cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Схема управления племенем история 5 класс – нарисуйте пожалуйта схему про управление племени, история

Урок в 5 классе по истории на основе ФГОС «От неолита к каменному веку»


Тема урока______________________________________________________ Дата ___________________________

Медный век- это период первобытности______________, в котором ______________________

__________________________________________________________

Мегалитические сооружения — это_______________________

____________________________________________________

Соседская община- это ________________________________

____________________________________________________

Племя- это __________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Возникновение собственности

Знать

Домашнее задание

— § 7, вопросы после параграфа

— задания на рабочем листе

Выполните задания:

  1. Тесты:

  1. Какой материал, использовавшийся для изготовления орудий, приходит на смену камню:

А) железо Б) медь В) дерево Г) бронза

2) на смену каменному веку приходит:

А) Энеолит Б) Неолит В) Медно-каменный век Г) Железный век

3) Как называются древние сооружения, в переводе с греческого называются «огромные камни»?

А) макролиты Б) мегалиты В) мезолиты Г) микролиты

4) Развитие пашенного земледелия привело к

А) увеличению посевных площадей Б) росту урожайности

В) совершенствованию обработки земли Г) верно все

5) Группа людей, объединенная общностью языка, верованиями, родовыми едиными правилами

поведения

А) Семья Б) Род В) племя Г) Соседская община

  1. Соотнесите примеры с видами неравенств (к буквам указать правильные цифры):

  1. Имущественное неравенство А) различные размеры пастбищ

  2. Социальное неравенство Б) обладание или отсутствие право голоса

В) наследование общественного положения

Г) различные размеры построек

Д) различные статусы и должности

Е) Различные размеры продовольственных запасов

  1.  В конце первобытности равенство сменилось неравенством. Как вы считаете, это случайность или закономерность? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составьте логическую цепочку перехода древних людей от равенства к неравенству: что было началом (первым событием, явлением или изобретением, изменившим прежнюю жизнь и нарушившим былое неравенство), что было следствием первого шага, второго и последующих. _____________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Trojden | От неолита к медному веку: Уколова В. И.

Назовите причины перехода от неолита к медному веку.

1. Строительство мегалитических сооружений. На юге Англии есть удивительное сооружение. Поставленные вертикально грубо обработанные каменные глыбы образуют полукруг. На них лежат остатки каменных плит. Это сооружение окружено земляными валами. Когда всходит солнце, оно оказывается между двумя центральными глыбами-столбами, как бы обрамляющими восход дневного светила. Сооружение это называется Стоунхендж. Такие сооружения относят к разряду мегалитических. Вы помните, что слово «лит» означает «камень». «Мега» по-гречески значит «огромный», «сверхбольшой». Огромные древнейшие мегалитические сооружения встречаются не только в Англии, но и в других частях Европы, Азии, Северной Африки.

Крупнейшее мегалитическое сооружение Стоунхендж

Возможно, мегалитические сооружения были древнейшими храмами, а также служили первыми обсерваториями, позволявшими наблюдать за движением Солнца, Луны, звёзд, планет и составлять календарь.

2. Изобретение плуга. Люди усовершенствовали обработку земли. Они изобрели деревянный плуг, напоминавший большую мотыгу. Человеку было трудно тащить плуг, так как он был слишком тяжёлым. В плуг стали впрягать волов. Плугом вспахивали неподатливые, твёрдые почвы. Посевные земли значительно расширились. В результате и урожаи возросли. Люди могли делать большие запасы зерна.

С помощью плуга обычно вели распашку вдвоём. Один человек направлял волов, другой налегал на плуг, чтобы борозда получалась необходимой глубины. Теперь не все общинники должны были участвовать в обработке земли. Высвобождались люди для других видов деятельности — строительства, ремесла, добычи соли, металлов.

3. Медный век. Предполагают, что первым металлом, с которым человек познакомился в неолите, было самородное золото. Потом люди научились обрабатывать медь — мягкий металл, который плавится при довольно низкой температуре.

Древний плуг

Семь тысячелетий назад люди стали активно использовать медь для изготовления топоров, ножей, других орудий. Постепенно медь вытесняла камень. Это привело к тому, что на смену каменному веку пришёл век медный. Медным веком называют период 4—3-го тысячелетий до н. э.

Наряду с медью люди обрабатывали драгоценные металлы — золото и серебро. Так появились кузнечное и ювелирное ремёсла.

С развитием хозяйственной жизни появилась необходимость обмена продуктами труда между земледельцами, скотоводами, ремесленниками, что привело к возникновению торговли. Позже появились первые деньги. В качестве древнейших денег могли выступать ракушки, шкуры животных, быки, меры зерна.

4. Соседская община. Происходили важные изменения в отношениях людей. Более крепкими становились связи между соседями. В их общей собственности находились поля и выпасы для скота. Возникали деревни, поселения, в которых жили соседи. На смену родовой общине пришла соседская, которая объединяла несколько родов, живущих на одной территории.

Общины заключали между собой союзы. Они принимали обязательства совместно защищать землю, на которой проживали. Члены таких союзов говорили на одном языке, подчинялись единым правилам поведения, почитали одних богов, хранили общие предания. Так образовалось племя.

С развитием земледелия из рода стали выделяться самостоятельные большие семьи. Семья состояла из нескольких поколений ближайших родственников — дедушек, бабушек, матерей, отцов, детей и внуков. Такой семье из земельных владений общины выделялся надел. Со временем этот надел и собранный урожай становились собственностью семьи. Более умелые, трудолюбивые семьи накапливали богатства, другие становились беднее. Появилось имущественное неравенство. Оно влекло за собой и неравное положение людей в соседской общине.

Найдите в тексте признаки соседской общины.

5. Выделение знати. Шло время, и старейшины, главы богатых и могущественных семей, колдуны стали присваивать себе лучшие земли, пастбища, самолично распоряжаться общинными землями, продуктовыми запасами, скотом.

Между племенами вспыхивали войны. Победившее племя захватывало земли, скот, имущество побеждённых. А самих побеждённых нередко превращали в рабов.

Для ведения войны племя избирало военного предводителя — вождя. Постепенно вождь превращался в постоянного главу племени. Вождь формировал военный отряд из своих родственников и наиболее воинственных членов племени. Этот отряд назывался дружиной.

Большая часть добычи доставалась вождю и его воинам. Они становились богаче своих соплеменников. Вождь, старейшины, дружинники, колдуны пользовались наибольшим уважением. Их называли знатными людьми, знатью. Знати приписывалось происхождение от почитаемых предков, особые доблести и достоинства. Вождь и знать управляли жизнью племени.

1. Почему в земледелии плуг заменил мотыгу? 2. Какие металлы научился обрабатывать человек в 4-3-м тысячелетиях до н. э.? 3. В сотрудничестве с учителем изобразите схему управления племенем. 4. Обсудите в классе: каковы причины возникновения собственности в древности? 5. Выделите в тексте учебника пять признаков соседской общины.

1. Порассуждайте, о чём свидетельствуют мегалитические сооружения. 2. Определите, что общего между соседской общиной, имущественным неравенством, выделением знати и появлением вождя племени.



trojden.com

Trojden | Древнейший Рим: Вигасин А. А.

Глава 11

Знакомясь с главой, подумайте: в какой стране — в Греции или в Италии — природные условия были более благоприятны для жизни людей? В чём это выражалось?

Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. В этой стране, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Там тёплый климат, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Дождей выпадает больше, чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые строительным камнем и металлами. В первом тысячелетии до н. э. Италию населяло много народностей.

1. Легенда об основании Рима. Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. В одном из их городов правил царь Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию насильно сделал весталкой — жрицей богини огня и домашнего очага Весты. Отныне юная девушка должна была жить при храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини. Как и другим весталкам, ей запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако не прошло и года,

как Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что их отец — сам Марс, бог войны. Услышав весть о рождении близнецов, жестокий Амулий велел утопить их в Тибре, а Рею Сильвию взять под стражу. Слуги потащили корзину с детьми к реке. В эту пору Тибр разлился, покрыв пустынные берега стоячими водами. Слуги бросили корзину на мелководье, но, зацелившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. А вскоре один из пастухов увидел корзину с младенцами и принёс её домой.

Волчица. Статуя стояла на Капитолийском холме.

1. Древняя Аппиева дорога в Италии.

2. Храм Весты в Риме.

Пастух и его жена, назвав найдёнышей Ромулом и Ремом, воспитали их отважными и сильными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались в царский дом и убили Амулия. Вернув своему деду, старому Нумитору, царскую власть, близнецы решили основать новый город в тех местах, где были вскормлены волчицей.

Почитание Весты и Марса

Во всех латинских городах почитали богиню Весту. Её жрицами становились девочки из лучших семей. Весталки пользовались огромным уважением. Когда жрица Весты шла по улице, толпа расступалась перед ней. Если весталка случайно оказывалась на пути преступника, которого вели на казнь, то смертную казнь заменяли менее суровым наказанием.

Однако весталки в течение 30 лет не имели права выходить замуж и рожать детей. Нарушительниц запрета карали смертью. Лишь после 30 лет служения богине Весте её жрицы могли выйти замуж.

Бог войны Марс считался хранителем Рима. Его священным животным был волк. В честь Марса был назван первый весенний месяц — март. За городом, на Марсовом поле, был сооружён храм этому богу.

Весталка. Древне римская статуя.

Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один из прибрежных холмов, а Ромул другой холм — Палатин. Когда он начал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через неё. Взбешённый Ромул нанёс Рему удар, оказавшийся смертельным. «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!» — вскричал Ромул. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем (Рим — по-латински Рома).

Ромул стал первым царём Рима. Теперь он появлялся в одежде, окаймлённой пурпурной полосой, и с жезлом, украшенным фигуркой орла. Его сопровождала охрана из двенадцати воинов. Они назывались ликторами. На плечах у ликторов были связки прутьев с воткнутыми в них топорами. Царь мог приказать выпороть провинившегося римлянина, а совершившему тяжкое преступление — отрубить голову.

2. Город на семи холмах и его обитатели. Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания — в 753 году до н. э. — на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

Так могли выглядеть Палатин (слева) и Капитолий.

Ликтор. Рисунок нашего времени.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лён. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное — пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли.

Легенда о подвиге Муция

(По рассказу римского историка Тита Ливия)

Изгнанный из Рима царь Тарквиний бежал к этрускам (эта народность обитала к северу от Тибра). Этрусский царь Порсена заступился за изгнанника. Большое войско осадило Рим. Тогда римский юноша Муций проник во вражеский лагерь, замыслив убить Порсену. Но на царском месте сидел не царь, а его писец. Он выдавал воинам денежное жалованье. Выхватив меч, Муций убил писца. Юношу схватили, Порсена велел пытать его. «Римляне не боятся мук!» — произнёс Муций и сам положил правую руку в огонь жертвенника. Поражённый Порсена приказал отпустить юношу. «Берегись, царь, — сказал на прощанье смельчак, — триста римских юношей поклялись убить тебя!» Напуганный Порсена снял осаду Рима, а Муция прозвали Левша (по-латински Сцевола).

Древняя монета с изображением волчицы и мальчиков.

В VI (6-м) веке до н. э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

3. Какое управление было в древнейшем Риме. Потомки знатных жителей древнейшего Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей, вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев, в городе жили переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.

По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьёй. Больше царей они решили не выбирать.

Объясните значение слов: весталка, ликтор, сенат.

Проверьте себя. 1. Кому принадлежат имена Нумитор. Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем? Что известно о них из легенды об основании Рима? 2. Как называют жриц богини Весты? Какие у них были обязанности? Что им строжайше запрещалось? Как к ним относились римляне? 3. Какое управление было в древнейшем Риме? 4. Как звали первого и последнего из царей Рима?

Поработайте с картой (см. с. 213). 1. Определите, какие племена и народности населяли Древнюю Италию. 2. Опишите область, в которой было расположено Римское государство в конце VI (6-го) века до н. э.

Опишите рисунок «Палатин (слева) и Капитолий» (см. с. 216). Как выглядело поселение на Палатинском холме? Как выглядел храм главного бога римлян Юпитера на Капитолийском холме?

Подумайте. Известно, что греки говорили на греческом языке, египтяне — на египетском. На каком языке говорили римляне?



trojden.com

План-конспект урока по истории (5 класс) на тему: Возникновения земледелия и скотоводства

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Продолжительность:

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения  в деятельность (хочу узнать)

Организует работу мини-групп (парами)

1.По названию параграфа предположите о каких видах деятельности первобытных людей мы будем говорить.

2.Что из курса «Окружающий мир» вы узнали о них?

3.Это первые занятия людей? Какие занятия были первыми?

Определите место понятий «охота и собирательство» в кластере.

Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе.

Заполнение кластера

Понимание значения перехода от присваивающего хозяйства к производящему и   открытий и изобретений древнейших людей  для развития человеческого общества.

Усвоение понятий: серп, мотыга, зернотёрка, ткачество, керамика, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитвы, идолы.

Познавательные. Исследовать географию районов перивичного земледелия на исторической карте. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и ско-товодства.

Коммуникативные. Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Регулятивные. 

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

 

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели:  подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий 

Продолжительность:

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и  для постановки проблемой задачи, которую надо решить.

На какие вопросы мы должны ответить, что бы понять процесс перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству?

Обсуждение  в классе, предложенных вопросов.

Как ?

Почему?

Что изменилось?

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: подвести учащихся к пониманию сути перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Продолжительность:

Организует презентацию подготовленных группами заданий.

Предоставляет ресурсы для работы.

Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.

Задания для мини-групп (пары)

1.Работа с картой –изучить карту придумать вопросы,  помогающие определить  территории заселения земледельцами и скотоводами , придумать значки и прикрепить к карте .

2. Найти в учебнике ,  дополнительной литературе , ресурсы ЦОР информацию о поселениях первых земледельцев.

Выделить понятия для «Словаря в картинках»

Составить кластер –«Поселение земледельцев» и объяснить связи между «гроздьями»

3. Найти в источнике информацию для составления схемы – «Найти соответствие» , которая бы объясняла  зависимость нужд человека и приручения животных.

Определит понятия дл«Словаря в картинках»

Составить схему –соответствия и объяснить взаимосвязи.

4.Найти в источнике информацию о возникновении ремесел.

Определите понятия для «Словаря в рисунках»

Составьте текст в который надо вставить слова-понятия.

Предложите вставить слова в текст классу .

ткачество, ткацкий станок, прялка, одежда из полотна и шерсти.

5.Заполните схему управления племенем.

В источнике найдите понятия,  которые  характеризуют управление людьми и вставьте их в схему, объяснив взаимосвязи.

Задание классу :

Определить как называется хозяйство , к которому относится земледелие и охота

Определите место новых занятий в кластере.

Чем отличается присваивающее хозяйство от производящего?

Задание всему классу:

К каким последствия привело возникновение земледелия (поставить + и — )

Мини-группы  проектируют и представляют свой материал

*Какие территории на земле были раньше всего освоены земледельцами и почему?

*Какие территории были пригодны для разведения скота и почему?

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

 

Продолжительность

Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.

Комментирует домашнее задание.

Познавательная рефлексия:

Социальная рефлексия:

Психологическая рефлексия:  

Д.З.

Обязательное :

Проект «Словарь в рисунках»

Читать Параграф 4. Творческое задание по выбору: 

Нарисуйте сюжетный рисунок «Жертвоприношение идолу», или
«Первобытный  обряд захоронения » или

используя ключевые понятия составь рассказ на эти темы.

v        Знакомая информация

+        Новая информация

—        Я думал (думала) иначе

?        Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Игрушки повесить на ёлочку.

Выбери смайлик

nsportal.ru

ГДЗ по истории для 5 класса Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья

resheba.me

ГДЗ по Истории за 5 класс Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Решебники, ГДЗ

  • 1 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык
    • Литература
    • Человек и мир
    • Музыка
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Русский язык
    • Белорусский язык
    • Английский язык
    • Информатика
    • Украинский язык
    • Немецкий язык

megaresheba.ru

рабочая программа 5 класс история.docx

изменение отношений.
Управление племенем.
6
2
18.09
18.09
Появление
неравенства и
знати.
1
Развитие ремесел.
Выделение
ремесленников в
общине. Изобретение
плуга. От родовой
общины – к соседской.
Возникновение
неравенства и знати.
Выделение знати.
и земледелие – результат
эволюции человека,
приведший к оседлому
образу жизни.
Понимать и разъяснять
понятия: земледелие,
скотоводство, мотыга,
серп, прядение,
ткачество, племя,
старейшина, совет
старейшин, идол, боги.
Уметь рассказывать о
важнейших исторических
событиях и их
участниках, выявлять
общее и различия
сравнимых исторических
событий и явлений. Знать
различия между родовой
и соседской общиной.
Понимать и разъяснять
понятия: ремесло, плуг,
соседская община,
неравенство, вождь,
знать, раб.
Тема 3. Счет лет в истории (2 ч)
гончарного и ткацкого ремёсел в жизни
общины.
Охарактеризовать религиозные
верования древнего человека.
Коммуникативные: Рассказать о переходе
от собирательства к мотыжному земледелию.
Выделить и прокомментировать промыслы
(лесные) и освоенные древним человеком
ремёсла.
Познавательные: Исследовать географию
районов первичного земледелия на
исторической карте. Схематически
изобразить и прокомментировать управление
родовой общиной и племенем.
Личностные: Ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий,
установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями.
Регулятивные: Находить на карте районы,
где предположительно появилась
металлургия.
Коммуникативные: Выделять и сравнивать
признаки родовой и соседской общин.
Познавательные:
смысл

понятий: ремесло, ремесленник, гончарный
круг, металлургия, плужное земледелие,
соседская община, вождь, соплеменники,
дружина,
святилища,
государства.
Характеризовать изменения отношений в
общине с выделением в ней знати.
Раскрывать
города,

знать,

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *