cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Тема текста 5 класс разработка урока – Конспект урока с презентацией «Тема текста»(5 класс)

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме:

«Тема, основная мысль и структура текста»

Разработала: преподаватель русского языка и литературы И.А.Рыбникова

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение  знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать — осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи  обучающихся

Развивающие:

  • Развитие   мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева

Этап урока.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

 (Регулятивные)

      2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного  вопроса:

Почему записанные на доске  предложения образуют  текст?

          Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

          Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

          Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

          Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема,основная мысль и структура текста»)

     4. Работа  с учебником (открытие новых  знаний)

Самостоятельно изучите материал  учебника на стр.35  и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие  четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

 Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

 Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

    5.  Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста –встреча с дятлом.

-Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым .Назвать текст можнои так: «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!»Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от наблюдения за  жизнью настоящего труженика.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

6. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.  Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым. 

 Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

 — Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит  с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить?  (о чем говорится? что именно?)

 1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

 

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

 

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

         Прочитайте текст и выполните задания
(1) … (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Ответы: 1.В 2.А

 9. Домашнее задание: по выбору уч-ся:

1.Упр.44, составить таблицу признаки текста

2.Упр.47, составить таблицу признаки текста

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

10. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
 доволен / не доволен
 коротким / длинным
 не устал / устал
 стало лучше / стало хуже
 понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме » Текст «

Конспект

урока по русскому языку в 5 классе по теме «Текст» учителя русского языка и литературы МБОУ «Баратаевская средняя школа» г Ульяновска

Журавлевой Людмилы Вячеславовны

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тип урока

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.

Этап урока.

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

число

классная работа

  1. Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.

Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)

Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

  1. Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).

  1. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)

Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)

  1. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.

  1. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

Текст 1

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.

Текст 2

Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.

Текст 3

Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

— Докажите, что перед вами текст.

— Озаглавьте тексты.

1 ряд – первый текст («Берёзка»)

2 ряд – второй текст («Белёк»)

3 ряд – третий текст («Заарканил»)

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)

  1. Самостоятельная работа.

Прочитайте, продолжите рассказ.

Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…

  1. Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»

  2. Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»

  1. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

  1. На уроке я работал активно / пассивно

  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

  3. Моё настроение стало лучше / хуже

infourok.ru

Урок «Тема и основная мысль текста» 5 класс

Раздел: Текст. Типы речи.

Урок № 1.

Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.

Цели урока:

Учащиеся

— узнают: что такое текст, его тема и основная мысль, признаки текста, средства связи предложений;

— научатся: составлять текст из предложений, доказывать, что это — текст или не текст;

— будут развивать мышление, память, речь.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие и сообщение целей урока.

  1. Основная часть урока.

    1. Повторение по теме «Виды речи».

  1. Какие виды речи вы знаете?

  2. Из чего состоит наша речь?

  3. Для чего нужна людям речь?

    1. Актуализация знаний.

Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается словосочетание. Из словосочетаний можно составить предложения. А если соединить предложения, то, что может получиться?

Да. Получится текст. Сегодня мы и поговорим о тексте.

    1. Формирование новых знаний.

А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?

Да. Только предложения, в которых говорится о чём-то общем, могут образовать текст. Но всегда ли?

Например, сравните два текста.

Текст 1.

Книги – наши друзья. Друг в беде познаётся. У тебя есть любимая книга? Читай книги! Книги надо беречь. Много удивительных открытий таит в себе книга.

Текст 2.

Книга! Много интересного таят её страницы! Открой книгу! И ты войдёшь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга – настоящее чудо. И это чудо надо беречь.

Ответьте на вопросы:

  1. В каком тексте предложения связаны друг с другом по смыслу?

  2. Какой из них можно назвать текстом?

  3. Почему?

Вывод:

Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысл определяет основную тему текста. Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.

    1. Закрепление знаний и развитие умений и навыков.

Выполнение упражнения № 116.

Задание: Составьте из предложений текст «Случай в лесу». Используйте для его составления такое средство связи, как порядок предложений.

1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит.

2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой.

3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь.

4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят.

5) Ничего не вижу.

6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик.

Подчеркните глаголы, укажите их лицо, число и время.

После выполнения задания предлагается ключ (порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).

Глаголы:

Отыскал, набил, отправился – ед.ч., прош.вр.;

слышу, развязываю, заглядываю, не вижу, отшатываюсь – 1л., ед.ч., наст.вр.;

шелестят – 3 л., мн.ч., наст.вр.;

фыркает, сопит, выскакивает, убегает – 3 л., ед.ч., наст.вр.

Обсуждение, как составлялся текст.

Выводы:

При построении текста используются основные средства связи предложений в тексте:

— порядок предложений;

— порядок слов в предложениях;

— повтор слов;

— местоимения;

— синонимы.

Учимся доказывать.

Это текст, так как:

— предложения в нём связаны по смыслу;

— использованы средства грамматической связи предложений: порядок слов в предложениях, повтор слов, местоимения, синонимы и др.

Докажите, что предложения из упражнения № 118 являются текстом.

Признанный мастер реактивного способа передвижения – медуза. Она распускает зонтик, втягивает в него воду, а сама продвигается вперёд или вверх.

Тем же реактивным способом передвигается другое морское животное – кальмар. Он всасывает воду в жабры, затем с силой выталкивает её через особое отверстие. При этом его скорость настолько огромна, что в погоне за добычей кальмар выскакивает из воды и проносится несколько метров над поверхностью.

(«Древо познания»)

Объяснить значение выделенных слов.

*** Понятие о ключевых словах.

Мы привыкли к берёзе и не замечали порой, как она хороша. А те, кто видит её впервые, глаз не могут отвести. У неё белоснежный ствол в чёрных рябинках, гибкие ветки, ажурная крона с некрупными треугольными листьями.

Отметьте в тексте слова, которые вы считаете главными в тексте.

Почему вы отметили именно эти слова?

Такие слова называются ключевыми.

  1. Заключение урока.

    1. Рефлексия.

Что я узнал(а).

Что такое текст. Каковы его признаки. Средства связи предложений в тексте. Что такое тема текста и основная мысль.

Чему я научился(лась).

Составлять текст из предложений, соблюдая все признаки текста. Доказывать: текст это или не текст.

    1. Оценивание работы учащихся на уроке.

Лист оценивания.

В графе «Повторение» ставятся «+» или «-».

В графе «Актуализация» ставится один «+».

В графе «Формирование» ставятся «+» или «-».

В графе «Закрепление» «Упр 116» ставится «+», если задание выполнено верно или «-», если выполнено не верно; «Упр 118», если принимал участие в доказательстве.

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

Оценка «5»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Оценка «3»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

+

+

+

+

Оценка «2»

Выполнение заданий

Повторение

Актуализация

Формирование

Закрепление

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Ответил

Не полный ответ

Не ответил

1 вопр

2 вопр

3 вопр

Упр 116

Упр 118

Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше чем на «3», но хуже чем на «5».

    1. Домашнее задание: выполнение упражнения № 120; знать, что такое текст, основная мысль текста, основные средства связи предложений в тексте.

Литературные источники:

  1. З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атамұра» 2015. С.32-35.

  2. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атамұра» 2015.

  3. «Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.

infourok.ru

Разработка урока по русскому языку на тему «Текст. Признаки текста» (5-й класс)

Разделы: Русский язык


Цель урока: Формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

Задачи:

  • закрепить изученные ранее орфограммы;
  • развивать внимание, мышление, речь обучающихся;
  • познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева.

Оборудование:

  • дидактический материал
  • мультимедийный проектор
  • портрет Д. И. Менделеева
  • толковые словари
  • учебник “ Русский язык. 5 класс” /под ред.М.М.Разумовской.- М.: Просвещение, 2000.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения».

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения».

II.Словарная работа.

— Как вы понимаете значение этих слов? Объясните. Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (самостоятельная работа со словарём)

— Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь.

(все работают в тетради, 2 ученика у доски)

— Объясните устно знаки препинания в предложениях.

III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Работа с текстом.

— Можно ли назвать эти предложения текстом?

— По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса начальной школы).

IV. Усвоение новых знаний. Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)

Заголовок

Начало

Основная часть

Концовка

Ключевые (опорные) слова, абзац, тема

Основная мысль

— Объясните каждый признак текста (поисковая работа по учебнику).

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

1. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).

«Мастер чемоданных дел»

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

— «Кто этот почтенный господин?»

— «Таких людей знать надо, — с уважением в голосе ответил приказчик. — Это мастер чемоданных дел Менделеев».

Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

— «Кто этот почтенный господин?»

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. — «Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.

— Это мастер чемоданных дел Менделеев».

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

Учитель:

— Это текст?

— Можно ли создать из этих предложений текст?

— Восстановите текст.

— Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)

-Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

— Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.

— Озаглавьте получившийся текст.

— Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.

Задание по вариантам:

I вариант— записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

II вариант— записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

2. Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.

Учитель: Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).

В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…

После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.

VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель Ученик
  1. Текст состоит из предложений
  2. К тексту нельзя придумать заглавие
  3. Все предложения в тексте имеют границы
  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  6. Текст можно разделить на части
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+

+

+
+
+
+

VII. Этап подведения итогов урока.

— Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

— Напишите дома письмо Д.И. Менделееву и на следующем уроке докажите, что ваше письмо является текстом

27.03.2008

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок на тему «Структура текста» 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса

«Тема, основная мысль и структура текста»

Разработала: преподаватель русского языка и литературы Л. Дз. Казиева

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать — осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;

  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

  • обогащение речи обучающихся

Развивающие:

  • Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева

Этап урока.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

число

классная работа

(Регулятивные)

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема,основная мысль и структура текста»)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста –встреча с дятлом.

-Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым .Назвать текст можнои так: «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!»Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от наблюдения за жизнью настоящего труженика.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

6. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

 

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

 

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Прочитайте текст и выполните задания
(1) … (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Ответы: 1.В 2.А

9. Домашнее задание: по выбору уч-ся:

1.Упр.44, составить таблицу признаки текста

2.Упр.47, составить таблицу признаки текста

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

10. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
 доволен / не доволен
 коротким / длинным
 не устал / устал
 стало лучше / стало хуже
 понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

infourok.ru

Конспект по русскому языку в 5 классе «Тема,основная мысль и структура текста.»

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме:

«Тема, основная мысль и структура текста»

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать — осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;

  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

  • обогащение речи обучающихся

Развивающие:

  • Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева

Этап урока.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

число

классная работа

(Регулятивные)

2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема,основная мысль и структура текста»)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста –встреча с дятлом.

-Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым .Назвать текст можнои так: «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!»Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от наблюдения за жизнью настоящего труженика.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете. В заглавии стихотворения и отражается основная мысль текста)

6. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю, чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

 

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

 

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Прочитайте текст и выполните задания
(1) … (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактери 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Ответы: 1.В 2.А

9. Домашнее задание: по выбору уч-ся:

1.Упр.44, составить таблицу признаки текста

2.Упр.47, составить таблицу признаки текста

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

10. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
 доволен / не доволен
 коротким / длинным
 не устал / устал
 стало лучше / стало хуже
 понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

infourok.ru

Разработка урока русского языка (ФГОС) для обучающихся 5 класса.

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 класса (ФГОС)

Фомина Т.Н., учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ №36 с. Дефановка

Тема: Что такое текст.

Тип: изучение нового материала.

Цели:

• Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста

• Формировать у школьников навыки связного устного высказывания

• Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

В течении урока ребята заполняют маршрутные листы, выставляя напротив

каждого этапа урока оценку себе и своим знаниям; в тетради записывают тезисы, относящиеся к понятию текст.

I. Актуализация знаний

— Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что вы группа серьезных, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

65

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение

мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

— Тогда я только напомню вам правила общения. (запись на слайде)

-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

— Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо

уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить

определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст. Каковы признаки текста.)

— Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

— Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)

III. Практическая работа (тексты на столах и на слайде)

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом

покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут

поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в

воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном

предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

— Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа

предложений, объединенных в целое одной темой)

— Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо

поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту? Почему?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

Мастер-класс. ФГОС. № 1’2015 66

3) Осенние листья.

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым.

Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку

натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя,

т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на

лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли

слова вам понятны?

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на

конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е.

переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть

тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в

корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)

Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима

последовательность предложений, грамматическая связь)

67

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема

текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому.

Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

— Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 (Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

— Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и

определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,

и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

— Закончите работу (маршрутный лист урока) над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

— Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *