Русский язык факультатив 6 класс: рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс | Рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему:
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс | Рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему:
Рабочая программа факультатива по русскому языку
«Секреты орфографии» (6 класс)
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан минимум на 34 часа и предназначен прежде всего для учащихся 6 классов. Данный факультатив позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
— лекция;
— беседа;
— объяснение учителя;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— работа с тестами ;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;
— обсуждение, диалог;
— написание и редактирование орфографических диктантов;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
По окончании курса учащиеся должны знать:
— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 6 класса, а также практически применять полученные знания.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1четверть. | |||
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1ч. | |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1ч. | |
3. | Тайна фонемы. | 1ч. | |
4.-5. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 2ч. | |
6.-7. | Коварные словарные слова. | 2ч. | |
8. | Орфографический словарь — наш главный помощник. | 1ч. | |
2 четверть. | |||
9. | Проверь себя. Тест№1. | 1ч. | |
10. | Опасные согласные. | 1ч. | |
11. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1ч. | |
12. | Старые знакомые Ъ и Ь | 1ч. | |
13. | Большие и маленькие(правописание имен собственных) | 1ч. | |
14-16. | Слитно,раздельно, через дефис. | 3ч. | |
3четверть. | |||
17.-18. | Сколько н писать? | 2ч. | |
19. | Как «справиться со сложными словами»? | 1ч. | |
20. | Решение орфографических задач. | 1ч. | |
21. | Проверь себя. Тест№2. | 1ч. | |
22. | История образования и правописания числительных. | 1ч. | |
23. | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1ч. | |
24. | Орфографические головоломки. | 1ч. | |
25. | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 1ч. | |
4 четверть. | |||
26-27. | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 2ч. | |
28. | Кто командует корнями? | 1ч. | |
29. | Проверь себя. Тест№3. | 1ч. | |
30. | Суффиксы-большие молодцы. | 1ч. | |
31. | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. | |
32. | Путешествие в страну русского языка. | 1ч. | |
33. | Проверь себя. Тест №4. | 1ч. | |
34. | Значение орфографии. | 1ч. |
Поурочное планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1ч. | |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1ч. | |
3. | Тайна фонемы. | 1ч. | |
4. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 1ч. | |
5. | Ударение-волшебник. | 1ч. | |
6. | Коварные словарные слова. | 1ч. | |
7. | Запомни, как писать! | 1ч. | |
8. | Орфографический словарь — наш главный помощник. | 1ч. | |
9. | Проверь себя. Тест-игра. | 1ч. | |
10. | Опасные согласные. | 1ч. | |
11. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1ч. | |
12. | Старые знакомые Ъ и Ь | 1ч. | |
13. | Большие и маленькие(правописание имен собственных) | 1ч. | |
14. | Слитно,раздельно, через дефис. Почему мы так пишем? | 1ч. | |
15. | Что за знак дефис и его функции. | 1ч. | |
16. | Омонимичное правописание слов. | 1ч. | |
17. | Сколько н писать? (правописание слов с одной н). | 1ч. | |
18. | Сколько н писать? (правописание слов с нн). | 1ч. | |
19. | Как «справиться со сложными словами»? | 1ч. | |
20. | Решение орфографических задач. | 1ч. | |
21. | Проверь себя.Тест №2. | 1ч. | |
22. | История образования и правописания числительных. | 1ч. | |
23. | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1ч. | |
24. | Орфографические головоломки. | 1ч. | |
25. | Приставки-труженицы (классификация приставок) 1группа. | 1ч. | |
26. | Приставки-труженицы (классификация приставок) 2группа. | 1ч. | |
27. | Приставки-труженицы (классификация приставок) 3группа. | 1ч. | |
28. | Кто командует корнями? | 1ч. | |
29. | Проверь себя. Тест №3. | 1ч. | |
30. | Суффиксы-большие молодцы. | 1ч. | |
31. | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. | |
32. | Путешествие в страну русского языка. | 1ч. | |
33. | Значение орфографии. | 1ч. | |
34. | Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни». | 1ч. |
Литература:
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
- В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
- Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
- Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
- 5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
- Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости. // Вопросы психологии №3. 2004.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
- .Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
- Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
- Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
- Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
- . Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
- Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
КТП факультатива по русскому языку для 6 класса «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»
Календарно-тематическое планирование
факультативных занятий по русскому языку
в 2016/2017 учебном году в 6-х классах
учителя СШ № 12 г. Минска Тарасик Н. С.
«Погружаемся в интересный мир образования
и правописания слов»
Автор Т. А. Дикун, доцент кафедры культуры речи и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
Пояснительная записка
В соответствии со школьной программой орфография в V—VII классах изучается на основе линейно-распределительного принципа. Это значит, что изучение орфографии базируется на знаниях учащимися курса фонетики, лексики, словообразования, морфологии. Особенно важно овладение учащимися разделом «Состав слова и словообразование», так как не зная строения слова, учащийся не сможет правильно применять орфографические правила. Это вызвано тем, что из 71 орфографического правила (данные взяты из исследований С. И. Львовой), отобранных школьной программой для изучения, 51 требует частичного анализа состава слова или элементов словообразовательного анализа. Поэтому умение правильно производить морфемный анализ слова является необходимым для орфографически-грамотного письма. Так как учащиеся постоянно сталкиваются на практике с правописанием приставок (пре-/при-, до-, по-, пере-, в-, вз-, с-), правописанием корней с проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными, с проверяемыми и непроверяемыми согласными, написанием букв ы, и в корнях слов после приставок на согласный, правописанием суффиксов имён существительных, суффиксов имен прилагательных, правописанием окончаний имён существительных, окончаний имён прилагательных, написанием местоимений и имён числительных, то знание закономерностей русского словообразования и умение определять общие значения словообразовательных морфем необходимы не только для уяснения грамматической системы русского языка, для обогащения словарного запаса учащихся, но и в значительной степени являются гарантом нормативности письменной речи.
Цель факультативных занятий: систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.
Задачи:
сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;
развить у учащихся умение видеть в слове морфемы, составляющие его, и на основе этого выработать устойчивые орфографические действия;
способствовать интенсивному развитию языкового чутья;
совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.
Программа факультативных занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку и рассчитана на 35 часов.
В основу программы положены принцип межуровневых и внутриуровневых связей, коммуникативный принцип, структурно-словообразовательный принцип.
№ | Тема | Дата |
Повторение – мать учения (1 ч) | ||
1 | Повторение – мать учения | |
Типы морфем и функции их в слове (2 ч) | ||
2 | Функции морфем в слове. Типы морфем: формообразовательные и словообразовательные | |
3 | Функции морфем в слове. Типы морфем: формообразовательные и словообразовательные | |
Зри в корень! (12 ч) | ||
4 | Корень — главная значимая часть слова. Однокоренные слова | |
5 | Правописание корней с проверяемыми и с непроверяемыми гласными | |
6 | Правописание корней с проверяемыми согласными, с непроверяемыми согласными | |
7 | Правописание корней с проверяемыми согласными, с непроверяемыми согласными | |
8 | Написание букв ы-и в корнях слов после приставок на согласный | |
9 | Написание букв ы-и в корнях слов после приставок на согласный | |
10 | Правописание корней с чередующимися гласными о–а, и–е, а/я–им, а/я–ин | |
11 | Правописание корней с чередующимися гласными о–а, и–е, а/я–им, а/я–ин | |
12 | Написание букв ь и ъ | |
13 | Написание букв ь и ъ | |
14 | Правописание гласных после шипящих и ц в корне слова | |
15 | Сложение основ. Написание сложных слов. Написание имён существительных с корнем пол-/полу | |
Загадочная приставка (5 ч) | ||
16 | Приставка как значимая часть слова. Приставочный способ образования слов. Синонимичные приставки | |
17 | Написание неизменяемых приставок, приставок на з–с | |
18 | Правописание приставок пре-/при- | |
19 | Правописание приставок пре-/при- | |
20 | Правописание приставок пре-/при- | |
Неутомимый труженик (8 ч) | ||
21 | Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов | |
22 | Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов | |
23 | Суффиксальный способ образования слов | |
24 | Приставочно-суффиксальный способ образования слов | |
25 | Правописание суффиксов имён существительных -ек-/-ик-, -чик-/-щик- , -енк-/-инк-, -ец-/-иц-,-оньк-/-еньк- | |
26 | Правописание суффиксов имён существительных -ек-/-ик-, -чик-/-щик- , -енк-/-инк-, -ец-/-иц-,-оньк-/-еньк- | |
27 | Правописание суффиксов имён прилагательных -к-/-ск-, -н-/-енн-, -онн- | |
28 | Написание о-ё в суффиксах имён прилагательных | |
Таинственное окончание (5 ч) | ||
29 | Окончание как часть слова. Нулевое и материально выраженное окончание | |
30 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | |
31 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | |
32 | Правописание падежных окончаний имён числительных | |
33 | Правописание падежных окончаний имён числительных | |
Последний звонок (2 ч) | ||
34 | Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ (обобщение). | |
35 | Правописания морфем (обобщение). | |
36 | Правописания морфем (обобщение). |
Способы деятельности. В процессе проведения занятий могут использоваться различные формы деятельности: написание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, конспектирование, составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов, решение тестовых задач, конкурсы на лучшую творческую работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».
Учебно-языковые умения по словообразованию: разграничение морфем и определение их в составе слова, выделение основы слова, окончания, нахождение в слове соединительной гласной; подбор к слову синонимичных и антонимичных морфем; подбор однокоренных слов, разграничение корней с чередующимися гласными, проверяемыми и непроверяемыми ударением, словообразовательный разбор и разбор слова по составу.
Учебно-языковые умения по орфографии: правописание неизменяемых приставок до-, по-, пере-, в-, вз-, с-, приставок пре-/при-; корней с чередующимися гласными о – а, и – е, а/я – им, а/я – ин, корней, проверяемых и непроверяемых ударением, суффиксов существительных -ек-/-ик-, -чик-/—щик-, -иц-/-ец-, -оньк-/-еньк—, суффиксов имён прилагательных; написание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, сложных слов.
Коммуникативные умения и навыки: толкование лексического значения слова с опорой на морфемный анализ, использование синонимичных морфем для более точного выражения мысли; создание сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, аргументирование доказательств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Курс носит дифференциально-систематический и практически направленный характер, т. е. должен обеспечить приобретение учащимися системы знаний.
В результате систематизации знаний по составу слова, словообразованию и правописанию именных частей речи у школьников должно быть сформировано представление о русской орфографии и словообразовании как системе, о зависимости уровня орфографической грамотности от глубины знаний по словообразованию.
Рекомендуемая литература
Граник, Г. Г. Секреты русской орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.
Иванова, В. А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленинградское отд., 1990.
Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5–11 классы / М. М. Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Львова, С. И. Словообразование – занимательно о серьёзном: практические задания для учащихся 8–11 классов / С. И. Львова. – М.: Эксмо, 2007.
Львова, С. И. Русская орфография: самоучитель / С. И. Львова. – М.: Мнемозина, 2005.
Максимов, В. И. К тайнам словообразования / В. И. Максимов. – М.: Просвещение, 1980.
Олимпиады по русскому языку и литературе / Е. Е. Долбик [и др.]. – Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007.
Панов, М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М.: Наука, 1964.
Хазанова, А. С. Работа по орфографии при изучении морфологии в школе / А. С. Хазанова. – М.: Просвещение, 1981.
Шанский, Н. М. Русский язык на «отлично» / Н. М. Шанский. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.
4
Русистика • Факультет мировых языков и культур • Университет штата Айова
О программе
Изучение русского языка в штате Айова — это ваш первый шаг к общению с более чем 250 миллионами людей, говорящих по-русски в Европе, Азии и девяти часовые пояса России. Студенты, изучающие русистику, овладевают одним из самых распространенных языков в мире; получить глубокое понимание русской культуры; и изучите историю и политику одной из крупнейших наций мира.
Программа изучения русского языка предлагает языковые курсы от начального до продвинутого уровня, а также курсы (на английском и русском языках) по русскому кино, литературе, культуре и обществу. Для тех из вас, кто интересуется социальными науками, факультеты истории и политологии также предлагают широкий спектр курсов, которые соответствуют требованиям для бакалавра русистики и предоставляют дополнительные возможности для знакомства с этим захватывающим регионом мира. Чтобы получить дополнительное профессиональное преимущество, изучите спонсируемые ISU пакеты обучения за границей и стажировки, которые варьируются от одной недели до одного года и перенесут вас с шумных улиц Москвы в пустыню озера Байкал.
Курсы
Ознакомьтесь с полным списком курсов, которые мы предлагаем, в Каталоге курсов ISU и ознакомьтесь с курсами этого семестра в расписании занятий ISU.
Результаты
Приведенные ниже результаты обучения учащихся основаны на Стандартах изучения иностранных языков в 21 веке (Проект национальных стандартов обучения иностранным языкам). На этой странице изложены стандарты совместной работы девяти национальных организаций иностранных языков. Эти результаты создают контекст, определяющий центральную роль иностранного языка в обучении каждого учащегося. Стандарты, а также результаты нашей программы и цели отдельных курсов предполагают изменение парадигмы в обучении иностранному языку, которое фокусируется на способности учащихся использовать язык в аутентичных ситуациях.
Степени
Русская программа предлагает как миноры по нашим «классическим» трекам, так и по «LCP». В нашем классическом треке больше времени уделяется литературе и средствам массовой информации, а также цивилизации. Наше направление «Языки и культуры для профессий» (LCP) освещает более актуальную культуру и бизнес-приложения. LCP доступен только как второй мажор или минор.
Обучение за границей
Обучение за границей значительно расширяет возможности студента в бакалавриате. Есть много вариантов обучения за границей для изучающих русский язык в штате Айова.
WLC рекомендует провайдера SRAS: самым популярным направлением среди наших студентов был Санкт-Петербург. Студенты могут выбрать одно из нескольких мест SRAS (Санкт-Петербург, Владивосток, Иркутск, Москва), которые предлагаются в течение лета, семестра или учебного года. SRAS предлагает интенсивные программы изучения русского языка (RSL — русский как второй язык) во всех местах, от начального до продвинутого уровня. Кроме того, студенты могут пройти содержательные курсы на английском языке по целому ряду тем: история искусства, межкультурная коммуникация, экономика, внешняя политика, история, финансы и маркетинг, геополитика, литература, СМИ. Во всех местах есть возможность стажировки.
- Только русский язык (приветствуются как начинающие, так и продвинутые)
- Русский язык + стажировка
- Русский язык + курс содержания на английском языке
Во всех центрах SRAS доступны 3 летние сессии: на 6, 8 и 10 недель. Студенты возвращают примерно 1 кредит в неделю для программ RSL. См. ниже эту и другие программы с русским языком обучения.
ПРИМЕЧАНИЕ. Учеба за границей открыта для всех студентов, независимо от области обучения. Обсудите свои планы со своим академическим консультантом, а также с консультантами по обучению за границей в кампусе, чтобы спланировать свое путешествие.
Все еще не уверены? Свяжитесь с Mercedes Serracin в LAS Study Abroad для получения дополнительной информации.
Факультет
Ольга Месропова Мария Ворожбитосновных и дополнительных опций | Кафедра русского и славистики
Вы здесь
Бакалавриат / Абитуриенты
Специальность по русскому языку
Факультет русского и славистики предлагает степень бакалавра гуманитарных наук со специализацией по русскому языку. Он предоставляет инструкции, предназначенные для развития навыков владения русским языком, понимания культурных традиций и понимания литературы и искусства. Все курсы русского разговорного языка ориентированы на развитие навыков владения языком в соответствии с общепризнанными стандартами владения языком.
Мы предлагаем два основных направления: , ориентированное на язык, и , ориентированное на культуру. Эти акценты различаются в основном объемом русского языка, необходимого для получения степени.
Основное направление 1: языковое направление
Языковое направление (30 единиц) предназначено для студентов, которые заинтересованы в достижении высокого уровня владения русским языком и/или желают выполнить дипломную работу по русскому языку и славяноведению. Тщательное обучение готовит студентов к будущей карьере, связанной с российской культурой, бизнесом и политикой, а также поддерживает тех, кто хочет работать в русскоязычных регионах мира.
Основной акцент 2: ориентирован на культуру
Акцент на культуру (30 единиц) готовит учащихся к карьере в государственных учреждениях, бизнесе, некоммерческом секторе и т. д. Это также привлекательный вариант для студентов, добавляющих русистику и славистику в качестве второй специальности. Кроме того, этот трек предлагает изучающим русский язык, унаследовавшим традиции, возможность приобрести мета-уровень знания русского языка, а также более глубокое понимание русской культуры посредством сочетания литературных курсов и возможностей практического обучения.
Стандартный курс русского языка состоит из 30 модулей, помимо 100-уровневых языковых курсов, и обычно включает:
- RSS 201, 202: средний язык
- RSS 301, 302: Расширенный язык
- RSS 308: Промежуточный диалог
- RSS 340: Переводная русская литература XIX века
- RSS 350: Советский эксперимент
Основная последовательность курсов выбирается студентом по согласованию с консультантом факультета. Соответствующие замены сделаны для носителей наследия, которым может не потребоваться полная языковая концентрация, и для студентов, которые предпочитают восточноевропейскую концентрацию. На специальность может подаваться не более 6 единиц независимого обучения. Список результатов обучения информационной грамотности, разработанный библиотекарем славистики Майклом Брюэром, можно найти здесь.
Конкретные требования для получения этой степени см. на странице «Требования к получению степени».
Несовершеннолетний на русском языке
Мы также предлагаем несовершеннолетний, который требует как минимум 18 единиц обучения на русском языке. Студенты должны пройти один курс из серии русского языка.
Конкретные требования для получения этой степени см. на странице «Требования к получению степени».
Все общеобразовательные курсы бакалавриата, а также многие основные и дополнительные программы в настоящее время пересматриваются в университете. По этой причине мы советуем студентам связаться с нашим консультантом факультета или посетить официальные страницы UA, чтобы получить точный список курсов, необходимых для основных и дополнительных курсов.
Кафедра участвует в программе отличия. Будущие отличники должны проконсультироваться с научным руководителем, профессором Сюзанной Томпсон.
Готов объявить?
Благодарим Вас за интерес к русистике и славяноведению. Изучение русского языка дает много преимуществ. Подробнее >
Объявить майор или минор одним из следующих способов:
Лично
Встретьтесь лично с консультантом факультета или назначьте встречу с Центром академического консультирования Колледжа гуманитарных наук.
Запись на прием
Онлайн-форма
Заполните онлайн-форму заявления Major/Minor (требуется NetID). Консультант факультета свяжется с вами, чтобы назначить встречу. Если вы не получите известие от консультанта факультета в течение недели, обратитесь в Академический консультационный центр гуманитарного колледжа (cohadv@email.