cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация состав и строение гидросферы 6 класс полярная звезда – Презентация по географии на тему «Гидросфера» (6 класс)

План-конспект урока по географии для 6 класса «Состав и строение гидросферы»

План-конспект урока

Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Базовый учебник

География. Академический школьный учебник для 5-6-го классов для общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2012.

Цель урока:

Формировать представление учащихся о гидросфере.

Задачи:

— обучающие

формировать знания о составе и строении гидросферы;

формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;

раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

— развивающие:

— развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

— развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

— формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;

— формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитательные:

— развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Действия учителя

Действия ученика

Личностные резуль

таты

Предмет

ные результа

ты

Мета

предмет

ные резуль

таты

Организа-

ционный

1мин.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Отвечают на приветствие, готовятся к уроку

Создание проблем- ной ситуации

Учитель: Мы с вами познакомились с твердой каменной оболочкой Земли. Кто может сказать, как она называется (Литосфера). Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки. Ну а разобраться о чем сегодня мы будем говорить нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя. Но я приведу его изречение без ключевого слова, вам придется самим догадаться, о чем идет речь?

Слайд 1.

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую

не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…

Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Как вы думаете много ли воды на Земле?

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Как в географии называют водную оболочку Земли?

1. Проблемный вопрос:

Обратите свое внимание на рис. 61 Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?

Ответ: вода.

Работают с физической картой полушарий

с. 176-177 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.

Выполняют задание 1

С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) — вода, сфера – шар)

Выполняют задание 2

Работа с рис.61 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Составляют схему:

Состав гидросферы

Вода морей и воды вода в живых вода в

океанов суши организмах атмосфере

Выполняют задание 3

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.

Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.

Открытие нового знания

Ребята скажите, а в каких состояниях встречается вода на Земле?

2. Проблемный вопрос:

Ну хорошо это вы усвоили, а что происходит с водой в природе?

Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

(С.Щипачев). Слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.

Сможете ли вы изобразить круговорот воды в природе самостоятельно?

3. Проблемный вопрос:

— Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.

Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.

4. Проблемный вопрос: — Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма о современном использовании вод.

Физминутка.

Продолжают работать с рис.61, составляют схему:

вода

твердая жидкая газообразная

(снег, лед) (пар)

Выполняют задание 4

1. Вывод: Итак что мы с вами знаем : Вода бывает в трех состояниях, основная часть гидросферы находится в жидком , в большей части составляют гидросферу океаны и моря.

2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

Выполняют задание 5

Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и проговаривают его этапы. После просмотра проверяют схему соседа.

3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

Прочитав текст учебника на с.102 сделайте вывод о значении воды в природе и в жизни людей

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.

Выполняют динами-ческие упражнения

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.

Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека.

Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;

навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

Закрепле –ние.

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают и зачитывают текс без ошибок.

Если остается время предлагает выполнить задания в тетради «Мой тренажер» №3, с. 47

Выполняют задания, комментируют ошибки.

Выполняют задание 6

Выполняют задания в тетради «Мой тренажер» №3 с. 47

Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.

Формирование умений, используя полученные на уроке знания.

Навыки самостоятельной и групповой работы;

Умение оценивать правильность выполнения заданий.

Подведе-ние итогов. Оценива-ние.

Рефлексия

Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

подписывают фамилии и сдают листочки с заданиями

Школьникам предлагается анкета. Нужное подчеркнуть

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше /стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Формирование коммуникативных компетенций.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умение отстаивать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Домашнее задание

1. Изучить §28;

2. Ответить на вопросы 3-7 на с. 96;

3. Выполнить задания 1-2 с.47; задания 8-10 с.49-50 «Мой тренажер» (по выбору)

4. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору).

Записывают домашнее задание.

Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию.

Формирование умений и навыков, используя полученные знания

Формирование основных навыков нахождения и использования географической информации

Фамилия, имя________________________________________________

Задание 1— Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга, этим вы покажите какая часть земли занята водой.

Задание 2. Сформулируйте и запишите тему урока

_____________________________________________________________

Задание 3. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы

Задание 4. Заполните схему «Три состояния воды»

Задание 5. Нарисуйте схему круговорота воды в природе.

Заполни анкету. Нужное подчеркни

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше /стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

infourok.ru

План-конспект урока по географии (6 класс) на тему: Урок «Состав и строение гидросферы»

Содержание

Дидактический комментарий

Обоснование

1

Организационный момент

Настраиваю детей

на серьёзную

работу в доброжелательной обстановке.

2

Целеполагание и мотивация

 —  Вспомните, пожалуйста, какую оболочку Земли мы уже изучили (Литосферу)

 —  А что это за оболочка? (Верхняя оболочка, которая состоит из земной коры и верхних частей мантии, толщина которой составляет от 50-200 км.)

   Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника.

  Какое понятие объединяет все эти вопросы? ВОДА! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

   Священная древнеиндийская книга «Ригведа» донесла до нас молитву, обращённую к воде: «О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, вода! Дайте нам благодатное утешение…! Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а, значит обычному веществу?

   Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь «скульптором лика земного». Привычная «кухня погоды» немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от неё живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97% состоит из воды.

   Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери посвятил воде  восторженные строки: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились… Ты самое большое богатство на свете…»

 Что это – ВОДА!

 — Сейчас, я прошу вас обратить внимание на доску: ФЕРОСРАГИД.

 — Что вы здесь видите? (Анаграмма)

 — Попробуйте её расшифровать. (Гидросфера)

 — Молодцы!

 — Давайте запишем число и тему урока.

Чтение высказываний о воде и её роли. Объясняется смысл  эпиграфа. Самостоятельно ставят цели на урок.

На доске надпись.

Постановка проблемной ситуации

Повысить познавательный интерес. Готовлю детей к восприятию материала, заинтересовываю их.

Заинтересовываю ребят. Готовлю детей к восприятию нового материала.

3

Актуализация знаний

 Воды на Земле очень много.

 —  Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы.

 Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды.

Вы слыхали о воде?

Мы ее не замечаем,

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода –

В луже, в море, в океане

Наша спутница всегда!

И в водопроводном кране.

Без меня вам не умыться,

Как сосулька, замерзает,

Не наесться, не напиться!

В лес туманом заползает,

Смею вам я доложить:

Ледником в горах зовется,

Без воды нам не прожить!

Лентой серебристой вьется.

Вы меня в пруду найдете

Средь высоких, стройных елей,

И в сыром лесном болоте,

Рушится потоком селей,

Путешествует всегда

На плите у вас кипит,

Наша спутница — вода!

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Моря и океаны, реки и озёра, ледники и колодцы, болота и родники, тучи и пар – всё это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой.

  — У вас на партах есть диаграммы, проанализируйте их и ответьте, из каких частей состоит гидросфера.

   

  — Ребята, а как вода распределяется на планете? (Неравномерно).

  — Как и когда появилась вода на нашей планете? Рождение воды тесно связано с рождением планеты. Вода начала выделяться на ранних этапах формирования Земли.

Фронтальная вопросно-ответная форма беседы с элементами уточнения и рассуждения.

Работа с глобусом и картами атласа.

Повторяем роль и свойства воды

Готовлю к восприятию нового материала.

4

Изучение нового материала

Итак, гидросфера – водная оболочка Земли, включает

воды Мирового океана и воды суши.

  • Используя рисунок 71 учебника, заполним схему «Состав гидросферы»

Данная схема даёт возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Обратите внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, в ней растворены химические соединения.

  • Работа в группах:

1. Исследовать информацию по вопросу: «Свойства воды».

2.Проанализировать текст с.101-102 и рисунок 72; раскрыть суть понятий, модели малого и большого круговорота воды в природе.

3. Исследовать информацию по вопросу: «Вода и мы. Использование и охрана вод».

Приёмы анализа и синтеза. Работа с учебником Частично-поисковый метод. Использование опережающего задания.

Подходим к восприятию нового, опираясь на то, что уже знаем. Проверяю умения работать в группах, вовлекая  слабых учеников, воспитываю чувство взаимопомощи.

5

Закрепление и применение знаний и умений

— Выступление  групп:

  — В чём состоит уникальность воды? Чем же интересен этот чудо-минерал, без которого не может существовать жизнь на нашей планете? Наша группа определила основные свойства воды:

  • Существование в природе в трёх агрегатных состояниях;
  •  Изменение объёма при нагревании и охлаждении;
  •  Вода – высокоэффективный естественный растворитель;
  •  Твёрдая вода легче жидкой воды;
  •  Поглощает большое количество тепла, долго его сохраняет;
  •  Способна течь вверх;
  •  Способна самоочищаться.

Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.

Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Это малый круговорот воды на Земле.

Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши. 1/3 – это, кажется не так уж много. Но если бы океан этой третью не пополнял убыль воды, стекающей в него с суши, материки давно превратилась бы в пустыни.

Откуда берется вода

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает вода река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…

Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

  Выразим это так:

Океан —> воздух —> океан – малый круговорот воды в природе.

Океан —> воздух —> суша —> океан – большой круговорот воды в природе.

Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.

 Когда-то люди для питья брали воду прямо из речки, но времена менялись и все свои отходы в нее сбрасывали люди, предприятия.

Античный город с самого начала закладывали с учетом экологических требований, причем при планировании общественных зданий, храма и рыночной площади учитывались нужды водоснабжения и канализации.

 В гидросфере – водной оболочке Земли, постепенно накапливаются и ухудшают качество водоемов чужеродные вещества. Экспериментально установлено, что тело животных и человека содержит многие загрязнители, растворенные в воде. Они быстро рассеиваются в окружающей среде, попадают в организмы водных обитателей, поглощаются корневой системой растений, с пищей и водой попадают в организм человека.

Итак, какие загрязнители попадают в воду?

   Загрязнители воды:

  • Химические: соединения, используемые в с/х. (пестициды – вещества, применяемые для защиты растений)
  • Минеральные удобрения
  • Канализация
  • Нефтепродукты (погибают рыбы, др. животные, которые служат кормом, насекомые, моллюски и др.)
  • Сточные воды фабрик, заводов, жилищ
  • Мытье машин в реке (бензин, отработанное масло)

 А ведь каждый килограмм нефти и бензина, попадающий в воду, отравляет тысячи кубометров воды в реке и почвенной влаги и делает их вредоносными для всего живого.

Закон об охране природы запрещает спускать отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов.

Как мы можем помочь бороться с загрязнителями воды?

Какие способы очистки предлагают ученые?

  • В правильном и рассчитанном их применении
  • Воду, которую используют в производстве, очищают от растворимых в ней веществ, охлаждают и вновь направляют на нужды производства, строят очистные сооружения на предприятиях
  • Воду, которую берут из водохранилищ, тщательно очищают: (отстойники – песок, глина;CL – хлорирование, озон и спец. лампы облучают, чтобы убить бактерии)

Ведь любая даже чистая вода – это раствор, содержащий громадное количество самых разнообразных примесей с различными веществами. Вода взаимодействует с грунтами дна, подземные воды растворяют минералы и горные породы, атмосферная вода контактирует с газами и пылевыми частицами. Даже лед тоже с примесями.

Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся и используем в других нуждах.

Реки выносят в Мировой океан каждый год около40 тыс. куб. км воды, но

  • На орошаемое земледелие идет 5% годового стока вод
  • На бытовые нужды извлекается 150 куб. км воды
  • Для водоснабжения 400 – 500 куб. км воды
  • Коммунального промышленного водоснабжения, чтобы нам было тепло зимой в домах 150 куб. км воды
  • На очистку воды 6 тыс. куб. км чистой воды

Если все это сопоставить нетрудно, почувствовать угрозу водного голода, встающего перед человечеством.

Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник.

 «Памятка жителям Земли»

Вода – это наша жизнь.

Люди! Здоровье рек и озер, ручейков и источников – это наше с вами здоровье!

  • Берегите воду!
  • Отремонтируйте сантехнику!
  • Закрывайте кран!
  • Не лейте воду без нужды!
  • Используйте воду по назначению!
  • Не загрязняйте водоемы!
  • Не вырубайте леса рядом с водоемами!
  • Следите за состоянием теплосетей!
  • Правильно пользуйтесь водопроводами!
  • Своевременно устраняйте аварии на производстве и в быту!

Групповая работа с использованием материалов опережающего задания.

Первичное применение знаний.

Проверка  выполнения группового задания.

6

Подведение итогов урока

— Предлагаю вернуться к началу урока и ответить на вопрос: «Что я узнал на уроке?»

Объективная оценка знаний, поощрение в процессе всей деятельности на уроке.

Вызвать у детей чувство удовлетворения работой.

7

Домашнее задание

  •  §18
  • «Путешествие капельки воды в природе» в виде эссе/ мини – сочинения/ рисунка.
  • с. 104 ответить на вопросы 3-8
  • с.104 выполнить задания 9-12 (по выбору).

Инструктаж получен на уроке.

Нацеливаю на поисковую деятельность.

8

Проверка уровня усвоения материала

 Решение теста. Ответы отмечаем на рисунке.

1. Знаешь ли ты, что такое гидросфера:

а) да б) не очень в) нет

2. Что входит в состав гидросферы:

а) Мировой океан, воды суши б) Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере в) Мировой океан

3. Кто изучает гидросферу:

а) синоптики б) геологи в) гидрологи

4. Мировой круговорот воды:

а) суша-атмосфера-суша б) океан — атмосфера-суша-океан в) океан-атмосфера-океан

5. Где происходит местный круговорот воды:

а) только над сушей б) только над океаном в) над сушей и океаном

Самоконтроль, выставление оценок за урок.

“5” — нет ошибок

“4”- две ошибки

“3” -три ошибки

Выполнение теста. Самопроверка.

Вызвать у учащихся чувство удовлетворения от урока.

nsportal.ru

Конспект урока по географии «Состав и строение гидросферы» 6 класс

1.Сколько воды на Земле?

Мы с вами живем на суше. На твердой земной поверхности растут леса, и колосится хлеб на полях. Построены города и сёла, проложены дороги. Но если мы посмотрим из космоса на нашу планету, то увидим, что она голубая. Посмотрите на карту полушарий, основная часть карты синего цвета-цвета воды. Мировой океан, занимающий ¾ площади поверхности Земли. А сколько ещё на карте синих «ленточек» и «пятен» Это большие и малые реки, озера и водохранилища, вода в болотах и ледниках, под землёй; небольшой процент воды содержится в атмосфере. ……………………………………………………………..……Слайд №1

2. Задание классу :

-Используя текст учебника (с. 100) установить, сколько воды на Земле, и сделать вывод. Вывод: основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара занято водой. …………………Слайд №2

Что такое гидросфера? / Вся вода, окружающая нас образует единую водную оболочку Земли и называется она гидросфера. / …………………………………………………………. Слайд №3

/дается капелька за быстрый ответ/

2.Из чего состоит гидросфера?

— Итак гидросфера включает в себя воды океанов и морей, пресные и соленые воды суши и воду, содержащую в атмосфере и в жизни организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озера, болота), ледники подземные воды

Задание №1: «Определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в живых организмах и атмосфере?»

Ита

(раздается схема, учащиеся ее заполняют по тексту и по рис. 71.)

…………………………………………………………………………………………………………….. Слайд №4

— Вывешивается таблица на доске (см. приложение)

/проверка задания, учащиеся ставят себе отметку в шкале оценивания. Кто правильно сделал – получают капельку/

Вывод: Только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения…. Слайд №5

3. Вода в природе

— Скажите, а в каком виде нам встречается вода в природе ( летом, зимой)?    ……………………………………………………. Слайд №6

— И так вода в природе встречается в 3-х состояниях (твёрдом, жидком и газообразном)

  Схема на доске и в презентации

— В жидком состоянии воды на Земле более 98% гидросферы, твердая вода (снег или лёд) 2% массы гидросферы, а газообразная (водяные пары) всего доли процента.

Какие ещё свойства воды вам известны? — за ответы «капелька»

-(Ученики говорят, что вода чистая, прозрачная, без запаха. Вода медленно нагревается и медленно остывает (приводят пример с водой летом в нашей реке днем и вечером).

Почему лед не тонет?

(Делают вывод, что при замерзании вода увеличивается в объёме и лед легче воды. И могут сказать, что вода хороший растворитель. Поэтому в природе встречается вода минерализованная и даже с содержанием газов.)

А как вы думаете, как появились пещеры?

В природе всё взаимосвязано. Как сказал известный географ А. А. Григорьев: «… Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств». – Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке

И в дождинке и росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Почему? – за правильный ответ «капелька»

(отвечают, что это мировой круговорот воды в природе)

Запишите определение в тетрадь.

— Что происходит с водой в природе?

Вывод: (вода играет важнейшую роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.) — за ответ «капелька»

4. Круговорот воды в природе.

— Рассмотрите  рисунок 72 в учебнике.

Итак: слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение…… ………………………………………………………………………Слайд №7

Задание №2

Работа в группах:

1 группа: «Какую роль играют облака (осадки, испарение)?

(Легкие водяные поднимаются вверх, охлаждаются и формируют облака. Одна часть атмосферных осадков возвращается в океан. Другая часть вместе с облаками воздушные потоки переносят в области над континентами. На суше осадки выпадают в виде дождя или снега. Часть воды испаряясь, возвращается в атмосферу, часть просачивается в грунт. Остальная вода пополняет реки, озера, ледники. Наконец, вместе с речными и подземными стоками возвращается обратно в океан.)

2 группа: «Кто участвует в мировом круговороте и где медленнее всех идет «обновление»?»

(Участвуют живые организмы и человек. В разных частях гидросферы вода проходит круговорот, «обновляется», с различной скоростью. Медленнее всего этот процесс идет в подземных водах и материковых ледниках полярных широт – тысячи и десятки тысяч лет., глубоких подземных водах – до несколько миллионов лет)

3 группа: «За сколько лет вода «обновляется» в океанах, болотах , ледниках, озерах, реках, атмосфере, живых организмах?».

( Вода океанов проходит круговорот примерно за 3 тысячи лет, вода болот и горных ледников — за несколько сотен лет, вода озер – за десятки и сотни лет. Гораздо быстрее самоочищаются реки – от недель до несколько месяцев. Вода в атмосфере «оборачивается» за 7-9 дней, а в живых организмах – обычно за несколько часов.) …………………………………………………………..……. Слайд №7

Делаем вывод: Мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ.

( оцените «Своего товарища» — 1 группа оценочный лист передает второй группе, вторая группа – третье, треть – первой.)

5. Значение воды. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряков: «разве вода – это та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю Океан, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, — это вода. Тучи, облака, туман – это тоже вода… Безгранично разнообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды».

— Вода незаменима. Нет такого вещества во вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный материал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды. Воду потребляют на орошение тысячи гектаров полей. Чтобы вырастить килограмм растительной пищи, необходимо около 2 тысяч литров воды. Очень много воды потребляют фабрики и заводы по всему миру. Например, в Москве расход воды в среднем на человека составляет 500 литров в сутки. Вся использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот.

doc4web.ru

Состав и строение гидросферы полярная звезда презентация 6 класс — Все карты мира

План-конспект урока

Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Класс

6 класс

Тема и номер урока в теме

Тема: Гидросфера – водная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока: «Состав и строение гидросферы».

Базовый учебник

География. Академический школьный учебник для 5-6-го классов для общеобразовательной школы. Под ред. А.И. Алексеева.- М.: «Просвещение» 2012.

Цель урока:

Формировать представление учащихся о гидросфере.

Задачи:

— обучающие

формировать знания о составе и строении гидросферы;

формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;

раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

— развивающие:

— развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

— развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

— формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;

— формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитательные:

— развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Тип урока:

Урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся:

фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Действия учителя

Действия ученика

Личностные резуль

таты

Предмет

ные результа

ты

Мета

предмет

ные резуль

таты

Организа-

ционный

1мин.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Отвечают на приветствие, готовятся к уроку

Создание проблем- ной ситуации

Учитель: Мы с вами познакомились с твердой каменной оболочкой Земли. Кто может сказать, как она называется (Литосфера). Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки. Ну а разобраться о чем сегодня мы будем говорить нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя. Но я приведу его изречение без ключевого слова, вам придется самим догадаться, о чем идет речь?

Слайд 1.

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…

Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Как вы думаете много ли воды на Земле?

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Как в географии называют водную оболочку Земли?

1. Проблемный вопрос:

Обратите свое внимание на рис. 61 Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?

Ответ: вода.

Работают с физической картой полушарий

с. 176-177 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.

Выполняют задание 1

С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) — вода, сфера – шар)

Выполняют задание 2

Работа с рис.61 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Составляют схему:

Состав гидросферы

Вода морей и воды вода в живых вода в

океанов суши организмах атмосфере

Выполняют задание 3

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.

Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.

Открытие нового знания

Ребята скажите, а в каких состояниях встречается вода на Земле?

2. Проблемный вопрос:

Ну хорошо это вы усвоили, а что происходит с водой в природе?

Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

(С.Щипачев). Слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.

Сможете ли вы изобразить круговорот воды в природе самостоятельно?

3. Проблемный вопрос:

— Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.

Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.

4. Проблемный вопрос: — Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент фильма о современном использовании вод.

Физминутка.

Продолжают работать с рис.61, составляют схему:

вода

твердая жидкая газообразная

(снег, лед) (пар)

Выполняют задание 4

1. Вывод: Итак что мы с вами знаем : Вода бывает в трех состояниях, основная часть гидросферы находится в жидком , в большей части составляют гидросферу океаны и моря.

2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

Выполняют задание 5

Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и проговаривают его этапы. После просмотра проверяют схему соседа.

3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

Прочитав текст учебника на с.102 сделайте вывод о значении воды в природе и в жизни людей

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.

Выполняют динами-ческие упражнения

Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.

Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека.

Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;

навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

Закрепле –ние.

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают и зачитывают текс без ошибок.

Если остается время предлагает выполнить задания в тетради «Мой тренажер» №3, с. 47

Выполняют задания, комментируют ошибки.

Выполняют задание 6

Выполняют задания в тетради «Мой тренажер» №3 с. 47

Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.

Формирование умений, используя полученные на уроке знания.

Навыки самостоятельной и групповой работы;

Умение оценивать правильность выполнения заданий.

Подведе-ние итогов. Оценива-ние.

Рефлексия

Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

подписывают фамилии и сдают листочки с заданиями

Школьникам предлагается анкета. Нужное подчеркнуть

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше /стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Формирование коммуникативных компетенций.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умение отстаивать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Домашнее задание

1. Изучить §28;

2. Ответить на вопросы 3-7 на с. 96;

3. Выполнить задания 1-2 с.47; задания 8-10 с.49-50 «Мой тренажер» (по выбору)

4. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору).

Записывают домашнее задание.

Формирование ответственного отношения к учению и саморазвитию.

Формирование умений и навыков, используя полученные знания

Формирование основных навыков нахождения и использования географической информации

Фамилия, имя________________________________________________

Задание 1— Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга, этим вы покажите какая часть земли занята водой.

Задание 2. Сформулируйте и запишите тему урока

_____________________________________________________________

Задание 3. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы

Задание 4. Заполните схему «Три состояния воды»

Задание 5. Нарисуйте схему круговорота воды в природе.

Заполни анкету. Нужное подчеркни

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше /стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



Source: infourok.ru

Почитайте еще:

karta.uef.ru

Разработка урока по географии «Состав и строение гидросферы» (6 класс)

УРОК 1 05.09.2016

ТЕМА: СОСТАВ И СТРОЕНИЕ ГИДРОСФЕРЫ

УУД:

Предметные: Сформировать понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды в природе», «водный голод», сформировать представления о Мировом круговороте воды в природе и связи гидросферы с другими оболочками Земли; раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека, сформировать представление об ограниченности ресурсов пресной воды и необходимости ее экономии.

Личностные: развивать мыслительные операции на основе установления причинно-следственных зависимостей, географического мышления; способствовать развитию речи учащихся, способствовать воспитанию экологического мышления, чувства ответственности за сохранение пресной воды на Земле.

Метапредметные:

Познавательные: способствовать развитию аналитического мышления, развитие навыков работы с текстом и схемами учебника.

Коммуникативные: способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы.

Регулятивные: развитие навыков самостоятельной работы с учебником, материалом атласа, умения делать выводы, давать оценку своей деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта, компьютер, телевизор, флешь-носитель, модель «Круговорот воды в природе».

ХОД УРОКА

I ОРГ. МОМЕНТ

II Д/З §28, схема, отв. на вопр.

III МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В одной сказке легендарный король, собираясь отдать руку своей дочери, задавал женихам загадку « Что везде?». И только один человек отгадал ее. Попробуйте и вы отгадать эту загадку. Действительно вода окружает нас повсюду.

Какова тема сегодняшнего урока?

IV ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником стр. 94: Составим схему «Строение гидросферы».

Гидросфера

Мировой океан Воды суши Вода в атмосфере В живых организмах

Беседа по составленной схеме.

Посмотрите внимательно на физическую карту мира и ответьте на вопросы:

  • Почему нашу планету справедливо было бы назвать не «Земля», а «Вода»? (большая часть Земли покрыта океанами и морями).

  • Какие воды встречаются на суше? (реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды).

  • Часть воды постоянно находится в атмосфере. Чем она представлена? (испаряющимися каплями, облаками, туманом).

  • Часть воды содержится в организмах животных, растений и людей. Человек на 60% состоит из воды. Это значит, что у взрослого человека весом примерно 70 кг, 45 кг приходится на воду. Вода входит в состав всех органов и тканей, она переносит питательные вещества по всему организму, в каждую клетку. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ, выводя их из организма в виде пота и мочи. Все процессы в организме протекают с помощью воды. При недостатке воды в организме происходит обезвоживание и гибель.

Вода самая загадочная жидкость на Земле. Вода обладает уникальными свойствами:

  1. Это единственное вещество на Земле, которое в обычных условиях встречается одновременно в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном;

  2. Медленно нагревается и медленно остывает;

  3. При замерзании увеличивается в объеме;

  4. Не имеет цвета, вкуса и запаха;

  5. Хороший растворитель.

Уникальное свойство воды описано в стихотворении А.Дитриха «Гидросфера».

В супе, в чае, в каждой капле

В каждой звонкой льдинке,

И в слезинке, и в дождинке, и в росинке-

Нам откликнется всегда океанская вода.

О каком природном явлении идет речь? (о круговороте воды в природе).

Работа с магнитной моделью.

Работа с рис. 63 стр. 96, чертим схему в тетради.

Особенность воды – она едина и непрерывна. Океан начинается с маленького ручейка, который перерастает в реку, впадающую в море.

Жизнь современного человека невозможно представить без воды. Поиграем в игру «Капля в океане». (Учащиеся делятся на три команды. Представители каждой команды поочерёдно подходят к сосуду, достают каплю и называют способы использования воды. Ответы не должны повторяться).

Учитель делает вывод: увеличение численности населения, широкое применение воды в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, собственных нуждах, загрязнение вод приводит к возникновению дефицита пресной воды. Человечество стоит на грани «водного голода». Жители жарких стран вынуждены опреснять морскую воду, закупать пресную воду в соседних государствах. Ежедневно миллионы людей тратят пресную воду понапрасну, не задумываясь о ее экономии. А ведь пресная вода составляет лишь 2, 8% от общего объема гидросферы, из них 2,15% заморожено в горах и ледниках, льдах Арктики и Антарктиды, и только 0, 65%- это готовая к употреблению вода рек, озер и подземных источников.

Работа в группах:

Обсудите в команде способы экономии воды в повседневной жизни. Выберите капитана команды, который озвучит ваши идеи по сохранению пресной воды на Земле и внесет вклад в сохранение гидросферы в виде капель. Экономия и забота о воде – залог нашего здоровья, жизни на планете Земля.

Гидросфера играет огромное значение не только в жизни человека, но и существования природы в целом. Послушайте высказывание Леонардо да Винчи о воде: «Вода – сок жизни на Земле». В чем смысл высказывания? Согласны ли вы с ним?

Подумайте и составьте логическую цепочку « Последствия нерационального использования воды» (возможные компоненты цепочки: загрязнение воды – болезни людей, растений, животных – вымирание растений, животных – война за воду – гибель всего живого на Земле).

V ЗАКРЕПЛЕНИЕ

После каждого блока.

VI РЕФЛЕКСИЯ

VII ИТОГИ УРОКА

infourok.ru

План-конспект урока по географии (6 класс) на тему: Состав и строение гидросферы

Этапы урока

Действия учителя

Действия  ученика

1.ЭТАП

Актуализация знаний

Учитель задает вопросы о воде. Узнает  что дети знают о воде и ее свойствах.

Отвечают на вопрос, размышляют

2.ЭТАП

Создание проблем- ной ситуации

Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!

Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Много ли воды на Земле? 

Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.

Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши?

Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде?

Поднимают руки.

Встают.

Встают.

Ответ: вода.

Работают с физической картой полушарий

С.69 учебника, рис.46, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.

Примерные ответы:      

 — Какой состав водной оболочки?

— Какое строение имеет водная оболочка? И т.д.

Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы»

3.ЭТАП

Открытие нового знания.

Как в географии называют водную оболочку Земли?

1. Проблемный вопрос:

— Из чего состоит гидросфера?

Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?

В каких состояниях встречается вода на Земле?

2. Проблемный вопрос:

— Что происходит с водой в природе?

Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства.  

3. Проблемный вопрос:  

— Как происходит Миро-вой круговорот воды?

Демонстрируется   видеофрагмент о  Мировом круговороте  воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».    

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.  

4. Проблемный вопрос:           — Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?

Учащимся предлагается просмотреть фрагмент  фильма о современном использовании вод.

Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету.

С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро»  (hidor) — вода, сфера – шар) 

Работа с учебником. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему:

                                Состав гидросферы

Вода морей и    воды      вода в живых    вода в

океанов              суши        организмах    атмосфере

Продолжают работать с учебником п.23, составляют схему:                

                      вода

твердая     жидкая  газообразная

(снег, лед)                                              (пар)

1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей.

Выполняют упражнения

Работая с рис. 47,     с.70, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют  понятие «Мировой круговорот воды в природе».

Читают стих С.Щипачева в п.23

2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.

Работа с учебником и видеороликом Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы.

3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

На основе фрагмента фильма учащиеся делятся на две группы  самостоятельно составляют схему:

Значение воды

для природы              для себя

Земли                             лично

(1 группа – значение воды для природы Земли, вторая группа – для себя лично )

Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.

Выполняют динамические упражнения

4 ЭТАП Применение нового знания

Класс разделяется на группы. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “Найди ошибку”. Через 4 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий.

Выполняют задания, комментируют ошибки.

5 ЭТАП Рефлексия

Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.

Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания.

Вывод по проблеме урока: Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т.к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

6 ЭТАП

Домашнее задание

1. Изучить §23

2. Ответить на вопросы 1-3 на с. 70

3. Подобрать высказывания поэтов, писателей, ученых о воде (творческое задание по выбору).

Записывают домашнее задание.

nsportal.ru

Конспект урока по географии на тему «Состав и строение гидросферы» (6 класс)

Раздел: ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ

Урок №

Дата: 25.02.14. Класс: 6-А

Тема: Состав и строение гидросферы

Задачи: -познакомить учащихся с понятиями: гидросфера, океан, море, залив, пролив, изучить состав гидросферы и её значение в жизни людей;

-развивать память, самостоятельность, логическое мышление, практические навыки при работе с картой, внимание, умение работать в группах, чувство коллективизма;

— воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде.

Работа с учебником: работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями, электронным учебником.
Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Оборудование: физическая карта мира или глобус, учебник, видеоролики, презентация, кластеры, атласы, контурные карты.

Ход урока.

I.Организационный момент.(1 мин)

1.Приветствие. Для поднятия настроения звучит песня про дружбу.

II.Актуализация опорных знаний и умений.(1мин)

1.Блицопрос.

— Ребята, давайте вспомним, какие оболочки Земли существуют?

-А какие мы уже знаем?

III.Мотивация учебной и познавательной деятельности.(4 мин)

Проблемная ситуация.

Сегодня мы перейдем к изучению новой оболочки, мы вместе совершим удивительное открытие. Я держу в руках – самый удивительный минерал на Земле.(маленькая шкатулка с образцом воды).

У.:(Что такое минералы?- Минералы -это вещества из которых состоят горные породы . И нас можно назвать самыми счастливыми обитателями Вселенной, т.к. мы владеем этим минералом. Но не будем спешить открывать шкатулку, давайте угадаем, что же это может быть?.

Нам помогут слова Антуана де Сент-Экзюпери, великого французского писателя. Но я приведу его изречение без ключевого слова, вам придется самим догадаться, о чем идет речь?

Слайд 1.

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую
не объяснить нашими чувствами…
Ты самое большое богатство на свете…

(Если угадают, открываем шкатулку)

Именно этот минерал под названием «вода» является составной частью той оболочки, которую мы начнем изучать сегодня.

Может кто- то догадался, о какой оболочке я говорю?

1.Запись в тетради темы и даты. Эту тему мы будем изучать 12 уроков. .(слайд 2)

2.Постановка задач урока (3 слайд)

IV.Изучение нового материала

1.Вводное слово учителя.

Сегодня мы шаг за шагом изучим гидросферу.. Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус или карту. ( Перед вами круг разделенный на четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.)

2. Самостоятельное составление диаграммы. Учащиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3/4 поверхности земного шара занято водой.

Как любое целое, гидросфера состоит из отдельных частей. Давайте просмотрим видео(1мин), а также, используя учебник на стр.172 сформулируем правило гидросфера и заполним схему (слайд 5)

3.Работа в парах (2 мин)

.С помощью рисунка 72 учебника определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Сделайте вывод.

4.Проблемная ситуация:

— Ребята, вы представляете в одной африканской школе дети читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Это может быть правдой?

Давайте вспомним , в каких агрегатных состояниях бывает вода?(слайд 6)

Затем учитель обращает внимание на то, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения.
Перед вами вода, в каком она состоянии?

5.Загадки 3 штуки читают дети.

6..Рассказ учителя.
— вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. . Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Что вы забыли изобразить у себя на схеме ?(Солнце)Первоисточник воды на нашей планете –Мировой океан. Что в природе существует?

У. Что означает слово «круговорот»?

означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту или состоянию, откуда началось движение».

*Зрительная гимнастика. Давайте просмотрим видео и вспомним, как происходит круговорот, а потом изобразим на схеме.(1мин) видео.

Рубрика – это интересно.

7.Работа в группах(4мин) по учебнику стр.173 и атласу.(музыка – шум воды).

-А теперь отправимся в плавание по морям и океанам.

8.Выступление представителей групп, ответ у доски и по карте.(6мин)

*Физминутка.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА(10мин)

1.Самостоятельная работа (по вариантам).Взаимопроверка.(3мин)

2.Рубрика «Знаете ли вы?» Выступление детей о воде в организме человека, еде, животных.(7 чел). VI. Д.задание(1мин)

Параграф 40 читать, выучить правила

VII.Итог урока.(3 мин)1.Творческое задание. Давайте соберём наши капельки.

2.Просмотр видео «Значение воды»3.Рефлексия.

Дата:___________

Тема урока:_______________________________________________________________

Гидросфера – это _______________________________________________________________

1 шаг Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.

2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.

Состав гидросферы

3.шаг.Изобразите стрелками круговорот воды.

4 шаг. Работа в группах (4б)

Используя учебник на стр.173 и атлас на стр. подготовьте ответ:

Океан- большая часть Мирового океана.Каждый океан имеет свои свойства:температуру, солёность,течения, рельеф. Самый большой и самый глубокий — Тихий океан. Он расположен в ________________ , _____________ , _______________ , ________________________ полушариях.

Омывает 5 материков: _______________________________________________

_______________________________________кроме__________________________.

5 шаг. Разместите океаны в правильном порядке по размеру(1 б)

Индийский океан___, Тихий ____, Северный Ледовитый____,Атлантический ____ .

6 шаг Заполните схему(1б)

Виды морей

1._____________________ 2.___________________________

7 шаг. Найдите соответствие (1б)

1. Относительно узкая часть водного простора , ЗАЛИВ

которая что-то соединяет или разделяет

2.Часть океана или моря, которая вдаётся в сушу ПРОЛИВ

8 шаг.Проверь свои знания. Тесты: (3 б) 1 вариант

1.Водная оболочка нашей планеты:

А) атмосфера; С)литосфера; О)гидросфера

2.Узкая полоска воды, соединяющая океаны, моря и разделяющая участки суши:

Б)залив; К)пролив; Р)море.

3.Наименьший океан:

Т)Индийский; Н)Атлантический; Е)Северный Ледовитый.

4.Море,вдающееся в сушу называют:

А)внутреннее; Б)окраинное.

5.Тихий океан омывает все материки, кроме:

У)Австралии; Н)Африки; Е)Южной Америки.

6.Благодаря чему происходит круговорот воды:

Д)Луне; М)Воздуху; Ы)Солнцу.

Балы_________

Оценочный лист.

4 шаг

(4б.)

5 шаг

(1б.)

6 шаг

(1 б.)

7 шаг

(1б.)

8 шаг

(3 б)

Допол-

нения

(2б.).

Оценка

Обобщая знания, учитель подчеркивает, что мировой круговорот воды в природе приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли, обеспечивает взаимосвязь растений и животных. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.

  1. Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?

8 шаг— Прочитать текст параграфа «Почему мы заботимся о качестве воды», составить и заполнить схему.

9 шаг не забудьте отметить свои достижения за урок.

Анализируя проделанную работу, учитель выясняет, почему необходимо заботиться о качестве воды, почему охрана гидросферы — забота всех людей, населяющих планету, почему следует экономить воду, как учащиеся относятся к необходимости экономить воду, в результате чего происходит загрязнение воды. Предложите меры по преодолению этого явления.

Домашнее задание
1. Изучить § 18.
2. Ответить на вопросы 3—8.
3. Выполнить задания 1—2, 9—12 (по выбору).

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Можно ли сказать, что Мировой круговорот воды происходит на Земле в результате нагревания ее поверхности Солнцем?

  2. Что происходит с водой, выпавшей на сушу?

  3. Какими путями она возвращается в океан?

  4. Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?

  5. Что такое Мировой круговорот воды в природе?

Пятая группа — задания коммуникативной позиции в ситуациях поиска, диалога: Как вы считаете, можно ли согласиться с таким высказыванием: «Вода — это жизнь, а жизнь — это вода»?»

1 шаг Перед вами круг, разделите его на одинаковые четыре части, выделите любыми знаками ¾ части круга.(1 б)

2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.(1 б)

Состав гидросферы

3.шаг.Изобразите стрелками круговорот воды.(1б)

4 шаг. Работа в группах (4б)

5 шаг. Разместите океаны в правильном порядке по размеру(1 б)

Индийский океан___, Тихий ____, Северный Ледовитый____,Атлантический ____ .

6 шаг Заполните схему(1б)

Виды морей

1._____________________ 2.___________________________

7 шаг. Найдите соответствие (1б)

1. Относительно узкая часть водного простора , ЗАЛИВ

которая что-то соединяет или разделяет

2.Часть океана или моря, которая вдаётся в сушу ПРОЛИВ

2 шаг. Заполните схему, впишите в квадраты составные части гидросферы.

Состав гидросферы

3 шаг.С помощью рисунка 71 учебника определите, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Сделайте вывод.

4 шаг. Заполните схему «Три состояния воды»

ВОДА

5 шаг. Прочитав текст учебника на с.102 сделайте вывод о значении воды в природе и в жизни людей, дополните его примерами из жизни.

6 шаг. Назовите природное явление, о котором говорится в этом стихотворении. Каково его значение?

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

(С.Щипачев).

8 шаг— Прочитать текст параграфа «Почему мы заботимся о качестве воды», составить и заполнить схему.

9 шаг не забудьте отметить свои достижения за урок.

Я ЗНАЮ

Я УМЕЮ

Мне интересно

Записываем на доске:

Сколько воды на Земле?

Из чего состоит гидросфера?

Что происходит с водой в природе?

Как происходит мировой круговорот воды?

Почему мы заботимся о качестве воды?

5 шаг .О важном значении воды в природе учащиеся узнают, прочитав текст учебника (с. 102) и дополнив его примерами из жизни.

(источник пресной воды; среда обитания; «2/3 массы человеческого тела состоит из воды. Человек не может прожить без воды более 8 дней; Вода создает условия для роста и развития многообразных форм жизни.Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты: в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности, транспортный путь – объединяет страны.

Цели урока:
сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав;
• сформировать представление о мировом круговороте воды;
• раскрыть значение воды в природе и жизни людей.

Способы действий учащихся: выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли; выявить значение воды для человека; выявить свойства воды.
Ценностный компонент урока: выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Вы меня в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница — вода!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *