6 класс история средних веков христианская церковь в раннее средневековье – Презентация по истории 6 класс «Христианская церковь в раннее Средневековье»
Trojden | Христианская церковь в раннее Средневековье: Агибалова Е. В.
Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?
1. Хлодвиг и христианская церковь. Хлодвиг и знатные франки склонялись к принятию христианской религии. Христианская церковь быстро обогащалась, но главная её сила заключалась в духовном влиянии. Вера в единого Бога сплачивала людей. Священник мог направить их на борьбу с врагами, примирить с новыми податями; церковь укрепляла авторитет правителей среди населения. И Хлодвиг постарался заручиться такой поддержкой: король и дружина приняли христианство, а за ними и все остальные франки.
Короли охраняли богатства и привилегии церкви, щедро дарили ей земли и ценные вещи.
А церковь, в свою очередь, укрепляла их власть, утверждая, что их победы и деяния угодны Богу. Руководители церкви были ближайшими советниками Меровингов; как грамотные люди, они помогали королям составлять указы и послания.
С принятием христианства в Западной Европе распространилась латинская письменность; на латинском языке велось богослужение. К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвлённой организацией (см. схему).
Организация христианской церкви
2. Духовенство и миряне. Папа римский считался преемником апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа являлся главой всей церкви. Церковными делами в областях управляли епископы и архиепископы (главные епископы). Священники в храмах вели богослужение и произносили проповеди: опираясь на Библию, они наставляли верующих, как жить по Божьим законам. Прихожане местных небольших церквей составляли церковные приходы.
Служители церкви представляли особый слой населения — духовенство: оно руководило духовной жизнью людей. Остальные люди назывались мирянами: они жили в миру, то есть не порывали с житейскими делами.
3. Монастыри.
Некоторые христиане желали посвятить жизнь только служению Богу. Они уединялись в пустынных местах — в лесах, на островках, где создавали свои маленькие обители. Таких людей называют монахами1. Вскоре монахи по всей Европе стали создавать религиозные общины — монастыри. В отличие от белого духовенства монахи назывались чёрным духовенством (по тёмному цвету их одеяний).Монах давал обет (обещание) отказаться от личного имущества и семьи, жить в трудах, бедности и молитвах, беспрекословно подчиняться руководителю монастыря аббату (в переводе с арамейского — отец). Они вместе молились, а в остальное время им полагалось трудиться. Все монахи считались братьями во Христе.
Монастырь обычно был отделён от внешнего мира стеной. Центром монастыря служил дворик, из него вели входы в церковь, трапезную (столовую) и кельи (отдельные жилые комнаты монахов). К внутренней ограде примыкал хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником; далее располагались сад, огороды, грядки с лекарственными травами. На территории монастыря устраивали помещения для приёма даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле церквей или даже в их оградах.
1 Монах в переводе с греческого — одинокий.
Макет монастыря Сен-Галлен. IX в.
Где, по вашему мнению, на этом плане находятся помещения монастыря, названные в тексте параграфа?
Во Франкском государстве было основано около 250 монастырей — мужские и женские. Убеждённые в силе церкви как посредника между Богом и людьми, христиане надеялись, что её служители своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев и других бедствий, которые Бог посылает за грехи1 людей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю своё имущество, а там читали молитвы за упокой души завещавшего.
1 Грех — нарушение заповедей Божьих. Нераскаянный грех обрекает, но мнению христиан, душу умершего на вечные адские муки.
Монах пишет хронику событий. Миниатюра XI в.
У епископов и монастырей появилось много земель. Они старались поселить в своих владениях побольше людей. Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Всё высшее духовенство состояло главным образом из представителей знатных семей.
4. Искусство рукописной книги. Долгое время в Западной Европе письмом владели только служители церкви, и то не все: они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
В монастырях создавались скриптории — мастерские по переписке рукописей. Переписка книг считалась делом, угодным Богу. Монахи переписывали не только религиозные книги, но и рукописи римских поэтов и философов, если эти книги не противоречили христианскому вероучению. Так до нас дошли многие произведения Античности. Но неугодные произведения уничтожались: старый текст смывали или соскребали и писали христианские тексты.
По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
1 Пергамен — специально обработанная кожа молодых телят или ягнят.
Инициал с автопортретом монаха
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому времени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать человеческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.
Книг было мало, и стоили они очень дорого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рождении ребёнка, на свадьбу.
На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.
Образование в эпоху раннего Средневековья
Для эпохи раннего Средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты — мудрецы, в чьих книгах содержится истина: например, в диалектике — Аристотель, в поэзии — Вергилий и Гораций, в прозе — Цицерон. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Над лежало твёрдо следовать поучениям Отцов церкви, мыслителей и святых первых веков христианства: святого Августина, святого Иеронима и других. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость.
Науки квадривиума были слабо развиты. Счёт долго вёлся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали. чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.
В монастырской школе. Миниатюра XIV в.
5. «Семь свободных искусств».
При монастырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, записывали законы, составляли важные послания.В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум — первая ступень — включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.
1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден. 2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству? 3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение. 4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри? 5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви? 2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей? 3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью? 4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему? 5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ. 6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.
trojden.com
Урок «Христианская церковь в раннее средневековье» (6 класс)
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-
венную политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь,
вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-
нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-
ками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки
приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-
щихся к следующим выводам:
• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-
воеванным христианским населением Галлии.
• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-
нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-
двига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2. Духовенство и миряне.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организация
христианской церкви» .
духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру», относились к мирянам.
Христианская церковь — мощная организация. В каждом горо-
де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-
вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-
ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.
К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представлен
макет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа для
будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,
мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от
внешнего мира стеной.
Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
Монах (в переводе — «одинокий»). Первоначально глубоко
верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь
служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни — в пусты-
ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в
группы и жить в специальных поселениях — монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым
Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.
Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов — бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении
веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-
щеннослужителей .
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об
отношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое
произведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу пра-
ведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий;
Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к
воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-
шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть
тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-
ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно
подчиняться духовному руководству церкви.
4. Организация монастырей.
Рим постепенно превращается в центр западного христианст-
ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу
столицы ранее могущественной империи.
Во время управления Франкской империей Пипина Короткого
папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов).
Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы
дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле-
ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая.
В конце IV — начале V вв. римские епископы присвоили себе
право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали
восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа
Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас-
ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке
образовалось государство римских пап — Папская область.
Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче-
ской, во главе стоял папа Римский.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: §2.
infourok.ru
План-конспект урока по истории (6 класс) на тему: ПЛАН — КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ : «ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»
6класс
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Цель: показать процесс превращения церкви в могущест-
венную политическую и экономическую организацию.
Основные понятия и термины: священник, проповедь,
вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, монастырь, мо-
нах, обет, аббат, трапезная, келья, грехи, Папская область.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и франками.
2. Духовенство и миряне.
3. Организация монастырей.
4. Возникновение Папской области.
1. Значение принятия христианства Хлодвигом и фран-
ками.
Учащимся необходимо вспомнить, почему Хлодвиг и франки
приняли христианство. Выслушав ответы, учитель подводит уча-
щихся к следующим выводам:
• Принятие христианства усиливало власть Хлодвига над за-
воеванным христианским населением Галлии.
• Следовательно, Хлодвиг покровительствовал церкви, охра-
нял ее богатства, дарил ей земли. Церковь укрепляла власть Хло-
двига. Руководители церкви были советниками короля.
• Постепенно сформировалась внутренняя организация церкви.
2. Духовенство и миряне.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Организация
христианской церкви» .
Все служители церкви составляли особый слой населения —
духовенство.
Все, кто не входил в церковную организацию, то есть жили в
«миру», относились к мирянам.
Христианская церковь — мощная организация. В каждом горо-
де, деревне был построен храм, в котором велось богослужение, со-
вершались таинства церкви, священники выступали с проповедями.
3. Организация монастырей.
Франкские короли поддерживали христианскую церковь, за-
ботились о ее благосостоянии, покровительствовали монастырям.
К концу VIII века было основано примерно 250 монастырей.
Учитель привлекает внимание учащихся к с. 25, где представлен
макет монастыря IX века.
На территории монастыря помещались гостиница, школа для
будущих монахов, дом аббата, больница, церковь, амбар, бани,
мастерские, трапезная и другие постройки. Монастырь отделен от
внешнего мира стеной.
Кто мог в раннее Средневековье стать монахом?
Монах (в переводе — «одинокий»). Первоначально глубоко
верующие христиане уединялись с целью посвятить свою жизнь
служению Богу. Они уходили далеко от мирской жизни — в пусты-
ни, непроходимые леса. Намного позднее они стали объединяться в
группы и жить в специальных поселениях — монастырях.
Первый монастырь в Западной Европе был основан Святым
Бенедиктом в Монтекассино. Он разработал монастырский устав.
Западная церковь требовала от монахов соблюдения обетов — бедности, послушания и целомудрия. Монастыри были на протяжении
веков центрами просвещения. Монастырские школы готовили свя-
щеннослужителей .
Для христианской церкви одним из значимых был вопрос об
отношении к мирской власти.
В 413 году Аврелий Августин начинает писать знаменитое
произведение «О Граде Божьем».
Августин представил историю человечества как борьбу пра-
ведников и грешников.
Праведники составляют Град Божий;
Грешники образуют Град Земной.
В земной жизни все перемешано, и только церковь близка к
воплощению Града Божьего. Августин отводит церкви роль выс-
шего арбитра в деле веры, управления государством. Земная власть
тоже исходит от Бога, но находится ниже церкви и всегда стремит-
ся к обогащению. Значит, светская власть обязана беспрекословно
подчиняться духовному руководству церкви.
4. Организация монастырей.
Рим постепенно превращается в центр западного христианст-
ва. «Вечный город», пережив многие катастрофы, сохранил славу
столицы ранее могущественной империи.
Во время управления Франкской империей Пипина Короткого
папе Римскому угрожали лангобарды (один из германских народов).
Лангобарды стояли у ворот Рима. Пипин Короткий по призыву папы
дважды совершает походы в Италию. Лангобарды были разгромле-
ны. Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая.
В конце IV — начале V вв. римские епископы присвоили себе
право называться папами, то есть быть главой всей церкви. И стали
восприниматься как преемники апостола Петра, первого епископа
Рима. Под власть папы Римского подпадают земли Римской облас-
ти и Равенны. Они становятся вотчиной Святого Петра. В VIII веке
образовалось государство римских пап — Папская область.
Появление папства сплотило церковь: она стала иерархиче-
ской, во главе стоял папа Римский.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается ответить на вопросы.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: §2.
nsportal.ru
Технологическая карта урока истории 6 класс. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Технологическая карта уроков истории средних веков
http://nsportal.ru/node/1380542План урока
Хлодвиг и христианская церковь
Духовенство и миряне
Монастыри
Искусство рукописной книги
Личностно значимая проблема
Какую роль играла христианская церковь в жизни франкского королевства
методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Христианская церковь. Монастыри. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст, миниатюры, заставки, инициалы, скриптории, пергамен
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Формы
контроля
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II. Акту-ализация знаний
7
Беседа
Организует беседу по вопросам:
–В чём причины падения Западной Римской империи?
–В чём заключались особенности германских королевств?
–Чем отличалось Франкское королевство от прочих варварских королевств?
–В каком положении находилось христианство в первые века его существования? (Государство осуществляло гонения на христиан.)
–Кто первый из римских императоров разрешил свободно исповедовать христианство? (Константин Великий.)
–Какие перемены произошли в христианской церкви в раннее Средневековье?
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение
Фронтальная работа
Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
1. Уст-
ные ответы.
2. Уст-
ные ответы
III. Изучение нового материала
17
Рассказ учителя
Запись в тетради
Беседа с учащимися
Работа с учащимися с учебником
В 313 г. Константин I издал Миланский эдикт, согласно которому христиане получили право свободно исповедовать свою веру.
В разработке христианского исповедания огромную роль сыграли великие богословы: Августин, Иероним, Василий Великий, Кирилл и Афанасий Александрийские, Иоанн Златоуст. Однако, помимо философских трудов, верующие нуждались в догмате, который был утверждён на соборах в Никее в 325 г. и в Константинополе в 381 г. В ходе Никейского собора были отобраны канонические Евангелия, которые составили основу Нового Завета.
– На какие средства существовала церковь?
– Кто возглавлял церковную организацию на территории бывшей Западной Римской империи? (Римский папа.)
Рассмотрите план средневекового монастыря. Пользуясь планом, расскажите о жизни и занятиях монахов. Подумайте, зависел ли монастырь от внешнего мира в хозяйственном отношении. Чем ещё должен был располагать монастырь для успешного развития хозяйства?
1 группа – искусство рукописной книги
2 группа – семь свободных искусств
Записи в тетради основных событий
313 г. – издание Миланского эдикта.
325 г. – Церковный собор в Никее
На пожертвования верующих, платы за церковные таинства и церковную десятину – особый налог с верующих.
Изучение материала учебника и представление своих проектов
1. Индивидуальная работа.
2. Фронтальная работа.
3. Индивидуальная работа.
4. Работа в группах
Фронтальная работа
Личностные. Уметь анализировать организацию христианской церкви, давать оценку деятельности христианской церкви. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
1. Устные ответы.
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Письменные задания.
5. Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
7
Организует работу с учащимися
Индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации
Устные ответы
V. Итоги урока.
Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
– Какие вопросы вероучения волновали богословов и простых людей на заре средневековой истории?
Какое значение имеют первые церковные соборы в истории христианства?
Что такое «церковная иерархия»? Составьте в тетради её схему для западной и восточной церкви.
Какие задачи выполняли монастыри в раннее Средневековье?
Какими людьми по своим нравственным качествам представляются вам обитатели монастырей?
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за
работу на уроке
Домашнее задание
2
§2, и подготовить пересказ
Конкретизирует домашнее задание: проработать карту
Записывают домашнее
задание
Индивидуальная работа
infourok.ru
Презентация по истории 6 класс «Христианская церковь в раннее Средневековье»
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамского района
Московской области
Положение христиан в Риме до императора Константина
Христиане, гонимые властями, молились скрытно в пещерах и катакомбах.
В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам открыто молиться и строить храмы.
Император Константин и его мать Елена
Православная икона
Хлодвиг и его дружина приняли христианство, а за ними – о все остальные франки.
Почему?
- Христианская церковь быстро богатела.
2. Вера в единого Бога сплачивала людей.
- Церковь укрепляла авторитет правителей.
стр. 21
Крещение Хлодвига в 498 году
С принятием христианства в Западной Европе распространился латинская письменность, на латинском языке велось богослужение.
Организация христианской церкви
Папа римский – преемник апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа – глава всей церкви.
Епископы управляли делами церкви.
Аббаты руководили монастырями.
Священники вели богослужения и читали проповеди (наставления верующим, как жить по законам Божьим).
Духовенство
Миряне
Население Западной Европы
Христианские обители
В обителях жили монахи (монах с греч. – одинокий).
Монахи – черное духовенство по цвету одежды.
Монастырь – община монахов.
Дворик
Стена
Монастырь
Мастерские амбары, сад, огород, конюшни, птичник, аптека, приют для странников, помещения для даров и раздачи милостыни, больницы.
Келья – жилая комната монаха.
Трапезная – столовая
Монастырское кладбище
Во Франкском государстве было основано 250 монастырей.
Постепенно они стали крупными землевладельцами.
Население деревень содержало монастырь и его обитателей.
Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви, и то не все. В монастырях создавались скриптории – мастерские по переписке рукописей.
Книги писали на пергамене – кожа молодых телят или ягнят.
На изготовление Библии требовались шкуры 300 телят.
Над рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей:
— писали текст каллиграфическим (красивым) почерком;
— украшали заглавные буквы – инициалы;
— вписывали живописные сцены – миниатюры;
— делали заставки и орнамент.
Книг было мало и стоили они очень дорого.
Средневековая книга
Обложка средневековой книги
Монастырская библиотека
В соборной школе
- Не было деления на классы.
- Обучение велось на латинском языке.
- В школьное образование входили «семь свободных искусств»:
— тривиум: грамматика, риторика, диалектика;
— квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
4. Освоив эти науки можно было изучать «царицу наук» — богословие.
В XI веке монахам и священникам было запрещено вступать в брак, обзаводиться семьёй и иметь детей.
Как вы думаете, почему?
В средние века языком обучения был долгое время латинский язык: на нём обучали в школе, вели дела в суде, читали молитвы в церкви.
К чему это могло привести?
В конце XIII века в Европе были изобретены очки.
О чём говорит этот факт?
В средние века появилась поговорка: «Прочитал книгу от доски до доски».
С чем связано появление этой поговорки?
Домашнее задание:
Стр. 21, 24 – 26, 26 (пункт 5) пересказ
multiurok.ru
Презентация по истории 6 класс «Христианская церковь в раннее Средневековье»
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамского района
Московской области
Положение христиан в Риме до императора Константина
Христиане, гонимые властями, молились скрытно в пещерах и катакомбах.
В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам открыто молиться и строить храмы.
Император Константин и его мать Елена
Православная икона
Хлодвиг и его дружина приняли христианство, а за ними – о все остальные франки.
Почему?
- Христианская церковь быстро богатела.
2. Вера в единого Бога сплачивала людей.
- Церковь укрепляла авторитет правителей.
стр. 21
Крещение Хлодвига в 498 году
С принятием христианства в Западной Европе распространился латинская письменность, на латинском языке велось богослужение.
Организация христианской церкви
Папа римский – преемник апостола Петра, которому, по преданию, были вручены ключи от рая. Папа – глава всей церкви.
Епископы управляли делами церкви.
Аббаты руководили монастырями.
Священники вели богослужения и читали проповеди (наставления верующим, как жить по законам Божьим).
Духовенство
Миряне
Население Западной Европы
Христианские обители
В обителях жили монахи (монах с греч. – одинокий).
Монахи – черное духовенство по цвету одежды.
Монастырь – община монахов.
Дворик
Стена
Монастырь
Мастерские амбары, сад, огород, конюшни, птичник, аптека, приют для странников, помещения для даров и раздачи милостыни, больницы.
Келья – жилая комната монаха.
Трапезная – столовая
Монастырское кладбище
Во Франкском государстве было основано 250 монастырей.
Постепенно они стали крупными землевладельцами.
Население деревень содержало монастырь и его обитателей.
Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви, и то не все. В монастырях создавались скриптории – мастерские по переписке рукописей.
Книги писали на пергамене – кожа молодых телят или ягнят.
На изготовление Библии требовались шкуры 300 телят.
Над рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей:
— писали текст каллиграфическим (красивым) почерком;
— украшали заглавные буквы – инициалы;
— вписывали живописные сцены – миниатюры;
— делали заставки и орнамент.
Книг было мало и стоили они очень дорого.
Средневековая книга
Обложка средневековой книги
Монастырская библиотека
В соборной школе
- Не было деления на классы.
- Обучение велось на латинском языке.
- В школьное образование входили «семь свободных искусств»:
— тривиум: грамматика, риторика, диалектика;
— квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
4. Освоив эти науки можно было изучать «царицу наук» — богословие.
В XI веке монахам и священникам было запрещено вступать в брак, обзаводиться семьёй и иметь детей.
Как вы думаете, почему?
В средние века языком обучения был долгое время латинский язык: на нём обучали в школе, вели дела в суде, читали молитвы в церкви.
К чему это могло привести?
В конце XIII века в Европе были изобретены очки.
О чём говорит этот факт?
В средние века появилась поговорка: «Прочитал книгу от доски до доски».
С чем связано появление этой поговорки?
Домашнее задание:
Стр. 21, 24 – 26, 26 (пункт 5) пересказ
multiurok.ru
Тест по истории Христианская церковь в раннее Средневековье 6 класс
Тест по истории Христианская церковь в раннее Средневековье для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 заданий, в части В — 1 задание.
1 вариант
Часть А
А1. Главой всей церкви являлся
1) папа римский
2) епископ
3) аббат
А2. Наставление священником верующих во время богослужения
1) молитва
2) проповедь
3) причастие
А3. Какие названия из перечисленных относятся к искусству рукописной книги?
1) инициалы, миниатюры
2) трапезная, кельи
3) приходы, миряне
А4. Какая из названных наук входила в тривиум?
1) арифметика
2) диалектика
3) музыка
A5. Какая из названных наук входила в квадривиум?
1) грамматика
2) астрономия
3) риторика
Часть В
В1. Какие три положения из перечисленных относятся к соборным школам?
1) школы были государственными и частными
2) в полное школьное образование входило семь наук
3) отсутствовало деление на классы по возрасту
4) обучение велось на латинском языке
5) большое внимание уделялось изучению истории и географии
2 вариант
Часть А
А1. Почему короли поддерживали церковь?
1) церковь обладала богатствами и привилегиями
2) церковь укрепляла авторитет королевской власти
3) духовенство руководило духовной жизнью людей
А2. «Царицей наук» в Средние века считали
1) историю
2) математику
3) богословие
А3. Искусство рассуждать — это
1) диалектика
2) риторика
3) богословие
А4. Скриптории — это
1) мастерские по переписке рукописей
2) средневековые школы
3) религиозные общины
A5. Укажите верное утверждение.
1) главным «учебником», который следовало знать наизусть, была Библия
2) рукописных книг было много, поэтому их мог купить каждый
3) монахи переписывали только религиозные книги
Часть В
В1. Какие три науки из перечисленных составляли тривиум?
1) богословие
2) грамматика
3) риторика
4) диалектика
5) астрономия
Ответы на тест по истории Христианская церковь в раннее Средневековье
1 вариант
А1-1
А2-2
А3-1
А4-2
А5-2
В1-234
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-1
А5-1
В1-234
testschool.ru