Предложения с диалектизмами 6 класс – Примеры диалектизмов в русском языке. Разработка урока 6 класс.
Урок русского языка в 6-м классе «Что такое диалектизмы?»
Разделы: Русский язык
Цели:
- познакомить учащихся с понятием диалекты и диалектизмы;
- развивать умение наблюдать лингвистический материал;
- самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
- развивать творческую интуицию; умение работать в паре;
- формировать исследовательские навыки работы с лингвистическими словарями и научно-популярной литературой;
- учить лингвистическому анализу художественного текста;
- обогащать словарный запас учащихся.
Урок, посвященный диалектизмам, начинается с рассказа учителя.
В повести Виктора Астафьева “Последний поклон” есть такие строчки:
“Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и еще как-то, не вспомню. Но слова – это все какие – одно другого звучнее.”
Нельзя не соглашаться с писателем. Слова действительно звучные и – более того – яркие, образные, точные.
Учитель. Найдите словарные статьи, объясняющие значение этих слов.
Дети. Слова селезень, стрелка, струна в словарях есть, но то значение, с которым использует их писатель – “середина реки, стремнина”, в них не указано. Слово зерло вообще отсутствует.
Учитель. Почему слово зерло отсутствует в распространенных толковых словарях русского языка? Почему в них не указано то значение слов селезень, стрелка, струна, с которым в приведенном тексте употребляет их писатель? Прочитайте еще один отрывок писателя Астафьева “Последний поклон”. Какие слова вам не совсем понятны?
“Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора, над навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я курицу в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут.”
Дети. Поскотина, ботало, заплот, стайка, жалица.
Учитель. Попробуем их объяснить, что нам в этом поможет?
Дети. Мы можем догадываться лишь по общему содержанию текста.
Поскотина – это “место, где пасется скот”; ботало – “большой колокольчик, привязанный к шее пасущихся коров”; заплот – “забор возле дома”; стайка – “хлев для мелкого скота и птицы”; жалица – “крапива”.
Учитель. Нам пришлось догадываться о значении таких слов потому, что слова эти не являются общерусскими, их употребляют жители той или иной местности. Они называются местными или диалектами. Запишите в тетрадях тему урока: “Что такое диалектизмы?” Прочитайте, что записано про диалектизмы в учебнике. Какова роль местных говоров в русском языке?
Дети. Они обогащают русский литературный язык. Делают его ярким, самобытным, точным.
Учитель. Множество наименований одних и тех же предметов, явлений, действий, признаков в разных местностях свидетельствую о богатстве и своеобразии языка. Писатель Федор Абрамов так определил роль слова, речи:
“На севере издревле вся жизнь, и повседневная, и праздничная была пронизана многоцветным краснословьем, будь ли то обычная бытовая речь, … то ли песни и сказки, то ли забористые частушки”.
А как же иначе? Как жить в этом суровом краю без опоры на чудодейственную силу слова? Писатель – вологжанин – Василий Белов замечает в книге “Лад”:
“Что значит для народной жизни слово вообще?… Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было хранителем памяти и залогом будущего”.
Учитель. Происхождение и значение диалектизмов В.И. Даль нередко объяснял, подбирая к ним однокоренные слова. Попробуем и мы сделать это, выполняя упражнение 71. (Самостоятельная работа учащихся. Проверка: дети по цепочке читают по одному слову, объясняя значения диалектизмов и придуманные предложения).
Учитель. “Собрать, запечатлеть, изучить” — этой нелегкой, но очень важной работе можно посвятить целую жизнь, как это сделал автор известного словаря Владимир Иванович Даль. Послушайте сообщение наших исследователей-биографов об этом человеке.
Выступают два ученика, подготовивших рассказ о В.И.Дале.
Учитель. Синтаксическая минутка: начертить схемы предложений, списав предложение с доски, обозначив орфограммы.
Даль – автор “Толкового словаря великорусского языка”. Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь. Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадками по вариантам).
Учитель. По-разному именуются одни и те же предметы в разных местностях. На столах — карточки с отрывками из литературных произведений. Задание – найти диалектные слова-синонимы, выписать их в тетрадь.
“Сидел рыбак веселый
На берегу реки,
А перед ним по ветру
Качались тростники…”(М.Ю.Лермонтов “Тростник”)
Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах. Стебель куги полон воздушных ячеек.
(К. Паустовский “Мещерская сторона”)
Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг,
Чуть примнется тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.(И.С. Никитин “Утро”)
Тростник – куга – камыш. Эти слова обозначают явления природы.
Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно,
Серебристый иней
Запушил окно…(И.С. Никитин “Утро”)
Так гулко, морозно и ясно, что до зимней дороги нельзя дотронуться: снег визжит. Мороз по нашим местам редкий – за сорок пять. Давит к земле, окна за ночь в доме так обледенели, что стали мохнатыми. В пазах, в углах и дверных проемах появились “зайчики” изморози или, как у нас вятских, принято говорить – закуржавело. Мерзлый скрип тяжело нагруженных саней, повизгивание снега под полозом, хруст снега под копытами лошадей. От куржака все лошади сделались одинаковой масти — седые.
(А.Черноусов)
Учитель. Какие слова выписали?
Дети. Иней, куржак, куржевень.
Учитель. Какое слово общерусское?
Дети. Иней.
Учитель. Какое слово употребляется у нас, в Сибири?
Дети. Куржак.
Учитель. Сейчас мы с вами поиграем: я буду называть диалектные слова, если вы слышали какое-то из них в нашей местности – хлопайте в ладоши.
Учитель читает синонимичные диалектные слова:
- Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.
- Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень.
- Жилой дом: изба, хата, курень.
- Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.
- Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.
- Луга: покос, пожня, полой, елай.
- Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.
- Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.
Учитель. Составьте с этими словами предложение. (Проверка: учащиеся читают вслух предложения). Вы убедились, что диалектизмы — очень интересный пласт русской лексики. Я думаю, что теперь вы будете внимательнее прислушиваться к русской речи нашей родной Хакасии.
Земля родная, край родной…
Это прежде всего те места, где начиналась наша жизнь, где проходит или проходило наше детство. Вслушайтесь в слова поэта Николая Рыленкова, которые в книге “Сказка моего детства” (М, 1976) пишет:
“Не собирал я редкие словечки,
Его истоки глубоки и чисты.
Но звук родной всегда в душе живет
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такового слова не было и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.”
Вы можете выступить в роли ученых и исследователей. Поговорите с родными и соседями.
1. Запишите на словарные карточки диалектные слова.
2. Ответьте на вопросы:
- Какое из следующих слов употребляется в нашей Хакасии (очень, дюже, порато…)?
- Определите, оканье или аканье характерно для нашей местности, о или а произносится в безударных слогах таких, например, слов, как вода, гора, столы, город, пошли, просил, огород.
- Твердое или мягкое [Т] произносится в окончании глаголов третьего лица? Несет или несеть, несут или несуть, живут или живуть?
- Какие пословицы и поговорки наиболее характерны для нашей местности?
Вы можете выбрать для ответа весь перечень вопросов, он будет оценен на “5”. Если выберете вопросы под буквами а, b, c – оценка “4”. Это и будет вашим домашним заданием.
Рефлексия
15.02.2005
urok.1sept.ru
Урок русского языка в 6 классе «Диалектизмы»
Урок русского языка в 6 классе
«Диалектизмы»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить диалектные слова в тексте, использовать их в речи, расширить знания о толковых словарях, формировать познавательную активность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, толковым словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое диалектные слова, уметь распознавать и использовать их в тексте и речи, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД— самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация
Слово учителя:
1)Взаимопроверка домашнего задания (упр.113)
(на слайде правильно выполненная работа)
2) выставление оценок, комментирование
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие
Учитель: Запишите число, классная работа
1)Слушают аудиозапись
по материалам учебник (диалог) , стр.63, п.24.
2) Анализ услышанного
-сколько человек участвует в разговоре?
-как называется такой разговор? (диалог)
-какого возраста участники диалога?
-предположите, где могли находиться бабушка и внук?
-почему внук не понял бабашку?
-как изменить ситуацию?
2)Откройте п.24,стр.63 Запишите тему урока «Диалектизмы»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения
Слово учителя:
-Предположите, что такое диалектизмы? От какого слова образован этот термин? (диалект)
-Что обозначает это слово?
-Прочитайте словарную статью слова диалект в «Толковом словаре» С.И. Ожегова : диалект- местное наречие, говор
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
1)Чтение и анализ материалов учебника, п.24, стр.64
-совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали?
— от чего зависит употребление данных слов? (от места жительства)
-что такое диалектизмы?
— в каких словарях их можно встретить?
-как они помечаются? (помета обл.- областные)
-кто из собирателей слов создал «Толковый словарь живого великорусского языка»?
2) Составление кластера
3) Работа со словарем.
Выпишите из толкового словаря учебника (стр.171) по 3 диалектных слова, объясните значение
-как быстрее их найти? (помета -обл.)
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность
1. Анализ упр. 119 (озаглавить текст, сформулировать основную мысль)
-кто такой мичман?
-кто был мичманом? (Даль)
— какое слово заинтересовало мичмана?
-что оно обозначало?
-как называются такие слова и почему?
2. Самостоятельная работа по упр.119
-Выделите в каждой части текста основное, сжато передайте содержание текса в 4-5 предложениях.
— выделите орфограммы.
3.Оценка самостоятельной работы
-чтение нескольких работ вслух, коллективное обсуждение и выставление оценок
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия
Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке.
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание
П.24, упр.120
infourok.ru
Урок «Диалектизмы» (6 класс)
Урок № 22
Диалектизмы.
Цель: Л: развивать внимание, быстроту реакции интерес к русскому слову; стремление к речевому совершенству; М: извлекать фактуальную информацию, определять и закреплять последовательность действий, осознавать роль слова для выражения мыслей и эмоций, совершенствовать умение пользоваться толковым словарем; П: знать функцию слова в языке, содержание понятий, словарный состав; владеть основными лексическими понятиями; устранять неоправданное повторение слов в тексте.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Фотограф – фиксаж, проявитель, закрепитель, тубус, негатив.
Художник – акварель, палитра, мольберт, эстамп, гуашь.
Столяр – наждак, втулка, зубило, стамеска, штифт.
Музыкант – октава, форте, гамма, аккорд, вокализ.
Гуашь – гу – а´шь
г – [г] – согл., зв., тв.
у – [у] – гласн., безуд.
а – [а´] — гласн., уд.
ш – [ш] – согл., глух., тв.
ь – [ — ]
5б. 4зв.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Беседа.
Прослушайте рассказ Шибаева «Поговорили». Что можно сказать о приятеле автора?
Колчанова С.С. РЯ ПП, урок 11, с 30.
Работа с предложением
Художник взял гуашь и подошел к новому подаренному мольберту.
К какому лексическому пласту относятся слова: гуашь, мольберт?
Составьте словосочетания. Разберите их.
V. Работа с текстом.
— Дитятко, глянь, что там с бульбой?
— Что посмотреть, бабуль?
— Бульба не упрелась?
— Бульба? А что это такое?
Словарная работа.
Вражина – (обл.) недоброжелатель, враг.
зеленя´ — молодые всходы хлебов.
Бурак – свёкла.
Гутарить – говорить.
Докучать – надоедать.
Колченогий – хромой.
Дюже – сильно.
Объяснение нового материала.
Диалект – местное наречие, говор.
Диалектизм – слово или оборот речи, заимствованный литературным языком из какого-либо диалекта.
Закрепление материала.
Упр 75, 74.
Домашнее задание:
16; упр 72.
infourok.ru
Диалектизмы, 6 класс — Русский язык
Просмотр содержимого документа
«Диалектизмы, 6 класс»
Конструкт урока
в 6 классе по теме « Диалектизмы»
Пояснительная записка
Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с
требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие диалектных слов
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;
регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственных возможностей.
Предметные результаты: сформировать у учащихся умение распознавать диалектизмы, определять значение слова, работать со словарем и словарными статьями.
Место урока в теме: урок «открытия нового» знания.
Оборудование, раздаточный материал: компьютер, проектор, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, распечатанное письмо.
№ | Этапы урока (решение учебной задачи) | Совместная деятельность | Ведущие УУД | Личностные результаты | Предметные результаты |
1. | Мотивационный постановка проблемы | Доброе утро, ребята! К нам обратился ученик из параллельного класса за помощью. Он получил от бабушки, которая живет в деревне, письмо и не совсем понял его содержание. Давайте поможем Иванову Саше разобраться с тем, что написала ему бабушка. Читаем письмо вслух. Какие непонятные слова Вам встретились в этом письме? (кочет, стебни и т.д.). Как вы думаете, что они означают? (дети предлагают свои варианты). Как могут называться эти слова? (варианты ответов: устаревшие, давно неиспользуемые, немодные, старорусские и т.д.). | личностные формирование мотивации | Развитие познавательного интереса | Осознание проблемы: |
2. | Принятие цели планирование деятельности | Формулируем тему: диалектизмы. Цель: научиться находить в тексте диалектизмы, работать с диалектологическим словарем. Записываем в тетрадь число, классная работа, тема урока. | регулятивные целеполагание, действия по образцу | Ответственность, усвоение этических норм | Осознание цели деятельности и планируемого результата: |
3. | Выбор способов и действий актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний | Вернемся к письму. Как вы уже догадались, что непонятные слова и будут являться диалектизмами. Выпишите их в тетрадь и попробуйте объяснить исходя из контекста (учащиеся пытаются дать объяснение). | коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе | Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали | Осознание потребности в новом способе действий: |
4. | Анализ открытие нового способа действий | Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось (ученики перечисляют выписанные слова обозначают их трактовку). А теперь проверим себя по толковым словарям, правильно ли мы определили значение слов (работа со словарями, словарными статьями, определение верных и неверных трактовок). Как вы думайте, что помогло при определение значения диалектизмов? (Ответы учащихся). Письмо стало понятным? | познавательные анализ | Формирование рефлексии | Освоение нового способа деятельности: Анализ ошибок: |
5. | Творческий этап применение способа к новым ситуациям | А сейчас давайте разделимся на 3 группы и попробуем составить ответное письмо бабушке от внука, используя диалектные слова, которые вы видите на слайде. (Ребята составляют ответное письмо). Давайте прочитаем то, что у Вас получилось (ученики зачитывают получившийся варианты). | личностные творчество | Развитие креативных способностей | Решение творческой задачи: |
6. | Контроль и оценка решение заданий повышеннной сложности освоения нового способа действий | Ребята, как Вы думаете, зачем нужно изучать диалектизмы? Чему мы сегодня научились? Чем диалектизмы отличаются от общеупотребительных слов? Было ли Вам сегодня интересно работать на уроке? Выберите смайлик, отражающий ваше настроение. | регулятивные контроль, коррекция, оценка | Формирование способности к самосовершенствованию | Оценка достижения планируемого результата: Оценка и самооценка результатов деятельности |
Выводы о достижении целей урока: цели урока достигнуты, учащиеся узнали, что такое диалектизмы, научились находить их в тексте, а также познакомились с диалектологическим словарем, закрепили навыки работы со словарной статьей.
Учитель: ______________________________
multiurok.ru
Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к занятию по теме: «Диалектизмы» (6 класс)
Слайд 1
Диалектизмы… Какие они?Слайд 2
Прочитайте стихотворение! Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. Кто автор?
Слайд 3
С.А.Есенин «В хате» Пахнет рыхлыми драченами ; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз . Вьется сажа над заслонкою , В печке нитки попелиц , А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.
Слайд 4
Задание Составьте предложения с диалектными словами так, чтобы было понятно значение диалектизмов. Для выполнения задания используйте «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
Слайд 5
Спасибо за внимание!
Слайд 6
Диалектизмы Драчена — это старинное, немного подзабытое русское праздничное блюдо. При его приготовлении в яичную массу добавляют пшеничную муку, или отварной картофель, или пшеничную кашу , или пшённую кашу, или морковное пюре.
Слайд 7
Диалектизмы Дёжка (дежа) — емкость для замеса и брожения теста
Слайд 8
Диалектизмы Печурка — небольшое углубление в печной стене для спичек, мелких вещей и т. п.
Слайд 9
Диалектизмы Паз — глубокая, несквозная борозда, продольная щель.
Слайд 10
Диалектизмы Заслонка — железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие печи
Слайд 11
Диалектизмы Попелица – пепел.
Слайд 12
Диалектизмы Ухват — приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов — железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.
Слайд 13
Диалектизмы Махотка – горшочек, кринка
Слайд 14
Диалектизмы Соха — простейшее сельскохозяйственное орудие для вспашки земли. Оглобли – рукояти у сохи
Слайд 15
Диалектизмы Сени — нежилая часть, как правило, деревенского дома, примыкающая к жилой части дома. Используется для хозяйственных нужд, летом для ночлега… Скатые – с наклоном.
Слайд 16
Диалектизмы Шумота – шум
Слайд 17
Диалектизмы Кудлатый — то же, что лохматый, со взъерошенной шерстью
Слайд 18
Диалектизмы Хомут – часть упряжи, надеваемый на шею лошади, округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне
nsportal.ru
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Диалектизмы»
Цели: дать понятие диалектных слов;
познакомить с кубанскими диалектными словами;
развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;
учить видеть диалектизмы в художественных текстах;
воспитывать интерес к родному языку и любовь к своему краю.
Ход урока
1.Орг. момент
2. Повторение изученного.
Беседа с учащимися:
— Что изучает лексика?
— Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.
— Приведите примеры многозначных слов.
— Как называются слова, известные всему народу?
— Как называются слова, известные не всему народу, говорящему на русском языке?
3. Изучение нового материала.
— А сейчас послушаем стихотворение, которое ребята подготовили по ролям.
Бабушка и внук.
— Бабушка, где Люба?
— По батожъя ушла.
— По что?
— Ну, по столбцы.
— По что?
— Ну, по петушки!
— По что, по что?
— По стебни!
— Не понимаю, бабушка.
— Ах, батюшка ,какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А что это такое?
— Ну, у нас так свёклу называют.
— Как вы думаете, почему внук не понял бабушку?(использовала непонятные слова)
— А как вы думаете, как они называются? (могут ответить: незнакомые, необщеупотребительные, старые)
— Русские люди живут в разных географических условиях: одни в горах, другие в пустыне, третьи в лесной местности. Это наложило отпечаток на их жизнь, язык. Многие люди всю жизнь ни на один день не покидали своего места жительства. Пользовались словами, которые были понятны только им. Есть слова общеупотребительные — понятные всякому человеку, а есть местные -их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называются местными, или диалектными.
— В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или севернорусское наречие), южнорусские диалекты (или южнорусское наречие), среднерусские диалекты (или среднерусские говоры).
Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.
-Прочитаем правило учебника на странице 31.
— Многие диалектные слова, наиболее употребительные в разных произведениях, включаются в толковые словари. При них даётся помета: обл. (т.е. областное).
Работа со словариком учебника: найти диалектные слова (с пометкой обл.), какие общеупотребительные слова им соответствуют?
Выступление учащегося:
Представление «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.
— Существуют и кубанские диалектизмы. Приведите примеры слов, которые понятны только нам, жителям Кубани.
Работа по таблице «Образование кубанских говоров»
Языки и диалекты территорий, откуда шло переселение на Кубань |
Влияние украинского языка |
Кубань – многонацио-нальный регион России. Соседство языков и разных семей и групп |
Обобщение учителя.
— Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны по сравнению с другими русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный обоим народам.
Физминутка с употреблением местных диалектных слов:
Пыднялыся, потяглыся, глянулы в гору, пыдбоченылысь и нахылылысь впырэд. Сталы ривно, тыхесенько силы.
Работа по таблице «Особенности диалектной речи»
Диалекты существуют только в устной форме, поэтому более подвижны, имеют много вариантов. |
Нет специально разработанных норм. Развиваются не по правилам, а по обычаям. |
Нет стилей. Используются для обиходно-бытового общения. Говоры распространены в местном фольклоре, в художественных произведениях. Используется сельским населением старшего поколения. |
4. Закрепление нового материала.
1)Из записанных слов выделите диалектные:
Огурец, тыква, цыбуля, картошка, кавун, буряк.
2)Слова, являющиеся синонимами, распределите в два столбика: общеупотребительные и диалектные.
Верба-ива, макуха-жмых, нехай-пусть, завязка-поворозка, ощипывать-скубать, цедылок-дуршлаг, чи-или, чердак-горище, лестница-дробына.
Составьте с первой парой слов распространенные побудительные предложения.
3). Работа с текстом.
Задание: Найти диалектные слова.
Текст 1.
— А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
— Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
— Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
— Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
— Ведьмак жил у нас в деревне…
— Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак! (Н.Краснов)
Текст 2.
«Где хозяин?» — «Нема».— «Как? совсем нету?» — «Совсим». — «А хозяйка?» — «Побигла
в слободку». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою. (М.
Лермонтов)
— В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героя. Так, очень много диалектных слов мы встречаем в произведениях Л.Толстого, И.Тургенева, М.Шолохова, В.Астафьева, В.Распутина и др.
4)Самостоятельно:
К диалектным словам подберите синонимы и запишите только общеупотребительные слова:
Каганец, буряк, гарбуз, цыбуля, ляда, груба, хай, мысник, тын, бачить, видсель, гарно, качка, дымарь.
Проверка записанного: светильник, свёкла, арбуз, лук, дверь, печка, пускай, полка для мисок, плетень, видеть, отсюда, красиво, утка, печная труба.
5)Подберите к кубанским диалектным пословицам и поговоркам общеупотребительные. Запишите общеупотребительные пословицы и поговорки в тетради.
Берись дружно, не будэ грузно. (Один палец-не кулак)
Раздайся, жаба лизе.(Пустая бочка сильнее гремит)
Не в усах казачья слава.( Не суди по красоте, суди по сердцу)
Дурне, як само без хлиба.(Личико миленько, да ума маленько)
5.Домашнее задание.
Параграф 16; упражнение 73. Инструктаж выполнения задания.
6. Итог урока.
— Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г.Мельниченко: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность — сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи»
Урок разработан учителем Кисляковской МАОУ СОШ № 2 Нестеренко Нелли Алексеевной.
Сайт создан в системе uCoz
school2kis.narod.ru
Конспект урока по русскому языку «Диалектные слова» 6 класс
Тема урока: Диалектные слова. 6 класс
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся с особенностями диалектной речи, обогащение лексики;
Развивающие: формирование умения находить в художественном тексте диалектные слова;
Воспитывающие: привить уважение к русскому языку, любви к родине;
Методы: 1) объяснительно-иллюстративный, 2) исследовательский, 3) частично-поисковый.
План урока.
Организационный момент.
Повторение изученного.
-Устный опрос:
а)Что изучает лексика?
б)Какие слова называются однозначными? Пример.
в)Какие слова называются многозначными? Пример.
г)Как называются слова, известные всему народу? Пример.
д)Что такое профессионализмы? Пример.
-Тест на повторение. ( Взаимопроверка. Ответы на доске)
Тест по теме «Лексика».
1.Что изучает лексика?
а)слово
б)звуки речи
в)части слова
г)части речи
2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:
а)многозначными
б)двузначными
в)однозначными
3.Слова, противоположные по лексическому значению, это
а)синонимы
б)антонимы
в)омонимы
4.Укажите необщеупотребительное слово
а)говорить
б)земля
в)яруга
г)птицы
5.какое словосочетание содержит слово в переносном значении
а)чёрный кофе
б)сгорать от любопытства
в)слушать радио
г)говорящий попугай
6.В каком словосочетании есть профессионализмы
а)лисий след
б)кухонный нож
в)корабельный кок
г)морская вода
( Ответы: 1)а; 2)в; 3)б; 4)в; 5)б; 6)в )
3.Новый материал.
-Чтение диалога страница 63.
Почему мальчик не понял бабушку? Как вы думаете, как эти слова называются? (незнакомые, старые, необщеупотребительные)
Слово учителя: Люди живут в разных географических условиях: одни- в горах, другие- в пустыне, третьи-в лесной местности. Это наложило отпечаток на их жизнь, язык. Многие люди всю жизнь не покидали своего места жительства, пользовались словами, которые были понятны только им.
Есть слова общеупотребительные, которые понятны всем, а есть местные, их знают и понимают только жители одного края. Эти слова называются местными, или диалектными.
*Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Диалектные слова)
*Что же такое диалектные слова? (читаем правило страница 64, заучиваем и рассказываем)
4.Закрепление.
а) Один человек у доски.
На доске прикреплены слова: огурец, тыква, цыбуля , картошка, кавун, буряк. Нужно убрать общеупотребительные, оставив диалектные, объяснить значение оставшихся слов, составить с ними предложения.
б)Работа по цепочке.
На доске записаны пары слов. Нужно распределить их в 2 столбика: общеупотребительные и диалектные)
*нехай-пусть
*ощипывать-скубать
*цедылок-дуршлаг
*чи-или
*горище-чердак
*лестница-дробына
*кочет-петух
*утирка-полотенце
*кровь-юшка
*сопатка-нос
5.Физическая минутка.
Слово учителя:
У Виктора Астафьева в повести «Последний поклон» есть такие строчки: «Мы проходили середину реки, самую стремнину. Называют её стрежнем, селезнем, зерлом, стрелкой, струной и ещё как-то, не вспомню. Но слова-это всё какие-одно другого звучнее».
*Как вы думаете, для чего нужны диалектные слова в русском языке? (они обогащают речь, делают язык ярким, образным, самобытным, точным)
*Всегда ли легко определить лексическое значение диалектного слова? (нет)
*Что нужно делать в таком случае? (обратиться к словарю)
* В словаре рядом с диалектным словом стоит пометка обл.
*Найдите в толковом словаре диалектные слова, выпишите их с лексическим значением.
1 ряд – на букву В (вестимо-конечно, разумеется)
2 ряд – на букву К (колча-смёрзшийся ком земли)
3 ряд – на букву М (мочажина-заболоченное топкое место; болотце без кочек)
Учитель:
Автором «Толкового словаря великорусского языка» является Владимир Иванович Даль (портрет на доске)
*Работа с предложением: Даль всю жизнь соб..рал и сост..влял свой словарь.
*Списать, вставить буквы, выделить грамматическую основу.
в)Самостоятельная работа (дифференцированное задание)
«5»-списать текст №3, вставить пропущенные орфограммы, объяснить ихграфически, найти диалектные слова-синонимы, выписать их;
«4»-списать текст №1, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их;
«3»-списать текст №2, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их;
Текст №1.
С..дел рыбак в..сёлый
На б..регу р..ки,
А перед ним по ветру
К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)
Текст №2.
Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»)
Текст №3.
Дремл..т чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг,
Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.
Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)
г)чтение стихотворения (№118)
*Почему поэт так назвал своё стихотворение?
Словарная работа
Обиход-привычный, установившийся уклад жизни
Жизнь шла обычным обиходом.
д)Рефлексия.
*Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
*Что нового узнали?
*Чему научились?
е)Итог урока.
Учитель:
Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача-сохранить их для потомков. Я хочу зачитать вам слова Мельниченко: «потерять диалектные слова-это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность-сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».
Задание на дом.
§24, №117. (задание на перспективу: спросить у бабушек и записать диалектные слова и их лексическое значение)
www.metod-kopilka.ru