Классификация растений таблица с примерами 6 класс биология – Таблица «Систематика растений» (Биология, 6 класс)
Класс. Семейство. Количество видов | Формула цветка | Тип соцветия | Тип плода | Листорасположение, жилкование листа | Тип корневой системы | Примеры растений: | |
Дикорастущих | Культурных | ||||||
Класс Двудольные. С: Крестоцветные (Капустные) 3200 | *Ч4 Л4 Т2+4 П1 | Кисть | Стручок, стручочек | Очередное; Сетчатое | Стержневой | Пастушья сумка, свербига восточная, горчица белая, сурепка обыкновенная, дикая редька | Капуста, редька, редис, репа, хрен |
С: Розоцветные 3000 | * Ч5 Л5 Т∞П1 * Ч5 Л5 Т∞П ∞ | Кисть, щиток | Яблоко, костянка, многокостянка | Очередное; Сетчатое | Стержневой | Шиповник, гравилат речной, рябина, боярышник, земляника, лапчатка прямостоячая, черемуха, | Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, черешня, клубника, малина, ирга |
С: Паслёновые 3000 | * Ч (5) Л (5) Т (5) П1 | Кисть | Ягода, коробочка | Очередное; Сетчатое | Стержневой | Паслен черный, белена, дурман | Томат, картофель, баклажан, перец |
С: Мотыльковые (Бобовые) 12000 | ↑ Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П1 | Головка, кисть | Боб | Очередное; Сетчатое | Стержневой | Акация белая, акация желтая, донник лекарственный, донник белый, клевер. | Фасоль, горох, бобы, соя, арахис, люцерна. эспарцет |
С:Сложноцветные (Астровые) 250000 | ↑Ч0 Л (5) Т5 П 1 | Корзинка | Семянка | Очередное; Сетчатое | Стержневой | Бодяк полевой, василек синий, осот, нивяник, ромашка, мать – и – мачеха, одуванчик | Астра садовая, подсолнечник, |
Класс Однодольные С: Лилейные 4000 | * О 3+3 Т 3+3 П 1 | Кисть | Ягода, коробочка | Очередное; дуговое | Мочковатый | Черемша, рябчик желтый, ландыш | Лук, чеснок, лилия, тюльпан |
С: Злаки (Мятликовые) | ↑ О (2)+2 Т 3 П 1 | Колос, сложный колос, метелка, початок | Зерновка | Очередное; параллельное | Мочковатый | Овсюг, тимофеевка луговая, мятлик луговой, костер, тростник обыкновенный, пырей ползучий, ковыль | Пшеница, рожь, кукуруза, рис, овес, просо |
infourok.ru
Классификация цветковых растений. 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Цели:
- выявить уровень овладения знаниями по данной теме;
- совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе, на рисунках и таблицах;
- развивать у учащихся навыки общения и сотрудничества;
- формировать научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде;
- осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся.
Рекомендации к подготовке:
- заранее назначить жюри из числа учащихся (2 – 3), приняв у них зачёт по данной теме;
- разбить класс на команды по 4 – 5 человек, имеющих примерно равный уровень подготовки;
- приготовить комплекты распечатанных заданий и карточек-бланков для записи ответов соответственно предполагаемому количеству команд;
- расставить мебель должным образом;
- на доске начертить таблицу, в которую будут заноситься баллы, полученные командами после каждого этапа.
Ход урока
1 этап – «Цветки. Соцветия. Плоды».
Задание: распределить предложенные признаки согласно принадлежности представителям различных семейств.
Семейства цветковых растений:
А – Крестоцветные;
Б – Розоцветные;
В — Мотыльковые;
Г – Паслёновые;
Д – Сложноцветные;
Е – Лилейные;
Ж – Злаковые.
- плоды – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко;
- формула цветка — *О3+3Т3+3П1;
- соцветие – корзинка;
- формула цветка — *Ч5Л5ЕооП1 или *Ч5+5Л5ЕооПоо.
- зародыш имеет две семядоли;
- формула цветка — Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1;
- плоды часто имеют приспособления к распространению ветром;
- формула цветка — *Ч4Л4Т4+2П1;
- чашечка цветка не развита либо представлена щетинками или волосками;
- плоды – коробочка, ягода;
- формула цветка — О(2)+2Т3П1;
- соцветия – кисть, зонтик;
- плод – зерновка;
- формула цветка — *Ч(5)Л(5)Т5П1;
- зародыш имеет одну семядолю;
- цветки неправильные;
- цветки мелкие, невзрачные;
- соцветие заключено в обвёртку из зелёных листьев;
- плод – семянка;
- соцветия – метёлка, сложный колос;
- венчик цветков состоит из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок образуют трубку вокруг 1 пестика;
- соцветие – кисть;
- имеются трубчатые, воронковидные и язычковые цветки;
- плод – боб.
Таблица для записи ответа:
Семейства | Признаки (номера) |
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е | |
Ж |
2 этап — «Корни. Листья. Стебли».
Задание: записать номера семейств, у представителей которых могут встречаться указанные в списке признаки.
Семейства цветковых растений:
1 – Крестоцветные;
2 – Розоцветные;
3 — Мотыльковые;
4 – Паслёновые;
5 – Сложноцветные;
6 – Лилейные;
7 – Злаковые.
- Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю, лишены камбия: …..
- Жилкование параллельное или дуговое: …..
- На корнях вследствие проникновения бактерий-симбионтов образуются клубеньки: ….
- Стебли с утолщёнными узлами, вставочный рост: …..
- Корневая система стержневая: …..
- Проводящие пучки расположены в центре, часто имеют камбий: …..
- Жилкование сетчатое: …..
- Корневая система мочковатая: …..
- Листья узкие, длинные, с влагалищами: …..
- Многие представители образуют корнеплоды: …..
3 этап – «Значение».
Задание: дописать названия представителей различных семейств, которые имеют определённое значение в природе и жизни человека.
- Декоративные растения: …..
- Лекарственные растения: …..
- Овощные растения: …..
- Кормовые культуры: …..
- Зерновые культуры: …..
- Ядовитые растения: …..
- Медоносы: …..
- Плодово-ягодные культуры: …..
- Масличные культуры: …..
- Редкие и исчезающие растения: …..
4 этап – «Узнать в лицо».
Каждой команде предлагается набор пронумерованных изображений растений, принадлежащих разным семействам (см. Приложение 1). Задание: «узнать» растения и записать названия под соответствующими номерами.
5 этап – подведение итогов.
Библиография:
- Гин А. Приёмы педагогической практики. — М.: «Вита-Пресс», 2002.
- Калмина Н.И. Иду на урок. — Омск: Изд-во ОО ИПКРО, 2002.
- Сухова Т.С. Урок биологии (Технологии развивающего обучения) — М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2001.
- Учебник: Пасечник В.В. Биология (Бактерии. Грибы. Растения) – 6 класс. — М.:»Дрофа», 2007.
Приложение 1
4.04.2011
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Проверка домашнего задания 1.самостоятельное выполнение задания. 2.взаимооценка 3. устные ответы на вопросы учителя по результатам работы | Выполняют «Задание для проверки знаний», вносят взаимооценку (баллы) в графу «Оценка деятельности», в ней же записывают уровень подготовки д/з ( 0-1 балл- низкий , 2 балла- средний,3- достаточный, более 3-х баллов- отличный) | Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре — устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки. (Собирает работы). По результатам вашей работы у меня два вопроса: 1.На какие группы вы разделили организмы в задании А? 2.Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем». | Выберите и выполните задание в парах (А или Б) Задание А. Предположим, что вам необходимо дать краткую характеристику следующим организмам: кошка, собака, верблюд, ландыш, капуста, пальма, обезьяна, белый гриб, опята, кишечная палочка. Как вы поступите: опишите каждый организм или объедините сходные организмы в группы и составите характеристику каждой группы? В какие группы вы объедините названные организмы (3 балла) Запишите ответ: Оцените с соседом по парте работу друг друга. Проставьте взаимооценку на этом листе и в вашем рабочем листе. Критерии оценивания: 3 балла — ответ дает точно, полно, правильно 2 балл – допускает несущественные ошибки 1 балл – ответ дает, но допускает 1-2 серьезные ошибки 0 баллов – не дает ответа Количество баллов: Задание Б. Выполните задание в паре (устно): Сформулируйте определения: Система- Биосистема- Приведите примеры систем из курсов биологии, математики, русского языка, технологии. (от 3 баллов) Критерии оценивания: по 1 баллу за каждую верную формулировку определения; по 1 баллу за каждый верный пример системы. Оцените с соседом по парте друг друга, проставьте взаимооценку, соответствующую количеству правильных ответов на этом листе и в вашем рабочем листе. Количество баллов: |
| Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Изучение нового материала 1.инструктаж учащихся 2.знакомство с планом изучения нового материала 3.активное слушание учащихся объяснения нового материала учителем и одноклассниками 4.выполнение учащимися заданий рабочего листа 5.подведение к выводу о роли систематики | Знакомятся с планом работы на уроке, индивидуально выбирают задание, выполняют его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывают о самооценке,задают вопросы учителю и товарищам. | Знакомит с планом работы на уроке, предлагает индивидуально выбрать задание, выполнить его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. Объясняет материал по следующему плану: 1.Систематика и ее роль. На Земле огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по- своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука имеет многовековую историю .попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции- Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней. 2.Роль Карла Линнея в развитии систематики. Не только великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы. Я хочу передать слово вашим одноклассницам , которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы. После сообщения вопросы нашему первому докладчику: :какие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения. Вопрос второму докладчику: с какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения. 3.Таксоны. Для установления сходства и родства, для определения связей между растениями в систематике введены таксоны — специальные систематические группы растений ( или единицы) — используется презентация «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику. Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов — генеративных и вегетативных, в класс по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство — на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее (не забывайте выполнять задания в рабочем листе) — используются слайды к уроку «Классификация растений» мультимедийного приложения к учебнику 4.Вид – основная единица систематики. Основной единицей систематики является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов)- главные слова, признаки данной группы особей:1) сходных по строению и жизнедеятельности; 2) способных скрещиваться;3) занимающих свой ареал. Очень часто видовое название говорит о местообитании растения или отражает фамилию ученого, открывшего его. Линней ввел в науку бинарные ( двойные) названия: первое слово — существительное – отражает принадлежность к роду, второе слово – прилагательное — отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе. Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам помогает понять сходство, родство и различия» | Задания рабочего листа- путеводителя, подготовленные учителем к данному уроку Задание А. (базовый уровень) Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1Дополните определение: Систематика – это… Впишите ответ, самооценку (0-1 балл) внесите в графу3. 2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно: Вид – отдел – класс – порядок –род — семейство (0-6 баллов) 3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий. Ответ вписать вместо многоточия, самооценку(0-2 балла) в графу 3. Задание Б. Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая сообщения товарищей. 1.Выберите верный ответ: Ученые объединяют организмы в группы на основе: А) сходства организмов без учета родства; Б) общности мест их обитания; В) сходства организмов с учетом их родства; Г) практического значения организмов. Ответ: (0-1 балл) не забудьте о самооценке в графе 3. 2.Впишите ответы в кроссворд: 1. Наука о классификации организмов 2.Шведский ученый – натуралист. 3. Страна-родина Карла Линнея. 4.Систематическая группа (или единица). 5.Основная единица системы растений. 6.Двойные названия растений. (6 баллов) 3.Решите задачу: Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением? (0-2 балла) Ответ: Ученый -… … Он связан с этим растением тем, что … | уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке |
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам | Контроль 1.сличение с образцом 2.исправление ошибок 3.оценивание работы 4.формулирование вывода по проблемному вопросу урока. | затем проверяют правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправляют ошибки, дают самооценку своей работы в баллах и в виде отметки, делают вывод по проблемному вопросу урока | затем просит проверить правильность выполнения заданий по образцу на слайдах презентации, исправить ошибки, дать самооценку работы, выборочно просматривает тетради, оценивает учащихся за индивидуальные сообщения и самостоятельную работу в тетради. Далее предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое, вернемся к проблемному вопросу: как объяснить слова Линнея: « Без систематики в биологии был бы хаос?» (показывает определитель растений). Изученная тема – опора для изучения последующих учебных тем, положительный учебный опыт поможет вам успешно понять новое. |
| уметь выделять принципы современной классификации растений. называть таксоны растений в определенном порядке | Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Регулятивные УУД:. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Основы систематики растений — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).
Уже известно более \(350\) тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы легче было разобраться во всём многообразии растений, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика. Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.
Особи, происходящие от общего предка, имеющие сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду.
Вид — основная единица систематики.
Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.Родственные виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства.
Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.Названия видов
Карл Линней — создатель единой системы классификации растительного мира.
Он предложил создавать названия растений из двух слов: название рода, затем вида.
Пример:
в нашей стране известно около \(170\) видов ив: ива ломкая, ива белая, ива козья и др.
На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по-разному. Чтобы избежать путаницы, К. Линней предложил давать названия на латинском языке, чтобы они были понятны ботаникам всего мира.
Пример:
тополь белый по-латыни Populus alba, тополь пирамидальный — Populus pyramidalis, тополь дрожащий (осина) — Populus tremula.
Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному роду — Тополь. Роды тополей и ив объединяют в семейство Ивовые, которое относится к порядку Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в класс Двудольные. Классы объединяют в отделы.
Различия понятий «вид» и «сорт»
Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определённым условиям.
Обрати внимание!
Растения, относящиеся к разным видам, не скрещиваются между собой.
Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.
Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Боровинка, Белый налив, Апорт и другие. Но все они относятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная), и, в отличие от растений разных видов, сорта могут скрещиваться между собой.
Источники:
Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.
Юлия Школьник «Растения. Полная энциклопедия» http://www.labirint.ru/reviews/show/12787/
www.yaklass.ru
План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему: Обобщающий урок биологии «Классификация растений» 6 класс
Конспект урока
Тема: «Классификация растений» 6 класс
Базовый учебник: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Дрофа. 2014»
Тип: обобщающий, игровой
Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.
Предметные:
1. Называть основные систематические группы покрытосеменных растений, их представителей.
2. Выделять характерные признаки семейств однодольных и двудольных растений.
3. Раскрывать значение цветковых растений в природе и жизни человека.
- Описывать растения донской флоры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь: различать систематические категории, осуществлять классификацию, работать в команде.
Личностные: понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, знание и любовь к природе родного края.
Оборудование: таблицы и фотографии цветковых растений, игровая таблица, карточки с заданиями, чистые листки, гербарии донских трав, призы.
Таблица №1
Что зачем? | Кулинарный | Кто больше? |
Найди лишнее | 1 или 2 | На Руси говорят |
Цветик –семицветик | Отгадай-ка | Узнай семейство |
Подготовка:
Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри (2-3 старшеклассника или
лучшие ученики). На доске вывешивается игровая таблица и таблицы цветковых растений. Выдвигаются к доске 3 парты.
Ход и структура урока:
- Знакомство с правилами игры (учитель).
- Представление команд (команды придумывают необычные ботанические названия и читают стихотворения о цветах).
- Выполнение конкурсных заданий командами.
- Подведение итогов игры и вручение призов.
- Тестирование
Конкурсные задания:
Что зачем? (выполняет 1 ученик из команды, письменно)
Записать на листках в порядке возрастания систематические группы растений.
1 или 2? (выполняет 1 ученик, письменно)
Определите к какому классу принадлежат указанные растения: капуста, шиповник, алоэ, пшеница, тюльпан, роза, подорожник, картофель, нарцисс, горох, чеснок, яблоня.
Узнай семейство (выполняют 2 ученика, устно)
- В семействе имеются травы, кустарники и деревья. Плоды многих из них очень вкусные (Розоцветные).
- Растения этого семейства известны как сорняки, с которыми очень трудно бороться (Сложноцветные).
- В этом семействе есть пищевые и лекарственные растения. Многолетние травы с подземными корневищами и лукавицами (Лилейные).
- Основное отличие семейства – симбиоз с бактериями, под действием которых на корнях образуются клубеньки (Бобовые).
- Это однолетние и многолетние травы, древнейшие культурные растения, которые кормят людей (Злаки).
- К семейству относят такие ценные пищевые растения, как томаты, баклажаны, перец (Пасленовые).
Кто больше? (выполняет команда, письменно)
Записать как можно большее количество видов растений из семейств (розоцветные, сложноцветные, злаки).
Цветик-семицветик (выполняет 1 ученик, устно)
Определите название семейства по формуле цветка.
Найдите лишнее (выполняет 1 ученик, устно)
В наборе слов найдите одно лишнее и укажите, какой признак объединяет остальные слова.
Василек, астра, одуванчик, пижма, тюльпан, календула (остальные – сложноцветные)
Береза, дуб, тополь, сосна, осина, ольха (остальные – цветковые).
Луковица, корневище, корзинка, пшеница, зерновка, соломина (остальные – органы растений).
На Руси говорят (выполняет 1 ученик, устно)
Вставь пропущенные слова в пословицы и поговорки:
Сто лет (мак) не родил, а голоду не было. (Лук) от семи недуг.
Человек не (орех), его сразу не расколешь. Каждый (цветок) со своим запахом.
Каково (семя), таково и племя. (Яблоко) от яблони далеко не падает.
От яблони – яблоко, от сосны – (шишки). На красненький (цветочек) и пчелка летит.
Кулинарный (выполняют 2 ученика, письменно)
Укажите какой орган употребляют в пищу у перечисленных растений: картофеля (клубень), у свеклы (корнеплод), у цветной капусты (соцветие), у чеснока (луковица), у редиса (корнеплод), у лука (луковица), у подсолнечника ( плоды семянки), у ржи (плод зерновка), у салата (побег), у хрена (корень).
Отгадай – ка (выполняют 2 ученика, устно)
На Дону произрастает множество замечательных трав, о которых рассказано в песнях, сказках, былинах. Попробуй отгадать их названия по рассказам.
- Колышутся под степными ветрами белые шелковистые метелки как склоненные флажки. В старинной казачьей легенде говорится, что когда казак погибнет в сече за родную землю и ляжет в нее костьми, то вырастет в степи еще одна седая травинка, стоит она и плачет под ветром (Ковыль).
- В народе ее зовут былиной, горьким бурьяном, печальной травой. Горькие настойки из нее излечивают от многих хворей. Не страшен ей ни зной, ни холод – она всегда одинаково могуча и густа. А тонкий запах никто не забудет (Полынь).
- Есть в донских краях добрый обычай: украшать букетами этой травы портреты тех, кто погиб на войне или рано умер. Можно увидеть их и за иконками. Цветок этот – сухоцвет и может долго-долго лежать не меняясь. Поэтому называют его неувядкой, неумирашкой (Бессмертник).
- Этот цветок любит засушливые степи. Когда-то вся нетронутая плугом придонская степь летом пахла медвяным запахом. Уходя в дальние походы, брали с собой казаки эту траву, чтобы запах ее напоминал о Доне, о горячей степи. А может назвали ее так потому, что у древних славян днями называли болезни, а трав эта – отличный лекарь (Донник).
- В иное лето вся степь выгорает под солнцем, а трава эта не прячется и цветет с весны до глубокой осенние розово-лиловыми цветочками. Называют ее душевик, богородицына трава, чебор. Душистей, чем она цветка нет. Донские казаки почитали ее выше всех трав (Чабрец).
Тест по теме «Классификация растений»
Вариант 1
Выбери один из трех ответов
1. К двудольным растениям относятся :
а) фасоль б) пшеница в) лук
2. К семейству Паслёновые относятся:
а) шиповник и груша б) томат и перец в) пшеница и кукуруза
3. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:
а) зародыша с двумя семядолями в) зародыша с семью семядолями
б) зародыша с одной семядолями
4. Мочковатая корневая система у:
а) одуванчик б) пшеница в) подорожника
5. К семейству Бобовые относятся:
а) кукуруза и ячмень б) фасоль и горох в) лилия и тюльпан
6. К семейству Розоцветные относятся :
а) редис и капуста б) шиповник и яблоко в) фасоль и горох
7. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое
8. Стержневая корневая система у:
а) одуванчика б) лука в) пшеницы
9. К семейству Лилейные относятся:
а) тюльпан и лилия б) фасоль и горох в) слива и шиповник
10. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:
а) крестоцветные б) бобовые в) сложноцветные
11. Дуговое жилкование листьев характерно для:
а) подорожника б) клёна в) пшеницы
12. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое
жилкование, относятся к классу:
а) двудольных б) хвойных в) однодольных
13.Воронковидные цветки свойственны:
а) васильку б) ромашке в) одуванчику
14. Злаки- растения одного семейства из класса:
а) однодольных б) двудольных в) тридольных
Тест по теме «Классификация растений»
Вариант 2
1. Злаки- растения одного семейства из класса:
а) однодольных б) двудольных в) тридольных
2.Воронковидные цветки свойственны:
а) васильку б) ромашке в) одуванчику
3. Растения, у которых две семядоли, стержневая корневая система, сетчатое
жилкование, относятся к классу:
а) двудольных б) хвойных в) однодольных
4. Дуговое жилкование листьев характерно для:
а) подорожника б) клёна в) пшеницы
5. Цветки язычковые, трубчатые, воронковидные характерны для семейства:
а) крестоцветные б) бобовые в) сложноцветные
6. К семейству Лилейные относятся:
а) тюльпан и лилия б) фасоль и горох в) слива и шиповник
7. Стержневая корневая система у:
а) одуванчика б) лука в) пшеницы
8. Для растений, относящихся к классу двудольных, характерно жилкование:
а) параллельное б) сетчатое в) дуговое
9. К семейству Розоцветные относятся:
а) редис и капуста б) шиповник и яблоко в) фасоль и горох
10. К семейству Бобовые относятся:
а) кукуруза и ячмень б) фасоль и горох в) лилия и тюльпан
11. Мочковатая корневая система у:
а) одуванчик б) пшеница в) подорожника
12. Для семян цветковых растений класса двудольных в отличие от семян растений класса однодольные характерно наличие:
а) зародыша с двумя семядолями в) зародыша с семью семядолями
б) зародыша с одной семядолями
13. К семейству Паслёновые относятся:
а) шиповник и груша б) томат и перец в) пшеница и кукуруза
14. К двудольным растениям относятся :
а) фасоль б) пшеница в) лук
2011 г.
nsportal.ru
Основы систематики растений. Деление покрытосеменных на классы и семейства
Систематика растений – наука о классификации растительных организмов. Покрытосеменных, или цветковых, растений насчитывается около 250 тыс. видов. Они разнообразны по своим формам (деревья, кустарники, травы), размерам, внешнему и внутреннему строению, длительности жизни, местам обитания. Чтобы правильно разобраться в этом многообразии, систематика разрабатывает основы классификации растений.
Все вы хорошо знаете широко распространённое дерево, достигающее 20 м высоты, с гладкой белой корой. Это берёза. Её можно встретить и на пришкольном участке, и на даче, и в деревне, и на поле. Значит, в природе существует множество организмов, имеющих сходное строение. Такая группа организмов называется видом.
В тех же местах, где встречается берёза, можно увидеть дерево с раскидистой кроной, серо–коричневым гладким стволом и простыми сильно расчленёнными листьями. Это клён. Рядом растут и другие деревья, например, ива. Берёза, клён, ива — это разные виды живых организмов (в данном случае — разные виды деревьев).
Каждый организм принадлежит к определённому виду. Многие виды сильно различаются. Вы легко отличите колокольчик от ромашки, каштан от дуба, розу от лилии. Однако далеко не всегда можно без затруднений отличить один вид от другого. Давайте узнаем,
Во-первых, особи одного вида имеют сходное внешнее и внутреннее строение.
Во-вторых, особи одного вида обитают в сходных условиях. Например, чина лесная растет в лесу, а чина луговая — на лугу.
Следующим отличительным признаком является занимаемая территория. Особей одного вида можно встретить только на определённой территории. Например, ландыш майский встречается только в Европе, а ландыш североамериканский — в Северной Америке.
Часто организмы разных видов обитают в одной и той же местности. Например, разные виды колокольчиков встречаются в пределах одной и той же территории.
Но самым важным признаком вида является способность организмов давать плодовитое потомство, т. е. размножаться.
Таким образом, вид — это совокупность организмов, сходных между собой по внешнему и внутреннему строению, обитающих на определённой территории в сходных условиях и дающих плодовитое потомство.
Близкие, похожие, родственные виды относятся к одному роду. Василёк синий и василёк луговой — два вида одного рода василёк.
Значит, вид является наименьшей единицей классификации. Родственные виды объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царства.
Наивысшей единицей классификации живых организмов является царство.
Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.
Например:
Каждый вид имеет название, состоящее из двух слов: названия рода и видового эпитета.
Местные названия растений различны в разных странах, но их научные названия являются международными и приводятся на латинском языке. Например, василёк синий по-латыни Centauréa cyánus, а берёза повислая — Bétula péndula.
Следует различать понятия «вид» и «сорт». Вид формируется в природе самостоятельно в процессе развития и приспособления к определённым условиям. Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.
Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Белый налив, Апорт и другие, но все они относятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная) и в отличие от растений разных видов могут скрещиваться между собой.
Вы уже познакомились с основными группами растительного царства. И вам будет несложно понять, почему различные растения входят в те или иные отделы. Так, все растения, относящиеся к отделу покрытосеменных, имеют цветок, у них происходит двойное оплодотворение, образуются семена. У растений отдела голосеменных тоже образуются семена, но не образуются цветки и плоды, семязачатки расположены не в завязи, а открыто.
Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный. Поэтому рассмотрим подробно классификацию этих растений.
Отдел Покрытосеменных растений разделяют на два класса — однодольные и двудольные. Класс Двудольные является более обширным и объединяет около 3/4 всего видового разнообразия цветковых растений. Далее мы познакомимся с растениями нескольких семейств. Из класса Однодольные нами будут рассмотрены семейства Злаки и Лилейные; из класса Двудольные — семейства Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные и Паслёновые. Представители этих семейств широко распространены и играют важную роль в природе и жизни человека.
Между классами Двудольные и Однодольные имеется довольно много различий.
Класс Двудольные:
· Зародыш обычно с двумя семядолями.
· Зародышевый корешок обычно развивается в главный корень; корневая система чаще всего стержневая.
· Листья простые или сложные, обычно разделены на черешок и пластинку.
· Жилкование листьев обычно перистое или пальчатое.
· Число частей цветка чаще всего кратно 5 или 4.
· Растения обычно имеют камбий.
· Деревья, кустарники, травы.
Класс Однодольные:
· Зародыш обычно с одной семядолей.
· Зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь придаточными корнями; корневая система мочковатая.
· Листья всегда простые, обычно не разделены на черешок и пластинку.
· Жилкование листьев обычно параллельное или дуговое.
· Число частей цветка чаще всего кратно 3. Пятичленные цветки отсутствуют.
· Растения не имеют камбия.
· Преимущественно травянистые растения.
Представители двудольных и однодольных обычно без труда различаются по совокупности признаков. Определить же, к какому классу следует отнести растение, только по одному признаку нельзя. Это связано с тем, что среди покрытосеменных встречаются виды растений, которые имеют признаки как однодольных, так и двудольных растений. Примерами могут служить такие растения, как вороний глаз и подорожник.
Вороний глаз — это травянистое лесное растение. Оно имеет широкие листья с перистым жилкованием, что характерно для двудольных растений.
В то же время по всем остальным признакам (семя с одной семядолей, мочковатая корневая система, отсутствие камбия в стебле) — это типично однодольное растение.
У подорожника дуговое жилкование листьев и мочковатая корневая система, но его относят к двудольным. Это связано с тем, что зародыш этого растения имеет две семядоли.
videouroki.net
Презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему: презентация к уроку «Классификация растений»
Слайд 1
Классификация цветковых растений Цель: познакомиться с классификацией растений Научиться давать классификацию растенияСлайд 2
Что такое систематика? систематика- это объединение растений в группы по степени их родства Стр. 135
Слайд 3
Автор первой классификации Шведский ученый Карл Линней
Слайд 4
Что он сделал? Ввел систему двойных названий на латинском языке Установил, что вид состоит из особей Вид имеет имя и фамилию В названии вида кроется название рода
Слайд 5
Примеры видов Рябина обыкновенная Таволга вязолистная Сабельник болотный
Слайд 6
Пример рода Род таволга Род шиповник Род яблоня
Слайд 7
А теперь посчитаем…. Сколько видов и родов Береза пушистая Береза карельская Яблоня лесная Яблоня китайская Ландыш майский Сколько видов и родов Сосна обыкновенная Сосна кедровая Ель обыкновенная Ель канадская Ольха серая
Слайд 8
Найдите ошибки и запишите правильно Отдел Род Вид Семейство Царство Класс Порядок
Слайд 9
Царство- самая крупная систематическая категория Выпишите признаки царства растений 1- не передвигаются 2- по способу питания – автотрофы 3- по способу питания – гетеротрофы 4- содержат хлорофилл 5- имеют вегетативные и генеративные органы 6- растут в течение жизни
Слайд 10
Царство растений состоит из 5 отделов Запишите по порядку 1) отдел водоросли 2) отдел покрытосеменные 3) отдел моховидные 4) отдел папоротниковидные 5) отдел голосеменные Помощь- стр.137 Назовите отдел
Слайд 11
Отдел покрытосеменные класс двудольные класс однодольные
Слайд 12
Классы растений 1- корневая система- стержневая 2- корневая система мочковатая 3- в семени две семядоли 4- в семени одна семядоля 5- листья с сетчатым жилкованием 6- листья с дуговым жилкованием Двудольные Однодольные
Слайд 13
Класс Однодольные Семейство Злаки 1.Мочковатая корневая система 2.Стебель – соломина 3. Лист сидячий
Слайд 14
Класс двудольные семейство бобовые
Слайд 15
Дать классификацию растения шиповник коричный Царство – Отдел- Класс- Семейство- Род- Вид-
Слайд 16
Подведем итоги Если вы сегодня на уроке классно поработали, тогда 1-запишите новые термины в тетрадь. Получилось? 2- назовите фамилию автора первой классификации. Молодцы! А теперь- самостоятельная работа Удачи…
Слайд 17
самостоятельная работа Вариант №1 Земляника лесная 1- запишите название вида 2- подчеркните название рода 3- к какому отделу относится земляника лесная 4- у земляники – сетчатое жилкование. К какому классу относят землянику 5- укажите царство Вариант №2 Смородина черная 1- запишите царство 2- у смородины- стержневой корень. К какому классу относят смородину 3- запишите название вида 4- подчеркните название рода 5-к какому отделу относят смородину
nsportal.ru