Служебные части речи 5 класс разумовская – Конспект урока русского языка в 5 классе «Самостоятельные и служебные части речи»
I.Проблематизация, актуализация, мотивация Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности II. Организация практической работы Задача: поддерживать интерес к изученному учебному материалу через организацию практической деятельности. | 1.Организационный момент. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку. Приветствие учителя.
| Оценивают готовность к уроку. Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей | Эмоциональный настрой | 1 | 1.1 Актуализация опорных знаний. Сегодня мы с вами отправимся в королевство Грамматики, и сейчас я предлагаю вам послушать сказку. (распечатанный вариант текста сказки на рабочих столах) Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся: 1)организует чтение грамматической сказки 2) по её содержанию проводит беседу 1.2. Фронтальная беседа:
1.3 Формулировка темы, целей и задач урока. Подводит к точной формулировке темы урока, помогает обучающимся сформулировать цели и задачи. -Посмотрите на интерактивную доску (слайд 2) -На какие две части делятся записанные вами части речи? — Все ли части речи отображены на слайде? — Почему междометие не попало на слайд? — Вы, наверное, уже поняли, что тема сегодняшнего нашего урока –
— А как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить? 2.1 Лингвистический эксперимент — А сейчас вам предлагается поучаствовать в лингвистическом эксперименте: выполнить предложенные задания и сделать выводы (4 группы) 1 группа – те, кто на предыдущем уроке получил зелёный жетон, 2 – жёлтый, 3 – синий, 4 – красный (ребята выполняли разноуровневые задания) (задания для групп см. в приложении) Организует групповую работу, связанную с определением грамматического, лексического и морфологического значений слов; синтаксической функцией 2.2. Представление результатов групповой работы (слайды 3-6) Обобщает, связывает информацию. | 1)Читают сказку, отвечают на вопросы 2)Выписывают названия частей речи Осуществляют актуализацию полученных знаний Классифицируют речевой материал Через анализ языкового материала (работа с мультимедийной таблицей) формулируют тему, цели и задачи урока Отвечают на вопросы. (самостоятельные и служебные) (Нет междометия) (гипотезы ребят: особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.) Самостоятельные и служебные части речи» (записывают в тетради) (Научиться отличать самостоятельные части речи от служебных. Вспомнить признаки известных частей речи.) Группы распределяют роли, анализируют предложенные материалы, опираясь на вопросы-подсказки. Участвуют в обсуждении задания в группе. Систематизируют и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. Готовятся к представлению результатов групповой работы. Руководители каждой группы сообщают о результатах проделанной работы. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы | ЛУУД Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности. КУУД Приобретают навык участия в диалоге. РУУД Совершенствуется действие целеполагания. РУУД, КУУД Планируют своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей. Контролируют порядок выполнения задания, время выполнения. КУУД Формируются навыки публичного выступления. ПУУД Систематизируют и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. РУУД Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом Осознают свой вклад в общий результат | 4 3 3 8 | Виды помощи: направляющая: инструкции, консультация учителя Мотивация на этапе практической деятельности | 2.3. Самостоятельная индивидуальная работа (первичное закрепление) (5 мин) — Распределите предложенные слова в таблицу (раздаточный материал, карточка 2) Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Делает обобщения. (слайд 7) Молодцы! Баллы в листах оценки позволяют говорить о том, что вы «видите» части речи, умеете их разграничивать. | 1)Принимают учебную задачу. Выполняют самостоятельную работу в тетрадях (индивидуально) 2) Самопроверка и сравнение с эталоном (слайд 7) Самооценивание работы: Выставление оценок в оценочный лист (критерии на столе) | ЛУУД Проявляют познавательный интерес к практической работе. | 5 | 2.4 Составление кластера (во время выполнения теста «сильной» группе предлагается составить кластер) Предлагает составить кластер. Обратная связь Обобщение учителя: — Всё то, о чём мы сегодня с вами говорили, ребята экспертной группы попытались обобщить в кластере, который вы видите на интерактивной доске. (Обсуждение) — В дальнейшем наши знания о частях речи будут углубляться и совершенствоваться. Мостиком к этому будет выполнение домашнего задания. -Прежде, чем перейти к домашнему заданию, я предлагаю вам закончить оформление ваших оценочных листов и сдать их руководителям ваших групп | Согласовывают усилия по составлению кластера, договариваются, приходят к общему мнению. Заканчивают оформление оценочных листов. | КУУД Формируются навыки публичного выступления. ПУУД Систематизируют и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. РУУД Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом Осознают свой вклад в общий результат. | 3 (представвление) | III. Обратная связь Задача: побудить к поиску новых знаний вне урока, формировать умения выбора задания в соответствии с собственными возможностями и личными интересами. | 3.1.Организация домашнего задания (задание дифференцировано). Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий: 1)упр. 129 (в учебнике) 2)составить карту государства «Части речи» | Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов. | ЛУУД Сохраняют познавательный интерес к пройденному учебному материалу, способу его обобщения. РУУД Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей | «Домашнее задание» | 2 |
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: урок по теме «Самостоятельные части речи»
Тема: «Самостоятельные и служебные части речи».
Цель урока: 1) познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи, 2) закрепить знания по морфологии, 3) выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
Ход урока
I. Синтаксичесая пятиминутка.
Сделайте разбор предложения:
Над ш…рокими п…лями
Обл…ка плывут.
В тихой роще (над) р…кою
Сол…вьи поют.
Я к з…мле могучей, сильной
Сер…цем прикоснусь.
Ты живи моя Россия,
Дорогая Русь.
Выписать из предложения все слова с орфограммами.
II. Словарная диктовка:
- Грам..атическая основа
- чуде..ный
- благ..дарю
- разг..дать
- пожалу..ста
- объед..нять
III. Вспомним разделы языкознания (соединить линиями раздел и его определение):
1.Фонетика | А Словосочетание и предложение |
2.Лексика | Б.Правила написания слов |
3.Синтаксис | В. Части речи |
4.Морфология | Г. Знаки препинания |
5.Пунктуация | Д. Произношение и ударение |
6.Орфография | Е. Звуки |
7.Орфоэпия | Ж. Значение слова |
IV. Работа по новой теме.
Давайте представим себе страну Языкознание. Из скольких областей она будет состоять? (Рисуем карту и раскрашиваем её).
Представьте себе, что в республике Морфология произошло недоразумение. После землетрясения все части речи перепутались и не могут разобраться, что им делать. Давайте поможем жителям этой республики. Для этого нам надо разложить всё по полочкам. А что обозначает фразеологизм «разложить по полочкам»?
Работа у доски : дети раскладывают части речи на две колонки — слова имеющие лексическое значение и не имеющие его. Делается вывод о том, какие части речи являются самостоятельными, а какие нет, для чего служат служебные части речи.
V. Физкультминутка.
На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это часть речи дети поднимают руки или разводят их в стороны. Самым последним словом, появившимся на экране, будет слово «МЯУ». Это вводит детей в затруднение. Даётся объяснение понятия «звукоподражательные слова «.
VI. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Проверка выполненной работы.
VII. Занимательная лингвистика.
Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего. Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.
Данные русской этимологии говорят, что совпадение «кусочка» кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.
Слово капуста произошло от латинского «капут» — «голова» = «кочан, головка капусты». А слово капитан = «голова, начальник».
Лопух и лопата.
Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти — родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.
Постойте — постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.
VII. Готовимся к ЕГЭ.
На парте у каждого ребенка лежит листок с заданием.
Задание. Прочитайте предложения.
- 1. Со всего, что дор…го сер…цу ч…ловека.
- 2. Ведь если в сер…це нет любви ко всем этим людям, в…щам и …влениям – то откуда же там взяться любви к Родине.
- 3. Любовь к Родине нач…нается с детства с р…дного дома любимой улицы обожаемого города с с…мьи друзей природы р…дных и близких людей.
- — В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?
— В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?
- а) 1,2,3. б) 3,2,1. в)1,3,2
Вопросы:
1) Что вы знаете о тексте? Перепишите текст.
2) Назовите виды орфограмм и самостоятельно вставьте пропущенные буквы в тексте.
3) Назовите и объясните пунктограммы в предложении 3. Начертите к ним схемы.
VIII. Работа по упражнениям учебника (упр. 129)
IХ. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
IХ. Домашнее задание: Сочинение на тему
«Край мой Рязанский» (выполнить на листах формата А4)
Подготовиться к словарному диктанту по упр.145
nsportal.ru
Урок в 5 классе «Морфология. Правописание. Самостоятельные и служебные части речи»
Стригачева Татьяна Николаевна
МБОУ «Тюшинская СШ»
Кардымовского района Смоленской области
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Морфология. Правописание. Самостоятельные и служебные части речи.
Результаты урока:
Понимать значения русского языка в процессе получения образования
Познавательные УУД (смысловое чтение, логическое мышление)
знать предмет изучения морфологии, деление частей речи на самостоятельные и служебные, особую роль междометий;
понимать роль окончания, связь грамматических признаков с правописанием;
уметь на основании опор-таблиц определять части речи в тексте
Ход урока
Оргмомент.
Проблемная ситуация
— На доске зашифровано предложение. Попробуйте его расшифровать.
По …..ому …..у …..ит ……..
— Сверим, что получилось. Одинаковые ли получились предложения? Почему? Было ли трудно выполнять задание? Что помогало выполнить задание?
Постановка темы и целей.
— Итак, отгадать предложение вам помогали окончания слов. На протяжении всех лет вашей жизни вы сначала интуитивно, а затем осознанно изучали русский язык, и поэтому, знаете, что если слово имеет окончание -ому, то это скорее всего прилагательное, если –у, то это существительное, если –ит, то перед нами глагол. А как одним словом назвать эти слова – имя существительное, имя прилагательное, глагол? Как можно продолжить это перечисление? Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
— Прочитайте текст на карточке. Какой раздел лингвистики изучает части речи?
Изучение нового.
— Термин морфология ввёл великий учёный и писатель И.В. Гёте, много лет изучавший науку о строении животных и растений. Строение бывает не только у живых организмов, но и у слов. Например, слово книга не похоже на слово писать, а то в свою очередь не похоже на слово интересный. Чтобы составить из этих слов предложение, надо каждому слову придать необходимую форму (но не любую!). Составьте предложение из этих слов. Иностранцу, начинающему изучать русский язык, трудно усвоить правила формообразования частей речи, а мы их усваиваем интуитивно. Запишем эпиграф к нашей теме (с. 208 учебника), запомним, что изучает морфология (с. 208 учебника – жирный шрифт)
— Части речи делят на несколько групп. Вспомним их и составим схему:
— Прочитайте в таблице на с. 209 об особой роли междометий и звукоподражательных слов.
-Как вы определяете части речи? (по общему значению, вопросу, морфологическим признакам) В начале урока вы увидели, что часть речи можно определять и по форме слова, т.е. по окончанию.
— В учебнике есть таблицы-помощники, которые помогут в определении частей речи (с. 209, форзац)
Применение знаний в стандартной ситуации
— Прочитаем отрывок из стихотворения А.Фета на карточке.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
— Определим части речи и выделим окончания в существительных, прилагательных, глаголах.
— Какое слово вас затруднило? «Что-то» — ясно ли, о чём идёт речь? (Речь идёт о дожде, но поэт не называет этот предмет, а только указывает на него – такие слова называются местоимениями)
— Какая самостоятельная часть речи нам не встретилась?
— Наречие – своеобразная часть речи, потому что в отличие от других самостоятельных частей речи оно не изменяется, а значит, не имеет окончания. Дома вы будете выполнять упражнения, чтобы хорошо знать эту часть речи.
Приведение знаний в систему
— Раздел, который мы начали изучать, называется «Морфология. Правописание». Посмотрим, как связаны эти разделы, выполняя упр. 583
Фронтальный контроль пройденного на уроке материала
— Чтобы проверить, насколько вы усвоили материал урока, закончим начатые предложения:
Морфология – это раздел науки о языке, … (который изучает слово как часть речи)
Части речи делятся на 3 группы: …. (самостоятельные, служебные, междометие)
Междометие – это особая часть речи, которая …. (выражает чувства, не называя их)
По окончанию можно определить …. (часть речи и её морфологические признаки)
Окончание служит для того, чтобы…. (менять форму слова и связывать слова друг с другом)
Морфология тесно связана с таким разделом лингвистики, как …. (правописание)
Домашнее задание: с. 208 (повторить), упр. 586 или 587, 588 (подготовиться к словарному диктанту)
Литература
Иванов В.А. и др. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Карточка для учеников
Каким термином можно обозначить слова, перечисленные в последнем предложении?
Какой раздел науки о языке изучает части речи?
Над каждым словом подпишите часть речи. Выделите окончания существительных, прилагательных, глаголов.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
4. Закончите начатые предложения.
Морфология – это раздел науки о языке, …
Части речи делятся на 3 группы: ….
Междометие – это особая часть речи, которая ….
По окончанию можно определить ….
Окончание служит для того, чтобы….
Морфология тесно связана с таким разделом лингвистики, как ….
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Сллужебные части речи» (5 класс)
Технологическая карта урока по теме: «Служебные части речи»- 5-д класс,
учебник М.М.Разумовской (14/10/15)
Цели:
Расширить знания о служебных частях речи;
Научиться различать самостоятельные части речи от служебных;
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
1.Самоопределение к деятельности.
Орг.момент
Слайд 1.
Включаю в деловой ритм.
Делу время- потехе час.
(учащиеся садятся!)
Подготовка класса к работе
Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные: планирование
учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками.
2.Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Слайд 2.
Доброе утро! Я вам говорю!
Доброе утро я людям дарю!
Всем, кто проснулся!
Всем, кто родным своим улыбнулся!
Всем, кто готов заниматься делами!
Или же просто общаться с друзьями!
Пусть этот день будет лучше, чем прежний!
Может, подарит кому-то надежду
Может, желанье исполнит любое –Счастья, удачи, добра и покоя!
Слайд 3.
Кто
Проснуться
Общаться
Друзья
Подарить
Или
Же
С
И
Самостоятельные
Служебные
— Из прослушанного стихотворения выписаны и распределены слова в два столбика.
— Объясните, почему именно так распределены слова?
— Озаглавьте каждый столбик.
— На прошлом уроке о каких частях речи мы с вами говорили?
— А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Выполняют
задание,
тренирующее
отдельные
способности к
учебной
деятельности,
мыслительные
операции и
учебные навыки
-Учащиеся
называют части
речи
Коммуникативные: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Познавательные:
логические-
анализ объектов с
целью выделения
признаков.
3.Постановка
учебной задачи,
проблемного
вопроса
Активизирую знания учащихся. Создаю проблемную ситуацию.
— Какие служебные части речи вы знаете?
-Что вы знаете о служебных частях речи?
— Итак, ребята, как вы думаете, всё ли мы знаем, достаточно ли нам
знаний о служебных частях речи. Скажите, о чём бы мы будем говорить на уроке?
-Всё, что вы сказали, и есть цели нашего урока.
Слайд 4.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Служебные части речи».
(прочитать слайды)
Цели:
расширить знания о служебных частях речи;
научиться различать самостоятельные части речи от служебных;
определять роль союзов в простом и сложном предложении.
Ставят цели,
формулируют
тему урока.
Записывают
число, классная
работа
Тема:
«Служебныечасти речи»
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
общеучебные:
самостоятельное
формулирование
познавательной
цели; логические:
формулирование
проблемы
Слайд 5.
1.Минутка чистописания.
-Ребята, как обычно мы начинаем урок с чистописания.
Слайд 4.
— Из названия темы урока выпишем буквы, обозначающие только твёрдый и только мягкий согласный звук. Запишем строчную и прописную букву.(буква Ж (всегда твёрдый звук) и буква Ч ( всегда мягкий звук) .
2.Синтаксическая минутка.
-Ребята, составьте и запишите предложение, в котором будут употреблены все ключевые слова нашей темы, выделите грамматическую основу, дайте характеристику.
— Предлоги, союзы, частицы- самостоятельные части речи.
3.Словарно-орфографическая работа.
— В своей речи вы часто употребляете слова служебных частей речи. А задумывались ли вы о том, как они пишутся?
— Вспомните такие слова СЧР, которые могут вызвать затруднения при написании.
Слайд 6.
— Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД пишутся через дефис. Дефис- это тоже орфограмма. Например, из-под ворот, куста; из-за туч, острова.
— С каким падежом имен существительных употребляются эти предлоги?
— Какова роль предлогов в русском языке?
Из-за него, из-под стола, около друга, потому что, чтобы, как будто.
Один учащийся записывает данное предложение на доске и выполняет синтаксический разбор. Остальные записывают в тетрадях.
Данные слова учащиеся записывают в тетради.
-Ребята, а теперь давайте вспомним, как пишутся предлоги с СЧР.
— А с какими частями речи предлоги всегда пишутся раздельно?
— У каких частей речи нет предлогов?
— Что такое предлог?
— Давайте прочитаем на стр. 50 правило.
Слайд 7.
— Посмотрите на слайд. Такое ли правило получилось у вас?
4. проект выхода
из затруднения
(открытие нового
знания)
-В качестве закрепления выполним следующее задание. А для этого надо вспомнить, как отличить предлоги от приставок.
(между предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить вопрос или слово )
Слайд 8.
-Итак, внимание на доску. Ваша задача- прочитать , записать слова в два столбика
СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
(В первый столбик слова выписывают мальчики, во второй- девочки)
(По)шѐл (по) дороге,
(За)глянул (за) угол,
(В)лез (в) окно,
(На)ступил (на) кнопку.
-Ребята, оцените, пожалуйста, работу работающих у доски, предварительно задав вопросы.
(уч-ся оценивают работу!)
-Какова роль предлогов? Что изменится, если их убрать?
— Можно ли между приставкой и глаголом вставить вопрос или другое слово?
(Нет. Вывод: это была приставка.)
А можно ли между существительным и предлогом вставить вопрос или другое слово (да!)
Класс пишет и
рассуждает, где
приставки и
предлоги
Ответы учеников
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование
Познавательные:
моделирование,
логические —
решение
проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез и их
обоснование
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации.
5.Первичное
закрепление
Устанавливаю осознанность восприятия. Первичное обобщение.
— Сделайте вывод, что же вы вспомнили о предлогах?
Предлоги с глаголами пишутся раздельно, а с большей частью наречий пишутся слитно, так как переходят в приставки.
Слайд 9. Физминутка.
-А теперь послушайте историю названия СОЮЗА (выступление уч-ся)
Название СОЮЗ появилось в XVII веке. По количеству союзов
около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ.
Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту
употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка
Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно
частотным словом ( очень часто употребляется)
— Назовите союзы, которые вам известны.
-Что особенного вы о них можете сказать?
(вспомните о пунктуации при союзах)
Слайд 10.
— Посмотрите на слайд. Такое ли правило получилось у вас?
Слайд 11.
— А теперь прочитаем выделенную часть нашего стих. и скажем, есть ли в нем союзы?
— Почему перед союзом нет запятой?
— А когда перед союзом «и» ставится запятая?
-А какие союзы требуют всегда к себе запятую?
-Ребята, попробуйте найти в этой части ключевые слова и составить простое предложение с однородными членами, опираясь на смысл стих-ия.
— Запишите предложение, начертите схему, дайте характеристику.
— Сделайте вывод, что же вы вспомнили о союзах?
— При каких союзах всегда ставится запятая, а при каком только в определенном случае?
— Ребята, в русском языке есть ещё одна служебная часть речи. Какая?
— Какова роль частиц в нашей речи?
(с помощью частиц мы можем выразить или усилить вопрос, восклицание, отрицание)
Слайд 12.
— Посмотрите на слайд. Такое ли у вас получилось правило?
-Какие частицы использованы в предложениях правила и какую роль они играют в предложении?
— На какое значение нет примера?
— Назовите отрицательную частицу.
— С какой частью речи она чаще
всего употребляется?
— Как отрицательные частицы пишутся с глаголами?
— А в каких случаях отрицательная частица пишется слитно?
-А теперь выполним упр. 149 – первый ряд,
Упр.153 – второй ряд,
Упр.155 – третий ряд
Итог: слайд 13.
Решают типовые
Задания
Средний ученик у доски.
(представитель рядавыписывает слова на доске)
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция
Познавательные:
выбор
эффективных
способов решения
задания
7.Рефлексия
деятельности
(итог урока)
— А теперь завершаем урок рефлексией. На партах лежат листочки, прочитайте внимательно и подчеркните слова, которые точно характеризуют вашу работу, настроение.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен /
не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Осуществляют самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты,
степень их
соответствия
Коммуникативные: умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли
Регулятивные:
рефлексия
Личностные:
Смыслообразова-ние
8. Оценивание.
9.Домашнее
задание
— Ребята, за работу на уроке вы получаете……
— А теперь запишите д/з.
Слайд 14.
Параграф 24, упр 144, ЗСП-7 (для словарного диктанта) ;
на выбор Упр 148 или 156
Слайд 15.
Выбирает одно
задание из
нескольких
Познавательные
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен /
не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен /
не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Карточка №1.
Подчеркните союзы, предлоги и частицы. Над словами надпишите, чем они выражены.
Лодка отплыла от берега.
С горы сбегают потоки.
На конверте написан точный адрес и фамилия.
До ночлега мы добрались ночью, но не устали.
По дорожкам сада побежали мутные ручьи, потому что прошёл сильный дождь.
Охотник выстрелил в воздух.
Неужели завтра будет субботник?
Карточка №2.
Подчеркните союзы, предлоги и частицы. Над словами надпишите, чем они выражены.
Лодка отплыла от берега.
С горы сбегают потоки.
На конверте написан точный адрес и фамилия.
До ночлега мы добрались ночью, но не устали.
По дорожкам сада побежали мутные ручьи, потому что прошёл сильный дождь.
Охотник выстрелил в воздух.
Неужели завтра будет субботник?
Карточка №3.
Подчеркните союзы, предлоги и частицы. Над словами надпишите, чем они выражены.
Лодка отплыла от берега.
С горы сбегают потоки.
На конверте написан точный адрес и фамилия.
До ночлега мы добрались ночью, но не устали.
По дорожкам сада побежали мутные ручьи, потому что прошёл сильный дождь.
Охотник выстрелил в воздух.
Неужели завтра будет субботник?
infourok.ru
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи». 5-й класс
Разделы: Русский язык
Цель урока: познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи, закрепить знания по морфологии, выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
Ход урока
I. Синтаксичесая пятиминутка. (Приложение 1)
Сделайте разбор предложения: Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.
Выписать из предложения все слова с орфограммами.
II. Словарная диктовка:
Грам..атическая основа
- чуде..ный
- благ..дарю
- разг..дать
- пожалу..ста
- объед..нять
III. Вспомним разделы языкознания(соединить линиями раздел и его определение):
1.Фонетика А Словосочетание и предложение 2.Лексика Б.Правила написания слов 3.Синтаксис В. Части речи 4.Морфология Г. Знаки препинания 5.Пунктуация Д. Произношение и ударение 6.Орфография Е. Звуки 7.Орфоэпия Ж. Значение слова
IV. Работа по новой теме.
Давайте представим себе страну Языкознание. Из скольких областей она будет состоять?(Рисуем карту и раскрашиваем её).
Представьте себе, что в республике Морфология произошло недоразумение. После землетрясения все части речи перепутались и не могут разобраться, что им делать. Давайте поможем жителям этой республики. Для этого нам надо разложить всё по полочкам. А что обозначает фразеологизм «разложить по полочкам»?
Работа у доски : дети раскладывают части речи на две колонки — слова имеющие лексическое значение и не имеющие его. Делается вывод о том, какие части речи являются самостоятельными, а какие нет, для чего служат служебные части речи.
V. Физкультминутка.
На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это част речи поднимают руки или разводят их в стороны. Самым последним словом, появившимся на экране, будет слово «МЯУ». Это вводит детей в затруднение. Даётся объяснение понятия «звукоподражательные слова «.
VI. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
(Ю.Тувим. Овощной базар)
Проверка выполненной работы.
VII. Занимательная лингвистика.
Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего.Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.
Данные русской этимологии говорят, что совпадение «кусочка» кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.
Слово капуста произошло от латинского «капут» — «голова» = «кочан, головка капусты». А слово капитан = «голова, начальник».
Лопух и лопата.
Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти — родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.
Постойте — постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.
VII. Готовимся к ЕГЭ.
На парте у каждого ребенка лежит листок с заданием. (Приложение 2)
Задание. Прочитайте предложения
А. Она раздв..гает границы времени и доносит до нас рассказы о труде и г..роизме наших предков.
Б. Книга наш советчик и друг.
В. Труд их сложен но важен и почетен.
Г. Над созданием книг трудят..ся люди разных профессий писатели художники печатники.
— В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?
а) А, В, Г, Б. б) Б, Г, В, А. в) Б, А, Г, В. г) В, Г, А, Б.
Вопросы:
1) Что вы знаете о тексте? Перепишите текст.
2) Назовите виды орфограмм и самостоятельно вставьте пропущенные буквы в тексте.
3) Назовите и объясните пунктограммы в предложениях Б,В,Г. Начертите к ним схемы.
VIII. Домашнее задание: доделать задание в тетрадях.
12.07.2012
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
Конспект урока для 5 класса «Служебные части речи»
Паспорт проекта
I Название проекта: «Служебные части речи» в 5 классе.
II Автор проекта: Буткова Ольга Ивановна. Учитель русского и литературы МБОУ «Назиевская школа».
III Учебная программа: Русский язык по программе М.М. Разумовской.
IV Тип проекта: Практикоориентированный краткосрочный.
V Проект будет представлен:
Разработка урока по русскому языку.
Презентация. Флипчарты к уроку.
VI Цель проекта:
Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи, уметь отличать предлоги от приставок и союзов.
Закрепить понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.
Научить соблюдать на письме правила орфографии «Предлоги со словами».
Учить правильному и уместному употреблению служебных слов в устной и письменной речи.
Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку и русской речи.
VII Вопросы проекта:
Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
Каково назначение служебных частей речи?
Как различать предлоги от приставок?
Как правильно употреблять служебные слова в письменной и устной речи?
VIII Необходимое оборудование:
Интерактивная доска.
Презентация. Флипчарты к уроку.
Таблица «Служебные части речи».
Мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской 5 класс.
Ход урока:
Орг . момент.
Орфоэпическая разминка.
Устная работа с сарбонками (карточками со словами с одной стороны без ударения, с другой – с ударением).
Игра «Эстафета». Зад.: 3 ученика с каждого ряда должны прочитать на флипчарте слова соответственно нормам произношения и обозначить ударение.
1ряд
2ряд
3ряд
водопровод
ждала
заголовок
повторим
ремень
поняла
счастливый
холодно
цепочка
свёкла
библиотека
позвонит
«Четвёртое лишнее»: конечно, скучно, дачник, скворечник.
Словарный диктант с самопроверкой. Зад.: распределить слова из упражнения№144 учебника на две группы:
Общеупотребительные слова.
Термины науки о русском языке.
Общеупотребительные слова
Термины науки о русском яз.
Неприятель, обозначать,
напряжение, информация,
иллюстрация, разъединять,
бинокль, преподаватель,
колючий, удивительный,
рассказ, огорчение
Морфология,
синонимы,
приставка,
суффикс
IV. Повторение изученного о самостоятельных частях речи.
Вопросо-ответная беседа. Полётный опрос.
Какое слово из словарного диктанта является разделом науки о русском языке? Что изучает морфология?
Сколько частей речи в русском языке?
Сколько самостоятельных частей речи? Перечислите их.
Что общего у самостоятельных частей речи?
Игра «Кто быстрее?». Зад.: найти существительные, прилагательные, глаголы, наречия в шарадах. Отгадать шарады и собрать слово-отгадку.
V. Работа над темой урока «Служебные части речи». Вопросо-ответная беседа.
Назовите служебные части речи. Почему их так называют?
Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных частей речи?
В чём состоит назначение предлогов? Для чего они служат?
Какую орфограмму надо знать о предлогах? Как мы пишем предлоги со словами? Как отличать предлоги от приставок?
Подумайте, какая часть речи не употребляется с предлогами?
Какую роль выполняют в предложении союзы?
Что общего между союзом и предлогом?
Чем отличаются союзы от предлогов?
Какую роль частицы играют в речи? (Ещё раз обратимся к учебнику и просмотрим теоретический материал)
VI. Закрепление.Тренировочные упражнения.
Упражнение №149 (устно).
Работа с мультимедийным приложением к учебником(выполнение упражнений).
Упражнение №150(письменно).
Упражнение №152(устно).
Упражнение№153(письменно).
VII. Подведение итогов – обобщение.
Что мы знаем о частях речи?
Что мы узнали о служебных частях речи?
Какую роль играет знание о служебных частях речи? Для чего нам нужно изучать слова как части речи?
VIII. Комментирование оценок.
IX. Домашнее задание : ЗСП-7; упражнение №151, 156.
Скачать оригинальный файлglobuss24.ru
1.Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! Сегодня солнечный день, я думаю, что ваше хорошее настроение поможет вам на уроке. Запишем в тетради число, классная работа, а для темы урока оставим пока строчку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку | фронтальная | Личностные: положительное отношение к учёбе, желание приобрести новые знания, умения, навыки. Познавательные: осознание поставленной задачи. Регулятивные: совместное планирование необходимых действий, операций. | 2.Актуализация | 1.Решим орфографическую задачу. На экране слова: сп(е,и)шу, м(е,я)чи,выж(а,и)ть. Подберите словосочетания и проверочные слова. 2.Словообразовательная разминка. Запишите слова: бестолковый, долина, думал, штангист. Разберите по составу, найдите слова, одинаковые по составу. 3.Игра «Да-Нет» Я задаю вопросы, а вы отвечаете «да» или «нет», записывая в тетради да+,нет-. 1.Все части речи делятся на служебные и самостоятельные. 2.Служебных частей речи больше, чем самостоятельных. 3.Самостоятельные части речи имеют лексическое значение. 4.Служебные части речи являются членами предложения. 5.Служебные части речи отвечают на разные вопросы. 6.Самостоятельные части речи могут быть и главными, и второстепенными членами предложения. 7,Служебные части речи имеют разные лексические значения. 8.Из служебных частей речи нельзя составить предложение. Поменяйтесь тетрадями и проверьте , если ошибок нет , то поставьте 5.(ответы на экране) | 1.Подбирают словосочетания и проверочные слова. 2.Разбирают слова и находят одинаковые по составу. 3.Отвечают на вопросы. Меняются тетрадями,проверяют, выставляют 5. | Групповая, индивидуальная, фронтальная | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; для решения учебных задач осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Познавательные: способность понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. | 3.Целеполагание. | Решим синтаксическую задачу. Запишем предложение: Туманы пропитали насквозь желтые листья. Разберите прдложение. Какие части речи в нем есть? Как они называются? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Запишем ее. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? | Разбирают предложение,называют части речи, приходят к выводу, что тема урока «Самостоятельные части речи», высказывают свои предположения, чем дальше будут заниматься. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; Регулятивные: осознают недостаточность знаний, учатся рефлексировать; Коммуникативные: задают вопросы с целью получения для решения проблемы информации. | 5. Включение в систему знаний и повторение. | -Перед вами магнитная доска, на которую вы повесите звезды. Если усвоили правило лучше, чем в начальной школе, повесьте красные звезды, если что-то осталось непонятным, то синие . Обсудим, что осталось непонятным. | Оценивают себя и товарищей, отвечают на вопросы. | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | 6.Домашнее задание 7.Рефлексия учебной деятельности. | На выбор 1.упр.135 2. миниатюра «Осень», используя наречия Беседа: -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение? Дайте оценку нашей работе: поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | индивидуальная | Познавательные: учиться принимать решение, обосновывать свой выбор Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и исследовательских , аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. |
intolimp.org