Презентация разносклоняемые имена существительные 6 класс – Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация «Разносклоняемые существительные», 6 класс. | скачать бесплатно
Презентация к открытому уроку в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»
Разносклоняемые существительные
Я долго шёл по тропинк__ зимнего леса и любовался его красотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог__. Деревья стали прозрачными в ноч__. И вдруг я понял, что сбился с пут__.
Падеж
Склонение
И.п.
1-е
пап а
Р.п.
2-е
3-е
пол е
пап ы
Д.п.
В.п.
ночь
пол я
Т.п.
ноч и
пол ю
пап у
путь
П.п.
пол е
пап ой
ноч и
пут
пол ем
о пап е
пут
ночь
о пол е
пут
ночь ю
о ноч и
пут
о пут
5
Пословицы
- Иное время — иное бремя (Каждому времени свои испытания).
- Большого пламени не задуешь, а пуще раздуешь (Смысл в том, что трудно бороться с тем или противостоять тому, что приобрело большие размеры, объем).
- До поры, до времени не сеют семени (Всему свое время. Не делай ничего раньше положенного).
- От худого семени не жди доброго племени (Смысл в том, что от плохого человека или плохих поступков ничего хорошего не будет).
- Прямым путем по кривой не ездят (Если ты хочешь стать хорошим человеком – выбирай честный путь, иди правильной дорогой).
5
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя —
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое
С утра до вечера они чесали темя.
5
Физкультминутка
- Размахиваем знаменем
- Разбрасываем семена
- Сгибаемся под бременем
- Почесываем темя
- Отправляемся в путь
- Громко называем свое имя
Темя
Бремя
Стремя
Бремя
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.). Взять на себя непосильное б. Нести свое б. Под бременем забот. * Разрешиться от бремени (устар.) — родить.
Темя
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями. || уменьш. темечко, -а, ср. || прил. теменной, -ая, -ое. Т. бугор.
Стремя
СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.
Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на –МЯ. Не повторяйтесь!
Законы_______________________________
Цвет_________________________________
Происхождение________________________
Потеря_______________________________
10 -МЯ
путь
Р.п.
Д.п.
П.п.
Т.п.
И
-Е Н-
3 скл.
ем
2 скл.
16
16
16
Домашнее задание
- §37, упражнение 209;
- найти 2-3 пословицы с разносклоняемыми существительными;
- проиллюстрировать стихотворение «Есть история про племя…»
16
kopilkaurokov.ru
Урок русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. С. М. Кирова
Кафедра русского языка
Тема: Урок русского языка в 6 классе по программе Т. А. Ладыженской.
Контрольная работа по методике русского языка
студентки IV курса ОЗО
факультета русского языка и
литературы Бусевой Ольги
Анатольевны.
Тема. Разносклоняемые имена существительные (6 класс).
Цели: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными; повторить ранее изученные сведения о склонении существительных; формировать умение анализировать и сопоставлять и орфографические умения; воспитывать самостоятельность учащихся в овладении знаниями ; прививать интерес к изучению истории родного края.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, запись числа в тетради, проверка всего необходимого к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Диктант (упр. 204) с взаимопроверкой.
— С какими видами орфограмм вы работали дома?
(правописание гласных и, е в падежных окончаниях существительных в ед. ч., правописание приставок при- и пре-, о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц.)
Выставление оценок с краткими комментариями.
III. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы познакомимся с необычными существительными, а в чём их необычность, вам предстоит выяснить самим. Называются они разносклоняемыми. Запишите новую тему в тетрадь.
IV. Изучение нового материала.
Работа с новым термином. (термин записан на доске)
— Мы с вами уже познакомились с таким разделом языкознания как словообразование. Что вы можете сказать об образовании слова разносклоняемые? (Образовано от слов разно, склонять).
— О чём это говорит? (Слова по-разному склоняются).
— Приведите примеры однокоренных слов к этим словам. (Разность, склонение).
— Итак, мы выяснили, что разносклоняемые существительные называются так, потому что они по-разному склоняются.
Исследовательская работа.
— Прочитайте теоретические сведения на с. 83 учебника и подготовьте ответы на вопросы: (чтение самостоятельное, вопросы написаны на доске или используется слайд и мультимедийный проектор)
— Почему существительные на –мя, а так же путь называются разносклоняемыми?
— Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.
— В каком падеже разносклоняемые существительные принимают окончания существительных 2-го скл.?
— Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения их по падежам и числам?
Беседа по вопросам п.2.
(Чтение вопросов учениками, которые готовы на него ответить.)
— на 1-й в. (при склонении разносклоняемые существительные имеют окончания существительных 2-го и 3-го склонений.)
— на 2-й в. (10 на –мя: бремя, время, семя, вымя, знамя, темя, племя, пламя, стремя, имя-ср.р. и путь-м.р.)
— на 3-й в. (в тв.п. принимают окончания существительных 2-го скл. –ем\-ём)
— на 4-й в. (суффикс –ен-, а в словах семя, стремя в род.п. мн.ч. –ян-.)
V. Закрепление изученного.
Заполнение таблицы. упр. 205.
— Сейчас мы с вами будем проводить небольшой эксперимент, по окончании которого мы должны будем убедиться в том, что разносклоняемые существительные действительно склоняются по-разному.
В упражнении 205 дана таблица, такую же вы видите на доске. Нам нужно её озаглавить и заполнить.(Склонение разносклоняемых существительных.)
— Какие примеры мы возьмём для заполнения таблицы? (Н-р: окно-2 скл., ночь-3 скл., время и путь-разноскл.)
И.п.Р.п.
Д.п.
Т.п.
П.п.
окно
окна
окну
окном
окне
ночь
ночи
ночи
ночью
ночи
время путь
времени пути
времени пути
временем путём
времени пути
— Просклоняйте эти существительные.
— Выделите окончания, поставьте ударения в словах. (учитель выделяет на доске совпадающие окончания разным цветом, жёлтым и зелёным).
— У каких существительных в каких падежах окончания совпадают?
— Обратите внимание, что окончания слова путь ударные, а в слове время при изменении по падежам прибавляется суффикс –ен-.
— Итак, мы с вами доказали, что разносклоняемые существительные так называются, потому что склоняются по-разному.
Эти необычные существительные нужно знать, так как мы их часто используем в нашей речи, поэтому их нужно будет выучить и умело применять в речи, не забывать про суффикс –ен- .
Нахождение разносклоняемых существительных в тексте.
— Возьмите листочки с текстом « Из истории Себежа», я вам прочитаю текст, а вы внимательно следите. В этом тексте вы должны найти разносклоняемые существительные.
— Выпишите их в тетрадь и определите падеж и число.
(племён-мн.ч., род.п.; пути-ед.ч., род.п.; времени- ед.ч., род.п.)
Конструирование словосочетаний по схемам .
— Составьте два словосочетания по схемам, предложенным на доске, используя разносклоняемые существительные.
НЕ гл. + сущ. в род.п. прилаг. + сущ. в дат.п.
(не хватает времени) (пшеничному семени)
— Выделите окончания у существительных.
— Буква и на конце существительных на –мя в род., дат., предл. падежах является также орфограммой «Е и и в падежных окончаниях существительных.»
Работа над обозначением орфограммы.
— Выполнение упражнения в учебнике самостоятельно по образцу, данному в учебнике. Упр. 206.(письменно в тетради)
— Проверка в форме фронтального опроса. ( Учащиеся должны сами назвать формы, окончания, дать пояснения касательно падежа и склонения).
5. Наблюдение над языковым материалом словарной статьи из справочника по культуре речи.
Упр.207(устно по вопросам учебника).
-Вывод делает учитель: Запись в квадратных скобках говорит о том, что такая форма этого слова не верна, и употреблять её в речи будет ошибкой.
VI. Итог урока.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Хайта, а ваша задача – вставить подходящие по смыслу разносклоняемые существительные.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое…
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как писать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевать седло и …-
Необразованное это было … .
Трудно им было жить в эти годы,
Угнетало их… забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер…,
Что кислород всегда поддерживает…,
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали …
— К какому склонению относятся разносклоняемые существительные? Обоснуйте ответ.
VII. Домашнее задание.
— Выучить разносклоняемые существительные, упр. 208(п.), упр.209(у.).
(Дать пояснения к выполнению).
Приложение.
Текст. « Из истории Себежа».
Город Себеж зародился на месте древнего славянского поселения.
По предметам, найденных в курганах, можно судить о высокой степени развития ремёсел у живших здесь племён. Развитию торговли способствовало выгодное географическое положение: через себежские земли проходила западная ветвь «великого пути из варяг в греки». С течением времени эти торговые дороги утратили торгово-транспортное значение. Ныне же они позабыты: озера обмелели, многие реки сменили русла, а то и совсем высохли.
Анализ урока.
1.Тема. Разносклоняемые имена существительные (6 класс). Раздел « Морфология и орфография», подраздел «Имя существительное». Второй урок в разделе.
2. Цели: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными; повторить ранее изученные сведения о склонении существительных; формировать умение анализировать и сопоставлять, развивать орфографические умения; воспитывать самостоятельность учащихся в овладении знаниями ; прививать интерес к изучению истории родного края.
3. Тип урока по дидактической цели – комбинированный урок. Форма и структура соответствуют поставленным задачам и возрастным особенностям учащихся.
4. Проверка знаний учащихся проводилась на втором этапе урока при проверке домашнего задания в виде подготовленного домашнего диктанта с взаимопроверкой и фронтального опроса о видах орфограмм, над которыми учащиеся работали дома. Также проверка знаний, умений и навыков проводилась и на других этапах урока.
5. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала была проведена на этапе сообщения темы и целей урока при постановке проблемного вопроса: В чём необычность разносклоняемых существительных? Учащихся заинтересовало то, что это им предстоит выяснить самим.
6. При изучении нового материала использовались такие методы и приёмы формирования знаний как наблюдение над теоретическим материалом учебника, исследовательский метод, самостоятельная работа с учебником, эвристическая беседа по логической цепочке вопросов.
Применительно к этой теме и учитывая возрастные особенности учащихся использованные методы и приёмы были целесообразны. Тема раскрывалась и при работе над термином, при его словообразовательном анализе.
Выводы делались как учителем, так и учащимися.
7. Организация закрепления изученного материала была проведена посредством подбора последовательных упражнений: устных и письменных, простых и комплексных. При заполнении таблицы проводилась работа по закреплению ранее полученных знаний о склонении имён существительных, формировались навыки анализа, синтеза и сравнения; текст , используемый при закреплении, обладал информационной насыщенностью, отражал языковое явление, осуществлял межпредметную связь с историей родного края, компактный, по степени самостоятельности – полусамостоятельного характера. Упражнение на конструирование позволило учащимся использовать новое языковое явление в своей речи и было направлено на формирование орфографических умений. Устное упражнение из учебника 207 направлено на развитие речевых умений.
8. Итог урока был подведён в занимательной форме. Это было целесообразно, так и в конце урока внимание детей было активизировано развлекательным и немного юмористическим стихотворением , в котором им нужно было вставить подходящие по смыслу слова. Итоговый вопрос позволил выявить степень усвоения нового материала.
9. Объём домашнего задания соответствует данному возрасту учащихся.
Инструктаж по выполнению проведён.
10. Цели урока достигнуты, организация соответствует поставленным целям.
Время на уроке использовалось рационально: большая часть урока была занята закреплением изученного материала, чуть меньше на изучение нового и подведение итогов.
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные»
Урок русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные»
Автор: Ниязбагина Чулпан Валиевна, МАОУ «Гимназия №1» г. Салехард, ЯНАО.
Учебник: Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Углуб.изучение. М.: Дрова, 2013
Цели урока:
- образовательные — дать учащимся знания по теме, научить их использовать полученные знания;
- воспитательные — воспитывать умение работать в коллективе, интерес к русскому языку и к слову в целом;
- развивающие — развитие интеллектуальных способностей учащихся: аналитические умения, овладение целеполаганием, развитие памяти.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний.
Выполним синтаксический разбор предложения.
Время красит — безвременье старит.
Какое это предложение: простое или сложное?(сложное)
III. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.
Чем выражены подлежащие в предложении? (существительными)
К какому склонению относится существительное время? (предполагают, что 2-го, но указывают на окончание –я). Если не обратили внимание на окончание –я, предлагается просклонять существительное время.
(Возникновение проблемной ситуации: во 2 склонении окончания другие)
Как вы думаете, почему окончания такие? В формах каких падежей окончание этого имени существительного совпадает с окончаниями имён существительных 2-го склонения? 3-го склонения?
Попробуйте теперь определить склонение существительного время?
По одному типу склонения изменяются окончания или по разным?
Давайте подберём название для таких имён существительных, если они по-разному склоняются. Как мы их назовём? (Ответы учащихся – разносклоняемые)
Сформулируйте и запишите тему урока:
Разносклоняемые существительные.
Выполните морфемный разбор слова разносклоняемые.
IV. Постановка целей и задач урока.
Попытаемся понять, какие цели перед собой нужно поставить при работе над сформулированной нами темой.
Что мы постараемся сегодня узнать? (Какие имена существительные относятся к разносклоняемым?)
А ещё одну цель мы с вами уже достигли, когда сравнивали имена существительные разных склонений. (Узнать, почему разносклоняемые существительные получили такое название?)
А чему мы должны научиться? (Видеть разносклоняемые имена существительные, уметь отличать их от существительных 1,2,3 склонений)
V. Открытие новых знание.
— На экране перечислены имена существительные разносклоняемые. Есть ли что-то, что их объединяет? (10 из них заканчиваются на –мя). Разносклоняемые существительные так и запоминают: 10 существительных среднего рода на –мя плюс существительное мужского рода путь?
Давайте докажем, что любое из этих имён существительных является разносклоняемым. Просклоняйте существительное путь. Нескольким ученикам даётся работа по карточкам «Склонение существительных на –мя» Какие выводы можете сделать? (слово путь разносклоняемое, у всех слов на –мя в Р. п., Д.п., П. п. окончание –и, в Тв. П. -ем)
Ребята, а есть ли среди разносклоняемых существительных те, лексическое значение которых вам не понятно? (возможны ответы – бремя, темя, вымя)
Два ученика работают с толковыми словарями, после озвучивают результаты.
В это время беседа с классом:
- Пишется ли в окончаниях разносклоняемых существительных буква –е?
- В творительном падеже у разносклоняемых существительных окончание –ем, в каком склонении бывает такое окончание?
Посмотрите на слайд(№8). Что ещё вы заметили? Что появляется в словах на –мя? (суффикс -ен-)
VI. Закрепление изученного
1. Исправьте ошибки (слайд 9)
2. Перечислите разносклоняемые имена существительные, которые вы запомнили. Вспомните пословицы и поговорки с этими существительными.
VI. Подведение итогов урока.
Что нового вы узнали?
Какая информация для вас была интересной?
Какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Достигли мы их?
- Назовите разносклоняемые имена существительные.
- Почему они называются разносклоняемыми?
- Зачем нужно отличать эти имена существительные от существительных других склонений?
- С существительными какого склонения нельзя путать разносклоняемые существительные? Почему?
VII. Домашнее задание.
- Сравните полученные знания с теоретическим материалом учебника на с. 130 (п. 64).
- Составьте предложение, состоящее из всех изученных слов. Можно сочинить стихотворение с разносклоняемыми словами.
- Выполните упр. 205.
nsportal.ru
Презентация «Разносклоняемые имена существительные»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Разносклоняемые имена существительные
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем МОУ СОШ № 46 г.Белгорода
Захаровой Л.Н.
Слайд 2
Цель
ЗНАТЬ:
разносклоняемые существительные
суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ
УМЕТЬ:
склонять существительные на -МЯ
обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
Слайд 3
Синтаксическая пятиминутка
1 вариант
Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы
У леса на опуш(?)ке
Жила Зима в избуш(?)ке.
Она снеж(?)ки солила
В березовой кадуш(?)ке
(С.Островой)
2 вариант
Задание: вставить, где требуется, пропущенные буквы; объяснить выбор орфограммы
Давайте же мыт(?)ся, плескат(?)ся,
Купат(?)ся, нырять, кувыркат(?)ся,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
(К.Чуковский)
Слайд 4
Словарный диктант
Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари…
Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.
Слайд 5
Разносклоняемые существительные
Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя ср.р.
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь м.р.
Слайд 6
Разносклоняемые существительные
Р.п.
Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)
П.п.
Т.п. ЕМ (по 2 скл.)
Р.п. мн.ч. семя, стремя -ЯН-
Слайд 7
Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.
Слайд 8
Объяснительный диктант
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
Потерянного врем…н… (не) воротишь.
Большого плам…н… (не) задуешь.
Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .
Слайд 9
«Проверь себя»
Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение.
Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц.
По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.
Слайд 10
Благодарю
за урок
lusana.ru
Презентация «Разносклоняемые имена существительные» — русский язык, презентации
Урок русского языка в 6 классе
Учитель 1 категории
Егорова И.Н .
Если запастись терпением и проявить стремление, то посеянные семена знания дадут добрые всходы. Л. Да Винчи
Двадцать третье ноября . Классная работа.
Проверь себя!
1 ) +
2) —
3) +
4) —
5) +
Распределите слова по колонкам. З има, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Распределите слова по колонкам. З има, метель, пурга, снег, небо, земля, дорога, иней, время.
1 склонение
2 склонение
Зима, пурга, земля, дорога
3 склонение
снег, небо, иней
метель
И. П. время Р.П. времени Д.П.времени В.П. время Т.П. временем П.П. о времени
Разносклоняемые имена существительные
1 склонение
2 склонение
Зима, пурга, земля, дорога
3 склонение
снег, небо, иней
Разносклоняемые существительные
метель
время
Цель: — определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми; — узнать, сколько таких существительных; — научиться правильно их склонять.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ВЫМЯ, Как написать свою фамилию и ИМЯ, Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ – Необразованное было это ПЛЕМЯ. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их БРЕМЯ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ, Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ. Над тем, как в булку превратить Простое СЕМЯ, С утра до вечера они чесали ТЕМЯ. Мы сегодня пропели вам песню Из истории древних веков, Чтоб она получилась полезной, Мы включили в неё десять слов. Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ. А для того, чтоб облегчить учебы БРЕМЯ, Вы повторяйте эту песенку все ВРЕМЯ. А. Хайт
Время, вымя, имя, стремя, бремя, племя, знамя, семя, темя, пламя.
Домашнее задание: пар. 45, упр. 258 или записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж.
kopilkaurokov.ru
Опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс) на тему: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ (открытый урок в 6 классе)
Урок русского языка № 42 в 6 классе
Тема: РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Цель урока: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными
Задачи урока: закрепить умения определять род и склонение имён существительных,
формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе,
развивать творческую инициативу,
прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами
Наглядность: ИКТ, презентация «Разносклоняемые имена существительные»
Ход урока:
I.Оргмомент
II. Целеполагание:
1. Блиц-опрос:
1) Что такое имя существительное?
2) Назовите постоянные признаки имён существительных.
3) Назовите непостоянные признаки имён существительных.
4) Что такое склонение?
5) Какие вы знаете типы склонений?
2. Объявление темы, определение задач урока (Слайды № 1, 2)
1) Закрепить умения определять склонение имён существительных.
2) Формировать умение: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группе.
3) Прививать интерес к самообразованию, к работе с тестами.
III. Формирование новых знаний
( работа в группах)
- Просклонять данные имена существительные
( Слайд № 3)
- Лексическая работа с именами существительными на –мя
( Слайд № 4-13)
- Определить сходство и отличие склонения им. сущ.
( Слайд № 14)
- Дать определение слова РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ
(варианты определения от каждой группы)
- Работа с квантованным текстом (Слайд № 15)
Разносклоняемые существительные
Определение
Разносклоняемые — это существительные, которые склоняются по-разному (имеют падежные окончания разных склонений).
Особенности склонения
В родительном, дательном и предложном падежах ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. – И, а в творительном падеже ед.ч. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ,ЁМ.
11 существительных
К разносклоняемым существительным относятся: 1 сущ. мужского рода путь и 10 сущ. среднего рода на – мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя).
Суффикс –ен(-ён) у существительных на-мя
У существительных на – мя в родительном, дательном , творительном и предложном падежах в ед.ч. и во всех падежах мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ен(-ён) (времён).
Особенности существительных семя, стремя
В словах семя, стремя в родительном падеже мн.ч. к корню прибавляется суффикс –ян (семян, стремян).
IV. Применение полученных знаний
- Выполнение заданий в тестовой форме, проверка. (Слайды № 16-17)
1. К РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМ СУЩ. ОТНОСЯТСЯ
1) 1 3) 5
2) 10 4) 11 СЛОВ.
2. ОНИ ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
1) 1
2) 2
3) 3 СКЛОНЕНИЯ.
3. У СУЩ. НА – МЯ В РОД.П. МН.Ч. К КОРНЮ ПРИБАВЛЯЕТСЯ СУФФИКС
1) ен(ён)
2) ян
4. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ. ИМЕЮТ ОКОНЧАНИЕ – И В
1) Род. 4) Им.
2) Твор. 5) Пред.
3) Дат. 6) Вин. ПАДЕЖЕ(АХ)
5. РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩ.
1) имя 6) путь
2) дочь 7) пламя
3) семя 8) честь
4) мать 9) время
5) флаг 10) знамя
- Творческое задание: (Слайды № 18-19) дополнить данный текст подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
V. Домашнее задание: слайд № 20:
сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных (сложное)
упр. 245, § 38
VI. Рефлексия
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберите начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
(Слайд № 21)
1. сегодня я узнал…
2 было интересно…
3. было трудно…
4. я теперь могу…
5 я научился…
6. у меня получилось…
7. мне захотелось…
8. я попробую…
9. я смог…
10.урок дал мне для жизни…
VII. Итоги урока. Оценки.
nsportal.ru