cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Наглядное пособие человек и его деятельность обществознание 6 класс – Презентация по обществознанию для 6 класса «Человек и его деятельность»

6 класс. Обществознание. Деятельность человека. — Человеческая деятельность.

Что представляет собой человеческая деятельность? Задумайтесь, ведь человек постоянно чем-нибудь занят, будь-то игра или какие-нибудь полезные действия. Но тут же приходит мысль о том, что не только человек постоянно находится в состоянии занятости, животные, например, тоже практически постоянно находятся в движении. Следует понимать, что это две занятости разного рода. В чем же отличие?

Почти все, что окружает нас, создано человеком: одежда, пища, строения, предметы домашнего обихода. Конечно, есть уголки природы, не тронутые человеком, но мы предпочитаем жить в более комфортном рукотворном мире. Даже способ бытия человека искуственнен, т.е. создан им же. Этот процесс создания и называется деятельностью.

Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение наших потребностей.

Потребности – это главная побудительная сила человека, группы или общества.

Итак, в основе всего лежат потребности, которые побуждают человека к деятельности. Говоря о личности, мы сделали вывод, что она формируется в процессе жизнедеятельности человека, т.е. наша личность, наш характер проявляется в совершаемых нами поступках. А это значит, что

деятельность человека – это проявление характера. Поскольку характеры у всех людей разные, есть люди-созидатели (те, кто что-то строит, творит) и люди-разрушители (те, кто уничтожает созданное). И те и другие необходимы для полноценного существования. Деятельность не только является результатом проявления качеств наших личностей, но и в некоторой степени формирует личность. В этом состоит одна из главных особенностей человека: действуя, мы формируем себя. Например, в спорте для достижения желаемого результата необходимо много тренироваться, многократно повторяя одно и то же действие, доводя технику до совершенства.

Рис. 1. Успеха в спорте достигают упорными тренировками (Источник)

Деятельность очень широкое понятие, поэтому определять его только как проявление характера человека нельзя.

Размышляя о деятельности вообще можно задаться вопросом о том, только ли человеческая деятельность направлена на какие-то цели. Можно вспомнить массу примеров из животного мира, когда живые существа действуют с определенной целью. Например, социальные насекомые как пчелы и муравьи, или птицы, которые собирают материал для построения гнезд, сооружая уникальные конструкции. Но эта деятельность животных инстинктивна, повторяема, т.е. они могут делать только то, что изначально дано им природой. Допустим, муравей умеет строить муравейник, но термитник он уже построить не сможет, то же касается и термита, который способен только на постройку термитника. Пчелы строят идеальные с точки зрения геометрии соты, но построение других фигур им не доступно.

Рис. 2. Пчёлы создают соты (Источник)

Социальные насекомые вне своего социума не способны даже на выживание и тем более не способны создать что-то уникальное. Человек, даже оставшись один, способен на созидательную деятельность. Вспомните историю Робинзона Крузо из одноименного романа Д.Дефо: он смог построить на необитаемом острове целый мир, человеческий мир, в котором, насколько это позволяли обстоятельства, было комфортно.

Человек постоянно что-то создает. Для чего он это делает? Попробуем разобраться: люди достаточно ограничены в физическом плане по сравнению с некоторыми животными. Например, самым острым зрением обладает орел, самым быстрым называют гепарда, рыбы живут под водой. Человек не может сравниться с животными в некоторых их способностях, зато обладает развитым мозгом. Благодаря своим умственным способностям человечество изобрело средства, позволяющие передвигаться быстрее, чем гепард; видеть дальше, чем сокол; передвигаться под водой и по ней. Представьте себе пешее путешествие по нашей Родине, которая насчитывает 9 часовых поясов, например, от Калининграда до Камчатки, на него бы ушло очень много времени. Но благодаря деятельности человека появились самолеты, которые очень быстро доставят вас из одного конца страны в другой.

Рис. 3. Самолет в небе (Источник)

 Все величайшие изобретения были сделаны с одной целью – компенсировать несовершенство человека.

Вся человеческая деятельность подчинена целям.

Рис. 4. Чеширский кот (Источник)

 Вспомните замечательную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» девочка спросила Чеширского Кота:

— Скажи, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — Сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Это значит, что любое действие совершается с определенной целью. Поэтому так важно уметь определить эти цели для себя. Например, цель врача – вылечить больного, цель спортсмена – поставить рекорд, цель продавца – продать товар. Примером менее глобальных целей может быть желание исправить почерк, для чего ученик много пишет в прописях; или желание быть отличником, которое побуждает ученика заниматься более усердно. Цели – это то, чего мы хотим достичь в результате нашей деятельности, т.е. цели определяют деятельность.

Есть люди, которые ставят перед собой глобальные цели по улучшению качества жизни человека, они очень важны для человечества, но и другие люди, перед которыми стоят, как может казаться, менее важные цели, также очень нужны. Каждый человек, совершая каждодневные действия, помогает двигаться вперед всему человечеству. В этой заданности человеческой жизни и лежит основа нашего бытия.

Какую бы цель не ставил перед собой человек, для ее воплощения необходимы определенные навыки и умения. Бывают ситуации, когда все получается сразу, но чаще всего это не так. Очень редко наши цели совпадают с нашими задатками, скорее всего, нам придется чему-то учиться, и тогда мы сможем достичь поставленных целей. Человеку, как мы уже говорили, свойственно развиваться всю жизнь. Мы постоянно чему-то учимся, приобретаем новые навыки. Учение – это естественная форма существования человека. Поэтому не стоит комплексовать, если что-то не получается с первого раза: любое новое действие должно войти в привычку, а это возможно только в результате повторения. Вся человеческая цивилизация формировалась на основе обучения, поэтому на данном этапе вы занимаетесь, наверное, самым важным в жизни делом – вы обучаетесь

Для эффективного достижения целей необходимы определенные условия. Во-первых, нужен план достижения цели. Человек постепенно, как по ступенькам, достигает маленьких целей, двигаясь к одной большой. Благодаря постепенному движению мы можем быть уверены, что наша деятельность не ущемляет никого в правах и что наша деятельность не приносит никому вреда, к тому же мы сможем видеть промежуточные этапы при достижении наших целей.

Не все цели человека имеют практическое значение. Деятельность человека не всегда направлена на производство материальных вещей (компьютер, стол, платье). Не только труд является обязательным элементом существования человека, важны также другие его проявления, например, игра, отдых, развлечение.

Примером игры, которая вскоре переросла в серьезное занятие, может быть исторический факт о «потешных полках» Петра Первого. В раннем возрасте став императором, государь велел организовать для себя потешную армию, у которой сначала были игрушечные ружья и пушки, а вскоре появилась крепость со рвом и даже казармы для солдат. Именно эти «потешные полки» позже превратились в русскую гвардию и составили Семеновский и Преображенский полки. Таким образом, то, что изначально затевалось как игра, вскоре стало вполне серьезным занятием. Интересно также то, что у главного противника Петра – шведского короля Карла ХII – тоже была подобная «игрушечная» армия. Когда началась Северная война, Карл был еще совсем молодым и его друзья-сверстники, которые п

www.kursoteka.ru

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — Человек в социальном измерении — Обществознание — Поурочные разработки — 6 класс

ТЕМА 1. Человек в социальном измерении

УРОКИ 6-7. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (§ 3)

Задачи уроков

1. Сформировать у учащихся представления о деятельности человека, её основных видах.

2. Раскрыть связь между деятельностью и формированием личности.

3. Показать на примерах значение различных мотивов в деятельности человека.

4. Способствовать осознанному пониманию связи между знаниями и умениями и успехами в деятельности.

5. Использовать возможности данной темы для совершенствования рефлексии: выявлять условия и оценивать качество собственной успешной деятельности.

6. Совершенствовать такое универсальное учебное действие, как умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.

Оборудование уроков

Специальное оборудование не используется.

План изучения нового материала

1. «Птицу узнают по полёту, а человека — по работе».

2. «Пчела мала, да и та работает».

3. Жизнь человека многогранна.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника и выполнение познавательных заданий к параграфу и в рабочей тетради.

Комбинированный урок. Учитель после проверки домашнего задания предлагает подросткам подумать над вопросами рубрики «Вспомним». Эти вопросы служат своеобразной основой для концентрации внимания, позволяют сделать нужные акценты в работе с новым материалом.

Затем педагог обращает внимание учащихся на рубрику «Обсудим вместе» и организует короткую дискуссию. Обобщая ответы учащихся, важно акцентировать внимание на том, что в поведении человека проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности. Слова, а особенно действия и поступки помогают понять, что из себя представляет данный человек.

Дополнительный материал для учителя

Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен (384— 322 гг. до н. э.) был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подёргивать плечом и пр., настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Он стал учиться чётко проговаривать слова, набирая в рот черепки и камешки. Совершенствуя своё ораторское искусство, Демосфен произносил речи на берегу моря, при шуме волн, заменявшем в данном случае шум толпы; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна покинуть помещение.

Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730—1800) родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошёл путь от солдата до генералиссимуса.

Герой Великой Отечественной войны Алексей Петрович Маресьев (1916—2001), получив тяжёлое ранение в воздушном бою, оказался на территории противника. Восемь дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения. Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолётах.

Изучение раздела «Птицу узнают по полёту, а человека — по работе» следует начать с обсуждения смысла данной пословицы; учитель может предложить учащимся подобрать синонимы к слову «работа». Это позволяет определить имеющийся у учащихся уровень исходных представлений о содержании трудовой деятельности. Целесообразно опираться на данные представления, объясняя новый материал, расширяя и углубляя эти знания.

Шестиклассники, как правило, называют слова «труд», «занятие», «дело», «поступки», «поведение» и т. д. В ходе беседы важно выяснить у подростков, что объединяет эти понятия, а после ввести определение термина «деятельность» (в сильном классе можно предложить сделать это самим учащимся).

Далее возможно обращение к заданию № 4 (§ 3) в рабочей тетради.

Дальнейшую работу по изучению нового материала можно построить на основе рассказа с обращением к отдельным фрагментам учебного текста. Учитель напоминает ученикам, что многие предметы, окружающие человека, — результат его деятельности, и предлагает составить список вещей, которые являются результатом труда человека.

Обобщая ответы учащихся, необходимо подвести их к выводу, что, создавая необходимые для своей жизни предметы, и сам человек меняется в процессе деятельности. Целесообразно привести примеры того, как деятельность человека влияет на его характер, поведение и т. д. Затем уместно предложить учащимся подумать над приведённым в тексте параграфа высказыванием Демокрита, а также высказать своё мнение по поводу значения деятельности в жизни человека. Полученные ответы помогут определить понимание учащимися утверждения о том, что личные качества человека не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности.

Для закрепления материала полезно предложить учащимся поразмышлять над заданием к этому разделу учебника (с. 27). Обобщая ответы, учитель обращает внимание на причины, которые побудили выбрать того или иного человека в качестве примера при выполнении этого задания.

Далее целесообразно обратиться к рубрике «В классе и дома» и выполнить задание № 5. Учителю желательно прочитать вслух стихотворение Н. А. Некрасова, можно поручить это ученику, хорошо владеющему умением читать, и предложить учащимся ответить на вопросы к этому стихотворению. В случае затруднения целесообразно задать наводящие вопросы, например: «Почему тот, кто хочет сделаться глупцом, должен пренебречь трудом?», «Почему даже физически и умственно развитый человек без труда не станет сильным и смелым?».

Подводя предварительный итог изучению данного материала, учитель ещё раз подчёркивает, что личность человека не только проявляется в действиях, поступках, отношениях, но и формируется в соответствии с ними.

Содержание раздела «Пчела мала, да и та работает» целесообразно изложить учителю и закрепить с помощью комментированного чтения отдельных частей текста. Необходимо обратить внимание на преобразовательный характер деятельности человека, подчеркнуть её отличие от поведения других живых существ. Учителю следует подкрепить свои слова следующим примером: подтачивая дерево, бобры грызут удалённую от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду. Причины такого поведения животного обусловлены его инстинктом, который подсказывает ему, деревья какой породы и качества следует выбирать для сооружения плотины, способы «лесоповала» и т. д. Однако известен такой случай. В зоопарке Москвы при оборудовании новой территории бобрам была отведена обширная площадь, окружённая бетонным барьером. Вскоре бобры стали погибать. При вскрытии обнаружилось, что в желудках бобров была цементная пыль. Бобры, повинуясь инстинкту, подгрызали бетонное основание барьера, хотя на площади их обитания было несколько деревьев.

Объясняя этот материал, важно не столько указать на отличительные особенности поведения животных, сколько объяснить, почему человек в отличие от них может писать музыку и стихи, верить в Бога, создавать как новые орудия труда, так и новые виды оружия уничтожения.

Закрепление знаний о преобразовательном характере деятельности человека возможно при помощи выполнения задания № 1 (§ 3) в рабочей тетради.

В материале данного раздела раскрывается содержание терминов «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Учитывая пропедевтический характер подачи материала, важно обратить внимание на правильность понимания смысла этих понятий подростками.

Смысл термина «цель» можно объяснить с привлечением внимания учащихся к тексту пункта «Пчела мала, да и та работает», где даётся фрагмент из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Это поможет полнее усвоить суть понятия как необходимого элемента, придающего смысл любой деятельности человека. Цель в данном случае выступает как предвосхищённый результат деятельности, образ желаемого продукта.

Понятие «средства достижения цели» требует пояснений. Учитель должен отметить их разнообразие. Это могут быть приёмы, способы действий, деньги, орудия труда, предметы для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет человек, тем больше у него возможностей достичь поставленных целей. Учащимся предлагается назвать любые средства достижения цели, характерные для той или иной деятельности. Учитель может называть какой-либо вид деятельности (например, строительство дома), а учащиеся определяют средства достижения этой цели.

Термин «результат» рассматривается в соотнесении его с поставленной целью. Всегда ли результат деятельности воплощает задуманное, соответствует поставленной цели? Этот вопрос лучше всего рассматривать на конкретном примере. Можно привести следующую ситуацию: ученик хотел получить в четверти «5» по математике, но получил «3». Учитель интересуется у шестиклассников, почему результат не совпал с поставленной учеником целью. Ученики могут привести различные доводы: плохо готовился, не всегда выполнял домашние задания, пропускал уроки, не интересовался пропущенным материалом и т. п., кроме того, они могут назвать другие причины.

Обобщая ответы, учитель отмечает, что результат может отклониться от цели или полностью ей не соответствовать. Несовпадение результата с целью может быть объяснено разными причинами: выдвижение заведомо недостижимых целей; недостаточный учёт внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей; неверный выбор средств; неполнота действий, направленных на достижение цели; неумелое осуществление необходимых действий.

Важно обратить внимание подростков на то, что независимо от занятий человека ему в первую очередь требуются определённые знания и умения, поэтому учёба — первый шаг в достижении любой цели.

Учителю необходимо также предложить учащимся назвать отличительные черты деятельности человека, в слабом классе следует организовать комментированное чтение соответствующего фрагмента текста в учебнике.

При изучении пункта параграфа «Жизнь человека многогранна» учителю рекомендуется опираться на знания учащихся, полученные ранее.

Тематически с содержанием данного пункта связаны сюжеты рубрики «Картинная галерея». Рассмотрев репродукцию картины В. Г. Перова, учащиеся смогут рассказать о том, что дети заняты непосильным трудом, что место детей этого возраста — за школьной партой или на игровой площадке, им рано работать, тем более заниматься таким тяжёлым трудом.

Ссылаясь на текст учебника, учитель подводит ребят к пониманию того, что игра тоже является своеобразным видом деятельности. Учащимся напоминают о «потешных» играх Петра I, о том, какую роль сыграли они в судьбе российской армии. Важно подчеркнуть мысль о том, что игра нередко закладывает основу для дальнейших занятий человека. Задание № 5 (§ 3) в рабочей тетради может быть выполнено дома, а его итоги обсуждены на следующем уроке.

В процессе изучения темы учителю следует предложить учащимся поразмышлять над вопросами: «Какие черты характера человека воспитывает учёба и труд?», «Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают? ».

Выслушав ответы учащихся, учитель может несколько расширить их представления, обратив внимание на то, что, помимо знаний по различным предметам и учебных умений (понимать смысл услышанного, выделять главную мысль прочитанного, составлять план и др.), учение даёт ещё очень многое, способствующее развитию личности учащихся. Это прежде всего самостоятельность в организации своего труда, распределение своего времени, требовательность к самому себе, ответственность (например, делать не только то, что тебе в данный момент хочется, но и то, что ты должен).

Для закрепления полученных знаний целесообразно использовать задание № 7 (§ 3) в рабочей тетради, а задание № 8 по желанию может быть выполнено дома.

Домашнее задание. Ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания № 1, 4, 5 рубрики «В классе и дома» и задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

compendium.su

Конспект урока по обществознанию на тему «Человек и его деятельность» (6 класс)

Конспект урока по обществознанию в 6 классе

Тема урока:

Человек и его деятельность

Класс:

6 класс

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

  • Изучить структуру деятельности

  • Рассмотреть виды деятельности.

Развивающие:

  • Работать над развитием устной речи;

  • Развивать навыки работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к обществознанию;

  • Сформировать у детей уважение к труду.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока:

урок изучение нового материала.

Методы обучения:

наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения:

индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

  • Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2015 г

  • Презентация: «Человек и его деятельность»

  • Компьютер

  • Проектор

План урока:

  1. Что такое деятельность.

  2. Структура деятельности

  • Мотив

  • Цель

  • Деятельность

  • Результат

  1. Виды деятельности

  2. Подведение итогов

Основные понятия:

Формируемые УУД

Предметные:

  1. Формируется представление о деятельности человека.

  2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).

  3. Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;

  4. Устанавливать причинно-следственные связи;

  5. Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

  6. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:

  1. Познавательные:

  • Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

  • Анализировать вопросы, формулировать ответы.

  • Осуществлять поиск дополнительной информации;

  • Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

  • Давать определения понятиям.

  1. Коммуникативные;

  • Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

  • Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

  • Формулируют точку зрения.

  1. Регулятивные:

Личностные:

  1. Сравнивать разные точки зрения;

  2. Оценивать собственную учебную деятельность;

  3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Отметка отсутствующих.

  3. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

  4. Д/з §3

Записывают в тетрадь число.

II Актуализация знаний

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Что объединяет поговорки?

  • “Делом спеши, да людей не смеши”

  • “Кончил дело – гуляй смело”

  • “Не ошибается тот, кто ничего не делает”

  • “Веселись, играй, да дело знай”

  • “Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”

Тема урока

«Человек и его деятельность»

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Высказывают свое мнение.

Выделяют слово дело, деятельность

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты. Формулируют вопросы.

-Что такое деятельность?

-Какую роль играет деятельность в жизни человека?

III Изучение нового материала

  1. Что такое деятельность.

Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.

— Кто создал все эти вещи?

Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой — либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.

— Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.

— Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.

— Сверти свой вариант со словарем. Откройте учебник, стр. 108

Деятельность – особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

Работа с документом: «Повесть о настоящем человеке» (см. приложение)

Почему Алексея Маресьева назвали настоящим человеком?

— Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу.

Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя.

«Пчела мала, да и та работает»

-Прочитайте название п.2 §3 учебника.

— Как вы поняли смысл пословицы?

Познакомьтесь со слайдами презентации- труд представителей животного мира.

— Занимаются ли животные трудовой деятельностью?

— Что лежит в основе их поведения?

— Чем их активность отличается от трудовой деятельности человека?

2. Структура деятельности

Деятельность человека состоит из компонентов.

Давайте познакомимся с ними

Работа со схемой

— Что заставляет человека действовать?

— Почему он начинает заниматься деятельностью?

Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Учебник стр. 27

— Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»

«Алиса спрашивает Чеширского кота:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

— Мне всё равно… — сказала Алиса.

— Тогда всё равно, куда и иди, — заметил Кот.»

— Была у Алисы цель?

— Куда она придет?

-Что же такое цель?

Цель — определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.

— Рассмотрим примеры:

— Какая цель у учителя?

Цель врача?

— Цель менеджера?

На следующем этапе выбираются средства деятельности.

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

Рассмотрим примеры:

-Какие средства вы будите использовать в учебной деятельности?

Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности

Завершающий этап Результат деятельности

Результат деятельности  может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. 

Рассмотрим примеры:

— Что будет результатом учебы?            

— Назовите результат труда?            

— Результат научной деятельности?        

Подведем итог.

— Сформулируйте отличительные черты деятельности человека

3.Виды деятельности

Человеческая деятельность разнообразна.

Вспомните произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом.

Здесь они обнаруживают, что «человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет… Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ёё изловить, убить, ощипать, изжарить…»

— О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

— Какие бывают виды деятельности?

Выделяют следующие основные виды деятельности:

  • Учение;

  • Игра;

  • Труд

  • Общение.

— Опираясь на текст, дайте характеристику каждому виду деятельности.

Ребята получают листы с дополнительным материалом. Работают в парах.

Проверка выполненного задания.

Представим виды деятельности в виде лестницы.

Первая ступень – Игра, т.к. ребенок готовится к взрослой жизни;

Вторая ступень – Учеба является непосредственной подготовкой личности к тру, развивает её умственно, физически, эстетически

Третья ступень – Труд требует определенных знаний, умений, навыков

Человек. Люди

Высказывают свои варианты.

Записывают в тетрадь.

Высказывают версии.

Читают определение. Записывают определение в тетрадь.

Работают с документом. Отвечают на вопросы к документу.

Работаю с пословице, учебник стр. 27

Высказывают свои мнения.

Смотрят изображения животных

Отвечают на вопросы по презентации

Записывают в тетрадь название под – темы .

Зарисовывают схему по мере ее заполнения.

Отвечают на вопрос

(необходимость в чем-либо, повод)

Делают записи в тетради

Работа с текстом учебника п.2

Читают отрывок сказки

Отвечают на вопросы

Формулируют определение понятия – цель

Делают запись в тетради, заполняют схему.

Отвечают на вопросы

— дать знания

— лечить больных

— хорошо руководить компанией

Делают записи в тетради

Делают записи в тетради

Отвечают на вопрос

Результат – это итог деятельности.

Отвечают на вопросы.

Знания;

товар;

идеи, изобретения;

Учащиеся формулируют вывод.

(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)

Отвечают на вопросы

Самостоятельная, индивидуальная работа с текстом, дополнительным материалом.

Выписывают определения в тетрадь, заполняют таблицу (см. приложение)

Смотрят презентацию. Распределяют виды деятельности по ступеням.

IV Закрепление изученного материала.

— Фронтальный опрос.

— Выполнение заданий (см. презентация)

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

V Подведение итогов. Рефлексия

Подводя итоги, вернемся с вами к вопросам, поставленным в начале урока.

— Что такое деятельность?

— Какую роль играет деятельность в жизни человека?

Деятельность — особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

сегодня я узнал…

я понял, что…

я приобрел…

я смог…

я попробую…

урок дал мне…

Домашнее задание

Ознакомиться с текстом §3, с. 27-31

Открывают дневники, записывают Д/з

infourok.ru

Урок в 6 классе по обществознанию по теме: «Человек и его деятельность»

Конспект урока обществознания в 6 классе

Тема: «Человек и его деятельность».

Цель: изучить понятие деятельность и ее виды, Первичное усвоение новых предметных знаний, умений.

Задачи:

1. Образовательная: сформулировать представление об основных видах деятельности, раскрыть связь между деятельностью и формированием личностью. Объяснить, что деятельность как тип поведения свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

2. Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД): умение описывать изучаемые объекты, понятия с опорой на собственный опыт, выявлять условия и качество собственной успешной деятельности. Развивать умение самостоятельно анализировать материал, делать выводы.

3. Воспитательная: (формирование личностных УУД, через содержание учебного материала): стремление к саморазвитию. Воспитывать уважительное отношение к мнению своих одноклассников.

1. Организационный момент (приветствие, фиксация отсутст­вующих; проверка подготовленности классного поме­щения; организация вни­мания учащихся; раскрытие общей цели урока и плана его проведения).

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся: с.23, в.1,5, после выполнения организуется проверка выполнения задания.

3. Постановка цели урока в начале или в процессе урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

А) Учитель организует игру «Доскажи предложение»:

Чем занимается взрослый человек? Взрослый человек …(трудится)

Подросток … (учится)

Ребенок … (играет)

Б)

Больше дела – меньше слов.

Всякая работа мастера хвалит.

Глазам страшно, а руки сделают.

Баловством хлеба не добудешь.

Торопливый дважды одно дело делает.

Без труда нет плода.

О чем все эти пословицы? (о труде человека)

4. Объявление темы и целей урока.

— Тема нашего занятия «Человек и его деятельность».

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность.

3. Изучение нового материала.

1) Работа над вопросами, помещенными в начале параграфа. Они служат своеобразной основой для концентрации внимания, позволяют сделать нужные акценты в работе с новым материалом.

— Что же такое труд? (ребята высказывают версии)

— Чем труд человека отличается от труда пчел или муравьев? Как в труде проявляются способности человека? (ребята высказывают версии).

2) Работа с учебником стр. 26-27, ответы на вопросы.

Что такое деятельность? Какое значение в жизни человека имеет деятельность?

— Деятельность означает занятие человека, его труд (на доске опорные слова, деятельность – полезное занятие).

3) Работа с учебником стр. 26-27, ответы на вопросы.

— Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

— Заполните пропуски в схеме:

Цель

……….

………..

Результат

— Работа со словарём: разбираем значение слов «деятельность», «цель».

4) Существуют несколько видов деятельности. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из них,

Учитель организует работу в группах.

Предлагает учащимся прочитать пункт «Жизнь человека многогранна» и ответить на вопросы:

1 гр.: Назовите виды деятельности. Какова роль игры в развитии личности

2 гр.: Назовите виды деятельности. Какова роль учения в развитии личности

Заполнение схемы: виды деятельности

Виды деятельности:

  1. ……………………….

  2. ……………………….

  3. ……………………….

  4. ……………………….

  1. Труд

Что такое труд? (ответы детей)

Труд по-другому работа, действия полезные для себя и других.

Приведем примеры, труда человек ребята приводят примеры: учитель учит детей, водитель перевозит людей, пекарь печет вкусный хлеб, писатель пишет книги).

Все это труд человека.

— Но не любое занятие можно назвать трудом, вы со мной согласны

Задание: я буду задавать примеры занятий человека, ваша задача определить, какое из них является трудом.

(Мама моет пол, мальчик читает книгу, бабушка печет пирожки, Катя делает уборку в доме, дедушка сидит на скамейке возле дома, Ваня готовится к соревнованиям).

— Оказывается труд это очень сложный процесс.

Прежде, чем приступить к труду человек должен поставить цель, т е определить для себя чего я хочу добиться.

Например, учитель – дать знания своим ученикам, врач — вылечить больных, строитель – построить дом.

— Работа с текстом: что помогло человеку не стоять на месте, а совершенствовать себя? (трудолюбие, терпение).

Анализ стихотворения «Чем пахнут ремесла».

Почему лень ничем не пахнет?

— Учитель организует работу по репродукции картины В. Г. Перова «Торойка» с. 30

— Что можно сказать о занятии этих детей? Каково твое мнение своим ли делом они заняты? Какие чувства вызвала эта картина у тебя и почему?

— Какое значение в жизни человека имеет труд, его деятельность?

2) Игра (стр.29).

— А сейчас перенесемся в прошлое и узнаем, как игра превращается в труд.

(чтение в учебнике рубрики «Путешествие в прошлое»).

— Как ты думаешь, почему военные игры потешных войск считают началом славных дел Петра 1?

3)Учеба (стр. 31) Подумайте, какие черты характера человека воспитывают учеба и труд. Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?

— Продолжи высказывание:

«Если у меня что-то не получится, я…»

4. Закрепление изученного материала.

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Что такое деятельность?

3. Что такое труд?

4. Из каких циклов состоит труд?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться хороших результатов?

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

Д/з п.3,в.2,4

multiurok.ru

Урок по обществознанию в 6 классе » Человек и его деятельность»

К какому выводу мы пришли на прошлом уроке? Какое выражение вы взяли для себя на заметку?

                              («Дорогу осилит идущий.»)

Я хочу сказать, что есть одно общее качество, присущее всем талантливым проявлениям, это – труд, но если быть точнее — качество труда.

А значит Вывод таков : если чего-то мы хотим добиться, достигнуть в жизни надо к этому стремиться и много трудиться.  Сегодня мы с вами продолжим разговор о  труде человека, его роли, значимости в жизни.

Тема нашего урока: « Человек и его деятельность»

Соответственно цель нашего урока: «Сформировать преставление о деятельности как типе поведения, свойственном только человеку и её отличительных особенностях»

Давайте обсудим вместе народную мудрость, которая гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как вы думаете, почему? Мне кажется, что эта Пословица означает то, что внешность и слова человека бывают обманчивы, и только результат его деятельности может показать, на что данный человек способен, так же, как прекрасное с виду дерево может быть бесплодным, а другое, невзрачное, способно плодоносить.

Давайте и мы посмотрим на дела человека. Все что нас окружает и есть результаты труда человека.  Но чаще принято говорить результаты деятельности человека. Давайте познакомимся с этим новым понятием.

понятие «деятельность» — это осознанный труд, занятие, присущее только людям.                                         (запись определения в тетрадь)

Но вы можете сказать, что очень усердно трудятся и животные, насекомые.

И пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи возводят сложнейшие сооружения, бобры сооружают наикрепчайшие плотины. Значит не  только человек может заниматься какой-либо деятельностью?  Права я или нет?

Человек трудится осознанно, а действия животных основаны на  инстинктах.

человек создает все что ему нужно в жизни и даже больше. Он сочиняет музыку, пишет стихи, рисует картины, то что на первый взгляд не совсем важно, но без чего он не может жить, быть человеком. Этого ни одно животное никогда не сделает.

Вот поэтому издревле на Руси прославляли человека труда, прививали любовь к творчеству, трудолюбию, наоборот высмеивали ленивого человека, не желающего ничего делать. Об этом вам в детстве читали в сказках родные и близкие. Сегодня вы уже сами читаете рассказы и стихи  о труде. Давайте  мы откроем стихотворение

Николая Алексеевича  Некрасова «Песнь о труде» стр 77.

 Выразительное чтение стихотворения «Песнь о труде».

Какими словами поэт характеризует лентяя? Как вы думаете, почему? Объясните, какая связь между трудом человека и качествами его личности.В истории много примеров, когда своими делами человек изменял характер, добивался того, что практически казалось невозможным.               Работа с слайдом презентации о знаменитых людях. (Демосфен, Суворов, Маресьев).

Итак,  по человеку судят по его делам, его поступкам. Только хорошим, полезным трудом человек может оставить о себе славный след на земле.

Мы с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и если у него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать несколько раз, пока это у него получится.

 Практически всегда деятельность человека имеет цель.

 Давайте вспомним отрывок из сказки «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.

 Алиса спрашивает Чеширского кота:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

— Мне всё равно… — сказала Алиса.

— Тогда всё равно, куда и иди, — заметил Кот.

Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель?

                       (Ответы учащихся)

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. Цель учителя – дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои способности; цель врача – лечить больных; цель менеджера – хорошо руководить своей компанией, организовывать работу своих подчинённых…   Значит, цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.   (запись определения в тетрадь).

Итак, у нас уже есть цель деятельности человека и есть результат, что такое результат?

Результат – это конечный итог.            (запись определения в тетрадь)

Результат деятельности  может быть разным:

     Результат учебы                        — ……            знания

     Результат труда                       —  ……             товар

     Результат научной деятельности -……         идеи, изобретения

     Результат деятельности               -…….        человек

А почему?

А всегда ли результат соответствует поставленной, намеченной цели?

А почему наши цели не совпадают с результатами? Почему мы рассчитывали получить по обществознанию 5, а получили допустим 4?

   Значит в деятельности возможно отклонение от результата, несовпадение с результата с целью.

   А теперь мы заполним серединку нашей схемы. Чтобы цель достигла результата, необходимо правильно определить, выбрать средства достижения цели.

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

                                         (запись определения в тетрадь)

Важно помнить, что средства всегда надо соизмерять с целями, иначе ваши усилия будут потрачены зря (например, пожелаете посадить теплолюбивое растение в нашей местности в открытом грунте) или аморальные средства достижения цели, тогда вся деятельность становится аморальной.

  Давайте мы приведем с вами примеры средств достижения цели, характерные в процессе учебы. Итак, ваша цель 5 по какому-то школьному предмету. Какие средства вы будете использовать? Вывод: Вот мы с вами и познакомились с сущностью деятельности человека. Давайте сформулируем ее отличительные черты. Учащиеся сами формулируют вывод.

                                       (Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)

Основные виды деятельности.

Человек занимается разнообразной деятельностью.

Вспомните, когда мы знакомились с становлением личности человека, мы говорили о видах деятельности человека. Назовите их.

                     Слайд презентации – лестница.

На первой ступени у нас стоит игра, так ребенок узнает мир и готовится к взрослой жизни. Почему ученые так серьезно относятся к детским играм? 

     Пример детских игр Петра Великого.              

     Затем после игры стоит учеба.   Докажите, что это тоже деятельность человека.

Взгляните на картину В. Г. Перова «Тройка».

Что можно сказать о занятии этих детей? Можно ли сказать, что они заняты своим делом? Какое чувство вызвала эта картина у вас? Почему?

   И на 3 ступени – труд.

 Он требует определенных знаний, умений, навыков от мастера. Первоначально труд человека был простым. Давайте посмотрим на примере изготовления посуды.

     Чтение текста «Путешествие в прошлое» стр. 81.

Значит, сегодня мы стараемся, чтобы все результаты нашего труда были качественными, красивыми, полезными в жизни. Поэтому, надо многому учиться и овладевать навыками своей профессии, повышать постоянно свое мастерство.

Закрепление  материала.

Тесты и работа в тетради

Домашнее задание:   с. 76 – с. 82.  вопросы, записи.

kopilkaurokov.ru

Презентация на тему Человек и его деятельность (6 класс)

Слайд 1

Человек и его деятельность

Цель урока:

— выяснить, что такое деятельность; — доказать, что как тип поведения деятельность свойственна только человеку; — деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.

ПЛАН урока

1. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна…

Слайд 2

Это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.

Деятельность

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» Китайская поговорка

Слайд 3

Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности. Слова, действия и поступки человека помогают его понять.

Птицу узнают по полету, а человека — по работе

Задание: подберите синонимы к слову «работа»

дело занятие труд поступки деятельность

Слайд 4

Сам человек меняется в процессе деятельности. Личные качества в деятельности не только проявляются, но и формируются.

Какое значение в жизни человека имеет деятельность?

Чтение «Песни о труде» Стр. 49.

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» Демокрит

Слайд 5

Пчела мала, да и та работает

мотив цель действие средства результат

Слайд 6

1. Цель 2. Средства 3. Действия 4. Результат

Г) приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности

В) то, на что непосредственно деятельность направлена

А) соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности

Б) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность

Определи:

Слайд 7

Жизнь человека многогранна…

Игра Учение Труд Общение

Слайд 8

создание необходимых людям благ наличие воображаемой обстановки необходимость специальной подготовки

А) игра Б) общение В) труд

Соотнести:

вид деятельности и особенности его проявления

Слайд 9

Вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.

Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.

Слайд 10

Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании.

Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта ,удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Слайд 11

Слайд 12

Домашнее задание

§ 5 , ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные для самостоятельной работы после параграфа

Слайд 13

Бабина Людмила Владимировна учитель истории и обществознания МАОУ-СОШ №91 г. Екатеринбург

Ресурсы

http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/formy-deyatelnosti-cheloveka.html Деятельность человека и её основные формы

http://fictionbook.ru/author/aleksandr_viktorovich_voroncov/obshestvoznanie_polniyyi_spravochnik_dly/read_online.html?page=4 Схема

http://images.yandex.ru/yandsearch?stype=image&lr=54&noreask=1&text=%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C Человек и его ….. в картинках

prezentacii.org

Презентация обществознание 6 класс «Человек и его деятельность»

Текст этой презентации

Слайд 1

Человек и его деятельность
Цель урока:
выяснить, что такое деятельность; доказать, что как тип поведения деятельность свойственна только человеку; деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
ПЛАН урока
1. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». 2. «Пчела мала, да и та работает». 3. Жизнь человека многогранна…

Слайд 2

Это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
Деятельность
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» Китайская поговорка

Слайд 3

Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности. Слова, действия и поступки человека помогают его понять.
Птицу узнают по полету, а человека — по работе
Задание: подберите синонимы к слову «работа»
дело
занятие
труд
поступки
деятельность

Слайд 4

Сам человек меняется в процессе деятельности. Личные качества в деятельности не только проявляются, но и формируются.
Птицу узнают по полету, а человека — по работе
Какое значение в жизни человека имеет деятельность?
Чтение «Песни о труде» Стр. 49.
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» Демокрит

Слайд 5

Пчела мала, да и та работает
мотив
цель
действие
средства
результат

Слайд 6

1. Цель
2. Средства
3. Действия
4. Результат
Г) приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности
В) то, на что непосредственно деятельность направлена
А) соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности
Б) осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Определи:

Слайд 7

Жизнь человека многогранна…
Игра
Учение
Труд
Общение

Слайд 8

создание необходимых людям благ наличие воображаемой обстановки необходимость специальной подготовки
А) игра Б) общение В) труд
Соотнести:
вид деятельности и особенности его проявления

Слайд 9

Вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.
Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.
Учение
Игра
Жизнь человека многогранна…

Слайд 10

Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании.
Общение
Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта ,удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
Труд
Жизнь человека многогранна…

Слайд 11

создание необходимых людям благ наличие воображаемой обстановки необходимость специальной подготовки
А) игра Б) общение В) труд
Соотнести:
вид деятельности и особенности его проявления

Слайд 12

Домашнее задание
§ 5 , ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные для самостоятельной работы после параграфа

topslide.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *