cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация по русскому языку 6 класс описание помещения – Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему «Описание помещения. Подготовка к домашнему сочинению по фотографии кабинета Л.Н. Толстого в Ясной Поляне»

Содержание

Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) на тему: Сочинение-описание помещения (урок развития речи в 6 классе)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе «Подготовка к сочинению-описанию весенней природы»

Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  …

Урок развития речи в 6 классе подготовка к сочинению-описанию»Прогулка по зимнему лесу

ЦЕЛЬ:1.обобщить теоретические сведения о стилях речи, типах текста,о средствах выразительности языка;          2.формирование умения определять и самим исп…

Урок развития речи в 6 классе «Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»»

На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения «Моя любимая игрушка», элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным….

Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников.

Для написания сочинения учащимся предлагается использовать  репродукции картин А. Пластова «Первый снег», А. Саврасова «Дворик. Зима», «И. Грабаря «Мартовский снег»,  карточки для групповой …

Урок развития речи в 6 классе (подготовка к сочинению-описанию по теме»Пейзажная зарисовка».)

Урок насыщен разнообразием форм и методов,прведен в соответствии с требованиями ФГОС. Межпредметные связи с литературой,историей,искусством. Отрабатывалось умение определять типы речи,аргументированно…

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе

Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе…

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво».

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой….

nsportal.ru

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Интерьер»

Презентация содержит материал для первой части урока по теме «Интерьер», когда учащиеся готовятся к написанию сочинения «Описание помещения».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме «Интерьер»»

Интерьер. Урок русского языка в 6 классе

Автор: И.Н.Григорьева, учитель русского языка и литературы МОБУ Ирбейская СОШ №1

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

ЦЕЛИ УРОКА.

  • Познакомиться с понятием «интерьер».
  • Научиться видеть особенности текста описания помещения.
  • Узнать, из чего создаётся интерьер.
  • Подготовиться к написанию текста с описанием помещения.
  • Повторить написание слов, которые могут

понадобиться для создания такого текста.

ИНТЕРЬЕР Что означает это слово?

ИНТЕРЬЕР – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ

ПРОСТРАНСТВО ВСЕГО ЗДАНИЯ

ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ЕГО ЧАСТИ.

(ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО)

ТИПЫ ИНТЕРЬЕРА

ОБЩЕСТВЕННЫЙ

ЖИЛОЙ

Театр

Стадион

Музей

Выставочный зал

Дом

Квартира

Комната

ЧТО СОЗДАЁТ ИНТЕРЬЕР?

  • Перекрытия
  • Стены
  • Живопись
  • Декоративная лепка
  • Мебель
  • Осветительные приборы
  • Резьба по дереву
  • Изделия из металла, фарфора,

и т. д.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ ПАРАДНЫЙ ЗАЛ ( X V век)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ ЗАЛ ЮПИТЕРА (1851 год)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР(1787)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ ДВЕНАДЦАТИКОЛОННЫЙ ЗАЛ

СТОЛОВАЯ КОМНАТА

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

ГОСТИНАЯ

КУХНЯ

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЬЕРА

ВЕЩИ, СОЗДАЮЩИЕ СТИЛЬ

ВЕЩИ, СОЗДАЮЩИЕ СТИЛЬ

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

  • Что означает слово «интерьер»?
  • Какие типы интерьера существуют?
  • С помощью чего создаётся интерьер?

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ

  • КВ..РТИРА, К..МНАТА, К..БИНЕТ, В..РАНДА, Т..РАСА, М..СТЕРСКАЯ, Г..СТИНАЯ
  • П..Т..ЛОК, ПЕРЕГОРО..КА, Ш..РМА, К..ВЁР, П..ЛАС, К..МИН
  • Т..Л..ВИЗОР, К..МПЬЮТЕР, М..ГНИТ..ФОН
  • Д..ВАН, КРЕСЛО-КР..ВАТЬ, Г..РНИТУР, СТ..ЛАЖ
  • ГАРДИНЫ, ПОРТЬЕРЫ, ЖАЛЮЗИ, СВ..ТИЛЬНИК, К..РТИНА, К..ШПО, Ч..СЫ, СКАТ..РТЬ, С..РВИРОВОЧНЫЙ СТОЛИК, П..ДУШКИ, ЦВ..ТЫ

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

  • КВАРТИРА, КОМНАТА, КАБИНЕТ, ВЕРАНДА, ТЕРРАСА, МАСТЕРСКАЯ, ГОСТИНАЯ
  • ПОТОЛОК, ПЕРЕГОРОДКА, ШИРМА, КОВЁР, ПАЛАС, КАМИН
  • ТЕЛЕВИЗОР, КОМПЬЮТЕР, МАГНИТОФОН
  • ДИВАН, КРЕСЛО-КРОВАТЬ, ГАРНИТУР, СТЕЛЛАЖ
  • ГАРДИНЫ, ПОРТЬЕРЫ, ЖАЛЮЗИ, СВЕТИЛЬНИК, КАРТИНА, КАШПО, ЧАСЫ, СКАТЕРТЬ, СЕРВИРОВОЧНЫЙ СТОЛИК, ПОДУШКИ, ЦВЕТЫ

kopilkaurokov.ru

Урок русского языка в 6 классе «Описание помещения. Сбор материала к сочинению»

РР. Описание помещения

Цель: формировать умение создавать тексты описания помещения в устной и письменной форме; учить различать стили при использовании соответствующих языковых средств при описании помещения.

I Организационный момент

Доброе утро! Проверьте вашу готовность к уроку. Тихонечко садитесь!

II Стадия вызова

— Представьте, что вы впервые пришли в гости. Всё кругом новое, незнакомое. Вы рассматриваете то, что открылось перед вами… Если бы вам понадобилось потом рассказать о том, что увидели, высказывания какого типа речи вы стали бы создавать? Почему именно описание? (Описание — -это изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание предназначено для того, чтобы слушавший вас человек ярко представил описываемый предмет)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Описание помещения»). Откроем тетради, запишем число, классная работа, тема урока.

— Для чего нам нужны эти умения? (различные жизненные ситуации (путешествия и т.д., устный экзамен по русскому языку, общая грамотность и т.д.)

— Ребята, а какие цели мы можем себе поставить на этом уроке? Чему вы хотите научиться? (готовимся создавать данные тексты в устной и письменной форме)

— Как вы думаете, как мы построим наш урок? (наблюдение, анализ текста, сбор материалов)

III Изучение новой темы

— Ребята, кто знает каким иноязычным словом можно назвать «внутреннее убранство помещения»? (интерьер)

— Креплю на доску словарь: интерьер, архитектура.

— Давайте познакомимся с теоретической статьей в вашем учебнике. Открыли учебник на стр. 92. Читаем вслух, соблюдая нормы произношения и интонацию.

Оценка чтения. Кто заметил ошибки?

Итак:

— Что такое интерьер? (Интерьер – это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная)

— Какие два типа интерьера различают? (жилой и общественный)

— Что относится к общественному интерьеру? (театр, концертный зал)

— Чем создается интерьер? (стены и перекрытия, живопись, декоративная лепка, резьба по дереву, мебель, осветительные приборы и т.д.)

— Кто готов воспроизвести этот текст полностью? Опорные вопросы на доске.

Оценка пересказа

. Кто слышит ошибки?

— У вас на столах лежит раздаточный материал. Давайте обратимся к тексту №1. Читаем вслух, соблюдая нормы произношения и интонацию.

Он устроил её себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, — истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился большой сундук; в уголку стоял столик на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

— Из какого произведения этот отрывок? Чья эта комната? (Герасима, И.С. Тургенев «Муму»)

— Для работы с текстом вам понадобятся простой карандаш. Возьмите его в руку.

— Итак, что увидели мы в каморке? Найдите и подчеркните одной чертой в тексте слова, которые называют предметы.

— Теперь давайте найдем в тексте те слова, которые обозначают местонахождение этих предметов. Подчеркнем их «пунктир с точкой». Как вы думаете, почему именно так мы будем подчеркивать? (обстоятельство).

— А теперь найдите слова, которые описывают эти предметы. Как вы думаете, какой частью речи они чаще всего будут выражены? Как мы их подчеркнем? (прилагательное; волнистой линией)

— Михаил Михайлович Рощин, советский и российский прозаик, драматург и сценарист, сказал: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей даже есть такой приём; описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам». Что можно сказать о Герасиме, судя по интерьеру его коморки? (богатырь, крепкий, любит порядок, основательный)

IV Работа по теме урока

  1. Знакомство с элементами текста-описания интерьера. Составление плана.

Фото на слайде.

Текст читаю я. Он лежит на столах – Текст №2!

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер …

— Чей кабинет описан в этом тексте? (А.С. Пушкина)

— Какие слова и выражения в тексте требуют пояснений? (Сукно́ — как правило шерстяная или полушерстяная (иногда хлопчатобумажная) ткань, на поверхности которой волокна шерсти настолько сбиты, переплетены между собой, что совершенно закрывают все промежутки между нитями; Подсвечник – это подставка под одну свечу. Ножницы для снимания нагара были созданы для укорачивания фитилей свечей и масляных ламп в домах и храмах. Полог — занавеска, закрывающая кровать. Чубук — полый деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка и через который курящий втягивает дым табака. )

— Итак, с каким типом интерьера мы с вами встречаемся? ( с жилым)

— Что мы можем сказать о Пушкине как о человеке, о личности, видя интерьер его кабинета? (любит уют, много читать, трудолюбивый и т.д.)

— Давайте вспомним, из скольких частей состоит текст? (3 – вступление, основной текст и заключение). Читаем 1 предложение: Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки ). С чего начинается текст? (с представления помещения, знакомства с тем, что мы будем описывать)

— Читаем далее: В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Работаем с карандашом.

— Что описывается в этом отрывке? Как подчеркнем?

— Где это располагается? Подчеркиваем «пунктир с точкой».

Какие прилагательные используются для описания предметов? (письменный стол, он в центре комнаты)

— Читаем далее: Между окнаминаполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стеныдеревянная кровать с пологом.

— Центр комнаты описан, что описывается теперь? (стены). Давайте посмотрим, что находится у стен?

— Где располагаются данные предметы?

— Какие они?

— Идем по тексту дальше: Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный столик, в другом углу, у камина, на полуогромные трубки с чубуками для курения.

Теперь что описывает автор? (углы кабинета). Что там находится?

— Как это описано?

— И последнее предложение: На полу большой, почти во всю комнату, коверКуда теперь направлен взгляд автора текста? (вниз, на пол)

— Таким образом, на примере данного текста мы с вами выяснили, каковы основные элементы текста – описания помещения.

— Даю вам 2 минутки, чтобы записать план себе в тетрадь.

V Физминутка

— Молодцы, хорошо поработали, пора передохнуть. Встали. Повернулись и показали правой рукой, где находится дверь в кабинете. Покажите левой рукой, где располагается классный уголок. Обеими руками покажите, где висит проектор. И обеими руками, укажите на пол под вашими ногами. А теперь одними глазами: окно, пол, потолок, дверь. Тихонько сели.

  1. Сбор материала к сочинению.

— А сейчас я предлагаю вам рассмотреть репродукцию картины талантливого художника Млады Константиновны Финогеновой, изображающей на своих полотнах очень уютные, почти сказочные интерьеры.

— Как вы думаете, где это? (Домик в деревне)

— Кто там может жить? (Может быть, бабушка)

— Давайте рассмотрим этот интерьер в деталях. И мы будем не только рассматривать его, но и собирать материал для предстоящей творческой работы. Поэтому нам необходимо сейчас в тетрадях начертить следующую таблицу: (она на слайде)

— Возвращаю слайд с картиной.

— Что находится в центре комнаты? (Между 2 окон, у стены — деревянный резной столик с самоваром; на самоваре белый фарфоровый чайник; перед самоваром белая фарфоровая чашка с блюдцем; слева от самовара подсвечник со свечой).

— Как вы думаете, правописание каких слов нам нужно повторить?

— Обратите внимание на словарные слова: деревянный, фарфоровый

— Что располагается перед столиком? (Перед ним – простой деревянный, венский стул)

— Итак, что располагается слева от столика с самоваром у стены ? (Слева, у стены – кровать, заправленная синим покрывалом; на ней горка подушек в разноцветных наволочках)

— Посмотрите, как этот материал оформлен у меня.

столик с самоваром

стул

кровать

Между окон, у стены

перед столиком

Слева, у стены

деревянный резной; с самоваром; на самоваре белый фарфоровый чайник; перед самоваром белая фарфоровая чашка с блюдцем; слева от самовара подсвечник со свечой

деревянный, венский

заправленная синим покрывалом; на ней горка подушек в разноцветных наволочках

— Что еще необходимо нам описать? (окна, иконы, гобелен и картина, рабочий стол, шкаф с посудой)

Окна

Гобелен и портрет

Иконы

Рабочий стол

Шкаф

— Я даю вам ровно 5 минут на самостоятельную работу с этими объектами. После мы проверим, что у вас получилось. Время пошло.

— Проверка.

— Обратите внимание на слова: гобелен, оклад, кринка

Окна

портрет и гобелен

иконы

рабочий стол

шкаф

Напротив входа

Над кроватью

1.Красный угол, над изголовьем

2.Между окон, над столиком с самоваром

У противоположной стены

Над рабочим столом

с кружевными занавесками

с изображением белого лебедя

в простой деревянной раме

в резном массивном окладе

покрытый красной скатертью; на нем стоит утюг и кринка; перед ним корзина с яблоками

деревянный, с посудой.

— Опишите пол и потолок комнаты (Они деревянные, дощатые; на потолке люстра)

— Какое впечатление производит на вас эта комната?

— Хотели бы вы пожить или хотя бы погостить в ней? Почему?

— Кто попробует обобщить весь этот материал и, опираясь на записи, составит устно сочинение по данной картине?

— Слушаем 1 ученика.

VI Домашнее задание

— Ребята, я думаю, что вы уже догадались, что вашим домашним заданием будет написать сочинение по данной картине. При работе с сочинением вам помогут записи, сделанные во время урока, а также я прикреплю файл с картиной к домашнему заданию в ШП, чтобы вы могли дома еще раз подробно ее рассмотреть. Желаю творческих успехов!

VII Подведение итогов

-Итак, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились? (как строится текст «Описание помещения», учились его писать)

— Урок вам понравился?

— Спасибо за работу!

infourok.ru

Презентация «Описание помещения» — русский язык, презентации

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 6 КЛАСС

Цели урока:

  • находить описания в тексте;
  • понимать роль описания в художественном произведении;
  • создавать сочинение-описание помещения.

Поиграем . Найдите «Третье лишнее»

  • Подлежащее, дополнение, глагол.
  • Существительное, сказуемое, наречие.
  • Повествование, рассуждение, определение.

-Сколько типов речи в языке? Назовите.

— Как их отличить друг от друга?

Отгадайте загадку.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.

-что вам помогло отгадать загадку?

Виды описаний

Состояние человека

природа

предмет

помещение

Описание помещения

  • 1. Деловое
  • 2. Художественное

Словарь :

  • интерьер -это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

Кабинет А.С.Пушкина в родовом поместье Михайловское

Деловое описание помещения

  • Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные поэтом. Между окнами –наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка , также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван…..

Художественное описание

«Стол в комнате был завален книгами. Книги лежали на кроватях, на стульях, на подоконнике… На стенах висели картины без рамок, недорисованные тоже висели. А одна, большая и красивая, стояла в углу, и на ней болталась белая Ивкина майка. Вообще, если бы сюда заглянула бабушка, она сказала бы коротко: «Безобразие». А Валерке понравилось».

Р.Погодин

Цель описания

  • Деловое : дать точные сведения, конкретные факты о помещении
  • Художественное : не только дать точные сведения, конкретные факты о помещении, но и выразить отношение к нему

Сравните

Что можно сказать о хозяевах этих помещений?

План сочинения-описания помещения

  • Общее впечатление о помещении.
  • Интерьер помещения , описание деталей . (Большое оно или маленькое? Темное или светлое? Сколько окон? Какова окраска стен? Высокие или низкие потолки? Что можно сказать про пол? мебель? (…)
  • Отношение к описываемому помещению.

Замысел сочинения

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

(Ф. М.Достоевский. Преступление и наказание.)

вступление

  • Я живу с родителями в большом девятиэтажном доме. Наша квартира находится на 6 этаже, в ней 3 комнаты. Одну из них занимаем мы с сестренкой.
  • Наша квартира очень маленькая, и у меня нет своей комнаты. Поэтому я расскажу о нашем зале (кухне…)
  • Дом, в котором я живу, расположен рядом с моей школой. Наша семья занимает трехкомнатную квартиру на втором этаже. В одной из комнат нашей большой и уютной квартиры живем мы с ….

Основная часть

  • Моя комната большая (маленькая) и светлая. Летом в ней много солнца. Солнечные лучи освещают все вокруг, и комната становится еще светлее. У двери справа стоит диван, а слева – шкаф. Ближе к окну расположился письменный стол со множеством ящиков. Здесь я храню учебные принадлежности и всякую мелочь. Над столом полочка с моими любимыми книгами, а рядом висит портрет моей бабушки в позолоченной раме (…)

Может пригодиться..

— в комнате тесно от обилия вещей…

— комната заставлена…

— мебели в комнате немного…

— придают комнате уют…

— большая часть комнаты занята…

— Слева от двери находится…, а справа —….

Словарь!

Д и ван-кр о вать, с о фа, платя н ой шкаф,

л а м и нат, п а ркет, л и нол е ум, п а лас, п о ртьеры, ж а люзи, т о ршер, п о ртрет, к а ртина, л а бр и кен

kopilkaurokov.ru

Урок и презентация к уроку по теме «Описание помещения» (6 класс)

МОУ НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

р.п.Новоспасское Ульяновской области

Урок развития речи в 6 классе

Описание места (помещения)

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Табакова Л.П.

Паспорт открытого урока.

Предмет: русский язык (развитие речи).

Тема урока: «Описание места (помещения).

Цели урока:

Образовательная: формировать навыки описания места – помещения;

Развивающая: развивать умения работать с текстом

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к художественной литературе.

Задачи урока:

ученики должны на базовом уровне:

— знать понятие «описание помещения» и отличительные особенности этого вида описания от других;

— уметь использовать глаголы-синонимы и наречия при описании помещения;

На творческом уровне:

— понимать роль описания в характеристике персонажа художественного произведения;

— создавать собственную творческую работу – описание помещения.

Тип урока: урок развития речи.

Основной дидактический метод: частично поисковый (эвристический).

Частные методы и приёмы: словесный – беседа, наглядный – мультимедийная демонстрация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в парах.

Дидактические средства: мультимедиа, карта урока, учебник под редакцией Разумовской М.М.

План урока

1.Организационный момент. Слово учителя о Е.И.Никитиной.

2.Целеполагание. Работа с терминами.

3. Поиск ответа на проблемный вопрос: чем описание помещения похоже на другие виды описания и чем отличается?

4.Словарная работа.

5.Практическая работа. Работа в парах с текстами.

6.Физкультминутка.

7.Устное рисование – описание помещения по фотографии.

8.Работа с художественными текстами.

9.Выводы и рефлексия по уроку.

10.Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя. Посвящение Е.И.Никитиной. (Слайд 1-2)

Бывает так: открываешь книгу, а перед текстом – посвящение: «Моей сестре Лори». Или «Посвящаю эту книгу моим друзьям Виктору и Ольге». Помните, мы читали рассказ «Васюткино озеро», который Виктор Астафьев посвятил учительнице. Вот и сегодняшний урок я хочу посвятить памяти замечательной женщины, талантливого педагога, учёного – Екатерине Ивановне Никитиной. Она работала в Ульяновском педагогическом институте, учила будущих учителей. Ею написан учебник «Русская речь», по которому учатся ребята не только нашей области, но и по всей России. И каждый год, в феврале, накануне дня рождения Екатерины Ивановны, её бывшие ученики, а сейчас учителя, те, кто знал её, кто работает по этим учебникам, проводят уроки памяти. Вот такой урок у нас сегодня.

2.Запись числа.

-А тему урока я прошу вас определить самим. (Слайд 3)

(фотография комнаты) Учитель читает текст.

Я вошёл в комнату и замер на пороге. Небольшая, но чистая и светлая, она оставляла приятное впечатление.

Немного мебели. Слева – софа, справа – тумбочка. Несколько книжных полок на стене. И длинный угловой стол с неизменным компьютером. Вот, пожалуй, и всё. Мне понравился спокойный салатовый цвет стен и картины у окна. На полу слева я заметил спортивную сумку с ракеткой.

-Что вы видите на экране, что я зачитала? ( Описание комнаты, помещения)

-Это и будет тема нашего урока.

(слайд 4-5) Какие из этих терминов, изученных нами, потребуются нам сегодня на уроке? (ответы ребят с пояснениями)

3. Изучение темы.

-Что мы уже знаем об описании?

-Какие виды описания вам знакомы? (слайд 6)

-Что между ними общего?

-Чем описание помещения похоже и чем отличается от других видов описания? Не на все вопросы даны ответы. Справиться с затруднениями нам поможет учебник и карта урока. (Ребята узнают, что в описании помещения данное отвечает на вопрос где? а новое — на вопрос что?)

-Слова какой части речи отвечают на вопрос: где?

-Значит, нам необходимо вспомнить правописание словарных слов.

4.Словарная работа. (2 человека у доски. Затем – коллективная проверка. Слайд 7-8)

Комната, впереди, справа, слева, посередине, как будто, потому что, впечатление, гостиная, библиотека, великолепная, иметь в виду, несмотря на, отсюда, оттуда, вблизи.

-Все ли из этих слов нам пригодятся на уроке?

5.Работа с картой урока. (Текст взят из пособия Е.И.Никитиной Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2005 год). (слайд 9).

Большая светлая комната. Три ряда ученических столов и стульев. Стол учителя. Классная доска. Шкафы. Стенды. Портреты писателей и поэтов.

-Узнаёте это помещение? Как вы определили, что это наш кабинет?

Ребята узнают о сжатом, кратком и развёрнутом описании, о способах «расширения» текста. Выполняют практическую работу в парах – вставляют наречия, чтобы развернуть описание. Делают вывод о видах описания.

-Какие глаголы использовали чаще всего? (висят, стоят)

-Какими глаголами-синонимами можно заменить? (находятся, расположены, есть, я вижу, можно видеть)

Работа с упражнением №561 в учебнике. Исправление текста с помощью синонимов.

-Но есть и второй способ — не использовать глаголы. Упражнение №555 устная работа – наблюдение: тире вместо сказуемых. Можно дать задание вставить вместо тире подходящие по смыслу глаголы-синонимы.

6.Физкультминутка.

Мы проснулись, потянулись,

Вышли из дома, шли, шли,

На полянку мы пришли.

Там дом стоит.

Открывается окно,

А за ним – цветок в горшке растёт.

Заглянул я в окно.

Там стул стоит

На нём друг мой сидит.

Увидел нас, обрадовался.

-Заходите в гости, — говорит.

(Каждая строчка сопровождается соответствующими движениями).

7.(Слайд 10) Слова М.Рощина: « Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей даже есть такой приём; описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам».

-Как понимаете эти слова?

-Согласны ли вы с первой фразой этого высказывания?

(слайд 11-12) Устное рисование — описание комнаты.

-Что можно сказать о хозяине этой комнаты? Кто здесь живёт?

(Если есть время, в карте урока – ещё 2 текста).

8. В художественном произведении писатель использует описание помещения для характеристики литературного героя. (Слайд 13)

-Кто этот герой? Как называется произведение? Кто его автор?

-что можно сказать о Герасиме на основе описания его каморки?

Работа с картой урока. 2 плана: сжатый и подробный. Ученики дописывают недостающие пункты плана.

-Если убрать цифры, получится сжатое описание.

(Если есть время, можно обратиться к учебнику, упражнение №551 – отрывок из «Тимура и его команды»).

9. Вот и подходит к концу наш урок. Он был очень насыщенным.

-Что мы вспомнили на уроке?

-Что узнали нового?

-Чему научились?

В карте урока есть окно, но оно пустое, заполните его по своему усмотрению.

10. Слайд 14. Фотография патриотической рекреации в школе.

-Что снято на этой фотографии?

-Где находится это помещение?

-Почему оно так называется?

-Какие детали интерьера мы видим?

-Что не попало в объектив фотоаппарата?

-Как вы думаете, зачем мы в конце урока обратили внимание на это помещение?

-А кто хочет сам выбрать себе домашнее задание?

Домашнее задание в 3 вариантах по выбору:

— Описать патриотическую рекреацию в школе.

ИЛИ

— Составить 2 описания своей комнаты (сжатое и развёрнутое).

ИЛИ

— Придумать описание комнаты так, чтобы было понятно, кто в ней живёт.

infourok.ru

Презентация к уроку развития речи «Описание помещения» в 6 классе

Учитель: Сафонова Т.С.

Тема: «Сочинение-описание помещения»

Урок по развитию речи в 6 классе

Цели урока:

  • Повторить типы речи и виды сочинений-описаний.

2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей.

3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное,

доброжелательное отношение к ответам и рассказам

других ребят.

Человек нашел слова для всего,

что обнаружено им во вселенной.

С.Л. Маршак.

I.Повторение.

?

Какие вы знаете типы речи?

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

2. Определите тип речи.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо

перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный

котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку

стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.

Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно!
  • А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
  • Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

(В.Осеева)

Повествование

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно

соединить людей, словом можно и разъединить их,

словом можно служить любви, словом же можно служить

вражде и ненависти. Берегись такого слова,

которое разъединяет людей.

(Л.Н.Толстой)

Рассуждение

Первый мороз

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый

мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось

солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной

росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса

ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей

земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу

королева-сосна.

Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин)

Описание

?

3. Что представляет собой такой тип речи, как описание?

Этот тип речи, который предполагает

одновременность изображаемых событий,

предметов, явлений, действий

?

Описание

природы

4. Какие виды описательных текстов вы знаете?

Описание

местности

Описание

предмета

Описание

состояния

Описание

животного

Описание

помещения

II. Изучение новой темы.

1. Особенности сочинения-описания помещения.

Небольшая, светлая комната

с одним, но широким окном.

Письменный стол. Два стула.

Диван-кровать. Книжная полка.

Карта полушарий.

Основа описания –

перечень признаков этого помещения

и находящихся в нём предметов.

Небольшая, светлая комната

с одним, но широким окном. Перед

ним – письменный стол, рядом – два

стула. Слева – диван-кровать; справа,

в углу, — книжная полка; на стене –

карта полушарий.

Перечень предметов, находящихся в

помещении, может сопровождаться

указанием на их местоположение.

Справа, в углу, — книжная полка.

Большую часть её занимают учебники

для 6 класса и книги о великих

музыкантах мира. Здесь же –

«Детский альбом» и «Времена года»

П.И.Чайковского, сборники песен.

Каждый предмет можно не только

назвать, но и описать.

Вывод.

Виды сочинений-описаний помещения

Краткое,

т. е. его можно

сжать, «свернуть»

Подробное,

т. е. его можно

распространить,

«развернуть»

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники.

ГДЕ ?

ГДЕ ?

ГДЕ ?

ЗДЕСЬ

ГДЕ-ТО

КОЕ-ГДЕ

ТУТ ЖЕ

В ШКОЛЕ

В ЛЕСУ

В СЕЛЕ

В КАБИНЕТЕ

СПРАВА

СЛЕВА

НАПРАВО

НАЛЕВО

НАПРОТИВ

ГДЕ ?

ОКОЛО НЕЕ

ВБЛИЗИ

НЕДАЛЕКО ОТ

ПОБЛИЗОСТИ

В НЕСКОЛЬКИХ

ШАГАХ

3. В художественном описании помещения

иногда используется приём очеловечивания вещей:

предметы обстановки изображаются как живые

существа, обладающие своим «лицом», своим «характером».

Задание: прочитайте тексты из упражнения 99.

?

Как вы думаете, чем они интересны?

III. Подготовка к написанию сочинения

1. Что такое интерьер?

Интерьер (из франц., «внутренний») —

внутреннее пространство здания.

общественный

(театр,

концертный зал)

жилой

Описывая интерьер, мы создаём

описание помещения.

При этом мы можем показать его красоту

или убожество, особенности самой

архитектуры, вкусы и интересы

хозяина помещения.

2. Словарная работа

Задание: вставьте пропущенные буквы

а

Комн…та

б…тарея (парового отопления)

порт…ера

д…ван

кр…вать

п…анино

т…левизор

т..лефон

п..лас

т..ршер

п…ртрет

к…ртина

к…мпьютер

а

ь

и

о

и

е

е

а

о

о

а

о

5. Домашнее задание:

Написать сочинение-описание «Моя комната» или «Наш класс».

kopilkaurokov.ru

Урок развития речи в 6 классе «Описание помещения»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Урок развития речи в 6 классе.
Описание помещения.

Слайд 2

Цели: Познакомить с особенностями текстов-описаний помещений. Развивать интерес к культурному наследию нашей страны. Расширять словарный запас обучающихся. Развивать навык письменной речи. Воспитывать художественный и музыкальный вкус. Задачи: 1.Сформировать представление о композиции текста-описания помещения. 2. Активизировать ОУУН обучающихся для создания самостоятельного сочинения по заданному типу речи.

Слайд 3

Описание
Тип речи, при котором изображают людей, животных, природу. Основной вопрос к тексту: какой?

Слайд 4

Интерьер
Внутреннее пространство здания, помещений, а также его устройство, убранство. Задание: Составьте 2 предложения со словом интерьер и образованным от него прилагательным

Слайд 5

Орфографический словарь.
Комната, помещение, колонны, отражение, классицизм, анфилады, парадная, прислуга, гостиная, антресоли, Санкт-Петербург, поместья, созерцать, творчество, рисунок, грации, драматизм, концепция, натюрморт, эмоциональный, экспрессия, рельеф, эффект, фактура, деформация, обитатель, кульминация, абсолютно, единство, створка.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Картина «В комнатах с колоннами». Конец 1820-х – 1830-е Холст, масло 44,5 х 72,3
В первой трети XIX века культ природы сменяется тягой к уюту частного жилья. Возникает жанр интерьера, в котором нашла свое отражение «поэзия домашней жизни».На картине изображен интерьер в стиле позднего классицизма. Из гостиной открываются две анфилады – одна парадная, другая заканчивается так называемым черным ходом – дверью для прислуги. Гостиная расположена на антресолях – верхнем полуэтаже – части дома, закрытой для посторонних и характерной для московских особняков первой половины XIX века. Идея «частной жизни», тихого «домашнего гнезда» связывалась в то время не со столицей Санкт-Петербургом, а с Москвой и сельскими поместьями. Интерьер залит ровным неярким светом, это царство созерцания, размышления, творчества, на что намекает рисунок с тремя грациями в простенке над часами.
Зеленцов Капитон Алексеевич.

Слайд 15

Слайд 16

Картина «Красная мебель « 1920 Холст, масло 105 х 123
Драматизм времени и авторская концепция натюрморта, выраженная не как «жизнь вещей, а ваша усилившаяся внутренняя жизнь», проявились в картине отчетливо и эмоционально. Экспрессия цвета и сдвиги форм настолько насыщают эмоциями предметный мир, что у зрителя рождается ощущение тревожного предчувствия, хотя в картине отсутствуют действующие лица. Накладывая краски рельефными мазками, Фальк добивается эффекта «мечущейся», «взволнованной» живописной поверхности – «шума фактуры». Под воздействием цвето-фактурной стихии предметы подвергаются деформации, позволяющей выявить внутренний характер формы. В своих очертаниях они словно хранят память об обитателях интерьера. В центре на столе разыгрывается своеобразная кульминация драмы: сталкиваются черный и белый цвета – как образ абсолютной противоположности и, в то же время, вечного единства мира. Активному вовлечению зрителя в «жизнь» интерьера способствует динамизм раскрывающегося вдоль картины опрокинутого пространства, распахивающегося подобно створкам.
Фальк Роберт Рафаилович

Слайд 17

Слайд 18

Задание по выбору:
Описать свою комнату. Кабинет русского языка № 18. Создать текст сочинения на основе услышанного о самой запомнившейся картине. В сочинении использовать словарные слова!

Слайд 19

1. Редактирование текстов.
2. Анализ прослушанных текстов.
3. Работа в тетрадях по развитию речи. 4. Самопроверка текстов сочинений.

lusana.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *