Конспект урока 6 класс русский язык диалектизмы: План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : «Диалектизмы» | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
Диалектизмы
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что такое диалектизмы?
· Какими бывают диалектизмы?
· Где употребляются диалектизмы?
Мы помним, что в лексике есть необщеупотребительные слова, которые бывают разными.
Диалектизмы понимают только люди, которые живут на определённой территории.
Профессионализмы употребляются только в сфере какой-либо профессии.
Жаргонизмы действуют в группах людей в зависимости от возраста и положения в обществе.
И сегодня мы поговорим о диалектизмах.
Россия – очень большая страна, в которой живут разные народы. Посмотрите на карту.
Российская федерация занимает огромную территорию. В ней очень много разных областей и регионов. И на всей этой территории люди общаются на русском языке.
При этом общеупотребительные слова помогают людям понимать друг друга
Но есть слова, которые употребляются только в определённой местности.
Но почему так происходит? Почему в какой-то местности могут называть привычные всем предметы как-то иначе?
Дело в том, что на разных территориях, в разных регионах язык развивался по-разному.
Поэтому у каждого региона есть особое наречие, особый говор.
Такие наречия иногда могут довольно сильно отличаться от литературного, общепринятого языка.
Местные говоры и наречия называются диалектами. А слова, которые в них входят – это диалектизмы.
Диалектизмы – это слова, которые используются только жителями определённой местности.
Диалектизмы называются также диалектными словами.
Но откуда же берутся диалектизмы?
Разные регионы России граничат с разными странами. Посмотрим на карту и попытаемся перечислить. Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Беларусь, Украина, Казахстан, Монголия, Китай, Япония… сколько соседей у России!
Неудивительно, что языки этих стран влияют на местные говоры.
Кроме того, у каждого региона – своя история, свои торговые связи, свои культурные традиции. Это тоже отражается на местных наречиях.
Свои особенности говора могут быть даже в одной деревне!
То есть, в каком-то селе сложилась такая разговорная традиция, и теперь какие-то вещи здесь называют иначе, чем в соседнем селе.
К слову, больше всего диалектных слов можно встретить именно в сельской местности: здесь язык меняется не так быстро, и диалектизмы сохраняются.
Диалектизмы бывают разных видов. Например, некоторые диалектные слова отличаются от общеупотребительных только особенностями произношения.
А в Псковской области часто заменяют ч на ц в речи.
Но иногда в диалектах знакомые нам слова могут приобретать другие значения. Например, в разных говорах встречаются такие диалектизмы:
Словом чайка обозначается любитель дармовщины
Словом слива – смешной момент
Швабра – это лентяйка
Подворотня – злая, сварливая женщина
Стайка – сарай.
Часто знакомые нам предметы могут обозначаться другими словами, которые звучат незнакомо. Например,
баско – красиво,
диянки – варежки,
лыва – лужа,керкать – кашлять,
чушка – подбородок.
А бывает так, что диалектные слова обозначают явления или понятия, которые есть только в этой области.
Например, пятиминуткой в хабаровском крае называется слабосолёная икра горбуши или других рыб. В других областях это блюдо отсутствует, и такое название тоже не нужно. Чунями на Дальнем Востоке называются особые короткие сапоги без подмётки. А шанежки – это такой вид булочек на Алтае.
Кроме того, диалектными могут быть даже целые выражения.
Диалектизмы отображаются в специальных словарях. Как правило, один словарь посвящён какому-то диалекту или какой-то большой группе диалектов.
Некоторые диалектизмы можно встретить и в толковых словарях. Но в таком случае рядом со словом ставятся пометы обл. –
Много диалектизмов есть и в словаре Владимира Ивановича Даля. Он собирал материал для своего словаря больше пятидесяти лет и включил в словарь очень много интересных диалектизмов. Есть даже история о том, как Даль показал своему другу Александру Сергеевичу Пушкину найденное слово выползина, что означало «сброшенная змеёй или ящерицей кожа». Пушкину диалектизм очень понравился. И придя к другу в новом сюртуке, он пошутил: «Ну что, брат, какова выползина? Я из этой выползины теперь не выползу!»
Диалектизмы часто применяются в литературе. При помощи диалектных слов автор показывает особенности речи персонажей из определённой местности.
Например, Сергей Есенин, который родился в селе Рязанской области, часто использовал диалектизмы в своих стихотворениях.
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
«В хате»
Диалектизм здесь – драчёны. Так называлось особое блюдо русской кухни, чем-то похожее на блины.
Очень много уральских диалектизмов в сказах Павла Петровича Бажова, которые можно увидеть в сборнике «Малахитовая шкатулка». Вот отрывок из одного сказа:
«Паротя видит, что жене шибко не мило, он и давай чехвостить:
– Страмина ты, страмина! Что ты косоплётки плетёшь, барину в глаза песком бросашь! Какой я тебе патрет показывал? Здесь мне его шили. Та самая девушка, про которую они вон говорят. Насчет платья – лгать не буду – не знаю. Платье какое
Посмотрите, сколько диалектных слов в небольшом отрывке. Некоторые просто отличаются от общеупотребительных слов по произношению, а значение некоторых может нам быть непонятно. Страмина – злой человек, шибко – очень. И так далее.
А теперь немного дополнительной информации.
Некоторые диалектизмы звучат причудливо и забавно.
Например,
выдерга – вредная женщина,
скрыготник – поезд,
растыка – неуклюжий человек,
ссопеть – быстро съесть,
зюргать – шумно прихлёбывать.
И это прекрасно. Ведь диалектные слова очень разнообразят русский язык. Это – своего рода запас для развития русского языка.
Некоторые диалектные слова со временем входят в общеупотребительную лексику.
Но все же некоторые диалектизмы могут стать своего рода загадками. Вот, например, Паша и Маша решили как-то попутешествовать по разным регионам страны. Может, им там предложат чего-нибудь вкусненькое?
Первым делом ребята заглянули на Брянщину. Здесь хозяйка предложила им:
− Давайте я приготовлю вам сморщ!
− Это что? – задумался Паша.
− Наверное, что-нибудь жуткое и сморщенное! – пробормотала Маша.
А оказалось, что сморщ – всего лишь диалектное название борща.
Но, может быть, угоститься придётся в Волгоградской области?
− А хотите дулю? – пригласил ребят радушный хозяин.
− Да как вам сказать… не особенно, − отозвались Паша и Маша.
Ну, и очень зря. Потому что дуля – это на местном наречии – груша.
Так, может быть, ребятам повезёт в Краснодарском крае?
− Попробуйте жерделу! – пригласили их.
− А может, не надо? – пробормотали ребята.
Наверное, они бы не отказались, если бы знали, что речь о самом обыкновенном абрикосе.
Но, может быть, хотя бы на Псковщине Пашу и Машу ждёт угощение?
− Ну, ребята, я вам принёс гонобобель! – обрадовал их хозяин.
− Что-то мне уже ничего не хочется, − пробормотал Паша.
− До свидания! – добавила Маша, выскакивая в дверь.
А хозяин всего-то хотел угостить ребят чудесной ягодой – голубикой.
Итак, что же нам требуется запомнить?
Диалектизмы – это слова, которые употребляются только людьми, живущими в определённой местности.
Диалектизмы также называются диалектными словами.
Диалектизмы приводятся в особых словарях и справочниках. В толковых словарях рядом с такими словами ставятся пометы обл. или рег.
Диалектные слова используются в художественных текстах.
Конспект дистанционного урока русского языка в 6 классе по теме «Диалектизмы» | Русский язык и литература
Автор: Ширшова Ольга Александровна
Организация: МБОУ «Пилюгинская СОШ»
Населенный пункт: Оренбургская область, Бугурусланский район, с. Пилюгино
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Тема: Диалектизмы
Тип урок: урок общеметодической направленности
Цель урока: Знакомство с диалектизмами.
Задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению
2. Формировать умение опираться на ранее полученные знания.
3. Развивать умение находить диалектизмы в тексте, объяснять их значение.
Формы работы учащегося: индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, веб-камера (по желанию), микрофон, или смартфон с выходом в Интернет; платформа «ZOOM», платформа «Мастер –Тест».
Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение пользоваться компьютером, авторизоваться на платформе «ZOOM», авторизоваться на сайте «Мастер–Тест», находить нужный учебный курс на сайте, работать ресурсами и элементами курса, осуществлять дистанционное взаимодействие с учителем с использованием программы для сетевых коммуникаций ZOOM, в программе «ZOOM» использовать возможность предоставления общего доступа , удобное расположение окон на рабочем столе.
№п/п |
Содержание (этапы урока) |
Форма подачи материала |
Используемый материал (электронный ресурс, учебное пособие, демонстрационный материал и др) |
Деятельность обучающихся |
Кол-во отведенного на изучение времени |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Открыть ZOOM, подготовить тетрадь, учебник. |
|
Открыть ZOOM, чат, обмен смайликами в чате. |
3 мин |
2 |
Проверка домашнего задания |
Демонстрация экрана ученику |
Презентация «Распределительный диктант»
|
Записывают слова в два столбика, проверяют по образцу(презентация), оценивают, отправляет в чат «ладошку» |
7 мин |
3
4 |
Открытие нового
|
Демонстрация экрана ученику
|
Презентация : Нехай – пускай, уветливое – приветливое, нонче – сегодня, смоктушка – сладость.
Физминутка для глаз |
Слушают учителя, отвечают на вопрос, читают новые слова, говорят получившуюся фразу. Записывают тему урока в тетрадь Выполняют физминутку |
5мин |
5 |
Закрепление материала |
Читают теоретический материал на странице 64 про себя, вслух
Демонстрация экрана ученикам
Тест «Диалектизмы» |
Работа с учебником
Презентация:полотенце, варежки, веник, платок, пояс – вязёнки, кушак, подшалок, рушник, голик, ивень.
Сайт «Мастер-Тест» |
Один обучающийся читает правило, все следят.
Соединяют диалектные слова с общеупотребительными. Находят слово ивень, объясняют его значение.
Выполняют тестовые задания, проверяют, анализируют. |
9 мин |
6 |
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Написание синквейна, устный опрос |
Демонстрация экрана |
Пишут синквейн, зачитывают Самоанализ работы на уроке |
3 мин |
7 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Общий доступ ученика в «Облако Майл». |
«Облако Майл» |
Самостоятельная работа на своем компьютере в общем «Облаке Майл». |
3 мин |
Технологическая карта урока.
1.Мотивация к учебной деятельности
Учитель (У): Здравствуйте, ребята! У нас с вами дистанционный урок русского языка. Проверьте, что микрофоны и камеры включены, вы меня слышите.
Дети (Д) проверяют соединение, звук.
У: Откройте тетради. Запишите дату, 25 сентября, классная работа.
Наш урок я хотела бы начать с притчи.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».
Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»
Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам!
2. Проверка домашнего задания.
Распределительный диктант.
— Давайте посмотрим, как вы усвоили тему предыдущего урока и напишем распределительный диктант. В 1 столбик вы будете писать общеупотребительные слова, во 2 – профессионализмы.
Слова: Река, дом, пинцет, зубило, радость, палитра, земля, мольберт, пиксель, говорить.
— Проверьте по слайду(выводится слайд)
Оцените свою работу – это легко будет сделать, если вы учитесь с компьютера. Не беда, для тех, кто учится с телефона. Отправьте в чат «ладошку», если задание выполнено без трудностей. У вас на это полминутки. Молодцы!
3.Открытие нового.
Постановка целей и задач урока
(Учитель поворачивается , накрывает платок)
— Нехай моё уветливое слово нонче будет вам, как смоктушка.
— Я вижу некоторое недоумение на ваших лицах. Вам что-то непонятно? Почему?
— Как вы думаете, что они означают?
— Посмотрите на слайд и прочитайте, что они означают.(слайд )
Нехай –пускай
Уветливое – приветливое
Нонче –сегодня
Смоктушка – сладость.
— Какая фраза получится?(Пускай моё приветливое слово сегодня будет вам , как сладость.)
— А вы не обращали внимания, так говорят наши бабушки. Наверное, вы уже догадались, что моя небольшая инсценировка подсказывает нам тему урока. Это слово встречалось вам в минутке чистописания. Какова же тема нашего урока?:
-Диалектизмы.
— Какие задачи поставим на сегодняшний урок?
— Запишем тему в тетради.
Кто записал- ладошку в чат. Отлично! Идём дальше.
4. ФИЗМИНУТКА.
А теперь перед самым ответственным заданием необходимо провести физминутку для наших глаз. Включайте свои веб-камеры и повторяйте за мной. Кто проделал, отправляй ладошку в чат! Молодцы!
5. Закрепление материала
— Прочитайте теоретический материал на странице 64.Прочитайте про себя. Прочитайте вслух выразительно, а все остальные следим за ошибками. Ведь выразительное чтение текста это первое задание устного собеседования в 9 классе.
Посмотрите на слова на доске: Полотенце, варежки, веник, платок, пояс .Найдите им соответствующее диалектное слово и соедините стрелкой. Слова для справок: вязёнки, кушак, подшалок, рушник голик, ивень.,
— У нас закончились предметы, но осталось диалектное слово –ивень. Где можно найти его значение.?
-Какие словари помогут нам в случае затруднений?
— Как вы думаете, почему словарь назван Толковым.
— Кто желает найти значение слова «Ивень»?
Сейчас нам необходимо проверить полученные знания по пройденной теме. Поможет нам в этом тест из 5 вопросов. Итак, дорогие дистанционные ученики, проходим на сайт «Мастер–Тест», вводим логин и пароль, кликаем на активный тест «Диалектизмы» и выполняем. После завершения вами теста, я смогу посмотреть ваши результаты. Успехов! Время выполнения: 7 минут. После выполнения вами теста отправляйте в чат «ладошку».
- Тестирование на «Мастер–Тест».
- Задание 1
- Выберите диалектное название обуви.
- 1) кроссовки
- 2) туфли
- 3) шузы
- 4) самовалки
- Задание 2
- Выберите диалектизм.
- 1) матеша
- 2) бульба
- 3) блины
- 4) боеприпас
- Задание 3
- В чьей речи нам сейчас чаще всего может встретиться диалектизм?
- 1) в речи рабочего на заводе
- 2) в речи учителя в школе
- 3) в речи сельского жителя
- 4) в речи школьника
- Задание 4
- 1) гарбуз
- 2) затусоваться
- 3) умище
- 4) всяко
- Задание 5
- Выберите диалектные названия пищевых продуктов.
- 1) кислица
- 2) голик
- 3) холодец
- 4) белоножка
- 5) крынка
Вы – большие молодцы! Я вами горжусь! Работу над ошибками, допущенными в тесте, проведем в самом начале следующего занятия.
6. Рефлексия .
— Написание синквейна «Диалектизмы»
7. Домашнее задание.
Чтоб упрочить ваши знания, домашнее задание каждый выберет себе сам. Домашнее задание будет ждать вас в «Облаке».
Ссылку на Облако отправлю в общий чат Вконтакте. Откроете документ «Домашнее задание» и выберите себе уровень. Посмотрите, задания не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.
Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните в качестве домашнего задания по пройденной теме задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.
Уровень 1 Я умею находить в предложениях диалектные слова
Уровень 2 Я умею правильно писать диалектные слова и объяснять их значение
Уровень 3 Я умею правильно писать диалектные слова, определять область их употребления.