cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Жуковский спящая царевна конспект урока 5 класс: Урок литературы в 5 классе «В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна» | План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:

Конспект урока по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» | План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
      
Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»

 Цели урока:
1) организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;

    организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»;

    учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль;

    учить определять тему и жанр произведения;

    совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
    создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; 
    способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования;
    побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; 

2) развивать творческое воображение; расширять словарный запас 
     учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию 
    коммуникативных умений и навыков;

3) воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

4) заботиться о здоровье учащихся
       
Ход урока:

 І. Организационный этап 

          Учитель: —  Учебник на столе у вас?
                              А ручки и тетрадки?
                              Тогда урок начнём сейчас,
                              Раз всё у вас в порядке.
                              Будьте внимательны, 
                              Послушны, наблюдательны.
                              Чтобы литературные тайны познавать,
                              Нужно всё серьёзно изучать.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
 ученики будут награждены медалями “Читай-ка”. 
— Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание: 
— Назвать жанры произведений В.А.Жуковского 

III. Этап подготовки к восприятию нового материала 

Учитель: Какова же тема нашего урока? 
— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.

Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика. 

1. Актуализация знаний

— Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

 Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. 


— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского. Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка «Спящая царевна». 

IV. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы
— Итак, наш основной проблемный вопрос таков: 
— Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?
 — В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.  
 Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного

 1. Слушание  произведения в исполнении В.Бохона (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс») -10 – 12 мин. 
— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.
— Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? На пушкинские 
сказки?
— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало 
вас?
— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
 -Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа 
 — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
 — Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

VI. Этап закрепления изученного материала

 1.Чтение-сканирование (за 20-30 с уч-ся «пробегают» глазами текст в поисках важной информации
— Стр. 70-71
— Стр. 71-72  (-Вот, глядит, отворена…). 

2.Чтение «буксир» (хорошо читающий ученик читает вслух, остальные следят; уч-к останавливается – остальные показывают слово, где остановился.)

3.Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

— Определите жанр произведения.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
 — Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
 (Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)
— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

4.Работа над содержанием, выделение выразительных средств.  
— Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
 — Расскажите о героях сказки.
 — Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте. 
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему? 
— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны? 
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 
— Найдите строки пробуждения царевны?
— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные.  
— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
— Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …

                                         Физминутка

  «Считалочка»

  Раз, два, три, четыре, пять!

  Ох как весело играть!

  Руки вверх подними,

  На пальчики посмотри,

  Шире руки разведи!

  А потом их опусти!

Учитель: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.

5. Конкурс чтецов 

1. Чтение уч-ся понравившегося отрывка.

Гимнастика для глаз
«Маска, ты кто?» — учитель предлагает изобразить лица героев сказки в образе животных (с какими они их соотносят).

VII. Этап обобщения и систематизации знаний 

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин. 

VIII. Этап контроля, самоконтроля 

 Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      ( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит. ..»)
       Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
       ( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы: Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

IX. Этап информации о домашнем задании 

1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).  
— Выберите одно из заданий на выбор.

X. Этап подведения итогов урока 

Учитель:
 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока? 
— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?
— В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?
— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

XI. Этап рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? 
— Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала: 
Вы учитесь упорно, 
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!

— В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал: 

Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать? 

Поощрение уч-ся медальками “Читай-ка”.

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна».

Конспект урока по сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» в 5 классе

Тема: Волшебная сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» — литературная сказка

Цели деятельности учителя (содержательная):

формировать новое знание о жанре литературной сказки;

-развивать умение у учащихся определять жанр сказки, развивать умение анализировать сказку, развивать творческие, познавательные способности на материале сказки;

-воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе, развивать нравственные и эстетические чувства.

Цель деятельности учащихся: научиться различать литературную и народную сказку, учиться правильно читать и говорить.

Целевые установки урока (планируемые результаты).

Предметные умения: учащиеся научаться определять жанр сказки; находить в тексте выразительные средства; сравнивать события литературной и народной сказок, соотносить иллюстрацию и текст.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Регулятивные: учащиеся научатся определять цели предстоящей учебной деятельности, сохранять учебную задачу; будет планировать действия в сотрудничестве с учителем и одноклассниками и самостоятельно, действовать по плану, научится оценивать и формулировать достигнутые на уроке результаты.

Познавательные: научится искать необходимую информацию в художественном тексте, заполнять таблицу; научится понимать информацию, представленную в изобразительной форме, продолжит учиться смысловому чтению, выборочному чтению, научится сравнивать, выявлять общее и различное, делать выводы.

Коммуникативные: научится строить монологические высказывания, пересказывать художественный текст, научится осуществлять совместную деятельность в парах и группах, научится находить общие решения; будет учиться слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование интереса к русской литературе, участие в творческом процессе, адекватная самооценка своих действий и поступков, положительное отношение к учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: Личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения, здоровьесберегающая..

Оборудование.

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М: Просвещение, 2016.

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ/

Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. — М.: Просвещение, 2016.

Иллюстрации к сказке на видеопроекторе, раздаточный материал, тесты.

Ход урока.

1.Организационный этап. Приветствие. (2 минуты)

Упражнение. «Улыбка» 

Цель: Эмоциональный настрой на работу.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2.Проверка и актуализация знаний.(7 мин)

Цель: актуализировать имеющиеся у детей знания, мотивировать их на изучение нового материала. Создание ситуации успеха

Фронтальная беседа.

Цель: Определение уровня читательского восприятия сказки.

Приём «Волшебный сундучок». В оформленную коробку-сундучок помещается несколько предметов (рак, золотое блюдо, веретено).

Учитель: Ребята, у меня в волшебном сундучке находятся предметы, тоже волшебные.

-Как они связаны с нашим уроком?

Учащиеся достают предметы и отвечают: это предметы из сказки «Спящая царевна».

-Какую роль играют в сказке вещи из сундучка? Подтвердите ваши мысли цитатами из текста сказки.

Работа в группах.

Объединившись в группы, дети сообща формулируют ответ, приводят цитат, рассказывают о предметах, таким образом пересказывают сюжет, вспоминают героев сказки. Если учащиеся что-то упустили из сюжета сказки, учитель или учащиеся дополняют, учитель задаёт наводящие вопросы из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Учитель: Ребята, как заканчивается сказка? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной борьбой Добра и Зла?- Какова же главная мысль сказки? ( Чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

Учитель: А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок. А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

Ребята, вы вспомнили важные события сказки, а теперь вы попробуете самостоятельно каждый восстановить последовательность сюжета. Прочитайте задание. Есть вопросы?

Индивидуальное проверочное задание. (Карты с заданиями в папках на партах).

Цель: Умение ориентироваться в построении (композиционно-сюжетной линии).

Учащиеся задают вопросы, консультируются с учителем.

Задание: Восстановите последовательность событий в сказке (укажите цифры в той последовательности, в какой происходит действие в сказке).

1.Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

2.Рак предсказывает царице рождение дочери

3.Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

4.Царь устраивает пир на весь мир

5.Принц будит царевну поцелуем

6.Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

7.Весь замок засыпает на 300 лет

8. Царевна встречает в башне старушку с веретеном.

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Учащиеся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:24618735 (пишут цифры и сверяются с образцом на доске).

Учитель: Молодцы! Хорошо справились все!

3. Мотивирование на учебную деятельность. (7 минут)

Цель: создать условия для включения учащихся в учебную деятельность и подвести через создание проблемной ситуации к самостоятельной постановке цели и задач.

Учитель: Ребята, как зовут автора сказки «Спящая царевна»? Нужно, чтобы учащиеся дали полный ответ. (Русский поэт-романтик, автор сказок Василий Андреевич Жуковский). Давайте послушаем историю создания сказки „Спящая царевна».

Индивидуальное задание: пересказ статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» заранее подготовленным учеником (с.81).

«Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С. Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки сюжетов немецких и французских народных сказок братьев Гримм, Ш. Перро.

Эвристическая беседа. Учитель направляет работу с помощью наводящего вопроса или побуждающего диалога.

Учитель: Как называется жанр сказки, у которой есть автор? (Литературная сказка).

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь).

Учитель: Создавая литературные сказки, писатели использовали народные произведения.

— Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли? Почему? ( Волшебная: наличие чуда, волшебные персонажи, волшебные предметы).

Учитель: Как вы определите тему урока? Учитель помогает сформулировать тему.

Тема: Волшебная сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» — литературная сказка.

— Что ещё в сказке В.А. Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них? Нужно вспомнить признаки русской народной сказки.

Представление темы и создание проблемы

Составление таблицы.

Цель: Сравнение литературной сказки и русских народных сказок.

Задание: Сравните литературную сказку и русские народные сказки. Прикрепите таблицу в одну из колонок.

На магнитной доске — карточки, на каждой записан один признак сказки.

Учащиеся по очереди прикрепляют карточку в одну из колонок таблицы на доске, аргументируя свой выбор. Учитель наблюдает и организует работу.

1.«Спящая царевна» 2.Общее для обоих видов сказок 3. Русские народные сказки

Идея – добро побеждает зло (+)

Герои, черты характера (?)

Построение: зачин, развитие действия, концовка.(+)

Употребление пословиц, поговорок. (?)

Сказочные формулы: жили-были, жить да поживать. (+)

Постоянные эпитеты (?)

Волшебные «заколдованные» предметы ( +)

Автор (+)

Стихотворная речь: особый ритм и рифма (+)

Жанр (+)

Книжные выражения (?)

Авторские эпитеты(?)

Выявление места и причины затруднений.

Под руководством учителя учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи.

Учитель: Молодцы! Хорошо справились с задачей! Но у нас остались карточки. Какие? Мы смогли только предположить, но доказательств у нас нет. В чём причина затруднений? Значит, какая цель вашей работы на уроке?

Помощь учителя: Посмотрите, ребята, какие остались карточки. Это и есть средства достижения цели и план урока.

Построение проекта решения проблемы.

Учащиеся ставят цель, определяют тему урока, строят план достижения цели и подбирают средства.

После обсуждения учащимися формулировки цели, учитель помогает наводящими вопросами точно сформулировать цель.

Учащиеся формулируют цель урока: Найти ответ на вопрос: Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Учитель: Что нам нужно сделать на уроке, для того чтобы достичь поставленную цель?

Учащиеся озвучивают план достижения цели: Для этого на уроке мы будем работать над содержанием литературной сказки «Спящая царевна», поработаем над выразительными средствами языка в сказке, найдём пословицы, и книжные выражения, охарактеризуем героев.

4.Усвоение, проверка понимания и закрепление новых знаний.(20 мин.)

Цель: Реализовать проект (сравнение сказок). Развивать познавательные и творческие способности, эмоциональную отзывчивость.

Исследовательская работа в группах.

Цель: Работа с текстом. Поиск в сказке пословиц, поговорок, затем книжных, литературных выражения, которые не встречаются в народной речи.

Учитель: На предыдущем уроке мы разделили сказку на части и составили план сказки. Класс делится на пять групп, получает карточку с заданием и с указанием пункта плана, по которому будет работать группа.

Задание №1. Найдите в указанном отрывке сказки пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным. «Что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «пир знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», жить да поживать» и т. д.

Задание №2. Найдите в указанном отрывке сказки книжные, литературные выражения, которые не встречаются в народной речи. «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа» т.д.

Инструкция по выполнению. Каждая группа анализирует свой отрывок, выполняет задание. Внутри группы распределите между собой работу (одни читают, другие записывают, третьи анализируют или каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков). Время на выполнение 3 минуты.

Учащиеся выбирают способ выполнения задачи, выполняют задание, проговаривая свои действия тихо вслух. Учитель консультирует.

1 группа: С начала до слов «…Ни пером не описать». Пункт плана: «Рождение царевны».

2 группа: Со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».

Пункт плана :«Месть злой чародейки».

3 группа: Со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло». Пункт плана: «Заколдованный сон».

4 группа: Со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён». Пункт плана: «Пробуждение».

5 группа: Со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца. Пункт плана: «Конец злых чар».

Каждая группа зачитывает по 2-3 примера. Учащиеся делают вывод: Пословицы есть в обеих сказках, а книжные – только в сказке «Спящая царевна».

Учащиеся прикрепляют карточки на доску.

Учитель: Молодцы, ребята! Приятно видеть, как дружно вы работаете.

Динамическая пауза.(1 минута)

Слушаем актёрское чтение. Рецензирование выразительного чтения отрывков.

Цель: Умение слушать, создавать мысленно образы, формирование интонационных и орфоэпических норм, обучение художественному чтению.

Учитель: Ребята, послушайте отрывок сказки из фонохрестоматии в актёрском исполнении. Можно закрыть глаза. Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что понравилось в чтении актёра? (Эмоции, интонация).

Лексический практикум.

Цель: Работа над словом. Теория литературы. Обогащение активного словарного запаса.

Учитель: Если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы (пейзажу), что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее? Какие изобразительные средства помогли вам это понять? ( Эпитеты). Например: дремучий лес.

Задание: Выберите постоянные эпитеты, характерные народным сказкам: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные.

Вывод: в сказке есть постоянные и авторские эпитеты. Учащиеся прикрепляют карточки в таблицу.

Фронтальная анализирующая беседа.

Цель: Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна». Формирование умения соотносить иллюстрацию с текстом, развитие кругозора, эстетического чувства. Расширение речевой практики. Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Учитель: Рассмотрите на экране иллюстрации В. Кутлинского к сказке. Соответствуют ли они вашим представлениям о героях?

Царевна. В. А. Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?- Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

Царь. Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея. Найдите и прочитайте ответ в тексте.

Царевич. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя.

Сопоставление героев народной сказки и сказки Жуковского.

Учащиеся делают вывод, что эти герои типичны для народной сказки. Учащиеся выставляют карточку в таблицу.

4. Контроль и самоконтроль. (5 минут)

Цель: Обобщение и систематизации знаний. Подведение образовательных итогов урока: учащиеся составили таблицу.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Проверка понимания материала, умения сделать обобщение. Выполнение заданий репродуктивного и творческого уровней. Расширить речевую практику. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Учитель: В чем сходство его сказки с народной? А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?

Дифференцированное задание.

1.Заполняют пробелы в готовом тексте терминами из таблицы. Сравнивают с эталоном.

2. Письменно делают вывод по таблице (1-2 предложения). Зачитывают получившиеся высказывания.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания, проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Учитель наблюдает и помогает.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами нашли сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. «Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России.

5. Домашнее задание. (2 минуты) Цель: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание распечатано на листочках для каждого учащегося.

1. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна».(На предыдущем уроке отмечали фрагмент).

2. Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения». (5-6 предложений)

3.Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А. Жуковского? Свой ответ обоснуйте. 4.Нарисуйте свои иллюстрации к понравившемуся эпизоду сказки. Напишите на своём рисунке цитату из сказки к этому эпизоду.

5.Послушайте сказку в исполнении актёра. Выполните устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

— Выберите одно-два задания. Желаю вам новых открытий в сказке!

6. Этап рефлексии. (1 минута)

Цель: Подведения итогов урок. Мотивирование и объяснение оценок. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Положительный эмоциональный отклик учащихся.

Учащиеся проводят самоанализ и самооценку своей учебной деятельности, делают выводы о достижении поставленной в начале урока цели, делятся эмоциями.

Учитель: Дорогие ребята, не было приятно работать с вами на уроке, было интересно слушать вас, беседовать с вами!

Литературные учебные пособия и сводки

Благодарим вас за знакомство с этим кратким изложением сюжета SuperSummary «Спящей красавицы» Шарля Перро. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.

«Спящая красавица» — сказка, собранная братьями Гримм из устной традиции, записанной Шарлем Перро в 1687 году. Эта устная традиция восходит к четырнадцатому веку и повествует о спящей принцессе, которая находится под заклинание очарования.

История начинается с рождения принцессы. Она долгожданный ребенок, и на ее крестины семь фей приглашены стать ее крестными матерями. Им дарят золотые тарелки и кубки с драгоценностями, когда они посещают банкет. Когда это происходит, на пир приходит старая фея, и ей дают фарфоровые тарелки и хрустальный стакан для питья. Она в ярости, что ее забыли, считая умершей. Шесть фей дарят ребенку разные дары: красоту, грацию, танец, песню, остроумие и добро.

Старая фея проклинает ребенка в отместку за то, что его забыли. Она заявляет, что однажды ребенок уколет палец о прялку и умрет. Седьмая фея, которая еще не дала свой дар, пытается снять проклятие, но ей удается изменить только часть. Вместо смерти принцесса погрузится в глубокий сон, который продлится сто лет. Ее разбудит поцелуй сына короля.

Король и королева собрали все прялки и приказали их уничтожить. Все какое-то время счастливы. И вот однажды, когда принцессе исполнилось пятнадцать или шестнадцать лет, король и королева уехали. Принцесса бродит по замку и натыкается на старуху, которая крутится в одной из многочисленных комнат. Она никогда раньше не видела ничего подобного и спрашивает, может ли она попробовать.

Когда она это делает, она укалывает себе палец и засыпает глубоким сном. Старуха зовет на помощь, но уже слишком поздно. Они не могут оживить ее. Король с сожалением приписывает эти события судьбе, и принцессу уносят в самую прекрасную комнату в доме. Ее кладут на расшитое серебром и золотом одеяло и целуют на прощание. Вход запрещен.

Они вызывают седьмую фею. Она видит в будущем, что, когда принцесса проснется, она будет обезумела от того, что окажется одна, поэтому она зачаровывает всех в замке, чтобы они заснули с ней. Она призывает деревья и ежевику, чтобы покрыть замок, чтобы их никто не беспокоил.

Прошло сто лет. Принц из другой семьи едет верхом по лесу и натыкается на руины замка. Он спрашивает об этом своих слуг, и они дают ему разные версии того, что представляет собой замок, пока старик не пересказывает историю, которую он услышал от своего отца. В замке лежит прекрасная спящая принцесса. Она обречена спать сто лет, пока ее не разбудит принц.

Принц входит внутрь, бросая вызов ежевике и густой зелени. Он проходит мимо всех спящих жителей замка, пока не натыкается на комнату принцессы и не находит ее спящей. Он так поражен ее красотой, что падает на колени и целует ее. Она просыпается, чары сняты. Они долго разговаривают, пока остальная часть замка просыпается и возвращается к своим делам. Затем принц и принцесса женятся в часовне замка.

Во второй части принц продолжает навещать принцессу, и она рожает ему двоих детей. Его мать имеет людоедское происхождение и не знает, что они женаты. Когда принц достигает совершеннолетия, чтобы взойти на трон, он приводит с собой принцессу (теперь королеву) и своих детей. Королева-мать поселила их в маленьком домике в лесу. Она приказывает повару приготовить для нее мальчика, но он заменяет его бараниной. Затем она просит девушку, но повар готовит козу. Следующей она просит королеву. Королева предлагает перерезать себе горло, считая детей мертвыми, но повар заменяет ее ланью. Затем она воссоединяется со своими детьми. Королева-мать обнаруживает его переключатель и готовит ванну, полную гадюк и других ужасных существ.

Король возвращается как раз вовремя, чтобы спасти их от планов королевы-матери, и когда раскрывается ее истинная сущность людоеда, она бросается в ванну. Она полностью поглощена. Все живут долго и счастливо.

Одной из главных тем этой истории является то, что никто не может избежать своей судьбы. Хотя король знает, что проклятие было изменено со смерти на сон, он все же пытается избежать проклятия. Он пытается заставить людей отказаться от своих прялок, но это оказывается невозможным. Его приказ упрям, и его невозможно соблюдать. Принцесса все еще колет себе палец и проваливается в свой волшебный сон.

Еще одна тема, что не все так, как кажется. Когда принц находит замок, рушащийся и заросший ежевикой, он выглядит заброшенным; но внутри есть что-то ценное. Потребовалось исследование принца, чтобы раскрыть это. Точно так же королева-мать — людоед. Мы не знаем ее истинной природы, как и люди, пока она не будет вынуждена раскрыть ее в конце.

«Спящая красавица» — классическая сказка, версии которой рассказывают и сегодня. Его история о настоящей любви, храбрости и желании преодолеть препятствия по-прежнему дает нам уроки в современную эпоху.

Руслан и Людмила Принцесса, Колдунья и Гном | Чарующая русская опера: Царица из состояния на сцену

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Naroditskaya, Inna,

Ruslan and Liudmila The Princess, the Witch, and the Dwarf’

,

Bewitching Russian Opera: The Tsarina from State to Stage

(

2011;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 19 января 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195340587.003.0067,

по состоянию на 15 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЗавораживающая русская опера: Царица от государства к сценеМузыка бароккоМузыкология и история музыкиOperaBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Реферат

Признанная первой русской эпической оперой и связанная с появившимся впоследствии националистическим репертуаром, Руслан и Людмила редко рассматривается в связи с предшествующими литературными и оперными произведениями. Однако заглавная героиня и ее рассказ об обрусевшей Психее сильно напоминают поэму Богдановича «

Душенька », посвященную и изображающую идиллический образ Екатерины II. Поэтические выражения, отождествляемые с Людмилой, перекликаются и с насмешливыми стихами Крылова. Детали волшебного сада в поэме напоминают об историческом событии — потемкинском празднике и его описании Державиным. Людмила Глинки — любопытная музыкальная личность, чья идентичность парит в дискурсивном пространстве между лирикой и кокетливым цветочным итальянским (иностранным) вокалом. Композитор ниспроверг силу другого своего женского персонажа, могучей ведьмы Наины, появление которой на сцене ассоциируется с прихрамывающим точечным жестом, падением вниз и бормотанием однотональной мелодии. По мотивам шутливой сказки Пушкина и признана отечественной эпической оперой, Руслан и Людмила представляет собой антологию инаковости, которая включает в себя этническую принадлежность и сверхъестественное, а также играет с инаковостью недавних исторических личностей, множественными идентичностями, оперным маскарадом.

Ключевые слова: метафора, праздник, Душенька, Наина, множественность идентичностей, инаковость, Державин, Крылов

Предмет

Музыковедение и история музыкиОпераМузыка барокко

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *