Пятно как средство выражения композиция как ритм пятен презентация 6 класс – Конспект урока ИЗО «Пятно как средство выражения» (6 класс)
Конспект урока ИЗО «Пятно как средство выражения» (6 класс)
Предмет Изобразительное искусство Класс 6
Тема: Пятно как средство выражения.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное- светлое. Композиция листа. Линия и пятно.
Используемые методы или приемыРезультаты этапы
1
Организационный
момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет .
-Попробуйт опрдлить тему урока.
Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.) оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Ставят перед собой цель учебной деятельности
— П ятна очень выразительны, без лишних деталей.
— пятна как средство выражения
— узать роль пятна в изображении.
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: проявляют познавательную активность
беседа
2
Изучение нового материала
– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:
– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить
на мой вопрос?
– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный).
А сли сравнить серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)
Темное и светлое образуют контраст.
Белый, черный и серый – резкий контраст.
Два серых разного тона – мягкий контраст.
– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу.
(задание в рабочей тетради)
Раскрасьте полоску, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши.
На работу 7 минут.
– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами…
Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.
— Серый лист необходимо сравнить!
— Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися
и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону
Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы
Объяснительно-иллюстративный
Фронтальная,
индивидуальная работа
3
Творческая практическая деятельность
Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).
На работу 25 минут
Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты
Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности
Самостаятельная работа
4
Итоги урока.
Рефлексия
-прослушайте отрывок:
«Графических материалов много. Это может быть простой карандаш, уголь, сангина, соус, пастель и др. И каждый из них имеет свои особенности, каждый по-своему может выразить художественные особенности изображаемых предметов», — прочитал я в учебнике по рисунку. Только лишь простой карандаш, которым работаю на каждом уроке. Скучно. И вдруг я вспомнил, что вчера мы с папой жгли сухие листья и среди них попадались веточки нашей старой березы.
Покопавшись в кострище, я нашел несколько угольков. А вот и белая стена папиного гаража. Какая же яркая получается линия! Жаль, что стереть её трудно. На этом месте остаются серые пятна. И тут я понял, что углем можно не только линии проводить, но и растертые изображения могут быть частью рисунка.
Самым древним графическим материалом является уголь. С его помощью выполняются очень эмоциональные рисунки, так как он позволяет проводить и тонкие линии, и с нажимом, дает возможность передачи тональных отношений через пятно, при этом работы получаются «бархатистыми».
– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
-Проанализируем, одну из сегоднишних работ. (по желанию)
Критерии:
— Целостность композиции;
— декоративность;
-аккуратность.
— какое впечатление осталось у вас от проделанной работы?
— Спасибо всем за урок.
— Пятно – основное средство изображения на плоскости.
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации
Беседа
infourok.ru
Презентация по Изобразительному искусству 6 кл. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Изобразительному искусству 6 кл. «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:Соберите слово из данных букв З О Ц К Я И П И М О
3 слайдПятно – гармонии предтеча. Как выразительно оно, Допустим, в области предплечья Или пониже – всё одно! Чуть оттеняя симметрию, Ложится правильно лишь там, Где сказка может статься былью И превратиться в некий шарм. Преподнести равнину гаммы, Оттенков цвета или форм, Оно стремится неустанно Всегда под собственным углом.
5 слайд Описание слайда:ПЯТНО – основное средство изображения на плоскости КОМПОЗИЦИЯ – (в переводе с латинского) означает составление, соединение частей в одно целое
6 слайд Описание слайда:Композиция из одинаковых пятен
7 слайд Описание слайда:Художники пользуются многими способами выразительности, например:
8 слайдКонтраст – это полярное противопоставление.
9 слайд Описание слайда:Точка. Линия. Пятно. Одним из основных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует Тело тело.
10 слайд Описание слайда: Точка и линия 11 слайд Описание слайда:Формы пятен Существует много форм пятен, но все они могут быть отнесены к четырем основным простейшим формам – квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».
12 слайд Описание слайда:Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение. Форма пятна «Квадрат»
13 слайдТреугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. Форма пятна «Треугольник»
14 слайд Описание слайда:Круг. В этой форме более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга или его производными. Форма пятна «Круг»
15 слайд Описание слайда:«Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон Форма пятна «Амеба»
16 слайд Описание слайда:Если вы можете нарисовать круг, квадрат и треугольник, вы сможете нарисовать всё
17 слайд Описание слайда:Стилизация. Трансформация
18 слайд Описание слайда:Климт Г. «Поцелуй»
19 слайд Описание слайда:К.Малевич «Сенокос»
20 слайд Описание слайда:Нахождение образа. Картины пятнами
21 слайд Описание слайда:Необычные картины из кофейных пятен от чашки
22 слайд Описание слайда:Образы животных
23 слайд Описание слайда:Образы…?
24 слайд Описание слайда:Образ природы
25 слайд Описание слайда:Образ …?
26 слайд Описание слайда:Образ …?
27 слайд Описание слайда:Работа гуашью на мокром листе
28 слайд Описание слайда:Работа акварелью на мокром листе с дорисовкой
29 слайд Описание слайда:Практическая работа марганцем на мокром листе
30 слайд Описание слайда:Физкультминутка Кто любит природу? Потопайте Кто любит животных? Похлопайте Кто любит цветы? Помашите Кто любит рисовать? ПРИНИМАЙТЕСЬ ЗА РАБОТУ!
31 слайд Описание слайда:— Что нового сегодня узнали? Домашнее задание: Сделайте углем эскиз рисунка, передающего выразительность пейзажа в тумане.
32 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-243184
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
« Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» — 6 класс Презентация
Урок по курсу «Изобразительное искусство»
Тема урока: « Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» — 6 класс
Цели: дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изобразительном искусстве; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями, развивать приёмы работы с красками; воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности.
Задачи :
-создать эмоциональный настрой.
— подвести учащихся к теме урока, путём рассуждения (над вопросом) сделать соответствующие выводы.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Приветствие учащихся.
- Проверка к готовности к уроку. Смачивание красок.
- Сообщение темы урока
Слайд 1
Большое чёрное пятно
Вдруг расползлось и всё закрыло.
Остыло солнце, дождь пошёл,
И радость обо мне забыла.
Слайд 2.
Учитель: Вдохновение, трепет сердца художника оставляют след в каждом штрихе карандаша, мазке кисти, движении резца . Сегодня узнаете о роли пятна в изображении и его выразительных возможностях при решении композиционных задач.
Слайд 3. Трудно переоценить и значение пятен, контрастов и ритма в картине и рисунке. Об этом хорошо рассказывает выдающийся график и теоретик искусства Е. А. Кибрик: «Выразительность, то есть воздействующая сила композиции, зависит, главным образом, от умения пользоваться контрастами. … Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружающей. И чем контрастнее, противоречивее их соотношения, тем ярче впечатление от предмета. Сочетание выразительных контрастов не случайно, не хаотично в композиции, а закономерно. Эта закономерность выражается через ритм…
- Изучение нового материала
Слайд 4. 1. Словарная работа
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все её части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.
Слайд 5. Ритм – это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое».
Ритм, ритмичность в изобразительном искусстве – чередование линий, фигур, цветовых пятен, объёмов.
Ритмы различают:
- по содержанию: колористический (цветовой), композиционный и др.;
- по направленности движения: вертикальный, волнообразный и др.;
- по характеру чередования: единый, мерный, повторяющийся, размеренный, своеобразный, сложный, стройный, чёткий;
- по образности художественного языка: выразительный, гибкий, динамичный, замедленный, мажорный, музыкальный, навязчивый, напряжённый, неторопливый, плавный, радостный, резкий, спокойный, стремительный, тревожный и др.;
Слайд 6. Контраст (от франц. Слова contraste) в изобразительном искусстве – художественное средство, противопоставление предметов по противоположным качествам.
Контрасты различают:
- по содержанию: красочный, живописный, тоновой, цветовой; светлотный, световой, светотеневой; смысловой; фактурный;
- по выразительности: красноречивый, мягкий, напряжённый, резкий, сильный, щемящий, эффектный … контраст.
Контрасты каких-либо предметов, явлений, качеств; освещения, светотени, теней, фигур, фона; чёрного и белого.
Слайд 7. 2. Сообщение. Точка. Линия. Пятно. Одним из основных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело.
Слайд 8. Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.
Слайд 9. Существует много форм пятен, но все они могут быть отнесены к четырем основным простейшим формам – квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».
Слайд 10. Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать законченные образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение.
Форма пятна «Квадрат»
Слайд 11. Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы.
Форма пятна «Треугольник»
Слайд 12. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Форма пятна «Перевернутый треугольник»
Слайд 13.Круг. В этой форме более, чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются с формой круга или его производными.
Форма пятна «Круг»
Слайд 14. «Амеба». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.
Форма пятна «Амеба»
Слайд 15. Линиям тоже свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм, угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая невесомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.
Слайд 16. Точка – тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.
Линии и точка
Совокупность тех или иных форм обогащает художественный образ. Дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее значимых произведений.
Слайд 17. Стилизация. Трансформация. Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздействие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно активно использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ.
Слайд 18.
Слайд 19. Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная – дольше, но глубина созданного образа от этого не зависит.
Климт Г. Поцелуй
Слайд 20. Так, легче узнается силуэт руки с растопыренными пальцами, нежели с прижатыми друг к другу. Хотя форма пятна во втором случае более простая, но, оказывается, менее выразительная. Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над силуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно.
Врубель М. Жемчужина
Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.
Физкультминутка
Упражнение для укрепления позвоночника.
- Исходное положение – основная стойка, ноги врозь.
- Наклоните туловище вперёд, руки скрестите под грудью, а затем рывком отведите их в стороны (проделайте 10 раз).
- Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа
— Нарисовать с помощью пятна любой рисунок Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приёмов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объёма и качества выполненных рисунков.
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
- Подведение итогов урока
— Что сегодня с вами узнали на уроке?
- Домашнее задание. Послушайте отрывок
«Графических материалов много. Это может быть простой карандаш, уголь, сангина, соус, пастель и др. И каждый из них имеет свои особенности, каждый по-своему может выразить художественные особенности изображаемых предметов», — прочитал я в учебнике по рисунку. Только лишь простой карандаш, которым работаю на каждом уроке. Скучно. И вдруг я вспомнил, что вчера мы с папой жгли сухие листья и среди них попадались веточки нашей старой березы.
Покопавшись в кострище, я нашел несколько угольков. А вот и белая стена папиного гаража. Какая же яркая получается линия! Жаль, что стереть её трудно. На этом месте остаются серые пятна. И тут я понял, что углем можно не только линии проводить, но и растертые изображения могут быть частью рисунка.
Самым древним графическим материалом является уголь. С его помощью выполняются очень эмоциональные рисунки, так как он позволяет проводить и тонкие линии, и с нажимом, дает возможность передачи тональных отношений через пятно, при этом работы получаются «бархатистыми».
- -Задание на дом: Сделайте углем эскиз рисунка, передающего выразительность пейзажа в тумане.
- Найдите необычный способ работы углем для передачи эмоционального содержания работы. Оцените возможности угля как графического материала для выполнения рисунка пейзажа.
kopilkaurokov.ru
Конспект по ИЗО по теме «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен .» ( 6 класс )
Тема :Пятно как средство выражения. Композиция как ритм
пятен .( ИЗО , 6 класс)
Цели : Формировать умение, передавать свое восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения
Планируемые образовательные результаты :
Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (различать ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности), излагать свое мнение в диалоге, делать выводы.
Личностные: осознают свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности), имеют мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы обучения : Рассказ с элементами беседы, объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная
Основные понятия и термины
Ход урока .
1.Оргмомент .
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока .
Рассказ с элементами беседы
– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет (пятна очень выразительны, без лишних деталей).
В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий Этьен де Силуэт. О нем ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра.
Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.
— Сформулируйте тему и цели нашего урока .
3.Формирование новых знаний .
Пятно – основное средство изображения на плоскости.
Все , что то может сделать художник на плоскости, — это наносить разнообразные пятна.
«Композиция» в переводе с латинского означает составление, связывание, соединение частей между собой. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Значение слова :
Словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».
Термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части: размер, цвет, освещение, местоположение, линейная
перспектива.
Существует два способа организации композиции:
1.сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
2.видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости.
Ощущение движения можно создать:
— если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
— свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним.
Картины :
— Н.Рерих «Заморские гости»
— В. Серов «Похищение Европы»
Ощущение покоя можно создать:
— если не использовать диагональные направления;
— если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
— если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
— если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник).
Картины :
— К.Коровин «Зимой»
Контраст – это полярное противопоставление.
Любой размер в рисунке сам по себе относителен.
— Попробуйте нарисовать яблоко. Большое оно или маленькое?
Сказать трудно, а значит, и нет ясного образа.
— А теперь нарисуйте рядом порхающую бабочку. Сразу появится ощущение, что яблоко тяжёлое и крупное.
— Но если рядом изобразить арбуз, впечатление от нарисованного яблока сразу изменится. Это и есть контраст величин.
Контраст используют , чтобы создать впечатление о размере предмета.
Существует много контрастных сопоставлений:
длинное – короткое, высокое – низкое,
чёрное – белое, неподвижное – движущееся и так далее.
Контрасты обостряют сравниваемые качества предметов.
Контрасты помогают привлечь внимание зрителя и выделить главное в картине, так как человеческое восприятие сильнее реагирует на разницу в соотношениях. Существует :
— резкий и мягкий контраст.
Нюанс – это слабо и незначительно выраженная разница между элементами картины.
Контрасты и нюансы тесно взаимосвязаны, ибо дополняют друг друга, позволяя добиваться глубокой выразительности произведения.
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света.
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом.
Демонстрация тональной шкалы.
В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею , применяя стилизацию.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема
Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.
Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.
Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.
Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.
Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.
Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.
6.Практическая работа.
1. Выполнить монохроматическую композицию из морских (речных ) ракушек и камешков , используя пятна , ритм и составляя из изображений гармоничную композицию .
2.Можно выполнить задание из учебника. ( стр.37.)
7.Итог урока. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.
8.Домашнее задание .
infourok.ru
Презентация по изобразительному искусству «Пятно как средство выражения» (6 класс)
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по изобразительному искусству «Пятно как средство выражения» (6 класс)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Пятно как средство выражения Силуэт
2 слайд Описание слайда:Силуэт (от франц. Silhouette) – очертание предмета, подобное его тени, вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов (рисунок тушью или белилами, а также вырезанный из бумаги и наклеенный на фон).
3 слайд Описание слайда:Игра «Отгадай, чей силуэт»
4 слайд Описание слайда:История возникновения искусства силуэта Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшали греческие вазы.
5 слайд Описание слайда:Возродилось искусство силуэт во Франции. Само слово «силуэт» пришло к нам тоже из Франции. Так звали министра финансов (Этьен Силуэт), на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля.
6 слайд Описание слайда:В России силуэты тоже были модны, ими украшались дворянские дома. Это портреты, изображения на шкатулках, ювелирные украшения.
7 слайд Описание слайда:Солдат Крупным мастером силуэта был граф Ф.Толстой. Александр Первый верхом Человек, читающий книгу
8 слайд Описание слайда:Работы художницы Елены Лебедевой Чем различаются работы Ф.Толстого и Е.Лебедевой?
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Правила безопасного труда при работе с ножницами: 1. Храни ножницы в футляре. 2. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями. 3. Передавай ножницы кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия. 4. Разрезай материал только в направлении «от себя».
11 слайд Описание слайда:Технологическая карта «Силуэт сказочного героя» Этапы работы 1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать в профиль сказочного героя. 2. Вырезать его по контуру, начав сбоку.
12 слайд Описание слайда:3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника (2 силуэта – черный и белый). 4. Наклеить их на альбомный лист. 5. Вверху листа, посередине подписать тему занятия.
13 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация к уроку «Пятно как средство выражения. Силуэт. Композиция как ритм пятен». Может быть использована как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Цель презентации — познакомить учащихся с выразительными средствами графики, понятием силуэта. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Общая информация
Номер материала: ДВ-313027
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок изобразительного искусства по теме «Пятно как средство выражения». 6-й класс
Разделы: МХК и ИЗО
Цель:
- освоить приемы построения декоративной композиции в графике с применением ахроматических цветов.
Задачи:
- формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
- учить анализировать произведения художников, проявляя самостоятельность мышления; творчески включаться в индивидуальную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся;
- учить ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, тон).
Задание: декоративная композиция с изображением морских камешков или ракушек.
Материалы для учащихся:
- гуашь,
- кисти,
- бумага,
- палитра.
Зрительный ряд:
- В.Серов «Похищение Европы»;
- Н.Рерих «Заморские гости»;
- примеры передачи движения;
- К.Коровин «Зимой».
- Иллюстрация «Примеры стилизации»;
- тональная шкала;
- натуральные морские ракушки и камушки,
- иллюстрации ракушек.
Раздаточный материал: графические изображения ракушек.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Композиция.
Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Порой словом «композиция» называют картину как таковую – единое целое, т.е. рисунок, цвет, сюжет объединяются, в таком случае не важно к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция».
В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится, оценивается произведение искусства.
Ритм во всех видах искусства – одно из важнейших средств выразительности композиции.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм в графике может быть задан линиями, пятнами света и тени. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. С помощью ритма можно передать движение на плоскости. Ощущение движения можно создать:
- если на рисунке использовать одну или несколько диагональных линий;
- свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашая нас двигаться вместе с ним. (Рисунок 1, рисунок 2).
Ощущение покоя можно создать:
- если не использовать диагональные направления;
- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник). (Рисунок 3).
В V классе вы работали над темой «Декоративно-прикладное искусство». Декор – украшение. И в декоративной композиции художник выделяет главное и типичное, отказывается от второстепенных деталей и в то же время старается приукрасить свою идею.
Существует два способа организации композиции:
- сосредоточение внимания на отдельном предмете, окружающая среда подчиняется центру композиции и работает на него;
- видение в целом без выделения отдельного предмета, при этом любые детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
В процессе работы мы применим стилизацию.
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Рисунок 4).
Однако упростись форму, вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив мало значащие детали. Постараться максимально выразить, здесь достоверность не является главной задачей.
Очень важным моментом в произведениях графического искусства является соотношение черных и белых пятен, их размер и ритм. Все эти вопросы решает композиция. Композиция, в свою очередь, строится, исходя из замысла художника, настроения, которое он хочет передать. Черные и белые пятна должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Второстепенные элементы композиции – сероватые нейтральные оттенки.
Для того чтобы декоративная композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр, доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или одного большого. В нашей декоративной композиции центром будет являться изображение ракушки или морского камушка.
Благодаря причудливости форм ракушек они очень хороши для создания декоративных композиций. Здесь даже нет необходимости искать какой-либо свой декоративный ход – достаточно лишь разглядеть те эффекты, которыми наградила эти предметы природа.
Морские и речные камешки имеют прожилки, вкрапления и очень свободную, обтекаемую, практически не повторяющуюся друг в друге форму – это и нужно взять на вооружение рисующему.
Демонстрируются морские камешки.
Ракушки имеют еще более богатую форму и рисунок, которые можно лишь переносить на бумагу языком графики: пятно, линия, точка, тон.
Демонстрируются морские ракушки, иллюстрации ракушек. (Рисунок 5). Демонстрируется раздаточный материал «Декоративное изображение морских ракушек». (Рисунок 6).
Демонстрируется применение декора в стилизованном изображении камешков и ракушек. (Рисунок 7).
Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрим изображения, обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений. (Рисунок 8).
Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.
Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.
Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, снег или вода. Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем. (Рисунок 9).
Наша декоративная композиция будет выполняться гуашью и кистью, ахроматическими цветами: белый, черный и несколько тонов серого цвета.
3. Демонстрация этапов работы над декоративной композицией.
- Работа выполняется на листе, который содержит три маленьких квадрата (5Х5) для упражнений и большой квадрат (15Х15) для творческого задания.
- Идет совместная работа учитель-ученик над упражнениями.
- Затем учитель демонстрирует основные моменты работы над композицией.
Демонстрация тональной шкалы. (Рисунок 10).
Работа с палитрой начинается с белого цвета с постепенным добавлением черного. Возьмем три тона серого: светло-серый, темно-серый и средний. В своей декоративной композиции старайтесь чистые белый и черный цвета брать совсем немного, обращая больше внимания на нюансы серого цвета. В работе акцент сделать на пятно, пластику линий. Нанесение декора следует ограничить. Работа, выполненная в данной технике, выглядит лаконичной и упрошенно-стилизованной.
4. Демонстрация примера итоговой работы. (Рисунок 11).
5. Практическая работа учащихся.
6.Подведение итогов урока. (Рисунок 12, рисунок 13).
Список литературы:
[1]. Н.М. Сокольникова «Основы композиции», «Основы рисунка». Обнинск. Издательство «Титул». 1996.
[2]. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005.
12.02.2007
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Презентация по изобразительному искусству на тему «Пятно как средство выражения. Ритм пятен.»
Данная презентация позволяет раскрыть понимание «Пятна» и «Контраста» и является дополнением к учебнику Л.А.Неменской «Искусство в жизни человека».
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Пятно – основное средство выражения на плоскости.
Всё, что делает художник на плоскости, — это наносит разнообразные пятна.
Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими, округлыми и протяженными.
Черное и белое – два полюса, между которыми разворачивается все многообразие изобразительных возможностей.
Резкий контраст говорит нам о сильных драматических чувствах: тревога, решительность, ярость, утверждение, буря, гроза и т.д.
Мягкий контраст сближает противоположности. Призван успокаивать. Делает изображение нейтральным.
В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы, иногда мягкие перетекания, иногда резкие, контрастные пятна.
Тон – это качество цвета, позволяющее сравнить его с одним из спектральных цветов.
Чтобы определить степень светлоты или темноты цвета, используют понятие тон.
Определить тон пятна можно при сравнении его с другим пятном, т.е. определив их тональные отношения.
Для любой темной краски может найтись еще более темная краска.
Для белой также, всегда найдется белее.
Пределы темноты и света для художника всегда относительны.
Самого белого и самого черного в мире нет.
Отношение темного и светлого всегда важно.
Мы всегда можем усилить или ослабить контраст.
Фактура – это свойство поверхности (пятна).
infourok.ru