Классный час 6 класс мои класс – Классный час «Мой выбор» (6 класс)
Классный час «Мой выбор» (6 класс)
Классный час «Мой выбор!»
Цель: познакомить обучающихся с понятием выбор и его видами.
Задачи:
1. Формировать знания о видах выбора;
2. Развивать умение высказываться и отстаивать свою точку зрения;
3. Вырабатывать навык работы в группах.
Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на нашем классном часе.
Но прежде чем начать давайте назовем тему нашего классного часа, а поможет нам в этом следующий видеофрагмент. Видео.
В какой же ситуации оказался наш герой. Каким одним словом назвать то, что предстоит сделать герою. (выбор)
Молодцы. Итак, тема нашего классного часа «Мой выбор».
Наш герой выбирает свое будущее. За вас ваше будущее пока выбираю родители. В том числе на предстоящих выборах президента.
Вы знаете когда они пройдут?
Правильно молодцы 18 марта.
А сегодня мы поговорим о выборе в целом.
В нашей жизни часто появляется выбор, и нам приходится что-то выбирать.
Сейчас я вам так же предлагаю сделать свой выбор. Перед вами разноцветные листочки выберите один из них.
А теперь в соответствии с цветом разделитесь на 3 группы.
Ребята скажите, а вы знаете, что такое выбор?
Расскажите что это такое.
Давайте узнаем какие есть понятия у слова выбор.
Перед вами конверты с заданием давайте посмотрим, кто из вас справится первым.
Зачитайте, что у вас получилось.
Давайте разместим полученные понятия на доске
Каждый человек в какой – то момент жизни задумывается над тем, какой будет его дальнейшая жизнь, что его ожидает, какие ценности ему важны Я уверена: каждый человек мечтает о счастье, о радости, о благополучии.
Человек постоянно стоит перед выбором – постоянно выбирает.
Что может выбирать человек. (высказывания детей): …быть здоровым, счастливым или …, порядочным…, хороших друзей…, любимую профессию…, стиль одежды…, т.д.
А зависит ли как то выбор от возраста?
Кем вы себя считаете на данный момент детьми, подростками или взрослыми.
Давайте попробуем распределить выбор по возрасту. Чем отличается выбор ребенка, подростка и взрослого?
У каждой группы есть лист с возрастной категорией. Ваша задача из предложенного перечня отобрать примеры выбора характерные для этого возраста.
Воспользуйтесь клеем и наклейте выбранные примеры на лист.
Справились?
Молодцы. А теперь, пожалуйста, кто-то один из группы представьте то, что у вас получилось. Объясните, почему вы сделали такой выбор.
Чем же будет отличаться выбор ребенка подростка и взрослого.
Ответственностью.
Какой выбор самый ответственный.
Правильно молодцы, это выборы президента.
А теперь для вас новое задание.
Перед вами лежат предложения, я предлагаю вам прочитать их, и определить каким бывает выбор.
Как вы понимаете эти прилагательные.
Мы с вами решили, что самый ответственный выбор из нашего списка это выборы президента. Посмотрите на доску и выберите те прилагательные которые подойдут для него.
-
В конце концов, правильный выбор ракетки — залог хорошей игры.
Со временем они сделают собственный выбор.
Она словно бы чего-то ждала и не спешила сделать окончательный выбор
Сегодня вы познакомитесь с техникой активного выбора лучшей возможности.
Для тех, кто любит сладости и не может от них отказаться, фрукты станут хорошим выбором.
Алхимики всегда были осторожны в выборе реактивов.
Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 15, 5 тыс. га земли, в большинстве своём малопригодной для сельского хозяйства.
Это происходит автоматически, вне сознательного выбора, рефлекторно.
Отправив запрос на поиск в сети ремонтной станции, я понял, что тут у меня небольшой
Ведь когда делаешь трудный выбор, обязательно нужен кто-то рядом, кто скажет, что ты не ошибаешься.
Им остаётся лишь убеждать себя в том, что они полюбили на всю жизнь или, если выбор оказался неудачным, что они уже никого и никогда не смогут полюбить.
Ему предстояло принять судьбоносное решение.
Каждый вправе сделать свободный выбор, опираясь только на собственное мнение.
Сделать моральный выбор чаще всего бывает очень сложно.
Только без учета собственных интересов можно сделать бескорыстный выбор.
Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
А теперь давайте рассмотрим ситуации выбора в которых может оказаться каждый из нас.
Задание 1. Внимание на экран — видео закаливание
Какой выбор сделал наш герой? Смогли бы вы сделать так же?
Какими качествами должен обладать человек способный на это?
Задание 2 Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» видео
Алиса спрашивает Чеширского Кота:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — ответил Кот.
Почему Алиса не смогла сделать выбор?
Задание 3.
Петя и Вася дружат с детства. Однажды Петя принес в школу мяч и на перемени они играли с другом в футбол. Вася сильно ударил по мячу и разбил окно. Мальчишки испугались и убежали. Директор был очень недоволен, ведь кто-то должен возместить ущерб. Подозрения пали на Петю ведь именно он принес мяч в школу и его вызвали в кабинет директора.
Как поступить ребятам? Если Петя признается, что это сделал Вася, он предаст друга, а если нет, то ему придется возмещать ущерб.
Ваши варианты решения проблемы?
Конечно ребята в этой ситуации нет однозначного ответа как поступить. каждый сделает свой выбор. каждому придется принять свое собственное решение.
Спасибо ребята. Вы сегодня очень хорошо постарались.
Давайте посмотрим на доску как много мы сегодня с вами узнали.
Я надеюсь, вам понравился наш классный час. А что бы убедиться, давайте проведем голосование. Пред вами урна в которую вы опустите свой голос за — зеленый листок если вам понравился наш классный час и вы узнали для себя что-то новое. Против – красный листочек если вам не понравилось и полученная информация для вас не важна.
Человек – кузнец своего счастья. Каждый человек – хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Я призываю вас сделать свой выбор, выбор образа жизни, своего будущего, своей судьбы.
Куда подует ветер, туда и облака,
По руслу протекает послушная река.
Но ты — человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой.
Будущее в ваших руках, пускай сейчас его выбирают ваши родители, следующий выбор будет за вами, ведь через 6 лет уже вы будете выбирать президента, а еще через время возможно кто-то из вас сам будет президентом.
Я надеюсь, что вы сделаете правильный выбор.
Выбор ребенка
Выбор подростка
Выбор взрослого
Вкус мороженогоЦвет игрушки
Модель телефона
Профессия
Работа
Модель автомобиля
Выбор президента
Стиль одежды
Образ жизни
Круг общения
Музыкальные предпочтения
Учебное заведение
В конце концов, правильный выбор ракетки — залог хорошей игры.
Со временем они сделают собственный выбор.
Она словно бы чего-то ждала и не спешила сделать окончательный выбор
Сегодня вы познакомитесь с техникой активного выбора лучшей возможности.
Для тех, кто любит сладости и не может от них отказаться, фрукты станут хорошим выбором.
Алхимики всегда были осторожны в выборе реактивов.
Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 15, 5 тыс. га земли, в большинстве своём малопригодной для сельского хозяйства.
Это происходит автоматически, вне сознательного выбора, рефлекторно.
Отправив запрос на поиск в сети ремонтной станции, я понял, что тут у меня небольшой выбор, всего из двух заведений.
Ведь когда делаешь трудный выбор, обязательно нужен кто-то рядом, кто скажет, что ты не ошибаешься.
Им остаётся лишь убеждать себя в том, что они полюбили на всю жизнь или, если выбор оказался неудачным, что они уже никого и никогда не смогут полюбить.
Ему предстояло принять судьбоносное решение.
Каждый вправе сделать свободный выбор, опираясь только на собственное мнение.
Сделать моральный выбор чаще всего бывает очень сложно.
Только без учета собственных интересов можно сделать бескорыстный выбор.
ПравильныйСобственный
Окончательный
Осторожный
Удачный
Сознательный
Небольшой
Трудный
Неудачный
Судьбоносный
Моральный
Свободный
Выбор — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив.
Выбор — принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов.
Выбор — наличие различных вариантов для осуществления воли.
infourok.ru
Классный час «Мои права и обязанности» 6 класс
МКОУ «Карабаглинская СОШ»
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии».
(народная мудрость)
Класс: 6
Классный руководитель: Маргарян Елена Федоровна
ТЕМА: «Мои права и обязанности»
Цель: Повышение уровня правовой грамотности учащихся, развитие гражданско – правовой культуры; познакомить их с Конвенцией о правах ребёнка, Декларацией прав ребёнка, раскрыть суть понятий: «закон», «право», «обязанность», подвести к выводу о том, что прав без обязанностей не бывает; формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином;
развивать умение работать в команде; память, речь, умение классифицировать и обобщать, понимать, что в основе документов о правах человека лежат главные потребности всех людей;
воспитывать уважение к себе и другим, милосердие, осознание связи между свободой личности и ответственностью, умение выражать собственную мысль, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и благополучие общества, гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстративный
материал, карточки для работы в командах.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
І.Организационный момент.
ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом, видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим. Он на свете не один! (Слайд 1)
— Ребята как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей)
Тема нашего классного часа: «Мои права и обязанности». (слайд 2)
Послушайте одну народную мудрость, которая и будет эпиграфом нашего классного часа: (слайд 3
«Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии».
ІІ.Актуализация опорных знаний.
1. Отгадайте загадку: (Слайд 4)
Самое ценное сокровище планеты Земля, а, правильнее, – не имеет цены и стоимости?
— Правильно, ЧЕЛОВЕК!
— Каждый из вас – ЛИЧНОСТЬ, которая имеет индивидуальные особенности, способности, чувства, характер… И точно такого человека, как вы, больше нет на планете.
2. Упражнение «Представьте себе» (Слайд 5)
— Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове.
— Чего вам будет не хватать больше всего? (Телевизора, еды, друзей, общения…) (Слайд 6)
— Большинству не будет хватать друзей, общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей.
3. Упражнение «Кто я?» (Слайд 7)
— Для семьи – РЕБЁНОК, для детей – ДРУГ, для школы – УЧЕНИК, для окружающего мира – ЧЕЛОВЕК, для Республики – ГРАЖДАНИН.
— В какой Стране? Республике мы живём?
— Кто мы по национальности?
— Кого называют гражданином?
(Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства). (Слайд 8)
-Как же сделать так, чтобы такие разные люди жили с уважением друг к другу? (Ответы детей)
— Правильно, для этого существуют ПРАВИЛА, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу.
Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так 10 декабря 1948г. ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) принимает Всеобщую Декларацию прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. (Слайд 9)
20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Ребенком считаются граждане до 18 лет. В Декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. (Слайд 10)
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело — конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 27 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка. (Слайд 11)
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства.
Конституция обеспечивает защиту прав, как взрослым, так и детям. (Слайд 12)
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) (Слайд 13)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Сегодня мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей.
Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).
Право ребенка — это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.
Давайте вспомним какие у вас есть права? (ответы детей) (Слайд 14-16)
Право на жизнь и на жилье
Право на имя
Право на медицинскую помощь
Право на сохранение семейных связей
Право на заботу со стороны взрослых
Право на полезную и качественную пищу и воду
Право на образование
Право выражать свое мнение и собираться вместе с целью высказывания своих взглядов
Право на защиту от эксплуатации и физического насилия
Дети инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
Право на отдых и на игру
Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии пола имеют равные права.
Но не забывайте реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети – это будущее любой страны.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
— С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
— Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
— Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
— Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
— Помой посуду, сынок.
Сын:
— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
— Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (Слайд 17)
— Какая самая главная обязанность у вас в семье?
— У кого больше всего обязанностей в семье?
— Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы).
А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
Соблюдать законы .
Охранять природу.
3. Защищать Отечество.
Заботиться о родителях.
Получить образование. (Слайд 17)
Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.
Все должны соблюдать законы. А что же такое закон?
ФИЗМИНУТКА . ИГРА «Да» или «Нет». (Слайд 18)
Если ответ «Да» — поднять руки над головой;
если ответ «Нет» — покачать головой.
«Знаешь ли ты содержание Конвенции о правах ребенка?»
Все дети имеют право на любовь и заботу.
Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы.
Все дети равны в своих правах.
Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны.
Особенная забота – детям-инвалидам.
Все дети имеют право на полноценное питание.
Все дети имеют право на отдых.
Ни один ребенок не должен мыть посуду.
Все дети имеют право на образование.
Ни один ребенок не должен убирать свою комнату.
Дети имеют право свободно выражать свои взгляды.
Все дети имеют право на медицинскую помощь.
Дети имеют право на свободное общение.
Ни один ребенок не должен быть обижен и унижен.
Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.
Дети имеют право на свободу совести, мысли и религии.
Дети, которые имеют брата или сестру, должны получать дополнительную защиту и заботу.
Закрепление: (Слайд 19)
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
Я буду перечислять права и обязанности, а вы должны назвать.
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)
Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)
Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)
Бесплатно учиться. (П)
Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)
Беречь и охранять природу. (ОБ)
Отдыхать. (П)
Соблюдать устав школы. (ОБ)
Добросовестно учиться. (ОБ)
Помогать родителям. (ОБ)
Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)
Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)
Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (27 лет)?
-молодцы ребята!
— Думаю, что все вы согласитесь с тем, что нужно соблюдать правила; вести здоровый образ жизни. И тогда на земле воцарится справедливость, благополучие и доброта!
Рефлексия: (Слайд 20)
— Все наши права защищает суд, и в каждом суде стоит статуя «Фимины» – богини правосудия. Она имеет чаши весов – это весы правосудия, ее глаза перевязаны лентой, что означает – независимость в принятии решений, ведь решению суда – подчиняются все люди, а суд – подчиняется только закону. Меч в ее руках – означает власть закона. На одной чаше нарушение закона и порядка в стране, а на другой правопорядок в стране, уважение и защита прав человека.
— ребята оцените себя, на сколько тема нашего классного часа вами была усвоена.
— зеленая галочка – многое узнал, все понял;
— красная галочка – многое узнал, но не все запомнил.
Закончить нашу встречу я хочу такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Песня «Мир ребенка»
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
infourok.ru
Разработка классного часа в 6 классе «Я и МЫ»
Классный час «Я и мы» 6 класс 2016-2017 учебный год
Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
продолжить формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, любви, толерантности;
способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
Форма проведения: игра-тренинг
Методы проведения:
поисковые
дискуссионные
игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)
Оборудование: презентация «Дружба – это…», геометрические фигуры, салфетки, карточки, запись фильма «Это мы», фломастеры.
Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, игра, практическая работа (эмоциональный тренинг), индивидуальные задания.
Результативность классного часа. Классный час мною успешно апробирован в 7-м «а» классе в октябре 2013 года.
Ход классного часа
Перед началом классного часа идёт демонстрация ролика «Свет»
Учитель: Ребята, ответьте на вопросы после просмотра этого ролика:
— какие эмоции он у вас вызвал? (грусть)
— на какие мысли наводит этот мульфильм? (самонадеянность, эгоизм, жертвенность, достижение цели)
— как должны были поступить герои, чтобы до цели дошли все? (взять 2 фитиля и по очереди в парах нести их)
— в чем были ошибки героев (не умение договариваться, индивидуализм)
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор? (о дружбе, о коллективе, о каждом из нас)
Да, наша тема «Я и МЫ»
Предлагаю сыграть в игру «Салфетка». Постарайтесь выполнить все мои задания. Перед вами лежит салфетка. Возьмите её, сверните пополам, ещё раз пополам, оторвите верхний правый угол, сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т.д. Покажите, что получилось друг другу. Нет одинаковых узоров на салфетке. Это и хорошо, т.к. все мы разные и одно и то же задание все выполнили по-своему. Именно это делает нас индивидуальностью. Именно наша индивидуальная особенность и делает нас неповторимой личностью.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Учитель: А представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)
– Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? (скучно, предсказуемо)
– Хорошо или плохо, что мы все разные?
– Как жить в мире, где столько разных людей? (терпимо, уважительно, не теряя чувство собственного достоинства).
Учитель: Вы абсолютно все говорите правильно. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Обратимся к надписи: «Не оценивайте людей, а цените!». (Слово «цените» закрыто). Попытайтесь определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а ценить.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, А ЧТО ЕЩЕ У НАС МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЕ? потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
Практическая работа (эмоциональный тренинг)
Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку А.Куприна, которая называется «Столетник»
– Что такое столетник?
– Это травянистое растение, домашний цветок.
(Учитель демонстрирует цветок для показа детям. По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов).
– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами: красный, зелёный, розовый, коричневый, жёлтый
В одном ботаническом саду жила красавица – роза. Все цветы этого сада восхищались её красотой.
Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это.
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.
– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.
Учитель открывает на доске палитру цветов.
красный – чувство возбуждения
зелёный – чувство спокойствия
розовый – чувство счастья
коричневый – чувство угнетённости
жёлтый – чувство уверенности
черный – чувство страха
Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом.
– Как другие цветы относились к столетнику?
– Как поменялось отношение в конце к столетнику?
Учитель: Давайте не будем делать вывод о человеке, не узнав его ближе.
Быть терпимым – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает. А что сближает нас?
Чтение китайской притчи «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: – И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.
Заключение
Учитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.
Рефлексия
Я предлагаю вам сейчас продолжить фразу в цветовой гамме «Для меня мой класс …», а слово замените цветом на бумаге.
infourok.ru
Классный час (6 класс) на тему: Классный час «Мои права и обязанности» (в 6 классе)
Районный конкурс педагогического мастерства «Педагог года – 2017»
«Социальный педагог – 2017»
Классный час «Мои права и обязанности» (в 6 классе)
Классный час правовой тематики, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Сценарий содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у детей.
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи:
- познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей;
- обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность, показать их единство;
- учить применять правовые знания в повседневной жизни;
- формировать уважительное отношение к правам других людей. Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав;
- способствовать формированию активной гражданской позиции.
Подготовительная работа с детьми:
Подготовка сценариев сценок, «дерево прав и обязанностей», презентация для учащихся; компьютер, медиапроектор.
Домашнее задание: работа с Толковым словарем И. Ожегова
План урока:
1. Интерактивная беседа «Право на имя».
2. Ролевая игра «Юридическая консультация».
3. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
4. Подведение итогов (рефлексия).
I. Организационный момент.Вступительное слово
Социальный педагог:
Разыгрывание проблемной ситуации. Настрой на изучение темы.
После звонка заходит ученица, поверх формы – бусы, губы накрашены.
Примерный диалог:
— Анастасия, ты почему опоздала?
— Спать хотела. А что? Нельзя?
— Нет, конечно. А как должны одеваться ученицы?
— Так бусики, они же красивые. И помаду новую испробовала.
— Хорошо, Настя, садись.
Далее диалог с учащимися класса:
— Правильно ли вела себя Настя? Почему?
— Что она нарушила?
— Как должна быть одета в школе?
— Она нарушила чьи-то права? А обязанности свои выполнила?
— Ребята, исходя из всего, о чем вы сейчас сказали, определите, пожалуйста, тему занятия.
— Правильно. «Мои права и обязанности». Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте эпиграф к нашему занятию.
Учащиеся:
— Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав (Карл Маркс, немецкий философ, писатель начала 20 века).
Социальный педагог:
— А информацию о правах и обязанностях мы можем найти в Конвенции «О правах ребенка», где записаны права детей всего мира. Ее приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.
— Что же такое Конвенция?
— Конвенция — это соглашение. То есть, все государства, которые подписали Конвенцию, согласились защищать права детей.
В этом документе сказано, что каждое человеческое существо является ребенком до достижения им 18-летнего возраста(статья 1). Поднимите руки, кому есть уже 18 лет. Значит, вы дети или взрослые?
— Дети.
— А у каждого взрслого есть свои права и обязанности. Как вы думаете, у вас есть права? А обязанности?
— Попробуем разобраться в тех ситуациях, которые очень часто встречаются в жизни, выскажем мнение о том, важно ли соблюдать права и обязанности. Я часто слышу слова на уроках в школе или при индивидуальной беседе:«Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!»
Дети : — Зачем нам вообще нужно знать какие-то права?
Социальный педагог :
— Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.
— Как вы думаете, есть ли, например, в школе какой-либо документ, в котором прописаны ваши права и обязанности? В каждом учреждении есть такой документ, и называется он «Устав». Вот так выглядит Устав нашей школы. Именно из него вы сможете узнать о правах и обязанностях учащегося школы-интерната.
— У каждого из нас есть имя. Меня зовут Вета Владимировна. Я попрошу сейчас вас по очереди назвать свои имена.
Имя указывает на нашу индивидуальность. Но у вас в классе 2 Пети. Имели ли ваши родители право назвать вас одинаковыми именами? А как мы сможем определить, какой из вас Петя Иванов, а кто Петя Сидоров? Какой документ подтвердит ваши слова?
Это ваш первый документ «Свидетельство о рождении». Вот так он изменялся в течение 2 половины 20 века.
— что, кроме имени, записано еще в этом документе?
Дети:
-Там еще записаны имена наших родителей.
Социальный педагог:
— Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
Ролевая игра «Юридическая консультация»
Социальный педагог:
— Ребята, скажите, пожалуйста, ваши права когда-либо нарушал кто-нибудь? А когда нарушаются права взрослого человека, к кому он обращается за консультацией? Да, правильно, к юристу! У нас было домашнее задание Диме и Полине прочитать в толковом словаре И.Ожегова, что такое «консультация» и «юрист». Что такое Консультация? Консультация — это совет, разъяснение. Кто такие юристы? Юристы — это люди, которые хорошо знают законы.
— Предлагаю поиграть в игру «Юридическая консультация». Прошу выйти юриста, который хорошо знает права детей.К юристу на консультацию придут дети. Попробуйте разъяснить им их права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»
1 ребенок. — Совсем недавно я познакомился с одним мальчиком, его зовут Маугли. Так случилось, что он жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот попал в общество людей. Имею ли он такие же права, как и все дети?
Примерные ответы детей:
— Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
1 ребенок. — Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним, как с животным! Имеют ли они на это право?
Примерные ответы детей:
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Социальный педагог. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь до другого героя.
2 ребенок. — У меня есть друг, Гарри Поттер. Так как он очень далеко живет и видимся мы очень редко, то единственная наша связь – письма. Но его опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные ему. Нарушает ли опекун при этом права моего друга?
Примерные ответы детей:
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
— Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
Социальный педагог. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Примерные ответы детей:
— Не все знают права детей.
— Не считают детей полноправными людьми.
— Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.
Социальный педагог.
— Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают их, поэтому не соблюдают их прав.
Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Социальный педагог:
— Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей — обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама: — Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: — А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Социальный педагог: — Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети: — Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель: — Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля: — Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Социальный педагог: — Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети: — Кроме прав у Оли есть и обязанности — дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!
Сценка 3
Учитель: — Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: — А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом — рисованием!
Социальный педагог: — Кто разъяснит Иванову, прав он или нет?
Дети: — А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель: — Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: — Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Социальный педагог: — Правильно ли рассуждает Петров?
Дети: — Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама: — Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын: — Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!
Социальный педагог: — Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Примерные ответы детей:
— Нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести — за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.
— Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.
Социальный педагог: — Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?
Дети: — Конвенцию «О правах ребенка».
Социальный педагог:- А чего они совершенно не знают?
Дети: — Они не знают, что обязаны уважать права других людей.
Социальный педагог: — Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
— Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
— Нельзя свои права ставить выше прав других людей.
Подведение итогов (рефлексия)
Социальный педагог: — Ребята, о чем мы сегодня говорили? Понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? А что еще есть кроме прав у детей? Обязанности? Права и обязанности тесно связаны.
Теперь обратите внимание на доску — это «Дерево прав и обязанностей», а на партах у вас лежат листочки. Я вам предлагаю разделиться на пары и вдвоем написать на них по два права и две обязанности.
Ребята я считаю, что человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Рефлексия.
Ребята, предлагаю еще раз определить наши основные права. Смотрите внимательно на слайды и попытайтесь определить, о каком именно праве идет речь?.
nsportal.ru
Классный час в 6 классе » Мои жизненные ценности»
МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
6 класс
«Мои жизненные ценности»
Классный руководитель
Сухих Л.И.
2016
Классный час «Мои жизненные ценности»
Ценности человека во многом
определяют его жизненный путь…
Цель: определить жизненные ценности учащихся, сформулировать главные из них.
Задачи: дать понятие о жизненных ценностях, материальных и нематериальных; выявить жизненные ценности учащихся; определить, как ценности человека влияют на его жизнь и на общество в целом.
Оборудование: рисунок “горы”, бумажный флажок, рюкзак, карточки с названием ценностей, бумажные ромашки
.
Дети рассаживаются полукругом.
Ход классного часа
Введение в тему классного часа.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, но не просто путешествие по разным местам, а восхождение на вершину – вершину нашей жизни. Восхождение на вершину всегда очень сложно и опасно, и нам предстоит пройти ряд испытаний, прежде чем мы достигнем нашей цели. А начнем с небольшой разминки.
Предлагаю игру «Волшебная Подушка»
Сегодня у нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о том, что он считает, что важнее всего в жизни.
Итак, мы услышали ваше мнение о том, что для вас важнее всего в жизни. Это является вашими ценностями в жизни.
Разговор наш сегодня пойдет о ценностях. Что же такое ценности?
Ценности бывают материальные и нематериальные (примеры).
Общечеловеческие ценности — это нормы нравственности. У каждого человека есть свои нравственные ценности. Это то, что он больше всего ценит в жизни, что для него свято, в чём он убеждён и чем руководствуется в своих поступках. Каждый человек имеет возможность выбрать между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным.
Для любого восхождения нужен рюкзак, а для восхождения на лестницу жизни – рюкзак наших ценностей. Поднимаясь на вершину и преодолевая испытания, мы будем наполнять рюкзак наших ценностей. Мы определились, что же такое “ценности”. И в рюкзак я кладу это понятие.
Упражнение “Дом”.
Начинаем наше восхождение.
Внезапно пошел снег, поднялся сильный ветер. Совершать дальше восхождение нельзя. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней и останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока пережидаете бурю?
На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?
А если ситуация продолжается месяц?
В рюкзак кладется ценность человеческого общения.
Упражнение “Спор ценностей”.
Раздаются листочки с написанными на них ценностями. По очереди группы доказывают, что их ценность важнее. Предлагаются ценности: деньги, власть, любовь, добро. Так какие из ценностей мы положим в рюкзак?
В рюкзак кладутся любовь и добро.
Анализ притчи.
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
-Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?
— Гвоздей нет, а дырки остались, — ответил сын.
В рюкзак кладутся наши поступки.
Упражнение “Ромашка счастья”.
Итак, до вершины остается совсем немного. Но чтобы её достичь, нужно определить главные ценности вашей жизни. Мы будем создавать “ромашку счастья”. Ведь все хотят быть счастливыми! Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки у вас должна оказаться главная ценность.
Ромашки зачитываются и прикрепляются на доску.
Заключение.
Итак, мы почти достигли вершины.
Давайте посмотрим, что же у нас в рюкзаке.
А как вы думаете, почему я не поместила флажок на саму вершину? Чтобы ответить на этот вопрос
я предлагаю вам последнее упражнение
«Листок бумаги».
Возьмите листок бумаги сверните его пополам, ещё раз пополам, а теперь оторвите уголки. Разверните и покажите друг другу. Есть абсолютно одинаковые? Нет.
Так и в жизни нет абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми ценностями.
У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.
Может, через несколько лет вы вспомните, что говорили на подушке и у кого-то будут совсем другие ценности.
На этом наш классный час закончен.
infourok.ru
Классный час по психологии (6 класс) на тему: Классный час «Я и мой класс»
Я и мой класс
- Орг.момент
Установление контакта.
Упражнение «Пожелание на день»
Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что скажем друг другу пожелания на день и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, должен подойти к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.
II. Основная часть.
- Сообщение темы
Поговорим с вами об общении. Что такое общение?
Общение — сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который возникает в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как мы общаемся? Давайте подумаем, из чего состоит наше общение. Для этого выполним упражнение «Найди свою пару»
- Упражнение «Найди свою пару»
Я вам раздаю карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если вам достанется карточка, на которой написано слово «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».
Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговариваясь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.
Пары: медведь, лиса, заяц, корова, белка, кенгуру
Обсуждение
— Чем было сложно выполнение этого задания?
— Что вы чувствовали?
— Так ли легко изъясняться с помощью жестов? Без слов понять друг друга не всегда удается. В процессе общения происходит в обмен мыслями, чувствами и т. д.
— Что можно считать результатом общения?
Вывод. Два основных компонента общения: рассказ и взаимодействие.
- Литературный пересказ.
Для того чтобы учиться рассказывать и размышлять, послушайте басню Л. П. Толстого «Галка и голуби».
Галка и голуби
Ганка увидела, что голубей хорошо кормят, — выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она тоже голубь, и пустили её. Но галка забилась и закричала по-галочьи. Тогда голуби стали её клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.
Задание: по кругу пересказать содержании басни. (Качество пересказа не оглашается, а обращается внимание на интонационные паузы.)
Обсуждение
— Почему галка решила прикинуться голубем?
— Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
— Почему галку не приняли обратно к своим?
— Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поведение? (Непостоянство.)
4. Упражнение «Комплимент».
— Что такое комплимент?
Задание. Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.
Обязательные условия комплимента:
- Обращение по имени.
- Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Вывод. Найти подходящее, приятное слово друг для друга порой бывает очень трудно. Нужно уметь это делать.
- Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Один учащийся — обезьяна, другой — зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны. (Затем поменяться ролями.)
— Какая роль (обезьяны или зеркала) вам давалась легче?
Вывод. Важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
- Обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Старый дед и внучек
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им посуду в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и говорит: «Что ты это делаешь, Миша?»
А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Обсуждение
— Все ли слова вам понятны?
— Почему невестка с сыном перестали кормить дедушку из чашки и за столом?
— Почему им стало обидно, что их маленький сынишка тоже собирался их кормить из лоханки?
— Как изменили они свое отношение к дедушке?
Вывод:
Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться. Нельзя унижать, обижать того, кто слабее тебя или от тебя зависит.
III. Заключительная часть Подведение итога
- Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Когда человеку бывает тревожно в классе? (Когда он не знает урока, его обижают, обзывают. Или когда он злой, ни с кем не дружит, не помогает никому. Жадина.)
Что надо сделать, чтобы каждому ученику в классе было хорошо, уютно, чтобы в школе чувствовал себя как дома и шел бы сюда с радостью. (Быть вежливыми и добрыми по отношению друг к другу.)
Каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим? (Чтение поговорки с доски.)
Ребята, дарите радость друг другу, не стесняйтесь своих чувств, и тогда на душе у вас будет светло и празднично от того, что вы делаете человека счастливым. Ведь как приятно, когда вокруг вас улыбки, доброжелательная атмосфера и смех, радость жизни.
- Рефлексия занятия
Что вы сегодня узнали нового для себя?
Что вы чувствовали, когда слушали рассказ?
Что у вас сегодня получилось (не получилось)?
nsportal.ru
Сценарий классного часа в 6 классе «Познай самого себя»
Классный час в 6 классе
«Познай самого себя»
Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.
По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа — помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.
В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем — и для работы над собой.
Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми
Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).
Оборудование
На парту каждому ученику необходимо положить:
— альбомные листы для автопортретов;
— тетрадные листочки для тестов.
Музыкальное оформление
Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
3. Определение знаний детей о себе:
а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
б) создание автопортретов;
в) игра в группах «Кто я? Какой я?»
4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
5. Тест «Самооценка».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа — «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.
— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
— Что лучше: переоценить или недооценить себя?
— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
— Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):
1. Самонаблюдение.
2. Самоанализ.
3. Самоиспытание.
4. Самооценка.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
III. Определение знаний детей о себе
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Примерные ответы детей:
— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
— Это человек, который отличается от других людей.
— Это необычный, странный человек, чудак.
— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.
Создание автопортретов
Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?»
Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
Дети отвечают.
IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
V. Тест «Самооценка»
Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
— Была ли вам интересна тема познания себя?
— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
— Что нового узнали вы сегодня о себе?
— Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?
— Понравился ли вам наш классный час?
Примерные ответы детей:
— Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.
— Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.
— Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.
— Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.
— Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.
Дополнительный материал
Вербальная диагностика самооценки личности
Инструкция
А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.
№ вопроса | «Очень часто» (4 балла) | «Часто» (3 балла) | «Редко» (2 балла) | «Никогда» (0 баллов) | Сумма баллов |
1 | + |
|
|
|
|
2 |
|
| + | + |
|
|
| + |
|
|
|
32 | + |
|
|
|
|
Итого | 8 | 3 | 2 | 0 | 13 |
В первом столбике записать числа от 1 до 32 — это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.
Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.
Опросник
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупым.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну,
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я необщителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.
Ключ к тестовому заданию
Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:
— «очень часто» — 4 балла;
— «часто» — 3;
— «редко» — 2;
— «никогда» — 0.
0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.
Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
Инструкция
А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.
Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.
Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.
Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.
Результаты теста
Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности
Фигура | Положительные | Отрицательные | |
Квадрат | Любовь к порядку | Педантизм | |
| Внимательность к деталям | Возможность упустить главное | |
| Аналитичность | Холодная рассудительность | |
| Рациональность | Излишняя осторожность | |
| Упорство, настойчивость | Упрямство | |
| Бережливость | Скупость | |
Треугольник | Лидерские качества, способность взять ответственность на себя | Эгоцентризм, эгоизм | |
| Категоричность | Решительность | |
| Сконцентрированность на проблеме | Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута | |
| Нацеленность на победу, склонность к соревнованию | Коварство | |
| Уверенность в себе | Самонадеянность | |
| Честолюбие | Карьеризм | |
| Неудержимость | Энергичность | |
Прямоугольник | Возбудимость | Напряженность, замешательство | |
| Любознательность | Легковерность | |
| Настрой на свое | Наивность | |
| Чувствительность | Эмоциональная неустойчивость | |
| Неамбициозность | Низкая самооценка | |
| Смелость | Безрассудство | |
Круг | Доброжелательность | Мягкотелость, нетребовательность | |
| Добродушие | Беспечность | |
Фигура | Положительные | Отрицательные |
|
| Заботливость, преданность | Навязчивость |
|
Щедрость | Расточительность |
| |
Доверчивость | Легковерность |
| |
Великодушие | Склонность к самобичеванию |
| |
Бесконфликтность | Конформность, уступчивость |
| |
Зигзаг | Креативность | Неорганизованность и разбросанность |
|
Мечтательность | Прожектерство |
| |
Экспрессивность | Несдержанность |
| |
Остроумие | Эксцентричность |
| |
Интуитивность | Нелогичность |
| |
Раскованность | Непрактичность |
|
multiurok.ru