Урок по басне свинья под дубом 5 класс – План-конспект урока (5 класс) на тему: И.А. Крылов «Свинья под Дубом». Урок литературы в 5 классе | скачать бесплатно
Открытый урок по литературе в 5 классе : Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Урок литературы в 5 классе :
Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Цели урока.
Образовательные.
Знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Дополнить знания об особенностях жанра басни.
Развивающие.
Развивать чуткость к художественному слову. Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
Воспитательные.
Воспитывать сопротивление невежеству.
Оборудование.
Иллюстрации, карточки со схемами для анализа персонажей басни,словарь.
Ход урока
1.Эмоциональная зарядка.
Конкурс на самого лучшего актёра пантомимы
На отдельных карточках у меня написаны названия басен Крылова. Каждый участник выбирает одну, не видя названия. Теперь с помощью жестов надо изобразить то, что написано на карточках, а класс должен узнать изображаемую басню.
«Волк и Ягнёнок»
«Мартышка и очки»
«Осёл и Соловей»
«Лебедь, Щука и Рак»
«Стрекоза и Муравей»
«Кошка и Соловей»
2.Сообщение темы, целей урока.
Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом».
3. Проверка дом задания.
-Ответьте, что такое басня и каковы ее особенности?
Вы дома сочиняли басни. Посмотрим, у кого басня получилась интереснее, кто придумал оригинальный сюжет, использовал свойства басни.
4.Знакомство с басней «Свинья под Дубом».
Сюжет – цепочку событий басни Крылов придумал сам. Кому уже знакома басня?
Работа по иллюстрации
1)Словарная работа.
-В басне встретятся два слова, очень похожих, но по значению разных. Это слова
невежа и невежда (объясняет ученик, работавший со словарем)
2)Целевая установка.
-Я прочту басню, а вы приготовьтесь ответить на вопрос: кого из героев можно смело
и невежей, и невеждой?
3)Чтение наизусть учителем.
4)Беседа по восприятию (ответы на поставленный вопрос).
5)Беседа по содержанию.
-Прочитайте басню про себя, о чем басня?
Физкультминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд, зашагали как отряд.
6)Пообразный анализ
-У нас на уроке – помощник, литературоведческий жучок (знакомство со схемой)
1.Портрет.__________ __________ 4.Отношение
к другим персонажам.
2.Речь.____________________ ОБРАЗ-ПЕРСОНАЖ ____________5.Характеристика
другим персонажем.
3.Поступки.________________ ___________6.Авторская
характеристика.
1.-На кого из персонажей вы сразу обратили внимание?
-Нарисуйте портрет Свиньи, какая она?
-С какими персонажами беседует Свинья? Какова ее речь?
-Прочитайте реплики Свиньи.
-Что делает Свинья в басне, каковы ее поступки?
-Оцените ее действия.
-Как отзываются о Свинье другие персонажи басни?
-Что значит «поступить по-свински», «подложить свинью»?
-В восприятии автора, в его понимании Свинья – это кто?
-Каких людей подразумевает автор?
-Как нужно читать слова Свиньи?
2.-Первая строка басни, прочитайте слова рассказчика о Дубе.-Что означает слово «вековой»?
-Прочитайте слова Дуба.
-Как понимаете слово «промолвил»?
-Прав ли Дуб, называя Свинью неблагодарной?
-Как нужно прочитать слова Дуба?
3.-Третий персонаж – Ворон. Прочитайте его слова.
-Скажите о нем несколько слов.
-Как нужно прочитать его слова?
5. Чтение по ролям.
невнимательное
6.Заполните кластер наглая
недружелюбная ленивая
бессовестная
эгоистка
7. Оценочные высказывания.
Выберите любое из высказываний, продолжите, чтобы получилось предложение.
Меня захватывают басни Крылова тем, что …
Секрет басни в том, что …
Герои незабываемы, потому что …
В баснях Крылова, как живые, …
8. Подведение итогов
Оценивание учеников
9. Домашнее задание.
Басню выучить наизусть
kopilkaurokov.ru
План-конспект урока (5 класс) по теме: литературы в 5 классе «Анализ басни А.И. Крылова «Свинья под Дубом»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большежировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Лукьянчикова Леонида Васильевича»
Фатежского района Курской области
Урок литературы в 5 классе
Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
Учитель
Дериглазова
Марина
Александровна
2015 год
Анализ басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом»
Цели урока.
1.Образовательные:
1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы, знакомство с басней И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
2) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.
3) Включить такие вопросы теории литературы в процесс рассмотрения произведения: персонаж, тема, идея, мораль, сюжет, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)
4) Познакомить с термином аллегория.
5) Дополнить знания об особенностях жанра басни.
6) Дать нравственную и эстетическую оценку произведению.
2.Развивающие:
1) Формировать самостоятельного и активного читателя.
2) Способствовать формированию самоутверждения ученика, способности адекватной реакции на окружающий мир.
3) Развивать чуткость к художественному слову.
4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.
3.Воспитательные.
1) Обогащать духовный мир ученика.
2) Воспитывать сопротивление невежеству.
Урок закрепления.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно — этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование. Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, дидактический материал.
Подготовка к уроку: написать эпиграф, оформить выставку рисунков, включить презентацию, вставить диск с басней, раздать детям имена на парты.
ход урока
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..»
(И.А. Крылов)
1. Эмоциональная зарядка. Вступительное слово учителя.
2. Актуализация знаний.
Я читаю начальные строки басни и показываю слайды. Дети отгадывают название басни.
Слайд 1: » По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас»
Слайд 2: «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Слайд 3: «Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.»
Слайд 4: «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука».
Слайд 5: » Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.»
Учитель обращает внимание на выставку рисунков учеников к басне «Свинья под дубом».
— Достаточно ли прочтения произведения, чтобы постичь его смысл? (нет, необходимо проанализировать его).
— Мир книг огромен, сила слова неиссякаема. Сегодня на уроке продолжим знакомство с творчеством И.А.Крылова, постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни «Свинья под Дубом»
- Формулировка темы и целей урока.
Запись темы на доске и в тетрадти.
Слайд 6: Цели: 1) читать и анализировать басню; 2) выявлять её мораль, 3) давать характеристику персонажам, 4) выявлять художественные особенности; 5) работать с иллюстрациями; 6) учиться выразительному чтению.
3. Основной этап урока. Анализ басни
А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Слайд 7: Крылов использует аллегорию. Примеры аллегории( иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа).
4) Физкультминутка.
Сели, встали, встали , сели
Вы друг друга не задели?
На соседа оглянитесь-
Искренне ему — улыбнитесь.
Обратите взор ко мне,
Улыбнитесь теперь мне.
Пообразный анализ. Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль. Использование словесного рисования.
Свинья — глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии.
Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
Дуб — воплощение вековой мудрости, житейской истины.
Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постигать ее через обучение. Ворон — деликатный, спокойный, удивляется глупости Свиньи.
персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Слайд 8. Обращение к эпиграфу и словарная работа. Объясните значение следующих выражений: Подложить свинью, поступить по — свински, метать бисер перед свиньями.
Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)
Невежа — не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
Невежда — необразованный, несведущий человек;
Слайд 9: афоризмы о недостатках, которыве обличает Крылов в данной басне.
5) Первичное закрепление изученного. Инсценировка басни (четверо учеников читают по ролям)
6) Выявление художественных особенностей басни.
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова? (Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки)
Обращение к целям урока.
- Домашнее задание — выучить басню и подготовить выразительное чтение.
Слайд 10.
nsportal.ru
Конспект урока литературы в 5 классе «Басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Класс: 5а. Дата проведения: 11.10.2016 г.
Тема: «Басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях».
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Предметные:
Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
УУД:
Личностные:
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1. Организационный момент
3. Изучение нового материала
Роды и жанры литературы
Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради, например:
Эпос
Рассказы, повести, романы
Лирика
Стихотворения, поэмы
Драма
Пьеса-сказка, драма
– Произведения каких жанров мы уже изучали? К каким родам литературы они относятся?
Активизация знания, которые есть у детей к 5 классу.
– Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?
Как правило, дети уже знают, что такое мораль басни, читали басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Мартышка и очки», «Квартет», «Мужик и Медведь» и некоторые другие. Предложим тем, кто повторил басни, прочитать их наизусть.
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Приведем примеры аллегории: волк – злой человек, лиса – хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
– Что такое мораль басни?
Мораль басни – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Слово учителя
Басня – очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев – Эзоп – жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.
ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.
Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:
Эзопов язык – язык иносказаний.
В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.
«Свинья под Дубом». Осмеяние невежества и неблагодарности
Учитель читает басню «Свинья под Дубом». Возможно, она уже знакома ученикам. Тогда важно сделать так, чтобы дети увидели в тексте то, чего они не понимали раньше.
— Какой описывает Крылов Свинью?
Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.
— В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных случаях можно использовать эти строки?
Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.
В этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция Свиньи, которая не желает понять, откуда берутся желуди: Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона: Вспомните, что такое аллегория.
— Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
Басня «Свинья под Дубом» аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни дуба, т. е. разрушать то, что дает ей пищу. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка: «Рубить сук, на котором сидишь».
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Подготовить выразительное чтение наизусть (инсценировку, чтение по ролям) одной из басен: «Свинья под Дубом» или «Ворона и Лисица».
Рефлексия
Кто такой Эзоп? Кто во Франции переработал его басни?
Что значит эзопов язык?
Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он передает это?
Какие качества осуждает и высмеивает автор в баснях, с которыми мы сегодня познакомились?
infourok.ru
Урок литературы в 5 классе по теме «Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
Кандабарова Е.В., учитель МОУ «СОШ № 4 г. Валуйки Белгородской области»
План-конспект урока литературы в 5 классе
Программа курса «Литература». 5-9 классы/авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин. – М.:ООО»Русское слово – учебник», 2012 – (ФГОС – Инновационная школа)
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/авт.-сост.Г.С.Меркин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа)
Тема: Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», «Книга мудрости», дидактический материал.
Ход урока.
Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности слайд 1
— Дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем открытом уроке. Хотелось бы, чтобы, несмотря на ненастье за окном, атмосфера доброжелательности и сотрудничества царила в классе.
Актуализация знаний.
— Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках мы работали с баснями «Ворона и Лисица» и «Волк и ягненок», на сегодняшнем уроке – очередной шедевр дедушки Крылова.
— Но прежде предлагаю вам, ребята, создать опорную схему по теме «Басня», которая поможет нам плодотворно поработать над сегодняшней темой, потому что вы вспомните основные понятия из теории литературы.
На слайде: схема в виде кружков:
Басня, персонажи басен, мораль, цель басни, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)
На столах: листы с напечатанным текстом:
— краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
— животные, растения, вещи
— строки басни, в которых содержится нравоучительное заключение, урок, вывод
— обличение и высмеивание пороков, недостатков
— иносказание, изображение отвлеченных понятий через конкретный образ
— скрытая насмешка, намек
— перенос свойств человека на неодушевленным предметы, животных слайд 2
Задание: соотнести записи, заполнить схему
(работа в парах над литературоведческими терминами + заполнение опорного конспекта + полный ответ)
Формулировка темы и цели урока. слайд 2
— Обращаю ваше внимание, ребята, на часть схемы «Цель басни»! Напоминаю вам слова самого Крылова « Люблю, где случай есть, пороки пощипать!..». О каких пороках мы говорили, обсуждая басни Крылова на прошлых уроках! Что в них обличает и высмеивает великий баснописец? Вам помогут вспомнить эти басни иллюстрации на слайде и ваши собственные рисунки на доске. (См. слайд 3 + доска + таблицы в тетради)
(«Ворона и Лисица» — глупость, лицемерие, завышенная самооценка, падкость на лесть, которая «гнусна, вредна…»;
«Волк и ягненок» — обличение социального порока, которым являлось крепостное право, при котором помещики обладали властью над крестьянами, превращая их в бесправных рабов;
+Доп: в начальной .школе –
«Стрекоза и Муравей» — праздность и ничегонеделание, желание только развлекаться;
«Мартышка и очки» — незнание назначения предметов, глупость;
«Лебедь, Щука и Рак» — несогласованность в делах ит.д.
–Да, лесть, глупость, завышенная самооценка, праздность – все это человеческие пороки, достойные осмеяния. А теперь обращаю ваше внимание на слайд, где записаны изречения величайших мыслителей! Надеюсь, их имена вам знакомы.
(На слайде 4:
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)
У человека есть только один тиран — невежество. (В.Гюго)
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.(Вольтер) При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.(М.В.Ломоносов)
Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — самый худший из пороков.(Т.Фуллер)
Неблагодарность —один из величайших грехов, какие только существуют на свете.(М. де Сервантес)
— О чем они? Какая тема их объединяет?
-Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)
— Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!
Слайд 5 : Осмеяние __________и ___________в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
Слайд 6: Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»
— Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?
(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т.д.)
Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».
1) Знакомство с басней
— Начнем со знакомства с басней. На с. 84 учебника есть ее текст. А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
(звучит запись басни) слайд 7
— Достаточно ли прослушивания и прочтения произведения, чтобы постичь его смысл?
(нет, необходимо проанализировать его)
Работа в группах слайд 8
1-2 группы: работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет, гости-учителя)
Цель: выяснить значение слов неблагодарность, невежа, невежда, невежество
3-4 группы: работа со сборником русских пословиц и поговорок, с Фразеологическим словарем
Цель: подобрать пословицы и поговорки со словом свинья
5-6 группы: работа с текстом басни
Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль (заполнить таблицу в тетради)
Слайд 9 Физкультминутка (видеоролик)
Слайд 10 Анализ басни «Свинья под дубом» (вопросы адресуются участникам групп, они отчитываются о проделанной работе, выбирая ответственного) + отработка навыка выразительного чтения в ходе работы
— Какое чувство вызывает у читателя Свинья? 5-6 группы?
(неприятное, отвращение, она нам не нравится)
— Почему? Какой описывает Крылов Свинью?
(глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии).
— На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!
(лениво, вальяжно, грубо)
-Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!
(«неблагодарная»)
— Что такое неблагодарность? Слайд 11
(1группа: Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)
— Но это мягко сказано… Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив… Давайте послушаем ребят из 3-4 группы! Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?
( Подложить свинью, поступить по-свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья
Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол.
По образу — как я, а по уму — свинья. Свиная рожа везде вхожа.) слайд 12
—-Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по-свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?
(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)
— Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?
(нет, ее «ничуть то не тревожит»)
-Почему?
(Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще и необразованная: не осознает, не желает понять, откуда берутся жёлуди, и из-за своего невежества начинает подрывать корни дуба, т.е разрушать то, что даёт ей пищу)
— Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?
(зачитывают)
— Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи? Слушаем 1-2 группы!
(Невежа — не знающий приличий, грубый, неучтивый человек. Слайд 13
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда — малообразованный человек. Слайд 14
Невежа — необразованный, несведущий человек; неуч.)
— Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?
— Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?
— Что можно сказать о других персонажах басни? (6 группа) Слайд 15
(Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что она его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб — отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину — его устами Крылов и передает нам мораль басни.)
— Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
— Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.
— Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?
(Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки).
Чтение басни по ролям
Минипроект — Слайд 16
— Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н.В.Гоголь назвал творчество И.А. «книгой мудрости русского народа».
-В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.
(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3-4, остальные просто прикрепляют)
Итоги урока (отзыв учителя, оценки) Слайд 17
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
Ив памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
-Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и порки необходимо искоренять.
Домашнее задание: Слайд 18
Выучить басню наизусть
Подготовить инсценировку
Продолжить заполнение таблицы
infourok.ru
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Цель |
Методы, формы |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
Время |
1. Организационный. | – Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. – Звонок прозвенел? |
Отвечают учителю. Настраиваются на
работу. – Да! – Нет! – Да! – Да! |
Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Словесный метод | 1) Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
0,5 мин. |
2. Формулирование темы и цели урока. | Демонстрирует ученикам портрет И.А
Крылова. – Чей портрет вы видите на экране? – Как вы думаете, почему именно его я вам демонстрирую? Кто такой И.Крылов? – Значит, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? На втором слайде дети видят иллюстрацию к басне «Свинья под дубом». – На прошлом уроке мы анализировали басню «Ворона и Лисица», а как вы думаете, о какой басне пойдёт речь сегодня? |
Смотрят на слайд презентации. Формулируют тему урока: Басни И.Крылова. «Свинья под дубом». Записывают в тетрадь. |
Создать условия для внутренней мотивации. | Иллюстративный (Приложение 3, слайды 1-2) |
1) Регулятивные: – волевая саморегуляция; 2) Личностные: – смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2 мин. |
Какую цель мы поставим пред собой? | Формулируют цель: продолжить
знакомство с баснями И.Крылова. Понять мораль
басни «Свинья под дубом». Задачи: 1. Выразительно прочитать. 2. Проанализировать басню. 3. Сделать выводы. |
(слайд 4) | ||||
3. Задания по выбору | 1. Чтение наизусть басни «Ворона и
Лисица» по ролям. 2. Письменный ответ на вопрос, почему же Ворона всё-таки каркнула? 3. Самостоятельно составленный рассказ из жизни, напоминающий ситуацию, описанную в басне. |
Предлагают варианты выполненного домашнего задания. | Выяснить степень усвоения материала, скорректировать понятия. | 1) Познавательные: перерабатывать
информацию и предъявлять её разными способами. 2) Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение. 3) Регулятивные: планирование последовательности действий, волевая саморегуляция. |
5 мин. | |
4. Актуализация субъективных
знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала. |
А) Предлагает вспомнить, что знают о
басне как о жанре. Самостоятельная работа. Верные-неверные утверждения. Верно ли, что в басне 1. Есть зачин и концовка. 2. Аллегория. 3. Олицетворение. 4. Троекратный повтор. 5. Мораль. 6. Есть развёрнутый сюжет. |
Пишут в рабочем листе урока ответы. Взаимопроверка по образцу. Работа в паре. 1. НЕТ. |
Подготовить к восприятию новой темы | Частично поисковый метод (Слайды 5-6) | 1) Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: – анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 4) Коммуникативные: – умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками. |
5 мин. |
Б) Работа в группе. Кто быстрее соберёт определение. Каждая группа обращается к подсказкам (висящим на стенах маленьким бумажкам с определениями понятий басня, аллегория, мораль, эзопов язык.). | 1 группа (розовые подсказки) Басня – 1) краткий стихотворный или прозаический рассказ 2) нравоучительного характера, 3) имеющий иносказательный смысл. 2 группа (зелёные подсказки) Аллегория – 1) изображение отвлечённых понятий 2) или свойств 3) через конкретный образ. 3 группа (оранжевые подсказки) Мораль – 1) строки в басне, 2) в которых содержится нравоучительное заключение, 3) вывод. 4 группа (белые подсказки) Эзопов язык – 1) язык иносказательный, 2) под видом развлечения, шутки 3) используется для насмешки. Проверка по образцу. |
(Слайды 7-8) | ||||
5. Усвоение новых знаний. | Продолжим знакомство с баснями И.Крылова. Н.В.Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А.Крылова – это книга мудрости самого народа». И чтобы убедиться в этом, будем исследовать басню «Свинья под дубом». | Прослушивают аудиозапись басни. | (слайд 9) | 3 мин | ||
Чтобы подтвердить мысль Гоголя,
займёмся исследовательской работой. Исследовательская работа в разноуровневых группах. 1 группа – подготовить
выразительное чтение басни по ролям. Постараться
передать характер каждого персонажа. |
Работа в 5-ти группах: распределение
обязанностей в группе, запись результатов. (Приложение 2) |
Создание учебной мотивации; пробуждение познавательно го интереса; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Формирование навыков исследовательской деятельности. |
Групповая форма работы. Элементы проектно-исследовательской технологии. (слайд 10)
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 11)
(слайд 12) |
1) Регулятивные: – целеполагание как постановка учебной задачи, – планирование, – прогнозирование. 2) Познавательные: – умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4) Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
7 мин | |
6. Контроль первичного усвоения материала | Обсуждение итогов работы
групп. 1. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами. |
Защищают работу группы. По мере выступления групп каждый ребёнок фиксирует основные положения отчёта каждой группы в рабочем листе урока. (Приложение 1) | Развитие умения выделять главное | Частично-поисковый метод | 1) Личностные: – умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки. 2) Регулятивные: – волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: – умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) Коммуникативные: – умение участвовать в коллективном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем. |
10 мин. |
7. Физкультминутка | Вместе с детьми выполняет динамичные движения под музыку. | Выполняют динамичные движения под музыку. | Личностные: – готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья Регулятивные: – волевая саморегуляция. |
0,5 мин. | ||
8. Контроль и самооценка знаний. | Какое же явление жизни аллегорически описывает И.Крылов? Прав был Н.Гоголь, когда утверждал, что в его баснях «мудрость народа»? | Сначала устно проговаривают ответ на
вопрос, потом письменно фиксируют в рабочем
листке урока. В басне аллегорически описывается просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью. |
(слайды 13-15) | 1)Личностные: – умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки. 2)Регулятивные: – волевая саморегуляция, самоконтроль. 3) Познавательные: – умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4) коммуникативные: – умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение. |
5 мин | |
9. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании | Подведём итоги. – Что узнали нового на уроке? Чему научила нас басня? Сообщение учителя о работе класса Домашнее задание. По выбору. 1. Басню наизусть. 2. Вопросы викторины по басням И.Крылова. 3. Вопросы для анализа басни «Волк и Ягнёнок». |
Обучающие озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу, готовят оценочные (рабочие) листы для проверки. | Развитие умения выделять главное | Репродуктивный метод | 1) Познавательные: – умение структурировать знания – оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: – волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
3 мин. |
10. Рефлексия | В рабочем листке урока заполните
небольшую анкету. 1. На уроке я работал А) активно Б) пассивно 2. Своей работой я А) доволен Б) не доволен 3. Урок для меня показался А) коротким Б) длинным 4. Моё настроение стало А) лучше Б) хуже |
Выполняют задание. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. | Репродуктивный метод | 1) Коммуникативные: – умение выражать свои мысли – оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
3 мин. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок литературы в 5 классе «И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали»
Тема урока: И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.
Цели урока: раскрыть мораль басен и показать их злободневность; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
Планируемые результаты: понимание аллегорической сути басен; умение выразительно читать басни, находить в тексте художественные средства и объяснять их роль.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, сборники его басен, иллюстрации к ним, рисунки учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Работа по теме урока.
Вступительное слово учителя. На экране выведен эпиграф к уроку (презентация «Крылов»).
— Ребята, давайте прочтем эпиграф к нашему уроку и постараемся определить тему и цели сегодняшнего занятия.
Дети читают и отвечают на вопросы:
— Кто автор этих строк?
— Что же такое пороки? (слайд о пороках)
— Что значит пощипать их?
— Как вы понимаете смысл этой фразы?
— О чем мы с вами будем сегодня говорить?
На экран выводится слайд с картинками басен и дети угадывают о каких баснях пойдет речь.
Учитель: Басни – это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа.
-Так что же такое басня?
— Что такое мораль басни?
— Кто в России сочинял басни?
И.А.Крылов переводил эзоповы басни, для этого он овладел древнегреческим языком. Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.
— Ребята, а подумайте: какова основная цель басни? (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей, напомнить читателям старые истины)
Чтобы понять басню, необходимо понимать значение терминов аллегория и мораль.
Аллегория- иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты признаки этого образа вызывают то представление о нем, которое хочет создать писатель.
Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в виде лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.
А сейчас давайте посмотрим инсценирование одной из басен И.А.Крылова.
(«Ворона и лисица»)
Анализ басни «Ворона и лисица».
Знакомство с текстом. Анализ басни по вопросам:
1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?
2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)
4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)
5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)
6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)
7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?
Вывод. И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).
Учащиеся читают басню в лицах, голосом показывая притворную лесть Лисицы и глупость Вороны.
8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?
Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».
Выразительное чтение наизусть.
Анализ басни по вопросам:
1. Интересна ли басня?
2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)**
4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
5. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)
Какое чувство вызывает у читателей Свинья? (вызывает отвращение и возмущение. Для ее описания выбрана просторечная лексика: до отвала, продравши, рыло, жирею)
7. Актуальна ли мораль басни в наше время?
8. Чему вас научила эта басня?
Вывод. И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.
Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова».
Работа в группах.
Задание:
1. Каждой группе выдается заранее подготовленный текст известной им басни. Задача учащихся – вписать недостающие слова или предложения.
Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (вошедших в язык из произведений Крылова).
1. «Да работала ль ты в лето,
Так пойди же попляши».
2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было».
3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова»
4. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
5. «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок»)
6. «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»
7. « А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»
Работа по иллюстрациям. (Демонстрация иллюстраций.)
Вопросы: Назовите басню, содержание которой вы видите на иллюстрации. Вспомните фамилию художника.
Оценивание.
Вывод: Басня – один из древнейших жанров литературы; в баснях дается нравоучительное, сатирическое изображение жизни; басни Крылова поучительны, написаны народным языком.
Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: « Почему басне суждена долгая жизнь?»
Карточка № 1
Когда в товарищах ………………………………..,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только ……………..
Однажды Лебедь, ……………………..
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него ………………………;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется ……………………………,
Рак пятится ……………………………., а Щука тянет …………………….
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Карточка № 2
Проказница-Мартышка, ……………….. Козел да ……………………………
Затеяли сыграть…………………………
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством ……………………………..
Ударили в смычки, дерут, а …………………………..
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ………………..
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали ………………..
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль ………………………. сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и ………………………. есть;
Скажи лишь, как ………………………!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, ………………………………………,
Все в музыканты не годитесь».
Карточка № 3
Попрыгунья ………………..
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как ………………………………..
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и ……………………………………
Всё прошло с зимой холодной.
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж ……………………..:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К ………………………. ползёт она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми …………………………………………!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты …………………..?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же…………………
Карточка № 4
Мартышка к старости слаба ………….. стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести ……………
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на ………….. нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне …………………..;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О ……………… так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Карточка № 5
По улицам ………………. водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку ……………..,
Так за Слоном толпы ………………….. ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу …………………. им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном …………………………?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. —
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и ……………………. придает,
Что я, совсем без ……………,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она ………………..,
Что лает на Слона!»
kopilkaurokov.ru
Урок литературы «Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом»»
Цели урока: формировать представление о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом».
Задачи:
обучающие: проанализировать басню, рассмотреть её особенности, выделить мораль;
развивающие: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и её мораль; совершенствовать языковую культуру учащихся;
воспитательные: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за поступками других, вырабатывать отрицательное отношение к невеждам и невежеству.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно — этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, рисунки обучающихся и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, опорный конспект по теме «Басни», «Книга мудрости», дидактический материал.
Ход урока.
- Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности слайд 1
— Дорогие ребята, уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем открытом уроке. Хотелось бы, чтобы, несмотря на ненастье за окном, атмосфера доброжелательности и сотрудничества царила в классе.
- Актуализация знаний.
— Мы вновь обращаемся к творчеству великого русского баснописца И. А. Крылова. С его произведениями вы знакомились в начальной школе, на прошлых двух уроках мы работали с баснями «Ворона и Лисица» и «Волк и ягненок», на сегодняшнем уроке – очередной шедевр дедушки Крылова.
— Но прежде предлагаю вам, ребята, создать опорную схему по теме «Басня», которая поможет нам плодотворно поработать над сегодняшней темой, потому что вы вспомните основные понятия из теории литературы.
На слайде: схема в виде кружков:
Басня, персонажи басен, мораль, цель басни, приемы баснописца (аллегория, олицетворение, ирония)
На столах: листы с напечатанным текстом:
— краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
— животные, растения, вещи
— строки басни, в которых содержится нравоучительное заключение, урок, вывод
— обличение и высмеивание пороков, недостатков
— иносказание, изображение отвлеченных понятий через конкретный образ
— скрытая насмешка, намек
— перенос свойств человека на неодушевленным предметы, животных слайд 2
Задание: соотнести записи, заполнить схему
(работа в парах над литературоведческими терминами + заполнение опорного конспекта + полный ответ)
- Формулировка темы и цели урока. слайд 2
- — Обращаю ваше внимание, ребята, на часть схемы «Цель басни»! Напоминаю вам слова самого Крылова « Люблю, где случай есть, пороки пощипать!. . ». О каких пороках мы говорили, обсуждая басни Крылова на прошлых уроках! Что в них обличает и высмеивает великий баснописец? Вам помогут вспомнить эти басни иллюстрации на слайде и ваши собственные рисунки на доске. (См. слайд 3 + доска + таблицы в тетради)
(«Ворона и Лисица» — глупость, лицемерие, завышенная самооценка, падкость на лесть, которая «гнусна, вредна…»;
«Волк и ягненок» — обличение социального порока, которым являлось крепостное право, при котором помещики обладали властью над крестьянами, превращая их в бесправных рабов;
+Доп: в начальной. школе –
«Стрекоза и Муравей» — праздность и ничегонеделание, желание только развлекаться;
«Мартышка и очки» — незнание назначения предметов, глупость;
«Лебедь, Щука и Рак» — несогласованность в делах ит. д.
- –Да, лесть, глупость, завышенная самооценка, праздность – все это человеческие пороки, достойные осмеяния. А теперь обращаю ваше внимание на слайд, где записаны изречения величайших мыслителей! Надеюсь, их имена вам знакомы.
(На слайде 4:
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. (Сократ)
У человека есть только один тиран — невежество. (В. Гюго)
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. (Вольтер) При невежестве ум чахнет за недостатком пищи. (М. В. Ломоносов)
Благодарность — самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность — самый худший из пороков. (Т. Фуллер)
Неблагодарность —один из величайших грехов, какие только существуют на свете. (М. де Сервантес)
— О чем они? Какая тема их объединяет?
— Что такое невежество, неблагодарность? (пороки, которые следует обличать и, высмеивая, бороться с ними)
— Давайте же сформулируем тему нашего сегодняшнего урока!
Слайд 5 : Осмеяние __________и ___________в басне И. А. Крылова «Свинья под дубом»
Слайд 6: Осмеяние невежества и неблагодарности в басне И. А. Крылова «Свинья под дубом»
— Итак, тема определена! Давайте определимся с целями! Что мы будем делать на уроке?
(читать и анализировать басню; выявлять её мораль; давать характеристику персонажам, выявлять художественные особенности; работать с иллюстрациями; учиться выразительному чтению и т. д. )
- Основной этап урока. Открытие новых знаний путём знакомства с басней И. А. Крылова «Свинья под дубом».
1) Знакомство с басней
— Начнем со знакомства с басней. На с. 84 учебника есть ее текст. А я предлагаю вашему вниманию запись басни в исполнении мастера художественного слова. Обратите внимание: чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.
(звучит запись басни)слайд 7
— Достаточно ли прослушивания и прочтения произведения, чтобы постичь его смысл?
(нет, необходимо проанализировать его)
- Работа в группах слайд 8
1 — 2 группы: работа с различными источниками (словари, справочники, сеть Интернет, гости — учителя)
Цель: выяснить значение слов неблагодарность, невежа, невежда, невежество
3 — 4 группы: работа со сборником русских пословиц и поговорок, с Фразеологическим словарем
Цель: подобрать пословицы и поговорки со словом свинья
5 — 6 группы: работа с текстом басни
Цель: дать характеристику героям: Свинье, Ворону, Дубу, выявить мораль (заполнить таблицу в тетради)
- Слайд 9 Физкультминутка (видеоролик)
- Слайд 10 Анализ басни «Свинья под дубом» (вопросы адресуются участникам групп, они отчитываются о проделанной работе, выбирая ответственного) + отработка навыка выразительного чтения в ходе работы
— Какое чувство вызывает у читателя Свинья? 5 — 6 группы?
(неприятное, отвращение, она нам не нравится)
— Почему? Какой описывает Крылов Свинью?
(глупая, ленивая, эгоистичная, думает только о собственном удовольствии).
— На это указывает и ее речевая характеристика. Как надо читать реплики Свиньи? Прочитайте! Вспомните исполнение басни актером!
(лениво, вальяжно, грубо)
— Какие слова использованы для ее описания? Какое определение дает Свинье Дуб? Прочитайте с правильной интонацией!
(«неблагодарная»)
— Что такое неблагодарность? Слайд 11
(1группа: Неблагодарность – отсутствие чувства признательности к оказавшему добро или услугу)
— Но это мягко сказано… Что Свинья делает? Ведь она не просто поела, не поблагодарив… Давайте послушаем ребят из 3 — 4 группы! Какие устойчивые выражения со словом свинья вы вспомнили или нашли?
( Подложить свинью, поступить по — свински, метать бисер перед свиньями, тупорылая свинья
Свинья грязи найдет. Сыта свинья, а все жрёт. Посади свинью за стол – она и ноги за стол.
По образу — как я, а по уму — свинья. Свиная рожа везде вхожа. ) слайд 12
— — Какие качества человека связывают с образом свиньи в фольклоре? Что означает выражение поступить по — свински, подложить свинью? Олицетворением какого порока в басне является Свинья? В чем смысл аллегории?
(устроить втихомолку и незаметно неприятность, гадость, совершить подлость, вместо благодарности на добро ответить злом, нанести вред, поступить подло, некультурно, неблагородно)
— Понимает ли Свинья в басне Крылова, что своими действиями она наносит вред дереву?
(нет, ее «ничуть то не тревожит»)
— Почему?
(Потому что она не только неблагодарная некультурная, но еще и необразованная: не осознает, не желает понять, откуда берутся жёлуди, и из — за своего невежества начинает подрывать корни дуба, т. е разрушать то, что даёт ей пищу)
— Какой же вывод делает Крылов? Какова мораль басни?
(зачитывают)
— Почему Крылов говорит о Свинье как о невежде? Кто такие невежды? А невежи? Слушаем 1 — 2 группы!
(Невежа — не знающий приличий, грубый, неучтивый человек. Слайд 13
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда — малообразованный человек. Слайд 14
Невежа — необразованный, несведущий человек; неуч. )
— Какое же из этих слов характеризует Свинью? А может быть, оба?
— Какой же порок «пощипал» в этой басне Крылов?
— Что можно сказать о других персонажах басни? (6 группа) Слайд 15
(Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что она его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
Дуб — отражает образ мудрого человека, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину — его устами Крылов и передает нам мораль басни. )
— Интересна история создания этой басни. Она – аргумент в споре. Была написана Крыловым в то время, когда в среде дворянства бытовало мнение, что образование не нужно.
— Крылов же своей басней метко разил противников образования, доказывая их неправоту, показал истинное лицо, вернее, рыло, необразованных людей.
— Актуальна ли басня в наше время? В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?
(Ученик не хочет учиться, ругает школу, учёбу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки).
- Чтение басни по ролям
- Минипроект — Слайд 16
— Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. Ведь еще Н. В. Гоголь назвал творчество И. А. «книгой мудрости русского народа».
— В заключение нашего занятия я хочу, предложить вам, ребята, начать свою Книгу мудрости, заполнить хотя бы одну страницу в ней. И это будет результат того, что поняли и осознали вы сегодня на уроке. У вас на партах листочки в форме свитков, напишите на них, какой урок вы извлекли из изученных басен Крылова и прикрепите на страничке в Книге мудрости.
(На доске: символическая книга, заполняют свитки, отвечают 3 — 4, остальные просто прикрепляют)
- Итоги урока (отзыв учителя, оценки) Слайд 17
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
Ив памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
— Пусть и в вашей памяти, ребята, останутся крылатые крыловские слова, строчки из его басен, постоянно напоминая о том, что недостатки и порки необходимо искоренять.
- Домашнее задание: Слайд 18
Выучить басню наизусть
Подготовить инсценировку
Продолжить заполнение таблицы.
videouroki.net