cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Разделительный ъ и ь знак правило 5 класс – § 12. Разделительные ъ и ь — Учебник по Русскому языку 5 класс (Ладыженская, Тростенцова)

Содержание

Правило употребления твёрдого и мягкого знаков. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы понаблюдаете за строением слов с Ь и Ъ знаками, разгадаете тайну выбора Ь или Ъ в словах, изучите правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков, потренируетесь в применении этого правила.

Введение

После согласного перед гласным обозначать звук [й’] буквам е, ё, ю, я (и) помогают Ь и Ъ. В этом случае знаки называют разделительными.

На уроке вы узнаете, как выбрать из двух разделительных знаков нужный.

Тема урока: «Правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков».

 

Наблюдаем за строением слов с Ь и Ъ знаками

Понаблюдаем за строением слов с Ь знаком. Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова.

Веселье, веселиться, весело (корень -весель-),

медвежья, медвежонок, медведица (корень -медвежь-, -медвед-),

воробьи, воробышек, воробьиный (корень -воробь-).

Понаблюдаем за строением слов с Ъ знаком.

Съеду, еду, едет (корень -ед-, приставка с-),

подъезд, ездят (корень -езд-, приставка под-),

объявление, заявление, объявить (корень -явл-, приставка об-).

 

Формулируем правило употребления разделительного Ъ и Ь знаков

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

 

Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем. Если в корне – пиши Ь, если между приставкой и корнем – пиши Ъ.

 

Применяем новые знания

Пользуясь правилом, определи, что нужно написать на месте пропусков – разделительный Ь или Ъ.

Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

Ульи – корень -уль-, пишем Ь;

соловьи – соловушка, корень -соловь-, пишем Ь;

предъюбилейный – юбилей, корень -юбилей-, приставка пред-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

разъезд – ездить, корень -езд-, приставка раз-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

съедобный – еда, корень -ед-, приставка с-, оканчивается на согласный, пишем Ъ;

братья – братишка, корень -брать-, пишем Ь.

Примени новые знания, правильно запиши слова с корнем -ЕХ-, не попадись в ловушки.

с?ехал, по?ехал, в?ехал, до?ехал, под?ехал, от?ехал, за?ехал

съехал, поехал, въехал, доехал, подъехал, отъехал, заехал

В словах поехал, доехал, заехал приставки по-, до-, за- оканчиваются на гласный звук, поэтому Ъ знак писать не нужно.

В словах съехал, въехал, подъехал, отъехал приставки с-, в-, под-, от- оканчиваются на согласный звук, поэтому нужно писать Ъ.

Запиши слова буквами.

[с й’э л] – съел. После согласного [с] перед гласным [э] обозначать звук [й’] букве Е помогает Ъ. С- приставка, корень -е-. [вй’ун] – вьюн. После согласного [в] перед гласным [у] обозначать звук [й’] букве Ю помогает Ь. Корень -вьюн-. [п’эр’й’а]  – перья. После согласного [р’] перед гласным [а] обозначать звук [й’] букве Я помогает Ь. Корень -перь-. Послушай себя и запиши слова звуками.

крылья – [крыл’й’а], 6 б., 6 зв. съеду – [сй’эду], 5 б., 5 зв. Вы заметили, что количество звуков и букв в словах одинаковое.

Ь, Ъ звуков не обозначают, а буквы е, ё, ю, я обозначают два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].

 

Ищем в стихотворных строках слова с Ь и Ъ знаками

Найдите в стихотворных строках слова с Ь и Ъ.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём.

Е. Трутнева

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края,

Прокатитесь на верблюде!

Право, здорово, друзья!

С. Баруздин

Дождь, дождь льёт,

В барабаны бьёт. А. Барто

Улетела злая вьюга.

Принесли тепло грачи.

Побежали друг за другом

Беспокойные ручьи.

А. Усанова

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля. (Песня)

Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной…

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

С. Михалков

Платье (корень -плать-),

листья (корень -листь-),

съездить (корень -езд-, приставка с-, оканчивается на согласный),

друзья (корень -друзь-),

вьюга (корень -вьюг-),

ручьи (корень -ручь-),

приволье – простор, вольная жизнь (корень -воль-),

раздолье – дол, долина (корень -доль-),

объявил (корень -яв-, приставка об-, оканчивается на согласный).

Обратите внимание

: в словах шьёт, льёт, бьёт и в родственных словах сошьёт, прольёт, побьёт в корне пишется Ь (корни: -шь-, -ль-, -бь-).

 

Ищем в тексте слова с разделительными Ь и Ъ знаками

Найдите слова в тексте с разделительными Ь и Ъ знаками.

Над рекой в морозной дымке вьётся маленькая пичуга. Она стремительно ныряет в воду. Через мгновение – подъём. Это оляпка, гостья из северных лесов. Пёрышки птички смазаны жиром. Вот чем можно объяснить, почему оляпка не боится воды. (см. Рис. 1)

Вьётся – вить, вью, корень -вь-, пишем ь,

подъём – можно увидеть в книгах два варианта выделения корня: корень -ём-, приставка под-, корень -подъём-, пишем ъ,

гостья – гостиная, погостить, корень -гость-, пишем ь,

объяснить – ясно, ясный, разъяснить, корень -ясн-, приставка об-, оканчивается на согласный, пишем ъ.

Рис. 1. Оляпка (Источник)

 

Объясняем, какие буквы пропущены

Родина русского самовара – город Тула. На Руси издавна делали разные по форме и об_ёму самовары. Были даже самовары со с_ёмными ручками. Русская сем_я любит посидеть у самовара. В пословице говорится: «Кто чай п_ёт, сто лет проживёт».

Объёму – раньше выделяли приставку об-, сейчас выделяют корень -объём-;

съёмными – съёмка, раньше выделяли приставку с-, сейчас выделяют корень -съём;

семья – семейный, корень -семь-;

пьёт – пить, корень -пь-.

 

Наблюдаем за словами, которые отвечают на вопрос чьи?

Послушайте диалог.

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

– Э-э, что мне клыки да когти?

Душа-то у меня всё равно заячья.

В словах, которые отвечают на вопрос чьи?: лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьив корне пишется Ь.

 

Слушаем пословицы

Послушайте пословицы, найдите слова с Ь и Ъ знаками.

Ручьи сольются – река будет. Люди объединятся – силу их не победить.

Счастье не рыбка, удочкой не поймаешь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Ручьи – ручей,  в корне -ручь- после согласного перед буквой и пишется ь.

Сольются – лить, лью, в корне -ль- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Объединятся – объединение, единый, корень -един-, после приставки, оканчивающейся на согласный, перед корнем, начинающимся на букву е, пишется ъ.

Счастье – счастливый, в корне -счасть- после согласного перед буквой е пишется ь.

Лестью – в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

Честью – в корне -честь- после согласного перед буквой ю пишется ь.

 

Запоминаем иноязычные слова.

Запомни иноязычные слова с Ъ:

объект, субъект, адъютант, инъекция (впрыскивание лекарства, укол)

Запомни слова с Ь:

бульон – отвар из мяса

батальон – подразделение в войсках

павильон – небольшая постройка в саду, в парке

почтальон – разносчик почты по адресам

шампиньон – съедобный гриб

 

Заключение

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Разделительный Ъ пишется между приставкой и корнем после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами е, ё, ю, я.

 

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Запишите слова в два столбика: в левый – с разделительным мягким знаком, в правый – с разделительным твёрдым знаком. 
    Ш.ёт, п.ют, л.ют, б.ют, с.ел, здоров.е, об.явление, под.ём, из.ян, об.ятие, вороб.и, от.езжать, счаст.е, ненаст.е, весел.е, пред.явить, об.единение, раз.яснение.
  2. Вставьте Ь или Ъ. В словах с разделительным твёрдым знаком выделяйте приставки.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    Смотрит Зин?ка: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся вз?ерошилась. Об?яснила она Зин?ке свой страх. Провалилась мышь в медвеж?ю берлогу.

    (По В. Бианки)

  3. Прочитайте записи. Какая из них не является загадкой? Почему? Отгадайте загадки. Решите орфографические задачи.

    1. Б.ют его, а он не злится,

    Он поёт и веселится,

    Потому что без бит.я

    Нет для мячика жит.я. (В Берестов)

    2. Сама, как коромысло,

    В воздухе повисла.

    Крыл.ями стрекочет,

    Комара с.есть хочет.

    3. Пылит под ногами, петляет и в.ётся.

    Лежит, и бежит, и кружит. Как зовётся?

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Gramota.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Festival.1september.ru (Источник).
  4. Интернет-портал Dictionary.liferus.ru (Источник).

interneturok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: 5 класс Разделительные Ъ и Ь

Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет- источников.

«Разделительные Ъ и Ь»

Цели урока.

  • Развивать навыки речевого слуха.
  • Осознавать необходимость употребления разделительных знаков.
  • Знать условия употребления разделительных Ъ и Ь и верно писать соответствующие слова.

Слайд 2.

Оборудование.

Компьютер, проектор, экспозиционный экран, распечатанная рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” — представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? — 
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести, 
Когда стоите в нужном месте.

П. Матвиенко.

Приложение. Слайд 3.

3. Условия употребления Ъ и Ь.(прочитать правило №6)

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

Разделительный  Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

—  после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд

 — в остальных случаях перед теми же буквами и пред буквой И пишется разделительный Ь

4. Игра “Где Ъ и Ь”?

Ученики поднимают правую руку (если в слове Ь), левую руку (если в слове Ъ).

Съездим
Трёхэтажный
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Сэкономить
Объединение
Овечьи
Изъявить

Приложение. Слайд 7.(проверка)

5. В работе над темой нам поможет Рабочая тетрадь, в которой мы выполним ряд заданий.

Задание 1.

Распределите слова по двум столбикам.

Какое из выписанных слов прилагательное?

разделительный Ъ

разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян

 

барьер

 

воробьи

Предъюбилейный – прилагательное.

Приложение. Слайд 8,9.

Задание 2. Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода, 
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода, 
большой об_ём,
раз_увериться во всём, 
с_узить юбку, 
под_езд к дому, 
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях, 
сер_ёзная опасность.

Приложение. Слайд 10.

Задание 3.

Почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ, а в другом – нет?

Разъяснить – разлить
Съехать – сузить
Предъюбилейный – предложить

Приложение. Слайд 11.

Задание 4.

Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный Ъ, и разделительный Ь. Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

Приложение. Слайд 12.

Задание 5.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. В каких словах нужно употребить Ь? Ъ?

За морем веселье, да чужое,
А у нас и горе, да своё.
Горе в чужой земле безъязыкому.
Дома всё споро, а вчуже житьё хуже.

Приложение. Слайд 13.

Задание 6.

Объясните постановку Ъ или Ь.

С необъяснимою печалью
Стою в раздумье сам не свой:
В лугах цветок иван-да-марью
Я не могу косить косой.

Почему нельзя определить часть речи слова КОСОЙ вне контекста?

Подчеркните грамматические основы данного предложения.

Приложение. Слайд 14.

6. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз: сначала “напишем” глазами Ъ, потом Ь. Затем в течение минуты быстро-быстро поморгаем.

Приложение. Слайд 15.

7. Сообщение ученика “Это интересно! Из истории языка”.

Буква “ер” — Ъ — полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква — бездельник была самой дорогой буквой мира.

Приложение. Слайд 16.

8. Кроссворд “Разделительные Ъ и Ь”.

По горизонтали.

1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах.
3. Непригодный для еды.
6. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
8. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п.
9. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных.
10. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие.
11. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.

По вертикали.

2. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления.
4. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами.
5. Сильная метель, снежная буря.
7. Место, по которому въезжают куда-либо.
8. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы.

Ответы.

По горизонтали. 1. Портьера. 3.Несъедобный. 6.Интервью. 8. Колье. 9. Вольера. 10. Курьёз.11. Отъезд.

По вертикали. 2. Объявление. 4.Досье. 5.Вьюга. 7. Въезд. 8. Карьера.

Приложение. Слайд 17.

Приложение. Слайд 18.

9. Вывод.

Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.

Когда надо писать разделительный Ь?

Почему в слове СЪЯЗВИТЬ пишется Ъ, а в слове САГИТИРОВАТЬ – нет?

Приложение. Слайд 19.

10. Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

1) под_езд, с_ёмка, об_явление
2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить
3) ин_екция, в_елся, б_ётся

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) ад_ютант, бул_он, лис_и
2) компан_он, шампин_он, интерв_ю
3) почтал_он, павил_он, раз_езд
4) комп_ютерный, медал_он, об_ехать

Приложение. Слайд 20.

11. Мои достижения в изучении темы “Разделительные Ъ и Ь”.

Я знаю условия употребления разделительных Ъ и Ь.

Я умею грамотно писать слова с разделительными Ъ и Ь.

Я знаю, над чем мне надо работать.

Приложение. Слайд 21.

12. Домашнее задание: Правило №6 (записать в «С»), задание на карточках выполнить. Записать в «СТС» слова с.28

Приложение. Слайд 22.

nsportal.ru

Разделительные Ъ и Ь 5 класс

Тема:  Разделительные Ъ и Ь

Цель урока:

1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;

 2. развивать умения правильно ставить  разделительные знаки Ъ и Ь в словах; уметь  обобщать  и делать  выводы; развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся, логическое мышление, внимательность, память, умение работать самостоятельно и в группе;

3.воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;

Тип урока:   объяснение    нового  материала

Методы и приемы:   сценка, развитие речи, беседа,    слайды

Оборудование:  сигнальные  карточки, интерактивная  доска,  учебники

                                                         Ход урока:

І. Организационный момент.  Приветствие.  Подготовка  класса  к  уроку  и  организация  внимания  учащихся.  Выявление  отсутствующих  учеников  на  уроке / рапорт  дежурного/.

— Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь.  Я желаю  всем вам  успеха!

ІІ.  Подготовка  к  усвоению  нового  материала.

-Ребята  давайте   вспомним  из  каких   частей  состоят  слова?

/ приставка,  корень,  суффикс,  основа,  окончание/

 Что  такое  приставка?/ Приставка- это  часть  слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования  новых  слов/

Покажите   на  воздухе  как  обозначается  приставка?

Чем  приставка     отличается  от  предлога? / Приставка-  это  часть  слова,    и  на  письме ее  нельзя отделять  от  корня,  а    предлоги   с  другими    словами  пишутся  отдельно/

Какие  приставки  вы  знаете? /-с, -об,-под,-в,- о, — по,-про,-вы, — ото/

-А  сейчас  ребята послушайте   стихотворение   и  определите  тему  нашего  урока:

 Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” — представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять.
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.    /П. Матвиенко/

ІІІ.  Постановка  цели  урока

—  И  так  тема  нашего  урока  «Разделительные  ъ и ь  знаки». Сегодня на уроке нам предстоит узнать  когда же  пишется  ь  и ъ  знак  в  словах.  Хотите  узнать? (Да!) Тогда приступим.

Учитель: — Ребята   откройте  тетради  запишите  число,   классную  работу и тему   урока «Разделительные  Ъ и Ь».  Сейчас  я  вам  прочитаю  веселое    стихотворения  С. Маршака.

  А  вы  найдите  слова  с  твердыми  и  мягкими  знаками.

  • Ребята   в  каких  же  словах  есть  Ь  и  Ъ  знак?

/   размышленья,  объявление,  мгновенье, Илья/

IV. Объяснение нового материала  

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на  слова  ОБЪЯВЛЕНИЕ,  СЪЕМКА, ПОДЪЕХАТЬ,  ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.

-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?

-На какую букву заканчиваются эти приставки?

-Перед какими буквами стоит Ъ?

-Какое правило можно отсюда сформулировать?

* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Ё,Ю,Я/ записать      правило  с  примерами   в  тетрадь/

А теперь обратите внимание на написание этих слов.

    ВЬЮГА     СЕМЬЯ   ВОРОБЬИ    СОБАЧЬЕ

-Выделите корни слова и окончания

-Сделайте вывод о правописании

* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,Ю,И,Я.  /  правило  запишите в  тетрадь/

 Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Мягкий знак ты должен знать.

Ну и твёрдый не забудь

И здоровым всегда будь!    

?.  Проверка    усвоения  нового  материала:

 Игра “Где Ъ и Ь”?На  партах  лежат  сигнальные  карточки  для  каждого  ученика. Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.  Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление,  вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал,    съел,  подъезд.

?І.  Закрепление  нового  материала.

1/.Упр. 182  стр. 79.  Составьте    и  запишите   предложения  со  словами ,  данные  в  рамках / стр, 78/  Обозначьте  Ъ.  /работа   у  доски//Объявление,    подъезд,  съесть,  подъехать/

Упр.  185 стр 80.  Спишите  слова.  Обозначьте  приставку    и  подчеркните  первую букву  корня. / Подъехать,  съесть,  подъезд,  разъезд,  въезд,  объезд,  объехать,  объем,  подъем/

 ?ІІ.  Итог  урока:

Учитель: — А что сегодня интересного  вы  узнали  на  уроке? Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?

Ученики:

— Мы узнали о Ь и Ъ.

— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.

— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.

— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.

?ІІІ. Домашнее задание. Упр. 188  стр. 81  выучить  правило

ІХ. Рефлексия. — Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.

— Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!

Просмотр содержимого документа
«Разделительные Ъ и Ь 5 класс»

Учитель русского языка и литературы

в школе с казахским языком обучения
Чичибаева Гульмира Серикбаевна

Класс: 5

Тема: Разделительные Ъ и Ь

Цель урока:

1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;

2. развивать умения правильно ставить разделительные знаки Ъ и Ь в словах; уметь обобщать и делать выводы; развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность, память, умение работать самостоятельно и в группе;

3.воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;

Тип урока: объяснение нового материала

Методы и приемы: сценка, развитие речи, беседа, слайды

Оборудование: сигнальные карточки, интерактивная доска, учебники

Ход урока:

І. Организационный момент. Приветствие. Подготовка класса к уроку и организация внимания учащихся. Выявление отсутствующих учеников на уроке / рапорт дежурного/.

— Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. Я желаю всем вам успеха!

ІІ. Подготовка к усвоению нового материала.

-Ребята давайте вспомним из каких частей состоят слова?

/ приставка, корень, суффикс, основа, окончание/

Что такое приставка?/ Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов/

Покажите на воздухе как обозначается приставка?

Чем приставка отличается от предлога? / Приставка- это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня, а предлоги с другими словами пишутся отдельно/

Какие приставки вы знаете? /-с, -об,-под,-в,- о, — по,-про,-вы, — ото/

-А сейчас ребята послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:

Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” — представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? —
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
— Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте. /П. Матвиенко/

ІІІ. Постановка цели урока

— И так тема нашего урока «Разделительные ъ и ь знаки». Сегодня на уроке нам предстоит узнать когда же пишется ь и ъ знак в словах. Хотите узнать? (Да!) Тогда приступим.

Учитель: — Ребята откройте тетради запишите число, классную работу и тему урока «Разделительные Ъ и Ь». Сейчас я вам прочитаю веселое стихотворения С. Маршака.

А вы найдите слова с твердыми и мягкими знаками.

/ размышленья, объявление, мгновенье, Илья/

IV. Объяснение нового материала

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова ОБЪЯВЛЕНИЕ, СЪЕМКА, ПОДЪЕХАТЬ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.

-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?

-На какую букву заканчиваются эти приставки?

-Перед какими буквами стоит Ъ?

-Какое правило можно отсюда сформулировать?

* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Ё,Ю,Я/ записать правило с примерами в тетрадь/

А теперь обратите внимание на написание этих слов.

ВЬЮГА СЕМЬЯ ВОРОБЬИ СОБАЧЬЕ

-Выделите корни слова и окончания

-Сделайте вывод о правописании

* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,Ю,И,Я. / правило запишите в тетрадь/

Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Мягкий знак ты должен знать.

Ну и твёрдый не забудь

И здоровым всегда будь!

Ү. Проверка усвоения нового материала:

Игра “Где Ъ и Ь”?На партах лежат сигнальные карточки для каждого ученика. Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ.  Девочки показывают разд.  Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, съел, подъезд.

ҮІ. Закрепление нового материала.

1/.Упр. 182 стр. 79. Составьте и запишите предложения со словами , данные в рамках / стр, 78/ Обозначьте Ъ. /работа у доски//Объявление, подъезд, съесть, подъехать/

Упр. 185 стр 80. Спишите слова. Обозначьте приставку и подчеркните первую букву корня. / Подъехать, съесть, подъезд, разъезд, въезд, объезд, объехать, объем, подъем/

ҮІІ. Итог урока:

Учитель: — А что сегодня интересного вы узнали на уроке? Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?

Ученики:

— Мы узнали о Ь и Ъ.

— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.

— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.

— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.

ҮІІІ. Домашнее задание. Упр. 188 стр. 81 выучить правило

ІХ. Рефлексия. — Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.

— Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!

kopilkaurokov.ru

«Ь» и «Ъ» разделительные знаки (примеры)

Разделительный мяг­кий знак пишет­ся внут­ри сло­ва, но не после при­став­ки, перед бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я».

Твердый знак пишет­ся после рус­ских и ино­языч­ных при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на соглас­ный, и в слож­ных сло­вах.

В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

Разделительный мяг­кий знак пишет­ся в сере­дине слов, как пра­ви­ло, меж­ду опре­де­лен­ны­ми мор­фе­ма­ми. Уточним, где имен­но пишет­ся этот гра­фи­че­ский знак.

Он может быть напи­сан:

1. в корне сло­ва:

  • пье­де­стал
  • вьюга
  • пор­тьера
  • подьячий
  • ком­пью­тер
  • обе­зьяна
  • барьер

2. меж­ду кор­нем и суф­фик­сом или окон­ча­ни­ем сло­ва:

  • воробьиный
  • соловьиный
  • оже­релье
  • предплечье

При скло­не­нии при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак:

раз­бой­ни­чий — раз­бой­ничьего, раз­бой­ничьему, раз­бой­ничьим, о раз­бой­ничьем

В ино­языч­ных сло­вах (фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния) перед бук­вой «о» пишет­ся раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак, напри­мер:

  • бульон
  • меда­льон
  • каньон
  • коти­льон
  • бата­льон
  • пави­льон

Где в слове пишется твердый знак?

Разделительный твер­дый знак пишет­ся в сло­вах после рус­ских при­ста­вок, окан­чи­ва­ю­щих­ся на соглас­ный звук, перед началь­ны­ми бук­ва­ми кор­ня сло­ва «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

Значит, в сло­вах «саги­ти­ро­вать», «про­эк­за­ме­но­вать»,» пред­ок­тябрь­ский», «возал­кать», «меж­этаж­ный», «изу­кра­шен­ный», «сэко­но­мить» и т.п. не пишем раз­де­ли­тель­ный твер­дый знак по той про­стой при­чине, что кор­ни слов начи­на­ют­ся с букв «а», «о», «у», «э».

Источник изоб­ра­же­ния: абв-стенд.рф

Твердый знак в сложных словах

Твердый знак раз­де­ля­ет кор­ни в слож­ных сло­вах с началь­ны­ми эле­мен­та­ми двух-, трех-, четырёх- при усло­вии, что вто­рой корень име­ет в нача­ле бук­вы «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

  • двухъ­языч­ный
  • трёхъ­ярус­ный
  • трёхъ­ём­кост­ный
  • четы­рёхъ­яр­до­вый

В сло­вах «трех­ос­ный», «двух­ас­пект­ный», «четы­рёхо­ру­дий­ный» «ъ» не напи­шем: нет началь­ных букв кор­ня «е», «ё», «ю», «я».

Твердый знак в иноязычных словах

В ино­языч­ных сло­вах с при­став­ка­ми, окан­чи­ва­ю­щи­ми­ся на соглас­ный (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-, пан-) перед кор­нем с теми же началь­ны­ми бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я» пишет­ся раз­де­ли­тель­ный твер­дый знак, напри­мер:

  • субъ­ект
  • инъ­ек­ция
  • дизъ­юнк­ция
  • конъ­юнк­ту­ра
  • объ­ект
  • панъ­ев­ро­пей­ский
  • адъ­юнкт
  • абъ­юра­ция
  • трансъ­ев­ро­пей­ский

В заим­ство­ван­ном сло­ве «фельдъ­егерь» напи­шем раз­де­ли­тель­ный Ъ.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Написание разделительных Ь и Ъ»

russkiiyazyk.ru

Урок порусскому языку (Разделительные Ъ и Ь знаки» (5 класс) в контексте ФГОС

Проект урока в контексте ФГОС.

Предмет: русский язык.

Класс: 5 класс.

Тема: Разделительные твёрдый и мягкий знаки (повторение в начале года).

Цель: Создать условия для повторения и отработки правописания слов с разделительным твёрдым или разделительным мягким знаком.

Задачи:

  • Систематизировать знания о правописании слов с данной орфограммой.

  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.

  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

  • Анализ структуры слова.

  • Владение навыками анализа, рассуждения от частных явлений к общим закономерностям, синтеза и создания схемы изучаемого языкового явления.

  • Умение  использовать интернет-ресурсы для поиска информации по данной теме.

  •  Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.

  • Осознание особой роли букв Ъ и Ь знак в русском языке.

  • Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения, возможный выход на индивидуальный предметный проект «Сказки и стихи о Ъ и Ь знаках»

Метапредметные результаты 

Познавательные результаты

Умение:

  • прогнозировать учебную ситуацию;

  • строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям;

  • обобщать полученную информацию;

  • преобразовывать информацию из текстового представления в графическое, и наоборот.

Регулятивные результаты

Умение:

  • идентифицировать собственные проблемы и соотносить их с темой и целью урока;

  • самостоятельно формулировать учебные задачи на урок, план работы;

  • выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные результаты

Умение:

  • аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

  • адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

  • отображать в речи содержание своих действий.

Предметные результаты 

  • Формирование представления об опознавательных признаках орфограммы «Разделительный Ъ и Ь знак».

  • Знание правила выбора нужной буквы при правописании слов с данной орфограммой.

  • Формирование умения практического применения правила, графического обозначения орфограммы.

 Технологическая карта урока

— Послушайте стихотворение, приготовьтесь ответить на такие вопросы:
  • О какой орфограмме идёт речь?

  • В чём затруднение ученика?

  • Какие слова с данной орфограммой запомнили из стихотворения?

Мягкий знак и твёрдый знак,

Не различу я вас никак!

Мягкий знак и твёрдый знак –

Какой из них когда писать?

Объявленье, разъясненье,

Соловьи и муравьи,

Шью и лью, подъезд, семья…

Объясните мне, друзья!

Правило я выучу

И буду применять,

Сомневаться уж не стану,

Какой тут знак писать!

(ответы на вопросы)

Итак, тема урока: «Разделительный Ъ и Ь знаки». (Оформление работы в тетради)

Получают установку на внимательное слушание. Слушают стихотворение, мысленно готовя ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы, аргументируя своё мнение.

Регулятивные: выполнять коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— А у вас эта орфограмма вызывает затруднения?

Спишите слова из стихотворения с доски к себе в тетрадь, вставляя Ъ или Ь знак. (Один ученик работает со словами на доске, вставляя знаки).

На доске: Об_явлен_е, раз_яснен_е, солов_и, мурав_и, ш_ю, л_ю, под_езд, сем_я.

(Правильность выполнения задания на данном этапе урока не проверяется).

На листах самоконтроля найдите данную тему, оцените в баллах от 2 до 5 свои знания и умения по ней (баллы выставляются карандашом).

Списывают слова, вставляя нужные буквы.

Оценивают свои знания и умения по данной теме.

Регулятивные: идентифицировать собственные проблемы и соотносить их с темой и целью урока.

3. Выявление места и причины затруднения.

— В чём основная причина затруднения? (в выборе Ъ или Ь знака)

Анализируют собственные трудности, делают вывод.

Регулятивные: идентифицировать собственные проблемы и соотносить их с темой и целью урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

— Чтобы освоить эту орфограмму и всегда писать правильно, что, по-вашему, нам сегодня нужно сделать? Составьте план наших действий на урок. Подсказкой могут быть пункты «знать» и «уметь» из вашего листа самоконтроля.

(На доску выносится согласованный между всеми участниками учебного процесса план урока:

  1. Опознавательные признаки орфограммы.

  2. Правило.

  3. Упражнения + обозначение орфограммы.

  4. Самопроверка.

Высказывают свои предложения, аргументируя их. Работают с листами самоконтроля.

Познавательные: прогнозировать учебную ситуацию.

Регулятивные: самостоятельно формулировать учебные задачи на урок, план работы.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

  1. Опознавательные признаки орфограммы.

— Прежде всего, нужно научиться слышать эту орфограмму, «опасное место» в слове.

Произнесите негромко и чётко записанные вами слова. Какой звук подсказывает место Ъ или Ь знака? (ответы)

Итак, звук [й] и гласные [э], [о], [у], [а], [и] за ним – признак орфограммы «Разделительный Ъ и Ь знак», это сигнал опасности.

Чётко проговаривают слова, анализируют сказанное.

Высказывают свои предположения. Делают вывод.

Регулятивные: выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

  1. Правило.

(Работа по учебнику, с.28 – таблички с примерами слов на данную орфограмму)

— Посмотрите на первый столбик слов. Что за часть слова находится перед Ъ? (приставка)

Что общего у всех этих приставок? (все они оканчиваются на согласный)

Какая часть слова следует за Ъ? (корень)

Какие гласные отделяет Ъ от приставки, не даёт им слиться? (е, ё, ю, я)

— Запомните, что у Ъ и характер твёрдый, непреклонный. Какие части слова он всегда разделяет и не даёт «встретиться»? (приставку и корень)

— Какую общую схему к этим примерам можно составить? (обсуждение вариантов и выбор оптимального, запись его в тетрадь. Запись слова-примера с образцом обозначения орфограммы.)

— Посмотрите на второй столбик слов.

В какой части слова находится Ь? (в корне, в самой середине)

Какие гласные отделяет Ь, не даёт им слиться? (те же самыее, ё, ю, я)

— Запомните, что у Ь и характер мягкий, пугливый. В какой части слова он всегда прячется, стремится укрыться? (в корне)

— Какую общую схему к этим примерам можно составить? (обсуждение вариантов и выбор оптимального, запись его в тетрадь. Запись слова-примера с образцом обозначения орфограммы.)

— Посмотрите на третий столбик слов.

В какой части слова находится Ь? (в корне, на конце)

Какие гласные отделяет Ь, не даёт им слиться? (те же самыее, ё, ю, я и ещё гласную и)

— В какой части слова находятся эти гласные в данных примерах? (в окончании)

— Какую общую схему к этим примерам можно составить? (обсуждение вариантов и выбор оптимального, запись его в тетрадь. Запись слова-примера с образцом обозначения орфограммы.)

— Опираясь на составленные схемы, попробуйте объяснить выбор Ъ или Ь знака на письме. (рассуждения детей)

Чтение одним учеником вслух правила по учебнику – с.28.

Анализируют слова из таблички в учебнике, выделяют части слова, находят общие признаки и отличия, рассуждают от частных случаев к общему выводу. Преобразуют словесную информацию в графическую.

Преобразуют графическую информацию в словесную.

Познавательные:

строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям; обобщать полученную информацию;

преобразовывать информацию из текстового представления в графическое, и наоборот.

Регулятивные: выполнять коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: отображать в речи содержание своих действий, аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

— Различайте Ь разделительный и Ь для обозначения мягкости согласного!

На доске: вьюга, просьба, конь, воробьи.

— В каких из этих слов Ь разделительный?

Анализируют, высказывают своё мнение и доказывают его.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

Физкультминутка

(видеоролик)

Выполняют физические упражнения и упражнения для снятия напряжения с глаз по образцу.

Регулятивные: демонстрировать приёмы регуляции психофизиологических состояний для достижения эффекта восстановления и активизации.

5. Первичное закрепление

3. Упражнения + обозначение орфограммы.

Просмотр презентации с диска-приложения «Русский язык. 5 класс. Ладыженская и др.»

Проверка правильности заполнения пропусков в словах из стихотворения, данного в начале урока.

Смотрят презентацию.

«Цепочкой» на доске по одному слову объясняют выбор вставленного Ъ или Ь знаков, обозначают орфограммы.

Познавательные: обобщать полученную информацию.

Регулятивные: выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: отображать в речи содержание своих действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4. Самопроверка.

Словарный диктант:

Разъярённый зверёк, объяснить задачу, льётся дождь, сузить платье, в подъезде темно, вьёт гнездо, серьёзный разговор.

Проверка по эталону – правильное написание выведено через проектор на экран.

Пишут диктант.

Сверяют написанное с образцом на экране. Объясняют написание конкретных слов в случае ошибок у кого-либо из одноклассников.

Регулятивные: выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: отображать в речи содержание своих действий; аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения.

7. Рефлексия

— На листах самоконтроля оцените свои знания и умения по теме урока, каждое в баллах от 2 до 5.

— Сравните с оценками, которые вы выставили себе в начале урока карандашом:

— Есть ли изменения? Стали ли ваши самооценки выше?

— Какие знания или умения требуют доработки? В чём ещё испытываете затруднения и чему уделите внимание? Как вы будете это делать?

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

С.28 – выучить правило, повторять схемы-подсказки из тетради;

Упр.58 – списать, вставляя буквы, обозначить орфограммы.

— Думаю, вы убедились, что буквы Ъ и Ь знак – особенные в нашем языке, очень интересные, каждая со своим «характером». Чтобы лучше объяснить их употребление, существует много стихов и грамматических сказок об этих замечательных буквах. Кто заинтересовался этими особенными буквами, предлагаю выполнить проект (индивидуально или группой) – составить небольшой сборник «Сказки и стихи о Ъ и Ь знаках».

Выставляют себе баллы, оценивая свой уровень знаний и умений по данной теме.

Анализируют свои достижения, определяют трудности и пути их преодоления.

Познавательные: прогнозировать учебную ситуацию; обобщать полученную информацию.

Регулятивные: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Коммуникативные: давать оценку своим действиям, оценивать результат.

 

infourok.ru

Разделительный Ь и Ъ знаки (сопоставление)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • развивать умение сравнивать и различать слова с ь и ъ разделительными знаками;
  • обогащать словарный запас учащихся , работать над развитием речи;
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества, доверительное отношение между учащимися и учителем.

Оборудование:

  • карточки для самостоятельной работы,
  • таблица-памятка,
  • мультимедийный проэктор, магнитофон,
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

II. Формирование темы и целеполагание.

На доске: “Друз•я, учен•е нас об•единяет!” (Слайд 1.)

– Не подскажете ли тему урока? Встречалась ли вам раньше эта тема? Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки? Что у них общего?

Д. Он разделяет буквы согласного звука и гласного. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю , я и.

– Кто может рассказать про ъ?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.

– А какие цели поставим на уроке? Над чем будем работать? Проблемная задача: как отличить разделительные ъ и ь ?

Д. Закрепить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ним.

Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного. Ъ знак, как пограничник, не уйдет со своего поста. Ь знак– добрый, мягкий по характеру, может быть в любом месте, но они делают одну и ту же работу.

III. Актуализация опорных знаний, реализация целей.

1 . Чистописание

– определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звука. Какие эти буквы? В каких словах они присутствуют? (ь,ъ)

– определите порядок следования букв в данном ряду:

ъуоь уоьъ оьъу ьъуо

(В этом ряду чередуются 4 строчные буквы: ъ, ь, у, о. Первая буква в каждой очередной ячейке данного ряда становится последней).

– Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

2. Разбор слов по составу (друзья, ученье, объединяет.) Запись этого предложения.

– Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Кто скажет, почему? (Обращение). К вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались.

3. Работа над деформированным текстом.

Для вас я придумала еще одно задание. Сформулируйте задание к упражнению самостоятельно. Как думаете, что вы должны делать? (Слайд 2.)

толк Говорит барану…:
друзья – Ну какой от дружбы … ?
нельзя Если мы с тобой… ,
волк Значит, съесть тебя…!

– Какие правила должен знать автор, чтобы написать поэтический текст? (Рифму – созвучие слов в строчках.)
– Что у вас получилось? Назовите рифмующиеся звуки.
– Какие слова подходят к нашей теме?

Подберите однокоренные слова к слову друзья. (Друг, дружеский, подруга, недруг, дружить, дружба). Назовите корень.

Происхождение слова нельзя произошло от слова “льзя”, что означало можно.

– Почему не могут дружить волк и баран? Как в жизни выбирать себе друга? Кого вы считаете настоящим другом?

Вывод.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
(С. Михалков).

3. Фонетическая разминка.

Коля забивал колья.

Я сел и огурец съел.

Девочкам предлагаю 1-е предложение, а мальчикам – 2-е предложение.

Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? Чем они отличаются? (Произношением, написанием, значением). Напишите подчеркнутые слова в транскрипции.

Сел – [с’эл] – 3б.,3 зв.
Съел – [сйэл] – 4б.,4зв.
Коля – [Кол’а] – 4б.,4 зв.
колья[кол’йа] – 5б,5зв.

Как же так? Молодцы!

4. Физкультминутка. (Ритмические упражнения). Наверное, подустали. Сейчас я проверяю ваше внимание в другой форме.

5. Загадка:

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна – Слайд 3.)

Внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Сможете ли вы решать орфографическую задачу? Выделите корни и приставки. Подчеркните орфограмму. Сколько ошибок у вас получилось?

(Слайд 4.)

  1. Грустит обезьяна
    За прутями клетки.
    Пустите её
    Покачаться на ветке.
     
  2. Волк ужасно разъярён,
    Сесть ежа не может он
    Еж, хотя он и съедобен:
    Для седенья неудобен:
    Сежась, выставил иголки-
    Объегорил злого волка.

(Дети работают на карточках.)

5. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Я диктую, а вы в тетрадях пишете только ъ или ь знаки.

Объявил, полозья, съезд, объяснил, объедки, льет.

Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ь. (Проверяем хлопками.)

6.Работа над фразеологизмами, многозначными словами. (В картинках – Слайд 5.)

Разбираться как свинья в апельсинах (ни в чем не разбираться)

Какое слово нас интересует? (Свинья.) Почему? В словах разбираться и апельсинах ь тоже есть. Как вы понимаете значение этого выражения?

Подложить свинью. (Плохо поступить, навредить.) Настоящие друзья могут так поступить?

Многозначные слова: кистьСлайд 6. (Руки, винограда, художника). Измените слово так, ь-показатель мягкости замените разделительным. Как это можно сделать?

Чем? Кистью (в Т.п.)

Лисички (грибы ,звери).

Измените слово так, чтобы появилась интересующая нас орфограмма. (Указываем на принадлежность.)

Чьи? Лисьи.

6. Реши кроссворд: (Слайд 7.)

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. …..дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. ….стрекоза, лето красное пропела.

8. Самостоятельная работа (в группах).

Отталкиваясь от темы урока, составьте для других групп задания (вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, корень и приставку).

Итоги.

– Смогли ли мы достичь поставленной цели.
– Мне кажется, что все вы “Друзья мягкого и твердого знаков”.
– Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.

28.01.2011

urok.1sept.ru

План-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему: Разделительный Ь и Ъ знаки Обобщение и систематизация

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1

2

3

4

5

6

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте! Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу.

Вступительное слово.

– Сядьте поудобней. Работать на уроке сегодня будем в парах и группах. А что для этого нам нужно?

 Давайте с помощью небольшого стихотворения, попробуем вспомнить о правилах поведения.  Я начинаю строчку, вы продолжаете, не забудьте о поднятой руке, не перебивайте товарища.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не… (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно… (руку).

– То есть, по отношению к партнеру мы должны быть:….

За работу в группах сегодня на уроке вы будете получать жетоны. В конце урока мы подведем итоги.

Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определение темы урока

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Чтобы определить тему нашего урока, разгадайте загадки, ответы записывайте в тетрадь. После того, как я прочитаю последнюю загадку, посоветовавшись в своей группе, назовите тему урока.

1)Эти маленькие птицы

Петь большие мастерицы

На берёзке средь ветвей

Трель заводят… (соловьи)

2) Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

3)На столбе висит листок, в нем бывает мало строк, «покупаю», «продаю» иль «меняю», «отдаю» (объявление)

4) Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок —
Дом уютный для семьи 
Дружно строят … (Муравьи).

5)Вставишь ключик в домофон, щелк и оказался в нем (подъезд)

6) Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы… (вьюга)

Посмотрите на слова, проанализируйте их, посоветуйтесь в группах, какова же тема урока?

Разделительные Ь и Ъ знаки

Запишите тему в тетрадь!

А чтобы определить задачи урока запишем  предложение

С…ёжились от в…юги вороб…и на дерев…ях.

Что вам потребовалось, чтобы записать предложение? Какие задачи поставим перед собой?

Задачи: А что еще нужно?

1)Мы должны вспомнить правило

2)как писать слова с  ь и ъ знаком

А самое главное…

3)привести наши знания о ь и ъ знаках в систему

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-

ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Актуализация знаний.

Тестирование усвоения мат-ла. СИМАЛТИНИУСС РАУНД ТЭЙБЛ

выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку

МЫСЛИ НА СТОЛЕ

Чтобы проверить насколько хорошо вы знаете правило, выполним различные задания

Первое задание называется

Диктант «Плюс – минус».

Вы записываете слова под диктовку, если в слове пишется разделительный мягкий или твердый  знак, то ставите плюс, если не пишется, то ставите минус.

Пью, заячьи, сосулька, овощной, съел, женщина, больница, почта, вьюн, долька, отъезд сердечко, уличный, объятия

Сначала ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ ДРУГА, передайте тетради тому, кто сидит напротив – вашим партнеры по лицу,

Теперь, воспользуйтесь эталоном, обратите внимание на правильность выполненного задания

Следующее задание называется

Мысли на столе.

Не забывайте,  работа идет совместно  в группе

Я предлагаю вам записать всего 8 слов на пройденное правило. Затем каждый, по очереди, по кругу  объясняет написание своего слова, ребята в группе могут исправлять товарища, если это нужно

1В…юга, 2 от…езд,  3 п…еса,4 с…есть, 5 бул…он,      6 с…ёмка, 7шампин…он, 8 медвежьи

 Для окончательной проверки воспользуйтесь эталоном

Рефлексия

Вызвала ли работа затруднения? Были ли ошибки?

Почему, как вы думаете?

Что нужно сделать, чтобы устранить эти затруднения

(Повторить правило, т.е. систематизировать наши знания)

Для этого откройте учебники на с.114, каждый самостоятельно еще раз прочитает правило .

Затем, каждая  группа получает задание — это слова на пройденное правило, правописание в которых  ь или ъ  вы должны объяснить .

Для ответа вы выберете в группы 1 ученика.

 

Группы получают слова:

ОБЕЗЬЯНА

СЪЕМКА

БУЛЬОН

ИНТЕРВЬЮ

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Советуются и отвечают

За правильное объяснение каждая группа получает жетон

Хорошо. Правило мы повторили. А как вы думаете, что еще нам нужно продумать или придумать, чтобы привести наши знания в систему?

Продумать опорную схему на которую можно опереться для употребления ь и ъ знаков

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Групповая, индивидуальная.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные опросы).

 

Обобщение
и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов
об изученных нормах 

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД 

СОБЕРИ ИДЕИ.

РАУНД ТЕЙБ)

Чтобы привести наши знания в систему нам понадобится коллективная работа , все ваши знания по пройденной теме,

СОБЕРем наши  ИДЕИ вместе!

Для этого каждая группа получает свое задание:

1 группа должна будет придумать опорную схему с примерами для разделительного Ъ знака, иллюстрирующими правило

 2 группа должна будет  придумать опорную схему с примерами для разделительного Ь знака, иллюстрирующими правило

3 группа должна будет придумать схему для исключений

4 группа придумать свой алгоритм написания ь знака, объяснить на примере

5 группа  придумать свой  алгоритм написания ъ знака, объяснить на примере

Схема для 1 группы

Схема для 2 группы

Для 3 группы

!

Для 4 группы

1)Определить …. слова, где находится орфограмма … знак

2)Если это …., проверить на какую букву она заканчивается и перед какой буквой … стоит

3)Если …. заканчивается на ….,  то перед буквами е,ё,ю,я пишется…..

Для 5 группы

1)Определить …. слова, где находится орфограмма … знак

4)Если это орфограмма в  …., перед буквами …..  пишется ……..

5) В некоторых словах иноязычного происхождения пишется  ….. перед буквой…. и эти слова надо ……(……….)

После того как вы подготовитесь, 2 участник группы выходит к доске и озвучивает правило

Рефлексия

Получают жетоны за правильно выполненное задание

Молодцы!

Что же у нас получилось? Ваша коллективная работа помогла нам вместе за короткое время создать схемы, которые помогут вам справиться с любым заданием на пройденное правило!!!

Теперь, когда нам удалось создать и схему и алгоритм к чему вы готовы?

К применению правила на практике!

Выполнению  заданий без ошибок!

  1. Выполним задание КРУГЛЫЙ СТОЛ

У каждой группы текст про великана Объедало, текст передается по кругу в группе, вы должны вставить в него пропущенные буквы советуясь, используя полученный алгоритм,

И как только буквы вставлены, текст вывешивается  3 отвечающим проверяется по эталону.

Время пошло.

 «Великан Об…едало был в гостях».

«Выставили ему угощен…я. Варен…я и солен…я. Бад…ю бульона. Пирожки слоеные. Олад…и да блины. Быч…и хвосты да цыпляч…и крылышки. Выпил, с…ел Об…едало немало, а голодным как был, так и остался».

Рефлексия

Молодцы, справились с заданием, применяя схему.

Получите жетоны

 В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, выполняют письменное задание по ря- дам, работают
с учебником

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ДРУЗЬЯ ПО ВРЕМЕНИ

Раунд Робин

Задание 2

Следующее задание на быстроту вашей реакции и внимательность

Команда должна найти по всему классу слова и распределить их в соответствии с правилом.

Слушайте задание внимательно.

В  классе закреплены слова на пройденное правило, ваша задача, найти их и закрепить на доске. Всего члены каждой группы должны найти и закрепить на доске  по 5 слов. Я включаю музыку и до тех пор пока она играет, члены группы ищут слова. Как только музыка заканчивается, все, кроме 4 ученика, который будет отвечать, садятся на свои места

Слушайте внимательно! Задания для групп будет очень разным

Задание для 1 группы

Найти слова исключения, где ь разделительный знак пишется перед буквой О

Задание для 2 группы

Найти слова с разделительным ь знаком в корне слова

ночью друзья

Задание для 3 группы

Найти слова, с разделительным ъ знаком после приставок

Задание для 4 группы

Найти слова, где нет ь разделительного знака (ь в этих словах смягчающий)

дверь

Задание для 5 группы

Найти слова, где нет разделительного ь знака (ь в этих словах пишется у сущ. и глаголов после шипящей)

Увлечься, покраснеешь, рожь, встретишься

Подведение итогов

Номер 4 читает слова, проверка

Рефлексия

Что вам помогло выполнить задание правильно?

3 задание называется ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Вы должны будете исправить ошибки, в словах с разделительным ь и ъ знаком, передавая задание по кругу в группе. Вы можете проверять и исправлять  друг друга, думать вместе.

В конце задания вы впишите в ответ задачи количество вставленных ь и ъ знаков

Я включаю музыку — Время пошло, выключаю — закончилось

Зачеркивайте и исправляйте каждая группа  в своем тексте

  1. Шъет платье,
  2. журчание ручъя,
  3. сьедают листъя,
  4. сьемка обезъяны,
  5. подехал к подьезду,
  6. обедаться варенъем,
  7. птичъи семьи,
  8. злая въюга
  1. Шьет платье,
  2. журчание ручья,
  3. съедают листья,
  4. съемка обезьяны,
  5. подъехал к подъезду,
  6. объедаться вареньем,
  7. птичьи семьи,
  8. злая вьюга

Ответ: В исправленных словах  получилось разделительных …..Ь знаков и ….Ъ знаков.

Ответ:9 –ь и 5-ъ

Рефлексия

За правильное количество

Ь 1жетон, Ъ еще 1 жетон

Принимают участие в обучающей

игре, отвечают на вопросы, выполняют задание

Групповая,

индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *