6 класс урок по теме неологизмы – 6 :
конспект урока по русскому языку 6 класс «неологизмы»
Класс 6а
Предмет Русская речь
Тема урока неологизмы
Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
— развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов;
— развивать орфографическую зоркость
Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания
Методические приёмы: работа в парах, беседа
Ход урока
1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение нового материала
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека — это…
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..
Ключ к ответам:
1
диалектными
2
Лексикой
3
Общеупотребительными
4
профессионализмами
5
лексикон
6
Лексическим значением
7
антонимами
8
омонимами
9
синонимами
— взаимопроверка учащимися выполненной работы
3. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет
— Какое слово выбрали? Почему?
— Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
— Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
— Запишите тему урока в свои тетради.
4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. – выполним это упражнение устно
Упр. – записать слова по образцу:
2) Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова —
инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг — «оценка»,
2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой,
сайт – «местоположение» ; файл — подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов.
миксер — «смешивающий аппарат или прибор»; тостер — «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг — «подводное плавание»,
5) названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – «популярная песня», сингл — «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) — «переделка»,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например:
секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор — «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии :
лифтинг — «подтяжка», пилинг — «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания,
3) распределительное письмо:
— Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:
профессионализмы
диалектизмы
неологизмы
жаргонизмы
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал
Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод)
Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер
Зарубежка, срезался, шпора,
пара, хвост, общага, стипуха, дубак
4) поддиктовка:
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.
5. Подведение итога урока:
— Что такое неологизмы?
— Приведите примеры неологизмов.
— Что удалось на уроке?
— Какие трудности испытали?
7. Домашнее задание:
Упражнение 34 стр 67
infourok.ru
I. Оргмомент 1. Эмоциональный настрой II. Актуализация знаний (письменная работа с карточками по вариантам) 1. Подведение к теме урока через выполнение упражнения «четвёртый лишний» III. Целеполагание IV. Объяснение нового материала 1. Словарно – орфографическая работа со словом «неологизм» 2. Первичные выводы по теме 3. Выборочный диктант 4. Работа с учебником и учебным пособием. «Лингвистическое исследование» V. Закрепление изученного 1. Диктант — молчанка 3. «Узнай слово по его лексическому значению» 4. Работа с текстом (изложение-миниатюра) а) слово об авторе текста б) установка на слушание в) первое чтение текста учителем г) беседа по содержанию (выполнение речеведческих заданий) д) чтение текста учащимися (работа с карточками) е) пересказ ж) повторное чтение текста учителем з) написание изложения-миниатюры VI. Подведение итогов VII. Рефлексия VIII. Оценивание работы учащихся IX. Задавание на дом | Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста. Если начинать любое дело с улыбки, то можно быть уверенным, что оно пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой и хорошим рабочим настроением. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми. (Раздаются карточки по вариантам). Фронтальный опрос Вспомните, какой раздел науки о языке мы с вами изучаем. Ученик 1, назови его. С какими понятиями раздела мы уже знакомы на данный момент? (Планируется опросить около 10 учащихся) Спасибо, ребята! От того, насколько внимательными вы были на предыдущих занятиях, зависит успешность выполнения нашего сегодняшнего задания. Вам нужно заполнить карточки по вариантам, которые я раздала. Материал карточек: I вариант Заполните пропуски 1) все слова в языке называются … 2) то, что обозначает слово, называется … 3) слова, которые употребляются жителями той или иной местности, называются … 4) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются … 5) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются… II вариант Заполните пропуски 1) словарный запас человека — это … 2) слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются … 3) слова, ограниченные в своем употреблении определённой возрастной или социальной средой, называются … 4) слова, одной и той же части речи противоположные по значению, называются … 5) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются … Проверьте работу, обменявшись с соседом. Рядом с правильным, на ваш взгляд, ответом поставьте «+», с неправильным ― «-». А теперь сверьтесь со слайдом и оцените работу соседа. На слайде: I вариант 1) лексикой 2) лексическим значением 3) диалектными 4) профессионализмами 5) омонимами II вариант 1) лексикон 2) общеупотребительными 3) жаргонизмами 4) антонимами 5) синонимами Критерии оценки пять плюсов – «5» четыре плюса – «4» три плюса – «3» два и меньше – «2» Отличники, поднимите руки! Ударники? Молодцы! А теперь внимание на следующий слайд. На слайде: космонавт, твит, КВН, фотосинтез. Какая наша задача, как вы думаете? Какое слово лишнее и почему? Верно! Попробуйте сформулировать лексическое значение этого нового слова, ученик 2. Сверимся со слайдом: Твит — короткое сообщение на сервисе микроблогов Twitter. Следовательно, какие слова мы изучим сегодня? Запись темы Открываем тетради, записываем число, классную работу, тему урока «Неологизмы». Исходя из темы, какие цели мы ставим перед собой на сегодняшнем занятии? Начнём разбираться в теме нашего урока с её названия. Проведём словарно-орфографическую работу со словом неологизм. Найдите слово в орфографическом словаре (на каждой парте) Вчитайтесь в него, всмотритесь, запомните. Постарайтесь сформулировать лексическое значение данного слова. Ученик 2, какое лексическое значение сформулировал? Есть ли другие варианты? Теперь давайте посмотрим значение в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой (со словарём работают ученики, сидящие за первыми партами). Какое толкование слова дано в толковом словаре? Что нового мы узнали? Молодцы! Теперь проговорим это слово чётко, по слогам. Запишем слово в тетради, поставим ударение, подчеркнём ошибкоопасные места. Где мы можем ошибиться? Неологизм ‒ греч. neos – новый и logos – слово. Запишите себе в тетради. Подберите однокоренные слова к слову неологизм. Подберите другие слова, образованные от греческого корня neos. Запишите их, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасные места. Выполните морфемный разбор записанных слов. Ученик 3 диктует, я оформляю запись на доске. Теперь ученик 4. Теперь ученик 5. Составьте и запишите словосочетание с одним из слов. Составьте и запишите предложение с одним из слов в соответствии со схемой, подумайте, нужна ли запятая? [ ]1(,) (что )2. Возможно прочтение нескольких вариантов ученических работ. Нужна ли в данном случае запятая? Итак, что же такое неологизмы? Спасибо! Всё ли ясно? Создание проблемной ситуации Сейчас я продиктую слова, из них вы выберете и запишите только те, что являются неологизмами. Радар, плеер, вертолёт, метрополитен, компьютер, магнитофон, Интернет, пилинг, гуглить, луноход, бан, атмосфера, кликать, карбюратор, вакцина, пост, шпора, жвачка, голкипер, СМИ, аэробус, скрин, фитбол. Ученик 6, какие слова выписал ты? Ученик 7, а ты? Есть ли другие варианты? Для того чтобы разобраться в этой сложной ситуации, проведём лингвистическое исследование. Разделитесь на 2 группы. (Раздаются карточки для второй группы2). Первая группа, откройте §20 нашего учебника, внимательно прочитайте справочную информацию по сегодняшней теме, подумайте, чем можно дополнить то, что мы с вами уже озвучили. Вторая группа работает с выдержками из учебного пособия Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002. Ваша задача – найти информацию, которая поможет нам выйти из сложившегося положения. Текст распечатки: Неологизм буквально значит «новое слово» (греч. neos – новый, logos – слово). Однако этим термином называют обычно не просто новое, а очень новое слово, совсем недавно появившееся в языке, новизна которого ощущается говорящими. Пребывание слова «в неологизмах» обычно не продолжительно. Если слово образовано удачно, а явление, которое им обозначается, плотно вошло в жизнь, то название этого явления перестаёт быть неологизмом и становится обычным словом языка. Есть ли дополнения из учебника? Есть ли дополнения у тех, кто работал с пособием Д. Э. Розенталя? Теперь, зная о таком важном критерии, как ощущение новизны слова, вернёмся к записанному в диктанте. Назовите слова, которые теперь мы отнесём к неологизмам. Понятны ли лексические значения слов? Теперь на основании услышанного составим схему о неологизмах (см. с.29,30) или нарисуем их образ (см. с.31), — кому как больше нравится. Примеры схемы и рисунка приведены на слайде. Узнайте неологизм по изображениям, запишите его. (На слайде появляются изображения, по которым учащиеся должны узнать и записать неологизм). После выполнения самопроверка по слайду: 1) суши; 2) планшет; 3) селфи; 4) ретвит; 5) спойлер; 6) хештег; 7) смайл; 8) мем; 9) лайк. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руку. У кого одна? Молодцы! Я называю вам лексическое значение, а вы угадываете слово. Проверка по слайду после каждого ответа. 1. «Любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях.» (М. А. Кронгауз, журнал «Наука и жизнь», 2012г). 2. Аналог обычного блога, но с короткими постами (100—200 символов). Используется обычно для того, чтобы написать что-то очень интересное о том, что ты сейчас делаешь. 3. Современный комплекс кинозалов 4. «Снимок экрана» 5. Трехмерный, объемный. Обычно подразумевается имитация трехмерного изображения. Мы будем работать с текстом из книги М. А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва. 3D». Кто-нибудь слышал об этом авторе? На слайды выводится краткая информация о лингвисте. Максим Анисимович Кронгауз – известный лингвист, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики, автор монографий и учебников и в то же время – человек широкого круга интересов, обладающий даром доступно и интересно рассказывать о проблемах науки. Внимательно послушайте выдержки из книги М. А. Кронгауза для написания изложения-миниатюры. С какой целью мы это сделаем? Чтение фрагмента: Лайк Новое русское слово лайк (от англ. like) вместе с фейсбуком ворвавшееся в русский язык. Самое интересное, что в русском интерфейсе фейсбука оно было переведено с помощью глагола нравиться (мне нравится, такому-то нравится), но кнопку по-прежнему продолжают называть заимствованным существительным. Лайк вступает в различные словосочетания, например, словить лайки, и обрастает родственниками: лайкнуть, лайкануть, облайкать … Определить значение лайка в действительности не так просто. Означает ли он, что сообщение нравится читателю? Или читатель просто одобряет и поддерживает “писателя”? Или присоединяется к его мнению? В социальной сети до сих пор ведутся споры о том, можно ли употреблять лайк по отношению к неприятным и особенно трагическим сообщениям (например, о смерти). Все ли слова понятны? Кто помнит задание? Сформулируйте тему. (Появляется на слайде после ответов учащихся: «Новое русское слово лайк»). Сформулируйте идею. (Появляется на слайде после ответов учащихся: Необходимо задуматься, прежде чем «употреблять лайк» по отношению к каким-либо сообщениям). (Раздаются карточки с текстом фрагмента на 3-4 минуты.) Теперь самостоятельно прочтите фрагмент для изложения-миниатюры, постарайтесь запомнить его, обратите внимание на использование неологизмов. Перескажите текст соседу по парте. С какими трудностями вы столкнулись? Учитель повторно читает текст. Тексты собираются. Приступаем к написанию изложения-миниатюры. (Возможно прочтение нескольких вариантов ученических работ). Лайк Новое русское слово лайк вместе с фейсбуком ворвалось в русский язык. Самое интересное, что в русском интерфейсе фейсбука оно было переведено с помощью глагола нравиться, но кнопку продолжают называть заимствованным существительным. Лайк вступает в различные словосочетания, например, словить лайки, и обрастает родственниками: лайкнуть, лайкануть… Определить значение лайка в действительности не так просто. Означает ли он, что сообщение нравится читателю? Или читатель просто одобряет и поддерживает “писателя”? Или присоединяется к его мнению? В социальной сети до сих пор ведутся споры о том, можно ли употреблять лайк по отношению к неприятным и особенно трагическим сообщениям. Итак, подведём итоги. Что такое неологизмы? Для чего нужны неологизмы? Заполните карточки: 1) Что у меня получилось хорошо? 2) Что могло получиться лучше? Предполагается оценить 5 учащихся после проверки записей (классной работы) в тетради. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Первое, что Вам необходимо сделать, это подготовить устный монологический ответ на тему «Неологизмы» (По учебнику с 41). Второе – выполнить упражнение 89 на с.41. Задание желающим: написать сочинение-миниатюру с использованием неологизмов на тему: 1) Что в моих карманах? 2) Моё отношение к неологизмам. Использованные неологизмы подчеркнуть, пояснить их лексическое значение. Есть ли вопросы по домашнему заданию? | Учащиеся приветствуют учителя. Садятся. Учащиеся слушают напутствие педагога. Лексикология. Лексика, лексическое значение, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы, антонимы, общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова. Учащиеся заполняют карточки: I вариант 1) лексикой 2) лексическим значением 3) диалектизмами 4) профессионализмами 5) омонимами II вариант 1) лексикон 2) общеупотребительными 3) жаргонизмами 4) антонимами 5) синонимами Взаимопроверка с соседом по парте. Оценивание друг друга. Поднимают руки. Знакомятся с содержанием слайда. Найти лишнее. Лишнее слово «твит», потому что оно новое и появилось в русском языке не так давно, как остальные. Твит – небольшое сообщение в Twitter. Учащиеся знакомятся с содержанием слайда. Новые слова. Оформление записей в тетради. Узнать, что такое неологизмы, как они употребляются в речи; научиться находить неологизмы в тексте. Открывают словарь, находят слово, запоминают его написание. Новое слово в языке. Слово или его значение, которые недавно появились. Ученики работают с Толковым словарём русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (с.48). В языкознании: новое слово или выражение, а также новое значение старого слова. Мы узнали, что неологизмом может быть не только слово или выражение, но и новое значение давно известных слова или слов. Не-о-ло-гизм. Учитель записывает на доске, ученики – в тетради. Неологи`зм Неологи`зм Учащиеся записывают в тетрадях. Таких слов нет. Неон, неоромантизм. Нео`н, Неороманти`зм Неологизм — имя существительное, изменяемая часть речи, следовательно, есть окончание – , основа – неологизм, суффикс – изм, это слово сложное, поэтому здесь 2 корня – нео- и -лог. Неон – имя существительное, изменяемая часть речи, следовательно, есть окончание – , основа – неон, корень – неон. Неоромантизм – имя существительное, изменяемая часть речи, следовательно, есть окончание – , основа – неоромантизм, суффикс – изм, корни нео- и –романт. В тетрадях должна получиться следующая запись: Неологи`зм – сущ., изм.ч.р.; Нео`н – сущ., изм.ч.р.; Неороманти`зм – сущ., изм.ч.р.; Интересный неологизм. [Сегодня мы узнали] 1, (что В. В. Маяковский был непревзойдённым мастером неологизмов)2 . Запятая между частями сложноподчинённого предложения необходима, она отделяет главное предложение от придаточного изъяснительного, присоединённого к главному подчинительным союзом что. Неологизмы — новые слова или выражения, а также новые значения старых слов. Например: селфи, аватар, саммит, микроблог, мейнстрим, мыло, парки, сникерсы, кроссы, бан, хипстер, боди,сабвуфер и т. д. Да. Пилинг, гуглить, бан, кликать, пост, скрин, фитбол. Получаются различные варианты выписанных слов. Учащиеся делятся на две группы. Изучающее чтение. Работа в группах. Вся информация, содержащаяся в учебнике, уже была озвучена. Да, неологизмом называют обычно не просто новое, а очень новое слово, совсем недавно появившееся в языке, новизна которого ощущается говорящими. Пилинг, гуглить, бан, кликать, пост, скрин, фитбол. Да, понятны. Учащиеся переносят схему/рисунок в тетрадь. 1) суши; 2) планшет; 3) селфи; 4) ретвит; 5) спойлер; 6) хештег; 7) лайк; 8) мем; 9) лайк. Поднимают руки. Мем. Микроблог. Мультиплекс. Скриншот. 3D. Вероятнее всего, учащиеся не ответят на вопрос. Знакомятся с содержаниями слайдов. Для того чтобы определить тему, идею, запомнить текст. Глобальное слушание. Да. Нужно сформулировать тему и идею. О новом слове лайк. «… Значение лайка в действительности не так просто». Учащиеся самостоятельно работают с текстом. Дети выполняют устный пересказ. Ученики озвучивают проблемы. Учащиеся прослушивают текст. Дети пишут изложение. Лайк Новое русское слово лайк, вместе с фейсбуком ворвалось в русский язык. Интересно, что в русском интерфейсе фейсбука оно переведено с помощью глагола нравиться (мне нравится, такому-то нравится), но кнопку по-прежнему продолжают называть заимствованным существительным. Лайк вступает в различные словосочетания, например, словить лайки, и обрастает родственниками: лайкнуть, лайкануть, облайкать … Определить значение лайка в действительности не так просто. Означает ли он, что сообщение нравится читателю? Или читатель просто поддерживает “писателя”? В социальной сети до сих пор ведутся споры, можно ли употреблять лайк по отношению к неприятным и особенно трагическим сообщениям. Неологизмы — новые слова, которые еще не стали привычными и повседневными названиями предметов, понятий. Они называют новые понятия и явления. Их умелое использование обогащает язык. Заполнение карточек. Пятеро учеников сдают тетради. Записывают в дневник. Упр. 89 1) СМИ, имидж, триллер, саммит. 2) В кинотеатре в следующих выходных покажут новый триллер с эффектами 3D. 3) Опытный стилист работал над имиджем звёзд. 4) На экономическом саммите обсуждалось много важных вопросов. «Как Вы относитесь к неологизмам?» (Ответы взяты с сайта http://otvet.mail.ru. Орфография и пунктуация сохранены). 1. Плохо отношусь, потому что думаю, что их все можно заменить нормальными русскими словами. Это не новые слова, а старые английские. Их используют те, кто не знает в достаточной мере Великого и Могучего, и пытается это замаскировать. 2. По сравнению с русскими, заимствованные неологизмы звучат лучше, представительней что-ли. Что плохого в таких словах если их попросту нет в русском языке? Меняется жизнь, появляются новые вещи, их нужно как то называть, обозначать. 3. К неологизмам я отношусь нейтрально. Не вижу ничего плохого в этих словах, они даже, возможно, расширяют кругозор, если можно так сказать… Главное умело их употреблять, и тогда неологизмы будут благом, а не злом, как многие считают. Учащиеся задают вопросы, если они имеются. | Регулятивные (волевая саморегуляция, настрой на учебную деятельность). Познавательные (в данном случае, логические учебные действия – умение анализировать информацию, работа с научными понятиями). Регулятивные (сличение с образцом и оценка). Регулятивные (планирование дальнейшей деятельности). Познавательные (в данном случае, логические учебные действия – умение анализировать информацию, умение осознанно строить высказывание в устной форме, освоение общего приёма доказательства). Регулятивные (целеполагание с целью планирования дальнейшей деятельности). Познавательные (умение анализировать информацию, осознанно строить высказывание в устной форме, применять методы работы со словарями). Познавательные (умение анализировать информацию, осознанно выстраивать высказывание в устной форме) Познавательные (умение анализировать информацию, сформулировать проблему и найти способ её решения). Познавательные (умение анализировать информацию; сформулировать проблему и найти способ её решения, осознанно выстраивать высказывание в устной форме) Коммуникативные (диалог с учителем, возможно, и с другими учениками при ответе на вопрос). Познавательные( общеучебные действия, в ходе которых происходит работа с информацией, её систематизация). Познавательные (умение анализировать информацию). Познавательные (умение анализировать информацию). Познавательные (умение анализировать информацию). Познавательные (умение анализировать информацию). Регулятивные (планирование дальнейшей деятельности). Познавательные (умение анализировать информацию). Познавательные (умение анализировать информацию, структурировать её). Познавательные (умение анализировать информацию). Познавательные (умение анализировать информацию, строить произвольное устное высказывание). Познавательные (умение адекватно передавать содержание текста в письменной форме, соблюдая нормы построения, выделять основную и второстепенную информацию). Познавательные( общеучебные действия, в ходе которых происходит работа с информацией, её систематизация). Личностные (соотношение цели действия и его результата). Познавательные (логические учебные действия – умение анализировать информацию). |
videouroki.net
Открытый урок в 6 классе по теме «Неологизмы»
Урок русского языка в 6 классе «Неологизмы»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока.
1. Образовательные: дать понятие о неологизмах
2. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.
2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.
1. Этап
Инициация
Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.
Время проведения: 2 мин.
Проведение: дети становятся в круг и здороваются как близкие люди, деловые люди,
Оценка результата:
Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками
Метод «Приветствие»
участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом.
Прошу вас изобразить эти приветствия:
1) Давайте поздороваемся как деловые люди с учителем (улыбнемся и слегка наклоним голову),
2) друг с другом, как близкие люди;
3) давайте поприветствуем наших гостей, как в Японии.
Дети выполняют.
Формирование эмоционального настроя на урок.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
2. Этап
Вхождение или погружение в тему
1)Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним — молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.
Давайте посмотрим на слова, которые написаны у вас на листочках:
1 группа — кафтан, око, имидж
2 группа — веретено, черевички, вирус
3 группа — ветрило, чело, флешка
По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика? Подумайте.
Теперь эти листочки распределим на деревья.
Помогайте мне отправлять каждый листик на свое дерево.
Молодцы, на одно дерево вы отправили такие листья, как : кафтан, веретено, ветрило, око, чело. ( Ребята должны правильно расформировать слова, т.к. предыдущая тема была «Устаревшие слова»).
Веретено— приспособление для прядения
Ветрило-то же, что парус
Око-глаз
Чело-лоб
Черевички— женские башмаки на каблучках и с острым носом
А почему вы так поступили?
А теперь давайте посмотрим на второе дерево. На него мы отправили листики, на которых написаны такие слова, как : имидж, флешка, вирус, хакер. Что обозначает каждое слово?
Имидж— Мужской род
Целенаправленно формируемый образ политического деятеля, телевизионного ведущего, актёра и т. п. в целях их широкой популяризации и рекламирования.
Флешка— от (от англ. flash) разговорный термин, миниатюрное запоминающее устройство
Вирус— мельчайшая частица, возбудитель инфекционного заболевания
(Если ученикам трудно, то обращаемся к словарю, хотя они должны понимать значение)
Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи?
( В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет).
Молодцы, а как вы думаете, почему появились такие слова, которые мы отправили на молодое дерево? С чем связано их появление?
Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются неологизмами.
«Нео» — новый, «логос»- слово ( греч.).
Тема нашего урока сегодня — НЕОЛОГИЗМЫ
УЧИТЕЛЬ:
Н.В.Гоголь говорил: «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». И это так.
Продолжите, пожалуйста, предложение: (хорошо это или плохо?)
«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему неологизмы…»
Варианты ответов детей:
-это очень хорошо
-потому что мы должны знать русский язык
-она нам пригодится при сдаче экзамена
-она нам нужна для подготовки к контрольной работе
УЧИТЕЛЬ— Итак, предположите, пожалуйста, каковы цели сегодняшнего урока. Цели сегодняшнего урока таковы:
1) знать…
2) уметь…
Цели сегодняшнего урока таковы:
1) Знать особенности образования неологизмов;
2) Уметь находить эти части речи в тексте;
3) Уметь создавать собственное высказывание, используя неологизмы
Работа с учебником.
— чтение правила. (П.26, стр.72)
Объяснение учителя
Неологизмы воспринимаются как новые слова до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.
Вы по группам получили домашнее задание.
3 Этап
Интерактивная лекция
Цель: раскрытие темы урока.
Ученик у доски раскрывает тему урока классу
Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.
Группа № 1
Ученик 1. Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Появились они вместе с новыми понятиями. Важные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов.
Ученик 2. У нас было задание: дать толкование этих слов, используя словарь.
Стикер- наклейка, этикетка, аппликация, малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе.
Смайлик -(англ. smiley — «улыбающийся») или счастли́вое лицо́ (☺/☻) — стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица
Синтаксическая пятиминутка.
Задание: записать предложение в тетради и у доски, выполнить синтаксический разбор.
12 апреля 1961 года мир слушал первого космонавта.
— Встретилось ли вам в предложении новое слово?
— Как звали первого космонавта Земли?
Метод «Путешествие в детство» (музыка)
Цель: повысить уровень энергии в группе.
Численность: все
Проведение: участники сидят. Ведущий произносит инструкцию.
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вздохов. Все мы уже не дети, а так хочется побыть детьми. Так давайте на несколько мгновений вернемся в детство.
Итак, 1)представьте, что вам 5 лет. Почувствуйте себя ребенком, который очень гордится, что построил крепость из песка.
2)Почувствуйте себя ребенком, который находится в восторге от мыльных пузерей!
3)Почувствуйте себя ребенком, которому на День рождения подарили очень много подарков!
Запомните эти приятные ощущения от путешествия в детство. И знайте, что когда вам захочется, вы всегда сможете вновь стать ребенком.
А теперь потянитесь, руки вверх поднимите, потрясите и сделайте глубокий вдох.. Возвращайтесь к занятиям вдохновенными и бодрыми.
Теоретическая игра «Веришь-не веришь»
Вопросы:
1. Веришь ли ты, что неологизмы, это новые слова?
2. Боулинг — это игра в шары?
3. Неологизмы обогащают нашу речь.
4. Словаря-справочника «Новые слова и значения» нет.
Выступление ученика 1 группы
— В 1984 году вышел в свет словарь-справочник «Новые слова и значения». Словарь включает около 5 500 слов, а также сочетаний и выражений. В нём даются толкования слов, подтверждаемые цитатами; в необходимых случаях делаются стилистические пометы. Например:
Аутотренинг, — а, м. метод воздействия на собственное физическое и психическое состояние; аутогенная тренировка. Методы аутотренинга и гигиенические приёмы, применяемые в комплексе с самыми обычными лечебными мерами, позволяют зачастую восстанавливать нервное равновесие. В последние годы всё большую популярность завоёвывает аутотренинг — сознательное управление физиологическими процессами тела, например, сном.
Учитель:
-Что мы поняли?
(Появляется новый предмет, и народ придумывает ему название. Так и появляется новое слово, т.е. неологизм)
Иногда эти слова приходят из других языков, т.е.заимствуются.
— Что подготовила 2 группа?
Группа № 2
Ученик Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры.
По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход (сложение основ).
Слова пулемётчик, миномётчик послужили моделью для образования слова ракетчик (суффиксальный –ЧИК).
Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться (прист.-суф.)
Учитель: Как образовались эти новые слова?
ФИЗМИНУТКА
УЧИТЕЛЬ: А теперь выполним самостоятельную работу. Перед вами текст.
Задание: давайте и мы поупражняемся в образовании новых слов.
Текст называется « Вокруг света на корабле «Бигль».
Прочитайте этот текст;
из слов, находящихся в скобках, образуйте сложные слова и запишите только их.
1 ученик – у доски.
Вокруг света на корабле «Бигль»
Великий учёный Чарлз Дарвин в молодости совершил (свет, круг)__________ (путь, шествие) ______________ на корабле «Бигль». (Десять, пушки) ____________ бриг «Бигль» плавал под командой капитана Фиц Роя. Чарлз Дарвин был на корабле натуралистом и каждый день записывал свои наблюдения. Как много необычайного занёс в свои записки молодой ученый! Он видел интересные созвездия южного полушария, он наблюдал действующий вулкан и видел ужасные последствия (земля, тряска)_________________. Иногда (море, плавать)_____________ покидали свой бриг и отправлялись исследовать неведомые страны.
За (пять, лет) _______________плавание Дарвин накопил богатейший материал для своей научной работы.
Проверь себя:
Кругосветное, путешествие, десятипушечный, землетрясения, мореплаватели, рудокопов, рабовладелец, пятилетнее.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Учитель: Что нам подготовила 3 группа?
Группа № 3
Ученик Создатель новых слов — народ.
Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.
Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.
Достоевский придумал слово «стушеваться».
Ломоносов ввёл новые термины: «созвездие», «полнолуние», «притяжение», «градусник», «преломление», «равновесие», «диаметр», «квадрат», «кислота» и «минус».
Целый ряд неологизмов принадлежит Карамзину: «влияние», «трогательный» «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «первоклассный», «человечный».
Учитель: Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.
У вас было задание: найти в произведениях русских поэтов 20 века неологизмы, объясните их значение.
1 ученик «Молоткастым» и «серпастым» паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт Владимир Маяковский в знаменитых стихах об этом документе.
2 ученик Игорь Северянин сочинил слово «бездарь» для обозначения людей, не наделенных никаким талантом. Правда, «уйдя в народ», неологизм сменил ударение — Северянин его ставил на второй слог.
3 ученик Наверняка не все слышали о писателе Александре Казанцеве или о его фантастическом романе «Планета бурь», зато каждый хотя бы раз использовал придуманное фантастом слово «инопланетянин», заменившее неуклюжее «инопланетчик».
Учитель:
Послушайте стихотворение Николая Егорова с новым авторским словом:
От села
До переката
Где идёт озимый сев,
Пляшут бойкие дождята,
На минуту не присев.
Назовите новое слово из стихотворения.
Как оно образовалось?
Какой это неологизм? (авторский)
Метод «Веселый мяч»
Цель: сконцентрировать внимание
Время: 1,5 мин.
Численность: по 2 чел. от группы
Проведение: капитан бросает мяч членам другой команды. Если это неологизм, то надо поймать мяч и дать толкование слова.
Если это не неологизм, то надо отбросить мяч.
Слова для игры в мяч.
1 группа.
Хакер (неологизм) (от нем. hacken — подсекать)-компьютерщик-любитель, проникающий в чужие базы данных.
Бурак (диалектное)
2 группа.
Акварель –(профессиональное)
Кастинг (неологизм)-предварительный отбор- смотр актеров, манекенщиц для конкурса.
3 группа.
Шпора –(жаргонизм)
Ланч (неологизм)-в англоговорящих странах — прием пищи в полдень.
Закрепление материала.
Учитель: (по 5 слов каждой группы – 3 мин. и на объяснение — 2 мин.)
Задание: записать неологизмы в тетрадь, устно объяснить их значение
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп.
1 группа
1) слова — экономические термины:
оффшор — свободный,
роуминг — распространение;
-политические термины:
спикер — председатель парламента,
инаугурация — церемония вступления в должность президента страны,
рейтинг — оценка
После объяснения детей показать
2 группа
— слова — термины, связанные с компьютерной техникой:
сайт – местоположение;
— названия некоторых бытовых предметов:
миксер — смешивающий аппарат или прибор;
тостер — приспособление для поджаривания тостов;
— спортивные термины:
дайвинг — подводное плавание,
— названия некоторых профессий
секьюрити — охрана,
После объяснения детей показать
3 группа
— названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – популярная песня,
ремейк (римейк) — переделка,
— названия некоторых профессий
провайдер — поставщик,
риелтор — агент по продаже недвижимости
дидже́й— человек, осуществляющий публичное воспроизведение музыкальных произведений
После объяснения детей показать
Этап Эмоциональная разрядка
Игра «Ипподром»
Цель: разминка класса
Весь класс
Проведение: все стоят в кругу по группам. Ведущий рассказывает правила игры:
Кони бегут – топаем ногами, плюс:
Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям.
По камням – бьем кулаками по груди.
Через барьер скачут – хлопаем.
Трибуна джентльменов – мальчики кричат.
Трибуна леди – девочки визжат.
Игра
После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.
Бегут кони по ипподрому
Бегут по камням
Кони бегут
Трибуна джентльменов –
Через барьер скачут
Трибуна леди
После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.
Мероприятие «Лабиринт»
Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.
Каждая группа получает задание: из многообразия слов выбрать только неологизмы, т.е. слова, которые возникли недавно, написать на листочках, объяснить значение и прикрепить на дерево.
1 группа:
скейтборд-вид спорта на специальной доске с четырьмя роликами, доска для такого катания;
агнец (ягненок),
стезя – дорога, путь
2 группа:
пирсинг-украшение различных частей тела кольцами, которые вдеваются в проколотые места
врата (ворота)
длань (ладонь)
3 группа:
плейер-устройство или программа для воспроизведения аудио или видеозаписей
днесь (сегодня)
ратник (воин)
Учащиеся фломастерами на листочках записывают неологизмы, вешают на дерево, объясняют значение слов.
— Почему вы отобрали именно эти слова?
— Зачем в речи нужны неологизмы?
— Могут ли неологизмы устаревать?
— О каких способах появления неологизмов вы узнали?
(появляется предмет и придумывается слово;
— заимствуется предмет с названием;
— образуется новое слово при помощи добавление каких-либо морфем;
— авторские неологизмы.
Домашнее задание
1 задание- придумать название предметов к данной картинке
2 задание- упр.132, стр.74
Метод «Всё у меня в руках»
Цель: выяснить отношение участников к уроку.
Время: 3 мин.
Численность: все участники
Материал: листы, фломастеры, кнопки
Проведение: участники рисуют на листе свою руку, обводя ее контур, записать, какое слово впервые услышал, запомнил, что понравилось, зачем нужно изучать неологизмы.
Предполагаемые результаты выполнения заданий учениками
Ожидаемый результат – активное употребление сложных слов и неологизмов в устной и письменной речи, создание творческой атмосферы
Рефлексия
Подведем итог нашей работы.
Что интересного и полезного вы сегодня для себя извлекли из занятия?
Какое задание показалось вам трудным?
Почему?
На что нужно обратить внимание?
Многочисленные заимствованные неологизмы, проникающие в русский язык — явление закономерное, отражающее активизировавшиеся в последнее десятилетие экономические, политические, культурные, общественные связи и взаимоотношения России с другими странами.
Употребление подобных слов «безобидно» в том случае, если они не имеют аналогов в русском языке и заполняют, так сказать, пустые «ниши» в нашей словесности.
Иное дело — тенденция заменять привычные русские слова заимствованными синонимами. С грустью приходится констатировать, что (в который уже раз) в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы мы всё больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке, ибо язык отражает образ жизни и образ мыслей.
В русском языке уже есть немало прекрасных слов и заимствованные неологизмы следует употреблять тогда, когда это действительно необходимо.
Этап Подведение итогов (1 минута)
Метод «Комплименты »
Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?
Весь класс
Скажем друг другу комплименты
multiurok.ru
Конспект урока русского языка по теме «Неологизмы» 6 класс
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии критического мышления. Урок русского языка в 6 классе по теме «Неологизмы» реализован с использованием методов этой технологии.
Данный урок состоит из семи основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. Для этого спланирована работа с отдельной группой обучающихся, требующая особого внимания учителя. Детям, обучающимся по адаптированной программе, предлагаются индивидуальные карточки, условно-схематические опоры, а также направляющая помощь педагога.
1 этап – организационный (2 мин) задает общее настроение последующих 38 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.
С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший не простой процесс.
2 этап — актуализация знаний (6 мин) используется дидактическая игра «Лабиринт», по правилам которой обучающиеся из множества слов должны сформировать группы. Выполняется задание в парах, обсуждение результатов игры происходит фронтально. Сопровождается этап слайд-презентацией, использование которой позволяет анимировать объяснения правил игры, качественно и быстро провести проверку
3 этап – мотивация учебной деятельности (3 мин) начинается с постановки проблемной ситуации и обсуждения высказывания Горация (древнеримского поэта). Благодаря последовательной постановке вопросов учащиеся приходят к выводу, что: «Слово живёт, развивается», т.е. имеет свою биографию.
4 этап — изучение нового материала (9 мин) организуется по предложенным учителем текстам с теоретическими сведениями по изучаемой теме и учебникам (стр.41). Теоретический материал исследуется школьниками метод ИНСЕРТЫ. Делаются пометы
«*» — знал
«+» — новое
«-« — вызывает сомнения
«?» — вопросы
Далее обсуждение изученного, в процессе которого развиваются умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
5 этап — обобщение, систематизация знаний и умений учащихся (8 мин) Проводится в форме творческой работы по составлению сказки на современном языке с использованием неологизмов. На этом же этапе проводится работа над словами для запоминания ракета, атмосфера по электронному приложению.
6 этап – рефлексия. Подведение итогов урока (9 мин). Ребята систематизируют полученные знания путем составления кластера. Коллективная работа способствует развитию умений рационально организовывать работу, действовать в команде.
7 этап — домашнее задание (3 мин) дается двух уровней
1) Стр.41 выучить определение. Выписать из периодической печати 5 предложений с неологизмами
2) Стр.41 выучить определение. Упр.89.
Отметочное оценивание в течение урока происходит на этапах закрепления эмоциональная оценка сопутствует на протяжении всего урока.
Данный урок дал результат 54% качества и 100% успеваемости. На протяжении всего занятия царила «живая», насыщенная, рабочая обстановка, что говорит о рациональности используемых методов обучения и форм организации работы учащихся.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка по теме «Неологизмы» 6 класс »
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему «Неологизмы»
Ф.И.О.: Скобельцина Татьяна Владимировна
Класс: 6 Дата: Предмет: русский язык
Тема урока: Неологизмы (новые слова).
Цели урока:
Обучающая: сформировать понятие о неологизмах; объяснить причины появления этих слов в языке.
Развивающая: развитие умения формулировать определение понятий, развитие внимания и мыслительной деятельности, развитие коммуникативных умений, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательная: воспитывать любовь к языку, усидчивость обучающихся.
Этапы урока
Ход урока
Заметки
Шестое октября
Классная работа
Неологизмы (новые слова)
На доске.
I. Орг. Момент. У.З.: настроить учащихся на работу.
II. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
У.З.: подвести учащихся к понятию по теме урока.
2. Работа с правилом.
У.З.: познакомить учащихся с правилом.
3. Словарно-
лексическая работа.
У.З.:
Познакомить с понятием.
Расширение словарного запаса.
III. Закрепление.
1. Упражнение на закрепление.
У.З.: формировать умения находить неологизмы в тексте. Развитие мыслительной деятельности.
2. Упражнение №87.
У.З.: развитие внимательности учащихся.
3. Упражнение №88.
У.З.: развитие умения формулировать определение понятий.
IV. Итог урока.
V. Д/З.
— Здравствуйте ребята! Садитесь. Запишите в тетради число и тему сегодняшнего нашего урока. Сегодня мы с вами познакомимся с понятием неологизмы и научимся находить новые слова в тексте.
Слово живёт века, но меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления.
— Как называются такие слова? (устаревшие слова). — Какова их судьба? (данные слова выходят из активного повседневного употребления).
На прошлом уроке вы изучали устаревшие слова. Как вы уже знаете, устаревшие слова, это слова, которые постепенно выходят из активной повседневной лексики. Но словарный состав языка должен пополняться, им на смену должны приходить новые слова. Вот такие новые слова, которые появляются в языке и называются неологизмами. Неологизмы появляются в связи с прогрессом в науке, технике, искусстве и других отраслях.
— А теперь давайте прочтем правило на стр. 41 учебника.
Запишите в справочники или в тетради правило.
И словарный состав непрерывно обогащается за счет появления новых слов.
— Запишите словарные слова в справочник или в тетрадь.
— Ребята, как вы понимаете, что значит слово «ракета»? Объясните лексическое значение слова.
— А что значит «атмосфера», по-вашему, мнению? Объясните лексическое значение слова.
— А вот по словарю Ожегова эти слова обозначают следующее. Давайте запишем в справочники определения…
“Ракета” в словаре Ожегова.
1. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд с гильзой, начинённой пороховым составом, который после выстрела ярко светится в воздухе. Сигнальная р.
2. Беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Боевые ракеты (стратегическая, оперативно-тактическая, тактическая). Космическая р. Геофизическая р. Р. носитель (баллистическая ~, выводящая объект в космическое пространство). Крылатая ракета.
3. Быстроходное речное пассажирское судно на подводных крыльях. Плыть на ракете. Прил. ракетный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Ракетное оружие. Ракетное топливо. Ракетные войска стратегического назначения. Р. пуск.
“Атмосфера” в словаре Ожегова.
1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, солнце и звёзды.
2. Перен. Окружающие условия, обстановка. Товарищеская; доверия; в атмосфере дружбы.
3. Единица давления.
— Давайте выполним упражнение №87.
Спутник, искусственный, ракета, лунник, луноход, лунотрясение, корабль прилунился, межпланетные автоматические станции, венерианская атмосфера.
Появился – явь, лунотрясение – тряска, в намеченном – в каком, П.п.; в пункте – П.п.; с помощью; станций; атмосферы – словарное слово.
— Подумайте, какие ещё слова возникли в связи с полетом человека в космос? (Луноход, космодром, инопланетяне, инопланетная пыль, космонавт…)
Создайте слова.
— Сколько вы должны знать слов? (11тысяч)
— Самые последние неологизмы к какой сфере деятельности относятся? (наука, космос, компьютеры)
— Выполним следующее задание. Найди самое «новое» слово. Один учащийся работает у доски. Объясняем правильное написание орфограмм.
1) босоножки, сандалии, кроссовки;
2) кафтан, шуба, куртка;
3) арифметика, счёты, компьютер;
4) радио, фотоаппарат, магнитофон.
Задание. Соотнести понятие с определением.
Планетолог – это астроном, изучающий планеты.
Акванавт – это человек, который погружается в специальном аппарате в водные глубины для их исследования.
Ракетчик – это воин, который служит в ракетных войсках.
— Давайте подведем итог сегодняшнего нашего урока.
— Что такое неологизмы?
— В связи с чем появляются в языке новые слова?
Учитель диктует слова. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши один раз, если они слышат неологизм:
Птичка, лапти, кроссовки, веретено, микроавтобус, картина, очи, коттедж, дверь, мобильник, перстни, уста, ноутбук, зеркало, чадо, компьютер.
Упражнение №89. Комментирую домашнее задание.
«Ракета» и «атмосфера» — надо запомнить написание.
Записано на доске.
На доске.
Литература
УМК по русскому языку Рамзаевой Т.Г. Русский язык. 6 класс.
http://peressa2009.narod2.ru/EGE_po_russkomu_yaziku/
infourok.ru
Урок русского языка в 6 классе «Новые слова (неологизмы)»
Урок русского языка в 6 классе
«Новые слова (неологизмы)»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить новые слова (неологизмы) в тексте, использовать их в речи, расширить знания о толковых словарях, формировать познавательную активность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, толковым словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое новые слова, уметь распознавать и использовать их в тексте и речи, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД— самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация
Слово учителя:
-Ребята, я приглашаю вас в мир интересных слов:
Компьютер, видео, принтер, сайт, сканер
-Давайте с ними разбираться
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие
Учитель: Запишите число, классная работа
1) Анализ записанных на слайде слов
-Что обозначает каждое из этих слов?
-Как вы думаете, когда эти слова появились в языке? А в связи с чем?
-Составьте и запишите с ними словосочетания, разберите их (схемы)
-Предположите, как называются эти слова?
3)Запишите тему урока «Новые слова»
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения
Слово учителя:
-Подберите и запишите к каждому из слов однокоренные слова (Компьютер, видео, принтер, сайт, сканер)
-Произвести морфемный и словообразовательный разбор всех записанных слов
-Всегда ли легко выделить морфемы в данных словах? Почему?
Предположите, что такое новые слова?
-Какие новые слова вы еще знаете?
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока
Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
1)Чтение и анализ материалов учебника, п.26, стр.72
-рассмотрите рисунки стр.75 учебн.
-что перепутал художник?
-прочитайте материал для наблюдений и правило. Как по-другому называются новые слова? (неологизмами)
-совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали?
2)Самостоятельная работа
(Составление кластера)
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность
1. Анализ упр.129 сформулировать основную мысль, определить тип и стиль речи
1 чел.-выписать неологизмы, определить способ образования
2 чел. -синтаксический разбор последнего предложения
3 чел.- морфологический разбор слова проекты
2. Самостоятельная работа (упр.131):
— пользуясь толковым словарем, найдите соответствия (неологизм и его значение)
3.Взаимопроверка упр.129. Работа в парах. Сравнение с эталоном (на слайде правильные ответы)
4. Комментированное выставление оценок
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия
Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке.
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание
П.26, кластер учить, правило учить, выписать из СМИ примеры употребления неологизмов
infourok.ru
Чачкова Анна Валентиновна Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами. Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке; Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания Ход урока1. Орг. начало урока. Терминологический диктант Ключ к ответам:
— взаимопроверка учащимися выполненной работы 3. Сообщение темы и целей урока. — Какое слово выбрали? Почему? 4. Изучение нового материала 2) Это интересно: 3) распределительное письмо:
4) поддиктовка: 5) подготовимся к ГИА: 2. Укажите ошибочное суждение: 6. Подведение итога урока: 7. Домашнее задание: |
www.igraza.ru