cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Сочиненные басни учениками 6 класса – Басни собственного сочинения

КВН «Басни» (6 класс)

Конспект урока по литературе «Мир басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева» 6-7-8 класс ( региональный компонент на уроках литературы)

Урок-КВН по басням Александра Константиновича Пинаева.

Ссылка на сайт apinaev.ru (поиск в Google)

Форма работы: групповая работа, КВН

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и элементов театрализации.

Цели:

1. Создать условия для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о поэтах Кузбасса.

2. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом; расширять словарный запас.

3. Воспитывать патриотические чувства, культуру общения.

4. Углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить

острее видеть и понимать жизненные явления.

5. Активизировать творческие способности и логическое мышление.

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2. Театральные костюмы.

3. Выставка рисунков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

А. К.Пинаев — Кузбасский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.

1 слайд. Пинаев Александр Константинович (1931-1994)

Родился в Красноярском крае. Детство и юность провел в Иркутске, работал на заводе и учился в металлургическом институте. По окончании института женился и по распределению переехал в Новокузнецк, где стал работать преподавателем в СМИ. В 1968 году получил диплом кандидата технических наук, а в 1973 году — звание доцента. Александр Константинович был разносторонним и образованным человеком: любил читать литературные произведения, написанные на английском языке, интересовался историей, научными достижениями во всех областях жизни, любил ходить в лес, в тайгу на несколько дней, но самое любимое занятие, которому он всегда отдавал предпочтение — это написание стихов и басен.

2 слайд. Эпиграф.

Будьте мудры, как змии, и просты,

как голуби

(Евангелие от Матф., 10, 16)

Слова Иисуса, обращённые к апостолам: «Руководствуйтесь в своих поступках разумом. Но не теряйте душевной чистоты, простосердечности».

3.«Конкурс теоретиков»

  1. Назовите известных баснописцев.

  2. Что такое басня?

  3. Что такое мораль басни?

  4. Олицетворение это…

  5. Аллегория это..

Басня-небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются иносказательно: отношения людей заменяются отношениями животных или вещей.

Басня часто заканчивается кратким заключением- моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль.

Басня как вид литературы возникла в древние времена. Ещё в античной Греции басни сочинял раб Эзоп. Широкую известность приобрели басни французского поэта Лафонтена. Мировую славу заслужили басни И.А.Крылова. Советский поэт Д.Бедный создал ряд революционных басен. Известны басни С.В.Михалкова.

Аллегория— один из видов тропов- иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность в обличии волка и т.д.

Олицетворение— один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

4. РАЗМИНКА.

«Продолжи строчку…»

А. «Медведь ходил стеречь малину,

Вести на пасеке дела»… (Попутно брал с собой корзину-

Малина вкусная была)

«Директор»

Б. « И стало звёздам вдруг обидно»… (Что эта круглая Луна

Закрыла их)

«Красавица»

В. «Ленивая Ворона от безделья»… (Слабеть и чахнуть стала на

глазах)

«Ленивая ворона»

Г. «В глухом лесу на ручейке»… (Бобры плотину строить

стали)

«Бобры и

Медведь»

5. «Конкурс знатоков». Из каких басен извлечена мораль?

А. И мы не можем здесь не согласиться,

Чтоб быть здоровым- надобно трудиться. «Ленивая ворона»

Б. Где дружба- там хороший мир,

Любовь- её большой кумир. «Красавица»

В. Кто гонит искренних друзей,

Похоже, сам себе злодей. «Дуб и муравьи»

Г. Да, участь важного певца

Зависит часто от глупца. «Музей»

5. «Кто быстрее?» Рассмотрите иллюстрации, назовите эти басни

6. Конкурс «Узнайте басню по ключевым словам»

А. Осёл, Пёс, лягнуть «Щенок и Ослик»

Б. Счастье, лес, труд «Дятел»

В. Друзья, певец, невежда «Соловей»

Г. Обезьяна, манекен, смех «Статуя»

7.Конкурс рисунков.

« Нарисуй иллюстрацию к басне» ( рисует команда на большом листе )

8. Конкурс капитанов «Знаешь ли ты басни?»

Собрать из предложенного набора букв название басни и раскрыть её поучительный смысл.

9. «Эрудит». Назвать человеческие пороки, характерные для героев басни (учащиеся по очереди вытягивают бумажки с названиями басен)

10. Выразительное чтение отрывка из басни ( другая команда должна ответить, из какой басни )

11. Домашнее задание. Инсценировка басен.

12 Подведение итогов. (Жюри подсчитывает баллы)

1. Чему учит басня?

Басня даёт возможность людям узнать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Она учит мудрости жизни.

2. Какая басня вам понравилась и почему?

3.Объявление результатов.

infourok.ru

Иван Крылов. Басни для 6 класса

Эта книга рекомендована для внеклассного чтения ученикам 6-го класса. Слушаем аудиокнигу и знакомимся с классической литературой.

Карл Брюллов. Портрет И.А. Крылова (фрагмент). 1839. Государственная Третьяковская галерея

За свою жизнь Иван Крылов написал более 200 басен: комичных и серьезных, переводных и оригинальных, мудрых и назидательных. Николай Гоголь писал о Крылове: «Тот ошибется грубо, кто назовет его баснописцем в таком смысле, в каком были баснописцы Лафонтен, Дмитриев, Хемницер и, наконец, Измайлов. Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Меткие выражения из басен Ивана Крылова еще при жизни писателя вошли в разговорную речь, а после смерти баснописца стали крылатыми.


Часть 1

«Дуб и трость». Текст читает актер Алексей Смирнов.

«Ларчик». Текст читает актер Алексей Смирнов.

«Ворона и Лисица». Текст читает актер Алексей Грибов, 1967 год.

«Музыканты». Текст читает актер Авангард Леонтьев.

«Волк и Ягненок». Текст читает актер Алексей Смирнов.

«Стрекоза и Муравей». Текст читает актер Алексей Грибов, 1959 год.

«Петух и жемчужное зерно». Текст читает актер Авангард Леонтьев.

«Слон на воеводстве». Текст читает актер Петр Вишняков.

«Лисица и виноград». Текст читает актер Авангард Леонтьев.

«Слон и Моська». Текст читает актер Петр Вишняков.

«Гуси». Текст читает актер Петр Вишняков.

«Осел и Соловей». Текст читает актер Авангард Леонтьев.

«Квартет». Текст читает актер Алексей Грибов, 1959 год.

«Листы и Корни». Текст читает актер Авангард Леонтьев.


Часть 2

«Свинья». Текст читает актер и режиссер Игорь Ильинский, 1969 год.

«Кот и повар». Текст читает актер Алексей Грибов, 1964 год.

«Щука и Кот». Текст читает актер Петр Вишняков.

«Демьянова уха». Текст читает актер Алексей Смирнов.

«Любопытный». Текст читает актер и режиссер Игорь Ильинский, 1969 год.

«Лебедь, Щука и Рак». Текст читает актер Авангард Леонтьев.

«Мартышка и очки». Текст читает актер Алексей Грибов, 1959 год.

«Тришкин кафтан». Текст читает актер Петр Вишняков.

«Волк и Журавль». Текст читает актер и режиссер Игорь Ильинский, 1969 год.

«Зеркало и Обезьяна». Текст читает актер Алексей Грибов.

«Две бочки». Текст читает актер Петр Вишняков.

«Свинья под дубом». Текст читает актер Алексей Грибов.

«Кукушка и Петух». Текст читает актер и режиссер Игорь Ильинский, 1969 год.

Благодарим за предоставленные материалы АО «Фирма «Мелодия»

www.culture.ru

Сочинение чему учат басни. для 6 класса.

Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Лафонтен родился 8 июля 1621 года в Шато Тьери в семье чиновника. Учился в сельской школе, потом изучал право в колледже города Реймс. Писать Лафонтен начал в 33 года. Первыми его произведениями были комедии, поэмы, сказки и рассказы в стихах. Позднее, познакомившись с произведениями Эзопа, обратился к жанру басни и написал их аж 238. В них Лафонтен соединил эзоповскую мудрость с легким французским стихом. В XVII столетии в Европе религия имела огромное влияние на людей. Святые отцы проповедовали отказ от удовлетворений в жизни. А Лафонтен призвал людей быть счастливыми, наслаждаться жизнью, уметь, не шкодя другим, удовлетворять свои желания, быть спокойными, уравновешенными, умеренными. В его произведениях ум человека торжествует над бытием. Поэт учил бесправных людей приспосабливаться к жизни, ценить то, что имеют. Баснописец уважал короля Франции и призвал людей подчиняться государственным законам. Он считал, что человек должен работать, а результатом плодотворной работы будет благосостояние. Само материальное благополучие может принести человеку уверенность в себе, предоставить ему независимости от воли других. Лафонтен и сам много работал. Но в житейских делах он был человеком простодушным и невнимательным. Современники вспоминали, как Лафонтен долго добивался встречи с королем, чтобы подарить ему книжку. И когда король принял писателя, Лафонтен сознался, что книжку забыл дома. Писатель был глубоко религиозным человеком, но священников не любил. Когда он умирал, к нему пришел духовный отец. Помолившись, отпустив грехи, священник стал требовать денег на церковь. Лафонтен, лукаво улыбаясь, сказал: «Отчее, у меня за душой нет и копейки. И в скором времени выйдет из печати моя книжка, возьмите сто экземпляров, продайте их, заберите деньги в пользу церкви». Лафонтен избрал жанр басни не случайно. Именно басня разрешала не только развлекать людей, а и передавать им свой жизненный опыт. Тем не менее поучительность в его баснях легкая, яркая, а потому легко и надолго запоминается. Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка» взялись не за свое дело и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство. Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носа. Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают деревья, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью Крылова, которая уничтожает Дуб, который ее кормит. А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должна быть мера. Так вот, хотя басни и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться от своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного жанра.

shpora.org

Заклятие смехом. Басни учеников 6-х классов

Литературное объединение

«Наше Лукоморье»

ГБОУ города Москвы «Школа № 345

 имени А. С. Пушкина»-

Подразделение  «353 им. А. С. Пушкина».

Руководитель – преподаватель

литературы Андреева А. Ю.

Заклятие смехом

Презентация творчества шестиклассников

Басня — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический  смысл.

 Действующими лицами  обычно  выступают  животные, растения, вещи. Прежде чем приступить к пробе пера в этом жанре, нам пришлось разобраться, в чем основные отличия этого жанра от других.

По этому вопросу нам помогла статья В. А. Жуковского  «О басне и баснях Крылова».  Там указаны  четыре главные особенности басни. Освоив это теоретически, мы приступили к творческому эксперименту.
          Первая особенность  басни , отмеченная Жуковским– своеобразие  характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика…». Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья – невежество, Слон – неповоротливость, Стрекоза – легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни – помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации.

Ярко проявилась в работах моих учеников это  басенное сращение  своеобразия  натуры животного  и черт  человеческой натуры. Петух, в сочинении шестиклассников,  – кичливый  («Заяц и Петух»). Соловей — певун, лисица  хитра и изворотлива («Лиса, Заяц и Медведь»). У крысы натура крысиная («Волк, Цокотуха и Крыса»). Ворон мудр («Змейка  и Ворон»). Бобер — труженик, медведь добродушен (Белки-шалунишки).  Заяц — торопыга («Зайка и Черепаха»). Лошадь рассудительна («Лошадь и Палёвка») Кот  ласковый («Кот и Мыши»).  Это прослежено юными читателями в народных сказках о животных, в знакомых ученикам баснях, услышано на уроках литературы. Традиция соблюдена в собственных поэтических опытах.
      Вторая особенность басни, по мнению Жуковского: «перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною». То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.  По детским творческим порывам чувствуется, что язык иносказания увлек их, пробудил желание создать свой мир, где будут общаться аллегориями, где все и похоже на реальность, но и отлично от нее.
         Третья особенность басни – нравственный урок.  «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», – рассуждает  Жуковский. Басенные сентенции наших детей, по-моему, достойны особого внимания. Они свидетельство того, что дети имеют четкие нравственные ориентиры. И даже пытаются разобраться  в политической ситуации и общественных проблемах («Кот Васьян и Ворона Импищада»).
       Четвертая особенность – вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.»

Мы же, внимательно «вглядываясь» в басенную форму, заметили  еще и лаконичность  названий, чаще – по именам действующих лиц и именно так назвали свои басни. Обратили внимание и на то, что названия животных в баснях пишутся с заглавной буквы и поняли, что это их имена. Осмыслили и то, что мораль, которая обязательна в композиции этого жанра, — своего рода афоризм, кратко, концентрированно клеймящий порок, высмеянный в ходе басенного повествования. Поняли и то, что в основу басни должен лечь краткий сюжет, чаще всего – один  эпизод, в котором хорошо проявляется тот порок, та негативная черта, которую автор решил выставить напоказ. Уловили дети и то, что этот жанр допускает употребление разговорной, просторечной лексики. Ученикам стала понятна роль автора в качестве  

рассказчика, временами – комментатора к действиям его героев и, конечно, моралиста. Вникли дети и в то, как складывается характер героя басни: что  великолепным средством их самораскрытия становятся их монологи или диалоги. Что усиливает их порочные наклонности  присутствие героя-антипода, с выраженными положительными чертами характера.  Ученики прочувствовали, что жанр басни древний, традиций у него много, скорее всего, поэтому ими не раз вкрапливались устаревшие слова и формы: «сей», «речами растекался», «небось», «мнишь», «эдак», приговорок , например, «не было печали», «ждёт-пождёт». Великолепно, на мой взгляд, создавался юными сатириками  комический языковой фон, когда в одном контексте соседствуют  слова и образы, заведомо  не сочетаемые (просторечные и книжные): «повеличать», «господа» и  «сидеть на ушах», «до ручья»; «драть глотку» и лирический образ – «там Соловей томился в клетке/ Грустил и пел весенней ветке»; «скумекал» и «зарю я предвещаю» и подобные оксюмороны. Нередко это  замечательные  самобытные находки детей.

 В некоторых случаях  влияние только что изученных басен Дмитриева и Крылова очевидно, но разработаны свои сюжеты и переработаны образы.

 Объектом осмеяния шестиклассников стали нравственные пороки современников и ровесников: лень, неумение дружить, назойливые  и бессмысленные нравоучения,  неуважительное отношение к взрослым, зазнайство, желание приписать себе несуществующие таланты, неумение прощать, невоспитанность, назойливость, наглость сильных. И появилась  даже политическая басня (не случайно – шли  выборы в Мосгордуму).

Умение писать стихотворные тексты  нарабатывается у воспитанников нашей школы с младших классов. Прививается вкус к словотворчеству. Это славная традиция Пушкинской школы.  Ежегодный литературный альманах, стать авторами которого стремятся все наши дети, — гордость нашей школы, её знак.

         Я, учитель словесности, рада тому, что не угасает поэтическая искорка в наших «пушкинятах». И еще тому, что в школе имени А. С. Пушкина любят и умеют смеяться. Детское заклятие смехом – это замечательное противоядие  всему безнравственному, порочному, неприличному.

А. Ю. Андреева,

учитель русской словесности,

руководитель литературного объединения

«Наше Лукоморье»

Басни

Орешина Анастасия, 6 – А класс

Волк, Цокотуха и Крыса

Усталый Волк к ручью тащился во трудах,

А Цокотуха у него сидела на ушах.

И Крысу тут  они дорогой повстречали

(Как говорится: не было печали…).

-Откуда? И куда? (Ей было неизвестно),

А те в ответ: «Мы до ручья».

И Крысе стало интересно:

Поверят ли её речам?

И им в ответ: «Зачем же вам туда?

Ко мне пойдемте лучше, господа!

Я напою вас чаем,

Гостей повеличаю!»

Протиснулись те  в нору, ждут

(А ожиданье – тоже труд…),

А Крыса землю раскопала

И от гостей прочь убежала.

Мораль речей, мораль людей:

Избави Бог и нас вот от таких друзей!

Ковалева Алиса, 6 – А класс

Две лисички

На свете жили две лисички,

Две непохожие сестрички.

Одна была трудолюбива,

Ну а другая – ох!- ленива.

Их попросила мать  воды набрать-

Ведь старшим надо помогать!

Ленивая в норе осталась,

Другая к  ручейку помчалась.

Вот ей-то  ужин был награда,

Вторая ж облизнуться рада.

Коли не хочешь помогать,

Слюной ты будешь истекать.

Когда же  ты  помощник нужный,

Тогда  получишь знатный ужин.

Баязитова Регина, 6 – А класс

Змейка и Ворон

Змея вползала на опушку леса,

Не знаю, для какого интереса.

Там примостился Ворон на суку.

Заметив Змейку, Ворон: «Круу! Кру!

Послушай-ка, Змея, ведь ты, небось, вкусна,

Уже пять дней не ел я. Жизнь тошна.

И вот – еда нашлась! Ура! Ура! Ура!»

Тут Змейка испугалась, отползла.

А Ворон тут речами растекался:

«А я б на месте на твоём не испугался,

А с нападающим подрался!»

Змея же рассердилась и шипит:

«И кто ж такие речи говорит?

Не надо поучать, ты тут не главный,

Я, между прочим, погостить пришла,

И драка в мои планы не вошла.

А ты, наверное, лентяй исправный,

Коли пять дней без пищи ты сидишь,

Царем себя, наверное, ты мнишь?

А мог бы на охоте поразмяться,

В лесу всегда найдешь, чем пропитаться.

А если уж ты не нашел еды,

То мог бы попросить интеллигентно.

Друзья помогут». И, не чувствуя беды

(С земли бывает много неприметно),

Змея проворно поползла назад.

А Ворон этому был только рад.

Он полетел за ней … и съел.

Таков вот Змейки той удел.

У каждого есть право говорить,

Но сильный может вас переварить.

Пашков Роман,  6 — А класс

Белки-шалунишки

Медведь однажды к дубу шел в тенёк,

И было тому Мишке невдомек,

Что Белка и Бельчонок там на дубе

Решили разыграть Медведя в шубе

И кинули в него назло большую палку,

Решили эдак проявить смекалку.

Медведь рассвирепел, сломал он белок  домик,

Поймал он  Белку, и Бельчонок стонет.

Ревет Медведь: «Зачем разыгрывали взрослых?

Хотите что ли хворостинок толстых?».

Всё ж  шутит: «Ладно, будет вам уроком!

Но сломан дом, а ведь зима под боком…»

Медведь шаливших с миром отпустил,

А домик Мишка сам не починил,

Позвал мастерового он Бобра,

Пообещал и пищи, и добра.

Бобер отремонтировал  домишко

И палку сгрыз, а Белкам дал по шишке.

Мораль: зачем разыгрывать друзей?!

Их помощь для тебя куда важней!

Ревин Денис, 6 – А класс

Заяц и Петух

Поднялся Заяц в гору впопыхах,

И там он встретил Петуха. Ах-ах!

Культурный Заяц вежливо сказал:

-Здравствуй, Петух! И как твои дела?

Петух надменно, грубо  отвечает:

-Дела плохи у тех, кто мне сейчас мешает.

Иди отсюда прочь, рассвет я ожидаю,

Не знаешь что ли, что зарю я предвещаю!

Не понял Заяц, всё ж  скумекал вдруг:

Петух стал важным — и ему не друг.

И так подумал Заяц вслух:

-Да, я пойду, а ты сиди, кичись.

Вокруг себя ты всё  же оглянись!

Петух сидел, пыхтел – и внял  морали сей:

-А у меня ведь вовсе нет  друзей…

Пошел искать, но друга не нашел,

И, говорят, он ищет до сих пор.

Коль предлагают дружбу, ты бери,

А не предложат – сам друзей ищи!

Пушкарская Софья, 6 – А класс

Лиса, Заяц и Медведь

Погода чудная. Зверьё пошло гулять

И довелось им спор начать:

Кто лучше всех из них поёт.

Всяк глотку за себя дерёт.

Медведь и Заяц всё кричат.

Лиса, злым голосом ворча,

Бормочет что-то про себя.

Вот час прошел, прошло и два.

И тут настало время петь:

Заяц – пищать. Медведь – реветь.

Реакция – молчанье зала.

Но вот Лисичка наша встала,

Запела, голосом играла,

Уж так красиво и игриво.

-Ах, милый голос! Что за диво!

Но кто-то заглянул за штору-

Хлебнула Лисонька позору:

Там Соловей томился в клетке,

Грустил и пел весенней ветке.

-Обманщица! – кричал народ.

-Лисе – бойкот на целый год!

Никогда не надо врать:

Стыдно будет вспоминать!

Пешкова Екатерина, 6 – А класс

Кот Васьян и Ворона Импищада

И всюду в баснях есть порок, урок,

Но суть везде по-своему ясна.

Пойдёт всем впрок.

Умнейший Кот Васьян всегда был прав,

К тому ж – уживчивый кошачий  нрав.

И все им восторгались: «Верим  власти!»

Но вот – предвыборные  и ему напасти.

Пришла к Коту ужасная досада:

Явилася  Ворона Импищада

И сплетнями, как грязью, облила:

-Васьян, ты умный, занятой всегда,

Но, слышь ты, есть за городом другой,

Во всем тебя он лучше, «дорогой»:

В уме, в статьях газетных и речах-

Не быть тебе ни в  мэрах, ни в судьях.

И уязвленный Кот поднялся с кресла,

Взял чемодан, надел берет, очки.

Куда уехал – Богу лишь известно.

Хотел служить, а получил тычки…

А в городе у власти – «совершенство»,

Пощады нет, Импищиаде лишь блаженство.

Не верь, тому, кто с целью хищно врёт.

В достоинствах своих не сомневайся,

Иначе кресло негодяй займет.

Не проворонь! Делами занимайся.

Попова Александра, 6 – А класс

Лошадь и Палёвка

Однажды Лошадь бегала по лугу,

Резвилась, разгоняла мышц скуку,

И чуть не раздавила малую Палёвку.

Хоть неуклюжая, но было ей неловко,

И Лошадь молвила нежнейшим голоском:

-Прости меня за неудобство: не хотела!

А Мышь, невежливо вильнув хвостом:

-Простить и извинить? Вот как запела!

Да ты мой хвостик в землю придавила!

Ха! Ты меня предельно оскорбила!

-Я понимаю, что в копытах сила,

Но боль тебе невольно причинила.

Но Мышь, поднявши нос, ушла.- Остынь!..

Избави Бог и нас от этаких гордынь!

Тишина Анфиса, 6 – А класс

Зайка и Черепаха

Раз Зайка прискакал к ручью умыться,

Тут Черепаха подползла к нему:

-Давай поспорим, кто быстрей домчится

До дома своего.

А Зайка рад был отличиться:

Ведь он быстрей, ловчей её.

-Бог в помощь! – ухмыльнулась Черепаха.

-На старт! Вниманье! Марш!

И Заяц наш, вошедши в раж,

Рванул стрелой

К себе домой…

Нет Черепахи. Ждёт-пождёт.

Пошел в тенёк ручья напиться.

Пришел. Пришлось здесь удивиться:

На месте Черепаха спряталась в свой дом.

А смысл спора был-то в том:

Бери не скоростью – умом!

Савин Иван, 6 – Б класс

Кот и Мыши

Жил на свете кот Матвей,

И любил же он мышей!

Им мурлыкал, их кормил,

Молочком своим поил.

Мыши те в ответ шуршали,

И скрипели, и пищали,

Спать Матвею не давали.

Терпит — терпит кот Матвей,

Наконец, созвал мышей:

-Успокойтесь, не шумите,

Мои нервы берегите!

Мыши дерзкие в ответ:

-Нам не нужен твой совет!

Не отец ты нам, не брат,

Здесь анархии парад!

Ты сиди-ка да молчи,

Грейся, котик, на печи!

Рассердился кот Матвей:

-Был я к вам родных добрей…

Вы ж кричали, вы ж вопили,

Да еще и оскорбили!..

Не пеняйте – ваш удел…

Молвил кот – и мышек съел.

Вывод мой теперь такой:

Берегите вы покой!

Будь  с почтением к  заботе!

А не то вы пропадете.

Савкова Ксения, 6 – Б класс

Кот и Мышата

Когда-то утром на рассвете

Мышата вышли погулять,

Тут мама-мышь их попросила:

-Семян на ужин бы достать!

Мышата мигом побежали:

Они ведь очень обожали

Обеды мамочки своей.

Корзинки подхватили

И в поле понеслись.

Вот первую набрали…

И вдруг —  о Боже!- Брысь!-

Котище увидали.

-Замри! Не шевелись!

Но Кот, увидев крошек,

Решил их сразу съесть.

Но слышит: они просят

Зерна помочь догресть,

Да без корней и грязи,

Чтоб было вкусно есть.

А Кот надергал стеблей,

И землю не стряхнул,

Он все же очень вредный

И цену им загнул:

-Скорей обед тащите,

Что вам сварила мать,

Вы, мыши, не пищите,

Я буду здесь вкушать!

И с первою же ложкой,

Сломал передний зуб,

А от песочной крошки-

Тошнота, рвота, зуд.

Каков труд – такова и зарплата,

Зуб сломал – это только  расплата.

Джинджолия Андрей,  6 – Б класс

Лиса

Как-то раз одна Лиса

Шла по лесу неспеша,

Тихо-тихо, не шурша,

Незаметно, ох, краса!

На опушке в этот час

Зайцы прыгали резвясь.

А Лисица тут как тут:

-Не меня ли зайцы ждут?

Замерла в траве, не дышит.

Шум да гам, кто ж там услышит?

-Сколько зайцев! Эх, бывает, —

Повезло! —  она мечтает:

-Надо парочку поймать!

Еле-еле дождалась,

Только прыгнуть собралась,

Зайцы кинулись бежать,

А Лисица – их догнать.

За одним рванулась было:

Не успела, упустила.

Побежала за другим-

Ничего не вышло с ним.

А мораль от мудреца:

Не бегите в два конца.

Литературное объединение

«Наше Лукоморье»

                                

 

nsportal.ru

Сочинение чему учат басни. для 6 класса., литература

Vipkanavina

06 июля 2016 г., 12:18:44 (2 года назад)

Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Лафонтен родился 8 июля 1621 года в Шато Тьери в семье чиновника. Учился в сельской школе, потом изучал право в колледже города Реймс.

Писать Лафонтен начал в 33 года. Первыми его произведениями были комедии, поэмы, сказки и рассказы в стихах. Позднее, познакомившись с произведениями Эзопа, обратился к жанру басни и написал их аж 238. В них Лафонтен соединил эзоповскую мудрость с легким французским стихом.

В XVII столетии в Европе религия имела огромное влияние на людей. Святые отцы проповедовали отказ от удовлетворений в жизни. А Лафонтен призвал людей быть счастливыми, наслаждаться жизнью, уметь, не шкодя другим, удовлетворять свои желания, быть спокойными, уравновешенными, умеренными. В его произведениях ум человека торжествует над бытием. Поэт учил бесправных людей приспосабливаться к жизни, ценить то, что имеют.

Баснописец уважал короля Франции и призвал людей подчиняться государственным законам. Он считал, что человек должен работать, а результатом плодотворной работы будет благосостояние. Само материальное благополучие может принести человеку уверенность в себе, предоставить ему независимости от воли других. Лафонтен и сам много работал. Но в житейских делах он был человеком простодушным и невнимательным.

Современники вспоминали, как Лафонтен долго добивался встречи с королем, чтобы подарить ему книжку. И когда король принял писателя, Лафонтен сознался, что книжку забыл дома.

Писатель был глубоко религиозным человеком, но священников не любил. Когда он умирал, к нему пришел духовный отец. Помолившись, отпустив грехи, священник стал требовать денег на церковь. Лафонтен, лукаво улыбаясь, сказал: «Отчее, у меня за душой нет и копейки. И в скором времени выйдет из печати моя книжка, возьмите сто экземпляров, продайте их, заберите деньги в пользу церкви».

Лафонтен избрал жанр басни не случайно. Именно басня разрешала не только развлекать людей, а и передавать им свой жизненный опыт. Тем не менее поучительность в его баснях легкая, яркая, а потому легко и надолго запоминается.

Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка» взялись не за свое дело и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство.

Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носа. Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают деревья, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью Крылова, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.

А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должна быть мера.

Так вот, хотя басни и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться от своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного жанра.

literatura.neznaka.ru

Литература 5 класс. «Сочини басню сам».

Проект 5 класса

«Сочини басню сам»

Участники проекта

Хасанова Владия

Ческидова Юлия Долгов Сергей

Андреев Максим Мелконян Арарат Игнатов Юрий Исмонова Роза Деева Екатерина Сосницкая Ксения Абрамовский Владислав

Геер Валерия

оформители

Хасанова Владия Исмонова Роза Деева Екатерина

руководитель

Костыря Ирина Михайловна

Урок литературы

На уроках литературы

мы изучали басни Эзопа,

Жана де Лафонтена, И. Крылова

Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.

Басня Эзопа «Лиса и Виноград» в переводе Смирнова Д.Н.

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий… но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.

Франция

В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном

Басня Жана де Лафонтена

«Лиса и Виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

(1769-1844).

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»

Басня Крылова «Лисица и виноград»

 

 

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь».

Мы тоже решили испробовать себя в роли баснеписцев. Вот что у нас получилось!

верблюд и два оленя

  Деева Екатерина

 

  • Был верблюд, и были два оленя.
  • Пошли они попить воды и встретились олени с верблюдом.
  • Олени начали дразнить верблюда,
  • А верблюд в ответ начал в них плеваться.
  • Олени говорят: «Не плюйся, мы же пошутили».
  • А верблюд не прекратил в них плеваться.
  • Олени убежали так и не попили воды.
  • Вот так ребята, никогда не дразните верблюда, а то и вас заплюёт.
  • Ну, конечно, и других животных тоже не дразните!

прекрасный цветок  

  Хасанова Владия

  • Прошёлся мальчик по поляне,
  • Нашёл цветок , сорвал его.
  • Пришёл домой, отдал цветочек маме.
  • Но через несколько минут завял цветок.
  • Вот так ребята, если вы найдёте цветок такой,
  • То полюбуйтесь красотой,
  • И идите вы домой!

кот и мыша

Сосницкая Ксения

 

  • Почуял Котик наш мыша .
  • И ходит тихо, не спеша,
  • Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
  • А Мышка притаилась и в уголок забилась.
  • Но Котик наш хитёр,
  • И слух его остёр.
  • Пошел он на кровать,
  • Как будто бы поспать.
  • А Мышь проворна, но глупа,
  • Всё думает про сыр .
  • Она забыла про Кота,
  • Но кот за ней следил.
  • Вот так ребята!
  • Не надо быть таким мышом ,
  • Не стоит воровать.
  • Об этом чётко надо знать
  • И никогда не забывать.

Заяц и ёжик

Долгов Серёжа

 

  • Жили были заяц да ёжик.
  • Как-то раз они поспорили, кто быстрее сбежит с холма.
  • Когда заяц был возле финиша,

он споткнулся об корягу.

  • И ёжик решил помочь победить зайцу.

Ёжик обменял победу на друга,

Старуха и петух.

 

  Игнатов Юрий

 

  • Была старуха , которая нажила себе красивого и умного петуха,
  • Почему умный, а это я сейчас не покажу , а расскажу.
  • Вот петух поесть летел, а бабушка не дала покушать,
  • А петух влетел домой!
  • И бабушку обстрелял своим клювом , и сам всё что было скушал.

мальчуган

  Абрамовский Владислав

  • Шёл мальчишка , мальчуган одной дорогой скользкой
  • Всё была бы не беда.
  • Да поскользнулся и упал мальчик , лежит
  • И не чего поделать он не может.
  • И вот! Соседский мальчик идёт,
  • Поёт себе , поёт.
  • -Что ты разлёгся в луже ?- спрашивает мальчик, — Что случилось?
  • — Да вот упал я в лужу. Так как-то повернулся я нелепо
  • -Ха-ха ! Да посмотри ты на меня!
  • И сам тут в лужу плюхнулся, измок весь.
  • И учись сосед!

волк и заяц

  Андреев Максим

 

  • Жил волк в своей норе, а заяц в своей избушке.
  • Вот как-то раз узнал волк что у зайца в избе мёд,
  • И захотел полакомиться.
  • Вот пришёл волк к зайцу и говорит: -Заяц пусти меня к себе жить.
  • -Ладно, заходи.
  • Наступила ночь, заяц уснул.
  • Волк поднялся на чердак и увидел две бочки.
  • Он залез в первую бочку,
  • А там была смола.
  • И он засох в той смоле.
  • Вот так и говорят , не разевай роток на чужой медок.

утка и утёнок

Ческидова Юля

  • Утка и утёнок гуляли по лугу.
  • Но вдруг бежит зайчонок
  • И говорит:»Спасите меня, спасите от лисицы!»
  • А утка отвечает: «Зачем тебя спасать?»
  • Но вот зайчонок спрятался, и лисица его не нашла.
  • Потом заяц гонял утёнка.
  • Лучше помогать тому, кто тебя просит,
  • Чем потом от них получать.

парад во дворце

Исмонова Роза

  • Сегодня в нашем во дворце
  • Идёт парад и все о нём твердят, твердят
  • Жюри на нём, король и королева.
  • Вдруг королева с удивлением спросила:
  • — Кто эта девушка? И платье, да и украшение — всё так блестит!
  • Король ей сразу же в ответ:
  • — Она жена двоюродного принца, Но тот мой принц немного беден.
  • Вчера просил на рубашонку денег, на ружья и на сапоги.
  • Сказал что денег нет! Он до предела разорён!
  • И принц из зала вышел вон.
  • Вот так без радости и славы, встречая на пути житейские преграды, частенечко кончаются парады.

мартышкины детишки

  • Пошла мартышка в магазин
  • И купила апельсин.
  • Пришли они домой , сели за стол
  • И стали делить апельсин по долькам.
  • Старший сыночек сказал:
  • — Так как я старший, я буду делить.
  • И младший сказал: — Нет уж, как я младший я должен всё забрать.
  • Ну а средний говорит: — Давайте всё поделим пополам.
  • Поделили пополам!
  • Средний взял себе половину апельсина.
  • Старший с младшим вдруг в недоумении…..!
  • Шум, крик, гам, на весь дом та-ра-рам!!!
  • Дружите ребята, вместе делите поровну, коль есть чем поделиться!

конец

multiurok.ru

Шестиклассникам по русской литературе задают сочинить басню

Шестиклассникам по русской литературе задают сочинить басню …Неделю назад 11-летняя внучка весь вечер заучивала крыловский «Квартет», а потом с энтузиазмом объясняла всей семье мораль басни. Если бы мы знали, что через неделю нам самим — квартету и…

Шестиклассникам по русской литературе задают сочинить басню

…Неделю назад 11-летняя внучка весь вечер заучивала крыловский «Квартет», а потом с энтузиазмом объясняла всей семье мораль басни. Если бы мы знали, что через неделю нам самим — квартету из мамы, папы, бабушки и школьницы — придется стать баснописцами!

Как выяснилось позже, половина класса весь вечер билась над необычным заданием — сочинить басню. Это вам не зубрежка чьих-то рифм! Надо самому поучительную историю придумать, а потом изложить ее в стихотворной форме. Много ли среди шестиклассников поэтов? Не думаю. А между тем к строгой Марьванне на урок с невыполненным заданием лучше не приходить. Родители шестого «А» перерыли весь Интернет, чтобы помочь своим чадам. Нашлось немало форумов, где бурно обсуждалось задание для будущих крыловых. Оказывается, никакое это не нововведение, не первый год школяры маются. Что любопытно: практически ни одной подсказки — как же все-таки написать ребенку басню? — во всемирной паутине не нашлось. Зато предлагались варианты стихотворных историй на совсем не детскую тематику…

О том, что басни бывают и прозаические, ребятне никто не объяснил. Так что наш 6 «А» вместе с родными и близкими страдал над подгонкой окончаний. Чтоб в рифму было. Позже поинтересовалась у знакомой учительницы литературы: много ли было в ее практике работ, на сто процентов выполненных самими учащимися?

— Если честно, то не припомню ни одной. Во всех сочинениях так или иначе чувствовалась рука взрослого, — был ответ.

— Ну и смысл таких заданий?

— Не нами придумано. Есть календарно-учебный план, составленный на основании рабочей программы дисциплины, в нашем случае — русской литературы. И сочинение басни входит в этот план, — терпеливо объяснила журналисту педагог с 20-летним стажем.

Собеседница предупредила, что учителя тоже умеют пользоваться Интернетом, так что списывать размещенные на форумах чужие перлы нет резона. Заручившись моим обещанием не называть ее имени, женщина откровенно высказалась и о собственном отношении к данному вопросу. Кратко, но твердо: ни к чему это (сочинение басен) ученикам.

Но одно дело — рядовой школьный учитель, другое — специалист, имеющий отношение к составлению вышеупомянутых учебных программ. Комментарий на заданную тему дала методист высшей категории отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования Татьяна ВОЛКОВИЧ:

— Вообще-то я не вижу ничего страшного в том, что шестиклассникам дают такое домашнее задание — сочинить басню. Дети в этом возрасте достаточно творчески мыслят и сочиняют с удовольствием. И не одну, а по две-три басни сразу. Я 17 лет преподавала в школе, и мои ученики охотно писали басни. Это учит правильно выстраивать текст, развивает фантазию. Согласна, далеко не у всех получается, но подобная задача и не ставится. Зато талантливому ребенку такая работа поможет полнее раскрыться. Кроме того, учитель, прежде чем давать задание, должен объяснить, как его выполнить. Причем сочинение басни относится к категории обучающей работы. Это значит, что учитель дает задание не всем ученикам, а выборочно, оценивает только лучшие работы.

Хочу заметить, что контрольные работы (сочинения на оценку) по русской литературе начинают давать ученикам лишь с 9 класса. В шестом классе об оценке и речи не идет. Если у ученика все замечательно получилось, можно его отметить. Но ни в коем случае за неудачу не наказывать «двойкой».

Надо ли школьникам учиться писать басни? Мое мнение: нет, не надо. Должна отметить, что в настоящее время учебные программы по всем предметам для 6 классов находятся на рецензировании. Ожидаются изменения, процедура эта достаточно сложная, но в 2016-2017 учебном году новая программа вступит в силу. Думаю, что сочинение басни будет исключено из нее.

От автора. Вот интересно, а те тети и дяди, которые несколько лет назад утверждали такое задание для школяров — написать басню, сами смогли бы с ним справиться? Или, как говаривал дедушка Крылов, а вы, друзья, как ни садитесь, все в баснописцы не годитесь? 

mogu.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *