Свободное время 5 класс обществознание конспект урока: План-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему: Урок по теме «Свободное время», 5 класс, обществознание
Урок 13. Делу время, потехе час
Цели: подвести к пониманию важности умения планировать свое рабочее время и время, отведенное на отдых; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (свободное время, физкультура, хобби, филателия, фонотека, шахматы), схема, домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Актуализация опорных знаний по теме «Семейное хозяйство»
- Подготовка устного развернутого ответа по карточке.
КАРТОЧКА № 11
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Как хозяйствовать по правилам?
б) Для этого подумайте:
- Что такое экономика?
- Какие ресурсы семьи вы знаете? Приведите примеры.
- Почему ресурсов семьи не всегда достаточно для удовлетворения ее потребностей?
- Как можно приумножить достаток семьи?
- Какие правила ведения семейного хозяйства вы знаете?
- Что считается предметами первой необходимости?
- Какие предметы облегчают домашний труд?
- Что такое предметы роскоши?
- Почему люди приобретают их?
в) Сделайте вывод.
- Работа с классом.
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос по сказке «Репка».)
Прочитайте сказку «Репка».
Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут — потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Какое из правил рачительного хозяина выполняют герои сказки? (Герои сказки выполняют правило: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору».)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточке № 11, дополнения одноклассников.
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое свободное время?
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор.
4. Увлечения и хобби
Задача учащихся. Выяснить, почему надо ценить время, как проводить свободное время с пользой.
1. Прочитай пословицы и объясни их смысл.
А) «Делу время – потехи час»
Б) «Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь»
В) «Под лежачий камень вода не течет»
Г) «Нельзя войти в одну реку дважды»
— Сформулируйте тему урока.
— Сформулируйте цели и задачи урока.
2. Терминологическая работа.
— Что такое время?
ВРЕМЯ. Словарь С.И. Ожегова
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждет (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определенный момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времен). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопр. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.
10. времен кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, вовремя существования кого-чего-н. (о ком-чем-н. бывшем в отдаленном прошлом). Писатели времен классицизма. Оружие времен гражданской войны. * Во время чего, предлог с род. п. — в то время, когда что-н. происходит. Шум во время лекции. (В) первое время — в начальный период чего-н., вначале. В первое время на работе уставал. (В) последнее время — незадолго до настоящего момента и сейчас. В последнее время получаю много писем. Время от времени — иногда. Все время — не переставая, постоянно. Всему свое время — все должно делаться вовремя, своевременно. В свое время — 1) когда-то, в прошлом. В свое время хорошо играл в футбол; 2) когда нужно, своевременно. В свое время все узнаешь. В скором времени — скоро, в ближайшем будущем. В то время как (когда), союз — 1) присоединяет предложение со знач. одновременности. В то время как она отдыхала, он приготовил обед; 2) то же, что тогда как (в 1 знач.). Бездельничает, в то время как завтра экзамен. (И, а, но) в то же время, союз — (и, а, но) одновременно, наряду с этим. Осторожен, (и, а, но) в то же время расчетлив. До времени или до поры до времени — пока, до какого-н. момента. До сего времени — до сих пор, до этого времени, момента. Ко времени (разг.) — к сроку, вовремя. Этот разговор не ко времени (несвоевременен). На время — на какой-н. срок, ненадолго. На первое время — на ближайшее будущее. Одно время — в течение нек-рого времени в прошлом. Одно время не ладилось с учебой. По временам — то же, что иногда. По временам. скучает. Раньше времени — то же, что преждевременно. Со временем — по прошествии нек-рого времени. Со временем, остепенится. Тем временем — одновременно с этим, именно в это же время. || уменьш. времечко, -а, ср. (к 3, 4, 6,7 и 8 знач.). || прил. временной, -ая, -ое (к 1, 2 и 9 знач.).
1) Какие единицы времени существуют? 2) Как можно определить время без часов? 3) А что такое свободное время?
1. Что такое свободное время?
3. Выполнение заданий: записать свои занятия в свободное время. Сколько времени у вас свободного?
4. Самостоятельная работа с учебником.
Откройте учебник, с. 40. Рассмотрите рисунки.
— Какой из подростков с пользой использовал свободное время?
(Вариант ответа. Свободное время — это время, которое остается после выполнения обязательных дел. С пользой использовали время Даша, прочитавшая книгу «Дети капитана Гранта», и Сергей, каждое утро гуляющий со щенком. Остальные ребята потратили время впустую.)
— Какое занятие нашли бы для себя вы?
5. Ответьте на вопросы на стр. 41.
6. Работа в группах.
1 группа доказывает, что в свободное время нужно заниматься полезными делами.
2 группа доказывает, что раз время свободное, то не обязательно что – то делать. Ведь это время свободно от работы и надо бездельничать.
2. Свободное время и занятия физкультурой.
1. Ответьте на вопросы:
1) Нужны ли физические нагрузки для человека?
1. Работа в парах. Прочитайте текст и дополнительный материал. Составьте подробный план ответа на вопрос «Почему человеку нужны занятия физической культурой?». (Ученики самостоятельно составляют план.)
Дополнительный материал
Начиная с 6—7-летнего возраста заботу о физическом воспитании детей в значительной степени берет на себя школа. Почти 45 млн. детей сидят ныне за партами, около 13 млн. посещают группы продленного дня, школа становится их вторым родным домом.
Однако поводов для беспокойства о воспитании детей, особенно физическом, еще, к сожалению, предостаточно. На одного школьника и среднем приходится 18 дней пропусков занятий в год по болезни, 6 — на студента. Сердечно-сосудистые заболевания, называемые «болезнями пека», стремительно молодеют. Умственные и эмоциональные нагрузки и сочетании с малой подвижностью, избыточной массой тела способствуют сначала кратковременному, а затем и более постоянному повышению артериального давления, на основе которого затем развивается гипертоническая болезнь. Избыточная масса тела наблюдается сейчас у 10—15% школьников, и заболеваемость их в среднем на 15% выше, чем у детей с нормальным весом. Хронические заболевания носоглотки (хронический тонзиллит, ринит, гайморит) встречаются примерно у 30% школьников, снижение остроты зрения — у 15—20%, нарушение осанки — у 14—22%.
И здесь важную роль играет физическая культура. Сейчас разработана новая программа физического воспитания для детского сада,
где предусмотрено, в частности, увеличение беговых нагрузок. Школа должна продолжить эту линию. Не секрет, что раньше получалось так, что дети в первых классах теряли многое из уже приобретенных навыков и умений, их двигательная активность резко падала. Оздоровительный бег должен стать для школьников одним из основных средств профилактики различных заболеваний, укрепления здоровья, воспитания потребности в ежедневных физических упражнениях.
Надо сказать, что бег как мощное средство физического воспитания применяется в различных странах уже давно. Накоплен определенный опыт в его применении. Вот несколько примеров.
Новая Зеландия. Бег на дистанцию длиной до 1 мили (1609 м) — общeпринятый вид соревнований для детей 14 лет и меньше. «Я видел сотни бегунов на дистанции 880 ярдов в возрасте 11—12 лет, — писал заслуженный тренер СССР Г. Коробков, — хорошо подготовленных к этим соревнованиям. На старт выходили мальчики в ярких майках и трусах с эмблемами своих школ, полные решимости и азарта. Бег шел тактически грамотно, захватывающе интересно, без снижения скорости и с отличным финишем. Ни один мальчик не сошел с дистанции, хотя забег шел за забегом, и в каждом стартовало 20—25 человек. Переполненные трибуны реагировали на все происходящее на дорожке так, будто среди участников были такие кумиры, как Снелл».
Все большее число школьников ведет малоподвижный образ жизни и не реализует свой двигательный потенциал. Установлено, что двигательная активность учеников 1 и 2 классов падает на 50% по сравнению с дошкольниками, а старшеклассники 75% всего времени бодрствования нe двигаются. Поэтому задачи оздоровления нацеливают на ликвидацию последствий гиподинамии, отставания в физическом развитии, на накопление резервов сил, позволяющих школьнику справляться с усложненными программами, противостоять утомлению, бороться с болезнями и обеспечивать их профилактику. Оздоровительный бег для детей // www.sportfamily.ru
2. Проверка по образцу.
Вариант плана.
1. Фантастический образ человека будущего.
2. Тяжелый школьный труд.
3. Активный отдых.
4. Уроки физической культуры.
5. Если хочешь стать спортсменом.
6. Физическое воспитание за границей.
3. Свободное время и телевизор.
1. Работа в группах.
1 группа доказывает пользу от просмотра телевизора.
2 группа доказывает вред от просмотра телевизора.
2. Заполните схему и сделайте вывод о пользе и вреде просмотра телепередач.
Вариант заполнения схемы.
4. Увлечения и хобби
— Что такое хобби? (Хобби — увлечение, любимое занятие на досуге.)
1. Работа с текстом параграфа. Знаком V отметьте информацию, которая знакома, знаком + — новую информацию, знаком ? – то, что осталось непонятным, неясным.
2. Рассмотрите иллюстрации картин на стр. 44 – 45, определить, чем занимаются изображенные на них люди. Это хобби? Или занятие свободного времени?
3. прочитайте стихотворение А. Барто «Болтунья». Как Лида проводит свободное время.
Агния Барто. Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано —
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда! 1934
Закрепление изученного на уроке
- Что такое свободное время?
- Что такое умственный труд?
- Почему школьнику необходимы регулярные физические занятия?
- Что такое хобби?
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
Подведение итогов урока
- Почему надо ценить время?
- Как провести время с пользой?
- Может ли у человека быть свободное время?
Домашнее задание
- Прочитать § 9, с. 86-92 учебника.
- Подготовить устный ответ на вопрос «Зачем человеку хобби?».
- Выполнить задания 3—4, с. 93 учебника.
1.ОРГ. МОМЕНТ
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель
— Давайте вспомним, какую главу вы изучаете сейчас? ( Семья)
— С какими символами вы можете сравнить свою семью? ( сердце, дом, улыбка и т.д.)
Семью можно сравнить с цветиком-семицветиком, недаром говорят, что семья – это семь я, лепестки могут быть родными людьми, обязанностями детей и родителей, а также понятиями, которые мы уже изучили на уроках.
— Предлагаю вам создать кластер по теме СЕМЬЯ, т.е. собрать воедино все лепестки в один цветок. Лепестки развешены в разных местах кабинета и на них записаны определения тех понятий, которые вы изучили на уроках по данной теме. Желающие могут подойти к лепестку и прочитать определение, а потом назвать понятие, связанное с ним.
Вопросы к кластеру, на лепестках
1. Как называется социальная группа, основанная на родственных связях ( по браку, по крови)? (семья)
2. Как называется сборник законов, в котором записаны права и обязанности родителей и детей? ( Семейный кодекс)
3.Основной закон нашей страны. (Конституция)
4.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности. (Потребности)
5. Старательность, разумная бережливость. ( Рачительность)
6. Какое чувство лежит в основе любой семьи? ( Любовь)
7.Наука о законах, правилах ведения хозяйства. ( Экономика)
3.МОТИВАЦИЯ
- Учитель: Когда я свободна от обязательных дел, я читаю книги, играю в интеллектуальные игры, занимаюсь в танцевальном клубе.
- -Ребята , а чем вы любите заниматься, когда выполнили все обязательные дела? (рисовать,танцевать,петь песни)
-Как называется время, в которое вы можете заниматься любимым делом? (свободное время)
— Вам знакомы слова, связанные с данной темой? (да)
— Так ,как же звучит тема нашего урока?( « Свободное время»)
4.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Учитель Что нового вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?
— узнать: что такое свободное время, хобби, как наполнить свободное время полезными занятиями.
— понять: особенности отдыха, его влияние на развитие человека.
5.ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Учитель
Вспомним — Как определить время без часов?
— Какие пословицы и поговорки вы знаете о времени?
- «Знай минутам цену, секундам счёт».
- «Делу время, потехе час».
- «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь».
- «Под лежачий камень вода не течёт»
Проведем исследовательскую работу.
Подумай, кто из подростков провёл свободное время с толком: СЛАЙД
- Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.
- Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
- Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
- Витя поймал 14 мух.
- Сергей каждое утро гулял со щенком.
- Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
Определим проблему урока
Проблема КАК с пользой проводить свободное время
При помощи учебника (1 пункт стр. 40.) сформулируйте понятие «Свободное время»
Ученики определяют самостоятельно
ОТВЕТ: Свободное время – это время, которое остаётся после выполнения обязательных дел. Это время, которым ты сам распоряжаешься, распределяешь по своему усмотрению. СЛАЙД
— Ребята, а какие дела для вас являются обязательными? ( учёба, обязанности в школе и дома, кружки, спортивные секции)
— Скажите, а для чего человеку нужно свободное время? ( для отдыха, занятий по интересам, для развития и получения удовольствия).
Давайте, мы с вами проверим, все ли вы перечислили? Прочитайте пункт 1 стр 40,3 абзац.
Все правильно! Молодцы!
— А теперь, мы посмотрим инсценировку про ученика Вовочку. Задумайтесь над тем, как он проводит своё свободное время.
Инсценировка « Отдых Вовочки»
Вовочка : Как хорошо, что дома нет родителей и ничего не надо делать( бросает портфель). Сейчас посмотрю телевизор. Здорово, что много каналов, можно переключать то с одного, то на другой. ( смотрит телевизор)
( Прошел час, потом второй, потом третий. )
Вовочка: Ой, мама пришла.
Мама: Так, сын, ты сделал уроки, ведь уже вечер?
Вовочка: Мне не хватило времени.
Мама: Ты и уроки не сделал, и цветы не полил, ничего не читал, книги на полке стоят, собаку не отвел на улицу. А день закончился.
Учитель:
— Как вы думаете, умеет ли Вовочка распределять свой время? (нет)
— Что бы вы ему посоветовали? ( научиться распределять время, составить режим дня, начинать делать самые важные дела, сочетать труд с отдыхом)
Учитель: Обществоведы различают следующие основные типы свободного времени:(СЛАЙД)записать в тетрадь
- I тип: отдых и восстановление сил после работы. Примерами такого типа являются: чтение книг, сон, прогулка, игры, телевизор, компьютер. Но надо помнить, чрезмерное увлечение таким типом отдыха может отрицательно сказаться на вашем здоровье. Нужно распределять своё время.
- II тип: потребительский – с материальной и духовной точки зрения. К нему относятся: посещение театров, музеев, библиотек, поездки, путешествия.
- III тип: деятельностный – совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности. Это спорт, занятия физкультурой, вязание, изготовление чего-либо своими руками.
К этому, мы с вами еще вернемся.
Вы хорошо поработали и нам нужно отдохнуть.
Я предлагаю вам физ.минутку, связанную с физическим упражнениями.
( проходит физминутка в презентации)
— Это какой тип отдыха? ( Деятельностный)
Ребята, рассмотрите репродукции картин на с. 45-46 и слайд, сюжеты которых отражают занятия в свободное время, как в прошлом, так и теперь. Что из представленного в них вам ближе?
Определите данные занятия к определенному типу свободного времени
( бал – потребительский, игра на клавесине, ловля рыбы, игра на гитаре, в шахматы, катание на коньках – деятельностный.)
А можно ли научиться использовать свободное время с пользой?
Заполнение таблицы
Учитель
А когда занятия становятся увлечением человека? ( когда человек готов много времени посвящать любимому занятию, жертвовать другим ради этого занятия)
Как называется увлечение человека? (Хобби)
Учитель
На разноцветных листочках подпишите фамилию и имя и напишите свои увлечения, используя картинки.
Затем прикрепите их к « Дереву интересов».
Работа по заполнению листочков своих увлечений.
Учитель (Прилепляют к « Дереву интересов») Посмотрите, какое у нас получилось «Дерево интересов». Видно, что у вас много увлечений и в свободное время вы читаете книги, танцуете, занимаетесь спортом, музыкой, домоводством.
6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Вы сегодня молодцы! Работали активно и продуктивно. А сейчас ,проверим как вы усвоили новый материал. Раздать листочки с тестами. Выполняют работу.
Взаимная проверка и оценивание.
1. Свободное время — это
1) время для выполнения обязательных занятий
2) время, не занятое никакими делами
3) время, которым человек распоряжается сам, по своему усмотрению
4) время для дополнительных занятий
2. Какие занятия из перечисленных относятся к вашим обязательным делам? Запишите цифры, под которыми они указаны (можно записать любое количество цифр из предложенных).
1) учебные занятия
2) просмотр телепередач
3) работа по дому
4) прогулка с собакой
5) занятия в музыкальной школе
6) выполнение домашних заданий
3. Какое из названных занятий нельзя назвать увлечением, хобби?
1) коллекционирование марок
2) игру на гитаре
3) просмотр телевизионных передач
4) занятие баскетболом
4. Верно ли следующее суждение?
Чтобы стать гармонично развитым человеком, нужно не только хорошо учиться, но и делать зарядку, выполнять физическую работу, заниматься спортом.
1) верно
2) неверно
5. Хобби — это
1) любимое занятие, увлечение, которому человек посвящает много своего времени
2) интерес к какому-либо конкретному занятию, виду искусства и т.п.
3) необходимое, но нелюбимое дело (например, уборка квартиры)
Укажите номер, лишний в этом перечне.
7.РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ –
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
запишите домашнее задание:
1. § 5. Вопросы « Проверим себя», рубрика « Учимся распределять время.»
2. Закончить заполнение таблицы Мой рабочий день и Мой выходной день
Конспект урока обществознание
Класс: 5
Дата проведения:______
Тема урока: «Свободное время»
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели урока:
1. Образовательная: ознакомление с данными о режиме дня пятиклассника.
2. Воспитательная: сформировать представление о важности учёбы в жизни человека.
3. Развивающая: формирование умения выслушивать мнение каждого члена группы, формулировать обобщенное мнение; аргументировать свою точку зрения; формирование монологической и диалогической речи; формирование умения распределять обязанности, работая в группе; умение самостоятельно подбирать, осваивать и презентовать материал на заданную тему; систематизировать и группировать информацию.
Планируемые учебные результаты:
Предметные: ознакомление с данными о режиме дня пятиклассника.
Метапредметные:
Познавательные: учит самостоятельно подбирать, осваивать и презентовать материал на заданную тему; систематизировать и группировать информацию.
Регулятивные: формирует умение распределять обязанности, работая в группе.
Коммуникативные: работа в группе формирует умение выслушивать мнение каждого члена группы, формулировать обобщенное мнение; аргументировать свою т.зр.; формирует монологическую и диалогическую речь.
Личностные: сформировать представление о том, что основным занятием на данном этапе для пятиклассников является учеба. Важность учебы в жизни школьника/человека. Расширить представления о свободном времени подростка как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений. Благоприятствовать дальнейшему осознанию значения правил здорового образа жизни, занятий спортом, бесполезности пустого времяпрепровождения, неприемлемости вредных привычек.
Методическое обеспечение урока (оборудование):
Учебник: Обществознание, 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
Основные понятия урока: режим дня, учёба, свободное время.
Проблема / Главный вопрос урока:
Сформировать представление о том, что основным занятием на данном этапе для пятиклассников является учеба. Важность учебы в жизни школьника/человека. Расширить представления о свободном времени подростка, как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений.
План урока
1. Подготовка учащихся к выполнению группового задания.
2. Работа в группе по выполнению поставленного задания.
3. Публичное выступление. Проверка и контроль.
Ход урока
Структура урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||
| Приветствует учеников, проверяет готовность, отмечает отсутствующих. Вводное слово. Сегодня мы проведем небольшое статистическое исследования. Посмотрев на таблицу, которую вы заполняли дома, попробуйте сформулировать цель урока? Цель: выяснить, на что школьники 5 класса тратят больше всего времени. Работать мы будем в группах. Распределяться в группы будем по жребию. | Приветствуют учителя. Пытаются сформулировать цель урока. Распределяются по группам. | ||||||
2. Практическая деятельность учащихся. | Выдаёт задание. 10 минут на подготовку выступления, учитывая, что ученики уже заполнили свои таблицы дома. Члены группы сами выбирают, кто будет выступать. Выступление не более 5 минут, должны быть освящены все вопросы. Необходимо выбрать руководителя группы, распределить в группе обязанности. Задание. 1. Проанализируйте таблицы членов вашей группы и выведете среднеарифметические показатели.
2. Приведи примеры полезного, бесполезного и вредного проведения свободного времени. 3. Учеба – пустая трата времени? Ответ аргументируй (тезис-аргумент-вывод). 4. Представь, что было бы, если бы человек не учился. Ответ аргументируй (тезис-аргумент-вывод). Учитель консультирует. | Работают в группе. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Выбирают, кто будет отвечать от группы.
| ||||||
3. Осуществление контроля. | Учитель направляет работу, консультирует. | От каждой группы кто-то выступает, отвечает на вопросы. Другие слушают, задают вопросы. Обсуждение. | ||||||
4. Закрепление (рефлексия) | Вспомним, какую цель урока мы ставили? Мы справились с поставленной целью? Что ещё нового мы узнали и поняли? Что на сегодняшнем уроке вызвало у вас затруднения? Прошу высказаться руководителей группы о том, как они оценивают работу в группе каждого. | Отвечают на вопросы. Руководители группы оценивают работы других членов в своей группе. | ||||||
5. Домашнее задание | В тетради продолжите предложение Работая в группе мне … | Записывают ДЗ. |
Открытый урок обществознания
в 5 классе
тема:
«Свободное время»
Цели: подвести к пониманию важности умения планировать свое рабочее время и время, отведенное на отдых; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (свободное время, физкультура, хобби, филателия, фонотека, шахматы), схема, домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Актуализация опорных знаний по теме «Семейное хозяйство»
Как хозяйствовать по правилам?
б) Для этого подумайте:
- Что такое экономика?
- Какие ресурсы семьи вы знаете? Приведите примеры.
- Почему ресурсов семьи не всегда достаточно для удовлетворения ее потребностей?
- Как можно приумножить достаток семьи?
- Какие правила ведения семейного хозяйства вы знаете?
- Что считается предметами первой необходимости?
- Какие предметы облегчают домашний труд?
- Что такое предметы роскоши?
- Почему люди приобретают их?
в) Сделайте вывод.
- Работа с классом.
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос по сказке «Репка».)
Прочитайте сказку «Репка».
Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут — потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Какое из правил рачительного хозяина выполняют герои сказки? (Герои сказки выполняют правило: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору».)
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое свободное время?
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор.
4. Увлечения и хобби
. Актуализация знаний.(Постановка целей и задач).
Задача учащихся. Выяснить, почему надо ценить время, как проводить свободное время с пользой.
О чём идёт речь в стихотворении?
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог —
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: «Который час?» —
Ответить мог ты всякий раз. ( Про часы )
1. Прочитай пословицы и объясни их смысл.
А) «Делу время – потехи час»
Б) «Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь»
В) «Под лежачий камень вода не течет»
Г) «Нельзя войти в одну реку дважды»
— Сформулируйте тему урока.
— Сформулируйте цели и задачи урока.
2. Терминологическая работа.
— Что такое время?
ВРЕМЯ. Словарь С.И. Ожегова
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи — последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждет (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определенный момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времен). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопр. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.
10. времен кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, вовремя существования кого-чего-н. (о ком-чем-н. бывшем в отдаленном прошлом). Писатели времен классицизма. Оружие времен гражданской войны. * Во время чего, предлог с род. п. — в то время, когда что-н. происходит. Шум во время лекции. (В) первое время — в начальный период чего-н., вначале. В первое время на работе уставал. (В) последнее время — незадолго до настоящего момента и сейчас. В последнее время получаю много писем. Время от времени — иногда. Все время — не переставая, постоянно. Всему свое время — все должно делаться вовремя, своевременно. В свое время — 1) когда-то, в прошлом. В свое время хорошо играл в футбол; 2) когда нужно, своевременно. В свое время все узнаешь. В скором времени — скоро, в ближайшем будущем. В то время как (когда), союз — 1) присоединяет предложение со знач. одновременности. В то время как она отдыхала, он приготовил обед; 2) то же, что тогда как (в 1 знач.). Бездельничает, в то время как завтра экзамен. (И, а, но) в то же время, союз — (и, а, но) одновременно, наряду с этим. Осторожен, (и, а, но) в то же время расчетлив. До времени или до поры до времени — пока, до какого-н. момента. До сего времени — до сих пор, до этого времени, момента. Ко времени (разг.) — к сроку, вовремя. Этот разговор не ко времени (несвоевременен). На время — на какой-н. срок, ненадолго. На первое время — на ближайшее будущее. Одно время — в течение нек-рого времени в прошлом. Одно время не ладилось с учебой. По временам — то же, что иногда. По временам. скучает. Раньше времени — то же, что преждевременно. Со временем — по прошествии нек-рого времени. Со временем, остепенится. Тем временем — одновременно с этим, именно в это же время. || уменьш. времечко, -а, ср. (к 3, 4, 6,7 и 8 знач.). || прил. временной, -ая, -ое (к 1, 2 и 9 знач.).
1) Какие единицы времени существуют? 2) Как можно определить время без часов? 3) А что такое свободное время?
1. Что такое свободное время?
3. Выполнение заданий: записать свои занятия в свободное время. Сколько времени у вас свободного?
4 Обсудим вместе:
Один детский журнал напечатал письма ребят о том, что они делали в свободное время. Познакомьтесь с ними и ответьте на вопросы.
- Саша простоял на одной ноге без опоры 33 минуты 20 секунд.
- Марина выдула из жвачки пузырь в половину своей головы.
- Оля весь вечер рисовала человечков, а потом считала, сколько их получилось. Насчитала 268!
- Даша прочитала книгу «Дети капитана Гранта».
- Витя поймал 14 мух.
- Олег 2 часа 15 минут без перерыва смотрел в окно на улицу.
- Сергей каждое утро гуляет со щенком.
— Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Почему?
— Как вы думаете, кто из этих подростков с толком использовал свое свободное время?
(Ответы учеников.)
Откройте учебник, с. 40. Рассмотрите рисунки.
— Какой из подростков с пользой использовал свободное время?
(Вариант ответа. Свободное время — это время, которое остается после выполнения обязательных дел. С пользой использовали время Даша, прочитавшая книгу «Дети капитана Гранта», и Сергей, каждое утро гуляющий со щенком. Остальные ребята потратили время впустую.)
— Какое занятие нашли бы для себя вы?
5. Ответьте на вопросы на стр. 41.
6. Работа в группах.
1 группа доказывает, что в свободное время нужно заниматься полезными делами.
2 группа доказывает, что раз время свободное, то не обязательно что – то делать. Ведь это время свободно от работы и надо бездельничать.
2. Свободное время и занятия физкультурой.
1. Ответьте на вопросы:
1) Нужны ли физические нагрузки для человека?
1. Работа в парах. Прочитайте текст и дополнительный материал. Составьте подробный план ответа на вопрос «Почему человеку нужны занятия физической культурой?». (Ученики самостоятельно составляют план.)
Дополнительный материал
Начиная с 6—7-летнего возраста заботу о физическом воспитании детей в значительной степени берет на себя школа. Почти 45 млн. детей сидят ныне за партами, около 13 млн. посещают группы продленного дня, школа становится их вторым родным домом.
Однако поводов для беспокойства о воспитании детей, особенно физическом, еще, к сожалению, предостаточно. На одного школьника и среднем приходится 18 дней пропусков занятий в год по болезни, 6 — на студента. Сердечно-сосудистые заболевания, называемые «болезнями пека», стремительно молодеют. Умственные и эмоциональные нагрузки и сочетании с малой подвижностью, избыточной массой тела способствуют сначала кратковременному, а затем и более постоянному повышению артериального давления, на основе которого затем развивается гипертоническая болезнь. Избыточная масса тела наблюдается сейчас у 10—15% школьников, и заболеваемость их в среднем на 15% выше, чем у детей с нормальным весом. Хронические заболевания носоглотки (хронический тонзиллит, ринит, гайморит) встречаются примерно у 30% школьников, снижение остроты зрения — у 15—20%, нарушение осанки — у 14—22%.
И здесь важную роль играет физическая культура. Сейчас разработана новая программа физического воспитания для детского сада,
где предусмотрено, в частности, увеличение беговых нагрузок. Школа должна продолжить эту линию. Не секрет, что раньше получалось так, что дети в первых классах теряли многое из уже приобретенных навыков и умений, их двигательная активность резко падала. Оздоровительный бег должен стать для школьников одним из основных средств профилактики различных заболеваний, укрепления здоровья, воспитания потребности в ежедневных физических упражнениях.
Надо сказать, что бег как мощное средство физического воспитания применяется в различных странах уже давно. Накоплен определенный опыт в его применении. Вот несколько примеров.
Новая Зеландия. Бег на дистанцию длиной до 1 мили (1609 м) — общeпринятый вид соревнований для детей 14 лет и меньше. «Я видел сотни бегунов на дистанции 880 ярдов в возрасте 11—12 лет, — писал заслуженный тренер СССР Г. Коробков, — хорошо подготовленных к этим соревнованиям. На старт выходили мальчики в ярких майках и трусах с эмблемами своих школ, полные решимости и азарта. Бег шел тактически грамотно, захватывающе интересно, без снижения скорости и с отличным финишем. Ни один мальчик не сошел с дистанции, хотя забег шел за забегом, и в каждом стартовало 20—25 человек. Переполненные трибуны реагировали на все происходящее на дорожке так, будто среди участников были такие кумиры, как Снелл».
Все большее число школьников ведет малоподвижный образ жизни и не реализует свой двигательный потенциал. Установлено, что двигательная активность учеников 1 и 2 классов падает на 50% по сравнению с дошкольниками, а старшеклассники 75% всего времени бодрствования нe двигаются. Поэтому задачи оздоровления нацеливают на ликвидацию последствий гиподинамии, отставания в физическом развитии, на накопление резервов сил, позволяющих школьнику справляться с усложненными программами, противостоять утомлению, бороться с болезнями и обеспечивать их профилактику. Оздоровительный бег для детей
2. Проверка по образцу.
Вариант плана.
1. Фантастический образ человека будущего.
2. Тяжелый школьный труд.
3. Активный отдых.
4. Уроки физической культуры.
5. Если хочешь стать спортсменом.
6. Физическое воспитание за границей.
3. Свободное время и телевизор.
1. Работа в группах.
1 группа доказывает пользу от просмотра телевизора.
2 группа доказывает вред от просмотра телевизора.
2. Заполните схему и сделайте вывод о пользе и вреде просмотра телепередач.
Вариант заполнения схемы.
4. Увлечения и хобби
— Что такое хобби? (Хобби — увлечение, любимое занятие на досуге.)
1. Работа с текстом параграфа. Знаком V отметьте информацию, которая знакома, знаком + — новую информацию, знаком ? – то, что осталось непонятным, неясным.
2. Рассмотрите иллюстрации картин на стр. 45 – 46, определить, чем занимаются изображенные на них люди. Это хобби? Или занятие свободного времени?
3. прочитайте стихотворение А. Барто «Болтунья». Как Лида проводит свободное время.
Агния Барто. Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано —
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда! 1934
Закрепление изученного на уроке
- Что такое свободное время?
- Что такое умственный труд?
- Почему школьнику необходимы регулярные физические занятия?
- Что такое хобби?
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
Подведение итогов урока
- Почему надо ценить время?
- Как провести время с пользой?
- Может ли у человека быть свободное время?
Домашнее задание
- Прочитать § 5, с. 40-44 учебника.
- Подготовить устный ответ на вопрос «Зачем человеку хобби?»
Конспект и презентация урока обществознания в 5 классе по теме «Свободное время».
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. Учащиеся расширяют свои представления о семейном досуге, свободном времени подростка как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений. Урок сопровождает презентация, которая поможет учащимся лучше усвоить новый материал.
Автор: Никитина Елена Васильевна
Место работы: МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл
Должность: учитель обществознания и права
Цель: расширение представлений о семейном досуге, свободном времени подростка как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений
Задачи:
- дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий свободное время, отдых, хобби
- развивать умение исследовать ситуации, связанные с проведением подростками своего свободного времени, презентовать и оценивать собственные увлечения, характеризовать значимость здорового образа жизни
- благоприятствовать дальнейшему осознанию значения правил здорового образа жизни, занятий спортом, бесполезности пустого времяпровождения
Планируемые результаты:
- предметные: учащиеся научатся давать характеристику видов свободного времени; анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков;
- метапредметные:
- регулятивные: умение планировать свою деятельность; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
- коммуникативные: владение устной и письменной речью; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения
- познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; строить логические цепи
- личностные: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, электронное приложение к учебнику, выставка работ учащихся «Мои увлечения»
Тип урока: открытия нового знания (изучения нового материала)
Формы урока: фронтальная, парная, индивидуальная
Технологии: проблемного обучения
Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный
- словесные: беседа, проблемное изложение;
- самостоятельной познавательной деятельности;
- проблемно-поисковый
- практический
- синквейн
План:
- Что такое свободное время.
- Свободное время и занятия физкультурой.
- Свободное время и телевизор, компьютер, мобильный телефон.
- Своими руками.
- Что такое хобби.
- Организационный момент
- Мотивационно-целевой этап
— Семья не только организует быт и семейный труд, воспитывает человека, помогает ему в трудную минуту, заботится о нем, но и организует совместный досуг.
— Знаете ли вы, что такое досуг? (Время, не занятое работой, делами, свободное время)
— Досуг, или свободное время, — необходимая часть жизни любого человека. В это время можно проявить самостоятельность и индивидуальность.
Тема нашего урока: Свободное время (в тетрадь)
— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников)
(Какое время считать свободным? Как можно проводить свободное время?)
Цель: расширение представлений о семейном досуге, свободном времени как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений
- Рубрика «Обсудим вместе» (с. 40) – чтение по цепочке
— Какие занятия этих ребят вы хотели бы повторить, а какие нет? Как вы думаете, кто из этих подростков с толком (с пользой) использовал свое время? А остальные провели свое свободное время бесполезно.
Проблемный вопрос: Почему подростки должны с пользой проводить свободное время?
- Усвоение новых знаний.
- Что такое свободное время
— Что же такое свободное время?
- Самостоятельная работа с текстом учебника (п. «Что такое свободное время», с. 40)
Задание: выяснить, что такое свободное время, для чего оно нужно.
Свободное время – время, которое остается после выполнения обязательных дел (учебные занятия, школьные и домашние обязанности)
- Выполнение задания «Обязательные и свободные занятия» (CD «Обществознание 5 кл»)
— Для чего нужно свободное время? (Ответы учеников)
- Свободное время и занятия физкультурой
Современные ученые бьют тревогу в отношении будущего развития человечества. Многие из них обеспокоены тем, что с развитием технического прогресса люди перестали активно двигаться, предпочитая пассивный образ жизни активному.
— Предположите, к чему это может привести. (Ответы учеников)
Каждый из нас, в меру своих сил, должен быть ответственным за свое здоровье. У вас впереди активная жизнь, в которой нужно реализовать себя.
Обследования детей школьного возраста показывают, что почти у 80% школьников есть проблемы со здоровьем. Конечно, много зависит и от окружающих условий. Однако списывать все на внешние факторы нельзя. Многое можно изменить самому. А как? (Заниматься спортом, больше двигаться)
- Выполнение задания «Логические ряды»
На экране вы увидите логические ряды, объединенные понятием, которое вам необходимо отгадать.
- Поле, мяч, команда, ворота, свисток. (Футбол)
- Вода, дорожка, очки, вышка. (Бассейн)
- Снег, горка, палки, мороз, трамплин. (Лыжи)
- Лед, ботинки, свисток, бортик, ворота. (Хоккей)
- Канат, тренер, мяч, кольцо, сетка, скамейка. (Спортивный зал)
- Доска, фигура, диагональ, поле. (Шахматы)
Вы убедились в том, что существует множество интересных занятий, связанных с активным отдыхом.
— Как вы думаете, какой вид спорта способствует интеллектуальному развитию? (Шахматы) Действительно, шахматы тоже принято считать видом спорта.
- Самостоятельная работа с текстом учебника (рубрика «Путешествие в прошлое» с. 44)
Беседа по прочитанному:
— Когда и где зародилась игра в шахматы?
— Почему она получила такое название?
— Почему люди не перестают любить эту игру?
— Как вы понимаете выражение «думать на несколько ходов вперед»? Полезно ли это? (думать о последствиях своих поступков, предвидеть разные варианты событий)
— А вы умеете играть в шахматы?
Сегодня спортом активно занимаются и люди с ограниченными возможностями здоровья. Специально для них проводят чемпионаты и даже Паралимпийские игры – аналог Олимпийских игр. Паралимпийские игры в Сочи в 2014 г. завершились триумфом сборной России. За десять дней спортсмены завоевали рекордные 80 медалей – 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые. И это не просто цифры, это 80 историй преодоления, в первую очередь, самого себя.
- Свободное время, телевизор, компьютер, телефон
Свободное время можно провести и у телевизора, компьютера или с мобильным телефоном. Многие спорят о том, приносят они больше пользы или вреда?
Вы выступите в роли юных ученых-исследователей.
- Работа в парах
- Первый ряд отвечает на вопрос: «Телевизор приносит больше пользы или вреда?»
- Второй ряд: «Компьютер приносит больше пользы или вреда?»
- Третий ряд: «Мобильный телефон приносит больше пользы или вреда?»
(Ответы учеников)
Вывод: современная техника имеет свои достоинства, но все должно быть в меру!
- Своими руками
- Что можно сделать своими руками (CD «Обществознание 5 кл»)
- Выставка работ учащихся «Мои увлечения»
- Что такое хобби
Когда занятие становится увлечением человека,и он готов посвящать ему много времени, можно сказать, что это его хобби.
— Где мы можем найти значение слова «хобби»?
- Работа со словарем (с. 126)
— Какие виды хобби вы знаете?
- Виды хобби (CD «Обществознание 5 кл»)
- Закрепление
— Послушайте загадку и определите занятие, о котором в ней говорится.
С той и этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться!
- Подведение итогов (1 мин)
— О чем вы сегодня узнали?
— Как можно заполнить свободное время?
— Почему подростки должны с пользой проводить свободное время?
Чтобы быть здоровым, чтобы развивать свои способности.
- Рефлексия
- Составить синквейн по теме урока.
Свободное время
Полезное Бесполезное (веселое интересное)
Отдыхать мастерить развиваться
Делу время, потехе час
Хобби
- Оценивание вместе с учениками (работы класса в целом, и отдельных учащихся)
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Прочитать § 5
- На выбор:
а) Рассказать о своем увлечении (хобби)
б) Выполнить рекламный проект о каком-нибудь виде спорта:
- название вида спорта
- рекламный девиз (слоган)
- рисунок
Список использованных источников:
- Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013.
- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №2
Технологическая карта урока.
5 класс обществознание.
Тема урока: Свободное время.
Форма урока: проблемно — диалогический
Цели урока:
Предметные УУД.
1.Получить общее понятие свободного времени, научиться правильно распределять его.
2.Расширить представление о семейном досуге, свободном времени подростка, как времени развития своих способностей.
3.Благоприпятствовать дальнейшему осознания значения правил здорового образа жизни, занятии спортом.
Метапредметные УУД.
- Познавательные – владеть смысловым чтением- самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать ее.
- Регулятивные – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
- Коммуникативные- излагать свое мнение, а аргументируя его, подтверждая фактами , выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в паре, группе, преодолевать конфликты , договариваться с людьми.
Личностные УУД.- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки ,опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него .
Межпредметные : опора на знания по истории Древнего мира и биологии.
Оборудование : компьютер ,проектор ,учебник ,рабочая тетрадь к учебнику.
- Мотивизация учебной деятельности уч-ся.
Создание проблемной ситуации.
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя. Учитель задает вопрос -что такое свободное время?
2.Актуализация знании
Подумаем , что пригодится нам для решения нашей проблемы.
Учитель применяет побуждающий к теме диалог вопросами :
-Как вы понимаете свободное время?
-Чем вы занимаетесь в свободное время ?
-Как вы думаете, чем занимались наши предки в свободное время ?
-Как вы понимаете « Здоровый образ жизни»-?
3. Поиск решения (открытие нового знания)
Работа с текстом в режиме технологии продуктивного чтения .
Пункт «Обсудим вместе» стр.40
Работа с рисунками на стр.41
Что такое хобби?
Учитель обобщает выводы уч-ся .
Применение нового знания.
Первичное закрепление: дети выполняют задания в тетрадях.
Вторичное закрепление:
Домашнее задание: пар.5 и вопросы к нему, в тетрадях выполнить задания до 28 с.
Рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.
1Чему вы научились сегодня на уроке ?
- Что нового узнали ?
- Что вам не понравилось?
- Какую отметку вы бы поставили себе за работу ?.
Физкультминутка, для глаз
1. Закрываем глаза и носом “пишем” в воздухе свое имя.
2. Представляем большие настенные часы. Смотрим в центральную точку циферблата, затем быстро переводим взгляд на любую из цифр и возвращаем в центр часов.
3. Посмотреть вверх, сделать глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
4. Зажмуриться на 3–5 с., затем быстро поморгать.
5. Смотрим как можно дальше влево и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим как можно дальше вправо и вниз, фиксируем взгляд в этом положении. Смотрим перед собой. Смотрим на кончик носа. Смотрим перед собой. Смотрим на межбровье. Смотрим перед собой.
6. Закрываем глаза. Глубокий вдох, медленный плавный выдох. Представляем цветочную поляну.
1.Зачем человеку хобби?
По этому вопросу много мнений, но стоит послушать еще одно:
Индивидуальное задание (См. приложение 0)
Итак, ребята, ответьте на поставленный вопрос
2. Хорошо, а теперь нам предстоит выделить + и минусы хобби и ответить на вопрос: «Что приобретает человек для своего развития, уделяя время увлечениям»?
Выполните задание на своих рабочих листах, используя тексты (лежат перед вами) (приложение 4)
Плюсы (предполагаемый вариант)
1.способ борьбы со стрессом
2.развитие кругозора
3.занятие для души
4.может вырасти в прибыльное занятие
Минусы (предполагаемый вариант)
1.Может стать поверхностным
2.отвлекает много времени от себя, от семьи
3.может стоить дорого
4.с увлечением вынуждены мириться ваши близкие
Таким, образом, вы выделили…………
1 текст: приложение 1
2. текст: приложение 2
3.текст: приложение 3
На прошлом уроке вы выполняли проекты по темам:
1.Зачем хобби современному человеку?
2.Увлечения современного человека как польза для здоровья
Сегодня вы готовы представить свои работы(2 работы)
Обязательно в работе цель, состав группы, соц. исследование.
План+ как проводят св. время, возраст, кол-во опрошенных и т.д.
Говорят, какие трудности испытали, оценки и т.д.
4. Как себя вести, когда ваше увлечение не нравится вашему собеседнику.
Знаете, ребята, сегодня я стала невольным слушателем следующего разговора между двумя мальчиками Колей и Андреем. Послушайте их диалог:
Спор между Андреем и Колей.
— Привет, Андрей!
— Здравствуй, Коля!
— Знаешь, Коля, сегодня мне дедушка подарил очень редкую марку.
-Фу! Ну и что! Подумаешь, марка!
— Вот сегодня классный футбол по телеку покажут!
— Чего в этом футболе хорошего, бегают все за одним мячом!
-А вот марки, это да!
-Да, ничего ты не понимаешь! Посмотри, какие игроки классные, вон, во всех журналах они!
-Да, видно тебе, Коля, только слава нужна.
О чем здесь идет речь?
Что бы вы посоветовали мальчикам!
Итак, ребята, давайте подумаем, как же вести себя
, когда ваше увлечение не нравится вашему собеседнику.
Прочтем рекомендации: приложение 5
- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
У многих учителей возникают проблемы с тем, чтобы сделать общественные науки интересными, потому что они сами не понимают предмет или не любят его. Есть хорошие новости: у всех нас есть личные ограничения, и они НЕ должны влиять на наших студентов. На этой странице вы узнаете, как увлечь студентов социальными науками, даже если у вас ограниченное время, ресурсы или справочная информация.
Почему общественные науки такие скучные?
Это не так, как в традиционно преподают скучно.Разве ты не ненавидел уроки истории, когда учился в школе, запоминая все эти бессмысленные даты, имена и места? В начале учебного года ни один из моих учеников обычно не называет общественные науки своим любимым предметом, и большинство детей даже не понимают, о чем идет речь. Это разбивает мне сердце, потому что история — это изучение вещей, за которые люди были достаточно страстны, чтобы бороться за них и меняться.
Обучение общественным наукам должно побудить учащихся задуматься о событиях, которые сделали наш мир таким, какой он есть: уроки должны быть такими увлекательными и интерактивными, чтобы ни один ребенок не мог найти это скучным.Я говорю своим детям в первый день школы, что к июню они будут описывать себя как «любителей истории», потому что мы собираемся провести год, находя вещи из прошлого и окружающего нас мира, которые очаровывают их до такой степени, что они не смогут учиться достаточно.
Что, если я ненавижу общественные науки?
Тогда я горжусь тем, что вы удосужились прочитать эту страницу, потому что многие учителя даже не пытаются выйти из своих зон комфорта. Скорее всего, вы ненавидите общественные науки либо потому, что вам скучно и / или детям (в этом случае у вас теперь будет куча интересных занятий), либо вы просто ничего не знаете об истории, и вы неудобно преподавать это.
Хорошая новость заключается в том, что вы можете СКАЗАТЬ детям это! Мне нравится объяснять своему классу, что у каждого есть предмет (или два, или три), который труднее для них, чем другие, и мой — наука. Я говорю им, что мы будем учиться вместе, и что когда они задают вопросы, на которые я не знаю ответа, мы запишем их, а затем зайдем в сеть или попросим специалиста по науке помочь нам. Никто не хорош во всем! Будьте честны со своими детьми.
Выбирайте вслух социологию с множеством интересных деталей о предмете, о котором вы мало знаете, и учитесь вместе.Книги ABC отлично подходят для этого. Например, я почти ничего не знаю о войне за независимость, тем более что ее нет в нашей программе. Однако мальчики в моем классе всегда любят читать о войнах, и я хочу побудить их узнать о том, что они любят, поэтому я получил книгу под названием «Азбука войны за независимость». Каждая буква алфавита обозначает один фактоид, и мы вместе узнаем о важных людях и вещах на войне во время нашего ежедневного чтения вслух.
После этого у нас есть общее представление о том, на что была похожа жизнь во время войны — без моих исследований, без испытаний и без рабочих листов.Просто учусь ради обучения. Что за концепция. Вы можете найти много более простых способов интеграции концепций социальных наук в вашу инструкцию по чтению на странице «Общественные науки в грамотности».
Научите детей учиться!
Дети интересуются окружающим их миром и любят узнавать, почему все так, как они есть. Я призываю вас в максимально возможной степени основывать свои инструкции по общественным наукам на текущих событиях и интересах студентов. Многие учителя, включая меня, имеют больше свободы учить тому, что и как мы хотим в общественных науках, чем по любому другому предмету.У меня есть государственные стандарты, которые студенты должны освоить, но мне не нужно использовать предоставленный (скучный) учебник. Фактически, мои дети даже не держат тексты в своих партах, потому что мы ссылаемся на них только несколько раз в год.
Учите тому, чем увлекаетесь!
Даже если вы не являетесь энтузиастом истории, возможно, есть период времени или культура, которые всегда очаровывали вас. Включите этот интерес через чтение-вслух и мини-устройства. Ваше волнение будет заразительным, и дети начнут смотреть на историю как на уникальную, индивидуальную страсть, очень похожую на чтение (у всех нас есть определенные жанры и авторы, которые нам нравятся).Учите своими сильными сторонами и пробуйте новые вещи. Когда вы меняете способ обучения, вы меняете способ обучения. Дети знают, когда вам нравится говорить о вашей теме.
15 Захватывающих идей для преподавания содержания общественных наук
Посмотрите на ваши государственные стандарты. Скорее всего, детям начальной школы больше не нужно запоминать даты или определять случайные исторические фигуры, как мы делали, когда росли. Теперь студенты должны понимать системы и культуры. Это ваша лицензия на практическое и увлекательное обучение! Цель состоит в том, чтобы дети узнали историю, а не научили их.Это проще, чем кажется. Вот несколько замечательных заданий, которые я выучил (в основном на семинаре по общественным наукам), которые вы можете использовать снова и снова практически с любым историческим событием и периодом времени на любом уровне обучения.
1) Что бы вы сделали?
Прежде чем представить историческое событие (такое как война, работорговля или приключения раннего исследователя), представьте студентам гипотетическую ситуацию. Попросите их закрыть глаза и представить … или использовать фотографии (из Интернета) и другие артефакты, чтобы рассказать о политическом климате или культурной среде того времени.То, что формирует историю, — это то, за что люди были готовы бороться и что-то менять, поэтому важно, чтобы ученики заботились о том, что делали их предки. Попросите студентов подумать или написать независимо о том, как они отреагировали бы на историческую дилемму, и после того, как они соберутся с мыслями, попросите их обсудить в группах. Например, представьте сценарий для англичан (паломников), которые хотели свободы вероисповедания — что будут делать студенты? Попытаться свергнуть правительство? Обойтись с ситуацией и работать в системе? Кто-то в конце концов предложит найти новое место для жизни, и тогда вы сможете сказать, что давайте узнаем, что некоторые люди ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сделали 500 лет назад.Разместите студентов в группы и дайте им три варианта на основе обсуждения, и постарайтесь, чтобы вся группа приняла решение по одному варианту. Обязательно обсудите, как с уважением соглашаться или не соглашаться. Группы могут составить таблицу с указанием причин своего выбора. Хотя это может показаться сложным для начальных классов, помните, что ученикам не нужно давать реалистичные ответы или продумывать все возможные последствия: достаточно просто заставить их ДУМАТЬ о своем выборе и мнении людей достаточно, чтобы вовлечь их в размышления и подумать критически таким образом, что это целесообразно для развития.
2) A-Z Словарь / Общественные науки Word Wall или Word Bank
Создайте стену из слов для изучаемого вами предмета и попросите студентов предложить слова для добавления. Это может быть сделано традиционно на стене или другими способами, такими как банк слов в папке с файлами. Эти папки с файлами могут храниться для справки во время вашего занятия, а затем помещаться в центр письма, чтобы учащиеся продолжали использовать словарь в своем письме.
3) История искусств ЕСТЬ история
Так как искусство насчитывает десятки тысяч лет, почти каждый период времени существуют произведения искусства и культуры, которые будут изучать ваши ученики.Покажите детям картины и скульптуры выбранного вами периода времени, и пусть дети сделают выводы о культуре. Даже маленькие дети могут сделать выводы о популярных стилях одежды (и, следовательно, о климате и географии), увлечениях и интересах, а также культурных ценностях древних людей, просто взглянув на произведения искусства. Искусство является отражением периода времени и культуры, в которой оно создано, поэтому любое введение в искусство — это введение в историю. Проконсультируйтесь со своим учителем рисования, чтобы найти дополнительные ресурсы, видео, печатные издания, мероприятия и т. Д.
4) Визуальное открытие
Представление новых модулей, тем или концепций с изображениями может быть чрезвычайно мощным. Введите вашу тему в поисковую систему и нажмите «картинки», чтобы запустить поиск только по картинкам. Покажите учащимся НЕСКОЛЬКО мощных изображений, чтобы извлечь выводы о показанном периоде времени или историческом событии. Например, вы можете показать фотографию 1950-х годов, в которой есть два входа в магазин, один для белых и один для «цветных». Предложите студентам предсказать, что означают эти термины и что происходит на картинке.Студенты также могут написать свои вопросы об изображениях. Это здорово делать как до, так и после занятий: после занятия ученики могут взаимодействовать с изображениями, чтобы продемонстрировать, что они узнали.
5) Кто я?
Создавайте всплывающие книги для важной лексики в учебных подразделениях по общественным наукам. Каждый студент может выбрать термин и создать одну страницу. Склейте страницы, чтобы создать книгу для вашей библиотеки классов. Книга может быть всплывающим, как показано здесь.
6) Откидные книжки и откидные книжки
Складывание бумаги различными способами может создавать информационные презентации, которые гораздо интереснее, чем рабочие листы. Ниже приведен только один способ сложить: студенты пишут словарный запас на внешней стороне лоскута и определение под ним. (Более подробную информацию о складных и откидных книжках можно найти на странице математических заданий, которая скоро появится!) И на странице примера научной единицы.)
7) Живые статуи
Если ваши ученики не готовы развиваться для создания сценок, попросите их начать с этого упражнения.Покажите фотографии статуй и обсудите, где находятся статуи. Затем попросите детей работать вместе в группах, чтобы воссоздать историческую сцену или событие в форме статуи. Они могут даже создать соответствующую табличку. Смотрите фото ниже.
8) Экспериментальное упражнение
Студенты любят воспроизводить историю, так что вовлекайте их в процесс! Одним из ярких примеров является экспериментальное упражнение на корабле рабов. Покажите студентам схему внутренней части рабовладельческого корабля и обсудите.Затем добровольцы должны стоять (или, если хотите быть более точным, ложиться) очень близко друг к другу. Пряжа может быть легко обернута вокруг их запястий и лодыжек, чтобы показать, как рабы были прикованы друг к другу. Когда учащиеся находятся в положении, они должны оставаться неподвижными и молчать в течение 30-60 секунд. Вернувшись на свои места, выявите их чувства, вопросы и идеи о Среднем проходе. Последующее обсуждение имеет решающее значение для предоставления студентам возможности обрабатывать и устанавливать связи.Такая деятельность может вызывать беспокойство, но поможет студентам понять реальность рабского транспорта и то, насколько отвратительной была работорговля. Другая идея состоит в том, чтобы пары учеников в течение некоторого времени совместно использовали партию и давали привилегии и привилегии только «владельцу» парты. Экспериментальные упражнения хорошо подходят и для других сложных концепций: помогите детям понять, какова была жизнь на Орегонской тропе, позволив им хранить только три предмета на столе в течение дня и обходиться без всего остального.Чтобы помочь им понять, почему начинаются войны, создайте игру перетягивания каната, в которой команды сильно не соответствуют друг другу (т.е. 15 против 5), и обсудите, как несправедливость может привести к конфликту (например, война за независимость).
9) Азбука книг
После завершения учебного блока, укажите вашу стену слов / банк слов (см. Идею № 6) или попросите учащихся составить алфавитный список важных словарных слов. Пусть каждый студент выберет букву алфавита и соответствующее словарное слово и создаст страницу, объясняющую, что означает этот термин.Страницы могут быть связаны вместе в учебнике.
10) У меня есть …, у кого есть …?
Возможно, вы знакомы с этой игрой по математическим фактам, но она хорошо работает для любого предмета. Каждый ребенок получает карточку с ответом на один вопрос и новым вопросом для следующего человека. Вы начинаете с человека, чья карта гласит «СТАРТ». Этот человек читает свой вопрос: «У кого есть … участок земли, с трех сторон окруженный водой?». Человек с карточкой с надписью «полуостров» говорит: «У меня есть полуостров.У кого есть … континент, который также является названием страны? ». Человек с «Австралией» будет отвечать, читая ее карточку и так далее. Вы можете запустить поиск в Интернете, чтобы найти игры «У меня есть… у кого есть…», уже созданные другими учителями, и после того, как у детей появится некоторый опыт игры, они смогут создавать свои собственные. Это отличный обзор, независимо от того, как вы его включили.
11) Расширения меню
Расширенные меню могут быть использованы для одаренных учеников и быстро заканчивающих, или в качестве центра деятельности.Создайте дополнительные занятия для студентов, чтобы углубить их понимание преподаваемых концепций. Учащиеся могут выбрать определенное количество предметов для выполнения или могут выбрать 3 в виде крестика-нолика, чтобы вы могли убедиться, что у них есть различные виды деятельности. В книге, представленной выше, есть отличные меню по общественным наукам, которые помогают дифференцировать обучение. Это на самом деле серия, так что если вам нравится идея меню, книги Лори Э. Вестфаль охватывают множество различных предметных областей и классов.
12) Открытки
Предложите учащимся создать открытки из культуры или периода времени, который они изучают.Открытка должна быть написана так, как будто ребенок действительно жил в то время и объясняет повседневную жизнь далекому другу. На открытке могут быть указаны последние действия, домашние дела, погода и т. Д. Вы можете предоставить студентам фотокопированный набросок открытки и рисунок или попросить студентов создать свои собственные. Идея открытки немного сложна для маленьких детей, но с некоторой разработкой концепции и моделированием заранее, это может быть отличным синтезом и предоставляет уникальную возможность для написания практики.
13) История бумажного пакета
Это большое кульминационное занятие. Предложите студентам собрать или создать «артефакты» для представления периода времени или исторического лица / события. Дети должны положить определенное количество предметов в бумажный пакет и вытащить их по одному в заранее определенном порядке, чтобы класс мог предсказать, какое событие будет представлено. Например, в отделении американской истории ребенок мог сделать бумажный пакет для Томаса Джефферсона и вытащить изготовленную студентом копию Декларации независимости, изображение плантации, на которой жил Джефферсон (напечатано в Интернете), пена № 3 (для 3-го президента) из головоломки; и рисунок Джефферсона.Остальная часть класса может записать свои догадки после того, как вынут каждый предмет, и обсудить свои ответы в конце, прежде чем ребенок покажет, кого представляют предметы из бумажного пакета.
14) Открытие артефакта (от Энергии к учению Дональда Грейвса)
Выберите предметы определенного периода времени или культуры (книги, чертежи, фотографии, партитуры, картины и т. Д.). Предложите студентам исследовать артефакты и узнать, через какое время они проходят. Дональд Грейвс пишет: «Объекты, в конечном счете, ведут к людям, и именно через глаза этих людей понимается период времени».Это можно сделать постепенно, учащиеся изучают один новый артефакт каждый день и медленно создают связи между предметами, чтобы сделать выводы о культуре. Этот подход делает историю конкретной и может быть адаптирована к вашему стилю обучения и сильным сторонам: студенты могут притворяться археологами и выискивать артефакты в песочном столе, вы можете одеться как детектив и устроить грандиозную демонстрацию вытаскивания артефакта. В специальном контейнере студенты могли каталогизировать предметы в журналах или делать групповые открытия.Возможности безграничны!
15) Последовательный допрос
Эта техника также от Дональда Грейвса. Либо вы, либо специальный посетитель представляют объект, соответствующий учебному плану. Объяснения не приводятся, но студенты могут задавать столько вопросов, сколько они хотят. Это особенно хорошо работает для предметов, по которым учащиеся имеют мало справочной информации, потому что они должны активно строить знания. После сеанса вопросов спросите: «Когда этот сеанс стал для вас интересным? Какие вопросы принесли больше информации? ».Дональд Грейвс предлагает студентам привезти предметы и испытать процесс с другой стороны. Последовательный опрос учит детей тому, что способность задавать вопросы может быть столь же сильной, как и способность давать ответы.
«Я не удовлетворен, пока мои ученики не влюбятся в историю.
Ключ в том, чтобы настроить вещи так, чтобы они открывали историю ».
— Дэвид Маккалоу, историк и профессор Корнелльского университета
,Планы уроков общественных наук 2-го класса
Посмотрите наши демонстрации уроков Переключить меню Регистрация Войти Поиск Поиск Time4Learning Поиск Time4Learning Войти / Зарегистрироваться Call Time4Learning Войти Зарегистрироваться Зарегистрироваться сейчас- Учебный план
- Предметы
- Обучение на дому
- Ресурсы
- Как это работает
- Посмотреть демонстрацию
- Учебная программа по классу
- дошкольный
- элементарный
- Средняя школа
- Старшие классы средней школы
- Область применения и последовательность
- Языковые Искусства
- математический
- Наука
- Социальные исследования