cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 6 класс русский язык диалектизмы: План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : «Диалектизмы» | План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:

Диалектизмы

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

·                   Что такое диалектизмы?

·                   Какими бывают диалектизмы?

·                   Где употребляются диалектизмы?

Мы помним, что в лексике есть необщеупотребительные слова, которые бывают разными.

Диалектизмы понимают только люди, которые живут на определённой территории.

Профессионализмы употребляются только в сфере какой-либо профессии.

Жаргонизмы действуют в группах людей в зависимости от возраста и положения в обществе.

И сегодня мы поговорим о диалектизмах.  

Россия – очень большая страна, в которой живут разные народы. Посмотрите на карту.

Российская федерация занимает огромную территорию. В ней очень много разных областей и регионов. И на всей этой территории люди общаются на русском языке.

При этом общеупотребительные слова помогают людям понимать друг друга

.

Но есть слова, которые употребляются только в определённой местности.

Но почему так происходит? Почему в какой-то местности могут называть привычные всем предметы как-то иначе?

Дело в том, что на разных территориях, в разных регионах язык развивался по-разному.

Поэтому у каждого региона есть особое наречие, особый говор.

Такие наречия иногда могут довольно сильно отличаться от литературного, общепринятого языка.

Местные говоры и наречия называются диалектами. А слова, которые в них входят – это диалектизмы.

Диалектизмы – это слова, которые используются только жителями определённой местности.

Диалектизмы называются также диалектными словами.

Но откуда же берутся диалектизмы?

Разные регионы России граничат с разными странами. Посмотрим на карту и попытаемся перечислить. Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Беларусь, Украина, Казахстан, Монголия, Китай, Япония… сколько соседей у России!

Неудивительно, что языки этих стран влияют на местные говоры.

Кроме того, у каждого региона – своя история, свои торговые связи, свои культурные традиции. Это тоже отражается на местных наречиях.

Свои особенности говора могут быть даже в одной деревне!

То есть, в каком-то селе сложилась такая разговорная традиция, и теперь какие-то вещи здесь называют иначе, чем в соседнем селе.

К слову, больше всего диалектных слов можно встретить именно в сельской местности: здесь язык меняется не так быстро, и диалектизмы сохраняются.

Диалектизмы бывают разных видов. Например, некоторые диалектные слова отличаются от общеупотребительных только особенностями произношения.

Петух называется пеуном, однёрка – это единица, один; варегаварежка, кущарикусты, хвартухфартук… мы можем догадаться, о чём речь.

А в Псковской области часто заменяют ч на ц в речи.

Но иногда в диалектах знакомые нам слова могут приобретать другие значения. Например, в разных говорах встречаются такие диалектизмы:

Словом чайка обозначается любитель дармовщины

Словом слива – смешной момент

Швабра – это лентяйка

Подворотня – злая, сварливая женщина

Стайка – сарай.

Часто знакомые нам предметы могут обозначаться другими словами, которые звучат незнакомо. Например,

баско – красиво,

диянки – варежки,

лыва – лужа,

керкать – кашлять,

чушка – подбородок.

А бывает так, что диалектные слова обозначают явления или понятия, которые есть только в этой области.

Например, пятиминуткой в хабаровском крае называется слабосолёная икра горбуши или других рыб. В других областях это блюдо отсутствует, и такое название тоже не нужно. Чунями на Дальнем Востоке называются особые короткие сапоги без подмётки. А шанежки – это такой вид булочек на Алтае.

Кроме того, диалектными могут быть даже целые выражения.

Диалектизмы отображаются в специальных словарях. Как правило, один словарь посвящён какому-то диалекту или какой-то большой группе диалектов.

Некоторые диалектизмы можно встретить и в толковых словарях. Но в таком случае рядом со словом ставятся пометы обл. –

областное или рег. – региональное.

Много диалектизмов есть и в словаре Владимира Ивановича Даля. Он собирал материал для своего словаря больше пятидесяти лет и включил в словарь очень много интересных диалектизмов. Есть даже история о том, как Даль показал своему другу Александру Сергеевичу Пушкину найденное слово выползина, что означало «сброшенная змеёй или ящерицей кожа». Пушкину диалектизм очень понравился. И придя к другу в новом сюртуке, он пошутил: «Ну что, брат, какова выползина? Я из этой выползины теперь не выползу!»

Диалектизмы часто применяются в литературе. При помощи диалектных слов автор показывает особенности речи персонажей из определённой местности.

Например, Сергей Есенин, который родился в селе Рязанской области, часто использовал диалектизмы в своих стихотворениях.

Пахнет рыхлыми драчёнами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

 «В хате»

Диалектизм здесь – драчёны. Так называлось особое блюдо русской кухни, чем-то похожее на блины.

Очень много уральских диалектизмов в сказах Павла Петровича Бажова, которые можно увидеть в сборнике «Малахитовая шкатулка». Вот отрывок из одного сказа:

«Паротя видит, что жене шибко не мило, он и давай чехвостить:

– Страмина ты, страмина! Что ты косоплётки плетёшь, барину в глаза песком бросашь! Какой я тебе патрет показывал? Здесь мне его шили. Та самая девушка, про которую они вон говорят. Насчет платья – лгать не буду – не знаю. Платье какое

хошь надеть можно. А камни у них были. Теперь у тебя в шкапу заперты. Сама же их купила за две тысячи, да надеть не смогла. Видно, не подходит корове черкасско седло».

Посмотрите, сколько диалектных слов в небольшом отрывке. Некоторые просто отличаются от общеупотребительных слов по произношению, а значение некоторых может нам быть непонятно. Страмина – злой человек, шибко – очень. И так далее.

А теперь немного дополнительной информации.

Некоторые диалектизмы звучат причудливо и забавно.

Например,

выдерга – вредная женщина,

скрыготник – поезд,

растыка – неуклюжий человек,

ссопеть – быстро съесть,

зюргать – шумно прихлёбывать.

И это прекрасно. Ведь диалектные слова очень разнообразят русский язык. Это – своего рода запас для развития русского языка.

Некоторые диалектные слова со временем входят в общеупотребительную лексику.

Но все же некоторые диалектизмы могут стать своего рода загадками. Вот, например, Паша и Маша решили как-то попутешествовать по разным регионам страны. Может, им там предложат чего-нибудь вкусненькое?

Первым делом ребята заглянули на Брянщину. Здесь хозяйка предложила им:

− Давайте я приготовлю вам сморщ!

− Это что? – задумался Паша.

− Наверное, что-нибудь жуткое и сморщенное! – пробормотала Маша.

А оказалось, что сморщ – всего лишь диалектное название борща.

Но, может быть, угоститься придётся в Волгоградской области?

− А хотите дулю? – пригласил ребят радушный хозяин.

− Да как вам сказать… не особенно, − отозвались Паша и Маша.

Ну, и очень зря. Потому что дуля – это на местном наречии – груша.

Так, может быть, ребятам повезёт в Краснодарском крае?

− Попробуйте жерделу! – пригласили их.

− А может, не надо? – пробормотали ребята.

Наверное, они бы не отказались, если бы знали, что речь о самом обыкновенном абрикосе.

Но, может быть, хотя бы на Псковщине Пашу и Машу ждёт угощение?

− Ну, ребята, я вам принёс гонобобель! – обрадовал их хозяин.

− Что-то мне уже ничего не хочется, − пробормотал Паша.

− До свидания! – добавила Маша, выскакивая в дверь.

А хозяин всего-то хотел угостить ребят чудесной ягодой – голубикой.

Итак, что же нам требуется запомнить?

Диалектизмы – это слова, которые употребляются только людьми, живущими в определённой местности.

Диалектизмы также называются диалектными словами.

Диалектизмы приводятся в особых словарях и справочниках. В толковых словарях рядом с такими словами ставятся пометы обл. или рег.

Диалектные слова используются в художественных текстах.

Конспект дистанционного урока русского языка в 6 классе по теме «Диалектизмы» | Русский язык и литература

Автор: Ширшова Ольга Александровна

Организация: МБОУ «Пилюгинская СОШ»

Населенный пункт: Оренбургская область, Бугурусланский район, с. Пилюгино

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: Диалектизмы

Тип урок: урок общеметодической направленности

Цель урока: Знакомство с диалектизмами.

Задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению

2. Формировать умение опираться на ранее полученные знания.

3. Развивать умение находить диалектизмы в тексте, объяснять их значение.

Формы работы учащегося: индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер с выходом в Интернет, веб-камера (по желанию), микрофон, или смартфон с выходом в Интернет; платформа «ZOOM», платформа «Мастер –Тест».

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение пользоваться компьютером, авторизоваться на платформе «ZOOM», авторизоваться на сайте «Мастер–Тест», находить нужный учебный курс на сайте, работать ресурсами и элементами курса, осуществлять дистанционное взаимодействие с учителем с использованием программы для сетевых коммуникаций ZOOM, в программе «ZOOM» использовать возможность предоставления общего доступа , удобное расположение окон на рабочем столе.

 

№п/п

Содержание

(этапы урока)

Форма подачи

материала

Используемый материал

(электронный ресурс, учебное

пособие, демонстрационный

материал

и др)

Деятельность обучающихся

Кол-во отведенного на изучение времени

1

Мотивация к учебной деятельности

Открыть ZOOM, подготовить тетрадь, учебник.

 

Открыть ZOOM, чат, обмен смайликами в чате.

3 мин

2

Проверка домашнего задания

Демонстрация экрана ученику

Презентация «Распределительный диктант»

 

Записывают слова в два столбика, проверяют по образцу(презентация), оценивают, отправляет в чат «ладошку»

7 мин

3

 

 

 

 

 

 

 

4

Открытие нового

 

 

Демонстрация экрана ученику

 

 

Презентация :

Нехай – пускай, уветливое – приветливое, нонче – сегодня, смоктушка – сладость.

 

 

Физминутка для глаз

Слушают учителя, отвечают на вопрос, читают новые слова, говорят получившуюся фразу. Записывают тему урока в тетрадь

Выполняют физминутку

5мин

5

Закрепление материала

Читают теоретический материал на странице 64 про себя, вслух

 

Демонстрация экрана ученикам

 

 

 

 

 

 

 

Тест «Диалектизмы»

Работа с учебником

 

 

 

 

Презентация:полотенце, варежки, веник, платок, пояс – вязёнки, кушак, подшалок, рушник, голик, ивень.

 

 

Сайт «Мастер-Тест»

Один обучающийся читает правило, все следят.

 

 

Соединяют диалектные слова с общеупотребительными. Находят слово ивень, объясняют его значение.

 

Выполняют тестовые задания, проверяют, анализируют.

9 мин

6

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Написание синквейна, устный опрос

Демонстрация экрана

Пишут синквейн, зачитывают

Самоанализ работы на уроке

3 мин

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Общий доступ ученика в «Облако Майл».

«Облако Майл»

Самостоятельная работа на своем компьютере в общем «Облаке Майл».

3 мин

 

 

Технологическая карта урока.

 

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель (У): Здравствуйте, ребята! У нас с вами дистанционный урок русского языка. Проверьте, что микрофоны и камеры включены, вы меня слышите.

Дети (Д) проверяют соединение, звук.

У: Откройте тетради. Запишите дату, 25 сентября, классная работа.

Наш урок я хотела бы начать с притчи.

Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ»

Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам!

2. Проверка домашнего задания.

Распределительный диктант.

— Давайте посмотрим, как вы усвоили тему предыдущего урока и напишем распределительный диктант. В 1 столбик вы будете писать общеупотребительные слова, во 2 – профессионализмы.

Слова: Река, дом, пинцет, зубило, радость, палитра, земля, мольберт, пиксель, говорить.

— Проверьте по слайду(выводится слайд)

Оцените свою работу – это легко будет сделать, если вы учитесь с компьютера. Не беда, для тех, кто учится с телефона. Отправьте в чат «ладошку», если задание выполнено без трудностей. У вас на это полминутки. Молодцы!

3.Открытие нового.

Постановка целей и задач урока

(Учитель поворачивается , накрывает платок)

— Нехай моё уветливое слово нонче будет вам, как смоктушка.

— Я вижу некоторое недоумение на ваших лицах. Вам что-то непонятно? Почему?

— Как вы думаете, что они означают?

— Посмотрите на слайд и прочитайте, что они означают.(слайд )

Нехай –пускай

Уветливое – приветливое

Нонче –сегодня

Смоктушка – сладость.

— Какая фраза получится?(Пускай моё приветливое слово сегодня будет вам , как сладость.)

— А вы не обращали внимания, так говорят наши бабушки. Наверное, вы уже догадались, что моя небольшая инсценировка подсказывает нам тему урока. Это слово встречалось вам в минутке чистописания. Какова же тема нашего урока?:

-Диалектизмы.

— Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

— Запишем тему в тетради.

Кто записал- ладошку в чат. Отлично! Идём дальше.

4. ФИЗМИНУТКА.

А теперь перед самым ответственным заданием необходимо провести физминутку для наших глаз. Включайте свои веб-камеры и повторяйте за мной. Кто проделал, отправляй ладошку в чат! Молодцы!

5. Закрепление материала

— Прочитайте теоретический материал на странице 64.Прочитайте про себя. Прочитайте вслух выразительно, а все остальные следим за ошибками. Ведь выразительное чтение текста это первое задание устного собеседования в 9 классе.

 

Посмотрите на слова на доске: Полотенце, варежки, веник, платок, пояс .Найдите им соответствующее диалектное слово и соедините стрелкой. Слова для справок: вязёнки, кушак, подшалок, рушник голик, ивень.,

— У нас закончились предметы, но осталось диалектное слово –ивень. Где можно найти его значение.?

-Какие словари помогут нам в случае затруднений?

— Как вы думаете, почему словарь назван Толковым.

— Кто желает найти значение слова «Ивень»?

Сейчас нам необходимо проверить полученные знания по пройденной теме. Поможет нам в этом тест из 5 вопросов. Итак, дорогие дистанционные ученики, проходим на сайт «Мастер–Тест», вводим логин и пароль, кликаем на активный тест «Диалектизмы» и выполняем. После завершения вами теста, я смогу посмотреть ваши результаты. Успехов! Время выполнения: 7 минут. После выполнения вами теста отправляйте в чат «ладошку».

  • Тестирование на «Мастер–Тест».
  • Задание 1
  • Выберите диалектное название обуви.
  • 1) кроссовки
  • 2) туфли
  • 3) шузы
  • 4) самовалки
  • Задание 2
  • Выберите диалектизм.
  • 1) матеша
  • 2) бульба
  • 3) блины
  • 4) боеприпас
  • Задание 3
  • В чьей речи нам сейчас чаще всего может встретиться диалектизм?
  • 1) в речи рабочего на заводе
  • 2) в речи учителя в школе
  • 3) в речи сельского жителя
  • 4) в речи школьника
  • Задание 4
  • 1) гарбуз
  • 2) затусоваться
  • 3) умище
  • 4) всяко
  • Задание 5
  • Выберите диалектные названия пищевых продуктов.
  • 1) кислица
  • 2) голик
  • 3) холодец
  • 4) белоножка
  • 5) крынка

Вы – большие молодцы! Я вами горжусь! Работу над ошибками, допущенными в тесте, проведем в самом начале следующего занятия.

6. Рефлексия .

— Написание синквейна «Диалектизмы»

7. Домашнее задание.

Чтоб упрочить ваши знания, домашнее задание каждый выберет себе сам. Домашнее задание будет ждать вас в «Облаке».

Ссылку на Облако отправлю в общий чат Вконтакте. Откроете документ «Домашнее задание» и выберите себе уровень. Посмотрите, задания не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.

Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните в качестве домашнего задания по пройденной теме задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.

Уровень 1 Я умею находить в предложениях диалектные слова

Уровень 2 Я умею правильно писать диалектные слова и объяснять их значение

Уровень 3 Я умею правильно писать диалектные слова, определять область их употребления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *