cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Химический состав клетки лабораторная работа 5 класс – Лабораторная работа «Химический состав клетки» (5 класс)

Лабораторная работа «Химический состав клетки» (5 класс)

Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.

Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.

Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.

Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.

__________________________________

Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.

Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.

Капнули в стакан 1-2 капли йода.

Вода стала_________________________

Вода стала_________________________

Значит в тесте есть__________________

_____________________________________

Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем.

Тесто стало_________________________

__________________________________

Это растительный белок – клейковина.

Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша.

На бумаге появилось __________________

___________________________________

Значит, в семенах есть______________

____________________________________

Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.

2.Исходя из результатов работы, дополните схему.

Вещества

Органические __________________

Белки ______ ___________ _________ минеральные соли

3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.

__________________________________

Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.

Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.

Капнули в стакан 1-2 капли йода.

Вода стала_________________________

Вода стала_________________________

Значит в тесте есть__________________

_____________________________________

Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем.

Тесто стало_________________________

__________________________________

Это растительный белок – клейковина.

Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша.

На бумаге появилось __________________

___________________________________

Значит, в семенах есть______________

____________________________________

Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.

2.Исходя из результатов работы, дополните схему.

Вещества

Органические __________________

Белки ______ ___________ _________ минеральные соли

3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

infourok.ru

Химический состав клетки. Урок биологии (5 класс)

Пояснительная записка

к уроку биологии в 5 классе

«Химический состав клетки»

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономарёвой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

В основе урока лежит системно — деятельностный подход с применением исследовательской деятельности учащихся, что соответствует требования федерального государственного образовательного стандарта. Этот метод очень подходит для учащихся 5 классов, ведь в этом возрасте они умеют удивляться и радоваться своим небольшим «открытиям». Урок — исследование живых объектов, работа в группах активизирует учебно-познавательный процесс, повышает интерес учеников к предмету, к освоению новых знаний.

Содержание заданий, вопросов, чередование разных видов деятельности призваны развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы, применять знания в новой нестандартной ситуации. Эксперименты, проводимые на уроке, способствуют формированию навыков исследовательской деятельности. Работа в группе ведет к развитию коммуникативных навыков учащихся, сплочению коллектива. Аналитическая работа с учебными текстами, схемами, таблицами и их анализ, работа с наглядными материалами применяется в целях развития умений учащихся выделять главное, сопоставлять различные мнения, формулировать выводы и подводить итоги.

Вопросы к уроку дифференцированы, составлены с учетом различного уровня обученности учащихся и выходят за рамки школьного учебника. Задания составлены так, что каждый ответ требует переработки имеющейся информации, применение знаний в новой ситуации. Вопросы носят межпредметный характер, а умение проводить наблюдение и исследования — надпредметный характер. Все это создает у ребенка общую картину мира, подчеркивает связь наук между собой.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Химический состав клетки

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Вид урока

Урок — исследование

Технология построения урока

Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности

Цель урока

Содержательная: изучить химический состав клетки, выяснить роль неорганических и органических веществ в клетке.

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с химическим составом клетки, проанализировать роль веществ в жизни живого организма, научить оформлять отчет по исследовательской работе.

Воспитательные: осознавать роль химических веществ для нормального функционирования организма, достигать поставленной цели, воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать познавательную и творческую активность, любовь к природе, воспитывать упорство, любознательность.

Развивающие: продолжить развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта; совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, умения пользоваться лабораторным оборудованием; продолжить формирование навыков анализа и систематизации информации, сравнения и обобщения фактов, умения составления и чтения схем, установления причинно-следственных связей, умения организовать работу в группе, выполнения правил техник безопасности

Информационно-технологические

ресурсы

Презентация, учебник, инструктивные карточки, яблоко, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, марля, йод, лабораторное оборудование: стаканчики, пробирки, горелка, штатив.

Методы и формы

обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные понятия темы

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Минеральные соли. Белки. Жиры. Углеводы.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

— знать химический состав клетки, способы обнаружения веществ в клетке, роль неорганических и органических веществ в клетках живых организмов,

— уметь определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», проводить простейшие опыты по изучению состава клетки

Познавательные:

— умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;

— уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;

— объяснять значения новых слов;

— знать правила безопасности при проведении эксперимента, проводить простейшие исследования.

Коммуникативные:

— слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;

— самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

— планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном проведении опыта, делать выводы по результатам своей работы;

— продолжить овладевать составляющими исследовательской деятельности:

— уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы

Личностные:

— стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

— оценивать собственный вклад в работу группы

— иметь представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу группы.

— уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.


 

Карта урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Создание благоприятный психологический настрой на работу, включение учащихся в учебную деятельность

2 мин

Приветствует учеников, организует формирование групп для работы, настраивает на работу

— Здравствуйте, ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите у меня листочек любого цвета, который вам понравится. (Листочки 5 разных цветов по количеству групп для работы). А теперь объединитесь в группы по цвету листочков и найдите свое место в классе.

(Парты расставлены в 5 групп, на каждом находятся оборудование для проведения опытов, в каждой группе лежит большой листок бумаги определенного цвета)

Распределяются по группам, готовятся к уроку, включаются в деловой ритм

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Этап мотивации к учебной деятельности учащихся

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1 мин

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, организует работу с оценочными листами

— Посмотрите на наш класс. На что он похож? (на лабораторию)

— А что делают в научных лабораториях? (проводят исследования)

— А кто работает в лаборатории (ученые)

Сегодня вы тоже побываете в роли ученых и сделаете свои первые открытия.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: «Будет интересно!” 

Возьмите, пожалуйста, оценочные листы, подпишите их и в графе «Начало урока» дорисуйте смайлик в соответствии со своим настроением (Приложение 1)

Включаются в учебную деятельность, участвуют в беседе, заполняют оценочные листы

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Этап актуализации знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

4 мин

Учитель организует беседу на основании знаний, полученных на предыдущих уроках и из личного опыта.

Проводит демонстрационный опыт

— Итак, сегодня мы будем учеными. Перечислите методы исследования, которыми пользуются ученые (наблюдение, опыт, измерение, описание, сравнение, моделирование) (Слайд 2)

— А теперь внимание, смотрим на меня. (Учитель демонстрирует опыт по изменению окраски раствора)

— Итак, каким методом я сейчас воспользовалась? (опыт, эксперимент)

— Что же вы видели? Что сейчас произошло? (превращение). Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, т.е. одного вещества в другое.

— Какая наука изучает вещества и их превращения? (химия). Совершенно верно. (Слайд 3)

Участвуют в беседе по повторению, наблюдают демонстрацию опыта учителем, определяют метод исследования, анализируют результат, делают выводы

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли; 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).

4. Этап целеполагания

Обеспечение выработки и принятие учащимися целей урока

3 мин

Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы.

— На прошлом уроке мы изучали состав клетки, ее строение. А как вы думаете, что сегодня мы будем изучать в роли химиков? (версии детей)

Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.

Тема урока «Химический состав клетки» (Слайд 4 (1))

Все ученые проводят свои исследования в строго определенном порядке. Сначала надо сформулировать цель исследования. Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске

Цель: изучить химический состав клетки. (Слайд 4 (2))

Разбиваем цель на отдельные части и формулируем задачи нашего исследования (версии детей). Учитель пишет на доске

Задачи:

1. Изучить химический состав клетки

2. Выяснить роль веществ в клетке (Слайд 4 (3))

Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочую тетрадь по биологии. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

5. Этап выявления места и причины затруднения.

Фиксация места и причины затруднения

4 мин

Организует беседу с классом для выявления затруднений в теме и работу с оценочным листом.

Постановка проблемы «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» (выдвижение гипотез).

— Какие методы мы будем использовать для того, чтобы ответит на эти вопросы? (ответы детей). Учитель, корректируя ответы, пишет на доске

Методы исследования: эксперимент, работа с учебником. (Слайд 4 (4))

— Что мы сегодня будем использовать в качестве объекта исследования? Посмотрите на свои столы, что вы видите? (клубень картофеля, яблоко, семена подсолнечника и овса).

— Каким организмам принадлежат эти части? (растениям). Правильно! На растениях проще всего ставить небольшие опыты, поэтому мы их и используем чаще других объектов. Записываем

Объект исследования: органы растения

Предмет исследования: химический состав клетки. (Слайд 4 (5))

Далее ученые проводят опыты, а потом делают выводы.

Внимание смотрим на меня и слушаем. Опыты и эксперименты ученые проводят очень осторожно, чтобы не поранить себя и окружающих, поэтому четко выполняют все, что написано в инструкции. Первый опыт я вам продемонстрирую, а все остальное вы сделаете сами.

Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки всех организмов имеют одинаковый химический состав.

— Из чего состоят все тала в природе? (из веществ).

— А какие это вещества? На какие группы они делятся?

— Не знаете?

— Почему вы не можете ответить на этот вопрос? (не хватает знаний)

Возьмите, пожалуйста, оценочный лист и оцените сейчас ваши знания по теме урока. Насколько хорошо вы можете нам рассказать о химическом составе клетки и роли веществ

Участвуют в беседе, определяют объект и предмет исследования, методы, необходимые для дальнейшей работы, знакомятся с правилами безопасности при проведении опытов, выявляют причины затруднений, работают с оценочными листами

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять цели и задачи урока.

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

6. Этап построения плана выхода из затруднения

Построение плана устранения возникшего затруднения.

1 мин

Организует беседу для построения плана выхода из затруднения

— Хотите узнать? (да).

— Что же нам для этого нужно сделать? (прочитать параграф, послушать рассказ учителя, провести опыты, посмотреть в Интернете и т.д.)

Намечают план выхода из затруднения

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели

Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

7. Реализация построенного плана

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Исследовательским путем доказать наличие в клетках растений воды, минеральных веществ, белков, углеводов и жиров.

10 мин

Учитель демонстрирует опыт, комментирует его, организует беседу по результатам эксперимента. Организует работу в группах для проведения эксперимента по изучению химическому составу клетки, контроль за качеством выполненных опытов и составлением исследовательских отчетов, заполнением схемы.

Итак, приступим к получению новых знаний. Смотрим на меня и слушаем внимательно. В сухую пробирку помещаем немного зерен овса и прокаливаем над пламенем горелки. Через некоторое время появляется дым и запах. Это обугливаются и сгорают органические вещества. Потом в пробирке останется только зола – а это уже неорганические вещества – минеральные соли.

— Какой вывод мы делаем из этого опыта? (Все живые организмы состоят из воды, неорганических и органических веществ)

— Объясните мне, пожалуйста, почему вещества называются органическими? (версии детей). Правильно, они встречаются только в организмах, т.е. в живой природе, а неорганические мы можем увидеть и в живой и в неживой природе. Так к какой группе веществ мы отнесем минеральные соли? (к неорганическим веществам).

Работа в группах. А сейчас вы сами проведете некоторые опыты. Организуется работа в группах по инструктивным карточкам (5 минут). Ребята проводят опыты, оформляют исследовательский отчет, готовят ответы на вопросы, используя учебник. Задания для работы в группах представлены в Приложении 2

Далее учащиеся рассказывают о результатах исследования, делают выводы и отвечают на вопросы. Возможна помощь других групп (5 минут)

Беседа. — Итак, ребята, к какому же выводу мы пришли на основании опытов? Из каких веществ состоит клетка? (органических и неорганических). Приведите примеры этих веществ. Самостоятельно заполните схему. Приложение 3.

Далее проверяем заполнение схемы по образцу. (Слайд 5)

Наблюдают демонстрацию опыта учителем, сами проводят опыты, анализируют из результаты, делают выводы. Работают с учебником, заполняют исследовательский отчет, докладывают о результатах эксперимента, составляют схему

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения:

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов

Личностные: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.

1 мин

Организует проведение физкультминутки

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Участвуют в физкультминутке. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные: знание основ здорового образа жизни.

5 мин

Организует работу в группах с учебником для определения значения веществ в жизни организма, контроль за качеством выполненных работы с учебником, заполнением таблицы

— Посмотрите на задачи нашего урока. Какую из них мы выполнили? Какая осталась не выполненной? Как мы ее будем выполнять? Какой метод будем использовать? (работу с учебником). Правильно. У вас на столах лежат задания для работы на зеленых листочках. Выполните задание в группе и обсудите его (3 минуты на подготовку) Приложение 4.

Далее по результатам работы в группах вместе заполняем таблицу в тетрадях. (Слайд 6-10)

Работают в группах с учебником, отвечают на вопросы. Докладывают о результатах работы, заполняют таблицу

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения:

организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

Познавательные: научиться воспринимать и анализировать текст. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Предметные результаты:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки

8. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

4 мин

Организует беседу с учащимися для закрепления нового материала

— Молодцы! Прекрасно поработали.

Итак, исследовательская часть закончена. Что мы обязательно должны сделать в конце работы? (вывод). Правильно

— Какой же вывод мы делаем сегодня? Смотрим на задачи, которые ставились в начале работы. (Версии детей). Учитель подводит итог, проговаривает вслух и записывает на доске, дети в тетради

Выводы:

В клетках содержатся органические вещества (белки, жиры и углеводы) и неорганические (вода и минеральные соли).

Вещества используются для построения клеток организма и участвуют в процессах жизнедеятельности клетки. (Слайд 11)

    Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на презентацию. На ней у нас получилась настоящая исследовательская работа, причем оформленная как у настоящих ученых.

    — Какие этапы включает в себя исследование? (Цель, задачи, методы, сами исследования, выводы)

    Участвуют в беседе.

    Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

    Личностные: мотивировать свои действия.

    9. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

    Определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки

    5 мин

    Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

    А теперь давайте проверим насколько хорошо вы изучили химический состав клетки. Возьмите желтый листочек с заданием. Подпишите фамилию и во втором столбике впишите ответы. Прочитайте предложения и если вы с ними согласны впишите слово «Да», если не согласны – «Нет». Приложение 5.

    Далее организуется взаимопроверка по эталону. (Слайд 12)

    Выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой по эталону

    Регулятивные: прогнозирование –предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

    Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

    Личностные: мотивировать свои действия.

    10. Домашнее задание

    Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания

    3 мин

    Задает домашнее задание, комментируя его. (Слайд13)

    Всем: п. 6 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу

    На выбор

    Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

    Проведите исследование и подберите информацию, используя Интернет и дополнительную литературу, о различных группах культурных растений (масличных, зерновых, бобовых) и их значении в жизни человека

    Учащиеся записываю задание, прослушивают инструктаж

    Регулятивные

    Волевая саморегуляция.

    Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

    Личностные

    Адекватное реагирование на трудности.

    11. Этап рефлексии учебной деятельности

    Дать оценку работы учащихся

    3 мин

    Подводит итоги работы, организует заполнение оценочного листа.

    Благодарит учащихся за работу на уроке.

    — Урок наш подходит к концу. В оценочным листе заполняем графу «В конце урока». Рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке. Сравниваем результаты.

    — Поднимите руку те, у кого оценка стала выше. У кого осталась на том же уровне.

    — Молодцы! Спасибо большое всем за работу! (Слайд 14)

    Учащиеся заполняют и сдают карточки оценочные листы. Сравнивают результаты, участвуют в беседе с учителем.

    Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


     

    Используемая литература

    Биология. 5 класс. И.Н. Пономарева, ИВ. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 128 с.: ил.

    Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.

    Биология 5 класс: методическое пособие. Пономарёва И.Н. — М: Вентана — Граф, 2015 – 80 с..

    Биология 5 класс: рабочая тетрадь. О.А. Корнилова, И.В. Николаев.- М.: Вентана — Граф, 2015 – 80 с.

      Приложения к уроку

      Приложение 1.

      Оценочный лист


       

      Ученика(цы) 5 класс ________________________________________________


       

      В начале урока

      В конце урока

      5- знаю много

      4- знаю

      3-знаю немного

      5- Подтвердил свои знания, узнал новое — всё понял

      4 — Понял не всё, надо доработать

      3 -Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

      Приложение 2.

      Исследовательские задания для работы в группах

      1 группа.

      Задание. На свежий срез клубня картофеля нанесите 2 капли водного раствора йода

      Отчет

      Что делали?________________________________________________________________________________

      Что наблюдали?________________________________________________________________________________

      Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________

      К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________

      Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________


       

      2 группа

      Задание. В стаканчик с мукой добавьте немного воды, хорошо размешайте.

      Отчет

      Что делали?________________________________________________________________________________

      Что наблюдали?________________________________________________________________________________

      Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________

      К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________

      Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________


       

      3 группа

      Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семян подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

      Отчет

      Что делали?________________________________________________________________________________

      Что наблюдали?________________________________________________________________________________

      Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________

      К какой группе веществ он относится?______________________________________________________________________________________

      Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________


       

      4 группа

      Возьмите салфетку, между листочками положите кусочек яблока и слегка нажмите

      Отчет

      Что делали?________________________________________________________________________________

      Что наблюдали?________________________________________________________________________________

      Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________

      К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________

      Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________


       

      5 группа

      В сухую пробирку поместите немного зерен овса и погрейте над пламенем горелки.

      Отчет

      Что делали?________________________________________________________________________________

      Что наблюдали?________________________________________________________________________________

      Какое вещество обнаружили? _______________________________________________________________________

      К какой группе веществ он относится?_______________________________________________________________________

      Вывод. В состав клетки входит…___________________________________________________

       

       

      Приложение 3.

       

      Приложение 4.

      Задания для групп для работы с текстом учебника

      1 группа

      Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль воды в жизни клетки.  

      2 группа

      Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль минеральных веществ в жизни клетки.

      3 группа.

      Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль белков в жизни клетки.

      4 группа

      Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль жиров в жизни клетки.

      5 группа

      Задание. Прочитайте параграф 6 учебника материал на стр.26-27 и выясните роль углеводов в жизни клетки.

       

       

        Приложение 5.

      Самостоятельная работа

      Игра «Да – Нетка» (5 мин)

      Вопрос

      Ответ (Да – Нет)

      1

      Органические вещества встречаются в неживой природе.

       

      2

      Вода перемешивает вещества в клетке.

       

      3

      Белки относятся к органическим веществам.

       

      4

      С помощью йода можно обнаружить жиры.

       

      5

      Минеральные соли относятся к неорганическим веществам

       

      Эталон проверки

      1 – нет; 2 – да; 3 – да; 4 – нет; 5 – да

      Оценка

      «5» — 5 правильных ответов

      «4» — 4 правильных ответа

      «3» — 3 правильных ответа

      Если ответов меньше, то значит стоит доработать тему дома.


      Презентация «Химический состав клетки»
      PPTX / 3.56 Мб

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Конспект урока по ФГОС в 5 классе по биологии по теме «Химический состав клетки»

      III. Проблемное объяснение нового знания

      Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

      Презентация (электронное приложение) – слайд 3

      Клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Презентация (электронное приложение) – слайд 4

      Но распределение их неравномерно. Около 98 % от массы любой клетки приходится на 4 элемента: углерод, водород, кислород и азот. Около 2 % — калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и сера.

      Презентация (электронное приложение) – слайд 5

      И в очень малых количествах – остальные элементы.

      Презентация (электронное приложение) – слайд 5

      Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.

      Презентация (электронное приложение) – слайд 6

      Какие вещества вы знаете? Что вы видите? Какое это вещество?

      Чем они отличаются? Какой вывод можно сделать?

      НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА – это вода и минеральные соли.

      Презентация (электронное приложение) – слайд 7

      Итак, вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров, углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

      Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу: – слайд 8

      п/п

      Что брали

      Что делали

      Что получили

      1.

      Пшеница в пробирке

      Нагревали на огне

      На стенках пробирки появилась вода.

      2.

      Семена в тигле

      Нагревали на огне

      Семена обуглились, осталась зола.

      3.

      Тесто в марле

      Промывали в стакане с водой.

      Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

      4.

      Стакан с мутной водой

      Срез клубня

      Капнули йод

      Капнули йод

      Вода посинела

      Клубень на срезе посинел

      5.

      Семянка подсолнечника

      Раздавили на белом листе бумаги

      Жирное пятно

      Вспомните правила техники безопасности при проведении опытов, технику безопасности в кабинете биологии.

      Демонстрация опыта № 1

      Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

      Вопрос: Что вы наблюдаете?

      Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

      Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

      Вы наверняка слышали, что человек на 80 % состоит из воды. В клетках растений также есть вода

      от 40 до 95 %. слайды 9-11

      Демонстрация опыта № 2

      Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ. – слайды 12-13

      Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

      Также в состав клеток входят и органические вещества: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты.

      Проведем несколько опытов. слайд 14

      Демонстрация опыта № 3

      Для проведения этого опыта я приготовила муку.

      Вопрос: Из чего делают муку?

      Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

      Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. – слайды 15-16

      Делаем вывод: в состав растений входит белок.

      Демонстрация опыта № 4

      Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

      (приглашаю ученика для проведения опыта).

      Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

      Вопрос: что мы наблюдаем?

      Йод является индикатором крахмала. – слайды 17-20

      Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

      Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

      Проведение учащимися опыта № 5

      У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

      Вопрос: Что вы обнаружили?

      Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

      Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло. – слайды 21-22

      Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

      Проверим, как вы заполнили таблицу. – слайд 23

      — Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ?

      В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

      Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

      Содержание минеральных веществ:

      — в семенах – 3 %

      — в корнях и стеблях – 5 %

      — в листьях – 10-15 %

      Остальное приходится на органические вещества.

      Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ?

      Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

      В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

      Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

      Семена

      Углеводы

      Жиры

      Белки

      Пшеница

      69 %

      2 %

      13 %

      Подсолнечник

      16 %

      44 %

      26 %

      Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

      Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

      Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

      Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

      Вопрос: Какова роль неорганических и органических веществ в клетке? Предлагает прочитать на с. 26 -27 §6 (при этом класс делится на 2 группы)

      Так же в клетках содержатся нуклеиновые кислоты.

      Презентация (электронное приложение) – слайд 24

      kopilkaurokov.ru

      Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме: Урок «Химический состав клетки» 5 класс

      Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

      Автор: Инсапова Д.Е.учитель биологии Стодолищенской средней школы.

      Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Сонина Н.И. « Сфера жизни»и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5 класса.

      Тема урока: Химический состав клетки. Л/р «Определение Состава семян пшеницы»

      Тип урока: Урок открытия новых знаний, урок – лабораторная работа

      Технология построения урока: проблемное обучение, развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

      Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

      Задачи:

      — образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки;

      — развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

      — воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

      Планируемые  результаты учебного занятия:

      Предметные:  

      — знать  химический состав клетки;

      — рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

      — уметь отличать  органические вещества от неорганических.

      Метапредметные:

      — регулятивные: — самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

      — участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

      — коммуникативные: — обсуждать в рабочей группе  информацию;

      — слушать товарища и обосновывать свое мнение;

      — выражать свои мысли и идеи.

      — познавательные: — работать  с учебником;

      — находить отличия;

      — составлять схемы-опоры;

      — работать с информационными текстами;

      — объяснять значения новых слов;

      — сравнивать и выделять признаки;

      — уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

      Личностные:  

      — осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

      — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

      — оценивать собственный вклад в работу группы.

      Формирование УУД:

      Познавательные УУД

      1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
      2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
      3. Продолжить формирование  навыков  использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.            

      Коммуникативные УУД

      1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
      2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
      3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

      Регулятивные УУД        

      1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
      2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
      3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
      4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
      5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
      6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

      Личностные УУД

      1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
      2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
      3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
      4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

      Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

      Методы: частично-поисковый.

      Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь,  плакат «Строение клетки», семена огурца и подсолнечника,  клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля, микролаборатория.

      Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. 

      Ход урока

      1.Организационный момент

      Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку. Создает позитивный настрой:

      Биологию, друзья,

      Не любить никак нельзя!

      Очень важная наука,

      Очень точная наука,

      Интересная наука —

      Это биология!

      2.Проверка домашнего задания 

      Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы в усвоении знаний учащихся и корректирует их, оценивает учащихся.

      Вопросы для фронтальной беседы.

      1. Из каких двух слов состоит термин биология?
      2.  Дайте определение биологии как науки.
      3. Что называют живым организмом?
      4. Что такое природа?
      5. Перечислите основные методы изучения природы

                6. Чем различаются наблюдение и эксперимент?

                7. Перечислите оборудование, которое используют для научных исследований.

       Индивидуальный опрос. Карточка1.

      1.На столе стоит оборудование для научных исследований. Раздели его на три группы: увеличительные приборы; измерительные приборы; лабораторное оборудование. Назови его.

      2.Что можно измерить при помощи: термометра; рулетки; весов?

      3.Измерьте свой вес и длину полоски бумаги.

      Индивидуальный опрос. Карточка2.

      I. Мотивация

      На прошлом уроке ,ребята, рассматривая под лупой мякоть плодов томата, узнали, что она состоит из маленьких крупинок – клеток. А из чего состоят все клетки?

      Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

      Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

      Тема урока «Химический состав клетки». (Презентация. Слайд №1)

      II. Актуализация пройденного материала.

      Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.

      1. Один ученик работает у доски  с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

      1.Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

      2.Ученый открывший клетку.

      1. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
      1. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
      1. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.

      6.Органоид, который является источником энергии в клетке.

      2.Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.

      Карточка 1.

      Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

      1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

      а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома

      2. Клеточная стенка имеется у клетки:

      а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной

      3. Органоид, который является источником энергии:

      а) митохондрия;  б) аппарат Гольджи;  в) вакуоль;  г) ядро

      4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

      а) вирусы;  б) животной;  в) растительной;  г) бактерии

      5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

      а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;  г) ЭПС  

      Карточка 2.

       1.Выбери правильный ответ

      1.Клеточная оболочка не характерна для:

      а) растений, б) животных, в) грибов.

      2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

      а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

                 2. Допиши

      Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.

      III. Актуализация нового материала.

      Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное  строение, и что их клетки  имеют  сходное  строение.

      Оказывается кроме сходства в строении,  для всех клеток характерен и сходный  химический  состав — клетки всех организмов состоят из одних и тех же химических элементов.

      Из  111,  имеющихся  в природе химических  элементов,  в  составе клеток можно найти 80. Но их содержание в клетке различно. (Презентация. Слайд № 2)

      Ребята, скажите, каких химических элементов больше всего в клетке?

      Ответы учащихся.

      Эти же элементы встречаются и в неживой природе: атмосфере, воде, земной коре, т.е нет таких элементов, которые встречались бы только в живых организмах.

      Но большинство этих элементов встречается в клетке в   виде химических веществ.

      Все вещества клетки  можно  разделить  на две группы .

      (Презентация. Слайд №3) Назовите их.

      Заполните схему в тетради на печатной основе «Вещества клетки» (задание №36)

       Неорганические  вещества – это  вода  и  минеральные  соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из  воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

      Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.

      1. Прокаливание семян

      Положим  в  пробирку  сухие  семена огурца и прокалим  их  на огне. На  стенках  пробирки  мы  увидим  капельки  воды, которая выделилась при  нагревании из  клеток.

      2. Взвещивание 

      Я заранее  взяла  два  листа  капусты одинаковой  массы. Один  из  них  высушила.

      Как  вы  думаете,  зачем? (Правильно, что бы испарилась вода  из  клеток  растения)

      Теперь  давайте  мы  взвесим  оба  листа  и посмотрим,  сколько же  там  было  воды. И запишем  в  тетради результаты.

      Роль воды в клетке:

      1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
      2. Определяет физические свойства клетки — объем, упругость.
      3. Являясь хорошим растворителем, участвует в химических реакциях, протекающих в клетке.

      Минеральные  соли составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико: соли натрия и калия обеспечивают раздражимость, соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам моллюсков.

      Вода и минеральные соли  входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить?   (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

      Органические вещества —  Эти вещества содержатся  только   в живых  организмах. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов. (Презентация, Слайд № 4)

      Как вы думаете  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических?  (Презентация, Слайд №5)

      Кто из  вас  прав, мы  сможем узнать,  проведя опыт.

      Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.

      Вы помните,  сколько  весил  наш  сухой лист. Теперь  давайте мы его сожжем,  а потом  взвесим то, что останется после горения, т.е. золу. Зола  состоит из  минеральных  веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При  горении сгорели  только  органические вещества.  Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал,  что  органических  веществ в клетках больше, чем неорганических.

      А сейчас  вы  сами  проделаете  ряд  исследований.  

      Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

      Определение крахмала

      А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

      Проделаем еще один опыт

      Б) Для  этого возьмите стаканчик, налейте  в  него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек  теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

      Что вы наблюдаете? (Помутнение  воды)

      Отлейте  немного  воды  в  стаканчик и накапайте  туда  раствор  йода.

      Что наблюдаете? (Раствор посинел)

      Какой вывод мы можем  сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

      В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

              Роль углеводов в клетке:

      1. Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.
      2. Запаса питательных веществ (гликоген, крахмал)
      3. Опорная (хитин) и защитная функции ( клетчатка)

      Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

      Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

      Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений) ( Презентация. Слайд №6)

      Отставьте  стаканчик в сторону не вынимая теста.

      Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

      Возьмите  салфетку  между листочками  положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

      Что  наблюдаете? (Появляется жирное  пятно на бумаге)

      Какой можно  сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

      Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

      Какие масличные растения вам известны?

      Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

      Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

      Роль жира в клетках:  

      1. Источник энергии и воды

      2. Теплоизоляция

      3.Защитная

      ( Презентация. Слайды №7, 8)

      Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

      Аккуратно выньте  комочек  теста и  осмотрите его развернув  марлю. Потрогайте  его пальцем.

      Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

      Когда  сомкнете пальцы что  чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста  белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

       Роль белков в клетке:

      1.Транспорт кислорода.

      2.Сокращение мышц.

      3. Защита от инфекций.

      4.Свертывание крови.

      (Презентация. Слайд №9)

       VI. Закрепление  знаний (по эталону)

      Самостоятельная работа в малых группах. (предварительно учащиеся разбиваются на группы 4-5 человек)

       Биологический диктант

      1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

      2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

      3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

      4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

      5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

      6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

      7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

      8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

      9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

      10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

      11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

      12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

      V. Рефлексия.

      Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

      -Все ли вам было понятно в течение урока?

      -Какая часть урока показалась самой интересной?

      -Какая часть урока  вызвала затруднение?

      -Какое у вас настроение после урока? (Смайлики)

      Подведение итогов с помощью стихотворения:

      Из элементов химических состоят вещества.

      И в клетках различных творят чудеса.

      Кипит там работа.

      Идут превращения,

      Названье таким превращеньям —  явления.

      И создают вещества органические,

      Процессы те сложные, по сути химические.

       (Презентация. Слайд №10)

      VI. Домашнее задание.  

      Всем:

      Параграф   §6, вопросы на странице  33, в рабочей тетради задание 35,38,39   на странице 20-21.      

      На выбор:

      1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
      2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных  странах?
      3.  Используя Интернет или дополнительную литературу,  проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных  странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
      4.  Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

      Используемая литература:

      1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.
      2. Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. — Москва: Вентана — Граф, 2013.

      nsportal.ru

      Лабораторная работа Химический состав клетки (5 класс)


      Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс. Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.
      Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ. Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.
      Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.
      Что делали Что наблюдали
      Демонстрация учителя: в сухую пробирку положили 4 зерновок пшеницы и нагрели ее над пламенем спиртовки. А.На стенках пробирки мы видим___________________________
      __________________________________
      Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.
      Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.
      Капнули в стакан 1-2 капли йода. Вода стала_________________________
      Вода стала_________________________
      Значит в тесте есть__________________
      _____________________________________
      Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем. Тесто стало_________________________
      __________________________________
      Это растительный белок – клейковина.
      Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша. На бумаге появилось __________________
      ___________________________________
      Значит, в семенах есть______________
      ____________________________________
      Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.
      2.Исходя из результатов работы, дополните схему.
      Вещества
      2463164-139701453515-13970
      Органические __________________
      Белки ______ ___________ _________ минеральные соли
      3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.
      Что делали Что наблюдали
      Демонстрация учителя: в сухую пробирку положили 4 зерновок пшеницы и нагрели ее над пламенем спиртовки. А.На стенках пробирки мы видим___________________________
      __________________________________
      Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.
      Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.
      Капнули в стакан 1-2 капли йода. Вода стала_________________________
      Вода стала_________________________
      Значит в тесте есть__________________
      _____________________________________
      Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем. Тесто стало_________________________
      __________________________________
      Это растительный белок – клейковина.
      Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша. На бумаге появилось __________________
      ___________________________________
      Значит, в семенах есть______________
      ____________________________________
      Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.
      2.Исходя из результатов работы, дополните схему.
      Вещества
      2463164-139701453515-13970
      Органические __________________
      Белки ______ ___________ _________ минеральные соли
      3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

      weburok.com

      Практическая работа 5 класс химический состав клетки

      Практическая работа №1 Химический состав клетки

      Цель работы:

      2.

      Семена в тигле

      3.

      Мука в марле

      4.

      Стакан с водой после промывания муки Срез клубня

      5.

      Семя подсолнечника Лист капусты

      Вывод: В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). Строительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.

      Демонстрация опыта № 1

      Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

      Вопрос: Что вы наблюдаете?

      Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

      Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

      Ответ: Она была в семенах (из семян)

      Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

      Демонстрация опыта № 2

      Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

      Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

      Демонстрация опыта № 3

      Для проведения этого опыта я приготовила муку.

      Вопрос: Из чего делают муку?

      Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

      Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

      Делаем вывод: в состав растений входит белок.

      Демонстрация опыта № 4

      Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

      (приглашаю ученика для проведения опыта)

      Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

      Вопрос: что мы наблюдаем?

      Йод является индикатором крахмала.

      Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

      Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

      Проведение учащимися опыта № 5

      У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

      Вопрос: Что вы обнаружили?

      Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

      Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

      Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

      Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

      — Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа .

      В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

      Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

      Содержание минеральных веществ:

      — в семенах – 3 %

      — в корнях и стеблях – 5 %

      — в листьях – 10-15 %

      Остальное приходится на органические вещества.

      Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

      Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

      Вопрос: В каких семенах больше воды?

      Ответ: у зерновок пшеницы

      Вопрос: А минеральных веществ?

      Ответ: у семянок подсолнечника.

      Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

      Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

      Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

      Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

      Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

      Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

      infourok.ru

      неорганические вещества. Лабораторная работа «Строение семян».

      Поурочная разработка по биологии 5 класс.

      Тема: «Химический состав клетки: неорганические вещества. Лабораторная работа «Строение семян».

      Учитель биологии Гринёва Галина Александровна.

      Задачи урока: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, умения видеть главное, обобщать, анализировать. Пользуясь лабораторным оборудованием, формировать элементарные понятия о химическом составе клетки.

      Оборудование: семена пшеницы, штатив для пробирок, пробирка, держатель для пробирок, асбестовая сетка, сухое горючее, спички, инструкция по технике безопасности для учащихся, этикетки: от бутылок с минеральной водой, от пакетов с удобрениями для цветов.

      Основные понятия и термины: Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Минеральные соли.

      Ход урока.

      1.Оргмомент.

      2. Активизация познавательной активности.

      Ознакомитесь с химическим составом минеральной воды, удобрений для цветов и сравните их. Как вы думаете, почему в состав воды для человека и удобрений входят одни и те же минеральные соли?

      3. Постановка познавательной задачи.

      Живые организмы имеют особый химический состав, отличающий их от мира не живой природы.

      Задание: прочитайте текст учебника странница 10, заполните таблицу «Химический состав клетки» (стр. 12)

      После проверки правильности заполнения таблицы, учитель просит вернуться к этикеткам от минеральной воды и удобрений:

      — К какой группе веществ относится вещества, указанные на этикетках? (не органические минеральные соли)

      Минеральную воду использует человек для питья и в лечебных целях, а минеральные удобрения используют для подкормки растений. Из текста учебника вы узнали, что минеральные соли входят в состав клеток вместе с органическими веществами. А как по-вашему ученые определяют химический состав клеток? (Для установки состава клетки химики используют химический анализ. Анализ- определение частей целого. Из клеток состоят организмы, значит. Можно провести химический анализ (определить, из чего состоят) какого-нибудь организм или отдельного органа. Сегодня и мы с вами попробуем убедиться в том, что минеральные соли действительно входят в состав растений при помощи простых опытов.

      Изучение инструктивной карточки по технике безопасности.

      (На каждой парте по экземпляру.) Учитель объясняет каждый пункт инструкции.

      Инструкция по технике безопасности при работе с нагревательными приборами.

      1.Зажигать сухое горючее (спиртовку) можно только спичкой или лучиной.

      2. При нагревании веществ не касаться стеклянной посудой фитиля спиртовки (посуда может треснуть).

      3. Гасить сухое горючее только при помощи колпачка.

      Вызвать одного ученика к демонстрационному столу, зажечь горючее и потушить его.

      4. Для удобства работы с небольшим количеством вещества используют пробирки (от слова «проба»). Пробирки стоят в штативах для пробирок. При нагревании веществ в пробирке пользуются держателем. Для этого хомутик отодвигают к деревянной ручке. Пробирку вставляют между пластинами и зажимают хомутиком в верхней части.

      5. Пробирку вставляют в держатель и равномерно нагревают её над пламенем.

      6. Вещество в пробирке нагревают в верхней части пламени. Пробирку держат наклонно, при этом отверстие пробирки направляют в сторону от себя и соседа.

      7. После выполнения работы, при остывании пробирки. Её вытаскивают из держателя и ставят в штатив.

      После инструктажа по технике безопасности ученики приступают к выполнению лабораторной работы «Состав семян».

      Лабораторная работа «Состав семян».

      Ход работы.

      1. Соблюдая правила техники безопасности, зажгите сухое горючее. Прогрейте пустую пробирку, затем- пробирку с семенами. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?

      2. Продолжайте нагревание. Наблюдайте за изменением цвета и появлением запаха. Что происходит?

      3. Используя личный опыт (наблюдение за горением дров в костре), предположите, что произойдёт дальше. Прекратите нагревание. Оформите письменный отчёт по выполнению лабораторной работы.

      Письменный отчёт по работе.

      1. Название.

      2. Цель работы: определить состав семян.

      3.Что делили.

      4. Что наблюдали.

      (обсуждение результатов наблюдений – это не словесное повторение результатов. А попытка связать теоретические знания с полученными результатами, ответить на вопрос «Почему растения подкармливают минеральными удобрениями?»

      Совершенствование знаний.

      Предложите другие методы определения химического состава клеток.

      Рефлексия учебной деятельности.

      Домашнее задание: выполнить рисунки к лабораторной работе

      Заявка на участие

      в региональном конкурсе творческих работ для обучающихся в рамках реализации проекта «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края «Белгородоведение»

      «Творческая работа»

      Информация об авторе конкурсного материала

      1.

      Район, город

      Прохоровский

      2

      Фамилия, имя, отчество участника

      Кривчикова Анастасия Александровна

      3.

      Класс

      11

      4

      Полное название образовательной организации

      МБОУ «Шаховская СОШ»

      Прохоровского района

      Белгородской области

      5

      Фамилия, имя, отчество педагога

      Чернова Татьяна Петровна

      6.

      Должность педагога

      Учитель русского языка и литературы

      7.

      Контактный телефон

      8-939-004-19-85

      8

      E-mail

      [email protected]

      9

      Необходимость получения сертификата

      Да

      Директор школы ________________ /О.Н. Светличный/

      Согласие

      на обработку персональных данных

      Я,_____________________________________________________________,

      (Фамилия, имя, отчество, паспортные данные)

      Родителями (законными представителями)

      Кривчиковой Анастасии

      Разрешаем в рамках проведения регионального конкурса исследовательских и творческих работ для обучающихся в рамках реализации проекта «Социокультурное развитие подрастающего поколения через изучение родного края (Белгородоведение)», проводимого ОГАО

      ДПО «Белгородский институт развития образования» на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации, обработку персональных данных ребенка в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-Ф3 «О персональных данных».

      Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме.

      Дата______________ Подпись________________/И.Кривчикова/

      infourok.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *