cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

История 6 класс что такое средние века – История средних веков 6 класс

История средних веков 6 класс

Средневековым периодом называется эпоха, начавшаяся сразу после Античности и предшествующая Новому времени. По мнению историков, начало периода связано с двумя важнейшими для мировой истории событиями. С одной стороны в V в. происходит распад Великой Римской Империи, с другой в VII в. зарождается Ислам — новое монотеистическое религиозное течение, ставшее позднее одной из трех мировых религий.

Конец средних веков, по мнению разных ученых, выпадает на XVI-XVII вв. Даты начала и завершения Средневековья, как и сам факт его существования, считаются относительными и ориентированы в основном на развитие Европы, слабо учитывающими экономический, политический и культурный уровень стан, расположенных на других континентах. 10-вековую эпоху принято делить на 3 условные части, включающие раннее, классическое и позднее Средневековье.

Раннее Средневековье: развитие Европы до XI века

В IV-V вв. в результате резкого похолодания климата в Европе начинается Великое переселение народов. Племена, жившие на северных землях, начинают свое движение на юг, занимая по пути свободные земли и образовывая новые государства. В результате этих миграционных движений германские племена заняли всю территорию западной Европы, Британские острова и начали заселять земли Восточной Европы. Так, англы и саксы обосновались с Британии, остготы в Италии, вестготы в Испании, франки заняли территорию современной Франции, а вандалы дошли до Северной Африки. Такие же движения происходили в Восточной Европе, куда двинулись племена славян.

Поскольку практически вся территория западной Европы находилась под властью Римской Империи вторжение «варваров» не могло на ней не отразиться. С начала 5 века на ее Западных рубежах начинается формирование новых германских королевств. Не выдержав натиска, в 476 году н.э. западная часть некогда великого государства прекратила свое существование. Культурной преемницей Рима стала Восточная Римская Империя (Византия) со столицей в Константинополе, которая просуществовала вплоть до 1453 года.

В 486 году территория Галлии подчинилась одному из германских вождей Хлодвигу, который положил начало династии франкских королей Меровингов, правивших страной вплоть до конца VII века. Захватившая позднее власть династия Каролингов продолжила расширение франкского королевства, сделав его самым могущественным в Европе. Тем временем Вестготское государство, находящееся в Испании, подчинилось арабскому нашествию. Начиная с VII по XV вв. Пиренейский полуостров (Иберия) находился под властью исламского государства, которое по уровню своего культурного и экономического развития превосходило христианскую Европу.

Смешение культур, произошедшее в результате нападения германцев на Рим, привело к тому, что через племена готов, а затем англов и саксов, по всей Европе начинает распространяться христианство, вытесняя языческие верования. Полная христианизация Европы произошла к IX-X вв. Одними из немногих племен, сохранивших древнюю языческую культуру, долгое время оставались викинги, живущие на севере континента. Постепенное принятие викингами христианства после X в., привело к тому что эти воинствующие мореходы вскоре прекратили свою захватническую деятельность и осели в скандинавских странах и на севере франкских земель.

Тем временем на территории Восточной Европы зарождается новое мощное государство с центром в Киеве. Официально образовавшаяся в IX веке Киевская Русь, уже через 2 столетия занимала территории с Азовского и Черного моря до Северной Двины и верховьев Вислы.

Классическое (Высокое) Средневековье (XIXIV вв.)

Переход к эпохе Классического Средневековья начался в XI веке, данный период характеризуется сильными изменениями в экономической, социальной и политической обстановке. Наблюдается рост населения с одновременным ужесточением феодальных порядков, растут и увеличиваются города и вместе с ними завиваются ремесла. Находившиеся во власти феодалов города получают возможность выкупа и обретения независимости, что в еще большей мере способствует их росту. Наиболее развитой страной на тот момент была Италия. Бывший очаг Великой Римской империи сильно опережал в своем экономическом, торговом и культурном развитии другие территории. Также бурно развивались Франция, Германия и Англия.

В XI веке происходит завоевание англосаксонских племен живущих на Британских островах норманнами. После этого уже в XII веке в Англии принимается первый конституционный свод правил «Великая хартия вольности» и создается парламент. Параллельно сложные процессы происходили и во Франции. Оказавшись раздробленной после распада империи, к X веку она состояла из 10 владений. Ее разобщение усугублялось междоусобными войнами вассалов, продолжавших делить страну. Объединение земель началось лишь в XII-XIII вв. при Филиппе Августе II из династии Капетингов. Правление французского королевского рода Капетингов, а точнее его завершение, стало причиной одного из самых длительных конфликтов в истории. Последний из династии король Карл IV Красивый не оставил после себя наследников и тем самым дал повод для предъявления претензий на престол английскому королевскому роду Плантагенетов. Война, развернувшаяся за французский трон, продолжалась в течение 116 лет, за что позднее получила название Столетней войны. Победу в конфликте, завершившемся в 1453 году, одержала Франция. Из-за начала в 1455 году Войны Алой и Белой розы, англичане были вынуждены надолго отказаться от претензий на престол соседей.

Могущество католической церкви к X веку стало настолько велико, что в 1095 году, ради освобождения христианских святынь, захваченных в Иерусалиме турками, собрался первый крестовый поход, состоявший из 100 тысяч добровольцев. В дальнейшем, вплоть до 1204 года, европейцами было совершено еще 3 крупных и несколько менее многочисленных походов. Изначально такие действия предпринимались в исключительно религиозных целях против мусульманских стран, но последнее шествие крестоносцев разорило богатую христианскую Византию. Один из «крестовых путей» вел религиозных завоевателей в сторону Пиренейского полуострова, населенного на тот момент арабами. Желание христиан вернуть себе принадлежавшие им ранее земли было настолько велико, что в XIII веке начинаются активные действия по вытеснению «сарацинов». Реконкиста (отвоевывание Испании) закончилась к концу XV века выселением основной части мусульманского населения и христианизацией немногих оставшихся.

Развитие Восточной Европы, заселенной преимущественно славянскими народами происходило неравномерно. Так, Киевская Русь на рубеже X-XI века, была относительно благополучным, развитым государством, объединенным под началом единого князя. Однако уже в XII веке произошел ее распад на отдельные княжества, а с XIII века значительная часть восточноевропейских земель оказывается под игом татаро-монгольских захватчиков. Не менее тяжелые завоевания происходили и в христианском мире Балканского полуострова, в особенности с остатками Восточной Римской империи. Начиная с XIV века территория и без того ослабленной Византии подвергается турецкому захвату и вместе с остальными землями становится частью мощной Османской Империи.

Позднее Средневековье. Эпоха Возрождения

Мнения исследователей относительного этого этапа развития в истории значительно расходятся, но в большей части принято считать, что начало этой эпохи связано с концом XIV- началом XV вв. Практически весь Европейский континент вошел в этот период в значительно ослабленном состоянии. Многочисленные войны, переделы территорий, религиозные конфликты, длительный голод и массовые болезни привели к сокращению численности населения и обострению экономических, политических и социальных проблем. Чтобы уменьшить недовольство населения власть ряда государств (Англии, Франции и Западной Германии) принимает решение о предоставлении личной свободы крестьянам. Такая мера в последующем благоприятно отразилась на развитии этих стран, помогла их усилению и централизации.

Несмотря на все трудности, в этот период наблюдается значительный культурный рост, во многом стимулированный падением Византии. Культурный расцвет Европы, вызванный переселением в нее лучших умов Восточной Римской империи, получает название Эпохи Возрождения. В этот период активно развиваются все направления в искусстве, открываются образовательные учреждения, делаются научные открытия. Тогда же начинается эпоха Великих географических открытий, в ходе которой исследуется побережье Африки, открывается Америка и Австралия, а также находятся новые пути в Индию, Китай и другие земли.

Конец средних веков начинается с Реформацией католической церкви в XVI-XVII вв. и наступлением Нового времени.

Средневековая Азия

Китай

Долгое время страны Азии опережали в своем развитии Европу. Принято считать, что Китай вступил в эпоху Средневековья в VI-VII вв. В течение последующих 300 лет в стране было сделано множество научных открытий, расширена территория и при этом улучшено сообщение между регионами, развивалось сельское хозяйство. Высочайшего уровня достигло строительство. И хотя в IX веке в Китае происходили некоторые волнения, повлекшие смену правящей династии, общий уровень страны находился на высоком уровне вплоть до XIII века. С 1211 года на территорию Северного Китая начинается наступление монгольских племен под предводительством Чингисхана. В 1271 году монгольский вождь Хубилай объявил начало новой династии, а Пекин стал столицей Монгольской империи. Свергнуть завоевателей удалось лишь через 100 лет.

Индия

Индийские государства, которых к XI веку на территории Индостана насчитывалось несколько десятков, были в целом развиты как в культурном, так и экономическом плане. Строительство, наука, живопись и медицина переживали свой расцвет. Однако отсутствие сильной единой власти часто приводило к внутренним конфликтам. Кастовый строй, децентрализация и усугубляющие положение религиозные течения буддизма и индуизма, проповедующие созерцательный образ жизни и отказ от насилия, привели к тому, что страна оказалась не готова к вторжению с севера мусульманских агрессоров. Несмотря на оказанное сопротивление, в XII веке арабы, тюрки и афганцы захватили всю северную часть Индии. В противовес захватчикам южные земли образовали Виджаянагарскую империю, просуществовавшую до XVII века.

Япония

Существенное влияние на развитие Японии оказал Китай. В VIII веке японские острова объединяются под властью сильного единого государства. Находясь вдали от волнений, происходящих на материке, японская культура очень скоро достигла своего расцвета: появилась своя письменность, совершенствовалась поэзия, театр, а доступ к образованию имели не только мужчины, но и женщины.

В XII веке японцам удалось отразить нашествие и защититься от монголов. Однако, последовавшие вскоре внутренние разногласия и длительная многолетняя борьба за власть, привели в 1467 году к гражданской войне и децентрализации страны, закончившейся лишь в XVII веке.

history-of-world.ru

Что такое Средние века

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с основным содержанием курса «История Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • личностные УУД: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.

Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; мультимедийная презентация; лента времени.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем с вами путешествовать во времени.

— В какой период истории мы отправимся в этом году?

(Ученики отвечают на вопрос.)

Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века.

Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос.

Слайд 1. Средние века — это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков — такова точка зрения гуманистов, просветителей.

Слайд 2. Средние века — это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями — такова точка зрения романтиков.

Слайд 3. Средневековье — неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности — такова точка зрения историков-материалистов.

— Кто же из них прав?

— Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос? (Ученики выполняют задание.)

Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо поближе познакомиться с историей Средних веков.

Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков.

Какими были Средние века в истории человечества?

1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.

2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр.

III. Актуализация знаний

В 5 классе вы продолжили изучение истории.

— Что такое история?

— Какой раздел истории мы изучали в прошлом году?

— Какие темы и почему вы особенно запомнили?

— Какими событиями завершилась история Древнего мира?

(Ученики выполняют задание.)

Формулирование проблемных вопросов урока.

Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Что такое Средние века».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Средневековье как часть всемирной истории.
  2. Основные этапы эпохи Средневековья.
  3. Исторические источники, их типы и виды.
  4. Путешествие по учебнику «История Средних веков».

IV. Работа по теме урока

1. Средневековье как часть всемирной истории

Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.

Задание: посмотрите на слайд «Лента времени» и назовите эти периоды всемирной истории.

— Каковы временные границы Средневековья?

(Ученики выполняют задание.)

Средневековье (Средние века) — эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем — длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с V по XV в.

(Работа со словарем.)

Средние века — это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V в.) и до начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.

Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».

Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.

— Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки?

(Ответы учеников.)

Ученые об этом спорят, так как история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь у каждого народа был свой период Средневековья. Но основное внимание при изучении истории Средних веков мы уделим Европе.

Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было».

Разделившись на две группы, выполните творческое задание.

Задание для первой группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях Римской империи.

Задание для второй группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи.

(Группы презентуют свою работу. Проверка выполнения задания.)

— Что же изменилось в Средние века?

Задание: изучите предложенную схему и ответьте на поставленный вопрос.

Европа в Средние века:

  • Единый «исторический континент»
  • Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе
  • Единый христианский мир
  • Сходный образ жизни

(Проверка выполнения задания.)

2. Основные этапы эпохи Средневековья

— Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?

Задание: работая с текстом учебника на с. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».

ЭтапХарактеристика
Первый этап. Раннее Средневековье

Хронологические рамки: с конца V до середины XI в.

Содержание: в процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи

Второй этап. Развитое Средневековье

Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в.

Содержание: сложились феодальные государства-монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте

Третий этап. Позднее Средневековье

Хронологические рамки: период XIV-XV вв.

Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV в. произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени

(Проверка выполнения задания.)

3. Исторические источники

Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои следы. Следы первобытных людей, древнейших государств, средневековых городов остались на камне, в земле, на бумаге. Не все сохранилось, а многое еще не найдено. Но следы времени нужно уметь читать.

Изучая события прошлого, мы задаем вопросы:

— Откуда это все известно?

— Что помогло узнать о времени, отделенном от нас веками и даже тысячелетиями?

Задание: используя свои знания, ответьте на эти вопросы.

(Ученики выполняют задание.)

Если бы не сохранились источники, которые нам рассказали о Средних веках, то мы бы с вами не узнали, как жили люди в это время, чем занимались, какой была их культура.

Помогают нам узнавать о событиях прошлого следы, оставленные временем и прочитанные учеными-историками. Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

— Какие источники помогают нам изучать прошлое?

(Ученики перечисляют и систематизируют источники.)

Письменные источники — летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.

Устные источники — предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы.

Вещественные источники — орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения.

Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На слайде указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.

Источники: пословицы, храмы, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Вещественные источникиПисьменные источникиУстные источники
Храмы, монеты, предметы быта, ювелирные изделия, мебельСаги, хозяйственные записи, письма, договорыПословицы, притчи, сказания

Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.

Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.

— Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?

Вспомогательная историческая дисциплинаХарактеристика
Историческая текстологияЗанимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания
ПалеографияИзучает древние рукописи, преимущественно их внешнюю сторону (способ написания, формы букв, особенности материала, на котором писали, и т. д.), с целью определения времени и места их создания
ГенеалогияЗанимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных
ЭпиграфикаИзучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах
НумизматикаИзучает монеты и другие денежные знаки
ГеральдикаИзучает гербы
ТопонимикаИзучает происхождение названий
ОномастикаИзучает личные имена
ФалеристикаИзучает ордена, медали и другие знаки отличия
ХронологияИзучает системы летоисчисления
МетрологияИзучает различные меры (длины, объема, веса)
АрхеографияРазрабатывает правила и методы сбора, издания и организации хранения исторических источников (рукописи, книги и т. д.)
АрхеологияИзучает вещественные источники
ЭтнографияИзучает жизнь и обычаи отдельных народов (быт, традиции, обряды, фольклор)

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)

4. Путешествие по учебнику «История Средних веков»

В этом году вы будете изучать часть всемирной истории — историю Средних веков. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. А поможет нам в этом путешествии наш главный справочник — учебник истории.

Предлагаю, используя прием «Мудрые совы», выполнить следующее задание: работая с текстом на с. 5, 6 учебника, найдите информацию, которая вам известна, и ту информацию, которая была ранее неизвестной.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)

1. Каждая глава начинается с вопросов, которые помогут вам готовиться к занятиям.

2. В начале каждой главы перечисляются основные вопросы, ответы на которые вы найдете в текстах параграфов.

3. Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты.

4. В учебнике есть рубрика «Подумайте», в которой вас ждут собственные исследования, размышления от лица исторического персонажа.

5. В учебнике есть рубрика «Проверьте себя», в которой сформулированы основные вопросы, которые помогут при подготовке домашнего задания.

6. Исторические документы представлены в рубрике «Изучаем источник». Тексты разнообразны по характеру и сопровождаются вопросами и заданиями, позволяющими проникнуть в смысл документа.

7. Авторы учебника составили разнообразные вопросы и задания, которые помогут лучше усвоить его содержание. В начале параграфов предлагаются задания, объединенные в рубрику «Вспомните!», которые требуют обращения к ранее изученному материалу по курсу истории. В конце параграфов даны вопросы и задания, требующие не только поиска ответа в тексте учебника, но и ваших рассуждений, умений сравнивать и обобщать исторические факты, явления, процессы.

8. Итоговые вопросы и задания включают различные тексты, творческие работы, охватывающие события длительного периода российской истории. Здесь же вы найдете обобщающие вопросы и задания, а также рубрику «Творческие задания и проекты».

9. В конце учебника имеется словарь основных понятий.

Алгоритм работы с учебником

  1. Приступая к работе с учебником, уясните смысл заголовка параграфа. Это главная тема его содержания.
  2. Определите, как тема связана с содержанием всей главы.
  3. Проанализируйте подзаголовки частей параграфа.
  4. Постарайтесь понять, почему именно в такой последовательности раскрывается тема параграфа, какова связь между отдельными пунктами этого плана.
  5. Текст читайте по частям.
  6. В каждом предложении выясняйте значение незнакомых слов, терминов, имен.
  7. По ходу чтения обращайтесь к картосхемам, находите на карте географические объекты и места сражений, которые упоминаются в тексте.
  8. Рассмотрите приводимые в учебнике портреты, репродукции картин, схемы, таблицы.
  9. При чтении каждой статьи параграфа обращайте внимание на основные сведения для запоминания, которые выделены жирным шрифтом, выявляйте основную идею, самостоятельно формулируйте выводы, извлекайте из текста главные факты, которые позволяют их обосновать.
  10. После чтения всего параграфа сформулируйте общий вывод. Он должен в краткой форме раскрывать смысл темы параграфа.

V. Подведение итогов урока

Давайте вернемся к тем проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока.

— Почему важно изучать историю?

— Чему можно научиться на уроках истории?

(Выслушиваются мнения учеников.)

Творческое задание

(Работа в группе.)

— Используя прием «Реклама», придумайте рекламу и слоган предмета «История Средних веков».

(Проверка выполнения задания.)

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — подготовить презентацию на тему «Известные события истории».
  2. Для средних учеников — исследовать следы прошлого (на выбор).
  3. Для слабых учеников — привести примеры исторических источников.

ayratmusin.ru

Вводный урок. Что такое Средние века. Видеоурок. Всеобщая история 6 Класс

Видеоурок на тему «Что же такое Средние века». Уникальность этого исторического периода состоит в том, что ученые до сих пор не могу прийти к единому мнению, относительно хронологических рамок Средних веков. Стартовая точка – раздел Римской империи на западную и восточную части в 395 году. На уроке пользователям предстоит проанализировать историю и сущность Средних веков, а также детально познакомиться с периодизацией данного периода, узнать, к какому региону более применим термин Средние века.

Тема: Западная Европа IV-VIII вв.

Урок: Что такое Средние века

На сегодняшнем занятии мы начинаем изучать следующую после Древнего мира большую историческую эпоху — Средние века. Каковы временные границы Средневековья? Большинство современных ученых считают, что эпоха Средних веков начинается с конца V в., с формальной даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет — до конца XV в. — начала XVI в. Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.

Рис. 1. Лента времени

Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.

В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. В то же время были достигнуты высокие успехи в образовании, философии и других науках, в истории и искусстве, в строительстве, торговле и мореплавании.

Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.

Эпоха Средневековья в своем развитии прошла, как считают ученые, через три основных этапа. Первый, с конца V в. до конца X в. — середины XI в., называют ранним Средневековьем. Тогда в ходе бурного перемешивания народов и обычаев складывались основные черты эпохи. Следующий период, завершившийся в XIII в., — развитое Средневековье, когда сложились феодальные государства-монархии, а все устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте. Время XIV–XV вв. считается поздним Средневековьем. Оно характеризуется новыми преобразованиями внутри средневекового общества и в то же время такими открытиями, идеями и изобретениями, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени. Разные страны проходили эти этапы неодновременно и по-разному.

Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.

Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.

Рис. 2. Средневековый замок в Генте (Источник)

Но вещественные историче

interneturok.ru

Увлекательная история Средних веков 6 класс.

Учебник истории 6 класса, созданный в соответствии с ФГОСами, предполагает изучение эпохи Средних веков. Это историческое время логично продолжает изученные в 5 классе первобытный период и эпоху античного мира.

Учебник Агибалова Е. С. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» позволяет ученику отправиться в путешествие в Средние века. Мы переместимся в Западную Европу, посетим Византию и славянские государства, узнаем о развитии народов Северной и Южной Америки, Азии и Африки.

Курс истории Средневековья для учащихся 6 класса начинается с рассказа об образовании варварских королевств, с возникновения и распада могущественной империи Карла Великого. Вы узнаете о славянских народах и Византии, возникновении ислама, получите ответы н вопросы «Как жили в средневековых городах и деревнях?», «Кто такие феодалы и какой образ жизни они ведут?». В курсе истории Средневековья вы узнаете о католической церкви и крестовых походах. Известные королевские династии Франции, Германии, Англии будут представлены в этой книге. Политическая, экономическая и общественная жизнь народа в этот период истории находит место в этом учебнике.

Скачать Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М. (2012, 288с.) (пароль-istmira)

Скачать История средних веков. Учебник для 6 класса. Агибалова Е.В., Донской Г.М. (20-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 272 с.) (пароль-istmira)

Отдельная глава учебника, IX, посвящена рассказу о культуре древней Европы во времена Средневековья. Затрагиваются вопросы образования: какими были представления о мире и человеке в это время. Ученику будет интересно узнать, что Индийский океан в Средневековье было принято считать замкнутым, а город Иерусалим называли «пупом земли». Ночь считалась временем, когда правят темные силы, поэтому преступления, которые совершались ночью, карались строже, чем те, которые произошли в светлое время суток. Мы узнаем о переводческом труде, об организации университетов, например, об одном из старейших университетов в Европе или Оксфорде. В Средневековье продолжаются споры философов, развиваются религиозные учения. В учебнике рассказывается о развитии литературы: появлении хроник и рыцарских романов, Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Значительное место отводится представлению появившимся в Средневековье памятникам архитектуры и скульптуры: готическому собору в Бурже, собору в Реймсе, многочисленным скульптурным композициям того времени. Завершает повествование о культуре эпохи Средневековья представление эпохи раннего Возрождения. Ученики узнают о первых гуманистах: Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо, их произведениях; великих живописцах раннего Возрождения (Сандро Боттичелли), их знаменитых полотнах. Один из параграфов данной главы посвящен великим открытиям того времени: первых механизмах, облегчающих ручной труд, приборах и устройствах, о начале в 1456 году книгопечатания. Особое место отводится рассказам о мореплавателях, об открытии в 1492 году Христофором Колумбом Американского континента.

Важным достоинством данного учебника является его уникальная иллюстрированность. Учебник Агибалова Е. В. для 6 класса представляет собой не просто теоретическое освещение исторических тем, а подтвержденное многочисленными источниками интересное повествование. Параграфы сопровождаются различными иллюстрациями: это и портреты исторических деятелей, сделанные не менее талантливыми художниками эпохи Средневековья, и картины, изображающие быт и деятельность людей, живущих в то время. Следует отметить, что большинство изображений – это выполненные именно в Средние века рисунки, картины, гравюры), поэтому вы можете рассмотреть абсолютно точные костюмы, дома и строения, орудия труда, предметы быта. Вы как будто совершаете путешествие в Средние века. Интерес представляют и созданные в эту эпоху документы (в параграфах они выделены голубым цветом), а в некоторых случаях представлены и фотографии подлинных документов, хранящихся в музеях и архивах. Рассмотреть их, понять суть написанного в те далекие годы сможем, опираясь на предложенные в учебнике комментарии. Рассказы о городах часто сопровождаются иллюстрациями архитектурных памятников, причем зачастую мы сможем увидеть и современный вид и то, как выглядело это место в Средние века, возможность сравнить будет, безусловно, интересна.

В структуре учебника предусматривается повторение пройденного материала. Перед каждым параграфом и после него представлены вопросы, ответив на которые ученик будет иметь возможность повторить тот материал, который он проходил ранее и повторить, и закрепить информацию параграфа. Специальная рубрика «Проверьте себя» поможет упорядочить полученный материал: предлагается заполнить таблицы, составить схемы, планы.

Задания, предложенные в учебнике, нацеливают учащихся на выполнение творческих работ. Так, рубрика «Подумайте» представляет материал для размышления, собственных исследований. Выполнять эти задания можно по желанию, так как они вовсе не являются обязательными, а рассчитаны на работу детей высокого уровня мотивированности. Раздел «Творческие задания и проекты» помогают организовать творческую деятельность учеников: возможны индивидуальные, парные и групповые проекты. При этом тему своего задания можно выбрать самостоятельно из списка предложенных. Существует и перечень источников, которые помогут познакомиться с дополнительным материалом.

В конце учебника вы можете найти «Словарь основных терминов», благодаря которому можно повторить термины, изученные в курсе истории для 6 класса.

Кроме того, вы получите рекомендации для чтения и указания на Интернет-ресурсы и материал по истории Средневековья на СD.

Путешествие в Средние века по учебному пособию Агибалова Е. С. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс», которое будет проходить в течение всего учебного года, поможет шестиклассником не только поверхностно прикоснуться к событиям того далекого времени, а по-настоящему погрузиться в эпоху, почувствовать атмосферу того времени.

www.istmira.com

Что такое Средние века. 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: Что такое Средние века. 6 класс.»

Что такое Средние века

План

1. Средневековье как часть всемирной истории.

2. Основные этапы эпохи Средневековья.

3. Исторические источники, их типы и виды.

4. Путешествие по учебнику «История Средних веков».

Проблемные вопросы урока

1 . Почему важно изучать историю?

2. Чему можно научиться на уроках истории?

1. Средневековье как часть всемирной истории

Задание: посмотрите «Ленту времени» и назовите периоды всемирной истории.

Каковы временные границы Средневековья?

1. Средневековье как часть всемирной истории

Средние века — это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V в.) и до начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.

1. Средневековье как часть всемирной истории

Флавио Бьондо   -великий итальянский гуманист, историк. Впервые выделил Средние века как особый период истории, в 1453 году им был введён термин «Средние века» 

1. Средневековье как часть всемирной истории

Что изменилось в Средние века?

Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе

Единый «исторический континент»

Единый христианский мир

Сходный образ жизни

2. Основные этапы эпохи Средневековья

Задание: работая с текстом учебника на с. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».

Этап

Характеристика

Первый этап.

Ранее Средневековье

Хронологические рамки:

Второй этап.

Содержание:

Развитое

Хронологические рамки:

Третий этап. Позднее Средневековье

Содержание:

Хронологические рамки:

Средневековье

Содержание:

3. Исторические источники, их типы и виды.

Письменные источники

Надписи

Хроники

Летописи

3. Исторические источники, их типы и виды.

Устные источники

Былины

Баллады

Эпос

3. Исторические источники, их типы и виды.

Вещественные источники

Орудия труда

Оружие

Монеты

4. Путешествие по учебнику «История Средних веков».

Важные рубрики учебника :

  • Подумайте
  • Проверьте себя
  • Вспомните
  • Творческие задания и проекты
  • Словарь

Рефлексия

  • Что мы с вами до этого урока знали об истории?
  • Что нового узнали?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • Всем ли комфортно было на уроке?

Домашнее задание

  • Стр. 5-12 учебника.

multiurok.ru

Термины по Всеобщей Истории 6 класс

Термины по Всеобщей Истории 6 класс.

Средние века – период всемирной истории (сер. V – сер. XV вв.), который изучает феодальное общество; называется так потому что лежит по середине между эпохами Древнего мира и Новой истории.

Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи. С к. IV века от набегов на Римскую империю германцы перешли к завоеванию. Желая захватить плодородные земли и военную добычу, они целыми племенами снимались с родных мест и отправлялись в далёкие походы. Толчком к переселению послужило вторжение гуннов. К н. VI в. германские племена расселились на всей территории Западной Римской империи:

— вандалы – в Северной Африке;

— вестготы – в Испании;

— остготы – в Италии;

— франки – в Галлии;

— англы и саксы – в Британии.

·  Государство – особая организация общества, занимающая определенную территорию и возглавляемая царем, имеющая войско, казну и законы.

·  Франки – германские племена, жившие до Великого переселения народов в нижнем течении реки Рейн.

·  Замок – укреплённое жилище феодала.

·  Рыцарь – конный воин, владелец бенефициария.

·  Турнир – военные состязания рыцарей в силе и ловкости.

·  Орден – союз рыцарей.

·  Феодал – владелец феода.

·  Феод – участок земли, который давался за службу временно, затем стал передаваться по наследству.

·  Феодальное поместье – большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне (передавалось по наследству). Русский термин – вотчина.

·  Повинности – принудительные обязанности крестьян.

·  Налог – плата населения в казну государства.

·  Оброк – плата крестьян феодалу частью урожая и приплода скота за пользование его землей.

·  Барщина – работа крестьян в хозяйстве феодала.

·  Десятина – налог, плата крестьян церкви десятой части урожая или приплода скота.

·  Король – верховный правитель государства.

·  Междоусобные войны – войны между феодалами.

·  Дружина – постоянное войско при короле.

·  Император – правитель империи.

·  Империя – государство, в состав которого входят завоёванные территории.

·  Сеньор – старший; сюзерен.

·  Вассал – военный слуга.

·  Натуральное хозяйство – хозяйство, при котором всё необходимое производилось не на продажу, а для собственного потребления.

·  Икона – живописное изображение Бога, Богоматери, «святых» и сцен из «священных» книг.

·  Мозаика – картина из цветных стекол и камушков.

·  Город – укрепленное поселение.

·  Товар – продукт труда, созданный для продажи или обмена.

·  Мастер – хозяин ремесленной мастерской.

·  Подмастерье – главный помощник мастера в мастерской, получал за свой труд заработную плату; мог сам стать мастером, если изготавливал шедевр.

·  Цех – союз ремесленников одной специальности, проживали в одном городе.

·  Ярмарка – ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из разных стран.

·  Купец – торговый человек.

·  Монастырь – поселение монахов.

·  Монахи – христиане, уединившиеся для молитвы и служения Богу сначала в лесах и пустошах, потом в монастырях.

·  Римский Папа – глава католической церкви (в Западной Европе), епископ Рима, считался приёмником апостола Петра, ближайшего ученика Христа.

·  Духовенство – служители церкви.

·  Католическая церковь – всемирная церковь с 1054 года (в странах Западной Европы).

·  Православная церковь – истинная церковь с 1054 года (в Византии, в России).

·  Патриарх – глава православной церкви.

·  Индульгенция – грамота о прощении грехов.

·  Инквизиция – специальный церковный орган дознания и суда.

·  Еретик – отступник от веры.

·  Крестовые походы – походы (1096 – 1270 гг.) на Ближний Восток, организованные католической церковью и феодалами. Захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных». Всего было 8 походов.

·  Ислам – одна из мировых религий – вера в Бога Аллаха.

·  Мусульмане – все те, кто принимал ислам.

·  Коран – священная книга мусульман.

·  Халиф – глава арабского государства.

·  Мечеть – мусульманский храм.

·  Сословия – это большие группы людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.

·  Сословная монархия – государство, в котором власть монарха опиралась на собрание представителей сословий.

·  Парламент – собрание представителей сословий в Англии.

·  Генеральные Штаты – сословно-представительный орган во Франции.

·  Жакерия – мощное народное восстание во Франции в 1358 году, во главе которого стоял Гильом Каль.

·  Университет – высшая школа.

·  Норманны – северные германцы, предки современных норвежцев, шведов, исландцев, датчан. На Руси были известны как варяги.

·  Викинги – возглавляли военные походы норманнов.

·  Феодальная раздробленность – распад государства на самостоятельные феоды-государства.

·  Централизованное государство – единое государство с сильной властью короля.

Имена

·  Хлодвиг – вождь племени франков; вV веке создал государство франков и стал королём. Из династии Меровингов.

·  Карл Великий – король франков, совершил около 50 военных походов, в 800 году принял титул «императора». Династия Каролингов.

·  Мухаммед – житель Мекки, в 610 году выступил с проповедью новой религии – исламом, основатель религии.

·  Юстиниан I – император Византии. При нём христианство стало официальной религией. Вёл успешную внешнюю политику.

·  Бируни – арабский астроном, учёный.

·  Ибн Сина (Авиценна) – арабский врачеватель, свел воедино опыт античных, индийских и среднеазиатских медиков.

·  Григорий VII – Папа Римский, избранный в 1073 году (до 1085 года), стремился подчинить всех светских государей своей власти.

·  Генрих VII Тюдор – основатель династии Тюдоров в Англии. Положил конец войне Алой и Белой розы. Его поддержали мелкие и средние феодалы, богатые горожане. Усилил королевскую власть.

·  Фридрих I Барбаросса – воинственный император Германии, по прозвищу Рыжебородый, возглавил 3-ий поход крестоносцев на Восток (гг.)

·  Ричард I (по прозвищу Львиное сердце) – король Англии из династии Плантагенетов (гг). Типичный средневековый рыцарь. «Всех хотел превзойти славой». Вёл войны, участвовал в Третьем крестовом походе в гг на Восток. На обратном пути попал в плен. Был освобождён за выкуп. Продолжал воевать, пока не был убит.

·  Филипп IV Красивый – (гг.), король Франции с 1285 года. В 1302 году впервые созвал Генеральные штаты. В 1312г. при содействии папы римского упразднил орден тамплиеров.

·  Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандии, который, пользуясь прекращением старой династии в Англии, при поддержке папы римского и многих рыцарей во Франции в 1066 году завоевал Англию.

·  Робин Гуд – любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, непримиримый враг богачей; разбойник, жил в лесу.

·  Жанна д′Арк – крестьянская девушка, народная французская героиня, которая во время Столетней войны организовала патриотов Франции на борьбу с англичанами.(1гг. – время ее действий)

·  Уотт Тайлер – предводитель восстания крестьян в Англии в 1381 году. Ремесленник, участник 100-летней войны. Был смертельно ранен во время переговоров. После его смерти крестьяне лишились вожака, и восстание было быстро подавлено.

·  Людовик XIV – король Франции из династии Бурбонов. Правил с 1643 по 1715 гг. при нём абсолютная монархия достигла своего рассвета. Ему принадлежит известное изречение: «Государство – это я».

·  Иоганн Гуттенберг – около 1450 года изобрёл станок для книгопечатания.

·  Ян Гус – (гг), патриот, первый из чехов стал ректором университета, выступал с критикой церкви (против продажи индульгенций, платы за обряды), требовал реформы церкви. После расправы над ним в Чехии начались гуситские войны.

Даты

486 – возникновение государства у франков. Хлодвиг – первый король франков. 630 – большинство арабских племен приняли ислам. 800 — провозглашение империи Карла Великого. 843 – Верденский раздел. Распад империи Карла Великого на три государства: Францию, Германию и Италию. 1054 – разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую). 1066 – завоевание Англии герцогом Нормандии Вильгельмом Завоевателем. – 1-й крестовый поход. Взятие крестоносцами Иерусалима. 1204 – 4-й крестовый поход. Взятие крестоносцами Константинополя. 1215 – подписание английским королем Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей. 1265 – возникновение английского парламента. 1302 – созыв Генеральных штатов во Франции. 13371453 – Столетняя война между Англией и Францией. 1445 – изобретение книгопечатания в Германии Иоганном Гутенбергом. 1453 – гибель Византийской империи. Константинополь, переименованный в Стамбул, становится столицей Османской империи.

infourok.ru

Рабочая программа по истории 6 класс(история Средневековья и История России)

Календарно – тематическое планирование курса истории 6 класса

Раздел I. «Раннее средневековье», общее количество часов: 10

Цель раздела: дать понятие о периоде средневековья, показать его самобытные черты, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

№ п/п

№ урока по теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Кол – во часов

Сроки

Вид контроля

Оборудование для уроков

Обязательный минимум

Повышенный уровень

1

1

Введение. Живое Средневековье.

1

Беседа

ИКТ

«Средние века», хронологические рамки средневековья, великое переселение народов, занятия и общественное устройство у франков, религия, Франкская империя, образование государств в Европе, политическая раздробленность, средневековая культура, Византийская империя и культура, арабские племена, ислам, арабские завоевания.

Умения сравнения, построения, аналогий, обобщения и систематизации исторических данных. Анализировать документ, свободно оперировать понятиями.

Установление причинно – следственных связей, закономерностей.

Развивать умение классифицировать, обобщать. Развивать понятийное мышление, самоконтроль в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысления, чтения.

2

2

Древние германцы и Римская империя.

1

Устный опрос, работа с картой

Мультемедиа, карта

3

3

Королевство франков и христианская церковь в раннее средневековье

1

Работа со схемой

Схема «Раннее Средневековье», ИКТ

4

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Работа с картой, фронтальный опрос

Презентация, карта

5

5

Западная Европа в IX-XI веках.

1

Работа по карточкам, работа с картой

Карта,ИКТ

6

6

Культура раннего средневековья

1

Текст с ошибками, установи соответствие

презентация

7

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Составление кроссворда

ИКТ

8

8

Культура Византии. Образование славянских государств.

1

Устный опрос

ИКТ

9

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его культура.

1

Составление сравнительной таблицы

ИКТ, карта

10

10

Раннее средневековье (повторительно – обобщающий урок)

1

Тестирование № 1

ИКТ

Раздел II. «Расцвет средневековой культуры», общее количество часов: 12

№ п/п

№ урока по теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Кол – во часов

Сроки

Вид контроля

Оборудование для уроков

Обязательный минимум

Повышенный уровень

11

1

В рыцарском замке.

1

Составление сравнительной таблицы

презентация

Феодальные отношения в странах Европы. Феодальное землевладение, феодальные повинности.

Рыцарство: образ жизни и правила поведения. Крестьяне и сеньоры, аграрное производство. Средневековый город, сословия. Ремесло и торговля, цехи гильдии. Роль церкви в обществе, католицизм и православие.

Крестовые походы и их итоги. Возникновение сословно – представительных монархий в странах Европы.

Священная Римская империя германской нации. Кризис европейского сословного общества, Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Столетняя война: причины и итоги. Образование централизованных государств в Европе. Кризис католической церкви. Папы и императоры.

Определить предпосылки, сущность и последствия явления. Умение самостоятельно анализировать исторические источники. Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. Уметь выделить основные черты феодального общества. Учиться решать проблемные и познавательные задачи. Умение четко формулировать понятия. Работать с исторической картой.

Уметь выявлять синхронность и последовательность исторических событий и явлений.

Уметь анализировать материал. Уметь сравнивать явления в различных странах. Определить предпосылки, сущность и последствия явления. Умение самостоятельно анализировать исторические источники.

12

2

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

Ролевая игра

ИКТ

13

3

Возникновение средневековых городов

1

Устный опрос, проверка д/з

Раздаточный материал, презентация

14

4

Горожане и их образ жизни

1

Работа с картой, устный опрос

ИКТ

15

5

Могущество папской власти. Католическая церковь и его еретики

1

Тест, схема

мультемедиа

16

6

Крестовые походы

1

Текст с ошибками, установи соответствие

ИКТ

17

7

Как происходило объединение Франции

1

Работа с картой, фронтальный опрос

ИКТ

18

8

Что англичане считают началом своих свобод?

1

Работа с картой, фронтальный опрос

ИКТ, мультемедиа

19

9

Столетняя война

1

Работа с картой, фронтальный опрос

ИКТ

20

10

Крестьянские восстания во Франции и в Англии

1

Проверка домашнего задания

мультемедиа

21

11

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Реконкиста.

1

Составление кроссворда

работа с иллюстрация

ми

22

12

Расцвет средневековья.

1

Контрольная работа № 2

ИКТ

Раздел III. «Осень средневековья», общее количество часов: 11

№ п/п

№ урока по теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Кол – во часов

Сроки

Вид контроля

Оборудование для уроков

Обязательный минимум

Повышенный уровень

23

1

Усиление власти князей в Германии

1

Работа с картой

Карта, ИКТ

Объединение Германии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции. Гуситское движение. Средневековая культура. Стили архитектуры Возрождение. Гуманизм. Страны Азии, Востока, Африки и Америки в средние века.

Умение полемизировать и отстаивать свои взгляды. Уметь выделить основные черты феодального общества. Учиться решать проблемные и познавательные задачи. Умение четко формулировать понятия. Работать с исторической картой.

24

2

Расцвет итальянских городов

1

Составление кроссворда

Карта, ИКТ

25

3

Гуситское движение в Чехии

1

Работа с документом

ИКТ

26

4

Завоевание турками – османами Балканского полуострова

1

Работа с контурной картой

Карта, ИКТ

27

5

Образование, философия в Западной Европе в XI-XV веках

1

Фронтальный опрос

ИКТ

28

6

Литература и искусство в Западной Европе в XI-XV веках

1

Составление рассказа, работа с документом

ИКТ

29

7

Культура раннего Возрождения в Италии.

Составление кроссворда

ИКТ

30

8

Научные открытия и изобретения.

Фронтальный опрос

ИКТ

31

9

Культура и государства Азии

1

Работа с картой

Карта , ИКТ

32

10

Культура и государства Африки и Америки

1

Составление сравнительной таблицы

ИКТ

33

11

Итоговая контрольная работа

1

Итоговый контроль по всеобщей истории №3

ИКТ

Раздел IV. «Русь Древняя.», общее количество часов: 10

№ п/п

№ урока по теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Кол – во часов

Сроки

Вид контроля

Оборудование для уроков

Обязательный минимум

Повышенный уровень

34

1

Что изучает история России?

1

Фронтальный опрос

ИКТ

История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Скифское царство и тюркские народы. Восточные славяне и их соседи: занятия, быт, верования, общественный строй. Формирование Древнерусского государства: Новгород, Киев. Княжеская власть, крещение Руси. Ярослав Мудрый, «Русская правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Культура.

Умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать умение составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы. Умение выделять причины, ход, значение исторического события. Уметь определять предпосылки для расцвета государства. Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории. Уметь выделять главное в ценностном ориентировании древнерусского общества.

35

2

Исторические источники. Археология.

1

Работа с картой

ИКТ, карта

36

3

Восточные славяне и их соседи

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

37

4

Формирование древнерусского государства

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

ИКТ, карта

38

5

Первые киевские князья

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

39

6

Правление князя Владимира и крещение Руси

1

Работа с контурной картой

ИКТ

40

7

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей

1

Составление кроссворда

ИКТ

41

8

Культура Древней Руси

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

42

9

Быт и нравы древней Руси

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

43

10

Контрольно обобщающий урок

1

Тестирование № 4

ИКТ

Раздел V. «Политическая раздробленность на Руси.», общее количество часов: 9

№ п/п

№ урока по теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Кол – во часов

Сроки

Вид контроля

Оборудование для уроков

Обязательный минимум

Повышенный уровень

44

1

Начало раздробления Древнерусского государства

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

Карта, ИКТ

Политическая раздробленность Руси, экономические и политические причины раздробленности. быт Древней Руси.Формы землевладения. Князья и бояре, свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Борьба Руси против экспансии Запада и Востока. Русь и Орда.

Уметь определять социально – экономические и политические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности.

Уметь выделять общее и особенное в социально – экономическом, политическом и культурном развитии удельных земель Определять сущность и последствия монголо – татарского ига. Уметь анализировать историческую карту: определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Делать выводы, выводить «уроки» из события.

45

46

2,

3

Главные политические центры Руси

2

Составление сравнительной таблицы

ИКТ

47

4

Нашествие с Востока

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

48

5

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Работа с картой и документами

Карта, ИКТ

49

6

Русь и Золотая Орда

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

Карта, ИКТ

50

7

Русь и Литва

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

51

8

Культура русских земель в XII-XIII веках

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

52

9

Русь в XII-XIII веках

1

Контрольная работа № 5

ИКТ

Раздел VI “Русь Московская.», общее количество часов: 16

№ п/п

№ урока по теме

Содержание учебного материала

(тема урока)

Кол – во часов

Сроки

Вид контроля

Оборудование для уроков

Обязательный минимум

Повышенный уровень

53

1

Иван III – государь всея Руси

1

Составление кроссворда

ИКТ

Москва – центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской. Московское княжество и его политика. Объединение русских земель, конец зависимости Руси от Орды. Распад Золотой Орды. Завершение объединения русских земель. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Традиционный характер экономики. Церковь в Русском государстве. Роль церкви в общественной жизни. Русская культура в конце XV – начале XVI вв.

Уметь развернуто излагать исторический материал. Вести дискуссию. Уметь выделять исторические закономерности. Умение кратко и развернуто давать ответы, оперировать понятиями. Умение анализировать исторические источники, осмысливать их. Изучать, сравнивать, анализировать, описывать, давать характеристику произведениям искусства.

54

2

Усиление Московского княжества

1

Проверка домашнего задания

Карта, ИКТ

55

3

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

Карта, ИКТ

56

4

Куликовская битва

1

Проверка домашнего задания

ИКТ, карта

57

5

Московская княжество и его соседи в конце XIV- в середине XV века

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

Карта, ИКТ

58

6

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

Проверка домашнего задания

ИКТ, карта

59

7

Московское государство в конце XV- в начале XVI века

1

Проверка домашнего задания

ИКТ, карта

60

8

Церковь и государство в конце XV- в начале XVI века

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

ИКТ, карта

61

9

Реформы Избранной рады

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

62

10

Начало правления Ивана IV

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

63

11

Внешняя политика Ивана IV

1

Работа с картой, задания в рабочей тетради

ИКТ, карта

64

12

Опричнина

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

65

13

Просвещение , устное народное творчество, литература в конце XIV- в начале XVI века

1

Составление сравнительной таблицы

ИКТ

66

14

Архитектура и живопись в XIV- XVI века

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

67

15

Быт XIV – начале XVI веков

1

Проверка домашнего задания

ИКТ

68

16

Итоговая контрольная работа

1

Итоговый контроль по истории России с древнейших времен до конца XVI века №6

ИКТ

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *