3.
Домашнее задание
Читать параграф 8, для тех, кто хочет на следующий урок получить оценку 5, вам нужно будет составить кроссворд из пяти слов с ключевым словом «общение».
Рефлексия
Ребята, вам все было понятно на уроке?
Что вы узнали нового из нашего урока?
Какое настроение у вас было на уроке?
Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.
Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения. (Слайд 16)
Вы любите играть в эту игру. На партах у вас лежать листочки с игровым полем. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Х, если не верное – 0.
1.Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (Х)
2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов(Х)
3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (Х)
4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (0)
5.В ходе общения происходит обмен информацией.(Х)
6. Общение происходит только в семье (0)
7.Общение всегда приносит удовольствие( О)
8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (Х)
9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (0)
infourok.ru
План конспект по русскому языку 6 класс Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
Упр. 1 — чтение текста, обсуждение.
Чтение и запись словосочетаний в рамке (с. 4).
Составьте и запишите предложения с этими словосочетаниями.
Мы выяснили, что значит «развитой язык». А каково значение похожего слова в словосочетании развитый ребёнок! Чем отличаются эти слова? (Развитый ребёнок — это ребёнок, для своих лет духовно зрелый, просвещённый, культурный, обладающий широким кругозором и в то же время физически развитый, окрепший. Слова развитой и развитый — паронимы, они похожи по звучанию и написанию, но отличаются по смыслу.)
3. Чтение, обсуждение и запись в тетради эпиграфа к теме —
высказывания К.Г. Паустовского (с. 4).
III. Закрепление изученного материала
Как и для чего можно использовать учебник?
Почему мы можем утверждать, что русский язык — один из самых развитых языков мира? (Он звучен, мелодичен, имеет богатый, постоянно пополняемый словарный запас, способен отражать разнообразные оттенки мыслей и чувств.)
IV. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
Учебник: упр. 2, 3.
Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения
Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.
Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 2 — выборочная диктовка предложений.
Упр. 3 — чтение и анализ рассуждений III. Самоопределение к деятельности
Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)
Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?
Какие формы речи вам известны?
Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)
Может ли человек жить без общения с другими людьми?
От чего зависит наше общение друг с другом?
Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык — это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь — это язык в действии, конкретное применение, использование языка.
Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.
— Сформулируйте тему урока. (Язык — важнейшее средство общения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).
Упр. 4, 5 — устное выполнение.
3. Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, комментарии учителя.
— Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)
Ситуация общения — те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.
4. Упр. 7 — работа со схемой по вопросам учебника.
5. Упр. 8, 9, 11 — подготовка к выразительному чтению, обсуждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение
каждого задания.
V. Закрепление изученного материала
1. Беседа
— Чем различаются язык и речь?
Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?
Назовите компоненты речевой ситуации.
2. Работа по учебнику
1. Упр. 12 — коллективное выполнение.
2. Упр. 10, 13 — коллективное обсуждение, подготовка к выполнению домашнего задания.
VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).
Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.
xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai
Конспект урока на тему: «Общение». (6 класс)
Тема урока: «Общение». (6 класс)
Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей, умения строить межличностные отношения на принципах толерантности, принятия другого человека, его мнения, мыслей, чувств.
Задачи:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;
Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Средства обучения: учебник, карточки, тесты.
Форма урока: практикум
Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый.
Структура урока:
Организационный этап. Постановка темы урока, определение цели и задач.
Актуализация субъектного опыта учащихся.
Применение знаний и способов действий.
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
Коррекция знаний и способов действий.
Подведения итогов занятия.
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный этап. Постановка темы урока, определение цели и задач.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Урок у нас будет интересным, т.к. тема урока касается каждого из нас. Какая тема будет, вы сами определите. Перед вами на доске слово — название темы — рассыпалось. Соберите его.
О Е Н Щ И Б Е (ОБЩЕНИЕ)
Учитель: Тема нашего урока: Общение.
Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать?
— Что такое общение.
— Зачем люди общаются.
— Какие трудности возникают во время общения людей.
Учитель: Главная цель нашего урока — это научиться общаться. А главная задача: сформулировать правила общения.
2. Актуализация субъектного опыта учащегося.
Учитель: Какие ассоциации у вас со словом «общение»?
Учитель: Вы дали свою трактовку понятия «общение». Предлагаю обратиться за помощью к учебнику. Откройте стр. 67. Прочитайте.
Учитель: Общение — это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе.
Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.
— Слово не стрела, а в сердце язвит.
— Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
— Много наговорено, да мало переварено.
— Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.
Будьте доброжелательны и вежливы.
Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
3. Применение знаний и способов действий.
1 группа
Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу
— Качества, помогающие общению
— Качества, мешающие общению
Дружелюбие Любознательность Внимательность Высокомерие Уважение Равнодушие Подлость Отзывчивость
Зависть Честность Доброта Гнев Общительность Восторг Чувство юмора Уважение
2 группа
Учитель: Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Средства
— Речевое общение
— Неречевое общение
Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент.
Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.
3 группа
Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата? (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,
Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
— Почему все уже сгорело?
— Как нужно сообщать о пожаре?
Задание.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.
Физкультминутка
Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.
Читаем визуальную информацию.
Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.
(Ребята показывают различные позы).
1. Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен.
2. Наклон головы в сторону.
3. Корпус подан вперед, руки на бедрах.
4. Скрещенные конечности.
5. Стоять, сжимая кулаки.
Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.
— Что же помогает и что мешает общению?
Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
Задание. Культура общения (работа с текстом «Закончи предложения»).
Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).
Не захватить, а ______________________ (отдать).
Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).
Не спрятать, а __________________________ (поделиться).
Не орать, а ____________________________ (выслушать).
Не разорвать, а _________________________ (склеить).
4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тест
А 1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
А) общение
Б) ритуал
В) церемония
Г) нормы
А 2. Какое качество особенно ценится в общении?
А) умение интересно рассказывать
Б) умение слушать
В) умение рассмешить
Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А3. Общение – это
а) удовольствие;
б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;
в) дружба
г) любовь
А4. Верны ли суждения об общении:
А) Существует как речевое, так и неречевое общение.
Б) Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения о целях общения:
А) В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Б)Целью общения часто является само общение?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
5. Коррекция знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.
Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в.
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
Более 3 ошибок — 2
6. Подведение итогов занятия.
— Что мы сегодня узнали на уроке?
— О каких правилах надо помнить во время общения?
Будьте доброжелательны и вежливы.
Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
Говорите правильно, четко, без лишних слов.
Подбирайте слова понятные собеседнику.
Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
Не перебивайте собеседника, умейте слушать.
Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.
7. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Параграф 8, выберите одно из этих заданий.
1. Изучив памятку: «Учимся общаться», составьте список ваших личных заповедей общения.
2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь.
Если останется время, провести упражнение «Я рад общаться с тобой».
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят, стоящих рядом, со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протягивают руку, пожимает ее и протягивает руку другому ребёнку, произнося эти же слова.
Учитель: На протяжении всего упражнения вы произносили замечательную фразу «Я рад общаться с тобой». Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу и слышали ее?
— Ребята, познакомившись с культурой общения, попробуем разыграть сценки. (Ролевая игра, затем обсуждение).
А) Поздоровайся с незнакомым человеком.
-Здравствуйте, извините, пожалуйста, вы не сможете мне помочь найти почту, я впервые в вашем городе.
— Конечно, идите прямо по улице, она выходит на главную площадь и там увидите здание почты.
— Спасибо большое.
— Пожалуйста.
Б) Похвали человека за хороший поступок.
— Андрей, мне папа марки привез.
— Это интересно, покажешь?
— Да, смотри.
— Какие красивые. У твоего папы хороший вкус. А я собираю о спорте. Хочешь, покажу тебе свои марки.
— Конечно.
В) Заговори первым при встрече с человеком, с которым у тебя произошла ссора?
— Марина, привет!
— Привет.
— Ты меня извини за вчерашний разговор. Я была неправа. Не обижайся на меня.
— Я не обижаюсь, давай это не будем вспоминать и продолжим дальше нашу дружбу
— Я согласна.
Г) Попроси приятеля о чем –то.
-Алло! Алеша, здравствуй!
— Здравствуй, Коля!
— У меня к тебе просьба. Я должен передать книгу одному знакомому. Мы договорились встретиться завтра в пять часов у стадиона. Но в это время буду занят. Ты не можешь мне помочь?
— Завтра в пять? Вообще–то могу. А как я его узнаю?
— Ну, это я тебе объясню. Спасибо за помощь.
Закрепление. Составление синквейна на тему «Общение».(5мин)
1строчка – одно существительное
2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3строчка — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
4строчка — целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме
5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение.
2. Речевое, повседневное.
3. Передавать, обмениваться, убеждать.
4. Человек без общения, как без воздуха.
5. Самовыражение.
Давай поболтаем!
Давай поговорим! В 1925 г. в Индии нашли мальчика лет девяти, который около семи лет прожил в волчьей стае. По уровню умственного развития ему было девять месяцев. Прожив четыре года среди людей, он выучил несколько простых слов и команд.
Почему без общения нет человека? (Слайд 3)
Учитель: Почему без общения нет человека?
-через общение человек получает знания об окружающем мире;
-с помощью общения происходит передача опыта;
-общение позволяет усвоить нравственные ценности;
-благодаря общению люди учатся оценивать поступки;
-усваивают правила поведения и применяют их на практике;
-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
-через общение человек получает сведения о самом себе.
infourok.ru
Методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме: Урок — обзор «Язык в речевом общении»
Цели:
— привить любовь к русскому языку;
-заинтересовать предметом;
— расширить кругозор знаний о русском языке;
— показать роль русского языка в жизни;
— повысить культуру речи обучающегося.
Ход занятия.
Учитель. Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык.
Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас?
Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.
Не станем дальше рисовать эту фантастическую картину: невозможно даже предугадать все последствия, которые ожидали бы человеческое общество, если бы вдруг исчез язык, если бы общение стало невозможным.
Для работы на сегодняшнем занятии мы разделились на теоретиков и практиков. И первая часть нашего занятия поможет вам лучше понять, что такое общение, познакомит с видами общения, а также мы выясним, что необходимо для речевого общения. (Выступления учащихся [1])
I. Общение. Виды общения.
Условия речевого общения.
Теоретик. Общение – это контакты людей друг с другом: обмен информацией, вопросы собеседнику, желание получить от него ответ.
Основная цель общения – воздействовать на собеседника. Общение может быть контактным и дистантным.
При контактном общении собеседники находятся поблизости, так что они могут видеть и слышать друг друга. Такие ситуации возникают в диалогах при встречах, сообщении какой-то информации, поручениях собеседнику, при речевых контактах учителя и учеников, врачей и пациентов, а также в типичных монологических ситуациях: выступлениях артистов перед зрителями, лекторов перед аудиторией.
В таких ситуациях все наглядно, все на виду. Многое понятно с полуслова. Здесь немало можно сказать собеседнику мимикой, жестами, выражением глаз, интонацией. (Иллюстрирование эпизода).
При дистантном общении собеседники разделены временем, расстоянием или и временем, и пространством. (Иллюстрирование эпизода).
Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Прежде всего – хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.
Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба.
Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.
Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться только через переводчика.
Задания для практиков. Записать всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении. Предполагаемые ответы:
Здравствуй! Здравствуйте! Привет! Чао! Салют! Здравия желаю! Рад вас приветствовать!
До свидания! Пока! Разрешите откланяться! Прощай! До скорого свидания!
Теоретик. С понятием “общение” тесно связано понятие “коммуникабельность”.
Что значит быть коммуникабельным? (Работа со словарной статьей толкового словаря С.И.Ожегова)
Это значит быть склонным к общению, проявлять в речевых контактах инициативу, уметь и хотеть с кем-то общаться. А некоммуникабельный человек старается избежать общения, быть в нем чрезмерно лаконичным, любит уединение.
Послушайте предание о финском мальчике. Один финский мальчик будто бы молчал шесть лет. И его родители даже думали, что он будет немым. Но вот однажды отец взял сына с собой в лес, чтобы показать ему, как валят деревья. Мальчик, хотя с интересом, но молча наблюдал за действиями отца. И вот он громко закричал: “Берегись! Назад!” Лесоруб отскочил – и тяжелый ствол грохнулся у самых его ног. Благодарно обнимая сына, отец спросил: “Что же ты, сынок, раньше-то ничего не говорил?” — “А незачем было!” — ответил сын.
Учитель. Вторая часть занятия посвящается речевому этикету.
II. Речевой этикет.
Теоретик. Речевой этикет – это правила речевого поведения. Цель его – установить контакт с собеседником.
Этикетные слова вроде бы не передают никакой информации, но тем не менее они обладают особой значимостью. Ведь люди небезразличны к тому, кто их приветствует, обращаются к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу, просит прощения.
Информация в речевом этикете говорит о мере уважения к собеседнику. Вы сказали соседу “ Доброе утро!” — тем самым вы показали свое уважение к человеку. Вы произнесли: “Извините, меня, пожалуйста!” — это значит, что вы признали свою вину и просите не сердиться и простить вас. “Благодарю вас!” — это значит. Что вы заметили услугу и готовы к ответному доброму действию.
Если вдуматься в старое значение этикетных сочетаний, то становится ясным их глубоко доброжелательный смысл: здравствуйте- “будьте здоровы”, всего доброго -пожелание хорошего, как и в приветствиях добрый день, доброе утро, добро пожаловать.
Этикет может быть и неречевым. В некоторых ситуациях жесты могут заменять словесные формулы — это и будет являться неречевым этикетом. Например, здороваясь, два молодых человека молча пожимают друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы. (Оба эпизода иллюстрируются показом).
Речевой этикет и народные обычаи.
Теоретик. Русские спрашивают: “Как здоровье?” А древние египтяне при встрече интересовались: “Как вы потеете?” Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.
В Монголии при встрече выясняют: “Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?” Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.
Житель Вены говорит “целую руку”, не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.
Древние греки приветствовали друг друга: “Радуйся!”, а современные греки: “Будь здоровым!” Арабы говорят: “Мир с тобой!”, индейцы одного из племени: “Все хорошо!” Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: “Ты ел?” — “Ел” (или “Еще нет”).
Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот “уйти по-английски”, то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.
III. Устная речь.
Ученица читает стихотворение Ф.Кривина “Песенка об орфоэпии”.
Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный луК, и я лИжу
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь — лИса, красивый длинный пруТ.
И что такое он плетет —
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я запИваю песни…
На днях в лесу нашел я груСТь
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется — надо подлечить:
Заставить правила учить…
Теоретик. Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание прочитанного. Но произвол в произношении почти также недопустим, как и анархия в письме. Дело в том, что отклонения от литературного, орфоэпического произношения почти также мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.
Задания для практиков.
Карточка №1. Правильно произнесите слова:
- что чтобы тире конечно модель депо шимпанзе
- скучно мягче легче яичница скворечник
Карточка №2. Поставьте ударения в словах и правильно прочитайте их.
- газопровод километр средства мельком портфель
- прибыл прибыла права правы черпая
- звонит звонят творог фарфор цемент
Учитель. Ребята, я хотела бы, чтобы вы запомнили слова К.С.Станиславского: “Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает …человека с ампутированными ногами”.
И особое беспокойство вызывает речь молодых людей, понять смысл которой бывает очень непросто. Давайте посмотрим инсценировку, и может быть некоторые ребята тут же откажутся от привычных словечек. (Просмотр инсценировки).
IV. Письменная речь.
Учитель. О грамотности в письменной речи мы говорили немало. И стихотворение А.Шибаева “Грустные вести” еще раз напомнит о необходимости знаний орфографических правил.
Задания для практиков. А вот еще одна история: “ Дима написал своему другу Пете записку: “Приходи с мечом вечером, сыграем”. Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.
— Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу вечера Дима собрал ребят своей улицы.
— Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.
— А мяч есть?
— Есть! Сейчас Петька принесет. Я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие фехтования- длинный деревянный меч. Почему? (Ответы учащихся).
Задания для практиков.
Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы.
Отв..рить дверь – отв..рить свеклу
Задр..жать – раздр..жать
Скр..пя зубами – скр..пя сердце
Пло.. с дерева – пло.. из дерева
Вып..лить из ружья – вып..лоть грядку
Учитель. В заключение нашего занятия я хотела бы напомнить вам слова Р.Зеленой: “Русский язык нужно охранять и беречь, как русскую природу. Он столь же прекрасен и беззащитен”.
nsportal.ru
Конспект вводного урока в 6 классе «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Конспект вводного урока в 6 классе
«Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Конспект урока разработала:
Степанова Элада Георгиевна, учитель МБОУ
«Болдыревская ООШ»
Родионово-Несветайский район
2016 г.
Класс: 6
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 6 класс (часть 1). Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х ч./ Авторы-составители: А.Д.Шмелёв, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук и др.; пол ред. А.Д.Шмелёва. – Москва:Вентана-Граф, 2016 – 288 с.: ил.
Название раздела, главы: Что значит «современный русский язык»? О языке и речи.
Тема урока: «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)».
Цели урока:
предметные УУД: овладение первоначальными представлениями о «современном литературном языке», разновидностях русского языка, о нормах русского языка.
Метапредметные:
регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами, оценивание речи с точки зрения её содержания и языкового оформления;
познавательные УУД: расширение знаний учащихся о «современном литературном языке», о понятиях «язык» и «речь»; формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; учить сознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Тип урока: традиционный
Ход урок
Приветственное слово учителя
— Добрый день, ребята. Надеюсь, сегодняшний урок подарит нам всем массу новых знаний в ходе нашего общения.
Чтение стихотворения учителем.
Знания – столь драгоценная вещь –
Всю жизнь собирай по крупицам,
И, если стремление к знаниям есть,
Мы можем этим гордиться.
— Для чего нужны знания?
(- Знания необходимы, чтобы в будущем заниматься любимым делом; получить ту профессию, о которой мечтали)
— Почему важно изучать язык?
(-Изучение языка необходимо, чтобы грамотно писать и говорить!
— Язык помогает нам общаться друг с другом!)
— Приобретая знания, мы открываем для себя много нового в различных областях, сегодня я желаю всем нам успехов и новых открытий в языке.
Мотивация учебной деятельности.
— Почему важно изучать язык?
(Язык служит средством общения людей)
— Язык-это развивающееся явление, у языка есть свои законы, своя история. Языков на планете много.
— Кто скажет, сколько языков на земном шаре?
— А сколько языков в нашем регионе?
— Вы задумывались когда-нибудь над тем, что такое язык?
— Найти ответ на этот вопрос нам поможет текст.
1. Чтение текста учителем (текст на слайде).
Современный русский язык — один из богатейших языков мира. Его величие создается огромным словарным запасом.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык.
Национальный язык многолик и существует в целом ряде форм (разновидностей).
— На какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
— Давайте зададим вопросы к тексту.
(- Какие разновидности русского языка существуют?
— Чем отличается русский национальный язык от литературного русского языка?)
— Ответы на эти вопросы и станут открытием новых знаний о родном языке.
III.Актуализация знаний.
1. Формулирование темы
— Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О разновидностях русского языка)
2. Запись темы урока. Лексический и орфографический комментарий темы.
— Как вы понимаете значение слова «разновидности»?
— К каким словарям мы можем обратиться, чтобы ответить на этот вопрос?
3.Работа с толковым словарем и словарем синонимов.
4. Работа со схемой в учебнике.
Упражнение 1(стр. 8).
— Ребята, как авторы учебника объясняют, что такое разновидности языка?
— Сколько таких разновидностей они нам показали?
(Вариант: проецирование схемы на доску).
— Какие разновидности русского языка представлены на схеме? Что включает в себя общенародный русский язык?
(Общенародный язык: диалект, жаргон (военный жаргон, словарь хакера, молодежный сленг), литературный язык).
-Можно ли узнать по речи, где живет человек, откуда он родом? Как называются слова, которые передают самобытность той местности, откуда человек родом?
(Диалекты)
-Что характерно для жителей нашей области? Составьте словарик из 3-4 слов-диалектов, характерных для жителей нашей местности.
(Кабак, бурак, хата, клуня, жердёлы, шипчина, гардал, вытяпала, курчата, пивень).
— Посмотрите на схему и скажите, какие ещё слова портят нашу речь и порой звучат неуместно?
(Жаргоны)
— А каким языком пользуются мастера слова, когда пишут свои книги? Найдите ответ в схеме.
(Литературный язык)
5. Работа с учебником.
Упражнение 2.
— Какая характеристика русскому языку дается в упр.2?
— Как вы понимаете, что такое «воспитанный» язык? Составьте словарик из 3-4 прилагательных-синонимов (работа в группах).
(Культурный, нормированный, уместный, выразительный)
IV. Актуализация опыта на этапе закрепления ЗУН.
Лексическое разграничение разновидностей русского языка. Упражнение 3.
— Сравните два отрывка из произведений писателя Б.В. Шергина. Чем они отличаются друг от друга?
(Первый текст передает характерные особенности той местности, где живет человек, второй — соответствует нормам литературного языка)
— Какие слова в первом отрывке не соответствуют нормам литературного языка? Как они будут звучать на «воспитанном» языке?
(варианты ответов обучающихся)
Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебное кольцо» (видео)
— Ребята, нужно заметить, что не всегда использование в речи нелитературного языка звучит неуместно.
— Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Волшебное кольцо». (просмотр видео)
— Какие чувства вызвал у вас просмотр фрагмента мультфильма? О какой разновидности языка идет речь? (о просторечии)
— Звучали ли неуместно просторечия, используемые автором в этом художественном фрагменте? (нет)
— Почему вы так считаете? (автор использовал их, чтобы передать живую и образную речь).
3. Работа с текстом в учебнике.
— Откройте с. 9 учебника, посмотрите на название темы нашего урока. Какие положения мы ещё не рассмотрели?
(Язык и речь)
Обратимся к упражнению 6.
— Прочитайте текст, который поможет вспомнить, чем различаются понятия язык и речь. С чем известный лингвист Михаил Викторович Панов сравнивает процесс речи? Язык? Речевые высказывания?
(М.В.Панов сравнивает процесс речи с конвейером по сборке часов: часы сходят с конвейера разные: отвечающие стандарту, с браком и т.д. То есть речь – это конкретные часы (высказывания) на конкретном конвейере (мыслительный и речевой аппарат человека). А язык – это правила, по которым идёт сборка).
3. Лексическая работа после текста.
— Давайте попробуем составить таблицу, в которой укажем функции языка и речи. (Пробуем с учащимися составить таблицу, затем проецируем на экран приведённую ниже таблицу и комментируем различия, которые не назвали дети).
Функции языка и речи.
Язык как средство общения между людьми.Язык используется как средство мышления в форме слов.
Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).
Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации.
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.
Речь присуща конкретному человеку.
Речь — это средство передачи информации, как вербальной (говорение) так и невербальной (письмо, жесты и пр.). Речь не может существовать вне языка, ибо первое есть форма существования второго
Речь экспрессивна и эмоционально окрашена.
— А с чем бы вы сравнили язык и речь?
(Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой; с паровозом и вагончиками; с солнцем и лучами).
— Подберите глаголы к слову язык.
(Владеть, использовать, изучать, понимать).
— Подберите прилагательные к слову речь.
— (Образная, выразительная, правильная).
4.Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 7. Самопроверка (текст упражнения 7 на слайде)
V.Домашнее задание (дифференцированное).
1. Упражнение 5 (базовый уровень). Составить памятки (3-5 предложений) на выбор:
«Как нужно общаться со своими ровесниками?»
«Как нужно общаться со взрослыми?»
«Как нужно общаться с родителями?»
«Как нужно общаться с учителями?»
«Как нужно общаться с близким другом?»
«Как нужно общаться с малознакомыми ребятами во дворе?»
2. Найдите отрывки из художественных литературных произведений, в которых автор использует нелитературную речь (диалектизмы). (Повышенный уровень).
VI. Оценочно-рефлексивный этап
Подведение итогов. Заполнить текст с пропусками.
Знакомство с темой урока помогло мне понять, что ____________.
Неуместное использование таких слов, как ________________________, делает нашу речь ______________. Поэтому мы должны стараться использовать в своей речи ______________.
infourok.ru
Урок русского языка «Секреты речевого общения»; 6 класс — К уроку — Русский язык и литература
Черкасова Лариса Ивановна
Учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30
Ногинский район Московской области.
Урок русского языка в 6 классе.
Секреты речевого общения.
Цели урока: дать понятие речевого этикета и речевой ситуации; привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим; воспитывать культуру разговора по телефону; способствовать развитию кругозора.
Оборудование: распечатанный наглядный материал на столах учеников, компьютер для просмотра слайдов презентации.
1) Эпиграф на доске: У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. С. Аверинцев.
На экране понятие – речевой этикет — и его определение.
Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.
Слово учителя. Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
«Спасибо, здравствуйте, простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нём.
Вам этот школьник не знаком?!
2) Когда-то, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если, к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать — Доброе утро, Добрый день, то они обязательно будут добрыми.
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
Будет говорить.
3) А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ?
Это пожелание здоровья (здравия). Не случайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!»
Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет.
КАКОЕ НАШЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТ. САЛЮС?
4) Прочитайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
Текст на листе №1
«Здравствуйте!»
Что значит здороваться? Это прежде всего пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.
В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.
Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.
« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?» а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».
Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза: «Он перестал со мной здороваться» — означает: «Он прервал со мной добрые отношения, знакомство».
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».
Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»
Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»
5) Рассмотрим материал на листе №2 ( на листе изображены иллюстрации разных речевых ситуаций: встречи одноклассников, пожилых мужчин и спортсменов. Нужно сформулировать правила приветствия в зависимости от ситуации)
6) Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить.
Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:
(на экране заданные ситуации, дети после обсуждения в группах предлагают свой вариант ответа, группы могут спорить, доказывать свою точку зрения.)
Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?
Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?
Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» — всё в порядке?
6) Вопросы викторины ( на экране вопросы викторины, после ответа, предложенного детьми, высвечивается правильный, идёт обсуждение)
Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?
Если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь…
Как поступить? Что произнести?
Если ты встречаешься со знакомыми несколько раз в день, как поступить?
Ты не сразу заметил знакомого, не успел поздороваться или ответить на его приветствие.
Как поступить?
7) Отгадайте загадку:
Что за терем – теремок?
Нет дверей, но есть кружок.
Поверчу кружок рукой
И услышу голос твой. ( На экране компьютера появляется отгадка – телефон)
Расставьте ударения в словах: звоните, звонят, звонишь, перезвонишь.
8) Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон»
— Алло!
— Алло!
— Давай разговаривать.
— Давай. А о чём?
— Ну о чём? О чём — нибудь.
— Ну?
— Что ну?
— Чего ты не разговариваешь?
— А ты почему не разговариваешь?
— Да я не знаю, о чём разговаривать!
Почему у ребят не получилось разговора?
9) Ознакомьтесь с шуточными советами разговаривающим по телефону, которые давал Карел Чапек:
( на экране появляется текст)
1. не звоните без дела.
2. уж если звонишь, запасись терпением, чтобы абоненту хватило времени ответить на твой звонок.
3. телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Именно тогда ухо не взмокнет от телефонной трубки, а кому-то не придётся бесконечно набирать ваш номер, чтобы дозвониться.
А как поступаете вы?
10) Решите речевые задачи: (задание на экране компьютера — слайды)
1) Звонок. Ты снимаешь трубку и выясняешь, что произошло неправильное соединение. Что ты сделаешь?
а) бросишь трубку;
б) скажешь: «Надо правильно набирать номер!!!»
в) вы не туда попали!
г) извините, вы, вероятно, не туда попали!
2) Ты звонишь, но выясняется, что тебя неправильно соединили. Что ты сделаешь?
а) бросишь трубку;
б) спросишь: куда ты попал — и извинишься.
11) При разговоре по телефону надо учитывать следующие условия:
( лист №3) (На листах правила речевого этикета, которые надо соблюдать при разговоре по телефону. Учащиеся знакомятся с ними и записывают главное).
12) Вернёмся к стихотворению:
Должен помнить ты везде,
Чтоб культурным быть:
КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ
Будет говорить.
13) Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к ловам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
как от мелких, но острых осколков.
14) Итог урока: очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS- сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.
В небытие уходит часто
Извечный смысл давно забытых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,
Не всякий возглас в речи выжить смог.
Но вот звучит на все века «Спасибо»,
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.
И так же срок нам видится немалый
С тех пор, как просьба речи принята:
Мы говорим по-прежнему «Пожалуй»
С частицей величательною «Ста».
Касаются веков литые грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши добрые слова.
15) На слайдах улыбающиеся лица, звучит песня:
«ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМА…»
Литература
1) Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко. Речевой этикет. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов.
М. Мнемозина. 1997 год.
Урок русского языка в 6 классе «Секреты речевого общения» проводится в рамках методической темы: «Развитие культуры речи учащихся на уроках русского языка и литературы».
Метод обучения – творческий, частично-поисковый. Форма работы – сочетание коллективной и групповой. Урок обобщения и систематизирования знаний.
На уроке сочетается использование педагогической мастерской и компьютерной технологии в обучении. Класс разделён на группы, парты стоят особым образом. На основе подобранного дидактического материала ученики сами добывают и осмысливают знания. Тема урока предполагает, что хорошо знакомые жизненные ситуации будут оценены иначе, многие школьники сделают для себя открытия в плане речевого общения. В наше время, когда уровень культуры общения катастрофически падает, подобное занятие даст свои положительные результаты.
Учитель лишь направляет деятельность учеников, переходя от одной речевой ситуации к другой. В классе царит непринуждённая атмосфера, когда есть возможность высказать своё мнение и обсудить что-то в группе, поспорить, улыбнуться, если решение предложено с юмором.
Официального оценивания каждого ученика нет, но при этом каждый сам в состоянии оценить свои возможности. Ребёнок раскрывается, начинает верить в себя, высказывает свою точку зрения, не стесняясь. И это уже достижение.
Использование наглядного материала (не учебник, к которому привыкли): листов с заданиями и иллюстрациями, компьютерных слайдов, фотографий на них – разнообразит урок, сделает его более интересным и необычным. Скучающих точно не будет.
Здесь нет соревнования, которого боятся неуверенные в себе ученики, чередуется индивидуальная и групповая работа, важен не только результат, но и сам процесс, который включает в данном случае элемент игры. Использование данной технологии повысит мотивацию к учёбе и уровень культуры общения школьников.
Урок, прошёл на высоком уровне, учащиеся с удовольствием выполняли задания, участвовали в беседе, спорили. Стихи, использованные на уроке, дети получили заранее, к чтению все подготовились добросовестно. Время урока пролетело незаметно, по лицам учащихся было видно, что информация и форма работы их заинтересовали.
Полученные знания из курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» я стараюсь применять на большинстве своих уроков.
pedsovet.su