cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок слог ударение 5 класс: Конспект урока по русскому языку на тему «Слог, ударение» (5 класс)

«Слог и ударение», урок русского языка, 5 класс | Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:

Урок по русскому языку, проведённый в 5 классе.

Тема: «Слог и ударение»

Цели:

образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове;

развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику;

воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.

План урока:

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной

   ситуации.

ІІІ. Постановка цели и задач.

     ІV.  Проверка изученного материала.

V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением.

VІ. Физминутка.

VІІ. Итог.

VІІІ. Домашнее задание.

Ход  урока

І. Начало урока.

ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание  проблемной ситуации.

— Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».

«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, — спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»

— Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?

( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)

— А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?

— Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).

ІІІ. Постановка цели и задач.

 — Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.

ІV. Проверка  материала, изученного в начальных классах.

Теория (слайд 5).

1.Что такое ударение?

2.Что такое слог?

Практическое задание на повторение. Работа с карточками.

1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.

Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.

2. Игра «Самый быстрый».  Карточкой указать номер ударного слога.

Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.

— Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.

V. Объяснение нового материала с  параллельным закреплением.

1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса.  В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.

— Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)

— Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.

— Составьте предложения с любыми из этих слов.  (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).

2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…

— Что же в русском ударении? ( слайд7)

Задание.

Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.

1 ряд – осень, листья;

2 ряд – дождливо, ненастно;

3 ряд – золотой, листья.

Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.

— Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.

VІ. Физминутка.

3. (слайд 8)

— Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.

— Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)

— Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?

( передвигается)

— Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.

Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения

       4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)

— Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.

      Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

      Но далеко еще до первых зимних бурь –

      И льется чистая и теплая лазурь

      На отдыхающее поле…

                                             Ф. И. Тютчев

Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи  не имеют его.

5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)

6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)

— Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.

А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?

Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.

Вывод: получаются разные формы слова.

Б) Следующее задание.  Прочитайте  слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)

Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.

Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.

— Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)

(Ударение помогает различить смысл слова — смыслоразличительная функция)

— Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)

VІІ. Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?

VІІІ. Домашнее задание.

Слог. Ударение. Свойства русского ударения 5 класс (новый ФГОС)

Слог. Ударение и его свойства

ЦЕЛИ

  • получить представление о слоге как фонетической единице
  • учиться принимать правила деления слов для переноса
  • познакомиться с основными правилами постановки ударения

Слог – фонетическая единица языка. Один или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха.

  • Открытые слоги заканчиваются на гласный звук:

ВО-ДА, ТРА-ВА.

  • Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук:

ПАР-ТА, КОС-ТЮМ, ЧЁР-НЫЙ

Ударение – произнесение одного из слогов с большей силой или длительностью:

ч у деса, ж и знь

Именно поэтому ударение в русском языке называют силовым.

Во многих языках словесное ударение закреплено за определенным слогом. Например, во французском – на последний слог (studier), в английском – на первый (study).

В русском языке ударение разноместное , поэтому оно может падать на любой слог.

Д и ктор – 1 слог Удив и тельный – 3 слог

Окн о – 2 слог Перевор а чивается – 4 слог

Кроме того, ударение в русском языке называют подвижным , так как оно может смещаться в разных формах слова с одного слога на другой.

сторон а – в ст о рону – стор о н

Ударение выполняет смыслоразличительную роль, то есть позволяет различать слова и разные формы одного и того же слова.

з а мок – зам о к

о кна – именительный падеж множественного числа

окн а – родительный падеж единственного числа

Определите количество слогов в каждом слове

Сорока Лиса

Жаворонок Вишня

Гусь Ягода

Галка Синица

Волк

Поставьте ударение в словах

Алфавит, каталог, столяр, жалюзи, туфля

Заучив весь алфавит, Он имел усталый вид. Ударение в слове каталог Падает всегда на третий слог! Красит здания маляр, Мебель делает столяр. Слово «туфля» я прочту С ударением на «ту». Поскорее привези Для окошек жалюзи!

Звонить, торты, щавель, углубить

Прилетел мохнатый шмель И уселся на щавель.

Он звонит, они звонят. Очень встретиться хотят. Чтобы было легче жить, Знания нужно углубить. В музее — натюрморты: На них — цветы и торты.

Выделите букву ударного гласного в одинаковых по написанию словах: синим цветом – в формах одного слова, красным цветом – в разных словах

  • Сорок учеников – стая сорок.
  • Выкупать ребёнка – выкупать товары.
  • Широкие реки – берег реки.
  • Дальняя дорога – вещь дорога.
  • С правой стороны – в разные стороны.

Правила переноса слов

  • Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова.  Про-беж-ка, смеш-ливый.  Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы  ыРо-зыгрыш  (нельзя  роз-ыгрыш ).
  • Если слово состоит только из корня и окончания, то оно переносится по слогам.  Бе-рё-за .
  • Буквы 
    ь, ъ, й
     не переносятся на следующую строку.   Буль-он, отъ-езд, май-ка.

4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.  Актив-но, ар-мия  (нельзя  а-ктивно, а-рмия ).

5. При сочетании нескольких согласных подряд может быть несколько вариантов переноса.  Се-стра, сес-тра, сест-ра.

6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом.  Мас-са, ван-ная.  Исключение составляют начальные двойные согласные корня.  По-ссорились  (нельзя  с-сора, пос-сорились ).

Выпишите и подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую

Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Нельзя переносить односложные слова.

Лисица, иней, ученик, обувь, ссора, класс, дождь, язык, 

пальто, очки, ключ, русский.

Урок 1.7 Словесное ударение в английском языке

Что такое словесное ударение в английском языке?

1.7.1   Словесное ударение — система ударения в отдельном слове. Словесное ударение важно, потому что английский — это язык с синхронизацией ударения, а это значит, что мы говорим ритмично, произнося ударение в каждом содержательном слове. Каждое содержательное слово разбито на части, называемые слогами. Один из слогов в слове будет иметь более сильное ударение, чем другие. Ударный слог мы произносим громче и с большей силой, а остальные слоги произносим тише и с меньшей силой. Каждое содержательное слово в английском языке имеет одно сильное ударение. Например:

учитель             состоит из двух слогов: tea cher         Tee ch (ясный алфавит)

Первый слог имеет сильное ударение, а второй – нет. Это слабо.

1.7.2   Словесное ударение не является регулярным в английском языке. Расположение словесного ударения варьируется, хотя очень часто оно находится на первом слоге слова, поэтому, если вам нужно угадать, вы должны выбрать первый слог! Это происходит главным образом потому, что суффиксы — окончания слов — в английском языке обычно не имеют ударения. Например, в двухсложном слове, оканчивающемся на суффикс ing, ударение должно ставиться на первый, потому что ing никогда не ставится под ударением:

Щелкните здесь, чтобы увидеть 100 наиболее распространенных суффиксов в английском языке: наиболее распространенные-в-английском языке

1.7.3   правило, что ударение должно быть на слоге перед, например:

Эти суффиксы очень распространены, поэтому приятно знать, что ударение всегда будет перед каждым из них. Прочтите и изучите полный список здесь: суффиксы-и-словесное-ударение

Есть также ряд общих суффиксов, на которых — ударение . (Нажмите здесь: наиболее распространенные суффиксы в английском языке.) Они являются исключением из правила, согласно которому суффиксы не имеют ударения. Например:

1.7.4   Другие правила словесного ударения включают:

а) Сложные существительные обычно имеют ударение на первый слог. Это слова, которые объединяют два слова, например:

аэропорт    воздух + порт
футбол    фут + мяч
попкорн    поп + кукуруза
клубника    солома + ягода

Здесь есть список из 300 нарицательных составных существительных: нарицательные-составные-существительные.

b) Обе части фразовых глаголов имеют ударение, например:

wake up
go out

c) Акронимы обычно имеют ударение на последнем слоге, например:

BBC
DVD

d) There это небольшая группа слов, называемых омографами, которые представляют собой пары слов с одинаковым написанием, но разным ударением в зависимости от типа слова (будь то существительное или глагол), например:

Щелкните здесь, чтобы просмотреть более длинный список омографов существительных и глаголов: омографы существительных и глаголов.

e) Как мы видим из таблицы выше, ударение на втором слоге у двусложных глаголов очень распространено.

Этот совет может помочь нам найти словесное ударение, потому что современный английский часто состоит в основном из:

  • слов, состоящих из одного слога, где словесное ударение очевидно Правило словесного ударения
  • слов, которые являются составными существительными

Щелкните здесь для анализа газетной статьи, которая доказывает это положение: проработка словесного ударения.

1.7.5   Помимо приведенных выше полезных рекомендаций, если вы хотите найти ударный слог в слове, лучше всего начать с последнего слога. Как правило, ударение в слове ставится на , ближайшем сильном слоге к концу . Мы должны работать справа налево, начиная с последнего слога, и оценивать, является ли каждый слог сильным или слабым. Это зависит от гласный звук : сильным слогом является слог с долгим гласным звуком (например, ar, ee), дифтонгом (например, ai, ei) или коротким гласным звуком (например, a, o, но не звуком schwa). Если оно сильное, мы нашли ударный слог. Если он слабый, мы должны двигаться дальше, пока не найдем сильный слог. Нажмите здесь, чтобы прочитать примеры этого процесса: english-stress-rules.

Упражнения

Пр. 1.7.1 Чтение Распределите слова по группам в зависимости от количества слогов:

Пример. 1.7.2 Письмо Напишите больше слов на тему изучения английского языка в каждой группе:

Упр. 1,7,3 Чтение подчеркивает стресс -слог в каждом словом:

  1. Наречие
  2. Статья
  3. Начальник
  4. .
  5. мобильный
  6. существительное
  7. бумага
  8. партнер
  9. ручка
  10. произношение
  11. квалификация
  12. чтение
2 пр. 1.7.4 Reading  Underline the suffix in each word and put the words into groups:

  1. dictionary
  2. reading
  3. grammar
  4. syllable
  5. consonant
  6. determiner
  7. answer
  8. elementary
  9. listening
  10. spelling
  11. speaking
  12. advanced
  13. writing
  14. tablet
  15. mobile
  16. example
  17. beginner
  18. qualification
  19. student
  20. level
  21. computer
  22. article
  23. teacher
  24. paragraph
  25. certificate
  26. intermediate
  27. союз
  28. партнер
  29. предлог
  30. произношение

пр. 1.7.5 Чтение Соедините слова, чтобы получилось 20 составных существительных:

Упр. 1.7.6 Reading  Add a word to each word to make a compound noun:

  1. basket _______________
  2. green _______________
  3. under _______________
  4. super _______________
  5. land _______________
  6. dust _______________
  7. sales _______________
  8. news _______________
  9. зуб _______________
  10. ветер _______________
  11. work _______________
  12. play _______________
  13. life _______________
  14. ward _______________
  15. paper _______________
  16. milk _______________
  17. every _______________
  18. hair _______________
  19. day _______________
  20. wall       _______________

Ex. 1.7.7 Чтение Используйте словарь, чтобы заполнить таблицу и подчеркнуть ударные слоги в каждом элементе:

Урок английского: Слоговое ударение

ЕС

Escuchar эста lección

Теперь, когда мы рассмотрели различные звуки английского языка, мы должны обсудить слоговое и словесное ударение или, другими словами, ритм английского языка . Важно иметь в виду, что английский — это язык с временным ударением . В отличие от испанского языка, в котором каждому слогу отводится одинаковое количество времени, Английский корректирует синхронизацию ударных и безударных слогов и слов. В английском языке некоторые слоги длиннее, а некоторые короче . Ударяя определенные слоги и слова, мы можем лучше понять значение слова или предложения. Понимание временного ударения и интонации в английском языке поможет учащемуся как лучше понимать английский язык, так и быть лучше понятым.

Слова состоят из слогов. Слоги — это звуковые единицы, которые почти всегда, за редким исключением, содержат по крайней мере один гласный звук . В словах, состоящих из двух и более слогов, ударение падает на один слог, а остальные произносятся быстро и без ударения.

Единственными фиксированными правилами для слогового ударения являются: 1) слова могут иметь только одно ударение и 2) ударение всегда падает на гласную.

Интересно, что родственные слова могут иметь разное ударение в слоге (PHOto, phoTOgrapher, photoGRAPHic) и характер ударения омографов меняет их значение (см. примечание ниже). На данный момент важно понять, что мы подразумеваем под слоговым ударением, и распознать различные модели слогового ударения в английском языке.

Примечание: В некоторых словарях ударный слог слова обозначается апострофом () либо до, либо после ударного слога. В приведенных ниже примерах апостроф стоит перед ударным слогом.

Односложные: ударные

Логически односложные слова имеют ударение на одном слоге.

Примеры:

  PAY/’peɪ/

  DRIVE/’draɪv/

  GOOD/’gʊd/

Two Syllables: 1st Syllable Stressed

In most two syllable существительных и прилагательных ударение обычно падает на первый слог.

Примеры:

  SWIMming/’swɪmɪη/

  APple/’æpəl/

  HAPpy/’hæpi/

  LITtle/’lɪtl/

Два слога: 2-й слог с ударением

Двухсложные глаголы обычно имеют ударение на втором слоге.

Примеры:

  beGIN/bɪ’gɪn/

  deSERVE/dɪ’zɜ:rv/

  aGREE/ə’gri/

Note: Understanding syllable ударение важно не только для произношения, но и для понимания, потому что ударение на разных слогах может изменить значение слова (омографы) . Есть много двухсложных слов, значение которых может меняться в зависимости от того, на какой слог падает ударение. Например, если ударение падает на второй слог слова «9».0003 пустыня ”(deSERT), это глагол, означающий отказаться. С другой стороны, если мы меняем ударение на первый слог (DEsert), это существительное означает засушливое место.

Examples:

  DEsert/’dezərt/ (noun)

  deSERT/dɪ’zɜ:rt/ (verb)

  КОНТРАКТ/’kɑ:ntrækt/ (существительное)

  conTRACT/kən’trækt/ (verb)

  OBject/’ɑ:bʤɪkt/ (noun)

Object/ əb’ʤekt/ (глагол)

Три слога: 1 -й слог.

Трехсложные слова, оканчивающиеся на «9».0003-er », «-или », «-ly » или «-y » обычно ударение ставится на первый слог.

Examples:

  ENergy/’enərʤi/

  FInally/’faɪnli/

  HOSpital/’hɑ :spɪtl/

  BEAUtiful/’bju:təfəl/

  ORganize/’ɔ:rgənaɪz/

Three Syllables: 2nd Syllable Stressed

Words ending in “ -tion », «-sion », «-ic » или «-al » среди других суффиксов обычно имеют ударение на слоге, стоящем перед этими окончаниями. Это относится как к трехсложным, так и к четырехсложным словам.

Examples:

  conSUMPtion/kən’sʌmpʃən/

  deNIal/dɪ’naɪəl/

  oFFENsive/ə ‘fensɪv/

Три слога: 3-й слог Ударный

Слова со следующими суффиксами имеют ударение на последнем слоге (суффикс): « -ee », «-eer », «-ese », «-ette » или «-ique ».

Examples:

  refeREE/refə’ri:/

  engiNEER/enʤə’nɪr/

Four Syllables: 2nd Syllable Stressed

Ударение в четырехсложных словах ставится либо на второй, либо на третий слог. Ударение обычно ставится на второй слог, если слово оканчивается на «9».0003-cy », «-ty », «-phy », «-gy » или «-al ».

Examples:

  dePENdency/dɪ’pendənsi/

  psyCHIatry/sə’kaɪətri/

  eQUALity/ ɪ’kwɑ:ləti/

Четыре слога: 3-й ударный слог

Слова, оканчивающиеся на «-tion », «-sion » или «-ic », обычно имеют ударение на слоге, стоящем перед этими окончаниями. Как отмечалось выше, это относится как к трехсложным, так и к четырехсложным словам.

Examples:

  poliTIcian/pɑ:lə’tɪʃən/

  eduCAtion/eʤə’keɪʃən/

нереалистично/ ʌNRI: ə’lɪstɪk/

Составные слова

. Стресс в СОВЕТЫ Запаковки . Сложные существительные берут ударение на первое слово, прилагательные и глаголы на второе.

Примеры:

Составные существительные

  AIRplane/’erpleɪn/
3 9029

  TOOTHbrush/’tu:ɵbrʌʃ/

Compound adjectives

  old-FASHioned/əʊld ‘fæʃənd/

  new AGE/nu: ‘eɪʤ/

Compound verbs

  deTEST/dɪ’test/

Понимание/ ʌndər’stænd/

PRASAL VERBS

9000

PRASAL VERBS

9000

PRASAL VERBS

9000

PRASAL VERBS

9000 PRAPAL.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *